Каким образом формируются нормы морали. Моральные нормы в обществе

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать. В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.

Мораль является одной из основных духовных ценностей общества, особенно современного, а также одним из основных видов социальных норм. В чем же ее особенности? Прежде всего, в том, что мораль опреде­ляет не познание мира, не переживания, а действия или поведение в це­лом. Она регулирует не чувства и разум, а волю. Действия воли измеряет­ся категориями «добро» и «зло».

Характерной чертой морали является ее универсальный характер. Это значит, что она должна быть значима для всех членов общества. Например, правила техники безопасности важны только для тех, кто зани­мается каким-либо специализированным видом деятельности. Такое пра­вило, как запрет на плагиат, т.е. использование чьих-либо идей без указа­ния на их автора, значимо только для членов научного коллектива. Эти правила называют «профессиональной этикой». А требование «возлюби ближнего» предполагает отношение ко всем членам общества.

Универсальность означает, что все частные системы предписаний должны согласовываться с моралью. Бессмысленно оценивать правила по­ведения ученого с позиций профессиональной этики врача. Ведь професси­ональная этика, в конечном счете, определяется тем, насколько эффективно она позволяет добиваться целей той или иной профессии. Но вот с позиций морали мы вполне можем оценивать и действия врача, и действия ученого.

Универсальность морали состоит, конечно, не в единообразии мо­ральных норм, а в характере исполнения ее предписаний. Она должна определять поведение человека и быть основополагающей причиной его действий. Это значит, что человек, принявший на себя моральные обяза­тельства, должен быть последовательным, т.е. руководствоваться ими вез­де, всегда и по отношению ко всем.

Каков же должен быть характер предписаний, чтобы они могли но­сить универсальный характер? Моральное действие должно отличаться от действий, причиной которых является чувственное желание. Чем? Внешне они могут быть одинаковы. Так, человек может помочь другому челове­ку, потому что испытывает к нему симпатию. Такие действия, которые свершаются под влиянием наших чувств (симпатий или антипатий, радос­ти, ненависти и т.д.), получили название «склонности».

Разница в том, что действие, совершенное только из-за чувства сим­патии, не имеет общезначимого, универсального характера. Ведь тогда человек помогал бы только тем людям, к кому он испытывает симпатию, или помогал бы только тогда, когда у него есть соответствующее настрое­ние. Универсальность же состоит в том, что делать добро я должен любо­му человеку везде и всегда вне зависимости от моих личных симпатий или антипатий. А такая универсальность может быть обеспечена не влечени­ем чувств, а силой разума. Вот почему исполнение моральных норм при­обретает характер долга. Это не значит, что разум подавляет чувства. В морали задача разума или правил направлять чувства.


Поэтому содержание моральных норм носит характер императи­вов, т.е. повелений. В отличие от советов, которым можно подчиниться, а можно и нет, мораль требует беспрекословного выполнения. Это проявля­ется в характере формулировки моральных принципов. «Возлюби», «По­моги», «Будь справедливым». Почему? Потому что советы не носят обязательного для исполнения характера. Можешь делать, а можешь и не делать.

В чем специфика морали по сравнению с другими сферами духовной жизни, также содержащими нормы. Впервые моральные нормы возникают в рамках религий. Более того, современная мораль во многом имеет религиоз­ное происхождение. Но по сути своей религия есть учение о спасении. Ее конечной целью является определение условий, обеспечивающих возмож­ность перехода из мира земного в мир иной, потусторонний. Поэтому, в ко­нечном счете, нормы морали для религии играют роль средства, способству­ющего достижению цели спасения. А для некоторых религий являются лишь одним из таких средств. Вот почему религия не является этической системой.

Мораль же предназначена обеспечить регулирование поведения людей в этом земном мире и для этого мира. Более того, только тогда те или иные нормы поведения становятся моралью, когда их выполнение стано­вится самоцелью. Вот почему в морали цель и средства не различаются. Это значит, что любое моральное предписание нельзя рассматривать как средство достижения каких внешних по отношению к морали задач. Ближ­него следует любить ради него самого.

Еще одним регулятором поведения является традиция. Это слово многозначно. В частности под ней понимают некоторый неписаный, час­то стихийно складывающийся, лишенный авторства комплекс правил по­ведения. Особенность традиции также состоит в том, что в ней четко не отделены друг от друга религиозные, правовые и собственно моральные предписания. Кроме того, обычно основой соблюдения тех или иных норм в традиции является давление общественного мнения. Т.е. человек соблю­дает те или иные правила только потому, что боится осуждения окружающих. Сейчас бы мы назвали такого человека лицемером.

Сравнение с традицией позволяет также лучше понять отличие пра­вовых норм от моральных. В современном индустриальном мире право также выступает универсальным регулятором человеческого поведения. Как и мораль, право является видом нормативности, а иногда по содержа­нию не отличается от нее. Как и мораль, оно носит императивный харак­тер, т.е. требует беспрекословного подчинения.

Но, исполнение правовых норм гарантируется угрозой наказания со стороны государственных органов в случае их не соблюдения. Поэтому мотивом, побуждающим к соблюдению правовых норм, является страх на­казания. Исполнение моральных норм осуществляется и должно осуществ­ляться только силой собственного разума. Поэтому единственным моти­вом, побуждающим к моральному поведению, может быть лишь совесть.

