Откуда пошла традиция христианских постов? Кто их установил? Странности в вопросе о православных постах - andrey_grpc.

Вся церковная жизнь христианина расписана в православном календаре. Там описан каждый день: какую пищу можно вкушать, отмечается ли сегодня какой-либо праздник или день памяти определенного святого. Они установлены церковью для того, чтобы человек мог подняться над мирской суетой, задуматься о своем будущем в вечности, приобщиться к богослужениям в церкви. В большие праздники и в день ангела верующие всегда стараются причаститься. Также считается, что все молебны и молитвы будут восприняты Господом с большей благосклонностью именно в канун праздников. И неслучайно этим великим дням часто предшествуют христианские посты. Смысл жизни верующего - обретение любви, единение с Богом, победа над страстями и искушениями. Пост нам дарован как возможность очищения, это период особенного бдения, а праздник после него - день ликования и благодарственных молитв за милость Божью.

Христианские праздники и посты

Какие существуют христианские посты и праздники? Год церковных богослужений состоит из неподвижного круга событий и Пасхального круга. Все даты первого твердо установлены, тогда как события второго зависят от даты Пасхи. Именно она - величайший праздник всех верующих, несущий смысл христианской веры, воплощающий надежду на всеобщее воскресение. Дата эта непостоянна, ее каждый год высчитывают по православной пасхалии. После этого светлого дня по важности идут двунадесятые праздники. Их двенадцать, три из них - преходящие, именно они зависят от дня Пасхи. Это Вербное воскресенье, Вознесение и Троица. А непреходящие двунадесятые праздники - это Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение, Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение во храм Пресвятой Богородицы. Все они связаны с земной жизнью Христа и Девы Марии и почитаются как воспоминание о святых событиях, произошедших когда-то. Кроме двунадесятых, великими праздниками считаются: Обрезание Господне, день Апостолов Петра и Павла, Рождество Покров Пресвятой Богородицы.

Понятие христианского поста

Периоды воздержания для верующих - неотъемлемая часть жизни. Само слово «пост» произошло от греческого apastia, что в дословном переводе значит: «тот, кто ничего не ест». Но ограничение в пище у христиан мало общего имеет с лечебным голоданием или диетой, ведь забота о лишнем весе здесь совершенно ни при чем. Первое упоминания о посте в Библии мы встречаем в Ветхом Завете, когда Моисей постился 40 дней перед тем, как получить от Господа заповеди. А Иисус провел столько же времени в пустыне, в голоде и одиночестве, прежде чем выйти к людям со словами своих проповедей. Постясь, они думали не о своем физическом здоровье, а в первую очередь об очищении разума и отречении от всего земного.

Не в наших силах так строго поститься - без воды и пищи, но о смысле поста забывать мы не имеем права. Нам, грешным людям, он дан для избавления от страстей, для понимания, что человек - это сперва дух, а потом плоть. Самим себе мы должны доказать, что можем отказаться от любимых блюд и продуктов ради достижения чего-то высшего. Ограничение в пище во время поста - лишь помощь в борьбе с грехами. Научится бороться со своими страстями, дурными привычками, внимательно следить за собой и не допускать осуждения, зла, уныния, распрей - вот что значит поститься.

Главные христианские праздники и посты

Церковью установлены однодневные посты и многодневные. Среда и пятница каждой недели - это дни, когда православные не едят молочной и мясной пищи, стараются удерживать свои мысли в чистоте и помнить о Боге. В среду мы постимся в память о предательстве Иисуса Иудой Искариотом, а в пятницу - в воспоминание о распятии и страданиях Христа. Эти однодневные христианские посты установлены навсегда, соблюдать их нужно круглый год, за исключением сплошных седмиц - недель, во время которых воздержание отменяется во славу великих праздников. Однодневные установлены также накануне некоторых праздников. А многодневных постов четыре: Рождественский (длится зимой), Великий (весенний) и летние - Петров и Успенский.

Великий пост

Самый строгий и продолжительный - Великий христианский пост перед Пасхой. Существует версия, что он был установлен еще святыми апостолами после смерти и чудесного воскресения Иисуса. Поначалу христиане воздерживались от всякой пищи каждую пятницу и субботу, а в воскресенье праздновали воскресение Христа за литургией.

