Эмоциональный интеллект в психологии. Методы развития ЭИ

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне О том, как поделиться Закрыть окно
  • Правообладатель иллюстрации London Psychometric Laboratory Image caption Человек может проверить свой эмоциональный интеллект, оценив себя по ряду факторов теста "черты эмоционального интеллекта", включая способность сопереживать и испытывать счастье

    Эмоциональный интеллект - понятие, вызывающее споры. Одни называют его недостаточно научным, другие видят в эмоциональном интеллекте ключ к успеху во всех сферах жизни: от повышения зарплаты до счастливых отношений Так ли это?

    О том, что такое эмоциональный интеллект и почему он важен, Русская служба Би-би-си поговорила с Константином Петридесом - профессором психологии и психометрии Университетского колледжа Лондона.

    Способность объединить ум, логику и эмоции

    Би-би-си: Что такое эмоциональный интеллект? Когда впервые о нем стало известно?

    Константин Петридес: Эмоциональным интеллектом называют способность человека воспринимать собственные эмоции и управлять чувствами для эффективного решения задач.

    Интерес к эмоциональному интеллекту возник в начале XX-го века из-за неспособности классических IQ-тестов (коэффициент интеллекта) объяснить особенности мотивации и поведения людей.

    Однако еще древние греки задумывались над эмоциональным интеллектом, полагая, что мудрый человек - это тот, который способен объединить ум, логику и эмоции. Несмотря на то, что это было две с половиной тысячи лет назад, вопрос человеческих эмоций остался тем же.

    Еще в 1870-м году в книге "О выражении эмоций у человека и животных" Чарльз Дарвин сделал попытку изучения человеческих эмоций через внешние проявления. Концепция эмоционального интеллекта (или сокращенно EQ) в современном его понимании возникла в начале XX -го века.

    В 1920 году американский психолог Эдвард Торндайк впервые ввел понятие социального интеллекта как способности человека разумно действовать в отношениях с людьми.

    В 1983 году Говард Гарденер предложил теорию множественного интеллекта, разделив интеллект на внутренний (свои эмоции) и межличностный (эмоци и окружающих).

    Журналист Дэниэл Гоулм а н популяризировал понятие, издав книгу "Эмоциональный и нтеллект" в 1995 году.

    Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Исследователи считают, что занятия медитацией необходимы для развития эмоционального интеллекта

    Как показывают исследования, существует несколько диагностик эмоционального интеллекта.

    К примеру, модель способностей (Ability model), которая рассматривает эмоции как генетически заложенное качество или талант, который можно объективно измерить, как способность к математике или языкам.

    Модель "черты эмоционального интеллекта," исследованием которой занимается наша лаборатория, считает, что эмоциям невозможно дать количественную оценку.

    Программа изучает восприятие человеком собственных эмоций, позволяя тестируемому дать оценку своим чувствам, пройдя тест.

    Дать оценку эмоциям

    Би-би-си: В чем смысл теста? В чем его практическое применение?

    К.П.: Тест состоит из 15 компонентов, или "черт" эмоционального интеллекта, включая способность адаптироваться к обстоятельствам, умение эффективно принимать решения, сопереживать и испытывать счастье.

    Человек оценивает каждый параметр и получает картину своего эмоционального состояния, что позволяет ему обратить внимание на личностные недостатки, о которых он раньше и не задумывался.

    Недавно к нам обратились из подразделения Лондонской полиции. Один из сотрудников, талантливый служащий, который при этом совершенно не умел ладить с коллегами, отличался прямолинейностью и авторитарным характером.

    На работе не знали, что с этим делать.

    Правообладатель иллюстрации iStock Image caption По результатам исследования, женщины с высоким эмоциональным интеллектом более довольны своей внешностью

    Полицейский прошел тест, фокусируясь на мотивации, умении принимать решения и взаимоотношениях. Это помогло ему осознать собственное поведение и улучшить отношения с коллегами по работе.

    Эмоциональный интеллект может измерить не только тестируемый, но и близкие ему люди. К примеру, мужчина считает себя оптимистом и вполне счастливым. Но, если попросить пройти тест его супругу, может оказаться, что она видит его пессимистом, неспособным контролировать эмоции.

    Часто люди воспринимают себя не так, как о них думают другие.

    Осмысление эмоций - первый шаг к переоценке поведения.

    В отличие от IQ, эмоциональный интеллект можно повысить

    Би-би-си: В чем отличие эмоционального интеллекта от IQ (коэффициент а интеллекта)?

    К.П.: Известно, что уровень IQ - объективный показатель умственных способностей, который нельзя изменить. Коэффициент интеллекта предопределяет успех в школе, на работе.

    Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Исследователи отмечают, что высокий эмоциональный интеллект положительно влияет на способность работать в коллективе

    Эмоциональный интеллект - это умение человека воспринимать собственные эмоции, которое в том числе влияет на способность работать в коллективе и улавливать настроения коллег.

    В отличие от IQ, который заложен генетически, человек может регулировать и повышать свой эмоциональный интеллект на протяжении жизни.

    Важно понимать, что показатель социальных навыков не менее важен для личного успеха, чем способность логически мыслить или решать математические задачи.

    Факторы высокого эмоционального интеллекта (По результатам исследования "черты эмоционального интеллекта") :

    • Высокий эмоциональный интеллект позитивно влияет на работоспособность
    • Женщины с высоким эмоциональным интеллектом более довольны своей внешностью. Они так же менее склонны к преувеличению "индекса массы тела" - разницы между желаемым весом и действительным.
    • Люди с высоким эмоциональным интеллектом способны более четко определять эмоции через мимику лица.
    • Ученики с высоким уровнем эмоционального интеллекта пропускают меньше занятий в школе по неуважительным причинам.

    Би-би-си: Какую роль играет эмоциональный интеллект для бизнеса и компаний?

    К.П.: Работодатели обращают внимание на то, что высокие умственные способности не всегда являются критерием, определяющим успех человека на работе.

    Например, нанимают человека с широким послужным списком и высоким показателем IQ, а он оказывается тираном, не способным ладить с командой.

    Именно поэтому все больше крупных компаний обращается к специалистам эмоционального интеллекта за помощью: достаточно поискать в интернете "эмоциональный интеллект для бизнеса", чтобы убедиться в этом.

    Би-би-си: Какой эмоциональный интеллект у политиков?

    К.П.: Есть большая вероятность того, что большинство современных политиков получат высокий балл в тесте "черты эмоционального интеллекта".

    Это связано с завышенным эго и нарциссизмом, которые позволяют лидерам высоко оценивать себя и свои личностные способности.

    Однако это вовсе не указывает на высокий эмоциональный интеллект.

    Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Несмотря на президентский пост, многие считают, что у Трампа отсутствует эмоциональный интеллект

    Можно достичь вершин власти, пользоваться авторитетом и при этом быть неспособным наладить отношения в семье.

    Если обратиться к историческим примерам, образцом мудрого правителя был индийский император Ашока, который обладал сильным эмоциональным интеллектом. Махатма Ганди - другой пример лидера, способного к эмпатии (одной из главных составляющих эмоционального интеллекта).

    Вопрос политики - в мотивации людей у власти. В политической верхушке должны стоять мудрые правители, способные к сопереживанию, а не те, кто стремится реализовать себя за счет управления другими.

    Би-би-си: Как понять, что у меня низкий эмоциональный интеллект?

    К.П.: Чтобы понять, есть ли основания говорить о низком эмоциональном интеллекте, следует обратить внимание на повседневные мысли, поcтупки и эмоции.

    Главные моменты, которые могут быть индикаторами низкого EQ:

    • Неуверенность в себе и cвоих действиях
    • Склонность к чрезмерной самокритике
    • Неспособность находить общий язык с окружающими

    То есть, у людей с низким эмоциональным интеллектом периодически возникают проблемы с самооценкой и общением с другими, однако в то же время они более скромны и непредвзято относятся к окружающим.

    Как быть счастливым и не перегореть?

    Би-би-си: Как повысить эмоциональный интеллект? Существуют ли обучающие материалы, программы для этого? С чего следует начать?

