Ветхий завет изгнание из рая. Изгнание адама и евы из рая в картинах и иконах

Изгнание Адама из рая - самое страшное событие, которое произошло от сотворения мира и многое определило в жизни всего человечества и каждого из нас. В результате этого люди утратили единство с Богом, друг с другом и с остальным миром.

Адам и Ева - первые, сотворенные Богом, люди на земле, являются прародителями всего человеческого рода. Бог создал Адама и Еву для того, чтобы они, и весь их род, т.е. мы с вами жили в раю, познали Господа и могли с Ним общаться. Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии - Бытие - в главах 2 - 4.

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой и поселил в Эдемском саду (Рае). Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама. Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены — это один из главных замыслов Бога — обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Бог наделил Адама свободной волей выбора . Это величайший, но и очень ответственный дар. Как испытание свободного выбора, как утверждение верности Отцу, в Рае росло Древо Познания Добра и Зла. Бог разрешил Адаму есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Конечно же и оно тоже было предназначено для человека, но Господь предрек и указал, что о добре и зле еще не пришло время знать юному Адаму. Он еще не окреп, не усовершенствовался, и поэтому, если вкусит от этого древа, то умрет.


Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

Искушение

Сатана хотел погубить Адама и Еву. В облике змея, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», дьявол уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло: «если вкусите от этого древа, то будете как боги. Сразу!». А у Адама, действительно, была эта цель — быть как Бог. Он и создан был по образу и подобию Божию и, совершенствуясь, шел именно в этом направлении.

Известно, что Адам и Ева поддались дьявольскому искушению и совершили первый грех - они ослушались Бога , даже не догадываясь о том, к каким последствиям это приведет.

История грехопадения

Сначала Ева, а потом Адам, увлеченный своей женой, нарушили Заповедь Божию и вкусили от плода Дерева Познания Добра и Зла . Следует отметить, что нарушение Заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. Причиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Они участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли — нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

Отведав запретное лакомство, Адам и Ева проявили непослушание, то есть противопоставили данную им свободную волю воле Божией.

Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно. Вместо того чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот: разум их помрачился, совесть стала мучить, и они лишились душевного спокойствия. Грех настолько изменил людей, что когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя. Так всякий грех удаляет людей от Бога .

Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию, то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения. Однако Адам и Ева не раскаялись, а начали перелагать вину друг на друга: Адам — на жену, а жена — на змея.


Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни, люди пожелали стать Богами, минуя Бога .

Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу — на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.

Чему учит рассказ о запретном плоде?

  • Послушанию. Нужно стараться строить жизнь по законам Божьим, ибо даны они неспроста. Когда порой мы думаем, что нарушение того или иного запрета ничего страшного не несёт, мы сами препятствуем своему возвращению в райский сад.
  • Доверию к Богу и его руководству нашей судьбой. Даже изгнание из Эдема может обернуться на пользу. Возможно, тёмная полоса, через которую вы проходите, послана, чтобы помочь вам скорее увидеть свет?
  • Противостоянию искушениям. Очень актуальная тема в пост! Причём понимать её можно и в узком смысле, проведя аналогию между запретным плодом и скоромной едой, так и в широком, видя в этом образе грех в целом. Чтобы не повторить ошибку прародителей и дотянуться-таки до рая, придётся научиться противостоять соблазну. И пост - лучшее время для тренировки.

Изгнание из рая

За грехопадением Адама и Евы последовало наказание: женщина была обречена рожать в муках и подчиняться мужчине, а мужчина — трудиться в поте лица. Кроме того, Бог дает обетование о пришествии Спасителя, Который родится от Девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту».

Т.к. как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал Адама и Еву из Эдемского сада . Чтобы человек не смог вернуться и вкусить снова плодов с Дерева жизни, у входа в Рай был поставлен херувим с пылающим мечом.


Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию — на Голгофе.

О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.

***

Библейское предание об изгнании Адама и Евы означает, что человек по своей воле отдалился от Бога, и человечество утратило рай — единство с Богом. Люди неминуемо должны были погибнуть. Но Бог не захотел допустить, чтобы созданный им человек действительно был создан напрасно и избрал другой путь для людей.

