Разрешение внутриличностных конфликтов. Персональные методы управления конфликтами

Внутренние конфликты изучало огромное количество психологов, в том числе и Зигмунд Фрейд, который первым указал на сущность этого состояния. Она кроется в постоянном напряжении, связанным с огромным количеством противоречий вокруг человека: социальными, культурными, влечениями, желаниями.

Виды внутриличностных конфликтов

Можно выделить шесть основных групп внутренних конфликтов, которые время от времени настигают каждого из нас.

  1. Мотивационный – столкновение разных мотивов.
  2. Нравственный – столкновение наших желаний и обязанностей. Очень часто возникает в результате несоответствия наших желаний с требованиями родителей или окружения.
  3. Нереализованность или комплекс неполноценности. Внутренний конфликт этого вида возникает в том случае, если ваши желания не превращаются в действительность. К нему часто относится недовольство своей внешностью, или способностями.
  4. Межролевой конфликт возникает, когда человек берет на себя две роли и не может определить, какая из них более приемлема для него. Например, женщина карьеристка или мама.
  5. Адаптационный конфликт возникает, если требования к окружающему миру не соответствуют возможностям. Часто встречается в профессиональной сфере.
  6. Неадекватная самооценка возникает в результате возникновения расхождений между своими личностными притязаниями и оценкой возможностей.

Причины внутриличностного конфликта

Как мы уже говорили, внутренний конфликт является нормальным процессом человека, который развивается. Фактически, это результат постоянных поисков себя, борьбы за определенное место в жизни. Но если вовремя их не решать, они могут ввести человека в полный экзистенциальный вакуум, который сродни чувству пустоты и заброшенности. Такое состояние может закончиться серьезным расстройством, которому присуще убеждение в абсолютном отсутствии смысла жизни.

Среди наиболее частых причин: противоречие, различные стремления, несколько желаний и сложность в определении приоритетов. Это противоречия в сфере интересов, целей, мотивов. Отсутствие возможностей реализовать что-либо, и в то же время невозможность игнорировать свое желание. Это особое проявление вполне нормального взаимодействия различных составляющих личности человека.

Интересно то, что внутренний конфликт возникает только тогда, когда на человека давит две равноценные силы. Если одна из них не является одинаково важной, как и вторая – мы выбираем наиболее оптимальный вариант и избегаем конфликта.

Как разрешить внутренний конфликт?

Несмотря на то, что внутренние конфликты – это нормальное состояние развивающегося человека, их надо решать либо постараться предупредить. Для этого существуют конкретные техники. Мы же дадим вам несколько советов, которые помогут понять проблему и приступить к ее разрешению.

Начните с познания себя. Очень важно конкретно понимать все свои плюсы и минусы. Таким образом в своих глазах вы станете вполне определенной, цельной личностью.

Проанализируйте свои ошибки и недостатки с точки зрения препятствия на пути к раскрытию своего потенциала. Часто в человеке концентрируется огромное количество факторов, сдерживающих его развитие:

  • Привычка перекладывать ответственность
  • Вера в других, но не в себя
  • Лицемерие, вошедшее в привычку
  • Не готовность добиваться своего счастья и защищать его
  • Самостоятельное притупление своей силы, которая стимулирует развитие
  • Зацикленность на второстепенном и несущественном

Постарайтесь четко сформулировать свои ценности.

Развивайте уверенность в себе: постоянно пробуйте новое, не суетитесь, не завидуйте и не унижайтесь, не врите себе и не пытайтесь произвести на других ложное впечатление, не приспосабливайтесь к окружению.

Начните с изменений себя и ваши внутренние конфликты отступят сами собой, а вы будете чувствовать реальный рост своих способностей.

Внутриличностный конфликт – это сложно разрешаемое противоречие, происходящее внутри личности. Внутриличностный психологический конфликт переживается индивидом как серьезная проблема психологического содержания, которая требует скорого разрешения. Данная разновидность конфронтаций способна одновременно ускорить процесс саморазвития, вынудив личность мобилизовать собственный потенциал, и нанести вред индивиду, затормозив процесс самопознания и загнав в тупик самоутверждение. Внутриличностный конфликт возникает в условиях, когда в человеческом разуме между собой сталкиваются равновеликие по значимости и противоположные по направленности интересы, влечения, потребности.

Понятие внутриличностного конфликта

Внутренним противоборством личности называется конфронтация, зарождающаяся внутри психики личности, которая являет собой столкновение разноречивых, нередко противоположно направленных мотивов.

Данной разновидности конфронтации свойственен ряд специфичных особенностей. Особенности внутриличностного конфликта:

  • необычная структура конфликта (внутриличностное противостояние не имеет субъектов взаимодействия, представленных отдельными личностями либо групп людей);
  • латентность, заключаемая в сложности выявления внутреннего противоречия, поскольку часто индивид не осознает, что пребывает в состоянии конфронтации, также он может прятать собственное состояние под маской или активной деятельности;
  • специфичность форм проявления и протекания, поскольку внутреннее противоборство протекает в виде сложных переживаний и сопро­вождается: , депрессивными состояниями, стрессом.

Наиболее активно проблема внутриличностного конфликта разрабатывалась в западной психологической науке. Его научное обоснование неразрывно связано с основоположником психоаналитической теории З. Фрейдом.