    К.П. : У меня часто спрашивают: как достичь успеха на работе и наладить отношения в семье? Задать такой вопрос, все равно что прийти к доктору за рецептом, не интересуясь причиной болезни.

    Прежде всего необходимо задать вопрос "Кто я есть?", и только затем "Что я чувствую?" Человек должен научиться понимать себя, распознавать свои эмоции и только после этого - анализировать чувства окружающих.

    Image caption Профессор Петридес считает, что начинать изучать эмоциональный интеллект следует с вопроса "Кто я есть?", и только затем - "Что я чувствую?"

    Сделать это непросто. Всю жизнь люди пытаются найти счастье извне. Так заложено системой, в которой внешние достижения - визитная карточка успеха.

    Человек заканчивает школу, поступает в престижный университет, ищет высокооплачиваемую работу.

    Выбирает лучшего спутника жизни, лучший дом, машину. Он постоянно пытается взобраться на стену, которую сам строит. Но это невозможно, потому что достигнув верхушки, кладет сверху еще пару кирпичей.

    В определенный момент человек "перегорает", понимает, что несчастен. Бывает, это случается слишком поздно. В Лондоне много таких людей - внешне успешных и позитивных, которые на самом деле годами сидят на антидепрессантах.

    Задача программы "черты эмоционального интеллекта" - дать человеку возможность перестать искать смысл извне, а вместо этого попытаться заглянуть внутрь себя и понять свою сущность. Захотеть измениться. Главное - искренне.

    Следующий естественный шаг - медитация. Если внутренне человек готов к изменениям, приход в медитацию покажется ему вполне естественным.

    Константин В. Петридес - руководитель психометрической лаборатории, профессор психологии и психометрии в Университетском колледже Лондо на . Профессор Петридес - автор и разработчик тестов программы "Черты эмоционального интеллекта", которые применяются для мировых исследований в этой области.

    «Примерно с 26 лет мне приходилось одновременно работать с огромным количеством человек, взаимодействовать напрямую с 35–40 сотрудниками и партнёрами, - вспоминает СЕО компании Cognitive Technologies Андрей Черногоров. - Стресса было очень много, и я совершал кучу лишних действий на эмоциях. Например, в пол-оборота расставался с сотрудниками вместо того, чтобы обсуждать ситуации и находить компромиссы. Я винил их в том, что они не соответствовали моим ожиданиям. Часто бросал проекты, если они реализовывались не так быстро, как мне хотелось».

    Черногоров считает, что именно эмоциональный интеллект (ЭИ) помог ему вывести компанию на международный уровень и остановить кадровую текучку. Четыре года назад он увлёкся боксом: «Это вид спорта, где ты постоянно испытываешь острые переживания, и их надо уметь фильтровать и направлять в нужную сторону. Это научило меня более спокойно и взвешенно смотреть и на работу, и на личную жизнь. Я стал больше обращать внимания на собственные эмоции и задумываться о том, из-за чего они появляются».

    Когда у Черногорова родился ребёнок, он стал ещё более внимательно присматриваться к себе и наблюдать за собой со стороны, ему хотелось быть хорошим и внимательным отцом. Постепенно он пришёл к выводу, что всю жизнь неэффективно расходовал собственную энергию, совершенно не отдавал себе отчёта в собственных эмоциях и желаниях и не пытался наблюдать за эмоциями сотрудников. «Когда я пришёл работать в Cognitive Technologies, я установил контроль рабочего времени, думая, что это повысит эффективность, - говорит Черногоров. - Но в итоге несколько хороших специалистов ушли, недовольные тем, что я их контролирую, а кто-то был демотивирован, стал халтурить, и мне пришлось самому их уволить. Я тогда не думал, что эмоции подчинённых могут так серьёзно повлиять на работу. Так что теперь я стараюсь больше доверять сотрудникам и пытаться понять, что у них в голове».

    Бремя лидера

    Заместитель заведующего кафедры психоанализа и бизнес-консультирования ВШЭ Александр Евдокименко объясняет, что для лидера любой компании, некоммерческой организации или социальной группы ЭИ особенно важен.

    Дело в том, что к лидерству обычно стремятся люди с определёнными личностными качествами. Стрессоустойчивость, работоспособность, энергичность - типичные черты успешных лидеров. Но у них есть и общие негативные черты, так называемая теневая сторона лидерства.

    Многие стремятся избегать конфликтов и пытаются всем понравиться, другие, наоборот, третируют подчинённых и наслаждаются властью над ними. Ещё лидеры часто страдают перфекционизмом и требуют того же от подчинённых - такие могут раздражаться, когда кто-то или что-то не соответствует их ожиданиям. Они не доверяют сотрудникам и не хотят делегировать им полномочия. Если верить психологам Калифорнийского университета в Сан-Франциско, то примерно половина бизнесменов страдает душевными расстройствами, в основном это СДВГ или биполярное расстройство личности.

    Так или иначе, часто лидеры - это люди, которые берут на себя высокую ответственность и много задач, и всё это сказывается на отношениях с окружающими, в том числе и с командой. Но в эпоху постиндустриальной экономики от лидеров требуются не только знания и умения, но и способность мотивировать команду и вникнуть в проблемы сотрудников.

    Что такое эмоциональный интеллект

    Принято считать, что ЭИ - это способность к эмпатии и сильным ощущениям. Часто это понятие ошибочно обозначают аббревиатурой EQ. Но на самом деле это совершенно разные вещи. Как объясняет Елена Хлевная, кандидат экономических наук и автор исследования «Влияние эмоционального интеллекта на достижение ключевых показателей эффективности», EQ - это эмоциональный коэффициент, который показывает, насколько интенсивно человек испытывает эмоции и проявляет их. ЭИ - это EI, способность понимать и использовать эмоции. При этом у человека может быть высокий EQ и низкий EI - или наоборот.

    Фото: © Tim Macpherson / Getty Images

    «Есть популярный миф, будто бы человек с развитым EI - это хороший человек, - объясняет Хлевная. - Но эмоциональный человек - это не качество, а способность, так же как физическая сила - с её помощью можно помогать слабым, а можно нападать на людей. Всё зависит от воспитания человека и его этических ценностей. С помощью ЭИ можно мотивировать сотрудников, поддерживать их, а можно быть тонким манипулятором.

    Ещё люди "не в теме" часто противопоставляют эмоциональный интеллект обычному - будто бы можно, не будучи интеллектуалом в общепринятом смысле, обладать ЭИ. Это тоже заблуждение: ЭИ - важная составляющая "обычного" интеллекта, она помогает нам перерабатывать информацию». Другая популярная ошибка - думать, будто бы человек с развитым ЭИ всегда весел и мягок в общении. На самом деле он может быть и радостным, и грустным, и сердитым. Он просто знает, как ему использовать себе во благо даже негативные эмоции.

    Иррациональная экономика

    Начиная с Адама Смита западные экономисты считали, что человек всегда стремится к собственной выгоде и сам знает, в чём она заключается, так что его действия и поступки можно просчитать наперёд. В 1970-х годах в Великобритании и США макроэкономисты в основном исходили из теории разумных ожиданий, согласно которой участники рынка могут прогнозировать спрос и предложение, основываясь на имеющейся информации и рыночных механизмах. Инвестиционные компании с Уолл-стрит руководствовались гипотезой эффективного рынка и считали, что цена финансовых активов имеет логическое обоснование и зависит от имеющейся информации. Но в 1987 году, после краха фондовой биржи, многие стали задумываться о том, что человек может вести себя иррационально и это сказывается на экономике куда сильнее, чем кажется.

    Ещё до биржевого краха, в 1979 году психологи Дэниел Канеман и Эмос Тверски разработали теорию перспектив. В ходе исследований они выяснили, что люди часто переоценивают вероятность маловероятных событий и недооценивают вероятность тех событий, которые, скорее всего, произойдут. Кроме того, человек может действовать иррационально, чтобы избежать потерь. Примерно с этого момента начала активно развиваться поведенческая экономика.

