Инновационные формы и методы на современном уроке. Инновационные технологии в средней школе

Стремительное развитие общества диктует необходимость изменений в технологиях и методиках учебного процесса. Выпускники образовательных заведений должны быть готовы к тенденциям изменчивой современности. Поэтому внедрение технологий, направленных на индивидуальный подход, мобильность и дистанционность в образовании, представляется необходимым и неизбежным.

Что такое «инновационная технология»

Слово «инновация » имеет латинское происхождение. «Novatio» означает «обновление», «изменение», а «in» переводится как «в направлении». Буквально «innovatio» - «в направлении изменений». Причем это не любое новшество, а после применения которого происходят значительные улучшения эффективности, качества деятельности.

Под технологией (греч. techne «искусство», «мастерство», logos «слово», «знание» - наука об искусстве) понимается совокупность методов и процессов, применяемых в каком-либо деле или в производстве чего-либо.

Любое нововведение находит свою реализацию через технологию. Таким образом, инновационная технология - это методика и процесс создания чего-либо нового или усовершенствования уже существующего с целью обеспечения прогресса и повышения эффективности в различных сферах деятельности человечества.

Инновационные образовательные технологии

Используемые методы работают не так эффективно применительно к новому поколению учеников. Стандартизированное обучение не учитывает индивидуальных качеств ребенка и необходимости творческого роста.

Несмотря на ряд проблем, которые не решаются старыми способами, есть затруднения с введением новшеств. Учитель должен понимать, что введение инновационных методов помогает не только его воспитанникам эффективнее усваивать материал, развивает их творческий потенциал. Но это также помогает педагогу реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал.

Виды педагогических инноваций

В школьном образовании применяются самые разнообразные педагогические инновационные методики. В выборе огромную роль играет профильная направленность учебного заведения, его традиции и стандарты.

Наиболее распространенные новшества в процессе образования:

  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
  • личностно-ориентированное обучение;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • игровые технологии.

ИКТ

Подразумевает интеграцию преподавания дисциплин с информатикой, а также компьютеризацию оценивания и коммуникации в целом . Компьютер может использоваться на любых этапах учебного процесса. Школьники обучаются работе с основными программами, изучают материал благодаря электронным учебникам и пособиям. С помощью компьютера и проектора преподаватель излагает материал. Презентации, диаграммы, аудио- и видеофайлы благодаря наглядности способствуют лучшему усвоению темы. Самостоятельное создание слайдов, схем, карт памяти помогает структурировать знания, что также помогает в запоминании.

Наличие компьютера, интернета и специальных программ делает возможным дистанционное преподавание , онлайн-экскурсии, конференции и консультации.

В конце изучения темы в качестве контроля могут быть использованы тесты на компьютере . Школы используют систему электронных журналов , в которых можно отследить результаты отдельного ребенка, класса или же успеваемость по конкретному предмету. Входят в обиход и электронные дневники , где выставляются оценки и фиксируются домашние задания. Так что родители могут узнать баллы ребенка и наличие заданий.

Важно научить школьников правильно использовать интернет, поисковые системы и социальные сети. При грамотном подходе они становятся неисчерпаемым источником информации и способом коммуникации школьников с учителем и между собой.

Популярность набирает создание педагогом собственного сайта . Благодаря ему можно делиться интересными книгами, пособиями, статьями, обучающими видео и аудио, удаленно отвечать на вопросы учеников. Может использоваться при разработке группового проекта: участники делятся друг с другом и куратором наработками, результатами и решают возникающие проблемы.

Личностно-ориентированное обучение

В этом случае главным действующим лицом в обучении признается ребенок . Целью является развитие личности школьника с учетом его индивидуальных качеств. Соответственно, не учащиеся подстраиваются под образовательную систему и стиль педагога, а учитель, используя свои умения и знания, организовывает обучение согласно особенностям класса.

Здесь необходимо знание учителем психологических, эмоциональных и познавательных особенностей ученического коллектива. Исходя из этого, он формирует планы занятий, подбирает методы и способы изложения материала. Важно суметь пробудить интерес ученика к излагаемому материалу и работать коллективно, выступая не столько лидером, сколько партнером и советчиком.

При желании учебного заведения возможна дифференциация учащихся . Например, комплектование класса по определенному признаку в результате тестирования; дальнейшее разделение согласно заинтересованности; введение профильных классов в старшей школе.

Проектная и исследовательская деятельность

Главной целью является развитие способности самостоятельного, творческого поиска данных, постановки и решения задач, задействования информации из разных сфер знаний. Задача преподавателя заключается в пробуждении интереса к поисковой деятельности и создание условий для ее реализации.

При работе над групповым проектом повышаются и навыки работы в команде, коммуникации, умения прислушиваться к чужому мнению, критиковать и принимать критику.

Применение этой технологии в школе развивает способности познавать мир, анализировать факты, делать выводы. Это основа и помощь при поступлении в высшее учебное заведение и работе над дипломными и магистерскими диссертациями.

Игровые технологии

Ценность игровой технологии заключается в том, что, являясь по своей сути отдыхом, она выполняет образовательную функцию, стимулирует творческую реализацию и самовыражение. Конечно, наиболее она применима в младшей группе школьников, поскольку соответствует их возрастным требованиям. Использовать ее необходимо дозировано.

По желанию учителя весь урок можно провести в игровой форме: конкурс, викторина, КВН, постановка сценок из произведения. Возможно использование игровых элементов и на любом этапе занятия: в начале, в середине или в конце в качестве опроса. Правильно организованная игра стимулирует память школьников, заинтересованность, а также преодолевает пассивность.

Изменения в образовательной сфере необходимы и неизбежны. И стоит заметить, что в большинстве своем ученики с радостью принимают что-то новое, интересное, необыденное. Они готовы и способны к восприятию . Последнее слово - за педагогами.

Много полезных материалов с использованием инновационных технологий представлены в разделе «Публикации ». Вы можете черпать из работ коллег интересные приемы и идеи.

КГУ «Береговая средняя школа отдела образования

акимата Тарановского района»

Районный Методический совет

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

февраль 2014 год

зам. дир. по УВР Боксбергер И.В.

2013-2014 учебный год

«Инновационные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы»

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Наряду с традиционными методами педагогики в последнее время выходят и инновационные методы, поскольку современное образование ориентируется на личностный характер обучения.