Кроме того, как правило, правовые нормы носят запретительный характер. Право повелевает, что не следует делать. Оно не может указывать человеку, что он должен делать и к чему он должен стремиться. В лучшем случае оно указывает, что он может делать как субъект права. А вот мораль как раз предназначена определять цели человеческих действий и требовать их выполнения. Всегда возможно определить правовое нака­зание за убийство другого человека и тем самым ограничить подобные действия. Но заставить с помощью органов государства любить другого весьма проблематично.

Отсюда вытекает и третье отличие морали от права. Можно конеч­но с помощью государственных органов заставлять людей любить друг друга. Но при этом трудно определить их подлинное внутреннее отноше­ние к этому. Вот почему право не посягает на мысли людей, а регулирует лишь реально совершенные поступки. Мораль же требует, чтобы не толь­ко поступок, но стремление человека было нравственным.

Наконец, универсальность права отличается от универсальности мора­ли. Оно едино и обязательно только для подданных или граждан государства, а мораль требует одинакового отношения к любому разумному существу.

Конечно, морали вообще нет. Она всегда существует в исторически конкретных формах. Совокупность исторически определенных правил поведения, т.е. правил, которые существовали или существуют в том или ином обществе в то или иное время, принято назвать словами «этос» или «нравы». Так, когда мы говорим о «нравах древнегреческого полиса», то хотим отметить специфические черты тех норм, что определяли поведе­ние афинян, спартанцев и т.д.

В той степени, в какой правила поведения приобретают формали­зованный характер, они становятся этикетом. Формализованность их про­является в том, что правила этикета обычно не допускают отклонений, могут быть легко записаны и определяют только характер исполнения дей­ствия или поступка.

Поскольку знания и возможности людей исторически ограничены, то они вполне могут ошибаться в поиске норм поведения. Поэтому в че­ловеческой культуре возникает потребность в рефлексии или размышле­нии над существующими нравами. Ту часть философии, которая занима­ется изучением существующих правил поведения, размышлением над ними, выработкой критериев их верности, принято называть этикой.

Еще одно понятие, относящееся к морали, - это нравственность. Нравственность - это знание человеком правил поведения, умение, а глав­ное, желание ими руководствоваться. Нравственный человек - это чело­век, которые сам желает жить согласно законам морали и не мыслит своей жизни иначе. Нравственность - это идеал, к которому следует стремиться человеку и обществу.

ЦЕЛИ :

  • дать представление о философской проблеме определения сущности морали;
  • сформировать представление о сущностных и специфических свойствах х морали как вида социальной регуляции;
  • выработать навыки анализа структуры морали;
  • дать представление и выработать навыки анализа функций морали.
ПЛАН :

1. Сущность морали.

2. Субъектная и объектная специфика морали.

3. Структура морали.

4. Функции морали.

5. Мораль и нравственость: проблема единства и различия.

  • 1. Сущность морали

    Сущность - это главное необходимое в изучаемом объекте, это его «качественная определенность» (Г.В.Ф. Гегель). Сущность - это родовые свойства изучаемых объектов.

    В чем заключается сущность морали? Мораль относится к роду социальных регуляторов.

    Мы можем выделить пять сущностных признаков морали :

    1. Регулятивность. Упорядочивание явлений, процессов, это всегда движение от хаоса к порядку.

    2. Историчность. Все виды социальной регуляции имеют свое определенное историческое время возникновения и особенности исторического развития и изменения.

    3. Социальность. Все виды регуляции, в частности мораль, порождены определенной социальной необходимостью.

    4. Социальная неоднородность или социальная дифференцированность морали. Каждый социальный класс и группа формируют свою мораль, которая обеспечивает внутреннюю консолидацию и сохранность этих общностей.

    5. Определенное место морали в системе социальной регуляции.

  • Какое место мораль занимает в системе социальной регуляции?

    Виды регуляции/критерии сравнения политика право мораль
    1. Цель регуляции А. очевидная цель политики - власть и властвование. Сущность любой власти - это преобладание над другими, первенство, главенство. А. защита собственности и собственника. Право возникает вместе с государством, исторически менялись виды и формы собственности, но цель права всегда сохранялась. А. разрешение универсальных противоречий социальной и индивидуальной жизни: социальное и индивидуальное (приоритет социального), должное и сущее (ориентация на должное), добро и зло (главенство добра).
    Б. удовлетворение потребностей и интересов различных социальных классов, групп, слоев. Власть нередко становится средством в достижении этой цели. Б. защита общественного порядка. Защита индивида от социального и индивидуального произвола. Б. Вторая цель морали - быть хранительницей общности. Это основная цель морали.
    2. Способы регуляции:

    А. духовный способ регуляции.

    Б. материально- экономический.

    В. физически-насильственный.

    Политика опирается на все возможные способы: А Политическое просвещение, агитация, дипломатическая работа.

    Б. Экономическая помощь или экономические блокады

    В. Теракты, физическое устранение политических лидеров, революции, весь арсенал войн: гражданские, антиколониальные, мировые.

