Ребенок не хочет читать писать. Если ребенок не любит читать

Прежде всего, давайте разберемся в причинах отсутствия у ребенка интереса к книгам. Чаще всего главной проблемой является отсутствие должного примера. Если родители вместо чтения сидят за компьютером, телевизором или в смартфонах, то и ребенок пойдет по этим стопам. Необходимо быть для ребенка главным примером! В свободное время отложите телефон и возьмите в руки книгу.

Возможно, вы требуете от своего ребенка слишком многого для его возраста. Если у ребенка только-только начал формироваться навык чтения, прививать ему любовь к чтению абсолютно бессмысленно. О каком сюжете может идти речь, если пытаешься хотя бы собрать буквы в слово? Для начала нужно развить навык чтения практически до совершенства.

Иногда для детей чтение является настоящим наказанием . Ведь так часто родители ставят условие: пока не прочитаешь хотя бы главу, гулять не пойдешь! Можно ли это расценить как-то ещё, кроме угрозы или наказания? О таких фразах лучше забыть, чтобы в будущем ребенок не воспринимал чтение как пытку.

Как же привить любовь к чтению?

Про самый главный способ привить ребенку любовь к книге уже говорилось выше – продемонстрируйте эту любовь на своем примере . Кроме того, вы можете читать с ребенком одни и те же книги, чтобы после прочтения увлеченно их обсудить.

Возможно, ваш ребенок ещё просто не нашел «свою книгу» . Помните, как вы полюбили читать? Наверняка не с первой книги, а «той самой», которая смогла зародить любовь к чтению. Помогите ребенку найти подходящий жанр. Рассказывайте о книгах, которые вы любили в детстве, заведите дома библиотеку интересных детям книг, предлагайте их ему, описывайте.

Разрешите ребенку не дочитывать некоторые книги . Не нравится книга из школьной программы? Если это не происходит с каждой книгой, то беды в этом никакой нет. Вспомните себя в школе. Мало найдется детей, которые с удовольствием читали абсолютно каждое произведение школьной программы. Если книга не идёт даже через силу, то можно её отложить. Возможно, ребенок вернется к ней позже, когда «созреет» для произведения.

Что делать, если ребенок всё время перечитывает одну и ту же книгу и к другим не приступает? Прежде всего, радоваться, что книга его захватила. Это тот самый старт, та самая точка отсчета любви к чтению. Если он читает её второй или третий раз, ничего страшного в этом нет. Попробуйте предложить ему другие книги похожей тематики, расскажите про них, заинтересуйте его. Если ребенку понравилась одна книга, то он обязательно перейдет и к другим.

Как научить ребенка читать и не навредить ему при этом. Многие родители в гонке за лучше, раньше и быстрее, добиваются ситуации, когда ребенок не хочет учиться читать. Что делать? Прежде всего остановить свой бег и сделать шаг навстречу интересам своего ребенка.

В детском центре, куда мы с дочками ходим на занятия, нам посоветовали Букварь для малышей от двух до пяти лет Елены Бахтиной.

Книга яркая, красочная, с картинками. С помощью этого букваря мы учим буквы и пытаемся читать.

Сейчас лето, буквами и цифрами дочек не загружаю, системы в занятиях нет. Все занятия только по желанию детей. Младшая дочка часто берет букварь сама, может сидеть долго, перелистывать страницы, называя буквы. Про нее можно сказать, книги ее лучшие друзья. Укладывает книжки спать вместе с собой, как другие дети любимою игрушку.

Ребенок не хочет учиться читать

Старшая дочка умеет читать слоги из двух букв. Не так давно стала замечать, тяга к чтению стала проявляться у нее все реже и реже. Буквы ее не увлекают, как младшую сестру. Ей быстро становится скучно и не интересно. Срочно нужно было что-то придумать, чтобы желание читать появилось снова.

Как выучить буквы с ребенком?

В букваре имелись дополнительные страницы с буквами, их нужно было вырезать. Вот они меня и выручили, дали почву для фантазии.

Вырезала. Начали играть. Показываю буквы поочередно дочкам. Каждая называет букву. Если говорит неправильно, отвечает другая. Кто угадает, того и буква. В конце игры подсчитываем результат. Обычно стараюсь подсчитать так, чтобы у всех было поровну. Не хочу развивать между сестрами чувство соперничества. Конечно иногда кто-нибудь из них выигрывает. Нужно уметь и выигрывать, и проигрывать. Потом мы меняемся ролями, и буквы показывает одна из дочек. Роль учителя вовлекает их в мир чтение еще сильнее, ведь они теперь могут исправлять ошибки других. Благодаря этой игре буквы мы выучили быстро.

Как научить ребенка читать по слогам?

Поэтому решила перенести игру на слоги. Нашла в интернете слоги, распечатала, наклеила на картон и вырезала.

Правила игры те же. Результат есть, не такой успешный, как с буквами. Но если сравнивать с книгой, процесс идет быстрее. Почему-то черно-белые карточки их притягивают больше, чем разноцветный букварь. У старшей снова стало появляться желание читать, она сама берет карточки, подходит ко мне со словами:

Мама давай поиграем.

Возможно разгадка тайны, именно в этих детских словах. Детям нужно играть, даже когда они учатся.

Время сейчас такое: многие обыватели подписали приговор Книге – мол, всё уже цифровое, мультимедийное, гораздо интереснее, чем в бумажной толще, на которой не уместишь ни видео, ни аудио.

Некоторое время назад в интернете был чрезвычайно популярен сюжет: малыш, увидевший бабочку на окне, попытался её «увеличить», разводя пальчиками в разные стороны по стеклу, как на сенсорном экране.

Пользователи глобальной паутины умилялись продвинутости малыша, его находчивости и фантазии. Мало кто увидел чёрную дыру забвения, в которую погружает нас окружающая техника, не развивающая воображения и кругозора.

Куклы у малышек сами едят, пьют и справляют естественные нужды. Машины сами жужжат или воют сиреной, мигают или автоматически выдвигают лестницы.

Техника справляется со всем сама: незачем фантазировать, не за чем познавать окружающий мир и отправляться в параллельные миры, шурша страницами.

А вспомните незабываемые путешествия Жюля Верна, головокружительные приключения Александра Дюма, диковинные имена персонажей Фенимора Купера: Зверобой, Соколиный Глаз, Длинный Карабин. Вспомните, как вы зачитывались «Кортиком» и «Бронзовой птицей» Рыбакова, всякий раз переживая за жизнь юных героев, и как разыгрывали их приключения с ребятами во дворе.

Жизнь, лишённая сенсорных экранов и готовых решений, не была ни скучна, ни однообразна. Книга возглавляла список интересов самых умных людей и руководила творческим развитием.

Неужели вы хотите лишить всего этого своего любимого ребёнка, когда обречённо всплёскиваете руками и отпускаете его в мир развлечений: к компьютеру или телевизору. Его собственные фантастические миры и сказочные открытия ещё не рождены, но им не поздно появиться на свет.

Мой ребёнок не хочет читать. Взрослые отговорки

Хорошенько покопайтесь в памяти. Возможно, вы вспомните, когда в последний раз ребёнок видел книгу в руках у тех, кому он по всем законам природы подражает: у своих родителей. Когда вы вообще последний раз читали при нём что-либо, кроме квитанции на оплату коммунальных услуг или чека в супермаркете?

Человек начинает с подражания. Сначала он смотрит, как ходят другие, и начинает ходить. Потом подражает окружающим звукам и обретает речь. И после, когда речь заходит о таких вещах, как чтение, ему тоже нужен положительный пример. Вот и учится современный ребёнок «тонуть» в планшете, который ему сунули, «чтоб не мешался», или делать репосты «ВКонтакте», потому что мама круглые сутки этим увлечена.

Никогда не отговаривайтесь тем, что «мой папа тоже не любил читать» или «видимо, чтение не для него».

Это социальный навык, его можно привить . Генетическая память не несёт в ДНК информации о том, что предки не любили читать.

Предки всего человечества сидели на ветках и могли хватать еду ногами: это же не значит, что такие навыки должны сохраняться и у нас.

