Можно ли причаститься вечерней службе. Как подготовиться к исповеди и причастию? Как исповедоваться в первый раз? Отвечают священники Андрей Ткачев и Андрей Конанос

- Действительно ли Господь может простить любое преступление, даже самое ужасное?

Мы об этом неоднократно говорили. Хоть мы и используем термин «простить», но нам надо глубоко почувствовать, что прощение Божие - это совсем не то, что бывает, когда один человек прощает другого. Просто в отношении человека и Бога нужно использовать совершенно другую терминологию - к сожалению, таковой нет. Первое, что пришло в голову - это музыка. Вот мы иногда говорим: музыка веселая или музыка грустная. Но на самом деле музыка не подразделяется на веселую и грустную. Просто одна музыка у большинства людей рождает впечатления грусти, а другая - радости, но это очень условно, потому что музыкальный язык-это не язык человеческой речи. Какие - то сходства есть. Вот, например, музыкант создает пьесу и называет ее «Капель», и каждый человек может услышать в этой музыке весеннюю капель, но если зачеркнуть название и написать «Колокольчик», то человек будет слышать перезвон колоколов у той же самой пьесы. Так же и здесь, мы говорим: Бог простил, но в это вкладываются совершенно другие понятия. Вот, например, мы поссорились, а потом решили помириться - что это значит? Это значит, что тот грех, который каждый из нас совершил друг против друга, становится небывшим, то есть мы переходим к отношениям, которые были до ссоры, то есть все забыли и простили друг друга. И также в отношениях с Богом. Вот человек согрешил тяжкий грех. Что значит «Бог простил»? Грех стал не бывшим, это не значит, что исторически он исчез, но исчезли последствия, и человек стал другим. Что значит «стал другим»? То есть в похожей ситуации он уже больше никогда такого не сделает - вот это и значит, что грех прощен. Самый распространенный грех у нас в стране - пьянство. Пьяницы царствия Божия не наследуют. Вот человек перестал пить - и ему даже не хочется, и он не стремится к этому и не покупает вино, и даже в гостях ему предлагают - он отказывается, не потому, что он зашился, а просто не хочет - это значит, Бог простил ему этот грех.

- Но к этому был долгий путь…

Может, долгий, а бывает, что сразу. Вот у нас один мужик в деревне, Илья, он враз бросил пить, ему уже скоро 90, а 5 лет назад бросил курить, а курил с 12 лет.

Я говорю: «Ты что, бросил курить?»

- «Да»

- «А почему?»

- «Да что - то кашлять стал».

Взял и отрубил - вот такая воля у мужика. Вот он решил бросить и все. Что это значит? Это значит, что Бог ему простил грех. Конечно, Бог помог потому, что без помощи Божьей это не возможно. Я уж не знаю, молился он или нет, но это факт. Это прощение Божие. Это не значит «прости меня, пожалуйста», а завтра делают то же самое.

- Вот многие женщины каются в грехе аборта, совершенного много лет назад. Конечно, она его не совершает и других отговаривает, но грех мучает и давит. И что же? Бог не простил, раз давит?

Нет, почему? Вот я у старца спрашивал, когда был молодым, как быть, если грехи помнятся и давят? Он говорил - это как епитимья, это чтобы ты не возгордился, не взялся бы кого - нибудь учить. Ты всегда помни, что ты убил свое дитя. Гитлер - и то лучше, он же своих детей не убивал - он был бездетный.

- Здравствуйте. Как определить, что является для конкретного человека крестоношением, и как научиться не уклоняться от этого?

Ну, крест-это вся наша жизнь. Крестом является: наш климат, наша глиняная земля, наша история, наша судейская коллегия, наше правительство, наш чиновничий аппарат, наши хронические или вновь приобретенные болезни. Все крест. Пошел дождь - это крест, если мы зонтик не взяли, а солнце печет, жарко - это крест, в метро давка - крест, характер жены - крест, непослушание детей - крест, курящие вокруг люди - крест. Вот для меня являются крестом заплеванные наши мостовые. Вроде живем в столице нашего государства, а посмотришь - в хлеву и то чище. Вот это тоже крест, а как его нести- только с терпением.

- Отец Димитрий, объясните, пожалуйста, смысл изречения «кто унизит себя- тот возвысится, кто возвысит себя - тот унизится». Как это правильно понимать, и если можно, то на конкретном примере.

Речь идет о земной и небесной жизни. На древних иконах изображаются всякие объекты в обратной перспективе потому, что наша земная жизнь - это есть небесная, только вверх ногами. То, что у людей считается высоко - перед Богом мерзость. Когда человек сам себя возвышает, тем самым он удаляется от Бога. Поэтому видим, что самые ярые безбожники – Ленин, например, при жизни в честь себя называли города и улицы, тем самым возвышали себя и удалялись от Бога. А тот человек, который смиряет себя, скромный человек - он перед Богом очень высок. Чем человек скромнее, чем смиреннее - тем в глазах Бога он выше.

- Александр из Петербурга спрашивает, кто такие книжники, и почему о них говорится как противниках Иисуса Христа наряду с фарисеями.

Ну, книжники, они в большинстве своем принадлежали партии фарисеев, это такие пересекающиеся множества, если говорить математическим языком, поэтому мы, говоря о книжниках, можем спокойно говорить, что они фарисеи. В чем ущерб той религии, которая возникла на наследии святого пророка Божия Фарисея? В том, что, не видя духовной составляющей Ветхого Завета, Богом данного человеку, они ставили во главу угла исполнение моральных предписаний. А Господь наш Иисус Христос хотел добиться того, чтобы человек очистил внутренний склянец своей души, то - есть энергию души, ума и тела тратил не на исполнение внешнего правила, а увидел за правилами внутреннее духовное содержание - вот это большая проблема. Книжник изучал слово Божье с целью извлечь из него какое - то правило, какую - то инструкцию. Вот, например: три часа ночи, абсолютно пустынная улица и там красный светофор, подъезжаем к светофору и встаем - почему? Правило говорит: «красный свет-хода нет». С точки зрения здравого смысла это же полный абсурд: никого нет, и колеса не шуршат, ночь - если машина едет, то фары видно. Выскакивает человек в форме и говорит: вы нарушили правила. Не безопасность движения, никому нет никакой угрозы-а правило как таковое, то есть оно превращается в абсурд. Вот нечто подобное происходило и тогда. Книжники извлекали некие правила, потому что они были специалисты по тексту закона Божия из Священного Писания. И вообще каждый книжник заучивал какую - то часть Священного Писания наизусть. Это с такой целью было сделано, что если утрачен будет текст, то тут же книжники собираются и по памяти его восстанавливают, потому что писалось на таких носителях, которые подвержены опасности от огня или сырости. Они были большие специалисты в тексте, но, читая текст формально, не видели в нем глубины.

