Город троя где находится в какой стране. Легенда о трое и реальная история

Множество столетий этот город и его история не дают покоя археологам и простым искателям приключений. Полтора века назад Генриху Шлиману удалось обнаружить место, где находится Троя, а в 1988 интерес ученых к этому легендарному городу вновь возрос. На сегодняшний день здесь было проведено множество исследований и обнаружено несколько культурных пластов.

Общая информация

Это поселение лувийской цивилизации, известное также под названием Илион, представляет собой древний город, который располагался на северо-западе у побережья Эгейского моря. Вот где находилась Троя на карте мира. Город стал известен благодаря эпосам древнегреческого писателя Гомера и множеству легенд и мифов, а найден был археологом Генрихом Шлиманом.

Главная причиной того, почему древнему городу удалось обрести такую популярность, является Троянская война и все сопутствующие ей события. Согласно описаниям «Илиады», это была десятилетняя война, которая привела к падению поселения.

Первый ров

Существует гипотеза, согласно которой площадь Трои была намного больше, чем считалось ранее. В 1992 году были проведены раскопки, результатом которых стало обнаружение рва, опоясывающего город. Этот ров пролегает достаточно далеко от стен города, окружая территорию площадью около 200 тыс. м 2 , хотя сам город занимал всего около 20 тыс. м 2 . Немецкий ученый Манфред Корфман считает, что на этой территории находился Нижний город, а вплоть до 1700 года до н. э. здесь еще проживали люди.

Второй ров

Два года спустя, в 1994-м, во время раскопок был обнаружен второй искусственно созданный ров, который пролегал в пятистах метрах от крепости. Оба рва представляли собой систему укреплений, призванную охранять крепость, поскольку их невозможно было преодолеть на Археологи считают, что здесь же находились заостренные колья или деревянная стена. Подобные крепления описаны в бессмертной «Илиаде», хотя едва ли на нее можно сегодня полагаться как на исторический трактат.

Лувийцы или крито-микенцы?

Археолог Корфман считает, что Троя является прямой наследницей анатолийской цивилизации, а не, как принято считать, крито-микенской. Современная территория Трои содержит много находок, подтверждающих это. Но в 1995-м было сделано особое открытие: здесь нашли печать с иероглифами на лувийском языке, который ранее был распространен в Малой Азии. Но пока, к сожалению, не было сделано новых находок, которые могли бы явно свидетельствовать о том, что в Трое говорили на этом языке.

Однако Корфман был абсолютно уверен, что древние троянцы являлись прямыми потомками индоевропейских народов и были лувийцами по происхождению. Это народ, который около II тысячелетия до н. э. переселился в Анатолию. Многие предметы, которые были найдены во время раскопок в Трое, вероятнее всего, принадлежат именно этой цивилизации, а не греческой. Существует еще несколько факторов, подтверждающих возможность этого предположения. На территории, где была Троя, крепостные стены напоминают микенские, а внешний вид жилищ вполне типичен для анатолийской архитектуры.

Религия

Во время множества раскопок здесь были найдены также хетто-лувийские культовые предметы. Около южных ворот находились четыре стелы, которые в хеттской культуре символизировали божество. Кроме того, кладбище, которое находилось недалеко от городских стен, сохранило признаки кремации. Учитывая, что этот способ погребения является нехарактерным для западных народов, а вот хетты прибегали именно к нему, это еще один плюс в пользу теории Корфмана. Однако на сегодняшний день очень сложно определить, как было на самом деле.

Троя на карте мира

Поскольку Троя находилась меж двух огней - между греками и хеттами - ей нередко приходилось становиться участницей расправ. Регулярно здесь случались войны, а поселение атаковали все новые враги. Это научно доказано, поскольку на месте, где находится Троя, то есть на территории современной Турции, были найдены следы пожарищ. Но около 1180 года до н. э. здесь произошла катастрофа, которая положила начало сложному периоду в истории не только Трои, но и всего мира.

Троянская война

Если по конкретным артефактам, найденным во время раскопок, и можно сказать что-то конкретное, то события, происходившие на политической арене, а также их истинная подоплека, остаются под большим вопросом. Недостаток информации и множество теорий, часто алогичных, некоторые принимают за чистую монету, что породило множество мифов и легенд. Это же касается и эпоса великого древнегреческого певца Гомера, который некоторые ученые из-за нехватки доказательств готовы считать свидетельством очевидца, хотя эта война имела место задолго до рождения самого автора поэмы, и о ее ходе он знал только из уст других.

Елена и Парис

Согласно легенде, описанной в «Илиаде», причиной войны стала женщина, жена царя Менелая - Елена. Троя, история которой знала много бед, не один раз подвергалась нападкам со стороны греков и до начала войны, поскольку троянцам удавалось контролировать торговые отношения в районе Дарданелл. По мифам, война началась из-за того, что один из сыновей троянского царя Приама - Парис - похитил жену греческого правителя, а греки, в свою очередь, решили вернуть ее.

Вероятнее всего, такое событие действительно имело место в истории, но не только оно было причиной войны. Это происшествие стало кульминационным моментом, после которого и началась война.

Троянский конь

Еще одна легенда, касающаяся гибели Илиона, повествует о том, как грекам удалось выиграть сражение. Если верить литературным источникам, то это стало возможно благодаря так называемому Троянскому коню, однако у этой версии существует множество противоречий. В своей первой поэме «Илиада», полностью посвященной Трое, Гомер не упоминает об этом эпизоде войны, а в «Одиссее» подробно его описывает. Из этого можно сделать вывод, что, скорее всего, он является художественным вымыслом, тем более что никаких археологических подтверждений на месте, где находится Троя, найдено не было.

Также существует предположение, что под троянским конем Гомер имел в виду таран, или же таким образом он продемонстрировал символ морских судов, которые шли на расправу с городом.

Почему была разрушена Троя

История города, написанная Гомером, утверждает, что гибель города вызвал именно троянский конь - этот нетривиальный подарок греков. Согласно легенде, греки утверждали, что если конь будет находиться в стенах города, то ему удастся защищаться от набегов.

