Почему я против того, чтобы мои дети изучали "светскую этику". Споры о светской этике и религиозной культуре в школах: Чушь и профанация - или самый нужный урок

Что же такое "светская этика", которую собираются преподавать детям?

«Смотрите, братия, чтобы не было в ком
из вас сердца лукавого и неверного, дабы
вам не отступить от Бога живаго»
Евр.3:12

Этика без Бога в теории – сериал «Школа» в реальности

Светское школьное образование без религиозной духовности и нравственности – это неполноценное образование. Идеальное знание гуманитарных и естественных наук, увы, не помогает человеку бороться со страстями и грехом, не противодействует распространению блуда, алкоголизма и наркомании, преступности, не делает человека хорошим семьянином и т.п.
Уверен, что курс «Основы мировых религий и светской этики» способен существенно повлиять на нравственность нашего общества. Луи Пастер, величайший ученый и основоположник микробиологии и иммунологии говорил: «Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных».
Когда вера исчезает, люди порабощаются страстями и похотью и ради удовольствия, готовы идти на любые преступления. Светскую этику и этику семейной жизни начали преподавать в школах с конца 1980-х. И что? Сейчас только на официальном учете стоят 2,5 млн. алкоголиков и 1 млн. наркоманов, половина браков распадается, 2 млн. абортов в год в России. В 90-х годах страна просто захлебнулась в преступлениях.
Зачем надо тратить время впустую на предмет, неспособный эффективно удержать человека от греха? Почему не может? Потому что человек с момента грехопадения наших прародителей в раю своими силами не может противостоять страстям, толкающим его на преступления.
Победить в себе грех, и стать по-настоящему нравственным человеком, можно именно с Божией помощью: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17).
Владимир Путин, еще будучи президентом РФ, в одном из своих интервью верно подметил: «Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».

Если только люди будут определять нормы нравственности – общество деградирует

Общество, где только люди будут решать, что нравственно – неизбежно деградирует . Что такое светская этика? Эта этика, несвязанная с Богом и Его заповедями. Эта этика, придуманная и установленная только людьми. В светской этике мерой нравственности является сам человек, точнее государство в лице чиновников, «элиты» СМИ и интеллигенции. Именно они определяют, и будут определять что, по их мнению, нравственно, а что нет.
И если через несколько лет государство и наша «элита», как это уже произошло в Европе, решит, что гомосексуализм – это этично, усыплять больных и ненужных стариков – это приемлемо, вы с этим безропотно согласитесь, и будете посылать детей на уроки толерантности к геям, либо лесбиянкам? Или позволите, чтобы вашим детям внушали, что если их родители станут в старости больной обузой, то их лучше сдать в хоспис, где их «безболезненно» под наркозом отправят на тот свет?
Вы, думаете, уроков в школе, когда извращенцы будут рассказывать нашим детям, что они «нормальные», никогда не будет? И гомосексуалисты не будут спокойно и радостно ходить парадами по улицам наших городов? Не обманывайтесь, еще 20 лет назад в школах США перед занятиями ученики молились. Сейчас там все чаще администрация школ даже запрещает детям праздновать Рождество Христово.
Да, что американцы, мы сами жили 70 лет в стране, где только государство определяло, что такое хорошо, и что такое плохо: итоги их большевистской «этики» – около 500 тыс. репрессированных православных только за веру, не говоря уже о масштабах репрессий вообще. И еще нам грозили показать последнего попа по телевизору…
Не допустимо, чтобы только государство, бездуховная псевдоэлита, и тем более извращенцы определяли для моих детей, что для них нравственно.

