Как развить навыки критического мышления. Необходимость в навыках критического мышления

Костанайская обл., г.Рудный,
сш №4 с углублённым изучением математики,
Кучина Оксана Владимировна, учитель географии.

ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ

Критическое мышление было описано как «мышление о мышлении ».

Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к возражению или принятию альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и привитию критичности в других.

На базовом уровне процесс критического мышления включает:

  • сбор релевантной информации;
  • оценку и критический анализ доказательств;
  • гарантированные выводы и обобщения;
  • пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.

Наряду с более сложными задачами, такими как критическое размышление над преподаванием и обучением, оно также может включать признание неустановленных предположений и ценностей, признание проблем и обнаружение эффективных средств для их решения, понимание важности установления приоритетов и преимущественное значение в решении задач.

Критическое мышление детей и подростков в классе

Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с маленькими детьми, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта.

Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории, которые можно использовать для мотивирования детской любознательности и развития их навыков критического мышления.

Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны как:

  • наблюдение;
  • анализ;
  • вывод;
  • интерпретация.

Процессы и навыки, используемые при изучении, могут включать:

  • сбор и группировку таких доказательств, как картины, фотографии, запись воспоминаний;
  • оценку основных источников и постановку соответствующих вопросов о них;
  • сравнение и обсуждение основных источников с ситуативными выводами и временными обобщениями;
  • пересмотр предположений и гипотез на основе более широкого опыта.

На более поздней стадии изучения их работы посредством дальнейшего обсуждения с учителями, рассмотрения и пересмотра их временных заключений, детям может быть оказана помощь в выстраивании понимания их собственных процессов обучения, включая:

  • оценку;
  • объяснение;
  • метапознание.

Ниже приведены шаги, которые дети могут предпринять, опираясь на помощь со стороны и навыки, которые они будут использовать в осуществлении классной работы:

  1. Проанализируйте информацию, полученную из визуального или устного доказательства.
    Задание может быть применено и к информации, полученной из чтения основных первоисточников, и к данным, собранным из обзора или анкетного опроса, и к информации, собранной из нескольких вторичных источников, таких как учебник, энциклопедия или web-сайт.
  2. Определите ключевые пункты, предположения или гипотезы, структурирующие исследование доказательств либо определяющие более поздние действия, лежащие в основе аргументов.
  3. Проанализируйте, как эти ключевые компоненты, визуальные и устные доказательства соединены и взаимодействуют друг с другом.
  4. Сравните и исследуйте сходства и различия между отдельными изображениями или между различными мнениями и воспоминаниями.
  5. Синтезируйте, соединяя различные источники информации, для построения аргумента или ряда идей. Установите связь между различными источниками, которые формируют и поддерживают Ваши идеи.
  6. Оцените законность и валидность доказательств Ваших исследований, и как доказательства поддерживают или противоречат Вашим предположениям и возникающим идеям.
  7. Примените знания, полученные в результате интерпретации ответов на вопросы, заложенные в основе исследования.
  8. Обоснуйте идеи и интерпретации в защиту аргументов сформулированных выводов и идентифицированных значений.

Основные особенности , которые необходимо найти в критическом мышлении детей:

Рациональность. Стремление найти лучшее объяснение, постановка вопросов вместо поиска категорических ответов; требование и учет любых доказательств; опора на причину, а не на эмоции (хотя эмоция имеет место и может относиться к самосознанию, упомянутому ниже).

непредубежденность. Оценка всех выводов; рассмотрение множества возможных точек зрения или перспектив; стремление оставаться открытым для альтернативных интерпретаций.

Суждение. Признание степени и значения доказательств; признание уместности или достоинства альтернативных предположений и перспектив.

Дисциплина. Стремление быть точным, всесторонним и исчерпывающим (учет всех имеющихся доказательств и принятие во внимание всех точек зрения).

Самосознание. Признание наших собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций.

В целом критические мыслители активны, задают вопросы и анализируют доказательства, сознательно применяют стратегии для определения значений; критические мыслители скептичны,относятся к визуальным, устным и письменным доказательствам со скептицизмом; критические мыслители открыты для новых идей и перспектив.

Для развития навыков исследования предлагаю развитие критического мышления через следующие стратегии:

“Кластер” (гроздья)

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме.

“Дерево предсказаний”.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Стратегия Отсюда-сюда.

  1. Группа получает общее задание по теме.
  2. Каждый член группы получает «свой» объект исследования.
  3. Сбор информации об объекте.
  4. Обмен информацией в группе.
  5. Выделение общего для запоминания основной части таблицы.
  6. Заполнение таблицы.
  7. Написание совместного исследования по теме.
  8. Презентация исследования.

Ромашка Блума.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

  1. Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
  2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
  3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
  4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
  5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
  6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Синквейн.

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной.

Диамант.

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

1-я строка – существительное, тема диаманты.

2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие–то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты.

3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению.

4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям).

5-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму.

6-я строка – два прилагательных (по отношению к антониму).

7-я строка – существительное, антоним теме.

«ИНСЕРТ» Чтение текста с пометками:

Я это знал,

Я этого не знал,

Это меня удивило

Хотел бы узнать подробнее.

Составление таблицы, выписываются основные положения из текста + - ! ?

«Карусель»

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Осмысление

«Галерея»

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

Шесть шляп мышления

  • Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.
  • Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.
  • Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.
  • Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.
  • Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.
  • Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано

Почему - 6 W- .

  1. Произошел от английского слова Why – с которого начинается вопросы:
  2. Почему? Зачем? По какой причине?…
  3. Ситуация «Почему?», «Почему?», «Почему?»,

«Да потому…»

Приемы по развитию навыков прогнозирования

  1. Верные и неверные утверждения
  2. В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
  3. На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

Существует несколько стратегий критического мышления. Их можно сформулировать в виде полезных советов, которые в общих чертах, несомненно, Вам знакомы:

  1. Управляйте своим временем.

Старайтесь не плыть по течению, а направлять усилия на действительно важные вещи, которые лучше спланировать заранее. Если убрать то, что не столь важно – высвободится ресурс времени и сил, которые можно направить на решение важных задач. От чего избавиться – решать Вам: от серфинга по сайтам, или от бесполезной внутренней и внешней болтовни, или от сожалений о так и не сделанном, или от бесплодных переживаний о будущем (переживания отнимают много сил и времени).

  1. Сосредоточьтесь на одной теме.

Помимо ежедневных (текущих, необходимых к выполнению) дел, в свободное время постарайтесь сосредоточиться на какой-либо одной, важной для Вас, теме. Начиная работать над ней, постарайтесь сформулировать проблему в виде утверждения или вопроса. Задумайтесь о том, как она повлияет на Вашу жизнь, Ваши цели, потребности. Постарайтесь углубиться в тему, рассмотреть все «за» и «против», учесть разные точки зрения и сформировать свою собственную. Критическое мышление предполагает стремление к получению максимально объективного знания. Стратегия критического мышления выглядит в виде цепочки: нахождение проблемы –> анализ –> поиск вариантов решения –> выбор окончательного варианта и пути выполнения –> действие.

