Философия краткий конспект лекций по всему курсу. Курс лекций по философии учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза

Министерствообразования РоссийскойФедерации Псковскийгосударственныйпедагогическийинститут им. С.М. Кирова

КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ФИЛОСОФИИ

Печатается по решению кафедры философских наук и редакционноиздательского совета ПГПИ им. С.М. Кирова

Краткий справочник по философии/Составитель Петров Г.В.

Псков: ПГПИ, 2004. - 52 с.

Учебно-методическое пособие «Краткий справочник по философии» рассчитан на студентов, готовящихся к зачетам и экзаменам по курсу философии. Он предназначен для системного повторения ранее усвоенного материала. Справочник не может заменить учебники и учебные пособия по философии, изучение которых предусмотрено учебными программами.

Рецензенты:

кандидат философских наук Н.Н. Габдулова кандидат философских наукЛ.С. Щенникова

ISBN 5-87854-290-0

Петров Г.В., 2004

Псковский государственный

педагогический институт

им. С.М. Кирова, 2004

(ПГПИ им. С.М.Кирова), 2004

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СИСТЕМНОГО ПОВТОРЕНИЯ

ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ

1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

2. Понятие мировоззрения и его структура. Исторические формы мировоззрения.

3. Космоцентризм и натурфилософия древних греков.

5. Учение Платона об идеях.

6. Учение Аристотеля о материи и форме.

7. Средневековая западная философия. Патристика и схола-

9. Натурфилософия Н. Кузанского.

10. Учение Д. Бруно. Гелиоцентризм.

11. Социально-политические идеи эпохи Возрождения.

12. Социально-исторические предпосылки возникновения философии Нового Времени. Взаимосвязь естествознания, технического прогресса и философии.

13. Ф. Бэкон и теория экспериментирующего знания.

14. Рационализм Р. Декарта.

15. Философия Б. Спинозы. Пантеизм.

16. Сенсуализм учения о познании Д. Локка.

17. Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма.

18. Философия французского просвещения.

19. Критическая философия И. Канта.

20. Абсолютный идеализм Г. Гегеля.

21. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

22. Критика идеализма и разработка материалистического понимания истории К. Маркса.

23. Ленинский этап в развитии марксистской философии.

24. Материалистические взгляды А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.

25. Философия «всеединства» В. Соловьева.

26. Русская религиозная философия в ХХ в.

27. Современная западная философия. Особенности и основные направления.

28. Бытие как фундаментальная категория философии.

29. Бытие и субстанция. Основные формы бытия.

30. Философское и естественнонаучное понимание материи.

31. Движение как способ существования материи. Формы и виды движения.

32. Философское и естественнонаучное понимание пространства и времени.

33. Сознание, его происхождение и сущность.

34. Сознание и мозг. Мышление и язык.

35. Диалектика и метафизика как методы познания.

36. Диалектика и ее исторические формы.

37. Принципы и законы диалектики.

38. Основные категории диалектики.

39. Концепции познания в философии.

40. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия.

41. Проблема истины. Истина. Заблуждение. Ложь.

42. Практика как критерий истины.

43. Особенности научного знания.

44. Структура научного познания: формы и методы.

45. Понятие общества. Основные концепции общественного развития.

46. Общество как система.

47. Специфика законов общественного развития.

48. Смысл истории.

49. Человек как предпосылка и результат истории.

50. Философская антропология о природе и сущности чело-

51. Биологическое и социальное в человеке, их соотношение

и взаимосвязь.

52. Проблема антропосоциогенеза. Альтернативные концепции происхождения человека.

53. Проблема смысла жизни.

54. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность». Условия и механизмы формирования личности.

55. Свобода и творчество как высшие ценности личности.

56. Коллективность как основная форма бытия человека.

57. Человек и природа. Исторические формы отношения человека к природе.

58. Экономическое бытие общества: понятие и структура.

59. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

60. Человек в компьютеризованном мире: социокультурный

и психологический аспекты проблемы.

61. Понятие социальной структуры общества. Исторические виды и формы социальной общности: семья, род, племя, народность, нация.

62. Проблема этногенеза. Основные концепции.

63. Классы и их роль в системе социальных связей.

64. Понятие социальной стратификации. Социальная мобильность.

65. Государство и гражданское общество: признаки и функции.

66. Общественное сознание и его структура.

67. Понятие политики. Политика и право.

68. Нравственное сознание и нравственные ценности.

69. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

70. Религиозные ценности и свобода совести.

71. Наука как форма духовной деятельности: специфика и функции.

72. Техника. Происхождение и сущность. Техника и этика.

73. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

74. Понятие цивилизации и ее исторические типы.

75. Содержание и основные признаки современной информационной цивилизации.

76. Место России в мировом цивилизационном процессе.

77. Динамикаобщественногоразвития. Эволюцияиреволюция.

78. Понятие культуры и ее исторические типы.

79. Культура как система. Символический характер культуры.

80. Культура и цивилизация. Проблемы человека в современной культуре.

81. Диалог культур: Запад – Восток – Россия.

82. Гуманизм как цель и мера социального прогресса.

83. Кризис гуманизма в условиях индустриального общества.

84. Гуманизм и тоталитаризм, гуманизм и демократия: проблемы и противоречия.

85. Глобальные проблемы человечества, их типология. Экологические проблемы современности. Пути выхода из кризиса.

86. Человечество как планетарное явление. Понятие ноос-

87. Взаимодействие цивилизаций и стратегия будущего.

88. Социальное познание и его особенности. Уровни социального познания.

СПРАВОЧНИК ОТВЕТОВ

1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Термин «философия» был введен в обиход древнегреческим мыслителем Пифагором и переводится на русский язык как любовь к мудрости. В древности под философией понимали любое знание. В современном представлении философией называется область теоретических знаний о мире в целом, о месте человека в этом мире и о принципах взаимоотношения человека с этим миром. Важнейшими чертами философии являются научность, критичность и фундаментальность. Основной вопрос философии есть вопрос об отношении сознания к материи.

В структуру философии входят учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология) и учение о развитии (диалектика).

Философия является важнейшей частью духовной культуры. Ее роль в обществе определяется основными функциями: мировоззренческой, методологической, гуманистической и моральной.

2. Понятие мировоззрения и его структура. Исторические формы мировоззрения.

Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место в нем человека. Основными структурными элементами мировоззрения являются: 1) знания о мире, 2) ценности, с позиций которых человек осмысливает мир, 3) убеждения, которые определяют поступки человека.

Основные типы мировоззрения. Мифологическое мировоззрение. Это наиболее древний тип мировосприятия. Его характеризуют эмоционально-образная форма, очеловечивание природы, некритичность, утилитарная направленность. Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил. Философское мировоззрение – это теоретическая форма осмысления мира и человека. Научным мировоззрением на-

зывается такое миропонимание, которое опирается на достижения философии, естественных и общественных наук.

Философия, с одной стороны, сама является мировоззрением в его наиболее общей, теоретической форме, с другой стороны, способствует формированию осознанного взгляда на мир и место в нем человека.

3. Космоцентризм и натурфилософия древних греков.

Характерной чертой античной философии является космоцентризм, т.е. взгляд на мир как единое целое (космос). Античные философы были заняты поисками первоосновы мира, его вечного и неизменного начала. Таким началом у Фалеса была вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь и т.д. Подобные взгляды получили название натурфилософии. В наиболее развитом виде античная натурфилософия представлена в атомистическом учении Демокрита и Эпикура.

4. Проблема человека в античной философии. Нравственная философия Сократа.

