Советы начинающему моделисту - Пособие: Как собирать хорошие модели. Пошаговая инструкция изготовления модели корабля Деревянная модель sp 066 инструкция как собрать

Самостоятельная сборка деревянных моделей - увлекательное занятие для детей и их родителей. Чтобы создать действительно уникальный и качественный экспонат для домашней коллекции, необходимо точно знать, как собрать модель из дерева правильно.

Как делать модели из дерева?

Собрать деревянную модель несложно - инструкция по поэтапному изготовлению обязательно входит в конструкторский набор 3D-пазла. Поэтому внимательно соблюдая очередность, в зависимости от возраста и опыта ребенок может самостоятельно или, призвав на помощь родителей, сделать реалистичную 3Д модель танка, поезда, забавного робота, необыкновенный театр или домик для кукол.

Любая работа, творческая в том числе, начинается с подготовки материалов и вспомогательных инструментов. Если вы планируете увлечь ребенка моделированием из дерева надолго - лучше сразу приобрести весь необходимый инструментарий. Купив все нужное сразу, будьте уверены - ваш ребенок не забросит недособранную модель, потому что не получилось. Вложение средств обязательно принесет пользу – ребенок перестанет увлекаться гаджетами и займется безвредным для здоровья занятием.

Готовые к сборке деревянные модели

Трудоемкое выпиливание из фанеры с помощью лобзика осталось далеко в прошлом. Сегодня в продаже широкий ассортимент качественных деревянных конструкторов, детали которых легко вынимаются из основы. Благодаря лазерной резке, они легко и точно соединяются в готовую модель. Если вы приобрели именно такую - будьте уверены, что сборка доставит массу удовольствия вашим детям, да и взрослым тоже.

Что понадобится?

Для начала работы может пригодиться коврик и мелкозернистая наждачная бумага. Может оказаться полезным также пинцет для соединения мелких деталей и удерживания крепежных элементов в труднодоступных местах.

Для моделей, требующих склеивания или покраски, нужен набор кисточек, клей ПВА и краска, предназначенная для деревянных поверхностей.

Ну, и не помешает запастись усидчивостью и терпением, поскольку сборка самых интересных моделей рассчитана на несколько часов увлекательной работы.

Инструкция по сборке деревянной модели

Чтобы приступить к созданию уникальной модели сразу подготовьте прилагающуюся инструкцию - в процессе сборки она должна быть у вас перед глазами. Затем разложите на рабочем месте инструменты так, чтобы оставалось достаточное пространство для работы.


Поэтапная инструкция по сборке деревянной модели:



Если во время сборки модели, приходится прерваться, не забывайте складывать детали в коробку во избежание случайных потерь. Убирайте рабочее место, чтобы не пришлось искать «затерявшиеся» инструменты перед продолжением работ или сборкой следующей модели.

Первая самостоятельно собранная деревянная модель – всегда самая главная и запоминающаяся. И уже 2-3 собственноручно созданные 3Д модели из дерева позволят на вопрос: «Как собрать деревянные пазлы?», уверенно отвечать: «Легко и интересно!».


Сборка моделей из дерева - безвредное для здоровья и увлекательное занятие для детей и взрослых, которое гарантирует развитие мелкой моторики рук, сообразительности, самодисциплины и отличное настроение каждый день.

В моделировании фанера является самым востребованным материалом. Это связано с высокими показателями качества, а также простотой работы. Фанерные листы очень легко режутся, достаточно просто обрабатываются. Использовав подходящую схему (чертеж), можно сделать корабли из фанеры своими руками.

Фанера - это универсальный материал, который легко режется и обрабатывается различными способами, поэтому именно с фанерных выкроек рекомендуется начинать свое знакомство с моделированием.

Конструирование корабля самостоятельно – довольно интересное занятие. Но для того чтобы приступить к выполнению сложных моделей, необходимо потренироваться на более легких.

Материалы и инструменты

Для создания узоров из лепнины на борту корабля нужно приготовить самостоятельно состав, из которого можно формировать рельефы. Для раствора необходимо подготовить следующие инструменты и материалы:

  • пыль древесная;
  • клей ПВА (в среднем на одну модель корабля может уйти около полулитра клея);
  • пластилин для создания мелких неровностей и узоров;

Материалы и инструменты, которые используются во время моделирования корабля:

Березовая фанера обеспечит минимальное количество сколов при распиливании.

  • фанера необходимой толщины;
  • суперклей;
  • бумага наждачная для обработки поверхности;
  • нить капроновая;
  • лобзик для вырезания деталей;
  • строительный нож;
  • древесина для мачты. Лучше использовать сосну, так как она значительно легче обрабатывается;
  • краска;
  • кисти небольших размеров;
  • палочки китайские;
  • ткань для парусов;
  • нить;
  • карандаш линейка.

Древесина для моделирования должна использоваться мягкая, не волокнистая. Самым популярным вариантом является кедр, липа, орех. Все деревянные заготовки должны быть идеально ровными, без сучков и повреждений. Ее можно использовать в качестве дополнительного элемента для создания декоративных частей. Также древесина может быть использована для создания основных элементов модели, таких как палуба, корпус.

Фанера в моделировании является самым востребованным материалом. В таком направлении, как моделирование, чаще всего используют березовую или бальзовую фанеру. Это связано с тем, что данные породы дерева практически не дают сколов во время распиливания. Чтобы сделать кораблик из фанеры, необходимо использовать листы толщиной в пределах 0,8-2 мм.

Простая схема модели корабля из фанеры.

Шпон – листовой материал, очень тонкий, изготавливается из древесины ценных пород. В большинстве случаев шпон используется как облицовочный материал. Им оклеивают изделия, которые изготовлены из недорогого материала.

