Социальная нестабильность, ее факторы и стадии развития. Проблема стабильности современного общества

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт подготовки научно - педагогических и научных кадров

Кафедра государственного управления и политических технологий


По дисциплине «Методология исследования социально-экономических и политических процессов»

На тему: «Социальная нестабильность, ее факторы и стадии развития»

Специальность: 00.08.05 - «Экономика и управление народным хозяйством»


Выполнил:

Караткевич А.Г.


Введение

1. Понятие стабильности и нестабильности. Проблема социальной безопасности. Пример социальной нестабильности

2. Социальная стабильность и нестабильность как критерий показателя динамики развития общества. Понятие социального кризиса.

Факторы и стадии развития нестабильности

2. Понятие социальной катастрофы. Социальная нестабильность в России

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Способность России находить ответы на вызовы времени напрямую зависит от состояния российского общества. История показывает, что на этом пути преуспевают те нации, которые сочетают в себе следующие качества: следование традициям наряду с восприимчивостью к новому; сплоченность одновременно со способностью к самостоятельным действиям каждого; широта взглядов при твердом следовании традиционным нравственным нормам. Сегодня к привычным задачам экономического и социального созидания добавилась необходимость с оружием в руках отстаивать наши жизненные интересы.

Развитие современного российского общества проходит неизбежный кризисный этап. Он характеризуется таким состоянием социальной системы, когда все ее связи и процессы определяются областью критических значений. Это создает колоссальные трудности для государственно-управленческой практики, сказывается на качестве жизни и социальном состоянии всех слоев населения, требует глубокого и точного теоретического осознания сложившейся ситуации с целью разработки эффективных тактических и стратегических решений.

Современное социологическое знание решает для себя одновременно целый ряд проблем. Одной из них является поиск и апробирование новых выразительных средств, адекватных ситуации. Этому способствует появление новых социальных сюжетов в общественном процессе, а также обострение противоречий, обусловленных глобальной трансформацией, что нуждается в соответствующем научном осмыслении. Речь идет о системном кризисе, затронувшем все сферы социальных отношений. Кризисное состояние общества является наиболее универсальной характеристикой общества как целостной системы. Тем самым проблематика кризиса нуждается в более углубленном, системном осмыслении, которая связана не только с современной ситуацией, но и с предшествующим развитием российского общества.

Реальные социальные изменения, которые носят устойчивый, необратимый характер, связаны в России в первую очередь с экономическими реформами. А они развиваются сложно и противоречиво. Социально-экономическая напряженность способствует углублению социальных и этнических конфликтов. Политическая нестабильность и отсутствие концептуальных стратегий в области развития внешних связей, национальных интересов, региональной политики России, недостаток выверенных социально-экономических программ приводят к неопределенности в сфере обеспечения безопасности российского общества.

В данной работе я намерен рассмотреть особо актуальную проблему социальной нестабильности в России, выделить несколько ключевых терминов, коими являются социальная безопасность, а также динамика развития общества, и то как она влияет в целом на нестабильность в социальной сфере РФ.

Проблема стабильности сейчас имеет не только научное, теоретическое значение. Стабилизация экономической, политической, социальной жизни, консолидация современного российского общества - это то, чего ждут и на что надеются россияне уже несколько лет. В такой ситуации возникают даже представления о том, что стабильность общества тождественна неизменности социальных порядков, систем и структур, что всякие изменения ведут только к ухудшению благосостояния людей.

Стабильность и нестабильность социальной системы это две крайние противоположные точки на шкале ее возможных состояний.

Нестабильность - это деформация структуры, функций или каких-либо процессов социальных систем (в том числе и социетальных), которые деформируют эти системы и угрожают их целостности. Она может проявляться как на уровне отдельных социальных систем (нестабильность экономики, государственной власти и т.д.), их взаимодействия друг с другом, так и на уровне всего общества.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что развитие современного российского общества проходит неизбежный кризисный этап. Он характеризуется таким состоянием социальной системы, когда все ее связи и процессы определяются областью критических значений. Это создает колоссальные трудности для государственно-управленческой практики, сказывается на качестве жизни и социальном состоянии всех слоев населения, требует глубокого и точного теоретического осознания сложившейся ситуации с целью разработки эффективных тактических и стратегических решений.

Цель работы рассмотреть основные представления о нестабильном состоянии социальной системы, раскрыть положительные и отрицательные стороны подобного состояния.


1. Понятие стабильности и нестабильности. Проблема социальной безопасности. Пример социальной нестабильности

В реальной социальной жизни практически не бывает абсолютной стабильности. В любом обществе всегда имеют место нарушения равновесия внутри социальных систем и между ними, проявления реальной или потенциальной нестабильности. Под нестабильностью понимаются такие деформации структуры, функций или каких-либо процессов социальных систем (в том числе и социетальных), которые деформируют эти системы и угрожают их целостности. Такая нестабильность может быть и на уровне отдельных социальных систем (нестабильность экономики, государственной власти и т. д.), их взаимодействия друг с другом, наконец, на уровне всего общества.

Однако понятие нестабильности имеет и более широкий фундаментальный научный и философский смысл. Согласно современным представлениям, получающим все большее распространение среди ученых разных научных профилей, нестабильность в смысле неустойчивости является фундаментальной характеристикой всего мироздания. Такие представления можно отнести и к обществу. При этом под неустойчивостью следует понимать не социальный хаос, а незаконченность, незавершенность в каждый данный момент социальной эволюции, возможность и необходимость социальных изменений в той или иной точке социального бытия, даже непредсказуемость этих изменений, их конкретной направленности, времени и места возникновения.

В реальной социальной жизни нестабильность, как правило, является признаком каких-то нерешенных проблем, дисфункций и деформаций. Факторы нестабильности, как и факторы стабильности, могут быть внешними по отношению к социальной системе и внутренними. Внешние факторы, в свою очередь, могут быть подразделены на социальные (антропогенные)и природные. Воздействие внешних социальных факторов может существенно деформировать и даже разрушить социальную систему. Так, в период захватнических колонизаторских войн были разрушены многие общества в Африке, Азии, Америке, Австралии, уничтожены целые народы, нередко с высокой и уникальной культурой. Существенно нарушить стабильность социальных (социетальных) систем могут и природные катаклизмы. Под их воздействием нередко деформируются или совсем разрушаются некоторые социальные институты, например, экономика, система здравоохранения. Огромный ущерб народному хозяйству, различным системам жизнеобеспечения людей, их жизням наносят землетрясения, наводнения, тайфуны, цунами и т. д.

Внутренние социальные факторы нестабильности социальных систем также весьма многообразны. В целом можно сказать, что нестабильность системы - это разрушение или по крайней мере нарушение ее целостности, деформация структуры и функций. Это положение подробнее можно проиллюстрировать на примере социальных институтов. Нестабильность деятельности социальных институтов проявляется прежде всего в существенном нарушении равновесия между структурными компонентами (например, дисбаланс отраслей народного хозяйства в экономике), в функциональной расстроенности вплоть до невыполнения необходимых общественных функций, деформации во взаимоотношениях между различными социальными институтами.

С социологической точки зрения социальная стабильность - не синоним неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность является, как правило, не признаком стабильности, а признаком застоя, рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге к нестабильности. В бывшем СССР, например, в течение длительного времени, особенно в 1960- 1970-е гг., правительство старалось держать стабильными, т. е. неподвижными розничные цены на многие товары и услуги. Однако в итоге это привело к тому, что цены стали абсолютно не соответствовать затратам труда и сырых материалов на производство этих товаров, затратам труда на оказание услуг. В свою очередь такая ситуация привела к тому, что производить товары и оказывать услуги стало экономически невыгодно. В результате начало падать производство, затормозился научно-технический прогресс, стали расширяться области застоя. Так что неизменяемость каких-либо систем вовсе не означает их стабильности.

В социологическом смысле социальная стабильность - это такая устойчивость социальных структур, процессов и отношений, которая при всех их изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность как таковых.

Она складывается из трех уровней:

1) внутренней стабильности социальных систем (институтов, организаций, сообществ и т. д.);

2) стабильности их взаимосвязей и их взаимодействий между собой;

3) стабильности всего общества, которую можно обозначить как социетальную стабильность.

Эта последняя уже будет включать в себя стабильность политическую, экономическую, идеологическую, культурную и т. д. на уровне всего общества. Стабильное общество - это общество, развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен механизм изменений, сохраняющий его устойчивость, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию самих устоев общества. Соответственно, нестабильность также вызвана обществом и имеет способность устаиваться в течение длительного периода, а также иметь губительные последствия для всех слоев и строев социума. Во избежание ситуаций различной нестабильности я введу термин «социальная безопасность», и расскажу немного более подробно об этой теме.

Политическая нестабильность и отсутствие концептуальных стратегий в области развития внешних связей, национальных интересов, региональной политики России, недостаток выверенных социально-экономических программ приводят к неопределенности в сфере обеспечения безопасности российского общества.