Все подходы и концепции внутриличностного конфликта обусловлены спецификой понимания содержания и сущности личности. Поэтому, отталкиваясь от пониманий личности, сложившихся в разных психологических школах, можно выделить несколько основных подходов к рассмотрению внутреннего противоборства.

Фрейд приводил доказательства биопсихологического и биосоциального содержимого внутриличностного противостояния. По сути своей человеческая психика противоречива. Ее работа связана с неизменным напряжением и преодолением конфликта, возникающего между биологическими желаниями и социокультурными устоями, между бессознательным содержимым и сознанием. Именно в противоречии и неизменном противоборстве заключается вся суть внутриличностной конфронтации, согласно концепции Фрейда.

Дальнейшее развитие описанная концепция получила в трудах его приверженцев: К. Юнга и К. Хорни.

Немецкий психолог К. Левин выдвинул собственную концепцию внутриличностного конфликта под названием «теория поля», согласно которой внутренний мир индивида попадает одновременно под воздействие полярно направленных сил. Человеку приходится выбирать из них. Обе такие силы могут быть положительными или отрицательными, также одна из них может быть отрицательной, а другая положительной. Главными условиями зарождения конфликта К. Левин считал паритетность и равную значимость таких сил для индивида.

К. Роджерса полагал, что зарождение внутреннего конфликта обусловлено несоответствием представлений о себе субъекта и его пониманием идеального «Я». Он был убежден, что такая рассогласованность может спровоцировать серьезные расстройства психической деятельности.

Большой популярностью пользуется концепция внутриличностной конфронтации, разработанная А. Маслоу. Он утверждал, что структура базируется на иерархии потребностей, высшей из которых потребность в . Отсюда основная причина зарождения внутриличностных конфликтов заключается в разрыве между стремлением к самореализации и достигнутым результатом.

Среди советских психологов, привнесших существенный вклад в разработку теорий конфронтаций можно выделить концепции внутриличностного конфликта А. Лурии, В. Мерлина, Ф. Василюка и А. Леонтьева.

Лурия рассматривал внутриличностное противостояние в качестве столкновения двух противоположно направленных, но равных по силе, тенденций. В. Мерлин – в качестве следствия неудовлетворения глубоких актуальных личностных мотивов и отношений. Ф. Василюк – как противостояние двух внутренних мотивов, отображающихся в сознании личности индивида в качестве самостоятельных противопоставленных ценностей.

Проблема внутриличностного конфликта рассматривалась Леонтьевым в качестве вполне нормального явления. Он считал, что внутреннее противостояние свойственно структуре личности. Всякая личность по своему устройству противоречива. Зачастую разрешение таких противоречий совершается в простейших вариациях и не ведет к появлению внутриличностного конфликта. Иногда разрешение конфликта выходит за границы простейших форм, становясь главным. Следствием этого и становится внутриличностное противостояние. Он считал, что внутренний конфликт – это результат борьбы ранжированных по иерархии мотивационных курсов личности.

А. Адлер считал базисом для зарождения внутренних конфликтов «комплекс неполноценности», который возникает в детском возрасте под давлением неблагоприятной социальной среды. Кроме того, Адлер также выделил основные методы разрешения внутреннего противостояния.

Э. Фромм, объясняя внутриличностную конфронтацию, предложил теорию «экзистенциальной дихотомии». Его концепция гласила, что причины внутренних конфликтов кроются в дихотомичной природе индивида, которая обнаруживается в проблемах бытия: проблеме ограниченности жизни человека, жизни и смерти и пр.

Э. Эриксон в собственной концепции стадий психосоциального формирования личности, выдвинув идею, что каждый возрастной этап знаменуется благоприятным преодолением кризисного события либо неблагоприятным.

При успешном выходе происходит позитивное личностное развитие, ее переход в следующий жизненный период с полезными предпосылками для его благоприятного преодоления. При неуспешном выходе из кризисной ситуации индивид переходит в новый период собственной жизни с комплексами предыдущего этапа. Эриксон считал, что пройти все этапы развития благополучно практически невозможно, поэтому у каждого индивида вырабатываются предпосылки для зарождения внутриличностного противостояния.

Причины внутриличностного конфликта

Внутриличностный психологический конфликт имеет три вида причин, провоцирующих его возникновение:

  • внутренние, то есть причины, таящиеся в противоречиях личности;
  • внешние факторы, обусловленные статусом индивида в социуме;
  • внешние факторы, обусловленные статусом личности в определенной социальной группе.

Все перечисленные виды причин взаимосвязаны, а их дифференциация считается довольно условной. Так, например, внутренние факторы, вызывающие конфронтацию, являются результатом взаимодействия индивида с группой и социумом, а не появляются ниоткуда.

Внутренние условия возникновения внутриличностной конфронтации коренятся в противостоянии разнообразных мотивов личности, в несогласованности ее внутреннего устройства. Личность более подвержена внутренним конфликтам, когда ее внутренний мир сложен, развиты чувства ценности и способность к самоанализу.