Проблема человека в античной философии была поставлена Сократом, который сформулировал вопрос: «Что есть сущность человека?» Его ответ: сущность человека – его душа (разум), которую надо совершенствовать через познание. Сократ разработал метод познания – диалектику, которую он понимал как искусство отстаивать истину в споре с оппонентом. Сократ утверждал, что добродетель всегда следствие знания, а порок – следствие невежества.

5. Учение Платона об идеях.

Материалистическому решению проблемы бытия в натурфилософии древних греков Платон противопоставил идеалистическое решение. Он создал учение об идеях – бестелесных сущностях (образах) классов вещей и явлений. Конкретные вещи представляют собой лишь слабые копии (тени) совершенных идей, пребывающих в наднебесных сферах. Наивысшей идеей является идея блага.

6. Учение Аристотеля о материи и форме.

Согласно учению великого античного ученого Аристотеля, все единичные вещи представляют собой единство материи и формы. Материя является пассивной возможностью и субстратом (строительным материалом) вещей, а форма (эйдос) – их активным динамичным началом. Форма нематериальна. В иерархии всех форм высшее место занимает неподвижный ум-перво- двигатель (форма всех форм), которого Аристотель называет богом. Само наличие перводвигателя приводит в движение все нижестоящие формы.

7. Средневековая западная философия. Патристика и схоластика.

Средневековая западная философия – это философия эпохи расцвета феодализма и могущества церкви. Ее характерная черта – теоцентризм (бог – центр философских представлений). Бог

это и творец мира (принцип креационизма) и Абсолютная личность. Назначение человека – стремиться к богоподобию через любовь к богу. Фома Аквинский выдвинул пять доказательств существования бога.

Патристика – это учения т.н. отцов церкви (Августина блаженного и др.), которые считали, что, только углубляясь в душу, человек познает себя как образ и подобие бога. Схоластика – это религиозная философия, которая с помощью формально-логи- ческих приемов решала вопрос о соотношении знания и веры в пользу последней.

Философы средних веков поставили вопрос о природе Универсалий, т.е. общих понятий: т.н. реалисты считали, что подлинной реальностью обладают лишь общие понятия, которые существуют до вещей в божественном разуме, а т.н. номиналисты считали, что общие понятия существуют не до, а после вещей и представляют собой имена, ноумены, знаки.

8. Характерные черты философии эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения – это переходная эпоха от феодализма

к капитализму. Ее характеризуют переход к городскому образу жизни, развитие промышленности, кругосветные путешествия и

географические открытия, освобождение человека от сословных ограничений, начало второй глобальной естественнонаучной революции(гелиоцентрическая системаКоперника). Своеназвание этаэпохаполучилаблагодарявозрождениюантичногоискусствасегоидеалами телесной красоты и жизнеутверждающим мировосприятием.

ВфилософииВозрождениятеоцентризмуступилместоантропоцентризму игуманизму. Антропоцентризмтаких мыслителей какНиколайКузанский, ДжорданоБруно, ЛеонардодаВинчии др. состоялв том, чтосвой главный философский интересони обратили на человека, его природуи местово Вселенной. Их гуманизм проявился, преждевсего, в реабилитацииестественной природы человека, важнейшей чертой которого становится благородство, понимаемое как доблесть духа, как свобода творчества.

9. Натурфилософия Н. Кузанского.

Николай Кузанский, кардинал и епископ эпохи Возрождения. В философии природы он обосновывал три положения: 1) бог содержит в себе все вещи, т.е. всю природу, 2) бог во всех вещах, т.е. во всей природе, 3) бог, как единство всех вещей, проявляет себя во множественности этих вещей. Бог не находится где-то вне мира, он находится в единстве с этим миром. Мир является бесконечным шаром, который не имеет определенного центра.

В теории познания Н. Кузанский выдвинул тезис «ученого незнания», суть которого в том, что конечный человеческий ум способен только приближаться к познанию бесконечного, никогда не достигая полного знания о бесконечном, как вписанный в круг многоугольник с увеличением своих углов никогда не станет равен кругу.

10. Учение Д. Бруно. Гелиоцентризм.

Философ эпохи Возрождения Джордано Бруно исходил из того, что нельзя представлять бога как что-то изолированное от мира. Бог везде и во всем, он ест мировое поле. Из этого следует, что движение содержится в самом мире. Пантеизм Д. Бруно (отождествление бога с природой) стал теоретической основой его гуманизма – возвеличивания личности.

Вдохновленныйгелиоцентрической системой Коперника, кото-

Курский социологический клуб (КСК) — неформальное объединение лиц, занимающихся социологией. Клуб создан для популяризации социологических наук, а также для организации проведения фундаментальных и прикладных социологических исследований. Участники клуба — преподаватели, аспиранты, студенты, а также все, кто проявляет интерес к социологии. Базовая кафедра клуба — кафедра философии и социологии Юго-Западного государственного университета. Координатор клуба — Подгорный Б. Б., кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии ЮЗГУ.

Раздел — краткая информация о зарегистрированных участниках клуба.

Каждый участник клуба имеет личные страницы на и языках, на которых представлены сведения о научной, исследовательской и профессиональной деятельности участника клуба.

Раздел — публикуются сведения о выполненных и проводимых в настоящее время научных проектах под руководством или при участии членов Курского социологического клуба, социологических исследованиях отдельными участниками или временными научными коллективами клуба.

Раздел — представлены электронные версии учебников, методических пособий, другой литературы по направлениям деятельности участников клуба. Формируется библиотека участниками клуба через координатора клуба.

В разделе участники клуба, ведущие преподавательскую деятельность, могут открывать личные страницы, где будут размещены представленные учебные и методические материалы.

Раздел — предложение для юридических и физических лиц о проведении социологических исследований различных сторон общественной жизни по таким направлениям, как политика, общество, государство, экономика, образование, культура, религия.

В разделе представлены на английском языке краткие сведения о клубе, предложение о сотрудничестве, информация о зарегистрированных участниках Курского социологического клуба.

Пользоваться информацией, размещенной на сайте клуба, могут любые посетители сайта, однако статус участника клуба дает дополнительные привилегии:

Участник клуба имеет право принимать участие во всех очных и онлайн мероприятиях, проводимых клубом.

Участник клуба имеет возможность обнародовать результаты своей научной деятельности, а также ознакомиться с результатами научной деятельности своих коллег.

При получении клубом заявок на выполнение социологических исследований, временные научные коллективы формируются из участников клуба (на добровольной основе).

Чтобы стать участником клуба, необходимо подать заявку координатору клуба по E-mail: [email protected] или [email protected]. В заявке укажите ФИО, ученую степень, место работы (учебы), контактный телефон, планируете ли Вы принимать участие во временных научных коллективах, создаваемых из участников клуба для проведения исследований.


КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК

ПО ФИЛОСОФИИ

Министерство образования Российской Федерации

Псковский государственный педагогический институт

им. С.М. Кирова

Печатается по решению кафедры философских наук и редакционно-

издательского совета ПГПИ им. С.М. Кирова

ББК 87 я2

ISBN 5-87854-290-0

© Псковский государственный

педагогический институт

им. С.М. Кирова, 2004

(ПГПИ им. С.М.Кирова), 2004

© Петров Г.В., 2004

Учебно-методическое пособие «Краткий справочник по философии»

рассчитан на студентов, готовящихся к зачетам и экзаменам по курсу

философии. Он предназначен для системного повторения ранее

усвоенного материала. Справочник не может заменить учебники и

учебные пособия по философии, изучение которых предусмотрено

учебными программами.