Большинство жителей города были согласны с этим, даже несмотря на то, что жрец Лаокоон метнул копье в коня, после чего стало понятно, что он полый. Но, судя по всему, логика троянцев страдала, и они решили внести вражеский презент в город, за что и жестоко поплатились. Однако это всего лишь предположение Гомера, маловероятно, что такое происходило в действительности.

Многослойная Троя

На современной карте этот город-государство находится на территории холма Гиссарлык в Турции. Во время многочисленных раскопок в этой местности было обнаружено несколько поселений, которые находились здесь в древности. Археологам удалось найти девять различных слоев, которые относятся к разным годам, а всю совокупность этих периодов называют Троей.

От первого поселения в сохранности остались только две башни. Исследованием второго слоя как раз и занимался Генрих Шлиман, полагая, что именно это та Троя, в которой жил воспетый царь Приам. Немалого развития, судя по находкам, достигли жители шестого по счету поселения на этой территории. По результатам раскопок удалось установить, что в этот период здесь осуществлялась активная торговля с греками. Сам город был разрушен землетрясениями.

Современные археологи полагают, что седьмой из найденных слоев - это и есть гомеровский Илион. Историки утверждают, что город погиб от пожара, инициированного греческими войсками. Восьмой слой - это поселение греческих колонистов, которые жили здесь уже после того, как Троя была разрушена. Они же, по заверениям археологов, соорудили здесь храм Афины. Последний из слоев, девятый, относится уже к эпохе Римской империи.

Современная Троя представляет собой огромную территорию, на которой и по сей день ведутся раскопки. Их цель - найти любые доказательства истории, описанной в великом гомеровском эпосе. Множество легенд и мифов вот уже несколько веков побуждают ученых, археологов и авантюрных искателей приключений внести свой - пусть и небольшой - вклад в открытие загадок этого величественного города, который некогда являлся одной из основных торговых артерий древнего мира.

На месте, где находится Троя, было сделано множество открытий, которые были чрезвычайно важны для современной науки. Но ничуть не меньше загадок дали раскопки, проводившиеся огромным количеством профессиональных археологов. На сегодняшний же день остается только ждать, пока будут найдены новые, более веские доказательства событий, описанных в «Одиссее» и «Илиаде». А пока нам придется только догадываться об истинных событиях, происходивших в великом древнем городе Троя.

Троя VI была морской державой, контролировавшей вход в Дарданеллы. Гомер называл ее “стражем Геллеспонта”. Контролируя судоходство в проливе, Троя приобрела множество врагов. Поэтому для защиты от нападения она обзавелась мощными укреплениями. Рифы, сильные течения и ветры играли на руку троянцам, которые одни умели уверенно плавать в этом сложном для навигации районе. Разумеется, в Микенах хорошо знали о наличии богатого города на востоке у пролива.

Пророк Лаокоон предупреждал троянцев не вкатывать в город деревянного коня. О том же говорила и Кассандра. Историю Лаокоона драматически описал Вергилий в «Энеиде». Сохранилось даже высказывание Лаокоона: «Опасаюсь данайцев, даже дары приносящих». При этом Лаокоон метнул копье в бок коня. Раздался звук пустой бочки, что насторожило охрану. Некий грек по имени Синон сумел успокоить троянцев, заявив, что это всего лишь подарок ахейцев богине Афине.

Через Дарданеллы идет мощное течение, гонящее воду в направлении Средиземного моря со скоростью 2,5-3 узлов. Проблему усиливает еще и то обстоятельство, что здесь преобладают ветры, дующие на юго-запад. Обычная скорость этих ветров - 16 км/ч. Этот ветер греки называли meltemi. Ветер дует с весны до начала осени, то есть весь период навигации в Эгейском море. У античных кораблей не было косых парусов, поэтому брать круто к ветру не представлялось возможным.

Микенское кладбище в Бешик-Тепе лежит в нескольких метрах от бухты Бешика - мелкой бухты с песчаным пляжем. Вход в бухту свободный, рифы отсутствуют. Сама бухта закрыта от господствующего северо-восточного ветра и находится совсем близко от входа в Дарданеллы. Здесь есть источники пресной воды. По последним данным, в эпоху бронзового века бухта была гораздо глубже, нежели сейчас. В настоящее время бухта Бешика заилилась и уменьшилась в размере. Расположенная всего в 8 км на юго-запад от Трои, бухта представляла собой первую естественную гавань перед входом в Дарданеллы. Эта бухта будто предназначена для того, чтобы в ней встали силы вторжения, собирающиеся брать Трою штурмом. Кроме того, бухта удобна для кораблей, которые ждут удобного момента для того, чтобы войти в Дарданеллы. Иногда бывало, что корабли, ожидавшие благоприятного ветра, занимали все 11 км пространств от Тенедоса до материка, а также вставали в дальние бухты.

Но все это были воды, которые контролировала Троя. Троянцам ничего не мешало обложить злополучные корабли данью, а также наладить с ними торговлю. Троя и процветала благодаря пошлинам и торговле. Провести границу между морской торговлей и пиратством не всегда представляется возможным. Строительство все более мощных укреплений в период расцвета Трои VI может означать растущую угрозу городу со стороны микенских пиратов. Когда Микены все же напали на Трою, город не спасли ни богатство, ни мощные укрепления.

Мощные укрепления Трои VI, обнаруженные при раскопках, в большинстве своем были построены в последние десятилетия существования города. Троя VIh находилась в зените богатства, славы и архитектурного развития. Трое VIIa уже невозможно дать столь же четкую характеристику. До Блегена господствовала точка зрения Дёрпфельда, согласно которой Троя VIh, получившая серьезные повреждения при землетрясении, была разграблена. Дёрпфельд нашел следы большого пожара в разных районах города на уровне разрушения Трои VIh. Эти пожары и разрушения он интерпретировал как следы военного вторжения, а не буйства стихии. Блеген же заявил, что разрушение Трои VIh было вызвано не войной, а катастрофическим по силе землетрясением. По мнению Блегена разграблению подвеглась уже Троя VIIa.