Безопасность - социальная норма современного общества. Появление темы «безопасности» в горизонтах социологии нестабильности вызвано рядом обстоятельств. И среди них необходимо прежде всего выделить тесную связь и взаимообусловленность проблем обеспечения стабильного развития, социальных порядков общества и сохранения безопасности России. Далее немного раскроем тему социальной безопасности как ячейку в стабильном сосуществовании в нашей стране, и факторы, которые влияют на нее.

Социальная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов личности, семьи и общества от внутренних и внешних угроз. Ее объекты - все основные элементы социальной системы обеспечения качества и уровня жизни народа, которые регулируются национальной и социальной политикой. И в этом плане социальная безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности. Как мы все помним, до недавнего времени в социальной политике отсутствовала стратегия социального развития. Следствием этого явились низкая продолжительность жизни, высокий уровень бедности, неоправданно высокая социальная дифференциация населения, региональная диспропорция в уровне жизни, снижение качества образования и здравоохранения, а также общего уровня духовности и культуры в нашем обществе. И, наконец, во весь рост обозначилась демографическая проблема.

Как известно, в 2005 году появились приоритетные национальные проекты, которые положили начало стратегическому повороту в социальной политике и послужили основой для формирования социальной стратегии в России. Важность этих проектов в том, что они были ориентированы на человека, на необходимость первоочередного решения проблем его образования, его здоровья, его благосостояния.

Для выработки принципов достижения долговременных целей социального развития, которые были провозглашены на известном заседании Госсовета Владимиром Путиным, были определены задачи выстраивания социально-экономической политики как политики управления будущим. И в этом плане необходимо, чтобы концепция социально-экономического развития нашей страны стала стратегией безопасного и устойчивого социального развития, направленного на совершенствование социальных отношений, обеспечение равных возможностей и социальной консолидации.

Это требует серьезных финансовых ресурсов и решения достаточно сложной задачи реализации двух взаимосвязанных, но вместе с тем разновекторных направлений - спроса на равенство и спроса на эффективность. Это требует, в свою очередь, одновременного накопления социальной мобильности и социальной справедливости внутри рыночной экономики, соответствующих уровню и темпу развития общества.

В этом плане социальная безопасность является ключевой гарантией сохранности и эффективности всех видов инвестиций в человеческий капитал. Для ее обеспечения нужны принятие и выполнение высоких социальных обязательств государства в рамках комплексной системы социальных стандартов.

Новая социальная политика требует постоянного создания и расширения для общества и для каждого гражданина инфраструктуры новых возможностей для самореализации, саморазвития собственных инвестиций граждан в свое будущее и будущее своей семьи. Это нужно осознать всем - и власти, и обществу, и каждому гражданину. Хотя на сегодняшний день существует и накапливается очевидный недостаток подобных возможностей, дефицит профессиональных инструментов: сберегать, страховать, накапливать и вкладывать.

Необходимость решения стратегических задач социального развития требует просчитанных, эффективных и обсужденных с обществом новых принципов финансирования социальной сферы, четкого представления о перспективах ее отдельных направлений, перестройки и повышенной ответственности правительства.

С этой целью, как мы знаем, Минэкономразвития был разработан проект Концепции социально-экономического развития до 2020 года, в котором недостаточно акцентируется внимание на преодолении дифференциации российского общества по качеству и уровню жизни, не предусматриваются обоснованные механизмы сокращения имущественных, территориальных, информационных и иных разрывов между слоями населения, расширения прав и свобод нуждающихся. В доработанном варианте концепции недостаточно обоснована политика доходов, жилищная политика, стандарты отнесения к среднему классу и возможности достижения его доли 50-60 % в общей численности населения страны.

Я считаю, что надо исходить из совершенно другой парадигмы: из признания равной значимости для общества социальной и экономической политики. Это принципиальное положение, которое присутствует в социальных системах тех цивилизованных стран, где во многом решены проблемы социального обеспечения граждан, где приняты социальные стандарты.

Человеческое творчество - слишком сложный феномен, чтобы редуцировать его лишь к социальным и культурным условиям. Но и игнорировать влияние этих условий на творчество нельзя, поскольку они имеют большое значение, представляя собой среду, под воздействием которой находится любая человеческая деятельность.


2. Социальная стабильность и нестабильность как критерий показателя динамики развития общества. Понятие социального кризиса. Факторы и стадии развития нестабильности

Как стабильность (а также кризис и рост), так и безопасность выступают определенными состояниями социального организма, показателями динамики его развития?

Понятие «состояния» служит здесь общетеоретической основой установления внутреннего родства феноменов стабильности и безопасности как феноменов, характеризующих динамику жизненных процессов, социального и экономического развития. На эту особенность состояния стабильности и, соответственно, нестабильности обращает внимание Н.А. Косолапов, который определяет ее следующим образом:

это не статус-кво, а динамика всех и всяческих жизненных процессов, остановить которую не дано никому, причем динамика, не искажаемая экстремальностью внешних или внутренних условий жизни, особенно экстремальностью, искусственно создаваемой или вызываемой;

предсказуемость наиболее существенных, принципиальных параметров и состояний системы, направлений и тенденций ее эволюции и развития;

возможность рационально и эффективно реагировать как политически, так и практически на все перемены, которые рождает жизнь, и делать это своевременно... В психологическом смысле стабильность - это когда человек способен распоряжаться временем, а не время - человеком.».

Соответственно, нестабильность, которую, по мнению Н.А. Косолапова, также необходимо рассматривать как «универсальную форму проявления развития», но развития плохо контролируемого, чреватого конфликтами и опасностями.

«Человек и политические структуры воспринимают ситуацию как нестабильную, а значит, и потенциально угрожающую, опасную в тех случаях, когда они не знают и/или не понимают, что именно происходит; не могут интерпретировать происходящее в привычных для себя понятиях и категориях; не располагают достаточным временем и/или возможным для получения и истолкования необходимой информации; не контролируют или недостаточно влияют на происходящее».

Итак, стабильность и нестабильность можно рассматривать как категории, обозначающие разные степени владения жизненно практическими ситуациями, социальной реальностью, разные уровни безопасности или опасности (смотря какой аспект выбран в качестве исходного). Но они же выступают границами, фиксирующими развитие социальной реальности в качестве потока изменений, имеющего нелинейную природу. Нестабильность в этом случае выражает не только недостаточную способность понимания или контроля изменений социальной реальности, но и объективную возможность возникновения «сильно неравновесных ситуаций», бифуркаций (бифуркация в переводе с латинского означает «развилки, раздвоение надвое» и фиксирует особенности поведения сложных систем, испытывающих сильные внешние и внутренние напряжения).

В частности, нестабильность социальной системы может быть вызвана, как показывает Э. Ласло, вполне рационально объяснимыми причинами - бифуркациями. «Сами нестабильности могут быть различного происхождения. Они могут возникать вследствие недостаточной ассимиляции или плохого применения инноваций.

Толчком к их возникновению могут быть и внешние факторы, такие как гонка вооружений, и внутренние факторы, такие как политические конфликты.

Нестабильности могут быть вызваны крушением локального экономико-социального порядка под влиянием учащающихся кризисов.

Независимо от своего происхождения нестабильности с высокой вероятностью распространяются на все секторы и сегменты общества и тем самым открывают двери быстрым и глубоким изменениям»1.

Социология нестабильности - социологической теории, которая выделяет кризисное развитие общества и нестабильные состояния социальной реальности в качестве объекта своего исследования. При этом основные интересы данных исследований сосредоточены на выявлении социокультурных механизмов, определяющих поведение как отдельных социальных акторов, так и социальной системы в условиях нестабильного, кризисного развития, а также на изучение изменений соотношений между социальными нормами и патологиями - отклонениям и от нормального в ситуациях риска и неопределенности.

Классическая социология накопила немало опыта в анализе феноменов дезинтеграции социальных систем, кризисных ситуаций и конфликтов (например, войн и национальных конфликтов), а также аномии (здесь мы должны вспомнить работы А. Боскова, Э. Гидденса, Р. Дарендорфа, Э. Дюркгейма, Л. Козера, Л. Крисберга, Т. Куна, Р. Мертона, П. Сорокина, Г. Спенсера, Г. Хоуманса, Ф. Бородкина, А. Здравомыслова, А. Зайцева и др.).

Иное дело, что глубинный системный анализ, отображающий основные сущностные характеристики кризисных, нестабильных форм развития общества, либо отсутствует, что характерно для работ вышеперечисленных авторов, описывающих нестабильности, либо же отвергается как не выдержавший испытание исторической практикой, что, собственно, и случилось с марксистской социологией. А именно в рамках этой последней доктрины проблемы социально-экономического и политического кризиса, социальных революций как радикальных изменений общества, классовой борьбы и войн занимали одно из центральных мест.