Сейчас пост начинается обычно за 48 дней до Пасхи. Каждая седмица наделена особенным духовным смыслом. Недели, во время которых предписано самое строгое воздержание - первая и последняя, Страстная. Она названа так потому, что в течение этих дней вспоминаются все события жизни Христа, предшествующие его крестным мукам, смерть и воскресение. Это период особенной скорби и усиленных молитв, покаяния. Поэтому, как и во времена апостолов, пятница и суббота предполагают отказ от любой пищи.

Как держать пост?

Какие правила христианского поста? Некоторые полагают, что для того, чтобы поститься, необходимо благословение священника. Это, несомненно, хорошее дело, но соблюдение поста - обязанность каждого православного человека, и если нет возможности взять благословение, нужно поститься без него.

Главное правило: соблюдать воздержание, избегать зла физического и духовного. Язык сдерживать от гневных и несправедливых слов, мысли - от осуждения. Это время, когда человек сосредотачивается на себе, на осмыслении своих грехов, внутренне отрешаясь от мира. Кроме пищи, постящийся сознательно ограничивает себя в развлечениях: посещения кинотеатров, концертов, дискотек и других мероприятий откладываются на время. Также нежелательно смотреть телевизор и читать развлекательную литературу, злоупотреблять интернетом. Исключаются курение, различные спиртные напитки и интимная близость.

Как питаться во время поста?

Что можно есть в христианский пост? Он подразумевает, что пища должна быть проще и дешевле, чем та, к которой вы привыкли. В былые времена деньги, сэкономленные в течение поста на питании, жертвовали бедным. Поэтому рацион постящегося основан на крупах и овощах, которые обычно дешевле мяса и рыбы.

Что можно есть в христианский пост?

Великий и Успенский посты считаются строгими, а Рождественский и Петров - нестрогими. Отличие в том, что во время двух последних в определенные дни разрешается есть рыбу, употреблять растительное масло и даже выпить немного вина.

Прежде чем приступать к посту, следует продумать свой рацион, чтобы организм не ощутил недостатка витаминов и микроэлементов. Зимой их много в квашеных овощах, особенно в капусте, а летом - в свежих овощах, фруктах и зелени. Готовить картофель, кабачки, баклажаны, морковь лучше на пару, в мультиварке или гриле - так они сохранят все полезные вещества. Очень хорошо соединять тушеные овощи с кашами - это и вкусно, и полезно. Не забывайте о зелени и сезонных фруктах, а зимой - о сухофруктах. Источником белка на этот период могут стать бобовые, орехи, грибы и соя.

Что нельзя есть в пост?

Вот и наступил Великий пост христианский. Что нельзя есть? Мясо, птица, любые субпродукты, колбаса, молоко и любые молочные продукты, а также яйца под запретом. Растительное масло и рыба тоже, за исключением некоторых дней. Придется отказаться и от майонеза, сладкой выпечки, шоколада, алкоголя. Есть особый смысл в том, чтобы воздерживаться от лакомства, придерживаясь принципа «чем пища проще, тем лучше». Предположим, вы приготовите вкуснейшую семгу, которая стоит дороже мяса и очень аппетитна. Даже если в этот день разрешено есть рыбу, такое блюдо станет нарушением поста, ведь постная пища должна быть дешевой и не возбуждать страсти чревоугодия. И конечно, не нужно переедать. Церковью предписывается принимать пищу один раз в сутки и не досыта.

Послабления во время поста

Все эти правила соответствуют монастырскому уставу. Для постящихся в миру существует множество оговорок.

  • Посильный, нестрогий пост соблюдают беременные женщины и кормящие мамы, дети, а также нездоровые люди.
  • Послабления делаются тем, кто находится в пути и не имеет постной пищи, чтобы утолить голод.
  • Людям, не готовым к посту духовно, также нет смысла соблюдать строго все предписания.

Настолько ограничить себя в еде, как предполагает монастырский устав, очень сложно тому, кто не готов к этому морально. Поэтому начинать нужно с чего-то малого. Для начала отказаться только от мяса. Или от какого-нибудь любимого блюда или продукта. Отказаться от переедания, от лакомств. Это очень сложно, и смысл заключается именно в победе над собой, в соблюдении какого-нибудь ограничения. Тут важно не переоценить свои силы и выдержать баланс, который позволит вам оставаться в благодушном настроении и добром здравии. Лучше уж съесть скоромное, чем раздражаться или злиться на близких людей.

Вегетарианство и его отличие от христианского поста

На первый взгляд, христианские посты много общего имеют с вегетарианством. Но между ними существует большая разница, которая заключается в первую очередь в мировоззрении, в причинах ограничения в питании.