Как любящий родитель не отвернётся от нарушившего его запрет ребенка, так и Бог не оставил своё творение. Да, Бог изгоняет людей из рая . Но на самом деле, этим изгнанием Господь дает шанс, Он хочет спасти человека от вечной смерти: «Я не хочу, чтобы погибло Мое создание, но Я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне Я не изгоню.»

Изгнание Адама и Евы было вынужденной мерой, необходимой для их спасения. Следуя по сложному пути самосовершенствования, набивая на нём себе синяки и шишки, человечество учится противостоять злу и тем спасается от смерти, вновь обретая жизнь вечную.

А через много лет Сам Бог сошёл на землю в облике своего Сына, чтобы облегчить нам этот путь!

Снова, как и много веков назад, Господь Бог Христос, отворяет двери Своего Царства всем, кто идет с Ним, и кто хочет потрудиться, чтобы его жизнь не была существованием, а превратилась в паломничество к небесному раю.

Перед началом Великого поста Церковь вспоминает плач Адамов, который понял, что он лишился своей самой великой мечты - быть похожим на Бога.

Этот плач относится к каждому из нас - а не изгонят ли меня, за то, что я сделал в жизни, из Рая?

Для этого мы и вступаем в пост, чтобы приложить максимум сил для спасения души, чтобы вырваться из греха и научиться жить просто - жить любя, а не ненавидя.

Возможно, в этот пост мы изменимся и станем наконец-то настоящими христианами по смыслу, а не по названию, и поймем жизнь, увидев ее другими глазами.

Изгнание из рая - Мазаччо. 1427. Фреска.


Человек, впервые в жизни увидевший эту фреску, вряд ли отнесет ее к XV веку, уж очень современным смотрится сам стиль исполнения. Экспрессивная манера письма, яркие цветовые пятна и выразительные фигуры с правильными очертаниями и строением тел, отсылают нас скорее к современным экспериментам в области искусства, чем к эпохе раннего Возрождения. Тем не менее, это так - фреска написана во времена тотального царствования «бесплотной» готики, когда нагота считалась постыдной и стыдливо прикрывалась драпировками или традиционными «фиговыми листьями».

Фреска мастера - это воплощение неприкрытого горя, внезапно постигшего двоих людей, до этого не знавших никаких бед. Отражение библейского предания, «Изгнание из рая» изображает именно тот момент, когда Адам и Ева изгнаны из Эдема. Райская жизнь для них закончилась, они прокляты и отвергнуты богом, а впереди их ждет только полная трудов и лишений жизнь.

Неудивительно, что Ева буквально вопит от горя и ощущения собственного бессилия. Ее образ наиболее впечатляет, потому что художник буквально несколькими мазками сумел отразить массу выразительных и сильных человеческих чувств - боль, горе, страдания, недоумение, сомнения в своей будущности, стыд. Кроме этих чувств, Ева впервые в своей жизни ощутила позор собственной наготы, которая в Эдеме ее нисколько не смущала. Она мучительно пытается прикрыться руками, страдая еще и от того, что именно она стала причиной, пусть и косвенной, грехопадения и изгнания.

Адам не стыдится своей наготы, от стыда и горя закрыв лицо руками. Его тело сотрясают рыдания, заставляя горбиться молодого и сильного мужчину. Хотя сам сюжет предполагает изображение Адама и Евы в обнаженном виде, смелость художника в подробных и реалистичных изображениях человеческих тел не пришлась по вкусу зашоренным церковникам. Как и в большинстве аналогичных случаев, изображения пытались с ложной стыдливостью прикрыть традиционными зелеными веточками.

Благодаря простоте изображения и почти полного отсутствия декора на заднем плане все внимание смотрящего на фреску сконцентрировано именно на трех фигурах - Адама, Евы и ангела с карающем мечом в руках, изображенного парящим над ними. Становится понятно, что путь назад им заказан - врата рая плотно закрыты, а охраняющий их ангел недвусмысленно поднял меч высоко над собой. Особую тревожность происходящему придает алый цвет платья ангела - это открытая угроза и предостережение.