Внутриличностный конфликт возникает при наличии нижеприведенных противоречий:

  • между социальной нормой и потребностью;
  • рассогласование потребностей, мотивов, интересов;
  • противоборство социальных ролей (внутриличностный конфликт пример: необходимо выполнить срочный заказ на работе и одновременно с этим ребенка следует отвести на тренировку);
  • противоречие социокультурных ценностей и устоев, например, необходимо объединить долг защиты Родины во время войны и христианскую заповедь «не убий».

Для зарождения конфликта внутри личности указанные противоречия должны обладать глубоким смыслом для индивида, в противном случае он придавать им значения не будет. Кроме этого, разные аспекты противоречий по интенсивности собственного воздействия на индивида должны быть равными. Иначе, индивид из двух благ выберет большее и меньшее – из «двух зол». В этом случае внутренняя конфронтация не возникнет.

Внешние факторы, провоцирующие возникновение внутриличностной конфронтации, обусловлены: личностным статусом в группе, организации и социуме.

Причины, обусловленные положением индивида в определенной группе, довольно разнообразны, но их объединяет невозможность удовлетворения различных важных мотивов и потребностей, которые обладают значением и глубоким смыслом для личности в конкретной ситуации. Отсюда можно выделить четыре вариации ситуаций, провоцирующих возникновение внутриличностного конфликта:

  • физические препятствия, мешающие удовлетворению основных потребностей (внутриличностный конфликт пример: заключенный, которому его камера не дает возможности свободного передвижения);
  • отсутствие объекта, который нужен для удовлетворения ощущаемой потребности (например, человек мечтает в чужом городе о чашке кофе, но еще слишком рано и все кафетерии закрыты);
  • биологические преграды (индивиды с физическими изъянами или олигофренией, у которых помеха гнездится в самом человеческом организме);
  • социальные обстоятельства являются главной первопричиной большинства внутриличностных столкновений.

На уровне организации причины, провоцирующие проявление внутриличностного конфликта, можно представить следующими видами противоречий:

  • между чрезмерной ответственностью и ограниченными правами для ее осуществления (человека перевели на руководящую должность, расширили функции, но права остались старыми);
  • между плохими условиями труда и жесткими требованиями к выполнению работы;
  • между двумя несовместимыми задачами или заданиями;
  • между жестко установленными рамками задания и расплывчато прописанным механизмом его реализации;
  • между требованиями профессии, традициями, нормами, установленными в компании и индивидуальными потребностями или ценностями;
  • между стремлением к творческой самореализации, самоутверждению, карьере и потенциальными возможностями осуществления этого в пределах организации;
  • противоборство, вызванное противоречивостью социальных ролей;
  • между устремленностью на прибыль и нравственными ценностями.

Внешние факторы, обусловленные личностным статусом в социуме, связаны с расхождениями, которые зарождаются на уровне общественной макросистемы и заключаются в характере социального строя, устройства общества, политико-экономической жизни.

Типы внутриличностных конфликтов

Классификацию внутреннего противоборства по типам предложил К. Левин. Он выделил 4 типа, а именно эквивалентный (первый тип), витальный (второй), амбивалентный (третий) и фрустрирующий (четвертый).

Эквивалентный тип – конфронтация зарождается, когда субъекту необходимо выполнить две или более значимые для него функции. Здесь обычной моделью разрешения противоречия будет компромисс, то есть частичное замещение.

Витальный тип конфликта наблюдается тогда, когда субъекту приходится принимать одинаково непривлекательные для него решения.

Амбивалентный тип – столкновение появляется, когда аналогичные действия и результат в равной степени прельщают и отталкивают.

Фрустрирующий тип. Особенности внутриличностного конфликта фрустрирующего типа заключаются в неодобрении социумом, расхождении с принятыми нормами и устоями, нужного результата и соответственно действий, необходимых для достижения вожделенного.

Кроме вышеприведенной систематизации существует классификация, базисом которой является ценностно-мотивационная сфера личности.

Мотивационный конфликт наступает, когда в противоречие вступают две одинаково положительные тенденции, бессознательные стремления. Примером данного вида конфронтации служит «буриданов осел».

Нравственное противоречие или нормативный конфликт зарождается при расхождениях между стремлениями и долгом, личными привязанностями и моральными установками.

Столкновение желаний индивида с действительностью, блокирующей их удовлетворение, провоцирует возникновение конфликта нереализованных желаний. Например, он появляется, когда субъект вследствие физического несовершенства не может осуществить свое стремление.

Ролевой внутриличностный конфликт является треволнениями, вызванными невозможностью одновременно «играть» несколько ролей. Также он наступает вследствие расхождений в понимании требований, предъявляемых личностью к реализации одной роли.

Адаптационный конфликт характеризуется наличием двух смыслов: в широком понимании он представляет собой противоречие, обусловленное нарушением баланса между личностью и окружающей действительностью, в узком – столкновение, обусловленное нарушением социального или профессионального адаптационного процесса.

Конфликт неадекватной самооценки зарождается вследствие расхождения между личностными притязаниями и оценкой собственного потенциала.

Разрешение внутриличностного конфликта

Согласно убеждениям А. Адлера, вырабатывание характера индивида происходит до пятилетнего возраста. На этом этапе кроха ощущает воздействие множества неблагоприятных факторов, порождающих возникновение комплекса неполноценности. В дальнейшей жизни этот комплекс обнаруживает существенное влияние на личность и внутриличностный конфликт.

