Стоит ли современному человеку верить в Бога? Атеист, знаешь ли ты, почему не веришь в Бога? Почему.

Привет мои любимые друзья. Я должен был сделать это видео очень давно, но я не был к этому готов. И вот наконец я созрел. Тема серьезная и ответственная, и согласитесь большинство людей рассуждающие на эту тему лишь демонстрируют примитивность своего мышления. Как сектанты, религиозные фанатики блистают своей маниакальной безумной верой, чем отталкивают людей от уверования. Так и воинствующе атеисты, своим по истине сектантским фанатизмом и навязчивостью направляют людей на путь веры. Согласитесь в этом вопросе нужно широко и глобально мыслить,
ведь узкое и ограниченное мышление на уровне «Бога нет потому что я его не могу увидеть» или «Бог есть потому что так меня научила моя бабушка» тут не подходит. И самое главное, что нужно понять, это то что вера в Бога не требует никаких доказательств, и не зависит от уровня интеллекта человека и его образованности. Это чувство, назовем это шестым чувством человека. Когда вы ощущаете тепло или электрический разряд, или любовь вы не обязаны знать о природе этого явления, вы просто чувствуете, что вас шандарахнуло током, или что вам наоборот стало очень хорошо, и что это точно происходит.
Точно так же ощущая Бога, ощущая Божественность ты не можешь и скорее всего никогда не сможешь понять происхождение этого сверхестевтенного явления, но ты точно знаешь, что ты это почувствовал. После этого человек и начинает верить, когда он почувствует, что Бог есть, или когда он столкнется с чем то сверхъестественным в своей жизни, и поймет, что его материальное мировоззрение было ошибочным.

Почему же атеизм это тупость? Предположим вы скажете мне как ты можешь мне доказать, что Бог есть? Я задам встречный вопрос. А как вы можете доказать, что его нет? И у нас уже 50 на 50.
Доказательств что Бога нет и быть не может. Если мы представим, что Бог это вы, и вселенная которую сотворил создатель это например данная спичечная коробка, то микробы живущие в этой коробке навряд ли смогут когда нибудь доказать существуете ли вы или нет. Ведь логично предполагается что создатель в бесконечное количество раз могущественнее и сложнее чем предмет творения и микробу не изучить человека так же как и человеку не познать Бога. Получается атеист, то есть микроб который пытается доказать, что Бога нет это нелепость какая-то. Пусть там микробы докажут себе докажут, что вас не существует, своей логикой, вы то от этого не перестанете существовать.

То есть атеисты, это люди тупо отрицающие существование Бога, это люди утверждающие то чего они знать просто не могут, то есть примитивные люди, лишенные элементарной логики. Если Бог есть, то он уже точно находится за пределами человеческого понимания. Чуть более разумными чем атеисты являются агностики — Агностицизм - в общем виде, это мировоззрение, утверждающее, что окружающий мир невозможно познать объективно. Проще говоря, агностики отрицают существование какой-либо Абсолютной Истины, Которую Ты, Жалкий Грешник, Должен Принять Или Сгореть На Костре Праведном Во Славу Инквизиции, или которую ты жалкий Верующий должен принять или я сожгу твой храм и твою библию и тебя во имя мудрого и справедливого Атеизма. Как видим и воинствующие верующие и воинствующие атеисты это в равной степени маниакально настроенные обезумевшие люди в стиле террористов, готовых взорвать миллионы жизней ради своих безумных идей.

На самом деле многие люди которые думают, что они атеисты таковыми не являются. Иисус Христос говорил кто не против нас тот снами. Значит если вы допускаете что существует какие-то высшие силы, пусть там вселенский разум, или божественная вселенная, то вы уже точно не атеист, и уже в тупости вас точно не обвинишь. Вы не пытаетесь доказывать то чего точно знать не можете.
Я не хочу сегодня разбирать все виды религиозных убеждений, но нельзя не сказать пару слов о теизме. Сущность теизма заключается в идее что есть, что абсолютное начало, некая высшая сила,
некое понятие абсолютного духа вселенной, что порядок нашей вселенной нашего мира мало допускает идею возникновения мироздания из случая, то есть теорию большого взрыва. Теисты полагает, что Бог или высшая сила, высший разум создал вселенную и принимает непосредственное участие в управление ею. Отсюда представление о божественном провидении – то есть что некие высшие силы заботятся о судьбе этого мира и каждого человека в отдельности. То есть если вы не верите в обряды, не верите в храм божий как в здание куда нужно ходить и молится, не верите в священников которые ездят на 600 мерседесах, и носят золото, это далеко не означает что вы ограниченный атеист, если вы чувствуете или понимаете, что высшие силы недоступные нашему пониманию существуют.
И упаси вас Господь подумать, что я ненавижу священников, или оскорбляю храм Божий, я просто спасаю верующих в Бога но некомпетентных в терминологии людей от запятнанности словом атеист, вы кто угодно, но уж точно не атеисты. Что по вашему более наивно, верить, что Бог существует не смотря на то что ты не можешь его увидеть или пощупать, или в то что вселенная произошла из точки обладавшей бесконечной плотностью, размеры равнялись нулю, в результате случайного взрыва, и из этой точки она расширилась расширилась до бесконечности в результате большого взрыва и продолжает постоянно расширяться, при этом мы знаем точно, что мы одни во вселенной, хотя изучить даже миллиардную часть этой вселенной пока мы не можем. Вам не кажется, что научные теории куда более фантастичны чем самая дерзкая фантастика.

