Миланский собор (итал. Duomo di Milano)

Милан чем-то отдаленно напоминает Москву: тот же радиально-кольцевой принцип градоустройства, согласно которому от центра в разные стороны расходятся дороги, попутно пересекая кольца бывших крепостных стен. В центре города – Самая Главная Площадь с Самым Главным Зданием. В Милане это Собор Дуомо, находящийся на одноименной площади. Кстати, в этом городе есть и свой «Кремль» – замок Сфорца, по образу и подобию которого и был построен московский. В одном из музеев замка хранится и часть сокровищ Дуомо.

Среди всех достопримечательностей города собор занимает особое место. Дело здесь не только в его популярности у туристов (ежегодно только на его террасы поднимается до 700 000 человек).

Собор Дуомо в Милане – это уникальное здание, аналогов которому не существует. Во-первых, это единственный католический храм, построенный из белого мрамора. Во-вторых – единственный итальянский собор, изначально возводимый в стиле пламенеющей готики. В-третьих, это пятый по величине храм в мире, способный вместить до 40 000 человек.

Собор Дуомо в Милане: средние века и Возрождение

В центре Милана всегда была площадь, и всегда на этой площади стоял храм. Кельты, основавшие поселение у отрогов Альп в VII в. до н.э., устроили здесь святилище. Римляне, давшие этому поселению свое название – Медиоланум – возвели храм Минервы.

В IV в. на развалинах этого храма возникла церковь Святой Теклы (Феклы). Спустя 2 века церковь была разрушена лангобардами, и вновь отстроена уже в VII в. в качестве базилики Богородицы – Санта-Мария Маджоре.

В XIV в. почти вся Италия была истощена непрекращающимися войнами и эпидемиями. Но для того, чтобы показать внешним и внутренним врагам, что Милан – это по-прежнему один из сильнейших и богатейших городов Европы, герцог Джангалеаццо Висконти (1351-1402) повелел построить на главной площади собор невиданной красоты, размеров и … стоимости.

Так как в те времена светские правители не были полномочны отдавать такие распоряжения в отношении земли, принадлежавшей католической церкви, приказ был подписан епископом Антонио Салуццо.

В центре Милана всегда была площадь, на которой всегда стоял храм

Церковь Санта-Мария Маджоре была снесена, и 23 мая 1386 г. на главной площади города началось строительство собора, посвященного Рождеству Богородицы.

Но невиданное дело: к участию в создании проекта были привлечены не признанные итальянские архитекторы, а немецкие и французские мастера. Такого в истории еще не случалось. Ведь итальянцы всегда довольно скептически относились к «варварской» готике, при том, что первые ее образцы появились на благодаря норманнам еще в XI в. Впрочем, уже в 1387 г. главным инженером был назначен итальянец Симоне да Орсениго.

Первоначально планировалось, что храм будет возведен из кирпича особого обжига; остатки кирпичной кладки, относящейся примерно к концу XIV в., сохранились и по сей день. Но вскоре герцог распорядился использовать для строительства кантолийский мрамор из собственного карьера неподалеку от Лаго-Маджоре.

Для облегчения доставки мрамора от карьера до стройплощадки в Милане были прорыты глубокие каналы. За материал герцог не взял у Святого Престола ни гроша, но вскоре строительство все равно было остановлено из-за отсутствия у церкви необходимых средств.

Духовные власти, несмотря на все свое влияние, так и не нашли возможность продолжить возведение храма. Собор Дуомо в Милане пришлось передать светским правителям, которые довольно быстро смогли собрать с богатых граждан соответствующую дань. Строительство было возобновлено.

В 1417 г. состоялось первое освящение собора, точнее, его главного алтаря. Примерно теми же годами датируются и самые старые витражи, созданные в Тироли.

Собор Дуомо украшают 45 огромных витражных панно

Почти столетие проектом собора занимались попеременно то немцы, то итальянцы, пока в 1470 г. главным архитектором не был назначен Джанифорте Солари, тяготевший к ренессансным формам. Параллельно он вел и работы по возведению церкви Санта Мария делле Грацие. В 1492 г. строительством этой церкви занялся Донато Браманте, пригласивший для ее росписи Леонардо.

Именно Браманте и Леонардо, которого интересовало все и всегда, а не только , над которой он тогда работал, предложили Солари модернизировать проект.

Так Собор Дуомо в Милане обзавелся необычным восьмиугольным куполом. В 1572 г. основное строительство завершилось, после чего собор был торжественно освящен кардиналом Святым Карло Борромео (1538-1584), похороненным, кстати, в одной из крипт собора.

Собор Дуомо в Милане: от Нового времени до наших дней

Современный вид Собор Дуомо в Милане приобрел гораздо позже: в XVIII-XIX вв. В 1769 г. его украсил шпиль высотой 104 м с позолоченной статуей Богородицы высотой 4,16 м и весом почти в тонну. Горожане сразу прозвали ее на свой манер – Мадоннина («Мадонночка»), а испанские Габсбурги, правившие в те годы Миланом, тут же поспешили издать указ, согласно которому ни одно здание в городе не должно было быть выше шпиля собора.

Вскоре Собор Дуомо в Милане обзавелся и еще одной диковинкой. Металлическая лента вдоль входа – это не что иное, как астрономические часы конца XVIII в. Кстати, колонны храма – это тоже своего рода «календарь»: всего их 52, по числу недель в году.