- Многие люди, начиная воцерковляться, ужасаются обилию правил в нашей церковной жизни и нередко задают вопрос: а действительно ли все это нужно и важно, или можно чем то пренебречь?

Дело не в этом. Надо понять главный алгоритм - что такое христианство? И в свете этого увидеть правила, а у нас наоборот-человек начинает: правило-правило-правило, и от него ускользает христианство. Он превращается в современного книжника и фарисея.

Пришел человек на исповедь. К нему подходит к человеку батюшка и спрашивает: каноны читал?

Он говорит: не успел, вчера допоздна работал.

А ему в ответ: причащаться нельзя. И человек уходит в недоумении: неужели канон-это все?

Да нет. Дело в том, что до 18 века в нашей стране никто, кроме, может, монахов, никаких канонов никогда не читал. Эти правила возникли только в 18 веке, а так кто Иисусову молитву читал, кто «Отче наш». А что, священники не бывают фарисеи? Да сколько хочешь! Про таких в Писании сказано: сами не входят и для другим препятствуют. Они даже не смотрят на возраст, а может человек не видит? Такой формальный поход.

И что, человеку смиренно уйти или можно пренебречь правилами?

Каждый найдет свой собственный выход.

- Добрый вечер. Меня зовут Владимир. Скажите, пожалуйста, вот у святителя Игнатия читал, что чтобы стяжать искреннее покаяние, нужно иметь решимость оставить все свои грехи. Как найти эту решимость если ничего не получается, тем более, что по своему нерадению, гордыне и крайней греховности поставлен в такие условия, что если не молиться, то недалеко и до отчаяния дойти?

Правильно вы все описали. Просто надо начать с малого, а потом переходить к более серьезному. Ну а какое - то самое минимальное усилие можно всегда сделать. А если человек не в силах сказать: «Господи, помилуй», то пусть скажет: «Господи!», так что дерзай, чадо, вера твоя спасет тебя.

- Письменная исповедь насколько соответствует устной исповеди, и может ли заменять одна другую?

Ведь исповедь-это есть только орудие, а совсем не само покаяние, поэтому не важно, костыль у нас из алюминия или из дуба, важно чтобы было покаяние.

- Многие говорят: не могу сказать, стыдно, батюшка, прочитайте.

Ну и что же, нормально. Так бывает.

Если священник не принимает письменную исповедь. Пойти к другому?

Ну не знаю, по - разному. Человек должен искать. Ищите и обрящете. Вот когда я был молодым, на Рождество, в Пасху, нигде не причащали в московских храмах, и мы находили священника, который соглашался нас причастить.

- Скажите, вам известно что-нибудь о том, что Госдумой были приняты поправки к Закону о среднем образовании, что теперь оно будет платным? Хотелось, чтобы вы прокомментировали.

Миленький мой, я, к сожалению, не знаю. Как я могу прокомментировать то, что мне неведомо? Тут и так все ясно.

- Нередко батюшки отказывают в причастии людям, которые не были накануне на вечерней службе. Насколько это правомерно?

Это абсолютно неправомерно! Вот, приведу пример. Когда я служил в Алтуфьевском храме, у нас была прихожанка Олимпиада, у нее была одна нога, и протез был деревянный. Она приходила в храм каждое воскресение, и только зимой, когда уже был лед, она не ходила. Я тогда причащал ее дома. И как с нее требовать, чтобы она две службы отстояла?! Это надо быть просто садистом. Священник должен быть человеком, который открывает людям вход в храм, а не закрывает перед их носом Царские врата. Но таких священников все - таки немного у нас в Москве. Я не знаю, как там дальше. Очень хорошо, когда человек присутствовал полный круг Богослужения, а так же хорошо, если у мирянина есть полный круг Миней, и когда он не может- он возьмет и почитает. Ну, понятно, что для большинства это невозможно. Апостол Павел никогда в жизни не причащался, отстояв всенощную, потому что ее тогда в природе не было, и Василий Великий также, поэтому требовать от человека того, чего не делал даже Василий Великий - это просто абсурд.

- Можно ли общаться с баптистами?

Мы даже общаемся часто и с жуликами. А что баптисты? Это наши меньшие братья, почему с ними нельзя общаться? Если ты, конечно, не утвержден в православной вере, то они тебя забьют каскадом определенных цитат из Священного Писания, с определенным баптистским толкованием. А если ты ориентируешься в священном Писании, то наоборот, их можно очень легко поставить в тупик. А если общение просто дружеское, то у нас много общего - мы любим одного и того же Бога. Правда, они не любят святых, они себя считают святыми. А мы считаем, что мы спасены в надежде. Как Апостол Павел говорит: у них есть ряд заблуждений, которые противоречат церкви. Ну, если баптист-человек трезвый и способен слушать, что бывает нечасто, то ему можно легко показать его несуразности.

- Батюшка, а может лучше вообще обходить религиозные темы с такими людьми?

Ну, если возникает спор, то, конечно, не надо. Немощного в вере, а баптиста можно воспринимать только как то принимать без споров об истине, с отеческой любовью и теплотой. Я лично очень хорошо к баптистам отношусь, у них много достоинств. Большинству православных я бы посоветовал у баптистов кое - чему поучиться.

- Может ли механическое упражнение йоги, без медитации для укрепления мышц, повредить духовному состоянию?

Думаю, нет. Но с другой стороны, это все зависит от человека. Я думаю, если бы я занимался, что затруднительно с моим животом, то мне бы не повредило. Все от человека зависит -один рюмочку выпьет, и ничего, а другой выпьет рюмку - и буянит. Все мы разные.

- Как правильно использовать земельку освященную с могилки преподобного? Некоторые говорят - возьми, помогает.

А не бывает освященной земельки. На память приносят. А так я не знаю. У нас в церковном обиходе не написано, что с этим делать. Я не в курсе. Вот у меня есть, например, кусочек штукатурки я храню, осыпалась от часовни Ксении Петербуржской. Тогда она еще не была прославлена, я как съездил в Петербург и взял себе на память, и вот храню. Или у меня еще хранится кусочек керамики, которой выстлан пол храма, где мой прадед служил, в селе Знаменское. Вошел в этот храм-выбиты окна, нет купола, и пол такой частично утраченный. Я и взял себе этот камушек. Вот как приятно, что мой прадед ходил по этому полу! Ну, для меня это святыня, а он сейчас прославленный человек, но это не значит, что его надо грызть и глотать.

