Железная дорога из подручных материалов. Макет железнодорожного переезда из подручных материалов своими руками

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение 3

Глава 1. Общие сведения о железнодорожном моделизме 5

Глава 2. Построение макета железной дороги 6

2.2 Мой опыт создания макета железной дороги в домашних условиях 7

2.3 Социологический опрос «Железнодорожный моделизм» 8

Заключение 9

Список источников и литературы 10

Приложения 11

Введение

Любите ли Вы встречать и провожать железнодорожные составы? Возможно, у Вас вызывает восторг и восхищение проезжающий мимо поезд, поражает мощь и сила локомотива, который тянет за собой груженые вагоны. Однако, у Вас пока нет возможности связать свою профессию и жизнь с железной дорогой. Тогда Вам будет интересно узнать, что есть такое увлечение, которое позволит иметь свой собственный поезд с вагончиками, станциями, рельсами и окружающим миром. Это железнодорожный моделизм.

Железнодорожный моделизм не такое простое увлечение, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы результат от занятий железнодорожным моделизмом радовал, необходимо иметь достаточно знаний в общих вопросах железнодорожной техники, стремиться к приобретению новых знаний в этой области, применять различные техники и технологии, выбирать материал для создания объектов макета или модели, уметь правильно пользоваться инструментом и, конечно, не забывать о технике безопасности.

В своей работе мы хотим собрать такую информацию и предложить свой вариант макета железной дороги.

Мы считаем, что наше исследование поможет вызвать интерес к технике, будет способствовать развитию воображения и фантазии у детей, возможно, кому-то поможет определиться с выбором будущей профессии.

Проблема исследования : выяснить, каким образом организовать работу по созданию макета железной дороги в домашних условиях.

Объект исследования : макет железной дороги.

Предмет исследования : условия и технологии создания элементов макета железной дороги.

Цель исследования : описать создание макета железной дороги в домашних условиях.

Задачи исследования : изучить литературу по данной теме; исследовать современные методы и технологии построения макета железной дороги; описать макет железной дороги, созданный в домашних условиях.

Гипотеза исследования : предполагается, что если выполнить определенные условия при создании макета железной дороги, то это позволит придать макету максимальную реалистичность.

Теоретическую значимость работы мы видим в том, что проведенные исследования будут способствовать развитию интереса у учащихся к технике в целом и к железнодорожному моделизму в частности.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учителями и учащимися на дополнительных занятиях по окружающему миру и технологии. Также материалы исследования могут быть интересны тем, кто хочет заняться железнодорожным моделизмом.

Методы исследования : изучение специальной литературы; обобщение и систематизация материала; наблюдение и фиксация результатов, фотографирование.

Краткий обзор используемой литературы и источников . Теме железнодорожного моделизма посвящено огромное количество практических и теоретических пособий, каталогов, справочников и периодических изданий. В нашем распоряжении имеется подборка периодического издания «Железная дорога в миниатюре», в котором подробно описываются инструкции по созданию объектов макета . Много общих сведений о железнодорожном моделизме (история, развитие, современные достижения, самые известные модели и технологии изготовления макетов) собрано в трехтомном издании «Искусство железнодорожного моделизма» . «Модели железных дорог» под редакцией Барковскова Б.В. является одним из первых отечественных изданий о железнодорожном моделизме , эта книга очень популярна в нашей стране, недаром ее называют «Библией моделизма». Здесь собраны общие сведения об этом увлечении, его видах, технологии производства и хранения макетов и моделей. Также достаточно широко эта тема обсуждается в Интернет-сообществах и форумах.

Глава 1. Общие сведения о железнодорожном моделизме

«Моделизм» — это изготовление модели, воспроизводящей геометрические формы натуры, линейно уменьшенной во всех плоскостях и повторяющей фактуру наружных поверхностей оригинала. Само слово «модель» — французское, означает подобие какого-то предмета в уменьшенном виде. Таким образом, моделизмом принято называть масштабное воспроизведение существующего или ранее существовавшего объекта.

Сегодня уже никто уверенно не сможет сказать, что было вначале: настоящий паровоз или его модель. По некоторым сведениям, английский инженер Ричард Тревитик, прежде чем построить свой первый локомотив, испытал его уменьшенную копию. В любом случае несомненным остается исторический факт, что в начале девятнадцатого столетия железнодорожная модель пришла в наш мир практически параллельно с реальной железной дорогой.