Аргументы Блегена были перепроверены Майклом Вудом и Дональдом Истоном. Оба ученых подтвердили, что причиной гибели Трои VIh стало землетрясение. Рухнули многие дома дворцового комплекса. Обрушились саманные надстройки на некоторых участках стены. Тем не менее, разрушения Трои VIh были тяжелыми, но не смертельными. Уцелевшие дома подверглись перестройке. Прежние широкие улицы застроили. Словом, внешний облик цитадели изменился. Все выглядит так, словно город лишился правящей элиты. Вуд пишет: “Представляется вероятным, что большие дома перестали служить жилищем для царской семьи”. Другими словами, драматические изменения в городской жизни могут быть вызваны исчезновением правителя и военной знати. Возможно, именно это обстоятельство сподвигло микенцев начать осаду Трои. Эпоха господства Трои безвозвратно ушла в прошлое.

Даты событий двух слоев горячо обсуждаются. Корфман утверждает, что Троя VIh пала около 1250 г. до н. э. В этот момент город находился в зените своего могущества. Микены поддерживали с Троей тесные контакты. После разрушения Трои уцелевшие жители, лишенные прежнего блеска, но принадлежавшие все той же культуре, поселились в развалинах цитадели, отремонтировали ее, а также построили внутри лачуги. Это восстановленное поселение Троя VIIa было снова уничтожено около 1180 г. до н.э., то есть уже после гибели микенской цивилизации. Вуд заключает, что Троя VIIa не могла быть гомеровской Троей, такой Троей должна быть Троя VIh.

Невероятно, что “Илиада” описывает разорение Трои VIIa, представлявшей собой лишь тень Трои VIh. С другой стороны, “Илиада” описывает именно разорение Трои микенцами. Не вызывает сомнения тот факт, что “Илиада” была написана спустя несколько столетий после событий, о которых она повествует. Возможно, за прошедшие годы простая песня об удачном набеге за море превратилась в эпос о схватке между азиатской Троей и объединенной армией Греции. Любопытный момент заключается в том, что Троя, славящаяся своими лошадьми, была взята с помощью троянского коня. Словом, история, притягивающая к себе внимание человечества на протяжении вот уже 3 000 лет, хранит в себе еще немало загадок.

Крупным очагом культуры в III-II тысячелетиях до н. э. была Троя. Город Троя находился на северо-западном побережье Малой Азии в 25-30 км от устья Босфора Фракийского.

Холм (современный Гиссарлык), на котором была расположена Троя (Илион), возвышался над равниной реки Скамандр, с юга и востока ограниченной горами.

История Трои тесно связана с историей соседних малоазийских народов. Примерно в XII в. до н. э. цветущее поселение троянцев было разрушено; греческая традиция считала эту гибель делом ахейцев: басилеи Микен и других центров Греции того времени фигурируют в древнегреческих преданиях о Троянском походе как руководители греческого войска, осаждавшего Трою. Сведения об этом событии сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». В середине XIX в. представители так называемого критического направления в изучении гомеровских поэм высказывали сомнения и в существовании Трои.

Лишь раскопки археолога-дилетанта Генриха Шли-мана в Трое доказали ее существование. Пользуясь указаниями, содержавшимися в гомеровских поэмах, Шлиман стал раскапывать холм Гиссарлык и открыл то место, где стояла Троя. Правда, Шлиман ошибся в определении слоя, относящегося к гомеровской Трое, так как вел раскопки без соблюдения основных требований археологической методики.

В результате он датировал временем, отраженным в поэмах Гомера, предметы, относящиеся к более ранней эпохе, материал разновременных поселений был перепутан, а стены гомеровской Трои были даже срыты. Последующие раскопки установили наличие многих городских слоев, числом не менее девяти, относящихся к периоду от III тысячелетия до н. э. вплоть до первых веков н. э.

Самое древнее поселение на холме Гиссарлык относится к началу III тысячелетия до н. э. Жители его находились еще на стадии родового строя. Они занимались земледелием и скотоводством, чему особенно способствовало плодородие окружающей территории. Орудия делали из камня и полировали; можно лишь предположительно говорить об употреблении меди. Около 2800 г. до н. э. здесь появляются сосуды, привозимые с Кикладских островов.

Во второй половине III тысячелетия над развалинами первого поселка, погибшего, кажется, от пожара, возникло более богатое, укрепленное мощными стенами поселение - Троя II. Обитатели этого города употребляли бронзу и драгоценные металлы - серебро и золото. Это была эпоха разложения первобытнообщинного строя. Богатства знати достигали значительных размеров. Примером может служить знаменитый клад, найденный в Трое, произвольно названный Шлиманом кладом Приама.

Он состоял из серебряных слитков, сосудов из меди, серебра и золота, оружия из бронзы и камня, тончайшей работы золотых украшений (диадемы, браслеты, серьги и т. д.), посуды и др. Число мелких золотых вещей превышало 8 тысяч. Особенно примечательны большие полированные топоры из яшмы и нефрита, очень красивой формы, украшенные необыкновенно изящными узорами.

И в других кладах этой эпохи были найдены многочисленные высокохудожественные изделия из золота, серебра, бронзы. Изобилие кладов свидетельствует о том, что ремесла, связанные с обработкой металла, уже выделились в самостоятельную отрасль производства. Быстрому развитию металлургии благоприятствовало богатство полезными ископаемыми Малой Азии (там добывались в древности медь, олово, серебро, золото). Развитие производства создавало условия для оживленного обмена. Торговля, судя по имеющимся данным, велась не только с ближайшими соседями, но и с населением восточной части Эгейского бассейна.

Единичные находки троянских вещей на Кипре и в Египте допускают предположение о существовавших в то время сношениях Трои и с этими странами. Раскопки последних десятилетий во Фракии, Македонии и материковой Греции (в Арголиде) показали, что общение населения Троады с этими областями было уже довольно интенсивным. Сношения были не только торговые, но и культурные - черты сходства обнаружены и в керамике, и в некоторых ритуальных обрядах (например, в обряде погребения).