Крепежные элементы будут выполнять не только основную задачу скреплять детали, но и выполнять декоративную роль. Для создания модели кораблика необходимо подготовить тонкие цепочки (можно использовать несколько размеров), шнурки, нити, медные или латунные гвоздики. Для того чтобы перенести чертеж с листа на фанеру, лучше всего использовать кальку и карандаш. Так рисунок получится детализированным. Для скрепления деталей фанеры необходимо использовать клей. Мелкую деталировку можно изготовить методом металлического литья, использовать полимерную глину либо самостоятельно приготовить раствор из древесной пыли и клея ПВА. После полного высыхания такая масса очень прочна, и ее можно окрасить в необходимый цвет.

Вернуться к оглавлению

Подготовительные работы

Если корабль из фанеры моделируется впервые, рекомендуется приобрести наборы, в которых все детали уже вырезаны и обработаны. Но его стоимость порой может быть достаточно высокой. Поэтому при большом желании и старании опыт можно получить в процессе проведения работы по сборке своего корабля.Моделирование, как и другая разновидность работы, обязательно начинается с подготовительного этапа. Первое, с чего необходимо начать работу, это какой корабль будет моделироваться. Для начала стоит просмотреть различные чертежи и готовые работы, это значительно облегчит выбор модели.

Изучив полностью чертеж, стоит проверить наличие всех необходимых материалов и инструментов для выполнения работы. Моделировать корабли – дело ювелирное. Оно требует много времени и усидчивости.

На подготовительном этапе необходимо сделать бумажные или картонные шаблоны всех деталей. После этого они все переносятся на фанеру. На этом подготовительный этап работы можно считать завершенным.

Вернуться к оглавлению

Изготовление деталей

Для того чтобы изготовить все детали, выпилить их из фанерного листа, необходимо использовать соответствующий инструмент. Для работы можно использовать ручной лобзик, но, если есть возможность, лучше использовать электрический модельный вариант. Использование второго варианта значительно сократит время на изготовление всех элементов. Особенно это касается самых мелких деталей.

Выпиленные заготовки обрабатывают напильником, удаляя сколы и заусенцы.

Для того чтобы выпилить деталь, в фанере делается отверстие, в которое располагается пилка лобзика. Вырезать все детали стоит очень осторожно, соблюдая при этом все контурные границы, поскольку неточно вырезанные детали потом могут испортить внешний вид всего корабля. Каждая выпиленная заготовка обязательно должна быть обработана напильником с торцов. В процессе такой зачистки необходимо снять небольшую часть фаски, где образовались сколы и заусенцы. При выпиливании этот момент избежать невозможно.

Собирать корабль нужно тогда, когда все детали вырезаны, и обработаны торцы. Это позволит заниматься сборочными работами, не отвлекаясь при этом на вырезание недостающих деталей.

Где сделали выкладки по всем крупным изготовителям наборов деревянных моделей кораблей (в основном парусников). С тех пор утекло много воды, многое изменилось, поэтому пользоваться той информацией уже нельзя, слишком сильно она устарела. И чтобы вы при выборе не попали впросак, мы решили составить новый обзор. В него войдут только европейские изготовители. Про китайских изготовителей деревянных кораблей можно прочесть в , а единственная приличная американская фирма-производитель деревянных моделей (корабли и самолеты): (Model Airways – модели самолётов из дерева) после смены менеджмента теперь практически банкрот, поэтому мы не будем принимать ее во внимание. Про японскую фирму хорошо написано , даже добавить нечего.

Начнем с явных фаворитов, а закончим аутсайдерами.

За прошедшие десять лет итальянская фирма-изготовитель деревянных моделей кораблей не только не растеряла свой потенциал, но и приумножила его, вырвавшись вперед по сравнению со всеми другими изготовителями. Сейчас на вопрос "что есть лучшее на рынке деревянных моделей парусников", мы отважно встанем во весь рост и, героически глядя вдаль, ответим: " или три модели фирмы – , ". За счет чего имеет приоритет перед всеми остальными?

В первую очередь за счет материала (деревянных реек). Если у испанских производителей ( , ) рейки плохо подобраны по цвету, имеют неровные края, могут быть кривые или разного размера, то себе такого не позволяет (не идеал, конечно, опытный судомоделист и чемпион всевозможных конкурсов всё равно останется недоволен… но, строго между нами, они просто жуткие придиры). Подобное качество реек есть только у фирмы . У рейки из рыхлого дерева, у реек явно недостаточно, а у вообще из реек только светлый рамин.




Во вторую очередь стоит отметить качество мелких деталей (пушек, блоков, юферсов, нитей, якорей и т.д.). Они тоже заметно лучше, чем у остальных изготовителей деревянных моделей кораблей.

Далее: инструкции по сборке весьма информативны и подробны. Бывают исключения, но в большинстве своём инструкции понятны и читаемы. А инструкции для новых моделей серии Victory Models ( , ) просто радуют глаз. Всё-таки компьютерные разработки дают о себе знать. По инструкциям к Amati может подойти (а, объективно говоря, иногда и обогнать) только испанская фирма .

Ассортимент. У Amati есть не только модели, которые мы можем смело рекомендовать для первого раза ( , ), но и модели, которые не стыдно предложить уже опытному моделисту (HMS Fly, Меркурий). Ну а после постройки Vanguard вы либо поймёте тщетность бытия (в том смысле, что остальные модели будут казаться примитивными), либо перейдете к . Чтобы ещё раз понять тщетность бытия.

У OcCre понятные инструкции в пошаговых фотографиях, что делает эти модели незаменимыми для новичков.

Как правило, у OcCre дан приличный запас по материалу (рейкам), что тоже важно для первого раза.

У OcCre даются готовые паруса, чего нет у многих других европейских производителей. Да, паруса на наш взгляд паршивые, но, во-первых, "наш взгляд" – это взгляд сурьёзных бородатых судомоделистов, а во-вторых, они бесплатные. А при таком раскладе, как известно, и хлорка – творог.