    Была и ещё одна причина. В конце 80-х годов в западных странах отношения между владельцами компаний и наёмными сотрудниками стали заметно меняться. Раньше всё было логично: сотрудники тратили своё время и использовали умения, а взамен получали зарплату. Размер зарплаты зависел от количества отработанного времени и результатов. С развитием новых технологий компании стали оснащать работников IT-системами - считалось, что теперь трудозатраты уменьшатся, а эффективность сотрудников вырастет. Но выяснилось, что освободившееся время работники предпочитают тратить на собственные дела, производительность труда стала снижаться вместо того, чтобы расти. Между работодателями и наёмными работниками начался разлад. Было очевидно, что, кроме зарплаты и соцпакета, бизнес-лидерам нужно ещё что-то, чтобы привлекать и удерживать сотрудников.

    В 1990-х годах американские учёные Джон Майер, Питер Сэловей и Дэвид Карузо начали разрабатывать теорию ЭИ. Согласно этой теории, в человеческих эмоциях содержится информация, которую можно перерабатывать и использовать. Майер и Сэловей выделили четыре главных составляющих ЭИ. Первая - способность распознавать собственные эмоции и эмоции других людей и отличать их друг от друга. Вторая - способность использовать эмоции для решения задач. Например, когда человеку грустно, он лучше справляется с аналитической работой, и, если знать об этом, можно использовать подавленное состояние себе во благо. Третья составляющая - понимание эмоций и механизма их возникновения. Если человек понимает, какие события вызывают у него гнев, а какие - тревогу, он лучше контролирует ситуацию. Четвёртая составляющая - управление эмоциями, способность их контролировать.

    Изначально концепция ЭИ не была напрямую связана с бизнесом и экономикой, но владельцам крупных международных компаний она понравилась, и постепенно ЭИ вошёл в моду у бизнесменов. В 2009 году международная тренинговая компания Talent Smart опубликовала доклад, рассказывающий о финансовых успехах компаний, которые воспользовались концепцией ЭИ. Выяснилось, что в 2003 году L’Oréal отправил группу менеджеров по продажам на тренинг по использованию ЭИ и за следующий год каждый из этих менеджеров повысил прибыль компании примерно на $91 370. Международная консалтинговая компания Multinational Consulting Firm измерила ЭИ топ-менеджеров и пришла к выводу, что руководители с высоким ЭИ приносят больше прибыли, чем остальные.

    Поучительная история бизнесмена Алёхина

    Прежде чем войти в кабинет к Роману Алёхину, основателю и директору сети ортопедических салонов «Орто-доктор», подчинённые всегда спрашивали у секретаря, в каком настроении сегодня босс. Они знали: если Алёхин не в духе - будет кричать.

    Сам Алёхин говорит, что всегда мечтал помогать людям, в 2001 году даже начинал работать в милиции. Ему там не понравилось, и в 2012 году он начал заниматься протезами - пришёл на управляющую должность в крупное государственное протезно-ортопедическое предприятие в Курске, которым руководил его отец.

    Несмотря на альтруизм, Роман был очень вспыльчивым и агрессивным человеком. «Наверное, я перенял это от отца, - говорит Алёхин. - Он человек старой закалки, раньше на всех предприятиях, особенно государственных, было принято общаться с подчинёнными криком. А может, я просто по природе такой. Мне было всего 22, но я запросто повышал голос на людей намного старше меня, с большим опытом работы, даже когда по-настоящему серьёзных поводов для этого не было. Казалось, все пропускают это мимо ушей, потому что так принято. Но в итоге своим поведением я навредил сам себе. С моим приходом предприятие стало расти по экономическим показателям, я привлёк клиентов из-за рубежа. Но весь коллектив был настроен против меня. В итоге сотрудники написали анонимную жалобу в вышестоящую организацию и руководство отстранили».

    После этой истории Алёхин решил начать собственный бизнес - в 2003 году он открыл первый магазин «Орто-доктор». Уже поработав в протезно-ортопедической отрасли, Роман познакомился с поставщиками и знал, кому из них интересно начать работу с Курской областью, так что в товар сначала почти не пришлось вкладывать денег.

    Алёхин потратил только 30 000 рублей на мебель, а товар ему давали под реализацию поставщики, которые знали, что он в теме, и доверяли ему. Команду Роман решил набрать молодую и активную, «под себя». Но выяснилось, что новое поколение работников не готово терпеть эмоционального и вспыльчивого начальника. «Они не держатся за работу так, как держались пожилые работники на госпредприятиях, - рассуждает Алёхин. - Возьмёшь хорошего специалиста после института, а потом крикнешь на него - и он тут же уволится. Скажешь ему отработать две недели после написания заявления, а он будет халтурить или вообще возьмёт больничный. Никакая грубая сила не работает.

    Была постоянная текучка кадров, а в таком бизнесе это сильно мешает. В протезно-ортопедических компаниях новым сотрудникам приходится по несколько месяцев учиться, чтобы начать разбираться в товаре, это же связано с медициной. Только через полгода они начинают работать на полную мощность. А у меня сотрудники часто уходили ещё на испытательном сроке. Бизнес был очень нестабильным - он шёл в гору, а потом после моей вспышки гнева уходила очередная волна сотрудников и происходило резкое падение, на 30–50%».

    После приступов гнева у Романа случались периоды хандры. Если на работе что-то шло не так, он забрасывал все дела, мог часами сидеть и бездумно смотреть в монитор. Мог по три-четыре месяца играть в онлайн-игры не отрываясь и не глядя подписывать документы, которые ему приносили заместители. В такие моменты, при общем росте рынка, компания переставала развиваться, а несколько раз даже оказывалась на грани банкротства. «Я мог уйти в такую "депрессию" из-за кражи денег, увольнения сотрудников или даже просто низкой выручки, - говорит Роман. - Моё состояние только усугубляло ситуацию, сотрудники увольнялись ещё чаще, и я терял всё больше денег. При этом я не умел разделять работу и личную жизнь. Дома я ходил недовольный и злой из-за работы, на работе хандрил из-за того, что происходит дома».

    В 2010 году Роман решил, что надо менять свой стиль работы и отношения с сотрудниками. Он прошёл несколько тренингов бизнес-консультанта Александра Фридмана и увлёкся концепцией центрирующих парадигм. По мысли Фридмана, качество работы сотрудников в первую очередь зависит от начальника и от того, насколько грамотно он умеет управлять коллективом. Каждый сотрудник мыслит в собственной парадигме и действует исходя из неё. Если он раз за разом ошибается, значит, проблема в этой самой парадигме и её надо поменять.

    Если раньше Алёхин считал, что подчинённые - лодыри и идиоты, то теперь он стал пытаться задавать им больше вопросов, чтобы понять их проблемы и мотивацию. Постепенно они тоже все больше к нему прислушивались и он всё реже кричал на них. Но если вспышки гнева получалось как-то контролировать, то приступы хандры никогда не уходили. В 2013 году у Романа умер отец, он в очередной раз забросил дела и стал часы напролёт просиживать перед пустым монитором.

    «Я верующий человек и через некоторое время после смерти отца пошёл на исповедь, - вспоминает Роман. - Со мной говорил молодой священник. Когда я перечислял грехи, он обратил моё внимание на уныние. Сказал, что этострашнее всего, потому что именно уныние влечёт за собой все проблемы и плохие поступки. Так что в первую очередь нужно справиться с унынием». После этого Алёхин начал внимательно следить за собой и своими эмоциями. Пережив трагедию, он стал спокойнее относиться к бизнесу, решив для себя, что по-настоящему страшные вещи - это смерть и болезнь близких, а с остальным можно справиться, особенно если сохранять спокойствие.

    «Как только я чувствовал, что на меня накатывает тоска или гнев, я сразу отмечал это про себя и успокаивался, - говорит он. - Раньше эмоции накатывали, как волны, и я даже не замечал, как оказывался полностью ими захвачен и переставал себя контролировать. Теперь я анализировал всё, что происходит в моей голове. Где-то через полгода это вошло в привычку, стало происходить автоматически. Жена заметила, что я стал спокойнее, больше не прихожу с работы мрачный и не жалуюсь на жизнь. У меня исчезла привычка при любых проблемах сдаваться и уходить в компьютерные игры. Однажды хакеры украли у моей компании 1,5 млн рублей, но я сумел остаться невозмутимым, хотя раньше это привело бы к долгой апатии».