Начните с себя. Ничто так не обнадёжит малыша, подражающего маме, как её одобрение.

Почему ребёнок не хочет читать

Задумайтесь, постоянно ли в вашем доме включен телевизор, доступен ли с утра до вечера компьютер? Ничего удивительного, что ребёнок выберет более лёгкий способ получения информации, чем чтение, при котором нужно вчитываться, анализировать, иногда возвращаясь для осмысления к уже освоенным кускам текста. В телевизоре всё проще: картинки сменяют друг друга, всё легко и наглядно.

Конечно, у одних детей есть склонность к чтению, у других — нет. Но эта причина – не повод отказываться от попыток.

Возможно, у вас дома не принято проводить время за чтением, нет обычая собирать библиотеку.

Возможно, печальный воспоминания о том, как вас принуждали читать насильственно, мешают вам быть убедительными.

Возможно, чадо просто не воспринимает родителей в качестве учителей, поэтому и не желают подчиняться.

Не ревнуйте малыша к репетитору, если он в своих попытках окажется успешнее вас. Ведь речь идёт не о ваших амбициях, а о развитом и полноценном будущем вашего ребёнка.

Так у будущего книжного червя разовьётся не любовь к Книге, а ассоциация её с постоянными угрозами в свой адрес. Этого ли вы добиваетесь?

Сулить поощрения в виде материальных благ: денег, вещей и прочего.

Чадо, таким образом, не полюбит чтение, а просто научится торговать своим временем и манипулировать вами.

Заставлять дочитывать заведомо скучную книгу.

Вы в неё сами-то заглядывали? И как?

«Плюнуть» на эту проблему.

Успешность развития ребёнка по многим учебным дисциплинам зависит именно от чтения. Вы же хотите дать ему нормальное образование?

Заменять книгу на телевизор.

Никакой фильм не заменит книгу по глубине и оригинальности образов, по возможности домыслить и дофантазировать. Ему наверняка подсунут Ассоль, которой он не ждал, и д’Артаньяна, которого сам ребёнок вообразил бы гораздо более эффектным и интересным. Однако, «зомбоящик» лишит его такого преимущества.

Используйте все запрещённые приёмы только в том случае, если хотите пожинать их плоды: находить на страницах книжек пакостные рисунки, сами книжки под окном во дворе или собирать по дому клочки бумаги, зверски выдранной из фолиантов. Ребёнок, который побоится надругаться над книгой, схитрит по-другому: он сделает вид, что читает или прочтёт заданное «через слово».

Как приучить к чтению малыша, которому ещё рано читать?

Начинать надо тогда, когда вас осенит: у него осмысленный взгляд! Установлено, что дети, которым в младенчестве не позволяли издеваться над бумагой, где что-либо напечатано, бережнее и любовнее относятся к книгам в будущем. Но если ваш ребёнок уже не любит читать, это значит, что детинушка несколько подрос, и совет по бережности, как минимум, оказывается несвоевременным.

Яркие, красочные картинки в книгах привлекают интерес. Сначала карапуз будет только разглядывать и трогать красивые иллюстрации, не зная, что щупает и пытается пробовать на зуб будущий источник ценных знаний. Но к присутствию книги в своей жизни привыкнет. Книжки-игрушки для малыша – тоже штука полезная, и, помимо указанной выше роли, они будут исполнять обязанность тренажёра для пальчиков.

Маленьким и любознательным хулиганам можно купить нервущиеся книжки, которые легко отмываются после любых приключений: обеда, купания, закапывания в песочнице — картонные, пластиковые, тканевые, даже деревянные!

Книжную полку в детской комнате расположите как можно ниже – пусть у крохи будет доступ к литературе! Возможно, это будет его собственная небольшая открытая книжная полочка, до которой малютка дотянется без вашей помощи, когда ему заблагорассудится. Если чадо не видит постоянно книжек, то вряд ли почувствует к ним влечение.

Если вы расположили старинное издание Гёте дореволюционного выпуска в пределах досягаемости полуторагодовалого книгочея, не жалуйтесь знакомым на вандализм бутуза. Сами виноваты: ребёнком руководит подогреваемый вами же интерес, а вовсе не ненависть к книжной продукции. Чаду невдомёк, что эта книга стоила целого состояния, и вы теперь разорены.

Выбирая книжки для малыша, учитывайте нюансы оформления: хорошие иллюстрации — яркие, но без «кислотных» красок, крупный шрифт и качественная бумага. Чем младше читатель, тем крупнее должен быть шрифт в книжке.

Также стоит предварительно ознакомиться с содержанием шедевра: от того, что вы подсунете ребёнку, зависит его дальнейший интерес. К тому же, текст должен соответствовать возрастной категории, указанной на обложке. Можно поискать в интернете отзывы о будущей покупке, написанные другими родителями или критиками.

Сами не забывайте и чадо приучите к мысли, что лучший подарок– это книга. Если кроха будет получать прекрасные книжки сказок на день рождения, то потом, когда вырастет, превосходную иллюстрированную энциклопедию, то он будет дорожить книгами уже из-за того, что родители считают их хорошими подарками.

Что делать, если ребёнок не хочет читать, а для методов работы с младенцами уже поздно?

Трюк первый :

Продолжайте читать ребёнку на ночь. Церемонию вечернего чтения чего-нибудь захватывающего можно продолжать хоть до 11 класса школы – это делает вас ближе друг к другу. Итак, постоянно читая на ночь очень интересную литературу, прерывайтесь в самом неожиданном и интригующем месте. Помните, как это бывает в многосерийных фильмах, когда серия обрывается там, где вся семья с жадностью прилипает к экрану? Или при просмотре самых увлекательных эпизодов в пространство неожиданно врывается реклама жвачки? Вот так, прерываясь, вы можете пробудить любопытство своего юного слушателя к узнаванию продолжения сюжета. Он точно полюбопытствует хотя бы что там за картинки и не исключено, что, подглядывая, вы узрите, как юный разведчик рассматривает или читает оставленную вами книгу.

Трюк второй:

Начните смотреть вместе с ребёнком новый для него мультик или кинофильм, снятый по интересному литературному произведению – соответственно его возрасту, конечно, а не «Мастер и Маргарита» или «Преступление и наказание». А потом коварно прервите показ под каким-нибудь хитрым поводом. Дальше должно последовать предложение узнать окончание сказки из книги – самому или в вашем исполнении.

Трюк третий:

Аудиокниги. С ними легко проходит та же каверзная схема с прерыванием на самом интересном месте. Но иногда они просто выручают в машине, во время дневного сна, когда детёныш не желает успокаиваться, а надо хотя бы полежать и отдохнуть.

Трюк четвёртый:

Пригласите чужую тётю с педагогическим образованием и стажем. Иногда постороннего человека даже взрослый слушает лучше. Что говорить о ребенке?

Трюк пятый:

Затейте «литературный клуб». Если оба родителя и ребёнок прочитали (прослушали) книгу, то обсудить её и найти в ней новые истины – это не просто открыть ребёнку новые горизонты познания и мышления, но и обнаружить в книжке скрытые смыслы и глубины. Возможно, даже для самих себя. К тому же, малыш начнёт понимать, что его мнение, как читающего человека, ценно для вас – а это уже другая степень мотивации для прочтения и обсуждения с вами, такими взрослыми и умными, новых фолиантов.

Трюк шестой:

Можно подогревать интерес ребёнка к чтению, коварно манипулируя его вкусами и пристрастиями. Если чадо любит природу, подсуньте ему для начала Паустовского или Пришвина, если маленький человечек – так называемый «собачник» или «кошатник» — то «Белый Бим Чёрное ухо» и «Кот в сапогах» вполне придутся ему по вкусу.