Можно даже обобщить принципы, на которых нужно основываться при выборе своей первой модели:

1) мы глубоко убеждены, что для первого раза самое главное – закончить модель, не разочароваться на полпути, не положить проект в долгий ящик. Надо ЗАКОНЧИТЬ!

2) а посему историческая достоверность, проработка мелочевки уходят на второй план.

3) крайне важны понятная инструкция по сборке (т.к. постройка деревянной модели парусника очень сильно отличается от сборки пластиковых или бумажных моделей) и запас по материалу (на тот случай, если вы что-то поначалу испортите или захотите переделать).

Модели кораблей фирмы OcCre как раз имеют и хорошую инструкцию, и запас по материалу. Плюс к этому приличное качество каркасных деталей – не придётся их подравнивать или переделывать просто потому, что их криво нарезали. А значит, модели фирмы OcCre прекрасно подходят тем, кто хочет попробовать свои силы в судомоделизме.

А ещё бесплатные паруса.

Еще одна испанская фирма. Точнее, бывшая испанская. Теперь всё производство у нее в Китае. Скорей всего, мы могли бы сказать про нее то же самое, что и про OcCre. Но "Made in China" свело все преимущества на нет.

У Artesania Latina очень широкая линейка деревянных моделей кораблей, но после того, как они перевели производство в Китай, у нас множество нареканий на комплектность их моделей. Очень и очень часто китайцы или что-то не положат, или положат не то. Причем это касается не только дешевых, но и дорогих, топовых моделей.

Другой аспект китайского производства заключается в том, что они постоянно на чем-то экономят. За последние пять лет сначала из наборов исчезли подставки для моделей, затем инструкции по сборке стали на CD диске, а не на бумаге (экономия, однако!), а теперь и чертежи не на формате А1, а на формате А3. А ведь это должен быть полноразмерный чертеж, с которого надо снимать размеры. И, конечно, упаковка стала никакой. Типичный китайский дешевый вариант. Однако цены остались на уровне европейских моделей. Поэтому Artesania Latina планомерно уступает свою долю на рынке. Прекрасный пример для тех, кто хочет увеличить прибыль только лишь путём сокращения расходов.

Третья и последняя испанская фирма – . Это небольшое подразделение более крупной фирмы Diset, которая специализируется на детских товарах. Детская специфика отложила отпечаток и на деревянные модели парусников Constructo. Во-первых, линейка деревянных моделей кораблей у Constructo не развивается, давным-давно нет новинок. Оно и понятно, не профильный это актив. Во-вторых, качество Constructo стабильное, вот уже десять лет оно не падает. В целом у Constructo есть сильные стороны (очень информативная инструкция по сборке), есть и слабые (использование реек красного дерева (а они очень плохо гнутся, а своим цветом придают готовой модели корабля "сувенирный" вид), слабое литьё, часто одинарная обшивка корпуса).

Итальянская фирма мало изменилась за последние годы. Поэтому всё, что сказано о ней в нашей первой статье, можно сказать и сейчас. Единственное исключение – при нынешнем уровне качества, литьё у деревянных моделей кораблей фирмы Corel выглядит неважно. Очень замыленное. Зато линейка деревянных моделей парусников XVII-XVIII веков очень богата. В 2007-2008 годах Corel, видя спад спроса на свою продукцию, решила расшириться за счет сегмента небольших дешевых моделей. Но это ей не удалось. Все три модели парусников Corel ( , ) получились весьма посредственными.

Еще одна итальянская фирма – . К сожалению, она так и не оправилась от рецессии 2008 года. Новинок нет, качество материалов (дерева) весьма посредственное. Инструкции как были на уровне 70-80-х годов XX века, так и остались. Еще до 2008 года Mantua в своих деревянных моделях кораблей начала постепенно заменять настил палубы отдельными рейками на палубы с рисунком, выгравированным лазером. Были попытки улучшить сборочные инструкции, но эти попытки были весьма слабы. В целом Mantua вряд ли выживет, т.к. постоянное повышение цен – не выход из тупика. А жаль, у Mantua есть интересные модели кораблей, не имеющие аналогов у других производителей.

Механические 3D пазлы украинского дизайнера Дениса Охрименко представляют собою не просто конструкторы, а сложнейшие деревянные механизмы. Чтобы облегчить процесс, уже традиционно, к каждому комплекту запчастей прилагается иллюстрированная инструкция по сборке Ugears.

Час за часом, деталь за деталью и вот, наконец-то, в ваших руках оказывается настоящее чудо современной инженерии.

Сложности при сборке: недостаток опыта или информации?

Недостаточно знакомые с продукцией Ukrainian Gears ошибочно полагают, что эти конструкторы являются аналогом знаменитого Lego. В действительности оказывается, что механические игрушки украинского бренда созданы совсем не для детей и несут в себе определенную нагрузку. Разработать уникальную механическую steampunk-вещицу стало основной целью создателей деревянных пазлов.

Деревянные пазлы Ugears – это несколько планшеток из фанеры, на которых, с помощью лазерного станка, вырезаны заготовки для будущей игрушки. Внутри упаковки новоиспеченный владелец конструктора непременно обнаружит печатное руководство о том, как собрать 3д пазл.

Разработчики игрушек уверены, что информации, указанной в инструкции, достаточно для «безболезненного» процесса сборки, однако многие покупатели с этим категорически не согласны.

Особенно тяжело собрать пазлы новичкам. Из-за недостатка опыта и боязни сломать детали, большинство так и не доводит дело до конца. Другие, более смелые и уверенные в себе начинают искать информацию на просторах Интернета.

Максимальным спросом пользуются . Пользователи уверены, что только ролики максимально отображают порядок действий и способны хоть как-то прояснить ситуацию.

Процесс сборки данных пазлов невероятно сложный, требующий усидчивости, внимательности и кропотливой работы. Несмотря на убеждения разработчиков, быстрая сборка конструктора Ugears невозможна ни практически, ни теоретически. И дело здесь не только в недоработках печатной инструкции или неопытности сборщиков.

