Культурная революция большевиков кратко. Задачи и этапы культурной революции

Цели культурной революции в СССР:

1) ликвидация безграмотности;

2) создание новой государственной системы образования, обеспечение минимизированного образования;

3) формирование социалистической интеллигенции;

4) превращение литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы, утверждение в них метода социалистического реализма;

5) превращение науки в рычаг социалистического строительства;

6) преодоление религиозного сознания.

Осуществление культурной революции и её итоги:

1. В декабре 1919 г. вышел декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» , согласно которому рабочим сокращали на 2 часа смену с сохранением зарплаты для учебы в кружках ликбеза.

В 1920 г. была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

В 1923 г. произошло создание массового общества «Долой неграмотность!» и шефских обществ, которые посылали в деревню грамотных рабочих для обучения крестьян («культпоходы в деревню »).

За годы первых двух пятилеток было обучено грамоте 40 млн. человек, уровень грамотности в СССР достиг 81 %. К 1939 г. грамотных в РСФСР насчитывалось 89,7 %.

2. В 1918 г. вышло «Положение о единой трудовой школе» , согласно которому школа делилась на две ступени образования: 1-ая ступень предполагала 5-летнее обучение, а 2-ая – 4-х летнее при сохранении преемственности, начиная с дошкольного воспитания и заканчивая высшим образованием. Предусматривалась связь обучения с производственным трудом.

С 1930 г. начался переход к всеобщему начальному образованию , созданию фабрично-заводских училищ (ФЗУ) и школ комсомольской молодежи (ШКМ) , которые заложили основы специального профессионально-технического образования в СССР. К концу 1932 г. 98 % советских детей были охвачены учебой. Если в 1928 г. расходы на образование в СССР составляли 8 руб. в год на одного человека, то в 1937 г. – уже 113 руб.

В 1939 г. XVIII съезд ВКП (б) поставил задачу ввести всеобщее среднее образование в городе и семилетнее – в деревне.

3. В августе 1918 г. вышел декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» , который предусматривал приём в вузы без экзаменов и документов о среднем образовании, причем, преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшим крестьянам. Для подготовки рабочих при вузах создавались рабочие факультеты (рабфаки) .

С 1921 г. было введено обязательное изучение марксизма (философское, экономическое и политическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса, которое использовалось представителями общественного движения второй половины ХIХ-начала ХХ вв. для подготовки и осуществления социалистической революции) во всех вузах страны, при этом к работе привлекались лояльно настроенные представители старого профессорско-педагогического состава. Так началось формирование новой советской интеллигенции . Старая интеллигенция оказалась невостребованной. В 1922 г. произошли массовые высылки так называемой буржуазной интеллигенции из страны. Самой крупной из них стала высылка большой группы религиозных философов: Н.Бердяева, С.Франка, Л.Красавина, И.Ильина, Н.Лосского и многих других («философский пароход» ). Десятки профессоров, писателей по решению ГПУ были пожизненно высланы из РСФСР на двух пароходах.



В 1927 г. в РСФСР существовало уже 90 вузов (первый советский вуз открылся в 1918 г. по инициативе М.В.Фрунзе в Иваново-Вознесенске, им стал Иваново-Вознесенский политехнический институт) и 672 техникума, в которых обучалось 209 тыс. студентов. К 1941 г. в СССР насчитывалось 14 млн. представителей социалистической интеллигенции.

4. В СССР во второй половине 1920-х – 1930-е гг. произошло превращение литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы. Насильственно внедрялись партийные нормы понимания культуры, марксистская идеология была утверждена в качестве государственной, страна оказалась в идеологической изоляции. В литературе и искусстве утвердился «единственно правильный метод» – социалистический реализм , отсекалось всё, что не несло идеологической нагрузки, преувеличивались достижения социализма, отрицался любой авангардизм (условное название художественных движений и литературно-художественных течений ХХ века (экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм, и др.). Для него характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её традициями, поиски новых, необычных средств выражения и внеэстетических способов воздействия на зрителя).

Созданный Пролеткульт пропагандировал классовый характер культуры , враждебное отношение к старой «буржуазной культуре», вылившееся в направление «чистой пролетарской культуры» .

Был установлен контроль над творческой интеллигенцией: создание в 1923 г. Ассоциации художников революционной России (АХРР ), в 1934 г. Союза писателей СССР .

