Церковная десятина. Прибыль с десятины

«Десять лет назад материально было трудно всем, и мне в том числе, - рассказывает Вера Дробинская, врач из Астрахани. - Со мной жила сестра с мужем и маленьким ребенком, муж тяжело болел, сестра не работала, а мою зарплату задерживали месяцами. Мы были полуголодные. Но несмотря на это, все чаще и чаще в Библии мне попадались слова о десятине: “Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «Чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями” (Мал. 3: 8). Дальше там было написано, что Господь предлагает проверить, не откроет ли Он Своих хранилищ и не засыплет ли благословениями, после того как положенные десятины будут принесены в храм.

Не ответить на такой призыв было невозможно. Получив однажды аванс в 50 рублей, я понесла 5 рублей в ближайший храм. Стояла перед ящиком с пожертвованиями, старалась не думать - “что ты делаешь? кому все это надо?” - и молилась: “Господи, это так мало, я вся в долгах перед Тобой. Прими же эту малую жертву с милостью”. Как только я положила деньги в ящик - покой наполнил мое сердце. Не скажу, что денег у нас стало больше, но с этого дня их стало хватать. Кто-то намного более могущественный взял на Себя заботу о моих финансах.

Но муж сестры был против, чтобы мы отдавали свою десятину в храм, потому что он не верил священникам, и тогда мы с сестрой стали жертвовать детям-сиротам - помогать в детской больнице, где лежали отказники, и эта милостыня стала нашей десятиной. Так все началось. И с тех пор, как только я забываю про десятину, денег сразу перестает хватать, а как вспоминаю и отдаю - все выравнивается. Удивительное дело!»

На храм или на бедных?

История Веры Дробинской свидетельствует о том, что милостыня может заменить жертву на храм, но некоторые современные священники все-таки не разделяют это мнение. Например, иерей Тигрий Хачатрян, руководитель миссионерского отдела Курской епархии, считает так: «Милостыня - дело добровольное, поступайте по совести. А жертва на храм - предполагает обязанность человека-прихожанина по отношению к своему приходу, общине. Прихожанин, вносящий некоторое добровольное подаяние, не будет столь равнодушен к нуждам прихода».

Как же было устроено во времена Ветхого Завета? В десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли. Годы делились на семь, как и дни недели. Шесть лет подряд десятину отдавали, а каждый седьмой год считался субботним: земля покоилась и десятину не отделяли.

Ветхозаветная десятина состояла из трех частей и составляла не 10%, как все привыкли считать, а 19%. Первая часть всегда (кроме седьмого года) отдавалась левитам и священникам - 10 от 100% (см. Вт. 12: 19; 14: 27). Другая часть отдавалась на праздники и составляла 10 от оставшихся 90% (ее собирали на 1, 2, 4 и 5-й годы). Третья часть отдавалась бедным и откладывалась только на 3-й и 6-й годы, вместо праздничной (см. Вт. 14: 22-29; 26: 12-15; Ам. 4: 4-5).

Итак, получается, что милостыня (часть на бедных) входила в понятие «десятина» и была обязательной заповедью: «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год, и клади в жилищах твоих… и пришелец, и сирота, и вдова… пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Втор. 14: 28-29). Неудивительно после такого обещания, что, хотя в Законе не сказано, какое наказание следует за неуплату десятины, каждый израильтянин считал своим долгом поддерживать это установление и отдавать все положенное.

Новый Завет - призыв к совершенству

Жертвенная смерть Христа и Его воскресение положили конец иудейскому Закону с его обрядовыми заповедями, «упразднив… закон заповедей учением». Теперь каждый христианин сам может определить, сколько он готов пожертвовать на храм, а сколько на бедных; каждый должен поступать так, как он «решил в своем сердце». Но при этом апостол Павел ясно пишет в одном из своих посланий: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет… Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело… на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9: 6, 8, 11).

«Новый Завет не имеет предела, - объясняет настоятель храма св. блгв. царевича Димитрия при ГКБ № 1 протоиерей Аркадий Шатов, председатель московской Комиссии по церковной социальной деятельности. - Заповеди Нового Завета призывают к совершенству, чтобы не только деньги, а все свое тело, душу, сердце, ум - все отдать Богу и ближнему! Господь говорит: “…Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). В новозаветное время мы никак не можем ограничиваться десятиной - это просто другой уровень, более низкий, ветхий! Господь призывает нас отдавать все больше и больше, кто успеет до этого дорасти - тот будет блаженным. Нам надо так жить, чтобы сердце было спокойно. Чтобы совесть не обличала. Каждый должен отдавать, сколько он может: кто-то может все раздать, кто-то служит нищим, кто-то отдает десятину».

Пожертвования в раннехристианской Церкви принимались «смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8: 12-13). Апостол Павел не поощрял жертвовать в ущерб «домашним» (1 Тим. 5: 8).

Неразумное даяние

Преподобный Иоанн Лествичник (VI век) рассказывает историю одной девушки, родители которой умерли и оставили ей большое имение. И однажды она увидела, как в ее саду какой-то человек хочет повеситься. Она подошла и спросила, почему он это делает, а он ответил, что у него огромный долг и таким образом он хочет избавить от него свою семью. Девушка спросила, сколько точно, и оказалось, ровно столько, сколько стоит ее имение. Она продала имение и помогла этому человеку отдать долг, а сама стала блудницей, потому что ей не на что было жить. Долгие годы она провела в блуде. Эта девушка тогда не знала ничего о Христе, а когда узнала и захотела креститься - все отказывались стать ее поручителями, потому что знали о ее жизни (в то время, чтобы креститься, обязательно был нужен поручитель). И однажды ее нашли мертвой, лежащей на берегу океана. В крещальной рубашке. Ее покрестили ангелы. Господь, помня ее поступок, спас ее в конце жизни. Иоанн Лествичник пишет, что иногда и неразумное даяние, но сделанное по горячности сердца, Господь принимает и вознаграждает.

А следующую историю, из которой видно, что Господь по Своему милосердию награждает даже «сеющего» с неохотой, рассказала одна из добровольцев православной службы «Милосердие»: «Я получила небольшое наследство - 100 тысяч рублей. Это произошло как раз в самый разгар нашей акции, когда я в качестве добровольца кругом проповедовала о необходимости становиться другом милосердия и отдавать один процент дохода на добрые дела. Выходило, что и мне самой нужно один процент от наследства отдать! Сначала я даже хотела так и поступить, но потом мне вдруг стало жалко своих денег. Зарплата-то у меня маленькая. Но совесть меня продолжала обличать, и я пошла к духовнику, думаю, сейчас он мне скажет: зачем ты будешь тратить свои денежки на милосердие - оставь их себе, ты же и так доброволец, - и моя совесть успокоится.

