Гибель людей массовый психоз в разных странах. Массовый психоз

Судорожные эпидемии в истории

Не менее ярко сила внушения сказывается в так называемых психопатических эпидемиях.

На этих психопатических эпидемиях отражаются прежде всего господствующие воззрения народных масс данной эпохи, данного слоя общества или данной местности. Но не может подлежать никакому сомнению, что ближайшим толчком для развития этих эпидемий являются: внушение, взаимовнушение и самовнушение.

Господствующие воззрения являются здесь благоприятной почвой для распространения путем невольной передачи от одного лица другому тех или иных психопатических состояний. Эпидемическое распространение так называемой бесоодержимости в средние века бесспорно носит на себе все следы установившихся в то время народных воззрений на чрезвычайную силу дьявола над человеком; но тем не менее также бесспорно, что развитие и распространение этих эпидемий обязано в значительной мере и силе внушения.

Вот, например, средневековый пастор во время церковного богослужения говорит о власти демона над человеком, увещевая народ быть ближе к Богу, и во время этой речи в одном из патетических мест к ужасу слушателей воображаемый демон проявляет свою власть над одним из присутствующих, повергая его в страшные корчи. За этим следуют другая и третья жертвы. То же повторяется и при других богослужениях.

Можно ли сомневаться в том, что здесь дело идет о прямом внушении бесоодержимости, переходящем затем и в жизнь народа и выхватывающем из последнего свои жертвы даже и вне богослужебных церемоний.

Когда укоренились известные верования о возможности воплощения дьявола в человеке, то это верование само по себе уже действует путем взаимовнушения и самовнушения на многих психопатических личностей и приводит таким образом к развитию демономатических эпидемий, которыми так богата история средних веков.

Благодаря самовнушению те или другие мистические идеи, вытекавшие из мировоззрения средних веков, нередко являлись вместе с тем источником целого ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые, благодаря господствовавшим верованиям, также получали наклонность к эпидемическому распространению. …

Таково, очевидно, происхождение судорожных и иных средневековых эпидемий, известных под названием пляски св.Витта и св.Иоанна.

Замечательна эпидемия самобичевания, распространившаяся из Италии по Европе в 1266 г., о которой историк сообщает следующее: «Беспримерный дух самообвинения внезапно овладел умами народа. Страх перед Христом напал на всех; благородные и простые, старые и молодые, даже дети лет пяти бродили по улицам без одежд с одним только поясом вокруг талии. У каждого была плеть из кожаных ремней, которой они бичевали со слезами и вздохами свои члены так жестоко, что кровь лила из их ран».

Затем в 1370 году не менее поразительным образом распространилась по Европе мания плясок, которая в Италии приняла своеобразную форму тарантизма. В это время танцоры наполняли улицы европейских городов, особенно в Германии и в Нидерландах. Все бросали свои обычные занятия и домашние Дела, чтобы отдаться неистовой пляске.

Еще более поучительная картина представляется нам в описании судорожных эпидемий, развившихся в Париже в прошлом столетии, объединяющим объектом которых явилось Сен-Медарское кладбище с могилой дьякона Пари, некогда прославившегося своим аскетическим образом жизни. Это описание принадлежит известному Луи Фигье.

«Конвульсии Жанны, излечившейся на могиле Пари от истерической контрактуры в припадке судорог, послужили сигналом для новой пляски св.Витта, возродившейся в центре Парижа в XVIH веке с бесконечными вариациями, одна мрачнее или смешнее другой.

Со всех частей города сбегались на Сен-Медарское кладбище, чтобы принять участие в кривляниях и подергиваниях. Здоровые и больные, все уверяли, что они и конвульсионировали, и конвульсионируют по-своему. Это был всемирный танец, настоящая тарантелла.

Вся площадь Сен-Медарского кладбища и соседних улиц была занята массой девушек, женщин, больных всех возрастов, конвульсионирующих как бы вперегонку друг с другом. Здесь мужчины бьются об землю как настоящие эпилептики, в то время как другие немного дальше глотают камешки, кусочки стекла и даже горящие угли; там женщины ходят на голове с той степенью странности или цинизма, которая вообще совместима с такого рода упражнениями. В другом месте женщины, растянувшись во весь рост, приглашают зрителей ударять их по животу и бывают довольны только тогда, когда 10 или 12 мужчин обрушиваются на них зараз всей своей тяжестью.

Люди корчатся, кривляются и двигаются на тысячу различных ладов. Есть впрочем и более заученные конвульсии, напоминающие пантомимы и позы, в которых изображаются какие-нибудь религиозные мистерии, особенно же часто сцены из страданий Спасителя.

Среди всего этого нестройного шабаша слышатся только стон, пение, рев, свист, декламация, пророчество и мяуканье. Но преобладающую роль в этой эпидемии конвульсионеров играют танцы. Хором управляет духовное лицо, аббат Бешерон, который, чтобы быть на виду у всех, стоит на могиле. Здесь он совершает ежедневно с искусством, не выдерживающим соперничества, свое любимое «по», знаменитый скачок карпа (saute de Carpe), постоянно приводящий зрителей в восторг….

…Всюду на дворах, под воротами можно было слышать или видеть, как терзается какой-нибудь несчастный; его вид действовал заразительно на присутствующих и побуждал их к подражанию. Зло приняло такие значительные размеры, что королем был издан такой указ, по которому всякий конвульсионирующий предавался суду, специально учрежденному при арсенале, и приговаривался к тюремному заключению.
После этого конвульсионеры стали только искуснее скрываться, но не вывелись».

