Почему не любят евреев – причины и факты. История расселения евреев по странам мира и их мутагенез

Чтобы сделать мир добрее, устранить непонимание, обиды и неприязнь, нужно непременно открыто обсуждать тему связанная с еврейским народом и евреями. Самой общности людей и евреям, незнание и мрак всеобщего молчания о еврейском народе и евреях, только вредит.

Человеку даны два глаза: один - чтобы видеть свои недостатки, а второй - чтобы видеть чужие достоинства (Еврейская мудрость).

Происхождение слова «иудеи»:

Греческое Ἰουδαῖος происходят от древнееврейского יהודי (иеhуди). В свою очередь, от греческого происходят лат. judaeus, англ. Jew, фр. Juif, нем. Jude, польск. żyd, русск. иудей и т. д.

Изначальное название иеhуди относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии — к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название иеhуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.

Еврей-хасид и его жена в традиционных костюмах 18 века.

История расселения евреев :

Библейская традиция (созданная евреями, прим. ред.) считает родоначальником еврейского народа Исаака (другое имя - Израиль), сына Иакова и внука Авраама. У него было 12 сыновей, от которых пошло “12 колен Израилевых”. Точнее, колен оказалось 13, так как Иосиф стал родоначальником двух колен, идущих от двух его сыновей - Ефрема и Манассии. Но одно из колен (Левия) не получило земельного надела, а составило касту священников (левитов).

Согласно Библии, древнееврейские племена завоевали территорию Ханаана (которая впоследствии получила название Палестина) после выхода из Египта. Историки относят это завоевание к 13 в. до н.э. До заселения Ханаана древнееврейские племена занимались скотоводством, после заселения большая часть евреев перешла к земледелию и ремеслам. У древнееврейских племен сложился культ бога Яхве, который в течение нескольких веков трансформировался в особую религию (иудаизм).поэтому занятая древними евреями территория делилась на 12 племенных областей.

В 11 в. до н.э. было создано древнееврейское государство, расцвет которого пришелся на правление царя Давида (конец 11 - начало 10 в. до н.э.). Давид захватил Иерусалим и сделал его своей столицей. Сын Давида, царь Соломон, построил в Иерусалиме Храм Яхве. После смерти Соломона, во 2-й половине 10 в. до н.э. единое государство распалось на два царства - Израильское и Иудейское.

Фото: фрагмент синагоги "Звезда Соломона"

Иудейское царство со столицей в Иерусалиме было образовано коленами Иуды и Вениамина. Остальные 10 колен составили Израильское царство. Это царство в 722 г. до н.э. было завоевано Ассирией, его жители выселены в отдаленные районы Ассирийского государства и растворились среди других народов. Иудейское царство просуществовало еще полтора столетия. Оно было завоевано в 586 г. вавилонским царем Навуходоносором II, который сжег иерусалимский Храм. Часть евреев бежала в Египет, остальные были выселены Навуходоносором в окрестности Вавилона. Благодаря приверженности иудаизму они сохранили свою самобытность.

Персидский царь Кир, разгромивший Вавилонское царство, разрешил евреям вернуться на родину после 50 лет “вавилонского плена”. Часть евреев вернулась в Палестину, но значительная часть осталась в Вавилонии и в Египте. Вернувшиеся в Палестину евреи построили в Иерусалиме “второй Храм” (около 516 г. до н.э.). В это время окончательно сформировалась иудейская религия. Письменные источники были собраны вместе и упорядочены, в результате возникла Библия.

После разгрома Персидского царства Палестина была включена в державу Александра Македонского, а после ее распада - в египетское государство Птолемеев. Столицей государства Птолемеев стал заложенный Александром Македонским город Александрия. Туда переселилась значительная часть евреев, и в этом городе образовалась крупная еврейская община. По инициативе царя Птолемея II Филадельфа в 3 в. до н.э. был создан греческий перевод Библии ("Септуагинта").

В 201 г. до н.э. в результате войны между государствами Птолемеев и Селевкидов Палестина вошла в состав сирийского государства Селевкидов. В годы правления селевкидского царя Антиоха IV Эпифана из-за религиозных притеснений евреи подняли восстание Маккавеев (167-140 гг. до н.э.), которое привело к восстановлению независимости и образованию нового Иудейского царства.