Как уже говорилось, нестабильность в развивающихся обществах в той или иной форме существует практически всегда. Нестабильность углубляется и расширяется, если правящие группы не принимают мер по се контролю или если эти меры недостаточны и неадекватны. В таком случае нестабильность не только возрастает, но перерастает в кризисную ситуацию, кризис.

Можно зафиксировать три стадии в этом процессе. Первая - это деформация отдельных структур, отдельных функций или процессов внутри социальной системы, а также отдельные нарушения межсистемных связей. На уровне всего общества как социетальной системы это главным образом деформации отдельных социальных институтов, о чем уже говорилось.

Вторая - общая нестабильность социальной системы как таковой, когда существенно нарушается ее целостность. Это стадия общего кризиса социальной системы или, если речь идет о социетальной системе, системный кризис всего общества. На этой стадии еще возможно восстановление, возрождение системы в прежнем качестве, хотя для этого требуются значительно большие усилия, чем на предыдущей стадии.

При изучении подобных ситуаций принципиально важное значение имеет подход, предложенный учеными Института социально-политических исследований РАН, заключающийся в определении предельно критических, пороговых показателей системного кризиса общества, означающих опасность возникновения необратимых процессов распада. Эти показатели сгруппированы в семи важнейших сферах жизнедеятельности конкретного общества: экономические отношения, социальная сфера, демографическая ситуация, экологическая ситуация, девиантное поведение, политические отношения, обороноспособность. Так, социальная сфера содержит четыре показателя:

1) соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан. Предельно критическое значение в мировой практике выражается числом 10: 1;

2) доля населения, живущего за чертой бедности. Предельно критическое значение в мировой практике - 10%;

3) соотношение минимальной и средней заработной платы. Предельно критическое значение в мировой практике - 1: 3;

4) уровень безработицы. Предельно критическое мировое значение 8-10%. Во второй половине 1990-х гг. многие реальные показатели развития российского общества выходили за рамки предельно критических мировых показателей, что самым серьезным образом сказывалось на стабильности российского общества в целом. Например, соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан в 1996 г. выражалось соотношением 15: 1.

Наконец, третья стадия нестабильности - это катастрофа, т. е. разрушение данной социальной системы как таковой, конец ее существования. Возврат к прежнему состоянию уже невозможен, и разрушительные антисистемные социальные изменения приобретают необратимый характер.

История знает лишь два выхода из таких социальных катастроф: 1) распад, умирание данной социальной системы (общества), цивилизации и культуры (гибель древнеегипетской, греко-римской, византийской и других цивилизаций); 2) переход в принципиально новое социальное качество, формирование качественно новой социальной системы (трансформация феодальных или полуфеодальных социальных систем и институтов в Японии, Малайзии и других странах в капиталистические). Последнее возможно лишь при определенных объективных и субъективных условиях, политической воле правящих групп, огромных усилиях значительных масс людей.


3. Понятие социальной катастрофы. Социальная нестабильность в России

Термин «катастрофа» широко применяется в настоящее время для характеристики различных типов исторических ситуаций (войны, революции, экономические кризисы).

Современные толковые словари русского языка дают понятию «катастрофа» следующие определения.

«Катастрофа - событие с трагическими последствиями.».

«Катастрофа - внезапное бедствие, событие, влекущее за собой тяжелые последствия.»

Иное определение дает Е.М. Бабосов, характеризующий катастрофу как «резкое, скачкообразное превращение системы в результате чрезмерного нарастания внутренней и внешней напряженности из устойчивого положения в неустойчивое, угрожающее разрушением ее важнейших компонентов либо переходом в другое качественное состояние».

Соответственно, понятием «социальная катастрофа» обозначаются аналогичные процессы в обществе, приводящие к большим людским, материальным и (или) культурным потерям.

Социально-политическая революция представляет собой период и серию множественных катастроф. В последнее десятилетие ХХ в. в России совпали (точнее слились и вызвали эффект резонанса, взаимно стимулировали друг друга) пики падения по нескольким циклам развития: технологическим, экономическим, национальных отношений, циркуляции элит. В результате возникли множественные катастрофы. Главными в «пакете» российских революционных катастроф стали:

1. социально-экономическая (рекордный по глубине и продолжительности для мирного времени в мировой истории ХХ в. экономический кризис и «обвал» в ключевых отраслях производства).

2. финансовая (многократное сокращение бюджета, лавинообразный рост внешнего долга, гиперинфляция в революционный период, вывоз капитала на протяжении ряда лет, сопоставимый с федеральным бюджетом).

3. социотехнологическая (опережающее падение уровня инвестиций, выбытие основных фондов и рост аварийности).

4. социальная (в узком смысле слова). Ее составляющими в постсоветской России стали: падение уровня жизни, обесценивание честного труда, рост социального неравенства, распространение бедности, массовая детская беспризорность, массовая безработица).

5. Социально-нравственная. Разрушение нравственного здоровья общества выразилось в его криминализации, эпидемии болезней, вызываемых антисоциальным поведением, и замещении социальных и патриотических ценностей антисоциальными и антипатриотическими.

6. Социально - демографическая

7. геополитическая (крушение сверхдержавы, однополярный мир, перекрестные угрозы)

Социальная нестабильность, обусловленная неравномерностью распределения общественных благ, может стать угрозой для политической стабильности общества

Что происходит в современной России? Приходится признать, что социальное здоровье страны серьезно подорвано. В России много бедных людей, одновременно можно наблюдать резкую поляризацию доходов, уравновесить которую не может даже существенный рост общего благосостояния граждан. Иными словами, богатые люди продолжают богатеть, а численность бедняков сокращается весьма медленно. Ситуация усугубляется оттого, что установленный уровень бедности - прожиточный минимум, составляющий сегодня чуть более 4 тыс. руб. на душу населения, - представляется искусственно заниженным по сравнению с западными уровнями. 16,3% россиян официально находятся за чертой бедности. Если применить к России западные стандарты, этот показатель существенно возрастет. Приблизительно столько же - 16% - причисляют себя к среднему классу. Очевидно, что настоящего, многочисленного среднего класса в России не существует ни по объективным экономическим показателям, ни в субъективном восприятии граждан. Существующий же средний класс весьма эклектичен: в силу того, что процесс дифференциации общества по уровню образования и профессиональной принадлежности далек от завершения, главным критерием принадлежности к российскому среднему классу выступает уровень дохода в отличие от США, где принадлежность к среднему классу отражает уровень образования, полученный человеком.

Рост дифференциации в доходах представляет для России серьезную опасность. Социальная нестабильность, обусловленная неравномерностью распределения общественных благ, может стать угрозой для политической стабильности общества. Вместе с тем социологическая квалификация российского общества, будь оно гражданским или тоталитарным, не может связываться преимущественно с политическими моментами и параметрами, что характерно для обществ тоталитарного и гражданского типов. Необходима связь с экономическими, производственно-трудовыми факторами. Тип социальной организации современного российского общества необходимо выводить в первую очередь из данных факторов, а на них уже нанизывать производные от экономики обстоятельства. В основу социологической квалификации типа общественного устройства, социального порядка объективно входят явления, связанные с характером преимущественно трудовых отношений.

Тем самым в современной социологической литературе, что касается анализа общества как целостной системы, как социальной организации определенного уровня малоисследованными остаются следующие социальные проблемы и сюжеты:

сквозные социологические параметры, позволяющие отследить и проанализировать российское общество в том историческом отрезке, в рамках которого решаются вопросы социальной преемственности, рассматриваются условия и тенденции современной глобальной трансформации;

социумные, а не государственно-политические аспекты перехода от советской социальной организации или организации тоталитарного типа к организации демократического, постсоветского типа;

элементы, механизмы и принципы проявления чрезвычайности, напряженности в общественной системе, позволяющие ее квалифицировать как систему измененного, мобилизационного социального порядка;

роль социально-экономических, производственно-трудовых факторов в организации и функционировании российского социума как целостной системы и место организационно-экономических механизмов в. воспроизводстве общественной системы; роль социального насилия и ограничение свободы в организационно-экономических и политических механизмах функционирования российского социума.

Степень разработанности проблемы

Вместе с тем основное внимание исследователей проблем российского общества концентрируется вокруг проблем субъектно-общностной и институциональной его трансформации. Проблема общества как целостной системы либо укладывается в уже сложившиеся мировоззренческие и методологические стереотипы, либо рассматривается на уровне и в качествах социального, экономического и политического пространства. Как таковая проблема макросоциальной организации социума специально не анализируется. Дело не только в том, что она растворяется в других проблемах, сколько в том, что она не имеет своей качественности. Нередко методологические установки анализа общества как системы отождествляются напрямую с теоретическим знанием об особенностях функционирования и характере социума.

