Сущность человека состоит в. Личность – социальная сущность человека

Экономическая теория, в том числе политическая экономия, для выяснения роли человека прибегают к различным характеристикам: субъект производительных сил и экономических отношений (производственных), рабочая сила, личностный фактор производства, человеческий капитал, человек экономическая и тому подобное. Поиски ученых длятся несколько веков, создан различные теории о месте человека в экономическом и социальном прогрессе.

В марксистской политической экономии, несмотря на провозглашенную тезис о человеке как главную производительную силу, политико-экономические проблемы, законы развития человека и его роль в отношениях экономической собственности (кроме положения, она является субъектом таких отношений) практически не рассматривались. Раскрытие социально-экономической сущности человека, роли человека-работника и человека-владельца, значение экономического мышления и закона возрастания потребностей позволяет понять, что именно человек является решающим движущей силой социально-экономического прогресса.

Социально-экономическая сущность человека

Социальная сущность человека.

Каждый человек - это очень сложная система, в которой совмещены земные и космические силы, природный и духовный миры, гены ее предков и генофонд будущих поколений и тому подобное. Так, еще в XVII в. нидерландский ученый Христиан Гюйгенс (1629-1696) связывал деятельность человека с Космосом; эту идею развил отечественный ученый Владимир Вернадский (1863-1945) в концепции ноосферы. Различные аспекты человека изучают естественные и общественные науки, специальные научные учреждения. Простейшую обобщенную характеристику человека предлагает философия, определяя ее как биосоциальную и духовное существо, то есть существо, в котором противоречиво сочетаются биологическая и социальная стороны, взаимообуславливают, взаимоисключающи, взаимопроникают и т.д., т.е. взаимодействуют между собой. Поэтому украинский философ Григорий Сковорода (1722-1794) разграничивал в человеке внутреннюю (духовную) и внешнюю (материальную) природу. Характеризуя сущность человека, М. Туган-Барановский называл человеческую личность верховной целью в себе.

Социальная сущность человека - комплекс общественных видов ее деятельности, основанные на сохранении положительных сторон современного человека экономической (человека-работника нового типа и человека-собственника) в сочетании с его биологической стороной.

Человек как биологическое существо является творением Божьим, на котором постоянно сказывалось влияние природы. Она наделена прежде всего природными силами, которые формируются и воспроизводятся в процессе труда. Поэтому работа по физической точки зрения - это осуществление определенных функций человеческого организма, каждая из которых - затраты мозга, нервов, мускулов, органов чувств и др. Воспроизведение человека предусматривает сохранение и поддержание индивида как биологического явления.

Люди должны также удовлетворять свои экологические потребности. Природа и производит, и непосредственно удовлетворяет их. Она является первоосновой физического, психического и эмоционального здоровья отдельного человека и общества в целом. Игнорирование законов природы ухудшает экологическую среду, деформирует личность. Так, по данным американских ученых, в США до 9% смертности населения связано с повышением содержания вредных веществ в воздухе. Сильный шум (более 66 децибел) ускоряет старение и сокращает продолжительность жизни на 8-12 лет.

Научно-техническая революция предъявляет повышенные требования к естественной стороны человека (его нервной системы, органов чувств, психологии и т.д.). В частности, растут интенсивность труда (прежде всего умственной), эмоциональные, нервные, психологические нагрузки на человеческий организм. Поскольку человек является частью природы, необходимо учитывать дополнительные критерии гуманизации и экологизации техники с предвидением близких и отдаленных последствий ее воздействия на природу (окружающие леса, грунтовые и наземные воды, урожайность полей, воздух, возможно изменение радиационного фона, тепловой эффект, химический фон и др.). При определении жизненного уровня населения следует принимать во внимание состояние окружающей среды, экологическую ситуацию. Необходимо формировать также экологическую культуру, экологическое мышление. Расходы на охрану окружающей среды должны стать составной социальных расходов государства, а к выработке экологической политики нужно привлекать широкие слои населения, политические партии.

Человек как социальное существо представляет собой совокупность всех общественных отношений, структура которых определена структурой общественно-экономической формации. К этой совокупности принадлежат экономические (в диалектическом единстве технико-экономических, организационно-экономических отношений и отношений собственности), социальные, политические, правовые, национальные, культурные, духовные и другие отношения.

С расширением сферы деятельности человека обогащается ее сущность, полнее раскрываются сущностные силы. Поэтому, кроме человека-работника, она должна быть человеком-владельцем, человеком-политиком, носителем культуры, духовности, национального духа и энергии народа. Такие виды деятельности в значительной мере совпадают с различными аспектами определения сущности собственности.