Итак почему же все-таки я верю в Бога — прежде всего потому что я ощущаю бесконечное величие этого мира. Потому что я чувствую и осознаю бесконечную масштабность своего собственного внутреннего мира. Я ощущаю сверхестественную Божественность своим осознанием. ТО что я чувствую и вижу несколько масштабней больше по размеру чем та модель
вселенной которую отстаивают атеисты. Вторая причина это красота и поражающее воображение сложность и совершенство вселенной и нашего мира, природы, да и в конце концов потрясающее устройство человеческого организма. Я не верю, что столь сложная схема могла произойти в результате взрыва двух случайно столкнувшихся частиц несущихся в бесконечном пространстве, я чувствую и мыслю по другому. И наконец третья причина это сверхественные события происходящие в моей жизни. Очень часто бывает, что какой-то юный атеист умничает о том что нет бога, нет души, и затем в его жизни происходит та или иная беда, в отчаянии он начинает верить, перед лицом опасности или неминуемой гибели он начинает просить бога о помощи, хотя понимает, что шансов нет, и тут о чудо – он спасается. Сотни пуль летят мимо него, в миллиметре от его головы но в него не попадают, и он остается жив, спасатели приходят на помощь, хотя шасов на спасение не было,
он находит нужны документ среди сотни тысяч других документов, хотя по теории вероятности только один шанс из миллиона что он мог это сделать, невероятные просьбы исполняются стоит сильно и искренне попросить Бога о помощи, и тут человек начинает верить, а потом проходит время, и когда нам ничего от Бога и не нужно, у нас все хорошо – мы перестаем верить, или как бы начинаем делать это формально, недаром говорят что когда человеку плохо он становится лучше, а когда хорошо – хуже.

И тут найдутся такие люди, которые описаны в Библии как Форма неверующий, которые скажут: «Нет, ну вот если мне лично явится Бог, поговорит со мной, я его увижу, он мне даст
доказательства что он существует вот тогда я так и быть уже поверю». Нет, это уже не будет верой. Это будет знанием что Бог есть, и страхом наказания. Тогда ты уже не будешь хорошим или плохим человеком, который выбирает по пути добра или по пути зла тебе нужно идти. Ты будешь человеком для которого Бог это диктатор, и который просто вынужден идти по пути добра! Думаю совершенно логично что Бог не должен являться человеку и что то ему доказывать. Хотите верьте, хотите нет – жизнь дает достаточно уроков чтобы самому решать по какому пути ты пойдешь или во что ты будешь верить.

Друзья поделитесь этим видео если вам понравилось мое виденье, поддержите его репостом на своих страницах в соцсетях, и воздержитесь от мата в комментариях если вы хотите чтобы вам ответили и ваш комментарий не был удален. Мат это такое же ничтожество лексикона как и атеизм ничтожество воображения и мышления.
С Вами был Юрий Спасокукоцкий. Подписывайтесь на канал — пока

  • Данный текст является лишь личным мнением и не преследует целей оскорбить кого-либо, а лишь выразить это самое мнение.

    1. Нравственность.

    Да, религия продвигает такие ценности, как: геноцид, грабеж, шовинизм, сексизм, изнасилования, расправа над родственниками за сомнения о том, что бог существует, раскол семей, рабство, ну и убийство за сомнения в вере.
    Мораль не была изобретена религией. Существует правило Гамильтона, которое уже было доказано.
    1.1. Аборты:
    “Аборты – это убийства, грех” - частое мнение священников. Но если вдуматься, разве избавление от эмбриона или плода девочкой, изнасилованной педофилом или просто дегенератами – это грех, как еще не закончившему своё формирование ребенку воспитывать другого. Другой пример - это люди с нищенской зарплатой, как быть им, ведь им еле хватает на своё пропитание, как же им кормить нового члена семьи. И ведь верующие считают, что в момент зачатия образуется душа, но как же 15-20% самопроизвольных абортов на ранних стадиях беременности? А с какого момента-то эта самая душа появляется? С зиготы, с бластоцисты или сперматозоид и яйцеклетка уже имеют по половинке души?
    1.2. Презервативы:
    Религиозные активисты, такие как «Пролайф», негативно относятся к презервативам. Стоит ли мне говорить, сколько верующих ими пользуются, но, если появляется нежелательная беременность, говорят, что надо было пользоваться контрацептивами? В природе (и это факт) жизнь старшей особи всегда важнее младшей.
    И ведь есть исторические факты (СССР, например), которые говорят о том, что даже при законодательном ограничении, количество абортов не уменьшается, а вот смертность наоборот увеличивается.
    1.3. “Не убий”:
    Я постараюсь не касаться темы: подставь другую щеку, если бьют (вырежи их всех), ведь обычно разрешено защищаться от захватчиков, от армии (опустим, что там дофига обычных людей с семьями). Но межконтинентальные баллистические ядерные ракеты и их освящение – это зашкаливающие лицемерие и двуличие. Они даже в планах предназначены не только для запусков по армии, их урон для гражданских, простых людей – огромен, но почему-то они освещаются, как и всё оружие.

