История возникновения тарелки для детей. Конспект занятия «интересные истории сундучка о том, как появилась посуда»

История тарелок начинается с III-IV тысячелетия до Рождества Христова и попадает на начало Бронзового Века. Родиной тарелки является Азия (Китай, Индонезия). В XIII-XIV веках, в процессе торговли с империей Оттомана, тарелка попала в нынешнюю Турцию и за сотни лет претерпела там эволюционные изменения, которые сделали из неё то, что мы сейчас называем «турецкими» или «западными» тарелками. С музыкой янычар (янычары — элитное подразделение турецкой армии, организованное в XIV веке и упразднённое в 1826 году после попытки свергнуть Султана) тарелки прибыли в Центральную Европу в XVI веке, где нашли применение в европейской военной музыке. А в XVIII-XIX веках также стали применяться и в симфонических оркестрах.

Само слово сymbal происходит от латинского cymbalum, в свою очередь заимствованного из греческого (kumbalom — небольшая чаша).

Эволюция тарелок

Со временем тарелки в Турции видоизменились и стали выделяться в особый вид — западные (турецкие). Нынешняя современная «западная» форма тарелки утвердилась в начале XIX века, с тех пор ее форма радикально не менялась.

Тарелки китайского типа имеют типичную конусообразную форму колокола с кольцевым изгибом по внешнему радиусу, который уменьшает вибрации и придаёт ей характерный звук. Изначально их торчащий колокол выполнял функцию ручки, так что музыкант мог держать тарелки руками и бить их друг о друга, как сейчас играют оркестровыми тарелками.

Согласно истории музыки, тарелки сначала применялись в маршевой музыке, затем в симфонических оркестрах, затем в небольших оркестрах — на танцах, а после в джазе и биг-бэндах.

В самом начале, в маршах и оркестровой музыке, тарелки использовались парами. Позднее, в процессе модернизации их функций появились так называемые «подвешенные» тарелки: тарелку, висящую на струне, «разгоняли» к акцентам мягкими маллетами. Обычно такие тарелки были большими и тонкими.

Позднее, в танцевальной музыке появились два типа тарелок: крэши (использовались для акцентов) и райды (использовались для аккомпанемента).

История Paiste начинается на стыке веков




Россия (1901-1916)

Михаил Томас Пайст (Michail Toomas Paiste), композитор и музыкант, чей отец приехал в Россию из Эстонии на службу в Царскую Гвардию, открывает издательское дело и музыкальный магазин в Санкт-Петербурге. Дело, в которое также входило скромное производство и ремонт музыкальных инструментов, процветало в течении многих лет, пока перемены, сопровождающие Великую Революцию, не вынудили всё закрыть.

Эстония (1917-1939)
Михаил Томас возвращается на родину своих предков и возобновляет своё дело в Таллине. Именно здесь он начинает разрабатывать и производить тарелки для концертных и маршевых бэндов вместе со своим сыном Михалом, который быстро становится идеологом и берёт бизнес в свои руки. Стараясь удовлетворить быстро растущие запросы «современной» музыки и становление ударной установки, сын начинает разрабатывать собственную концепцию тарелок турецкого типа, которые тогда он предпочёл китайским. Тогда же он разрабатывает первые гонги. Получившиеся в результате инструменты завоёвывают награды и мировое признание в процессе распространения в Европе, Штатах и других странах.

Польша (1940-1944)
Тяготы Второй Мировой Войны вынудили Михаила Пайста уехать из Эстонии в Польшу, где он снова открывает семейный бизнес. Из-за военных ограничений компания испытывает трудности с поставками сырья и поддержанием международных отношений, но ей удаётся остаться на плаву.

Германия (1945-)
К концу войны Михаил Пайст со своей семьёй бежит из Польши в Северную Германию, где, уже в третий раз, открывает дело по производству тарелок и гонгов. Безупречная репутация инструментов помогла восстановить деловые связи и обеспечить устойчивое развитие экспорта в пятидесятых годах.

Швейцария (1957-)
Михаил Пайст основывает производство в Швейцарии и подключает к делу уже третье поколение Пайст, своих сыновей Роберта и Томаса, что способствует дальнейшему развитию компании. Следующим этапом становится перенос головного офиса в швейцарское отделение. С 2003 года компанию возглавляет сын Томаса Эрик.

США (1981-)
С открытием отделения Пайст Америка, компания получает твёрдую точку опоры на крупнейшем в мире рынке музыкальных инструментов.

Эстония и Испания (1995-2005)
В 1995 Paiste буквально возвращается на родину, вновь открывая представительство компании в Эстонии после почти пятидесяти лет отсутствия. В том же году открывается представительство в Испании.