  1. Формируйте собственные интеллектуальные стандарты.

Определите для себя те, которых будете стараться придерживаться. Для каждой из недель выберите какую-либо цель, и в каждый из дней недели старайтесь её выполнять. Например, одну неделю можно стараться целенаправленно концентрировать внимание на краткости и точности, формулируя свои мысли и высказывания. Другую можно посвятить ежедневному неукоснительному наведению порядка на рабочем столе (недаром говорят, что каков порядок на столе – таков и в голове). И т.д.

  1. Изучайте разные точки зрения.

Старайтесь рассмотреть изучаемый материал с разных сторон, не зацикливаясь на том, что уже известно Вам. Изучите разные точки зрения, составьте свое мнение. Задумайтесь, какие ошибки допускали, в чем заблуждались, какими открытиями обогатились.

Человек, владеющий критическим мышлением, не принимает информацию на веру, а старается проверить её, узнать о предмете изучения как можно больше, глубже. Это выручает не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Много интересной информации можно найти в книге Дайаны Халперн «Психология критического мышления». Автор (американский психолог и преподаватель) убеждена, что критическое мышление можно и необходимо развивать.

Психология критического мышления

Психология критического мышления представляет собой целый комплекс когнитивных навыков и стратегий, приводящих к целенаправленным, логически обоснованным и взвешенным результатам. Её отличает чёткость мыслей; логичность, структурированность информации и корректность её интерпретации; открытость новому и в то же время способность воспринимать его критически; постоянное стремление к самосовершенствованию. Психология критического мышления позволяет не становиться объектом манипулирования, замечать его признаки и не допускать его влияния на свою жизнь.

Среди ключевых навыков критического мышления – наблюдательность, умение мыслить логически, интерпретировать, анализировать, делать выводы и давать оценку. Критическое мышление опирается на метазнание (это знание о знании, когда человек способен не только проявить навык, но и объяснить механизм, как он это делает), ясность, прочность, правдоподобие, значимость, кругозор, глубину, справедливость и другие критерии интеллектуальности. Цели критического мышления можно определить как самосовершенствование и саморазвитие, способность принимать взвешенные решения, работать с информацией и анализировать происходящие явления. Цели критического мышления включают развитие мыслительных навыков, необходимых не только в обучении, но и в повседневной жизни.

Психологию критического мышления отличает ряд признаков, среди которых:

  1. Способность, опираясь на собственный опыт и известные способы решения проблемы, проявлять самостоятельность в оценке ситуации, выводах и принятии решений. Чем больше информации собрано и чем больше способов решения найдено, тем лучше это отразится на результате.
  2. Умение работать с информацией: найти, проанализировать, отобрать «рациональное зерно», установить необходимые связи интересующим объектом, применить. Дайана Халперн при решении задач для структурирования процесса мышления выделяет четыре стадии: подготовка и ознакомление, выработка стратегии, принятие решения и оценка эффективности.
  • Умение правильно формулировать вопросы и разрабатывать правильную стратегию решения проблем, ведь правильно заданный вопрос может содержать половину ответа. Можно использовать советы Д. Халперн:

1) формулируйте задачу по-разному, чтобы взглянуть на проблему с разных сторон, под разными углами;

2) обдумывайте даже невероятные сценарии развития, в том числе негативные варианты (чего обычно мы неосознанно избегаем), стараясь проработать и их;

3) составляйте перечень из всех найденных возможных вариантов, с тем чтобы постепенно отобрать максимально подходящие.

  1. IV. Умение в споре использовать обоснованные исчерпывающее аргументы и рационализаторские предложения.
  2. V. Умение спорить: дискуссии и дебаты позволяют рассмотреть ситуацию с разных сторон, учесть всё и принять максимально взвешенное решение. Но в спорах важно следовать этике, избегая личных выпадов и возможных обид.

Приёмы критического мышления

В арсенале современных педагогов имеется множество специальных методических приемов, развивающих критическое мышление.

Рассмотрим некоторые из них, например прием «Кластер», помогающий структурировать изучаемый материал графически и улучшить его восприятие.

«Кластер» :

  1. В центре чистого листа или доски вписывается ключевое слово (или понятие, или тезис), выражающее основную мысль. Это «планета».
  2. Вокруг вписываются слова или предложения, которые содержат факты, идеи, образы по данной теме. Это – «спутники планеты».
  3. Появившиеся слова и предложения соединяются с ключевым понятием прямыми линиями. К каждому из «спутников» путём установления логических связей подбираются свои «спутники».

Полученная структура отразит ход размышлений и определит информационное поле изучаемого текста. Советы:

  • не бойтесь дать волю интуиции и воображению; записывайте все, что приходит на ум;
  • заканчивайте, если идеи иссякли или отведённое время вышло;
  • не старайтесь следовать плану: Ваша цель – установить как можно больше связей.

«Кластер» позволяет охватить большой объем информации, его следует использовать как поле идей, с тем чтобы впоследствии конкретизировать отдельные направления развития темы. Их можно будет затем укрупнять, детализировать, выделять отдельные аспекты для более глубокого изучения.

Хорошо помогает комплексно изучить тему следующий прием развития критического мышления: «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

«Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Разлинуйте чистый лист на три соответствующие графы. Ещё до знакомства с новой информацией заполните два первых столбика. По мере изучения нового материала заполняйте третью графу. Методистами рекомендуется использовать ещё две дополнительные графы: «Источники информации» и «Что осталось неясным».

Описанный приём совмещает графическую организацию и логико-смысловое структурирование материала.

Написание эссе, составление плана, конспект (или графическая разметка текста, то есть выделение цветом, подчеркивание, маркировка специальными значками, если источник информации находится в вашем личном пользовании) также относятся к приемам, развивающим критическое мышление. Появились и широко используются при групповой работе в классе приемы «Круги по воде», «Корзина идей», «Бортовой журнал», «Зигзаг», групповая дискуссия и многие другие . Пожалуй, важно не количество используемых приемов, а качество, то есть отточенность и результативность тех, которые выбраны для использования.

Хотелось бы ещё рассмотреть такой прием как игра «Ситуация» .

Она развивает логическое мышление, навыки анализа и обобщения разнородных сведений, заставляет отойти от очевидных путей, рассмотреть ситуацию глубже и беспристрастнее. Например:

  1. Представьте: вы видите бегущего человека, за которым следует толпа. Человек кричит: «Не получите золото!» и начинает стрелять. Наблюдатели ликуют. Что происходит? (Соревнование по биатлону).
  2. Мужчина копал землю и нашел золото. Три года он хранил сокровище, никому не рассказывая о нём. А спустя три года он приобрёл дом, машину, множество вещей. Что ему помешало сделать это раньше? (Он был жертвой кораблекрушения и провёл эти три года на необитаемом острове, где и отыскал клад. Когда мужчину спасли, он смог распорядиться сокровищем.)
  3. «Если посмотрите, то не сможете меня увидеть. Но если вы меня видите, то уже не можете видеть ничего другого. Я могу заставить вас ходить, даже если вы не можете. Иногда то, что я говорю – правда.» Что это может быть? (Сновидение.)