    2. Сотворение мира и сопутствующие вопросы.

    На первый день Яхве сотворил свет, но только на 4-ый Солнце и Луну (которую так же называет светилом, хотя известно, что она лишь отражает), так откуда же свет?
    И как на 3-ий день появилась трава и остальная зелень, если светила только на 4-ый?
    Почему для сотворения Вселенной ничего не надо, но для сотворения Евы нужна кость Адама?
    Зачем им пупки, если они сотворены из глины по образу бога? Его родило какое-то млекопитающее?
    Зачем Адаму соски?
    Единороги существуют.
    Как и дракон.
    Бог не позволил построить Вавилонскую башню, но космические запуски он одобряет.
    Вселюбящий Бог дал нам свободу воли. Но потом его не проперло, как мы себя ведем, и он решил нас всех убить, затопив.
    И тот же Ной, который должен был содержать на своем корабле 17 тысяч птиц, 12 тысяч рептилий, 9 тысяч млекопитающих, 5 тысяч амфибий и 2 миллиона насекомых, кормя их. Ну и совершение им всесожжения или жертвоприношения, если перевести на обычный язык.
    А если вспомнить возраст Земли в 6000 лет, то он просто смешон, плевать, что есть деревья возрастом 9500 лет (Старый Тикко) или пирамиды возрастом 7000 лет, а первые произведения искусства, возрастом более 30000 лет, не стоит и упоминать (Венера из Холе-Фельс).
    Сама же основа, бог создает людей грешными и потом судит их за то, что они грешны, обрекая многих на вечные страдания тоже странна.

    3. Чайник Рассела и доказательство предлагающего.

    Частое доказательство существования бога – это фраза "попробуй, докажи его отсутствие”, но есть и на это ответ, высказанный Расселом в одном споре: «Существует чайник из фарфора, который вращается на орбите Земли, но он слишком мал, чтобы увидеть его в телескоп, и вот именно он создал нас, но сейчас перестал нами управлять, и вот докажите, что его не существует». Но это всё демагогия, т.к. любая гипотеза должна быть доказана при ее выдвижении, а метод “от обратного” в науке не состоятелен.

  • 4. Дети с врожденными заболеваниями.

    А теперь то, что бесит меня больше всего в религии. Когда ты спрашиваешь, почему, если бог всех любит и всё прощает взрослым, то дети, только родившиеся или еще находящиеся в утробе, награждаются от этого бога смертельными врожденными пороками или заболеваниями не смертельными, но подобными синдрому Дауна, ДЦП и т.д. Отвечают, что это наказание для родителей. Но в чем виноват ребенок? Почему “вселюбящий” бог заставляет ребенка испытывать такие страдания? А больные раком дети? Их, видимо, тоже бог любит. Просто сходите или хотя бы посмотрите репортаж из отделений с такими больными.

    Это - люди, которые себя именуют учителями, пастухами, которые будут учить нравственности остальных людей, но им бы неплохо оглянуться на свою организацию. Перечислять весь список педофилов я здесь не буду, но в материалах можно найти ссылку на сайт со списком. Чему же они учат? Все отвечают, что в первую очередь любви или смирению, но нет. Любая организованная религия учит в первую очередь злобе и нетерпимости к тем, кто отходит от их взглядов, от стандартов, заданных этими учителями и пастухами. Но, дабы не быть голословным, приведу пример. Иисус: “Сказываю вам же, что всякому имеющему дано будет, а не имеющему отнимется и то, что было, врагов же моих, тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте». И вот эти “отцы”, освобожденные от налогов, утверждают, что собирают пожертвования и распределяют их, но за это же самое Мавроди отсидел немалый срок. Они запрещают знания, например они запрещали: Пушкина, в 1866 году издана книжка “Рефлексы головного мозга”, написанная великим ученым – Сеченым, и ее постигла такая же судьба, жгли книги авторов: Геккеля, Руссо, Гельвецела, Гольбаха.
    Нам говорят о явлениях нетления, воскрешения и прочего подобного, но на появившейся в 19-ом веке фотоаппаратуре, которая не может врать и выдумывать, но нет ни одной фотографии (правдивой), доказывающей это явление. Эти явления пропали в тот момент, когда можно было о них ярче всего рассказать, посредством интернета и фото. С нас требуют налоги, которые идут на восстановление храмов, которые якобы являются историческими памятниками, но они отстраиваются другими, в них открываются автомойки и залы для событий, как, например, в храме Христа спасителя. Для примера, рентабельность одной свечки (на 2008 год) 1500% (она стоит меньше 1 рубля, но продаётся за 15 рублей).
    И, это чисто моё мнение, но, пока остаётся хоть одна церковь, отделанная внутри золотом или с золотым куполом, а чаще всего и то, и другое, церковные деятели не имеют права претендовать на нравственный ориентир. Только на восстановление храма Христа