Современное российское общество переживает кризисный этап своего развития, который характеризуется таким состоянием социальной системы, когда все ее связи и процессы определяются областью критических значений, то есть она является нестабильной. Подобное положение связано с социально-экономическими преобразованиями, проводимыми в стране. На начальном этапе преобразования воспринимались населением страны положительно, но в последующем, когда вместо реформации произошла трансформация социальной системы, а коренные изменения в экономике повлекли за собой ослабление материальной основы государства и, как следствие, резкое падение уровня жизни значительной части населения страны, реформы перестали пользоваться поддержкой. В результате проводимой трансформации в России усугубились все те противоречия, которые были характерны для советской системы: неэффективная экономика, коррупция, фактическое неучастие основной массы населения в управлении страной, несоблюдение прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в результате реформ к перечисленным противоречиям добавились такие как: падение уровня жизни основной части населения страны, социальное расслоение общества, демографический кризис, криминализация сознания. Политическая нестабильность и отсутствие концептуальных стратегий в области развития внешних связей, национальных интересов, региональной политики России, недостаток выверенных социально-экономических программ приводят к неопределенности в сфере обеспечения безопасности российского общества.


Заключение

Отсутствие в нашем обществе массовой идеологии привело к образованию за последние годы буквально "идейного вакуума", когда люди последовательно разочаровались в самых разных идеалах общественного устройства: коммунистическом... демократическом... либеральном... Все идеологические устои, на которых зиждется во многом стабильность общества, рухнули. Следовательно, к общим причинам нестабильности системы относятся сверхнормативные изменения структуры и физических параметров системы, отклонения от нормы характера и прочности внутренних связей, низкая эффективность некоторых элементов. Характерными чертами нестабильной системы являются неравномерность развития, неустойчивость, низкая адаптивность к изменениям, низкий уровень реализации потенциала большинства. Такая система недолговечна.

Наибольшей нестабильностью отличаются социальные системы переходного типа, претерпевающие трансформацию, в связи с осуществлением реформ политической и социально-экономической жизни, осуществляемых по сложному бифуркационному сценарию.

Неустойчивость социальной системы может быть результатом отсутствия сбалансированности ее структуры, низкой эффективности некоторых ее элементов, которые в ответе за предотвращение и ликвидацию последствий воздействий. В качестве примера можно привести маломощные вооруженные силы Ирака, которые оказались не способны отразить внешнюю агрессию, что привело страну фактически к потере суверенитета, а в итоге к разрушению всей системы. К подобному результату могут привести и слабые внутрисистемные взаимоотношения. Так, негативное отношение большинства населения к представителям правоохранительных органов не способствует эффективному решению стоящих перед ними задач, что в купе с несовпадающими системами ценностей ослабляет потенциал общества, что характерно для сегодняшней России.

Кроме того, нестабильность является последствием низкой реализации человеческого потенциала, что выражается в исключении значительной части населения из процесса стабилизации системы. Причиной этого является несовершенство организации системы - несоответствия стоящих и возникающих задач структуре и социальным технологиям, динамизму развития. С одной стороны социальная система неэффективна в связи с тем, что невостребованным остается творческий потенциал людей и это приводит к отделению личности от системы, а с другой стороны - отсутствие удовлетворения потребностей личности также приводит к отдалению от системы и плюс к деградации самой личности. В итоге же снижается совокупный творческий потенциал социальной системы, что влияет на общую стабильность в стране.


Список использованной литературы

1. Лавриненко В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. для бакалавров / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014.

2. Овчаров А.О. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / А.О. Овчаров, Т.Н. Овчарова. - Н.Новгород: ООО «Цветной мир», 2013. - 260 с.

3. Вертакова Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие для студентов вузов. - М.: КноРус, 2009. - 335.

4. Лавриненко В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие для студентов вузов / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. - М. : Вуз. учеб. : ВЗФЭИ, 2007. - 182 с.

5. Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учеб. - М.[и др.]: Питер, 2004.

6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования М., 1998.

7. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М., 1998.

8. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа СПб., 1997.

9. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. Основы прикладной социологии. М., 1996.

10. Политические изменения в трансформирующихся переходных обществах: условия и факторы оптимизации: монография / А.Г. Караткевич - СПб.: ЗУМЦ, 2012. - 6,4 п.л.

11. Политические аспекты социопроблем трансформирующегося общества (на примере России и Беларуси): монография / А.Г. Караткевич. - М.: ИД «АТИСО», 2008. - 16 п.л.

12. Караткевич А.Г. К вопросу о структуре системной социотрансформации переходных обществ // Этносоциум и межнациональная культура. - 2009. - № 2. - 1,0 п.л.

13. Караткевич А.Г. Геополитические аспекты глобальных трансформационных вызовов. Часть I // Этносоциум и межнациональная культура. - 2009. - № 3. - 1,0 п.л.

14. Караткевич А.Г. К вопросу об основных тенденциях и направлениях социального взаимодействия в условиях трансформации общества // Этносоциум и межнациональная культура. - 2009. - № 4. - 0,8 п.л.

15. Караткевич А.Г. Рентеграция как фактор социотрансформации и противовес глобализации. Часть II // Этносоциум и межнациональная культура. - 2009. - № 5. - 1,0 п.л.

16. Караткевич А.Г. К вопросу о геополитических аспектах глобальных трансформационных вызовов // Вестник ВолГУ. Серия 4. - 2009 - 0,5 п.л.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Проблема стабильности сейчас имеет не только научное, теоретическое значение. Стабилизация экономической, политической, социальной жизни, консолидация современного российского общества — это то, чего ждут и на что надеются россияне уже несколько лет. В такой ситуации возникают даже представления о том, что стабильность общества тождественна неизменности социальных порядков, систем и структур, что всякие изменения ведут только к ухудшению благосостояния людей.

С социологической точки зрения социальная стабильность — не синоним неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность является, как правило, не признаком стабильности, а признаком застоя, рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге к нестабильности. В бывшем СССР, например, в течение длительного времени, особенно в 1960- 1970-е гг., правительство старалось держать стабильными, т. е. неподвижными розничные цены на многие товары и услуги. Однако в итоге это привело к тому, что цены стали абсолютно не соответствовать затратам труда и сырых материалов на производство этих товаров, затратам труда на оказание услуг. В свою очередь такая ситуация привела к тому, что производить товары и оказывать услуги стало экономически невыгодно. В результате начало падать производство, затормозился научно-технический прогресс, стали расширяться области застоя. Так что неизменяемость каких-либо систем вовсе не означает их стабильности.

В социологическом смысле социальная стабильность - это такая устойчивость социальных структур, процессов и отношений, которая при всех их изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность как таковых.

Она складывается из трех уровней:

  • внутренней стабильности социальных систем (институтов, организаций, сообществ и т. д.);
  • стабильности их взаимосвязей и их взаимодействий между собой;
  • стабильности всего общества, которую можно обозначить как социетальную стабильность.

Эта последняя уже будет включать в себя стабильность политическую, экономическую, идеологическую, культурную и т. д. на уровне всего общества. Стабильное общество — это общество, развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен механизм изменений, сохраняющий его устойчивость, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию самих устоев общества.

Важно учитывать еще одно обстоятельство. Стабильными могут быть какое-то время и авторитарные, и тоталитарные политические режимы. Однако исторический опыт многих стран показывает, что в конце концов такие режимы «взрываются», становятся средоточием социальных конфликтов и общей нестабильности. Поэтому стабильное общество в полном смысле слова — это демократическое общество.

Таким образом, в обществе стабильность достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте. Можно сказать, что социальные изменения являются необходимым условием и элементом социальной стабильности.

Факторы социальной стабильности

В соответствии с тремя главными уровнями социальной стабильности следует выделять и основные группы факторов, их обеспечивающие. Очевидно, что стабильность каждой социальной системы определяется внутренними факторами системы и внешними факторами по отношению к данной системе. Так, стабильность системы образования как социального института зависит от внутренних факторов — профессиональной подготовленности преподавательского корпуса, оптимального соотношения числа учителей и учеников, программной и методической обеспеченности и т. д. Вместе с тем стабильность деятельности этой сферы (системы) зависит и от многих внешних факторов, таких, в частности, как государственное законодательство и государственная политика в области образования, политическая стабильность общества, материально-техническое и финансовое обеспечение и др. То же самое в принципе можно сказать и о любой другой социальной системе.

Особое внимание следует обратить на вопрос стабильности социальных систем на национально-государственном уровне, т. е. стабильности того или иного общества в целом. Внешние факторы его стабильности очевидны. Это благоприятная международная обстановка, наличие нормальных связей и отношений с другими странами-государствами и, пожалуй, главное, — включенность в глобальную социальную (социетальную) систему. Не случайно, например, Россия в последнее время прилагает максимум усилий для вхождения на равных правах в ряд международных правительственных и неправительственных организаций и органов, что, естественно, будет способствовать социальной стабильности самого российского общества.