Но не тут-то было. Батюшка на исповеди, перед крестом и Евангелием, сказал мне как ни в чем не бывало, что надо не только отдать один процент на милосердие, но еще и десять процентов на Церковь. Ну, думаю, зачем пошла спрашивать! Пришлось отдавать и десять процентов тоже - а это десять тысяч. Погоревала я, погоревала, но что делать, сама ввязалась. Не прошло недели - звонит мне начальник по работе и говорит: “Не хочешь ли еще работу одну поделать и получать за нее дополнительно десять тысяч каждый месяц?” Получилось, за то, что я, даже искренне сопротивляясь, отдала десятину, Бог мне тут же ее вернул, и не одноразово, как это сделала я, а ежемесячно!»

«Не искушай Господа Бога твоего»

Слыша о чудесах, подобных описанным выше, находятся люди, которые пытаются заранее рассчитать свою «прибыль» от жертвы на храм или милостыни: «Когда мы однажды приехали к известному старцу Тавриону (Батозскому), он жил под Ригой, - рассказывает отец Аркадий Шатов, - один человек, мой знакомый, зная, что отец Таврион всем уезжающим дает с собой денег, взял и по дороге роздал все, что у него было накоплено на дорогу, нищим. А отец Таврион ему ничего и не дал. Пришлось просить деньги на дорогу домой у знакомых».

Однажды святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, будучи еще мальчиком, увидел во сне в образе прекрасной девицы Милосердие: «Я - старшая дочь Великого Царя, - сказала она ему. - Если ты сделаешь меня своею подругою, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я». Из ее слов святитель Иоанн понял, что, если кто желает обрести милость у Бога, тот сам должен быть милосердным к ближнему, но решил все же это проверить.

По пути в церковь святитель встретил нагого нищего, дрожавшего от холода, и отдал ему свою верхнюю одежду. Не успел святитель Иоанн дойти до церкви, как к нему подошел человек в белых одеждах, протянул мешочек с серебряными монетами и исчез - это был ангел. «С того времени, если я что подавал убогому, хотел испытать, воздаст ли мне Бог за это, как Он говорил, сторицею. И, многократно испытав, я убедился, что это действительно так. Наконец я сказал себе: “Перестань, душа моя, искушать Господа Бога твоего!”«

Десятина в Ветхом Завете

В ветхозаветную десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли.

Семилетний цикл

Десятина

Левитам (%)

Праздничная (%)

Бедным (%)

Всего (%)

1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
5-й год
6-й год
7-й год

10 от 100
10 от 100
10 от 100
10 от 100
10 от 100
10 от 100
Нет

10 от 90
10 от 90
Нет
10 от 90
10 от 90
Нет
Нет

Нет
Нет
10 от 90
Нет
Нет
10 от 90
Нет

19
19
19
19
19
19
Нет

Ответственность за приход

В современной Германии существует церковный налог, взимаемый в пользу некоторых общин - католических, иудейских, евангельских (не все евангельские Церкви Германии пользуются этим правом, в некоторых считают, что оно нарушает принцип отделения Церкви от государства) и др. Атеисты и верующие всех других религиозных общин, в том числе православные (принадлежность к конфессии указывается в налоговой декларации), этим налогом не облагаются.

Церковный налог составляет основную часть (около 70%) дохода германских религиозных общин. Его размер напрямую зависит от начисляемого подоходного налога, а т. к. в Германии подоходный налог начисляется только на доход, превышающий определенный уровень, то такая привязка церковного налога к подоходному автоматически учитывает платежеспособность верующего. В итоге только 35% верующих обязаны платить церковный налог, в число остальных входят дети, взрослые с низким доходом и пенсионеры.

Десятина как форма обеспечения Церкви встречалась и на Руси. Так, святой князь Владимир на десятую часть своих доходов построил Десятинную церковь и содержал ее. На Руси собирали десятину, как и в древнем Израиле, натурой, на пользу храма и его служителей. Была даже должность «десятильник», а после Стоглавого собора - «десятский священник», в ведении которого был сбор десятины. Но в XVIII веке эти должности были упразднены.

«Когда я служил в деревне, - рассказывает протоиерей Аркадий Шатов, - в храме стояли тарелочки для сбора денег, и я даже по молодости с этим боролся, мне казалось, что это как будто продавать благодать за деньги. А теперь я всех наших прихожан призываю жертвовать на храм - потому что они должны участвовать в жизни общины. Многие сейчас думают: “Что с меня взять - я и так бедный!” Но хотя формы участия могут быть разными, участвовать в жизни прихода, в том числе и в ее материальной стороне, должны все. Чтобы у каждого была ответственность за свой приход. Раньше на литургию люди всегда что-то с собой приносили (“просфора” ведь и значит “приношение”): кто-то - хлеб, кто-то - вино. По одному из древних чинов литургии даже дети, у которых ничего нет, должны были приносить в храм воду, чтобы не приходить с пустыми руками!»

Постепенно десятина приобретает другой смысл. Моисей устанавливает ее как обязательный налог для израильтян, получивших землю в Ханаане , в пользу левитов , храмовых служителей, не имевших земельных наделов и поэтому им нужны были средства для существования. Десятина в данном случае составляла своеобразную компенсацию, выделялась им вместо отсутствующего надела земли. Одну десятую часть от полученной десятины Левиты вносили на содержание первосвященника. (Чис. 18: 21-32). Под десятиной понималась десятая часть из всего, что добывает своим трудом человек:

Но не только десятина была способом жертвы Богу - существовали и другого рода пожертвования. Так, в Исходе (22: 29-30) записано:

Первенцы людей посвящались Богу , а первенцы от животных приносились на восьмой день в жертву Богу.