    Право опирается на все возможные способы:

    А. правовое просвещение, правовое воспитание, духовные санкции права, например, условная мера наказания, отсрочка исполнения приговора, суд присяжных заседателей.

    Б. Штрафы, лишение имущества.

    В. Однако, активнее всего, право опирается на последний способ: лишение свободы, смертная казнь.

    Мораль опирается только на духовный способ регуляции: на добрый разум, добрые чувства, добрую волю человека. Она апеллирует к социальному чувству и социальной сознательности. Она есть самый совершенный вид социальной регуляции, потому что не использует ни материальные и физические способы регуляции. Мораль нередко превращается в самый бессильный способ регуляции, а значит, в самый несовершенный.
  • Таким образом, мораль является, прежде всего, видом социальной регуляции. Трагическое противоречие морали состоит в том, что она, по сути своей, самый совершенный вид регуляции, опирающийся на человеческое в человеке. В действительности, мораль оказывается самым нарушаемым видом регуляции, а значит, несовершенным. Шарль Фурье называл мораль «бессилием в действии», Фридрих Ницше считал мораль уделом слабых. Современная этическая теория позволяет доказать противоположное: мораль - удел сильных разумом, волей и духом людей.

  • 2. Специфика морали

    Специфика - это особенное, единичное, уникальное в исследуемом объекте. Это то, что отличает изучаемое явление от родственных ему явлений. Рассмотрим два уровня специфики - объектную специфику морали (мораль изучается как целостный, абстрактный, идеальный объект). Второй уровень - субъектная специфика морали (мораль изучается как особые качества морального субъекта - носителя морали).

    Объектная специфика морали включает четыре признака:

    1. Историческая долговечность морали - мораль возникает раньше других видов социальной регуляции, за моральной регуляцией возможно будущее.

    2. Всеобъемлемость - ее универсальная включенность во все сферы жизни человека и общества. Объясняется это качество универсальностью противоречий, на разрешение которых, направлена мораль: социальное -индивидуальное, должное - сущее, добро - зло.

    3. Деятельностная необособленность морали - мораль является аспектом всех других видов деятельности: экономической, политической, правовой, религиозной и т. д., по причине все той же универсальности разрешаемых ею противоречий.

    4. Неинституциональность и всеинституциональность морали - у морали нет специфических социальных институтов, выполняющих ее функции. Однако неинституциональность мы можем признать как всеинституциональность, потому что от каждого института мы ожидаем выполнения моральных функций.

  • Субъектная специфика морали

    Признаки:

    1. Моральная сознательность - правильное осознание и правильное выполнение моральных требований. Осознание - зеркальное отражение реальности. Сознательность - ценностное оценочное отражение реальности, сознательность это качество поступка.

    2. Добровольность. В «Философии права» Г.В.Ф. Гегель пишет, что «воля сама по себе ни добра и ни зла», «воля… - это стремление сознания сообщить себе наличное бытие».

    Иными словами, воля - это активность сознания, направленная на его реализацию в деятельности. Воля бывает сильной и слабой, спокойной и напряженной, доброй и злой, здоровой и больной. Психическое заболевание воли есть «абулия» - патологическое безволие. Для того, чтобы воля стала злой достаточно одного условия - злая цель, злой умысел. Для достижения совершенного поступка по доброй воле необходимо, чтобы совпали три условия - благая цель, добрые средства, свобода воли, т. е. отсутствие всякого принуждения, как внешнего, так и внутреннего - самопринуждения.

    Качества, благодаря которым мы можем проявлять свободную волю, это:

    1. Моральная привычка - автоматизм следования долгу, не требующий длительных раздумий, длительного принятия решения, волевого усилия для совершения поступка.

    2. Морально-нравственная потребность, которая управляет добрыми поступками, совершаемыми не по долгу, не по обязанности, а в силу естественной необходимости, в силу того, что иначе человек поступать не может (он не просто привычно честен, он не может солгать).

    3. Бескорыстие - специфический моральный мотив (это объяснительный принцип деятельности, отвечающий на вопрос «ради чего?» человек поступает так, а не иначе, это - неявная, отдаленная во времени, но подлинная цель и ценность поступка).

    Три признака бескорыстия:

    1. Отсутствие мотива выгоды (незаинтересованность человека в выгоде). Выгода - это лишь разновидность пользы, достигаемая одним человеком за счет причинения ущерба пользе других. Это польза, основанная на обмане и лжи (выгадывать - хитрить, обманывать, обмишуривать, объегоривать). Стремление к выгоде может провоцироваться завистью. Зависть - это «религия душевных калек» (Ф. Искандер). Зависть - это «негодование ничтожества перед достоинством». Моральная культура межличностных, деловых отношений предполагает их осуществление на взаимо-полезной, взаимо-благоприятной основе.

    2. Отсутствие мотива благодарности, награды, за совершенное добро. «Высшая награда за добродетель - есть сама добродетель» (Сенека). Рассчитывать или ожидать благодарность за добро не следует, но необходимо воспитывать культуру благодарности в себе и других, т. к. культура благодарности - это культура «взаимности в добре». Ожидание благодарности за совершенное добро делает это добро небескорыстным.