Интересен приём «Прогнозирование ».

Прослушав отрывок из произведения, нужно выдвинуть свои предположения о том, как всё могло закончиться. Можно предложить другие концовки к известным фильмам, рассказам и так далее.

Хочется рассказать также о приеме критического мышления «Мои предпочтения », который поможет группе расслабиться и в то же время даст пищу для психологического самоанализа.

Каждому участнику раздают листок и ручку и просят записать любимый цвет, а затем подобрать к нему три слова-характеристики (например, зелёный – свежий, красивый, яркий).

Второй вопрос: если вы гуляете в зоопарке – возле какого животного хотели бы сфотографироваться? Подберите описывающие его три слова-характеристики (например, лебедь – белый, грациозный, медлительный).

Третий вопрос: вспомните свой любимый город и также подберите три слова, характеризующие его (например, Винница – чистый, свежий, приветливый).

После выполнения заданий ведущий объявляет, как трактовать ответы:

характеристики цвета – это то, как нас видят окружающие люди;

характеристики животных – то, как вы видите себя сами вообще не с другими людьми;

характеристики города – это то, каким вы хотели бы себя видеть в работе.

Память играет одну из ведущих ролей в развитии критического мышления, ведь именно на память мы опираемся, работая с информацией и сравнивая получаемые данные с уже приобретённым опытом. Благодаря пластичности мозга, познавательные способности можно и нужно развивать в любом возрасте. Память и внимание, восприятие и мышление можно тренировать, используя развивающие игры на .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Довольно часто термин «критическое мышление» трактуется неверно, подменяется такими понятиями, как творческое мышление, умение строить логические выводы, принятие здравого решения, умение анализировать информацию. На самом деле, перечисленные обозначения не синонимы, а (кроме первого) составляющие процесса критического мышления. Творческое можно считать антагонистом критическому. Поэтому такая подмена понятий неуместна.

Что такое критическое мышление и нужно ли его развивать?

Происхождение термина

Слово критика образовано от греческого kritike и буквально переводится как "умение разбирать или судить" (составлять мнение, опираясь на факты).

Такая способность человека как мышление на протяжении многих лет изучается разными науками (логика, психология, лингвистика, философия, патопсихология, нейропсихология). Обобщенно мыслительный процесс можно определить как способность к мотивированному достижению поставленной цели через систему определенных действий и планирование с предсказуемым результатом. Естественно, что в зависимости от науки, рассматривающей или изучающей мышление, будут меняться и определения этого явления. Для правильного толкования термина «критическое мышление» достаточно понятия о том, что это - особая деятельность человека с определенной структурой и видами.

Из всего перечисленного можно вывести определение: что такое критическое мышление. предложил свою формулировку, в которой описал один из видов интеллектуальной деятельности с объективным подходом к окружающей действительности и информационным потокам. Данная способность человека основывается на системе правил и действий.

Признаки

Прежде чем перечислить способы развития критического мышления, следует описать признаки, присущие этому виду :

  1. Одним из ключевых признаков является самостоятельность в умозаключениях, оценках явлений и предметов и убеждениях. Это - способность добывать и анализировать информацию с опорой на свой личный опыт и известные схемы решения проблем. Отсюда, чем полнее информация о решаемой проблеме и многообразнее палитра способов разрешения проблемы, тем достовернее будет спрогнозирован результат (минуя устоявшиеся стереотипы людей).
  2. Еще одной отличительной чертой можно считать отношение к информации: ее нахождение, анализ, отбор и применение. Человек, умеющий из любой информации выделить нужные зерна и установить связи с интересующим объектом, может справиться с проблемами любых уровней.
  3. Признаками также можно считать постановку правильных вопросов, которые, как известно, представляют собой решение половины задачи, и разработку стратегии решения проблемы.
  4. Важным признаком является и исчерпывающая аргументация, рационализация и разумные и обоснованные доводы.
  5. Одна голова хорошо, а две - еще лучше. Очередным признаком является и учет социальных факторов в решении задачи, ведь Поэтому дебаты и дискуссии - это приемлемая форма работы по достижению цели.

Как развить критическое мышление при помощи известных приемов без посторонней помощи? Достаточно практиковаться ежедневно, пока этот процесс не станет образом жизни.

Приемы развития навыка

Из-за большого количества приемов развития критического мышления перечислить все не представляется возможным (и необходимым). Поэтому достаточно перечислить наиболее популярные из них и остановиться на описании эффективно применяемых.

Как развить критическое мышление самостоятельно? К популярным приемам относятся:

  1. «Кластеры».
  2. «Корзина идей».
  3. «Обратные логические цепочки».
  4. «Верные и неверные утверждения».
  5. «Шесть шляп».
  6. Fishbone.
  7. «Синквейн».
  8. «Бортовые журналы».
  9. «РАФТ».
  10. «Дерево предсказаний».
  11. «Пометки на полях».
  12. «Вопрос дня».

«Кластеры»

Прием хорошо использовать при систематизации добытой информации и установлении связей между явлениями.

Принцип построения кластера основан на модели строения солнечной системы. Интересующий вопрос или проблема занимают положение Солнца. Вся остальная информация располагается на позициях планет солнечной системы с их спутниками.

Fishbone

Еще одним приемом систематизации информации и нахождения оптимального решения проблемы представляется Fishbone.

Его помощь в вопросе того, как развить критическое мышление, неоспорима. Прием отображается в виде скелета рыбы. Голова и хвост обозначаются как проблема и ее решение соответственно. На ребрах расположены причины возникновения проблемы и факты, подтверждающие их. Этот прием позволяет выявить взаимосвязь проблем и систему их взаимодействия.

«РАФТ»

Этот прием хорош для работы над устной речью, развитием риторики и навыком убеждения. Название образовано из первых букв слов - Роль, Аудитория, Форма, Тема. Данный прием подразумевает обсуждение темы от лица определенного персонажа (роль), на аудиторию (определенного уровня потребностей), в выбранной заранее форме (диалог, рассказ, анекдот и т. д.) повествования и заданном количестве тем.

«Шесть шляп»

Как развить критическое мышление при помощи шляп? Прием подходит и для самостоятельной работы, и для работы с аудиторией (и большой, и не очень). Количество шляп соответствует определенным взглядам на проблему. Цвета закреплены за определенными элементами:

  • белый - факты;
  • желтый - возможности;
  • синий - смысл;
  • зеленый - креатив;
  • красный - эмоции;
  • черный - критика.

Можно заметить, что рассмотрение проблемы происходит комплексно, с разных позиций, что позволяет принять наиболее приемлемое и рациональное решение.

«Дерево предсказаний»

Прием для развития умения аргументированно и обоснованно составлять прогнозы на заданную тематику.

Тема представлена стволом дерева. Прогнозы (возможно, вероятно) - ветки по двум сторонам. Аргументы - листья на ветках. Таким способом можно не только составить вероятностную модель развития ситуации, но и определить решающие факторы в создавшейся ситуации.