Материалы, касающиеся внешних связей Трои второй половины III тысячелетия до н. э., решительным образом опровергают теорию Эд. Мейера о том, что в конце III тысячелетия до н. э. Троя была центром единой «культуры бронзы», распространившейся по всей Малой Азии. Можно говорить лишь о близких, родственных культурах обитавших там племен, находившихся на сходных ступенях общественного развития.

Многочисленные клады, найденные в Трое, свидетельствуют также об опасностях, которым подвергалась Троя во второй половине III тысячелетия. Имущественное расслоение и накопление богатств было главной причиной усиления межплеменных войн.

Для народов, находящихся на стадии разложения родового строя, приобретение богатств представляется уже одной из важнейших жизненных целей. Грабеж чужих богатств кажется им более легким и более почетным, чем упорный труд.

В ту эпоху Троя была обнесена толстыми стенами, достигавшими высоты 3 м, с несколькими башнями и воротами. Все укрепление, занимавшее сравнительно небольшое пространство (от 175 до 190 м в поперечнике), по-видимому, было резиденцией басилея и местной знати. Как свидетельствуют раскопки, наиболее ценные предметы хранились именно в этом, самом защищенном и укрепленном пункте, Троады.

Описываемое нами поселение погибло в пламени пожара в конце III тысячелетия до н. э. Интересно отметить, что время гибели этого богатого центра совпадает с периодом усиления хеттов, обитавших во внутренней части Малой Азии.

В период от XXI до XVIII в. до н. э. над развалинами разрушений крепости последовательно возникали и, по-видимому, разрушались неприятелем три сменивших друг друга поселения. Самое раннее из них (Троя III) имело мощные стены, достигавшие 12 м в ширину. Четвертое поселение погибло от пожара. Культура обитателей этих поселений была менее яркой, чем жителей Трои II. Однако экономические связи с соседями, в частности с жителями островов Эгейского моря, продолжали постепенно развиваться.

Троя (Truva, Troy) — город, расположенный в северо-западной части Анатолии, недалеко от Дарданелл и горы Ида, входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Троя известна по большей части из-за Троянской войны (и того самого коня), описанной во многих произведениях античного эпоса, в том числе и в известных «Одиссее» и «Илиаде» Гомера.

Древний мир и дата образования Трои
Перед появлением легендарной Трои на полуострове Троада было расположено древнейшее постоянное поселение Кумтепе. Его датой основания принято примерно считать 4800 год до нашей эры. Жители древнего поселения, в основном, занимались рыбной ловлей. Также в рацион поселенцев входили устрицы. В Кумтепе покойников предавали земле, но без каких-либо погребальных даров.
В районе 4500 года до нашей эры поселение было заброшено, однако около 3700 года до нашей эры снова возрождено благодаря новым колонистам. Новое население Кумтепе занималось скотоводством и земледелием, а также проживало в больших домах с несколькими помещениями. Козы и овцы разводились жителями поселения не только для получения мяса, но также ради молока и шерсти. История Трои берет свое начало с 3000 года до нашей эры. Укрепленный населенный пункт был расположен в Малой Азии на полуострове Троада. Город находился в плодородной холмистой стране.
В месте, где находилась Троя, с двух сторон города протекали реки Симоис и Скамандр. Также имелся свободный доступ в Эгейское море. Таким образом, Троя на протяжении своего существования занимала очень выгодное географическое положение не только в экономической сфере, но также в плане обороны в случае возможного нашествия врагов. Не случайно город в Древнем мире, в эпоху бронзы именно поэтому стал ключевым центром торговли между Востоком и Западом.


Легенда о возникновении Трои
О появлении легендарного города можно узнать из старинного предания. Еще задолго до построения Трои на территории полуострова Троада (место, где находилась Троя) проживал народ тевкров. Персонаж древнегреческой мифологии Трос назвал страну, которой правил, Троей. Следовательно, все жители стали называться троянцами.
О возникновении города Трои повествует одна легенда. Старшим сыном Троса был Ил, который после смерти отца унаследовал часть его царства. Однажды он пришел во Фригию, сумев успешно победить всех соперников на состязании. Фригийский царь щедро вознаградил Ила, подарив ему 50 юношей и столько же дев. Также согласно преданию правитель Фригии отдал герою пеструю корову и приказал основать город в том месте, где она захочет отдохнуть. На холме Ата у животного появилось желание полежать. Именно там и был основана Троя, которая также называлась Илионом.
Перед построением города Ил попросил Зевса доброго знамения. На следующее утро перед шатром основателя легендарного города появилось деревянное изображение Афины-Паллады. Таким образом, Зевс предоставил Илу залог божественной помощи, оплот и защиту жителям Трои. Впоследствии на месте появления деревянного изображения Афины-Паллады появился храм, а выстроенная Троя была надежно защищена от врагов высокими стенами с бойницами. Сын Ила царь Лаомедонт продолжил дело отца, укрепив нижнюю часть города стеной.

Ранние слои Трои относятся к оригинальной западноанатолийской цивилизации. Постепенно Троя испытывает всё большее влияние центральной Анатолии (хаттов, позднее — хеттов).
Имя «Троя» фигурирует в хеттских клинописных табличках Богазкёйского архива как Таруиша. На египетской стеле времён Рамзеса III упомянута его победа над морским народом «турша». Это название часто сопоставляют с народом «тереш», упомянутым несколько ранее на знаменитой стеле Мернептаха. Единства в мнениях о том, были ли эти пришельцы троянцами, в научном мире не наблюдается. Имена с данным корнем встречаются в микенских текстах, например командир отряда to-ro-o.

Прежде высказывались соображения, что термины «Троя» и «Илион» могли обозначать различные города одного и того же древнего государства, либо один из этих терминов мог обозначать столицу, а другой — собственно государство, и «слились» в один термин лишь в «Илиаде» (согласно Гиндину и Цымбурскому, Троя — обозначение страны, а Илион — города). Такая точка зрения не лишена оснований, поскольку в «Илиаде», в свою очередь, выделяются фрагменты с параллельными сюжетами, то есть, возможно, восходящие к различным пересказам одного и того же сюжета; к тому же, «Илиада» возникла много столетий спустя после событий Троянской войны, когда многие детали могли забыться.