Познакомившись с этими своеобразными общественными явлениями, можно ли сомневаться в том, что эпидемии конвульсионирующих развивались благодаря взаимовнушению на почве религиозного мистицизма и тяжелых суеверий.

Здесь следует также вспомнить о шаманстве и массовых религиозных церемониях у восточных народов (дервиши и пр.). где также мы встречаемся с явлениями, создающими благоприятную почву для внушения и самовнушения.

Не подлежит никакому сомнению, что в рассматриваемых случаях есть немало места и для проявления совершенно бессознательного подражания, но наряду с этим почти во всех массовых церемониях, сопровождающихся воодушевлением участников, доходящим до степени религиозного экстаза, есть и другой фактор, приводящий к общественной заразе. Этот фактор есть внушение. Оно действует решительно везде, где дело идет об объединении группы лиц одними и теми же чувствами и мыслями и представляет собою не что иное, как непроизвольное прививание известных настроений, идей или действий

Эпидемии колдовства и бесоодержимости

Очевидно, подобным же образом объясняется и происхождение колдовства, этой страшной болезни, из-за которой погибло на костре и эшафоте наверно много более народа, нежели во всех вместе взятых войнах истекшего столетия. Не допустив взаимовнушения и самовнушения, мы не могли бы понять ни столь значительного распространения эпидемий колдовства, проявлявшихся в самых различных частях Европы, особенно в XVI веке, ни почти стереотипного описания видении, которым подвергались несчастные колдуны и колдуньи средних веков.

По описанию Regnard’a, к женщине, которая обыкновенно подвержена конвульсивным приступам, в один прекрасный вечер является изящный и грациозный кавалер; он нередко входил через открытую дверь, но чаще появлялся внезапно, вырастая как бы из земли. Вот как его описывают колдуньи на суде: «Он одет в белое платье, а на голове у него черная бархатная шапочка с красным пером или же на нем роскошный кафтан, осыпанный драгоценными каменьями вроде тех, что носят вельможи.

Незнакомец является или по собственной инициативе, или на зов, или же на заклинание своей будущей жертвы. Он предлагает ведьме обогатить ее и сделать могущественной; показывает ей свою шляпу, полную денег; но чтобы удостоиться всех этих благ, ей придется отречься от Св.крещения, от Бога и отдаться Сатане душой и телом.

Вот стереотипные описания демонических галлюцинаций, которым подвергались истерические женщины средних веков или так называемые колдуньи по тогдашним понятиям.

Ясно, что здесь дело идет о галлюцинациях такого рода, которые выливаются в определенную форму, благодаря представлениям, упрочившимся в психике путем самовнушения или внушения быть может еще с детства, благодаря рассказам и передаче из уст в уста о возможности появления дьявола в роли соблазнителя.

Другое не менее распространенное убеждение в народе, которое получило особенную силу, благодаря религиозному мистицизму, в эпоху средних веков есть так называемая бесоодержимость, то есть обладание дьяволом человеческого тела.

Благодаря самовнушению о вселении дьявола в тело, эта идея нередко является источником целого ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые также способны к эпидемическому распространению.

«Первая большая эпидемия этого рода, - по словам Реньяра, - произошла в Мадридском монастыре.

Почти всегда в монастырях и главным образом в женских обителях религиозные обряды и постоянное сосредоточение на чудесном влекли за собою различные нервные расстройства, составлявшие в своей совокупности то, что называлось бесноватостью. Мадридская эпидемия началась в монастыре бенедиктинок, игуменье которого, донне Терезе, еле исполнилось в то время 26 лет. С одной монахиней вдруг стали случаться страшные конвульсии. У нее делались внезапные судороги, мертвели и скорчивались руки, выходила пена изо рта, изгибалось все тело в дугу наподобие арки, опиравшейся на затылок и пятки. По ночам больная издавала страшные вопли и под конец ею овладевал настоящий бред.

Несчастная объявила, что в нее вселился демон Перегрино, который не дает ей покоя. Вскоре демоны овладели всеми монахинями за исключением пяти женщин, причем сама донна Тереза тоже сделалась жертвой этого недуга.»

Бесноватость бенедиктинок наделала много шуму, но ее известность ничтожна по сравнению с эпидемией бесноватости урсулинок («Урсулинки» - члены женского католического монашеского ордена, основанного в XVI веке в Италии и названного по имени святой Урсулы), которая разразилась в 1610 году.

…По крайней мере и до сих пор среди стекающихся богомольцев к святым местам из глухих углов провинции можно встретить тех же самых беснующихся или одержимых, которые наблюдались и в средние века, но болезнь эта ныне много реже распространяется эпидемически, как то было в средние века.

Следует заметить, что одержимость в своих проявлениях изменяется в зависимости от воззрения народов. Так, например, в Японии вследствие существующего поверья, по которому лисица является животным, тесно связанным с понятием о дьяволе, довольно распространена болезнь, которая может быть названа «одержимостью лисицами».

Здесь заслуживает упоминания, что кроме бесоодержимости еще и поныне встречается в простом народе, по крайней мере у русских, «одержимость гадами», которую я описал как особый вид психоза в 1900 году.