  • Материалы:
  • Числа глава 31
  • Бытие 19: 6 – 8
  • Бытие: 19 33-38
  • Второзаконие 13:6 – 10
  • Речи Интео и Дмитрия Смирнова
  • Книга Иова 39: 9 -10
  • Второзаконие 32:33
  • Книга Бытия 11:1-9
  • Книга Бытия 6:1-7:9
  • Евангилия от Луки 19 глава стихи 26-28

Клайв Люис

Б. Паскаль. «Мысли».

Если бы несколько лет назад, когда я еще был атеистом, меня спросили, почему я не верю в Бога, я ответил бы примерно так: «Посмотрите на мир, в котором мы живем. Почти весь он состоит из пустого, темного, немыслимо холодного пространства. В нем так мало небесных тел и сами они так малы по сравнению с ним, что, даже будь они все населены счастливейшими существами, нелегко поверить, что сотворившая их сила имела в виду именно их счастье и жизнь. На самом же деле ученые считают, что планеты есть у очень немногих звезд (быть может, только у нашего Солнца), а в Солнечной системе населена, по-видимому, одна Земля. И более того, миллионы лет жизни на ней не было. Да и что это за жизнь? Все формы ее существуют, уничтожая друг друга. В самом низу это приводит к смерти, но выше, когда включены чувства, это порождает особое явление — боль. Живые существа причиняют боль, рождаясь на свет, и живут чужой болью, и в боли умирают. На самом же верху, у человека, есть еще одно явление — разум; он может предвидеть боль, предвидеть смерть, а кроме того, способен измыслить гораздо больше боли для других. Способностью этой мы воспользовались на славу. Человеческая история полна преступлений, войн, страданий и страха, а счастья в ней ровно столько, что, пока оно есть, мы мучительно боимся его потерять, когда же оно ушло — страдаем еще больше. Время от времени жизнь становится вроде бы получше, создаются цивилизации. Но все они гибнут, да и в них принесенные ими облегчения вполне уравновешиваются новыми видами страданий. Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что в нашей цивилизации равновесие это достигается, и многие согласятся, что сама она исчезнет, как все прежние. А если не исчезнет, что с того? Мы все равно обречены, весь свет обречен, ибо, как говорит нам наука, Вселенная станет когда-нибудь единообразной, бесформенной и холодной. Все сюжеты кончатся ничем, и жизнь окажется на поверку лишь мимолетной, бессмысленной усмешкой на идиотском лице природы. Я не верю, что все это сотворил добрый и всемогущий дух. Или духа такого нет вообще, или он безразличен к добру и злу, или он просто зол».

Одно не приходило мне в голову: я не замечал, что сама сила и простота этих доводов ставит новую проблему. Если мир так плох, почему люди решили, что его создал мудрый Творец? Быть может, люди глупы — но не настолько же! Трудно представить себе, что, глядя на страшный цветок, мы сочтем благим его корень, или, видя нелепый и ненужный предмет, решим, что создатель его умен и умел. Мир, известный нам по свидетельству чувств, не мог бы стать основанием веры; что-то другое должно было породить и питать ее.

Вы скажете, что предки наши были темны и считали природу лучшей, чем считаем ее мы, знакомые с успехами науки. И ошибетесь. Людям давно известно, как чудовищно велика и пуста Вселенная. Вы читали, наверное, что в средние века Земля казалась людям плоской, а звезды — близкими; но это неправда. Птолемей давно сказал, что Земля — математическая точка по сравнению с расстоянием до звезд, а расстояние это в одной очень старинной книге определяется в сто семнадцать миллионов миль. Да и дальше, с самого начала, другие, более явные вещи давали людям ощущение враждебной бесконечности. Для доисторического человека соседний лес был достаточно велик и так же чужд и зол, как чужды и злы для нас космические лучи или остывающие звезды. Боль, страдание и непрочность человеческой жизни всегда были известны людям. Наша вера возникла среди народа, зажатого между великими воинственными империями, подвергавшегося нашествиям, уводимого в плен, познавшего трагедию побежденных, как Армения или Польша. Нелепо считать, что страдание открыла наука. Отложите эту книгу и подумайте пять минут о том, что все великие религии возникли и много веков развивались в мире, где не было наркоза.

Словом, в любое время трудно было выводить мудрость и благость Творца из наблюдений над миром. Религия рождалась иначе. Сейчас я буду описывать происхождение веры, а не защищать ее самое,— мне кажется, без этого нельзя поставить правильно вопрос о страдании.