Философия Paiste

Основной принцип семейного бизнеса Paiste в том, чтобы постоянно искать новое звучание тарелок, гонгов и другой перкуссии из бронзы в соответствии с творческими потребностями современных барабанщиков и перкуссионистов. Основой для этого является сочетание воображения музыканта и новаторского духа производителя музыкальных инструментов. А той искоркой, что поддерживает этот принцип, является сама музыка во всей своей красоте, сложности и бесконечности новых путей самовыражения.

Секреты звучания Paiste — это результат векового опыта, глубоких знаний о самом звуке и музыкальных сплавах, кропотливого мастерства и постоянных экспериментов. Cлучайных результатов не бывает. Тщательность разработки гарантирует постоянное качество и характер звука каждой тарелки, перкуссии или гонга. Благодаря этим преимуществам достигается полный спектр уникальных и характерных звуков, которые отвечают персональным запросам музыкантов для успешной реализации музыкальных идей.

Разработка инструментов

В разработке инструментов задействованы члены семьи Пайст, ключевой производственный персонал и опытные работающие барабанщики. Такая команда, из людей с различным опытом за спиной, собирает воедино свои знания для создания нового инструмента. Изучают отзывы и пожелания барабанщиков со всего мира, собирают их в единую концепцию и формулируют общую задачу. Согласно сформированной идее звучания создаются первые прототипы, которые вновь и вновь пересматриваются, пока не достигается соответствие изначальной идее звука. Затем полученные прототипы попадают в руки лучших артистов Paiste, которые оценивают их пригодность и степень актуальности в рамках поставленной задачи. После чего могут быть внесены очередные изменения, пока не появится конечный прототип, который и станет мастер-тарелкой (их в итоге будет сделано несколько для производственных нужд).

Также подразделение по разработке инструментов занимается и полностью инновационными продуктами, в основе которых лежит исключительно их фантазия. В своих креативных изысках и регулярных экспериментах они изобретают новые сплавы, формы и методы производства.

Неполный список достижений Paiste

1930-ые — Первая компания, определившая и спланировавшая конкретные модели в производстве

1947 — Первая компания, производящая более одного класса качества

1949 — Первая тарелка чайна для ударной установки

1963 — Впервые использован сплав 8% бронзы (CuSn8). Первый овальный колокол на чайне

1967/68 — Изобретение хай-хета с волнистой нижней тарелкой (Sound Edge). Изобретение флэт райда

1980 — Изобретение необточенных кованых тарелок (Rude)

1983 — Изобретение вывернутой наизнанку чайны (Novo China)

1984 — Первые крашеные тарелки

1989 — Изобретение бронзового сплава Signature

1996 — Первые в разработке и воссоздании исторических звуков тарелок (Traditionals)

2001 — Запатентованный радикально новый способ обточки, улучшающий звук тарелки (Sonic Texture Formula)

2005 — Благодаря новым цифровым технологиям, Paiste совершает прорыв в передаче знаний формы, структуры и звука швейцарского подразделения на немецкий завод «Paiste Sound Technology»

2007 — Подлинная турецкая бронза и швейцарское качество объединяются вместе для создания новой традиционной серии тарелок (Twenty)

Вроде бы посуда - ее и не замечаешь в бешеном ритме современной жизни. Слишком уж мелочь, слишком уж много ныне у человека разных проблем и забот, чтобы о ней размышлять. Все это понятно, но представьте, какой была бы наша жизнь без посуды. Как бы мы ели борщ или мясо по-французски? Да что там ели! Как бы мы готовили еду? Разве что над костром, на вертеле, мясо целыми тушами. Сомнительное удовольствие, не правда ли? Поэтому поговорим о посуде, о ее вчерашнем и сегодняшнем дне.

Давным-давно

Итак, когда же началась история посуды? Примерно 6-7 тысяч лет назад. Естественно, ни о каких красивых фарфоровых тарелочках или изящных бокалах для вина речи в те далекие времена не шло. Слоны уже были, а вот посудные лавки - еще нет. Все только начиналось, и начало этому «всему» нашлось не где-нибудь, а в земле-матушке. Речь о глине. Именно из нее, конечно из нее, вручную были сделаны первые образцы посуды. Вышли они корявыми, некрасивыми и непрочными. Но все же они были. Процесс, как говорится, пошел: именно глиняные плошки стали прообразами современных тарелок, кастрюль, сковородок.

Постепенно люди поняли, что не всякая глина для посуды подходит. Иная при высыхании или обжиге трескается. С течением времени были подобраны наиболее подходящие сорта. Естественно, производство посуды развивалось в тех регионах, где хорошей «посудной» глины было в достаточном количестве.

Очередным этапом посудопроизводства стала практика добавления в глину разных других веществ. С их помощью увеличивали прочность готового продукта, меняли его цвет, делая более приятным взору. Такая глина (с добавками) получила название «керамика». Дальше все, в общем-то, шло по нарастающей: улучшалась технология обжига, находились новые материалы для изготовления посуды - это способствовало постепенному повышению ее качества.