Не хочу отдавать своих детей во власть воинствующих атеистов

Как родитель, категорически против того, чтобы отдавать своих детей во власть воинствующих атеистов. Нам нужно понимать, кто сейчас писал, и пишет учебник по светской этике.
Министерством образования изначально был выбран ведущим автором заведующий кафедрой этики философского факультета СПбГУ доцент Вадим Перов – воинствующий атеист, который просто пылает ненавистью к любой религиозной морали.
Это хорошо видно из его статьи с названием «Этика без религии. Критика религиозного обоснования морали». Вот совершенно безумный вывод из этой обширной богоборческой статьи: «В человеческом мире не должно быть места для бога, ибо в противном случае, человек перестает быть человеком. Религиозность, основанная на абсолюте и абсолютных нормах и ценностях, разрушает нравственность в положительном смысле». И это писалось сейчас, когда нравственность среди неверующих и маловерующих стремительно деградирует, когда люди живут по принципу: «С волками жить – по-волчьи выть».
Примечательно, что Вадим Перов единственный, кто нарушил условия эксперимента, и в своем учебнике, написанном на совершенно недетском, сложном языке, начал критиковать другие убеждения, тогда как требовалось просто позитивно излагать свои, не говоря уже о массе ошибок в его искусственной этике без Бога.
И самое страшное, судя по комментариям людей, читавших проект его учебника, в нем нет четкого понятия зла и аморальности. Для Перова норма – это то, что общепринято в обществе. То есть наши опасения верны. Принято в обществе убивать абортами детей – это норма, легализована содомия – это норма, принято сексуальное просвещение детей с 10 лет – это норма.
После того, как Перову указали на ошибки его учебника, и в издательстве «Просвещение» сделали редакцию, этот человек истерично воспринял критику, и отказался писать учебник. Ссылаясь на то, что якобы нравственности даже светской четвероклашек учить рано! Хотя любой здравый родитель и педагог знает, что в 14-15 лет начинать говорить об этом уже поздно, к этому времени немало детей уже невозвратно нравственно деградируют.
Невероятно, но наши учителя, продавливая и вырывая у родителей их согласие на преподавание «Основ светской этики» в декабре 2009 года агитировали нас, родителей за дефективный, сложный и некорректный учебник воинствующего атеиста. До сих пор не известно какого «кота в мешке» нам подсунут, какую нравственность без Бога будут преподавать детям, поскольку, как известно, учебник этот ещё так и не написан.

Лучший способ вырастить из детей атеистов – это преподавание в школе основ светской этики и основ сразу всех мировых религий

Воспитание детей фактически до средней школы строиться на авторитете и доверии к родителям и вообще к старшим. Часто ребенку достаточно сказать – это плохо, а то хорошо, и он принимает это на веру, не требуя особых объяснений.
Что ответит учитель, который исповедует ислам и ведет «Основы мировых религий», на вопрос ученика: «Это, правда, что Христос – воплотившийся Бог?». Согласится ли? Или будет лицемерить?
Что ответит учитель, который исповедует христианство и ведет «Основы мировых религий» на вопрос ученика: «Это, правда, что Христос – всего лишь человек, пророк, как учат мусульмане?» Согласится ли? Или будет лицемерить?
Что ответит учитель-атеист, который ведет «Основы мировых религий» на вопрос ученика: «Это, правда, что Бог есть?». Согласится ли? Или будет лицемерить?
Или на этот вопрос: «Учитель, какая вера самая правильная?»
Этот предмет будет самым конфронтационным, если учителю отвечать по правде своей религии, если же детям говорить, что религиозной правды нет – это будет воспитание будущих безбожников.
И в таком случае, верующим родителям после таких уроков придется дискредитировать учителя и учебник, доказывая, что именно вера их семьи истинна, а все остальные заблуждаются.

Никакая светская этика не поможет человеку в трудное время

Современное мировоззрение человека – это мировоззрение САМО: САМОобразование, САМОисцеление, САМОсовершенствование, САМО… САМО… Надейся только на самого себя – внушают нам...
Но рано или поздно САМОсилы заканчиваются, человек выдыхается, истощается. Откуда он возьмет силы, чтобы выйти из уныния и отчаяния? От биографии и поучений атеиста-гуманиста, жившего 200 лет назад? Сомневаюсь... Благодатные и действенные силы может дать только Бог.
В качестве яркого примера, как православная культура может изменить человека, приведу поэтическую переписку двух великих современников XIX века: митрополита Московского Филарета (Дроздова) и Александра Сергеевича Пушкина.
В один из сложных годов своей юности поэт, одолеваемый давящим унынием и скепсисом, написал:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.


Тогда, несмотря на свою крайнюю занятость, митрополит Филарет возразил поэту в стихах:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал.
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал!..

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.


Эти слова нашли отклик в душе поэта! Пушкин ответил:

…Я лил потоки слез нежданных
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Таким огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.