Развитие железнодорожного транспорта в России способствовало развитию железнодорожного моделизма в мире. Строительство Транссибирской магистрали в начале XX столетия стало явлением всемирного масштаба. На выставке в Париже в 1900 году золотую медаль получила модель сибирского экспресса, которая является классическим примером модели крупномасштабных форм.

Сегодня модельная железная дорога занимает важное место в ряду самых популярных хобби во всем мире. Люди разных возрастов и профессий увлекаются созданием копий подвижного состава и целых железнодорожных комплексов - макетов.

В первой половине XX века наметились три пути развития железнодорожного моделизма. Первый из них — крупномасштабный, включает в себя музейные, выставочные модели высокого класса, изготовленные профессионалами-макетчиками; второй — ученический, который популярен в нашей стране и имеет большое воспитательное значение; третий путь — мелкомасштабный любительский.

Ученический моделизм знакомит учащихся с техникой железных дорог. Этот вид моделизма не ставит своей целью строгое масштабное воспроизведение подвижного состава и других элементов железной дороги. Главные его отличительные признаки — это большой выбор масштаба моделей и произвольная их форма.

Любительский мелкомасштабный моделизм включает в себя постройку миниатюрных моделей-копий железнодорожного подвижного состава, а также постройку для этих моделей макетных комплексов, воспроизводящих как бы железную дорогу в целом. Этот вид моделизма может быть домашним или клубным, т. е. индивидуальным или коллективным.

Глава 2. Построение макета железной дороги 2.1 Общие рекомендации по созданию макета железной дороги

Макет железной дороги - это макет, воссоздающий объекты железной дороги в миниатюре. Макет может содержать модель железно-дорожной станции, части перегона, подъездных путей, локомотивного или вагонного депо, городской инфраструктуры с железнодорожными путями, природные объекты, по которым проходит железнодорожная линия.

Первое, с чем мы должны определиться, решив создать макет железной дороги, - это масштаб. В железнодорожном моделизме понятие масштаб тесно связано с типоразмером. Типоразмер характеризуется масштабным уменьшением и шириной модельной колеи. Существуют несколько основных типоразмеров модельных железных дорог, познакомиться с основными из них ними можно в приложении (Приложение 1).

Изучив в литературе различные инструкции по созданию макетов железных дорог, мы составили примерную последовательность работы по изготовлению макета железной дороги в домашних условиях.

    Сделать подмакетник, платформу на которую крепятся все элементы макета и кладется рельсовый путь. Для простого макета можно обойтись фанерным листом нужного размера.

    Нанести разметку путей, автодорог, расположения строений и другое.

    Уложить подложки для имитации балластной призмы.

    Уложить рельсы. Перед этим необходимо купить достаточное количество рельсового материала.

    Разработать электрическую схему и смонтировать её на макете.

    Провести отсыпку балласта. Имитация балласта - обязательный элемент макета. Балласт можно подобрать по размеру среди аквариумных грунтов или других бытовых сыпучих материалов сходного вида.

    Изготовить рельеф (возвышенности, горы, долины рек и т.п.).

    Покрасить основания под различные элементы ландшафта (траву, песок, лесную почву).

    Наклеить автодороги.

    Изготовить и установить строения.

    Нанести травяной покров и другую растительность.

    Расположить фигурки людей и транспорт на макете.

2.2 Мой опыт создания макета железной дороги в домашних условиях

Решив создать собственный макет железной дороги, мы с папой подписались на журнал «Железная дорога в миниатюре» (Приложение 2).

Поскольку мы решили создать несложный макет, остановились на настенном варианте. Для подмакетника использовали полоски фанеры шириной 30 см. С помощью деревянных брусков прикрепили их к стене саморезами.

В Интернет-магазине с папой купили рельсы и стрелки. Маленькими гвоздиками прибили их к макету (Приложение 3).

Для имитации отсыпки балласта использовали просеянный речной песок. Папа нанес клей, а я насыпал песок (Приложение 4).

Из окрашенных зеленой гуашью опилок сделали траву, и приклеили на макет (Приложение 5).

Здание вокзала плоское - папа выпилил его из куска фанеры, а я раскрасил и нарисовал окна (Приложение 6).