Вегетарианство - это образ жизни, предлагающий отказ от нанесения вреда всему живому. Вегетарианцы не просто не едят продуктов животного происхождения, они также часто отказываются от шуб, кожаных сумок и сапог, выступают в защиту прав животных. Такие люди не едят мяса не потому, что ограничивают себя, а потому, что это принцип их жизни.

В христианских же постах, напротив, основная идея воздержания от определенной пищи - временное ограничение, принесение посильной жертвы Богу. Кроме того, постные дни сопровождаются напряженной духовной работой, молитвами, покаянием. Поэтому говорить о схожести этих двух понятий можно лишь с точки зрения питания. А основы и сущность вегетарианства и христианских постов не имеют ничего общего.

January 11th, 2015

«Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны — и излишество поста и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя». Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

«Нынешний Петров пост склонил меня на сторону нового стиля. И так лето маленькое и холодное, да еще и 2/3 лета - пост: ни шашлыков не пожарить, ни отдохнуть как следует. Вроде каникулы, отпуск - ан нет, пост. Зато в сентябре - ноябре можно есть все, да уже поздно. Лучше бы пост был осенью, а не летом. А новостильные поместные церкви (11 из 15) ничуть не страдают от того, что Петров пост у них стал на 13 дней короче. Я с ними согласен». (Из сети интернет)


Забегая вперед скажу, что я все больше склоняюсь к выводу, что установленные посты, кроме указанных 69 правилом святых апостолов, Великого, среды и пятницы, скорее всего являются еретическими новшествами, которые возможной целью имеют недопущение или увод в сторону от православной веры излишней аскезой. Напомню, что в данный момент мы имеем больше половины года постных дней.

В процессе изучения вопроса, пришлось столкнуться с некоторыми странными фактами, которые в итоге и привели меня к данному выводу. Нисколько не умаляю достоинство и силу поста. Об этом во многих местах свидетельствует намВетхий Завет, этому Своим примером и учением учит нас Господь Исус Христос в Новом Завете, этому нас учат и святые апостолы, и святые отцы Церкви. Но также, лично я, не хочу без должных на то оснований накладывать на себя более того, что накладывали на себя святые отцы и ранние христиане. Поэтому-то и принял такое решение. Странности же такие:

1. Мы имеем 69 правило святых апостолов, которое говорит нам, что не соблюдающие Великий Пост, среду и пяток под анафемой. Имея это указание, мы не имеем ни одного слова в Правилах, касаемо Рождественского, Петрова, Успенского и однодневных постов на Воздвижение Креста Господня и усекновение главы Иоанна Предтечи. Это весьма удивительно, т.к. по логике, если есть установленное правило, то должно присутствовать и наказание за его несоблюдение. Но этого нет.

2. Отсутствие каких-либо источников, раскрывающих нам историю возникновения постов (опять же в том виде, котором рассматриваемые посты сейчас есть), кроме указанных правилом апостоловвыше. А те же источники которые есть, либо вызывают серьезные сомнения в их подлинности, либо в истинности в вере людей установивших данные посты, либо написавших данные книги.

3. Сам установленный порядок соблюдения указанных постов во всех открытых церковных юрисдикциях более чем странен.

История возникновения Рождественского (Филипова), Петрова, Успенского, а также однодневных на Воздвижение Креста Господня и на усекновения главы Иоанна Предтечи постов
Материал беру из Википедии. Это само собой вызовет дружный смех всех без исключения православных (особенно называющих себя «старообрядцами», «древлеправославными» и т.д.). Сразу скажу, что я смеюсь вместес вами.

1. Рождественский Пост. Установление Рождественского поста относится к времени раннего христианства. В исторических источниках он упоминается с IV века. Первоначально Рождественский пост длился 7 дней, после чего реформой 1166 года по решению патриарха Константинопольской православной церкви Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным (выделено мной - А.К.).

Кратко правило соблюдения. Разбит на три этапа (от начала поста до 6 (19) декабря, далее до 19 декабря (1 января),далее 24 декабря (6 января). В первый этап, во вторник и четверг допускается рыба, вино и елей (возможно в некоторых юрисдикциях - только вино и елей), во второй этап в эти же дни - только вино и елей , согласно уставу Московского Патриархата и придерживающихся его юрисдикций.