Для осуществления прогрессивных преобразований в Украине необходимо преодолеть глубокое отчуждение трудящихся от экономической собственности (в том числе интеллектуальной), процесса труда, его результатов, от управления производством и собственностью (что в общем означать преодоление экономического отчуждения), от классовой и общечеловеческой общности (социальное отчуждение) , от политической, юридической власти, от культуры, присвоение духовных благ, от пользования всесторонней системой информационного обеспечения. Следует также преодолеть отчуждение человека от истории (своей страны, народа). Только при таких условиях возможно расширение возможностей самореализации человека, полный и свободное развитие его физических, организаторских и духовных способностей.

Природу человека можно рассматривать как совокупность ее потребностей, увлечений. Индивид, удовлетворяя свои потребности, воспроизводит себя как общественную сущность. Определяющим для человека является удовлетворение самых элементарных экономических потребностей: в пище, одежде, жилье. На этой основе могут быть удовлетворены культурные, духовные и другие нужды. В свою очередь, социальные нужды активно влияют на экономические. Потребности зарождаются в форме объективной цели, конкретной цели человека. Поэтому она ставит перед собой задачу и стремится его выполнить. Социально-экономический прогресс общества в значительной степени зависит от своевременного осознания большинством населения новых потребностей и их учета в практической деятельности. Так, после провозглашения независимости Украины общенациональной необходимостью является развитие мощной, экономически независимого государства. Только на этой основе можно повысить жизненный уровень населения, развить национальную культуру и тому подобное.

Историки Михаил Грушевский, Иван Крипьякевич и другие говорили о таких чертах украинской нации, как здравый смысл, способность к самоанализу и самокритике, оптимизм, духовное, нравственное и культурное потенциалы, интеллигентность, энергия и предприимчивость, чрезвычайное Свободолюбие и др. Без их возрождение невозможно мобилизовать энергию нации, дух патриотизма и т.п., а следовательно, построить мощную национальную экономику и государство. Чтобы добиться этого, необходимо сформировать современного человека экономическую, которая сочетает черты работника и черты владельца.

Сущность человека – это устойчивый комплекс взаимосвязанных специфических характеристик, необходимо присущих индивиду как представителю рода «человек» («человечество»), а также как представителю определённой (в том числе определённой конкретно-исторически) социальной общности.

Признаки сущности человека:

1. сущность человека имеет родовой характер

Сущность человека выражает своеобразие рода «человек», которое так или иначе представлено в каждом единичном экземпляре этого рода.

Сущность человека включает совокупность черт, позволяющих судить о том, чем род «человек» отличается от прочих родов сущих, т.е. вещей или существ. Сущность присуща только роду. Носителем сущности является род, но не каждый экземпляр рода в отдельности.

2. сущность человека носит деятельный характер – это значит, что она формируется и существует лишь как сумма специфически человеческих видов деятельности. Деятельный характер сущности человека выражается через понятие «сущностные силы человека» - это универсальные возможности человека как родового существа, реализующиеся в процессе истории; это побудительные факторы и средства, а также способы человеческой деятельности (потребности, способности, знания, умения, навыки). Сущностные силы человека носят предметный характер. Каждой способности и, соответственно, каждой потребности человека соответствует свой предмет в мире культуры. Таким образом, сущностные силы человека предполагают наличие предметности особого рода – социальной предметности (см. фрагмент о человеке как предметном существе в «Экономико-философских рукописях» 1844 г. Карла Маркса // Советское собрание сочинений, том 42, стр. 118 – 124).

3. сущность человека носит общественный характер .

Индивид как родовое существо есть существо социальное. Человеческая сущность формируется в процессе совместной деятельности людей, а значит, предполагает определённые социальные формы этой деятельности, систему общественных отношений (например: система отношений, выражающая разделение трудовых функций в первобытном коллективе, а также принципы распределения произведённого продукта). Во внутреннем мире индивида эта система отношений представлена в виде ценностных и нормативных регуляторов:

  • представления о должном

    представления о справедливом

    представления о различии социальных статусов и т.д.

Все качества, присущие отдельны людям и отличающие одного человека от другого, являются общественными отношениями (таковыми являются

    ум человека

    красота (привлекательность)

  • щедрость и т.д.)

Каждое из этих качеств реализуется только как отношение данного человека (носителя этих качеств) к другому человеку.