Первоначальный текст последней строфы, измененный по требованию цензора, был таков:

Таким огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.


Нельзя не вспомнить и рассказ писателя Всеволода Гаршина «Ночь» (1880), когда звон церковного колокола пробудил в герое теплые воспоминания детства, и уберег его от самоубийства. Достаточно было только звона колокола! А что, если даже это будет совершенно чуждо, и незнакомо нашим детям в трудную пору?

*** Обобщить все выше сказанное можно словами из псалма: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс.145:3).
Пусть наши дети узнают красоту православной культуры, сделавшей нашу страну великой, давшей миру самых великих писателей и поэтов, художников, ученых, воинов, политиков, которые стали таковыми именно в контексте христианской, православной веры и культуры.

"Смотрите, братия, чтобы не было в ком

из вас сердца лукавого и неверного, дабы

вам не отступить от Бога живаго"

Этика без Бога в теории – сериал "Школа" в реальности

Светское школьное образование без религиозной духовности и нравственности – это неполноценное образование. Идеальное знание гуманитарных и естественных наук, не помогает человеку бороться со страстями и грехом, не останавливает блуд, алкоголизм и наркоманию, преступность, не делает человека хорошим семьянином и т.п.

Уверен, что курс "Основы мировых религий и светской этики" способен существенно повлиять на нравственность нашего общества. Луи Пастер, величайший ученый и основоположник микробиологии и иммунологии говорил: "Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных".

Владимир Путин, еще будучи президентом РФ, в одном из своих интервью верно подметил: "Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных"

Когда вера исчезает, люди порабощаются похотью, и ради удовольствия готовы идти на любые преступления. Светскую этику семейной жизни начали преподавать в школах с конца 1980-х. И что? Сейчас только на официальном учете стоят 2,5 млн. алкоголиков и 1 млн. наркоманов, половина браков распадается, 2 млн. абортов в год в России. В 90-х годах страна просто захлебнулась в преступлениях.

Зачем надо тратить время впустую на предмет, неспособный эффективно удержать человека от греха? Почему не может? Потому что человек с момента грехопадения в раю своими силами не может противостоять страстям, толкающим его на преступления.

Победить в себе грех, и стать по-настоящему нравственным человеком, можно только с Божией помощью: "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иак.1:17).

Владимир Путин в бытность президентом РФ в одном из интервью подметил: "Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных".

Если только люди будут определять нормы нравственности - общество деградирует

Общество, где только люди будут решать, что есть нравственно, неизбежно деградирует. Что такое светская этика? Эта этика, несвязанная с Богом и Его заповедями. Эта этика, придуманная и установленная только людьми. В светской этике мерой нравственности является сам человек, точнее государство в лице чиновников и некой интеллектуальной "элиты". Именно они определяют, и будут определять что, по их мнению, нравственно, а что нет.

И если через несколько лет государство и "элита", как это уже произошло в Европе, решит, что гомосексуализм – это этично, усыплять больных стариков – это приемлемо, вы с этим безропотно согласитесь? И будете посылать детей на уроки толерантности к геям? Или позволите, чтобы вашим детям внушали, что если их родители станут в старости обузой, то их лучше сдать в хоспис, где их безболезненно "усыпят"?

Еще 20 лет назад в школах США перед занятиями ученики молились. Сейчас там все чаще администрация школ запрещает детям праздновать Рождество Христово.

Что американцы, мы сами жили 70 лет в стране, где только государство определяло, что такое хорошо, и что такое плохо: итоги их большевистской "этики" – около 500 тыс. репрессированных православных только за веру, не говоря уже о масштабах репрессий вообще. И еще нам грозили показать последнего попа по телевизору…

Не допустимо, чтобы только государство и псевдоэлита, и тем более извращенцы определяли для моих детей, что для них нравственно.

Лучший способ вырастить из детей атеистов - это преподавание в школе основ светской этики и основ мировых религий

Воспитание детей фактически до средней школы строиться на авторитете и доверии к родителям и вообще к старшим. Часто ребенку достаточно сказать – это плохо, а то хорошо, и он принимает это на веру, не требуя особых объяснений.

Что ответит учитель, который исповедует ислам и ведет "Основы мировых религий", на вопрос ученика: "Это, правда, что Христос – воплотившийся Бог?". Согласится ли? Или будет лицемерить?