Раскопки Трои
Среди современных Генриху Шлиману историков была распространена гипотеза о том, что Троя находилась на месте селения Бунарбаши. Тождество холма Гиссарлык с гомеровской Троей предположил в 1822 году Чарлз Макларен. Сторонником его идей был Френк Калверт, который начал в Гиссарлыке раскопки за 7 лет до Шлимана. По иронии судьбы, участок холма Гиссарлык, принадлежавший Калверту, оказался в стороне от гомеровской Трои. Генрих Шлиман, который был знаком с Калвертом, начал целенаправленное исследование второй половины Гиссарлыкского холма в конце XIX века. Большинство находок Шлимана сейчас хранятся в Пушкинском музее (Москва), а также в Государственном Эрмитаже. К настоящему времени археологи обнаружили на территории раскопок в Гиссарлыке следы девяти крепостей-поселений, существовавших в разные эпохи.

Первое из найденных в Гиссарлыке поселений (так называемая Троя I) представляло собой крепость диаметром менее 100 м и, очевидно, существовало на протяжении длительного периода. К эпохе, описанной в «Илиаде», относится седьмой слой. В этот период Троя представляет собой обширное (площадью свыше 200 тыс.м²) поселение, обнесённое крепкими стенами с девятиметровыми башнями. Крупные раскопки 1988 года показали, что население города в гомеровскую эпоху составляло от шести до десяти тысяч жителей — по тем временам, весьма внушительное число. Согласно данным экспедиции Манфреда Корфмана, площадь нижнего города была примерно 170 тыс.м², цитадели — 23 тыс.м².

Девять основных слоев древней Трои
Троя I (3000—2600 гг. до н. э.): Первое Троянское поселение, диаметром 100 м, было застроено очень примитивными жилищами из глиняных кирпичей. Судя по оставшимся следам, оно погибло во время пожара. Керамика имеет сходство с керамикой культуры Езеро в Болгарии.
Троя II (2600—2300 гг. до н. э.): Следующее поселение выглядит более развитым и богатым. В 1873 году немецкий археолог Шлиман обнаружил в этом слое знаменитый троянский клад, который состоял из многочисленного оружия, медных безделушек, частей драгоценных украшений, золотых сосудов, могильных плит доисторического и раннеисторического периода. В III тысячелетии до н. э. эта высокоразвитая культура была также уничтожена пожаром.
Троя III—IV—V (2300—1900 гг. до н. э.): Эти слои свидетельствуют о периоде упадка в истории древнего города.
Троя VI (1900—1300 гг. до н. э.): Город увеличился в диаметре до 200 метров. Поселение стало жертвой сильного землетрясения 1300 года до н. э.
Троя VII-A (1300—1200 гг. до н. э.): К этому периоду относится знаменитая Троянская война. Позднее афиняне разграбили и разрушили поселение.
Троя VII-B (1200—900 гг. до н. э.): Полуразрушенная Троя была захвачена фригийцами.
Троя VIII (900—350 гг. до н. э.): В это время город населяли алеанские греки. Царь Ксеркс посещал тогда Трою и принес здесь в жертву более 1000 голов скота.
Троя IX (350 г. до н. э. — 400 г. н. э.): Довольно крупный центр эллинистической эпохи.


Где находится. Как добраться до Трои
Троя находится в 2 км от шоссе Чанаккале — Измир (D550/E87), с которого нужно свернуть по указателю Troy или Truva.
Ближайший к Трое город, Чанаккале, находится в 30 км к северу от нее. Оттуда в Трою каждый час ходят автобусы, отправляющиеся с остановки под мостом через реку Sari. Путь на автобусе займет около получаса. Поездка на такси обойдется в 60-70 TRY. Цены на странице указаны на январь 2017 г.
Летом автобусы отправляются регулярно, но в остальное время лучше приехать пораньше, чтобы не упустить последний автобус, отправляющийся обратно.

Отели Трои
Большая часть отелей расположена в Чанаккале, так что туристы чаще всего останавливаются там и приезжают в Трою на один день. В самой Трое можно остановиться в отеле Varol Pansiyon, расположенном в центре соседней деревни Tevfikiye.
Напротив входа в Трою находится отель Hisarlik, принадлежащий местному гиду Мустафе Аскину.

Рестораны
Ресторанов в Трое тоже не так много. В упомянутом выше отеле Hisarlik есть уютный ресторан с домашней кухней, работающий с 8:00 до 23:00. Если остановите свой выбор на нем, непременно попробуйте guvec — мясное рагу в горшочке.
Кроме того, можно пообедать в также находящихся в деревне едальнях Priamos или Wilusa. Оба ресторана готовят блюда турецкой кухни, а последний хорошо известен своими фрикадельками и салатом из помидоров.

Развлечения и достопримечательности Трои
Рядом с входом в город стоит деревянная копия Троянского коня, внутрь которого есть возможность зайти. Но лучше делать это по будням, потому что на выходных он заполнен туристами и подняться или осмотреться внутри будет довольно трудно. Зато, при посещении Трои зимой, вполне можно получить коня в единоличное пользование.
Рядом с ним находится Музей раскопок, в котором выставлены модели и фотографии, рассказывающие о том, как выглядел город в разные периоды. Напротив музея — сад Pithos с водопроводными тубами и глиняными горшками того времени.
Но основной достопримечательностью Трои, несомненно, являются руины. Для посетителей город открыт с ежедневно с 8:00 до 19:00 в период с мая по сентябрь и с 8:00 до 17:00 — с октября по апрель.