    3. Приоритет общественного над личным. Мораль, как хранительница общности, как внутренняя консолидирующая сила, адаптирует индивида к различным социумам, «встраивает» часть в целое, учит часть жить по законам целого, обеспечивает нормальную жизнедеятельность целого, а, значит, и его частей. Этот приоритет объективен, ведь часть не может быть значимей целого. Значит неправомерно это отрицать «Я никому ничего не должен».

  • 3. Структура морали

    Характеризуя структуру морали, можно выделить два блока элементов: моральное сознание и моральную практику.

    В структуре моральной практики выделяют следующие элементы:

    1. Моральные отношения - специфический вид социальной связи, в которую вступают субъекты в процессе моральной деятельности.

    2. Моральная деятельность - специфический вид социальной деятельности, представляющий собой реализацию моральных требований и ценностей.

    3. Моральное поведение. Всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму.

    4. Поступок - единица моральной деятельности. Все действия делятся на действия - операции и действия - поступки. Каждый поступок - действие - операция, но не каждое действие - операция является поступком. Поступок высвечивает значимость действия - операции для самого человека и других людей. Отказ от действия также может быть поступком. Поступок совершается в ситуации морального выбора.

  • Моральное сознание - это специфический вид сознания, представляющий собой отражение моральных требований, ценностей, конкретных моральных ситуаций.

    Критерии структурирования:

    1. Субъект (носитель). Субъектная структура: общественное моральное сознание, классовое моральное сознание, этническое моральное сознание, национальное моральное сознание, индивидуальное моральное сознание.

    2. Уровень. Уровневая структура (уровень отражения действительности): обыденный уровень морального сознания, теоретический уровень морального сознания. Специфика обыденного уровня морального сознания: знания спонтанны, случайны. Знания на уровне явлений, которые не дают целостного понимания морали. Специфика теоретического уровня морального сознания: этика - это вторичная рефлексия морального сознания. Знание о сущностях, законах, которое носит систематизированный характер. Теоретический уровень морального сознания важен, так как он избавляет от нигилизма в обыденном сознании, от обыденного субъективизма и плюрализма.

    3. Элемент. Элементная структура (конституирующие функции сознания).

    Отражение. (Сознание - знание). Интеллектуальная сфера морального сознания. Знания: обыденные, теоретические, абстрактные, конкретные, созерцательные, практически - действенные, отстраненные (безразличные), переживаемые (имеющие личностный смысл, например, добродетель).

    Отношение. (Сознание - отношение). Чувственно - эмоциональная сфера. Диапазон моральных чувств и эмоций широк. От ситуативных (оскорбление) до великих гражданских скорби и радости. В. Соловьев размышлял об основаниях нравственности в работе «Оправдание добра». Выделил три истока или естественных начала нравственности: стыд, жалость и благоговение.

    Управление деятельностью. (Сознание - управление.). Волевая сфера.

    Управление складывается из трех подфункций:

    Планирование. Планирование проявляется в целеполагании, выборе средств, мотивации, прогнозе результатов. Своеобразие планирования в моральном сознании заключается в том, что благая цель требует благих средств. Мотив - оправдательный принцип деятельности, скрытая цель. Отвечает на вопрос «ради чего?». Интегральный мотив - бескорыстие.

    Прогноз результата - перспективная ответственность (хронос). Собственно регулирование ответственности.

    Контролирование - установление соответствия цели и результатов, моральная оценка деятельности.

    Моральная оценка - специфический вид оценки, представляющий собой способ выявления моральной значимости явлений.

    Объекты моральной оценки:

    1.Человек, его качества, помыслы, поступки.

    2. Социальная реальность (взаимоотношения субъектов).

    3. Явления природы через призму блага для человека и общества.

    4. Хронос: прошлое, настоящее и будущее.

    Субъект моральной оценки:

    Субъект моральной оценки - ее носитель и выразитель. Выразитель моральной оценки может быть как единичным субъектом, так и общностью. Если субъект и объект совпадают в одном носителе - это самооценка. Высшее проявление самооценки - совесть. В совести человек переходит от морали к нравственности.

    Критерии моральной оценки.

    1. Конкретно - исторический критерий: принятые в данном обществе, в данный период времени представления;

    2. Универсальный критерий - гуманизм.

    Виды моральной оценки поступков.

    Главный объект моральной оценки - поступок. Поступок - единица моральной деятельности. Поступок - действие, имеющее отношение к благу людей.

    Структура поступка

    Цель Средства Мотив Результат Характеристика поступка
    + + + + Морально - идеальные поступки. Свойства морально - идеальных поступков: непротиворечивость, целостность, результативность.
    + + + - Морально - оправданные поступки.
    + + - + Морально - допустимые поступки.
    ? ? ? + Легальные, морально - правильные поступки. «Сообразно с долгом», но не «ради него».
  • Система моральных требований

    Регуляция (управление) моральной деятельностью опирается на систему моральных требований. Моральное требование - эталон, разрешающий противоречия:

    Должное - сущее,

    Социальное - индивидуальное,

    Добро - зло.

    Признаки моральных требований.

    1. Единство содержательности и императивности.