- Дорогой отец Димитрий, по срокам кончины можно ли канонизировать Патриарха Алексея I ? Можем ли мы, миряне, помочь приблизить это?

- Я думаю, нет. Это со временем выявится. У нас сейчас вокруг канонизации возникает какой - то ажиотаж. Что такое канонизация? Это прославление. Патриарх Алексей I прославлен на весь мир. Придет время - будут чудеса на его могиле. Это процесс естественный. Сходу этого не бывает.

- Батюшка, как не впасть в нерадение и преодолеть охлаждение к молитве после поста, если в пасхальные дни ощущаешь радость и некую расслабленность?

Надо действовать не по чувствам, а по вере. Вера нам предписывает: непрестанно молитесь. Поэтому хочу-не хочу, могу-не могу - зубы надо чистить? Надо. Умываться надо? - Надо. Молиться надо? - Надо. Как один человек выразился: молиться надо чаще, чем дышать-видите, как здорово!

- Многих смущает, что в воскресные или в пасхальные дни нельзя поклоны делать, псалтырь читать...

- Опять нельзя! Ну, кто запретит? Ну, хочешь, я сейчас земной поклон сделаю? В храме - да, в храме определенный порядок, а дома в келье кто тебе хозяин? Ну, вот у нас в храме алтарники паникадило не зажгли - я им дал епитимью, покланялись, правда, не в храме, а дома - а чего такого? Чего в поклоне плохого, хорошая вещь - поклон.

- Боятся Бога этим обидеть.

Ой... Пусть это будет самый большой грех в нашей жизни. Как можно Бога обидеть поклоном? Это мнение о Боге как...не буду даже говорить, о чем.

- Иван Грозный все - таки душегуб или нет, и что можно почитать по этой теме?

Ну, любую книгу по истории, и ясно, что душегуб. Причем государственная власть в отдельных случаях вынуждена прибегать к душегубству. У нас, слава Богу, смертная казнь запрещена, но все равно же боевиков гасят в джунглях Кавказа - вещь необходимая, иначе будут взрывать города. Элемент душегубства всегда присутствует, но Иван Васильевич это делал со сладострастием и иногда совершенно несправедливо. От него пострадало большое количество ни в чем неповинных людей.

- Что делать если ребенок 2.5 лет начал проявлять злость?

Нужно его больше любить, и нужно, чтобы злость при нем никак не проявлялась. Изъять из дома всякие современные мультфильмы, где все время злость, драки, насмешки, хотя каждый человек, даже маленький, он грешный. Надо создать атмосферу неприятия зла, и тогда он увидит, что когда он проявляет зло - то все от него отворачиваются, и он будет чувствовать, что это неправда и начнет этому сопротивляться внутри себя.

- Любить и отворачиваться - это как?

- С педагогической целью. Когда человек любит...Влюбленный говорит своей возлюбленной- знаешь, я все время о тебе думаю. Очень даже часто бывает, что люди, любящие друг друга, звонят друг другу, так же и мы, если любим ребеночка, мы ни на минутку от него не отвлекаемся. Мы все время думаем о его душевном здоровье. Каждое наше слово и действие при нем должно нести воспитательный заряд.

-Нам заповедано непрестанно молиться. Как это возможно в современных условиях?

- Очень даже возможно. Молиться это же не значит все время произносить слова. Молиться - это значит иметь все время в уме и сердце Бога и никогда от него не отвлекаться.

- То есть мотив к поступку - это порадовать Бога?

По идее - вся жизнь должна быть такова: едим ли, пьем ли – все делаем во славу Божию. Детей воспитываем для Бога. Все для Бога.

- Не намеренно сказала неправду батюшке на исповеди, и сразу признаться в этом не хватило духа. Причастилась с решимостью в ближайшее время все рассказать, но так потом и не получилось. Вот теперь мучаюсь. Может, в осуждение причастилась, коль обманула? И как быть теперь?

Ну, всегда можно начать с начала, всегда покаяться.

- Батюшка, когда не хватает духа в чем-то на исповеди признаться…

Ну, ты же сам сказал - написать тогда.

-Ну, написать стыдно.

- Ну что значит стыдно?! Стыд - он, конечно, жжет, но лечит как горчичник. Если человек не испытывает стыда - то это очень тяжелое духовное заболевание

- Многие люди говорят - вру для того, чтобы не было хуже потому что, сказав правду, можно сильно осложнить отношения. И как быть-перестать врать? Но тогда возникнут сложности, или же такая ложь возможна?

Это надо конкретную ситуацию разбирать.

- Они возникают сплошь и рядом.

Ну, и пусть возникают, что ко мне - то пристают? Хочешь - ври, а я тут причем? Сам разбирайся - есть совесть, есть Бог, есть люди. Почему это вешать на меня?

- Тут видно не конкретный ответ нужен, а какое то рассуждение.

Мы уже говорили на эту тему. Бежит человек. Забегает в подъезд, звонит – откройте, спрячьте меня. За этим человеком бежит бандит с топором и звонит в дверь: к вам такой - то забегал?

Что нужно: правду сказать или «нет, не забегал»? Ну, ясное дело - соврать. Опять же, какой мотив - мы хотим этим спасти человека или соблюсти свою корысть? А потом же всегда можно промолчать.

- Нередко люди просят соврать, чтобы покрыть их грех содеянный.

Ну, в каждой ситуации бывает по - разному. Если действовать не сгоряча, а разумно, можно в 99% случаев избежать дурной ситуации. Просто люди привыкли врать - самый простой путь с детства.

- Как правильно общаться с сестрами по вере и просто знакомыми, чтобы избежать празднословия и пересудов?

Как говорил древний преподобный - бегай людей и спасешься. Как избежать? - Избежать общения. Чем меньше общаешься - тем меньше празднословия. В особенности с сестрами. С которыми сидишь в одной комнате бок о бок 5 дней в неделю и 8 часов в день. Трудная задача, но вполне выполнима.

В таких коллективах достаточно жесткие принципы, и если ты им не подчиняешься - то тогда уходи. А куда уйдешь, если возраст предпенсионный? Из любой ситуации есть выход. Например, каждому сидящему в этой комнате на день рождения, на именины, на Рождество, на Пасху, на день рождения сына, мужа дарить коробку конфет и этим самым компенсировать недостатки своей молчаливости. Скажут – ну, это характер такой, зато конфеты дали. Если стоит задача, то надо ее решать. Готовых ответов все равно нет, потому что я посоветовал, а вдруг у них у всех диабет-они конфет не едят, значит надо чего -то другое.

-Родственница отказывается носить крестик. Как быть-уговаривать или отступится?