В 1769 г. Собор был украшен стометровым шпилем с позолоченной статуей Богородицы

Причудливо-ажурный фасад собора, который сразу привлекает к себе внимание, стоит лишь увидеть площадь Дуомо в Милане , появился благодаря Наполеону.

Наполеон, пожелавший к тому времени стать королем Италии, решил, что торжественная церемония коронации состоится именно в этом соборе. Что и произошло в 1805 г. Однако знаменитый «каменный лес» в неоготическом стиле (135 шпилей), был окончен только к 1813 г. Руководил строительством нового фасада архитектор Карло Амати.

На внешних стенах и шпилях Дуомо находится 2300 статуй

Работы по украшению собора продолжались вплоть до 60-х гг. прошлого века. В создании витражей и скульптур на протяжении XV-XX вв. принимали участие едва ли не все известные итальянские мастера. В настоящее время на его внешних стенах и шпилях находится 2300 статуй, во внутренних помещениях – еще 1100.

Дуомо в солнечные дни, которые в этом городе отнюдь не редкость, – это еще и настоящий «калейдоскоп»: его стены и архитектурные элементы украшают 45 огромных витражных панно.

Часы работы и билеты

Знаменитый немецкий поэт-романтик Гейне считал, что осматривать площадь Дуомо в Милане и собор лучше всего ясной лунной ночью. Именно в такую ночь белое мраморное здание выглядит по-настоящему прекрасным.

Проверить, так это или нет, в наше время невозможно: собор Дуомо в Милане, подобно тысячам других достопримечательностей по всему миру, в темное время суток подсвечивается со всех сторон. Зрелище, впрочем, потрясающее. Однако ночью собор закрыт, да и гулять по городу в это время в одиночку лучше не стоит.

Каждую зиму в соборе выставляются квадрони Св.Карло Борромео

Не работает собор и во время Рождества, 1 января и 1 мая. В остальные дни доступ в Дуомо возможен с 8:00 до 19:00. Стоимость билета для взрослых – 3 Евро, для детей от 6 до 12 лет – 2 Евро и до 6 лет – бесплатно.

По билету в Дуомо также можно посмотреть Музей Дуомо и церковь Сан Готтардо.

Существует разновидность билетов, включающих дополнительно и Археологическую зону Дуомо, но они стоят дороже – 7 Евро. Для посетителей до 26 лет предусмотрена скидка на эти билеты – они обойдутся в 3 Евро.

Билеты на террасу Миланского собора

Еще один популярный аттракцион в Соборе – попасть на его террасы. Стоимость прогулки по «каменному лесу» зависит от того, решите ли вы подниматься на крышу по винтовой мраморной лестнице (€9) или на лифте (€13). Для детей от 6 до 12 лет предусмотрена скидка – для них билеты обойдутся в 4,5 и 7 Евро, соответственно.

Террасы открыты ежедневно с 9:00 до 19:00, однако кассы работают до 18:00, а последних посетителей пропускают в 18:10.

Duomo Pass

Совместить посещение Собора и Террасы можно с помощью Duomo Pass. Он объединяет возможности расширенного билета в Дуомо (с возможностью доступа в Археологическую зону), а также посещение Террасы с подъемом на лифте.

Главное удобство Duomo Pass – возможность избежать очередей на месте, которые периодически могут быть достаточно длинными. Кроме того, Duomo Pass выпускается без привязки к дате и конкретному времени посещения. То есть, Вы можете использовать его в любой удобный для себя день до конца года.

Узнать больше о Duomo Pass и приобрести его онлайн можно на этой странице .

Как добраться до Дуомо и примечательные события

Самый простой способ доехать до миланского Собора - воспользоваться метро («желтая» линия 3) от (ж/д вокзала). Собор находится в самом центре города, а станция, которая Вам нужна, так и называется – Duomo.

Если Вы в Милане всего на несколько дней, то может оказаться удобней найти отель в непосредственной близости от Дуомо. Самую большую подборку таких отелей можно

Самым знаменитым памятником Итальянского Милана стал впоследствие этот Собор, полное название которого «Санта-Мария Нашенте». Это великолепное сооружение готической архитектуры называют даже символом Милана, ведь и расположен он прямо в центре города. Увидеть Миланский Собор собственными глазами – это не то, что увидеть на фотографии, хотя и они передают его изящество и красоту.

Первые камни в строительство этого готического храма заложил Джан Галеаццо Висконти в 1386 году, а проект фасада утвердил в 1805 году Наполеон. Собор является единственным в Европе построенным из белого мрамора.
На месте строительства Дуомо (так называют собор в Милане), в ранние времена стояло святилище кельтов, во времена Римской империи – храм Минервы, позже церковь Санта-Текла (IV-VI века), с VII века – церковь Санта-Мария-Маджоре (её снесли, чтобы расчистить место под новый собор).
Специалистов для постройки храма в готическом стиле пригласили из Германии и Франции, хотя сначала проектом занимался итальянский архитектор Симоне де’Орсениго. В 1470 году на пост главного архитектора пригласили Джунифорте Солари. Он пригласил себе на помощь Браманте и Леонардо да Винчи, и они предложили совместить готический стиль с ренессансом, в результате чего появился восьмиугольный купол.