Целью инновационных технологий есть формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Современный процесс разработки и освоения инноваций предусматривает поэтапную деятельность педагогов-новаторов.

Современная школа многого требует от учителя - и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал педагогического опыта. Понимая, что сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться в школе.

Именно поэтому выбирая методическую тему школы, мы остановились на теме «Использование инновационных технологий, компетентностный подход в обучении как средство повышения качества обучающихся». Понимая всю важность вопроса применения инновационных технологий в школе разработали тематику педагогических советов: «Качественное образование и воспитание - приоритет государственной политики Казахстана» /август/, «Формирование функциональной грамотности учащихся: пути, опыт, перспективы» /ноябрь/, «Качество образовательной среды предпрофильной подготовки и профильное обучение с учетом естественно-математического направления учебного процесса в рамках 12-летнего образования» /январь/, «Инновационные методы в обучении и воспитании личности» /март/, «Определение уровня эффективности и показательной работы педколлектива школы по проблеме повышения качества образования» /май/. Профессиональная компетентность учителя формируется через различные виды деятельности посещение семинаров, конференций, открытых уроков, мастер-классов. Это позволило использовать инновационные технологии, которые способствует повышению профессиональной компетентности, методического уровеня педагогов, что особенно актуально для молодых педагогов, влившихся в коллектив в этом учебном году.

Проведен районный семинар на базе школы «Формирование функциональной грамотности на уроках через использование инновационных технологий», главная цель которого было формирование функциональных навыков компетентностной личности как ключевого ориентира для совершенствования качества образования в условиях школы. На семинаре было дано 12 открытых, показательных уроков, на которых учителями были продемонстрированы способы формирования функциональной грамотности школьников, развитие ключевых и предметных компетенций обучающихся /февраль 2014г/. В школе были проведены мастер - класс «Как я реализую на своих уроках компетентностный подход в преподавании предмета», где учителя школы делились опытом своей работы по реализации компетентностных подходов в своей педагогической деятельности /апрель 2013 год/, результатом проведенного мастер - класса «Проектирование заданий на развитие функциональной грамотности школьников» /январь 2014год/ стала разработка компетентностно-ориентированных заданий по предметам; круглый стол «Компетентностнный подход в преподавании предметов» помог преподавателям школы разработать систему мер по формированию ключевых компетенций учащихся в образовательной среде /апрель 2013г/, заседания МС «Инновационные технологии в преподавании» позволило учителям более подробно познакомиться с инновационными технологиями.

Наша школа имеет возможности для широкого внедрения в практическую работу разнообразных современных технологий. Учителя школы стараются работать в инновационном режиме, применяют информационно-коммуникационных технологии, работают с одаренными детьми.

Учить детей учиться - важнейшая задача любого педагога. Ученик должен стать творцом своей деятельности. Учебный процесс учителя строят так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным.

Главная цель работы школы - развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, приобретение навыков решения жизненных задач в процессе обучения в школе, создание учебной среды, направленной на развитие интеллектуальных, познавательных способностей учащихся на основе внедрения инновационных и компьютерных технологий в школе. Это создает учебную среду, направленную на развитие творческих, познавательных способностей учащихся на основе внедрения современных педагогических технологий в школе.

Современные образовательные технологии, использованные учителями на уроках:

. Информационно- коммуникационные технологии . Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе. Все активнее применяют учителя школы на своих уроках информационно-коммуникативные технологии, уроки становятся более интересными, познавательными. Учителя и учащиеся умело отбирают информацию по своему предмету, используя дополнительные Интернет ресурсы, что способствует строить процесс общения на уроке более эффективно. ИКТ применяется на уроках всеми учителями школы. Применение информационных компьютерных технологий не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повышает мотивацию учащихся к учению; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Основная задача - мотивировать ученика в его занятиях, как на уроках так и внеурочной деятельности. Повысить интерес к предмету можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов с 6 по 10 класс.

. Личностно- ориентированное обучение . Применяется учителями на уроках русского языка, литературы (Гордиенко В.И.), биологии и географии (Досмухамбетова Ж.А.), казахского и английского языка (Бексултанов А.С., Жуманазаров Т.Б.), математики (Уркумбаева Г.М., Марущак Е.А.), технологии (Байер В.Н., Шкурихина Т.Н.), истории (Баянова И.А.), физкультуры (Байер В.Н.). Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, без конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

. Проектно - исследовательская технология . Метод проекта - это инновационная технология обучения, при которой обучаемые приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного или под руководством учителя, планирования, разработки, выполнения и продуцирования постоянно усложняющихся проектов-заданий. Таким образом, все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В результате выполнения проектов должен быть конкретный результат, готовый к внедрению. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить обучаемых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема − то конкретное решение, если практическая − конкретный результат. Метод проектов применяется учителями на уроках английского языка (Бексултанов А.С.), химии (Боксбергер И.В.), технологии (Байер В.Н., Шкурихина Т.Н.), информатики (Жуманазаров Т.Б.).

. Здоровьесберегающие технологии - это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. Здоровьесберегающие технологии - это условия обучения ребенка в школе, рациональная организация учебного процесса, соответствие учебной и физической нагрузки возрастным особенностям учащихся, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим школьника. Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Результатом данной технологии является создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе, школе. Здоровьесберегающие технологии применяются учителями школы на всех уроках, это утренние зарядки, физминутки, подвижные игры на переменах (КПП, начальные классы).

. Технология критического мышления через чтение и письмо . Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочнность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Обучающийся, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует себя уверенно в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования (это могут быть связи, дополнительное образование и т.д.). Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную и осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности. Применяется на уроках русского языка и литературы (Семенкевич В.А., Шварцкоп В.Ю.), химии (Боксбергер И.В.), истории (Баянова И.А.), в начальных классах (Громада Л.П., Чайка М.В., Савченко Л.В.)

. Блочно - модульная технология . Блочно-модульное обучение - это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, участии в семинарах. Данная технология предполагает, что учащийся должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащегося. При организации блочно-модульн6ого обучения обязательно структурирование учебного содержания по блокам, концентрированное изложение основного материала темы, определение заданий для самостоятельного вида деятельности каждого ученика и группы с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей. Эта технология применяется учителями на уроках русского языка (Гордиенко В.И.), биологии (Досмухамбетова Ж.А.), казахского и английского языков (Бексултанов А.С., Альжанова Р.С.), физики (Абенова А.А.).