в системе образования

Современное образование слишком сконцентрировано на самом процессе обучения, что находит свое выражение в чрезмерном увлечении (нужными и не очень) технологиями. Коренным образом применение технологий практически ничего не меняет (кроме названий частей урока, согласно требованиям технологии, ЗУНов - компетенциями и т.д.). По итогу ученик должен запомнить определенный материал. Правда, приветствуется применение на уроках развивающих головоломок в определенной дозировке. Такой вид деятельности вносит разнообразие в строго регламентированную жизнь ученика. Ведь для того, чтобы найти ответ на вопрос о том, как собрать головоломку, требуется мобилизация всех знаний, умений и навыков, а также самостоятельность в достижении поставленной цели.

Для того чтобы технология развития критического мышления не выглядела декоративным дополнением в школьной жизни нужно изменить саму систему образования. А это в ближайшем будущем сделать практически невозможно.

На уроках часто применяются многие элементы критического мышления (вопрос дня и др.), но основа остается тайной за семью печатями.

Вместо заключения

Развитие критического мышления доступно для человека примерно с 5-6 лет. До этого времени еще не развиты достаточно и нервная система и не сформированы определенные отделы головного мозга. Для старшего дошкольника решение вопроса: "Как собрать головоломку?" - и есть это развитие. Для младших приемов расширяется. А для ребят среднего и старшего звена доступна вся палитра приемов развития критического мышления.

Взрослые могут самостоятельно, по мере надобности или для самопроверки, пользоваться перечисленными приемами. К тому же, применение критического мышления в повседневной жизни помогает сохранить молодость мозга на долгие годы. С другой стороны, именно критическое мышление позволяет человеку оставаться Личностью, то есть не поддаваться на провокации хорошо отработанной системы управления общественным мнением.

Умение мыслить нестандартно является конкурентным преимуществом любого фрилансера. Критическое мышление это способ вырваться вперед и создать действительно что-то новое. Конечно, во многих случаях можно обойтись и шаблонными решениями, просто следуя модным тенденциям, но иногда этого недостаточно. В мире информационных технологий все меняется так быстро, что иногда для выполнения какой-нибудь задачи шаблонов просто не существует и тогда приходится «включать» мозг. Вокруг нас бушует четвертая индустриальная революция, но многие люди, в том числе и фрилансеры, этого не ощущают, они просто несутся в бурном информационном потоке вместе со всеми остальными.

А между тем в прошлом году на Всемирном экономическом форуме был опубликован очень интересный доклад, посвященный навыкам, которые будут востребованы в ближайшие годы. На первом месте самых важных скиллов оказалось умение решать комплексные проблемы. Навык критического мышления занял четвертую строчку рейтинга. Но это было в прошлом году. По мнению экспертов, уже к 2020 году критическое мышление станет вторым по значимости навыком для специалистов, работающих в сфере информационных технологий. А это уже серьезно.

Что же такое критическое мышление? Кафедра философии Университета Гонконга дает такое определение: человек с критическим мышлением должен обладать следующими навыками, умениями или способностями:

  • Видеть логические связи между разными идеями
  • Уметь оценивать и систематизировать аргументы
  • Находить несоответствия и распространенные ошибки в рассуждениях
  • Определять важность и актуальность идей
  • Правильно оценивать свои собственные взгляды и убеждения

Эти шесть пунктов ясно показывают, насколько важно критическое мышление. Данные навыки помогают в решении сложных проблем, способствуют коммуникации, заставляют мыслить логически и повышают творческие способности. А это как раз то, что нужно успешному фрилансеру.

Управление информацией

Мы живем в информационном мире и постоянно сталкиваемся с новыми идеями, данными или мнениями. Постоянный доступ в интернет, огромное количество информационных потоков и непрерывная генерация новых идей означает лишь одно: у вас есть большое количество информации для анализа, и нужно что-то сделать, чтобы осмыслить все это. В этом как раз и поможет критическое мышление.

Возможно, критическое мышление стоит воспринимать не как набор полезных навыков, а как образ жизни. Идея не нова. Об этом говорил еще Сиддхартха Гаутама, более известный как Будда:

«Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему».

По своей сути критическое мышление – это путь к истине. Идя по этому пути, придется решать сложные проблемы, придумывать необычные идеи и выстраивать новые связи между различными понятиями. Критическое мышление является частью нашей жизни, но этот навык можно развить и усилить, чтобы стать настоящим специалистом в своем деле.

Спросите: «Почему?»

В критическом мышлении главный вопрос звучит так: «Почему?». И вопрос этот не так уж прост, как кажется на первый взгляд. Очень многие люди склонны принимать различные мнения, особенно если они подкреплены хоть каким-то авторитетом, как непреложные факты. Однако человек с критическим мышлениям не полагается на веру. Он спрашивает. А почему, к примеру, этот кандидат в президенты лучше, чем его соперник? Почему эта точка зрения является мейнстримом? Откуда пришла эта информация? Почему считается, что определенная интерпретация событий является верной? На каких основаниях можно сделать такой вывод? Вопросы, вопросы и еще раз вопросы. «Почему?» может принимать самые разные формы, так что не стоит отказывать себе в удовольствии спрашивать. Иногда даже самый невинный вопрос может полностью изменить картину мира, что, безусловно, полезно, особенно для творческих людей.

Все в детстве были почемучками, но взрослому человеку не стоит задавать этот вопрос с той же наивностью. Однако в общении с другими людьми или просто в мысленном споре, без правильно поставленных вопросов не обойтись. Это помогает в проведении собственных изысканий, именно так можно получить более глубокое понимание обсуждаемых проблем. Пусть они и не будут выглядеть очень сложными при первом приближении.

Возьмем, к примеру, игры. В детстве все играли в игры. Но сегодня играют все, от мала до велика. Конечно, это уже не прятки, а различные видеоигры, если говорить о взрослых. Но вот вопрос: почему люди начинают играть? И не только на компьютере, ведь сейчас прямо на наших глазах происходит быстрый рост популярности настольных игр. История многих настольных игр исчисляется веками, что же такое находят в них люди? Подобные вопросы заставляют увидеть различные аспекты проблемы и помогают найти самые эффективные решения. Нужно лишь не бояться мыслить критически. Ответ «настольные игры популярны потому, что так всегда было» - это неправильный ответ. Это шаблонное, а не критическое мышление.

Чтение

Одним из лучших способов развития навыков критического мышления являются знания о жизни других народов, ареалах их проживания, их культур и их истории. Получить эти знания вполне возможно, достаточно начать путешествовать по всему миру, но далеко не каждый может это себе позволить. Но можно начать читать. И чем больше, тем лучше.

Сегодня в интернете можно найти практически любую информацию по любой интересующей теме. Не весь представленный контент будет полезным, поэтому важно уметь работать с фактами и не доверять их интерпретации. Читать нужно много и не только то, что нравится. Нужно быть знакомым и с другими точками зрения, пусть они и противоречат наши философским, политическим или религиозным убеждениям. И не важно, кто что сказал, философ или самый обычный человек – истина всегда остается истиной.