Краткий справочник по философии/Составитель Петров Г.В.

Псков: ПГПИ, 2004. - 52 с.

Рецензенты:

кандидат философских наук Н.Н. Габдулова

кандидат философских наук Л.С. Щенникова

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

ДЛЯ СИСТЕМНОГО ПОВТОРЕНИЯ

ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ

1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

2. Понятие мировоззрения и его структура. Исторические

формы мировоззрения.

3. Космоцентризм и натурфилософия древних греков.

4. Проблема человека в античной философии. Нравствен-

ная философия Сократа.

5. Учение Платона об идеях.

6. Учение Аристотеля о материи и форме.

7. Средневековая западная философия. Патристика и схола-

8. Характерные черты философии эпохи Возрождения.

9. Натурфилософия Н. Кузанского.

10. Учение Д. Бруно. Гелиоцентризм.

11. Социально-политические идеи эпохи Возрождения.

12. Социально-исторические предпосылки возникновения

философии Нового Времени. Взаимосвязь естествознания, тех-

нического прогресса и философии.

13. Ф. Бэкон и теория экспериментирующего знания.

14. Рационализм Р. Декарта.

15. Философия Б. Спинозы. Пантеизм.

16. Сенсуализм учения о познании Д. Локка.

17. Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма.

18. Философия французского просвещения.

19. Критическая философия И. Канта.

20. Абсолютный идеализм Г. Гегеля.

21. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

22. Критика идеализма и разработка материалистического

понимания истории К. Маркса.

23. Ленинский этап в развитии марксистской философии.

24. Материалистические взгляды А.И. Герцена и Н.Г. Черны-

шевского.

25. Философия «всеединства» В. Соловьева.

26. Русская религиозная философия в ХХ в.

27. Современная западная философия. Особенности и основ-

ные направления.

29. Бытие и субстанция. Основные формы бытия.

30. Философское и естественнонаучное понимание материи.

31. Движение как способ существования материи. Формы и

виды движения.

32. Философское и естественнонаучное понимание простран-

ства и времени.

33. Сознание, его происхождение и сущность.

34. Сознание и мозг. Мышление и язык.

35. Диалектика и метафизика как методы познания.

36. Диалектика и ее исторические формы.

37. Принципы и законы диалектики.

39. Концепции познания в философии.

40. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основ-

ные формы и способы взаимодействия.

41. Проблема истины. Истина. Заблуждение. Ложь.

42. Практика как критерий истины.

43. Особенности научного знания.

44. Структура научного познания: формы и методы.

45. Понятие общества. Основные концепции общественно-

го развития.

46. Общество как система.

47. Специфика законов общественного развития.

48. Смысл истории.

49. Человек как предпосылка и результат истории.

50. Философская антропология о природе и сущности чело-

51. Биологическое и социальное в человеке, их соотношение

и взаимосвязь.

52. Проблема антропосоциогенеза. Альтернативные концепции

происхождения человека.

53. Проблема смысла жизни.

54. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность».

Условия и механизмы формирования личности.

55. Свобода и творчество как высшие ценности личности.

56. Коллективность как основная форма бытия человека.

57. Человек и природа. Исторические формы отношения

человека к природе.

58. Экономическое бытие общества: понятие и структура.

59. Закон соответствия производственных отношений ха-

рактеру и уровню развития производительных сил.

60. Человек в компьютеризованном мире: социокультурный

и психологический аспекты проблемы.

61. Понятие социальной структуры общества. Исторические

виды и формы социальной общности: семья, род, племя, народ-

ность, нация.

62. Проблема этногенеза. Основные концепции.

63. Классы и их роль в системе социальных связей.

64. Понятие социальной стратификации. Социальная мо-

бильность.

65. Государство и гражданское общество: признаки и функции.

66. Общественное сознание и его структура.

67. Понятие политики. Политика и право.

68. Нравственное сознание и нравственные ценности.

69. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

70. Религиозные ценности и свобода совести.

71. Наука как форма духовной деятельности: специфика и

72. Техника. Происхождение и сущность. Техника и этика.

73. Формационная и цивилизационная концепции обще-

ственного развития.

74. Понятие цивилизации и ее исторические типы.

мационной цивилизации.

76. Место России в мировом цивилизационном процессе.

77. Динамика общественного развития. Эволюция и революция.

78. Понятие культуры и ее исторические типы.

79. Культура как система. Символический характер культуры.

80. Культура и цивилизация. Проблемы человека в совре-

менной культуре.

81. Диалог культур: Запад – Восток – Россия.

82. Гуманизм как цель и мера социального прогресса.

83. Кризис гуманизма в условиях индустриального общества.

84. Гуманизм и тоталитаризм, гуманизм и демократия: про-

блемы и противоречия.

85. Глобальные проблемы человечества, их типология. Эко-

логические проблемы современности. Пути выхода из кризиса.

86. Человечество как планетарное явление. Понятие ноос-

87. Взаимодействие цивилизаций и стратегия будущего.

88. Социальное познание и его особенности. Уровни соци-

ального познания.

СПРАВОЧНИК ОТВЕТОВ

1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Термин «философия» был введен в обиход древнегреческим

мыслителем Пифагором и переводится на русский язык как лю-

бовь к мудрости. В древности под философией понимали любое

знание. В современном представлении философией называется

область теоретических знаний о мире в целом, о месте человека в

этом мире и о принципах взаимоотношения человека с этим ми-

ром. Важнейшими чертами философии являются научность, кри-

тичность и фундаментальность. Основной вопрос философии есть

вопрос об отношении сознания к материи.

В структуру философии входят учение о бытии (онтология),

учение о познании (гносеология) и учение о развитии (диалектика).

Философия является важнейшей частью духовной культу-

ры. Ее роль в обществе определяется основными функциями:

мировоззренческой, методологической, гуманистической и мо-

2. Понятие мировоззрения и его структура. Исторические

формы мировоззрения.

Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место в нем

человека. Основными структурными элементами мировоззрения

являются: 1) знания о мире, 2) ценности, с позиций которых че-

ловек осмысливает мир, 3) убеждения, которые определяют по-

ступки человека.

Основные типы мировоззрения. Мифологическое мировоз-

зрение. Это наиболее древний тип мировосприятия. Его характе-

ризуют эмоционально-образная форма, очеловечивание приро-

ды, некритичность, утилитарная направленность. Религиозное

мировоззрение основано на вере в существование сверхъестествен-

ных сил. Философское мировоззрение – это теоретическая фор-

ма осмысления мира и человека. Научным мировоззрением на-

зывается такое миропонимание, которое опирается на достижения

философии, естественных и общественных наук.

Философия, с одной стороны, сама является мировоззрени-

ем в его наиболее общей, теоретической форме, с другой сторо-

ны, способствует формированию осознанного взгляда на мир и

место в нем человека.

3. Космоцентризм и натурфилософия древних греков.

Характерной чертой античной философии является космо-

центризм, т.е. взгляд на мир как единое целое (космос). Антич-

ные философы были заняты поисками первоосновы мира, его

вечного и неизменного начала. Таким началом у Фалеса была

вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь и т.д. Подоб-

ные взгляды получили название натурфилософии. В наиболее

развитом виде античная натурфилософия представлена в ато-

мистическом учении Демокрита и Эпикура.

4. Проблема человека в античной философии. Нравственная

философия Сократа.