. Игровые технологии . Игровые технологии применяют на уроках для повышения интереса к предмету, для концентрации внимания учащихся на уроке. Игры применимы на всех этапах урока. Успех любой игры зависит от правильной ее организации и подготовки к ней. Игра обязательно должна быть ярко оформлена, с понятными и достижимыми целями. Детей привлекает все необычное и красивое. В основном игры проходят в форме уроков-соревнований, уроков-путешествий. На таких уроках успешно решаются учебные задачи, обобщаются и интегрируются изучаемые понятия темы, осуществляется контроль знаний и умений, но при этом внимание школьников сосредоточено, в первую очередь на игровом поле. Таким образом, повысив эмоциональное восприятие учебного материала, предотвращаются физическая и умственная перегрузки. Игровые технологии применяются учителями на всех уроках, в классах предшкольной подготовки, начальном звене.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Главное для педагога - увлечь и "заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Уже сейчас мы имеем результаты: /2011-2012 учебный год: 3 место в области Егоренко Анна (11кл) с проектом «Я и ЧС»; 2012-2013 учебный год: участие в конкурсе мультимедийных проектов - 3 место в районе и 3 место в области заняла Головко Юлия (8кл) с работой «Моделирование первого этажа школы» /учитель Жуманазаров Т.Б./, конкурс творческих проектов «Я и ЧС» 2 место макет «Пожар» - Огибалов Илья, Сафонов Алексей - 8 кл.

В школе наблюдается положительная динамика использования инновационных технологий не только на уроках по предметам, но и в обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников, это позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, школы в целом.

Развивается служба мониторинга. Результаты диагностических исследований помогают вносить своевременные коррективы в планы работы школы по различным направлениям. Так по результатам исследований наблюдается положительная динамика качества освоения учебных программ учащимися школы. Можно проследить динамику роста качества знаний за три года:

Учебный год

Отличники

Хорошисты

Качество

Успеваемость

2013-2014 1 четв

2013-2014 2 четв

В ходе анализа были сделаны следующие выводы :

100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях, используют различные технологии полностью или приемы поэлементно.

70% учителей прошли курсы повышения квалификации. / За первое полугодие 2013-2014 учебного года 6 учителей школы прошли курсы переподготовки: молодые педагоги по темам «?аза? тілі ?дебиеті саба?тарын о?ытуда а?паратты? ?аза? коммуникативтік технологияларды?олдану м?мкіндіктері» Айдаркулова А.Н, «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении» Баянова И.А., «Эффективное использование специализированного кабинета в обучении предмету» Досмухамбетова Ж.А; «Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы» Боксбергер И.В., «Современные библиотечно-информационные технологии в деятельности школьных библиотек» Поплавская С.А. (библиотекарь), «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучение английскому языку» Сейдалинова С.Е.

Учителями школы в этом учебном году посещались районные и областные семинары.

70% педагогов активно используют компьютер в учебном процессе.

Все педагоги прошли обучение по овладению базовой ИКТ - компетентностью.

Внедрение информационных технологий идет через реализацию проекта программы информатизации, цель которой - повышение качества образования путем информатизации образовательного процесса. Комплектуется школьная медиатека, приобретены лицензионные программы, тренажеры, электронные учебники, энциклопедии, создаются презентации к урокам.

Широкое внедрение ИКТ в воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами звука, видео, мультимедиа, что способствует повышению эффективности педагогического труда.

Основными направлениями воспитательного процесса, по которым работает школа являются:

1. Нравственно- правовое воспитание.

2. Культурно- просветительское воспитание.

3. Общественно-патриотическое.

4. Физкультурно-оздоровительное.

5. Работа с родителями.

6. Трудовая деятельность.

Работая по каждому направлению невозможно обойтись без современных информационно-коммуникационных технологий. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.

Достоинства мероприятий с использованием информационных технологий - это появление у учащихся интереса, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и способствует развитию у ребенка повышенного интереса к окружающему миру.

Области применения и возможности ИКТ в воспитательной работе:

Организация воспитательного процесса в классе.

Документальное обеспечение воспитательного процесса.

Разработка и проведение классных часов.

Разработка и проведение внеклассных мероприятий.

Работа с семьей и проведение родительских собраний.

Использование ИКТ существенно облегчает трудозатраты по ведению документации классного руководителя.

При помощи ИКТ классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания, на выступлении ШМО и педсовете.

ИКТ позволяют разнообразить формы работы с учащимися

Таким образом, мы видим очевидную необходимость использования компьютерных технологий не только в обучении, но и в воспитании.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

обучение инновационный модульный

Инновационные преобразования условий жизни и деятельности в Казахстане отражаются естественным образом и на системе образования .

Сегодня особенно требуется личность,

Умеющая творчески применять те знания и навыки, которыми обладает; -умеющая преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной.

В результате чего на современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. Указанная проблема связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, создание таких педагогических условий обучения, которые будут способствовать наиболее оптимальному развитию познавательной деятельности и творческой самостоятельности учащихся.

К сожалению, в школе не уделяется особого внимания реализации педагогических условий для эффективного использования инновационных технологий.

Таким образом, существует противоречие между потребностью использования инновационных технологий и реальными условиями обучения в основной школе.

Мы видим одно из возможных решений данного противоречия в выявлении и реализации педагогических условий наиболее оптимального использования новых технологий в основной школе. Указанное противоречие подтверждает актуальность выбранной темы исследования - «Педагогические условия использования инновационных технологий в основной школе».

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить педагогические условия применения новых технологий в основной школе.

Объект исследования: процесс обучения в основной школе.

Предмет исследования: педагогические условия использования новых технологий в основной школе.

Ход исследования определяется следующей гипотезой:

Процесс обучения в основной школе станет более эффективным, если при использовании инновационных технологий реализовать следующие условия:

· психологическая установка на успех;

· блочно-модульное структурирование учебного материала;

· использование субъектного опыта учащихся;

Задачи исследования:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. выявить педагогические условия эффективного использования инновационных технологий обучения в основной школе;

3. реализовать и экспериментально проверить влияние выявленных условий на эффективность использования инновационных технологий в учебном процессе основной школы;

Для достижения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования.