Удивительный для столь раннего периода Возрождения реализм изображения человеческих тел и мастерство в отражении сильных эмоций заставляют лишний раз пожалеть, что сам мастер умер в таком молодом возрасте. Кто знает, останься он жить, не затмило ли его мастерство большинство из его известных современников?

Теперь, дорогие мои, вы узнали о сотворении мира, о первых людях - Адаме и его жене Еве, которых любящий Бог поселил в самом прекрасном месте на земле - Эдемском саду.
Какими же они были первые люди? Адам был создан раньше Евы. Ева была частью Адама и полностью ему соответствовала (в Библии говорится, что Ева была создана из ребра Адама). Плоть от плоти Адама Ева стала не просто человеком, но любимой, родной навсегда. Бог дал и Адаму, и Еве сердце, которое не только отвечало за жизнь человека, но и могло любить, стало, как бы, душой человека. Сердца Адама и Евы стучали и бились в унисон, так рождалась Любовь и счастье бытия. А Бог был для них Всем: и отцом, и матерью. Адаму и Еве не приходилось бороться с трудностями и тяжело работать. Единственное, что от них требовалось - это сохранение райского сада и уход за ним. Адам и Ева никогда не болели и не нуждались ни в чем. Они были бессмертны. Все, что им было необходимо для жизни, они имели. Отцу своему Адам бесконечно доверял, верил каждому Его слову и был послушен во всем. В раю росло множество прекрасных деревьев, но среди них было два главных дерева, от которых зависела жизнь человека. Первое дерево называлось древом жизни, а второе - древом познания добра и зла. Именно с этого дерева Бог запретил есть плоды Адаму и его жене Еве и предупредил, что если ослушаются и вкусят плоды этого дерева, то в тот же день умрут. Как вы думаете, почему?
Господь желал, чтобы созданный им мир процветал в добре и любви. Что же такое зло? Когда вы начинаете делать первые шаги в жизни, папа и мама сразу же учат вас, что можно делать, а чего делать нельзя, что такое хорошо, а что такое плохо. Папа и мама ограждают вас от неприятностей и беды и говорят, что если вы не будете послушны, последует наказание за непослушание. Послушных же детей ждет награда. Вы сами прекрасно знаете, сколько раз и как вы были наказаны за плохое поведение, не правда ли? Так, вот, Господь Бог заранее все предвидел и хотел оградить свое творение - человека от всякого зла. В раю проходила счастливая, тихая и безмятежная, полная радости и необыкновенной красоты нескончаемая жизнь. Посреди рая протекала мощная река Евфрат, орошавшая райский сад. В ее водах отражались вершины деревьев, небо, а ночью звезды и Луна, все дышало спокойствием и согласием. Животные в саду питались травами и не охотились друг на друга, с людьми они прекрасно уживались. В саду Эдема царил мир, и любовью Божьей все дышало и процветало.
Среди множества зверей, созданных Богом, в раю были и змеи, а среди них самый хитрый змей. Это был облеченный в змеиную шкуру дьявол, падший ангел. В отличие от Бога, змей не любил людей, более того, он завидовал человеку, так как хорошо понимал, что человек - самое дорогое, самое любимое Божье творение. В своих мечтах змей надеялся, что если бы Адам и Ева ослушались Божьей заповеди:не есть плодов с дерева познания добра и зла, то Господь обязательно наказал бы их за это (ведь у Бога нет ни одного не исполненного слова), и тогда люди будут подчиняться не Богу, а ему – дьяволу, продадут ему свою душу, они станут зависеть от него и его слушаться, а он сможет делать с ними то, что он захочет, даже уничтожить их. Когда вас кто-то уговаривает сделать то, что вам запрещено делать, то это называется соблазном. А такой человек называется соблазнителем.
Зная, что Адама трудно соблазнить, змей обращается к Еве и говорит ей, что те плоды, которые Бог запретил есть, прекрасны для глаз и хороши на вкус, но, главное, что вкусив их, Адам с Евой станут, как боги: для них не будет больше никаких запретов, они смогут делать все, что они захотят, и при этом, они не умрут - это Бог просто решил напугать их. Еве это понравилось, она представила себе, что она станет, как бог - сможет делать все, что делает Он, не будет ни от кого зависеть и сможет делать, все, что захочет безнаказанно. Ева поверила змею, который лгал. Она сорвала плод, ела его сама и, позвав Адама, дала есть и ему.
И в эту же самую минуту произошло что-то страшное: зло вошло в их сердца, стыд и страх охватил их души. Они хотели спрятаться от Бога в чаще сада, но Господь сразу все понял: «Что ты сотворил, Адам, как ты мог ослушаться, ведь у тебя есть разум и ты имеешь свободу выбора? С этой минуты вы прокляты, и проклята земля из-за вас! Теперь вы умрете, но раньше я выгоню вас из рая. Вы узнаете, что такое холод и голод, скорбь и болезни, зависть, презрение и ненависть, гордыня и унижение, коварство и измена, тяжкий труд, чтобы добыть пропитание. Дни жизни вашей будут сочтены, умрете и превратитесь в глину, возвратитесь в прах земли, из которой взяты». Адам, как часто бывает с нами, начал оправдываться перед Богом, что он совсем не виноват, что виновата только Ева и Сам Господь Бог,Который подарил ему такую жену. Он даже не попросил у Отца своего прощения за нарушение установленного Богом запрета.
С этой минуты человек стал смертным. Сшив кожаные одежды Адаму и Еве, Господь изгнал их из Эдемского сада навсегда, а вместе с ними были изгнаны из рая и все животные. А змею Господь Бог сказал: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ползать на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; (Быт.3:1). На земле все переменилось. Вот, дети, до какого страшного исхода доводит непослушание.