Мировая литература создала целый океан бесценных шедевров. Даже для юных «монархистов» найдутся книжки по вкусу: например, «Принц и нищий» или «Маленький принц». А уж человечек, дочитавший до конца хоть одно творение Марка Твена, с радостью согласится прочитать «Тома Сойера» или «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

Родительская фантазия, в своё время воспитанная на хороших книгах, воспользуется нашими советами и изобретёт новые коварные и беспощадные трюки, с помощью которых вырастет новый заядлый книгочей. Как говорится в старой притче, дорогу осилит только идущий. И вы, уже вставшие на эту тропу, никуда с неё не свернёте и обязательно поделитесь со своим любимым малышом и незабываемыми путешествиями Жюля Верна, и головокружительными приключениями Александра Дюма, и отважными индейцами Фенимора Купера, и юными пионерами Анатолия Рыбакова и Аркадия Гайдара.

Потребность в чтении пробуждается у детей примерно в пятилетнем возрасте. До того момента малыши довольствуются тем, что им читают родители, а также рассматриванием картинок или самостоятельно придумывают рассказы, водя пальчиком по строчкам в книжках. По мере взросления у детей появляется желание научиться добывать информацию и знания своими силами. Однако если этот момент упущен, то бывает сложно научить дошкольника читать. Что делать, если ребенок не хочет учиться читать? Стоит ли вообще обучать детей дома этой науке? Как не отбить у них интерес к чтению?

Для чего родителям учить малышей чтению ?

Психологи не рекомендуют принуждать малышей в возрасте до 4 лет изучать буквы и слоги, если только кроха сам не проявит интерес к науке. В противном случае можно вообще отбить у сына или дочки тягу к обучающим занятиям. Если же вы видите интерес с их стороны, то самое время начинать.

Какую пользу приносит умение читать дошкольникам? Благодаря этому навыку дети развиваются эмоционально. Во время чтения мозг формирует новые синапсидальные связи. У малышей лучше работает воображение, развивается логика и умение мыслить абстрактно. Те детишки, которые раньше других научились читать, обычно обладают более широким словарным запасом, умеют лучше выражать свои мысли, способны быстрее запоминать информацию и воспроизводить ее устно. Согласно статистике, они могут похвастать лучшей успеваемостью среди учащихся. Все эти факторы говорят в пользу обучения малыша чтению в дошкольном возрасте. Но что делать, если кроха не хочет заниматься?

Психологи советуют – если малыш достиг четырех-пятилетнего возраста, но не хочет учиться чтению, не стоит его заставлять. Эта мысль уже выражалась на этой странице «Популярно о здоровье». Но «повторение, как известно, мать учения». Возможно, пока еще не пришло время, не появилась заинтересованность. Некоторые дети чувствуют эмоциональную готовность узнавать новое немного позже. Родителей часто беспокоит, что время уходит, а чадо так и не изъявляет желания освоить буквы и слоги. Не стоит волноваться - когда появится интерес, обучение дастся легко, если же заставлять сына или дочь через силу, то времени потребуется гораздо больше.

Как не упустить момент? Когда самое время начать учить с ребенком буквы и слоги? Если малыш эмоционально «созрел», это можно определить по следующим признакам:

Он спрашивает – что здесь написано;
Пытается имитировать чтение, подражая взрослым;
Легко воспроизводит (пересказывает) сказки;
Знает некоторые буквы и умеет их соединять в слоги.

Если вы замечаете такие предпосылки у своего отпрыска, можно попробовать заинтересовать его обучением чтению. Только делать это нужно правильно – лучше всего в игровой форме с использованием различных методик.

Что делать, если ребенок-школьник не хочет учиться читать ?

Если ребенок учиться не хочет и при том он уже школьного возраста, то, скорее всего, здесь имеют место ошибки взрослых, совершенные ранее. Например, некоторое время назад родители пытались привить малышу знания, изучая с ним буквы и слоги, но делали это неправильно и неинтересно. Возможно, они ежедневно принуждали малыша к скучным занятиям, чем отбили всякую охоту к дальнейшему обучению. Нередко родители ругают детей, когда у них не получается запомнить буквы или соединить их в слоги и слова. Нажим, принуждение, - эти понятия не должны иметь место, если речь идет об обучении ребенка. Если дошкольник не хочет учиться читать, самое время сменить тактику и начать действовать иначе.

Обучаем в игровой форме, учитывая интересы ученика

Поставьте себя на место сына или дочери – вам самим было бы интересно заниматься по вашей схеме? Если нет, то измените подход. Играйте с малышом в игры, ненавязчиво включая в процесс совсем немного обучающего материала, но делайте это регулярно. Главное, вдохновить чадо, вызвать интерес, и тогда все получится. Помните, дети никогда не будут делать то, что нужно маме или папе, бабушке или еще кому-то. Они станут заниматься тем, что им выгодно и интересно.

Попробуйте объяснить все выгоды, которые получит малыш от умения читать, ведь их так много! Покажите на примере, почему важно уметь читать, придумав какую-то игру, учитывая интересы ребенка. Например, любит сын самолеты, хорошо. Поиграйте в аэропорт, придумайте сценарий, нарисуйте билеты на посадку и дайте каждому самолету название. Пассажиры должны попасть на нужный рейс, но для этого понадобится прочитать названия и сопоставить их информацией в билетах. Столкнувшись с проблемой во время игры, ребенок поймет, что умение читать может оказаться необходимым в жизни. Таких игр можно придумать очень много. Когда появится заинтересованность в обучении, можно начинать, но без принуждения, понемногу, проявляя большое терпение к ученику.

Подведем итоги

Нежелание учиться чтению у детей до 5 лет чаще всего обусловлено психологической и эмоциональной незрелостью. Просто еще не пришло время, а как только появится желание получить эти знания, важно не отбить охоту учиться, а действовать правильно, используя всевозможные современные методики и игры. Если речь идет о возрастной группе 6-7 лет, то, вероятно, более ранние попытки родителей развить навыки и любовь к чтению у малышей были неумелыми. Теперь нужно снова завоевать интерес чада и применять грамотный подход к обучению. Научить ребенка читать нужно!

Чтение все больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей. Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие в России:

  • возросло число детей, читающих только по школьной программе;
  • все меньше детей и подростков стало проводить свое свободное время за чтением;
  • замедляется вхождение ребенка-дошкольника в книжную культуру;
  • по мере взросления интерес к чтению у ребенка ослабевает;
  • усиливается воздействие массовой культуры на круг чтения детей и подростков (растет популярность детективов, триллеров, книг по мотивам телесериалов);
  • большинство детей и подростков относятся к чтению только как к средству развлечения.

Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. И поэтому тревога педагогов, психологов и родителей весьма обоснованна: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.
О том, почему многие дети не любят и не хотят читать, как развить у ребенка читательский интерес и потребность в чтении, мы и поговорим в этой главе. Кроме того, мы рассмотрим проблемы раннего обучения чтению и пути преодоления трудностей с чтением у детей.

Как хорошо уметь читать

Несмотря на то что официально ребенка должны научить читать только в первом классе, в большинстве «продвинутых» школ требуют от поступающих шестилеток если не беглого чтения, то хотя бы умения читать по слогам. При этом на прилавках книжных магазинов появилось огромное количество книг, рассказывающих о разнообразных методиках раннего обучения чтению. В связи с этим перед родителями встает вопрос: с какого возраста и как учить ребенка читать?
Можно много спорить о вреде и пользе раннего чтения, но есть реальные проблемы детского чтения, с которыми сталкиваются сегодня родители, преподаватели и психологи:

  1. Ребенок-школьник читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от слогового чтения к чтению словами.
  2. Даже бегло и правильно читающий ребенок категорически отказывается читать что-либо сверх школьной программы, он и «лишнюю» строчку не прочтет, если ее не задавали. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют чтение, а потом и литературу в числе самых нелюбимых предметов.
  3. Ребенок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает то, что читает. В погоне за техникой чтения теряют смысл прочитанного как дети, читающие медленно, с ошибками, так и хорошо читающие дети.

Нарушения навыка чтения тесно связаны с проблемами развития устной и письменной речи ребенка, его личностным развитием, с кругом его общения и интересами.