    2. Единство должного и сущего. Всякое требование - эталон должного. Всякое должное укоренено в сущем, в реальности. И если такой укорененности нет, то отсутствует конструктивность должного.

    3. Единство образца и запрета. Моральные требования нередко формулируются в форме запрета. Природа морали предпочитает выражать требования в виде образцов.

    4. Бессубъектность моральных требований. Требование всеобще и универсально.

    Структура морального требования:

    Гипотеза - предполагаемый адресат морального требования.

    Диспозиция - форма выражения требования.

    Санкция - система мер, применяемых в случае несоблюдения требований

    Система моральных требований.

    Моральный идеал, моральные принципы жизнедеятельности - стратегия, определяющая будущее, вертикаль развития.

    Моральные нормы деятельности, элементарные правила поведения - тактика, конкретика, повседневность, горизонталь развития.

    Элементарные правила поведения. Этикет

    Существует два вида поведенческой культуры. Универсальная и этикетная. В основе универсальной поведенческой культуры лежит принцип равноценности человеческих достоинств. Формы проявления: вежливость (доброжелательность), искренняя симпатия, такт. Такт - неписанное соглашение не замечать оплошности другого. Такт - чувство меры во всем. В основе этикетной поведенческой культуры лежит принцип неравноценности. Этикетная культура иерархична: «Свой - Чужой». При дворе королей этикет также призван подчеркнуть иерархию.

    Моральные нормы деятельности.

    Классификация социальных норм:

    Нормы упорядочивающие.

    Нормы регламентирующие (процессуальные), определяющие порядок действий, например, регламенты, уставы.

    Иерархично-субординационные нормы. Нормы в сферах политики, права, религии, морали. Субординация - контроль взаимодействия.

    В чем заключается специфика моральных норм?

    Моральные нормы :

    Носят более обобщенный характер, чем правила поведения (этикетные нормы). Чем выше степень обобщенности норм, тем ниже их императивность.

    Моральные принципы и моральные блага:

    • носят еще более обобщенный характер, чем нормы. У них ниже императивность, выше степень свободы морального выбора. Если правила и нормы регулируют, то принципы и идеалы ориентируют. Принципы поддаются кодификации. Из них составляются кодексы, которые становятся основой идеологии. Моральные принципы меняются во времени, но они необходимы. Например, «моральный кодекс строителя коммунизма» или «кодекс корпоративной этики» в определенной организации.
  • Моральный идеал

    Моральный идеал - это высший эталон должного.

    Функции идеалов.

    1. Программные: программа развития.

    2. Воспитательные:

    • персонифицированные (реальное воплощение морального идеала);
    • полиперсонифицированные идеалы (собирательный образ идеала).
    3. Критические: с точки зрения идеала возможно критиковать несовершенство реалий.
    Ни одна функция не должна абсолютизироваться и гипертрофироваться.
  • Моральная деятельность и моральные отношения - специфика определения онтологического статуса.

    Всякий вид деятельности и отношений многоаспектен. Аспектами деятельности и отношений выступают:

    1. Пространство.

    3. Специфическая цель. (Критерий онтологического статуса).

    4. Специфические средства.

    5. Специфическая мотивация.

    6. Специфический результат.

    Моральная деятельность - специфический вид социальной активности, направленный на выполнение моральных требований.

    Моральное отношение - вид социальной связи, в которую вступают субъекты в процессе моральной деятельности.

    Моральная цель - следование моральным ценностям и требованиям.

    Моральная мотивация - бескорыстие.

    Моральная деятельность в чистом виде - это морализаторство, моральное воспитание, моральная рефлексия (работа над самим собой).

  • 4. Функции морали

    1. Регулятивная;

    2. Познавательная;

    3. Воспитательная;

    4. Оценочная;

    5. Ценностно-ориентационная (предпочтительное отношение к ценностям);

    6. Мировоззренческая и мироотношенческая (установки абстрактного и практического отношения к миру);

    7. Универсальной коммуникации человека с миром;

    8. Универсальная адаптация человека к миру;

    9. Человекотворческая;

    10. Спасения человека и человеческого рода от само- и взаимоуничтожения.

  • Функции морали: регулятивная, познавательная, воспитательная, оценочная, ценностно-ориентационная. Переход к нравственности осуществляется через функции: мировоззренческую и мироотношенческую, универсальной коммуникации человека с миром, универсальной адаптации человека к миру, человекотворческую, спасения человека и человеческого рода от само- и взаимоуничтожения. Таким образом, мораль формирует социумное мировоззрение и мироотношение; мораль есть хранительница общности. Нравственность формирует универсумную парадигму мировоззрения и мироотношения.

  • 5. Мораль и нравственность: проблема единства и различия

    Мы уже многократно употребляли понятия «мораль» и «нравственность». В чем заключается проблема единства и различия указанных феноменов?

    Мораль - слово латинское. Его вводит Цицерон как латинский аналог слову этика. Можно выделить несколько значений этого слова:

    1. как совокупность определенных норм, правил, регулирующих совместную деятельность людей. Мораль - это вид социальной регуляции.

    2. как некое наставление, поучение.