1. теоретический анализ;

2. обобщение;

3. наблюдение;

4. изучение школьной документации;

5. педагогический эксперимент.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в выявлении психолого-педагогических условий эффективного использования новых технологий в учебном процессе основной школы.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в учебном процессе основной школы.

Методологической основой являются основы теории педагогических технологий В.М. Монахова, Селевко Г.К., психологическая концепция деятельностного подхода в развитии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), современные концепции построения содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.С. Леднёв).

Дипломная работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка литературы.

1. Теоретические основы использования инновационных технологий в школе

1.1 Инновационные образовательные технологии и их влияние на эффективность процесса обучения школьников

Президент РК Н.А.Назарбаев в своём послании народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» подчеркнул, что «Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику». Это свидетельство того, что мы должны сегодня определять стратегию и тактику развития и совершенствования школьного образования, предполагается внедрение в образовательную практику школ новых информационных, педагогических и образовательных технологий

Технология близка к воспитанию как к искусству воздействия на личность ребёнка как участника образовательного процесса. Что же означает термин «технология», а именно «инновационная технология»?

Технос (греч.) означает искусство, мастерство; логос (греч.) - учение - совокупность знаний о способах и средствах проведения производительных процессов, а также самые процессы при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта .

Под технологией понимают также «совокупность приёмов и способов получения, обработки… материалов… Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению» .

Инновация (анг. - нововведение) - изменения внутри системы; создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике .

Педагогическая инновация - это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы, улучшающие характеристики, как отдельных её компонентов, так и самой образовательной системы в целом (Симоненко) .

В психолого-педагогической литературе можно встретить несколько отличающихся друг от друга взглядов на понятие инновационные технологии .

Как системная логика и инструментовка организации практического осуществления деятельности участников образовательного процесса (ОП) - учителей и учащихся - преследуют ту же цель, что и НОТ (научная организация труда) - максимум результатов при минимуме или оптимуме затрат. Технология создаётся на основе определённой теории организации деятельности (Раченко И.П., Пятигорск).

Комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи. Средства и способы организации деятельности для анализа проблемы и планирования, обеспечения, оценивания управления решения проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (США и лаборатория НОТ при Пятигорском ГЛУ).

Упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведёт к достижению определённого планируемого результата (Монахов В.М.).

Естественный выбор различных приёмов педагогического воздействия как естественного гармоничного поведения педагога в контексте современной культуры, на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания развивающейся ситуации. Это операционное обеспечение гуманных, психологически оправданных функций взрослого по отношению к ребёнку, входящему в мир (Щуркова Н.Е.).

Целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ; тестирование альтернативных стратегий и материалов, оценивание педагогических систем в целом и установление целей снова, как только становится известной новая информация об эффективности системы (Сполдинг В.П.).

Проект определённой педагогической системы, реализуемый на практике (Беспалько В.П.).

Определённый способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функций обучения выполняет средство обучения под управлением человека (Смирнов С.А.).

Поиск совершенно точных средств воздействия на личность и коллектив, позволяющих педагогу экономить свои силы и добиваться желаемых результатов (Азаров Ю.П.).

Система способов деятельности, обеспечивающая получение гарантированного по качеству и количеству конечного результата. Последовательность взаимосвязанных действий и устойчивых приёмов работы педагога по обеспечению процесса функционирования педагогической системы, осуществляемая в условиях действующих в ней ограничений. (Устемиров К., Шаметов Н.Р., Васильев И.Б.)

Таким образом, и образовательная технология, и инновационная технология имеют разнообразные определения. Однако большинство существующих определений явно или не явно указывают на нечто общее, а именно - они оперируют такими понятиями, как «последовательность процедур или взаимосвязанных действий», «комплекс взаимосвязанных методов», «чёткое планирование, проектирование, программирование», «система указаний, совокупность операций» и т.п.

Поэтому представляется целесообразным и обоснованным понимать образовательную технологию как некий алгоритм, упорядоченную последовательность действий участников педагогического процесса.

Часто под технологией подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели (например, технология отработки навыка устного счёта). Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии - они подчёркивают, что это способ достижения любой конкретной цели. Использование понятия «технология» в этом смысле не даёт педагогике чего-то нового, не конкретизирует процесс обучения.

Поэтому мы должны отметить отличия методики от технологии (таблица 1).

Таблица 1.Отличительная особенность методики от технологии

Методика

Технология

Изучает разнообразные методы воспитания, обучения.

Развития личности школьников, не выстраивая из них определённые логические цепочки;

является теорией, учением о методах (способах педагогического взаимодействия);

метод складывается из приёмов, вместе они соотносятся как часть и целое;

учитель, используя приёмы, соотносит его со своей типологией, отвечает на вопросы: «Зачем использовать этот приём? Что даёт его использование?» (прогноз результативности, действенности).

Предполагает логику, последовательность педагогических методов и приёмов, совместную аналитическую деятельность (САД), которые дают конкретные результаты их развития;

отличается алгоритмичностью;

учитывает и допускает творчество участников ОП;

это инструментарий педагогической деятельности в повышении профессионализма и компетентности, в формировании учителя новой формации;

отвечает на вопрос «Как сделать?»;

является результатом рефлексии учителем педагогического взаимодействия.

Технология обучения представляет собой систему определённых операций и функций:

1. организационно- деятельная предполагает: организацию деятельности участников ОП (учителя и учащихся) взаимоорганизацию из САД;

2. проектировочная (прогностическая) отражает предвидение участниками ОП его КРР (конечных реальных результатов); моделирование педагогического взаимодействия; прогноз уровня развития участников ОП в процессе реализации образовательной технологии;

3. коммуникативная предполагает коммуникативную деятельность участников ОП; обмен информацией между ними; создание условий взаимопонимания учителя и обучающегося;

4. рефлексивная (осознание в ситуации; оценка объективности КРР педагогического взаимодействия; осмысление опыта взаимодействия; фиксирование состояния и причин развития);

5. развивающая (создание условий развития и саморазвития участников ОП);

В.П.Беспалько отметил, что важнейшими элементами педагогической системы являются учащиеся и преподаватели. Отсюда определены четыре уровня организационно-педагогической деятельности:

1. Организационный - самый элементарный уровень образовательной технологии, который организуется и осуществляется посредством отдельных операций, приёмов. Это основной рабочий, оперативный уровень организации и осуществления деятельности. Организация и технология здесь задана самими операциями, приёмами, без которых деятельность немыслима.