2. Петров Пост. Петров пост — православный пост, установленный в память о святых апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для евангельской проповеди (Деян. 13:3). Начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в день Петра и Павла — 29 июня (12 июля), когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум». Таким образом, в зависимости от даты празднования Пасхи может продолжаться от 8 до 42 дней.

История. Начало поста восходит к глубокой древности. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях, но особо частыми упоминания о нём становятся с IV века.

Впервые упоминает о нём «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, а считался компенсаторным, то есть те, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхой, «да постятся по окончании праздничного ряда» (от Пасхи до Троицы).

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся всё более частыми. О нём упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.

Выписка из устава: по вторникам и четвергам дозволяется вино и елей.

3. Успенский пост — православный пост, установленный в память Успения Пресвятой Богородицы, один из четырёх многодневных постов церковного года. Соблюдается с 1 августа по 15 августа включительно (выделено мной - А.К.) и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы.

Интересные выписки из устава:

« - в праздник Преображения Господня (6 августа) можно употреблять рыбу; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая (выделено мной - А.К. Эта глупость действительно есть в МП), которые освящают в этот день в церквях (поэтому в России праздник получил народное название Яблочный Спас);

В праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа), если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет».

Выделено мной. Несколько недель в году мы имеем сплошные седмицы, в которые пост среды и пятка отменен, но тут большой богородичный праздник, к которому шла подготовка в течении двух недель и в сам праздник может быть запрещено разговение из-за того, что он может выпасть на среду или пятницу. Что это? Тонкое унижение Богородице? Чем вызван такой запрет?

4. Посты на Воздвижение Креста Господня и усекновения главы Иоанна Предтечи якобы установлены в воспоминание скорбных событий распятия Господа и кончины Иоанна Предтечи.

Воздвижение Животворящего Креста - величайший праздник. Сильнейшее оружие христианам в борьбе с дьяволом. Радость неописуемая. Постный день (?).

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Всех мучеников мы почитаем по дате их кончины, в которую им удосужилось пострадать за Христа. Большинство других святых мы почитаем по дате их блаженной кончины. Но почему в этот день скорбь?

И интересный момент по правилам соблюдения постов. В Рождественский и Петров пост по вторникам и четвергам разрешается вино и елей, а в некоторых юрисдикциях даже рыба. Это очень странно, т.к. в православной Церкви постными считаются лишь дни без елея. Дни же, в которые вино и елей разрешены, называются «праздными» (об этом ниже подтверждение преп.Иоанна Кассиана). В связи с этим совершенно непонятны уставы Рождественского и Петрова постов. Если уж поститься - то тогда, пожалуй, надо поститься, а это значит, что эти посты автоматически становятся Великим по степени воздержания. Но если не поститься, то в таком случае нужно придумывать какие-то другие определения этим дням. Полупостные, к примеру. Или полупраздные.

Вернемся к истории. Мы видим, что в официальной истории возникновения постов, только один пост имеет хоть какую-то дату и имя человека его установившего. Это Рождественский.

Иоанн Златоуст (ок. 347 — 14 сентября 407г.). Сайт кириллической печати Соборник.ру. В неделю сыропустную поучение святаго Иоанна Златоустаго о святом посте.


Иоанну Златоусту вторит и его современник преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 360—435г.): «Если нам нужно посвящать Богу десятую часть из нашего имущества и плодов, то тем более мы обязаны посвящать Ему десятую часть из жизни нашей, дел и приобретений. Эту десятую часть и составляет Четыредесятница, потому что десятую часть всего года составляют 36 с половиной дней, а в семи неделях за исключением воскресных дней и субот, постных дней тридцать пять. Но если к ним прибавить Великую Суботу в которую пост продолжается до пения петухов, половину ночи до рассвета следующего дня, то совершенно исполнится постных дней тридцать шесть с половиной».

Но здесь, в этом же разделе поучений Иоанна Златоуста, в слове 33 мы может увидеть: «В неделю третию поста, сказание святых отец о велицем посте, и о прочих постех»:



Итак, в слове 8 Иоанн Златоуст говорит нам, что Великий Пост - это некая мистическая «десятина» Богу от всего нашего годового жития и его современник, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, эти слова подтверждает даже математически. И тут же ниже, в слове 33-м, тоже якобы Иоанн Златоуст говорит нам:

1. Апостолы узаконили два поста - Великий - Четыредесятницу и после Пятидесятницы - апостольский.

2. Святые отцы установили позже еще два поста - Рождественский и Успенский.