Во всех развитых религиях мы обнаруживаем три элемента (в христианстве, как вы увидите, есть еще и четвертый). Первый из них — то самое, что профессор Отто называет «ощущением священного». Тем, кто не встречал этого термина, я его попытаюсь объяснить. Если вам скажут: «В соседней комнате — тигр», вы испугаетесь. Но если вам скажут, что в соседней комнате привидение, и вы поверите, вы испугаетесь иначе. Дело тут не в опасности — никто толком не знает, чем опасно привидение, а в самом факте. Такой страх перед неведомым можно назвать ужасом или жутью. Здесь мы касаемся каких-то границ «священного». Теперь представьте себе, что вам скажут просто: «В соседней комнате — могучий дух». Страх, чувство опасности будут еще меньше, смущение — еще больше. Вы ощутите несоответствие между собой и этим духом и даже преклонение перед ним, то есть чувство, которое можно выразить словами Шекспира: «Мой дух подавлен им». Вот это и есть благоговейный страх перед тем, что мы назвали «священным».

Нет сомнений, что человек с очень давних времен ощущал мир как вместилище всяческих духов. Вероятно, профессор Отто не совсем прав и духи эти не сразу стали вызывать «священный страх». Доказать это нельзя, ибо язык не различает толком страх перед священным и страх перед опасностью — мы и сейчас говорим, что «боимся привидений» и «боимся повышения цен». Вполне возможно, что когда-то люди просто боялись духов, как тигров. Несомненно другое: теперь, в наши дни, «ощущение священного» существует и мы можем проследить его далеко в глубь веков.

Если мы не слишком горды, чтобы искать примеры в детской книжке, прочитаем отрывок из «Ветра в ивах», где Крыс и Крот подходят все ближе к Духу Острова. «Крыс,— чуть слышно прошептал Крот,— а ты не боишься?» — «Боюсь? — переспросил Крыс, и глазки его засияли несказанной любовью.— Ну что ты! А все-таки… ой, Крот, я так боюсь!»

Продвинувшись на век дальше, мы найдем примеры у Уорд-сворта в замечательном отрывке из первой книги «Прелюдии», где он описывает свои ощущения от прогулки на лодке пастуха, еще дальше — у Мэлори, где сэр Галахад «задрожал, ибо смертная его плоть коснулась невидимого». В начале нашей эры мы прочитаем в Откровении, что Иоанн Богослов пал к ногам Христа «как мертвый». В языческой поэзии мы найдем у Овидия строку о месте, где «numen inest»; а Вергилий описывает дворец Ла-тина, который «рощей… был окружен и священным (religione) считался издревле». В греческом фрагменте, приписываемом Эсхилу, увидим слово о том, как море, земля и горы трепещут «под страшным оком своего господина». Продвинемся еще, и пророк Иезекииль скажет нам о небесных колесах, что «страшны были они» (Иез. 1, 18), а Иаков, вставши ото сна, воскликнет: «Страшно сие место!» (Бт. 28, 17).

Мы не знаем, как далеко можно было бы еще продвигаться. Самые древние люди почти наверняка верили в вещи, которые вызвали бы такое чувство у нас,— и только в этом смысле мы и вправе сказать, что «ощущение священного» старо, как человечество. Но дело не в датах. Дело в том, что когда-то, на какой-то ступени ощущение это возникло, и укоренилось, и не ушло, несмотря на весь прогресс науки и цивилизации.

Ощущение, о котором мы говорим, не порождено воздействием видимого мира. Вы можете сказать, что для древнего человека, окруженного бесчисленными опасностями, вполне естественно было измыслить неведомое и «священное». В определенном смысле вы правы — и вот в каком: вы сами человек, как и он, и вам легко представить, что опасность и затерянность вызовут в вас такое чувство. Нет ни малейших оснований полагать, что у другого вида сознания мысль о ранах, боли или смерти приведет к такому ощущению. Переходя от телесного страха к «страху и трепету», человек прыгает в бездну; он узнает то, что не может быть дано в физическом опыте и в логических выводах из него. Научные объяснения сами нуждаются в объяснении — скажем, антропологи выводят вышеназванное чувство из «страха перед мертвыми», не открывая нам, почему столь безобидные существа, как мертвые, вызывают страх. Мы же подчеркиваем, что ужас и жуть находятся совсем в других измерениях, чем страх перед опасностью. Никакое перечисление физических качеств не дает представления о красоте тому, кому она неведома; так и тут: никакое перечисление опасностей не дает и малого представления о том особом чувстве, которое я пытаюсь описать. По-видимому, из него логически вытекают лишь две точки зрения: или это болезнь нашей души, ничему объективному не соответствующая, но почему-то не исчезающая даже из таких полноценных душ, как души мыслителя, поэта или святого; или же это — ощущение действительных, но внеприродных явлений, которое мы вправе назвать откровением.