В 1417 году недостроенный собор освятил папа Мартин V. Открытие храма состоялось в 1572 году, его торжественно освятил святой Карл Борромео.
В 1769 году был сооружен 104-метровый шпиль с позолоченной статуей Мадонны на конце. После этого в Милане приняли закон, что ни одно здание не должно заслонять покровительницу города. В XIX веке был построен «каменный лес» из 135 мраморных шпилей направленных в небо.
За время строительства Собора сменилось много поколений людей, участвовавших в его воздвижении. И ведь они прекрасно понимали, что окончание строительства им увидеть не суждено.
Не только итальянские мастера принимали участие в строительстве этого великолепия, но и французские и немецкие архитекторы. Да и сейчас там постоянно можно увидеть леса и прочие сооружения – ведь Собор приходится постоянно подновлять.

Сооружение это просто грандиозное, по всему верху украшенное многочисленными шпилями и башенками, резными украшениями, отчего выглядит, словно невесомое кружево. Фасад Собора впечатляющий, нежного бело-молочного цвета с легким розоватым оттенком.
В высоту здание собора достигает 157 метров. Это второй в мире готический Собор по вместимости, после Севильского Собора, который был перестроен из мечети. Внутренняя площадь Миланского Собора – 11700 квадратных метров.

Посвящен Миланский Дуомо – Святой Мадонне. Её позолоченная статуя установлена на самом высоком шпиле, на высоте 108,5 метров.

Милан значительно пострадал во время немецких бомбардировок Второй Мировой Войны. Разрушено было более 60 процентов городских построек. Среди уцелевших и нетронутых зданий был и Собор «Санта-Мария Нашенте».

Церкви готической эпохи традиционно украшаются многочисленными скульптурами, ведь бесконечные детальки считаются главными украшениями готических сооружений.

Так вот Миланский Собор насчитывает 2245 различных и весьма примечательных скульптур. Это и статуи святых, и изображение сцен из библейских сюжетов, и диковинные фантасмагоричные животные. На украшающих здание деталях изображено много лиц средневековья. Логично можно предположить, что большинство из них – это спонсоры строительства и их семейства.

Некоторые женские фигуры, находящиеся на центральном балконе фасада весьма похожи на нью-йоркскую статую Свободы, и вполне резонно считаются её прообразами.

Ещё одна потрясающая особенность Миланского Собора это то, что на его крышу, оборудованную как террасу, можно подняться на лифте или по лестнице. Вокруг возвышаются все 135 шпилей – настоящий каменный лес.
Крышу можно обойти по всему периметру и в мельчайших подробностях в разных ракурсах рассмотреть статуи ангелов, химер, библейских персонажей. Настолько изящно выполнена каждая скульптура, выражения лиц, мимика, и детали одежды, что хочется просто стоять и любоваться этим настоящим искусством.

Десятки реликвий собраны в Миланском Соборе. Среди них деревянное распятие, специально выполненное к процессии 1576 года, во время нашествия чумы. Впечатляет и надгробный памятник-мавзолей Джана Джакомо Медичи, выполненный скульптором Леони Леони. Это самая знаменитая гробница в этом Соборе, которую заказал Папа Римский Пий IY, брат Джакомо. На усыпальнице между двумя аллегорическими фигурами Мира и Войны, изображен сам Джакомо Медичи, живший с 1495 по 1555 гг.

В Миланском Соборе хранится реликвия – один из гвоздей, которыми был прибит к кресту Христос. Три гвоздя всего было. Один из них, брошенный в море, усмирил бурю. Второй гвоздь находится в Соборе в Монце. Третий гвоздь был переделан в лошадиные удила для императора. Позже император Феодосий подарил Святой гвоздь, переделанный в удила епископу Медиоланскому Амвросию. Сейчас эта реликвия находится над главным алтарем в самом центре Собора, помещенная в драгоценную дарохранительницу, состоящую из купола с фигурой торжествующего Христа над восьмью бронзовыми позолоченными колоннами.

Величественный собор, возвышающийся на главной площади – один из самых посещаемых туристических объектов Милана, давно ставший своеобразной визитной карточкой города. Строительство этого грандиозного архитектурного сооружения было начато в 1386 году и продолжалось почти шесть веков, а некоторые детали были закончены лишь к 1965 году.

Как и многие храмы, Миланский собор, или, как его еще называют, собор Дуомо, заложили на месте старинной разрушенной церкви. Изначально здесь было кельтское святилище, затем храм Минервы, церковь Санта-Текла и церковь Санта Мария Маджоре.

История Миланского собора

Создателем проекта был итальянец Симоне де Орсениго, строить же первый в Европе собор в готическом стиле пригласили знатоков готики из Германии и Франции.

Главные архитекторы собора бесконечно сменяли друг друга, пока в 1470 году этот пост не занял Джунифорте Солари, пригласивший в качестве консультантов Леонардо и Браманте. Частая смена архитекторов привела к смешению стилей – готику частично разбавил ренессанс.