5. В 1920-1930-е гг. отечественная наука и техника развивались достаточно динамично . Всемирно известными становятся имена ученых Н.И.Вавилова (генетика), В.И.Вернадского (геохимия, учение о ноосфере), А.Л.Чижевского (гелиобиология), П.А.Флоренского (математика, философия), Н.Е.Жуковского (аэродинамика), А.Фридман (космология), Е.В.Тарле (история) и др.

Одновременно руководство партии и государства всемерно поощряло и поддерживало авантюристические направления в науке (например, лжеучение Т.Лысенко), нацеленные на быстрый результат без достаточных научных оснований. При этом сворачивались действительно перспективные направления в науке (генетика, молекулярная биология). В результате здесь советская наука стала серьезно отставать. Многие выдающиеся отечественные ученые были репрессированы (Н.И.Вавилов, А.Л.Чижевский, П.А.Флоренский).

Крупнейшие достижения фундаментальной науки в СССР использовались, прежде всего, в интересах ВПК. Постепенно произошла идеологизация научных исследований.

7.В 1920-1930-е гг. власти действовали в рамках известного высказывания В.И.Ленина: «Религия – опиум для народа». Была развернута антирелигиозная пропаганда через журнал «Революция и церковь» и газету «Безбожник» . Руководители государства инициировали создание антирелигиозного общества «Союз воинствующих безбожников». При этом следует отметить, что в 20-е гг. ХХ века достаточно часто проводились публичные диспуты на религиозные темы с приглашением оппонентов от церкви.

В тоже время, осквернение религиозных чувств верующих стало повсеместным явлением. Например, в 1921 г. власти практически отвергли добровольную помощь голодающим со стороны Русской Православной Церкви, приняв, при этом, решение о принудительном изъятии всех её ценностей, включая богослужебные и культовые предметы. Это вызвало сопротивление, были жертвы, в стране начались судебные процессы против священников, которых обвиняли в сокрытии ценностей от государства. Патриарх Тихон в 1922 г. был объявлен пособником эсеров и меньшевиков и через год оказался в тюрьме. В 1925 г. он скончался.

Очередной удар по церкви был нанесен в 1929 г., когда на места пошла директива за подписью Л.Кагановича, в которой подчеркивалось, что религиозные организации являются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. После этого по всему СССР началось массовое разрушение ценных исторических памятников церковной архитектуры. Яркий пример – взрыв храма Христа Спасителя в Москве (1931 г.).

********************

Таким образом, в 1930-е гг. можно выделить следующие характерные черты советского общества:

Огосударствление всех сфер жизни;

Корпоративный характер общества и общественных отношений;

Жесткая вертикаль власти с харизматическим лидером;

Репрессии и внеэкономическое принуждение;

Мифологизация общественного мнения и отрицание опыта Запада;

Закрытость страны.

Литература:

1. Буллок А. Гитлер и Сталин: жизнь и власть. Сравнительные жизнеописания. В 2-x тт. Смоленск, 1994.

2. Верт Н. История coветского государства. 1900 - 1991. Любое издание. Главы 5, 6.

3. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: политический портрет И.В. Сталина. В 2-х кн. М., 1989.

4. Восленский М. Номенклатура: господствующий класс Совет­ского Союза. Любое издание.

5. Гордон Л.А., Клопов З.В. Что это было? Размышления о пред­посылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40 гг. М., 1989.

6. Елисеев А. В. Правда о 1937 годе. Кто развязал «большой тер­рор»? М., 2008.

7. Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 года // Во­просы истории. 2002. № 1.

8. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х гг.). М., 1996.

9. Илизаров Б. С. Тайная жизнь Сталина. М., 2004.

10. Миронин С. С. Сталинский порядок. M., 2007.

11. Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. М., 1991.

12. Осокина Е.А. Иерархия потребления о жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928 - 1935 гг. М., 1993.

13. Прудникова Е., Колпакиди А. Двойной заговор. Тайны сталин­ских репрессий. М., 2006.

14. Рогачевекая Л.С. Как составлялся план первой пятилетки // Вопросы истории. 1993. №8.

15.Романенко К. К. Сталинский 37 -й. Лабиринты заговоров. М.,2007.