В этом случае больные, обыкновенно также истерики и истерички, признают, что в их желудке живут змеи или жабы, которые терзают их и терзают. Змея, по убеждению больных, заползает к ним в желудок через рот обыкновенно во время сна; жаба же или лягушки развиваются в желудке из случайно проглоченной икры. В новейшее время в нашей клинике были сделаны и дальнейшие наблюдения над «одержимостью гадами». Здесь следует однако заметить, что эта форма одержимости наблюдалась до сих пор лишь отдельными случаями, хотя возможны и здесь случаи одновременного заболевания нескольких лиц .

Эпидемии кликушества и порчи

Наше современное кликушество в русском народе не есть ли тоже отражение средневековых демонопатических болезненных форм? В этом отношении авторы, изучавшие проявления кликушества, не без основания сравнивают или даже отождествляют это состояние с демономанией средних веков или бесоодержимостью.

По словам д-ра Краинсного, имевшего возможность исследовать эпидемии кликушества на местах их развития, «кликушество, начиная с XVI века по настоящее время, составляет явление русской народной жизни, игравшее и играющее в ней далеко не последнюю роль. Несмотря на значительный прогресс, имевший место за последние десятилетия в культуре русского народа; кликушество и в настоящее время проявляется в той форме, как оно нам известно по литературным источникам XVI и XVII века».

«Распространено кликушество по всей России, преимущественно на Севере и в Великороссии. Особенно много кликуш в Московской, Смоленской, Тульской, Новгородской и Вологодской губерниях, хотя и все вообще соседние с Московской губернии отдают кликушеству изрядную дань. К югу много кликуш находим в Курской губернии; но далее в Харьковской и южных губерниях кликуши становятся очень редкими и постепенно исчезают.

На западе есть центр, куда стекается много пришлых со всей России кликуш, это - Киево-Печерская лавра. Но в юго-западном и северо-западном крае, несмотря на существующие там понятия о колдовстве, кликушество в чистой форме не встречается. Зато по всему северу России и далее на восток по всей Сибири кликушество широко распространено, составляя обыденное явление народной жизни. На севере распространена особая форма кликушества в виде томительной икоты. Инересно, что в несколько измененной форме оно встречается у лопарей, а на востоке у киргизов».

Само по себе кликушество есть не что иное, как разновидность истерической одержимости, принимающая своеобразную форму, благодаря воззрениям простого народа, допускающим возможность «порчи людей» различными способами со стороны мнимых колдунов и ведьм, что и приводит к развитию приступов истерии разнообразными судорогами и кривляниями и с выкликаниями имен лиц, по мнению больных их испортивших, особенно во время наиболее торжественных молитвословий в церквах.

Наиболее частая и типическая форма кликушного припадка состоит в том, что кликуша начинает «кричать на голоса» - симптом, от которого болезнь и получила свое название. Иногда кликуша произносит «бессмысленные звуки с различными переливами и интонацией… Крик этот напоминает всхлипывание, голоса животных, собачий лай или кукуканье, очень часто он прерывается громким иканием или рвотными звуками…

Надо впрочем заметить, что припадок редко ограничивается одним криком. Обыкновенно кликуша падает на землю и при продолжающемся выкликивании начинает биться, производя самые разнообразные движения… Кликуша катается по полу, беспорядочно мечется, бьет руками и ногами об пол, извивается… Движения эти то усиливаются, то стихают. Продолжительность припадка от 10 минут до 2-3 часов.

Эпидемия кликушества в России прививалась издавна то в той, то в другой местности.

«В хуторе Букреевском Екатеринославской губернии весною 1861 года на людях появилась болезнь, от которой заболевающие падают без чувств на землю и одни из них хохочут, другие плачут, некоторые лают по-собачьи и кукукают по-птичьи и в припадке болезни рассказывают, как они попорчены и кто еще через несколько суток будет поражен такою болезнью, причем некоторые из предсказаний скоро сбывались. Пораженных такой болезнью 7 душ».

Своеобразным толкованием происхождения кликушества объясняется и взгляд народа, что кликуша не может быть вылечена врачебным вмешательством, «порча» может быть снята тем же колдуном или ведьмой или каким-либо другим более сильным Колдуном, или же наконец путем чудесного исцеления при проявлении Божественной благодати.

Что касается до самой натуры кликушества, то в настоящее время еще нет полного согласия между авторами, писавшими о кликушестве. Клементовский, Штейнберг и Никитин признают его за проявление истерии, другие же, как например Краинойог, рассматривают его как своеобразное болезненное состояние, развивающееся на почве сомнамбулизма (в смысле Шарко). На основании своих наблюдений, сделанных над кликушами, исследованными в клинике, я прихожу к выводу, что кликушество представляет собою своеобразный истерический психоз, в котором бред находится в тесной связи с истерическими судорогами и сомнамбулическими приступами истерического же характера.

Ввиду всего вышесказанного нельзя не согласиться с тем, что кликушество, являясь своеобразным истерическим психозом, в значительной мере обязано своим происхождением бытовой стороне жизни русского народа. Очевидно, что своеобразные суеверия и религиозные верования народа дают психическую окраску того болезненного состояния, которое известно под названием порчи, кликушества и бесноватости.

Глубоко интересен вопрос о развитии кликушества и бесоодержимости в нашем народе. В этом отношении играет, по-видимому, огромную роль невольное самовнушение и внушение, испытываемое отдельными лицами при различных условях.

Будучи сам свидетелем такого рода отчитываний порченых и бесноватых в отдаленных монастырях европейской России, я вполне разделяю взгляд автора о значении монастырей как распространителей порчи и бесоодержимости в населении.