В этом указанном аспекте родовая сущность человека выступает как синоним социальной сущности.

4. сущность человека имеет конкретно-исторический изменчивый характер . Это означает, что

1) когда рождается новая человеческая особь (младенец), то человеческая сущность не рождается вместе с ней. Эта сущность формируется в деятельности индивида на протяжении всей его жизни. Особь превращается в индивида, когда попадает в общество других.

2) сущность человека меняется со сменой исторических эпох, т.е. со сменой типов общественных отношений. «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она (сущность человека) есть совокупность всех общественных отношений» (Карл Маркс «Тезисы о Фейербахе»).

Разные эпохи представляют совершенно противоположные мнения. Л. Фейербах утверждал, что сущность человека предопределенна заранее и зависит от заложенных генов. После рождения человек не может изменить биологических данных, поэтому разум, чувство и воля – постоянные показатели. К. Маркс продолжает эту мысль, но корректируя понятие, подчеркивает влияние социально-исторической эпохи и напоминает: «На проявление поведения каждого индивидуума сказывается совокупность общественных отношений».

Чем ближе к современности, тем понятнее становятся выводы знаменитых людей о сущности человека. Каждый из философов подчеркивает свою главную мысль, которая характеризует . Свобода выбора, мышление, духовность, самопознание, воля, разум, творческая энергия, труд – все эти понятия значимы и особенны, но только тогда, когда они едины и согласованы с внутренними стремлениями к гармонии. В отдельности – это лишь маленькая часть жизни без дальнейшего развития. Им, ученым, было небезразличным сущность бытия, но акцентируя на одной мысли, они исключали другую.

Первоначальные выводы

Если соединить мысли ученых воедино, можно вывести общую формулировку, которая дает первоначальные понятия – в чем конкретно заключается заложенная или приобретенная сущность человека. Существа, т.е. люди, наделены природными и общественными качествами, применимыми для творческой и свободной деятельности, которая проникнута историческим характером, свойственным конкретным временем. Понятно и запутано одновременно. Почему отсутствуют предпочтительные им черты – мудрость, красота, нравственность, справедливость? В чем виновата любовь – первейшая потребность утверждения своего «я»?

Любовь помогает проявить индивидуальность в свободных направлениях. Контактируя с объектом симпатии, человек изучает и познает его сущность. Неповторимость одного и противопоставление другого. Социальная природная внутренняя сила способна измениться посредством общения, подчеркивая важность ответных чувств. Динамическое развитие в жизни населения любого города или поселка неразрывно связано с темой любви – семья, работа, общество. Им импонирует все, что нравится.

Сближая людей с другими живыми существами, социальная философия одновременно раскрывает отличие. Подчиняясь законам биологических процессов, человек, как высшее существо, наравне с низшими обладает теми же системами: нервной, кровеносной, мышечной. Однако социальная черта развивается из-за связи с обществом, добавляя к имеющимся природным свойствам готовность к труду, свободу выбора, нравственность и мораль, ответственность за взятые обязательства, разум и др.

Социальная общественная жизнь может кардинально изменить биологические данные. Посредством пошагово разработанного воспитания формируется новая личность в нужном направлении. В современной трактовке больше придерживаются единства природных и социальных начал, когда способность мыслить, действовать в виде задатков превращаются в более познавательные процессы, характеризующие дальнейшую жизнь. Социальная задача – адаптация и привитие необходимых качеств возлагаются на родителей, воспитателей и учителей.

Уровни познания

С помощью пяти уровней квалифицируется глубина познания сущности.

  1. Первый. Активность ради потребности.
  2. Второй. Деятельность через труд, как средство к существованию.
  3. Третий. Развитие общественных отношений.
  4. Четвертый. Появление сознательных целесообразных действий, направленных на понимание мира и нахождение своего места в обществе.
  5. Пятый. Свободная и творческая деятельность приводит к изменению общества.

Переходя от уровня к уровню, к индивидууму приходит ясное понятие, в чем точнее , последующая и сознаваемая им деятельность.

Активность ради потребности

На первом уровне существование не отличается от жизни животных. Так же присутствует потребность в пище и сне. Если ограничивать свои действия только тем, чтобы утолить голод и дать телу отдохнуть от передвижений, к вам не придет желание изменить и совершенствовать существующий порядок. Винить некого, анализировать нечего. Сплошной примитив.