Проблема человека в античной философии была поставле-

на Сократом, который сформулировал вопрос: «Что есть сущ-

ность человека?» Его ответ: сущность человека – его душа (ра-

зум), которую надо совершенствовать через познание. Сократ

разработал метод познания – диалектику, которую он понимал

как искусство отстаивать истину в споре с оппонентом. Сократ

утверждал, что добродетель всегда следствие знания, а порок –

следствие невежества.

5. Учение Платона об идеях.

Материалистическому решению проблемы бытия в натур-

философии древних греков Платон противопоставил идеалисти-

ческое решение. Он создал учение об идеях – бестелесных сущно-

стях (образах) классов вещей и явлений. Конкретные вещи пред-

ставляют собой лишь слабые копии (тени) совершенных идей,

пребывающих в наднебесных сферах. Наивысшей идеей является

идея блага.

6. Учение Аристотеля о материи и форме.

Согласно учению великого античного ученого Аристотеля,

все единичные вещи представляют собой единство материи и

формы. Материя является пассивной возможностью и субстра-

том (строительным материалом) вещей, а форма (эйдос) – их ак-

тивным динамичным началом. Форма нематериальна. В иерар-

хии всех форм высшее место занимает неподвижный ум-перво-

двигатель (форма всех форм), которого Аристотель называет

богом. Само наличие перводвигателя приводит в движение все

нижестоящие формы.

7. Средневековая западная философия. Патристика и

схоластика.

Средневековая западная философия – это философия эпохи

расцвета феодализма и могущества церкви. Ее характерная чер-

та – теоцентризм (бог – центр философских представлений). Бог

– это и творец мира (принцип креационизма) и Абсолютная лич-

ность. Назначение человека – стремиться к богоподобию через

любовь к богу. Фома Аквинский выдвинул пять доказательств

существования бога.

Патристика – это учения т.н. отцов церкви (Августина бла-

женного и др.), которые считали, что, только углубляясь в душу,

человек познает себя как образ и подобие бога. Схоластика – это

религиозная философия, которая с помощью формально-логи-

ческих приемов решала вопрос о соотношении знания и веры в

пользу последней.

Философы средних веков поставили вопрос о природе Уни-

версалий, т.е. общих понятий: т.н. реалисты считали, что под-

линной реальностью обладают лишь общие понятия, которые

существуют до вещей в божественном разуме, а т.н. номиналис-

ты считали, что общие понятия существуют не до, а после вещей

и представляют собой имена, ноумены, знаки.

8. Характерные черты философии эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения – это переходная эпоха от феодализма

к капитализму. Ее характеризуют переход к городскому образу

жизни, развитие промышленности, кругосветные путешествия и

географические открытия, освобождение человека от сословных ог-

раничений, начало второй глобальной естественнонаучной револю-

ции (гелиоцентрическая система Коперника). Свое название эта эпо-

ха получила благодаря возрождению античного искусства с его идеа-

лами телесной красоты и жизнеутверждающим мировосприятием.

В философии Возрождения теоцентризм уступил место антропо-

центризму и гуманизму. Антропоцентризм таких мыслителей как Ни-

колай Кузанский, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи и др. состоял в

том, что свой главный философский интерес они обратили на челове-

ка, его природу и место во Вселенной. Их гуманизм проявился, преж-

де всего, в реабилитации естественной природы человека, важнейшей

чертой которого становится благородство, понимаемое как доблесть

духа, как свобода творчества.

9. Натурфилософия Н. Кузанского.

Николай Кузанский, кардинал и епископ эпохи Возрождения.

В философии природы он обосновывал три положения: 1) бог со-

держит в себе все вещи, т.е. всю природу, 2) бог во всех вещах, т.е.

во всей природе, 3) бог, как единство всех вещей, проявляет себя

во множественности этих вещей. Бог не находится где-то вне мира,

он находится в единстве с этим миром. Мир является бесконеч-

ным шаром, который не имеет определенного центра.

В теории познания Н. Кузанский выдвинул тезис «ученого

незнания», суть которого в том, что конечный человеческий ум

способен только приближаться к познанию бесконечного, никог-

да не достигая полного знания о бесконечном, как вписанный в

круг многоугольник с увеличением своих углов никогда не ста-

нет равен кругу.

10. Учение Д. Бруно. Гелиоцентризм.

Философ эпохи Возрождения Джордано Бруно исходил из

того, что нельзя представлять бога как что-то изолированное от

мира. Бог везде и во всем, он ест мировое поле. Из этого следует,

что движение содержится в самом мире. Пантеизм Д. Бруно

(отождествление бога с природой) стал теоретической основой

его гуманизма – возвеличивания личности.

Вдохновленный гелиоцентрической системой Коперника, кото-

рая превратила Землю в одну из планет, вращающихся вокруг Солн-

ца, Д. Бруно создал свое космологическое учение: пространство бес-

конечно и кроме нашего мира существует еще множество обитаемых

миров. Вселенная вообще не имеет никакого центра.

11. Социально-политические идеи эпохи Возрождения.

Социально-политические идеи эпохи Возрождения представ-

лены в трудах Николло Макиавелли, Томаса Мора и Томазо

Кампанеллы.

Н. Макиавелли считал, что в мире людей всегда одинаково

много добра и зла. Мораль подчинена целям политики. Религия

– неотъемлемая часть общественной жизни. Национальное госу-

дарство – это цель, которая спасет отечество. Для достижения

цели допустимы варварские средства.

Т. Мор в книге «Утопия» изобразил наилучшее устройство

государства, в котором нет частной собственности, все граждане

трудятся, разумно отдыхают.

Т. Кампанелла в книге «Город Солнца» дал описание обще-

ственного устройства на принципах утопического социализма.

Главой государства народ избирает выдающегося по знания че-

ловека. Все граждане трудятся минимум 4 часа в день, все про-

дукты распределяются по потребностям. Образование для всех

обязательное и бесплатное.

12. Социально-исторические предпосылки возникновения

философии Нового времени. Взаимосвязь естествознания,

технического прогресса и философии.

Новое время – это время буржуазных революций в Европе,

развития промышленности и торговли, становления и развития

капитализма. В этот период достигла вершина вторая глобаль-

ная естественнонаучная революция, получившая название нью-

тоновской.

Ориентация естествознания на чувственный опыт, количе-

ственный рост научных знаний, технический прогресс поставили

перед философией задачу создания целостной картины мира, изуче-

ния сущности самого процесса познания, что определило основные

направления философской мысли в Новое время.

13. Ф. Бэкон и теория экспериментирующего знания.

Главные интересы английского философа Френсиса Бэкона

(1561-1626 гг.) были сосредоточены на практике и науке. Его девиз:

«Что в действии полезно, то и в знании истинно». Для получения

истинных знаний необходимо, во-первых, опираться на чувствен-

ный опыт, эксперимент, во-вторых, очистить познающий разум от

предрассудков, «призраков», в-третьих, найти правильный метод.

Таким методом Ф. Бэкон считал индукцию, т.е. логическое умозак-

лючение от частных, единичных фактов к обобщениям. При этом

он сознавал, что у метода индукции есть пределы применимости,

что является не его недостатком, а его особенностью.

14. Рационализм Р. Декарта.