«Уже в течение нескольких веков сюда (то есть к московским монастырям), говорит д-р Краинский, стекаются на богомолье кликуши со всех сторон России с надеждою получить исцеление.»

При существовании религиозного внушения о возможности порчи и бесоодержимости, очевидно, достаточно для предрасположенной личности уже самого незначительного повода, чтобы развилась болезнь.

Если такая личность случайно взяла из рук подозреваемого в колдовстве лица какую-либо вещь или поела его хлеба, выпила воды или квасу из его рук, или даже просто встретилась с ним на дороге, - всего этого уже достаточно, чтобы; болезнь развилась в полной степени.

Впрочем, кликушество в народе, хотя еще и по сие Время заявляет о себе отдельными вспышками эпидемий в тех или других местах нашей провинции, но во всяком случае в настоящее время оно уже не приводит к развитию тех грозных эпидемий, какими отличались средние века, когда воззрения на могучую власть дьявола и бесоодержимость были господствующими не только среди простого народа, но и среди интеллигентных классов общества и даже среди самих судей, которые были призваны для выполнения над колдунами и колдуньями правосудия и удовлетворения общественной совести.

«Действительность в значительной степени зависит от того,
во что верит соответствующее сообщество людей».

(К. Ясперс)


В современном мире свирепствует куда более страшная эпидемия, чем лихорадка Эбола - массовая индуцированная паранойя. Именно это заболевание стало причиной жуткой резни в Руанде (1994 г.) и Косово (1998 г.). После акции 11 сентября 2001 г. подозрительность, оправдывающая любые нарушения прав человека, стала нормой в «благополучных» Европе и Америке. Массовый психоз в России привёл к реставрации «империи зла» и невероятной русско-украинской войне на Донбассе.

Как видите, психическая инфекция распространена повсеместно, а жертвы её исчисляются миллионами. Пути передачи: бытовой контактно-информационный и массовый транСМИссивный. Возбудители: сплетни, слухи и искусственно создаваемые «мемы» («каратели», «укрофашисты», «хунта» и т. д.). Источником может быть как больной, являющийся , так и носитель, транслирующий «дезу» по каким-то своим скотским соображениям.

Сладострастие, жестокость и русский .

Такое впечатление, что кто-то время от времени, по меткому выражению Оксаны Забужко, жмёт на «кнопку» самых низменных человеческих чувств. Ленин, например, давил на обычную зависть, и она стала называться «классовой ненавистью». Гитлер смог развить немецкое самомнение до идеи расового превосходства. А Путин, индуцируя массовый психоз в России, использует древний комплекс рабской неполноценности с извечным же великороссийским самодовольством и бредоподобными фантазиями величия. Это и есть та широта загадочной русской души, о которой . Но психологи и психиатры называют данный феномен гораздо прозаичнее - садомазохизм:

  1. Мазохизм . На современном этапе окультурился и выродился в привычку видеть в отечестве своём и самом себе один негатив, а на Западе, пусть и «прогнившие» вследствие защитной рационализации, но всё же блага цивилизации. В чём же тут кайф? Да в том, что даже бедность и духовную нищету можно себе в заслугу поставить. Мол, благодаря нам жируете и нам должны. Да платить-то, подлецы, и не желаете! И отсюда уже один шаг к другому полюсу массового психоза в России;

  2. Садизм . Происходит от тайных желаний самодержавной вседозволенности, которые Кремль XXI века демонстрирует и внушает гораздо тоньше и культурнее, чем Иван IV или Пётр І. Как всегда помогают искажающие сказки о «великом прошлом» в духе панславизма, и защитное отрицание «такой страны Украина». А настоящее, со всей его грязью и кровью, всё равно рано или поздно войдёт в героическую историю с верой в светлое будущее «прекраснаго рускаго мiра».

Удивительно, но как оказалось, массовый психоз в России можно делать не только из зла, но и из добра. Многие ополченцы РФ, которые едут воевать в Украину, уверены, что помогают «СВОЕМУ» народу и отстаивают «СВОЮ» культуру. А виноват во всём, по механизму проекции, проклятый госдеп, Гейропа и укрофашисты, а не любимый царь с боярами-олигархами. Не собственные глупости и мракобесие, а пресловутая «мировая закулиса»;

А может в этом-то всё и дело? Реально, есть люди, готовые платить 1000 евро медиуму, проживающему в UK, за то, чтобы очистить карму своего захромавшего кота, который в прошлой жизни был Буцефалом Александра Македонского и теперь мучается от чувства вины за проигранную в Индии битву! Такое впечатление, что мы недалеко ушли от современников Чингис-хана и до сих пор прислушиваемся к звону бубна из человечьей кожи. Не эта ли склонность к зомбификации, наравне с национальным садо-мазо, вызвали массовый психоз в России - ментальном, а не географическом пространстве?

О БРЕДОВЫХ РАССТРОЙСТВАХ – ИНДУЦИРОВАННЫХ И МАССОВЫХ

Бредовое расстройство (или психоз) – это четко определяемое нарушение психической деятельности человека, при котором его поведенческие реакции противоречат реальной ситуации. Существует весьма обширная их классификация по различным критериям. В этой статье мы обсудим один из типов – а именно – индуцированный психоз (индуцированное бредовое расстройство).
Визитной карточкой индуцированного психоза является наличие симптомов душевного расстройства у вполне психически здорового человека. Откуда берутся эти симптомы? Давайте разбираться.