- Сжечь на костре. Зачем уговаривать? Апостол Павел креста не носил, апостол Петр тоже, Иоанн Богослов любил очень Христа, тоже креста не носил. Зачем уговаривать, если человек не хочет- я не понимаю. Можно уговаривать ребенка, чтобы он надел пальто, если на улице ветер- он как бы еще не понимает.

- У многих до паники, до трагедии доходит, если сынок или дочка снял крест, и всеми силами пытаются одеть обратно.

Потому что относятся к кресту как к магическому амулету-это не правильно и греховно. Трагедия не в том, что он снял крест, который на веревочке висит на шее. Трагедия в другом, что он не христианин - вот это трагедия для верующего сердца. Но ведь полно людей, которые носят крест и не являются христианами. Что лучше - формально носить крест? По по - моему в этом больше кощунства.

Ну, может, какая - то надежда теплится в душе, что раз крест носит - может, образумится. Или некоторые говорят - не причащается, но хоть святую водичку пьет.

Ну значит, какая то связь с церковью сохраняется, но все равно этим же не спасается человек, а спасается только покаянием. То есть люди по - фарисейски требуют внешних признаков проявления религиозности, но это же в глазах Божьих ничто. А для некоторых вообще паника бывает-вы знаете, мы похоронили усопшего, а забыли крест надеть - что теперь делать? Ну чего-разрывать могилу, вскрывать гроб и надевать крест? На могиле стоит, и этого достаточно. Просто люди придают значение тому, что не имеет такого большого значения.

Некоторые отцы даже не причащают, если человек без креста пришел.

А откуда им известно, что без креста? Что, рентген делают? У меня деревянный крест, его рентген не показывает. Как можно определить?

- Скажем, человек сам признался.

А- а – а, ну и нечего причащать. Если для него это такую формальную сущность имеет, ну вот и получай - лечись от магии.

- Ребенок ходил в церковь, причащался, молился, исповедовался, а в 14 лет стал сопротивляться, в 16 вообще перестал ходить в храм,и никакими силами его туда не затащишь. Что теперь делать?

- Ничего. Человек вырос. Что успели посеять - то будет потихонечку прорастать. Будет борьба идти в душе. Как говорил Ф.М.Достоевский - дьявол будет бороться с Богом. Апостасия детская переходит в апостасию мужескую, и он сам решает, в кого ему веровать, куда ему ходить, как ему жить.

- Но то, что ребенок перестал в церковь ходить-это что? Недостаток воспитания?

- Это недостаток примера отца. Он в своем отце не видел примера христианской жизни - вот в чем дело. Значит, эта семья не была домашней церковью - абсолютно точно в 99% случаев.

- Батюшка я знаю семью, мать, отец и дети ходили всегда в церковь. Потом один из детей говорит: я не хочу такой семьи, и все делает наперекор тому, что было в его семье.

- Вполне возможно. Дух противоречия. Что такое христианство? Это когда люди становятся в нравственном отношении самые лучшие. Когда сынок может сказать - мой папа самый лучший, потому что он никогда не от кого не видел большей любви, чем та, которую отец к нему направляет из своего сердца. И он будет как папа. Я хочу быть милиционером, как мой папа. Папа христианин и я христианин. А тут что - то не так. Значит, кто - то на улице, в классе, в школе, на экране оказался лучше папы - более привлекательным.

- Современный папа, если он заботится о семье, он работает, и ребенок с ним проводит времени гораздо меньше.

Дело совершенно не во времени. Дело в том, что любит. Вот мой покойный отец оказал на меня и на других моих братьев колоссальное влияние. Он никогда нас ничему не учил. Он больше одной фразы в два дня не произносил, он всегда молчал. Он просто был. Вот его реакция - как он отвечает, как он ходил, как он смотрел, как он улыбался - вот это воспитывало. А совсем не время какое - то. Он тоже работал, все работают. А как, если отец не работает, то что же это за воспитание? Не работающий отец-кого он может воспитать? Настоящих уродов. У всех пап, которые не работают, дети - уроды.

- Уже почти 10 лет в браке, а Господь детей не дает. Скорбим и молимся, ездим к святыням, просим-но не дает Господь. Что это? Может, какой - то нераскаянный грех в жизни или какая - то другая причина?

Ну, это надо у медиков спросить. В стране 1 миллион сирот-можно выбрать.

-Хочется своего.

- Да будет свой. Я вижу, у нас в приходе кто усыновили - через 2 месяца забывают напрочь, что он не свой. Кота купят на рынке и любят, а тут ребеночек.

Смиряться надо, а смирения не хватает.

Сочувствую - без смирения нет спасения.

Ну а в этой ситуации, какие - то другие способы родить ребенка приемлемы?

- Смотря какие. Инсеминация приемлема.

- Или лучше подождать, как Бог ссудит, и проявить заботу о ком - то?

Это, конечно, предпочтительней, потому, что, взяв сироту из детдома, ты спасаешь человека от тюрьмы - это большое благо. Ты, может, этим спасешь жизнь чью нибудь - не только его, а того, кому бы он в подъезде мог бы голову проломить, чтобы сумку отобрать. Потому что наша современная система обихаживания сирот - она не учит детей. Вот в наш детский дом прокуратура недавно пришла, спрашивают: что это детские трусики висят? Ну, отвечаем: дети постирали. Ка – а – ак??!!! Вы заставляете детей стирать? Представляешь, оказывается, по закону прокуратура против того, чтобы дети стирали за собой трусики, маечки. И что же тогда из них вырастет?

Вот на этом наша передача и подошла к концу. Помоги вам Господи.

Обязательно ли присутствовать на вечерней службе? Исповедаться ведь можно прямо во время литургии. Или все-таки присутствие на всенощном бдении должно стать для верующих таким же обязательным, как и присутствие на литургии?

Наша жертва Богу

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО (Москва):

Литургический день – совокупность всех богослужений суточного круга, венцом которого становится литургия.

Почему так трудно молиться на всенощном бдении и так легко на литургии? Потому что всенощное бдение – это наша жертва Богу, когда мы жертвуем Ему своим временем, какими-то внешними обстоятельствами. А литургия – жертва Бога нам. И принимать ее часто бывает намного проще. Но как ни странно, степень принятия этой жертвы от Бога зависит от того, насколько мы готовы пожертвовать Ему.

Всенощное бдение в формальном плане – обязательное богослужение перед причастием.

Весь строй богослужения напоминает нам о событиях божественного мироустройства, он должен сделать нас лучше, настроить нас на жертву, которую Христос уготавливает нам при святом причащении.

