Методы исследования положения личности в группе.

Человек не может жить в полном одиночестве.

Социальная группа - объединение людей с це­лью удовлетворения потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Люди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общи­ми чертами психологического склада), профес­сии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам. Группу можно определить как объединение людей по опреде­ленному признаку. Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, откло­нение от которых карается санкциями (от осуж­дения до бойкота и исключения из группы).

Все группы людей можно разделить на боль­шие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количе­ственная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (осо­бенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителя­ми группы).

Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.

Малую группу характеризуют: наличие об­щей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, опреде­ленный эмоциональный фон, длительность суще­ствования, добровольный характер, наличие вза­имных ожиданий.

Малые группы бывают :

Условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом);

Реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом);

Естественными (складывающимися сами по себе).

Естественные группы делятся на:

Формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

Неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.

Все группы могут быть высокоразвитыми и слаборазвитыми.

Группа оказывает определенное давление на индивида. По способу реакции на такое давле­ние определяют возможные модели поведения: конформизм или приспособленчество (измене­ние человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии), внушаемость (человек принимает линию поведения), активное согла­сие (сознательное отстаивание интересов груп­пы), нонконформизм (несогласие с большин­ством, отстаивание собственных интересов).

Группы могут быть первичными и вторичными.

Первичные группы - каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компа­ния). Здесь обычно формируется личность, каж­дый находит интимную среду, симпатии и воз­можности реализации личностных интересов.

Вторичные группы - социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер - бригада, тренер - команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.

Религия, атеизм и свобода совести.

Религия - это мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которое определяется верой в существование сверхъестественного.

Типология религий:

1) Исторические типы:

а) Архаичные (древние) религии:

Тотемизм - вера в животных и растения (тотем), обладающих сверхъестественной силой.

Фетишизм - поклонение фетишу, неоду­шевленному предмету, наделяемому сверхъе­стественной силой. В дальнейшем приписы­ваемые предмету свойства стали, как бы «отделившись» от него, самостоятельными сущностями - «духами».

Анимизм - вера в призраков и духов, которые населяют мир наравне с людьми.

б) Современные религии

Теистические - вера в богов (христианство, иудаизм, ислам)

Этические - вера в этические идеалы связи со Вселенной (буддизм, даосизм, конфуцианство)

2) По количеству богов:

Политеистические - вера в нескольких богов

Монотеистические - вера в одного единственного бога.

3) По степени распространения на планете:

Мировые - буддизм, христианство, ислам

Локальные (национальные) - иудаизм, конфуцианство, синтоизм.

Атеизм - система взглядов, отвергающая религиозные представления (веру в бога, в бессмертие души, в воскресение из мертвых и т. д.). Как система взглядов атеизм не сводится только к исторической, философской, естественнонаучной критике религии. Атеизм объясняет причины возникновения, источники веры у людей, изучает социальную природу религии. Атеизм следует отличать от других видов критики религии (антиклерикализм, вольнодумство и т. д.). Это исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

Одним из путей преодоления религиозных противоречий является признание и соблюдение свободы совести и вероисповеданий .

Всеобщая декларация прав человека в статье 18 провозглашает: “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает – свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…”

По Конституции Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ гласит: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.

Билет №9

1. Общество и его типы. Основные сферы общественной жизни.

Общество- в широком смысле - часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

В узком смысле - совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. (напр., общество книголюбов и т.п.)

Понятие «общество» неоднозначно. В исторической науке есть понятия - «перво­бытное общество», «средневековое общество», «российское общество», означающие определен­ный этап исторического развития человечества или конкретную страну.

Под обществом обычно понимают:

Определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т. д.);

Людей, объединенных общими целями и интересами (общество декабристов, общество книголюбов);

Население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество);

Все человечество (человеческое общество).

Функции общества:

Производство жизненных благ;

Систематизация производства;

Воспроизводство и социализация человека;

Распределение результатов труда;

Обеспечение законности управленческой деятельности государства;

Структурирование политической системы;

Формирование идеологии;

Историческая передача культуры и духовных ценностей

Человеческое общество включает в себя ряд об­ластей - сфер общественной жизни:

- экономическую - отношения между людьми в процессе производства, распределения, обме­на и потребления материальных и нематери­альных благ, услуг и информации;

- социальную - взаимодействие больших социальных групп, классов, слоев, демографичес­ких групп;

- политическую - деятельность государствен­ных организаций, партий и движений, связан­ная с завоеванием, удержанием и осуществле­нием власти;

- духовную - мораль, религия, наука, образова­ние, искусство, их влияние на жизнь людей.