Здание станции объемное. Я работал выжигателем, шуруповертом, стамеской, молотком и канцелярским ножом. Стены, пол и потолок - это фанерные части, скрепленные зубочистками. Для придания реалистичности крышу оклеили черной бумагой (Приложение 7).

Еще мы купили светофоры и приклеили их на макет. Папа подсоединил провода, мы поставили на макет локомотивы с вагонами, и я проверил, как все это работает (Приложение 8, 9).

Макет готов, но это не значит, что больше в нем ничего не измениться. Мы планируем много всяческих доработок и усовершенствований. Так что работа предстоит большая! (Приложение 10)

2.3 Социологический опрос «Железнодорожный моделизм»

Мне стало интересно, а знакомы ли мои одноклассники, друзья и знакомые с этим занятием? Хочется ли им увлечься железнодорожным моделизмом и будет ли им интересна моя работа. Я провел опрос (Приложение 11) и получил следующие результаты:

Выводы: Опрашивая мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 9 лет, я выяснил, что:

    Очень многим (74%) нравятся поезда.

    Немногие имеют в настоящий момент железную дорогу (31%), но большинству хочется иметь свою железную дорогу (58%).

    Мало кто знаком с понятием «моделизм» (21%).

    Опрашиваемые хотят узнать, как создать свой макет железной дороги (63%).

Следовательно, тема исследования действительно интересная и актуальная для большинства моих одноклассников, друзей и знакомых. Я обязательно познакомлю их со своими исследованиями и поделюсь практическими рекомендациями.

Заключение

В нашей исследовательской работе мы сформулировали проблему - выяснить, каким образом организовать работу по созданию макета железной дороги в домашних условиях. В процессе исследования, мы рассмотрели общие вопросы, принципы, возможности и способы постройки макетов железных дорог в домашних условиях.

Проведенные нами наблюдения помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: если выполнить определенные условия при создании макета железной дороги, то это позволит придать макету максимальную реалистичность. Наш макет - это маленький мир железной дороги.

Проведенный социологический опрос помог убедиться в необходимости и актуальности представленной в исследовании темы. Надеемся, что наши рекомендации помогут Вам создать свой первый макет железной дороги, и Вы ощутите магию и волшебство мира маленьких железнодорожных моделей.

Список источников и литературы

    Барковсков Б.В., Прохазка К.И, Рагозин Л.Н. Модели железных дорог / Под ред. Барковскова Б.В., - М.: Транспорт, 1989

    Железная дорога в миниатюре - М.: ООО «Иглмосс Эдишинз», подборка журналов за 2014-2016 года.

    Москалев Л.М. Искусство железнодорожного моделизма. [В 3 т. Т. 1]: История. Начальные навыки / Москалев Л.М., Мясников А.Г., Рагозин Л.Н. - М. : Железнодорожное дело, 2011. - 256 с.

    www.railmodel.ru/-сайт о создании домашней железной дороги.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Условное обозначение типоразмера

Основной масштаб

Величина масштабного метра, мм

Ширина

колеи, мм

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Опросный лист научно-исследовательской работы

Максименко Димы

    Сколько тебе лет? ______________

    Тебе нравятся поезда? Да, Нет.

    У тебя есть игрушечная железная дорога? Да, Нет.

    Ты знаешь что такое «Моделизм»? Да, Нет.

    Ты хочешь иметь свою собственную железную дорогу с маленькими поездами, станциями, домами, деревьями, туннелями, машинками, тракторами, людьми? Да, Нет.

    Ты хочешь узнать, как сделать макет железной дороги своими руками? Да, Нет.

Игрушечные железные дороги неотъемлемо ассоциируются с детством. У многих из нас в юном возрасте когда-то была пластмассовая или железная сборная модель железной дороги.

А те, кто мог похвастаться моделью зарубежного производства, считались счастливчиками.

В наше время хобби игрушечных железных дорог выросло в крупную отрасль моделирования. Причем этот бизнес уже больше ориентирован на взрослую аудиторию, нежели на детей.

К главным атрибутам – колее и локомотиву с вагончиками, добавились деревья, дома, дороги, машины, рельефное окружение. А стол с полноценным макетом железной дороги, со множеством деталей и мелочей – это уже настоящее искусство.