В 63 г. до н.э. Иудейское царство попало в зависимость от Рима и постепенно полностью вошло в состав Римской империи. Евреи начали расселяться по территории Римской империи. В это время среди евреев начало развиваться христианство, первоначально как одна из сект иудейской религии.

В 66 г. н.э. в Палестине вспыхнуло восстание против римского господства - Иудейская война. В ходе подавления восстания в 70 г. Храм был вновь разрушен, а значительная часть евреев покинула Палестину. После восстания Бар-Кохбы 132-135 гг. в южной части Палестины (Иудее) евреев практически не осталось. Евреям был запрещен даже вход в Иерусалим.

Евреи расселились по всей территории Римской империи. Наибольшее их количество осело в Египте, Сирии, Малой Азии и Греции, а также в Риме. Значительной была еврейская община и в Вавилонии, еще со времен “вавилонского плена”.

После разрушения Иерусалима группа еврейских религиозных лидеров создала в городе Ямния высшую школу для изучения законов еврейской веры. Был введен новый порядок богослужения. В это же время христианство окончательно оторвалось от иудаизма. В течение многих веков евреев объединяла не общность территории и не общность языка, а общность религии. После восстания Бар-Кохбы центр религиозной мысли переместился в северную часть Палестины (Галилею). Около 200 г. все устные религиозные законы и предания были записаны и собраны в один сборник, который получил название Мишна. Позже, в 5 в., в Палестине, а затем в Вавилоне, куда в это время переместился центр еврейской религиозной мысли, был создан сборник толкований и дополнений к Мишне - Гемара. Мишна и Гемара вместе составили Талмуд.

После падения Римской империи и образования западноевропейских королевств евреи начали заселять страны Западной Европы. Арабские завоевания способствовали проникновению евреев в Среднюю Азию. В руках евреев оказалась значительная часть международной торговли.

В завоеванной арабами Испании сложились особенно благоприятные условия для жизни евреев. Эти условия в основном сохранялись и в христианских государствах Испании (до конца 14 в.). Центр еврейской мысли и культуры в 10-11 вв. переместился из Вавилонии в Испанию.

В средние века сложились три основные группы евреев, различающиеся по языку и культуре. Евреи, жившие на территории Испании (сефарды) говорили на языке ладино, близком к испанскому. Евреи, жившие на территории Германии (ашкенази) говорили на языке идиш, близком к немецкому. Третью группу составили евреи, жившие в странах Азии и Африки.

В 1492 г. сефарды были изгнаны из Испании. Они переселились в Италию, Голландию, Турцию, Северную Африку. Значительная часть их погибла при переселении.

Численность ашкенази за период 13-16 веков выросла примерно в 10 раз; за это же время население Европы выросло примерно в 2 раза. Расселение их по странам Европы было неравномерным. В большинстве европейских стран евреи подвергались притеснениям. После начала крестовых походов (1096 г.) участились погромы. В 1290 г. евреи были изгнаны из Англии, в 1306 - из Франции. Вскоре им было разрешено вернуться во Францию, но в 1394 г. они были вновь изгнаны. Наиболее значительные еврейские погромы произошли в Европе во время эпидемии чумы 1348 г.

Значительная часть евреев-ашкенази переселилась в Польшу, где для них были созданы наиболее благоприятные условия. В Польшу переместился и центр еврейской мысли. В результате трех разделов Польши в 1772-95 гг. к Российской империи были присоединены территории Украины, Белоруссии и Литвы со значительным еврейским населением. С этого момента Российская империя стала одним из наиболее населенных евреями государств.

В конце 19 в. в Европе возник сионизм - течение, ставящее целью возвращение евреев в Палестину и создание там еврейского государства. Однако до 1914 года эмиграция евреев в Палестину (которая находилась тогда под властью Турции) была незначительной. Всего за период с 1881 по 1914 гг. в Палестину выехало 65 тыс. евреев. За эти же годы в США из Европы и Турции эмигрировало около 2,5 миллионов евреев. Эмиграции из России особенно способствовали погромы, прокатившиеся перед и во время Революции 1905-07 гг.