Рецензии

Уважаемая Натюз! Я понимаю, что пересказывая историю изгнания из рая, Вы руководствуетесь самыми благими намерениями. Однако мне немного обидно за Библию: нельзя же, право, так произвольно с ней обращаться. Ну откуда Вам известно, что Адам любил Еву? А может, он до конца дней думал о Лилит (есть такой персонаж в Предании)?
Как Вы определили, что первочеловек был бессмертен, если Бог опасался, что Адам вкусит с древа жизни и СТАНЕТ бессмертным (Быт 3:22)?
Как Бог намеревался запретом оградить человека от зла, если, по Вашим же словам,
"Нельзя понять, что такое добро, если не познать, что же такое зло", то есть не зная зла, Адам не знал и добра? Чтобы избегать зла, нужно уметь различать его, не правда ли?
"В саду Едема царил мир", но там же обитал и сатана, возможно, со своим воинством, а Бог, зная это, никак не защитил свои творения от злых сил.
Если разобраться, змей-то Адама и Еву не обманывал: и глаза у них открылись, и стали как боги. А вот угроза Бога "в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" не исполнилась (хотя, как Вы говорите, Бог исполняет все свои обещания)
Вы любите приводить примеры из жизни. Что же, в этой жизни однажды ослушавшийся (и наказанный отцом) ребенок уже продал душу дьяволу? А любящие родители ставят в комнате опасный предмет (утюг, например), запрещают ребенку прикасаться и уходят из комнаты?
Действительно ли любящие родители за первый же проступок выгоняют любимое чадо из дома и проклинают всех его потомков? Да еще ставят у двери охрану?
Благие намерения порой, как известно, приводят нас совсем не туда, куда хотелось. На мой взгляд, даже из лучших побуждений не стоит искажать великие произведения и уподоблять их детской сказочке.
С уважением,
Томас Твин.

Спасибо, Томас, за рецензию, за размышления над текстом рассказа.
Хочется сказать, что читая Библию, необходимо глубокое понимание того, что читаешь, чтобы проникнуться главным смыслом, растворить его в себе и порой изменить самого себя, желая стать лучше, увидев себя и свои недостатки изнутри.