Однако «священное» — не то же самое, что «доброе», и одержимый ужасом человек, предоставленный самому себе, может по думать, что оно «по ту сторону добра и зла». Тут мы переходим ко второму элементу веры. Все люди, о которых есть хотя бы малейшее свидетельство, признавали какую-то систему нравственных понятий — о чем-то могли сказать «я должен», о чем-то «нельзя». Этот элемент тоже не может быть прямо выведен из простых, видимых фактов. Одно дело «я хочу», или «меня заставляют», или «мне выгодно», или «я не смею», и совершенно другое — «я должен».

Как и в первом случае, ученые объясняют этот элемент тем, что само нуждается в объяснении, скажем (как знаменитый отец психоанализа), неким доисторическим отцеубийством. Отцеубийство породило чувство вины лишь потому, что люди сочли его злом. Нравственность — тоже прыжок через пропасть от всего того, что может быть дано в опыте. Однако в отличие от «страха и трепета» она обладает еще одной важной чертой: нравственные системы различны (хотя и не настолько, как думают), но все они до единой предписывают правила поведения, которых сторонники их не выполняют. Не чужой кодекс, а свой собственный осуждает человека, и потому все люди живут в ощущении вины. Второй элемент религии — не просто осознание нравственного закона, но осознание закона, который мы приняли и не выполняем. Этого нельзя ни логически, ни как-либо иначе вывести из фактов опыта. Или это необъяснимая иллюзия, или — все то же откровение.

Нравственное чувство и «ощущение священного» так далеки друг от друга, что они способны очень долго существовать, не соприкасаясь. В язычестве сплошь и рядом почитание богов и споры философов никак между собой не связаны. Третий элемент религиозного развития возникает тогда, когда человек их отождествляет,— тогда, когда божество, внушающее трепет, воспринимается и как страж нравственности. Быть может, и это кажется нам естественным. Действительно, людям это свойственно; но «само собой» это никак не разумеется. Мир, населенный божествами, ведет себя совсем не так, как велит нам нравственный кодекс,— он несправедлив, безразличен и жесток. Не объяснит ничего и предположение, что нам просто хочется так думать,— кто захочет, чтобы нравственный закон, и сам по себе нелегкий, был облечен загадочной властью «священного»? Без сомнения, этот прыжок — самый удивительный, и не случайно сделали его не все; вненравственная религия и внерелигиозная нравственность существовали всегда, существуют и теперь. Наверное, лишь один народ совершил его полностью; но великие личности всех стран и времен тоже совершали его на свой страх и риск, и лишь они спасались от непотребства и дикости вненравственной веры или от холодного самодовольства чистой морали. Логика не побуждает нас к этому прыжку, но что-то иное влечет к нему, и даже в пантеизме или язычестве нет-нет да проступит нравственный закон; даже сквозь стоицизм проглянет какое-то почтение к Богу. Быть может, и это — безумие, соприродное человеку и почему-то приносящее прекрасные плоды. Но если это — Откровение, то поистине в Аврааме благословились племена земные, ибо одни евреи смело и полностью отождествили то страшное, что живет на черных вершинах гор и в грозовых тучах, с Господом праведным, Который «любит правду» (Пс. 10,7).

Четвертый элемент появился позже. Среди евреев родился Человек, Который назвал Себя Сыном страшного и праведного Бога. Более того, Он сказал, что Он и этот Бог — одно. Претензия эта так ужасна, так нелепа и чудовищна, что на нее могут быть лишь две точки зрения: или этот человек был безумцем самого гнусного рода, или Он говорил чистую правду. Третьего не дано. Если другие свидетельства о нем не дают вам склониться к первой точке зрения, вы обязаны принять вторую. А если вы приняли ее, все, что утверждают христиане, станет возможным. Уже нетрудно будет поверить, что Человек этот воскрес, а смерть Его каким-то непостижимым образом изменила в лучшую сторону наши отношения со страшным и праведным Богом.

Спрашивая, похож ли видимый мир на творение мудрого и доброго Создателя или скорее на что-то бессмысленное, если не злое, мы отметаем все, что есть важного в религиозной проблематике. Христианство не выводится из философских споров о рождении Вселенной; оно — сокрушительное историческое событие, увенчавшее долгие века духовной подготовки. Это не система, в которую надо как-то втиснуть факт страдания; это — факт, с которым приходится считаться любым нашим системам. В определенном смысле оно не разрешает, а ставит проблему страдания — в страдании не было бы проблемы, если бы, живя в этом кишащем бедами мире, мы не верили в то, что последняя реальность исполнена любви.