Внутренние же факторы стабильности общества весьма многообразны. Важнейшее место среди них занимает стабильное функционирование социальных институтов, охватывающих социальную, политическую, экономическую, культурную системы общества. В стабильном обществе между ними устанавливается определенное соответствие, в результате которого они как бы взаимно поддерживают друг друга. Более того, сбой в функционировании, дисфункция даже какой-либо одной системы оказывает существенное дестабилизирующее воздействие и на все общество как социетальную систему. В этой связи следует особо подчеркнуть важное значение культурной системы, которое на практике нередко недооценивается. Дело в том, что культурная система общества как бы узаконивает, легитимизирует другие системы и господствующие в них порядки. Эти системы (и порядки) в глазах людей должны выглядеть законными, «правильными», справедливыми с точки зрения господствующих культурных идеалов, ценностей и норм. Только тогда люди будут стараться соблюдать эти порядки. В противном же случае происходит отчуждение от народа формально установленных порядков в экономической и политической системах.

Стабильность общества в значительной степени зависит и от стабильного состояния политической системы, прежде всего государства, взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти. Одним из защитных механизмов стабильности может явиться развитие многопартийности. Но при отсутствии необходимого законодательства, регулирующего взаимоотношения между партиями и властными структурами, при отсутствии или недостатке общей культуры, а особенно культуры межпартийной политической борьбы, многопартийность может стать фактором дестабилизации общественной жизни. Но в принципе многопартийность — это один из защитных механизмов общества против наступления авторитаризма и диктатуры. При этом ареной и средоточием борьбы различных политических партий, организованных политических групп служит, как правило, парламент.

В укреплении политической стабильности важная роль принадлежит такому фактору общественной жизни, как консенсус (согласие) в отношении базовых ценностей со стороны основных политических сил и партий, представителей всех ветвей власти. Такой консенсус, с одной стороны, выступает как отражение более широких и масштабных ориентаций социальных групп и слоев, с другой — способствует укреплению этих ориентаций. Поэтому чем более в обществе доминируют такие ориентации, тем стабильнее, устойчивее само общество в целом, тем более прочны в нем демократические устои. Потребность в консенсусе выявляется наиболее остро в переходные периоды, когда общественное согласие может сыграть и действительно играет решающую роль.

Однако ни в теории, ни на практике нельзя отождествлять демократический консенсус с тоталитарным единомыслием. Последнее не терпит инакомыслия, допускает «мыслие» лишь главного действующего лица, верховного правителя, будь то император, диктатор, президент или генсек. Разнообразие и многообразие мнений здесь не допускаются. Демократический же консенсус предполагает обязательное наличие плюрализма мнений и представлений у различных общественных движений, политических партий, ветвей власти, социальных слоев и групп. Здесь богатство мнений служит методом отыскания наиболее правильных, эффективных, оптимальных решений, а не источником примитивных раздоров и пропагандистской полемики.

Среди социальных факторов стабильности общества многие исследователи и политические деятели называют факторы, относящиеся к его социально-классовой структуре, его стратификации. Среди них — наличие в обществе достаточно обширного среднего класса, обладающего средними для данного общества доходами, средних размеров частной собственностью. Наличие такого класса обусловливает наличие и укрепление центристских политических сил, которые способны привлечь на свою сторону наиболее активные слои населения. И наоборот, недостаточное влияние центристских группировок может служить общим фоном, на котором инициативу захватывают экстремистские круги, что в свою очередь ведет к политической и социальной напряженности, обостряет борьбу политических сил и тем самым усиливает риск нестабильности.

Социальная нестабильность

В реальной социальной жизни практически не бывает абсолютной стабильности. В любом обществе всегда имеют место нарушения равновесия внутри социальных систем и между ними, проявления реальной или потенциальной нестабильности. Под нестабильностью понимаются такие деформации структуры, функций или каких-либо процессов социальных систем (в том числе и социетальных), которые деформируют эти системы и угрожают их целостности. Такая нестабильность может быть и на уровне отдельных социальных систем (нестабильность экономики, государственной власти и т. д.), их взаимодействия друг с другом, наконец, на уровне всего общества.

Однако понятие нестабильности имеет и более широкий фундаментальный научный и философский смысл. Согласно современным представлениям, получающим все большее распространение среди ученых разных научных профилей, нестабильность в смысле неустойчивости является фундаментальной характеристикой всего мироздания. Такие представления можно отнести и к обществу. При этом под неустойчивостью следует понимать не социальный хаос, а незаконченность, незавершенность в каждый данный момент социальной эволюции, возможность и необходимость социальных изменений в той или иной точке социального бытия, даже непредсказуемость этих изменений, их конкретной направленности, времени и места возникновения.

В реальной социальной жизни нестабильность, как правило, является признаком каких-то нерешенных проблем, дисфункций и деформаций. Факторы нестабильности, как и факторы стабильности, могут быть внешними по отношению к социальной системе и внутренними. Внешние факторы, в свою очередь, могут быть подразделены на социальные (антропогенные) и природные. Воздействие внешних социальных факторов может существенно деформировать и даже разрушить социальную систему. Так, в период захватнических колонизаторских войн были разрушены многие общества в Африке, Азии, Америке, Австралии, уничтожены целые народы, нередко с высокой и уникальной культурой. Существенно нарушить стабильность социальных (социетальных) систем могут и природные катаклизмы. Под их воздействием нередко деформируются или совсем разрушаются некоторые социальные институты, например, экономика, система здравоохранения. Огромный ущерб народному хозяйству, различным системам жизнеобеспечения людей, их жизням наносят землетрясения, наводнения, тайфуны, цунами и т. д.

Внутренние социальные факторы нестабильности социальных систем также весьма многообразны. Некоторые из них уже назывались в этом параграфе. В целом можно сказать, что нестабильность системы — это разрушение или по крайней мерс нарушение ее целостности, деформация структуры и функций. Это положение подробнее можно проиллюстрировать на примере социальных институтов. Нестабильность деятельности социальных институтов проявляется прежде всего в существенном нарушении равновесия между структурными компонентами (например, дисбаланс отраслей народного хозяйства в экономике), в функциональной расстроенности вплоть до невыполнения необходимых общественных функций, деформации во взаимоотношениях между различными социальными институтами.

Социальные кризисы

Как уже говорилось, нестабильность в развивающихся обществах в той или иной форме существует практически всегда. Нестабильность углубляется и расширяется, если правящие группы не принимают мер по се контролю или если эти меры недостаточны и неадекватны. В таком случае нестабильность не только возрастает, но перерастает в кризисную ситуацию, кризис.

Можно зафиксировать три стадии в этом процессе. Первая - это деформация отдельных структур, отдельных функций или процессов внутри социальной системы, а также отдельные нарушения межсистемных связей. На уровне всего общества как социетальной системы это главным образом деформации отдельных социальных институтов, о чем уже говорилось.

Вторая - общая нестабильность социальной системы как таковой, когда существенно нарушается ее целостность. Это стадия общего кризиса социальной системы или, если речь идет о социетальной системе, системный кризис всего общества. На этой стадии еще возможно восстановление, возрождение системы в прежнем качестве, хотя для этого требуются значительно большие усилия, чем на предыдущей стадии.

При изучении подобных ситуаций принципиально важное значение имеет подход, предложенный учеными Института социально-политических исследований РАН, заключающийся в определении предельно критических, пороговых показателей системного кризиса общества , означающих опасность возникновения необратимых процессов распада. Эти показатели сгруппированы в семи важнейших сферах жизнедеятельности конкретного общества: экономические отношения, социальная сфера, демографическая ситуация, экологическая ситуация, девиант- ное поведение, политические отношения, обороноспособность. Так, социальная сфера содержит четыре показателя:

  • соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан. Предельно критическое значение в мировой практике выражается числом 10: 1;
  • доля населения, живущего за чертой бедности. Предельно критическое значение в мировой практике — 10%;
  • соотношение минимальной и средней заработной платы. Предельно критическое значение в мировой практике — 1: 3;
  • уровень безработицы. Предельно критическое мировое значение 8-10%. Во второй половине 1990-х гг. многие реальные показатели развития российского общества выходили за рамки предельно критических мировых показателей, что самым серьезным образом сказывалось на стабильности российского общества в целом. Например, соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан в 1996 г. выражалось соотношением 15: 1.

Наконец, третья стадия нестабильности - это катастрофа, т. е. разрушение данной социальной системы как таковой, конец ее существования. Возврат к прежнему состоянию уже невозможен, и разрушительные антисистемные социальные изменения приобретают необратимый характер. История знает лишь два выхода из таких социальных катастроф: 1) распад, умирание данной социальной системы (общества), цивилизации и культуры (гибель древнеегипетской, греко-римской, византийской и других цивилизаций); 2) переход в принципиально новое социальное качество, формирование качественно новой социальной системы (трансформация феодальных или полуфеодальных социальных систем и институтов в Японии, Малайзии и других странах в капиталистические). Последнее возможно лишь при определенных объективных и субъективных условиях, политической воле правящих групп, огромных усилиях значительных масс людей.