1.Все, что создал Господь на земле и в небе, было совершенным. И всеми Своими творениями, Создатель был весьма доволен. "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. 8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. 9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла...
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь." Следовательно, если бы Адам не вкусил запрещенного плода, он не познал бы смерти. Любя человека, Господь дал ему свободную волю (не сделал его послушным роботом, а создал его по образу и подобию Своему), дал знания и установил Свои законы жизни на земле, которые необходимо было исполнять, чтобы иметь жизнь счастливую и безмятежную. Но что сделал человек и, как Господь исполнил обещанное ему, мы знаем из Библии. Природа человека после этого мгновенно изменилась - он стал смертным. Покаяния Адама и Евы в нарушении Божьей заповеди не было, а значит и не могло быть прощения. Чтобы прикрыть нагие тела, изгнанных из рая, была принесена первая жертва - животные, из которых были сшиты одежды для Адама и Евы. Была пролита первая кровь. Насчет того, что Вы пишите мне, что Адам и Ева не умерли в день, когда вкусили плоды, это не так. В тот же день из бессмертных они превратились в смертных - изменилась их природа. Только Господь знает меру дня в то время.

2. Насчет того, что такое любовь, лучше не определишь: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6 не радуется неправде, а сорадуется истине; 7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. 8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1 Корин.13, 4:8). Любя человека, Господь дарит ему помощницу:" не хорошо человеку быть одному". " И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. 23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. 24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть." (Быт.2) Разве это не любовь?
Насчет дальнейшей судьбы человека на земле Вы пишете, что родители не изгоняют непослушных детей, любимое чадо на улицу, но ведь Отче наш, Господь никогда не прекращает заботы о человеке, который любит Его, верит Ему и следует Его заповедям, слышит Его голос. Господь продолжает открывать нам Себя, наставлять нас, учить, утешать, давать нам силы и пребывать с нами в Духе, спасать нас от ада.

3. Наконец, Господь очень хотел, чтобы Его творение - человек, созданный по образу и подобию Божию, был спасен и имел жизнь вечную, ибо плата за грех - смерть, ради спасения всякого человека Бог отдает Сына Своего в жертву за каждого из нас "Ибо так возлюбил Бог мир,что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную".

Благословений, Томас, буду рада, если хоть как-то смогла разъяснить, что я имела ввиду, когда писала этот рассказ.
С уважением!

Любезная Натюз! Мне очень симпатично Ваше неравнодушие и искреннее желание просветить меня, грешного. Однако я пока не готов "проникаться главным смыслом" Библии: сначала надо его найти, а для скептика это очень непросто.
Пока что я лишь исследую печатные тексты и пытаюсь делать выводы. Вы же заранее знаете все смыслы и читаете под их углом.
"Господь все создал совершенным". Так-таки и все? А откуда взялся сатана, неплодородные земли, в которые изгнали Адама? Почему сам Адам первоначально был создан без спутницы? Почему Всезнающий Господь сначала пытался подобрать ему "помощницу" среди зверей - и безуспешно?
Бессмертие. Так все же почему Бог опасался, что Адам съест плод древа жизни и станет жить вечно?
Логика Ваша мне понятна: Бог творит совершенное - значит Адам совершенен - совершенное должно быть бессмертным.
Но Бог творил и флору, и фауну. По-Вашему они тоже были бессмертны? Если бы Адам не знал, что такое смерть, не сталкивался с нею, он бы и не понял, что значит "смертью умрешь".
Бог любил человека и дал ему знания. Да нет, никаких знаний Бог Адаму не дал, наоборот - запретил подходить к древу-источнику знаний.
Меру дня знает только Бог. А как же понимал слова Бога Адам? Что же тогда значат многочисленные длительности - года, месяцы, дни?
Например,"В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день..."? месяца
К сожалению, надо прерваться, но поверьте: по каждому Вашему слову я могу показать, что Вы руководствуетесь не текстом Священной книги, а знаниями и убеждениями, почерпнутыми из других источников.
С искренней симпатией,