Представьте себе семью, состоящую из пожилой матери и немолодой уже дочери, которые в силу обстоятельств вынуждены жить под одной крышей. У матери ввиду преклонного возраста прослеживаются явные признаки начинающейся паранойи – ей мерещатся коварные заговоры социальных работников, продавцов она постоянно обвиняет в попытках ее обвесить или обсчитать, женщина убеждена, что сосед - подросток однажды ночью обязательно взломает дверь и украдет все ее сбережения. Подобных бредовых идей день ото дня становится все больше и, конечно же, она регулярно делится своими переживаниями с дочерью.

Спустя какое - то время в психиатрическое отделение больницы доставляют женщину средних лет, которая неадекватно вела себя в общественном месте – продуктовом магазине – набросилась с кулаками на кассира, обвиняла всех работников торговли в тайном сговоре против покупателей.
Перед специалистами клиники стоит непростая задача – они должны распознать истинный ли это психоз либо индуцированный. Ведь на самом деле больна в нашей истории мать – она и является индуктором симптомов, а дочь просто - напросто реципиент материнских бредовых идей. Для исцеления индуцированного пациента достаточно всего лишь полностью прервать его связь с индуктором. Последнему же необходим соответствующий курс лечения.

Стать жертвой индуцированного бреда деле гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Если донор психоза и реципиент находятся в достаточно близких отношениях и первый пользуется авторитетом у второго, то рано или поздно бредовые идеи получат шанс затмить голос разума психически здорового человека, вызывая тем самым состояние психоза.

Кроме того жертвами индуктора могут стать одновременно несколько человек и даже целые толпы. В истории множество примеров, когда психически неуравновешенный правитель заражал своим бредом преимущественное большинство жителей своей страны. Ярчайшие из них – диктатура Иосифа Сталина и теория о превосходстве арийской расы Адольфа Гитлера.

Индуцированный бред, распространенный на большое количество людей именуется массовым психозом. Под этим понятием подразумевается состояние толпы людей, находящихся под влиянием любой общей идеи, веры.

Все человечество веками живет в состоянии то одного, то другого массового психоза.

Человек, по сути, продукт своей среды обитания, ему проще мыслить так, как большинство.

Вот почему мы верим в силу заряженной экстрасенсом по телевизору воды, в похудение с помощью гипноза и волшебного блина из белой глины и в то, что кто - то где - то когда - то видел НЛО. Распространению массового бредового состояния немало способствуют Интернет и телевидение. Кто из нас не получал по электронной почте писем от неизвестного автора, повествующих о найденных в детском питании осколках стекла или о яде, который специально добавляют в некоторые продукты питания?

Однако, наряду с идеями бредовыми, существуют и нормальные, адекватные теории. Как же их распознать? Во - первых, стоит отказаться от влияния всех средств массового индуцирования (радио, ТВ). Во - вторых, сопоставить данные из разных источников информации, оценить их достоверность и логичность. Стоит пользоваться обширными данными, а не брать на веру какой - нибудь единичный случай. Истинная теория всегда будет логичной, не имеющей внутренних противоречий.
Еще один признак, по которому можно распознать массовый психоз – это характеристика его участников.

Существуют определенные категории людей, подверженных индукции более других. Качества, присущие жертвам массовых бредовых состояний – агрессия, внушаемость и фанатичность, низкий уровень интеллекта. Рассмотрим каждое из них отдельно.

Агрессия
К ней прибегают в тех случаях, когда угроза физического насилия становится единственным способом доказать свою правоту. Если толпа требует расправы с оппонентами (войны, пыток, лишения свободы), оправдываясь некой высшей целью – это однозначно массовый психоз.

Внушаемость и фанатичность
А также суеверие и религиозность. Понятия эти по - своему схожи, но разница есть. Если в толпе «идейных» встречаются персонажи, которые верят в гадания, гороскопы, силу рассыпанной соли и опасность черных кошек, то вы имеете дело с жертвами массового бреда. То же самое можно сказать о сообществе религиозных фанатиков, требующих расправы с «неверными» - ни одна религия не поощряет насилие, преследования и неуважение к ближнему – то есть люди сами противоречат исповедуемой вере.

Низкий уровень интеллекта
Примером могут послужить демонстрации безработных, бездомных, которые противопоставляют себя кругу людей с более высоким уровнем интеллекта. Примечательно, что работники культурной сферы, успешные предприниматели, ученые и даже студенты ВУЗов менее подвержены массовым состояниям, чем представители рабочего класса, не говоря уж о люмпенизированных слоях населения.

Итак, если участникам каких - либо масштабных действий присущи все или некоторые из перечисленных качеств, то вы стали свидетелем явления массового психоза. И только критическое осмысление происходящего поможет вам избежать его пагубного воздействия.

Статья для обсуждения. Ваше мнение?

Массовый истерический психоз

Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия . Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы .

Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

  • пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
  • эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
  • эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
  • самобичевание;
  • эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид;
  • эпидемия политического поклонения лидерам государств и ощущение присутствия внешнего врага.