Что ответит учитель, который исповедует христианство и ведет "Основы мировых религий" на вопрос ученика: "Это, правда, что Христос – всего лишь человек, пророк, как учат мусульмане?" Согласится ли? Или будет лицемерить?

Что ответит учитель-атеист, который ведет "Основы мировых религий" на вопрос ученика: "Это, правда, что Бог есть?". Согласится ли? Или будет лицемерить?

Или на этот вопрос: "Учитель, какая вера самая правильная?"

Этот предмет будет самым конфронтационным, если учителю отвечать по правде своей религии, если же детям говорить, что религиозной правды нет – это будет воспитание будущих безбожников.

И в таком случае, верующим родителям после таких уроков придется дискредитировать учителя и учебник, доказывая, что именно вера их семьи истинна, а все остальные заблуждаются.

Никакая светская этика не поможет человеку в трудное время

Современное мировоззрение человека – это мировоззрение САМО: САМОобразование, САМОисцеление, САМОсовершенствование, САМО… САМО… Надейся только на самого себя – внушают нам...

Но рано или поздно САМОсилы заканчиваются, человек выдыхается, истощается. Откуда он возьмет силы, чтобы выйти из уныния и отчаяния? От биографии и поучений атеиста-гуманиста, жившего 200 лет назад? Сомневаюсь... Благодатные и действенные силы может дать только Бог.

В качестве яркого примера, как православная культура может изменить человека, приведу поэтическую переписку двух великих современников XIX века: митрополита Московского Филарета (Дроздова) и Александра Пушкина.

В один из сложных годов своей юности поэт, одолеваемый давящим унынием и скепсисом, написал:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Тогда, несмотря на свою крайнюю занятость, митрополит Филарет возразил поэту в стихах:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал.
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал!..

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

Эти слова нашли отклик в душе поэта! Пушкин ответил:

…Я лил потоки слез нежданных
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Таким огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.

Первоначальный текст последней строфы, измененный по требованию цензора, был таков:

Таким огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

Нельзя не вспомнить и рассказ писателя Всеволода Гаршина "Ночь" (1880), когда звон церковного колокола пробудил в герое теплые воспоминания детства, и уберег его от самоубийства. Достаточно было только звона колокола! А что, если даже это будет совершенно чуждо, и незнакомо нашим детям в трудную пору?

***

Обобщить сказанное можно словами из псалма: "Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения" (Пс.145:3).

Пусть наши дети узнают красоту православной культуры, сделавшей нашу страну великой, давшей миру самых великих писателей и поэтов, художников, ученых, воинов, политиков, которые стали таковыми именно в контексте христианской, православной веры и культуры.

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

Томские епархиальные ведомости № 3, 2011

Фото - "Выбери себе доброе будущее" - на уроке нравственности - Максим Степаненко

Урок 3 «Культура и мораль»

Цель: дать представление о культуре, научить различать материальную и духовную культуру, показать роль морали в жизни общества

Задачи:

Личностные

Воспитывать желание быть культурным, духовно красивым человеком;

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах морали

метапредметные

Развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

предметные

Познакомить учащихся с понятиями: «культура», «мораль»;

Уточнить смысл понятий «материальная культура» и «духовная культура»;

Создать представление о роли морали в жизни людей

Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. - М. : Просвещение, 2010. - 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для общеобразоват. учреждений. - М. : Просвещение, 2010. - 239 с.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания

Чтение писем учащихся на тему «Я начал изучать светскую этику. Это … » (2-3 уч.)

- Что такое этика?

Кто считается её основателем?

Что такое мораль?

Какие рассказы и сказки, в которых рассматриваются проблемы морали, вы подобрали?

2. Введение в тему урока

Учитель использует подводящий к теме диалог - систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Посмотрите на экран. (Презентация№1.слайд1-6)

Узнали вы героев этой сказки?

Как она называется?(Морозко )(слайд 7)

Давайте вспомним сказку.

(слайд 8,9,10)

Куда мачеха отправила падчерицу? Зачем?

Кого встретила падчерица?

А родная дочь, зачем поехала в лес?

Как она ведет себя с Морозко?

Можно ли кого-то из девочек назвать культурным человеком? Почему?