Строительство Миланского Собора было начато в 1386 году

Изначально планировалось трехнефное здание с двумя часовнями из обожженного кирпича, но вскоре планы переменились, благодаря чему сегодня сердце Милана украшает огромный собор с множеством колонн и шпилей, выполненный из белого кантолийского мрамора. Для транспортировки тяжелых мраморных плит были обустроены специальные каналы, ведущие от карьера к центру Милана.

Из-за отсутствия средств строительство несколько раз прекращалось, затем возобновлялось снова. Главный алтарь тогда еще недостроенного храма был освящен в 1417 году, однако для прихожан его открыли лишь в 1572 году.

Высота шпиля со статуей Девы Марии - 105 метров

Модернизация собора продолжалась вплоть до XX века: в начале XIV века был окончательно оформлен купол, к середине века установили орган, в 1769-м – первый шпиль, украшенный позолоченной статуей Богородицы, в 1813-м году соорудили ажурный фасад.

Более детально об истории строительства Собора BlogoItaliano писал в статье .

Миланский собор занимает пятое по величине место в мире и четвертое – в Европе. По вместимости Дуомо уступает лишь и Севильскому собору в Испании, если из него вынести все скамьи, внутри смогут разместиться 40 тысяч человек.

С большой высоты здание собора выглядит как католический крест с вертикалью длиной 158 метров и горизонтальной линией длиной 92 метра.

Собор украшают 135 шпилей, устремленных в небо, самый высокий – шпиль со статуей Девы Марии, его высота составляет 105 метров.

Во внутренних помещениях, на фасадах и шпилях Миланского собора насчитывается 3400 статуй – это и изображения святых, мучеников и пророков, и известные исторические деятели, и готические персонажи – химеры и горгульи. Одну из стен украшает скульптура, ставшая прототипом американской статуи Свободы.

Главная святыня Собора – гвоздь, которым был распят Христос

Главная святыня собора – гвоздь, которым был распят Христос. Ежегодно в День Воздвиженья Креста Господня (14 сентября) архиепископ миланский вынимает гвоздь с его места под куполом, чтобы продемонстрировать реликвию прихожанам.

Внутри собора сохранились фрески XV века, картины итальянских мастеров XVI-XVII веков, посвященные религиозной тематике, фрагменты древних строений, существовавших на этом месте до Дуомо.

В соборе имеются солнечные часы, установленные в конце XVIII века. Они представляют собой металлическую полосу, протянувшуюся по полу собора от входа через все помещение. Эти часы не просто указывают наступление полудня, благодаря погрешностям в их показаниях в XX веке было обнаружено, что фундамент здания со временем стал проседать.

Фасады Собора украшены изображениями святых, мучеников и пророков

На крыше есть смотровые площадки, посетители которых имеют возможность не только полюбоваться красивейшими видами Милана, но и вблизи оценить изящество шпилей и украшающих их скульптур.

В мае 1805 года в Миланском соборе проходила коронация Наполеона Бонапарта, вступавшего на престол Италии. В ознаменование этого события один из шпилей украсила статуя императора.

Сегодня собор является центром не только религиозной, но и культурной жизни модной столицы – здесь нередко организуются концерты как духовной, так и обычной светской музыки.

Билеты и время работы

Кафедральный собор открыт для посетителей ежедневно, кроме 1 января, 1 мая и Дня Рождества с 8 утра до 7 вечера, последних туристов впускают не позднее, чем за 50 минут до закрытия.

С 2015-го года посещение Собора стало платным. Самый бюджетный билет стоит 3 Евро и по нему можно также посмотреть церковь Сан Готтардо и Музей Собора. Для детей от 6 до 12 лет посещение обходится дешевле – 2 Евро, а для малышей младше 6-ти лет – бесплатно.

Помимо обычных билетов, есть также возможность посещения, включающая дополнительно Археологическую зону Дуомо, но билеты для такой опции стоят дороже – 7 Евро.

Кафедральный Собор украшают 135 шпилей, устремленных в небо

Многие путешественники, приезжающие в Милан, хотят обязательно подняться и на знаменитую террасу Собора, чтобы посмотреть на центр города с высоты птичьего полета. За это предусмотрена отдельная плата, а стоимость билетов зависит от того, каким путем вы захотите подняться наверх – по ступеням или на лифте.

Цены для взрослых – 9 (по ступенькам) и 13 Евро (на лифте). Для детей от 6 до 12 лет – 4,5 и 7 Евро, соответственно. Малышам до 6-ти лет – бесплатно.

Наконец, те, кто не готов терять время сразу в нескольких очередях и хочет посмотреть сразу все, могут приобрести Duomo Pass. Он позволяет посмотреть Собор, Сан Готтардо, Музей Дуомо и террасу с опцией подъема на лифте. Уточнить детали и актуальную стоимость Duomo Pass

Кафедральный собор в Милане (Duomo di Milano) May 20th, 2013

Началось все вот с этой фотографии. Специалисты по Европе может быть в курсе, а я пытался представить, что это за сооружение такое. Обычно так рисуют фантастическую архитектуру другой цивилизации. Однако, все оказалось намного ближе:-)

Древнее капище кельтов было разрушено на этом месте. Та же участь постигла и храм Минервы, стоявший здесь во времена Римской империи. Какое-то время здесь стояли две церкви (Санта-Мария Маджоре и Санта-Текла), которые сменила грандиозная постройка в готическом стиле.