Французский философ Ренэ Декарт (1596-1650 гг.), в отли-

чие от Ф. Бэкона, подчеркивал __________значение рационального начала

в познании, он считал, что в мыслящем субъекте от рождения

заложены теоретические идеи, которые не могут быть выведены

индуктивным путем из опыта (идеи точки, прямой, абсолютно

твердого тела и др.). Достоверные знания можно получить лишь

дедуктивным путем, т.е. путем умозаключений от общего к част-

ному. Исходным пунктом цепи дедуктивных умозаключений яв-

ляется интеллектуальная интуиция, т.е. прямое, непосредствен-

ное, рациональное постижение сути дела. Из тезиса «я мыслю,

следовательно, я существую» Р. Декарт делал вывод о существо-

вании двух субстанций – материальной (телесной, протяженной)

и духовной (мыслящей). Такая философская установка получила

название дуализма. Сопряженность этих двух субстанций объяс-

няется наличием бога.

15. Философия Б. Спинозы. Пантеизм.

Бенедикт Спиноза, нидерландский философ-рационалист

(1632-1677 гг.), сделал центральным пунктом своего учения о бы-

тии тождество бога и природы (пантеизм). Природа является вечной

и бесконечной субстанцией, которая имеет множество атрибутов

(свойств), из которых человеческому уму раскрываются два – протя-

жение и мышление. Спиноза полагал, что одушевлены все вещи, но в

различной степени. Он был убежден, что весь мир представляет со-

бой механическую систему, в которой отсутствует случайность и ко-

торая может быть познана до конца геометрическим способом. Един-

ственный источник достоверного знания – понимание, которое про-

тивостоит чувственному познанию. Человеческая душа, являясь мо-

дусом атрибута мышления, т.е. его проявлением, способна с помо-

щью интеллектуальной интуиции познать все, что связано с субстан-

16. Сенсуализм учения о познании Д. Локка.

Английский философ Джон Локк (1632-1704 гг.) подверг

критике теорию врожденных идей Декарта. По убеждению Лок-

ка, сознание новорожденного – это «чистая доска», которая на-

ям. Исходным, первым __________является чувственное знание, в котором

Д. Локк выделяет первичные и вторичные качества. Первичные

качества (протяженность и фигура) существуют в самих вещах и

воспринимаются органами чувств человека, вторичные (цвет,

запах, вкус и т.п.) существуют только в познающем субъекте. На

чувственном уровне возникают простые идеи. В результате их

соединения и обобщения на уровне мышления возникают слож-

ные идеи. Таким образом, все формы познания Д. Локк сводит в

конечном счете к ощущениям. Такая точка зрения получила в

философии название сенсуализма.

17. Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма.

Английский философ Джордж Беркли (1685-1753 гг.), осно-

вываясь на точке зрения сенсуализма (все знания из ощущений),

пришел к выводу, что человек имеет дело только со своими ощу-

щениями, источником которых является бог. Вещи – это комби-

нации наших ощущений, существовать – значит быть восприни-

маемым. Общие идеи, прежде всего, идея субстанции, в лучшем

случае бесполезное удвоение мира, в худшем – это химеры разума,

отвращающие его от бога.

Другой английский философ Дэвид Юм (1711-1776 гг.) утверж-

дал, что наши ощущения – это предел человеческих возможностей,

ибо мы не можем заглянуть за них и ответить на вопрос: что или кто

порождает ощущения? Все знания (за исключением математических)

могут быть оценены не с точки зрения их достоверности, а с точки

зрения их практической полезности. Это философия агностицизма,

т.е. философия принципиальной непознаваемости мира.

18. Философия французского просвещения.

Для французских просветителей (Ламетри, Гольбах, Гельве-

ций, Руссо, Вольтер, Дидро), идеологически подготовивших Ве-

ликую французскую буржуазную революцию, основой человечес-

кого разума выступала природа. Под природой они понимали со-

вокупность движущихся атомов, из которых образуются тела. Вза-

имодействие атомов происходит по законам необходимости, слу-

чайность – это следствие нашего незнания. По своей природе все

люди равны и имеют одинаковое право на счастье. Природа во

всем оправдывает человека, задача человеческого разума – понять

природу и действовать в соответствии с ней, т.е. стать естествен-

ным человеком. Вольтер выступал за «естественную религию», под

которой он понимал общечеловеческие принципы морали, Гель-

веций – за «естественную нравственность» - разумный эгоизм, Руссо

– за «естественное право» - «общественный договор», который

позволит преодолеть неравенство, Дидро – за искусство, отража-

ющее природу человека. Французские просветители были убежде-

ны, что миром правит мнение, они стремились воздействовать на

общество, изменив массовое сознание.

19. Критическая философия И. Канта.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804 гг.) рассмат-

ривал философию как форму критики, под которой он понимал

выяснение границ рассудка, способности суждений и воли. Он

создал учение, основной чертой которого было примирение ма-

териализма и идеализма, веры и науки. И. Кант признавал существо-

вание вещей как они есть, независимо от сознания – это «вещи в себе».

Воздействуя на наши органы чувств, они порождают ощущения –

образы этих вещей, которые И.Кант называл явлениями или «веща-

ми для нас». В этой предпосылке своей философии он материалист.

Но в учении о форме и границах познания И.Кант идеалист и агнос-

тик. Он утверждал, что ни ощущения, ни понятия и суждения не мо-

гут дать достоверного знания о «вещах в себе», ибо последние непоз-

наваемы. Их пространственное и временное восприятие есть след-

ствие особых форм нашей чувственности, которые имеют доопыт-

ный характер. Попытки познать «вещи в себе» порождают в челове-

ческом разуме антиномии – противоречащие друг другу положения,

каждое из которых признается логически доказуемым.

В области нравственности (практическом разуме) И.Кант выд-

ственного закона: каждый человек должен поступать так, чтобы пра-

вило его поведения могло стать правилом поведения всех. Существо-

вание такого закона, по И.Канту, может быть объяснено только идеей

20. Абсолютный идеализм Г. Гегеля.

Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-

1831 гг.) создал идеалистическое учение, исходным понятием ко-

торого было понятие Абсолютной идеи. Абсолютная идея – это

безличное духовное начало всего существующего, которое содер-

жит в себе в свернутом виде сущности всех природных, обществен-

ных и духовных явлений. В процессе диалектического саморазви-

тия Абсолютная идея проходит три этапа – логики, природы и

человеческого духа. Завершением этого процесса, по Гегелю, ста-

ла его философская система. В противоречии с консервативной

идеалистической системой находился разработанный Гегелем ди-

алектический метод как наиболее полное и всестороннее учение о

развитии, не признающее каких-либо ограничений. Диалектика

Гегеля была идеалистической по форме, поскольку подлинным

развитием в его философии обладала только Абсолютная идея.

21. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.) выступил

с критикой идеалистической философии Гегеля, сделав вывод о ее

родстве с теологией. По Л.Фейербаху, вне человека не существует

никакого разума. Человек – самое совершенное создание природы.

Все человеческие проявления, включая чувства и разум, имеют ис-

ключительно природное происхождение. Такой взгляд получил на-

звание антропологического принципа в философии. Л.Фейербах от-

верг также и диалектику Гегеля, усматривая в ней лишь набор искус-

ственных приемов для обоснования философии абсолютного идеа-

22. Критика идеализма и разработка материалистического

понимания истории К. Маркса.

Карл Маркс (1818-1883 гг.) совместно с Фридрихом Энгель-

сом создал принципиально новое философское учение, которое

определяется как диалектический и исторический материализм.

Отвергнув вслед за Фейербахом абсолютный идеализм Гегеля,

он преобразовал его диалектический метод из идеалистического

в материалистический, согласно которому, диалектика мышле-

ния есть отражение диалектики вещей. Принцип материалисти-

ческого понимания природы К.Маркс распространил на обще-

ство: первично общественное бытие – материальные условия

жизни людей, среди которых важнейшим является производство

материальных благ, вторично общественное сознание (полити-

ка, право, мораль, искусство, религия, философия), которое в

конечном итоге определяется общественным бытием. Движущей

силой истории К.Маркс считал классовую борьбу.