Адлер описал не только механизмы, объясняющие зарождение и проявление внутриличностного конфликта, но и раскрыл способы преодоления таких внутренних противоречий (компенсация комплекса неполноценности). Он выделил два таких способа. Первый – заключается в вырабатывании социального чувства и интереса. Поскольку в конечном итоге развитое социальное чувство проявляется в профессиональной сфере, адекватных межличностных взаимоотношениях. Также у индивида может выработаться и «неразвитое» социальное чувство, имеющее разнообразные негативные формы внутриличностного конфликта: алкоголизм, преступность, . Второй – состоит в стимуляции собственного потенциала, достижении превосходства над окружением. Он может иметь следующие формы проявления: адекватная компенсация (совпадение содержания социальных интересов с превосходством), сверхкомпенсация (гипертрофированное развитие одной какой-то способности) и мнимая компенсация (болезнь, сложившиеся обстоятельства либо иные факторы, не зависящие от индивида, компенсируют комплекс неполноценности).

М. Дойча, основатель мотивационного подхода к межличностному конфликту, выделил пути преодоления внутриличностной конфронтации, отталкиваясь от специфики их «сфер реальности», к которым он относил:

  • объективную ситуацию конфронтации, которая является фундаментом противоречия;
  • конфликтное поведение, являющее собой способ взаимодействия субъектов конфликтного противостояния, возникающего при осознании конфликтной ситуации.

Способы преодоления внутренней конфронтации бывают открытыми и латентными.

Открытые пути предполагают:

  • принятие индивидом решения;
  • прекращение сомнений;
  • фиксация на решении возникшей проблемы.

Латентные формы внутриличностного конфликта включают:

  • симуляцию, мучение, ;
  • сублимацию (переход психической энергии в иные области функционирования);
  • компенсацию (восполнение утраченного посредством обретения иных целей и соответственно результатов);
  • уход от реальности (фантазирование, предание мечтам);
  • номадизм (смена профессиональной сферы, места жительства);
  • рационализацию (самооправдание при помощи логических умозаключений, целенаправленного отбора аргументов);
  • идеализацию (отрыв от реальности, абстрагирование);
  • регрессию (подавление желаний, обращение к примитивным поведенческим формам, избегание ответственности);
  • эйфорию (напускное веселье, радостное состояние);
  • дифференциацию (мысленное отделение размышлений от автора);
  • проекцию (желание освободиться от отрицательных качеств при помощи приписывания их другому).

Анализировать личность и внутриличностный конфликт, понимать психологические проблемы зарождения и преодоления конфликтов необходимо для дальнейшего успешного освоения коммуникативных навыков, грамотного разрешения ситуаций противостояния в межличностном взаимодействии и групповом общении.

Последствия внутриличностных конфликтов

Считается, что внутриличностный конфликт является неотделимым элементом формирования психики индивида. Поэтому последствия внутренних конфронтаций могут нести положительный аспект (то есть быть продуктивными) для личности равно как и отрицательный (то есть разрушать личностные структуры).

Положительным считается противостояние, которое имеет максимальное развитие противоборствующих структур и характеризуется минимальными личностными издержками на его разрешение. Одним из инструментов гармонизации личностного развития является конструктивно преодолеваемая внутриличностная конфронтация. Субъект способен распознать свою личностью лишь при помощи разрешения внутреннего противостояния и внутриличностных конфликтов.

Внутриличностное противоборство может помогать выработке адекватной , которая, в свой черед, способствует личностной самореализации и самопознанию.

Деструктивными или негативными считаются внутренние конфликты, которые обостряют расщепление личности, переходят в кризисы либо способствуют формированию реакций невротического характера.

Острые внутренние конфронтации зачастую ведут к разрушению имеющегося межличностного взаимодействия на работе или отношений в семейном кругу. Как правило, они становятся причинами повышения , беспокойности, тревоги, при коммуникативном взаимодействии общении. Длительное внутриличностное противостояние в себе скрывает угрозу эффективности деятельности.

Кроме того, внутриличностные конфронтации характеризуются тенденцией перерастания в невротические конфликты. Свойственные конфликтам треволнения могут трансформироваться в источник заболевания, если станут занимать в системе личностных взаимоотношений центральное место.

Всеобщие, или общесоциальные, условия и способы предупреждения внутриличностного конфликта связаны с установлением прогрессивной социальной структуры общества, гражданского общества, правового государства и касаются изменений, происходящих на макроуровне социальной системы.

Общесоциальные условия, в меньшей степени зависят от отдельной конкретной личности. Поэтому мы более подробно рассмотрим личностные способы и условия преодоления внутриличностного конфликта.

Выделяют целый ряд основных способов разрешения внутриличностного конфликта:

  • ? Компромисс? сделать выбор в пользу какого?то конкретного варианта и приступить к его реализации.;
  • ? Уход? отказ от решения проблемы, вызванной внутриличностными противоречиями;
  • ? Переориентация? изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему;
  • ? Идеализация? мечтания, фантазии, уход от реальности, от внутриличностных противоречий.;
  • ? Вытеснение? процесс, в результате которого не приемлимые для личности мысли и переживания из сферы сознательного переводятся в бессознательное;
  • ? Коррекция? изменение Я?концепции в направлении достижения адекватного представления о себе.