За рубежом подобные изделия стоят от 2 тысяч долларов, я же в этой статье расскажу, как сделать полноценный макет игрушечной железной дороги своими руками.

Стол.

Для макета вам понадобится место. В идеале это должен быть отдельный стол, но можно обойтись и небольшим столиком, или просто отгороженной площадью на любой подходящей поверхности. Все зависит от вашего желания и размаха. Я рекомендую начать с небольшого места – например, части стола, и потом уже, если вдохновитесь, делать большой макет. Лучше начать с малого, чем сразу взяться за большой объем работы и бросить на полдороги.

Стартовый набор.

То, без чего не получится сделать макет железной дороги – это сама железная дорога. А точнее – набор рельсов, поезд и система питания для него. Тут, увы, альтернатив нет – это все нужно покупать. Хорошо, что в наше время на рынке есть из чего выбирать.

Набросок.

Чтобы знать, к чему вы движетесь, нужно иметь перед глазами цель. Сделайте на бумаге примерный набросок – где что должно находиться, и каким будет общий вид вашего макета. Побродите по интернету, посмотрите на многочисленные макеты железных дорог и возьмите на заметку то, что вам нравится – мосты, переезды, дома, станции. Можете сделать макет полустанка на Диком Западе, а можете – станции в центре современного города. Но обязательно определитесь до того, как приметесь за работу. И сделайте разметку на столе, чтобы не обнаружить вдруг, что колея выходит за границы стола, или что шлагбаум будет цепляться за проезжающий поезд.

Горы.

Наличие горы, с туннелем, через который будет проезжать поезд, будет украшением макета. Для создания небольшой горы вам понадобится монтажная пена, фанера, нож, алебастр и наждачка.

Сначала продумайте и, по возможности, нарисуйте набросок будущей горы. Затем сбейте над рельсами небольшой короб из фанеры или другого подходящего материала. Убедитесь, что размер короба позволит свободно проезжать по тоннелю вашему поезду. Затем начинайте наносить пену вокруг короба, с паузами по полтора-два часа, чтобы дать слоям засохнуть и не проседать под своим весом. После того, как нанесете пену нужного объема, оставьте ее сохнуть на сутки, не меньше.

Через сутки берите в руки нож (удобнее – канцелярский), и начинайте ковырять гору – срезайте лишние куски, придавая ей намеченную вами форму. Вырезайте ложбинки, расщелины, постарайтесь придать ей максимальную натуралистичность.

Затем вам понадобится алебастр. Разведите его с водой, и тонким слоем до 3 мм покройте всю гору. Он быстро сохнет, так что разводите его небольшими порциями. Затем вновь подождите несколько часов, пока все застынет – феном при этом лучше не пользоваться.

Теперь нужно закрасить гору серым цветом. Для этого купите в любом автомагазине баллон грунтовки, под цвет серого камня, и можете красить вашу гору. Только испытайте сначала краску на чем-то другом, чтобы удостовериться, что ее цвет точно вам подходит.

Далее воспользуйтесь наждачкой и позатирайте местами гору, чтобы снять кое-где слои грунтовки. Это придаст горе большей натуралистичности, чтобы она была не однородного цвета, а оттенка от светлого до темно-серого. Можно повторить покраску и шлифовку несколько раз, пока у вас не получится то, что вас устроит. Можете также покрасить отдельные кусочки горы белым или черным цветом, для большей правдоподобности.

Напоследок возьмите зеленую краску и подкрасьте кусочки горы еще и в цвет зелени – так она будет еще натуралистичнее. Только краска должна быть правдоподобного, «мхового» цвета.

Ваша гора (или горка) готова. Поздравляю, вы уже проделали немалый кусок работы. На очереди – остальные детали рельефа.

Тут уже все упирается в вашу фантазию, размер свободного пространства и подходящие детали, которые у вас есть. Заполните незанятую поверхность стола – например, муляжом травяного покрытия, который продается в магазинах. Игрушечные дома, фигурки людей, транспорт, железнодорожный переезд, вокзал со станцией, мостик, деревья – вот все те детали, которые украсят ваш макет. Многие из них можно найти в конструкторах Лего, или просто по отдельности в игрушечных магазинах. Фирмы, торгующие товарами для ж/д моделирования, также продают отличные комплекты, но в этом случае будьте готовы к немалым тратам.