Но бывают разные обстоятельства, при которых человек не может попасть на всенощную: сварливая жена, ревнивый муж, срочная работа и так далее. И это причины, которые могут оправдывать человека. Но если он не присутствует на всенощном бдении из-за того, что смотрит чемпионат по футболу или любимый сериал (обратите внимание, я не говорю здесь про гостей – все-таки это немного другое), тогда, наверное, человек внутренне грешит. Причем не перед церковным уставом, даже не перед Богом. Он просто обкрадывает сам себя.

Вообще обокрасть Церковь, храм – невозможно, даже если вынесешь оттуда все иконы и какие-то материальные ценности. Духовный мир – это не банк и не магазин. Ты не нанесешь Церкви ущерба своим недостойным поведением. А вот для тебя внутренние последствия этого – бедственны.

Каждый должен сам задумываться. Если у него есть возможность посетить всенощное бдение, то нужно это сделать. Если нет такой возможности, то стоит задуматься: а как я могу достойно провести этот вечер перед причастием, чтобы подготовиться к принятию святых Христовых Тайн. Может быть, не надо смотреть телевизор, а следует сосредоточиться на духовном размышлении?

Если человек хочет причащаться каждое воскресенье и переживает, если он еще и каждую субботу будет в храме и останется без выходных, без отдыха, возникает вопрос – а для чего ему причащаться каждое воскресенье?

Господь говорит: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). Если твое сокровище в кинотеатре, у телевизора, на стадионе – отложи причастие до лучших времен: на недельку, на месяц, на год.

Здесь очень важна мотивация, которая движет человеком. Если ты привык причащаться каждое воскресенье, и это тебя духовно никак не изменяет, не преображает, тогда зачем тебе это?

Может быть, тогда взять меру частоты, которая есть в церковном уставе: причастие – раз в три недели. Время подготовки к причастию в уставе определено так: неделю – готовишься, постишься сухоядением, читаешь молитвы. Потом – причащаешься, неделю внутренне хранишь полученное, неделю отдыхаешь и опять готовишься. Есть вариант, когда форму подготовки ко причастию каждый обговаривает со своим духовником.

Если человек устанавливает себе определенный график причастия, – это хорошо. Только тогда он должен к этому таинству относиться соответственно.

Не только долг…

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):

Прежде всего нужно сказать о красоте всенощной, содержательности, духовной и фактической ее насыщенности: в богослужении раскрывается и история праздника, и его значение, и смысл.

Но поскольку, как правило, люди не понимают, что читается и поется в церкви, то они многого просто не воспринимают.

Удивительно, что Русская Православная Церковь сохранила в полноте очень сложное, продуманное богослужение. Например, в Греции на приходах подобного уже нет. Там подстроились под современную жизнь, и это по-своему оправданно. Там вечерней службы нет, вечерня не служится, утро начинается с утрени.

Мы служим и вечерню, и утреню вечером. Это некая условность, но она продумана, и те, кто принимали решение именно о таком ходе богослужения, лучше нас понимали устав и решили, что так будет правильнее для сохранения верности традиции.

В Греции приняли другое решение. Утреня там служится, как правило, по одному типу. У нас есть всенощное бдение – торжественное, яркое, красочное, во время него поется много песнопений. В Греции – более однообразно, зато быстро. Вся служба, вместе с литургией занимает часа два. Но это именно в приходских храмах.

В монастырях, а тем более на Афоне, устав сохраняется во всей строгости. Всенощное бдение у них идет действительно всю ночь.

У нас – нет, и в этом тоже некая условность, некое сокращение. Но те, кто разрабатывали это, принимали решение о сокращении исходя из тех или иных обстоятельств, все-таки хотели сохранить для мирян красоту православного богослужения.

Но тут возникает трудность – живем мы в XXI веке: заняты, расстояния большие, люди утомляются, экология ужасная, здоровье, а лучше сказать, нездоровье, ей соответствует. Хотя думаю, что крестьяне, которые работали летом с утра до вечера не покладая рук, физически утомлялись побольше нашего. Но все-таки у них хватало сил для того, чтобы в субботу рабочий день закончить раньше, помыться в бане и пойти в храм на всенощную, а утром на литургию.

Нам, может быть, в чем-то и труднее, чем нашим недавним предкам, физически мы гораздо слабее. Но, тем не менее, мы призываем не прятаться за свои слабости, а находить силы и ходить на всенощное бдение, особенно тех, кто хочет причаститься. Чтобы они могли накануне литургии поисповедоваться, не занимая время воскресной службы.

Но если у людей маленькие дети, которых не с кем оставить, или есть какие-то другие объективные причины, не скажешь им: «Если вы не были на всенощном бдении, то причащаться не будете». Хотя кому-то так сказать и можно: если человек проявил именно разгильдяйство, леность, расслабленность…

Важно стремиться к тому, чтобы наши прихожане полюбили богослужение нашей Церкви и считали не только долгом, но и радостью присутствовать в храме.

Без «социальной защиты»

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):

Есть определенный круг богослужений, и всенощное бдение является необходимой частью воскресной службы. Но существуют жизненные обстоятельства определенного уровня, когда человек не в состоянии пойти на всенощную. Но он может пойти на литургию и причаститься святых Христовых Тайн.

Совершенно обычная практика богослужений в наших русских православных храмах за границей такова, что большинство прихожан, живущих в разных городах, приезжают только на воскресное богослужение. Поэтому в большинстве случаев в храмах существует только воскресная литургия.

Это связано и с тем, что если священник будет служить не только литургию, но и прибавлять к ней, скажем, утреню, то богослужение будет совершаться около четырех часов. Это не просто тяжело для восприятия, но и связано с расписанием транспорта, платой за парковку…

Но то обстоятельство, что служится только литургия, не является для прихожан, которые приезжают причащаться, преградой для принятия святых Христовых Тайн.

Но если у человека есть возможность посетить всенощное бдение, и он просто по лени, по нерадению идти не хочет, то тогда это может стать препятствием к причастию.

Да, получается, что храм «занимает» оба выходных обычного работающего пять дней в неделю человека. Но только живущие в XX, XXI веках привыкли к таким вещам, как два выходных. Раньше люди не имели такой «социальной защиты». Они шесть дней работали, а седьмой посвящали Господу Богу.

Вопрос не в том, можно ли вместо всенощной поваляться на диване. Тут ответ однозначный. Другое дело, что у людей могут быть вполне оправданные семейные заботы. В конце концов, именно на это время должны привезти заказанную мебель из магазина. Или – пригласили на юбилей дорогого для всей семьи человека. Если мы провели этот юбилей благочестиво, почему он может стать препятствием для причащения?

Но все это происходит не каждую субботу. А просто решить, что всенощное бдение – вещь необязательная, и я на нее ходить не буду, – неправильно.