Следует подчеркнуть, что все перечисленные способы разршения конфликта данного типа достаточно эффективны, и ведут к конструктивному разрешению конфликта.

На эффективность деятельности личности по конструктивному разрешению внутриличностного конфликта оказывает влияние целый ряд факторов.

Наряду со способами разрешения выделяют и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов (механизмы психической защиты).

Психическая защита? бессознательный, спонтанный регулятивный механизм устранения тревоги, неприятных, психотравмирующих переживаний, эмоций, любого психического дискомфорта, связанного с осознанием конфликта.

Функцией психической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Она, как правило, ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов.

Механизм психологической защиты личности представляет собой специальную регулятивную систему стабилизации психики личности, направленную на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги или страха, сопровождающих внутриличностный конфликт.

Следует обратить внимание на тот факт, что целый ряд механизмов психической защиты одновременно являются его формой.

  • ? Отрицание? подмена принятия решения на его игнорирование.
  • ? Замещение? защитный механизм от угрозы разрушения, целостности «Я» личности, от психического перенапряжения, заключающийся в спонтанном изменении объекта актуализированной потребности. Например, агрессия, раздражительность по отношению к начальнику может вымещаться на членах семьи. Или в видоизменении, трансформации самой потребности. Например, мотивы поступления в технический вуз могут заместиться после неудачи на мотивы поступления в гуманитарный вуз или же на отказ от получения высшего образования вообще. Замещение как механизм психической защиты может проявляться в изменении чувств, мотивов, отношений личности на противоположные (безответная любовь может превратиться в ненависть; неудовлетворенная сексуальная потребность в агрессию и т.д.). В процессе действия механизма замещения происходит трансформация, перевод активности, энергии из одного вида деятельности в другой, сопровождаемый катарсисом. Катарсис? освобождение личности от травмирующих ее эмоций путем рассказа, вспоминания.
  • ? Подавление? сдерживание страха посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.
  • ? Изоляция? восприятие травмирующей ситуации или воспоминание о ней без чувства тревоги.
  • ? Интроекция? присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угрозы с их стороны.
  • ? Интеллектуализация? способ анализа стоящих перед человеком проблем, для которого характерна абсолютизация роли мыслительного компонента при полном игнорировании его чувственных элементов. При использовании данного защитного механизма даже очень важные для личности события рассматриваются нейтрально, без участия эмоций, что вызывает удивление обычных людей. Например, при интеллектуализации человек, безнадежно больной раком, может безмятежно подсчитавать сколько ему осталось дней, или увлеченно заниматься каким?либо делом, совершенно не думая о предстоящей смерти.
  • ? Аннулирование? поведение, мысли способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, вину.
  • ? Сублимация? механизм замещения (переключения) с конфликтной ситуации на другую
  • ? Реактивное образование? выработка противоположной установки.
  • ? Компенсация? скрытие дефектом, посредством преувеличенного проявления и развития других качеств.
  • ? Идентификация
  • ? Приспособление
  • ? Обособление
  • ? Воображение (фантазия).

Формирование стабильного внутреннего мира опирается на учет своего позитивного и негативного жизненного опыта.

Ориентация на успех, как правило, предполагает, что личность должна руководствоваться реальной оценкой своих шансов на достижение цели и поэтому должна ставить перед собой выполнимые, хотя, может быть, и умеренные цели и задачи.

Принципиальность по отношению к себе, не только в большом, но и в малом, надежно предупреждает возникновение серьезных внутренних противоречий.

Нравственно зрелый человек, утверждающий своим поведением высокие этические нормы, никогда не окажется в ситуации, за которую ему придется переживать, испытывать чувство вины и угрызения совести.

Чтобы адекватно оценивать и рационально разрешать внутриличностный конфликт, необходимо соблюдать ряд общих принципов.

Таким образом, внутриличностный конфликт достаточно сложное, многообразное, многофункциональное, как позитивное, так и негативное явление. Знание его сущности и содержания, основных видов, причин возникновения, принципов, способов и приемов его разрешения, действия механизмов психологической защиты позволяет конструктивно подходить к этому уникальному социально?психологическому явлению, одному из основных способов развития психики и самоутверждения личности.

При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида:

  • 1) внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности;
  • 2) внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;
  • 3) внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.

Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту.

Для возникновения внутриличностного конфликта противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет придавать им значения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействия на личность должны быть примерно равными. В противном случае человек из двух зол легко выбирает меньшее, а из двух благ? большее. И никакого конфликта не возникает.

Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких?либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов.

Когда наша потребность в уважении не встречает понимания, когда мы лишены свободы или чувствуем себя чужими в своем классе из?за отношения к нам некоторых людей,? мы находимся в состоянии фрустрации. Существует множество примеров конфликтных ситуаций подобного типа в жизни общества, поскольку очень часто группы оказывают давление на своих членов, что приводит к личным конфликтам.

Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе. Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.

Решение (преодоление) внутриличностного конфликта - восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества.