Наибольшие трудности заключаются именно в процессе сборки механических элементов, ведь именно за счет их игрушки приходят в движение. Важно правильно соединить между собою все детали резинодвигателя или последовательно скрепить множество шестеренок в более примитивных моделях.

Подразумевается, что механические пазлы Ugears собираются в несколько этапов. Работая над каждым отдельным элементом, потребуется максимум времени, терпения и внимания. Будет гораздо проще понять, как собирать 3Д пазлы по фото – подобные инструкции значительно облегчают процесс и позволяют сэкономить время.

Если в данный момент вы держите в руках деревянные планшетки с деталями, скорее всего, в ближайшие пару часов, а может и дней, вам предстоит увлекательный процесс сборки этих невероятных пазлов нового поколения.

Развернув упаковку, в первые минуты «знакомства» с пазлами Ugears, хочется поскорее отыскать волшебную палочку, махнуть ею и оп-ля – «Локомотив» уже несется по рельсам. До боли все сложно и замысловато в этих конструкторах.

Инструкция как собирать деревянные три д пазлы Ugears будет очень кстати. Безусловно, к каждому набору деталей она прилагается, но порой буклета с рекомендациями по сборке от самого производителя оказывается недостаточно.

Наученные личными неудачами, любители украинских пазлов делятся в интернете важными советами по сборке определенных моделей, описывают слабые стороны конкретных конструкторов и призывают не совершать подобных ошибок.

Интернет-магазин Top-Ugears подготовил наиболее актуальные советы по сборке самых популярных моделей.

Собираем тайник

«Сейф» - бестселлер компании. Эта игрушка привлекает внимание своими размерами, функционалом и, относительно невысокой, ценой. Несмотря на всю простоту готовой модели, сборка может показаться сущим адом. Ниже - элементарные советы о том, как собрать «Сейф» и поработать с кодами.

Прежде всего стоит отметить, что - это не просто игрушка. Это полноценный тайник и будь он из металла, в нем можно бы хранить более ценные вещи, чем бижутерию и прочие мелочи. В основе «Сейфа» заложен функционирующий кодовый замок. Его реалистичность вызывает сложности во время сборки, многим не понятно, как задать (сделать) код. Этот момент замедляет дальнейшую сборку и, соответственно, эксплуатацию игрушки.

Те, кому удалось разобраться в данном вопросе, устанавливают стандартную числовую комбинацию, которую предлагает инструкция по сборке «Safe» Ugears.

Новоиспеченные владельцы хотят сделать свою игрушку неуязвимой и пробуют установить код, который был бы известен исключительно им. Однако, после многочисленных попыток выясняется, что сделать это не так-то просто, а в Интернете нет ни одной полезной статьи о том, как установить свой код на сейф Ugears.

Производители все-таки не ограничиваются одной комбинацией. В конце инструкции по сборке имеется таблица кодов, позволяющая выбрать вместо стандартного числа «321» набор других цифр.

Зачастую, когда последние шестеренки заняли свои места и дело осталось за малым, оказывается, что собранный сейф закрыт. Разочарованные конструкторы пытаются придумать как открыть сейф, но сделать это гуманным образом невозможно - без механических повреждений отдельных деталей не обойтись. Чтобы такого не происходило, важно закодировать сейф на ранних этапах сборки.

Легендарный UG460 – собираем «Локомотив»

Комплект для сборки паровоза с тендером включает в себя огромное количество деталей. По уровню сложности эта игрушка занимает одну из главных позиций в списке всей продукции Ugears. Тем не менее собрать не вызывает абсолютно никаких сложностей.

Вопросы возникают уже в процессе эксплуатации. Многие жалуются на недоработки компании - во время движения очень часто клинит «Паровоз» Ugear. В свою очередь создатели заявляют, что проблема не в деталях, а в неправильной сборке. Такая ситуация возможна лишь в случае, если некорректно собран резинодвигатель.

Автомобили старой Европы – складываем пазл «Грузовик»

Это еще одна очень серьезная модель. Как в плане сборки, так и в процессе использования.

До второго пункта дело часто не доходит – в наборе есть одна магическая деталь, настоящая «заноза» всеми любимой модели грузовика. Когда процесс сборки подходит к концу, оказывается, что осталась деталь 147, хотя машина Ugears уже готова.

Как это не парадоксально, но грузовичок отлично функционирует и без нее. До сих пор достоверно не известно в чем причина данной проблемы. Возможно, модель недостаточно проработана или невнимательно протестирована. А может, пользователи сами изобрели какую-то систему сборки и теперь точно знают, как собрать без использования одной из деталей.

По рельсам не спеша – «Трамвайчик» от Ugears

Пожалуй, самая романтичная модель украинских стартаперов. Несколько трамвайчиков, курсирующих вперед-назад по специальным рельсам невольно погружают нас в атмосферу старой Европы. Кажется, если чуточку углубиться в мир фантазий, можно почувствовать запах кофе и свежеиспеченных круассанов.

Модель не вызывает особых трудностей. Заводской инструкции для сборки , которая прилагается к каждому комплекту деталей, будет вполне достаточно даже для начинающих.

Часовой механизм в моделях Ugears – собираем «Таймер»

«Таймер» от Ukrainian Gears работает по такой же системе, как и большинство часов, как старого, так и современного образца. «Голый» внешний вид модели позволяет просматривать все движения, происходящие внутри – от беспрерывного движения многочисленных шестеренок просто невозможно отвести взгляд.

Легенда Ugears – пазл «Цветок»

Именно с этой модели началась история бренда. Аксессуар является прототипом музыкальной шкатулки, выглядит очень элегантно и интригующе.

Сборка не требует много времени и опыта. Считается, что именно с этой игрушки стоит начинать знакомство с конструкторами нового поколения – деталей в комплекте немного, поэтому собрать данный пазл будет под силу даже ребенку.