Вы можете сделать макет на большом столе, со множеством деталей, рельефной местностью, электрическим ходом и настоящим городком в миниатюре. Но вы также можете сделать и небольшую модель – поезд на батарейках, с небольшим участком ландшафта и несколькими элементами декора.

Какой бы вариант вы не выбрали, сделанная вами модель будет украшением любого дома и интересна любой компании – как детской, так и взрослой.

Для юных моделистов и энтузиастов, кому жалко или нет денег на покупные рельсы, но зато есть время, ниже представляем вам пример бюджетного моделирования железнодорожного полотна .

Основанием нашей дороги служит подрамник, сколоченный из реек и фанеры. Размер его может быть примерно 3000х500х120 мм или больше. Это зависит от площади помещения. Роль балласта выполняют деревянные бруски, на которые укладывают шпалы. К шпалам крепятся самодельные рельсы.
А чтобы полотно вашей дороги походило на настоящее, смажьте его жидким столярным клеем и присыпьте песком, просеянным сквозь мелкое сито. Когда клей высохнет, излишки песка стряхните. Можно поступить и иначе: покрасить подрамник краской. Разумеется, предварительно его нужно прошпаклевать, зачистить шкуркой…

Шпалы можно изготовить из полосок фанеры или сосновых планок 60х10х4 мм. Чтобы не возиться с изготовлением каждой шпалы, работу можно упростить. Возьмите лист фанеры, разметьте его по размеру шпал и разрежьте ножовкой с мелкими зубьями, потом зачистите все неровности драчовым напильником и наждачной бумагой и выкрасьте масляной краской или тушью в черный цвет.
На полотне готовые шпалы укладываются — приклеиваются на расстоянии 20-25 мм друг от друга.

Для их изготовления нужен штамп. Он делается из двух металлических прямоугольных брусков одного сечения.
На фрезерном или строгальном станке произведите обработку этих брусков. На одном профрезеруйте паз размером 7х10 мм и две выемки диаметром 3 и 4 мм, на другом — такие же выемки, но вместо паза выступ. Получится приспособление вроде пуансона и матрицы. В выемке штампуется головка рельса (см. рисунок ниже). Для модели, выполненной в масштабе 1: 50, используется выемка 3,5 мм, а для модели 1:100 — 2,5 мм.
Расскажем о последовательности операций. Возьмите полоску жести (см. рисунок ниже), проведите осевую линию, сложите. Внутрь вложите проволоку диаметром 2,5-3 мм — для головки рельса, обожмите кусачками и теперь закладывайте в штамп. Зажмите штамп в тиски, и вы получите ровный по всей длине рельс с хорошей головкой и шейкой.
Не вынимая рельс из штампа, развальцуйте его основание отверткой в разные стороны и выровняйте киянкой.
Готовый рельс прикрепите к шпалам гвоздиками. Делайте это аккуратно и как можно точнее. Прежде всего наметьте линию одной нити рельсов по всей длине полотна. Для этого точно на расстоянии 15 мм от края шпал натяните нитку, укрепив ее на двух гвоздиках, временно вбитых в первую и последнюю шпалы. Рельсы укладывайте и прибивайте точно под этой ниткой. При этом они не должны ни задевать ее, ни оттягивать в сторону.
Есть и другой способ. Выстругайте прямоугольный брусок размером 1000х32х10 мм. Положите его в центре балласта, закрепите гвоздями и по обеим сторонам от него проложите рельсы. Вы увидите, как ровно они уложатся, а расстояние между ними будет точным по всей длине — равно 32 мм между головками.
Соединять рельсы между собой на стыках надо стержнями, которые вставляются в головки рельсов. Стыки рельсов должны приходиться на середину шпал.
Когда сделаете один участок пути, испытайте на нем локомотив и приступайте к постройке следующего участка.
Участки между собой скрепляйте металлическими крючками или петлями, прикрепленными к подрамнику.
Итак, вы построили железнодорожное полотно, уложили шпалы, рельсы. Теперь надо установить опорные мачты и натянуть контактный провод.