Заканчивая серию постов об Адаме и Еве хочется привести небольшой отрывок из одной проповеди. Он не только для верующих людей, мне кажется и атеисты могут кое что почерпнуть для себя (да и не только о боге тут речь):
"Когда я был еще студентом духовной семинарии, один преподаватель в священном сане рассказал нам такую историю. Как-то прихожанин пригласил его к себе домой на чай. Усадив его за стол, а дело было Великим постом, он вытащил из холодильника бутерброды с колбасой и сыром и подал их к чаю. Заметив смущение на лице еще неискушенного диакона, хозяин быстро смекнул, в чем дело, подошел к «красному» углу с иконами, расположенному над столом, и плотно закрыл иконы шторкой. Диакон, еще более изумленный увиденным, спросил его: «Ты полагаешь, Ему оттуда не видно?». «Нет, не видно, - ответил простодушный хозяин, - я проверял».
Это замечательная, почти по юродивому пророческая иллюстрация нашего образа действий в различных ситуациях. Да и за «прообразом» далеко ходить не надо…

В общем-то, со времен Адама и Евы ничего не изменилось. Эпизод грехопадения наших праотцев, описанный в третьей главе книги Бытия, - своего рода архетип поведения всякого человека на пути от греха к Богу и (возможному) покаянию. По выражению одного современного богослова, «в каждом греховном поступке людей действует духовный механизм, однажды пущенный прародителями в раю».


Буонарроти Микеланджело: Грех...Грехопадение и изгнание из рая (ок.1509)

«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3: 8-13). Пересказ этой ситуации на современный лад не составит никакого труда.

«Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» - «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел», - это Адам.


Лоджии Рафаэля. Изгнание из рая

Не грабил ли, не прелюбодействовал? - спрашивает батюшка на исповеди.
- Да, всё было, батюшка. Но в таком мире живем: «с волками жить - по-волчьи выть», - это уже наш современник, например Вася.- «Живу, как все; никого не убивал, не воровал. А что касается мелких грехов, то у кого их нет»

Если всё же вновь вернуться к Адаму и Еве, то причиной их изгнания из рая было вовсе не их прегрешение, а нежелание обратиться к Богу с покаянием. По толкованию этого места Писания святыми отцами, неоднократные вопросы Бога к Адаму и Еве имели целью обратить их к осознанию своего греха и искреннему раскаянию, что избавило бы их от дальнейших бедствий. «Если бы он (Адам) сказал: “Помилуй мя, Боже, и прости”, - то опять остался бы в раю и не подвергся бы тем лишениям, какие испытал потом. Одним словом, он искупил бы все множество лет, какие пробыл в аде» , - утверждает преподобный Симеон Новый Богослов. Но это, к сожалению, на тот момент оказалось для Адама и Евы неподъемным грузом. И причина тому - гордость и рожденное ею нежелание признавать за собой всю меру ответственности за содеянный грех.

Таким же неподъемным грузом искреннее «прости» становится, увы, и для современного человека. Нет, мы, конечно, готовы сказать: «Прости, Господи», особенно если речь идет об исповеди, на которой священник выпытывает у нас «ответа на многое». Но мы зачастую не готовы брать на себя ответственность за всё происходящее с нами и «прячемся» от Бога, подобно Адаму, в хрупкой «скорлупе» самооправдания." (Священник Димитрий Выдумкин)



Адам и Ева прячутся от Бога (Быт. 3, 8-9). Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в


Коул, Томас Изгнание из Рая


Джузеппе Цезари Изгнание "Адама и Евы из рая"


Masaccio: Expulsion by Granger


Dieric the Elder Bouts


Бенвенуто ди Джованни. "Изгнание из рая" 1470г.

За год до своей смерти (в 1519 г.) Рафаэль закончил роспись длинной и узкой галереи в Ватиканском дворце. В этой галерее с большой открытой аркадой художник создал вместе со своими учениками то, что вошло в века как "Библия Рафаэля". Пятьдесят две фрески на библейские и мифологические сюжеты украсили тринадцать куполов лоджий Ватикана, свидетельствуя о неисчерпаемом творческом воображении их создателя.
Императрица Екатерина II, рассматривая гравюры Вольпато с изображением фресок лоджий Ватиканского дворца, была настолько очарована ими, что решила во что бы то ни стало выстроить эти лоджии и поместить в них копии. Работа была закончена в 1782 г., и в следующем году архитектор Джакомо Кваренги начал в Петербурге постройку отдельного здания, завершенного в 1785 г. Лоджии Эрмитажа с незначительными отклонениями воспроизводят ватиканскую галерею.