Главный смысл принесения десятины в Ветхом Завете - научиться бояться Господа:

Ветхозаветная человек была убеждена, что земля и ее плоды принадлежат Богу , который дал их Израиль во владение:

Именно поэтому пророк Малахия называет неуплату десятины "обворовыванием Бога":


2. Десятина в Новом Завете

В Новом Завете заповедь о десятине прямо не отменяется, но не предлагается. Христос обличает буквализм соотечественников:

Интересно, что десятиной хвастается фарисей из евангельской притчи:

" "... Из всех моих доходов даю десятину". (Лк. 18: 12). "

В апостольских посланиях отсутствуют требования или указания для христиан следовать системе десятин. Однако Апостол Павел неоднократно пишет о необходимости материальной поддержки Церкви, в частности ее служителей. Так, в Первом послании к Коринфянам он говорит:

Следует отметить, что Апостол не определяет конкретную сумму или часть дохода, которую должны собирать христиане на нужды Церкви, но предлагает:

Такие пожертвования должны происходить верующими добровольно:


3. Десятина в истории Церкви

3.1. Десятина в католической церкви

До начала III ст. регулярная десятина в Церкви не практиковалась. Однако уже тогда иерархи выражали сожаление, что христиане не хотят даже десятую часть своего имущества передать Церкви для поддержки. Как обязанность для каждого христианина десятина была установлена ​​в Западной Церкви в в. Церковная десятина упоминается в 14 проповедях епископа Цезария Арльского. Широко вопрос представлено и в 33-и проповеди, созданная примерно в году. Проповеди обосновывают ключевые положения - справедливость и целесообразность уплаты прихожанами церковной десятины, их прямую для себя выгоду.

" "Приближаются жатвы, самое время подумать об уплате десятины от всех плодов и доходов Господу нашему, ибо ее справедливо получает и.... имеет право на нее рассчитывать. Что если скажет Бог: ты, человек, мой, я тебя создал, моя земля, которую ты обрабатывает, и семена мое, сеешь, мои животные, которых утомляет работой, и рабы, мои дожди и ливни, веяния ветров, солнечное тепло, словом, все жизненные элементы мои собственные, а когда же так, неужели ты, прилагая лишь труд рук своих, сам заслуживаешь хотя бы десятины? Подавая пример милосердия, Бог оставляет нам девять десятых. Как отказать в десятине тому, кому мы обязаны всем? " "

Начиная с VI века, десятина становится обязательной для крепостных , неуплата которой угрожает отлучением от Церкви: Турский собор года предлагал верным вносить десятину, Маконський собор года уже приказывал платить десятину под угрозой отлучения. Император Карл Великий указом года ввел десятину в государственное законодательство, распространив ее только на землевладельцев, при этом ее неуплата считалась уголовным преступлением и каралась иногда казнью. Вместе с тем законы Карла Великого предусматривали разделение десятины на три части: на строительство и содержание храмов, на помощь путешественникам и паломникам, на нужды духовенства. В позднем средневековье римо-католические епископы распространили десятину на все прибыльные занятия, включая и самые аморальные. При этом церковная благотворительность была почти полностью забыта, зато значительная часть доходов шла на нужды Папы Римского (особенно века , при папе Александре III). С усилением королевской власти духовенству пришлось делиться десятиной и с ними. Из-за того, что десятина в сумме составляла большие доходы, возникали резкие столкновения между отдельными категориями средневекового общества (так, например, вековая борьба за десятину в Польше между шляхтой и духовенством, о чем сообщает Любович в книге "История реформации в Польше"). В эпоху реформации католическая церковь потеряла в большей части протестантских стран свои мирские владения и доходы, которые стали теперь достоянием светской власти и дворянства. Состоялась секуляризация церковных владений. В Англии десятина сохранилась, и попытка ее отменить, сделанная в эпоху первой революции века , не увенчалась успехом, поскольку в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя ее, приходилось искать вместо нее другой источник дохода. В католических странах десятина продолжала существовать как и раньше, и, например, в Франции перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая обычно оставалась в руках высшего духовенства. С года началась эпоха отмена десятины, примером стала Франция , где революция отменила десятину, отдав духовенство на содержание государства. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и в Франции , была отменена без какого-либо вознаграждения для тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау , Бавария , оба Гессена , Баден , Вюртемберг , Ганновер , Саксония , Австрия , Пруссия и др.) прибегали к системе выкупа. В XIX веке десятина удержалась в Англии , где в году по англ. Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (англ. prediales ) Уплата натурой была заменена определенной суммой, которая называлась англ. tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой было принято среднее количество за 7 лет) и стоимость ежегодно официально определялась по рыночным ценам и выплачивалась деньгами. Кроме того, отменено десятину с рыбного промысла, горного промысла и др.. Сейчас в ряде западных стран существует церковный налог, который в обязательном порядке выплачивается верующие разных конфессий.


3.2. Десятина в православной церкви

Корни десятины выходят из практики обеспечения языческих святилищ. Официально возникла в ст. и сохранялась до XIX в. Церковная десятина в Киевской Руси появилась после принятия Владимиром Великим христианства в году. Он отдал десятую часть своих доходов на строительство Десятинной церкви (церкви Богородицы) - первой каменной церкви Киевской Руси Это источник дохода "священства" было привнесено с Византии и опиралось на давнюю первохристианские традицию. Десятина закреплялась 59-м апостольским правилом церковного устава Владимира , который провозглашал, что церковное богатство -

" "Нищих богатство, церквам, монастырям, пустыням поднятия, живым приют и утешение, мертвым память". "

На Руси десятина изначально представляла собой 1/10 часть княжеских доходов, которые передавались в пользу церкви (иногда заменялась деньгами или угодьями). Для ее сбора существовали специальные должностные лица - десятники , которые могли быть людьми как духовными, так и светскими. В обязанности десятников , кроме сбора налогов, входили и другие обязанности, главным образом наблюдение за благопристойной поведением священнослужителей и добросовестным исполнением ими своих служебных обязанностей. В чистом виде, как княжеская дань десятина существовала с до конца XII в. Десятая часть урожая отдавалось церковными (монастырскими) крестьянами в пользу монастыря , который выступал как феодальный владелец. Такая ситуация могла вызвать недовольство крестьянства. В г. состоялось восстание в Новгороде против Юрьевского монастыря, которое закончилось убийством архимандрита, в - г.г. - Восстание крестьян Волоколамского монастыря. К XVI - XVII ст.. получила развитие система специальных сборов в пользу церкви, которая была независимой от государственной власти. Собрание из приходских дворов (воеводских, вотчинных, гостеприимных) составили 6 денег, с подьячих, лучших людей посадских - 4, с других - 2 гроша. С г. система была официально обязательным для всех епархий . Имели место дополнительные доходы: установлены пошлины с новопоставленный лиц и церквей, передача определенного количества земли прихода для собственноручно возделывания. Православная Церковь особое значение десятине не оказывала, поскольку ее доходы без были и так достаточно. Благочестивые русские князья, купцы и самые простые люди жертвовали на содержание церкви большие средства без какого-либо специального принуждения. Это были не только деньги, но, в первую очередь, чудотворные иконы , драгоценную утварь, земли для основания монастырей . В необходимых случаях к финансовой помощи церкви прибегала светская власть. Однако, начиная с царствования Петра Великого , благосостояние церкви начал беспокоить светскую власть, которая мечтала о полном отлучении церковного имущества. Первая, робкая попытка

Откуда Церкви брать деньги на социальные, миссионерские и иные проекты? Что лучше – торговать в храме и искать спонсоров или обложить прихожан налогом? Насколько реально в нашей стране и в наше время обязать христиан платить десятину?

Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

Тот, кто этого не делает, должен покрыть себя позором

Протоиерей Всеволод Чаплин призвал православных христиан нести финансовую ответственность за Церковь.

“Люди, которые именуют себя православными христианами, – это довольно большое количество людей в России – вообще должны, на самом деле, нести ответственность, в том числе финансовую, за свой храм, за своего священника, за свою Церковь”, – заявил он в ходе “.

Он отметил, что не случайно люди всегда самое дорогое несли в храм, и посоветовал тем, кто считает, что Церковь обогащается за счет прихожан: если они христиане, они должны отдавать десятую часть своего дохода на церковь.

“Тот, кто этого не делает и при этом пытается еще считать деньги в том или ином храме, на самом деле, должен себя покрыть позором”, – заявил священник.

По словам отца Всеволода, зачастую священник, настоятель не может позволить себе даже самого маленького ремонта, поэтому он должен постоянно ходить попрошайничать.

“Вот этого быть не должно, прихожане должны добиться того, чтобы приход ни в чем себе не отказывал не только в плане украшения храма, но и в плане школы, спортивного зала, библиотеки, молодежного кружка, социальной работы”, – убежден священник.

Комментирует , проректор Богословского института ПСТГУ.

«Ну, и чего они в жизни добились?»

Каждая историческая эпоха формирует свои способы церковной жизни, в том числе ее экономической составляющей. Эти способы зависят от очень многих обстоятельств и факторов и могут быть очень разнообразными.

Так и сейчас, в Русской Зарубежной Церкви многие приходы содержатся на регулярные взносы членов прихода.Напротив, в России, как и на всем постсоветском пространстве, содержание приходов осуществляется, как правило, на пожертвования.

Какая из этих практик правильней или лучше?

Ответить очень трудно, т.к. эта сторона церковной жизни очень зависит от внешних ее условий. Что полезней для Церкви в данный момент, то и лучше.

В этом вопросе есть два принципиальных момента, которые следует учитывать всегда. Первый связан с тем, что христианство по природе своей жертвенно. Если христианин ничего не жертвует, или жертвует тем, что никак его не стесняет, то это влечет за собой неминуемые трудности в духовной жизни. Они неизбежны.

Все семьдесят лет советской власти идеал жертвенного служения ближнему активно дискредитировался. Достаточно вспомнить советскую школьную программу и тягучий роман «Что делать?» Учитель литературы обязан был объяснять школьникам, что по словам героя этого идеологического произведения «жертва – это сапоги всмятку», т.е. бессмыслица.

С другой стороны, жертва на храм – это свидетельство ответственности христианина за Церковь и его доверия к ней. Без такого доверия и ответственности настоящая христианская жизнь тоже невозможна.

Я как-то спросил одного очень состоятельного прихожанина, помогает ли он кому-нибудь, и получил совершенно сногсшибательный ответ: «Да, я очень много помогаю, я маме помогаю!» Наверное, излишне напоминать, что в христианском миропонимании помощь маме – это не жертва, а долг. Этот долг имеет такую значимость, что Господь запрещает отдавать в жертву на храм то, что ты должен потратить на родителей (Мф. 15:5).

Традиционные механизмы взаимопомощи, общей ответственности даже на семейном уровне в советское время были разрушены и, наверное, не скоро могут быть восстановлены.В современном обществе очень трудно говорить о жертвенности. Ведь жертва – это не «помощь маме», это даже не благотворительность, это что-то гораздо большее.

Я хорошо помню разговор с одним человеком, много лет работавшем в госпитале в Тунисе. Госпиталь был католическим. Госпиталь построил и содержал священник, который сумел собрать на это большие средства. В классификации моего знакомого ­ это был «очень успешный человек», вызывавший у него восхищение своей ловкостью, но по его глубокому убеждению, конечно, вор. В этом же госпитале работали монахини, которые прямо там же и жили всю жизнь, бескорыстно служа больным. В классификации моего знакомого они были обозначены очень емкой фразой: «Ну, и чего они в жизни добились?» Правда, он признавал, что никакой личной корысти эти монахини не имели. При таком подходе всякий разговор о жертвенности становится бессмысленным.

К счастью, всегда были и будут люди, которые понимают, что жертвовать очень важно и как много это человеку дает. Господь сказал, что «каждый, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или достояние свое ради имени Моего, тот получит в сто раз больше и наследует Жизнь Вечную » (Мф. 19:29).

Часто эти слова сбываются буквально, человек получает ровно в сто раз больше того, что отдал. Что бы это ни было.

Я знаю многих людей, которые жертвуют гораздо больше десятины от того, что зарабатывают.

Знаю человека, который по первой просьбе о помощи отдал весь месячный доход своей компании, чтобы помочь многодетной семье купить квартиру.

Мне известна прихожанка, отдавшая всю свою очень небольшую, но единственную зарплату, женщине, попросившей ее о помощи на улице. Кстати, эта женщина потом деньги вернула и очень благодарила.

Знаю прихожанина, который неоднократно тратил основные средства своей компании, когда не хватало средств на тот или иной церковный проект. Знаю очень состоятельного человека, который несколько лет жил в недостроенном доме, потому что каждый раз, когда собирался достраивать, его просили пожертвовать на стройку очередного храма.

А еще у нас в храме есть одна очень ревностная прихожанка, которая когда – то была адвентисткой и привыкла платить десятину очень строго. Она все время обличает христиан и спрашивает: «Почему вы все время жалуетесь, что на телевидении столько насилия и разврата? В чем здесь проблема? Платите десятину, и мы купим все каналы, тогда там будут показывать только приличные фильмы!» Не думаю, что это самое действенное решение всех проблем, но в некоторой логичности ему не откажешь.

Наконец, следует отметить, что проблема десятины, церковного налога, приходских взносов требует очень серьезного исследовательского подхода. Ее невозможно решить ни путем простого политического или административного воздействия, ни собирая отзывы священников. Существует огромный опыт во всем мире, связанный с этой проблематикой. Известно, что церковная экономика и церковные проекты во многих сферах общественной жизни оказываются гораздо более эффективными, чем государственные и даже чисто общественные.