Как вы думаете, что значит быть культурным? (Ответы фиксируются на доске).(слайд 11)

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Какое слово вам уже знакомо?(Мораль)

С каким словом мы еще не встречались на уроке? (Культура)

Что такое культура? (Ответы фиксируются на доске).

Сколько мнений мы записали?

Как вы думаете, какое из них верное?

Какую задачу поставим на сегодняшний урок? (Узнать, что такое культура)

3. Изучение нового материала

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту учебника (с. 8-9)

Работа в группах (каждой группе рассказать все, что они узнают о культуре из материалов учебника)

вторая природа

По итогам обсуждения учителем оформляется кластер на доске:

культура

материальная и духовная

создается трудом людей

не существует в единственном числе

На доске (или слайде) фиксируется схема:

КУЛЬТУРА

духовная

материальная

А сейчас посмотрите слайды и постарайтесь определить, о какой культуре идет речь? (презентация 2)

(Ответы детей)

Почему вы так считаете?

Что может относиться к материальной культуре? (Вещи, книги, картины…)

Существует много видов и духовной культуры. Например, правовая культура - это законы, по которым живут люди в обществе, обычаи и традиции разных народов - это тоже духовная культура. Особый вид духовной культуры - это мораль - система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (запись в тетрадь «Мудрых мыслей»).

Чтение «цепочкой» текста учебника (с. 9) об истории возникновения морали.

Когда возникла мораль?

Какие поступки помогают жить, а какие мешают?

Но практически все можно объединить в одно золотое правило: (слайд 13)

« Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой! » (фиксируется в тетради)

4. Подведение итогов урока

5. Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Что (или кто) нам помогает стать культурным человеком?

Дополнительно : Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

В школах России в сентябре появился новый предмет - "Основы религиозных культур и светской этики". В некоторых регионах, "пилотных", эту дисциплину изучают уже несколько лет. Но и там не прекращаются споры: нужна ли она в принципе, и если да, то чему и как учить школьников.

А вот два подробных письма от наших читателей. Чье мнение вам ближе? Может, у вас другой опыт преподавания или изучения ОРКСЭ (такая аббревиатура уже появилась для нового предмета)? Давайте обсудим!

Любовь САПУНОВА, мама школьницы из Новосибирска:

"Я сказала дочери: "Бросай эту чушь!"

В последнее время федеральные СМИ много говорят о новом предмете "Основы религиозной культуры и светской этики". Это для столицы он новый. Во многих "пилотных" регионах "религию и этику" изучают уже несколько лет.

Если сейчас нет подготовленных преподавателей, внятных методичек и учебников, то 2 года назад, когда "основы светской этики" изучала моя дочь - пятиклассница, их и в помине не было. Чтобы представить качество преподавания, приведу лишь один пример. Однажды дочь пропустила урок по болезни. Чтобы подготовиться к следующему уроку, вначале помучилась в интернете, потом пришла за помощью ко мне. Я впала в ступор на первом же вопросе. Цитирую дословно: "назовите 5 причин нравственности" . При том "причинный" список был жестким, за ошибку снижали баллы. Я тогда сказала своей отличнице: "бросай эту чушь и смело получай двойку". "Светская этика" - это вообще о чем? О том, что такое хорошо и что такое плохо? О том, как правильно ложку-вилку держать и спасибо/пожалуйста говорить? Там вальс танцевать учат? Старушкам место уступать? И вообще, дети как-то вычленяют "этическое" бубнение училки из ежедневного суммарного фона бубниловок других учителей? Уверена, дети воспринимают потуги на воспитание как шум. Невыносимый и нескончаемый как зубная боль шум. И реагируют адекватно: абстрагируются не слушая и не слыша. А если сильно достает - вопят и сопротивляются. И правильно делают. Потому как "делай как я" и "делай как я говорю" - не одно и то же. Основы религий не по возрасту? - да! Даже самый талантливый и эрудированный педагог не справится с задачей передать такой объем информации за несколько часов 25 детям детям 9 - 10 лет. Полнейшая профанация идеи. А не полезнее ли представление о религиях (всех мировых) включить в контекст курсов истории, музыки, живописи? Обсуждения вопросов этично/неэтично всегда брал на себя предмет литература (ну это если на уроке рассуждать, а не ответы к ЕГЭ зубрить).