Самым знаменитым памятником Итальянского Милана стал впоследствие этот Собор, полное название которого «Санта-Мария Нашенте» . Это великолепное сооружение готической архитектуры называют даже символом Милана, ведь и расположен он прямо в центре города. Увидеть Миланский Собор собственными глазами – это не то, что увидеть на фотографии, хотя и они передают его изящество и красоту.

Первые камни в строительство этого готического храма заложил Джан Галеаццо Висконти в 1386 году, а проект фасада утвердил в 1805 году Наполеон. Собор является единственным в Европе построенным из белого мрамора.

На месте строительства Дуомо (так называют собор в Милане), в ранние времена стояло святилище кельтов, во времена Римской империи – храм Минервы, позже церковь Санта-Текла (IV-VI века), с VII века – церковь Санта-Мария-Маджоре (её снесли, чтобы расчистить место под новый собор).

Специалистов для постройки храма в готическом стиле пригласили из Германии и Франции, хотя сначала проектом занимался итальянский архитектор Симоне де’Орсениго. В 1470 году на пост главного архитектора пригласили Джунифорте Солари. Он пригласил себе на помощь Браманте и Леонардо да Винчи, и они предложили совместить готический стиль с ренессансом, в результате чего появился восьмиугольный купол.


В 1417 году недостроенный собор освятил папа Мартин V. Открытие храма состоялось в 1572 году, его торжественно освятил святой Карл Борромео.

В 1769 году был сооружен 104-метровый шпиль с позолоченной статуей Мадонны на конце. После этого в Милане приняли закон, что ни одно здание не должно заслонять покровительницу города. В XIX веке был построен «каменный лес» из 135 мраморных шпилей направленных в небо.

За время строительства Собора сменилось много поколений людей, участвовавших в его воздвижении. И ведь они прекрасно понимали, что окончание строительства им увидеть не суждено.

Не только итальянские мастера принимали участие в строительстве этого великолепия, но и французские и немецкие архитекторы. Да и сейчас там постоянно можно увидеть леса и прочие сооружения – ведь Собор приходится постоянно подновлять.

Сооружение это просто грандиозное, по всему верху украшенное многочисленными шпилями и башенками, резными украшениями, отчего выглядит, словно невесомое кружево. Фасад Собора впечатляющий, нежного бело-молочного цвета с легким розоватым оттенком.

В высоту здание собора достигает 157 метров. Это второй в мире готический Собор по вместимости, после Севильского Собора, который был перестроен из мечети. Внутренняя площадь Миланского Собора – 11700 квадратных метров.

Посвящен Миланский Дуомо – Святой Мадонне. Её позолоченная статуя установлена на самом высоком шпиле, на высоте 108,5 метров.

Милан значительно пострадал во время немецких бомбардировок Второй Мировой Войны. Разрушено было более 60 процентов городских построек. Среди уцелевших и нетронутых зданий был и Собор «Санта-Мария Нашенте».

Церкви готической эпохи традиционно украшаются многочисленными скульптурами, ведь бесконечные детальки считаются главными украшениями готических сооружений.

Так вот Миланский Собор насчитывает 2245 различных и весьма примечательных скульптур. Это и статуи святых, и изображение сцен из библейских сюжетов, и диковинные фантасмагоричные животные. На украшающих здание деталях изображено много лиц средневековья. Логично можно предположить, что большинство из них – это спонсоры строительства и их семейства.

Некоторые женские фигуры, находящиеся на центральном балконе фасада весьма похожи на нью-йоркскую статую Свободы, и вполне резонно считаются её прообразами.

На шпилях также много фигур. Именно такие детали отлично передают особенность Собора, даже лучше, чем общие стандартные виды.

Ещё одна потрясающая особенность Миланского Собора это то, что на его крышу, оборудованную как террасу, можно подняться на лифте или по лестнице. Вокруг возвышаются все 135 шпилей – настоящий каменный лес.

Крышу можно обойти по всему периметру и в мельчайших подробностях в разных ракурсах рассмотреть статуи ангелов, химер, библейских персонажей. Настолько изящно выполнена каждая скульптура, выражения лиц, мимика, и детали одежды, что хочется просто стоять и любоваться этим настоящим искусством.

Великолепный фасад Собора скрывает за собой не меньшее великолепие. Центральный вход в Собор чаще всего закрыт, так что входить нужно через правый боковой портал. Там находится гробница архиепископа Милана 1018-1045 годов Ариберто да Интимиано.

Вдоль всей передней стены тянется латунная полоска. В полдень открывается её секрет – это меридиан, на который в это время через проделанное в крыше отверстие падает солнечный луч.

Тут же находится спуск в останки ранней базилики Санта-Текла, стоявшей на этом месте до строительства Кафедрального Собора. На этом месте в 387 году епископ и покровитель Милана святой Амвросий крестил будущего отца церкви святого Августина.

Белый мраморный пол инкрустирован барочными узорами из черного и красного мрамора, воплотившими фантазии знаменитого итальянского живописца Пеллегрино Тибальди.

Уникальна работа статуи святого Варфоломея – покровителя рыбаков, с которого живьем содрали кожу. Вот в таком натуралистичном виде, напоминающем анатомическую модель, святой Варфоломей и запечатлен скульптором Марко д̀Аграте.