Опорные мачты. Из бруска длиной 200 мм и сечением 21 х 21 мм выстругайте опору. За основание возьмите фанерку (30 х 30 мм). Просверлите в центре отверстие диаметром 10 мм, зачистите шкуркой и подгоните под него нижнюю часть мачты.
Подвеску, на которой крепится контактный провод, вы можете сделать из любой проволоки диаметром 2-3 мм. Не забудьте навить пружину, как показано на рисунке, для этого возьмите гвоздь диаметром 2 мм, зажмите его в тиски и обвейте вокруг него спираль высотой 10-12мм. Подвеска готова. К опорной мачте она крепится через кронштейн и, кроме того, для большей прочности подтягивается струной — обычной ниткой или тонкой проволокой.
Изоляторами могут быть пластмассовые бусинки или маленькие пуговки.
Контактный провод проходит вдоль всего железнодорожного полотна. Поддержкой для него служат опорные мачты, о которых мы только что вам рассказали, и опорный провод. Он укрепляется над контактным проводом и соединяется с ним проволочными растяжками.
Чтобы макет можно было переносить, подвесные провода в нескольких местах имеют разрыв и соединены разъемами — двумя металлическими пластинами: к одной припаивается контактный провод, к другой — опорный. Пластины снабжены замком — на одной сделаны вырезы, на другую напаяны заклепки. Благодаря этому пластины легко и быстро разъединяются.
Готовую железную дорогу вы можете «озеленить». Материалом для «травы» служат сухие древесные опилки, выкрашенные гуашью в зеленый цвет. Их просеивают через сито на планшет, смазанный столярным клеем, олифой или масляным лаком.
«Деревья» изготавливают из резиновой губки, поролона или жгута медной проволоки. Жгут складывают пополам и скручивают на расстояние «ствола», а для «веток» проволоку разъединяют. Чтобы «дерево» «зазеленело», его обмакивают, в жидкий клей, дают ему стечь и обсыпают «крону» мелко нарезанной крашеной папиросной бумагой.

И началась постройка подмакетника. Купил фанеру 9 мм и 4 мм, алюминевый профиль и хромированные ножки, аж 6 штук для устойчивости. Распилил, насверлил, прикрутил.

Начальный этап строительства макета. Куплены ножки, фанера, алюминиевый профиль.

Прикручиваем саморезами алюминиевый профиль к фанере и получаем какркас подмакетника.

Усиливаем, место соединение двух листов фанеры и места крепления ножек.

Прикручиваем ножки к каркасу, усиливаем уголками и получаем собственно подмакетник. Вес которого составил 12,1 кг.


Вот так выглядит подмакетник, очень похож на тенисный стол.

С нетерпением выкладываю свою будущую схему движения, заранее нарисованную на бумаге. Забегая немного вперед хочу сказать, что в дальнейшем схема движения немного измениться. Когда видишь это реально в объеме, а не на плоской бумажной схеме, то все может получится иначе. Поэтому первоначально грамотно продумывайте свою схему, чертите ее по возможности планшетной линейкой или в программе WinTrack, и тогда ошибок будет меньше.

Делаем каркас будующей горки переходящей в мост.

Продолжаем строить нашу горку.

Продолжаем строить, одновременно прикидываем к месту купленные в магазине мосты.

Приступаем к строительству железнодорожного спуска. При строительстве спуска строго придерживайтесь нормам спуска в градусах, иначе поезд не сможет подняться на вашу горку. Еще учитывайте, что разные локомотивы обладают и разной тягой. Если есть возможность нужно поэксперементировать с локомотивами. Я на выпилиные радиусные заготовки из фанеры, приложил рельсы и гонял разные составы верх и вниз, изменяя угол наклона заготовки таким образом пока самый слабый локомотив смог спокойно подняться в горку. И только после этого закрепил спуск и подъем.

Локомотив готов к испытанию спуск - подъем.

Обязательно после нанесения клея ПВА на деревянные детали, крепко прижимаем их друг к другу, ставим тяжелый груз или струбцины.

В моей схеме движения появились изменения. Почему то пришла идея участка железной дороги, типа лекгого метро на бетонных опорах - столбах.

В модельном магазине куплены: круглые палочки - будущие бетонные опоры, рейки - будущая отбортовка, а в канцтоварах были куплены деревянные линейки для самого постамента, на который будет уложена фанера с рельсами.

Вот он будущий участок путепровода, пока еще без бортиков.

Проявился будущий силуэт макета железной дороги.

Проводим ходовые испытания подвижного состава.