    Олег Шашенков - адвокат, который с 2010 года ведёт дела компании Алёхина, - тоже считает, что эмоциональная уравновешенность хорошо сказалась на бизнесе. «Раньше Роман принимал много импульсивных решений и они противоречили друг другу, - вспоминает Шашенков. - Бывало такое, что он сначала не собирается участвовать в торгах, потом всё-таки решит участвовать, а потом обращается ко мне, чтобы оспорить решения по этим торгам. Он часто жаловался на свою импульсивность, но ничего не мог с этим поделать. Сейчас подобных историй стало куда меньше, да и выглядит он более радостным».

    Роман считает, что его эмоциональная стабильность спасла жизнь его сыну. «В прошлом году мой новорождённый ребёнок тяжело заболел, и тут, в Курске, врачи сказали, что ничем не смогут помочь, а до Москвы мы его не довезём. У жены опустились руки, она ещё не пришла в себя после родов и была совершенно потеряна. Параллельно с этим всё было очень тяжело на работе: компания была в яме, 2 млн чистого убытка за месяц. Я даже думал продать бизнес, но не нашёл покупателя. Раньше я бы точно впал в депрессию и ушёл с головой в компьютерные игры. Но на этот раз попытался сохранить спокойствие и что-то предпринять. В итоге в соседнем регионе нашёлся нейрохирург, который сделал ребёнку операцию. А потом постепенно и компанию получилось вытащить из ямы».

    Как развить эмоциональный интеллект

    ЭИ есть у каждого человека, просто у кого-то он развит больше, а у кого-то - меньше. Это как словарный запас - можно всю жизнь изъясняться несколькими простыми фразами, как Эллочка-людоедка, а можно читать книги и учиться выражаться более литературным языком. Эллочка-людоедке никогда не быть писательницей или телеведущей, а человеку с плохо развитым ЭИ трудно стать хорошим лидером или наладить широкую сеть коммуникаций.

    «Если хочешь развить ЭИ, начинать нужно с себя, точнее - с распознавания собственных эмоций», - объясняет Хлевная. Как правило, говоря о себе, мы используем всего несколько понятий: радость, злость, грусть. Так происходит из-за того, что в русской культуре вообще не принято много обсуждать эмоции. Но на самом деле у нас их куда больше трёх. Например, психолог Роберт Плутчик относил к базовым эмоциям интерес и считал, что именно благодаря ему происходит человеческое развитие.

    «Если каждые несколько часов отмечать в еженедельнике свои эмоции на данный момент и записывать, чем эти эмоции вызваны, через пару недель, вернувшись к записям, можно узнать много нового о себе, - продолжает Хлевная. - И уже с этого момента с эмоциями можно начинать работать».

    Хлевная в своей книге предлагает несколько упражнений на развитие ЭИ. Например, «Назойливая муха» - это упражнение помогает справляться с раздражением. Нужно сесть поудобнее, положить руки на колени, опустить плечи и голову. Дальше представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Вам нужно, не открывая глаз, согнать муху. Предполагается, что через пару минут мышцы лица расслабятся, а вместе с ненужным напряжением уйдёт и раздражение.

    Ещё одно упражнение называется «Подмена», оно помогает сместить фокус с негативных эмоций. Для каждого события или явления, которое мы считаем негативным, нужно подобрать новое определение - нейтральное или положительное (для примера Хлевная предлагает вместо «гнилые зубы» использовать выражение «зубы цвета шоколада», а вместо «избалованный ребёнок» говорить «юный борец за независимость и свободу»).

    Следующее упражнение - «Меняем перспективу». Людям свойственно переоценивать масштаб происходящих с ними неприятностей. Чтобы взять себя в руки, нужно представить, что вы смотрите на то, что вас огорчает, с высоты Останкинской телебашни. Ваш офис и непослушные подчинённые находятся далеко внизу, а вокруг офиса кипит жизнь и прохожие идут по своим делам. Можно подняться ещё выше и представить, что вы смотрите на свою жизнь с высоты самолёта, а потом - с расстояния земной орбиты. Вспомнив, что, помимо ваших проблем, в мире есть ещё много всего, можете возвращаться к делам. Если вы правильно выполнили упражнение, паника и лишняя суета должны исчезнуть.

    Примерно так же можно управлять любой эмоцией - например, интересом. Человек может слишком сильно чем-то интересоваться, и тогда это может быть вредно для его психики. А иногда мы, наоборот, теряем ко всему интерес, и тогда это уже чревато депрессией. Если вы чувствуете, что испытываете всё меньше интереса к происходящему вокруг, полезно сменить обстановку, отправиться в путешествие.

    Советы могут показаться очевидными, а упражнения - глупыми, но, когда вас в очередной раз захватит приступ гнева или апатия, задумайтесь: как вышло, что такая сильная эмоция подкралась и незаметно поработила ваш рассудок? Не каждый человек может заметить, что постепенно теряет интерес к окружающему миру или что давно уже зациклился на одной и той же эмоции. Именно поэтому нужно в первую очередь научиться прислушиваться к себе.

    Фотография на обложке: UpperCult Images / Getty Images

    // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78–86.

    Рассматриваются определения и структура эмоционального интеллекта в рамках различных научных подходов к исследованию данного феномена; сопоставляются научный и популярный подходы к определению и развитию эмоционального интеллекта; обосновывается актуальность его изучения и развития.

    Ключевые слова: эмоциональный интеллект (EI, ЭИ), коэффициент эмоциональности (EQ), эмоциональная компетентность.

    Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. Еще в Библии, в Книге Притчей, мы находим примеры эмоциональной мудрости человечества: «У глупого тотчас же выскажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбления» (12:15); «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует» (12:18); «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает» (15:1); «Долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собой лучше завоевателя города» (16:32). Экклезиаст учит: «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» (7:3) .

    Современные философы вслед за мыслителями древности подчеркивают актуальность проблемы развития эмоциональной компетентности - открытости человека своим эмоциональным переживаниям, связывая ее возможности с гармоничным взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта .

    Приведем в подтверждение этого актуальное для темы нашего исследования высказывание Ошо (Раджниша): «Чтобы интеллект преобразовать в разум, абсолютно необходимо открыть сначала свое сердце... Разум - это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем» .

    В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева . Л.С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни...» . Единство аффекта и интеллекта, по мнению классика психологии, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. С.Л. Рубинштейн, развивая идеи Л.С. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального .

    Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека пока не получили должной разработки. В подтверждение этого можно привести слова Д.Б. Эльконина о том, что до настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности (в том числе и эмоционального) .

    В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона - несгибаемого и как бы лишенного эмоций супермена. В то же время К.Д. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает . Действительно, культ рациональности и высокий образовательный ценз непосредственно не обеспечивают гуманистическое мировоззрение и эмоциональную культуру человека.

    По мнению Е.Л. Яковлевой, осознание собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему .

    Известно, что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь, невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента. В современном цивилизованном обществе постоянно растет число людей, страдающих неврозами. С особой силой и отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с пониженным уровнем самоконтроля. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье .

    Решению проблемы эмоциональных и психосоматических расстройств могла бы способствовать целенаправленная работа по развитию эмоциональной мудрости, той способности, которая в современных зарубежных и отечественных исследованиях называется эмоциональным интеллектом (emotional intelligence, EI) .

    Определение эмоционального интеллекта

    Критики концепции эмоционального интеллекта приводят для обоснования своей позиции следующие аргументы. Во-первых, «интеллект» в данном случае является неуместной, вводящей в заблуждение метафорой, которую, для более точного выражения сути обсуждаемого феномена, следует заменить термином «компетентность»; во-вторых, интеллект определяется как способность, а «никаких сколько-нибудь уникальных способностей, связанных с эмоциями, не существует» ; в-третьих, в представлениях об эмоциональном интеллекте эмоции подменяются интеллектом .