В 80-е годы 19 в. в Палестине Бен-Иегудой был возрожден древнееврейский язык в качестве разговорного языка. Этот язык получил название иврит.

В ходе Первой мировой войны Палестина была захвачена Англией. В 1917 г. английское правительство опубликовало "Декларацию Бальфура", в которой обещало содействовать созданию в Палестине национального очага для еврейского народа. Это решение способствовало увеличению миграции евреев в Палестину, но не кардинально: за период 1919-31 гг. туда выехало около 120 тыс. евреев. По-прежнему преобладала эмиграция в США, которая в 20-е годы 20 в. стала наиболее населенной евреями страной.

Темпы эмиграции в Палестину изменились после прихода к власти в Германии Гитлера в 1933 г. За шесть лет, предшествовавших Второй мировой войне, в Палестину уехало более 200 тыс. евреев.

В годы Второй мировой войны в Европе погибло около 6 миллионов евреев - более трети еврейского населения всего мира.

В 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о создании на территории Палестины двух независимых государств - еврейского и арабского. 14 мая 1948 г. на части территории Палестины было провозглашено государство Израиль. Через несколько часов после провозглашения независимости Израиля началась Арабо-израильская война, в которой против Израиля выступили 7 арабских государств. Война закончилась в 1949 г. победой Израиля, который захватил часть территории, предназначенной для арабского государства Палестины. В ходе Шестидневной войны 1967 г. под контроль Израиля перешла вся территория Палестины.

После завоевания Израилем независимости темпы еврейской эмиграции в эту страну значительно возросли. За период 1948-66 гг. в Израиль приехало более 1,2 миллионов евреев - почти в 2 раза больше, чем было там евреев в момент провозглашения независимости. Продолжение → .


История Хазарского Каганата :

В Средние Века на территории нынешних Чечни и Дагестана возникло государство Хазария. Хазария легко переводится на нахском языке. Это по-чеченски и по-ингушски можно перевести как «Красивая страна (красивое поле)» («хаз аре», букв. «красивое поле»). Или «хаз» красавец по вайнахски, «ар» гора с иврита, как вариант можно прочитать еще так: ХазАрим — красавцы горцы. Потому что если учитывать что основатели или находящиеся у основы Хазарского Каганата — Иудеи, то слово с иврита «Коган» все объясняет — потому что это первосвященника фамилия Израильтян и само название первосвященника, то есть если Каганат это пределы священства Хазар то это объясняют и понятия как директорат, епископат или газават. Поэтому ясно становится что Иудеи были в основе Каганата. Поэтому легко переводится слово Кавказ как красивая жизнь с хазарского языка «Хава» — «Хаз». Согласно "Топонимики Чечни" А.Сулейманова, именно в Чечне на месте так наз. «Шамилевской» крепости находятся развалины хазарской столицы Семендер. Некоторые правда отодвигают Семендер к Хасав-юрту в Дагестане, но раньше там жили в основном чеченцы. → Читать больше .

«Широкая долина Терека, согласно всем историческим источникам, была населена хазарами. В V—VI вв. эта страна называлась Барсилия и, по мнению византийских хронистов Феофана и Никифора, здесь находилась родина хазар» — писал Л.Гумилев.


История Хазарии делится на два периода - до и после принятия иудаизма.

1. В первый период роль хазар была прогрессивной. Они остановили натиск арабов, установили порядок и безопасность в прикаспийских и причерноморских степях, что дало мощный толчок для развития народного хозяйства этих стран и обусловило заселение славянами лесостепной полосы Восточной Европы. [М.И. Артамонов «История Хазар»]

Лев Гумилев считает, что евреи переселились на территорию Хазарии после подавления восстания маздакитов в Иране: «Спасшиеся евреи поселились к северу от Дербента на широкой равнине между Тереком и Сулаком».

→ Зикр.

→ Хазарский Каганат. История.

→ Евреи и Хазарский Каганат.

Продолжение:

Сефардские, марокканские евреи — потомки финикийцев → Финикийцы / хананеи/ и евреи — один народ .

История изгнания евреев из разных государств :


В Израиле проживает 6 миллионов евреев – это 75% населения страны.