Поражают высокие потолки и своды, колонны и знаменитый огромный орган Дуомо, который включает в себя 180 регистров и 13200 труб.

Витражи Миланского Дуомо создавались несколько веков. Из них самому древнему более 500 лет, этот витраж один из самых красивых — он изображает житие Христа. А последний витраж установлен не так давно — в 1988 году. Искусно выполнен и витраж с изображением святой Елены, матери императора Константина I Великого, который находится над малой часовней Креста. Находятся в Миланском Соборе и самые большие из всех витражей Средневековья – созданные братьями Бертини в 19 веке витражи в апсиде, изображающие сцены из Ветхого Завета, Нового Завета и Апокалипсиса.

Десятки реликвий собраны в Миланском Соборе. Среди них деревянное распятие, специально выполненное к процессии 1576 года, во время нашествия чумы. Впечатляет и надгробный памятник-мавзолей Джана Джакомо Медичи, выполненный скульптором Леони Леони. Это самая знаменитая гробница в этом Соборе, которую заказал Папа Римский Пий IY, брат Джакомо. На усыпальнице между двумя аллегорическими фигурами Мира и Войны, изображен сам Джакомо Медичи, живший с 1495 по 1555 гг.

В Миланском Соборе хранится реликвия – один из гвоздей, которыми был прибит к кресту Христос. Три гвоздя всего было. Один из них, брошенный в море, усмирил бурю. Второй гвоздь находится в Соборе в Монце. Третий гвоздь был переделан в лошадиные удила для императора. Позже император Феодосий подарил Святой гвоздь, переделанный в удила епископу Медиоланскому Амвросию. Сейчас эта реликвия находится над главным алтарем в самом центре Собора, помещенная в драгоценную дарохранительницу, состоящую из купола с фигурой торжествующего Христа над восьмью бронзовыми позолоченными колоннами.

Дважды в году Святой гвоздь доступен для обозрения прихожан. При помощи специального устройства, которое изобрел ещё Леонардо да Винчи, поднимается миланский епископ к нише за гвоздем. В остальное время гвоздь символизирует красный луч на стене.

Главный алтарь, созданный из мрамора и бронзы, создан Пеллегрино Тибальди. Позади него в 1560 году воздвигнут балдахин в форме храма, покоящийся на символизирующих апостолов двенадцати колоннах.

Недалеко стоит шедевр лотарингского мастера Никола да Вердуна 12 века – знаменитый бронзовый подсвечник пятиметровой высоты. Подсвечник опирается на четырех драконов, являющихся центром композиции. А бронзовую ножку великолепного канделябра украшают аллегорические фигуры и библейские персонажи.

На одной из стен Собора висит огромная каменная таблица, с выгравированным перечнем имен и фамилий всех архиепископов Милана начиная с 51 года настоящее время. Остались свободные места на ней и для имен будущих архиепископов.

Важно отметить, что женщины не могут посетить главную достопримечательность Милана с непокрытыми плечами и футболке с глубоким вырезом.

В первые дни лета время для посещения изменено

  • 1 июня 07:00-12:00;
  • 2 июня 14:00-19:00;
  • 3 июня 09:00-19:00.

Режим работы смотровой площадки

пн-вс 09:00-21:30;

Стоимость посещения на лифте

взрослый – 12 €, льготный – 6 € (дети 6-12 лет, лица старше 65 лет, группы студентов).
Стоимость посещения пешком

взрослый – 7 €, льготный – 3,50 € (дети 6-12 лет, лица старше 65 лет, группы студентов).

Адрес: Duomo di Milano Piazza del Duomo, Milano, Italy. Время работы: Собор - ежедневно с 08:30 до 18:00. Террасы: апрель - октябрь с 09:00 до 21:30 (лифт до 20:45); ноябрь - апрель с 09:00 до 19:00 (лифт до 18:15). Как добраться: станция метро Duomo (красная ветка метро М1). Стоимость посещения: Собор - бесплатно; Террсы - подъем на лифте 12 EUR (дети 6 EUR), по лестнице 7 EUR (дети - 3,5 EUR). Касса прекращает работу за 1 час до окончания работы террас.

Беломраморное диво Милана - кафедральный собор Дуомо

Нанизывая на вселенскую нить памяти прошлое: рассветы без благословения, дни без покаяния, ночи без прощения, мы устремляем взор к небесам, надеясь отыскать понимание. Преклонив колени, опустив убеленную сединой голову, взываем о помощи, ищем посредника, умеющего найти слова утешения, приблизить к Творцу, донести наши неумелые молитвы. Тогда к больным, немощным, нуждающимся приходит чуткая, земная, понятная Мария, родившая Сына Божьего, пережившая его мучительную смерть, простившая всех, просящая за нас грешных. Ей посвящено немало церквей, откуда самый воинственный материалист, убежденный атеист, выходит очищенным, обновленным, растерянным, уверовавшим в единого Господа. Одна из них - Дуомо в Милане .

История создания Дуомо

По декрету, изданному в 1769 г., запрещалось строить здания, превосходящие высотой этот диковинный собор , видимый из отдаленнейших городских уголков. Все улицы неофициальной столицы Италии ведут сюда - к огромному божественному кораблю, спустившемуся на землю.
Его возводили слишком долго. Заложили фундамент в период мрачного Средневековья (1386 г.), завершили не так давно - в безумном XX в. (1965 г.). На месте постройки, в давние времена, здесь молились своим богам кельты. Завоеватели римляне на древнем капище воздвигли храм Минервы, поднося пожертвования, воздавая хвалу мудрости воительнице.