Я постарался рассказать о том, почему вера представляется мне обоснованной. Логика к ней не понуждает. На любой ступени развития человек может взбунтоваться, в определенном смысле насилуя свою природу, но не погрешая против разума. Он может закрыть глаза и не видеть «священного», если он готов порвать с половиной великих поэтов и со всеми пророками и с собственным детством. Он может счесть вымыслом нравственный закон и отрезать себя от человечества. Он может не признать единства Божественного и праведного и стать дикарем, обожествляющим пол, или смерть, или силу, или будущее. Что же до исторического Воплощения, оно требует особенно сильной веры. Оно до странности похоже на многие мифы — и не похоже на них. Оно не поддается разуму, его нельзя выдумать, и нет в нем подозрительной, априорной ясности пантеизма или ньютоновой физики. Оно произвольно и непредсказуемо, как тот мир, к которому приучает нас понемногу современная физика, мир, где энергия — в каких-то крохотных сгустках, где скорость не безгранична, где необратимая энтропия придает направление времени, а Вселенная движется, как драма, от истинного начала к истинному концу. Если весть из самого сердца реальности способна достичь нас, ей вроде бы пристала та неожиданность, та упрямая сложность, которую мы видим в христианстве. Да, в христианстве есть именно этот резкий привкус, именно этот призвук истины, не созданной нами и даже не созданной для нас, но поражающей нас, как удар.

Однажды один философ сказал: «Бог давно умер, просто люди об этом не знают».
Религия всегда шла рядом с человеком. Какие бы древние цивилизации не находили археологи - всегда есть доказательства того, что люди верили в божеств. Почему? Почему люди не могут жить без Бога?

Что же такое «Бог»?

Бог – сверхъестественное высшее существо, мифологическая сущность, выступающая объектом почитания. Конечно, сотни лет назад все необъяснимое казалось фантастическим и вызывало благоговение. Но зачем поклонятся мифическому существу человеку нынешнему?

Современная наука с каждым днем делает гигантский шаг вперед, объясняя то, что раньше считалось чудесами. Мы истолковали возникновение Вселенной, Земли, воды, воздуха - жизни. И возникли они не за семь дней. Когда-то люди объясняли все катастрофы гневом Божьим. Теперь мы понимаем, что землетрясение - это следствие движения земной коры, а ураган - потоков воздуха. Сегодня ученые находят разгадки в библейских катаклизмах, которые не так сложно растолковать. Почему же люди не искали этому объяснения много лет назад?


Религия - спасение или опиум для народа?

Огромную роль тут сыграла религия. Как известно, Библию писали люди, и редактировали ее тоже люди. Думаю, что в оригинальных письменах и в современной книге, которая есть в доме у каждого, мы нашли бы много отличий. Нужно понимать, что религия и вера - вещи немного разные.

Церковь всегда навевала страх на человека. И церковь не только христианская. В каждой вере есть подобие рая и ада. Человека всегда пугали наказанием. Известно, что церковь имела колоссальную власть над обществом. Над самим только сомнением о существовании Всевышнего могли сжечь на костре. Религию использовали как средство устрашения и управления массой. За много лет церковь утеряла доверие среди людей. Чего только стоит инквизиция, уничтожившая тысячи людей во всей Европе. На Руси, например, тех, кто пропустил службу в воскресенье, публично били палкой в понедельник. Во времена сталинских репрессий священники нарушали таинство исповеди, передавая информацию КГБ. Церковь боролась с «еретиками» - инакомыслящими людьми, которые могли задавать неудобные вопросы.

Даже сейчас существует множество религиозных течений, которые просто зомбируют людей, используя доверия и разные психологические приемы. Например, «Белое братство», очень популярное в начале 90-х. Сколько людей остались без квартир, сбережений и семьи. Кажется, ну как здравомыслящий человек может поверить в спасение от сомнительного субъекта. Оказалось - может. Но, к сожалению, людей не учат эти истории. По-прежнему разные религиозные течения «промывают мозги» доверчивым гражданам. И народ им верит, даже если завтра скажут выпить яд во имя Бога. Какому Богу нужны эти бессмысленные жертвы.
В наше современное время мы можем смело дискутировать на любые темы. Многие теологи наводили аргументы существования Бога, как и многие атеисты их опровергали. Но нет явных доказательств существования Бога, как и нет доказательств, что его нет. Каждый сам делает выбор, во что верить и кому молится.

Что дает нам молитва и зачем нам верить?

Молитва - это прошение. Просите, и дано вам будет. Но не перекладываем ли мы ответственности на Бога за свою лень, когда просим то, что можем достичь сами: дом, машину, работу. Если не получается, можно ответить просто - Бог не дает. Если мы не можем устроить личную жизнь, проще всего ответить, что Бог так решил, нежели посмотреть на себя со стороны и начать что-то делась со своими недостатками.

Доказано, что человеческая мысль материальна. То, о чем мы думаем, желаем, мечтаем и просим, может воплотиться в жизнь. Наше слово - магия. Мы сами порой не знаем, как можем ранить или окрылить человека. Возможно, слова вместе с мыслями имеют огромную силу. То что же это: влияние Бога или неисследованные возможности человеческого мозга?

Во время истинной молитвы человек как будто переносится в другое измерение, где время замедляется. Может, таким образом мы становимся чуть ближе к Богу?