Изгнание из рая Адама и Евы; Балканы.


Илья Глазунов Изгнание из рая

И сказал Бог Еве: "умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Бытие, 3: 16). Адаму же сказал: "за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Бытие, 3: 17-19). После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая.


Бог изгоняет Адама из рая возделывать землю Адам и Ева прячутся от Бога Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в

"Грабовский алтарь" (фрагмент): Грехопадение, Изгнание из рая, Адам и Ева за работой.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ

Всё, что мы видим, называется миром видимым. Но есть и другой мир, который мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нём живут Божьи Ангелы.

Кто же эти Ангелы?

Это бестелесные духи, они невидимы. Но иногда Бог открывает через них Свою волю и Ангелы принимают образ человека. Всех Ангелов Господь сотворил добрыми и послушными. Но один из них сделался гордым, перестал слушаться Бога и некоторых других ангелов научил тому же. За это Господь изгнал их от Себя и они стали называться злыми ангелами, или бесами, а первый ангел, который восстал против Бога, стал называться сатаной, или диаволом.

С тех пор добрые Ангелы отделились от злых. Злые ангелы везде сеют зло; они ссорят людей, заводят вражду и войну, стараются, чтобы люди не любили Господа и жили между собою, как враги. Добрые Ангелы, напротив, учат нас всему доброму и хорошему.

У каждого человека есть свой добрый Ангел-хранитель. Такие Ангелы-хранители оберегают людей от всякой беды и, в случае опасности, закрывают их своими крыльями. Добрые Ангелы грустят и плачут, если дети не слушаются папу и маму, так как дерзких и злых детей Господь не может взять на Небо. Ведь они помнят, как Господь удалил с неба дерзких и непослушных ангелов.

Когда Адам и Ева жили в раю, злые ангелы завидовали их счастью и захотели лишить их райской жизни. Для этого диавол превратился в змея, взобрался на дерево и сказал Еве:

– Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды со всех деревьев?

– Нет, – отвечала Ева, – Господь запретил нам есть плоды только с одного деревца, которое растёт посреди сада, и сказал, что если мы их съедим, то умрём.

Тогда хитрый змей сказал:

– Не верьте Богу, вы не умрёте, а, напротив, сами сделаетесь, как боги, и будете всё знать.

Тут Ева посмотрела на запретные плоды, и ей очень захотелось их попробовать. И тогда она сорвала один плод и съела его, а другой дала Адаму, и он тоже съел его. Как только это случилось, они вдруг заметили свою наготу. И после этого им стало ужасно стыдно, как и всем, кто дурно поступает.

Прежде, когда Господь приходил в рай, Адам и Ева бежали к Нему навстречу и беседовали с Ним, как дети с родителями. Но теперь, когда Бог позвал их, им стыдно было показаться Ему, и они спрятались от Него. И сказал им Господь:

– Где ты, Адам?

– Я здесь, – ответил он, – но мне стыдно показаться Тебе, Господи, потому что у меня нет одежды!

Изгнание из рая

– Кто сказал, что тебе должно быть стыдно без одежды? Не ел ли ты плодов от дерева, с которого Я запретил тебе?

Адам ответил:

– Жена, которую Ты дал мне, она дала мне плодов, и я ел.

И сказал Бог жене:

– Что ты сделала?

Ева же отвечала:

– Змей обольстил меня, и я ела.

Адам и Ева не раскаялись и не попросили у Бога прощения, а стали обвинять друг друга, и за это Господь наказал их. Он сказал:

– Итак, вы не послушались Меня, съели запрещённый плод, идите же прочь из рая, трудитесь и в поте лица добывайте пропитание! До сих пор вы не знали ни болезней, ни смерти, теперь же вы будете болеть и умрёте!

Тут явился Ангел, слуга Господа, с огненным мечом и изгнал Адама и Еву из рая. Вот до чего доводит непослушание!