В раннехристианские времена (IV - VI вв.) здесь стояла базилика Санта-Текла, позже - Санта-Мария-Маджоре. Замысел построить грандиозное сооружение требовал расчистки территории, поэтому мешавшее снесли. Практичные итальянцы оставили для фундамента отдельные блоки, при этом бережно сохранив баптистерий, датируемый 335 г. Его и теперь можно осмотреть, спустившись в подвал. Это одно из старейших в Европе помещений для свершения обряда крещения. Тут находится в качестве купели порфировая ванна из Египта (IVст.).
Джан Галеаццо, миланский герцог из рода Висконти, пожелавший усилить влияние Милана в религиозной сфере, начал форсировать строительство. Даже освободил от налогов стройматериал, предназначенный величественной постройке. Чума, недостаток финансов тормозили возведение божьего дома. В течение 10 лет менялись архитекторы, специалисты по готике, нехарактерной для страны. Французы, немцы чередовались, как в калейдоскопе, сохраняя первоначальный проект Симоне де Орсенига. Однако, дело продвигалось очень медленно.
Джунифорте Солари приглашает консультантами непревзойденных мастеров Возрождения: Браманте и мечтателя, инженера, конструктора Леонардо да Винчи (1470 г.). Они предложили разбавить готический стиль ренессансным, благодаря чему родился восьмигранный купол, улыбающиеся полнощекие ангелочки на фасаде.
Функционирование недостроенного собора относится к концу XV в. Провозгласил о его открытии Карло Барромео, признанный святым (1572 г.). Базилика продолжительностью 158 м, шириной - 92, высотой - 106, вмещает 40 000 человек. XIX ст. принесло главному культовому сооружению серьезные потрясения, реконструкцию. К власти пришел Наполеон, пожелавший именно здесь короноваться. Будущий император поручил гениальному Амати доработать выходящий на площадь фасад ко дню торжественной церемонии, состоявшейся 20 мая 1805 г.
Здание претерпело множество изменений, реставраций. Завершающим штрихом, знаменующим окончание строительства символа государства, оказались пятые врата, открытые 6.01. 1965 г. Врожденное чувство прекрасного позволило амбициозным итальянцам полностью осуществить идею основателя строения. Взирая на барельефы, скульптурные композиции, трудно представить, что выполнили их в XX в., хотя работы продолжаются и ныне. Специализированная фабрика, насчитывающая до 500 рабочих, занимается чисткой, уборкой, поддержанием белизны стен.

Необычность архитектуры

Никого не оставляет равнодушным непревзойденность шедевра: смотреть ли издалека или подойти вплотную, ощущение ирреальности не покидает. Им восхищались Достоевский, Герцен, Гейне. Однажды, увидев его, Марк Твен не смог удержать эмоций, назвав "Воздушным чудом, легким видением, гимном, пропетым в камне, поэмой в мраморе".
Пламенеющая готика с вкраплениями неоготики, ренессанса сотворила благодаря упорному, титаническому труду ваятелей, каменотесов, полировщиков, стеклодувов удивительное мистическое творение, парящее над зачарованным миром людей. 135 кружевных ажурных игл с невообразимой лепниной устремляются ввысь, пронзая синее итальянское небо. На вершинах возносятся легендарные герои, исторические личности, праведники, словно несущие требу Всевышнему. В их окружении, на центральном шпиле - покровительница города - Мадонна, 4-метровая бронзовая позолоченная скульптура, благословляющая горожан, приезжих, прихожан.
На балконе, расположенном над парадным входом - две мраморные фигуры. Одна увенчана лучистой короной, вторая держит факел. Стоит соединить воедино, получится нью-йоркская статуя Свободы. На стенах - 2300 изваяний, уйма композиций. Где еще есть возможность приблизиться и попасть под тень протянутой руки святого, дарующего благодать…
Нетленную Книгу Бытия можно читать воочию, до бесконечности вглядываясь в лица, рассматривая морщинки, губы, глаза, ощущая под переливами света трепетание ткани. Средние века без горгулий, фантастических животных, змей, не бывают, здесь их - изобилие. Раскрыв пасти, большинство служит водостоками, остальные - декорированием, изучать этот редкостный мир - огромнейшее удовольствие. Доступность прикоснуться, волшебство происходящего рождают иллюзию морозного узора на оконном стекле: неосторожное горячее дыхание - все растает, исчезнет, пропадет. Однако распахиваются врата, предлагая войти под сень.