Античные Греция и Рим - именно здесь, пожалуй, керамическая посуда достигла своего расцвета. На маленьких и больших блюдах древние мастера изображали различных богов, сцены из их жизни, приключения героев. В этот же период появилось деление посуды на повседневную, парадную и декоративную. Кроме керамической начали делать оловянную, а также серебряную и золотую посуду.

Не стоит забывать и о фарфоре (он тоже - керамика). На его родине, в Китае, первые фарфоровые изделия появились около 600 года нашей эры. Прошло немало времени, только в XIV веке фарфор попал в Европу. Естественно, не в супермаркеты, а лишь к знатнейшим и богатейшим особам. Стоил фарфор очень дорого, и посуда из него долгое время оставалась скорее украшением интерьера, прекрасной безделушкой, говорящей, в том числе, о хорошем материальном положении владельца. Только в начале XVIII века в Старом свете смогли изготовить собственный качественный фарфор. Его стали поставлять к королевским дворам, и постепенно он получил достаточно широкое распространение, хотя и оставался привилегией знати. Далее разберем историю отдельных предметов посуды, столовых приборов и кухонной утвари.

Тарелка

История посуды невозможна без тарелок. Это кажется нам естественным. Между тем, тарелка появилась на столах людей не сразу, во всяком случае, не вместе с пищей. Сначала сами столы отчасти представляли собой тарелки. Например, в Европе, в VIII веке, и не где-нибудь, а на королевских пирах, пища выкладывалась в специальные углубления, выдолбленные в дубовых столах. Еду брали руками и отправляли в рот. Позже (примерно XIII век), еду из углубления на столе уже перекладывали на большие круглые куски хлеба. Это была как бы индивидуальная порция, а хлебный ломоть - прообраз тарелки. И только с XIV века во Франции начинают пользоваться чем-то похожим на современные тарелки. Делали их тогда из олова и дерева. Зажиточные французы, впрочем, могли позволить себе металлическую столовую посуду. Тарелки тогда были не привычной для нас круглой, а четырехугольной формы.

На древнерусских просторах пищу, во всяком случае, века с XI, подавали на общих блюдах. Были они сделаны из разных материалов: деревянные, глиняные, оловянные, иногда стальные (но это уже позже, конечно, и далеко не во всех регионах). В богатых боярских домах можно было увидеть серебряную и золотую посуду, чаще всего, правда, изготовленную заграницей. Особенно много ее было на монарших пирах. Известны случаи, когда присутствующие на подобных застольях иностранные послы, попросту воровали царскую посуду, пряча за пазуху. Иван Грозный по этому поводу распорядился закупать в Англии посуду медную, но, чтоб послы не обижались, посеребренную или позолоченную.

Вообще же, первое письменное упоминание об использовании на Руси во время трапезы индивидуальных тарелок относится к временам Лжедмитрия I. В «Домострое» было сказано, что при подготовке к обеду надо «осмотреть стол, скатерть белу стлати, хлеб, соль, лжицы (маленькие ложечки), тарели собрати».

Из тарелок на Руси не только ели. Ими, к примеру, цари награждали своих подданных. Так или иначе, но в повседневный быт российских состоятельных особ индивидуальная посуда (тарелки, ложки) начала входить лишь в XVII веке, и только с XVIII века тарелки стали неотъемлемым атрибутом трапезы. В 1740-х годах в России был открыт секрет производства твердого фарфора, это, разумеется, помогло дальнейшему «продвижению» тарелки в народ. Однако низшие слои населения порой ели руками, прямо со стола еще и в конце XIX - начале XX века.

Ныне существует множество видов тарелок. Во-первых, их разделяют по предназначению: есть глубокие суповые тарелки, столовые тарелки для «вторых» блюд, мелкие, закусочные, пирожковые. Во-вторых, по материалу, из которого они сделаны: керамика, стекло, фарфор, дерево, металл, пластик, бумага. Отдельно стоит отметить декоративные тарелки, служащие для украшения интерьеров.

Ложка

Ложка известна человечеству очень давно. В Европе в древности ложки были деревянными, но, например, в Греции часто пользовались морскими ракушками подходящей формы. Собственно, использование ракушек в качестве ложек было распространено еще задолго до греков. Египтяне делали ложки из слоновой кости, дерева и даже из камня. Римляне - часто из бронзы и серебра (так же, как и античные греки).

Для средних веков характерны ложки роговые и деревянные. В XV веке их стали также делать из латуни, олова и меди. Наиболее обеспеченная часть населения (в той же Европе), конечно, предпочитала ложки серебряные или золотые.