Кроме евреев, в Израиле проживает 1.6 млн арабов (20.5%) и 350 тысяч (4.5%) христиан неарабского происхождения и тех, кто не принадлежит ни к одной из конфессий.

Это, в основном, новые репатрианты и члены их семей.

Население страны постоянно растет: как сообщает издание newsru, в 2012 году в Израиле родились 170 тысяч детей, и около 17 тысяч новых репатриантов прибыли на свою историческую родину.

За рубежом проживают около 500 тысяч израильтян – это, в основном, туристы, студенты, докторанты, израильтяне, работающие в зарубежных компаниях.

Где живут евреи?Феликс Нуссбаум. Автопортрет с еврейским паспортом. 1943

В 2012 году Израиль по количеству евреев обошел своего главного «соперника» — США: теперь еврейское государство — самая крупная еврейская община в мире.

Израиль — единственная страна, в которой численность еврейского населения растет и достигло 6 млн.

На втором месте США – 5.5 млн евреев, на третьем — Франция – 0.5 млн евреев.

На 4-м месте – Канада – здесь проживают 380 тысяч евреев, 5-м – Великобритания — 290 тысяч, 6-м — Россия – здесь проживает 190 тысяч евреев, хотя после переписи 2010 года их было около 250 тысяч.

Много евреев также в Аргентине — 180 тысяч, Германии — 120 тысяч, Австралии — 102 тысячи и Бразилии — 75 тысяч человек.

В этих 10-и странах проживает 96% всех евреев мира.

Есть вопрос, на который, обычно, никто не дает ответа: сколько евреев ассимилировало?

И, если уж задавать вопросы, то до конца: сколько евреев скрывает свою принадлежность к евреям, сколько евреев ненавидят свой народ – за то, что с детства испытывали неудобства или даже гонения…

Может, кто-то из читателей выскажет свое мнение.

Особенно интересно услышать его от евреев-антисемитов…

И, указывая на картины художника Феликса Нуссбаума, погибшего в концлагере, хочется напомнить — вот что было с нашими предками-европейцами, которые верили в то, что образованные фашисты не станут уничтожать евреев…

Мировое еврейское население существенно увеличилось в последние годы и достигло уровня, предшествовавшего холокосту. Об этом сообщает The Guardian.

Институт планирования политики еврейского народа в ежегодном докладе правительству заявил, что в настоящее время в мире проживают 14,2 миллиона евреев. Если учитывать потомков смешанных браков, это число вырастает до 16,5 миллиона - показателя, зафиксированного перед началом Второй мировой войны.

В докладе также указывается, что отчасти причиной увеличения является естественный прирост населения, в основном в Израиле, где проживают 6,1 миллиона евреев. Также это связывают с ростом числа детей от смешанных браков, идентифицирующих себя как евреи. Сообщается, что 59 процентов жителей США, имеющих одного родителя-еврея, определяют себя как представителей этой нации.

Список Геринга
Историк Евгений Беркович о примечательных случаях спасения евреев в годы Холокоста
Директор института Авиноам Бар-Йосеф отметил, что некоторые случаи самоидентификации людей как евреев в США связаны с растущей популярностью и уважением, которую вызывает эта нация.

Холокост - организованное нацистами преследование и массовое уничтожение живших в Европе евреев во время Второй мировой войны. Традиционно жертвами холокоста считаются 6 миллионов евреев, что в 1939 году составляло почти треть общего числа живущих в мире евреев.

Евреи – один из древнейших народов мира. Историю этого народа можно прочитать как в Библии, так и во внебиблейских источниках. Кроме того, она представлена множеством археологических памятников. О еврейском народе нам известно намного больше, чем о любом другом народе земли. Далее мы кратко изложим события их истории на основании имеющейся у нас информации. Воспользуемся хронологической осью, чтобы отследить основные вехи становления израильского государства (ветхозаветное название евреев).