    Понятие и виды социальных изменений.

    Структура и механизмы социальных изменений.

    Факторы социальных изменений.

    Социальное развитие и социальный прогресс.

    Социальная стабильность .

1 . Социальные изменения – это различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут осуществляться: на уровне межличностных отношений; на уровне организаций и институтов, на уровне малых и больших социальных групп, на социетальном и глобальном уровнях.

Выделяются четыре вида социальных изменений.

1. Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Таковы, например, изменения в структуре семьи, в структуре любой другой общности - малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, изменения в структурах власти, в структурах социокультурных ценностей и др. К этому виду изменений относятся также структурные изменения социальных институтов, социальных организаций и др.

2. Изменения, затрагивающие социальные процессы или процессуальные социальные изменения. Так, мы постоянно наблюдаем изменения, происходящие в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений различных общностей; общностей, институтов и организаций; общностей, институтов, организаций и личностей. Это - отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности, которые постоянно находятся в процессе изменений.

3. Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями.

4. Изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения. Очевидно, что характер потребностей, интересов, мотиваций в поведении и деятельности индивидов, общностей, различных групп не остается неизменным.

Все эти виды изменений тесно связаны между собой: изменения одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов. Вместе с тем следует иметь в виду, что соотношение социальных изменений с другими изменениями - культурными, экономическими и т.д. - имеет весьма сложный характер. Изменения в одной сфере общества не ведут автоматически к изменениям в других сферах.

2. По характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно подразделить на две большие группы - эволюционные и революционные. Первую группу составляют изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств или элементов. Они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность.

Эволюционными по своему характеру могут быть все четыре описанных выше вида изменений - структурные, функциональные, процессуальные и мотивационные. В случае сознательной организации эволюционные изменения приобретают, как правило, вид социальных реформ. Но они могут быть и сугубо стихийным процессом.

Эволюционные изменения отличаются специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система. Сам же процесс накопления, в свою очередь, может быть разделён на две составляющие: формирование инноваций (новых элементов) и их отбор. Инновация - это зарождение, появление и укрепление новых элементов. Отбор - осуществляющийся стихийно или сознательно процесс, посредством которого в системе сохраняются одни элементы нового и отбраковываются другие.

Инновация есть комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде. К социальным нововведениям относятся экономические, организационные, культурные, к вещественным - продуктные, технологические и др.

В настоящее время нововведение рассматривается как определенная стадия процесса социального изменения. В феномене нововведения выделяются следующие элементы: а) само новшество; б) новаторы, т.е. те, кто его создает; в) распространители; г) оцениватели, восприемники.

Революционные социальные изменения отличаются от эволюционных существенным образом: во-первых, потому что они - в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социального объекта, во-вторых, потому что они - не частные, а общие или даже всеобщие изменения и, наконец, в-третьих, они, как правило, опираются на насилие.

Циклические социальные изменения представляют собой более сложную форму социальных изменений, по существу включающую эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Кроме того, в этом случае имеются в виду не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, который в совокупности образует цикл.

Известно, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме.

Особую сложность картине циклических социальных изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности. Так что в каждый данный момент истории мы имеем одновременное сосуществование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных ступенях развития своего цикла. Этим в значительной степени определяется далеко не простой характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Особое внимание специалистов привлекает циклический характер социальных изменений на сравнительно больших отрезках времени - в несколько десятков лет, в частности, теории длинных волн. Выдающийся вклад в разработку этих теорий внес русский экономист Н.Д. Кондратьев К настоящему времени большие циклы (длинные волны) зафиксированы другими исследователями на большом материале экономических и социальных показателей. В основе механизма длинных волн разные авторы называют: процесс распространения нововведений, смену лидирующих отраслей экономики, смену поколений людей, долговременную динамику нормы прибыли и др. Большинство ученых рассматривают феномен длинных волн не только как экономический, но и социальный, исторический и социально-психологический. В результате сложилось следующее его понимание: большие циклы (длинные волны) - это периодические повторения характерных социальных, экономических, технологических ситуаций. Эти характерные ситуации регулярно повторяются примерно через каждые 25-50 лет. Они почти синхронны для большинства ведущих развитых стран.

3. Можно утверждать, что источниками социальных изменений могут быть и экономические, и политические факторы, а также факторы, находящиеся внутри сферы социальных структур и отношений общества. К последним можно отнести взаимодействие между разными социальными системами, структурами, институтами, а также общностями на уровне групп, классов, партий, наций, целых государств.

Особо следует выделить технологические и идеологические факторы в качестве источников социальных изменений.

Наиболее очевидным влияние технологических факторов на социальную жизнь стало со времени промышленной революции XVII-XVIII вв. С одной стороны, научно-технические нововведения вели к консолидации и интеграции внутри различных общностей - социальных и профессиональных групп, классов, а также изменили характер взаимоотношений между ними, обострили конфликты и борьбу как между группами и классами, так и между государствами. С другой стороны, новая техника беспрецедентно расширила возможности общения, обмена информацией и культурными ценностями, по существу, изменила весь характер коммуникаций между людьми, явилась той базой, на которой сформировалась вся система массовой информации. Новое качество приобрели такие процессы, как горизонтальная и вертикальная социальная мобильность, все социальные перемещения.

Существеннейшим фактором социальных изменений в разных странах мира в последние два-три столетия стала идеология. Все социальные изменения, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами, имеют идеологический характер. И чем более фундаментальные изменения происходят, тем более заметна в них роль идеологии. Ведь идеология есть определенная совокупность идей и представлений, которая выражает интересы классов, других социальных групп, всего общества, объясняет сквозь призму этих интересов социальную реальность и содержит директивы (программы) для действия (поведения), по своей сущности идеологии не могут быть нейтральны по отношению к социальным изменениям. С помощью идеологии социальные группы и классы либо требуют таких изменений, либо сопротивляются им.

Роль идеологии заметна тогда, когда осуществляются более глубокие преобразования, и менее заметна, когда осуществляются сравнительно мелкие, неглубокие перемены.

В XX в. наука стала напрямую влиять на выработку программ социальных изменений, путей и способов их реализации, принятие управленческих решений в передовых странах, и у социальных наук появились новые социальные функции, связанные с определением конкретных социальных проблем, их анализом и выработкой рекомендаций по их практическому решению. Эти функции выполняет так называемая социальная инженерия, осуществляющая практическое упорядочивание, рационализацию сфер хозяйства, бизнеса, социальных и других отношений. Особую значимость социальные науки приобрели в преобразовании сферы организации и управления (государственного, муниципального, внутрифирменного и т.д.), системы принятия решений.

4. Социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами - необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен; направленность - ту линию или линии, по которым совершается накопление; закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен. Принципиально важная характеристика социального развития - время, в течение которого оно осуществляется. Еще важнее то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, что может выражаться в повышении (или понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции и др. История развития социальных общностей, структур, институтов, их эволюция, их происхождение и отмирание - неотъемлемая составная часть предмета социологии как науки.

Социальный прогресс - это совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность социального и вообще всего развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.

В целом развитие человеческого общества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. Важно отметить такие показатели, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед современными обществами, и увеличение технических, социальных и иных возможностей их решения.

Но социальный прогресс имеет противоречивый характер. Чаще всего приходится сталкивать­ся с такими социальными структурами и процессами, в эволюции которых прогресс может быть зафиксирован, но осуществляется очень противоречиво. Помимо понятия прогресса существует еще и понятие регресса. Это - развитие от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой. Существуют и так называемые тупиковые линии развития, приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм и структур.

Противоречивый характер социального прогресса обнаруживается прежде всего в том, что развитие многих социальных структур и процессов ведет одновременно к их прогрессу в одних отношениях и к регрессу в других.

Одним из важных критериев социального прогресса является его гуманистический смысл. Недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе о социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах. Не менее важны и другие их стороны - обращенность к человеку, группам, обществу в целом, что неизбежно приводит к пониманию их человеческого смысла - ведут они к благосостоянию человека, его процветанию или к снижению уровня и ухудшению качества его жизни.

5. Проблема стабильности имеет не только научное, но и крайне актуальное практическое значение, поскольку в условиях социальной нестабильности возникают массовые представления о том, что стабильность общества, уверенность людей в своем будущем тождественны неизменности социальных систем и структур. Но социальная стабильность не является синонимом неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность есть, как правило, признак не стабильности, а застоя, что рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге - к нестабильности.

Социальная стабильность - это воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках определенной целостности самого общества. Причем это воспроизводство не есть простое повторение предыдущих ступеней, а с необходимостью включает в себя и элементы изменчивости.