В XVI веке ручка ложки становится плоской, черпак же приобретает форму эллипса (раньше он был скорее круглым). Еще позже, в течение XVIII века, черпак становится уже (так пища легче попадает в рот). Свою современную форму, когда чашеобразная часть в основании шире, а в конце уже, ложка приобрела в 1760-х годах.

На Руси ложки также известны издавна. Упомянуты они, к примеру, в «Повести временных лет». Часто их носили с собой. У тех, кто богаче, был для этого специальный футляр. Остальные могли просто заткнуть ложку за пояс или за голенище сапога. Видов ложек в нашей стране было великое множество. Достаточно открыть словарь Даля, чтобы в этом убедиться.

Нож

Ясное дело, нож - пожалуй, самый древний столовый прибор. Естественно, поначалу никаким столовым прибором он не был. Просто каждый мужчина, добытчик, имел нож. Сначала каменный, а потом, по мере развития всего и вся, дело дошло и до металлического. Носили нож, например, за поясом, в специальных ножнах. Использовали его для разных целей: отрезать кусок мяса, защититься в драке, а то и напасть на кого-нибудь с ножом на большой дороге. В общем, никто до определенного времени не делал различий между ножом хозяйственным, боевым, охотничьим или столовым.

Только в XVI веке, постепенно во время трапез начали использовать специальные ножи. Однако они все равно были похожи на кинжалы - конец их был острым. Видимо, чтобы дать отпор, если сосед покусится на твою порцию. Кстати, по одной из легенд, именно во избежание обеденных ссор Наполеон, якобы, велел концы столовых ножей закруглить. Эх, сколько ж за три века погибло народу во время трапез? Не перечтешь!

Видов современных ножей - множество. Нас же интересуют только те, которые имеют отношение к приготовлению или поглощению пищи: кухонные и столовые. Мы уже рассказывали о них достаточно подробно в одном из материалов. Первая группа - довольно большая: выделяют ножи для мяса, хлеба, масла, сыра и т.д. Столовые ножи - те, что входят в группу столовых приборов, вместе с ложкой и вилкой. О последней - несколько слов далее.

Первые вилки, еще с двумя зубцами, появились, судя по всему, где-то на Среднем Востоке в IX веке. Были они совершенно прямые, а не изогнутые в зубцовой части, как ныне. Поэтому с их помощью можно было лишь накалывать пищу, не зачерпывать.

Через пару сотен лет вилка «совершила путешествие» - попала в Византию, а потом и в Италию. Там она пришлась ко двору, к столу, если хотите. В XVI-XVII веках без вилки за столом не мог обходиться ни один уважающий себя аристократ, пусть даже захудалый и обнищавший.

В Англии вилка начала входить в обиход только в XVIII веке. Столь неспешному ее распространению на тамошних трапезах весьма поспособствовала католическая церковь, объявившая нашу героиню «излишней роскошью».

А вот в Россию вилку привезла Марина Мнишек. Во время свадебного пира по случаю обручения с Лжедмитрием I она достала ее и употребила по назначению. Разумеется, невидаль така привела в шок и трепет почти все присутствующее боярство, не говоря уж о духовенстве. До XVIII века вилку в России называли «рогатиной» или «вильцами».

Своей современной, изогнутой в зубцовой части формой, вилка обязана немцам. Все в том же XVIII веке в Германии появились первые подобные образцы. Кроме того, у нее добавилось зубцов - их у классической вилки с тех пор четыре.

Тарелки, ложки, ножи, вилки - все это, конечно, хорошо. Но без кастрюли, в которой готовится еда, чтобы потом быть выложенной на тарелку и поглощенной с помощью столовых приборов - «и ни туды и ни сюды».

Здесь все просто. Сначала, понятное дело, был горшок. Глиняный, потом керамический. Именно в горшках варили каши и супы, а также просто кипятили воду. В них тушили мясо, рыбу, овощи, запекали разные продукты.

Естественно, ввиду того, что горшки были изделиями многоцелевыми, делались они гончарами разных размеров, а значит вместимости. Были горшки на много ведер, огромные, а были и совсем небольшие, вмещавшие несколько стаканов жидкости.

Другое отличие - внешняя отделка. Те горшки, в которых еда подавалась на стол, украшались богаче. А обычные, печные, чаще всего вообще оставляли без украшений. Интересно, что чем ближе к нашему времени, тем меньше русские мастера (да и зарубежные тоже) уделяли внимания украшению горшков. На первом месте оставалась прочность горшка. Если случалось все же, что горшок треснул, его не выбрасывали, а, когда это было возможно, оплетали, к примеру, берестой и использовали для хранения различных продуктов.