Так, может быть, и правда можно разработать такой набор мер и комплекс механизмов, которые будут экономически поддерживать благотворные и продуктивные начинания и сделают их экономически устойчивыми и независимыми? Наверное, это будет не десятина. Хотелось бы, чтобы в этой исследовательской области государство и Церковь объединили свои усилия.

Комментирует Председатель Миссионерской комиссии Московской епархии иеромонах Димитрий (Першин).

По-настоящему наше – это то, что мы отдали

Я знаю людей, которые отдают Церкви десятину или гораздо больше. Они помогают конкретным храмам или людям, которые оказались в трудной ситуации. Некоторые из них помогают нашему Братству Православных Следопытов. Наши друзья помогают нам покупать палатки, обвязки, карабины, крупу и тушенку. Сегодняшний Георгиевский парад, в котором участвовали представители далеких епархий, удалось провести благодаря участию многих людей, потративших свои силы, время и деньги.

Иногда люди инвестируют не деньги, а силы и время. Я считаю, что эта идея правильная, но при одном условии – все это надлежит делать без принуждения. Это желание должно идти из сердца человека, из его любви к Церкви и к людям. Если он раздает свое имущество свободно, то он, как Закхей, раздаст гораздо больше, чем десятую часть, чтобы только ощутить свою правду, свою сопричастность Творцу мироздания в путях Его промысла о всех наших нуждах и скорбях.

Такие люди говорят, что на саване карманов нет, что на тот свет мы ничего забрать не сможем. По-настоящему наше – это то, что мы отдали. То, что мы схомячили, связывает нас по рукам и ногам, отгораживает от Бога, от людей, уволакивает в такие бездны, с которыми дело лучше не иметь. Любой думающий человек это понимает.

Есть еще один момент – наша фиксированная ежегодная жертва даст Церкви ту точку финансовой опоры, которая позволит ей совершенно иначе выстраивать отношения и с обществом, и с государством. В этом я с о. Всеволодом Чаплиным совершенно согласен.

Если приходы обретут независимость от региональных властей, если прихожане, став членами общины, а тем самым – инвесторами, начнут участвовать в планировании общинной жизни, содержа и священника, и всю храмовую инфраструктуру, и все миссионерские проекты, то многое изменится к лучшему в нашей Церкви. Подобную картину можно наблюдать в православном русском зарубежье, в протестантских общинах России.

Но главное, десятина – это мера не денег, а мера любви. Десятина – это прием ветхозаветной педагогики, его задача – научить ветхозаветного человека быть благодарным Богу за Его дары. Но мы – христиане, и Евангелие призывает нас отдать не десятину, а самого себя Богу. Всю жизнь положить, все, что у тебя есть.

Напоминать об этом надо, а требовать этого нельзя. В таких вопросах лучший проповедник – совесть.

Комментирует профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев (в эфире программы Вести-ФМ).

Это будет экономической базой политической независимости Церкви

Если говорить о том, какую часть дохода верующие должны отдавать Церкви – не думаю, что это должно быть формализовано. Конечно, есть библейская заветная традиция десятины, однако в истории Русской православной церкви такого не было. Даже десятинная церковь в Киеве, построенная князем Владимиром, содержалась за счет десятой части доходов лично князя, но не его подданных.

Я думаю, что здесь логика должна быть такой. Первое – это восстановление поименного членства в приходской общине, потому что сегодня приходская община – это некая фикция. Реально никто из прихожан не знает, что он член той или иной общины, не участвует в приходских собраниях. А вот если будет поименное членство, то в этом случае у человека появятся свои права и обязанности.

То есть, соответственно, обязанности, скажем, уплаты той же самой десятины или какой-то иной суммы ежегодно, но с другой стороны, у него появится право контроля над расходованием этих средств. А в перспективе может быть и то, что было в древней церкви – право выбора священников. И, естественно, право делегировать членов от прихода для работы в церковных соборах разных уровней – от епархиального до поместного.

Прихожане и будут контролировать расходование средств. Это и благотворительные проекты, и просветительские проекты, образовательные. Собственно обслуживание храмовой инфраструктуры, то есть реставрация, ремонт, строительство приходских помещений. Естественно, зарплаты служащим храма, в том числе и хору, сторожам и так далее.

Вот всё это может стать прозрачным, наконец. И в свою очередь, если это действительно будет так, если церковь сможет, как это, скажем, бывает в жизни так называемых “свободных церквей” (этот термин возник в Западной Европе – это неопротестантские церкви, которые, в отличие от лютеранской церкви или от католиков, например, не связаны с государством, вот они называются “свободными”, у них как раз есть принцип десятины), если будет опора на самих прихожан и их пожертвования, если действительно всё это будет, отец Всеволод совершенно прав – в этом случае это и будет экономической базой политической независимости Церкви. И от госбюджета, и от государственных лидеров, и от влиятельных спонсоров.

Церковная десятина

У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения).

Десяти́на (ивр. маасер ; греч. δεκάτη; лат. decima) - десятипроцентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме , христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор 12. 17-18; 14. 22-23).

Десятина в иудаизме

Согласно Танаху , десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму , который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей . Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов , не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника. Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами.

Десятина в Западной Европе

История

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов - прямо смертной казни).

Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:

  1. на построение и украшение церквей;
  2. на бедных, странников и богомольцев и
  3. на содержание духовенства.

Духовенство всё более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII века, при папе Александре III). Вместе с тем церковь всё более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам , что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, например, вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чём, между прочим, см. в книге Любовича «История реформации в Польше»).

В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века , не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау , Бавария , оба Гессена , Баден , Вюртемберг , Ганновер , Саксония , Австрия , Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

Десятина в России

Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньшей). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями). Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах назывались десятильниками. В его обязанности входил в т.ч. сбор дани с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».

Литература

  • Albright, W. F. and Mann, C. S. Matthew, The Anchor Bible, Vol. 26. Garden City, New York, 1971. (англ.)
  • The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago , Vol. 4 «E.» Chicago, 1958. (англ.)
  • Fitzmyer, Joseph A. The Gospel According to Luke, X-XXIV, The Anchor Bible, Vol. 28A. New York, 1985. (англ.)