    В самом деле, у внимательного читателя может возникнуть вопрос: не является ли термин «эмоциональный интеллект» противоречивым? Это так, если, согласно определенной традиции западной мысли, эмоции представляются как вмешательство, настолько дезорганизующее и разрушающее умственную активность, что их нужно контролировать.

    В I в. до н.э. Публиус Сирус говорил: «Управляй своими эмоциями, в противном случае твои эмоции будут управлять тобой».

    Много позднее К. Юнг определял эмоции как сильное беспокойство, охватывающее индивида в целом. Современные сторонники данного подхода описывают эмоции как спонтанную реакцию, главным образом внутреннюю, возникающую в результате нарушений аффективного регулирования. Они рассматривают эмоции в чистом виде как феномен, обусловленный полной потерей интеллектуального контроля и не содержащий в себе и следа сознательной цели. В рамках указанного подхода Р.С. Вудворт предположил, что в состав шкал для измерения IQ следует включать тесты, демонстрирующие, что человек не проявляет страха, гнева, неприятия или любопытства по отношению к тем вещам, которые возбуждают данные эмоции у ребенка .

    По-видимому, в соответствии с этой традицией в отечественной психологии эмоциональный интеллект иногда понимается как некий дефектный компонент мыслительного процесса, снижающий объективность познания и отличающийся «ригидностью, косностью» . Зачастую отечественные исследователи ограничиваются лишь констатацией наличия данного понятия (), не определяя его, не выделяя четко его структурные компоненты, что, возможно, связано как с семантической неоднозначностью понятия, так и с вытекающими отсюда проблемами операционализации эмоционального интеллекта.

    В противоположность изложенной выше точке зрения в ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания . Психологи, принадлежащие к этому направлению, рассматривают эмоции как упорядоченную реакцию, которая с целью адаптации фокусирует когнитивную активность и последующие действия. Так, Р.У. Липер предположил, что эмоции являются первоначальными мотивирующими факторами, поскольку эмоциональные процессы позволяют побуждать активность, поддерживать ее и управлять ею. Действительно, слово «эмоция» произошло от латинского глагола emovare, что означает «двигаться» .

    Эмоция - это средство, с помощью которого взаимодействуют тело и разум, они постоянно изменяются и «перемещаются»: e-motion (э-моция). Так, если мы полностью функциональны и благополучны, эмоции позитивны, если нет - они «перемещаются» к негативному полюсу.

    Дж. Майер и П. Сэловей определяют эмоции как упорядоченные реакции, пересекающие границы многих психологических подсистем, включая физиологическую, когнитивную, мотивационную, эмпирическую (связанную с опытом). Это адаптивные реакции, которые могут потенциально быть причиной трансформации персонального и социального взаимодействия в обогащение опыта .

    Наиболее распространенным определением интеллекта является определение Д. Векслера: интеллект - это совокупность способностей, или глобальная способность индивида действовать целеустремленно, мыслить рационально и эффективно общаться с окружением. По мнению Дж. Майера, такое определение настолько расширено, что располагает к ограничению понятия.

    Согласно представлениям Х. Гарднера о множественном интеллекте, данное психическое явление включает широкий круг способностей . Модель интеллекта структурирует организацию этого пространства. Модель Х. Гарднера включает семь основных подвидов (форм) интеллекта, среди которых, наряду с традиционными вербальным и логико-математическим, присутствуют пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный (interpersonal) и внутриличностный (intrapersonal) интеллект. Межличностный интеллект, в свою очередь, включает способность наблюдать чувства других и использовать эти знания для прогнозирования их поведения. Один из аспектов личностного интеллекта также связан с чувствами и очень близок к тому, что Дж. Майер, П. Сэловей и Д. Карузо называют эмоциональным интеллектом .

    Одним из выделяемых Х. Гарднером типов интеллекта является социальный интеллект, определяемый как способность понимать людей и управлять ими. В исследованиях было установлено, что социальный интеллект может быть отделен от общих академических способностей.

    Эмоциональный интеллект рассматривается как подструктура социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями .

    Итак, эмоциональный интеллект не содержит в себе общие представления о себе и оценку других. Он фокусирует внимание на познании и использовании собственных и эмоциональных состояний и эмоций окружающих для решения проблем и регуляции поведения.
    В соответствии с описанными выше подходами к пониманию эмоций (особый тип знания) и интеллекта (совокупность взаимосвязанных друг с другом умственных способностей) понятие «эмоциональный интеллект» определяется как:
    способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний , ;
    способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза ;
    способность эффективно контролировать эмоции и использовать их для улучшения мышления , ;
    совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды;
    эмоционально-интеллектуальная деятельность .

    Обобщая данные определения, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, а также к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении.

    В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью. Конечный продукт эмоционального интеллекта - принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл . В конечном счете эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной саморегуляции.

    Структура эмоционального интеллекта

    Первые публикации по проблеме эмоционального интеллекта принадлежат Дж. Майеру и П. Сэловею, которые предложили первое определение эмоционального интеллекта и показали, что его можно измерить . Весьма популярная на Западе книга Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» вышла только в 1995 г. Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо, эмоциональный интеллект - это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.

    Структура эмоционального интеллекта, предложенная Дж. Майером, П. Сэловеем, Д. Карузо в 1990 году такова:

    Оценка и выражение эмоций: собственных (вербальное или невербальное); других людей (невербальное восприятие или эмпатия).

    Регуляция эмоций: собственных; других людей.
    Использование эмоций: гибкое планирование; творческое мышление; переключение внимания; мотивация.

    В дальнейшем эта структура была доработана. В настоящее время она включает четыре компонента, которые в совокупности описывают четыре сферы эмоциональных умственных способностей, а именно способности:
    безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей;
    использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной деятельности;
    понимать значение эмоций;
    управлять эмоциями .

    Согласно усовершенствованной модели, эмоциональный интеллект включает в себя следующие ментальные способности:
    осознанная регуляция эмоций;
    понимание (осмысление) эмоций;
    ассимиляция эмоций в мышлении;
    различение и выражение эмоций.

    Кратко охарактеризуем структурные компоненты эмоционального интеллекта и их значение в процессе межличностного взаимодействия.

    1. Осознанная регуляция эмоций. Эмоциями невозможно управлять прямо, однако это можно сделать опосредствованно: через объект, потребность, знак. Начальный момент управления чувством - это расщепление монолитного недифференцированного аффекта (Я-чувство) на субъекта и его чувство, точнее говоря, это вычленение чувства в качестве отдельного объекта, а не свойства внешнего мира («Я испытываю страх, удовольствие», а не «Мир страшен либо приятен») .

    Следующий этап управления эмоциями состоит в расширении или ограничении потока эмоциональной информации, к примеру, с помощью контролирующих мыслей.

    Так, защитная, ограничивающая эмоциональный опыт стратегия сопровождается мыслями типа «Не думай об этом», «Это не заслуживает моего внимания», «Я не реагирую» и т.п. Напротив, такие мысли, как «Узнай об этом побольше», «Открой себя для этого чувства» и прочие свидетельствуют об открытости сознания для потока эмоциональных переживаний.

    Установлено, что в этом случае люди способны сопереживать другим, понимать глубину их чувств, т.е. проявлять эмпатию в большей степени, чем тогда, когда механизм управления эмоциональным опытом действует в направлении его ограничения.

    Хотя многие аспекты регуляции настроения возникают автоматически, определенный метаопыт эмоциональных состояний осознается, и он открыт для исследования. Метаопыт переживания настроений, сложившийся как результат обобщения многих ситуаций (какие настроения типичны, какие нет; какие настроения понимаемы, какие нет), снабжает человека данными для построения имплицитной теории о тех ситуациях, которые могут вызвать определенные настроения. Дж. Майер приводит следующий пример: если во время танцев, к примеру, возникло приятное настроение, то в будущем танец с кем-либо может вызвать такое же настроение снова .