Ну не безнравственно ли срезать часы русского, математики, иностранного в пользу мутного, совершенно неинтересного и бесполезного предмета. Не безнравственно ли красть у детей их невосполнимый ресурс - время?

Жанна Сергеевна ГОЙДИНА, учитель из Калининграда:

"Неужели вы боитесь, что ребенок услышит слово "православие"?

В прошлом году на меня обрушилась неожиданная весть – я буду вести курс ОРКСЭ, так как учитель, которая вела его, ушла на заслуженный отдых. Мной закрыли амбразуру. Просто больше вести было некому - курсов никто не проходил, кроме меня. На курсы по программе «Преподавание духовно-нравственных дисциплин» пошла по своему желанию – хотела узнать больше о христианстве, а также сеять не только «разумное, доброе», но и «вечное».

Дело в том, что наша область является одним из регионов, где курс ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) изучается уже несколько лет в качестве эксперимента. В этом году он вводится как обязательный урок во всех школах страны.

В прошлом году я вела «Основы светской этики» в 4 и 5 классах. Я с уверенностью могу сказать, что детям этот курс интересен, они с удовольствием выступают, делятся своими переживаниями, мыслями, учатся сопереживать. Очень важно, что курс безоценочный, но многие с удовольствием делают творческие задания, не стесняются высказать свое мнение. Оценки я все же ставлю, но только пятерки.

Я ОЧЕНЬ недовольна учебником, и старалась поменьше его использовать. Материал представлен неудобоваримо, сухо, как-то непоследовательно, есть даже фактические ошибки, да и вообще, простите, что такое светская этика?

А вот заключение Института философии РАН: «Предлагаемый текст модуля «Основы светской этики» не может быть рекомендован в качестве учебника , а сам подход к определению названия предмета, его места в общем курсе, содержательных акцентов и организация работы над ним вызывают недоумение и огромную обеспокоенность за судьбу и качество российского образования…»

В этом году наши родители «поделились». Примерно половина родителей четвероклашек выбрали «Светскую этику», а немного меньшая половина - «Основы православной культуры». Естественно, оба модуля должна вести я.

Честно говоря, я несказанно радовалась выбору родителями модуля «Православная культура», потому что читала учебник А. Кураева и видела его безусловную выигрышность по сравнению с «Этикой» - сочный язык, хорошие иллюстрации, интересная подача материала.

Я убеждена, что любой педагог на подобных уроках прямо или косвенно несет детям свое мировоззрение, духовные взгляды и ценностные ориентиры. В этом смысле учебник «Светской этики» политкорректен до безобразия. Видимо, авторы учебника боялись оскорбить чувства атеистов даже упоминанием слова «Бог», да и цитаты подобраны все исключительно «светские», нет ни одной цитаты из Библии (даже нет упоминания о Библии), хотя там множество прекрасных примеров для любой темы о морали.

Дерево без корней – так бы я назвала этот модуль. Как нравственные идеалы там преподносятся рыцари средних веков, джентльмен с картинки «Шерлок Холмс и доктор Ватсон », леди, прогуливающиеся с зонтиками по английской набережной. Хорошо, что все-таки сказали немного о РУССКИХ богатырях. В статье «Семейные праздники» нашлось место и 8 марта, и Дню города, но нет ни одного упоминания о Пасхе или религиозных праздниках других народов.

Я не пойму, почему родители выбирают «Светскую этику». Неужели вы думаете, что «разумный эгоизм» и высказывания Ж.-Ж. Руссо, Конфуция или Н. Рериха ближе ВАШЕМУ ребенку, чем тысячелетний опыт христианства на Руси ? Неужели вы боитесь, что ребенок услышит слова «православие», «Бог», «заповедь», «милосердие»?

Сегодня урок светской этики о добре и зле я начала с обсуждения библейской притчи о добром самарянине (показала короткий мультфильм). Библейские сюжеты для меня большое подспорье. И никто не обвинит меня в религиозности – я не призываю никого идти молиться, но и скрывать свои убеждения не хочу.