При этом трудности с чтением встречаются у детей из разных социальных слоев. Так, например, очень часто с этой проблемой сталкиваются родители, приложившие массу сил для поступления ребенка в престижную школу.
Специалисты называют две основные причины нелюбви детей к чтению:

  • раннее общение, когда ребенка учат неправильно, отбивая у него всякий интерес к чтению;
  • «специфическая задержка развития навыка чтения» - дислексия.

До сих пор нет ответа на вопрос: нужно ли учить читать детей младше трех лет? Большинство психологов и педагогов - сторонников «старой школы» - считают, что такое опережающее развитие только тешит самолюбие родителей, а ребенок ничего, кроме нервно-психического переутомления, не получает.
С одной стороны, постоянное развитие науки и техники требует от людей все большего уровня подготовки. Поэтому раннее обучение ребенка - это не попытка «лишить его радостного детства», а необходимое условие освоения им окружающего мира, в котором господствуют высокие технологии и огромные объемы информации. Но, с другой стороны, увеличивается количество так называемых патогенных факторов (плохая экологическая обстановка, низкий уровень социального и медицинского обеспечения, большой процент хронических заболеваний среди населения детородного возраста, атакже стрессы, новые болезни и г д. и т.п.), что приводит к рождению слабых, болезненных детей, которым необходимо щадящее, компенсаторное и коррекционное обучение, а ни в коем случае не опережающее и перегружающее.
Чаще всего методиками раннего обучения чтению (девиз некоторых из них: «Читать - раньше, чем говорить!») пользуются родители, мечтающие вырастить вундеркинда или стремящиеся подготовить ребенка к поступлению в престижную школу.

В таком случае психологи предостерегают: слишком раннее обучение чтению (до трех лет) может привести к дисгармонии развития ребенка.

Родителям, стоящим перед выбором, - учить или не учить ребенка читать в раннем возрасте, необходимо ответить для себя на два вопроса:
1) Достаточно ли они владеют методикой раннего обучения чтению, чтобы не создать своему ребенку проблем в дальнейшем?
Например, наибольшую сложность вызывает развитие у ребенка фонематического слуха. Если ребенка учить неправильно, у него могут возникнуть сложности при обучении в школе. Понятие «готовность ребенка к обучению» наряду с прочими включает и психологический компонент: у ребенка должна быть сформирована позиция ученика. Будущий первоклассник, как правило, хочет учиться, чтобы получать знания. Но если ребенка уже научили считать, писать, бегло читать, ему будет неинтересно учиться и школу он станет воспринимать как повинность.
2) Выдержит ли ребенок предлагаемые ему нагрузки?
Если у ребенка были какие-либо невропатологические проблемы при рождении или в младенчестве, он очень активен или, наоборот, пассивен, то до 5-б лет лучше ограничиться развивающими играми. Следует понимать, что чтение не рождается автоматически из знания алфавита. И психологи, и педагоги считают, что в этом возрасте ребенка важнее научить связно рассказывать, помочь ему освоить необходимый запас слов.
С другой стороны, детские психологи отмечают, что при условии нормального хода развития речи можно начинать обучать чтению в игровой форме уже четырехлетнего ребенка. Если же ребенок заговорил поздно (после двух с половиной лет), имеет дефекты произношения, бедный словарный запас, строит короткие фразы, вообще не употребляет предлогов, не изменяет слов по падежам - с обучением чтению торопиться не стоит.

Развивающие занятия требуют ежедневности и последовательности. Не стоит начинать самостоятельно обучать ребенка, если вы не можете каждый день выделять время для совместных занятий.

Если же вы приступили к обучению, не ждите от ребенка быстрых успехов, не торопите его, не критикуйте, если у него не все получается сразу, - наберитесь терпения. Развивающие занятия должны быть в радость и вам, и вашему малышу. В противном случае ваши раздражение и недовольство передадутся ребенку, создав у него негативное отношение к обучению в целом и к чтению в частности.
Если вы не уверены в своих силах или не располагаете достаточным количеством времени для регулярных занятий с ребенком по конкретной программе - не отчаивайтесь. Читая ребенку, рассказывая ему что-то интересное об окружающем мире и побуждая рассказывать его, разыгрывая и обсуждая с ним прочитанные сказки, вы поселите в нем интерес к самостоятельному узнаванию нового. Именно чтение и призвано удовлетворять подобное желание, так как оно является познавательным процессом, позволяющим самостоятельно усваивать самую разнообразную информацию.

Этапы обучения чтению

Психологи считают, что в 4-5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7-8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает.

Согласно наблюдениям психологов: интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

Принципы обучения чтению дошкольников и младших школьников с помощью игр предложил детский психолог Д.Б. Эльконин. Эти принципы лежат в основе большинства программ обучения чтению. Я предлагаю вашему вниманию программу занятий, состоящую из пяти этапов. На каждом из них ребенок обучается, играя со взрослым в игры, разработанные челябинскими психологами Л.Г. Матвеевой, И.В. Выбойщик, Д.Е. Мякушиным.

Этап первый: добуквенный, звуковой период обучения

Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь «строится» из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых -- выделение в словах определенных звуков.

Звукоподражание

Взрослый задает вопросы ребенку, например:
- Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж!)
- Как шипит змея? (Ш-ш-ш!)
- Как гудит поезд? (У-у-у!)

Главный звук

Взрослый читает ребенку стихи, выделяя основной звук. Хорошо использовать тексты стихотворных азбук, например, Е.А. Благининой «Hayчусь-ка я читать» или С.Я. Маршака «Азбука в стихах и картинках» и т.д.

Жужжит
Над жимолостью
Жук.
Тяжелый
На жуке
Кожух. (Е. Благинина)
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С.Я. Маршак)

Магазин

Взрослый - продавец, а ребенок - покупатель, который «приходит» в магазин, чтобы выбрать себе что-то из товаров. За покупку нужно расплатиться первым звуком слова. Например, если ребенок хочет купить ложку, то он должен сказать «Л-л».

Этап второй: определение звукового состава слова

Ребенка учат определять, из каких звуков состоит слово, различать твердую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук.

Запретные звуки

Эта игра помогает развить у ребенка умение выделять звуки в слове и учит его работать по правилу - это одно из важных условий успешного обучения в школе.
Взрослый и ребенок договариваются, что один из звуков является запретным, например, нельзя произносить «3» или «К». Взрослый показывает ребенку картинки и спрашивает, что на них изображено, ребенок старается ответить, не называя запретный звук. Пусть на первом этапе запретный звук будет находиться в начале слова, а потом в конце.

Кто ползет и шипит?
- мея.
- Кто мурлыкает и все время умывается?
- от.
- Кто пятится назад?
- ра

Тими Там

Эта игра учит ребенка различать твердые и мягкие звуки. Нарисуйте двух человечков. Том «твердый» - он угловатый, тощий, а Тим «мягкий» - он округлый и толстый. Познакомьте с ними ребенка:

Видишь, это Том, его имя начинается очень твердо. Т-т-т. Он сам весь твердый, как этот звук, и выбирает все твердое. Любит Томатный Сок, носит всегда Пальто, играет в Морской Бой и Мыльные Пузыри. А это Тим, его имя начинается мягко. Тъ-ть-тъ. Он любит все, что звучит так же мягко, как его имя: ест Тянучки и Тефтели, играет в Мяч, Рисует и носит Пиджак, Ты будешь Тим, а я Том. Мы идем в поход. Как ты думаешь, что с собой возьмет Тим: РЮКЗАК или РАНЕЦ?
Также Тим и Том должны взять с собой КОТЕЛОК, КОНСЕРВЫ, САХАР, ЛОЖКИ, МИСКУ, ВЕРЕВКУ, БИНОКЛЬ, КОМПАС, КАРТУ, ЛЕДЕНЦЫ, КРОССОВКИ, КЕДЫ, КЕПКУ, ПАНАМКУ и т.д. Ребенку с помощью взрослого нужно выбрать, что из этого понесет Тим, а что Том. Потом можно поменяться ролями, пусть ребенок побудет Томом, который собирает грибы (ЛИСИЧКИ, МАСЛЯТА), ягоды (ЗЕМЛЯНИКУ, ГОЛУБИКУ), ловит рыбу (ЛЕЩА, САЗАНА) и т.д.