Авраам – родоначальник еврейского народа

События израильской истории начинаются с . Бог дает ему – от него произойдут многочисленные потомки. У Авраама была особая встреча с Богом, завершением которой стало . Эта жертва стала знамением, указывающим на Иисуса Христа – Исаак был принесен в жертву в том самом месте, где через много веков был распят Иисус. Зеленым цветом на хронологической оси указан период, в который потомки Исаака пребывали в египетском рабстве. Период рабства начался после того, как Иосиф, внук Исаака, поселил израильтян в Египте. Некоторое время они были свободны, а потом стали рабами.

Период египетского рабства под властью фараона

Моисей: израильтяне становятся народом по воле Божьей

Моисей выводит израильтян из Египта после десятой казни, . Египет был повержен, а израильтяне получили возможность отправиться в землю обетованную. Перед смертью Моисей провозгласил (желтый цвет на хронологической линии). Если израильтяне будут слушаться Бога, на них снизойдет его благословение, в противном случае – обрушится проклятие. С тех пор благословения и проклятия продолжают исполняться в истории еврейского народа.

В течение нескольких столетий израильтяне жили на своей земле

В течение нескольких веков израильтяне жили на своей земле, не имея царя. В то время Иерусалим еще не был столицей – этот город принадлежал другому народу. Но с приходом царя Давида, около 1000 г. до н.э., все изменилось.


Период правления дома Давидова в Иерусалиме

Давид – основатель новой царской династии в Иерусалиме

Завоевав Иерусалим, Давид сделал его своей столицей. Давиду было дано , и с тех пор еврейский народ жил в ожидании Мессии. Сын Давида Соломон унаследовал престол своего отца и воздвиг первый иерусалимский храм. Потомки царя Давида правили Израилем на протяжении 400 лет; на хронологической оси этот период выделен голубым цветом (1000-600 гг. до н.э.). То было время процветания израильского народа – исполнения обещанных Богом благословений. Израиль был сильном народом, со своей культурой, религией и храмом. И все же в Ветхом Завете это время описано как период упадка нравственности и зарождения идолопоклонства. Многие пророки того времени предупреждали израильтян о неизбежности проклятий Моисеевых, которые придут на их голову, если они не изменятся. Однако никто не внимал предупреждениям.

Первое изгнание евреев из земли; вавилонский плен

Наконец, около 600 г. до н.э., проклятия начали сбываться. На Израиль напал Навуходоносор, могущественный вавилонский царь – как и предсказывал Моисей за 900 лет до этого. Вот текст одного из :

Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли… народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши… и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей. (Второзаконие 28: 49-52)

Навуходоносор сжег дотла Иерусалим и разрушил храм Соломонов. Сами израильтяне были переселены в Вавилон и стали там пленниками. В городе остались только бедные и нищие. Так исполнилось пророчество Моисея:

… и извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею. И рассеет тебя Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли. (Второзаконие 28:63-64)


Завоевание и вавилонский плен

В течение 70 лет (этот период отмечен красным цветом) израильтяне жили в вавилонском плену, за пределами земли, .

Возвращение из плена под власть персов

Через какое-то время Вавилон был завоеван персидским царем Киром, который стал самым могущественным владыкой на земле. В свою землю израильтяне вернулись с его позволения.


Израиль в составе персидской империи

Но Израиль не стал независимым государством; он оставался провинцией в составе персидской империи. Этот период истории длился 200 лет; на хронологической линии он отмечен розовым цветом. За два века иерусалимский храм (известный, как второй храм) и сам город Иерусалим были восстановлены.

Греция

Когда Александр Македонский завоевал персов, Израиль стал греческой провинцией на последующие 200 лет. Этот период отмечен синим цветом.


Израиль под греческим владычеством

Рим

Греческая империя пала от рук римлян, которые стали новыми владыками мира. Израиль же снова стал провинцией великой империи (этот период отмечен бледно-желтым цветом). На этот период приходится земная жизнь Иисуса. В Евангелии, как вы помните, постоянно упоминаются римские воины – в то время Израилем управляли римляне.


Израиль в составе римской империи

Второе пленение евреев; власть Рима

Начиная с вавилонского плена (600г. до н.э.), у Израиля (современное название – евреи) никогда не было территориальной независимости, в отличие от периода царствования Давида и его потомков. Они всегда находились под властью других народов. Евреи, конечно, отчаянно сопротивлялись и бунтовали против римского гнета. И, в конечном итоге, римляне разрушили Иерусалим (70 г. н.э.), сожгли второй храм и расселили местных жителей по всей римской империи в качестве рабов. Так началось второе пленение евреев. Размеры римской империи были столь велики, что евреи оказались разбросанными по всему миру.