    3. как поучительный вывод (мораль такова: …)

    Нравственность - слово русское. Соотношение: нрав - нравственность (однокоренные слова: «норов», «нравиться»). В. Даль следующим образом дает толкование слова: «…половина или одно из двух основных свойств духа человека: Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем значении); ко нраву относятся, как к понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума… образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку. В животном не может быть такого разлада: там нрав и ум, воля и рассудок, слиты нераздельно в одно (инстинкт); и человек должен достигать такого же единства, но высшим путем: убежденьем, обузданьем страстей и умничанья, сознанием долга».

  • Впервые в истории этики мораль и нравственность разделил Г.В.Ф. Гегель. Но это разделение уже намечается в философии И. Канта, который выделял два вида поступков: «сообразно долгу» и «ради долга». Он полагал, что если человек действует в соответствии с императивом, то допустим лишь «долг ради долга». В этих размышлениях И. Канта можно увидеть истоки обоснования феномена «нравственности». Действие «сообразно с долгом» - есть мораль. Г.В.Ф. Гегель в «Философии права» утверждал, что первому этапу развития воли соответствует абстрактное право, второму - мораль, третьему - нравственность (оно включает в себя: семью, гражданское общество и государство). Нравственность, по Г.В.Ф. Гегелю, это «разум воли», «повиновение в свободе».

    Исследователи морали довольно единодушны в том, что ее специфика сложно улавливается. О.Г. Дробницкий, написав известную монографию «Понятие морали», отмечал, что так и не смог постичь ее своеобразие, ее онтологический статус. Современный уровень исследования морали. Исследования морали представлены в работах отечественных мыслителей: С.Ф. Анисимова, О.Г. Дробницкого, А.А. Гусейнова, А.И. Титаренко, Ю.М. Смоленцева. Они сводятся к нескольким принципиальным положениям: мораль рассматривается как продукт и результат межчеловеческого, межсубъектного взаимодействия. Мораль автономна, имманентно присуща человеческой деятельности.

    Мораль характеризует социумную парадигму мировоззрения и мироотношения; мораль есть оправдание необходимого.

    Нравственность - универсумная парадигма мировоззрения и мироотношения. Н.Федоров полагал: «Нравственность - это не барство, не рабство, а родство». Г. Гейне утверждал, что «нравственность — это разум сердца».

    Мораль - вид социальной регуляции.

    Нравственность - духовно-практический способ освоения мира человеком; способ духовного самоопределения человека.

    Мораль является хранительницей общности и общественных отношений; нравственность - находится на страже личности. Человек может быть моральным, но безнравственным.

    Каковы специфические признаки нравственности?

    1. Нравственность способствует универсализации человеческого бытия, напоминая человеку о том, что он не только часть социума, но и часть универсума, через систему вечных и высших ценностей.

    2. Нравственность способствует гармонизации человеческого бытия. Гармония - это целостность, полнота и подлинность бытия. Мораль - антихаосная сила, нравственность - гармонизирующая сила.

    3. Нравственность способствует гуманизации человеческого бытия. Человек понимается как высшая ценность.

    4. Нравственность способствует деонтизации (от греч. «деон» - долг) человеческого бытия. «Долженствующая единственность в универсуме» - так М. Бахтин говорил о человеке.

  • В. Соловьев размышлял об основаниях нравственности в работе «Оправдание добра». Русский мыслитель выделил три истока или «естественных начала» нравственности: стыд, жалость и благоговение. Каждая из установленных нравственных основ - стыд, жалость и религиозное чувство - может рассматриваться с трех сторон: как добродетель, как правило действия и как условие блага. Основные чувства стыда, жалости и благоговения определяют нравственные отношения человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его. Все другие феномены нравственной жизни, все так называемые добродетели могут быть показаны как видоизменения этих трех основ или как результат взаимодействия между ними. Мужество, например, есть проявление принципа возвышения и господства над инстинктами. Таким образом, «возвышение», способность человека к преодолению наличного бытия органически проявляется именно через нравственность. В.Ш. Сабиров полагает, что этика есть «метафизика нравственности». Это учение о субстанциональной основе человечности. Поэтому нравственность есть приобщение человека и к высшему разуму (чело-) и вечности.

    Инварианты ДНК Универсальная ДНК


    БОГ

    Теоцентричная ДНК

    1. Истина


    Человек

    Антропоцентричная ДНК

    2. Добро 3. Красота 4. София (гармония истины, добра и красоты). 5. Вера 6. Надежда 7. Любовь
    2. Что отличает мораль от других видов социальной регуляции?

    3. Перечислите признаки объектной специфики морали.

    4. Перечислите признаки субъектной специфики морали.

    5. Какое условие необходимо, чтобы воля человека стала злой (по Г.В.Ф. Гегелю)? Какие условия необходимы для доброй воли?

    6. Почему бескорыстие определяется в качестве морально-нравственного мотива?

    7. Что такое «моральная оценка»? Каковы ее критерии?

    8. Перечислите виды моральных оценок поступков.

    9. Каковы определение и признаки моральных требований?

    10. Каковы функции морали и нравственности? Объясните переход (характеризуя функции) от моральной регуляции к нравственному способу освоения действительности.

    13. Кто из мыслителей первым разделил «мораль» и «нравственность»?

    14. Каковы специфические признаки нравственности?