Наличие гида сильно помогло бы при ознакомлении с Троей, поскольку руины многих зданий довольно трудно идентифицировать самостоятельно, а из-за разных исторических слоев, они все перемешались.
Троя была разрушена и вновь отстроена 9 раз — и от каждого из восстановлений в городе что-то осталось и по сей день, хотя любительские раскопки в 19 в. оказались крайне разрушительными.
Для осмотра города удобнее всего использовать охватывающую его по кругу дорогу. Справа от входа видны стены и башня периода Троя VII (то есть, города, каким он стал после того, как был отстроен в 7 раз), относящиеся к периоду, когда город в наибольшей степени подходил под описания Гомера в «Илиаде». Там можно спуститься по лестнице и пройти вдоль стен.

Потом дорога приведет к кирпичным стенам, частично восстановленным, а частично сохранившимися в первозданном виде. Над ними расположен разрушенный алтарь храма Афины, вдоль которого проходят стены ранних и средних периодов, а напротив — дома богатых жителей города.
Далее путь проходит мимо траншей, оставшихся от раскопок Шлимана, к дворцовому комплексу, также относящемуся к периоду, вероятнее всего описанному в Илиаде. Справа от дворца находятся части святилища античных богов.
Наконец, тропа выводит к концертному залу Одеону и палатам городского совета, откуда по каменной дороге можно вернуться к месту, с которого начался осмотр.

Окрестности Трои
В 30 км к югу от древней Трои находится не менее старинная Александрия Троянская — город, основанный полководцем Александра Великого Антигоном в 300 г. до н. э. Однако этот обширный археологический участок, в отличие от популярной Трои, почти не промаркирован. Соответственно, разобраться самому, без глубоких познаний в античной истории, здесь едва ли получится.

Примечательны окраины деревни Гюльпынар (Gulpinar), где расположены живописные руины храма Аполлона, который был возведен в 5 в. до н. э. колонистами с Крита. Самая западная точка Азии — мыс Баба — интересна своим рыбацким портом Бабакалекёй (Бабакале, Babakale, «Крепость Баба»), где находится очаровательный османский замок 18 в. Здесь же можно и освежиться, искупавшись либо прямо среди валунов, обрамляющих гавань с двух сторон, либо проехав еще 3 км на север к симпатичному обустроенному пляжу.

Еще одна изюминка этих мест — городок Айваджик (Ayvacik) в 30 км восточнее Трои. В конце недели на местный рынок стекаются торговцы со всех окраин, лучший сувенир отсюда — красочный ковер. Если же повезет попасть в Айваджик в конце апреля, можно застать традиционный ежегодный сбор кочевых народов Панийыр. В это время по городу устраиваются яркие танцевальные и музыкальные представления, шумные базары, где выставляются породистые скакуны. Кроме того, в 25 км к югу лежит и древний Ассос, название которого ласкает слух не одного поклонника старины.

ПРЕДАНИЕ ПРО ТРОЯНСКОГО КОНЯ
Война между троянцами и данайцами началась потому, что троянский царевич Парис украл красавицу Елену у Менелая. Её муж, царь Спарты, со своим братом собрал войско Ахеи и пошел на Париса. Во времена войны с Троей ахейцы, после длительной и безуспешной осады, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады (изобретение этой уловки приписывают Одиссею, хитрейшему из вождей данайцев, а коня изготовил Эпей). Конь был приношением богине Афине Илионской. На боку коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Для постройки коня эллины срубили росшие в священной роще Аполлона кизиловые деревья (кранеи), жертвами умилостивили Аполлона и дали ему имя Карнея (ибо конь был сделан из клёна).
Жрец Лаокоонт, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, а бойтесь данайцев, даже дары приносящих!» (Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes!) и метнул копьё в коня. Однако в этот момент из моря выползли 2 огромных змея, убили Лаокоонта и двух его сыновей, поскольку сам бог Посейдон хотел гибели Трои. Троянцы, не слушая предостережений Лаокоонта и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Полустишие Вергилия «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих», цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку. Отсюда же возник фразеологизм «троянский конь», употребляемый в значении: тайный, коварный замысел, замаскированный под подарок.

Внутри коня сидело 50 лучших воинов (согласно «Малой Илиаде», 3000). По Стесихору, 100 воинов, по другим — 20, по Цецу — 23, либо лишь 9 воинов: Менелай, Одиссей, Диомед, Ферсандр, Сфенел, Акамант, Фоант, Махаон и Неоптолем. Имена всех перечислил поэт Сакад Аргосский. Афина дала героям амброзию.
Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей («Одиссея» Гомера, 8, 493 и сл.; «Энеида» Вергилия, 2, 15 и сл.).


Интерпретации
По словам Полибия, «чуть не все варварские народы, во всяком случае большинство их, убивают и приносят в жертву лошадь или в самом начале войны, или же перед решительной битвой, чтобы в падении животного открыть знамение о ближайшем будущем».

По евгемеристической интерпретации, чтобы его втащить, троянцы разобрали часть стены, и эллины взяли город. По предположениям некоторых историков (встречающимся уже с Павсания), Троянский конь на самом деле являлся стенобитной машиной, служил для разрушения стен. По Дарету, просто на Скейских воротах была изваяна голова коня.
Существовали трагедия Иофонта «Разрушение Илиона», трагедия неизвестного автора «Отплытие», трагедии Ливия Андроника и Невия «Троянский конь», а также поэма Нерона «Крушение Трои».

_______________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Ивик О. Троя. Пять тысяч лет реальности и мифа. М., 2017.
Гиндин Л. А. Население Гомеровской Трои, 1993.
Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996.
Блеген К. Троя и троянцы. М., 2002.
Шлиман Г. Илион. Город и страна троянцев. М., 2009, т. I-II.
Шлиман Г. Троя. М., 2010.
Сокровища Трои. Из раскопок Генриха Шлимана. М., 2007.
История древнего Востока, ч. 2. М., 1988.
Вирхов Р. Развалины Трои // Исторический вестник, 1880. — Т. 1. — № 2. — С. 415—430.
Стоун Ирвинг, Греческое сокровище. Биографический роман о Генрихе и Софье Шлиман, 1975
Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 350.
Достопримечательности Турции.
Фролова Н. Эфес и Троя. — ЛитРес, 2013. — ISBN 9785457217829.