    Можно регулировать настроение, ассоциируя себя с определенными людьми. Так, отождествляя себя с людьми, достигшими успеха в значимой для нас области, мы можем управлять негативными эмоциональными состояниями, такими как зависть. Человек стремится поддерживать позитивные настроения и избегать негативных, «подкрепляясь» информацией, которая способствует позитивным представлениям о себе. Кроме того, индивид может активно действовать на пользу другим для того, чтобы справиться с собственными негативными эмоциями. Эта «помощь в негативном эмоциональном состоянии» рассматривается как мотив альтруистического поведения . Метаопыт настроения может воздействовать на выбор эмоциональных состояний через позитивное увеличение общего внутреннего опыта.

    Постоянное сдерживание эмоций, как известно, способствует возникновению различных заболеваний, однако бесконтрольность эмоциональной экспрессии затрудняет межличностное общение. Кроме того, ограничивающая стратегия, вероятно, играет важную роль в создании необходимой мотивации, сдерживании импульсивного поведения .

    Степень эмоциональной экспрессивности влияет на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный, что вызывает у окружающих удивление или неприязнь .

    Понимание эмоций.

    Переживание эмоции и ее называние (определение) являются различными феноменами, которые могут быть эмпирически разведены, что имеет важное значение для эмоционального опыта субъекта и для его поведения. Называние (определение) эмоции рассматривается как результат конструктивных процессов, которые трансформируют перцептивные переживания во внутренний опыт, модифицируя их. В связи с этим можно привести три основные функции называния эмоций: закрепление опыта, межличностная коммуникация, эмоциональная экспрессия .

    Способность выражать эмоции вербально зависит частично от способности ясно говорить о них. В этой связи распознавание эмоций является проблематичным для личностей с выраженной алекситемией. Термин «алекситемия» («чувство без слов») был введен американским психиатром Р.Е. Сифнеосом.

    Предложено несколько психологических объяснений алекситемии. Среди них - возможное блокирование импульсов между левым и правым полушарием в мозолистом теле или нарушение связи между функционированием лимбической системы и высшей кортикальной активностью . Существенными характеристиками алекситемии являются: трудности в идентификации и описании своих чувств; неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений; недостаток воображения, ригидность и конкретность .

    Интересный пример алекситемии был обнаружен К. Голдберг в шекспировском «Гамлете». Главный герой много говорит, спорит с собой. Однако в противоположность назначению языка как носителя смыслов, выражающих намерения, желания и чувства человека, высказывания Гамлета не приводят к лучшему взаимопониманию и гармонизации отношений. Слова, по сути, заменяют ему межличностные отношения. Причиной неспособности к близким эмоциональным отношениям (или страха перед ними), по мнению автора, является то, что в раннем детстве отец и сын не имели возможности или желания открыто выражать свои чувства и потребности с помощью значимых слов. Чувство стыда перед отцом в дальнейшем было перенесено на отношения с окружающими .

    Различение и выражение эмоций.

    Различение эмоций связано с возможностями их выражения. С эволюционной точки зрения важно, чтобы люди имели возможность дифференцировать не только собственные эмоции, но и эмоции окружающих. Такие перцептивные способности обеспечивали успешную межличностную кооперацию.

    Овладение языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живет и работает. Однако различать эмоции труднее, чем их выражать. Различение эмоций связано также с уровнем развития эмпатии. Согласно К. Роджерсу, эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем «как дома», постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям партнера по общению. Это похоже на ситуацию, когда человек как бы временно живет другой жизнью, деликатно пребывает в ней без оценивания и осуждения, воспринимая то, что другой едва осознает. Однако при этом отсутствуют попытки вскрыть неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Быть эмпатичным означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время - тонким и чутким .

    Исследователи эмпатии отмечают ее зависимость от вспомогательных способностей, сходных с оценкой и выражением эмоций: умением понять точку зрения другого человека, точно идентифицировать эмоции других, испытывать те или иные соответствующие эмоции в ответ на эмоции других, общаться или действовать на основе этого внутреннего опыта .

    Можно выделить следующие причины трудностей в понимании индивидуальных различий эмоций других людей: сосредоточенность на собственной личности, приводящую к неспособности замечать и правильно оценивать эмоциональное состояние других людей; чувство собственного превосходства; чувство тревоги, связанное с эмоциями других людей или собственными (тревога побуждает избегать всего того, что могло бы вызвать эмоции); какая-либо выгода от непонимания эмоций других людей .

    Я. Рейковский приводит также следующие причины трудностей в выражении эмоций: отсутствие усвоения принятых в обществе форм выражения эмоций; боязнь выдать собственные чувства, связанная со страхом перед утратой самоконтроля или боязнью порицания со стороны окружающих (боязнь быть скомпроментированным, отвергнутым или осмеянным); врожденные факторы (хотя решающее значение принадлежит процессу научения); усвоение норм поведения, господствующих в семье и ближайшем окружении .

    Ассимиляция эмоций в мышлении (использование эмоций для повышения качества мыслительной активности), понимание единства рационального и эмоционального подтверждается данными клинических экспериментов , согласно которым осуществление эффективного или удовлетворительного процесса принятия решения невозможно, если мысль лишена эмоционального подкрепления. Можно предположить наличие в структуре эмоционального интеллекта эмоций, мотивирующих когнитивную деятельность, которая связана с эмоциональной сферой, точнее, с распознаванием, выражением, пониманием эмоций.

    Эмоциональный интеллект не является чем-то кардинально отличным от того, что измеряется посредством IQ. Это также ментальная способность, при помощи которой, однако, осуществляется переработка особого типа информации - информации эмоциональной . Однако IQ и EQ - два различных фактора жизненных достижений. Замечено, что люди с высоким IQ, но невысоким EQ часто не в полной мере используют свой потенциал и теряют шансы на успех потому, что мыслят, взаимодействуют и общаются неконструктивно.

    Эмоциональный интеллект как феномен научной и популярной психологии

    В рамках представлений об эмоциональном интеллекте существует его популярная концепция (Д. Гоулман и другие), согласно которой эмоциональный интеллект определяется как перечень различных, порой весьма далеких друг от друга личностных особенностей, среди которых мотивация, оптимизм, настойчивость, сердечность и другие. Дж. Майер относит такие расширительные определения эмоционального интеллекта к «смешанной модели», потому что здесь соединены вместе различные характеристики личности . Он отмечает, что популярная модель эмоционального интеллекта заключает в себе предположение о том, что можно предсказывать важнейшие жизненные достижения, используя списки качеств, которые, во-первых, значительно различаются у разных авторов, во-вторых, порой весьма далеки от понятий «эмоции» и «интеллект». Такие модели эмоционального интеллекта используются как привлекательная новая реклама для «старомодных» исследований личности. На основании расширительного толкования рассматриваемого понятия предлагаются коммерческие программы развития EI, якобы способствующие продвижению их участников к счастью, удовлетворенности и энергичности.

    Эмоциональный интеллект преподносится как абсолютный ключ к успеху во всех сферах жизни: в школе, на работе, во взаимоотношениях. Однако, по мнению Дж. Майера, EI, возможно, является причиной всего лишь 1–10 % (согласно другим данным - 2–25 %) важнейших жизненных паттернов и результатов. Например, эмоциональный интеллект отрицательно коррелирует с проблемным поведением, таким как агрессия и употребление наркотиков , с высоким уровнем личностной тревожности у подростков и положительно - с организаторскими способностями . Это только один из многих факторов индивидуальности, причем, хотя он чаще действует как позитивный фактор, может в некоторых аспектах рассматриваться как негативный. К примеру, традиционные взгляды на эмоциональный интеллект могут приобретать манипулятивные коннотации, если упускается из виду тот факт, что анализ собственных эмоций или эмоций других людей позволяет регулировать поведение в более просоциальном стиле .

    В противоположность распространенной точке зрения о том, что человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта всегда контролирует собственные эмоции, Дж. Майер утверждает, что EI не зависит от эмоционального состояния. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта может быть грустным или подавленным, потому что имеет для этого причины, причем «выбираться» из негативного эмоционального состояния такой человек будет не обязательно быстро или легко. Печальными и подавленными люди будут во все времена - это часть человеческого существования .