Под общественными отношениями понима­ются многообразные связи, возникающие между людьми в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельнос­ти. Различают отношения в сфере материально­го производства, в духовной жизни.

Проявление сфер общества :

а) Политико-правовая сфера:

Ратификация международного договора

Введение поправок к закону

Проведение выборов в парламент

б) Экономическая сфера:

Рост числа акционерных предприятий

Увеличение денежной массы в стране

Уменьшение производства товаров

Введение нового налога

Отношения собственности

в) Социальная сфера:

Демографические изменения в государстве

Типы обществ:

1) доиндустриальный (традиционный)- состязание человека с природой

Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2 / 3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.

2) индустриальный - состязание человека с преобразованной природой

Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.

3) постиндустриальный - состязание между людьми

Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.

4) Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества - информационного.

2. Глобальные проблемы человечества.

Глобальные проблемы - это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века, и от решения которых зависит существование цивилизации.

Основные глобальные проблемы:

а) преодоление экологического кризиса и его последствий :

Истощение природных ресурсов

Загрязнение окружающей природной среды

б) демографическая проблема (проблема роста населения земного шара)

в) проблема сокращения разрыва в уровне экономического развития между странами

г) проблема предотвращения угрозы третьей мировой (ядерной) войны

д) борьба с международным терроризмом, с наркомафией и наркоманией

е) предотвращение распространения СПИДа

Глобальные проблемы:

Возникли во второй половине XX века

Все глобальные проблемы взаимосвязаны

Охватывают все стороны жизни людей

Касаются всех без исключения стран мира

Причины: эксплуатация ресурсов, гонка вооружений, низкая культура людей, рост населения

К числу социальных последствий НТР относится

Рост требований к подготовке специалистов

Увеличение доли работающих в сфере обслуживания

Увеличение продолжительности обучения в школе
- рост образования населения

О б щ е н и е - это сложный процесс установления контактов меду людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение - важнейшая потребность и не менее важная ценность для человека. Общение может быть формальным (официальным) и неформальным.

Потребность в неформальном общении естественна. Она дает возможность общаться без каких-либо формальных (кем-то установленных) правил или по правилам, установленными членами самой группы. Для неформального общения подростки или молодые люди объединяются обычно в малые группы.

М а л а я г р у п п а - это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то признакам. Оптимальное число членов малой группы от 3 до 7, иногда до 10 человек.

Признаком, отличающим малую группу, можно считать общую деятельность, подчиненную общей цели. По этому признаку можно выделить производственные, учебные, спортивные, семейные и др. группы. Среди подростков малые группы образуются по интересам, по месту жительства.

Малые группы могут быть постоянными и временными .

Человек в малой группе всегда имеет определенный статус - положение. Оно определяет права, обязанности и привилегии человека. В неформальной группе всегда есть лидер и рядовые члены группы. Лидер в группе - это человек (подросток) имеющий влияние на всех рядовых членов при выполнении ими совместных действий, при принятии решений.

Малая группа, как правило, сплоченная, иначе она просто прекратит свое существование. Групповая сплоченность достигается благодаря строгому следованию групповых норм. Групповые нормы - это принятые в группе стандарты поведения, правила поведения. Без соблюдения норм группа действовать не может. Она просто перестанет существовать. Вот некоторые нормы: подчинение лидеру, подчинение групповому решению, взаимная поддержка и выручка, в некоторых случаях - справедливое распределение материальных благ. Тот, кто не принимает этих правил, выпадает из группы, или по отношению к нему применяются санкции - осуждение, внушение, вплоть до исключения из группы.

Иногда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных членов и нескольких человек. Тогда можно говорить о групповом эгоизме .

Подростки, молодые люди, а иногда и сформировавшиеся личности могут изменять свое поведение таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, требованиям других людей. В обыденной жизни такое поведение называют приспособленчеством, а в научной терминологии - конформизмом.

Существует несколько способов реагирования человека на давление группы:

  • 1) бессознательно принять мнение группы, линию поведения, принятую в группе;
  • 2) конформизм - осознанное внешнее согласие человека с нормами поведения в группе при внутреннем расхождении с мнением группы;
  • 3) сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее норм, ценностей.