Литература

  • Десятина // Православная энциклопедия . Т. 14, С. 450-452.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • священник Константин Пархоменко. Десятина (15.12.2010)
  • Theologian Russell Kelly on tithing (англ.)
  • Tithing в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz). (англ.)
  • Tithe A biblical study why Christians need not tithe. (англ.)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Церковь (строение)
  • Словарь бизнес-терминов
  • Десятина (церковная) - (tithe, от староангл. tenth), обязательное отчисление десятой части доходов верующих в пользу церкви. Введена впервые у древн. евреев, в Европе распространилась после Турского (567) и Макон ского (585) синодов, в Англии получила силу закона в 10… … Всемирная история

    ДЕСЯТИНА - церковная десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    ДЕСЯТИНА - 1) церковная Д. десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер… … Юридическая энциклопедия

    ДЕСЯТИНА - [евр. , ; греч. δεκάτη; лат. decima], в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10 й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины. Ветхий Завет О Д … Православная энциклопедия

    Церковная иерархия - Клир (греч. κλήρος жребий) в христианстве духовенство как особое сословие Церкви, отличное от мирян. В синодальную эпоху в России под «клириками» часто разумели причетников, то есть церковнослужителей данного прихода. Содержание … Википедия

    ДЕСЯТИНА - (лат. décima, франц. décime, dîme, нем. Zehnt, англ. tithe) 1) Д. церковная десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения в ср. века в Зап. Европе. В древности существовала у ряда семитич. народов, в частности у евреев, от к рых перешла… … Советская историческая энциклопедия

    десятина церковная - отчисления в пользу служителей церкви десятой части доходов верующих. Существовала в древние времена у многих народов. Упоминается в Библии. Сохранялась в феодальной Европе, а также в России. В настоящее время существует у адвентистов … Энциклопедический словарь

Не секрет, что не все христиане понимают на самом деле, для чего и зачем они дают десятины. Многие просто делают это из-за послушания пастору, но не имеют личного откровения и познания в этом вопросе. Часть людей легко отделяет даже больше десятины, другие вообще не делают этого, третьи отделяют, но с глубоким вздохом «ах…ох… опять мой бюджет лишился 10 процентов… как я выживу?…»

Существует много толков и споров относительно десятин в Новом Завете. Одни отделяют ее, другие нет, одни настаивают на основании Малахии, другие на примере Авраама, третьи на основании обета, четвертые на другом основании. В этой брошюре мы постараемся разъяснить сложные моменты в понятии десятин.

Существуют здравые встречные вопросы касательно десятин, которые подталкивают нас основательно разобраться в этом вопросе. Например;

Где говорится Иисусом или Апостолами о даянии десятин в Новом завете?
- почему не написано в Новом Завете, что ученики или церковь делали это?
- если мы взяли одну заповедь из закона, не должны ли мы и другие исполнять?
- почему нет сведений в истории, что первая церковь основывалась на Малахии?
- десятины, это же приношения из произведений земли, деньги это уже другое.
- десятины приносили в храм, сейчас храм это мы, куда и зачем их нести?
- если Христос освободил меня от закона, зачем мне исполнять его опять?
- десятины предназначались для священников, но в Новом Завете мы все таковы.
- люди в миру не платят десятины, но им Бог не закрывает каналы благословения.
- дело же не в цифре 10, скажем, если я 9,9% буду отдавать, что это не пройдет?
- и так далее…

Это хорошие вопросы и нам нельзя их игнорировать. Мы постараемся ответить на многие вопросы в этой брошюре, но самое главное то, что мы не хотим вас переубедить в личном понимании в вопросах десятин. Если вы будете читать эту брошюру, как противник десятин - вы все равно останетесь против. Если вы будете читать, как защитник десятин, но у вас есть свои понимания - вы все равно останетесь в своем. Поэтому пусть эта брошюра станет для вас источником к дополнительным размышлениям и более глубоким исследованиям этих принципов.

Мы желаем, чтобы у народа Божьего было твердое основание, а не машинальное исполнение без веры - сказали давать, значит даем. Каждый из нас должен твердо знать, почему и зачем мы это делаем. Нам всем нужна вера в этом вопросе, если мы хотим, чтобы это приносило пользу. Без веры угодить Богу не возможно. Как ты угодишь Богу, если у тебя нет веры в это, и ты не понимаешь, что ты делаешь?

Ветхозаветная заповедь или принцип?

Сегодня мы не рассматриваем десятины, как одно из повелений закона Моисея, потому что мы живем уже не под законом, но под заветом Иисуса Христа. Через закон не возможно стать праведным, но через веру во Христа.

Рим.10:4 потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.
Фил.3:7-9 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере.

Павел пишет, что теперь закон стал бесполезным, и он отказался от него, чтобы иметь Христа и быть теперь праведным, через веру в Него. В конце Павел написал, что праведность приходит от Бога по вере в Иисуса Христа. Христос, конец закона.

Следовательно, возникает вопрос, на каком основании мы должны отделять десятины и что входит тогда в понятия десятин?

Если мы оправдываемся через веру во Христа, зачем нам отделять десятины, это ведь не сделает нас более праведными? Что это нам даст?

Я верю в то, понятие десятина в Новом Завете - уже не есть заповедь, но принцип. То есть я отделяю десятины, руководствуясь не повелениями закона Моисея, но принципами, связанными с десятинами и Божьими благословениями через это. Павел пишет, что через Новый Завет, Святой Дух открывает истины, тайны и принципы Ветхого Завета. Через Христа мы начинаем понимать, почему Бог повелевал раньше что-то делать, и какую пользу это должно приносить нам.

2Кор.3:15-17 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

Мы должны исследовать характер Бога и Его принципы, следовать тому, что приносит нам благословения и удаляться оттого, что принесет нам проблемы. Бог предлагает человеку выбрать то, что принесет ему благословение или проклятие.

Так вот, сегодня мы отделяем десятины на основании истин и принципов, заложенных еще до Нового Завета. Десятина для нас сегодня не ветхозаветная заповедь, а Божья истина - принцип, дающий нам жить в Его благословениях.

Принципы связанные с десятиной и благословениями

1. Благословение Мелхиседека

Быт.14:18-20 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.

В то время еще не было закона Моисея, поэтому Авраам делал это не из-за того, что было такое повеление, но чтобы получить благословение. Авраам сделал это, и это было правильно, через это он получил большое благословение Мелхиседека.

Евр.7:6-7 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.

Благословение священника очень много значит для любого человека. Священник наделен властью от Бога, одаривать Божий народ благословениями. Писание дает служителям Божьим власть быть большими и через это передавать благословения.

Более того, даже наши потомки получают благословения от Бога, через священническое благословение и это распространяются на тысячи родов.

Евр.7:9-10 … сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.

Бог принял десятину от потомков Авраама, когда те еще даже не родились. Авраам позаботился о дальнейшем благословении своих потомков.