Несмотря на все сложности, возникающие в процессе сборки, можно с уверенностью сказать, что единственным ключом к головоломкам Ugears является инструкция к пазлам 3Д. Рекомендации самого производителя будут наиболее точными и понятными, в отличии от сомнительных советов пользователей Рунета

Для сборки модели совершенно недостаточно собственно модели и клея. Чтобы качественно собрать модель потребуется масса инструментов, инструментов, главным образом, недорогого - модельный нож. пинцет, наждачная бумага, клей, маскировочная лента и краски.

Модельные ножи и резаки

Самым главным из всех инструментов является хороший нож. Для работы с моделями самолетов больше подходит нож с узким лезвием. Качество ножа должно быть очень хорошим, чтобы не приходилось затачивать лезвие в процессе работы. В роли ножа неплохо зарекомендовал себя хирургический скальпель.

Шкурка

Для зачистки собранной модели потребуется как минимум два типа шкурки: с зерном покрупнее для первоначальной обработки и очень мелкая для чистовой. Желательно пользоваться водостойкой шкуркой, поскольку зерно быстро забивается сточенным пластиком. Водостойкою шкурку следует время от времени макать в воду, чтобы смыть пластмассовые опилки.

Клей

Проще всего собирать модель на жидком быстросохнущем клее. Не помешает иметь специальный клей для соединения прозрачных деталей.

Шпаклевка

Специальная модельная шпаклевка абсолютна необходима для заделки всяческих щелей, которые образуются после склейки, выравнивания поверхностей и пр.

Маскировочная лента

Маскировочная лента широко используется при сборке моделей. Ею можно не только защищать поверхности при окраске или шпаклевке, но и скреплять детали во время склейки. Желательно использовать как можно более тонкую ленту.

Краска

Выпускается большое количество красок для моделей, от митры до акриловых красок на водной основе. Отделку лучше выполнять акрилом или масляной художественной краской. В последнем случае готовую модель в обязательном порядке надо задуть полуматовым лаком, чтобы вся поверхность стала однородной. Масляная краска дает матовую поверхность, модель самолета же должна слегка поблескивать.

Кисти

Для окраски потребуется три кисти: тонкая, среднего размера и большая плоская. Кисти желательно купить художественные с волосками из соболя. После работы кисти следует тщательно промывать и вытирать.

Кисть "Revell", куница, №4/0 Кисть "Revell", №2

Правильно организованное рабочее место - большое дело. Предпочтительнее всего для занятии моделизмом иметь отдельный большой стол, но можно работать и на кухонном, когда он свободен. Важную роль играет освещение. При тусклом свете можно не заметить дефекты моделей.

Расположение инструмента

Весь инструмент надо разместить аккуратно и в то же время так. чтобы он был под рукой. Нет ничего хуже чем искать пропавший нож в процессе сборки.

Файл и КП

Отделенные мелкие детали хорошо хранить в прозрачных пластиковых файликах - все видно и не потеряются. Для файликов не помешает завести альбом.

Пинцет

В комплекте сборной модели всегда найдутся деталюшки, которые слишком мелки для грубых пальцев моделиста. Пинцет в таком случае незаменим. Хорошо иметь два пинцета: обычный и с отогнутыми кончиками.

Аэрограф и компрессор

Без аэрографа и компрессора не мыслят себе процесс окраски подавляющее большинство моделистов. Аэрограф и компрессор в любом случае придется приобретать, если вы кончено желаете заниматься моделизмом более-менее серьезно. Аэрограф и компрессор потребуют наибольших финансовых ассигнований, оторванных от семейного бюджета. Будьте к этому готовы сами и подготовьте супругу (последнее - самое важное!!!). Принято считать, что красит аэрографом проще, чем кистью. Вопрос - дискуссионный, однако в любом случае результат окраски аэрографом при прочих равных условиях (опыт моделиста) превосходит результат работы кистью. Кроме того, ряд схем камуфляжной окраски самолетов (итальянские, германские) периода второй мировом воины можно выполнить только аэрографом.

Набор ножей

Одного модельного ножа порой бывает недостаточно, лучше обзавестись тремя: с острым, обрезанным и закругленным лезвиями.

И обязательно нужны запасные лезвия для модельного ножа. Их можно купить в маагизне инструментов или на Aliexpress: .

«Дополнительные руки»

В работе здорово помогают маленькие металлические зажимы "аллигаторы". Используемые радиомонтажниками. Ими хорошо удерживать небольшие детали при склейке и окраске.

При сборке и особенно при доработке модели часто приходится сверлить отверстия, поэтому имеет смысл раздобыть электрическую микродрель и набор сверел небольших диаметров. Дрелью можно также с помощью разных насадок обрабатывать поверхности модели.

Кусачки

Отделять детали от рамок, обкусывать облой и т.п. лучше всего небольшими кусачками-бокорезами, позаимствованымип из арсенала радиолюбителя.

Пилка

Модель с прорезанными поверхностями управления смотрится гораздо реалистичнее той, у которой рули и элероны просто намечены расшивкой. Резать лучше всего миниатюрной пилой. сделанной из бритвенного лезвия.

Дырокол

Дыроколы разных диаметров пригодятся для изготовления трафаретов под опознавательные знаки, например - японские круги «восходящего солнцы». Накрашенные опознаваельные знаки предпочтительнее декалей.

Перечислить все необходимые для сборки модели инструменты вряд ли возможно. Кроме фактора объективною существует еще и субъективный.

Мы покупаем модель

Мы обзавелись инструментом, теперь можно выбрать модель. На первых порах самое мудрое решение - остановиться па чем-нибудь простом, например на одном из грех одномоторных истребителей периода второй мировой войны: Норт Амерпюн Р-51 «Мустанг», Мицубиси «Зеро» или Ри-паблик Р-47 «Тандерболт». Собирая эти модели можно приобрести базовые навыки сборки и окраски.