Действительно, существует такое мнение, что православный христианин должен причащаться на каждой воскресной Литургии.

В принципе, теоретически - это очень хорошо. Ведь Господь, по сути, нас к тому и призвал. Для того и совершается Таинство Евхаристии. И возглас священнический «Вонмем. Святая святым» обращен к нам и переводится как «Будем предельно внимательны! Святая, т. е. Тело и Кровь Христовы преподается святым - т. е. всем нам - царственному священству, освященному в Таинстве Крещения и добывающему благодать Божию усилием очищения своих души и тела от греха, происходящими в Таинстве Исповеди, в молитве, в посте, в добрых делах». И эти люди, максимально очистившиеся с Божьей помощью, приходят, чтобы им была преподана величайшая святыня Евхаристии, которая соединяет их с Богом. И происходит дивное преображение, воскресение, исцеление человека во Христе!

Потому, конечно же, причащаться нужно. Желательно почаще. Причащающийся человек максимально полнокровно участвует в Литургии, проживая ее огненно, воистину Божественно, словно пылающий любовью к Богу серафим.

Каждый, желательно со своим духовником или со священником, которому он доверяет, должен выработать максимально приемлемую для себя норму причастия, если так можно выразиться. Потому что легко попытаться, скажем образно, лечь под эту «духовную штангу», мысленно наложить на нее металлических тяжелых «блинов» для веса и в горячке рвануть ее. Но этой штангой можно проломить себе грудную клетку в худшем случае, а в лучшем - разорвать себе мышечную ткань. И остаться инвалидом. Такие случаи в церковной практике тоже известны. Человек по собственному произволу берет на себя духовный подвиг не по силам, а потом не может его выдержать. Бывало, когда люди из-за этого даже уходили из Церкви. В этом случае очень полезны книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «О прелести» или «Аскетические опыты». Ведь вспомним, например, печерского преподобного Исаакия Затворника, который помимо воли настоятеля без благословения ушел в затвор, там через некоторое время стал жертвой беса, и преподобные отцы потом несколько лет вымаливали его у Бога, потому что он лежал будто бы мертвый в параличе, немой.

Нужно все соразмерять со своими силами. Легче всего в романтическом энергичном порыве взять низкий старт, а потом угрюмо и мрачно сойти с дистанции, потому что не выдержишь добровольно возложенного на себя подвига.

Я своим прихожанам иногда в шутку говорю. Если сравнивать православного христианина с каким-нибудь животным, то это точно не гепард, который со старта развивает скорость в сто километров. Да, он ее развивает. Но не может бежать с ней все время. Это его стартовая скорость, хищнический бросок, который длится всего 10-20 секунд. А потом гепард устает. Православного человека скорее можно сравнить с верблюдом, который неторопливо, но спокойно и уверенно, терпеливо перенося тяжелейшие погодные условия, движется к своей цели.

В случае с православным христианином - к Царствию Небесному.

Мне кажется из священнического опыта, что мирянину очень сложно будет причащаться на каждой воскресной Литургии: три дня поста, четыре дня (включая сам день причастия) супружеское воздержание, молитвы, каноны, Последование ко причастию Святых Христовых Тайн довольно нелегко выдержать даже поставленному на то священнику. А работа, дети, семья, домашние обязанности? Все это может стать непосильной ношей. Потому, конечно же, лучше причащаться более четырех раз в год (в большие посты), но все-таки соразмерять причастие с собственными силами, временем и занятостью.

К тому же есть экстраординарные ситуации, когда по благословению архиерея или священника можно причащаться каждый день: предсмертное состояние, тяжелая болезнь.

Но в случае со здоровым человеком лучше соблюсти, на мой взгляд, разумную золотую середину, чтобы причастие не превратилось для вас в обыденную привычку или в тяжелую повинность, которую вы, скрипя зубами отбываете, но в легчающую и золотую радость.

Надо ли приходить на всенощное бдение накануне причащения?

Вопрос провокационный, я бы сказал. Хотите подставить священника, который допускает к причастию тех, кто не «отстоял» предварительно всенощную, задайте ему этот вопрос публично.

Протоиерей Игорь Прекуп

Почему-то вспомнился старый католический анекдот. Спорят иезуит и францисканец о курении. Францисканец категорически против, иезуит – за. Тогда францисканец выдвигает такой аргумент: «Критерий добра и зла – молитва. Разве курение совместимо с молитвой?» – «Почему бы нет»? – улыбается иезуит.

«Хорошо. Давай зададим этот вопрос Папе», – предлагает францисканец и звонит Рабу рабов Божиих. Дождавшись соединения, он спрашивает: «Ваше Святейшество, можно ли курить во время молитвы?» Получив отрицательный ответ, сопровождаемый возмущенной цепью междометий, он с удовлетворением посмотрел на иезуита, который нисколько не смутившись, попросил телефон и спросил Папу, можно ли молиться во время курения. На что услышал: «Сказано в Писании: непрестанно молитесь (1 Фес. 5; 17)».

Покажите мне священника, который скажет Вам: «Не-е, не надо, зачем? Сидите дома. Вообще в храм каждое воскресенье одни фанатики религиозные ходят, не уподобляйтесь им, не надо…».

Во-первых, если уж на то пошло, вопрос поставлен логически некорректно, однако эта некорректность оправдана именно тем, что она отражает ущербный подход к причащению как к индивидуальному акту , осуществляемому за компанию с другими людьми, случайно одновременно пришедшими на литургию.

Во-вторых, он поставлен еще и дважды некорректно, опять же в силу того, что на него невозможно ответить, не соблазнив одних и не обделив других. В самом деле, посмейте только заявить, что на всенощную ни к чему ходить накануне литургии. Кроме того, что такое отношение просто само по себе ложно и порочно, найдется немало «ревнителей», которые запишут вас категорию церковных либералов, заклеймят «пятой колонной», а то и «жидовствующим» (непонятно, с какого боку, да и неважно; главное «изобличить» и «квалифицировать»).

Можете после этого бить себя пяткой в грудь сколько угодно, доказывая, что вы не то хотели сказать и вас не так поняли; считайте, что «малых сих» вы уже соблазнили – идите, примеряйте жернов…

Но вернемся к ущербности, которая, как и любая другая ущербность, не распознается, как правило, своими носителями – к ущербности евхаристической . Ведь, собственно, в основном, из-за чего заявление о ненужности посещения всенощной перед причащением может вызвать негодование? Из-за того, что это – элемент говения, а перед причащением положено говеть. Ключевое слово – «положено». Кем и куда положено – неважно. Нам положено. Зачем? Это, дескать, не нашего ума, наше дело – исполнять. Все. Круг замкнулся.