З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы . Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это её восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Факторы развития массового психоза

См. также

Примечания

  1. Психозы // Философская энциклопедия
  2. Массовые психозы и истерии
  3. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни
  4. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Психология толпы
  5. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. - М.: Астрель: Corpus, 2011. - C. 272-277.
  6. Пять мифов, составляющих основное содержание манипуляции сознанием // Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980
  7. Жмуров Д. В. Теленасилие (Манипуляции на российских телеканалах) // Пси-фактор, 2004

Время на чтение: 3 мин

Психоз – это нарушение душевного состояния с характерным расстройством психической деятельности грубо противоречащей реальной ситуации. Эти нарушения душевного состояния относят к выраженным формам психических расстройств, при этом психическая деятельность заболевшего отличается несоответствием окружающей действительности.

Психоз относится к собирательному названию группы различных психических расстройств, которые сопровождаются психопатологической продуктивной симптоматикой: бредом, псевдогаллюцинациями, галлюцинациями, дереализацией, деперсонализацией. У больного искажено отражение реального мира, что выражается в нарушениях поведения, а также проявлении патологических расстройств памяти, восприятия, мышления, аффективности. Психоз не порождает новые явления, он представляет выпадение деятельности высших уровней.

Причины психоза

Выделяют причины психозов разнообразного характера, а делят их на внутренние и внешние. К внешним причинам относят: стресс, психотравмы, инфекции (туберкулез, грипп, сифилис, тиф); употребление алкоголя, наркотических веществ, отравление промышленными ядами. Если причина нарушения душевного состояния внутри человека, то возникает эндогенный психоз. Провоцируют его нарушения нервной системы или эндокринный баланс. Эндогенные нарушения душевного состояния происходят из-за возрастных изменений в организме или как следствие гипертонии, шизофрении, атеросклероза сосудов мозга. Течение эндогенного нарушения отмечается длительностью, а также склонностью к рецидиву.

Психоз выступает сложным состоянием и часто невозможно выявить, что именно спровоцировало его появление. Первый толчок может быть вызван внешним воздействием, к которому присоединяется внутренняя проблема. Первое место среди внешних причин отводится алкоголю, который может спровоцировать . Причиной психозов также выступает престарелый возраст и эндоморфные нарушения, . По особенностям течения отмечают реактивные, а также острые психозы. является временным, а также обратимым расстройством, возникающим из-за травмы (психической).

Острый психоз имеет внезапное развитие. Спровоцировать его может неожиданное известие об утрате имущества, а также потере близкого человека.

Признаки психоза

Данное состояние проявляется в искаженном восприятии реального мира, а также дезорганизации поведения. Первыми признаками психозов выступает резкий спад активности в работе, повышенная стрессовость, нарушение внимания. Больной испытывает различные страхи, колебания настроения, для него свойственна , изоляция, недоверие, уход в себя, прекращение всех контактов, проблемы при общении с людьми. У страдающего появляются интересы к необычным вещам, например к религии, магии. Человек часто переживает, у него меняется восприятие звуков, цвета, ему кажется, что за ним следят.

Зачастую заболевание имеет приступообразное течение. Это значит, что течение данного душевного состояния характеризуется вспышками острых приступов, которые сменяются периодами ремиссии. Для приступов характерна сезонность и спонтанность. Спонтанные вспышки появляются под действием психотравмирующих факторов. Встречаются и так называемые одноприступные течения, которые наблюдаются в юном возрасте. Для такого приступа характерна значительная длительность и постепенный выход. Трудоспособность при этом полностью восстанавливается. Тяжёлые случаи психозов переходят в хроническую непрекращающуюся стадию. Для таких случаев характерна симптоматика, проявляющаяся в течение всей жизни, даже, несмотря на лечение.

Психоз симптомы

Страдающий от нарушений душевного состояния ощущает ряд изменений в поведении, эмоциях, мышлении. Основой этой метаморфоз выступает утрата адекватного восприятия реального мира. Для человека становится невозможным осознать происходящее, а также оценить тяжесть изменений психики. Больной испытывает угнетенное состояние, его преследуют галлюцинации и бредовые высказывания.

Под галлюцинациями понимают разговоры с собой, смех без причины, прислушивание и замолкание, озабоченный вид. Ощущение того, что родственник больного слышит, что он воспринять не в состоянии.

Под бредом понимают изменившееся поведение, появление скрытности и враждебности, прямые высказывания сомнительного характера (преследование, собственное величие или неискупимая вина.)

Психозы классификация

Все нарушения душевного состояния классифицируют по этиологии (происхождению), а также причинам и выделяют эндогенные, органические, реактивные, ситуационные, соматогенные, интоксикационные, постабстинентные и абстинентные.

Помимо этого классификация нарушений душевного состояния обязательно учитывает клиническую картину и преобладающую симптоматику. В зависимости от симптоматики выделяют ипохондрические, пароноидальные, депрессивные, маниакальные нарушения душевного состояния и их комбинации.

Послеродовой психоз

Данное состояние изредка встречается у женщин после родов, появляется оно на второй - четвертой неделе. Послеродовой психоз сама женщина зачастую не ощущает. Очень важно своевременно диагностировать заболевание и начать лечение. Позднее диагностирование может отсрочить выздоровление.

Причиной такого состояния выступают осложнения во время родов, болевой шок.

Чем больше женщина получила травм (физических, психологических) во время родов, тем сложнее протекает нарушение душевного состояния. Первые роды имеют выше вероятность появления нарушения душевного состояния, чем вторые. Женщина на вторых родах уже знает чего ей ожидать психологически и не испытывает такого страха, как на первых. Квалифицированная медицинская помощь зачастую не доходит до роженицы, поскольку на ее психологическое состояние никто не обращает внимание. Родные, врачи больше обеспокоены физическим здоровьем женщины и новорожденного, поэтому со своим психологическим состоянием роженица остается один на один.