16. Соколов Б.В. Сталин. Власть и кровь. М., 2004.

17. Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1879 - 1929: история и лич­ность. М., 1991.

18. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е гг. М., 2001.

19. Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. М., 2001.

Культурная революция в СССР проходила в годы первой и второй пятилетки. Важнейшей и самой первой ее задачей являлось устранение неграмотности среди населения. Грамотных на 1926 год среди жителей от девяти лет и старше было порядка 51,1%. В некоторых народностях образованное население составляло очень незначительный процент. Так, у казахов их было порядка 9,1%, у киргизов - 5,8%, якутов - 7,2%, туркмен - 2,7%, таджиков - 3%.

Культурная революция в России началась с призыва Коммунистической партии ликвидировать неграмотность. Движение по устранению необразованности развернулось в стране достаточно широко. Лозунг партии призывал грамотных обучать неграмотных. Таким образом, общее количество людей, принимавших участие в движении по всей стране, к 1930 году составляло порядка миллиона. Культурная революция в СССР к 1932 году захватила более тридцати миллионов человек.

Для устранения неграмотности раз и навсегда необходимо было приостановить поток необразованных из среды поколения подрастающего. Таким образом, в стране было введено обязательное всеобщее обучение.

Кроме устранения неграмотности, нововведение выполняло важную хозяйственно-политическую роль. Ленин указывал на то, что необразованный человек находится за пределами политики. Неграмотные, по его мнению, не способны овладевать техникой и принимать осознанное участие в формировании социалистического строя.

Культурная революция в СССР в 1930-1931 годах ознаменовалась введением бесплатного четырехлетнего начального обучения для детей от восьми до одиннадцати лет. В рабочих поселках, фабрично-заводских районах, промышленных городах для детей, окончивших четырехлетнюю школу, ввели последующее бесплатное семилетнее образование.

Таким образом, к завершению первой пятилетки обязательное всеобщее обучение было осуществлено практически на всей территории страны.

Культурная революция в СССР на протяжении первых двух пятилеток ознаменовалась широкомасштабным повсеместным школьным строительством. Так, в 1929-32 годах было возведено порядка тринадцати тысяч школ, рассчитанных на 3,8 миллиона учащихся, в период с 1933 по 1937 года - более восемнадцати тысяч школ. Количество людей, получавших среднее и высшее образование, было увеличено к 37-му году до 29,6 миллионов.

Кроме огромных успехов в формировании школьного образования, были созданы сотни новых техникумов и институтов педагогического профиля в РСФСР и прочих республиках. На протяжении первой пятилетки стремительно разрастающаяся сеть средних и высших учебных заведений позволила подготовить более четырех сотен, а в период второй пятилетки - более миллиона специалистов-педагогов среднего и высшего звена.

На протяжении первых двух пятилеток значительные успехи отмечались в развитии советской науки. Поставленные в планах задачи сельскохозяйственного значения требовали формирования самых тесных связей с производством и практикой строительства социализма. В то время известность и признание получили работы таких деятелей, как И. В. Мичурина, К. Э. Циолковского, И. П. Павлова, А. Е. Ферсмана, В. А. Обручева, А. П. Карпинского, Н. Д. Зелинского и прочих ученых.

На протяжении первой и второй пятилетки были открыты и начали развиваться филиалы Академии наук СССР на Дальнем Востоке, Урале, в Узбекской, Туркменской, Казахской, Таджикской, Армянской, Азербайджанской, Грузинской союзных республиках.

Культурная революция СССР воспитала новую, вышедшую из крестьянской и рабочей среды интеллигенцию. Этот новый класс был тесно связан и предан народу, верно служил ему. Интеллигенция того времени оказала значительную помощь Коммунистической партии и всему государству в формировании социалистического общества.

коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., составная часть социалистических преобразований. Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным. Культурная революция была направлена на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, "коммунистическом воспитании", массовости культуры. Культурная революция предусматривала ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Культурная революция в СССР

Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920–1930х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии.

Огромным делом для России была ликвидация безграмотности (ликбез). Создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступеней. В 1й пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2й пятилетке – семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, действовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения). Обучение носило идеологизированный характер. Сформировалась новая, советская интеллигенция, к старой же интеллигенции власть большевиков относилась с подозрением.