Чем больше человек читает, тем больше он узнает. И чем больше массив знаний, тем легче развить навыки критического мышления. При этом вовсе не нужно фокусироваться на научных статьях и тому подобном контенте, вымысел также важен: романы, рассказы, пьесы также помогают понять, как думают и живут другие люди.

Но не стоит забывать о критическом мышлении во время чтения. Если кто-то оформил свои мысли в виде книги или программной статьи на интернет-форуме, то это вовсе не значит, что все, что там сказано, является правдой.

Забудьте о многозадачности

Современные культура и технологии позволяют легко работать в многозадачном режиме. Общепринятая точка зрения гласит, что многозадачность позволяет нам успевать сделать больше, но наука неоднократно опровергала это мнение. Многозадачность отвлекает человека от главного и мешает мыслить по-настоящему серьезно. Это полная противоположность тому, что необходимо для критического мышления.

Для того, чтобы решить какую-то сложную проблему, нужно полностью сосредоточиться на ней, чего невозможно добиться, работая в многозадачном режиме. Чтение, творчество, сотрудничество, обсуждение различных вопросов – все это требует предельной концентрации внимания, особенно если речь идет о достижении реальной цели.

Если действительно нужно обдумать какую-то проблему, лучше избавиться от всего, что может включить многозадачный режим. Не проверять почту. Отключить мобильный телефон. Закрыть ненужные вкладки в браузере, особенно, если это вкладки социальных сетей. Все это мешает думать. Мало того, что это мешает мыслить критически, это вообще не дает мыслить хоть сколь-нибудь продуктивно.

Многие фрилансеры могут не согласиться с этой точкой зрения, чтож, возможно, кому-то удается обдумывать сложную проблему, одновременно выполняя несколько дел. Люди все разные, такое вполне реально. Но для большинства все же жонглирование задачами и вдумчивые раздумья несовместимы.

Время для наблюдений

Сталкиваясь с проблемой или необходимостью придумать новую идею лучше не бросаться с места в карьер, а выделить время для наблюдения. Некоторые вещи требуют времени для осмысления, особенно, если прошлые убеждения и опыт входят в противоречие с какими либо событиями или утверждениями. Сегодня все меняется настолько быстро, что легко запутаться во всем многообразии идей и точек зрения.

Большинство людей в такие моменты предпочитают отойти «на ранее занятые позиции», они не хотят расстаться с привычным образом мыслей. Но чтобы научиться мыслить критически, нужно уметь наблюдать, чтобы правильно оценить ситуацию. Порой полезно несколько дней последить за развитием какой-либо дискуссии на фейсбуке, чтобы составить собственное мнение по интересующему вопросу. Очень заманчиво настаивать на своей точке зрения, однако наблюдение может дать более ясную картину происходящего.

Современный образ жизни сильно мешает размышлениям. Это кажется даже немного диким: как это можно просто думать, больше ничем не занимаясь? Однако сосредоточенное размышление – это один из самых лучших способов для развития критического мышления. Для того, чтобы в голове зазвучал свой собственный голос, важно заглушить все другие голоса. А это трудно, так как вокруг так много отвлекающих факторов.

У каждого свой способ думать. Кто-то отправляется на прогулку, кому-то легче сосредоточиться, работая с карандашом и бумагой. Подойдет любое удобное решение. Главное не забывать, что для критического мышления важно установить связи между идеями. Определиться с направлением мысли. Очертить круг вопросов и выявить проблемы, имеющие отношение к поставленной задаче.

Это особенно трудно, если представить, что прямо в это же время над похожими идеями раздумывают тысячи людей по всему мира. Информационные потоки бурлят и возникает желание просто найти в интернете уже готовое решение. Если хочется развить навыки критического мышления, то придется думать своей головой. Да, это совсем не похоже на продуктивное использование времени. Но только так появляются великие идеи. Некоторые люди бывают настолько везучими, что могут генерировать потрясающие идеи во время напряженной работы над проектом. Однако многие нуждаются в тишине и одиночестве. И времени. Для того, чтобы просто подумать.

Вместо заключения

Мыслить критически и жить эффективно может каждый. Это вовсе не трудно и вовсе не требует большого ума. Критическое мышления это просто способ думать своей головой, подвергая сомнению любые, даже самые интересные идеи. Конечно, критическое мышление не решит всех проблем фрилансера, но это хорошая привычка. И чем больше он будет думать, тем эффективнее он будет работать, учиться, общаться и генерировать креативные идеи.

В первом уроке курса по критическому мышлению мы поговорим о том, какими нужно обладать навыками и компетенциями для его успешного развития и использования в повседневной и профессиональной жизни. В частности мы с вами побеседуем о том, что такое критическое мышление, и рассмотрим навыки и свойства, составляющие его основу. Также вы узнаете о пользе его применения в учебе и работе и пройдете тест, из которого станет ясно, какое место оно занимает в вашей жизни на данный момент. Эта информация будет для вас крайне полезна, и начать свое обучение критическому мышлению следует именно с нее.

Что такое критическое мышление

Многие люди сталкиваются с трудностями в логических и последовательных рассуждениях. Но очень важно понять, что навыки рассуждения, как и любые другие, можно и нужно в себе развивать. Изначально для этого стоит разобраться в том, что вообще такое критическое мышление, и начать применять на практике его приемы.

Если обратиться к книге Дайаны Халперн - американского психолога и специалиста в области психологии мышления, можно увидеть, что критическое мышление представляет собой целый комплекс основополагающих навыков, таких как способность давать оценки, делать заключения, интерпретировать и анализировать, наблюдать и т.д. Кроме того, критическое мышление использует логику и базируется на рядке критериев интеллектуальности: ясности, правдоподобии, точности, глубине, значимости, кругозоре и справедливости. Составными частями, пусть и в меньшей степени, здесь являются еще и ценностные установки и творческое воображение.

Говоря несколько иначе и проще, критическое мышление можно охарактеризовать как познавательную активность, связанную с применением разума и интеллектуальных способностей. Когда человек мыслит критически, оценивает и анализирует полученные данные, он использует внимание, категоризацию, выбор, суждение и другие подобные мыслительные операции. Применение же критического мышления предъявляет человеку ряд требований.

Критическое мышление: навыки, умения и компетенции

Рассматривая критическое мышление в качестве процесса обдумывания, мы увидим, что оно требует от человека наличия немалого количества навыков. К таковым относятся:

  • Умение определять позицию другого человека, его аргументы и выводы
  • Умение оценивать свидетельства альтернативной позиции
  • Умение беспристрастно и объективно оценивать противоположные аргументы и свидетельства
  • Умение выявлять неверные и ложные противоположения, видеть подводные камни, читать между строк
  • Умение распознавать приемы, использующиеся для придания конкретной позиции большей привлекательности по сравнению с другими, к примеру, всевозможные или ложную логику
  • Умение организованно размышлять и дополнять процесс обдумывания логикой и проницательностью
  • Умение определять достоверность и обоснованность выводов, руководствуясь разумными допущениями и твердыми свидетельствами
  • Умение обобщать информацию и объединять суждения о доказательствах для формирования собственного мнения
  • Умение представлять свою точку зрения в обоснованной, организованной и убедительной форме

В 1987 году один из лучших американских педагогов Роберт Эннис также сумел определить способности и установки, связанные с критическим мышлением. Ими являются:

  • Способность к скептическому рассмотрению вещей
  • Способность к рассуждениям

Разговор о развитии критического мышления будет неполным, если мы не упомянем о скептицизме. С позиции критического мышления скептицизм предполагает то, что человек подвергает некоторому сомнению абсолютно все, с чем сталкивается. Это вовсе не значит, что он не верит всему, о чем слышит или что видит - он просто признает тот факт, что его взгляды могут измениться, если он получит какие-либо дополнительные сведения.