Иерусалим и храм были разрушены римлянами в 70г. н.э. Евреи были расселены по всей империи

Так еврейский народ жил почти 2000 лет; они оказались в рассеянии, жили на чужбине и терпели гонения. Все это время их жестоко угнетали и преследовали. Гонения на евреев были особенно сильны в христианской Европе. От Испании на западе Европы до России евреям приходилось очень туго, хотя они и жили в христианских государствах. Проклятия Моисея, записанные в 1500г. до н.э., точно описывают их жизнь в плену:

Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души (Второзаконие 28:65)

Обрушились на израильтян, чтобы и другие народы задались вопросом:

И скажут все народы: за что Господь так поступил с сею землею? какая великая ярость гнева Его!

“…и извергнул их Господь из земли их… и поверг их на другую землю…” (Второзаконие 29:24-25)

На хронологической линии этот период в 1900 лет показан красным цветом.


Хронология, включающая два периода плена

Итак, мы видим, что за свою историю еврейский народ два раза был в плену, и второй плен длился намного дольше первого.

Холокост 20-го века

Апогеем преследований евреев стал холокост при Гитлере; при поддержке нацистской Германии он пытался уничтожить всех евреев в Европе. И ему это почти удалось. Евреи частично выжили лишь потому, что Гитлер потерпел поражение в войне.

Восстановление Израиля в наши дни

Сам тот факт, что после стольких скитаний на земле все еще существует народ, определяющий себя как евреи, поистине удивителен. Но именно это и предвозвещают последние слова Моисея, записанные около 3500 лет назад. В 1948 году, при содействии ООН, Израиль был восстановлен на прежней территории, как и предсказывал Моисей несколько тысячелетий назад:

…тогда Господь Бог твой возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь Бог твой. Хотя бы ты был рассеян [от края неба] до края неба, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой, и оттуда возьмет тебя. (Второзаконие 30:3-4)

Примечательно, что новое государство было создано вопреки жестокому сопротивлению соседних народов. На Израиль нападали и в 1948, и в 1956, и в 1967, и в 1973 году. Нередко крохотному государству приходилось воевать одновременно с пятью странами. Но, как бы то ни было, Израиль не только выстоял в этой борьбе, но и расширил свои границы. В войне 1967 года евреи вернули Иерусалим, свою историческую столицу, основанную Давидом 3000 лет назад. Создание государства Израиль, а также многочисленные войны вокруг его независимости, стали причиной ряда острейших проблем современности.

Древнееврейский этнос сформировался в течение 2-го тысячелетия до н.э. па территории Ханаана (современный Израиль) в результате интеграции семитоязычных кочевников-скотоводов и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, евреи сложились в народ в процессе исхода порабощенных предков евреев из Египта и завоевания ими обетованной Богом «земли » в середине 2-го тысячелетия до н.э.

На рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до н.э. евреи уже становятся земледельческим народом. В этот период складывается первое древне-еврейское царство, основанное царями Саулом (1025-1004 до н.э.) и Давидом (1004-965 до н.э.) со столицей в Иерусалиме, строится Первый храм, складывается монотеистическая религия евреев, жреческий иудаизм, создается на протяжении 1-го тысячелетия до н.э. Танах, или Ветхий Завет Библии.

Этническое и культурное единство древних евреев было нарушено с распадом древне-еврейского царства и последовавшим завоеванием двух образовавшихся на его месте самостоятельных монархий (Израильской и Иудейской) Ассирией и Вавилоном в 8-6 вв. до н.э. Завоеватели разрушили Первый храм и увели большую часть населения за пределы Израиля. Народная традиция сохранила память о бывших жителях Израильского царства, так называемых «10 потерянных коленах», чьи следы потерялись где-то за .
В конце 6 в. до н.э. часть евреев возвращается в Иудею из Вавилонского плена и строит Второй храм в Иерусалиме, вокруг которого начинается государственная и духовная консолидация евреев. С тех пор складывается модель этнического развития, включавшая центр в Иудее и обширную диаспору, первоначально сложившуюся в Месопотамии, а на рубеже н.э. охватившую , Малую Азию, Иран, Западное Средиземноморье, Кавказ, часть Средней Азии.