23. Ленинский этап в развитии марксистской философии.

Ленинский этап в развитии марксистской философии связан с

творчеством В.И. Ленина (1870-1924 гг.), последовательным про-

должателем учения К.Маркса. Этот этап характеризуется:

1) бескомпромиссным отстаиванием философии марксизма

в новых условиях – империализма и пролетарских революций;

2) систематизацией философского наследия основополож-

ников марксизма;

3) философским обобщением новейших достижений естествоз-

нания, прежде всего – физики;

4) дальнейшей разработкой и уточнением основных поня-

лектики и др.);

5) критикой идеалистических философских учений конца

ХIХ- начала ХХ вв.

Однако, догматизация важнейших положений марксистской

философии и их упрощенное понимание И.В. Сталиным и рядом

философов-марксистов отрицательно сказались на развитии фи-

лософской мысли в Советской России.

24. Материалистические взгляды А.И. Герцена и Н.Г.

Чернышевского.

В своих философских взглядах Александр Иванович Герцен

(1812-1870 гг.) и Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889

гг.) продолжали идеи французских материалистов и Л.Фейерба-

ха. Их объединяло критическое отношение к абсолютному идеа-

лизму Г.Гегеля, в то же время они использовали его диалектичес-

© Обложка. ООО Группа Компаний РИПОЛ классик», 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2016

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

Мировоззрение – обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом и на свое собственное место в нем. Мировоззрение существует на двух уровнях.

1. Первый уровень мировоззрения – мироощущение, или миросозерцание. Основой мироощущения является стихийное восприятие окружающей действительности.

Второй уровень мировоззрения – это миропонимание, т. е. логическое обоснование процессов и явлений окружающего мира. На этом уровне создается целостная картина действительности.

Собственно философское мировоззрение формируется лишь на уровне рационального мышления, обращающегося с понятиями. Философское мировоззрение характеризуется понятийным отражением окружающего мира, абстрактным мышлением и теоретическим познанием, а также способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.

2. Исторически первым типом мировоззрения считается миф.

Миф – первая попытка человека ответить на вопросы о возникновении мира и обосновать наличие естественного порядка, возникшая на самой ранней стадии общественного развития.

Для мифологического мировоззрения характерно образное восприятие мира. В этот период человек еще выделял себя из окружающей природной и социальной среды, а его мышление было конкретным и образным, а не абстрактным и понятийным. Мифологическое мышление характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.

Для мифа характерно отождествление генезиса и сущности, т. е. замена причинно-следственных связей прецедентом. В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Важнейшая функция мифа – это создание модели, примера, образца.

Мифология представляет собой важнейшую предпосылку возникновения философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Миф изначально являлся системой двух уровней: образного и понятийного. Затем под влиянием ряда факторов понятийный уровень занял главенствующее положение. Возникло осознанное применение понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии.

3. Основные предпосылки перехода от мифа к философии:

Развитие аграрного и ремесленного производства и, как следствие, рост благосостояния общества;

Развитие государственного строя;

Возникновение научной формы знания.

4. Одновременно с мифологическим мировоззрением существовало мировоззрение религиозное.

Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в существование трансцендентных сил и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека.

Религиозное и мифологическое мировоззрения обладают сходными чертами, но в религии символизм мифа заменяется сложной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть понятийные построения. Второе принципиальное отличие религии – духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Основными элементами религии являются вероучение и культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.

Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания.

Процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом совершает теология.

Теология – богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, придавая его существованию непреходящий смысл.

5. Основные особенности религии:

Жесткость религиозной догматики: религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше, поэтому считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Религиозная доктрина не терпит критики;

Главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании;

Символизм: каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление высшей воли. Через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами;

Ценностный характер по отношению к действительности: все происходящее в мире и в первую очередь поступки людей получают положительную или отрицательную оценку.

6. Религию и философию роднит решение мировоззренческих проблем, однако подход к этим проблемам различный. Философия всегда базируется на принципах доказательности и обоснования, а религиозное сознание, так же как и мифологическое, объясняет процессы и явления окружающего мира сверхъестественными причинами.

Таким образом, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в философию.

Философия – это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия представляет собой теоретическую основу мировоззрения.

2. Философия как наука и мировоззрение

1. Философия является особым мировоззрением и одновременно формирует его теоретическую основу. Для философского мировоззрения характерно восприятие мира, во-первых, в его целостности и единстве и, во-вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.

Философия является высшим типом мировоззрения, обладающим теоретическим обоснованием и основанным на системном подходе и рациональном мышлении.

Философия возникла на основе мифологического и религиозного мировоззрения. Важную роль в этом процессе сыграло зарождение научного знания. Логическое осмысление процессов и явлений окружающего мира положило основание философскому мировоззрению, а расширение кругозора и рост информации об окружающем мире привели к формированию научных идей. Итак, философия и наука развивались в неразрывной связи друг с другом.

2. Важным остается вопрос о сути философии: является ли она наукой, мировоззрением или, может быть, методологией?

Философия имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, цели, задачи и функции, методы и логико-категориальный аппарат.

Философия является и особым типом мировоззрения, поскольку обладает четырьмя основными компонентами мировоззрения:

1) познавательным (дает целостную картину мира);

2) ценностно-нормативным (имеет систему ценностей);

3) эмоционально-волевым (восприятие знаний, ценностей и норм);

4) практическим (формирует определенное поведение).

В качестве методологической основы философский способ познания представляет собой систему наиболее общих приемов теоретического и практического познания, в том числе и самого философского знания. Для многих наук философия является методологической базой практических исследований.

Следовательно, философия выступает в качестве науки, мировоззрения и методологии научной деятельности.

3. Философия выполняет следующие основные функции:

мировоззренческая функция формирует целостную картину мира, представления об устройстве окружающего мира, о месте человека в нем и определяет принципы взаимодействия человека с окружающим миром;

методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Каждая из наук стремится выработать максимально достоверные и эффективные методы деятельности в своей сфере, но в большинстве случаев они приложимы только к этой науке. Поскольку задачей философии является познание наиболее общих принципов существования мира, то вырабатываемым ею методам также присуща всеобщность. В результате методы познания, разрабатываемые философией, применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности;

мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т. е. предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира;

гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т. е. механизм познания);

роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и знание о нем. Благодаря данной функции философия расширяет границы познания, разрушает догмы, предотвращает окостенение знания, обеспечивает его модернизацию и увеличение достоверности;

аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей и явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и пр. Цель аксиологической функции – выделять нужное, ценное и полезное для развития общества и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории;

социальная функция способствует пониманию и осознанию общества как условия человеческого существования, выявляет причины его возникновения, эволюцию и современное состояние, его структуру и движущие силы; задачей социальной функции является вскрытие социальных противоречий, поиск путей их устранения или смягчения, а как итог – совершенствование общества;

воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу в целом, способствовать укреплению морали, а также помогать человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;

прогностическая функция заключается в прогнозировании тенденций развития материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества на основании имеющихся философских знаний.

4. Философия соответствует определенным критериям научности. Ей присущи:

Объективность;

Рациональность;

Доказательность;

Эссенциалистская направленность (стремление к воспроизведению сущности и закономерностей объекта);

Системность знания, т. е. упорядоченность знания в соответствии с выработанными принципами.