2. Методический уровень организации деятельности и создания её технологии замыкается на отдельных разрозненных методах как совокупности определённых приёмов, где приём и способ прикосновения к личности и клеточка организации деятельности, элемент её технологии.

3. Формообразующий - умение учителя выбирать целесообразные не только методы, но и формы деятельности, где формы - определённая совокупность методов, более высокий уровень организации и технологии педагогической деятельности.

4. Творческий основан на организационно-деятельностном подходе. Его достоинства в том, что он позволяет каждому учителю проектировать создавать свою образовательную технологию, отвечающую современным достижениям науки и техники, учитывающую реальные обстоятельства (компетентность, обеспеченность ОП компьютерными средствами, Интернетом, условиями труда, учёт особенностей развития школьников как скоростное поколение).

Как видно, функции и уровни образовательных технологий дополняют друг друга.

Еще в конце XIX в. П. Ф. Каптерев отметил, что «образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно». «...Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его».

Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-первых, разграничение двух его сторон: обучения и научения (учения), где сами термины, как уже отмечалось, трактуются неоднозначно. Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство обучения и воспитания. В-третьих, сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практические действия, выполнение учебных исследовательско-преобразующих, познавательных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию. Образование как результат может рассматриваться в двух планах. Первый -- образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям. Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально достижимое представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме.

Второй план существования результата образования -- это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессисоинально-содержательной. Так, школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник любого высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным профессиональным образованием. Широкое и системное образование, делающее человека образованным, закладывает основу чувства собственного достоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.

Традиционное обучение - поскольку его противопоставляют обычно инновационному - может быть охарактеризовано как контактное, сообщающее, основанное на принципе сознательности (осознание самого предмета освоения -- знания), целенаправленно неуправляемое, построенное по дисциплинарно-предметному принципу, внеконтекстное (в системе высшего образования -- без целенаправленного моделирования будущей профессиональной деятельности в процессе учебной).

Определение Н.Ф. Талызиной традиционного обучения как информационно-сообщающего, догматического, пассивного отражает все названные выше характеристики. При этом необходимо подчеркнуть, что это констатирующее определение, а не оценочное по типу «хорошо» -- «плохо». Традиционное обучение содержит все основные предпосылки и условия освоения знания, эффективная реализация которых определяется множеством факторов, в частности индивидуально-психологическими особенностями обучающихся. Как показано в исследованиях М.К. Кабардова, люди, характеризуемые аналитическим типом интеллектуальной деятельности, -- «мыслители» -- способнее, например, в традиционных формах обучения иностранному языку, чем в активных, игровых .

Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер и др.). Проблемная ситуация возникает у человека, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями. Проблемные ситуации дифференцируются А.М. Матюшкиным по критериям:

1) структуры действий, которые должны быть выполнены при решении проблемы (например, нахождения способа действия);

2) уровня развития этих действий у человека, решающего проблему;

3) трудности проблемной ситуации в зависимости от интеллектуальных возможностей.

Проблемное обучение включает несколько этапов: осознание проблемной ситуации, формулировку проблемы на основе анализа ситуаций, решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез, проверку решения. Этот процесс развертывается по аналогии с тремя фазами мыслительного акта (по С.Л. Рубинштейну), который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение. Поэтому проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом.

Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающегося в зависимости от того, какие и сколько действий для решения проблемы он осуществляет. В.А. Крутецкий. предложил схему уровней проблемности обучения в сопоставлении с традиционным на основании разделения действий учителя и ученика.

Все возрастающий поток информации в настоящее время требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения слушателями изучаемого материала и закрепления его на практике. Именно поэтому в современной школе так актуальны вопросы, связанные с использованием интерактивных методов обучения.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» -- «взаимный», «act» -- «действовать»). Интерактивное обучение -- это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели . Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик или студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения

Интерактивные методы требуют определенного изменения жизни класса, а также большого времени для подготовки, как от учащегося, так и от педагога.

Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования обучения иностранному языку в современной школе. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. При этом термин «интерактивное обучение» понимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-броузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета

Однако, вполне допустимо и более широкое толкование, как «способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком)»

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом .

В традиционной модели обучения учащимся предлагается усваивать большие объемы уже готовых знаний. При этом практически отсутствует необходимость разрабатывать проекты, в основе которых лежит учебная деятельность с другими студентами.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся в классе без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с книгами, учебниками и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Учитель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности учащихся, его задачей становится создание условий для их инициативы. Учитель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся.

Обучение иностранным языкам всегда, в разные временные промежутки было творческим обучением, преподаватели на опыте и собственной интуиции находили те формы, которые были необходимы для его эффективного осуществления. В настоящее время возникла потребность в обобщении этого опыта, структурировании и, несомненно, во внедрении в процесс обучения не только в отдельных случаях, но и комплексно.

Проблема интерактивного обучения достаточно активно обсуждается на научно-практических конференциях, на страницах СМИ и в Интернете. Особенно остро встает вопрос, когда речь заходит об обучении новейшим методикам самого учителя.

Преимущества интерактивных форм обучения очевидны:

1. Обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения. Сокращается доля классной нагрузки и увеличивается объем самостоятельной работы;

2. Обучающиеся приобретают навык владения современными техническими средствами и технологиями поиска, извлечения и обработки информации;

3. Вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности;

4. Актуальность и оперативность получаемой информации; обучающиеся оказываются вовлеченными в решение глобальных, а не региональных проблем - расширяется их кругозор;

5. Гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети;

6. Использование таких форм, как календарь, электронные тесты (промежуточные и итоговые), позволяет обеспечить более четкое протекание учебного процесса; и т.д.

7. Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов учителя и учащихся. Они делают образование более индивидуальным .