Увы, как бы ни был хорош горшок, кулинарные запросы населения в разных странах становились все более изощренными - он уже не мог их в полном объеме удовлетворить. Пришло время кастрюль (от французского сasserole). Кастрюля - это известная всем нам металлическая емкость для приготовления (варки) пищи. Готовить в кастрюле можно на открытом огне или в духовке. Нормальная кастрюля - с ручками и с крышкой. Чем толще дно кастрюли (в разумных пределах), тем лучше - в такой утвари пища меньше пригорает.

Ныне на кухнях можно увидеть чугунные, алюминиевые кастрюли, кастрюли из нержавеющей стали, эмалированные и с антипригарным покрытием. Форма кастрюли может зависеть от того, для приготовления какого блюда она, прежде всего, предназначена (например, овальная утятница).

Как ни старайся, без сковороды (причем не одной) полноценную кухню сложно себе представить. Поэтому - несколько слов о ней.

Вряд ли стоит объяснять нашим читателям, что такое сковорода. История ее, естественным образом связана с тем же глиняным горшком. Собственно, первые сковороды тоже были глиняными. Еще сейчас в кухнях многих народов предусмотрено использование оных для приготовления некоторых блюд (к примеру, обжаривание копченого мяса у абхазов, перед подачей его на стол). Логика развития, видоизменения сковороды и достижения ею своего современного вида, думается, также ясна.

Ныне глиняные сковороды встречаются разве что в национальных ресторанах. Им на смену давно уже пришли металлические. Сковорода - родственница кастрюли, а потому, как и она, может быть чугунной, алюминиевой, из нержавейки, с антипригарным покрытием. Делятся сковороды и по предназначению: для гриллирования продуктов, блинные, для рыбы, китайская «вок»…

Сковорода может быть вообще без ручек, с одной или с двумя. Как правило, она комплектуется крышкой, которая может быть металлической или стеклянной (прозрачной).

Продолжение следует

Это статья говорит о самых интересных и увлекательных фактах про историю посуды, столовых приборов, основной утвари. Далее вас ждут материалы, где подробно рассказано о различных типах и видах упомянутых здесь вещей, о плюсах, минусах, предназначении той или иной утвари или посуды, о правилах ухода за ними.

МБДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД № 477

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по развитию представлений о человеке в истории и культуре

для детей средней группы.

Тема: «Интересные истории сундучка о том, как появилась посуда».

Выполнила:

воспитатель Федорова Е.Б .

2009 г.

Тема : «Интересные истории сундучка о том, как появилась посуда».

Задачи : 1. Развивать у детей представления о техническом прогрессе: познакомить детей с историей появления посуды (кастрюли, ложки, тарелки, вилки);

2. Продолжать формировать представления детей о назначении посуды;

3. Вызвать интерес к прошлому посуды;

4. Воспитывать любознательность, желание узнать новое.

Материал : Сундучок, посуда (кастрюля, ложка, вилка, тарелка), иллюстрации с изображением посуды, зубочистки, палочка с раздвоенным концом, кусочки яблока, картофеля.

Ход занятия :

Воспитатель приносит сундучок и говорит :

«Сундучок этот не простой с загадками, в нем находятся предметы, которые имеют свою необычную историю. Отгадайте, какие предметы лежат в сундучке?».

: 1.Чайника подружка,

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли

И зовут ее ……..(кастрюля)

Послушайте историю о кастрюле:

«Давным-давно люди жили в пещере, у них не было кастрюли, они готовили пищу на костре, подвешивая ее на палку. Но это было очень не удобно, и тогда человек сделал кастрюлю из камня, который нашел возле своей пещеры. Он выдолбил из камня углубление, и получилась кастрюля, которую можно было ставить на огонь и готовить еду».

Ребята, а для чего нам нужна кастрюля? (варить еду )

А что же в сундучке еще лежит?

Воспитатель загадывает загадку : 2. Человек пищу ел руками,

Вы представьте сами,

Как же трудно было

Есть жидкий суп руками.

Продукты очень я люблю,

Сама не ем,

А всех кормлю

Как вы думайте, что придумал человек? (ложку )

(Воспитатель достает ложку)

Послушайте, как появилась ложка:

«Сначала ее сделали из камня. Это было очень давно. Потом человек перебрался из пещеры в хижину. Тогда ложку стали делать из дерева».

Давайте сравним каменную ложку и деревянную. Как вы думайте, какая лучше и почему?

А у деревянной ложки есть сестренки, это металлические ложки, которыми мы пользуемся сейчас, потому что они прочные, удобные, легкие и не ломаются.

Теперь мы много узнали о ложке.

Но у нас в сун6дучке есть еще предметы.

3. Ну какой это обед,

Если на столе нас нет.

Мы «глубокие» и «мелкие».

Называемся ……..(тарелки )

Хотите узнать, как появилась тарелка? Тогда послушайте.