Итак, на примере Авраама и Мелхиседека мы видим один из Божьих принципов для нашего благословения. Авраам дал десятину священнику и получил от него благословение для себя и для своих потомков. Дар Авраама говорил о почтении Мелхиседека. В древние времена почтение к высшему над тобой выражалось в приношении материального дара. И нам есть обещание: Евр.7:7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.

Лично я хочу получать благословения от священников, от тех людей, кто ходит перед Богом, и служит ему. Они носители Божьих благословений для нас. Я знаю, что если я выражаю свое почтение им своими даяниями или десятинами, то я получаю благословения и для себя и семьи и потомков. Например, наша семья отделяет десятины нашему духовному отцу и наставнику. И мы благословенны им.

Через него, Бог говорит к нам и обильно благословляет нашу семью и служение.

2. Благословение Божьего Дома

Мал.3:8-11 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф.

Для ветхозаветных людей, это была заповедь. Для нас же это еще один принцип, открывающий характер Бога. Почему Бог требовал оделять десятины и приносить в храм? Чтобы в его доме была пища! Бог заботился о Его деле, о Его здании и Его служителях. Для служения народу (кстати, тем же людям, от кого Он требовал десятины) требовалось много затрат; материалы для одежд, ткани, камни, много трав, курений, елей, мука для хлебов, деньги на ремонт инвентаря и деталей самого храма. Подробно об этом можно прочитать в Пятикнижие Моисея.

Левиты и священники постоянно служили в храме, им нужно было что-то кушать, им некогда было заниматься бизнесом. Более того, Бог запретил им заниматься бизнесом, держать поля и живность, Он полностью отделил их на служение.

Чис.18:20-24 И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых; а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания… Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела.

Таким образом, священники, левиты и их семьи имели обеспечение только от десятин и приношений людей. Вот поэтому Бог и сказал, через пророка Малахию; «вы обкрадываете Меня». Вы не заботитесь о Его деле, Его Храме, о Его служителях, которые не по своей воле не работают, но Бог отделил их для служения и пообещал им пропитание. Получается, народ имел пищу, а Божий дом и его служителя были в нужде. Бог же благословляет народ через священников и в сущности народ, удерживал десятины от тех, через кого Бог благословлял их.

Потому Бог и сказал, испытайте Меня, неужели Я не благословлю вас после этого. Как же Мои слуги благословят вас, если у них кушать нечего, и нет средств купить благовоний, курений, охранять храм и прочие вещи потребные для служения вам?

Итак, в пророчестве Малахии мы видим еще один из Божьих принципов для нашего благословения. Бог заботится о месте, где происходит служение, об инвентаре и инструментах для совершения служения и о людях, которые вовлечены в служение. Он ревнует, чтобы в этих сферах был достаток. Также видно, что эти сферы нуждались в большем обеспечении, потому что Бог повелел не только десятины приносить, но и другие приношения и даяния.

Таким образом, мы видим, как наши десятины и приношения важны для Божьего дела и если мы будем делать нашу часть, Он пообещал, что изольет на нас благословения до избытка и запретит пожирающим. То есть; «если вы согласитесь поддерживать Мое дело финансами, то Я буду еще открывать для вас источники благословений и защищу вас от тех ситуаций, в которых вы теряете финансы.

3. Обет Иакова

Быт.28:20-22 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

Это еще один из принципов, который предназначен для нашего благословения через даяние десятин. Иаков хотел получить благословения от Бога в 6 сферах;






За это он пообещал построить Богу дом и отдавать десятину от всего, что он получит от Него. Тогда еще не было храма, куда Иаков мог это принести, поэтому возможно он приносил эти десятины на жертвенник пред Богом. Почему он все это сжигал на жертвеннике? Он хотел получить благословения. Это был завет между ним и Богом. Еще до закона Моисея Иаков обещал отдавать Богу десятины за то, что Он его благословит.

Поэтому здесь открывается еще один принцип - это завет между человеком и Богом. «Господь я нуждаюсь в полном благословении, дай мне его и за это я обещаю Тебе отдавать десятую часть от всей моей прибыли». Бог не требовал десятину, как плату за Его благословения, но сам Иаков решил давать ее.

Почему именно десятая часть?

Число 10 выражает совершенство божественного порядка. Это третье число, выражающее совершенство 3, 7, 10. Оно подразумевает, что нет недостатка, что весь цикл завершен. Десятина - означает; ровно столько, сколько нужно.

1. Ной завершил эпоху древности в десятом веке, Быт.5.
2. Десять заповедей содержат все, что необходимо по своей завершенности.
3. Молитва Господа содержит 10 моментов:

Верховная власть Бога - "Отче наш, сущий на небесах!";
- Надлежащее почтение к Нему - "Да святится имя Твое";
- Явление Царства Божьего - "Да приидет Царствие Твое";
- Высвобождение Его воли - "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе";
- Решение наших нужд - "Хлеб ваш насущный дай нам на этот день";
- "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим";
- Мольба о духовном водительстве - "и не введи нас в искушение";
- Мольба об избавлении - "но избавь нас от лукавого";
- Все Его и у Него - "Ибо Твое есть Царство и сила, и слава";
- Завершение цикла вечности - "во веки. Аминь".

4. Десятина представляла то, что человек был должен Богу.

5. Искупление души стоило 10 гер. 10 гер = 0,5 сикля.

6. Десять язв представляли полный цикл суда Божьего над Египтом: "Я пошлю все язвы Мои" (Исх.9:14).

7. Мировая власть антихриста представлена 10 царствами в виде 10 пальцев ног истукана Навуходоносора и 10 рогами четвертого зверя. Десять народов подразумевают все народы, которыми будет обладать Авраам по обетованию.

8. 10 покрывал укрывали скинию (Исх.26:1).

9. Огонь с небес сходил 10 раз:

Быт.19:24 - на Содом
- Лев.9:24 - на первые жертвы
- Лев.10:2 - на Надава и Авиуда
- Числ.11:1 - на ропчущих в Тавере
- Числ.16:35 - на Корея и его друзей
- 3Цар.18:38 - на жертвоприношение Илии на Кармиле
- 4Цар.1:10 - на врагов Илии
- 4Цар.1:12 - на врагов Илии
- 1Пар.21:26 - на жертву Давида
- 2Пар.7:1 - на жертву Соломона

10. 10 дев представляют полноту призванных: верных и неверных.

Итак, число десять было выбрано Богом не случайно - это третье число означающее совершенство. Поэтому если это число означает правильность, законченность, совершенство и Бог предпочел его - то пусть будет «десятина».

Что же такое новозаветная десятина?