Заблудились в лесу

Эта игра поможет ребенку научиться выделять в слове ударный звук. Игрушки разбежались по комнате, их нужно позвать, потянув ударный звук - самый «громкий» звук в слове.

Ми-и-ишка!
- Маши-и-инка!
- Сло-о-он!

Этап третий: звуковой анализ слова

Ребенка учат выделять все звуки в словах из трех-пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).

Дом звуков

Взрослый рисует «комнаты» для звуков. Например, для слова «кот» надо нарисовать дом из трех комнат: три квадратика.
- В каждой комнате должен жить звук, давай их расселим.
Ребенок произносит звук, который будет «жить» в этой комнате, и кладет на квадратик фишку.
-К,О,Т.
Частая ошибка - ребенок правильно называет первый и последний звуки и «теряет» средний. Взрослый может удивиться:
- Разве здесь живет «КТ»? Здесь живет «Ко-о-от»! (тянет пропущенный звук).

Дом в лесу

Задача та же, только домик надо нарисовать из четырех комнат.
- В этом доме хотят поселиться ЛЕВ, СЛОН и ЖИРАФ. Как ты думаешь, для кого из них этот дом построили? А смогут ли в нем жить ЛИСА, ВОЛК, УЖ, СОВА, СОБАКА, КРОТ, ВОРОНА?
Если ребенок испытывает трудности, нарисуйте дополнительно трехкомнатный и пятикомнатный домики, попросив «расселить» зверей в подходящий для каждого из них дом.

Дом в лесу-2

Это усложненный вариант предыдущей игры. Ребенок учится не только учитывать количество звуков в слове, но и находить ударный звук.
Взрослый рисует четыре одинаковых четырехкомнатных домика.
- В этих домиках живут СЛОН, ВОЛК, ЛИСА и АИСТ. Помоги ЦАПЛЕ попасть в гости к АИСТУ, а не на обед ЛИСЕ или ВОЛКУ.
Подскажите ребенку выход - поставьте ударение в слове «слон», закрасив соответствующий квадратик в одном из домиков.

Стройка

Игра для закрепления навыка расстановки ударений.
- Со склада стройматериааов на стройку нужно привезти сначала ЦЕМЕНТ, затем КИРПИЧ, следом ПЕСОК потом ГЛИНУ, за ней СТЕКЛО, а под конец - ДОСКИ. Ты будешь шоферам.
Взрослый делает шесть карточек с числом квадратиков, соответствующим количеству звуков в каждом слове, и заштрихованными ударными звуками. Это и будут необходимые стройматериалы. Взрослый просит ребенка:
- Найди и отвези на стройку ЦЕМЕНТ и т.д.

Этап четвертый: буквенный период обучения

Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным. Вы можете учить с ребенком буквы на прогулке, в дороге, в гостях.

Звуковое лото

Взрослый раздает детям карточки с изображением разных предметов, растений или животных. Потом показывает знакомую детям букву и спрашивает:
- У кого есть слово на эту букву?
Затем игра усложняется: на карточках печатными буквами пишутся слова, дети должны узнавать предложенные буквы в начале, середине и конце слова.

Машины

Ребенок должен сложить в машину марки «Л» все карточки со словами на эту букву, а в машину марки «М» - все слова, начинающиеся с буквы «М».

Дорисуй букву

Взрослый рисует элементы печатных букв, а ребенок должен дорисовать недостающее, чтобы получилась та или иная буква.
Можно также вернуться к игре «Дом звуков», но теперь вместо произнесения звуков и раскладывания фишек ребенок должен сказать взрослому, какие буквы нужно написать, чтобы поселить в домик того или иного зверя.

Этап пятый: слияние слогов в слова

На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения. Учите ребенка читать слоги протяжно, как бы «пропевая» их («ССОО-ССННАА», «ММАА-ШШИИ-ННАА»). Это поможет ребенку избежать «рубленого» слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.
Запаситесь кубиками или карточками с изображением букв. Пусть ребенок пытается сложить слова, которые вы ему предлагаете. Начните с самых простых. Покажите ему, как складывать слова, на примере отрывка из стихотворения Г. Виеру «Мама»:

Ну-ка, М дай руку А,
Ну-ка, МА,
МА и МА, а вместе МАМА -
Это я пишу сама.

Работа с ударением ускорит и облегчит переход к чтению словами. Вот несколько игр, помогающих ребенку усвоить принцип слогослияния.
Перестановка ударений
Пусть ребенок поэкспериментирует с ударениями в словах, отвечая i на ваши вопросы.

Как тебя зовут?
- ПашА. ПАша.
- Что это такое?
- ТЕлевизор, телЕвизор, телевИзор, телевшОр.

Укротитель

Ребенку даются карточки с написанными на них печатными буквами названиями диких животных, которых ему надо укротить, поставив ударение на соответствующую гласную (ударение «ставится» с помощью специальной фишки). Например, в слове БИЗОН, ребенок должен положить фишку на букву О. Если ребенок слишком долго думает или ставит ударение неправильно, животное «убегает» в лес (джунгли, степь и т.п.). Укротителю нужно правильно позвать его (см. игру «Заблудились в лесу»), чтобы оно вернулось.

Памятка для родителей

Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными.
Возвращайтесь к пройденному материалу в повседневной жизни. Например, пусть ребенок тренируется ставить ударения в словах, когда вы ходите с ним по магазину самообслуживания в поисках ГРЕ-Е-ЕЧКИ, СА-А-АХАРА, РЫ-Ы-ЫБЫ и т.д. Или, читая ребенку перед сном, выделяйте в тексте пройденный звук. Готовя ужин, попросите ребенка найти на кухне все предметы, начинающиеся на определенную букву. Все это поможет малышу лучше усвоить материал, и, кроме того, вы сможете сохранить эффект непрерывности обучения, если у вас не получается проводить занятия регулярно.
Чтобы добиться успеха и не отбить у ребенка интерес к развивающим занятиям, необходимо следовать определенным правилам:

  • Занимаясь с ребенком, соблюдайте последовательность этапов. Не ждите слишком быстрых результатов. Учитывайте особенности своего ребенка: некоторым детям для усвоения материала необходимо неделю играть с одной и той же буквой, звуком, а другие за один день могут запомнить пол-алфавита или научиться правильно расставлять ударения.

    Используйте для занятий как можно больше наглядных материалов: цветных картинок, кубиков, игрушек, реальных предметов, рисуйте то, о чем идет речь в задании (животных, машинки и т.д.), потому что маленькому ребенку трудно воспринимать информацию на слух.

  • Избегайте монотонности и однообразия: не занимайтесь с ребенком одним типом заданий более 10 минут, прерывайтесь на физкультурные разминки, рисование, совместный поиск чего-то нужного для занятий.
  • Играйте с ребенком в школу, где выбудете учеником, а он - учителем. Когда ребенок усвоит, например, названия букв, превратитесь в Незнайку, который все путает и ошибается, пусть малыш исправляет ваши ошибки.
  • Самое главное: наберитесь терпения и избегайте критики и отрицательных оценок! Помните, что вы играете со своим ребенком. Эти занятия должны доставлять ему удовольствие.
  • Хвалите ребенка за минимальныеуспехи, хотя бы за то, что он просто старается выполнить ваши задания.

Не хочет или не может?

Навык чтения характеризуется совокупностью нескольких параметров:

  • способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов (в 1-2-м классах) у многих детей единицей чтения является слог, а в 5-6-м классе - слово и группа слов);
  • скорость чтения (к шестому классу ребенок должен читать 100 - 120 слов минуту);
  • правильность, автоматизированность (так называемая беглость);
  • понимание прочитанного.