Критическое мышление предлагает применять сомнения и скептицизм конструктивно, оценивая всю имеющуюся информацию. Благодаря этому мы можем выдвигать более обоснованные и объективные суждения на тему того, что мы считаем продуктивным, правильным, верным и наоборот. Также это значительно повышает эффективность принимаемых нами решений.

Есть люди, кажущиеся боле доверчивыми по сравнению с остальными, а есть те, кто настроен более скептично. Причина кроется как в личных качествах, так и в жизненном опыте человека. Но критическое мышление не является ни врожденной особенностью, ни чертой характера - это конкретный метод, позволяющий интерпретировать события определенным образом. Скептики могут применять упорядоченный подход, а доверчивые люди - просто конструктивно подвергать все сомнению.

Что же касается рассуждений, то здесь в большей степени речь идет о рациональном мышлении. Рациональность предполагает использование причин для объяснения явлений, событий, фактов. И рассуждения, как правило, всегда начинаются именно от себя. Выглядит это примерно так:

  • Изначально человек находит причины: почему он верит во что-то или делает что-то (при этом он осознает, что именно это за причины)
  • Затем он критически оценивает свои действия и убеждения
  • В итоге он может объяснить причины своих действий и убеждений окружающим

На первый взгляд все это очень просто, ведь нам кажется, что мы знаем, почему и во что именно мы верим. Но в некоторых случаях нас начинают одолевать сомнения, вследствие чего собственные убеждения уже не кажутся такими истинными. В глаза начинает бросаться тот факт, что в действительности мы понятия не имеем о полноте информации, которой владеем, и начинаем думать: быть может, все, что мы слышим или видим - это лишь одна из вариаций?

Бывают также и случаи, когда у нас нет уверенности в том, правильно ли мы что-то объясняем и верно ли действуем. Поэтому необходимо прибегать к развитию наблюдательности и изучать основания своих собственных рассуждений, убеждений и действий, т.к. только они помогут нам провести какой бы то ни было критический анализ.

Но нельзя забывать и о том, что критическое мышление - это в основном критический анализ рассуждений окружающих. Чтобы его проводить, мы должны не только уметь находить основной аргумент другого человека, но и быть в состоянии анализировать и оценивать его детали.

Любое рассуждение, как собственное, так и чужое, состоит из анализа свидетельств и составленных на их основе выводов. Свидетельства поддерживают выводы. Вот, например, вы считаете, что сегодня прохладно. Вы говорите кому-то об этом, но он с вами не согласен, и интересуется, с чего вы это взяли. В доказательство вы можете привести показания термометра и свои собственные наблюдения за погодой на улице. В этом случае вашими свидетельствами станут лед на земле и столбик термометра на низком уровне.

А когда мы критически анализируем суждения других людей, мы можем и должны проводить следующие мыслительные операции:

  • Определять рассуждения и сделанные на их основе выводы
  • Анализировать то, как собеседник выбирал, сочетал и упорядоченно располагал суждения (так мы определим ход рассуждения)
  • Оценивать, в какой степени рассуждения подтверждают выводы
  • Оценивать обоснованность и доказательность рассуждений
  • Определять неточности в процессе рассуждений

Рассуждения, подобные рассмотренному нами примеру с погодой, мы применяем буквально ежечасно в обычной жизни. Но на учебе или в работе нам необходимы несколько иные рассуждения - обладающие формальной структурой (к примеру, отчеты, доклады). И для формирования таких рассуждений требуются дополнительные навыки, а именно:

  • Навык выбора и структурирования рассуждений (нужен для подтверждения вывода)
  • Навык последовательной аргументации
  • Навык применения логического порядка
  • Навык эффективного применения речевых средств (нужен для представления процесса рассуждений)

Каждый, кого интересует развитие критического мышления, должен уделять особое внимание развитию трех базовых компетенций, на которых основываются все остальные. Среди этих компетенций:

  • Умение мыслить. Критическое мышление - это способность к упорядочиванию, категоризации, выбору, дифференцированию, сравнению и противопоставлению (рекомендуем вам ознакомиться с интересным материалом на эту тему ).
  • Контроль эмоций. Критическое мышление является беспристрастным процессом, но в любой момент могут возобладать эмоции. Это нормально, ведь нередко приходится делать выбор между разными позициями и точками зрения. Иногда могут выбить из колеи свидетельства, которые для нас неприемлемы, или неожиданные аргументы. В большинстве случаев эмоциональная нестабильность только ухудшает ситуацию, и умение контролировать свое эмоциональное состояние является полезным и эффективным навыком, т.к. оно позволяет спокойно привести логические доводы и убедить собеседника (советуем изучить наши материалы по управлению эмоциями - вы найдете их и ).
  • Исследования и знания. Даже умея мыслить критически, не всегда можно отыскать хорошие и убедительные доказательства, не разбираясь в предмете. Критическое мышление - это еще и навык проведения собственных исследований. Помните, что способность находить данные по какому-либо вопросу облегчит вам жизнь, ведь вы будете в состоянии фиксировать важную информацию и приводить альтернативные доказательства, свидетельства и объяснения (в дополнение к этому обязательно почитайте нашу статью о - из нее вы почерпнете массу полезной информации, которая безусловно пригодится вам на практике).

Критическое мышление, помимо всего прочего, требует от человека наличия аккуратности и точности, а также неуемного стремления найти правильный ответ. А значит это вот что:

  • Быть объективным, т.е. уметь поступиться своими личными предпочтениями, убеждениями и интересами в процессе беседы, чтобы лучше разобраться в теме и прийти к более точному результату
  • Рассматривать предмет с разных сторон, т.е. исследовать информацию с разных точек зрения
  • Повторять, т.е. несколько раз обсуждать один и тот же вопрос, чтобы учесть максимальное количество деталей
  • Быть внимательным к деталям, т.е. развивать наблюдательность и уделять время обнаружению даже самых мелких подробностей, способных привести к прояснению вопроса в целом
  • Определять тенденции и закономерности, т.е. анализировать, упорядочивать информацию и выявлять повторения и сходства
  • Рассматривать отдаленные перспективы и возможные результаты, т.е. иметь в виду, что представляющееся верным сейчас может попасть под сомнение через некоторое время

А еще одной важнейшей компетенцией, способствующей развитию эффективного критического мышления, является не что иное, как самоанализ. Способность критически мыслить, как мы уже говорили, означает способность выносить точные суждения. На этот процесс воздействуют многие факторы, и знать о них следует непременно, т.к. получить без этого знания объективные сведения о происходящем очень и очень проблематично.