Деятельность через труд

Ф. Энгельс высказывался, что «труд создал человека». Полученные им простые орудия труда улучшают быт и условия жизни. При втором уровне, постепенно, через труд, человек становится независимым от природных условий. Биологические потребности принимают другой оттенок, не как приспособление, а надежное средство для игры, учебы или работы.

Развитие общественных отношений

Известно, что человек проявляет себя через деятельность. Однако работа одного члена общества подразумевает совместное производство многих других людей в коллективе или семье. На третьем уровне происходит последовательный обмен информацией, осмысление и передача опыта, налаживание связей, формируются взгляды, мнения, настроения. Вникая в систему общественных отношений, им, мужчинам, женщинам и детям, обыкновенная потребность становится необходимостью для самостоятельной сферы, чтобы показывать развитие, достижение результата и саму сущность.

Понимание мира и нахождение своего места

Социальные условия заставили человека задуматься. Выполняя работу без особой заинтересованности, производительность стояла на месте. Стоило только получить удовлетворение от задания, эффективность и продуктивность быстро увеличивалась. На четвертом уровне появляется цель, к которой хотелось стремиться. Цель накапливалась опытом, поднималась социальная планка, достигался высокий уровень, от этого жить становилось легче, удобнее, веселее. Желание иметь выстроенный план подчеркивает человеческую способность к самостоятельности. С одной стороны достигший результат, с другой – предпосылки к следующему.

Свобода и творчество меняет общество

Высший уровень, которому суждено привести лишь избранных. Им сознаваемая деятельность помогает прокладывать новые пути, разрушать стереотипы и менять не только самого себя, но и внешние обстоятельства. Человек, обеспечивая существование, при полной творческой свободе создает прекрасные шедевры искусства, разрабатывает технологии, живет идеями и будущим.

Социальное влияние

Социальное общение, отношение возникает, когда изменение одного человека происходит под влиянием другого. Каждый по себе выражает свойства общества и несет перемену. Совместная деятельность позволяет проявлять особенности к положению, к процессам и явлению. Разные нации, классы, уровни приводят к разным структурам общества. Приходится сталкиваться, осознавать и находить приемлемое суждение.

Следует понимать, в широком и узком аспекте, то, в чем, непосредственно или опосредствовано, заключается осознание термина «социальная сущность» и внутренние взаимодействия человека с окружением. Широкое – значит общественное, узкое – выбор определенной структуры, группы, коллектива. Из-за этого меняется мнение, выбор, сущность.

Огромную роль в процессе общения играет язык. Без раскрытия обозначения предметов, названий, им, людям, отличающихся или похожих, тяжело было бы найти основу для активной деятельности, которая смогла привести к принципиально новому и качественному повороту при обмене информацией, укреплением традиций.

Призвание человека

Сущность человека подразумевает удовлетворенность от жизнедеятельности. Им, счастливчикам, удается выбрать любимую специальность, определиться с выбором среди множества профессий. Такие люди лучезарны, чисты и приветливы. Они приносят пользу от проделанной работы и придают настроение. Как сложилось, что им повезло и не нашлось в пути множество преград? Видимо желание обладать способностями достигают кульминационной точки и склоняют вселенную к помощи. Или просто, смогли распознать свое призвание.

Социальная программа воспитания подразумевает не нахождению, а предложению стереотипов, по которым требуется прокладывать свой путь. Предлагая чужие находки и способы, тем самым отрицая свое, отличающееся необычностью и нестандартностью, взрослые иногда затаптывают на начальном этапе поднимающийся росток индивидуальности. Поэтому им, скромным и тихим, сложно проявить упорство, чтобы заявить свою сущность.

Для человека, чьи попытки заканчиваются неудачей, сущность становится тяжелой ношей. Прожитое время знаменуется опустошенностью и неудовлетворенностью. Когда осознано, что половина пути отдана нелюбимому делу, наконец, приходит забытое призвание, которое необходимо превратить в реальность. Конечно, социальная общественность не всегда примет «на ура» чудаковатые предложения о переменах, но им не понять, как хочется создать свой отдельный мир.

Заблуждаясь в сложных поворотах, у человека должна присутствовать тропинка, дающая точку отсчета, чтобы вернувшись к истокам, вновь набраться сил и уверенности для дальнейшего продвижения. Чтобы окончательно не запутаться в жизненном лабиринте, определите для себя, в чем удивительном и нестандартном заключается ваша сущность и великое призвание, как человека и гражданина.