Таким образом, малые группы имеют большое значение в жизни людей и особенно подростков. Именно в группах происходит общение человека с другими людьми, признание его индивидуальности, формирование самоуважения, самооценки.

Люди, входящие в группу, не могут там находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занята группа. Каждый её член в соответствии со своими деловыми и личностными качествами имеет определённое положение в системе групповых межличностных отношений. Для изучения положения личности в коллективе в психологии существует ряд методов. Таких методов, довольно много.

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Среди известных методов исследования в психологии наиболее часто используются следующие методы.

Наблюдение - научно-целенаправленное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Тесты являются специализированными методами обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Р.С. Немов выделяет три группы методов изучения личности в группе. Первые из них характеризует персональное отношение данного человека к другим людям, вторые -- положение данного человека в системе сложившихся, внутригрупповых отношений, третьи -- психологию той социальной группы, в которую входит данный индивид и в систему межличностных отношений которой он включен.

Для изучения положения личности в коллективе используются те, методы, которые были рассмотрены нами ранее. Но кроме них также существуют и другие.

Основными методами изучения положения личности в группе А. В. Петровский считает социометрию и референтометрию.

Метод социометрического исследования был предложен американским психологом Дж. Морено. С помощью этого метода можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрический метод весьма оперативен, его результаты могут быть математическими обработаны и графически выражены.

В основе социометрического приёма лежит вопрос, который может быть отнесён к любой из сфер человеческих взаимоотношений (с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, отдыхать и т.д.). Как правило предлагается два направления выбора - в области совместного труда и в области развлечений. Дальнейший анализ выборов при занесении их на матрицу выбора показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических «звёзд» (которых выбирает большинство), «париев» (от которых все отказываются) и всю иерархию промежуточных звеньев между этими полосами.

Бесспорно, социометрический метод является весьма оперативным и при его мощи может быть достаточно чётко выявлена картина эмоциональных тяготений внутри группы.

Однако социометрический анализ может дать лишь самое общее описание этой сети коммуникация. Он никак не продвигает к пониманию того, почему в одних общностях индивид оказывается противопоставленным группе, а в других этих разрывов в коммуникативной сети не обнаруживается.

Систему связей, констатируемую с помощью социометрической техники, нельзя считать неизменной. Сегодняшняя «звезда» завтра может остаться в изоляции.

Социограммы не могут рассказать нам о причинах этих изменений. Остается также неизвестным, какими мотивами руководствовались члены группы, отвергая одних и выбирая других, что скрывается за симпатией и антипатией различных членов группы.

Модель группы как эмоционально-психологического феномена, лежащая в основе социометрических исследований, не дает возможности осуществлять анализ межличностных отношений людей на основе определенных общественно установленных норм, ценностных ориентаций и оценок, поскоку всё сводит к регистрации взаимодействий, взаимных эмоциональных оценок.

Нельзя делать далеко идущие выводы, опираясь лишь на выясненную картину взаимных предпочтений и взаимного неприятия в группе. Социометрия, фиксируя лишь внешнюю сторону связей, неспособна открыть природу этих предпочтений.

При социометрическом подходе к группе основным фактором выбора в системе отношений являются симпатии и антипатии. Существуют и другие критерии.

Одна из важнейших характеристик человека в группе состоит в том, что он обращается к своей группе как к источнику ориентации в окружающей действительности. эта тенденция является закономерным следствием разделения труда. Каждый участник совместной деятельности заинтересован в оценке ее значимых условий, целей и задач, вклада каждого общий труд и своего собственного вклада, в оценке своей личности, отраженной в зеркале общего мнения. Все это в наибольшей степени присущ группе высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредствуются общим делом, его содержанием и ценностями, производными от требований, которые предъявляет ей общество.

Люди, которых индивид избирает, чтобы справляться с их мнениями и оценками, и которые служат точкой отсчета для оценки субъектом самого себя и других людей, рассматриваются как референтный круг общения, или референтная группа.

Референтность обнаруживается в ситуации, когда определяется отношение субъекта к значимым для него объектам (целям и задачам деятельности, а также объективным трудностям их осуществления, конфликтным ситуациям, личным качествам участников совместной деятельности, в том числе и его самого, и т.д.).