«Положено»… Наряду с трехдневным постом, «вычитывание» последования ко святому причащению – один из элементов того, что надо сделать , одна из наших обязанностей, исполнив которые можно будет, продолжая называть себя недостойным, утешать свою совесть сознанием, что «достойно причастились», перенося, таким образом, достоинство с формального исполнения «положенного» на представление о качестве своей души (т.е. мы и дальше будем, поскольку «так положено», называть себя «недостойными», но, благодаря тому, какие мы молодцы, делать мы это будем, как бы уже подмигивая самим себе: ведь мы-то знаем …).

Тот, кто смеет ставить под сомнение обязательность «отстаивания» Всенощной накануне причащения, рассматривается «православным людом» как смутьян-обновленец именно потому, что ломает стройную конструкцию вот этого порочного мнимо-церковного сознания, окружающего причащение этакой полосой препятствий, которые надо потрудившись, преодолеть, а преодолевая, пострадать, чтобы получить причастие как бы в награду за понесенный «скорбный труд и дум высокое стремленье».

Таким образом, получается, что изначально верная идея о важности участия причастника в богослужении суточного круга профанируется самими же «ревнителями», в результате чего участие в общественном богослужении вырождается в «отстаивание службы», в ее «выслушивание» (говорят же, например, «выслушать обедню»).

Получается, что человек пришел в «публичное место» (каковым храм, если понимать это в церковном духе, не является), где происходит сеанс отправления религиозного культа.

Сеанс проводят уполномоченные на то лица (клирики). Остальные присутствуют каждый сам по себе (даже не на сеансе, а как бы всего лишь при его совершении), без какой-либо претензии на участие в нем – так, сам по себе каждый может индивидуально по ходу о чем-то молиться, о своем; ну еще, когда хор поет: «Господи, помилуй!» можно сообща с другими перекреститься (благо, хоть эти два слова понятны), но отнюдь не всегда слуху доступен текст ектеньи, произносимой священнослужителем. А уж, чтобы молиться совместно с хором или хотя бы с чтецом – это прямо-таки непозволительная роскошь, учитывая, какое внимание у нас обычно уделяется внятности пения и чтения.

Как же быть? А так, что надо понять несколько важных вещей. Всенощная – это не повинность, за исполнение которой выдается вознаграждение в виде допуска к причастию. Это комплексное богослужение суточного круга, обогащающее нас и благодатью, и богословским знанием. Литургия, в отличие от вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов – не одна из служб суточного круга. Она встраивается в тот или другой его участок, в зависимости от указаний Устава, но сама по себе не является его составной частью.

В-третьих, литургия, независимо, какая конкретно (святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого, преждеосвященная или святого апостола Иакова и др.), служится все же именно в пространстве суточного круга, поэтому человек призывается участвовать в литургии, окунувшись в богатство смыслов, заключенное в предваряющих ее службах.

Все вышесказанное относится к любому богослужению суточного круга, совершаемому накануне вечером, а не только к всенощному бдению, которое на практике уже давно никакое не «всенощное». На сегодняшний день это тип особо торжественного вечернего богослужения, совершаемого, согласно Уставу, в важные церковные праздники, в т.ч. и по воскресеньям, ибо каждое воскресенье – маленькая Пасха. Не накануне праздников, обратите внимание, а именно в праздники, потому что богослужебные сутки (а стало быть, и сам праздник, в том числе и воскресное богослужение) начинаются с вечера.

О всенощной разговор пошел, потому что в основном люди причащаются по воскресеньям, а накануне воскресного дня, в субботу вечером, совершается всенощное бдение.

Так вот, что важно: это должно быть не просто посещением храма, потому что положено по праздникам ходить в церковь, или потому, что это (независимо праздник ли, рядовые ли памяти святых) требуется накануне причащения.

Участие (не «отстаивание» и не «выслушивание», а именно участие ) в вечернем богослужении – это погружение в вечность путем единения с Церковью – Царством Божиим на земле – через службу, посвященную какому-нибудь значимому событию или святому, причем погружение не с какого-то промежуточного этапа или в «единодесятый час», а с самого начала суточного круга.

Призывая нас приходить в храм не только в день причащения, но уже накануне, Церковь приглашает к началу богослужебного цикла , в рамках которого мы надеемся причаститься святых Христовых Таин. Любое дело лучше совершать полностью, а потому и хорошо в день причащения не несколько минут посвятить единению с Богом, и даже не пару часов, не считая времени, «убитого» на дорогу, и не еще сколько-то там, но… весь Божий день отдать – тот самый день, который «и был вечер, и было утро…», хотя бы в объеме одних суток, одного богослужебного цикла, одного – но целого .

Это не просто хорошо. Это прекрасно. У всех ли, всегда ли есть возможность с вечера уже быть на службе? Особенно, когда храм не в «шаговой доступности»? Вопрос риторический, наводящий грусть-тоску да уныние с отчаянием. Теперь, что получается? Нет возможности участвовать в богослужении с вечера, так и не помышляй даже о регулярном причащении? Возвращаемся к дореволюционной порочной практике причащения раз в год, от силы – четыре?

В ответ на этот крик души предлагаю вспомнить притчу о работниках в винограднике (Мф. 20; 1–16). Хозяин рано поутру выходит нанимать работников и договаривается с каждым из них за один динарий. В течение дня он неоднократно еще выходил и нанимал новых работников, вплоть до вечера. Однако если первым он обещал по динарию, остальным он обещает дать лишь, что «будет следовать» им, но ничего конкретного. В итоге все получают по динарию: и те, кто поработали всего час, и те, кто «перенесли тягость дня и зной» (Мф. 20; 12).

Вспомним также слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху, в котором он, имея в виду подвиг поста, говорит: «Если кто и девятый час пропустил, пусть подходит он, ничем не смущаясь, ничего не страшась. Если кто к одиннадцатому часу подоспел, пусть и он не смущается опозданием: ибо владыка щедр и любит одарять, и последнего принимает, как первого; и пришедшего в одиннадцатый час отпускает на покой, как и работавшего с первого часа: и последнего милует, и первому угождает, и тому воздает, и этого одаряет, и сделанное принимает, и намерения приветствует, и дела чтит, и замыслы хвалит» (перевод Ольги Седаковой).

Да, лучше бы «с первого часа», т.е. с самого начала богослужебных суток потрудиться, но если, например, без конфликта или иных бессмысленных осложнений жизни это невозможно, то постараемся не упускать из внимания, что Господь нас зовет на Свою Трапезу, как звал хозяин из притчи людей в свой виноградник, в том числе и тех, кого застал совсем уже к вечеру, когда в них и нужды-то никакой не было.