Рассуждая о и понятии, в чем заключается каждый прожитый день, вы непременно найдете гармонию с собой, с внешним миром, ощутите точку соприкосновения природных данных и личных желаний. Сущность сама заставит сравнить прошлые чувства с новыми пришедшими эмоциями. Людям, веселым и беспокойным, захочется непременно поднять настроение и заменить радостью и успехом. Потом будет неловко за упущенное время, но приобретенный смысл жизни заставит успокоиться.

Представьте себе будущее, где для человека сущность заключается в полной гармонии. Реализовывая цели, пришедшим к единству души и сознания, социальная адаптация выявиться ненужной. Упуская трения и недоговоренность, люди станут чистыми от материальной зависимости и освобожденными от приписанных обществом обязанностей.

» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности какбиосоциальное существо .

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для . Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате , активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и , нравственность.

Из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности ( , ); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особымбиосоциальным существом.

Биологическое и социальное в человеке и их единство

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

Социальная сущность человека

Арисова Анастасия М-10-1

Определение сущности человека неотделимо от споров о его происхождении. Проблема человека являлась предметом дискуссий и загадкой, волновавшей умы мудрецов, художников, мыслителей, ученых всех времен. «Что такое человек?» являлся и по сей день является одним из основных вопросов философии. Карл Маркс, немецкий философ, рассматривал сущность человека в совокупности общественных отношений, образующих разное отношение человека к миру в разные исторические периоды.

Человеческая природа двойственна. Во-первых, человек является результатом биологической эволюции, во-вторых, продукт развития общества. Человек – биологическое существо, так как является частью живой природы, его мозг и тело – результат деятельности природы; у человека есть биологические потребности – дышать, спать, питаться и др., также имеются инстинкты. Человек – социальное существо, так как он может подавлять свои инстинкты, у него имеются членораздельная речь, способность мыслить, умения и навыки, которые формируются в обществе. Человек не может жить без общества, не мыслит себя вне него. То есть человек – биосоциальное существо. Именно физиологические и психологические особенности влияют на развитие умений и способностей человека. Однако всякая природная предрасположенность человека осуществляется в социальных (общественных) обстоятельствах. Для формирования человека как члена общества, важны условия, в которых оно протекает.

Человек как личность. Социальные качества, свойства человека чаще всего определяются понятием «личность». Что же такое личность? Личность – это индивид, наделенный социальными качествами, приобретаемыми в процессе социализации. Личностью не рождаются, а становятся в социуме в ходе взаимодействий с другими людьми посредством получения и приобретения различных социальных качеств.

В науке рассматривают личность с 2 сторон: ролевые ожидания – то, что ждут от той, или иной роли личности, и ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. С одной стороны, человека как личность рассматривают, сопоставляя с установленными в обществе нормами и правилами. А с другой стороны, личность рассматривают через набор ролей. Человек способен и должен выполнять разные роли одновременно – к примеру, роль работника, семьянина, гражданина и т.д. Личность совершает различные поступки, показывает, проявляет себя в социальных действиях. Набор ролей (функций) и их выполнение связаны и с социальным, общественным устройством, и с индивидуальными умениями и качествами самого человека. Например, при родовом строе взаимоотношения в семье от ее членов требуются безоговорочное подчинение старшим, жесткое разграничение хозяйственных функций, связанное с традициями, обычаями. А в современном обществе от членов семьи требуются готовность к равноправному взаимодействию, забота, любовь, взаимопонимание и др.

В своих ролевых проявлениях личность формируется, развивается, совершенствуется, изменяется. Именно человек, обладающий личность, а не сама личность, любит, ненавидит, злится, борется, грустит, действует, и тоскует. Через личность, только присущим ему образом, формируя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек.

Помимо внешних условий поведения человека в обществе, осуществления его разнообразных общественных связей и развития социальных качеств, важными являются самосознание и самореализация человека.

Под самосознанием чаще всего понимают полное понимание человеком самого себя как личности, своего значения, своей роли в жизни и обществе. То есть человек способен принимать собственные решения и вступать в определённые взаимоотношения с другими людьми и природой. Под самореализацией понимают процесс наиболее полного выявления, развития и осуществления человеком своих личностных возможностей, достижения поставленных целей. К примеру, Генри Форд, легендарный бизнесмен ХХ века, который был одержим целью создать автомобиль, доступный для всех, и воплотивший свою мечту в реальность. В настоящее время созданная им компания является четвертой в мире по объёму выпуска автомобилей за весь период существования. Абрахам Маслоу, американский ученый, считал, что потребность к самореализации является одной из высших потребностей человека.