Так как мне хочется поскорей увидеть хоть какой то результат, я приступил к формированию рельефа гор из папье-машье. Берете бумагу, газеты - режете на полоски, смазываете клеем ПВА и приклеиваете к фанере, слой за слоем, дав слоям просохнуть. Примерно 3-4 слоя. Когда это все просохнет у Вас получится довольно прочное основание склона. (Хотя по правилам сначала нужно закончить все подготовительные работы, а уж потом браться за отделочные, но я так не могу, поэтому иногда буду нарушать последовательность постройки - важен результат)

Вот так выглядят этапы нанесения слоев папье-маше.

Приклеиваем бортик к путепроводу и красим его. Заодно подготавливаем папье - маше для наклейки травы. Красим бумажный склон краской по цвету совпадающий с цветом травы, для того что бы при приклеивании травы краска скрыла небольшие наши ошибки.

Вот так выглядит облагороженный монорельс. Приклеены рельсы, насыпан гравий.

Здесь видны провода для будущего блок участка. Не забудьте поставить диэлектрический (пластмассовый) разделитель рельсов, на фото он черного цвета между двух выступающих проводов, в дальнейшем провода аккуратно подпаиваются к рельсам.

Аккуратно подпаиваем провода к рельсам и окрашиваем рельсы темно-коричневой матовой краской, это придает им уже не игрушечный вид. Окраска рельс трудоемкая работа, но она того стоит. На втором плане видны не окрашенные рельсы - разница очевидна.

Для большей реалистичности красим железнодорожный мост.

Из специальной бумаги имитирующей кирпичную кладку, делаем опору нашего монорельса.

Сеем траву и подсыпаем гравий к железнодорожному мосту.

К траве добавляем разросшуюся траву или небольшой кустарник.

Вот такой получился переход от монорельса к насыпи.

Материалы и инструменты для постройки макета железной дороги.

Прежде всего для постройки макета не обойтись без клея. Клея нужно много и разного. Я использовал три вида клея ПВА. ПВА СТОЛЯР хорош для склеивания деревянных частей макета, он быстро сохнет и крепко держит, один его минус он желтоватого оттенка. Второй клей ПВА СУПЕР идеально белый, тоже быстро сохнет, при засыхании дает глянцевый слой. Третий клей ПВА ТЕКС долго сохнет (но это иногда очень нужно) идеально белый, при высыхании дает прозрачный, матовый слой.

Также не обойтись без специальных клеев: клей для моделей, дихлоритан, супер момент, момент универсальный.

Также необходимы различные модельные краски, я использовал акриловые "Звезда"

Понадабяться и кисточки, как для нанесения клея так и для окраски моделей.

Для имитации насыпи железной дороги, используется фирменная присыпка гравий - обращайте внимания на масштаб, для каждого масштаба свой размер гравия.

Не забудьте купить траву, она бывает разных видов и составов. Простая трава сделана из опилок, та что по-естественней сделана из флока. Ну и конечно Вам потребуется флокатор, он бывает электростатический и простой. Электростатический флокатор нужен для приклеивания травы под статикой, от полученного заряда трава тянется к флокатору и в таком положении приклеивается, получается более натурально. Но можно обойтись и без него в крышке баночки делаются отверстия диаметром 4 мм, и методом вытряхивания из баночки сеям траву. Дешево и сердито.

Для чистки рельсов понадобится фирменный чистящий брусок, он необходим для очистки рельсов от краски, клея и грязи.

Покупаем различные виды деревьев, одни пойдут на передний план, другие на задний.

строительство макет железный дорога

Можно купить бумагу имитирующую различные материалы: кирпичную кладку, мостовую, и т.д.

Начинаем склеивать дома, сооружения для нашего макета. При склеивании домиков особое внимание уделяйте снятию заусенцов, при фотографировании крупным планом они особенно выделяются. Ну и осторожнее с клеем при нанесении большого количества он может остаться на модели, и очень испортить впечатления. Также рекомендую купить модельки людей, без них макет становится не таким интересным.

Продолжаем строить макет железной дороги. Поговорим немного об электрификации макета.

Важной частью любого железнодорожного макета является электрификация, сигнализция и управление. На снимке представлен двухцветный светофор(красный, зеленый) на нашем макете он будет выполнять функцию разрешение - запрещение отправление поезда с блок участка, если впереди будет находиться другой поезд. Светофор связан с блоком автоматики, которая даст команду на торможение или отправление поезда, с одновременным переключением сигнала светофора.