Однако, наказав людей, Господь, по своему милосердию, обещал прислать на землю Своего Сына Иисуса Христа, Который спасёт их, пострадает за людей и опять сделает их достойными жить в раю с Богом после смерти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Изгнание из рая. Бытие 3:23-24 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву

Из книги Бон и тибетский буддизм автора Берзин Александр

Изгнание бонцев Около 760 года император Три Сонгдецен пригласил Гуру Ринпоче (Падмасамбхаву) из Индии. Они построили первый монастырь – Самье, положив начало монастырской традиции. В Самье было и переводческое бюро, где переводились тексты не только с языков Индии и

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

28:11-19 Изгнание из «рая» В этом плаче представлена картина возвышения и падения царя Тирского, а следовательно, и самого города–государства. Здесь просматривается явная параллель с повествованием об Эдемском саде в Книге Бытие, хотя и не совпадающая с ним во всех

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

ИЗГНАНИЕ И СПАСЕНИЕ Некий ученик спросил маггида из Злочова: «Бог сказал Моисею: «Теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей»*. Необходимо ли раба, который освобождается от

Из книги Вера после Катастрофы автора Беркович Элиэзе

Изгнание Изгнание - основное событие еврейской истории. Еврейский народ живет в диаспоре дольше, чем на родине. Тем не менее, иудаизм считает жизнь в галуте ненормальным состоянием и в политическом, и в социальном, и в духовном смысле. Как же евреи объясняют изгнание? Одни

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

Изгнание беса Свидетельство Евангелоса К. из Салоник: «С двенадцати лет я мучился от вселившегося в меня беса. Моя жизнь была сплошным мучением. Надо мной читали заклинательные молитвы, но после них я чувствовал себя так, словно меня избили.В первую субботу Великого поста

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Предстоящее изгнание 17 Собирайте пожитки, чтобы покинуть страну,живущие в осаде.18 Ведь так говорит Господь:- На этот раз Я изгоняю тех,кто живет в стране;Я пошлю им несчастье,чтобы они были схвачены их врагами.19 Горе мне в моем сокрушении!Моя рана неизлечима!Но я сказал

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Изгнание из рая Всё, что мы видим, называется мир видимый. Но есть и другой мир, которого мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нём живут Божьи ангелы.Кто же это ангелы?Это такие живые существа, как и люди, только невидимые и очень добрые и умные. Всех ангелов Господь

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Изгнание из рая (грехопадение) Библейский рассказ о рае и изгнании из него перекликается с имеющимся у многих народов представлением о золотом веке. В данном мифе присутствует идеал счастливой жизни и объясняется, почему он недоступен людям, а заодно и происхождение

Из книги Благая Весть от Иисуса Христа автора

Изгнание сатаны И был среди больных один, которого Сатана изводил более других. И тело его иссохло так, что остался один скелет, и кожа его была жёлтой, как осенний лист. Он был так слаб, что даже на руках не мог подползти к Иисусу и мог только прокричать ему издалека:-

Из книги Святитель Нектарий Эгинский. Жизнеописание автора Фонтрие Амвросий

Изгнание Другой указ, датированный 11 июля того же года, повелевал митрополиту Пентапольскому покинуть египетскую землю. Святитель Нектарий уехал из Египта, не пытаясь оправдываться или защищаться, а лишь повторяя за Иовом: Господь дал, Господь и взял (Иов. 1, 21) - и за

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ Всё, что мы видим, называется миром видимым. Но есть и другой мир, который мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нём живут Божьи Ангелы.Кто же эти Ангелы?Это бестелесные духи, они невидимы. Но иногда Бог открывает через них Свою волю и Ангелы принимают

Из книги Библейские рассказы для детей с иллюстрациями. Ветхий Завет автора Воздвиженский П. Н.

Из книги Иллюстрированная Библия для детей автора Воздвиженский П. Н.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ Все, что мы видим, называется мир видимый. Но есть и другой мир, которого мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нем живут Божьи ангелы.Кто же эти ангелы?Это такие живые существа, как и люди, только невидимые и очень добрые и умные. Всех ангелов Господь

Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

Изгнание из рая Адам и Ева жили в раю. Они были нагими, но не смущались этого, ведь они не знали, что такое стыд. Их благоденствие кончилось в тот день, когда Ева встретила в райском саду змея. Змей оказался самым хитрым из всех созданий Господа: выведав, что Бог запретил