Послеродовой психоз часто путают с . Для послеродового психоза характерны тревожность, бессонница или тревожный сон, спутанность сознания, нарушение аппетита, бредовые идеи, отсутствие адекватной самооценки, галлюцинации.

Психоз после родов лечится в стационаре. Один на один категорически запрещено оставаться матери с младенцем. Кормящим мамочкам показана психотерапия, медикаментозная терапия назначается очень осторожно и под обязательным присмотром медперсонала.

Массовый психоз

Данное состояние характерно для коллектива, группы людей, народа, где основой выступает внушаемость и подражаемость. Массовый психоз имеет и второе название - психическая эпидемия. В результате массового нарушения душевного состояния люди утрачивают адекватную способность к суждению и становятся одержимыми.

Случаи массового психоза имеют общий механизм формирования. Для неадекватного состояния характерно внеколлективное поведение именуемое толпой. К толпе относят публику (большую группу людей), которых объединяет общие интересы и действующую очень единодушно, а также эмоционально. Зачастую в толпе находится совокупность аморфных индивидов, не имеющих между собой прямых контактов, однако связанных постоянным общим интересом.

Случаи массового психоза – это массовое самосожжение, массовое религиозное поклонение, массовые миграции, массовая истерия, массовые увлечения компьютерными играми и социальными сетями, массовый патриотический, а также лжепатриотический угар.

В массовых нарушениях душевного состояния внеколлективного поведения огромную роль отводят неосознанным процессам. В основе эмоционального возбуждения лежат стихийные действия, возникшие с впечатляющими событиями и обязательно затрагивающими значимые ценности. Например, борьба за свои права и интересы. Зигмунд Фрейд рассматривал эту толпу, как человеческую массу, пребывающую под гипнозом. Очень опасным и существенным в психологии толпы выступает ее острая восприимчивость к внушению. Всякое верование, мнение, идею толпа или принимает, или целиком отвергает и отношение к ним отсюда или как к истинам абсолютным, или как к заблуждениям абсолютным.

В основе всех случаев внушения выступает иллюзия, которая рождается у одного из индивидов, обладающего более или менее ораторским искусством. Вызванное представление, а именно иллюзия становится ядром кристаллизации, которая наполняет всю область разума, а также парализует способности людей к критике. Особенно подвержены массовому нарушению душевного состояния люди со слабой психикой, имеющие в анамнезе отклонения, депрессии и психические заболевания.

Параноидальный психоз

Данное состояние относят к более тяжелому проявлению, чем паранойя, однако оно является легче парафрении. Для параноидального нарушения душевного состояния свойственны идеи преследования, а также воздействия с аффективными расстройствами. Зачастую данное состояние отмечается при органических и соматогенных расстройствах, а также токсических нарушениях душевного состояния (алкогольный психоз). Параноидальный психоз при шизофрении сочетается с психическими автоматизмами и псевдогаллюцинозом.

Параноидальный психоз отличается злопамятностью, постоянным недовольством окружающими. Человек болезненно воспринимает все отказы, а также неудачи. Индивид превращается в высокомерного, ревнивого, следящего за своей половинкой – супругом (супругой).

Параноидальный психоз в основном случается в молодом возрасте, преимущественно у мужчин. Все эти подозрения, которые свойственны для больного, значительно ухудшают его жизнь и вносят социальные ограничения. Такие личности не переносят критику, имеют репутацию скандальных, а также заносчивых людей. Данное состояние неминуемо загоняет человека в самоизоляцию и при отсутствии лечения жизнь больного превращается в мучение. Чтобы избавиться от параноидального нарушения душевного состояния необходима своевременная психотерапия. Психотерапевтический подход направлен на повышение общих жизненных навыков, улучшение качества социального взаимодействия, а также укрепления чувства собственного достоинства.

Параноидальный психоз лечится ограничено медикаментами. Используют в лечении антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики.

Старческий психоз

Заболевание имеет второе название - сенильный психоз. Данное расстройство свойственно для людей после 60 лет и характеризуется состоянием помрачения сознания. Старческое нарушение душевного состояния часто напоминает .

Старческий психоз отличается от старческого слабоумия отсутствием тотального слабоумия. Острая форма старческого нарушения душевного состояния отмечается очень часто. Причиной возникновения выступают соматические заболевания.

Причиной старческого нарушения душевного состояния зачастую выступают хронические или острые заболевания дыхательных путей, а также сердечная недостаточность, болезни мочеполовой системы, гиповитаминозы, оперативные вмешательства. Иногда причиной является гиподинамия, неполноценное питание, нарушения сна, снижение слуха и зрения. Для хронических форм старческих нарушений свойственно протекание в виде депрессивных состояний, которые часто отмечаются у женщин. В легких случаях возникают субдепрессивные состояния, для которых характерна вялость, адинамия, чувство пустоты, отвращение к жизни.

Психозы у детей

У детей психозы протекают тяжело. Для заболевания характерно нарушение способностей различать реальность и фантазию, а также возможность адекватно оценивать происходящее. Любой тип нарушения душевного состояния существенно вредит жизни малыша. Заболевание создает проблемы в мышлении, в контролировании побуждений, проявлении эмоций, а также портит отношения с другими людьми.