5. Научная философия, как и любая другая наука, строго обосновывает свои утверждения, но делает это иными методами, чем прочие науки. Выдвигая новые положения, философия опирается не на факты как таковые, а на обобщения этих фактов конкретными науками. Иными словами, она осуществляет вторичное обобщение опыта. При этом фактами для философии являются теоретические обобщения (законы, понятия, положения) конкретных наук. Фактологическое обоснование положений дополняется в научной философии их логическим обоснованием с использованием методов формальной и диалектической логики, а также специфических философских методов категориального анализа, чьи основы заложили такие мыслители, как Сократ, Аристотель, Гегель и др.

6. Итак, философия является и мировоззрением, и наукой, и методологией. Философское мировоззрение – наиболее широкое явление; одновременно философия формирует теоретические основы мировоззрения и потому является наукой, видом научного знания. Предметная специфика философии как науки состоит в предельной обобщенности анализируемой информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.

3. Основные проблемы философии. Структура философии

С момента возникновения философии ведет свое начало проблема структурирования философии, ее деления на части. Платон и школа стоиков разработали первую систематизацию философии, выделив три направления: физику, этику и логику. В дальнейшем к этим трем направлениям была добавлена метафизика – учение о начале всего сущего.

В ходе развития философского мышления выделение структуры философии менялось.

2. Философия может быть условно разделена на три части соответственно трем предметам изучения.

1. Объект деятельности: мир в целом (объективная реальность), его категориальная структура.

2. Субъект деятельности: человек и общество (субъективная реальность).

3. Сама деятельность: взаимодействие субъекта с объектом, способы и направления деятельности (мышление, познание, практика, искусство).

Соответственно трем частям предмета можно выделить три части философии:

1) учение о мире в целом и его категориальной структуре – мировоззренческая часть;

2) учение о человеке и обществе – философская антропология и социальная философия;

3) учение о формах и методах деятельности – методологическая часть.

Структура современной философской науки:

Онтология – учение о бытии;

Гносеология (теория познания) – учение о знании как таковом, об источниках, о способах, сущности, границах, видах, методах познания;

Этика – учение о морали и нравственности, о добре и зле, о добродетели и справедливости, о долге и счастьи;

Эстетика – учение о прекрасном во всех его проявлениях;

Философская антропология – учение о человеке;

Социальная философия – учение о сущности общества и общественных отношений, о структуре общества в целом, о наиболее общих законах его существования и развития;

Эпистемология (философия науки) – учение о научном знании и научном познании, о его основаниях и предпосылках, а также о принципах, методах, формах и целях научного познания.

3. Исходным и конечным пунктом философствования является не знание, не благо, не красота, а мысль. Философия, будучи коллективным мышлением, занимается не познанием мира, а мышлением. Основной задачей философии является осмысление всего человеческого опыта во всех его проявлениях в наиболее обобщенном и широком охвате.

Стремление к осмыслению целого, всеобщего, основополагающего составляет суть философии.

4. Основной вопрос философии рассматривает отношения сознания и материи. Этот вопрос включает в себя две составляющие.

1. Что первично: материя (бытие) или сознание (мышление)?

2. Способно ли сознание познать мир?

Основной вопрос философии раскрывает онтологическое и гносеологическое отношения материи и сознания. Здесь находится корень всей философской проблематики.

Философия, как любая другая отрасль человеческой деятельности, развивается, усложняется, а следовательно, дифференцируется внутри себя. Идет процесс дифференциации философии и специализации ее отдельных частей. Кроме того, время от времени возникают философские системы, осуществляющие интеграцию философских идей. Дифференциация и интеграция философии – две стороны единого процесса ее развития.

Если рассматривать развитие философии за большие промежутки времени, то мы увидим, что время от времени появлялись всеохватывающие системы философии. В Древней Греции такой системой была философия Аристотеля. В Новое время каждый крупный философ претендовал на создание собственной системы философского знания. Систематические учения оставили Декарт, Спиноза, Гоббс, Локк, Кант. Поистине Аристотелем Нового времени стал Гегель.

5. В зависимости от ответа на первую часть основного вопроса философии о первичности философы подразделяются на два больших лагеря: материалистов и идеалистов. Это деление является самым древним: еще Платон так систематизировал философские учения.

Материализм и идеализм различаются главным образом в силу различия их объектов. Объектом материалистической философии является природа; следовательно, в вопросе о первичности исходным элементом признается материя, природа, а мышление, сознание, дух – вторичными, производными от материи. Как следствие, материалисты объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин.

Объектом идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Для идеализма первично сознание, мышление; материя признается производным сознания. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют все остальное. Если за основу берется духовная жизнь человеческого общества, то это направление называется объективным идеализмом. Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это – субъективный идеализм.

Материалисты рассматривают идеальное как слепок, отражение реального. Идеалисты, напротив, рассматривают реальное как слепок или продукт идеального. Материалисты абсолютизируют познавательную способность человека; идеалисты абсолютизируют его управляюще-преобразующую способность.

Нужно указать также на то, что материализм и идеализм весьма различаются в своих ценностных ориентациях. История философии во многом была историей борьбы материализма и идеализма как противоположных философских мировоззрений.

4. Философия Древнего Востока: общая характеристика

1. Возникновению философии как особого типа культуры предшествовал период длительного развития протофилософии – философских идей-учений, вплетенных в ткань практического мышления, мифологических и религиозных представлений. К протофилософии, или предфилософии, можно отнести учения мудрецов Древнего Востока, прежде всего Китая и Индии.

На Востоке развитие философской мысли шло по отличному от западного пути развития. Восточная философия занималась почти исключительно проблемами, касавшимися человека, и крайне мало внимания уделяла объективному миру – окружающей реальности. Ведущее место в ней занимала разработка этико-эстетической проблематики. Характерно, что восточные философские учения тесно связаны с религией. Зачастую они являются обоснованием системы нравственно-религиозных кодексов и норм. Само философское учение на Востоке выступает как завершенное знание, не требующее дополнительного обоснования.

2. В то время как для западной философии изначально характерен интерес и к человеку, и к окружающему – миру как независимой реальности, все философские течения Востока сосредоточены на проблеме человека. Восточному сознанию свойственно гораздо более резкое противопоставление сознания и материи, вещества.

Восточная философия включила в себя многие категории, присущие еще мифологии: смерть и жизнь, душу и физическое тело, вещество и дух, сознание и его состояния. Одновременно добавляются собственно философские категории, такие как движение, противоположность и единство, материя, сознание и др.

Восточная философия сосредоточена в первую очередь на самопознании. Актуальный для западной философии поиск универсальных методов познания остался за рамками ее интересов. Зато социальный аспект приобретает особую весомость: общечеловеческие ценности и добродетели рассматриваются как необходимое условие самосовершенствования и управления другими людьми.

Таким образом, вся духовная культура и философское мышление Востока обращены к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию, осуществляемым посредством ухода от материального мира.

5. Философия Древней Индии

1. Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. В развитии древнеиндийской философии выделяются три основных периода, в общем и целом соответствующие этапам социально-экономического развития Индии. Первым периодом является ведический (первая половина I тысячелетия до н. э.), пришедшийся на время разложения первобытнообщинного строя и возникновения рабовладения; следующий – эпический (вторая половина I тысячелетия до н. э.), совпавший с закреплением системы хозяйственных, политических, нравственных и прочих связей и отношений в форме варно-кастового деления. Третий период – классический, длившийся с начала нашей эры до XVII–XVIII вв. – пришелся на развитие и закрепление феодализма.