Светофоры имеют различное крепление: есть встраиваемый или на готовой опоре. Кому как удобней: поставить и закрепить, но буден видна опора, или просверлить отверстие и акуратно закрепить. Не забывайте о том, что любой электронный блок может сломаться или перегореть и Вы должны продумать возможный демонтаж и замену этого блока, либо светофора.


Очень красиво смотриться ночная подсветка зданий, освещение улиц и станций. Если вы будете это делать, то заранее продумайте и подготовьте свой макет.


Все здания для макетов имеют возможность электрификации, приложив домик к макету очертите его контур и просверлите или профрезеруйте отверстие для того чтобы можно было вставить подсветку.


Готовые отверстия для подсветки домиков на макете. В домики можно вставлять как лампы накаливания так и светодиоды, лапы дают большой угол освещенности, но менее долговечны, светодиоды дают меньший угол освещенности, но более долговечны.


Подготавливаем автодорогу.


Сеем траву и кустарник, ставим на размеченные места домики и железнодорожный переезд. Прикладываем деревья и автомобили. Очень важный момент, когда Вы будете планировать блок участки то обязательно учитывайте длину вашего состава, если у вас будут разные составы по длине и Вы не учтете это, то возможно различные проблемы: длинный состав может не остановиться или остановиться не там где Вы планировали.

Составы и поезда на вашем макете будут разные, да и в последствии захочется поменять состав, поэтому продумывайте длину участка торможения и разгона.


Тепловоз на переезде.

Электровоз на переезде.

Ну это просто красавчик - моторный вагон BR 642

Для большей красоты сажаем пассажиров в наш моторный вагон BR 642


Приклеиваем материал фирмы BUSCH имитирующий асфальтовое покрытие.


С асфальтом макет стал смотреться намного естественнее, чем идея с дорогой покрашенной краской.


Приклеиваеем кустарник, прикладываем деревья, но пока их не закрепляяем, чтобы представить себе будующую картину макета. В дальнейшем корни деревьев желательно присыпать травой, или имитировать окучивание дерева, для того чтобы спрятать пластмассовые корни деревьев.


Скоро Новый год, а к нему лучше готовится заранее – в том числе и на макете:) Поэтому сделал для себя новогоднюю диорамку в своем любимом масштабе – ТТ.

Диорамка получилась размером 20*20 см. Диорама выполнена на самодельной "коробке" из пластика.

Ёлка стелана из латунной трубочки припаянными проволочными ветками. Хвоя – обычный НОХ-овский подкрашеный флок.

Высота ёлки без звезды – 13 см. Елочные игрушки – разный бисер. Дождик – настоящий дождик, чуть подрезаный. Звезда вырезана из куска пластика и посыпана блестящей присыпкой. На елке есть четыре светящихся гирлянды из СМД-светодиодов в корпусе 0603, по 11 в каждой. Гирлянды умеют мигать (примитивная схемка на транзисторе и конденсаторе), есть два режима: обычный – простое свечение, и мигающий.

Снег сделан из обычной пищевой соды, смешанной с разведенным клеем ПВА. Брусчатка на площади – от Auchagen.

Ледяные светящиеся кубы – вылеплены из пластилина и скопированы из прозрачной смолы CrystalLine 940. Синие и белые светодиоды "влиты" в смолу.
Фигурки – Preiser, окрашены самостоятельно. Фигурок маловато – в ТТ "зимних" вообще мало выпускается. Думаю, что переделаю еще из "летних" фигурок…

Декоративные подарки под ёлкой – вырезаны из картона и оклеены бумагой от конфетных фантиков.

Машинка – "Москвич" от Herpa. Снеговик – из пенопластовых шариков.

В целом процесс создания площади занял месяц – в основном по вечерам и выходным. Если бы еще на работу не надо было ходить…:)

Домики на фото не являются частью диорамы – просто поставлены для фона.

Площадь днем

Елка с четырех сторон:







А вот и Ипполит Георгиевич:)


Площадь ночью

Фото сделаны с разной выдержкой



Фото процесса

Каркас елки. После пайки я окрасил каркас в зеленый цвет.

Елка с флоком. Флок еще не окрашен в нужный цвет.