В период второго древнееврейского Хасмопейского, или Маккавейского, царства (164-37 до н.э.) в состав евреев включаются нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья и эллинизированное население Галилеи и береговой полосы Израиля. Римское завоевание и разгром еврейских движений 1-2 вв. привели к массовому насильственному выселению значительной части евреев из Иудеи; изгнанники пополнили еврейские общины диаспоры. Этнический центр в Иудее практически прекратил существование после арабского завоевания Палестины в 638 г., хотя небольшие группы евреев продолжали жить на исторической родине постоянно.

Тяга к возвращению в Израиль, т.е. «возвращение в Сион» (к горе, на которой стоял Иерусалимский храм), постоянно сохранялась среди евреев и была освящена иудаизмом. С разрушением Второго Иерусалимского храма в 70 г. н.э. оформляется приспособленный к жизни в диаспоре раввинистический иудаизм, в основе которого, наряду с Таиахом, лежит другой религиозный и юридический памятник – Талмуд. Центром религиозной и общинной жизни становится синагога, или место для собраний («дом собраний»), ее служитель – раввин (рав), ученый знаток и толкователь традиции.

В диаспоре последовательно сменяется несколько доминирующих центров, носивших традиционные еврейские наименования: Бавель (Месопотамия с прилегающими районами Закавказья и Курдистанского нагорья), 5-11 вв. н.э.; Сефарад (Пиренейский полуостров), с начала н.э. до 1492 г., когда евреи были изгнаны из ; Ашкеназ (первоначально Центральная , затем Восточная Европа), с 10 в. до 1-й пол. 20 в.

В новое время с отменой ряда средневековых ограничений прав евреев в большинстве стран Европы начался процесс сближения евреев Западной Европы с местными народами, отход евреев от ортодоксального иудаизма, распространились смешанные браки. Восточной Европы и стран Востока дольше сохраняли традиционную культуру. Сохранившиеся ограничения в правах и занятиях евреев Европы, рост социальной мобильности, характерный для нового времени, привели во 2-й половине 19 в. к расширению миграций евреев. Более 2 миллионов евреев переселилось в конце 19 – начале 20 вв. в Северную Америку; с конца 19 в., с возникновением идеологии сионизма, поставившего целью переселение всех евреев в Палестину, началась миграция евреев разных стран, преимущественно из Восточной Европы, в Палестину.

В конце 19 – начале 20 вв., наряду с активизировавшимися процессами аккультурации и ассимиляции евреев Европы и Северной Америки, наблюдалась также консолидация евреев, выразившаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений. Этническое развитие евреев было приостановлено массовым геноцидом евреев Европы, осуществленным германским фашизмом, в результате которого погибли 6 миллионов евреев. После войны часть еврейского населения Европы, позднее и ближневосточных стран переселилась в страны Нового Света, главным образом в , а также в Палестину, где в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН было создано государство Израиль.

По переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает более 230 тысяч евреев, в том числе горских евреев – 3394 человека, евреев – 53 человека, среднеазиатских евреев – 54 человека.

Наверняка вам известно где, когда и как появились первые евреи? В чем феномен этого народа, выжившего вопреки всему и сохранившего свою неповторимую аутентичность?

История эта, безусловно, давняя, пахнущая нафталином, весьма запутанная и поэтому спорная. Но что может остановить любопытного исследователя в наши дни, когда практически любая информация доступна каждому посредством подключения к интернету и простейшим навыкам работы с Google?! Вы правы — только лень! Возможно, я бы поленился, но меня давно интересовал еще один вопрос: почему всегда выходит так, что там, где евреи, там хорошо?! Разберемся вместе?!

Возникновение еврейского народа

Антропологи убеждены: связано с землями Северной Месопотамии.