Конечно, есть недостатки учебников, есть трудности методические, организационные. Но главное, что я думаю – курс нужен и детям, и учителям. Да, нравственная основа закладывается в семье, но я вижу, как дети ХОТЯТ знать о добре и зле, о совести, о милосердии, как им это интересно, как они тянут руки, чтобы ответить. И давайте не будем подсчитывать, сколько часов математики или русского «съела» этика. Один час в неделю всего.

На первом уроке по теме «Россия – наша Родина», девочка, недавно приехавшая из Грузии , ответила: «Родина – это солнце. А мы – капелька этого солнца». И кто кого учит – мы наших детей или мудрые дети нас? Я обязательно говорю детям «спасибо» за урок. И они тоже благодарят. Может быть, в этом и есть смысл?

Даже невозможно сосчитать разнообразие ситуаций, которые случаются в жизни. И не всегда понятно, как поступить правильно, чтобы и себя не ущемить, и других не обидеть. В этом вопросе помогут разобраться уроки светской этики, которые учат детей принимать решения согласно представлениям о добре и зле.

Светская этика в школе

Итак, что такое светская этика? Это предмет, изучающий нормы поведения в обществе. Его базовыми основами являются представления о добре и зле. То есть светская этика учит, как правильно поступать в той или иной ситуации, не нарушая при этом правил хорошего поведения, знакомит с нормами морали, о которых должен знать каждый человек, рассматривает такие понятия как патриотизм, вежливость, лояльность и приемлемость.

Не так давно учебный предмет «Основы светской этики» Министерством образования и науки Российской Федерации был включен в школьную программу. Предназначен для изучения в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го классов. Изначально программу «Основы светской этики» ввели в 19 регионах России в качестве эксперимента. Это произошло в апреле 2010 года.

Курс светской этики

Курс этого предмета состоит из четырех блоков, причем первый и последний обязательны для всех учеников, из блоков 2 и 3 некоторые уроки можно объединять в один.

Что представляет собой светская этика для 4 класса? Первый блок посвящен нравственным идеалам в жизни человека и общества. Состоит из одного урока о патриотизме - «Россия - наша Родина».

Блок №2 включает информацию об основах религиозных культур и светской этики. Состоит из 16 уроков:

  1. Мораль и культура. Значение этики в жизни человека.
  2. Семья - исток нравственных отношений.
  3. Семейные ценности и ценности родства.
  4. Семейные праздники - форма исторической памяти.
  5. Нравственность в культурах народов мира.
  6. Русский богатырь - образец нравственности.
  7. Кодекс чести дворянина.
  8. Леди и джентльмен.
  9. Государство и мораль гражданина.
  10. Примеры нравственности в культуре Отечества.
  11. Моральный кодекс защитника Отечества.
  12. Интеллигентность.
  13. Трудовая нравственность. Традиции предпринимательства.
  14. Нравственность в наше время.
  15. Творческие задания для учеников.
  16. Подведение итогов.

Именно таким образом выглядит программа «Светская этика» в 4 классе. Вторая половина курса начинается уже в 5-м, основная часть уроков рассматривает проблемы многонациональных меньшинств и патриотизма. Также здесь уделяется внимание понятиям добра и зла, ценностям, религии, морали и этикету.

Вторая половина курса

Третий блок также посвящен основам религиозных культур и светской этики. Состоит из 12 уроков:

  1. Понятие добра и зла.
  2. Что такое долг и совесть?
  3. Достоинство и честь в современном мире.
  4. Что такое счастье и в чем заключается смысл жизни?
  5. Высшие нравственные ценности.
  6. Идеалы
  7. Моральные принципы.
  8. Как создается моральный кодекс в школе.
  9. Этикет и моральные нормы.
  10. Диалог: «Школьная форма - за и против». Этикет соответствующих нарядов.
  11. Является ли образование нравственной нормой?
  12. Методы нравственного самосовершенствования.

Заключительный этап курса

Четвертый блок изучает духовные традиции многонациональных народов России.

Здесь рассматриваются темы патриотизма, ученики готовят творческие проекты на темы:

  • «Что такое православие и как я его понимаю?».
  • «Как я понимаю ислам/буддизм/иудаизм?» (на выбор).
  • «Что такое светская этика?».
  • «В чем состоит значение религии для человека и общества?».
  • «Памятники духовной культуры в моем городе/селе».
  • «Мое отношение к миру/людям/России» (на выбор).
  • «Герои России».
  • «Какой вклад сделала моя семья в процветание государства».