При этом важно понимать, что использование сетевых ресурсов не должно исключать непосредственного общения учителя с учениками и учеников между собой. Применение интерактивных форм эффективно там, где это действительно необходимо.

Рисунок 1. Эволюция педагогических инноваций

Развитие требований к инновационности системы образования иллюстрирует рисунок 1. В то же время, названные образовательные технологии различаются между собой по степени развития мышления (пусть еще и не инновационного) обучаемых. Поэтому авторы предлагают ранжировать их по уровню инновационности:

1-й уровень инновационности имеют те инновационные образовательные технологии, в которых новаторство педагогов направлено на улучшение качественных показателей учебного процесса, не относящихся к инновационной деятельности обучаемых (повышение успеваемости, вовлеченности в учебный процесс, коммуникативности и т.п.).

2-й уровень инновационности имеют те инновационные образовательные технологии, в которых новаторство педагогов направлено на развитие когнитивной (познавательной) сферы у обучаемых, теоретического мышления, функциональной грамотности и т.п. (т.е. в соответствии с требованиями международного сравнительного исследования образовательных достижений PISA, но не выше их).

3-й уровень инновационности имеют те инновационные образовательные технологии, в которых новаторство педагогов направлено на развитие креативной (творческой, инновационной) деятельности обучаемых, но создаются лишь психологические условия для мотивации обучаемых к творческой деятельности .

Если рассматривать наиболее распространенные педагогические технологии, то к 1-му уровню можно отнести, например, такие из них, как коллективный способ обучения (КСО), индивидуально ориентированное обучение (ИОСО). Ко 2-му уровню можно отнести развивающее обучение. К 3-му уровню: проектный метод обучения, способ диалектического обучения (СДО), «диалог культур», эвристическое обучение, интерактивные методы обучения, метод креативного поля и др.

Педагогические технологии, используемые в школе, отличаются достаточно большим разнообразием, а следовательно должны быть определённым образом классифицированы.

В специальной литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий В.Г. Гульчевской, В.П. Беспалько, В.Т. Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко. Дадим краткое описание классификационных групп, представленных в работе этого автора .

По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип -- педагогическая технология всегда комплексна.

Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно - рефлекторные, бихевиористские, гешталъттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.

По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий -- СУД); эмоционально - художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений -- СЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности -- СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы -- СДП).

По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных -- комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют _ для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько -- дидактических систем):

1- классическое лекционное обучение (управление -- разомкнутое, рассеянное, ручное);

Обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

Система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4 - обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) -- самостоятельная работа;

Система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) -- групповые, дифференцированные способы обучения;

Компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7 - система «Репетитор» (цикличное, направленное, ручное) -- индивидуальное обучение;

8-«программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

Традиционная классическая классно-урочная система Я.А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

Современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

Групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

Программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

а)Авторитарные технологии, в которых педагог является «единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б)Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект - объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в)Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии. Не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

г)Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

д)Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

е)Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж)Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании -- Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс -- это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия с Вселенной.

Массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

Различные виктимологические технологии (сурдо-, орто -, тифло-, олигофренопедагогика);

Технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:

а)Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина, и др.

б)Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова, и др.

в)Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П.Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. Унт, В.Д.Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные(информационные) технологии и др.

г)Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и С.Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловина, и др.

д)Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.

е)Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штайнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования A.M. Лобка.

ж)Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных -- «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана, и др.).

Весьма интересную классификацию педагогических технологий предложил профессор Ростовского государственного университета В.Т. Фоменко:

Технологии, предполагающие построение учебного процесса на деятельностной основе.

Традиционное обучение оценивается как малодеятельностное; излишне созерцательное, в противовес чему и используется эта технология. Она предполагает несколько планов действий:

предметный план действий;

внешнеречевой план действий;

свернутый, или сокращенный, план действий, т.е. «про себя».

Обучение, в особенности в старших классах, в большинстве случаев является словесным, и это обстоятельство -- один из гносеологических источников формализма знаний учащихся. Чтобы реализовать внешнеречевую деятельность учащихся, новаторы находят выход: запись каждым учеником собственной речи на пленку с последующим прослушиванием. Необходимо помочь учащимся пересмотреть свое отношение к домашней работе (прочитав сложный материал, проложи, пересказывая, тропу в буреломе понятий, событий, фактов, с которыми только что имел дело ученик при выполнении домашней работы).

Действия «про себя» -- это план таких действий, которые сжимают, уплотняют в сознании ребенка информацию в более емкие категории. Реализации такого плана действий, т.е. «про себя», должна способствовать компьютерная оснащенность учебного процесса (управление мыслительной деятельностью посредством компьютера, переходящее в самоуправление). Поэтому необходимо внедрять компьютерные учебные программы -- в этом надежда на улучшение дела.

*Технология, предполагающая построение учебного процесса на концептуальной основе.

Концептуальная основа предполагает вычленение:

единой основы;

сквозных идей курса;

межпредметных идей.

Истинный учитель приходит на урок с гибкой моделью предстоящего процесса в голове, которой и предусматривается динамическая дозировка содержания на более существенное и менее существенное. Для чего она необходима? Освоенное ребенком ключевое понятие есть та «вершина», с которой хорошо обозревается охватываемое этим понятием все поле фактов, оно становится той самой ориентировочной основой действий высокого уровня обобщений.

*Технология, предполагающая построение учебного процесса на крупноблочной основе

Крупноблочная технология имеет свою двухлинейную логическую структуру урока: повторение «по связи» осуществляется во всей деятельности процесса и служит своеобразным фоном, на котором изучается новый материал. Этой технологией предъявляются свои требования и к использованию в обучении наглядных средств. Речь идет о сближении во времени и пространстве ассоциативно связанных схем, чертежей, диаграмм. На этом (симметрия, полусимметрия, асимметрия) основаны получившие распространение опорные сигналы. Объединение материала в очень крупные блоки (вместо 80--100 учебных тем -- 7--8 блоков) может привести к новой организационной структуре учебного процесса. Вместо урока основной организационной единицей может стать учебный день (биологический, литературный). Создается возможность более глубокого погружения учащихся. Можно идти дальше, сдвинув все блоки учебного процесса и изучая их в рамках уже другой организационной единицы -- учебной недели: биологической, литературной и др. У М. Щетинина, например, трижды - четырежды в течение учебного года повторяются предметные недели.

*Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе

Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. Складывается новая в дидактике система понятий, раскрывающая сущность опережения: частота опережений, длина или дальность опережения (ближнее опережение -- в пределах урока, среднее -- в пределах системы уроков, дальнее -- в пределах учебного курса, межпредметные опережения).

*Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе

Проблемы с объективной необходимостью должны возникнуть в сознании учащихся -- через проблемную ситуацию.

Проблемная технология предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию. Следовательно, ученик должен уходить с урока с проблемой.

*Технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе, оказалась наименее научно разработанной.

Личностно-смысловая организация учебного процесса предполагает создание эмоционально-психологических установок. Прежде чем изучать, например, теоретический материал, учитель посредством ярких образов воздействует на эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь. Учебный процесс оказывается личностно-ориентированным.

*Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе. Одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные (в то время как истинной среди них является лишь одна точка зрения, теория, один подход).

*Технология, предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего на игровой основе. Наблюдается слишком большой разрыв между академической и практической деятельностью учащихся. Он заполняется деятельностью, имитирующей реальную действительность и тем самым помогающей вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности детей.

Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Диалогу, как известно, противостоит все еще имеющий широкое распространение учительский монолог. Ценность диалога в том, что вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько, в свою очередь, вопрос.

Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе. Это коллективные способы обучения, о которых подробно речь пойдет ниже.

Всё разнообразие технологий, может стать мощным орудием в «борьбе» за знания, в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны (таблица 2).

Таблица 2. Критерии и условия обеспечения эффективности образовательной технологии

Критерии

1. взаимосвязь компонентов образовательной технологии;

2. высокий уровень конечного реального результата;

3. успех в процессе реализации образовательной технологии;

4. соответствие логики реализации образовательной технологии структуре деятельности;

5. возможности образовательной технологии в актуализации и саморазвитии участников образовательного процесса;

6. совместная аналитическая деятельность, креативность, позитивная оценка со стороны участников образовательного процесса, наличие рефлексии как компонента образовательной технологии.

1. достаточное полное описание образовательной технологии;

2. наличие необходимых дидактических средств образовательной технологии;

3. высокий уровень владения образовательной технологии, методами, приёмами;

4. систематичность использования, разнообразие видов образовательной технологии;

5. результативность образовательной технологии;

6. оптимальность образовательной технологии;

Любая используемая в социальной сфере технология имеет свои особенности. Для технологии обучения характерны такие особенности:

Неопределённость результата, отсутствие методов и средств, дающих сразу после одного цикла взаимодействия необходимый 100% результат;

Периодическое проведение контроля по совершенствуемому параметру;

Выявление и отбор неуспевающих;

Дополнительная работа с отобранными, т.е. проведение повторного цикла взаимодействия;

Вторичное проведение контроля после дополнительной работы;

В случае устойчивого непонимания учащимися нового материала проводится ещё и диагностика причин непонимания или отставания.

Подбор определённой последовательности даже самых результативных способов или приёмов не гарантирует достижение высокой эффективности. Человек слишком многомерная и многофакторная система, на него оказывает влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различны, а порой и противоположны. Заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно. Создание высокоэффективных технологий обучения позволяет, с одной стороны, обучающимся повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, направлять их творческое развитие.

Таким образом, инновационная образовательная технология, во-первых, повышает производительность труда учителя.

Во-вторых, контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера. Например, если один учащийся усваивает материал с первого раза, то другой, сидя за компьютером, может прорабатывать материал два-три раза и более.

В-третьих, перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время учителя, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся.

В-четвёртых, так как для любой технологии цель определяется очень точно, то использование объективных методов контроля даёт возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля.

В-пятых, создание технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации учителя, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения дисциплин учащимися во всех общеобразовательных учреждениях страны.

В-шестых, Технологизация создаёт предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.

В современной педагогике существует множество разнообразных технологий, которые в разной степени используются в школьном образовании. Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога.

1.2 Характеристика образовательных технологий на примере технологии модульного обучения и метода проектов

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций. Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Само понятие «инновация» - впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии. В начале XX века сформировалась новая область знания - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Наука о нововведениях - инноватика - возникла, как отражение обострившейся потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг, идей. В 30-е годы в США утвердились термины «инновационная политика фирмы», «инновационный процесс». В 60 -70-е годы на Западе получают большой размах эмпирические исследования новшеств, осуществляемых фирмами и другими организациями .

Первоначально предметом изучения инноватики были экономические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических новинок. Но довольно быстро интересы новой отрасли расширились и стали охватывать социальные новшества, и, прежде всего, нововведения в организациях и на предприятиях. Инноватика складывалась как междисциплинарная область исследований на стыке философии, психологии, социологии, теории управления, экономики и культурологии. К 70-м годам наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения ученых примерно с конца 50-х годов .

Развитие педагогической инноватики в Казахстане связано с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать. Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий «новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс» и др.

...

Подобные документы

    Инновационные образовательные технологии и их влияние на эффективность процесса обучения. Педагогические условия использования инновационных технологий. Реализация педагогических условий эффективного использования инновационных технологий в школе.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2015

    Педагогические технологии. Технология развития нововведений в обучении истории. Роль инновационных технологий в обучении истории. Внедрение инновационных технологий в целях повышения эффективности обучения истории. Метод интерактивного обучения.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2008

    Современные инновационные технологии в образовании, их классификация и разновидности, условия и возможности практического применения. Понятие и средства проблемного, программированного, личностно-ориентированного, здоровьесберегающего, игрового обучения.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2014

    Современные педагогические технологии как объективная потребность, их содержание и отличительные особенности, содержание и признаки. Сущность и типы инновационных технологий: интерактивные технологии обучения, проектного обучения и компьютерные.

    реферат , добавлен 21.12.2013

    Понятие инновационных технологий, инновационные подходы к организации обучения. Эффективность внедрения информационных технологий в процессе изучения специальных дисциплин в профессиональном училище. Преодоление барьеров в инновационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2013

    Сочетание инновационных и традиционных форм в обучении истории. Внедрение инновационных технологий в практику школ. Урок-суд, как вид инновационных учебных занятий. Метод кооперативного обучения. Использование блок-таблиц и структурно-логических схем.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2008

    Педагогические технологии обучения географии. Технологии проблемного обучения, применения логических опорных конспектов, проектной деятельности школьников. Методические особенности проведения игр. Значение игровой деятельности. Модульная система обучения.