2. Философское мышление в Индии изначально формировалось в тесной связи с брахманизмом (учениями брахманов – священников, жрецов).

Брахманизм – религия древних индусов, в основе которой лежали тексты «Вед» (древнеинд. веда – знание, ведение), написанные на языке древних ариев – ведическом санскрите – во II–I вв. до н. э.

3. «Веды» создавались на протяжении тысячелетия и отразили различные стадии развития мировоззрения древнеиндийского общества – от мифологического до предфилософского и философского. В целом «Веды» представляли собой священные тексты – шрути, которые были результатом откровения мудрецов-риши и выражали идеологию брахманизма, а затем индуизма. Ведический комплекс составляет большое количество книг.

Древняя ведическая мифология представляла собой дофилософскую форму мировоззрения.

Появление предфилософского и в дальнейшем собственно философского сознания было связано с кризисом родоплеменной организации общественной жизни.

4. Философия «Упанишад». Вначале «Упанишады» означало буквально: «сидение вокруг учителя с целью познания истины». Впоследствии этим словом стали обозначать тайное эзотерическое учение. Тексты «Упанишад» являются составной частью «Вед». В «Упанишадах» развиваются такие идеи, как единство всего сущего, космология, поиск причинно-следственные связи явлений и т. д.

В «Упанишадах» содержится учение о брахмане как генетическом и субстанциональном начале всего сущего. Брахман – это универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Все природные вещи и стихии, все многообразные миры суть брахман. Все вещи из него происходят, им поддерживаются и в нем растворяются. Универсальность брахмана достигается посредством познания им самого себя. Брахман, с одной стороны, равен, а с другой – противопоставлен атману – индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я». Атман является универсальной основой, заключенной во всех индивидах, во всех вещах, охватывающей все творения. Вместе с тем это некое универсальное, неизменное, сохраняющееся при любых обстоятельствах (и в бодрствующем состоянии, и во сне, и при смерти, и в оковах, и при освобождении) «Я», в одно и то же время универсальный субъект и универсальный объект, который одновременно воспринимает и не воспринимает себя: атман – не предмет для восприятия, но принцип всякого восприятия. Но одновременно брахман и атман, как объективное и субъективное, как космическое и психическое начала, тождественны: оба они, как сверхчувственные начала всего сущего, отождествляются с «Я». В индивиде брахман осознает самого себя, переходя в атман; на уровне интуитивного «Я» атман сливается с брахманом. Тем самым человек в своих высших духовных проявлениях (тождестве «Я» с атманом и брахманом) становится и богом, и космосом: «Кто знает: «Я есть брахман», тот становится всем. И даже боги не могут помешать ему в этом, ибо он становится их атманом».

В «Упанишадах» обосновываются понятия сансары (круговорота жизни) и кармы (закона воздаяния). Учение о сансаре гласит, что человеческая жизнь является цепью бесконечного перерождения. При этом каждое следующее рождение определяется законом кармы: будущее определяется поступками, совершенными в предшествовавших воплощениях. Важнейшей задачей каждого индивида становится выход из бесконечного круга перерождений, для чего необходимы освобождение от вещественного мира и постоянное нравственное совершенствование.

5. В эпический период индийская философия постепенно превращается в особую отрасль знания. Об этом, в частности, свидетельствует текст III в. до н. э. «Артхашастра», автор которого вводит для философии специальный термин – «рационально-логическое знание».

Главными источниками философии эпического периода являются поэмы «Махабхарата», «Рамаяна» и Свод законов Ману, кодифицирующий этические нормы.

6. Начало классического периода индийской философии стало переходом от спорадического предфилософского творчества к появлению собственно философских культур и традиций. Исходным материалом для подобной интеллектуальной работы было духовное наследие «Вед». Как следствие, формирование школ и направлений древнеиндийской философской мысли зависело от отношения к ведическим традициям и характера их переосмысления. Окончательное закрепление философских школ как целостных мировоззренческих систем, имеющих собственную историю, произошло в первые века н. э., со становлением и развитием раннефеодальных отношений в Индии.

Наиболее яркими философскими системами в раннеклассический период являются чарвака, джайнизм и буддизм.

Чарвака – материалистическое и атеистическое философское учение, отрицающее концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы.

7. Последователи чарваки крайне негативно относились к «Ведам» и ведическому учению, не признавая ничего из них. Согласно чарваке, основой всего сущего является материя в виде пяти элементов: земли, огня, воды, воздуха и эфира. Все живое состоит от этих элементов. В основе познания лежит чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познается посредством чувств.

Джайнизм (основан Махавирой в VI в. до н. э.) – дуалистическое учение, признающее одновременное существование духовного и материального начал.

8. Джайнизм развил ряд идейных воззрений «Упанишад», одновременно критически относясь к ранним ведическим традициям.

Философия джайнизма почитала весь мир одушевленным. Единая душа (джива) распадается на множество частиц, которые облекаются в различные материальные оболочки (аджива). Эти духовные частицы могут переходить из одного физического вместилища в другое. Благодаря такому соединению души с любым, сколь угодно малым и удаленным телом становится возможным непосредственное, минуя чувства и разум, познание прошлого, настоящего и будущего, по сути дела – духовное видение. Джива и аджива связаны между собой кармой, которая является тонкой материей. Соединение кармой дживы и адживы приводит к возникновению личности.

Буддизм – одна из значительнейших религиозно-философских традиций Индии. Был основан Сиддхартхой Гаутамой, Буддой, т. е. «просветленным», в VI в. до н. э. Буддизм имеет идейную преемственность с «Упанишадами».

9. Согласно воззрениям буддизма, все сущее – это движение конечных и постоянно изменчивых особых элементов бытия – дхарм, их мгновенное взаимодействие, непостижимое для человека. И душа, и тело есть процесс мгновенного взаимодействия дхарм. Отсюда следует важный для буддизма вывод: душа и тело не образуют в сочетании чего-то постоянного и устойчивого. Собственно, буддизм отрицает не только бессмертие души, но и само ее существование.

Поскольку все находится в постоянном хаотичном изменении, то для любого случившегося события невозможно однозначно указать причину, а лишь неопределенную совокупность условий, его породивших. Мир полностью иллюзорен.

Буддизм сформировал глубокое нравственное учение, в основе которого лежат «четыре благородные истины»:

1) страдание есть универсальное свойство человеческой жизни. Оно охватывает все без исключения ее стороны и этапы; рождение, старость, болезни, смерть, стремление к обладанию вещами и их потеря – все проникнуто страданием;

2) причиной страдания является, с одной стороны, объективное и безначальное движение дхарм, создающее бесконечные спады и подъемы, – волнение «океана жизни». Для человека этот процесс есть бесконечное перерождение (сансара) и претерпевание воздействий прошлых рождений на настоящее и будущее в виде морального воздаяния (карма). Поэтому, с другой стороны, причиной страданий является безмерная привязанность человека к жизни и удовлетворению своих чувственных страстей;

3) избавление от страдания существует уже в этой жизни; для этого воля человека должна быть направлена вовнутрь: на разрушение как привязанности к миру, так и главной иллюзии внутренней жизни человека – абсолютности его «Я»;

4) существует путь избавления от страдания, ведущий к нирване – выходу из круга перерождений, что является высшей целью бытия. Он заключается в последовательном духовном совершенствовании человека, идущего по пути Будды. Путь Будды представляет собой целостный образ жизни, в котором, по замыслу его автора, единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться нравственным очищением человека в свете истины.