Заканчивается курс презентацией творческих проектов по темам, что были изучены ранее или тем, которые предложил учитель.

Проблема

В последнем блоке наиболее ярко рассматривается соотношение религиозной культуры и светской этики. В свое время этот вопрос получил широкую огласку. Приспешники религиозных концепций, в частности служители церкви, были против светской этики, так как она рассматривала религию как феномен социума и не обращала внимание на ее священную, духовную составляющую.

В свою очередь, родители учеников верят, что светская этика поможет подрастающему поколению поступать нравственно. Стоит отметить, что там и там изучают вопросы нравственности, и если человек далек от Бога, он должен иметь хотя бы базовые представления о том, как правильно взаимодействовать с окружающим миром. Вопрос о том, нужна светская этика в школе или нет, будет подниматься неоднократно. В частности, это вызвано нежеланием поступаться своими принципами или простым незнанием того, на чем построены основы этического учения и что такое светская этика вообще.

С 90-х до сегодня

Впервые о культуре светской этики заговорили в 90-е годы. Тогда этот предмет обучал нормам морали и нравственности исключительно в контексте общественного поведения. То есть, на уроках невозможно было услышать слова «православный» или "религиозный".

Сегодня, как показано в программе курса, вопрос религиозности рассматривается на уроках может не так глубоко и широко, как того хотелось, но его не обходят стороной. Хотя некоторые родители уверены, что совершенно неправильно отбирать у детей драгоценные часы математики и русского языка ради «неизвестной мути».

Хотя если рассмотреть этот вопрос с точки зрения педагогики и психологии, то изучать этику также необходимо, как и математику. Это помогает ребенку полноценно развиваться, правильно вести себя в обществе и с малых лет понимать - что можно, а что нельзя.

Этика

Курс светской этики начинается с понятия, что такое этика в целом. Это наука, рассматривающая поступки и отношения между людьми, основываясь на добре и зле. Этика передает из поколения в поколение устоявшиеся представления о том, что такое хорошо и плохо. Зная это, можно оценить, поступил человек правильно или нет. Основал эту науку древнегреческий философ Аристотель, считая этику частью философского учения.

Как философская дисциплина этика имеет несколько особенностей, что представлены тремя основными константами:

  1. В качестве объекта исследования выступает мораль.
  2. Этику описывают и теоретически осмысливают в социокультурном контексте.
  3. Этика - это основная парадигма философствования.

Вместе со всем перечисленным этику могут рассматривать как теорию добродетелей, основная цель которой - обосновать модель достойной жизни человека, где основой выступают базовые идеалы человечности. В современных научных традициях этика является областью знания, а мораль - ее предметом, хотя это разделение еще не укоренилось в обыденном применении.

И все же логично задаться вопросом, почему «светская»? И что такое светская этика? Ее основы берут свое начало из экспериментов и логических аргументов. Здесь хорошим считается то, что есть рациональным и обдуманным. Светская этика - это объективные законы природы, которые действуют в обществе. Но ко всему прочему «светский» означает «нерелигиозный» (собственно, вот почему люди, приближенные к церкви, отрицают ее существование). Хотя «светский» не значит «атеист» или «нерелигиозное образование».

Вопрос нравственности

Светская этика обучает нравственности, а это одна из производных религии. Светская этика тесно связана с религией, но не дополняет ее, а, скорее, оттеняет. Как гениально выразился Федор Достоевский: «если Бога нет, то все дозволено». Естественно, в нашем обществе истинно верующих людей, которые соблюдают религиозную мораль, очень мало. Для остальных Бога нет - соответственно, можно делать все, что угодно. А если человеку разрешить делать все, что он захочет, то в мире наступит настоящая анархия. Именно поэтому и создана светская этика, чтобы обосновать человеческую вседозволенность и выразить ее в приемлемых, цивилизованных свойствах.

Для морали не всегда нужна религия. Можно ходить в церковь и совершать поступки, не принятые ни в одном в обществе. Можно не знать о существовании разных религий, но поступать как настоящий человек. Именно для того, чтобы человек понимал, как действовать правильно, какой этот мир и каким он может быть, существует светская этика.