    15. Сравните религиозную и универсальную нравственную культуру. В чем заключается различие?

  • Литература

    1. Гусейнов А.А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали в современном обществе) / - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ethicscenter.ru/biblio/guseynov.html/ - Дата доступа: 06.06.2013 г.
    2. Гусейнов, А.А. Этика: Учеб. для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М. : Гардарики, 2002. - 472 с.
    3. Дробницкий, О.Г. Моральная философия: Избранные труды / О.Г. Дробницкий; Сост. Р.Г. Апресян. - М. : Гардарики, 2002. - 523 с.
    4. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм; пер. А.Б. Гофман. - М. : Канон, 1996. - 432 с.
    5. Золотухина-Аболина, Е В. Современная этика: учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 413 с.
    6. Сабиров, В.Ш. Этика и нравственная жизнь человека: монография / В.Ш. Сабиров, О.С. Соина. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2010. - 486с.
    7. Этика: Учеб. для студентов филос. фак. вузов / А.А. Гусейнов, Е.Л. Дубко, С.Ф. Анисимов и др. ; Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. - М. : Гардарики, 2000. - 493 с.
    8. Этика: энцикл. слов. / [С.С. Аверинцев, И.Ю. Алексеева, Р.Г. Апресян и др.] ; под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова; Ин-т философии Рос. акад. наук. - М. : Гардарики, 2001. - 669 с.

  • Моралью
    (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

    Мораль изучает специальная философская наука — эт́ика

    Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. В случае если добро — созидательно, то зло — ϶ᴛᴏ все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

    Все нормы, идеалы, предписания морали ставят ϲʙᴏей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как ϲʙᴏю личную задачу, можно говорить, что он осознает ϲʙᴏй долг - обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание ϲʙᴏего долга.

    Человек ϲʙᴏбоден в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Кстати, эта ϲʙᴏбода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом) Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо) За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (ϲʙᴏей совестью)

    Суммируя данные особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

    • оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла
    • (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
    • регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;
    • контролирующую - контроль над выполнением норм на базе общественного осуждения и/или совести самого человека;
    • интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
    • воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

    Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие эт́ики от других наук. В случае если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то эт́ика — тем, что должно быть. Важно знать, что большинство научных рассуждений описывает факты (например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а эт́ика предписывает нормы или оценивает поступки (например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — ϶ᴛᴏ зло»)

    Специфика моральных норм

    Моральные нормы отличны от обычаев и правовых норм.

    Обычаи - ϶ᴛᴏ исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

    • следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и ϲʙᴏбодный выбор человека;
    • обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;
    • исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль базируется на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

    Право - ϶ᴛᴏ система юридических норм, имеющих общеобязательный характер. Нормы права отличаются от моральных норм рядом характеристик:

    • право санкционируется государством, а мораль основана на личном убеждении и общественном мнении;
    • правовые нормы имеют обязательный характер, тогда как моральные нормы необязательны (хотя и желательны) для исполнения;
    • правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции и т.д., а моральные нормы могут быть неписаными и устно передаваться из поколения в поколение;
    • за невыполнение правовых норм следует административная или уголовная ответственность (например, штраф или ограничение ϲʙᴏбоды), а моральные санкции выражаются в общественном неодобрении и муках совести.

    Некᴏᴛᴏᴩые моральные нормы могут по форме совпадать с правовыми. Напри мер, норма «не укради». Можно задать вопрос: «Почему человек отказывается от кражи?» В случае если из-за страха перед судом, то мотив не морален, если из убеждения, что кража — ϶ᴛᴏ плохо, то поступок основан на моральных основаниях. В некᴏᴛᴏᴩых ситуациях право и мораль конфликтуют и то, что человек считает ϲʙᴏим моральным долгом, будет нарушением закона (например, некто крадет лекарство, ɥᴛᴏбы спасти жизнь близкого человека)

    На ранних ϲʙᴏих этапах моральное нормотворчество было тесно связано с религией, кᴏᴛᴏᴩая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует как грех. Все религии предлагают набор моральных заповедей, обязательных для исполнения всеми верующими.

    По поводу моральных норм в разных религиях нет разногласий: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние считаются предосудительными во всех трех мировых религиях.

    Роль морали в жизни человека и общества

    Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

    В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что можно сказать, что сам способ человеческою существования крайне важно порождает потребность людей друг в друге .

    Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

    Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, кᴏᴛᴏᴩая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

    В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не будет сферой организованной деятельности . Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, кᴏᴛᴏᴩые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле ϶ᴛᴏго слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. В случае если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некᴏᴛᴏᴩого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью ϶ᴛᴏ невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

    Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Материал опубликован на http://сайт

    Важно знать, что большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что ϶ᴛᴏго требует твой долг), т. е. имеет форму императива — прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить ϶ᴛᴏт феномен можно только одним образом: исключительно в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает ϲʙᴏй полный смысл и отвечает некой общественной потребности .

    Функции морали

    Изучим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:

    • регулятивную;
    • оценочную;
    • воспитательную.