Решение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. Во время конструктивного преодоления внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новая ценностная сознание. Решение внутриличностного конфликта осознается из-за отсутствия болезненных состояний, связанных с конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

Для решения внутриличностного конфликта применяют специальные стратегии поведения личности (табл. 5.3):

Таблица 5.3

Стратегии решения внутриличностного конфликта

Согласно теории Фрейда преодоления внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты. Психологическая защита - полноценный, повседневно функционирующий механизм психики. Он является продуктом онтогенетического развития и обучения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях ее переживаний.

Некоторые исследователи [Ф. Василюк, Э. Киршбаума, ст. Роттенберг, И. Стоиков) считают психологическую защиту непродуктивным средством решения внутриличностного конфликта, поскольку защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее "собственную активность". Однако в сложных ситуациях ними можно квалифицированно пользоваться.

К механизмов психологической защиты относятся вытеснение, рационализацию, отрицание, обособление, компенсация и другие. Рассмотрим характеристики некоторых из них.

Отрицание - один из онтогенетически наиболее ранних и простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью получения негативных эмоций, вызванных попаданием человека в сложную ситуацию и предусматривает инфантильную подмену принятия решения в соответствии с новыми обстоятельствами и их игнорирование.

Проекция развивается сравнительно рано в онтогенезе для запрета ощущение неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями. Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональной основы для его неприятия и самопринятия на этом фоне.

Регрессия развивается в раннем детстве для ограничения чувство неуверенности в себе и страха, неудач, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возврат к детским стереотипов поведения в ситуации внутреннего конфликта.

Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного или более значимыми субъекта, чтобы избежать в ответ агрессии или игнорирование. Индивид снимает напряжение, направляя агрессию на более слабый объект или на самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от типа конфликтного реагирования.

Подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. К подавлению относятся близкие к нему механизмы изоляции и интроекции.

Изоляция - восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.

Интроекция - присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.

Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте и предусматривает произвольное толкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. В то же время применяются способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка "+" и "-" каждой из тенденций и их анализ; шкалирования каждого "+" и "-" за каждой из тенденций и их суммирования.

Сублимация - удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив путем переключения на другой вид деятельности, а также осуществление привлекательных, общественно значимых поступков.

Рационализация - поиск объективных причин для оправдания действий, вызванных подавленными неприемлемыми чувствами путем: дискредитации цели (элементарное обесцинювання) дискредитации значимого другого, который отказывает во внимании; превышение качестве условий, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодескредитация (улаживания вины).

Компенсация - онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно и предназначен для предотвращения чувство печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии. Идентификация - моделирование поведения другого лица путем повышения самооценки или удовлетворения чувства долга за возможной потери. Фантазия - бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с решением внутриличностного конфликта.

Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и разрешения конфликтов, могут, при определенных условиях, вызвать состояния дезадаптации. В основе этой неопределенности есть позиция, что механизмы защиты в основном являются продуктами конфликтов раннего онтогенеза.

Решение внутриличностных конфликтов предусматривает применение основных принципов и способов, которые с учетом индивидуальной специфики могут использоваться в различных ситуациях. К ним относятся такие шаги:

1. Адекватная оценка ситуации и стремление выявить те противоречия, которые послужили причиной конфликта и вызвали чувство тревоги, страха или гнева.

2. Осознание экзистенциального смысла конфликта, анализ степени его важности, оценка места и роли с точки зрения следствия.

3. Локализация причины конфликта, выявление его сути.

4. Анализ причин внутриличностного конфликта.

5. "Спуск пары" с выходом накопленного гнева, эмоций или тревоги с использованием и физических упражнений, и творческих занятий.

6. Проведение индивидуального расслабляющего тренинга.

7. Изменение условий и / или стиля своей работы, если внутриличностный конфликт возникает постоянно за неблагоприятных условий деятельности.

8. Изучение возможности снижения уровня притязаний, если способности и возможности не соответствуют стремлениям и интересам.

9. Отработка умения прощать не только других, но и себя.

10. возможности поплакать. Американский биохимик В. Фрей, который специально занимался исследованием слез, обнаружил, что в случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит вещество, которое действует как морфий и обладает успокаивающими качества. По его мнению, слезы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга, ослабляя напряжение, предоставляя эмоциональную разрядку и облегчение.

Выводы

1. Внутриличностный конфликт - это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, то есть выработать приоритеты поведения.

2. Внутриличностный конфликт по своим последствиям может быть и конструктивным (функциональным, продуктивным) с положительными последствиями, и деструктивным (дисфункциональным, непродуктивным с негативными последствиями.

3. В соответствии с понимания внутреннего мира человека, определяют такие внутриличностные конфликты: мотивационный, нравственный, ролевой, адаптационный, конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности.

4. Решение внутреннего конфликта - это процесс восстановления согласованности внутреннего мира личности, установление единства психики, снижение остроты противоречий жизненных отношений. На решение внутренних конфликтов влияют мировоззренческие установки, волевые качества, характер, половозрастные особенности личности.

Внутриличностные методы решения конфликтов

Переживания личностью неоднозначности и противоречивости своего внутреннего мира, несостоятельности решить жизненную проблему, осознание изменчивости своих желаний, стремлений, невозможности их реализовать, сомнения, борьба мотивов - все это является полем для внутришньоособистистих конфликтов. Личность, оказавшись в такой ситуации, как правило пытается выйти из нее, решить конфликт, который ее тревожит.