Эти факторы могут быть совершенно разными. Так, можно выделить убеждения, пристрастия, предубеждения, стереотипы, склонности, предположения; все то, что приемлемо и нормально для нас, и все те понятия и личные качества, в которых мы никогда не сомневаемся.

Человек, умеющий мыслить критически, предельно восприимчив к своим слабым и сильным сторонам. Он способен размышлять и давать оценку своим интересам, знаниям, мотивации, уровню компетентности и т.д. Он не пренебрегает сомнениями в своих взглядах и проверкой подтверждающих их свидетельств.

Для осознания своих недостатков всегда нужно мужество. Узнать о себе нечто новое (и не всегда приятное) может быть болезненно, т.к. большая часть людей склонна думать о себе лишь в положительном ключе. То же касается и собственной системы убеждений и ценностей - человек воспринимает то, во что он верит, как часть своей натуры, и сомнению это подвергается с трудом.

Не будет лишним заметить, что в результате критического мышления человек рискует оказаться по другую сторону баррикад, а значит, есть и риск разойтись во взглядах с родными, близкими, друзьями, коллегами. Отстаивание своей точки зрения - прерогатива смелых и мужественных людей, в особенности при вероятности ошибочности своей точки зрения.

Исходя из всего этого, умение проводить качественный и объективный самоанализ, наряду с прочими рассмотренными выше навыками и умениями, является одной из важнейших компетенций в ракурсе критического мышления. И в первую очередь нужно и трезво и беспристрастно относиться к своим недостаткам и отрицательным чертам, и по возможности, если уж не устранять их, то серьезно прорабатывать - делать так, чтобы они не мешали вам в анализе событий, явлений и фактов.

Критическое мышление, если оно развито правильно и в достаточной степени, предлагает человеку серьезные личностные преимущества по сравнению с другими людьми. Критически мыслящий человек может намного проще совершать правильный и обдуманный выбор, всегда и везде имеет свое собственное мнение и умеет его отстоять и обосновать, способен не просто слушать, но слышать окружающих людей. Такой человек может делать выводы, основываясь на анализе своего опыта и опыта других, никогда не делает выводов, опираясь на непроверенную информацию, гораздо со стороны.

Развивая вышеназванные навыки и компетенции, человек не просто учится критически мыслить, он научается взвешенно и четко оценивать последствия своих решений, грамотно формулировать задачи и способы их реализации, становится открытым для новой информации и более спокойным при столкновении с чем-либо неизвестным. И, что не менее важно, критически мыслящий человек умеет признавать свои ошибки и ошибочность своего мнения, и с уважением относится к мнению других людей, даже если оно идет вразрез с его собственным.

Польза критического мышления проявляется не только в личной жизни, но и в профессиональной сфере деятельности и учебе, воздействуя и на общение человека с окружающими, и на понимание вещей, и на личную эффективность, и на многие другие составляющие. И, беря во внимание важность этого вопроса, мы хотим предложить вам несколько рекомендаций по развитию критического мышления и его применению в учебе и работе (собственно, и в личной сфере данные советы тоже будут незаменимы).

Учитесь понимать

Критическое мышление - это превосходный инструмент для более глубокого понимания вещей, с которыми мы сталкиваемся. Например, на учебе это может быть некая дисциплина, ее основные теории и аргументы; в работе - сфера исследования, область деятельности и т.п. Довольно часто подобные объекты внимания обсуждаются на семинарах, презентациях, и других мероприятиях, преследующих цель получить оценку и интерпретировать результаты.

Одним из лучших методов достижения понимания можно назвать самостоятельное выполнение или же повторение (воспроизведение) исследований. Но, как и следует полагать, в учебных заведениях и на работе (как, впрочем, и в повседневной жизни) у нас не всегда есть время изучить все, с чем мы сталкиваемся. Поэтому альтернативой глубокому пониманию, приходящему через время и достигающемуся через эксперименты и жизненный опыт, может стать использование критического анализа исследований и работ других людей.

Все, что требуется для осуществления этого способа - научиться критически анализировать сделанное другими людьми. Но для кого-то это вполне просто, а для кого-то - сложно, и он без сомнений, не проверяя и не анализируя, принимает на веру любые результаты. Обучение критическому мышлению предполагает простой выход из подобных ситуаций и применимый к любой области. Нужно лишь задать два вопроса: «Откуда я это узнал?» и «Почему я верю, что это так?».

Такой подход эффективен и для студента, и для менеджера, и для бизнесмена, и для любого обычного человека, безоговорочно доверяющего исследованиям, которые основаны на устаревших данных, ложных рассуждениях, недостоверной выборке и т.п. Многие данные, выпавшие из контекста и ставшие неактуальными, зачастую берутся в качестве истинных в течение десятилетий, но с текущим положением дел уже ничего общего не имеют, и это нужно учитывать (более подробно о работе с данными и источниками мы поговорим в шестом уроке).

Изучайте плюсы и минусы

Критика, в каком бы контексте мы ее не рассматривали (академическом, профессиональном, повседневном) означает проведение анализа и положительных и отрицательных сторон чего-либо. Необходимо научиться находить как недостатки, так и преимущества, а также убедительные аргументы в пользу того и другого. Только это даст возможность адекватно оценить, что эффективно, правильно и действенно, а что - нет.

Грамотная критическая оценка предоставляет человеку заключение, по какой именно причине нечто считается плохим или хорошим, почему это нечто не работает или, напротив, имеет успех. Помните, что банальное перечисление плюсов и минусов здесь не пройдет - все их нужно подвергнуть скрупулезному изучению.

Ничего не упускайте и стремитесь к всесторонности

Почти в каждой области человеческой деятельности необходимо стремиться к критической оценке всего увиденного, услышанного, прочтенного и т.д. И это актуально даже в случаях с общепризнанными научными теориями, проверенными фактами, неопровержимыми доказательствами. Именно это можно назвать профессиональным критическим мышлением.

Старайтесь подвергать сомнению и критической оценке абсолютно все: теории, факты, области исследований, мнения, данные, методологию, инструментарии и т.д. Но не забывайте и о том, что могут быть исключения. К примеру, практически все, что касается религии, никогда не подвергается сомнениям или обсуждениям. Это нетипично, но все же имеет место быть. Впрочем, есть люди, которые мыслят критически даже здесь.

Оценивайте рассуждения и действия, но не человека

Необходимо понять, что идеи, работы, теории и действия не должны отождествляться с людьми, которые с ними связаны. Критический анализ никогда не может быть свободен от личного внимания людей, ведь люди всегда принимают замечания, критику и похвалу за свои творения на свой счет.

Когда мыслите критически по отношению продукта деятельности кого-то из окружающих, стремитесь прибегать к тактичности и конструктивному подходу. Любые замечания, в особенности те, что могут быть неприятны адресату, должны быть представлены так, чтобы он понял и принял их.