    Единственная позиция, по которой популярная и научная концепции эмоционального интеллекта пришли к согласию, заключается в том, что эмоциональный интеллект расширяет представления о том, что€ означает быть умным. Это значит, что в головах тех людей, которых принято относить к «романтикам», «очень чувствительным», «кровоточащим сердцам», имеет место серьезная обработка информации .

    Эмоциональный интеллект - устойчивая ментальная способность, часть обширного класса ментальных способностей; в частности, эмоциональный интеллект может рассматриваться как подструктура социального интеллекта. Как ментальная способность, он является также частью более обширной группы свойств личности. Это один из многих факторов индивидуальности, скорее позитивных, чем негативных для межличностного взаимодействия.

    В структуру эмоционального интеллекта входят способности к осознанной регуляции эмоций; пониманию (осмыслению) эмоций; ассимиляции эмоций в мышлении; различению и выражению эмоций.
    В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между людьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом.

    1. Андреева И.Н. // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы республ. научно-практ. конф., 30–31 января 2004 г., г. Брест. Брест, 2004. С. 12–13.
    2. Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф. 6–7 ноября 2002 г., г. Минск. Минск, 2003. С. 194–196.
    3. Андреева И.Н. // Материалы Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф., 19–20 декабря 2003 г., г. Минск. Минск, 2004. С. 147–149.
    4. Андреева И.Н. // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26–27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. С. 22–26.
    5. Андреева И.Н. // Психология образования сегодня: теория и практика: Материалы Междунар. научно-практ. конф. Минск, 2003. С. 166–168.
    6. Библия. Книги Ветхого Завета. М.: Рос. библейское об-во, 1994. С. 648–682.
    7. Бабаева Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 91–96.
    8. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998.
    9. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 1968. № 2. С.157–159.
    10. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
    11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 242–244.
    12. Кравцов Г.Г. Единство аффекта и интеллекта в теории и на практике // Л.С. Выготский и современность / Под ред. Минск, 1996. Т. 1. С. 25–29.
    13. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.
    14. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии, 1972. – № 12. – С. 137-140.
    15. Носенко Е.Л., Коврига Н.В. «Емоційна розумність» як детермінанта успішної життєдіяльності людини і шляхи її операціоналізації // Вісник Дніпропетров. ун-ту. Педагогіка і психологія. 2000. Вип. 6. С. 3–7.
    16. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003.
    17. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М: КСП+, 2003.
    18. Ошо (Бхагаван Шри Раджниш). Библия Раджшиша. Т. 3. Кн. 1. М., 1995. С. 316–318.
    19. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 248–250.
    20. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. С. 133–179.
    21. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
    22. Семенова Н.Д. Возможности психологической коррекции алекситемии // Телесность человека: Междисциплинарные исслед. М.: Филос. об-во СССР, 1991. С. 89–96.
    23. Слепкова В.И., Liet T. De Vries-Geervilet. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. тр. Минск, 1997. С. 130–137.
    24. Спасибенко С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека // Соц.-гуманитарные знания. 2002. № 2. С. 109–125.
    25. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 3–14.
    26. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 61–74.
    27. Чеботарь А.И. Эмоциональный интеллект как основа успешности жизнедеятельности человека // Вісник Дніпропетров. ун-ту. Педагогіка і психологія. 1999. Вип. 4. С. 129–134.
    28. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 20–27.
    29. Ярчак М.Т. Цi iснуе эмацыянальнае мысленне? // Адукацыя i выхаванне. 2002. №7. С.72–75.
    30. Buck R. Motivation, emotion and cognition: A developmental-interactionist view // Strongman K.N. (ed.). International review of studies on emotion V.T. Chichester: Wiley, 1991.
    31. Frujda N.H., Zammuner V.L. Etichettamento delle proprie emotioni // G. ital. psicol. 1992. V. 13. N 3. P. 389–423.
    32. Gardner H. Multiple intelligences. N.Y., 1993.
    33. Goldberg C. Why Hamlet could not love // Psychoanal. and Psychother. Intelligence. 1991. V. 9. N 1. P. 19–32.
    34. Goleman D. Sex roles reign powerful as ever in the emotions. The New York Times, 1988.
    35. Lopes P.N. et al. Emotional intelligence and social interaction // Pers. and Soc. Psychol. Bull. 2004. V. 30. P. 1018–1034.
    36. Mayer J.D. Emotional intelligence: Popular or scientific psychology. 2005.
    37. Mayer J.D. Emotional intelligence information. 2005.
    38. Mayer J.D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: A component of emotional intelligence // J. Pers. Assessment. 1990. V. 54. N 3, 4. P. 772–781.
    39. Mayer J.D., Salovey P. Emotional intelligence. 2005.
    40. Mayer J.D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence. N.Y., 1993. P. 433–442.
    41. Salovey P., Mayer J.D. Some final thoughts about personality and intelligence // Stenberg J., Ruzlis P. (eds). Personality and intelligence. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1994.
    42. The key to our emotions / Epstein R. (ed.). 2005.
    43. Woodworth R.S. Psychology. 4th ed. N.Y.: Henry Holt, 1940.

    Согласно концепции Д. Гоулмана эмоциональный интеллект определяется как перечень различных особенностей, среди которых мотивация, оптимизм, настойчивость, сердечность.

    И.Н. Андреева

    Вопросы психологии

    Которая развивается в течение жизни. Кстати, она же помогает понимать собственные состояния, чувства и эмоции.

    «Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение», – Дейл Карнеги, американский педагог-психолог, публицист.

    Термин «эмоциональный интеллект» впервые употребили Джон Майер и Питер Сэловей. Авторы дали ему такое определение: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей». Тогда же и началась работа по составлению общей теории и разработке методик для диагностики уровня эмоционального интеллекта.

    Эмоциональный интеллект (EQ) обуславливает не только рост понимания эмоций, но и развитие . Исследователи доказали, что настроение влияет на мышление человека. Например, радость и положительный настрой вселяют веру в себя, улучшают физическое самочувствие. Печаль заставляет чувствовать те проблемы и болезни, которых нет. Эмоциональный интеллект позволяет угадывать не только эмоции и предвосхищать поступки, но и определять намерения и людей.

    В некоторых теориях эмоциональный интеллект рассматривают как часть социального интеллекта, в других их и вовсе отождествляют. Это обусловлено спецификой развития эмоционального интеллекта, которое невозможно вне социума. Ребенок учится пониманию эмоций так же, как речи – во взаимодействии с родителями. Позже совершенствование способности к пониманию невербальной речи возможно только на практике, то есть в .

    Мы задействуем эмоциональный интеллект ежедневно, даже поход в магазин не обходиться без эмоций. Вопрос в том, насколько эффективны эти проявления. Каждый человек сам вправе выбирать эмоции, которые он хочет испытывать, но это возможно только на высшем, четвертом уровне развития эмоционального интеллекта.

    Уровни эмоционального интеллекта

    Развитие эмоционального интеллекта начинается с рождения, в младенчестве ребенок уже различает улыбку или слезы матери. Это и есть начало становления эмоционального интеллекта.

    Всего оно проходит 4 этапа:

    1. Первый уровень развития – способность выражать эмоции. Усвоение и понимание четко выраженных на лице эмоций, например, боли и радости. Постепенно формируется умение отличать истинные эмоции от ложных, например, дежурную улыбку от искренней. Еще позднее человек способен отличать эмоции, вызванные объектами или направленные на них (генерализация эмоций).
    2. Второй уровень – оценка эмоций. Индивид способен сравнивать эмоции друг с другом и с теми понятиями и представлениями, которые у него имеются. Так мы учимся описывать, на что похожи эмоции в отношении звука, цвета или вкуса. Это позволяет говорить на разных «языках», например, музыкант, подобрав нужные слова, абстракции и четко осознав собственные ощущения, способен «языком повара» передать свои эмоции.
    3. Третий этап – рассуждение над эмоциями и их использование в рассуждениях. Это период понимания эмоций. Анализируются особенности получения эмоций, ситуации их происхождения. Например, приходит понимание, что источник гнева – несправедливость, за страхом следует облегчение, а злость на самом деле может оказаться стыдом. Кроме происхождения и специфики эмоций личность учится понимать динамику человеческих чувств.
    4. Самый высокий уровень, четвертый – управление эмоциями. Это ступень и управления эмоциями других людей. Знание, как нейтрализовать гнев или умение успокоить другого человека, способность превратить страх в радость приходит на этом уровне.