Стабильное общество - это общество, развивающееся и, в то же время, сохраняющее свою устойчивость, общество, с отлаженным процессом и механизмом социальных изменений, сохраняющими его стабильность и исключающими такую политическую борьбу, которая ведет к расшатыванию устоев общества. Поэтому стабильное общество в полном смысле слова - это демократическое общество.

Таким образом, стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте.

Социальная стабильность обусловлена существованием механизмов социального контроля, т.е. совокупности методов, посредством которых общество стремится повлиять на поведение людей с целью поддержания необходимого порядка. Среди условий социальной стабильности выделяются факторы, относящиеся к социально-классовой структуре общества, его стратификации. Среди них - наличие в обществе достаточно обширного, так называемого среднего класса, обладающего средними для данного общества доходами, частной собственностью средних размеров. Наличие такого класса обусловливает существование и укрепление центристских политических сил, способных привлечь на свою сторону наиболее активные слои населения.

Тревожным фактором потенциальной нестабильности общества является наличие значительной прослойки люмпенов. Эта прослойка, особенно при условии ее количественного роста и слияния с криминальными элементами, может выполнять самую дестабилизирующую роль.

Социальная стабильность в значительной степени зависит и от стабильного состояния политической системы общества, прежде всего государства, взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти.

В укреплении политической стабильности важная роль принадлежит такому фактору общественной жизни, как консенсус относительно основополагающих ценностей между основными политическими партиями, общественными движениями, представителями всех ветвей власти. Потребность в консенсусе наиболее отчетливо выявляется в переходные периоды, когда общественное согласие может сыграть и действительно играет решающую роль.

Проблема стабильности сейчас имеет не только научное, академическое значение. Стабильность экономической, политической, социальной жизни современное российского общества – это то, чего ждут россияне уже около десятка лет. В такой ситуации возникает даже представление о том, что стабильность общества тождественна неизменности социальных систем и структур, что всякие изменения ведут только к ухудшению благосостояния людей. В действительности же социальная стабильность не синоним неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неизменность является, как правило, признаком застоя, рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге – к нестабильности.

В научном социологическом смысле социальная стабильность – это такая устойчивость социальных структур, процессов и отношений, которая при всех изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность как таковых. Она складывается из трех уровней: 1) внутренней стабильности социальных систем (институтов, организаций, сообществ); 2) стабильности взаимосвязей и взаимодействий социальных систем между собой; 3) стабильность всего общества, которую можно обозначить как социетальную стабильность. Последняя будет включать в себя политическую, экономическую, идеологическую, культурную и т.д. стабильность на уровне всего общества. Стабильное общество – это общество развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен процесс и механизм изменений, сохраняющий его стабильность, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию самих устоев общества.

В реальной социальной жизни практически не бывает абсолютной стабильности, в любом обществе всегда имеют место нарушения равновесия внутри социальных систем и между ними, проявления реальной или потенциальной нестабильности. Нестабильность – изменения в социальной структуре, функциях или процессах, которые деформируют эту систему и ведут и угрожают ее целостности. В реальности нестабильность является признаком каких-то нерешенных проблем, дисфункций, деформаций.

Если правящие группы не принимают мер по контролю нестабильности, или эти меры недостаточно адекватны, то нестабильность углубляется и расширяется. Стадии:. 1) деформация отдельных структур, функций или процессов внутри социальной системы, а так же отдельные нарушения межсистемных связей. 2) общая нестабильность социальной системы, существенно нарушается ее целостность, еще возможно восстановление системы в прежнем качестве. 3) Катастрофа – разрушение данной социальной системы как таковой, возврат к прежнему состоянию уже невозможен. (далее распад или переход в принципиально новое качество – трансформация феодальных систем и институтов в Японии в капиталистические).


Про пункт 2. При изучении подобных ситуаций принципиально важное значение имеет подход, предложенный учеными ИСПИ РАН, заключающийся в определении предельно-критичесикх, пороговых показателей системного кризиса общества, означающих опасность возникновения необратимых процессов распада. Эти показатели сгруппированы в 7-ми важнейших сферах жизнедеятельности общества: экономические отношения, социальная сфера, демографическая ситуация, экологическая ситуация, девиантное поведение, политические взаимоотношения, обороноспособность. Социальная сфера содержит 4 показателя: 1. Соотношение доходов 10% самых богатых и бедных. Предельно-кртическиое значение 10:1, у нас 16:1. 2. Доля населения, живущая за чертой бедности. Предел 10%. 3. Соотношение минимальной и средней з/п. предел – 1:3. 4. Уровень безработицы. Предел – 8-10%.

Из состояния этих показателей вытекает социальнае напряженность. Социальная напряженность представляет собой эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны природной или социальной среды, продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени.

Социальная напряженность – это одновременно сторона и индикатор социального кризиса и сопутствующих ему всевозможных конфликтов. Исчезает лишь тогда, когда кризис разрешен или конфликт исчерпан. Проявляясь на социально-психологическом и поведенческом уровне, она тесно связана с динамикой общественного мнения и общественных настроений.

2 способа решения социального конфликта: решить социальную проблему или противоречие; избежать инцидента.

Источники социального напряжения:

· экономические (напр., невыплата з.п. шахтерам, учителям, врачам и т.д.)

· политические (смена правящей партии, приход к власти харизматического лидера)

· ценностные (вероисповедание, идеология)

Источники социального напряжения:

1. внешние (относительно страны – внешнеполитические внешнеэкономические и ценностные конфликты)

2. внутренние (конфликты, исходящие от причин внутри страны)

В основе социального напряжения всегда лежит социальное неравенство.


26. Социальная мобильность, ее виды и формы.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003. С. §3.2

Социальная мобильность – перемещение индивидов или групп с одного уровня (слоя) на другой в системе социальной стратификации.

Социальная мобильность проявляется в движении индивидов или групп от одного социального статуса к другому.

Введение

Российский регион - это сложная многоуровневая структура, обладающая внутренней динамикой и являющаяся важнейшим элементом национальной экономики. Для региональных экономических систем характерно сочетание социальной, экономической, экологической, информационной и других составляющих, наличие множества сложных элементов, большого числа разнообразных связей, циркуляция больших потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов. В России, являющейся федеративным государством, ключевыми являются проблемы экономической самостоятельности, безопасности и устойчивого развития регионов.

К социально-экономическим системам относят мировое сообщество, союзы государств, государства, административные единицы внутри государства, отрасли хозяйства, отдельные предприятия, группы людей.

Теория устойчивости социально-экономических систем

Будучи производной от некоторых других ветвей знания (кибернетики, теории систем и др.), вобрала в себя ряд междисциплинарных категорий. Среди них «система», которая характеризуется иерархией организованных подсистем, движением отдельных частей и, в совокупности, развитием, наличием или недостатком ресурсов развития. Важным понятием является «структура», под которой понимают части одной системы, определенным образом вступающие во взаимоотношения. В каждой системе имеется потенциал (ресурс, капитал), способствующий ее развитию. Развитием называют изменения, происходящие в системе, принимающие структурную, качественно-количественную форму, либо это изменения, отражающие характер функционирования. Социально-экономическая система способна эволюционизировать из одного вида в другой, в частности в такой, при котором потребленные ресурсы восстанавливаются, воспроизводятся, заменяются на другие, минимизируется их расходование, если невозможно продолжить развитие без невозобновляемых ресурсов.

Устойчивость социально-экономической системы значительно отличается от технической, физической устойчивости. Поскольку главной характеристикой в ней выступает не некоторое равновесное состояние и способность возвращаться к нему в случае возмущающих воздействий, или сохранение заданной траектории движения в случае противодействующих сил, а способность эффективно использовать, автономно видоизменять ресурсы своего развития, непрерывно наращивать показатели своего положительного изменения, не увеличивая или минимизируя затраты базовых, невозобновляемых ресурсов.

Формирование устойчивой социально-экономической системы должно базироваться на принципах устойчивого развития , основными из которых являются:



1. улучшение качества жизни;

2. гарантированное здоровье людей;

3. удовлетворение основных жизненных потребностей как населения, так и будущих поколений;

4. борьба с бедностью;

5. рациональные структуры производства и потребления;

6. рациональное природопользование;

7. сохранение экосистем, защита климата и озонового слоя;

8. обеспечение экологической безопасности;

9. устранение всех форм насилия над человеком и природой (предупреждение войн, терроризма и экоцида);глобальное партнерство.