Троя — легендарный город, знаменитый десятилетней Троянской войной, неразрывно связан с некоторыми наиболее выдающимися персонажами греческой мифологии — от богинь Геры, Афины и Афродиты (а также прекрасной Елены) до героев Ахиллеса, Париса и Одиссея. Многие знакомы с легендой о падении Трои. Но есть ли хоть доля правды в этом предании, гласящем, что причиной величайшего конфликта стала любовь Париса к Елене? Действительно ли закончился он лишь после того, как греки ввезли в город Троянского коня? И вообще, была ли эта война? Назывался ли город Троей?

Миф о Трое начинается с празднования свадьбы морской богини Фетиды и царя Пелея — одного из аргонавтов, который вместе с Ясоном принимал участие в поисках золотого руна. Пара не пригласила на торжество богиню раздора Эриду, но та все-таки приехала и швырнула на стол золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Гера, Афина и Афродита одновременно потянулись к яблоку. Чтобы разрешить конфликт, Зевс поручил принятие ответственного решения самому красивому из всех живущих мужчин — Парису, сыну царя Трои Приама.
Гера пообещала Парису огромную силу, если он выберет ее, Афина — военную славу, а Афродита — любовь самой красивой женщины в мире. Парис решил подарить золотое яблоко Афродите, и та указала ему на Елену, жену Менелая. Юноша отправился на поиски в греческий город Спарту, где его приняли как почетного гостя. Пока царь Спарты находился на похоронах, Парис с Еленой бежали в Трою, захватив с собой значительную часть его богатств. Обнаружив пропажу жены и сокровищ, Менелай разгневался и тут же собрал бывших женихов Елены, которые дали клятву защищать их брак. Они решили собрать войско и отправиться в Трою. Так было посеяно семя Троянской войны.

Более двух лет ушло на подготовку, и вот греческий флот из более 1000 кораблей готов к отплытию. Флот возглавил царь Микен Агамемнон. Он собрал корабли в порту Авлида (восточная часть Центральной Греции), однако для выхода в море необходим был попутный ветер. Тогда прорицатель Калхас сказал Агамемнону, что для того чтобы флот отправился в плавание, тот должен принести в жертву богине Артемиде свою дочь Ифигснию. Исполнив этого варварское, но, видимо, необходимое жертвоприношение, греки смогли отправиться в Трою. Девять лет бушевали сражения. За это время многие великие герои враждующих сторон погибли,в том числе и Ахиллес, убитый Парисом. Тем не менее греки никак не могли разрушить мощные стены Трои и войти в город. На десятый год войны хитрый Одиссей задумал построить гигантского деревянного коня, внутри которого намеренно оставлена полость, где могли спрятаться греческие воины и сам Одиссей. Греческий флот отплыл, оставив коня за воротами Трои, словно признавая свое поражение. Когда троянцы увидели удаляющиеся корабли и огромного деревянного коня за стенами города, они возликовали, поверив в свою победу, и затащили коня в город. Ночью греки выбрались из коня, открыли ворота Трои и впустили всю греческую армию. Троянцы не смогли дать отпор и были разбиты. Поликсену, дочь Приама, принесли в жертву на могиле Ахиллеса. Та же участь постигла сына Гектора Астианакса. Менелай намеревался убить и неверную Елену, но не смог устоять перед ее красотой и сохранил ей жизнь.

Легенда о Трое впервые упоминается в «Илиаде» Гомера (около 750 г. до н. э.). Позднее рассказ был расширен и дополнен. О Трое писали римские поэты Вергилий («Энеида») и Овидий («Метаморфозы»), Древнегреческие историки, такие как Геродот и Фукидид, были убеждены в том, что Троянская война — часть исторической действительности. Ссылаясь на слова Гомера, они писали, что Троя находилась на холме над Геллеспонтом (современные Дарданеллы) — узким проливом между Эгейским и Черным морями. Это был стратегически важный торговый центр. Сотни лет исследователи и собиратели древностей, плененные легендой о Трое, изучали местность, которая в древности называлась Троадой (ныне часть северо-западной Турции). Но более других искателей Трои прославился немецкий бизнесмен Генрих Шлиман. Ему удалось найти Трою.

Руководствуясь только сведениями, добытыми из «Илиады» Гомера, он решил, что город располагался на холме Гиссарлык в нескольких милях от Дарданелл, и в 1870 г. он начал раскопки, которые продлились до 1890 г. Шлиман нашел остатки нескольких древних городов, существовавших в период между ранним бронзовым веком (3 тыс. до н. э.) и поздним римским периодом. Считая, что Троя находится в более низких археологических слоях, Шлиман быстро и небрежно преодолевал верхние пласты земли, безвозвратно уничтожая многие важные исторические памятники. В 1873 г. Шлиман нашел множество золотых предметов, которые назвал «сокровищами Приама», и заявил всему миру, что нашел Гомерову Трою.

Разгорелись жаркие споры относительно того, действительно ли Шлиман там нашел золотые предметы или же он намеренно их туда поместил, чтобы подтвердить- это место действительно является легендарной Троей. Установлено, что Шлиман неоднократно искажал факты: он заявлял, что сам разыскал место расположения Трои на холме Гиссарлык во время первого посещения Троады. Однако известно, что на тот момент британский археолог и дипломат Фрэнк Калверт уже проводил раскопки в этом месте, поскольку эта земля принадлежала его семье. Калверт был убежден в том, что древняя Троя находится на холме Гиссарлык, поэтому оказывал помощь Шлиману во время его первых раскопок. Позднее, когда Шлиман получил всемирное признание как «тот, кто нашел город Гомера», он утверждал, что Калверт не помогал ему. В настоящее время наследники Калверта, проживающие в Англии и Америке, заявляют о своих правах на часть сокровищ, извлеченных из холма Гиссарлык.