Это выпадает из логики и я думаю, что это еретическая вставка. Т.к. в слове 8 говорится о «десятине» и ни слова не говорится о других постах, которые весьма «десятину» расширяют.

Очень сомнительно, что люди, которым омывал ноги Сам Христос и Который учил их «быть всем слугой» (Мк. 9, 34); крайне сомнительно, что эти люди создали бы пост в честь себя самих. И также весьма сомнительно и то, что Иоанн Златоуст, живший всего лишь между 347 и 407 годами (не ахти какой срок от момента становления христианства) не знал бы имен отцов, которые якобы установили вышеуказанные посты.

И как они это сделали, если допустить, что эти слова действительно были сказаны Иоанном Златоустом?Некие никому неизвестные «святые отцы» без всякого собора, без конкретного определения в сроках данных постов, без указания правил их соблюдения и без указания наказания за их несоблюдение, устанавливают посты, которые не установили даже святые апостолы. А якобы святые апостолы установили пост в честь себя, но при этом забыли о Рождестве и Успении. Поверить во все это просто не представляется возможным.

И информация из Википедии о том, что Рождественский пост установил своим единоличным указом константинопольский патриарх Лука Хрисоверг, лишний раз подтверждает, что вопрос постов крайне странен своей неопределенностью и противоречиями. Лука Хрисоверг в 1166 году не знал того, что сказал Иоанн Златоуст до 407-го? Того, что данный пост, оказывается, уже есть. Или Иоанн Златоуст имел ввиду другое по продолжительности воздержание перед Рождеством, а Хрисоверг расширил до 40 дней? Или Иоанн Златоуст не говорил приписываемых ему слов? (Что вероятнее всего, о чем и говорит косвенно нам поучение в слове 8 этой же книги).

И Лука Хрисоверг, имея благочестивый обычай недельного воздержания перед указанными праздниками (о чем говорят нам некоторые источники), имел ли он право без согласования с другими епископами, другими Поместными Церквями создать сорокодневный пост? Кто дал ему такое право, если раньше фундаментальные вопросы Православия решались только на соборах со множеством приглашенных делегатов? Если такое событие (установление 40-дневного рождественского поста Хрисовергом) и вправду имело место, то оно никак не свидетельствует в пользу того, что данный человек был истинным православным христианином и тем более епископом.

Вот интересный момент. Сербский епископ Никодим (Милаш, +1915г.) в своей книге «Правила Святой Православной Церкви с толкованиями» приводит такие слова: «Александрийский патриарх Марк обращался в свое время к Вальсамону с вопросом: нужно ли соблюдать со всею строгостью посты перед праздниками св. Апостолов, перед Рождеством Христовым, перед Успением Богоматери, или их можно сокращать? Отвечая на этот вопрос, Вальсамон приводит решение Константинопольского патриаршего синода при патриархе Николае III (1084-1111), по которому перед этими праздниками следует поститься только семь дней, так как есть только один пост перед Святой и Великой Пасхой, продолжающийся сорок дней. Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским уставом, предоставляется полная свобода». (Выделено мной - А.К.)

Вот тоже выписка из Синтагмы: «Собственно узаконен один сорокадневный пост - пред святой Пасхой: ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, думаю, [Согласно с Вальсамоном.] что никто из благомыслящих не будет обвинять постящихся и в другие посты, т.е. в пост святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рождества Христова». (Выделено мной - А.К.)

Алфавитная Синтагма составлена в 1335 году. Вальсамон (патриарх Антиохийский (1193—1199)) приводит решение синода составленное до 1111 года. Хрисоверг же устанавливает 40-дневный Рождественский пост указом 1166 года. Сплошь противоречия.

Ни Вальсамон, ни Матфей Властарь, составивший Синтагму, не знают об указе Хрисоверга, а в свою очередь Хрисоверг не знает о не столь давнем указе синода своей же кафедры. Можно было бы тут поставить точку на информации из Википедии, как на информации выдуманной, но опять же и опять приходится делать оговорку. Дело в том, что и Синтагме мы не можем полностью доверять.

На первый взгляд - хорошая книга, содержит в себе массу толкований по многим серьезным вопросам церковной жизни, но расчет Пасхи, откровенно еретический и даже богохульный, который она в себя включает, обязывает сделать оговорку на то, что этому источнику полного доверия нет. Как не прискорбно все это говорить.