Решение внутриличностного конфликта представляет собой сложный и противоречивый процесс восстановления согласованности и единства внутреннего мира личности, снижение остроты переживаний противоречий жизненных отношений.

Внутриличностные методы управления конфликтами заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение и высказывать свою точку зрения, не активизируя при этом психологические защитные реакции со стороны оппонента. Для решения внутриличностных конфликтов важно:

1) установить факт конфликта;

2) определить его вид и причины;

3) применить соответствующий способ решения.

Решение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. Во время конструктивного преодоления внутришньоособистистого конфликта достигается душевное равновесие, осознается и становится управляемой собственное поведение. После конструктивного решения конфликта отходит тревога, связанная с воспоминаниями о нем, улучшается качество профессиональной и иной деятельности человека, становится более эффективной взаимодействие с другими людьми.

Деструктивный развитие и разрешение конфликта приводит к углублению раздвоение личности, перерастания конфликта в жизненный кризис, к развитию невротических состояний, часто нуждаются в квалифицированном психотерапевтического или психиатрического вмешательства.

Факторами конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов являются:

1. Индивидуальные социально-психологические качества личности, такие как, особенности интеллекта, темперамента, характера, эмоциональной и волевой сферы, степень социальной активности, установки, убеждения, ценностные ориентации, особенности самоидентификации и др.

2. Особенности ближайшего социального окружения - родные, друзья, коллеги и др. и их отношение к личности - забота, поддержка, сострадание, безразличие, вражда и т.д.

3. Жизненная ситуация, в которой находится личность (благоприятная, кризисная, катастрофическая и т.д.).

4. Специфика коммуникативного взаимодействия личности как с ближайшим социальным окружением, так и с макросредой: социально-экономическими, политическими, социокультурными условиями жизни - взаимопонимание, сотрудничество, взаимопомощь, отстранение, неприятие, протест и т. Д.

Все эти факторы в своей совокупности в большей или меньшей степени влияют на ход и разрешения внутриличностных конфликтов. Однако, приоритетная роль принадлежит индивидуальным социально-психологическим особенностям личности. Поэтому, учитывая их, каждый человек должен выработать свою стратегию и свой стиль решения внутренних противоречий.

Несмотря на необходимость индивидуального подхода к преодолению внутриличностных конфликтов, можно сформулировать наиболее общие и типичные принципы и способы их решения. Перечислим наиболее важные из них. Итак, если вы попали в ситуацию внутриличностного конфликта, то рекомендуется начать со следующего:

2. Осознайте экзистенциальный смысл конфликта. Проанализируйте степень важности его для вас, оцените с точки зрения места и роли в вашей жизни его последствий. Может случиться, что причину, которая вызвала конфликт, сразу же стоит отодвинуть на задний план в системе ваших ценностей или забыть совсем.

3. Локализуйте причину конфликта. Проявите самую сущность конфликта, отбросив все второстепенные моменты и сопутствующие обстоятельства.

4. Проявите смелость в анализе причин внутриличностного конфликта. Умейте посмотреть правде в глаза, даже если она вам и не очень приятная. Отбросьте все смягчающие обстоятельства и безжалостно рассмотрите причину вашего беспокойства.

5. "Выпустите пар". Дайте выход гневу, накопившийся эмоциям или тревоге. Для этого можно использовать как физические упражнения, так и творческие занятия. Посетите театр, перечитайте любимую книгу. Они лечат внузришньоособистисни конфликты. Лучше пережить потрясения на сцене, экране, в своем воображении, чем в жизни. Не случайно, кстати, что криминальная хроника, по данным социологических опросов, входит в число наиболее популярных телепередач - большое распространение стрессов и фрустраций требует постоянного антидепрессивной терапии.

6. Прибегайте к расслабляющего тренинга. Сегодня есть много публикаций о конкретных приемах и механизмы психологического тренинга, выберите наиболее приемлемые для вас лично.

7. Измените условия и / или стиль своей работы. Это стоит сделать в том случае, если внутриличностный конфликт возникает постоянно за неблагоприятных условий деятельности.

8. Подумайте над возможностью снижения уровня ваших притязаний. Может быть, ваши способности и / или возможности не соответствуют вашим устремлениям и запросам.

9. Умейте прощать. Причем не только других, но и себя. В конце концов, все люди "не без греха", и мы здесь не исключение.

10. Плачьте на здоровье. Американский биохимик У.Фрей, специально занимался исследованием слез, открыл, что в том случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит действующее вещество подобно морфию и обладает успокаивающим свойствам. По его мнению, слезы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга ослабить напряжение. Но, кроме научных исследований, почти каждый на собственном опыте знает, что слезы приносят эмоциональную разрядку и облегчение.

Кроме названных способов разрешения внутриличностных конфликтов современная конфликтология и психология формулируют также целый ряд механизмов психологической защиты личности. Они представляют собой специальную регулятивную систему стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги или страха, сопровождающих внутриличностный конфликт. Механизмы психологической защиты является продуктом индивидуального жизненного опыта человека, когнитивных, эмоциональных, волевых стандартов поведения, которые формируются в процессе обучения и всей жизнедеятельности индивида. Психологи выделяют около 30 механизмов психологической защиты, мы рассмотрим такие, которые встречаются чаще всего.