Он зовет нас, чтобы одарить; отказываться… это даже не свинство – это много хуже. Поэтому лучше хоть «во единодесятый час» прийти, чем отказать Ему. Только вот, во сколько этот «единодесятый час» начинается, где предел, после которого уже нечего «прибегать причащаться»: начало исповеди, часы, возглас «Благословенно Царство!..», Херувимская песнь, евхаристический канон, начало причащения – когда уже «все, поздно»? – Давайте оставим это каждый на усмотрение своего духовника.

Как подготовиться к исповеди и причастию? Подготовка к исповеди и причастию, особенно в первый раз, вызывает много-много вопросов. Я помню свое первое причастие. Как сложно было мне разобраться во всем. В этой статье Вы получите ответы на вопросы: что говорить на исповеди священнику - пример? как правильно причащаться и исповедоваться? правила причастия в церкви? как исповедоваться в первый раз? как готовиться к причастию? Ответ на эти вопросы даёт современный греческий проповедник архимандрит Андрей (Конанос) и другие священники.

Другие полезные статьи:

Причастие учредил Сам Иисус Христос на своей последней трапезе с Апостолами. Современный греческий проповедник и богослов архимандрит Андрей (Конанос) говорит , если бы люди осознали, какой Дар единения с Богом они получают во время причастия, ведь теперь в их венах течет Христова кровь… если бы они осознали это в полной мере, их жизнь бы очень изменилась!

Но, к сожалению, большинство людей во время причастия похожи на детей, играющих с драгоценными камнями и не понимающих их ценности.

Правила причастия можно найти в любом Храме. Обычно они изложены в небольшой книжечке под названием «КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ». Вот эти простые правила:

  • Перед причастием нужно 3 дня поститься — есть только растительную пищу (отказаться от мяса, молочных продуктов и яиц).
  • Нужно быть на вечерней службе накануне перед днем причастия.
  • Нужно исповедаться либо на вечерней службе либо в день причастия в самом начале литургии (утренней службы, во время которой и происходит причастие).
  • Нужно несколько дней более усердно молиться — для этого читать утренние и вечерние молитвы и прочитать каноны: Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Х ристу ,
    Канон молебный ко Пресвятой Богородице ,
    Канон Ангелу Хр анителю ,
    Последование ко святому причащению * . * Если Вы никогда не читали Каноны (на церковно-славянском языке), можете послушать аудио (есть на сайтах-молитвословах по указанным ссылкам).
  • Нужно причащаться натощак (утром ничего не есть и не пить). Исключение делается для болящих людей, например диабетиков, для которых еда и лекарство жизненно необходимы.

Если Вы станете причащаться на каждой литургии, каждое воскресенье, Ваш духовник сможет разрешить Вам меньше поститься и не вычитывать все указанные молитвы. Не бойтесь спрашивать батюшку и советоваться с ним.

Как проходит причастие в церкви?

Предположим Вы решили причаститься в воскресенье. Значит, накануне вечером (в субботу) Вам нужно прийти на вечернюю службу. Обычно вечерняя служба в Храмах начинается в 17:00. Узнайте, во столько начинается литургия (утренняя служба) в воскресенье, на которой будет проходить само причастие. Обычно, утренняя служба в Храмах начинается в 9:00. Если исповеди не было на вечерней службе, то исповедаетесь в начале утренней службы.

Примерно в середине службы Священник вынесет из алтаря Чашу. Все, кто готовился ко причастию, собираются возле чаши и складывают руки на груди правую поверх левой. К чаше подходят осторожно, чтобы не перевернуть её. Священник ложечкой даёт причастникам Святые дары — кусочек тела и крови Христовой под видом хлеба и вина.

После этого Вам нужно пройти в конец Храма, где Вам дадут запивку. Это разбавленная вином вода. Запивать нужно, чтобы ни одна капля или крошка Евхаристии не пропала. Только после этого можно перекреститься. В конце службы нужно выслушать благодарственные молитвы.

Как подготовиться к исповеди? Что говорить на исповеди священнику - пример? Список грехов

Главное правило на исповеди, о котором всегда напоминают священники, не пересказывать грехи. Потому что, если Вы начнете пересказывать историю, как Вы совершили грех, то Вы невольно начнете оправдывать себя и обвинять других. Поэтому на исповеди просто называются грехи. Например: гордость, зависть, сквернословие и т.д. А чтобы ничего не забыть, воспользуйтесь перечнем грехов против Бога, против ближних, против себя (обычно такой список есть в книжечке «КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ».

Грехи запишите на листочке, чтобы ничего не забыть. Приходите в Храм утром пораньше, чтобы не опоздать на исповедь и на общую молитву перед исповедью. Перед исповедью подойдите к священнику, перекреститесь, приложитесь к Евангелию и ко кресту и начинайте перечислять заранее записанные грехи. После исповеди священник прочтет разрешительную молитву и скажет, допущены ли Вы ко причастию.

Очень редко бывает, когда священник для Вашего исправления не допускает Вас ко причастию. Это, в том числе, и проверка Вашей гордыни.

Важно во время исповеди, называя грех, дать себе обещание не повторять его. Очень важно накануне причастия примириться с недругами и простить своих обидчиков.

Как исповедоваться в первый раз?

Первая исповедь часто называется генеральной исповедью. Как правило, в листочек со списком грехов попадают практически все грехи из списка грехов против Бога, ближнего и себя. Батюшка наверняка поймет, что Вы пришли на исповедь первый раз и поможет Вам советом, как постараться не повторять грехи и ошибки.

Надеюсь, статья «Как подготовиться к исповеди и причастию?» поможет Вам решиться и пойти на исповедь и причастие. Это важно для Вашей души, ведь исповедь — это очищение души. Тело мы моем каждый день, а о чистоте души не заботимся!

Если Вы никогда не исповедовались и не причащались и Вам кажется, что подготовиться очень трудно, рекомендую Вам всё равно совершить этот подвиг. Награда будет велика. Уверяю Вас ничего подобного Вы раньше не испытывали. После причастия Вы ощутите необыкновенную и ни с чем не сравнимую духовную радость.

Самым трудным обычно кажется вычитывание канонов и последования ко святому причащению. Действительно, в первых раз читать тяжело. Воспользуйтесь аудиозаписью и прослушайте все эти молитвы в течение 2-3 вечеров.

Послушайте в этом видео рассказ священника Андрея Ткачева о том, сколько времени (обычно несколько лет) отделяет человека от желания пойти на первую исповедь до момента первой исповеди.

Желаю всем радоваться жизни и благодарить Бога за всё!

Алёна Краева