Как правило, к пятому классу чтение ребенка становится беглым и выразительным, но некоторые дети, несмотря на усилия учителей и родителей, все равно продолжают читать медленно, по слогам, плохо понимают смысл прочитанного. И все чаще от учителей начальной школы и детских психологов родители плохо читающих детей могут услышать непонятный и пугающий диагноз: «дислексия».
Известный чешский психолог Зденек Матейчек считает, что это «специфическое нарушение чтения в процессе развития» наверняка существует еще с тех самых времен, когда люди изобрели звуковое письмо. Но обнаружили эту проблему только в конце девятнадцатого века, а исследовать и пытаться исправить стали лишь в середине прошлого века. Это нарушение становится препятствием в обучении от 2 до 10% школьников. Дислексия интенсивно исследуется учителями, неврологами, лингвистами, психологами.

Интересно, что подобного рода проблема реже встречается у детей, изучающих пиктографические языки (например, японский) или языки, где произносятся все буквы (например, итальянский).

Английский психиатр Майкл Раттер считает, что нарушения чтения у детей могут быть обусловлены как общим недоразвитием чтения, так и специфической задержкой чтения. Общее недоразвитие чтения часто связано с «явным неврологическим расстройством и со множеством других отклонений развития, таких, как нарушения координации движения, восприятия, продуктивных способностей, речи и языка». Специфической задержкой чтения, или «словесной слепотой», называют «нарушения, при которых у ребенка обнаруживается гораздо более слабые навыки чтения, чем это можно было бы предположить, исходя из его возраста и уровня интеллекта (4-8% десятилетних детей). Она сопровождается гораздо более узким кругом нарушений - нарушения речи, произношения, правописания, - а знания по другим предметам больше соответствуют требованиям».
Российский дефектолог А.Н. Корнеев в качестве ведущего симптома дислексии у ребенка на начальном этапе овладения чтением выделяет трудности с пониманием и запоминанием того, что данная буква соответствует данному звуку, сложности со складыванием отдельных звуков в слоги.
Ребенок, предрасположенный к дислексии, не способен овладеть слогослиянием, автоматизированным чтением целыми словами, нередко плохо понимает прочитанное. Обращает на себя внимание и ограниченный словарный запас ребенка, особенно в обозначении отвлеченных понятий (временных, пространственных и т.д.). У такого ребенка наблюдаются нарушения речи, грубые и странные орфографические ошибки, нечеткие пространственные ориентировки, трудности в понимании смысла картинки, в запоминании цветов.

Наиболее ярко подобное нарушение выражено у детей 6-8 лет, именно в этом возрасте дислексию легче обнаружить и скорректировать.

Специалисты так и не пришли к единому мнению, что же является причиной неспособности ребенка овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений зрительного и слухового анализаторов и оптимальные условия обучения. Возможно, на генном уровне передаются общие предпосылки нарушения чтения. По крайней мере, у некоторых детей задержка развития навыка чтения возникает под влиянием биологических факторов, связанных с работой мозга. Высказывалось предположение, что специфическая задержка чтения может быть вызвана некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определенных зон коры головного мозга. Исследователи отмечают, что наиболее часто дислексия встречается у леворуких детей и у так называемых скрытых левшей (когда ребенок пишет правой рукой, но ведущим у него является правое, а не левое, как у правшей, полушарие мозга). Эти дети испытывают трудности в пространственной ориентации (путают право и лево, могут читать слова и целые строчки справа налево), при чтении у них преобладают ошибки угадывающего типа в виде замены букв или слов.
Плохое чтение очень часто сопровождается плохим почерком, а также может быть связано с массой других нарушений развития, включая неловкость движений и затруднения в дифференциации форм, например, ребенок 5-6 лет испытывает сложности в распознавании и воспроизведении простых геометрических фигур.
Нарушения чтения нередко сопровождаются нарушением письма - дисграфией. При письме, например, ребенок заменяет гласные («часто - чосто») или пропускает их («лежит - лжт»), переворачивает согласные («с» - «з»).
Прогноз дальнейшего развития для детей с нарушением чтения скорее благоприятный, так как при своевременной целенаправленной помощи дети достигают определенных успехов, и чтение уже не составляет для них особого труда. Но важно как можно раньше обратить внимание на проблемы ребенка. Согласно наблюдениям специалистов дети, у которых в возрасте до десяти лет наблюдается задержка чтения, без специальной помощи, вероятнее всего, не смогут догнать сверстников к моменту окончания школы, а многие еще и отстанут.
И родители, и педагоги должны понимать, что сам ребенок не сможет справиться с этой проблемой, ему требуется квалифицированная помощь.
Вызывает тревогу и требует консультации специалиста ребенок 6- 8 лет, если он на фоне проблем с обучением чтению:

  • испытывает трудности при выполнении любого типа заданий по установлению отношений порядка или последовательности, например, путается в порядке следования времен года и дней недели;
  • не может правильно повторить в прямом порядке больше трех цифр, а в обратном - больше двух;
  • не может правильно повторить даже простые ритмы, которые выстукивает взрослый;
  • испытывает трудности при составлении рассказа по картинкам;
  • плохо ориентируется в заданиях, требующих знания, где право, а где лево, затрудняется с определением правой и левой стороны у людей и предметов;
  • имеет ограниченный словарный запас, особенно в обозначении отвлеченных понятий (временных, пространственных и т.д.);
  • не может сделать фонематический анализ слова (выделяет слоги вместо звуков, пропускает гласные звуки);
  • при чтении часто производит замены гласных «а» на «о», «ы» на «о» (например, «выше - воше») или замены согласных «т» на «д», «г» на «к->, «ж» на «ш» (например, «хотела - ходела»);
  • переставляет слоги, читает совсем другое слово вместо написанного, может читать справа налево;
  • обладает низкой способностью к концентрации внимания, беспокоен, отвлекаем, импульсивен.

Далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии.

Учителя первых классов часто жалуются на сложности, возникающие на уроках чтения из-за того, что дети изначально находятся на разном уровне подготовки: одни уже бегло читают, другие только научились складывать буквы в слова. Хорошо читающие дети отвлекаются, мешают остальным, потому что им скучно слушать, как их менее успешный одноклассник читает, спотыкаясь на каждом слоге. Плохо читающий ребенок начинает стесняться своего неумения и от этого читает еще хуже. Если же учитель ориентируется на хорошо читающих детей, то ребенок, испытывающий трудности с чтением, ничего не понимает и не успевает на уроке и постепенно теряет интерес к учебе. Глубоко травмируют ребенка нетерпеливые замечания более успешных одноклассников, их насмешки. Такая практика, как чтение на скорость, ставит плохо читающего ребенка в невыгодное для него положение - ведь большинство детей читают быстрее. Кроме того, необходимость прочитать что-то как можно быстрее и лучше, появление в руке учителя секундомера в буквальном смысле «расстраивает» любой навык ребенка, он читает еще хуже, чем раньше, или вообще не может произнести ни слова. То же самое происходит с застенчивым ребенком - ему тяжело читать вслух, «на публику», а чей-нибудь насмешливый комментарий глубоко ранит стеснительного и неуверенного в себе ученика. Все это может усугубляться предрасположенностью ребенка к дислексии.
Российский психолог Е.Е. Данилова в работе с плохо читающими детьми исходит из того, что нарушения навыка чтения могут быть обусловлены несколькими причинами. Во-первых, слабым развитием у учащихся функции самоконтроля . Ребенок не умеет самостоятельно сопоставлять результат своих действий с образцом, вычленять ошибки и устранять несоответствие между образцом и реальным достижением. Во-вторых, многие первоклассники и даже второклассники плохо знают буквы алфавита . Если ребенок 7-8 лет не всегда может правильно назвать предъявляемую ему букву или тратит на ее опознание до 10-15 секунд, то это также неизменно приводит к нарушению навыка чтения. В-третьих, частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие концентрации внимания : при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с трудом формируется навык следования направлению чтения - слева направо. В-четвертых, плохо читающие дети часто успевают забыть значение даже правильно прочитанного слова, поэтому они не понимают смысла прочитанного и не могут рассказать, о чем читали. Это свидетельствует о недостаточном умении ребенка удерживать в памяти значение прочитанного.