Роскошь интерьера

Страшно ступать на пол, состоящий из больших плит, выложенных замысловатыми узорами, воплотившими фантазии Пеллегрино Тибальди (производитель проекта). Укладка продолжалась на протяжении 5-ти сотен лет. Нежный бело-розовый мрамор доставляли из Кандолья, черный привозили из Варенны, красным славился Ареццо. Красота неимоверная!
Громаднейшее пространство с потолком, теряющимся на немыслимой вышине (45 м) давит. Разноцветные лампочки, подсвечивающие его снизу, выхватывают из мрака многочисленные детали, придающие своду жутковатый вид. Дурманящий аромат ладана, сияние тысяч свечей, равномерный гул, делают человека маленьким, незаметным - пылинкой на дороге Вселенной.
52 изящные, стройные колонны стоят, как стражи вечности, напоминая о количестве недель в году. Через весь пол тянется металлическая лента-линейка с изображениями знаков зодиака. Солнечный луч, проникая через окно, ровно в полдень попадает именно на тот знак, коим отмечен данный месяц. Песочные часы у рукотворного меридиана - неоспоримое доказательство быстротечности времени. 1100 скульптур служат потрясающим украшением.
Пышные живописные алтари, оформленные сценами из Святого Писания, заставляют учащенно забиться сердце. Вот - малютка-девочка решительно поднимается высокими ступенями навстречу бессмертию, наверху ее ждут настоятель с послушниками - Введение Богоматери в Храм (XVI в.). Рядом - горельефы, представляющие иллюстрации к истории жития Пречистой Девы.
Одно из сокровищ, находящихся внутри, - статуя Св. Варфоломея. "Не Пракситель тебя создал, но Марко д’Аграте", - написал создатель, гордясь анатомической идентичностью произведения с живым телом. Леденеет кровь, глядя на мученика, накинувшего на плечи свою собственную кожу, содранную с него живьем за проповедь христианской веры.
Мягкий многоцветный световой поток льется через витражи, создавая атмосферу таинственности, торжественности. Их изготовляли по-особому, используя расплавленное подкрашенное стекло. Технология помогла сохраниться древнейшим из них, подаренных коллегией нотариусов более пяти веков назад. На последних, презентованных благодарными прихожанами (1988 г.), запечатлены деяния архидиаконов Шустера, Феррари в годы мировых войн.
Жизнь Св. Катерины, Елены, Христа, эпизоды Ветхого и Нового Заветов, Апокалипсиса, проходят перед верующими на витражных окошках, стрельчатых с изумительными розетками. 5-метровый бронзовый с золотой отделкой канделябр Тривульцио (XII в.) покоится на 4-х драконах, ножку украшают множественные персонажи Библии. Он освещает призрачным светом эксклюзивный резной цикл из жития Св. Амвросия.
Если повезет, услышите звучание органа. Джакомо Антеньяти соорудил 2 инструмента, состоящие из 13 200 труб, 180 регистров (1552 г.). Посетив святыню в ноябре-декабре, получите наслаждение от созерцания ряда полотен, посвященных преподобному Св. Борромео. Ежегодно, в это время, внутри вывешивают 54 холста, выполненные темперой. 28 картин (4, 75х6 м) запечатлели бытие блаженнейшего, еще 26 (2,4 х 3,6 м) отображают чудесные исцеления, происходящие у его мощей.
Во избежание распространения эпидемий почти все усыпальницы вынесли, осталось совсем немного. Гробница Медичи изумляет аллегорическими фигурами Войны и Мира. Между ними - сам Джакомо, величайший меценат, покровитель художников (автор Леоне Леони). Саркофаг Альберто де Интимьяно хранится в тумбе, опоясанной сотней тончайших медных пластинок, складывающихся в форме распятия.
Драгоценная реликвия, лежащая в хрустальной вазе под потолком, - гвоздь из голгофского креста, найденный Св. Еленой, матерью Константина Великого. Она их нашла три: первый бросили в морскую пучину для усмирения бури, второй отдали Монсу, третьим подбили подкову императорского коня. Гвоздок потерялся, со временем обнаружен Амвросием, выкуплен у кузнеца, водворен в Дуомо. Только 14 сентября его выставляют на обозрение. Специальный механизм, созданный гением Леонардо, поднимает священника к апсиде с дарохранительницей, позволяя достать бесценный атрибут.

Небеса обетованные

Смятение чувств охватывает даже заядлого еретика. Притихший, просветленный он рискнет преодолеть еще 160 ступенек вверх, чтобы очутиться рядом с херувимами, невиданными зверями, побывать в другом измерении. С одной стороны - сияющие Альпы, с другой - шумный город, копошащиеся внизу, словно муравьи, малюсенькие человечки. Совсем близко - любимая всеми "Мадоннушка" (по-итальянски: Мадонина).
Странно идти сквозь каменный лес витиеватыми переходами, дивными галереями, лестницами. Мифические чудища, птицы, загадочные живности вблизи поражают намного больше, чем издали, снизу. Лучшие европейские творческие деятели приложили немалые усилия, производя их, заселяя громадину, давая им новое существование - переход в бессмертие. Современность шагает рядом с минувшим, лелея, оберегая от разрушений и забвения. Сегодня у собора, когда сумерки опускаются на бренную землю, начинается светомузыкальное шоу с использованием 3D технологий. Не хватает сил уйти просто так, невозможно вырвать из памяти сердца это великолепие, грандиозность, красоту.
Сказать, что белопенное мраморное чудо - единственный христианский храм в готическом стиле, 4-ый по величине на континенте, 5-ый по помпезности, монументальности на планете - слишком мало. Лучше промолчать, непременно вернуться вновь, вбирая в себя таинство веры, впитывая мощь религии, укрепляя дух.