Психоз у детей принимает разные формы. Распространены галлюцинации, когда ребенок слышит, видит, осязает, обоняет и ощущает на вкус то, чего не существует. Малыш придумывает слова, смеется без причины, сильно раздражается по любому поводу, а также беспричинно.

Пример психоза у детей: после прочтения сказки «Золушка» ребенок воспринимает себя главной героиней и верит, что злая мачеха находится рядом в комнате. Такое восприятие малышом относят к галлюцинациям.

Нарушение душевного состояния у детей возникает из-за кратковременных, а также длительных физических состояний, длительного использования лекарств, нарушенного гормонального равновесия, высокой температуры, менингита.

Психоз у ребенка 2-3 лет во многих случаях заканчивается, когда разрешаются его проблемы или немного притупляются. В редких случаях полное выздоровление наступает после вылечивания основного заболевания.

Заболевание у ребенка 2-3 лет диагностируется после неоднократного осмотра в течение нескольких недель. В диагностике принимают участие детский психиатр, невропатолог, отоларинголог, логопед.

Диагностические процедуры заключаются в тщательном физическом и психологическом обследовании, лонгитюдном наблюдении за поведением малыша, тестировании умственных способностей, а также проверки слуха и речи. Заболевание у детей лечится специалистами только после тщательного обследования.

Психоз после наркоза

Психоз после операции возникает сразу непосредственно или спустя две недели. Такие нарушения отмечаются после нейрохирургических операций на головном мозге. Для послеоперационного нарушения душевного состояния характерно спутанное сознание или оглушение сознания, аффективно-бредовое расстройство, психомоторное возбуждение. Причиной выступает влияние наркоза. Выход из наркоза сопровождается онирическими эпизодами с аутоскопическими галлюцинациями или фантастическими комбинированными галлюцинациями, а также отмечается эмоциональным состоянием, которое близко к экстатическому.

Психоз после наркоза близок в воспоминаниях больного к полетам в направлении манящего источника ослепительного света, представляющимся раем в ярких тонах. У пожилых людей вероятность послеоперационного нарушения душевного состояния намного выше.

Психоз после инсульта

Психические нарушения зачастую появляются сразу в первую неделю после инсульта. Причиной психоза после инсульта выступает отек мозговой ткани. Своевременная правильная коррекция состояния улучшает самочувствие пациента. Такие нарушения при лечении проходят за несколько дней.

Диагностика психоза

Диагностическое обследование включает изучение особенностей клинической картины, а также характерной динамики расстройства психики. Большинство симптомов заболевания возникают в облегченной форме, еще до возникновения болезни и выступают ее предвестниками.

Первые признаки очень затруднительно распознать. Самые первые симптомы, на которые следует обратить внимание это перемены в характере (беспокойство, раздражительность, сердитость, нервозность, расстройство сна, гиперчувствительность, потеря интересов, отсутствие аппетита, необычный и странный вид, безинициативность).

Психоз лечение

Больные психозами нуждаются в госпитализации, поскольку зачастую они не контролируют поступки и неосознанно могут причинить вред себе и окружению. Терапевтическое лечение назначается после установления точного диагноза, а также определения остроты состояния и симптомов.

Как лечится психоз? Медикаментозное лечение включает психотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты и общеукрепляющие препараты.

Излечим ли психоз? Это зависит от вида заболевания и его остроты.

Средство от психоза при возбуждении - это транквилизаторы Седуксен, нейролептик Трифтазин или Аминазин. Бредовые идеи устраняют нейролептиками Стелазин, Этаперазин, Галоперидол. Реактивный психоз лечится после устранения причины заболевания и если к болезни присоединилась депрессия, то назначаются антидепрессанты Пиразидол, Герфонал, Амитриптилин.

Выход из психоза должен включать динамичную медикаментозную терапию. Психологическая реабилитация после психоза повышает эффективность медикаментозной терапии. Основной задачей психиатра выступает налаживание доверительного контакта с больным, а комплексное лечение: медикаментозная терапия с психотерапевтическими сеансами ускоряет выздоровление.

Реабилитация после психоза включает обучающие занятия. Широко применяются всевозможные физиотерапевтические процедуры: электросон, иглорефлексотерапия, лечебная физкультура, трудотерапия. Физиотерапия способна снять утомление, эмоциональное перенапряжение, улучшить обмен веществ, повысить работоспособность.

Восстановление после психоза может затянуться на месяцы, поскольку организм тяжело переносит болезнь, истощается эмоционально, умственно, физически. Для выздоравливающего важен отдых и постепенное вхождение в жизнь. Необходимо потихоньку проверять память, упражнять мозг, выполнять простейшие логические операции.

Сразу вернуться в прежнее эмоциональное состояние и стать прежним не получится. Наберитесь терпения. Увлечение арт-терапией или каким-нибудь творчеством поможет вам, иначе депрессия после психоза неминуемо настигнет. Это происходит потому, что человек начинает осознавать и анализировать, что с ним произошло. Поэтому важно не замыкаться в себе, на своих прошедших состояниях. Это уже в прошлом, необходимо сделать все возможное, чтобы подобное не произошло в будущем, и научиться себя контролировать.

Восстановление после психоза для одних проходит быстро и достаточно легко, для других затруднительно и долго. Тут важно учесть, что психика является гибкой структурой, откликающейся на воздействия, которые неуловимы зрением, слухом, осязанием. Она не вправляется моментально в то положение, в котором первоначально была. Все происходит индивидуально, постепенно привыкая к новым условиям. Это подобно механизму выработки иммунитета.