«Раньше люди клали пищу на листья, упавшие с дерева. Это было неудобно. И тогда человек решил сделать тарелку из камня. Но каменные тарелки оказались очень тяжелыми. Человек думал, думал и сделал тарелку из дерева. Ему стало приятнее и удобнее есть. Тарелка из дерева прочная, она не разбивается. У тарелки постепенно появилось много подружек. Есть тарелки из глины, стекла, серебра, золота и фарфора. Тарелка- это очень важная вещь».

Сундучок дарит нам тарелку (воспитатель достает тарелку ).

Отгадайте, ребята, какой предмет еще остался в сундучке?

Воспитатель загадывает загадку: 4. Однажды понял человек,

Чтоб было есть удобно,

Создать он должен инструмент

Рогатине подобной. (вилка )

Давайте послушаем рассказ о вилке:

«Давным-давно люди жили в пещерах, ели ягоды, грибы, разные растения. Ели их руками.

Удобно ли есть руками? (не удобно) Человек стал думать, что нужно сделать для того, чтобы было удобно есть. Думал-думал, искал-искал и нашел. (воспитатель показывает палочку с острым и тупым концом)».

Удобно палочкой прокалывать продукты?

Экспериментальная часть :

/дети прокалывают ломтики картошки, яблочка и т.д. острыми и тупыми концами палочки./

Каким концом легче прокалывать ломтики яблок?

Значит какие палочки было необходимо искать, чтобы удобно было прокалывать еду?

И вот люди заметили: если наколоть пищу вот такой вилкой, то она удерживается лучше

(воспитатель показывает палочку с раздвоенным концом).

Чем неудобна деревянная вилка? (ломается, хрупкая)

Люди стремились найти другой материал. Так появились металлические вилки.

Теперь во всем мире пользуются такими вилками. Появились разные вилки с разным количеством зубцов: для торта, рыбы, мяса.

Воспитатель задает вопрос: Как надо обращаться с вилкой, чем она может быть опасна?

« Ребята, наш сундучок опустел. Давайте поблагодарим его за интересные истории».

(В заключении сундучок дарит детям набор детской посуды)


Ольга Корелякова
Конспект занятия «История создания посуды»

Программное содержание.

Познакомить детей с историей посуды , с процессом её преобразования человеком,

Активизировать познавательную деятельность детей,

Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением посуды , Чтение художественной литературы «Федорино горе» К. Чуковского, беседа о посуде , дидактические игры «Что было до…» , «Эволюция общих вещей» .

Активизация словаря : посуда металлическая , деревянная, глиняная, чайная, столовая.

Материал : проектор; экран; компьютер. Нож (деревянный, пластмассовый, железный, тарелка (деревянный, пластмассовый, железный, чугун, кастрюля. Бумажные тарелки, краски, кисточки .

Ход занятия:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья!

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я!

Мы совершим путешествие в мир удивительной посуды .

Давным – давно человек жил в пещере,

Он на огне варил обед.

Ну а как он ел?

Человек пищу ел руками,

Вы представьте сами,

Как же трудно было.

Есть жидкий суп руками.

Когда-то давным-давно люди жили в пещерах, а еду готовили на костре. Ели, в основном, жареное мясо, растения и ягоды. Ели руками. Однажды взял человек в руки очень горячее мясо. И выронил его из рук.

Оно упало на палочку, палочка воткнулась в мясо. Взял человек мясо на палочке и понял, что так есть удобнее. И пальцы не жжёт. Так появилась ложка.

Отгадайте загадку :

1. Она бывает глубока,

Она бывает мелка,

Однако это не река. (тарелка)

2. Сами не едим,

А людей кормим. (ложки)

3. Варю я пищу вашу

К обеду - суп и кашу. (Кастрюля)

4. Ш-ш-ш, - шипит картошка, -

Подлейте маслица немножко».

Вот это жар, вот это да!

Раскалена (сковорода) .

Как одним словом можно сказать о предметах из загадок? (посуда )

Первобытные люди научились делать посуду из глины . Они лепили её руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной , в ней могли находиться только сухие продукты.

Потом придумали первый гончарный станок и печь для обжига глиняной посуды . Люди научились обжигать посуду из глины в печи , чтобы она была прочная.

Теперь в ней можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне.

- Посудой на Руси пользовались с древних времён. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Сначала она была простая, без особой красоты.

Потом появилась металлическая посуда – из чугуна выплавляли чугунки.

Чугунную посуду использовали для приготовление пищи в печках, так как она очень прочная.

Чугунной посудой пользуются и в наше время.

Как вы думаете, где и когда?

Знаменитые русские самовары. Изящный чайник и стакан из серебра. Известно, что серебро очищает воду и это полезно для здоровья. До сих пор люди пользуются этой посудой .

Со временем появилась стеклянная посуда

Фарфор, фарфоровая посуда - это посуда из белой глины .

Русские мастера создавали красивую посуду , которую знают во всем мире.