    учебное пособие , добавлен 01.12.2011

    Понятие и классификация инноваций в образовании. Законодательное обеспечение инновационных процессов как условие формирования новой образовательной парадигмы. Инновационные образовательные технологии в образовательных учреждениях Республики Казахстан.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2011

    Общие сведения об информационных технологиях обучения географии. Сравнение инновационных и традиционных их разновидностей. Схема модульного обучения географии. Применение логических опорных конспектов, игровых технологий. Формирование приемов работы.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2015

    Понятие педагогической инноватики. Сущность метода проектов, идеологии обучения в сотрудничестве и игрового обучения. Цели модульной и дистанционной форм обучения иностранным языкам. Преимущества обучения на основе компьютерных телекоммуникаций.

Современные инновационные технологии в школе

Стремительное развитие информационной культуры привело к тому, что современный человек начинает освоение компьютера с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в образовательном процессе, в том числе и в начальной школе, на сегодняшний день является объективным и естественным процессом, а актуальность данной проблемы не вызывает сомнения.

Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехника, Интернет.

Интернет-технологии - это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации, реализуемая в глобальной сети Интернет.

Инновационность все в большей степени становится характеристикой образовательных систем. Жизнь ставит перед образовательным учреждением новые задачи, решить которые невозможно, работая по - старому, без разработки и внедрения каких - либо новшеств. Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Главная задача современного педагога - это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в современном информационном обществе, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Я глубоко убеждена, что в детях творить личность нужно с первых дней. Личность ребенка рождается только в процессе самопознания, самооценки и самокритики. Каждый ребенок - это особый мир. И каждый нуждается в совершенствовании и развитии.

Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Применительно к педагогическому процессу инновация - это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и учащегося. С внедрением в педагогический процесс инновационных технологий педагог осваивает функции консультанта, советчика, воспитателя, выступает в роли автора, разработчика, исследователя. В современном российском обществе поток информации с каждым годом увеличивается. Именно поэтому, необходимо построить образовательный процесс так, чтобы заинтересовать учащегося трудной, но и интересной «дорогой» познания. Показать ему направление пути, потом вооружить всеми необходимыми знаниями обеспечивающих школьника умением учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Использование педагогами в своей работе современных образовательных технологий («Школа диалога культур» В. С. Библер, С. Ю. Курганова; «школа развивающего обучения» В. В. Давыдова; «школа самоопределения» А. Н. Тубельского; «Одаренный ребенок» Н. Б. Шумакова) дает хорошие результаты. Организация учебно - воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала . Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается, как правило, в младших классах. Раннее включение в творческий процесс положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребёнка.

В 1 классе применение Интернет-технологий сводится к использованию развивающих флеш-игр, онлайн-раскрасок, прохождению интерактивных тестов, просмотру видеороликов, прослушиванию аудиофайлов. В процессе работы с Интернет-ресурсами, дети не только выполняют учебные задачи, но и развивают технические навыки работы с компьютером, учатся ориентироваться в глобальной сети. Пользование Интернетом проходит под руководством педагога или родителей.

В своей инновационной работе я использую ГлобалЛаб — это безопасная онлайн-среда, в которой учителя, школьники и родители могут принимать участие в совместных исследовательских проектах. ГлобалЛаб - это и проект, и обучающая среда, основанная на использовании новых технологий, прежде всего Интернет. Сегодня «Глобальная школьная лаборатория» — это обучающая площадка поддержки преподавания любого естественно-научного курса: "Окружающий мир", "Естествознание", "Природоведение", "Биология", "География".

Все исследовательские проекты ГлобалЛаб построены по принципам «гражданской науки», особого вида краудсорсинга (от англ. crowdsourcing), предполагающего, что небольшой вклад каждого участника формирует общее качественно новое знание. Проекты ГлобалЛаб могут быть привязаны к темам школьной программы по совершенно разным предметам — гуманитарным, естественно-научным и инженерным, а могут выходить далеко за их рамки. Проекты курса соответствуют проектным заданиям в учебнике «Окружающий мир» по темам «Разнообразие природы нашего края», «Музей путешествий», «Экономика родного края», «Кто нас защищает», «Всемирное наследие в России», «Охрана природы в нашем крае», «Имя на глобусе», «Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов», «Наш край (город, посёлок) в годы Великой Отечественной войны» и другие.

Школьники смогут найти ответы вопросы: «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», Какие памятники архитектуры и природные объекты относятся к Всемирному наследию? Как охраняют природу в моём крае? Мой вклад в охрану природы? Какие объекты на карте мира названы именами открывших их людей? Что могут рассказать о Великой Отечественной войне ветераны? Ответы на эти вопросы можно получить не только из книг и учебников, но и в ходе собственных исследований и при знакомстве с исследованиями других школьников.

Работая с проектами в среде ГлобалЛаб, я получаю удобный инструмент для проведения занятий и ведения проектной деятельности в классе. Каждый проект - это маленькое исследование, которое не только позволяет ребёнку получить новые знания и выполнить домашнее задание, но и даёт возможность сделать свои собственные открытия.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно - образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.

Из опыта работы могу сделать вывод о том, что, применяя Интернет-технологии в начальной школе, необходимо:

Учитывать возрастные особенности младших школьников;

Использовать разнообразные виды информационных ресурсов;

Обучать детей правилам безопасного пользования Интернетом;

Осуществлять контроль безопасности детей в Интернет-пространстве;

Постепенно усложнять задачи использования учащимися Интернет-ресурсов;

Постоянно стремиться к повышению своего профессионального мастерства.

Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Главное - заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Учащиеся должны понять, сколько сил, знаний и навыков вкладывается в каждое исследование, и поэтому будут стараться достойно представить свою работу на конференциях различных уровней. Все это даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

Библиографический список

1. Л.В. Шмелькова «Проектирование инновационной деятельности» Курган, 2006г.-107 с.

2. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. М., 2009г

3. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Вязавова О.В., Кулешова Н.А., Уметский Л.Н., Шешерина Г.А. - Ч.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 114 с.