Вспоминаю один эпизод из «Доктора Хауса», когда муж пациентки, атеист, молится за жену. На вопрос Хауса, зачем молиться, если не веришь в Бога, он ответил: «Я обещал жене, что сделаю все для ее выздоровления. Если я не помолюсь, это будет не всё».

Что же дает нам вера? Вера окрыляет человека, делает его уверенным в своих возможностях. Но мы верим в то, что Бог помогает нам, а не в собственные силы. Есть множество историй о том, как вера спасла людей от рака, наркотиков, алкоголя… Но может эта сила уже была в этих людях? Может вера в Бога просто спровоцировала какой-то особый гормон в человеке?

Информации для размышлений множество... Но почему-то мы молимся и верим, когда больше нельзя ничего предпринять.

Анатомия души

Ну а как же неопровержимые доказательства существования загробной жизни? Давайте подумаем о душе. Еще в 19 веке были попытки взвесить душу человека. И американскому врачу это удалось. Вследствие многих экспериментов он установил, изменения в весе живого и мертвого человека становит чуть больше 20 грамм, независимо от исходного веса тела.

В 20-21 веках исследования продолжались, но теория существования души только подтвердилась. Удалось даже снять ее выход из тела. Стоит учесть и опыт людей, переживших клиническую смерть. Не могут же абсолютно незнакомые люди рассказывать одинаковые истории.

Почему я не могу отказаться от веры в Бога

Я - современный мыслящий человек, который привык во всем сомневаться и искать доказательств. Но я не могу отказаться от веры в Бога. Вера дает мне спокойствие, уверенность в том, что в трудный момент придет помощь. Вспоминаю фильм «Куда приводят мечты», где после смерти мужчина и его дети попадают в собственный рай. Муж - в картины жены, а сын и дочь - в страну, в которую верили в детстве. И именно вера помогла вытянуть из ада жену, которая попала туда после самоубийства. И я хочу иметь свой собственный рай. Ведь по вере нашей нам и дано будет.

Ну что ж, вопросов осталось больше, чем ответов... Современный человек привык надеяться на медицину, науку, технический прогресс, но не может отказаться от веры, надежды, любви и, собственно, Бога.

«Как вы, человек столь близкий к христианской традиции и знающий евангельские каноны, можете утверждать, что не верите в Бога?» Когда мне задают этот вопрос, в ответ я могу назвать сотню причин, но трех, кажется, вполне достаточно.

Первая причина - самая банальная, но и самая значительная - это необъятность зла и горя в этом мире. В нем слишком много ужаса, страдания и жестокости. И все это вина человека? Без сомнения, но дело не только в нас.

Сама природа безжалостна. Безжалостен мир, в котором мы живем. Возможно ли представить, чтобы Бог захотел устроить все эти землетрясения, страшные болезни, страдания детей, немощь стариков? Значит, либо Бог несправедлив, либо он не всемогущ. А если Ему не хватает могущества или сострадания, значит, он глубоко несовершенен - какой же это Бог!

Моя вторая причина не верить в Бога - это сама натура человеческая, скорее смешная и жалкая, чем злая. Я слишком хорошо себя знаю и испытываю к себе слишком мало уважения, чтобы возомнить себя божьей тварью.

Стал бы Он так утруждать себя ради столь посредственного создания? Могла ли великая сила породить такую убогость? Я пытаюсь быть достойным и приличным человеком и, без сомнения, не считаю себя много хуже остальных людей. Но просто быть приличным человеком - как это ничтожно, как это жалко!

Просто быть приличным человеком... Разве можно представить, что Бог, создавая нас, хотел именно этого?

Третья причина такова, что, когда я говорю о ней, она звучит абсурдно. Моей вере в Бога больше всего мешает то обстоятельство, что мне очень хотелось бы действительно верить в его существование.

Еще бы, ведь у веры так много преимуществ. Как было бы чудесно, если бы Господь раздавал людям по справедливости, поощряя добродетель, карая зло и помогая в слабости! Как было бы чудесно, если бы все мы чувствовали себя любимыми! Если бы любовь была столь же сильна, как смерть, а то и сильнее - не в этом ли главная благая весть?

Любая религия строится на наших самых заветных желаниях - желании жить вечно или, точнее, не исчезнуть в никуда после смерти и желании быть любимыми. И именно поэтому вера вызывает подозрения.

Выводы напрашиваются сами собой: вера, построенная на наших самых заветных желаниях, без сомнения, создана только для того, чтобы успокоить, утешить и обнадежить нас - пусть даже одним лишь обещанием исполнения этих желаний.

Такова суть иллюзии, которую Фрейд определяет как «вера, порожденная человеческими желаниями». Питать иллюзии - значит принимать желаемое за действительное. Невозможно желать чего-либо больше, чем мы желаем существования Бога. И ничто так не подпитывает наши иллюзии, как вера в Него. И то, как сильно я - как и другие люди - хочу верить в существование Бога, - уже причина, достаточная для того, чтобы не верить в Него. Бог слишком прекрасен, чтобы существовать на самом деле.