Деревянная и глиняная посуда самая безопасная для здоровья людей

Пластиковая посуда изготовлена из пластмассы. Как вы думаете, где она применяется?

Чем она удобна?

Из пластмассы делают разную посуду , например, для маленьких детей, она небьющаяся и легкая.

Физкультминутка «Моем посуду »

Кран с водою мы открыли

(4 раза произвести вращательные движения кистью рук, как будто открыть кран)

И посуду перемыли

(положить правую ладонь на левую и совершить по ней круговые движения, как будто мыть тарелку)

Терли, терли, мыли, мыли

(те же движения, но левой рукой по правой)

Терли, терли, мыли, мыли

Все кругом в воде и мыле.

(Развести руки в стороны) .

Посмотрите. У меня на столе лежит посуда .

Дети подходят к столу для экспериментирования.

Как вы думаете, удобно деревянным ножом резать?

Как вы думаете, удобно пластмассовым ножом резать?

А таким ножом удобно резать?

Кто хочет попробовать? (дети пробуют отрезать кусок сыра или хлеба, деревянным и пластмассовым ножом).

Как вы думаете, какая тарелка лучше и почему : деревянная, пластмассовая, железная, глиняная, фарфоровая?

В чем удобней варить суп : в чугуне или в кастрюле? Почему?

Пальчиковая гимнастика : "Посуда »

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли :

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалили,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть- чуть сломали,

Так мы маме помогали.

Воспитатель показывает детям бумажные тарелки.

Что бы мама сильно не расстраивалась, давайте дл не украсим тарелочки красивым узором.

У меня есть кисточка (показывает, с помощью её превратимся в мастеров.

Воспитатель предлагает закрыть глаза.

Мы очутились в мастерской, и я вам предлагаю пройти за рабочие столы.

(На столах приготовлена акварельная краска, баночки с водой, кисточки , подставки, тряпочки).

Дети украшают чашечки разными знакомыми элементами (круги, мазки, точки, палочки, колечки и т. п.)

Рефлексия :

Вот мы с вами побывали в прошлом посуды .

По своему назначению посуда бывает разной .

На какие группы ее можно разделить?

Для чего нужна кухонная посуда ?

Столовая посуда ?

Чайная посуда ?

Какая посуда безопасна для нашего здоровья?

Публикации по теме:

«Капля реку бережёт» История создания мультфильма Существует много проектов, участие в которых предлагает нам город. Педагоги нашего.

Конспект игры-занятия по социальной адаптации детей третьего года жизни «Мытьё посуды» Программное содержание: 1. Формировать знания о процессе мытья посуды: 2. Создать условия для обогащения словарного запаса детей в процессе.

Ход НОД: Воспитатель сообщает детям, что к ним в группу пришло аудиописьмо, но чтобы узнать, от кого это письмо и что в нем, необходимо.

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с названиями предметов посуды) в средней группе «Встреча с Федорой» Конспект познавательного развития детей в средней группе. Интеграция областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие",.

КОНСПЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. Познавательная деятельность (Окружающий мир) Тема: «Путешествие в увлекательный мир посуды». Цели:.

Пирожковая тарелка отличится небольшими размерами, ее диаметр составляет 15,5-18 см. Основное назначение – подача пирожков, хлеба, тостов.

Во время сервировки стола тарелки с хлебобулочными изделиями ставят перед каждым участником застолья сверху слева по диагонали от первого блюда, дополняя ножом для масла. Также небольшие тарелочки часто используют в качестве подставок под соусники и икорницы. Иногда в них подают десерты и деликатесные закуски, бутерброды к чаю, сухарики и многое другое.

Форма и отличительные особенности

Пирожковые тарелки всегда плоские и маленькие , классический диаметр составляет 17,5 см. Небольшие размеры важны, так как эту посуду используют при каждой сервировке стола, располагая выше и левее от . Плоская поверхность необходима для красивой подачи и удобной трапезы. Овальное дно может деформировать свежую булочку.

Не стоит путать пирожковые плоские тарелки с миниатюрными порционными, имеющими диаметр до 15 см. Порционные более углубленные, что не подходит для сервировки хлеба и пирожков. В больших сервизах, как правило, присутствуют и те, и другие.

Традиционные тарелки круглые, но сейчас в продаже есть наборы столовой посуды квадратной формы . Квадратные тарелочки смотрятся эффектно и очень удобны для сервировки, так как занимают меньше полезной площади.

Назначение и применение

Пирожковые тарелки предназначены не только для пирожков, на них традиционно подают:

  • нарезанный хлеб к первым и вторым блюдам;
  • расстегаи, пироги при полной сервировке стола;
  • булочки, ватрушки к компоту или чаю;
  • бутерброды;
  • порционные закуски типа канапе или тарталеток.