Осенью 1922 г. из России было выслано 160 крупнейших ученых, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевизма. Господство большевистской идеологии утверждалось также в антицерковной пропаганде, разрушении храмов, разграблении имущества церкви. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован. Репрессированы ученыеаграрники Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский, крупнейший биологгенетик Н. М. Вавилов, писатели О. Э. Мандельштам, А. Б. Бабель, Б. А. Пильняк, актер и режиссер В. Э. Мейерхольд и многие другие. Арестованы авиаконструкторы А. Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов, физик Л. Д. Ландау, один из создателей аэродинамического института С. П. Королев и др.

В то же время создавались научноисследовательские центры. В развитии науки большую роль сыграли геохимики В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, физики П. Л. Капица, Н. Н. Семенов, химики С. В. Лебедев, А. Е. Фаворский, создатель теории космонавтики К. Э. Циолковский.

В литературе и искусстве внедрялся метод «социалистического реализма», прославление партии, ее вождей, героики революции. Среди писателей выдвинулись А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, А. Т. Твардовский. Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г. за формализм). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. СоловьеваСедого. Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография: фильмы «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна, комедии Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк»). Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930х гг. стал монумент В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Через различные творческие союзы государство направляло и контролировало всю деятельность творческой интеллигенции.

Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии.

Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства.

Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так, из результатов переписи населения 1920 года следовало, что на территории Советской России умело читать всего 41,7 % населения старше 8 лет. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития и одновременно отторжение масс от усвоения высших культурных ценностей. Культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку, по мнению ряда исследователей, советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР де-факто было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны.

В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнего севера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Была развёрнута широкая сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы, в которые сначала был открыт путь молодёжи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. В целях воспитания новой интеллектуальной элиты учреждены Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры. Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты.

Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» - организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ.


Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол.

Итоги культурной революции в СССР

К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87.4% населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды.

Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия.

С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным.

Образование СССР

43. .

НЭП

44. Политика индустриализации.

45. Коллективиза́ция

Цель коллективизации

Последствия коллективизации

46.Культу́рная револю́ция

Культурная революция в СССР

Оккупация города

В Сталино немецкие и итальянские войска вошли утром 21 октября 1941 года, сломив сопротивление 12 и 18-й армий Южного фронта, осуществлявших оборону города. До этого в начале октября 18-я армия попала в окружение у поселка Черниговка (Запорожская область) и понесла тяжелые потери: свыше 100 тысяч солдат и офицеров были взяты в плен, 212 танков и 672 артиллерийских орудия – уничтожены. Из окружения вышли лишь около 30 тысяч человек.
Практически сразу же после захвата Сталино, быстро переименованного обратно в Юзовку, немцы начали восстановление предприятий города, разрушенных в ходе боев и эвакуации. В своих планах немецкое командование готовило Донбассу роль «восточного Рура» для «тысячелетнего рейха», а потому к восстановительным мероприятиям немцы подошли со всей своей педантичностью. Уже в ноябре вновь заработала частично разрушенная электростанция, благодаря чему в городе было возобновлено освещение учреждений и работа водопроводной сети. В феврале 1942 года были восстановлены шахты «Ново-Мушкетово», 12 «Наклонная», «Бутовка», 5 бис «Трудовская», 1-2 «Смолянка», 4 «Ливенка», 1 «Щегловка» и другие.
Однако в Сталино немцы занимались далеко не одними лишь восстановительными работами.

Борьба

Подполье в Сталино было создано еще в октябре 1941 года. Городская партийная организация выделила для подпольной и партизанской борьбы несколько тысяч человек, а для непосредственного руководства ими был создан подпольный обком КП(б)У, состоящий из трех человек. Однако с началом немецкой оккупации система подполья оказалась почти полностью разрушенной, и ее пришлось создавать заново.
Подпольщики проводили диверсионные работы, собирали сведения о движении и составе вражеских частей, передавали информацию о размещении немецких складов и штабов. Велась агитационно-массовая работа – в городе распространялись листовки, проводились устные беседы с населением, передавались призывы к саботажу на шахтах. Помимо подпольщиков, на территории города также действовали 27 партизанских групп и отрядов.
Пытаясь подавить сопротивление, нацисты применяли самые жестокие меры. В приказе начальника штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии Кейтеля говорилось: «...наличных вооруженных сил для поддержания безопасности будет достаточно лишь в том случае, если всякое сопротивление будет караться не путем судебного преследования виновных, а путем создания такой системы террора со стороны вооруженных сил, которая будет достаточна для того, чтобы искоренить у населения всякое намерение сопротивляться. Командиры должны изыскать средства для выполнения этого приказа путем применения драконовских мер». Такими мерами становились заключения в лагеря смерти, повешения и массовые расстрелы: за каждого убитого немецкого военнослужащего казни подлежали 100 первых попавшихся местных жителей.