    Регулятивная функция

    Важно заметить, что одной из главных функций морали будет регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. В ходе ϲʙᴏего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. При этом моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. В первую очередь, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через уϲʙᴏение индивидами ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

    Оценочная функция

    Другая функция морали - оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с позиции их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно ϶ᴛᴏму она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.) При ϶ᴛᴏм конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем ϲʙᴏе отношение к миру, ϲʙᴏю позицию.

    Воспитательная функция

    В жизни общества мораль реализует важнейшую задачу формирования личности, будет действенным средством воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В ϶ᴛᴏм состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их кᴏᴛᴏᴩых имеет самоценное значение. Стоит заметить, что она ориентирует на такие действия, кᴏᴛᴏᴩые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, ɥᴛᴏбы от ϶ᴛᴏго не было плохо другим людям.

    Пользовательское соглашение:
    Интеллектуальные права на материал - Обществознание принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "Мораль и моральные нормы") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
    Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта сайт настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Обществознание в любом онлайн-магазине.

    Тег-блок: Обществознание, 2015. Мораль и моральные нормы.

    (С) Юридический репозиторий сайт 2011-2016

    Мораль происходит от латинского слова «moralis», что означает - нравственный устойСвободный словарь терминов, понятие и определений - Электронные данные http://termin.bposd.ru/publ/12-1-0-9417 . В основе морали лежит латинский корень «mores», который означает нравы.

    Мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека в обществе, а так же мораль - особая форма общественного сознания человека в обществе

    Мораль содержит в себе способы регулирования поведения людей в обществе. Мораль строится из принципов и норм, которые определяют структуру взаимоотношений между людьми на основе понятий добра и зла. Соблюдение норм морали обеспечивается силой духовного воздействия, а так же совестью человека его внутренним убеждением и общественным мнением.

    Мораль имеет свою особенность, которая заключается в том, что мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни.

    Всякий поступок или поведение человека может иметь разнообразное значение и характеристику, но его нравственную сторону всегда оценивают едино. И в этом заключается особенность норм морали.

    Моральные нормы воспроизводятся на основе традиций и обычаях. Нормы морали контролируются обществом.

    Мораль - это осмысление противоположности добра и зла А.А. Гусейнов, Е.В. Дубко, Этика - М.: Гардарики, 2010. - С. 102. Добро -это важнейшая лично-общественная ценность. Добро проявляется в соотношении единства межличностных связей по достижению нравственного совершенства.

    Если добро - созидательно, то зло - это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека В.Н. Лавриненко Психология и этика делового общения - СПб.: Красный октябрь, 2010. - С. 98. И в этом заключается основа морали и ее сущность.

    Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом Ю.В. Сорокина, Государство и право: философские проблемы - М.: ГарантЪ, 2009 - С. 45.

    Мораль определяет нравственность, а нравственность является регулятором правовых норм государства и самого права в целом. Другими словами нравственность регулирует экономику государства, на основе права.

    Моральная норма происходит от латинского слова «norma», что означает руководящее начало, правило, образец.

    Моральная норма определяет моральное сознание человека. Морального сознания - это элементарная форма морального требования или определенный образец поведения людей в обществе. Моральное сознание определяет и характеризует устоявшиеся правила человеческих взаимоотношений и сосуществования в современном мире.

    На ранних своих этапах моральное нормотворчество было тесно связано с религией, которая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует как грех. Все религии предлагают набор моральных заповедей, обязательных для исполнения всеми верующими.

    Нормы морали - правила поведения людей, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинства и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

    Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми.

    Моральные нормы носят обязательный характер, определяют поведение людей в некоторых типичных ситуациях, которые повторяются. Мы пользуемся моральными нормами легко, не размышляя, и только тогда, когда моральная нома нарушается - обращаем внимание Ю.В. Сорокина, Государство и право: философские проблемы - М.: ГарантЪ, 2009 - С. 98.

    Моральные нормы формируются из обычаев с одной стороны, а другой стороны моральные нормы формируются из норм и правил поведения человека в обществе. Обычай - это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации Свободный словарь терминов, понятие и определений - Электронные данные http://termin.bposd.ru/publ/12-1-0-9417. Обычай просто определяет моральную норму, ее суть. Мораль представляет собой такой вид общественных правил, которые регулируют преимущественно действия-поступки индивидов в малой общественной группе. Моральные нормы возникают в каждом обществе стихийно и зависят от различных обстоятельств. Это особенностей трудовой деятельности, кочевого или оседлого образа жизни, верований, форм организации досуга и т.п. Моральные установки существуют не только в качестве представлений о полезном и целесообразном поведении, в результате которого можно достигнуть конкретных результатов.

    Моральные нормы - это требование должного, безусловного, или, говоря иначе, императивы, лежащие в основании любой деятельности, достижения любых целей.

    Мораль представляет собой совокупность исторически определенных норм и взглядов, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, государству, определенному классу, социальной группе, поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения.

    Право - это система обязательных правил поведения или норм, формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

    Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытно-общинного строя не знали права, и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями, а так же морально-нравственными устоями. Право появилось гораздо позднее морали, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство. Мораль как элемент управления социальными явлениями в обществе давала основу праву.

    Мораль и право являются регуляторами общественных отношений на основе правовых и моральных норм.