У каждого человека есть своя референтная группа, с требованиями которой он безусловно считается, на мнение которой он ориентируется. Как правило, это не одна группа, а некоторая их совокупность. у одного школьника такой референтной группой может оказаться семья и вместе с тем компания ребят со двора, гимнастическая секция в спортивном обществе, а также товарищ отца, а у другого юноши референтная группа - это его класс, учителя и два приятеля, увлеченные филателисты.

Для выявления факта референтной предпочтительности используется особый методический прием - референтометрия.

Идея референтометрии состоит в том, чтобы, с одной стороны, дать возможность испытуемому ознакомиться с мнением любого члена группы по поводу заранее отобранных и несомненно значимых объектов (в том числе с оценкой его, испытуемого, личных качеств), а с другой - строго ограничить количество таких избираемых лиц. Это вынуждает испытуемого проявлять высокую степень избирательности к мнению и оценке привлекающих его лиц.

Референтометрическая процедура весьма оперативна, она дает редставление о статусной структуре (кто есть кто в группе), взаимности предпочтений или ее отсутствии, открывает возможность выявления мотивационного ядра выбора, а также проведения так называемого аутореферентометрического эксперимента (где испытуемый прогнозирует свое место в системе выборов), позволяет осуществлять математическую обработку данных, выражать их графически, составлять карты и матрицы выборов и т.д. Но, В отличие от социометрической сети, основанием выбора оказываются не симпатии или антипатии, а ценностный фактор.

Ценности, которые составляют глубинный фундамент социально- значимой деятельности группы, образуют вместе с тем основание для внутригрупповой предпочтительности и выбора по признаку референтности.

Для эффективного использования медов исследования, при их выборе необходимо учитывать следующие показатели их.

Валидность - это характеристика степени, в которой тест измеряет то, для измерения чего он предназначен.

Достоверность характеризует устойчивость измерительной процедуры к фальсификации и линейной зависимости сопутствующих переменных. Она отличается от валидности. В ситуациях, когда испытуемый пытается намеренно исказить ответ или измеряемая характеристика линейно связана с какой-либо иной характеристикой.

Надежность оценивает согласованность показателей, полученных на тех же самых испытуемых при повторном тестировании Тем же самым тестом или эквивалентной его формой

Репрезентативность характеризует способность выборки испытуемых быть представительной, то есть достаточно точно отpажaть характеристики того контингента испытуемых, который обследуется.


Человек в группе .

Группа реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам: семья, школьный класс, дружеская компания, интеллигенция, молодежь, ветераны и др .

Именно в группах происходит общение человека с другим человеком.

Малая группа группа из двух и более человек , объединенных одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельностью, находящиеся в непосредственном контакте друг с другом .

Основные признаки малой группы :

Взаимодействие членов группы, их личное знакомство между собой;

Групповые интересы;

Групповые ценности;

Групповые сенсации (запретительные, поощрительные).

Статус – положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

В различных группах один и тот же человек может иметь разный статус.

В группе человек всегда играет какую-нибудь роль.

Роль – роль, это способ поведения, определяемый статусом человека.

Некоторые роли как бы постоянно закреплены за человеком: роль члена семьи, роль работника. В группе же человек играет различные роли, которые определяются деятельностью групп. наиболее важной является роль лидера.

Лидер в группе – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то , реально играющая центральную роль в организации совместной деятльности и регулировании в группе.

По ходу деятельности лидер может меняться. Вероятна ситуация при которой решения в группе принимаютя не определенным человеком, а всеми участниками, или в этой группе может не быть никого, способного выполнять функции лидера. Тогда каждый из участников группы предоставлен самому себе.

Групповые нормы - совокупность правил и требований, вырабатываемых и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Отношения между людьми, складывающиеся в группе, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью.

Помимо положительного воздействия малая группа может оказать и отрицательное влияние на человека. Речь идет о групповом эгоизме.

Групповой эгоизм – достижение целей группы за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересам всего общества.

Иногда человек, чтобы остаться в группе, становится конформистом.

Конформизм - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Конформист осознанно расходится в мнениях с окружающимися людьми, но тем не менее соглашается с ними , исходя из каких-либо соображений.

Существуют три способа реагирования человека на давление группы:

1\ внушаемость – человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы.

2\ конформизм – осознанное внешние согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.

3\ коллективизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм, идеалов.