Еще в древние времена праведные мужи Божьи, как Авраам и Иаков пришли к выводу, что десятина связанна с нашими благословениями. Авраам и Иаков были отцами многих поколений праведников и конечно они научили их делать это. Было ли это правильное решение? Конечно! Мы видим, что они были благословенны, и Бог называл их по имени; «Я Бог Авраама Исаака и Иакова». Более того, Бог через Моисея подтверждает правильность их выбора, Он через время дает заповедь отделять десятины. Сам Бог дал удостоверение десятинам; «Это то, что Я хочу». в В Новом Завете Иисус обличая фарисеев и книжников сказал, - это правильно, что вы даете десятину, по плохо что вы другие и важные повеления игнорируете.

Матф.23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Сегодня нам уже не нужно ссылаться на закон Моисея, нам достаточно понять, как десятины важны для нас, наших семей и наших потомков. Благословение нужно МНЕ и меня не нужно убеждать в этом. Я хочу его получить. Что для этого делали праведные мужи, жившие до меня? Десятина? Хорошо, я хочу следовать их примеру, я вижу, что они были благословлены.

Если Авраам, ища благословение, отделил десятину Мелхиседеку, то я тем более отделю десятину Иисусу Христу, который больше Мелхиседека. Я хочу почитать большего надо мной, так как делал это в свое время Авраам и его потомки.

Евр.6:20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Где Иисус сейчас? Он глава, а мы Его тело. Церковь - это Его тело на земле. Вот потому мы отделяем десятины и несем в церковь для восполнения нужд святых.

Иаков был очень мудр; за все благословения в его жизни решил отдавать Богу десятину. То есть он купил себе благословения только за 10% их стоимости.

«Господь, за то, что Твое присутствие будет со мной, за то, что Ты сохранишь меня на всех путях, за то, что Ты будешь давать мне пищу, за то, что Ты будешь давать мне одежду, за то, что Ты будешь хранить меня от войн и за то, что Ты лично будешь моим Богом и покровом - Я ДАМ ТЕБЕ ДЕСЯТИНУ ОТ ВСЕГО».

Вау! Уникальное решение! Это очень мудро. Благословения для всех сфер нашей жизни вообще-то стоят намного дороже. Но Бога устраивают такие заветы.

5. Выводы

Сегодня в теле Христа есть несколько направлений касательно даяния десятин;

  1. Одни отделяют десятины на основании примера Авраама
  2. Другие на основании обета Иакова
  3. Третьи на основании пророка Малахии
  4. Четвертые на основании того, что Иисус больше чем Мелхиседек и Он тем более заслуживает приношений десятин, если того заслуживал Мелхиседек.
  5. Пятые на основании личного откровения от Бога дают десятины

Разные течения и разные понятия и разные споры. Но зачем? Если внимательно посмотреть на принципы всех пяти направлений, то мы увидим ОДНО И ТОЖЕ.

Мы делаем это ради нашего благословения
- мы все отделяем именно десятую часть
- мы знаем, что это правильно и Богу это угодно то, что мы делаем

ВСЕ ЭТИ ПРИНЦИПЫ И ОТКРОВЕНИЯ ВЕРНЫ И ПРИЕМЛЕМЫ НАМ

Это правильно и преимущественно отделять десятую часть от всего, что мы приобретаем, руководствуясь всеми этими пятью принципами. Это и включает в себя понятие - Новозаветная десятина. То есть - пять а одном.

  • Хочу ли я благословить Божьих священников, чтобы получить от них благословения для себя и своих потомков? Да!
  • Хочу ли я дать Богу обет отдавать десятую часть, как благодарность за то, что Он меня во всем благословляет и благословит? Да!
  • Хочу ли я не чувствовать себя вором в Божьих глазах и поддерживать своими десятинами Его дело, Его церковь, Его священнослужителей? Да!
  • Считаю ли я Иисуса больше Мелхиседека и заслуживает ли Он моих приношений, Тот, кто заплатил за мою свободу и вечную жизнь, своею жизнью? Да!
  • Имею ли я личное откровение, что, отделяя десятины, я получаю благословения во все сферы моей жизни? Да! Я испытал это на практике, и я хочу делать это!

У нас никто не забирает десятины. Церковный ящичек не должен больше пугать нас. Опуская руку в него, мы не теряем деньги - мы вытаскиваем для себя благословения. У Бога есть деньги - у Него все деньги, но он смотрит на нас.

Один великий муж Божий сказал; «90% точно принесут нам благословения, если мы отдадим 10% Богу, нежели все 100% без Божьего благословения».

Другой Божий человек сказал; «Не важно, твое личное мнение о десятинах, работают Божьи законы сеяния и жатвы, и если ты не будешь из твоих урожаев, отделять на посев, хотя бы 10%, то ты не можешь рассчитывать на урожай в следующий сезон».

Десятина это;

  • истина, которой следовали мужи Божии
  • правильный и работающий принцип
  • наше решение и наш выбор
  • наш обет Богу ради нашего благословения
  • наша благодарность богу за то, что Он дает
  • пища и обеспечение для Его священников
  • материальное обеспечение Божьего служения

Но, мы не будем забывать, что мы праведны, через веру в Иисуса. Десятины не делают нас праведными - они держат каналы благословений открытыми. Мы не можем точно сказать, что Бог не благословит нас, если мы не будем отдавать десятины. Но мы можем точно сказать, что Бог благословит нас, если мы будем отделять Ему десятины.

Вот какие благословения обещаны дающим десятину

Если Бог будет со мною - присутствие и близость Бога в нашей жизни.
- сохранит меня в пути сем, в который я иду - поможет нам исполнить Его волю
- и даст мне хлеб есть - обеспечение нас пропитанием
- и одежду одеться - обеспечение одеждой
- и я в мире возвращусь в дом отца моего - защита от врагов и ограда жизни
- и будет Господь моим Богом - покровительство Божье
- не открою ли Я для вас отверстий небесных - открытые небеса
- и не изолью ли на вас благословения до избытка - благословения в избытке
- Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные - защита
- и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих - урожаи, жатва
- И блаженными называть будут вас все народы - признание
- потому что вы будете землею вожделенною - исцеление земли

Десятая часть - помогает мне благодарить Бога и иметь хорошие финансовые результаты в жизни. Есть тысячи историй доказывающих, что люди часто имеют проблемы от недостатка мудрости , а не от недостатка финансов. Свидетельства чудес появления денег на карточках, в кошельках, и просто в разных местах дома, умножение финансов, которые происходят в Духовном Центре Благословение Отца.