Модели этих самолетов относительно просты. И в 48-м, и в 72-м масштабах они содержат не так уж и много деталей. В большинстве своем, что «Тандерболт». что «Мустанг», что «Зеро» красились всего в два цвета - однотонный верх и однотонный низ. Начать лучше с 72-го масштаба хотя бы по причине его дешевизны по сравнению с 48-м. Если у вас нет опыта, то зачем портить дорогую модель, если можно испортить дешевую?

После сборки нескольких одномоторных винтовых монопланов можно переходить к экспериментам над многомоторными машинами, «джетами», бипланами, а также «китами» в масштабе 1:48 и выше (буде у вас появится желание и имеется в наличии отдельная квартира для готовых моделей).

Проверка

Получив в руки от продавца модель, не спешите его благодарить. Вскройте коробку и убедитесь в наличие присутствия всех заявленных в инструкции деталей, декалей и особенно фонаря кабины. Нелишне будет сравнить отливку с заявленным на коробке самолетом. Производители из Китая могут умудриться вкладывать мессершмитт в коробку от «Спитфайра». не говоря уже о подмене Bf.109Е на Bf.l09G. Проверьте качество отливок - встречаются недоливы.

Если вы обнаружили полное соответствие комплекта - благодарите продавца и бегите домой собирать модель. Дома отберите нужные инструменты и аккуратно разложите их на рабочем столе. Можно переходить к следующему этапу.

Изучение инструкции

Изучать инструкцию вы наверняка начнете еще по дороге. Сие отнюдь не возбраняется (но и не приветствуется - можно попасть под машину). Оцените инструкцию с критической точки зрения. У ее автора существует свой взгляд на процесс сборки модели, у вас - может быть свой. Иногда имеет смысл изменить порядок сборки. Однако. не спешите ругать автора, если вам что-то нс понравилась. Попробуйте вникнуть в идеи, которые подвигли технолога на именно такой порядок сборки. Может быть прав он, а не вы?

Проверка на вшивость

Общее качество модели проверить довольно просто. Отделите несколько крупных деталей (половинки фюзеляжа или плоскостей крыла) и приложите их друг к другу. Если сложилось легко и без смещений, значит вы купили Вещь. Если нет - запасайтесь шпаклевкой, шкуркой и терпением. Обрезанные детали, чтобы не потерять, рекомендуется держать в специальной коробочке. Отделять детали от литников следует ножом или бокорезами, но ни в коем случае не отламывать. При необходимости места крепления деталей к рамкам следует после отделения зачистить.

Сборка фюзеляжа

Итак, вы осмотрели модель. Эйфория прошла, можно браться за дело. Начнем с фюзеляжа.

Очистка деталей

На отливках могут остаться следы смазки пресс-формы, да и другие жировые пятна, их следует удалить. Погрузите литник или уже отрезанные детали минут на десять в теплую воду, затем основательно продраите их с мылом старой зубной щеткой. Промойте в проточной воде и положите сохнуть.

Зачистка

После того как детали просохнут, большим куском шкурки зачистите плоские поверхности, пройдите по шкурке торцами половинок фюзеляжей. Операция преследует две цели - убрать возможные крупные неровности, а место склейки половинок сделать абсолютно плоским, удалив следы толкателе (если они есть), и слегка шершавым для лучшей адгезии клея. Зачистите также места присоединения деталей к литникам.

Бывает, что одна из половинок фюзеляжа отлита с выступающими деталями, например - с хвостовой опорой шасси. Есть два пути. Первый - срезать деталь и приклеить ее после сборки фюзеляжа. Второй путь - взять небольшой деревянный брусок, обернуть его шкуркой и обработать торец половики фюзеляжа особенно аккуратно зашкуривая в районе выступающей детали. У самой детали лучше всего поскрести не шкуркой, а половинкой бритвенного лезвия. Модельным ножом удалите облой. Помимо заводского небольшой «облой» может появиться призашкуривании. Некоторые пластики слоятся. Обратите внимание на облой не только на торцах, по и в районе выреза под фонарь кабины летчика, в отверстии воздухозаборника, в местах приклеивания стабилизаторов и плоскостей крыла. Помните: когда дефект «вылезет» при окраске (а он обязательно «проявится»), исправлять его будет поздно.

Подгонка фонаря

Сложите половинки фюзеляжа. Они должны стыковаться друг с другом идеально. При необходимости повторите зачистку половинок на шкурке. К сложенному фюзеляжу (пока его можно скрепить резинками) приложите фонарь. Фонарь, опять же, должен идеально прилегать «по месту». В противном случае осторожным сошкуриванием подгоняйте его к фюзеляжу. Бывают «смертельные» варианты -фонарь толще фюзеляжа. Что ж - с-шкуриванте оргстекло, после чего бегите в магазин за настой ГОИ. Пастой ГОИ вполне можно восстановить прозрачность фонаря до более чем приемлемого уровня.

Современные моделисты используют Future Floor Finish (Floor Wax) - американскую жидкость для полировки полов. Придаёт прозрачность и блеск прозрачным декалям.

Гораздо хуже, если между фонарем и фюзеляжем образуется щель, а верх фонаря при этом идеально вписывается в контру фюзеляжа. Подобный дефект «лечится» шпаклевкой. Беда заключается в цвете шпаклевки - белом или светло-сером. Интерьер кабины имеет совсем другую окраску. Покрасить же шпаклевку изнутри с приклеенным фонарем - задача посложнее сборки модели корабля в бутылке. Процесс элементарен лишь в одном случае - когда внизу фюзеляжа имеется огромный вырез под центроплан.

Подгонка интерьера кабины

Настало время отделить от литников элементы интерьера кабины: приборную доску, пол, заднюю стенку. Подгоняйте детали по месту, подтачивая и вкладывая их в половинки фюзеляжа. Часто пол и приборная доска бывают широковаты для склееных половинок фюзеляжа. Па некоторых моделях боковые панели кабины отлиты заодно с половинками фюзеляжа, на некоторых - пол кабины вместе с боковыми панелями образует своего рода ванную. Ванная также часто бывает шире, чем нужно. Подгоните ее по месту.