1. Идентификация - это способ решения внутриличностного конфликта, который предусматривает моделирование индивидом поведения другого человека, как правило более самостоятельной и социально устойчивой. Применяется для повышения самоценности или для преодоления чувства тревоги, может быть вызвано реальными или мнимыми угрозами от другой личности или жизненной ситуации.

2. Вытеснение - это способ решения внутриличностного конфликта, который заключается в мотивированном забывании, "вытеснении" неприятных мыслей, событий в сферу бессознательного.

3. Сублимация - это способ решения внутриличностного конфликта, который предусматривает трансформацию избыточной психической энергии в более благоприятные формы социальной деятельности (творчество, наука, спорт, музыка).

4. Регрессия - это способ решения внутриличностного конфликта, который заключается в возвращении индивида к стереотипам поведения детства, где все проблемы решались легко. Это - неэффективный способ решения внутриличностного конфликта, поскольку человек, который не в состоянии результативно выйти из конфликтной ситуации, отстраняется от нее, возвращается в состояние, был для нее комфортным, благоприятным.

5. Проекция - это способ решения внутриличностного конфликта, который предусматривает возложение вины на другого человека. Придерживаясь такого механизма выхода из внутришньоособистистого конфликта, человек приписывает источнику трудностей различные негативные качества с целью самовосприятия, самоутверждения самой себя на этом фоне.

7. Замещение - это способ решения внутриличностного конфликта, который заключается в снятии индивидом внутреннего напряжения путем агрессии по отношению к более слабым людей или внешних предметов.

8. Рационализация - это способ решения внутриличностного конфликта, который предусматривает объяснение человеком всех своих поступков желанием сохранить чувство собственного достоинства и самоуважение.

9. Отрицание - это способ решения внутриличностного конфликта, который заключается в нежелании (отказе) индивида думать о возможных последствиях тех событий, в которых он вынужден принимать участие.

Специалисты считают рациональными, полезными для индивида при решении внутриличностных конфликта такие механизмы психологической защиты как идентификация, сублимация, вытеснение, и алогичными, бесполезны, не позволяют активно разрешить противоречия и эффективно выйти из конфликта - регрессия, отрицание, замещение и др.

Рассмотрим манипулятивные отношения, как такой вид межличностных взаимоотношений, часто становится причиной внутриличностных конфликтов. Это такой вид отношений между людьми, когда один индивид пытается скрыто, невидимо управлять другим против его воли, навязывая ему свои представления, суждения, оценки, и получить при этом определенные преимущества, или пользу за счет другого. Часто такие ситуации возникают в семье, во время учебы, на работе. По результатам специальных исследований, каждый третий человек является жертвой манипуляции. На работе - 41% женщин и 31% мужчин, в семье - 31% мужчин и 26% женщин.

Внутриличностный конфликт возникает, когда человек начинает понимать, что кто-то "невидимо" пытается управлять ее мыслями, чувствами, поступками. Конструктивным решением в таком случае может стать стратегия ухода от манипулятора и выбор одного из только что рассмотренных механизмов психологической защиты. В противном случае - такой конфликт может перерасти в межличностный.

Рассмотрим еще одну особенность течения и решения внутриличностного конфликта. Выше мы проанализировали механизмы психологической защиты от конфликтов и способы их решения, что свойственные для здоровых людей и могут быть решены ими самостоятельно, за счет собственных ресурсов, - такие конфликты специалисты называют нормальными. Ненормальные конфликты отличаются такой силой и масштабностью противоборства различных компонентов личности, она не в состоянии собственными силами его решить, и поэтому нуждается в квалифицированной посторонней помощи.

Психотерапевтические и психиатрические методы выхода и с внутриличностного конфликта применяются в тех случаях, когда неспособность человека выйти из кризиса приобретает затяжной, патологического характера, делает ее психически неустойчивой или даже больным. Тогда на помощь человеку приходят специально подготовленные специалисты - психологи или психиатры.

Персональные методы управления конфликтами

Персональные методы управления конфликтами акцентируют внимание на возможностях субъекта (руководителя) активно противостоять конфликтам и использовать личностные (персональные) рычаги влияния (административные, социально-психологические и др.) На ход конфликта в зависимости от стиля руководства (авторитарного, демократического, либерального). Данная группа методов предполагает:

Изменение конфликтной мотивации сотрудников с помощью влияния через административные методы;

Убеждение участников конфликта, проведения разъяснительной беседы о значимости бесконфликтного поведения;

Изменение состава участников конфликта и системы их взаимодействия перемещением людей внутри организации, увольнения;

Вхождение руководителя в конфликт в качестве эксперта или арбитра и поиск согласия путем совместных переговоров и др.

В результате применения любого из рассмотренных методов разрабатывается решение, а также просчитываются затраты на его реализацию. Поскольку решения конфликта связано с преодолением значительных эмоциональных переживаний, то любое решение, кроме расходов традиционных ресурсов (информационных, материальных) предусматривает просчет затрат необходимого количества эмоциональных ресурсов (психологических, физических) для запланированного выхода из конфликта.