Освобождение и восстановление города
Бои за освобождение Сталино начались 7 сентября 1943 года после того, как солдаты 301-й и 50-й стрелковых дивизий преодолели оборону противника за поселком Щегловка. Полностью город был освобожден уже в первой половине следующего дня, 8 сентября. Удары по вражеским войскам были одновременно нанесены с севера и юга (силами 50-й стрелковой дивизии), а позже по восстановленным мостам через Кальмиус в Сталино вошли танковые войска.
Каждый год 8 сентября, в день, когда был освобожден город Сталино, отмечается День освобождения Донбасса.
После того как немецкие войска были выбиты из города, Сталино предстал перед своими освободителями почти полностью разрушенным. И хотя на окраинах еще оставались нетронутыми целые кварталы, заводы и центр города лежали в сплошных руинах.
Активное восстановление промышленности Сталино началось в первые послевоенные годы, и уже к 1950-му город вышел на довоенный уровень промышленного производства. Угольная, металлургическая и химическая промышленность была полностью реконструирована и расширена, в городе стали появляться новые предприятия, работающие в сфере пищевой и легкой промышленности.

Образование СССР

В 1922 г. было образовано новое государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Объединение отдельных государств было продиктовано необходимостью - укреплением экономического потенциала и выступлением единым фронтом в борьбе с интервентами. Общие исторические корни, длительное нахождение народов в составе одного государства, дружественность народов по отношению друг к другу, общность и взаимозависимость экономики, политики и культуры сделали возможным такое объединение. Относительно путей объединения республик не было единого мнения. Так, Ленин выступал за федеративное объединение, Сталин - за автономию, Скрипник (Украина) - за федерацию.

В 1922 г. на первом Всесоюзном съезде Советов, на котором присутствовали делегаты от РСФСР, Белоруссии, Украины и некоторых закавказских республик, приняты Декларация и Договор об образовании Союза. Советских Социалистических Республик (СССР) на федеральных началах. В 1924 г. была принята Конституция нового государства. Высшим органом власти объявлялся Всесоюзный съезд Светов. В перерывах между съездами работал ВЦИК, органом исполнительной власти стал СНК (Совет Народных Комиссаров). Избирательных прав лишались непманы, духовенство и кулаки. После возникновения СССР дальнейшее расширение шло преимущественно насильственными мерами или путем дробления республик. В ходе Великой Отечественной войны социалистическими стали Литва, Латвия и Эстония. Позже из ЗСФСР были выделены Грузинская, Армянская и Азербайджанская ССР.

По Конституции 1936 г. в качестве высшего общесоюзного законодательного органа был учрежден Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат Совета Союза и Совета Национальностей. В период между сессиями Верховного Совета высшим законодательным и исполнительным органом становился Президиум.

Таким образом, создание Советского Союза имело противоречивые последствия для народов. Развитие центра и отдельных республик протекало неравномерно. Чаще всего республики не могли достичь полноценного развития из-за строгой специализации (Средняя Азия - поставщик сырья для легкой промышленности, Украина - поставщик продовольствия, т. д.). Между республиками строились не рыночные, а хозяйственные отношения, предписанные правительством. Русификация и культивирование русской культуры отчасти продолжало имперскую политику в национальном вопросе. Однако во многих республиках благодаря вхождению в Федерацию были предприняты шаги, позволившие избавиться от феодальных; пережитков, повысить уровень грамотности и культуры, наладить развитие промышленности и сельского хозяйства, модернизировать транспорт, т. д. Таким образом, объединение экономических ресурсов и диалог культур, несомненно, имели положительные результаты для всех республик.