Особых ограничений в применении. Их можно использовать как подставку под порционный супник или как блюдце для торта и печенья, если нет другой альтернативы. Никто не запретит подать на плоской тарелочке маленького диаметра деликатесные сыры или колбасы.

Маленькие размеры привлекают детей. Ребенок с удовольствие ест из взрослой посуды, как мама, но в то же время порция еды здесь значительно меньше.

Как выбрать тарелку для хлеба

Пирожковая тарелка – спутник суповой и активный участник сервировки стола, поэтому она должна сочетаться с другой посудой по материалу, цвету, форме, стилю. Практичнее покупать сервизы или наборы.

Материал – основа выбора

Тарелки для подачи пирожков и хлеба изготавливают из фаянса, фарфора, керамики, стекла, дерева, пластика.

  • Фаянс – доступный и самый популярный материал для столовой посуды. Фаянсовые изделия покрывают глазурью или эмалью разных цветов, расписывают, украшают рельефами и лепниной. Недостаток – высокая пористость, ведущая к трещинкам покрытия.
  • Фарфор – классика элитной посуды. Тонкий, изящный, прочный и долговечный материал. Легче фаянса, не имеет пор, поэтому не трескается. Из фарфора делают очень красивые тарелки с росписью, прорезями, рельефами, позолотой.
  • Стекло – универсальный материал для повседневного применения. Не боится микроволновок и морозильных камер. Бывает прозрачным, дымчатым, с рисунками.
  • Стеклокерамика – современное изобретение, сочетающее универсальность стекла и прочность закаленной керамики. Выглядит, как фарфор.
  • Керамика без обжига – толстые и массивные изделия с однотонной или художественной глазурью.
  • Деревянные тарелки часто представляют собой произведения искусства и сувениры, но подходят для практичного применения.

Если предпочитаете подогревать хлебобулочные изделия перед подачей в микроволновке, выбирайте модели из стекла и стеклокерамики. Также обращайте внимание на рекомендации производителя по уходу и эксплуатации.

Особенности выбора тарелок без сервиза

Тарелки, как и другие предметы для сервировки стола, украшают различными способами. Если это набор или полноценный сервиз, то одинаковый декор гарантирован. Но если приходится покупать отдельно, велик риск эффекта «разношерстности».

Выбирая пирожковую тарелку, приложите усилия, чтобы она вписалась в имеющийся набор. Если нет возможности найти подходящую линейку по стилю и материалам, купите прозрачные стеклянные . Через прозрачное стекло будет видна скатерть, посуда сольется со столом и не нарушит композицию. Также можно выбрать оригинальные изделия из дерева, они хорошо сочетаются с хлебом.

Если у вас есть набор белой посуды с рисунком, то обратите внимание на чисто белые тарелки. Однако гармонию могут нарушить рельефы на бортиках – учитывайте каждую мелочь, чтобы предметы сервировки максимально сочетались по оформлению.

Обзор красивой посуды с примерами

В этом обзоре вы увидите, как выглядят товары разных производителей из различных материалов. Возможно, именно таких нет в вашем городе, но найти подходящие не составит труда.

Симпатичная плоская тарелка «Садовая Роща» диаметром 15 см изготовлена из качественного костяного фарфора . Ненавязчивый узор подходит для повседневного стола и торжественных застолий. Край декорирован позолоченным ободком, поэтому для микроволновки не подходит. Коллекция представлена всеми видами сервировочной посуды.

Пирожковая плоская тарелка «Роза» сочетает минимализм и нежность. Чисто белое оформление без излишеств дополняет рельефный узор на дне. Романтичная розочка смотрится интересно и не вызывает нареканий у любителей классики. В коллекции «Роза, Маркеса» есть все виды столовой посуды. Но даже в единичном экземпляре она не испортит сервировку.

Тарелка из коллекции посуды «Бабочки на лугу» подойдет тем, то предпочитает оригинальность и люксовые вещи. Вся серия выполнена из фарфора. Рисунок прочный, не боится посудомоечной машины и интенсивной эксплуатации.

Фарфоровая тарелка Cellini с диаметром 15 см не отягощена росписью. Но декор бортов рельефным узором делает посуду изящной и статусной. Такой рельеф требует тщательного ухода, в углублениях могут скапливаться загрязнения при ненадлежащем мытье.

Стильная тарелка «Арборесценс» диаметром 16 см идеальна для таких стилистических направлений, как лофт, эклектика, авангард. Черно-серое сочетание придется по вкусу мужчинам и стильным дамам. Материал: фарфор.

Еще больше вариантов можно посмотреть в интернет-магазинах. Пирожковые тарелки продаются поштучно, в наборах по 3, 6, 12 штук и в столовых сервизах.

Если не хотите покупать лишнее, поищите магазины, которые позволяют создать свой набор посуды из отдельных предметов одной коллекции.