Мучительно пытаясь правильно и быстро прочитать текст, ребенок совершенно не понимает и не запоминает прочитанного, а большинство заданий к урокам дается в письменном виде. Однако не только учебная деятельность страдает из-за плохого чтения ребенка. Постоянные замечания, неуспех формируют у ребенка низкую самооценку, он замыкается, избегает одноклассников, начинает ненавидеть уроки чтения и все, что с ними связано, а в крайних случаях даже отказывается ходить в школу.

Ребенок, не испытывающий особых проблем с техникой чтения, тоже может воспринимать чтение как повинность, если родители, обучая его читать, слишком часто прерывали своими занятиями его игры, прогулки с друзьями, просмотр любимых телепередач. Чтение в этом случае превращается в нелюбимый урок, который необходимо как можно быстрее выполнить, чтобы заняться чем-нибудь более приятным и интересным. Естественно, ребенок не захочет ничего читать сверх того, что ему задали. При таком отношении к чтению ребенок также плохо понимает и запоминает содержание прочитанного.

Как помочь ребенку

В качестве профилактики трудностей в обучении чтению следует уже с пятилетнего возраста выполнять с ребенком соответствующие упражнения, направленные на:

  • формирование представления о собственном теле.

    На примере собственного тела ребенок учится различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади. Он отвечает на вопросы взрослого (какая рука правая? голова внизу или вверху? спина сзади или спереди?) сначала про самого себя, а потом про окружающих.

  • формирование пространственных представлений на примерекартинок и окружающих предметов.

    Ребенок отвечает на вопросы взрослого: что находится ближе или дальше, что больше или меньше. Затем вопросы усложняются: что находится дальше, чем это, чем то (то же самое спрашивается про меньше, больше, выше, ниже, левее, правее и т.д.).

  • формирование представлений о последовательности.

    Взрослый рассказывает ребенку о порядке следования времен года, месяцев, дней недели, дополняя объяснения картинками и примерами из книг. Кроме того, ребенку предлагаются следующие задания:
    а) выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;
    б) сложить разрезные картинки и изображения из кубиков;
    в) составить рассказ на основе последовательных картинок.

  • формирование представлений о звуковом составе слова с помощью скороговорок.

    Проговаривание скороговорок не только улучшает дикцию, но и помогает выделить основной звук, который задействован в скороговорке. Например, «Ткет ткач ткани на платки Тане», «Водовоз вез воду из-под водопровода». Когда ребенок будет знать достаточное количество скороговорок, взрослый может его попросить вспомнить скороговорку для того или иного звука (например, для «К»: «Идет с косой косой козел» и т.д.).

  • формирование представлений о слоговом составе слова.

    Для занятий очень удобно использовать мяч:
    а) взрослый и ребенок перекидываются мячом, проговаривая слово по слогам (например, «ка-ран-даш», «ста-кан»);
    б) взрослый предлагает ребенку «уменьшать» предмет, добавляя определенный слог: он говорит «дом», а ребенок добавляет - «ик» и т.п.

Если ребенок уже знает буквы и умеет читать, но испытывает затруднения при чтении, то к этим занятиям следует добавить задания с текстами. Необходимо подбирать тексты, соответствующие возрасту и возможностям ребенка: с достаточно крупным шрифтом, предложениями, состоящими не более чем из 10 слов и содержащими как можно меньше сложных и незнакомых слов, - все это способствует легкости усвоения и понимания прочитанного ребенком.

Работа с плохо читающими детьми должна проходить в два этапа:

  • первый этап - создание положительного настроя ребенка на занятия, повышение его уверенности в собственных силах и способностях;
  • второй этап - тренировка навыка чтения, анализ затруднений ребенка для последующего их устранения.

На первом этапе в работу с детьми б-10-летнего возраста для создания у них положительного настроя на занятия необходимо включать упражнения с игровым оформлением (кубики, цветные картинки, мозаика, мяч). В заданиях и текстах должно упоминаться то, что интересует ребенка (например, герои любимого им мультфильма, или гоночные машины, или кукла Барби и т.д.). Кроме того, упражнения должны быть разного уровня сложности, при этом начинать следует с более легких, постепенно усложняя задачи.
На этом этапе по возможности исключите из читаемых текстов сложные слова, составьте списки слов для чтения, не имеющих трудных для ребенка букв (слогов).
Каждое занятие должно завершаться чем-то интересным для ребенка. Например, если он любит играть в мяч, то перебрасывайтесь с ним мячом, разбивая слова на слоги или повторяя алфавит. Таким образом, у ребенка создается чувство успеха и формируется положительная установка на последующие занятия чтением.
Сохранить у ребенка положительный настрой помогают также таблицы, наглядно отражающие даже его минимальные достижения. Например, за последние три занятия ребенком было сделано 48, 30 и 25 ошибок соответственно. Самое главное, чтобы малыш соревновался только с самим собой, а не с одноклассниками или братьями и сестрами.

Больше хвалите ребенка и подбадривайте его, отмечайте все его достижения, даже самые незначительные.

Ко второму этапу следует переходить, когда ребенок привык к занятиям и относится к ним положительно. Взрослому необходимо определить, какие звуки, слоги или слова приводят к потере темпа и качества чтения, и увеличить нагрузку именно на то, что вызывает у ребенка наибольшие трудности. Следует подбирать тексты с большим количеством сложных фрагментов (букв, слов, слогов), подчеркивать их в тексте, просить ребенка быть особенно внимательным при их чтении. Во все игровые упражнения следует включать эти трудные для ребенка слоги, слова или буквы. Предложите ему складывать нужные слова из кубиков или отыскивать сложные буквы на картинке.
Е.Е. Данилова предлагает специальные упражнения для работы с плохо читающими детьми 7-10-летнего возраста.

Тренировка удержания порядка следования букв

  1. Ребенку предлагается выкладывать узор из мозаики по образцу, но не по элементам, как обычно, а начиная с левого верхнего угла двигаться слева направо, построчно сверху вниз.
  2. Ребенок «читает» последовательности цветных точек. На карточках предъявляются 4 строчки разноцветных точек по 14 в каждой, ребенок должен последовательно слева направо и сверху вниз перечислять встречающиеся на карточке цвета.

Тренировка повышения скорости распознавания букв

  1. Ребенка просят называть звуки и буквы с помощью картинной азбуки, где каждой букве соответствует не одно, а несколько изображений разных предметов.
  2. Ребенка просят на время прочитать последовательности букв, расположенных на карточках не в алфавитном порядке (используетсянесколько карточек с 4-6 строчками букв на каждой).
  3. Ребенок читает на время короткие слова, состоящие из одной гласной, но с постепенно увеличивающимся количеством согласных, например:
    от на рак дай соль труд парк хвост
    из за пар май боль крот март дрозд
    ах не сок бей пыль стол торт крест
    На каждой карточке должно быть по 10 подобных строчек. Ребенок должен читать слова последовательно слева направо и сверху вниз.

Тренировка запоминания прочитанного

  1. Словесное лото.
    Ребенок получает набор маленьких карточек с напечатанными на них названиями различных животных. Взяв одну карточку и прочитав напечатанное на ней слово, ребенок должен найти это животное на лежащей перед ним карте с двенадцатью изображениями. Играя в такое своеобразное лото, ребенок удерживает в памяти значение прочитанного слова все время поиска. Можно начать с названий трех или шести животных, постепенно увеличив их число до 12. Аналогичная работа проводится с изображениями различных предметов.
  2. Выполнение практических действий по письменным инструкциям.
    Начинают с простых инструкций и постепенно переходят к действиям с различными предметами (используются разноцветные стаканчики, коробочки разных размеров, цветные шарики, фишки, геометрические фигуры и пр.). Ребенок вытягивает из лежащего перед ним набора карточек-инструкций одно задание типа: «Подними правую руку», «Положи книгу на стол», «Положи красный шарик в белый стаканчик» и т.д. Выполнив это задание, он берет следующую карточку. Постепенно задания усложняются за счет увеличения длины фраз и изменения их структуры. Например: «Возьми один белый шарик из красной коробочки и переложи его в тот стаканчик, где лежит красный треугольник». Затем ребенку предлагается несколько инструкций на одной карточке. Например: 1) «Положи треугольник на синий квадрат»; 2) «Поменяй местами стаканчики»; 3) «Освободи самую большую коробку».
  3. Реконструкция связного текста.
    Печатается текст в двух экземплярах. Один из них разрезается на отдельные предложения. Ребенок сначала читает текст целиком, затем собирает его из отдельных предложений. На следующем занятии ребенку предлагается реконструировать этот же текст без предварительного чтения. Количество предложений в тексте постепенно увеличивается от занятия к занятию, но начинать следует с 3-4 предложений. Таким образом, ребенок учится удерживать в памяти содержание того или иного текста в течение длительного времени.