Археологи уверяют нас, что именно Верхняя (Северная) Месопотамия стала колыбелью всей мировой цивилизации. Именно здесь появилось первое земледелие, скотоводство, обработка металла и гончарное дело. Удивительно, но в это время среди остальных народов каменный топор считался достаточно крутым и продвинутым «девайсом», а любой его обладатель являлся весьма уважаемым, прогрессивным и высокотехнологичным человеком.

Несомненно, что такие благоприятные условия формировали и более развитые духовные состояния в человеке. Так что же значит слово «еврей»? Историки обозначают термин «ибрим» – «перешедшие» от аморейского глагола «ибру» – «переходить». Подразумевая бегство племен, обитавших в области Харрана, от жестокого правителя, пытавшегося подчинить своей власти свободные пастушеские племена. Разумеется, они имеют в виду переход племен, переправившихся через Евфрат в Сирию. В единственном числе глагол звучит как – «ибри» («перехожу»). Небольшая трансформация на древнееврейский – и это слово зазвучало «иври», а все перешедшие стали называться евреями.

Историкам, конечно, виднее, но очень сомневаюсь, что простой переход реки наделал столько шума и смог объединить народ на долгие тысячи лет. Термин «иври» в упоминается чаще 20-ти раз, но впервые встречается в привязке именно к Аврааму. Ведь именно Аврааму принадлежит поистине революционная концепция тех времен — монотеизм, глубокое понимание и объяснение связей всего окружающего многообразия как одного единого целого. Вот это действительно настоящий “переход”, переход к совершенно другому, более высокому уровню самосознания и отношения друг к другу как к части самого себя. И, думаю, что это именно то, что способно на века создать по-настоящему монолитный народ.

Расцвет Древнего Египта также напрямую связан с потомками пророка. Правнук Иосиф, находясь в рабстве, смог сделать головокружительную карьеру и стать первым чиновником фараона. Проведя успешные управленческие и аграрные реформы, он обогатил казну и обеспечил продовольственное изобилие стране на многие годы. Но разве, не имея целостного восприятия мира и не соединяя воедино всевозможные едва различимые взаимосвязи, этого можно добиться?

Удивительная пассионарность, страстное стремление к достижению цели определяют успех многих мировых держав, давших приют израильскому народу в период изгнания. Испания, Франция, Англия — пик расцвета этих и многих других держав всегда был связан именно с ростом еврейских диаспор на их территории. Открытием Америки, кстати, человечество также обязано трем евреям, выделившим семнадцать тысяч дукатов на финансирование экспедиции Колумба.

Евреи в современной Европе

Так уж сложилась история развития , что им постоянно необходимо было приспосабливаться к новым условиям, чтобы выжить, постоянно учиться, перенимать опыт других, примерять на себя их взгляды, быт. Казалось бы, что в таких условиях сохраниться как народ просто невозможно…

Лозунги французской революции «свобода, равенство, братство» сделали все население страны, и евреев в том числе – равными в правах и возможностях, но за это была своя плата. Народу Авраама нужно было считать себя французами. Тогда особого выбора не было…

А сейчас? В Европе всплеск насилия и . Казалось бы, именно сейчас самое время побеспокоиться о собственной безопасности и вернуться на землю праотцов. Но, к примеру, многие французские евреи, согласно опросам, скорее готовы эмигрировать в Канаду, чем выбрать Израиль. Из изгнания в изгнание?

Что знал Авраам?

Почему к народу, так много сделавшему для развития человечества, всегда существует такое предвзятое отношение? Как им удалось сохранить свою особенную уникальность? Что такого особенного в них?

У евреев действительно есть один . Он впитывается с молоком матери, и через особую культуру воспитания бережно сохраняется его преемственность. Это особый способ взаимоотношений, основанный на взаимной поддержке и общем поручительстве. Именно этот принцип провозглашал Авраам. Знать и понимать, что весь Исраэль – это одно целое, существующее лишь в постоянной заботе друг о друге, как о себе самом, – именно этому он учил свой народ.

Именно это подсознательно чувствуют в народе Израиля все остальные и вряд ли успокоятся, пока сами евреи своим личным примером не смогут показать, как эта древняя методика работает и какие блага она может дать всему миру, если ей обучить все человечество.