43. . Утверждение Новой экономической политики

НЭП - экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 1920-е годы. Была принята 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику«военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭПа - замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге - около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Перед советским государством стояли проблемы финансовой стабилизации, а, значит, дефляции и достижения сбалансированного государственного бюджета.Стратегия государства

Нацеленная на выживание в условиях кредитной блокады, определила первенство СССР в составлении балансов производства и распределении продуктов. Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов. В основе НЭПа лежали идеи работ В. И. Ленина, дискуссий о теории воспроизводства и денег, принципах ценообразования, финансов и кредита. НЭП позволил быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.

44. Политика индустриализации.

Для проведения индустриализации в СССР требовались немалые средства. И, в условиях практически полного отсутствия иностранных инвестиций, их дала коллективизация. Коллективизация, на следующем, 15 съезде, провозглашена основной задачей партии в деревне. Она проводилась жесткими, часто насильственными методами. Сегодня индустриализация и коллективизация в СССР именуются великим переломом.

Первая пятилетка была объявлена в 1929 г. Планы ее, как и последующих пятилеток, были часто завышенными. Наиболее известные стройки 20-х – 30-х годов это: Днепрогэс, Магнитка, Беломорканал, ТуркСиб, Челябинский, Харьковский, Сталинградский тракторные заводы. Немалую роль в проведении форсированной индустриализации сыграл и народный энтузиазм.

Политика индустриализации привела к заметному снижению уровня жизни населения, особенно крестьянства. Однако уже к концу 30-х годов стали очевидны итоги индустриализации – появилась мощнейшая промышленность (в том числе и новые для СССР отрасли), была увеличена добыча угля и выплавка металла и так далее. Только наличие подобной индустрии позволило СССР победить в грядущей Второй мировой войне.

45. Коллективиза́ция - процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР. Решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП(б) в 1927 году. Проводилась в СССР в 1928-1937 годах; основной этап 1930-1933 гг. - сплошная коллективизация. В западных районах Украины, Белоруссии и Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве коллективизация проводилась после присоединения их к СССР и была завершена в 1949-1950 гг.

Цель коллективизации - установление социалистических производственных отношений в деревне, преобразование мелкотоварных индивидуальных хозяйств в крупные высокопроизводительные общественные кооперативные производства. В результате сплошной коллективизации была создана целостная система массированной перекачки финансовых, материальных и трудовых ресурсов изаграрного сектора

В индустриальный. Это послужило основой для последующего быстрого индустриального роста, который позволил преодолеть качественное отставание промышленности СССР от ведущих мировых держав.

Последствия коллективизации

В результате проводимой Сталиным политики коллективизации: более 2 миллионов крестьян были депортированы, из них 1.800.000 только в 1930-1931 годах; 6 миллионов умерло от голода, сотни тысяч - в ссылке.

Данная политика вызвала массу восстаний среди населения. В одном только марте 1930 года ОГПУ насчитало 6.500 массовых выступлений, из которых 800 было подавлено с применением оружия. В целом в течение 1930 года около 2,5 миллионов крестьян приняли участие в 14 000 восстаний против советской политики коллективизации.

В одном интервью профессор политологии МГУ и к.и.н. Алексей Кара-Мурза высказал мнение, что коллективизация была прямым геноцидом советского народа. Но этот вопрос остается дискуссионным.

46.Культу́рная револю́ция - комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции.

Термин «культурная революция» в России появился в «Манифесте анархизма» братьев Гординых в мае 1917 года, а в советский политический язык введён В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»: «Культурная революция - это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».

Культурная революция в СССР как целенаправленная программа по трансформации национальной культуры на практике зачастую буксовала и была массированно реализована лишь в годы первых пятилеток. В результате, в современной историографии существует традиционное, но, по мнению ряда историков, не вполне корректное, а потому зачастую оспариваемое соотнесение культурной революции в СССР лишь с периодом 1928-1931 гг.. Культурная революция в 1930-е годы понималась как часть больших преобразований общества и народного хозяйства, наряду синдустриализацией

И коллективизацией. Также, в ходе культурной революции значительной перестройке и реорганизации подверглась и организация научной деятельности в Советском Союзе.

Итоги культурной революции в СССР

К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды.

Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия.

С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным

47. Вторая мировая война: причины, предпосылки, цели и участники.

Вторая мировая война 1939-1945 годов (World War II) - война, развязана Германией,Италией