В теории устойчивого развития можно выделить несколько подходов к оценке устойчивости социально-экономических систем. В качестве первого подхода можно определить методику расчета показателя "Истинных накоплений (Genuine saving)", разработанного исследователями Всемирного Банка для оценки устойчивости экономики. Он определяет благосостояние страны в более широком плане, чем национальные счета. Цель показателя - представить «стоимость чистого изменения в целом спектре активов, которые важны для развития: производственные активы, природные ресурсы, качество окружающей среды, человеческие ресурсы и иностранные активы». Коррекция валовых внутренних сбережений производится в два этапа. На первом этапе определяется величина чистых внутренних сбережений (NDS) как разница между валовыми внутренними сбережениями (GDS) и величиной обесценивания произведенных активов (CFC). На втором этапе чистые внутренние сбережения увеличиваются на величину расходов на образование (EDE) и уменьшаются на величину истощения природных ресурсов (DRNR) и ущерба от загрязнения окружающей среды (DME): GS=(GDS-CFC)+EDE-DRNR-DME.



Подход Genuine Saving имеет преимущества над многими другими типами национальных расчетов, поскольку дает странам единые, ясные, позитивные или негативные цифры. Постоянные отрицательные результаты могут быть интерпретированы как факт того, что страна идет по неустойчивому пути, что повлечет негативные эффекты в долгосрочной перспективе.

Следующий подход к оценке устойчивости предложен Йельским и Колумбийским Университетом для Всемирного Экономического Форума в Давосе - Расчет индекса устойчивости Окружающей Среды - Environmental Sustainability Index . Значение индекса рассчитывается по 22 индикаторам. Каждый индикатор определяется усреднением 2-5 переменных, всего выделено 67 переменных. Формально все переменные получают равный вес при расчете индекса, поскольку отсутствуют общепризнанные приоритеты в ранжировании экологических проблем. В «десятку» наиболее устойчивых стран вошли Финляндия, Норвегия, Канада, Швеция, Швейцария, Новая Зеландия, Австралия, Австрия, Исландия, Дания и США.

Заслуживает внимания методика расчета Индекса устойчивого экономического благосостояния (Index of Sustainable Economic Welfare ), рассчитанный в 1989 г. Коббом и Дэли (США) и представленный европейским странам (Германии в 1991г., Великобритании в 1994 г., Австрии, Шотландии, Дании и Нидерландам). Он представляет собой размер ВВП на душу населения, скорректированный на сумму затрат на социально-экономические и экологические факторы. Разработка этого индекса - это попытка построения агрегированного монетарного индекса, напрямую сравнимая со стандартами национальных счетов с учетом важных моментов, которые отрицаются в других методах из-за их высокой агрегированности. При расчете ISEW учитываются такие переменные как стоимость загрязнения воды, воздуха, шумового загрязнения, потеря сельскохозяйственных земель, компенсации будущим поколениям за потерю невозобновляемых источников энергии и т.д.

В ряде стран, таких как США, Великобритания, Дания, Португалия и других, для оценки устойчивости социально-экономических систем используется целая система показателей-индикаторов. Одна из самых полных по охвату систем индикаторов устойчивого развития была разработана Комиссией по устойчивому развитию ООН (UN CSD) в 1996 г. Были выделены четыре области: социальная, экономическая, экологическая и институциональная. Отбор индикаторов осуществлялся по схеме: давление, состояние, реакция. Первоначальный список включал 134 индикатора, затем этот список был уменьшен до 60 и добавилась классификация по темам.

Широкое признание в мире получила системаэкологических индикаторов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Модель ОЭСР выявляет причинно-следственные связи между экономической деятельностью и экологическими и социальными условиями и помогает политикам и общественности увидеть взаимосвязь этих сфер и выработать политику для решения этих проблем.

Обилие терминов, описывающих понятие «устойчивого развития», при всей широкой палитре толкований сходятся в том, что оно учитывает необходимость учета и соотношения текущих и перспективных жизненных потребностей. Начавшаяся в середине 90-х годов в России мода на разработку региональных (и даже муниципальных) программ устойчивого развития, сохраняется до сих пор. В этих программах целевые установки имеют, как правило, региональную конкретизацию и непосредственно ориентированы на использование имеющихся предпосылок для стабилизации и улучшения социально-экономического положения соответствующих территорий. При этом практически открытым остается вопрос о показателях и критериях региональной устойчивости. Рекомендованные Минэкономразвития методики определения уровня социально-экономического развития регионов (с целью выявления асимметрии социально-экономического положения исследуемых административно-территориальных образований – АТО не устраняют дефекта универсального подхода, и требуют адаптивной корректировки. Следует отметить тот факт, что сложившаяся в России экономическая ситуация, действующие механизмы формирования финансово-экономической базы регионов и муниципальных образований - все это противодействует реализации стратегий устойчивого развития. Здесь воспроизводится «эгоистичная» модель поведения не отдельного человека, а территориального сообщества людей. Регионы вынуждены интенсифицировать эксплуатацию природных ресурсов как единственного, в некоторых случаях, источника формирования бюджета.

Кроме того, существенной проблемой обеспечения устойчивого развития является то, что источником действий, влияющих на развитие региона, является множество разных субъектов, принимающих управленческие решения самостоятельно, исходя из своих собственных целей и интересов. В числе таких субъектов – федеральные и региональные органы власти, другие регионы, муниципальные образования, корпорации, общественные организации и др. Политика устойчивого регионального развития не может предписывать этим субъектам общую линию поведения. Но она может помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона.

Обеспечение устойчивого развития региональных социально-экономических систем следует рассматривать как решение сложной социально-экономической, финансовой и организационной задачи. Принципы, на основе которых должен развиваться подход к устойчивому развитию региональных систем, включают:

обоснованный характер изменений в социально-экономических отношениях;

соблюдение интересов всех субъектов региональных отношений;

непротиворечивое решение экологических, социальных и экономических проблем в регионе.

Для успешного решения задачи устойчивого развития региона необходимо выделение ключевых факторов и обязательных условий их применения.

Ключевые факторы определяют потенциал социально-экономического развития региона, включая: наличие и состояние фактора трудовых ресурсов (ресурс знаний и квалификации, невовлеченный трудовой ресурс, неоцененный и неиспользуемый ресурс и т.д.); группу факторов природных ресурсов (которая также содержит оцененные и вовлеченные в оборот ресурсы, неиспользуемые и неоцененные ресурсы); группу факторов производственных ресурсов и т.д.

Однако реальное использование и превращение ключевых факторов в результат деятельности во многом зависит от условий, в числе которых выступают: политическая стабильность, законодательная и нормативно-правовая система, криминальная ситуация, уровень бюрократизации и административных барьеров в предпринимательстве, стабильность финансовой системы, налоговая и кредитная системы, конкурентоспособность продукции и т.д.

Повышение устойчивого развития региональных социально-экономических систем во многом связано с повышением эффективности использования экономического потенциала региона. Так, факторы повышения эффективности использования ресурсов приводят к изменению их количества и качества. Научно-производственные факторы могут обеспечить эффективность использования природных ресурсов. Трудовые факторы позволяют обеспечить повышение эффективности производства. В свою очередь финансовые факторы позволяют повысить эффективность использования природных ресурсов за счет активизации трудового потенциала.

В обеспечении устойчивого развития региональных социально-экономических систем России можно выделить ряд стратегических направлений: инерционный, эволюционный, мобилизационный.

Инерционность развития исторически сложившихся производительных сил региона является основой устойчивости экономических систем регионов.

Эволюционность означает постепенность и тщательную обоснованность перемен, накопления факторов и результатов изменений.

Мобилизационность показывает необходимость концентрации ресурсов и потенциалов на ключевых направлениях социально-экономического развития.

Применительно к России анализ практики и экономическая оценка потенциала регионов свидетельствуют о необходимости сочетания этих направлений для обеспечения их устойчивого социально-экономического развития.

Заключение

Таким образом, для продвижения России к устойчивому развитию необходима разработка и реализация последовательной и эффективной экономической, инвестиционной, экологической и региональной политики. Переход к устойчивому развитию - сложный и долговременный процесс, который затрагивает фактически весь комплекс проблем долгосрочного развития как страны в целом, так и её отдельных регионов.

Список использованной литературы

1. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 440 от 01.04.2012 г.

2. Рыбнов Е. И.Управление изменениями в организации для сохранения ее экономической устойчивости / Е. И. Рыбнов, М. А. Асаул // Вестник гражданских инженеров. - 2014. - № 4 (13). – С 24.

3. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения. – 2013. – 572 с.

4. Морковкин Д.Е. Проблемы обеспечения устойчивого промышленного развития региона в условиях экономической нестабильности // Материалы 11-й Международной межвузовской научно-практической конференции «Антикризисное управление, экономическая безопасность и борьба с коррупцией» 26-28 ноября 2009 г. - М.: ВГНА Минфина России, 2010. - С. 269-271.

5. Растворцева С.Н., Фаузер В.В., Каракчиев А.А., Залевский В.А. Социально-экономические основы инновационного развития региона / Отв. ред. С.Н. Растворцева, В.В. Фаузер. – М.: Экон-Информ, 2014. – 126 с.