Избегайте крайностей

Как в обыденной жизни, так и в учебе и на работе люди часто впадают в крайности и воспринимают все только как правильное и неправильное, хорошее и плохое, белое и черное. Но в большинстве ситуаций во всем, что касается профессиональной сферы, науки или образования, следует принимать вещи в качестве совокупности явлений или вероятностей.

К примеру, одной из задач высшего образования является научить человека задавать сложные вопросы, предполагающие сложный и развернутый ответ. Подобное можно найти и в большинстве специальностей.

Исходя из этого, помните, что ответить на многие вещи однозначно нельзя, как и оценить их как единственно хорошие или плохие. Чем больше мы изучаем что-либо, тем явнее становится тот факт, что дать однозначный ответ на вопрос очень трудно. Вспомните слова : «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Работайте с сомнениями и двусмысленностью

Сегодня мы можем зайти в интернет и в течение считанных секунд получить ответ на любой заданный вопрос. Но в тех же научных дисциплинах встречаются вопросы (особенно в новых сферах), ответы на которые специалисты ищут годами и даже десятилетиями (да и гарантии получения ответов нет никакой). Так что если вы приверженец готовых ответов, с применением критического мышления у вас может возникнуть дискомфорт.

Одновременно с этим не следует полагать, что двусмысленные и неопределенные ответы - это нечто неприемлемое. К примеру, если вы пишите статьи для сайтов или журналов, вы просто обязаны искать проверенную информацию, основываясь на всех нюансах предмета, изученных подробно и детально. Точно так же и в учебе - если вы студент, вы должны учиться работать с данными, полученными учеными и специалистами, чтобы быть в состоянии аргументировать свои рассуждения.

В любой академической деятельности и работе (сюда же можно отнести профессиональные научные исследования, в том числе для сфер промышленности и бизнеса), будучи исследователем, вы должны иметь в виду, что:

  • Точного ответа может и не быть
  • На поиски ответа могут уйти годы
  • Найденный ответ может прояснить лишь небольшой аспект всего вопроса

В случае с обучением, если вы студент, критическое мышление будет для вас означать:

  • Поиск наиболее точных и достоверных свидетельств по интересующему вопросу
  • Оценку качества свидетельств, способных доказать те или иные утверждения
  • Составление промежуточных выводов с основой на факты
  • Построение такой линии рассуждений, которая сможет провести слушателей, собеседников или читателей к выводам через доказательства
  • Поиск и выбор самых эффективных примеров
  • Использование точных фактов с целью иллюстрации доказательств

Обучение критическому мышлению - процесс, конечно же, непростой. Несмотря на это, он очень увлекателен и интересен, особенно если вы не занимались этим раньше. На вашем пути будет множество любопытных открытий, ведь вы начнете замечать изменения в своем собственном мыслительном процессе, реакциях на поступающую к вам информацию, взаимодействии с людьми в повседневной жизни.

А чтобы понять, насколько вы подготовлены к развитию критического мышления, а также определить, пользуетесь ли вы им уже сейчас, мы предлагаем вам пройти небольшой опросник и ознакомиться с результатами.

Опросник по критическому мышлению

Итак, опросник состоит из 25 утверждений, касающихся вашей самооценки. Все, что от вас требуется, - это дать один из предложенных ответов и оценить его по четырехбалльной шкале:

  • «Полностью согласен»- 4 балла
  • «Согласен» - 3 балла
  • «Частично согласен» - 2 балла
  • «Не согласен» - 1 балл
  • «Полностью не согласен» - 0 баллов

Ознакомьтесь с утверждениями и запишите ответы на листок:

  1. Я без стеснений выявляю слабые места в работе профессионалов и знатоков
  2. Мне легко оставаться сфокусированным на требованиях текущей задачи
  3. Я понимаю разницу в трактовке слова «аргумент» в ракурсе критического мышления
  4. Я способен проанализировать структуру аргументации
  5. Я могу критиковать кого-то, при этом не чувствуя себя «плохим» человеком
  6. Я понимаю, что такое ход рассуждения
  7. Я осознаю, что мои настоящие убеждения способны воздействовать на обсуждаемую проблему
  8. Я способен определять ход рассуждений в дискуссии
  9. Я способен распознавать признаки какой-либо стадии в споре
  10. Я без проблемы выделяю ключевые моменты в изучаемом материале
  11. Я легко выстраиваю свою позицию, компоную факты в нужной последовательности
  12. Я могу выявлять недопустимые методы, использующиеся для убеждения
  13. Я могу читать между строк
  14. Я могу легко оценить факты, поддерживающие какое-либо мнение
  15. Как правило, я всегда внимателен к мельчайшим деталям
  16. Я способен грамотно рассмотреть разные позиции
  17. Если мне не хватает информации, я могу обратиться к дополнительным материалам
  18. Я в состоянии грамотно представить свои аргументы
  19. Я могу распознавать структуру аргументов
  20. Для меня просто различить описательный материал от аналитического
  21. Для меня просто увидеть непоследовательность в споре
  22. Я вижу закономерности и тенденции
  23. Мне предельно ясно, что мое воспитание и внутренние установки способны вызвать предубеждения против какого-либо мнения
  24. Я способен давать оценку источникам материалов
  25. Мне понятно, почему в научных трудах есть термины, которые могут по-разному толковаться

Теперь дайте оценку своим ответам по обозначенной шкале и посчитайте количество баллов (общая сумма не должна превышать 100 баллов).

Интерпретация результатов

При оценке утверждений и расстановке баллов вы можете столкнуться с дополнительными вопросами на тему то, что вы знаете о критическом мышлении, а что вам неизвестно. Имейте в виду, что чем ниже будет ваш результат, тем больше это свидетельствует о том, что ваше умение мыслить критически требует тренировок.

БОЛЕЕ 75 БАЛЛОВ: Вероятнее всего, критическое мышление уже уверенно применяется вами. Данное качество очень ценно, и оно помогает вам в вашей жизни и деятельности, которой вы занимаетесь. Однако если ваш результат менее 100 баллов, вам есть, над чем еще потрудиться. Наш курс - вам в помощь!

ОТ 45 ДО 74 БАЛЛОВ: Критическое мышление, несомненно, присуще вам, но необходимо систематически оттачивать свои навыки и овладевать новыми умениями. Регулярно проводите самоанализ, ищите свои слабые стороны и работайте над собой. Обязательно продолжайте проходить наш курс.

МЕНЕЕ 45 БАЛЛОВ: Ваше умение мыслить критически проявляется очень слабо, и вам нужно собирать как можно больше информации на эту тему и уделять максимум времени обучению. Читайте материалы по теме, изучайте тонкости и особенности критического мышления, прививайте себе недостающие навыки, овладевайте новыми компетенциями. Как можно внимательнее проходите данный курс.

Теперь у вас есть приблизительная информация о том, насколько серьезно вы владеете критическим мышлением, а также знания о базовых навыках и компетенциях, необходимых для овладения умением мыслить критически. Для начала этого вполне хватит. Далее мы продолжим курс разговором о научном методе: из второго урока вы узнаете, что это такое, как он связан с критическим мышлением, почему полезно использовать его в жизни и как этому научиться.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.