Теперь срежьте с литников мелкие детали интерьера кабины - ручку управления. педали, кресло летчика. Зачистите их и положите в коробочку, чтобы не потерять.

Окраска интерьера кабины

Иногда в процессе постройки модели приходится окрашивать отдельные детали или подсборки, кабину в частности. Мелкие детали следует готовить к сборке и окраске так же как крупные: удаление облом, следов от толкатслей, зачистка литьевых швов, мытье, просушка и обезжиривание.

Отнеситесь внимательно к подбору красок для интерьера кабины. Сгруппируйте детали по цветам. Детали, которые красятся в разные цвета удобно зажать в «крокодилах». Убедитесь в надежности захвата деталей «зубами» аллигатора - струя сжатого воздуха вполне способна смести плохо закрепленную деталь. Первым делом окрашивается в базовый цвет собственно кабина (чаще всего - это внутренние стороны половинок фюзеляжа). После полного высыхания базового тона приступайте к «прокрашиванию» кисточкой элементов «убранства» кабины: пультов радиостанций, штурвальчиков триммеров, крана подачи кислорода и т.п. Чаще всего эти элементы окрашены черным, но встречаются и другие цвета.

До сборки также стоит окрасить видимые внутренние поверхности воздухозаборников и цилиндры двигателя.

Отделка приборной доски

Проще всего перевести на приборную доску вложенную декаль. Практически все модели такими декалями комплектуются и практически все декали в лучшем случае отвечают реалиям процентов на 20-30. Гораздо большего реализма можно путем окраски приборной доски кистью красками на водяной или масляной основе. Красить приборную доску в базовый цвет необходимо даже при использовании декали. Проще красить приборные доски на которых сымитированы при литье отдельные приборы, особенно если базовый цвет доски, как на «Мустанге» пли «Зеро», черный. Деталь полностью окрашивается матовой черной краской, затем свинцовым карандашом обводятся кромки приборов. В заключении на шкалу прибора напоется капля жидкого стекла пли на худой конец бесцветного лака для ногтей, после высыхания лаки или стекло слегка полируются.

Приборная доска «Тандерболта» окрашивалась в черный цвет, шкалы приборы - в белый. Начать опять же придется с окраски приборной доски в матовый черный цвет. После полного высыхания в центр имитации шкалы прибора наносится капля белой краски и «размазывается» до кромок прибора. После высыхания - лак или стекло плюс полировка.

Следующий шаг к реализму - имитация самих шкал приборов. Работа эта требует опыта и аккуратности. Шкалы прорисовывают тонкой кистью.

Сборка интерьера кабины

После окраски элементов интерьера кабины можно приступать к сборке. При условии предварительной подгонки деталей она не должна вызывать затруднений. Места контакта следует зачистить от краски. Лучше всего соединять детали жидким клеем, используя известный из курса физики капиллярный эффект. Две детали плотно прижимаются друг к другу, на стык наносят каплю жидкого клея. Капля заполнит мельчайшие поры стыка и соединение получится как прочным, так и аккуратным. При склейке важно, чтобы клей не попал на окрашенные поверхности, особенно на приборную доску - кропотливая работа пойдет насмарку.

Удобнее всего когда интерьер кабины выполнен в виде «ванны», как в модели «Тандерболта». Ванна собирается отдельно от фюзеляжа и должна после склейки сохнуть по меньшей мерь ночь. С первыми лучами восходящего солнца можно примерить собранный модуль к фюзеляжу. Если модуль подходит - приклейте его к одной половинке фюзеляжа и ложитесь досыпать. Если нет - подгоните знакомым методом сошкуривания, срезания и подтачивания излишков пластика. После вклейки «ванны» и легкого схватывания клея произведите окончательную проверку - еще раз сложите вместе половинки фюзеляжа, в одну из которых уже вклеена кабина.

Сборка половинок фюзеляжа

Обычно инструкция рекомендует наносить клей на стыковочные поверхности половинок фюзеляжа. Большинство поступает именно так, но в этом случае велика вероятность неконтролируемого выдавливания излишков клея на внешние поверхности сборки. Лучше использовать уже знакомый капиллярный эффект: сложить половинки и промазать их по контуру жидким клеем, клей наносить кисточкой аккуратно. Правда и в этом случае есть свои подводные камни: клеи легко может попасть на кончики пальцев, а последние оставить сложно удаляемые отпечатки на поверхности фюзеляжа. Старайтесь держать пальцами фюзеляж подальше от шва при нанесении клея. Склеенные половинки следует чем-нибудь зажать (круглые резинки, прищепки) и оставить сохнуть.

После несколько часовой просушки необходимо заподлицо зачистить клеевой шов, предварительно защитив скотчем от попадания опилок кабину пилота. Иногда шов приходится шпаклевать. Шпаклевке также надо дать время хорошо просохнуть. Зачищается шов шкурками разной зернистости (от средней к мелкой).

Первый шаг в сборке модели самолета сделан. Можете с гордым видом улыбаться, гордясь своим достижением.

Добавим крыло и оперение

Имеет смысл начать с хвостового оперения: пока не приклеено крыло к стабилизатору и рулям высоту легко подступиться.

Исправление дефектов жестокого хвостового оперении

На большинстве моделей истребителей «Мустанг», «Таидерболт» и «Зеро», изготовленных в мелких масштабах половинки стабилизатора отлиты одной деталью (верх и низ вместе). Чаще всего они лишены дефектов. Если же дефекты имеются, то рекомендуется применить «горячую чистку».

Нагрейте воду до кипения и на несколько секунд опустите в нее деталь с ненужным изгибом. Выньте деталь, пока она не остыла распрямите. Повторяйте операцию (нагревание-выгибание) до тех пор, пока дефект не исчезнет.