Предложенные упражнения помогают увеличить скорость и улучшить качество чтения учащихся, кроме того, в процессе занятий у ребенка повышается концентрация внимания.

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ И НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ

Каковы бы ни были причины возникновения проблем с чтением, результат один - ребенок отказывается читать. В этой главе мы поговорим о том, как привить ребенку любовь к книге, пробудить у него интерес к чтению.

Как вырастить книголюба

Если родители с раннего детства приучают ребенка к книге, много и с удовольствием читают ему вслух, то малыш, еще не понимая, что такое книга, уже относится к ней с интересом. Многие родители покупают для своих детей маленькие картонные книжки, когда им исполняется всего лишь месяц от рождения. Показывая своему крохе книжку с яркими картинками, читая ему несложные потешки и детские стихи, разрешая потрогать, полистать и даже погрызть книжки, они как бы дают понять ребенку: «Книга - это то, что должно быть всегда рядом с тобой, это интересно и здорово!» Едва научившись сидеть, ребенок берет книжки, листает странички, тычет пальчиком в картинки и что-то «приговаривает» при этом.

Приучайте ребенка бережно относиться к книгам!

Вандализм по отношению к книгам в течение первых двух лет жизни ребенка неизбежен, и с этим надо смириться. Сделайте так, чтобы ребенок мог добраться только до своих специальных книжек. Но все равно постоянно говорите ребенку, что нельзя брать книги в рот, рвать их, рисовать в них. Старайтесь «спасти» испорченные книжки: заклеить, зашить, стереть нарисованное. Делайте это на глазах у ребенка, сокрушаясь: «Бедная книжечка, порванная, сейчас мы тебя починим». Все это приучит ребенка к бережному отношению к книге, если, конечно, сами родители не имеют обыкновения писать в своих книгах, вырывать из них страницы, бросать их как попало. В таком случае бесполезно ожидать от ребенка иного отношения к книгам.
Пусть уже с года (а то и раньше) одним из постоянных подарков ребенку будет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события - усложнение материала должно происходить постепенно: если вы видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребенка или неинтересна ему, отложите ее на время. Но при этом не пропустите момент, когда ребенок начинает «вырастать» из определенного типа книжек.

Предлагайте ребенку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию).

В ваших силах привить ребенку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: различными детскими комиксами, «ужастиками», любовными историями и детективами, которых сейчас в избытке на книжных прилавках. Постарайтесь, чтобы ребенок как можно позже узнал о существовании и содержании подобных книг. Ими-то ребенок, может быть, и заинтересуется, но Чехова и Толстого читать точно не захочет. Кстати, многие учителя начальных классов запрещают своим ученикам приносить подобные книги в класс.
Научите ребенка пользоваться библиотекой, запишитесь вместе с ним в школьную или районную библиотеку, помогайте ему выбирать книги.
Сделайте поход с ребенком в книжный магазин приятным событием. Не следует делать покупки в спешке, например, если срочно понадобилось что-то для уроков в школе. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, какую книгу вы могли бы подарить кому-то из членов семьи или его другу.

Пробудите у ребенка интерес к чтению

С раннего детства читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса-час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.

Психологи считают: нелюбовь к чтению связана с тем, что ребенку просто неинтересно читать.

Для многих детей прочитанное остается набором событий, имен и названий, потому что у них недостаточно развито образное мышление. В таком случае книги представляются скучными, так как ребенок не способен «увидеть» те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. То ли дело в мультиках или в компьютерных играх: действие, динамика, острота ощущений. И самое главное - уже готовые, разработанные и нарисованные кем-то образы. Видимо, современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных образов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать. Поколению, выросшему на книгах и радио, волей-неволей приходилось самим придумывать, как выглядит то, о чем пишет автор.
Увлеченный сюжетом читатель как бы попадает в другой мир, он становится не просто наблюдателем происходящего, но и участником, он переживает за героев, рвется узнать, что будет дальше, «живет» в книжке.

Родители могут помочь ребенку научиться «вживаться» в книгу. Для этого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определенные образы.

Разыгрывайте с маленьким ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей игре колобок убежит от лисы, встретится с драконом или лягушкой.
Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.
Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги. Например, вы едете на трамвае как рассеянный с улицы Бассейной или несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка.
С ребенком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждайте, что совпадает в телеверсии, а что - нет, что можно добавить в фильм или изменить в нем.
Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Например, прочитав про «Мойдодыра», умывайте своего чумазого малыша приговаривая: «Моем, моем трубочиста, чисто-чисто, чисто-чисто». Цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребенка.
Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым. Кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.

Станьте для ребенка примером

Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для него - вы сами.

Учителя считают, что современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Большинству родителей сейчас не до чтения, максимум, на что хватает их времени и сил, - это на газеты и журналы. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры.
Хорошим выходом из положения является совместное чтение.

Пусть лучше ребенок читает вместе с вами, чем вообще ничего не читает. Кроме того, совместное чтение - это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить волнующие вас вопросы, подобрав для чтения книги с соответствующей тематикой.

Не давите на ребенка

Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонации и содержанию. Учите ребенка пересказывать текст, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.
Начинать подготовку домашнего задания лучше с чтения, так как оно помогает ребенку включиться в работу. Но не перегружайте его ежедневным чтением вслух - по данным психологов, непрерывное чтение вслух должно занимать у первоклассника 8-10 минут, а у второклассника 10-15 минут.

Чтобы чтение не вызывало у ребенка негативных эмоций, никогда не заставляйте его читать вместо игры, прогулки или просмотра телепередачи!

Можно наказать ребенка, лишив его вечернего чтения, но не наоборот. Особенно настойчиво педагоги рекомендуют родителям не «соревноваться» с телевидением. Не заставляйте ребенка читать вместо любимой телепрограммы, для чтения должно быть выделено специальное время.
Никогда не отговаривайте ребенка от чтения, если он уже заинтересовался чем-то. Читать что-то все же лучше, чем ничего.
Если ребенок не любит читать, потому что у него это плохо получается, то обязательно проконсультируйтесь у специалистов: психолога, дефектолога или логопеда. Только совместная помощь родителей, учителей и специалистов приведет ребенка к успеху.

Памятка для родителей

Как организовать работу дома с плохо читающими детьми:

  • создайте дома спокойную, удобную для чтения обстановку;
  • в течение дня выделите время для чтения, удобное ребенку;
  • когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не сидите у него над душой (это создаст эффект принуждения);
  • если ребенку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребенку вслух заданный текст, затем он читает его самостоятельно, а вы поправляете его, либо сначала вы читаете фразу, затем эту же фразу читает ребенок;
  • проявляйте интерес к тому, что читает ребенок;
  • отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным), тогда ребенок будет стараться порадовать вас своими успехами;
  • не следует сравнивать достижения ребенка с успехами других детей (особенно его братьев и сестер) - постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребенка, закрепляет у него неприязнь к более успешным детям.

Совет всех психологов одинаков: «Коррекционные меры не должны откладываться до тех пор, пока не начали разрушаться самооценка и позитивная мотивация ребенка!»

Ребенок должен знать, что ваша к нему любовь не зависит от его техники чтения или успехов в учебе. Интересуйтесь его делами, не отмахивайтесь от его проблем. Обо всех личностных и эмоциональных особенностях вашего ребенка обязательно предупредите учителя.

И главное, ничего не пускайте на самотек - нерешенные детские проблемы имеют обыкновение только усложняться с годами, а не исчезают сами собой, как думают некоторые родители.