Современные исследования показали, что удивительные золотые находки, обнаруженные Шлиманом, значительно старше, чем он предполагал, а город, расположенный на холме Гиссарлык, который Шлиман считал гомеровской Троей, в действительности датируется 2400-2200 гг. до н. э., то есть он существовал по крайней мере за тысячу лет до предполагаемой даты начала Троянской войны.

Оставив в стороне эгоистичность Шлимана, следует признать положительный аспект его деятельности хотя бы потому, что он привлек внимание мирового сообщества к древностям холма Гиссарлык. После Шлимана исследовательскую работу на холме проводили: Вильгельм Дерпфельд (1893-1894 гг.), американский археолог Карл Блеген (1932-1938 гг.) и группа ученых из университетов Тюбингена и Цинциннати под руководством профессора Манфреда Корфмана. В результате раскопок Трон удалось установить, что на этом месте в разные периоды (их можно разделить на ряд подпериодов) располагалось девять городов, которые существовали начиная с раннего бронзового века (3 тыс. до н. э.) — Троя-I и заканчивая эллинистическим периодом (323-30 гг. до н. э.) — Троя-IX. Наиболее вероятной кандидатурой на звание гомеровской Трои, судя по датировке, считают Трою-VIIIa (1300-1180 гг. до н. э.). Многие ученые согласны с мнением, что Троя-VIIIa наилучшим образом соответствует описанию Гомера. Кроме того, именно в городе этого времени были обнаружены следы пожаров, а значит, город был разрушен во время войны. Связь Трои-VIIIa с материковой Грецией подтверждают греческие предметы микенского периода (поздний бронзовый век), особенно большое количество гончарных изделий, которые, видимо, импортировались сюда.

Более того, Троя-VIIIa была довольно крупным городом, о чем свидетельствуют находки — ряд человеческих останков и несколько бронзовых наконечников стрел, выкованных в крепости и городе. Впрочем, значительная часть артефактов до сих пор находится в земле, а найденных предметов недостаточно для подтверждения гипотезы, что разрушение города — дело рук человеческих, а не результат природного катаклизма, например сильнейшего землетрясения. Как бы то ни было, если гомеровскую Трою считать реально существовавшим городом, то, опираясь на современные знания, можно утверждать, что Троя-VIIIа подходит на эту роль наилучшим образом. Не так давно геологи Джон К. Крафт из Делавэрского университета и Джон В. Льюс из колледжа Тринити в Дублине обнаружили материалы, подтверждающие существование Трои на холме Гиссарлык. Они провели геологические исследования местности: изучили особенности ландшафта у холма и свойства грунта в прибрежной зоне. Таким образом, исследования в области седиментологии (Седиментология — наука об осадочных породах и современных осадках, их вещественном составе, строении, закономерностях и условиях образования и изменении) и геоморфологии (Геоморфология — наука о рельефе суши, дна океанов и морей, которая изучает внешний облик, происхождение, возраст рельефа, историю его развития, современную динамику и закономерности распространения) подтвердили сведения, полученные из «Илиады» Гомера.

Даже существование загадочного огромного Троянского коня, который был, наверное, самым невероятным предметом в повествовании Гомера, тоже объясняется с точки зрения современной науки. Британский историк Майкл Вуд убежден, что Троянский конь был не просто искусной уловкой для проникновения в город, а скорее тараном или похожим на коня примитивным осадным орудием. Такие устройства были известны в Греции в классический период. Например, спартанцы использовали тараны при осаде Платей в 479 г. до н. э. Согласно еще одной версии, конь символизировал Посейдона — безжалостного бога землетрясений, поэтому Троянский конь вполне мог быть метафорой землетрясения, которое необратимо ослабило защиту города, позволив греческим войскам без труда проникнуть внутрь. Позднее появились другие, хотя и спорные данные, подтверждающие реальность существования Трои. Они содержатся в переписке и анналах царей Хеттского царства, найденных в Анатолии (современная Турция) и датируемых 1320 г. до н. э., в которых говорится о напряженной военной и политической ситуации в могущественном государстве Ахиява, подконтрольном царству, известному как Валуса. Последнее ученые отождествляют с греческим Илионом, Троей, а Ахияву греки называли «Ахейа» — страна ахейцев, которых Гомер в «Илиаде» представляет как прагреческие племена. Эта гипотеза спорна, хотя и была положительно воспринята большинством ученых, поскольку дала толчок изучению отношений между Грецией и Ближним Востоком в период позднего бронзового века. К сожалению, до сих пор не найдены хеттские письменные источники, упоминающие о конфликте, который можно было бы расценивать как Троянскую войну в Троаде.

Итак, был ли крупнейший конфликт, развернувшийся на холме Гиссарлык в 1200 г. до н. э.. Троянской войной? Скорее всего, нет. Гомер писал о полумифической эпохе героев, об истории, которая передавалась из уст в уста на протяжении как минимум четырех столетий. Даже если война действительно имела место, сведения о ней скорее всего были утеряны или искажены. Следует признать, что некоторые предметы, упоминаемые в гомеровском повествовании, датируются периодом позднего бронзового века — различные виды доспехов и вооружения, которые были хорошо известны в 1200-750 гг. до н. э., то есть и в те годы, когда поэт писал свое произведение. Кроме того, Гомер называет греческие города своего времени, которые, по его мнению, играли особенно важную роль в годы Троянской войны. Археологические раскопки, проводимые на месте этих городов, обычно доказывали, что они были центрами первостепенной важности в период позднего бронзового века. Не вызывает сомнения и факт, что расположенная в таком важном месте, над Геллеспонтом, на границе между Хеттским царством и греческим миром, Троя непременно должна была стать театром военных действий в период позднего бронзового века. Скорее всего, история Гомера является воспоминанием об отдельных конфликтах между греками и жителями Троады, которые он объединил в одну решающую эпическую борьбу — войну всех войн. Если это действительно так, то легенда о Троянской войне базируется на реальных исторических событиях, пусть даже преданиях старины глубокой. Передавая из уст в уста, рассказчики дополняли ее необыкновенными деталями. Возможно, даже прекрасная Елена Троянская появилась в повествовании значительно позже.

No related links found