    Не связано с возрастом, хотя логично предположить, что при благоприятных условиях развития (активная эмоциональная среда) человек с каждым годом будет более эмоционально интеллектуальным. Первые три уровня осваиваются в среднем до , а вот способности четвертого уровня доступны не всем даже в старости.

    Признаки высоко уровня EQ

    Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:

    • обладают богатым эмоциональным словарем;
    • интересуются другими людьми;
    • открыты изменениям;
    • умеют отказывать;
    • умеют отдавать, не ожидая награды;
    • наслаждаются своей жизнью;
    • высыпаются;
    • никому не позволяют портить себе настроение;
    • умеют переключаться;
    • не стремятся к совершенству.

    Навыки эмоционального интеллекта

    Эмоциональный интеллект предполагает 4 категории навыков:

    • , слушать, вдохновлять, предугадывать и оправдывать ожидания, решать , работать в команде, быть лидером.
    • и комфортное нахождение в большой , улавливание эмоциональных сигналов участников, нахождение взаимопонимания.
    • Знание собственных достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон. Мирное сосуществование с ними, знание своих эмоций и их влияния на жизнь.
    • Умение управлять эмоциями, ограничивать негатив и разрушительное воздействие отрицательных чувств. Способность нести ответственность и соблюдать обязанности, адаптироваться к условиям среды, строить длительные отношения.

    Тесты диагностики

    При изучении человека и составлении тестов его диагностики ученые выяснили, что высокий уровень общего IQ не обеспечивает успеха в обществе, любви или карьере. Как и наоборот. Тогда и стало очевидным, что существует отдельный вид интеллекта – эмоциональный. Ему должны соответствовать другие диагностические методики, которые позволят предсказать достижения человека в сфере любви и труда, жизни и общественной активности. Так в начале XX века вместе с пониманием невозможности предсказать мотивацию и поведение человека через тесты интеллекта, возник интерес к диагностикам эмоционального интеллекта.

    Определить уровень эмоционального интеллекта можно с помощью профессиональных объективных тестов или методом самодиагностики, отметив субъективное представление об уровне развития каждого из компонентов эмоционального интеллекта (отдельно для каждой из 15 черт EQ) или протестировав их по отдельности:

    1. Благосостояние: оптимизм, счастье, .
    2. Общительность: контроль над эмоциями, настойчивость, социальная осведомленность.
    3. Эмоциональность: сочувствие, восприятие, взаимоотношения, проявление эмоций.
    4. Самообладание: импульсивность, саморегуляция, .
    5. Вспомогательные аспекты: самомотивация, приспособляемость.

    Оценить EQ может не только сам человек, но и его знакомые, например, супруг. Не всегда эти два описания совпадают, видение разных трактовок полезно для полноценного понимания собственных эмоций.

    Популярной методикой определения уровня EQ является тест М. Холла. В методике предлагается ответить в баллах от +3 (полностью согласен) до -3 (совсем не согласен) на 30 утверждений. Результаты подсчитываются по шкалам-компонентам эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями других людей. Также высчитывается общий балл и уровень EQ.

    Осведомленность (1, 2, 4, 17, 19, 25 вопрос) – это понимание своих эмоций и чувств, регулярное пополнение эмоционального словаря. Управление эмоциями (3, 7, 8, 10, 18, 30 вопрос) предполагает гибкость, способность переключаться и отходить от эмоций. Самомотивация (5, 6, 13, 14, 16, 22 вопрос) подразумевает управление поведением. Эмпатия (9, 11, 20, 21, 23, 28 вопрос) – умение понимать по невербальным признакам состояния, эмоции и чувства других людей, оказывать поддержку, сопереживать. Распознавание эмоций (12, 15, 24, 26, 27, 29 вопрос) – воздействие на состояние другого человека.

    Текст опросника:

    1. Все эмоции (положительные и отрицательные) – опыт и источник знаний.
    2. Негативные эмоции – показатель того, что мне нужно менять.
    3. Внешнее давление не способно выбить меня из колеи.
    4. Я умею замечать изменения и динамику моих чувств.
    5. Я могу быть уравновешенным и сосредоточенным, если это необходимо.
    6. Я могу заставить себя развеселиться и испытать положительные эмоции, если это нужно.
    7. Я регулярно отслеживаю свое эмоциональное и физическое состояние.
    8. Я в силах легко пережить негативные эмоции и совладать с расстройством.
    9. Я умею слушать других людей, в том числе их проблемы.
    10. Я быстро переключаюсь с негативных эмоций.
    11. Я остро чувствую эмоциональные потребности окружающих людей.
    12. Я умею успокаивать людей.
    13. Я не боюсь трудностей, в силах несколько раз встать к ним лицом.
    14. Я творчески воспринимаю и решаю жизненные трудности.
    15. Я нормально отношусь к эмоциональным состояниям и реакциям других людей, их мотивам и желаниям.
    16. Я легко успокаиваюсь и настраиваюсь на рабочий лад.
    17. В свободное время я анализирую свои негативные чувства, ищу проблему, их источник.
    18. После огорчения я быстро прихожу в себя.
    19. Мне нужно знать свои истинные чувства, чтобы быть в тонусе.
    20. Я без проблем пойму даже скрытые эмоции других людей.
    21. Я отлично читаю мимику и трактую по ней эмоции.
    22. Я способен, если нужно, рационально мыслить и действовать, отбросив негативные чувства.
    23. Я прекрасно понимаю намеки невербальной речи, отражающие потребности других людей.
    24. Окружающие считают, что я хорошо разбираюсь в эмоциях людей.
    25. Осознание своих эмоций помогает лучше управлять своей жизнью.
    26. Я могу поднять настроение кому угодно.
    27. Я с радостью выслушаю и дам совет об отношениях.
    28. Я легко перенимаю настрой другого человека.
    29. Я помогаю людям использовать их мотивы и желания ради достижения их же целей.
    30. Я легко отстраняюсь от переживаний и неудач.
    • Для каждой шкалы: 14 и больше – высокий уровень, 8-13 – средний, 7 и меньше – низкий.
    • Общий уровень: 70 и больше – высокий, 40-69 – средний, 39 и меньше – низкий.

    К другим популярным в России методикам диагностики EQ относится:

    1. SREIT (Н. Шуте). Нужно ответить в баллах от 1 (совершенно не про меня) до 5 (это точно про меня) на 33 утверждения. Кроме общего уровня тест дает оценку трем компонентам: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
    2. ЭмIQ-2 (отечественная методика, разработчик – Е. А. Орел). Методика включает 66 вопросов и по пять вариантов ответа на каждый. Результат кроме общего балла дает оценку по пяти шкалам:
    • самоанализ и самозащита (понимание сильных и слабых сторон, умение защищаться от негативных эмоций, понимать собственные эмоции);
    • самоконтроль (настойчивость в достижении целей, самодисциплина, мотивация);
    • выражение эмоций (адекватная реакция на чужие эмоции, социальное выражение своих эмоций);
    • социальная чуткость (понимание истинных мотивов людей, правильное реагирование на них);
    • самооценка чуткости.
    1. Методика ЭмИн Д. Люсина. Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых нужно ответить по 4-балльной шкале. Результаты подводятся по двум группам с тремя подпунктами. Межличностный EQ: интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способность к пониманию чужих эмоций. Внутриличностный EQ: осознание своих эмоций, управление ими, контроль экспрессии.

    Послесловие

    Эмоциональный интеллект, особенно его высший уровень, требует активной работы личности над собой. Радует, что запросы типа «как побороть страх» или «как избавиться от обиды» популярны среди людей. Высокий уровень EQ обеспечивает счастливые и крепкие любовные, дружеские и профессиональные отношения, а что еще важнее – дружбу с самим собой.