Более тонкие детали требуют меньшею нагрева. Все поверхности хвостового оперения имеют достаточно тонкие передние и задние кромки, полому устраняя дефект купанием в горячей воде элементарно можно повредить кромки. Выгибать желательно лишь толстую чаем» стабилизатора.

Подготовьте половинки стабилизатора к склейке - зашкуривание, мытье, сушка обезжиривание.

Подгонка поверхностей оперения

Вставьте половинку стабилизатора в фюзеляж. Как правило место стыка даже на хороших моделей требует подгонки. Щель придется шпаклевать после склейки, пока же надо оценить насколько точно подходит поверхность стабилизатора к наплывам на фюзеляжа. Если наплыв толще, то его необходимо подогнать к профилю стабилизатора, если же толще стабилизатор, то наверное лучше будет нарастить профиль наплыва шпаклевкой уже после приклеивания половинки стабилизатора.

Выверка и присоединение поверхностей хвостового оперении

Теперь, когда вы подогнали хвостовое оперение по месту можно браться за его приклеивание. В случае если отдельно дан руль направления, то начните с нею. Нанесите клен на стыковочные поверхности и прижмите руль направления к фюзеляжу. В большинстве случаев руль направления приклеивают как если бы он находился в нейтральном положении, поэтому несколько раз убедитесь, осматривая модель спереди, сзади и сверху, в правильном положении руля.

После отвердения клеевого шва руля направления и фюзеляжа можно приступить к присоединению половинок горизонтального. Каждая половинка должна быть приклеена строго под прямым углом к плоскости симметрии фюзеляжа. На глазок правильность приклейки стабилизатора лучше всего проверять, осматривая сборку строго сзади с поворотом на 90 град. В этом случае стабилизатор занимает вертикальном положение и проще мысленно сопоставить взаимное положение его половинок, половинки должны находится на одной оси. Выставив прямые углы зафиксируйте чем-нибудь половинки стабилизатора (например маскировочной лентой) до полного высыхания клея.

Крыло

Плоскости крыла иногда даются двумя половинками, верхней и нижней, иногда правой и левой верхними частями и общей нижней для правой и левой плоскостей, встречаются также плоскости крыла, отлитые одной деталью. Проблемы, которые могут возникнуть с крылом сродни проблема стабилизатора.

Выравнивание и приклейка жесткого крыла

Дефекты жесткого крыла устраняются уже знакомым методом «нагревание-сгибание». Затем производится подгонка плоскости к центроплану. При приклеивании плоскостей следует контролировать угол поперечного «V» и установочный угол атаки. Важно выдержать одинаковые углы атаки и «V» для обоих плоскостей. Даже небольшие расхождения в углах установки плоскостей будут хорошо заметны на собранной модели. Одинаковость поперечного угла удобно контролировать по ширине щелей между плоскостями и центропланом. Приклеив плоскости. Проконтролируйте установочные углы и зафиксируйте положение крыла маскировочной лентой или скотчем. После отвердения клея щели шпаклюются п вышкуриваются. Работать с наждаком в месте стыка плоскости и фюзеляжа крайне неудобно, к тому же почти всегда в процессе работы повреждается расшивка. Однако -ничего не поделаешь, не оставлять же щели. Расшивку при должном навыке вполне возможно восстановить.

Выравнивание и приклейка плоскостей крыла из двух половинок

Первым делом следует обточить торцы половинок плоскостей на шкурке, аналогичная операция уже проделывалась с половинками фюзеляжа. Сложим половинки одной плоскости и внимательно осмотрим. В идеале должны сходится торцы половинок, их законцовки и линии расшивки. На практике обычно приходится вспоминать поговорку «хвост вытащил - нос увяз. После совмещения горцев куда-то «уезжает» одна из законцовок, не совпадают линии расшивки. Лучше всего за точку отсчета при склейке брать совпадение линий расшивки верхней и нижней половинок. Подготовка к склейке производится как обычно. Половинки вновь складываются и фиксируются узкими полосками маскировочной дейты. Склеивание происходит за счет работы капиллярного эффекта -но периметру плоскости проходят кисточкой с жидким клеем. После Чего кого схватывания клея снимаются фиксирующие полоски, а на те места стыка, которые они закрывали капается клей. Пока сохнет одна плоскость можно заняться второй. Доводка поверхностей и, особенно, кромок плоскости производится только после полного высыхания клея. Приклеиваются собранные плоскости к фюзеляжу также как и цельные половинки. Еще раз не мешает напомнить: контролируйте установочные углы, в первую очередь - угол поперечного «V».

Выравнивание и склейка крыла из трех деталей

Процесс сборки крыла из трех деталей (двух верхних половинок плоскостей и одной нижней, отлитой в одно целое с нижней поверхностью центроплана) будет иным, нежели сборка крыльев из четырех и двух деталей.

Подготовьте детали к склейке как обычно. Установите на место нижнюю часть крыла и зафиксируйте её маскировочной лентой. Выверьте установочные углы. Затем приложить по месту верхние половники плоскостей и также зафиксируйте их скотчем (здесь могут возникнуть те же проблемы, что и при стыковке верхних и нижних половинок крыла из четырех деталей: не стыковка законцовок и линий расшивки). Еще раз проверьте поперечное «V». Если нужно уменьшить угол вставьте в щели между фюзеляжем и верхними половинками распорки из тонкого пластика одинаковой толщины. Приклейте нижнюю деталь крыла к фюзеляжу. После просушки в который раз проконтролируйте поперечное «V» и правильность прилегания верхних половинок плоскостей. Если все нормально - заставьте работать капиллярный эффект на благое дело склеивания верхних половинок с нижней частью. После схватывания основного клеевого шва, снимите скотч, промажьте клеем стыки, ранее закрытые маскировочной лентой.

Перед шпаклевкой и зачисткой сборка должна полностью высохнуть. Зашкуривание кромок крыла и мест стыка плоскостей с центропланом завершает важный этан сборки модели. Теперь модель уже похожа на самолет.