Каков можно сделать вывод и можно ли вообще его сделать из источников, которые так противоречивы? Однозначного вывода сделать не получится, но можно сделать вывод, который будет более приближен к Правде. Вывод логический.

Мы видим, что Великий Пост в Церкви воспринимается как некая единая мистическая «десятина» Богу от всего нашего жития; посты среды и пятницы - установлены как постоянное напоминание нам о Спасителе и Его страстях. Всеэти посты являются обязательными к исполнению православными христианами. Правило 69 святых апостолов ставит точку в этом вопросе.

Посты же на Воздвижение Креста Господня, усекновения главы Иоанна Предтечи, а также запрет на разговение Успенского поста в среду и пяток - крайне странны и, скорее всего, являются выдуманными постами, либо по злому умыслу, либо по излишнему рвению, которое, впрочем, также не оправдывается.

Недельные (или другой больше или меньше продолжительности) же посты перед Рождеством, днем Петра и Павла, и Успением Пресвятой Богородицы (а также и день поста перед Богоявлением) - это благочестивый и благоговейный обычай. Не обязательная, но желательная дань уважения одним из ключевых событий Православной Церкви. Бо’льшая же продолжительность данных постов, скорее всего, является еретическим новшеством. И к чему это может привести, можно посмотреть во мнении пользователя из сети Интернет, которое венчает данную статью.

Андрей Козин.

Скачать статью в формате

Человек является телесно-духовным существом, и устроен так, что если хорошо и плотно покушает, то его тянет или поспать, или порезвиться, но никак не помолиться. А питание не совсем досыта, к чему скоро привыкаешь, и голода нет; с исключением определенных видов пищи (как правило, животного происхождения), избавляет нас от сонливости и искушений, облегчая наше тело. При посте и воздержании плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются. Таким образом, физический пост делает возможным исполнение поста истинного, духовного. Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе.

Можно ли сделать вывод о том, что главное — это духовный пост, а пост телесный только средство к исполнению главного? Можно, это так и есть. А можно в развитие этой мысли предположить, что телесный пост необязателен, а лучше сразу духовным постом заняться? Ну, если ты готов рубить дрова без помощи топора, попробуй, конечно: может быть и получится – иные мастера ребром ладони кирпич расколоть способны. Но благоразумнее будет прислушаться к мнению наших святых. Вот из дневника праведного Иоанна Кронштадтского, запись за 1908 год, 23 октября: «Видел во сне пред утром двух свиней живых, облепленных тестом, как делают пред Пасхой, — в Великую Пятницу или Субботу. Эти свиньи — ты, чревоугодник».

В чем заключается пост?

Разговаривают двое прихожан: «Не воровал ли чего?» — «Да, воровал…» — «А жену бил?» — «Да, бил…» — «А пакости соседям делал?» — «Да, делал…» — «Может, и постов не соблюдал?» — «Упаси Бог! Что я, нехристь, что ли?!»
Конечно, пост не диета. Это время усиленного исполнения заповедей Христа. Некоторые и селёдочки в пост не скушают, но соседа или коллегу по работе живьем съедят. Пост заключается в тренировке воздержания. Мы же собираемся заповеди Христовы исполнять? Вот и надо тренироваться.

Что пользы будет от поста, когда мы, строго воздерживаясь от пищи телесной, своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих ближних; когда, боясь осквернить уста какою-нибудь запрещенной снедью, не боимся, однако, того, что из этих же уст продолжают исходить, как смрадный дым из печи, слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки язвительные, полные заразы и соблазна душевного.
Если хотите поститься постом истинным, прежде всего воздержите язык ваш от всякого слова праздного, тем паче гнилого и неподобного. Начните пост духовный с этого малого члена телесного, который вместе с тем есть и великий враг ваш. Победив его, вы сможете обуздать и все тело свое. В противном случае, язык ваш, как дикий конь, будет влачить вас вместе с постом вашим по дебрям лжи, клеветы, осуждения, злобы и лукавства.
Хотите ли поститься постом истинным? Оставьте вместе с пищей всякую ненависть, досаду и пререкание, сделайтесь во всём и ко всем тихими, кроткими, смиренными, благоснисходительными и любовными. Этого требует само время поста. Хотите ли поститься постом истинным? Удалите вместе со снедями и все прочие страсти и прихоти плотские, которые наносят вред душе больший, чем пресыщение телу.
И, наконец, если хотите поститься постом истинным, благоугодным Господеви, не забудьте украсить душу свою делами милосердия. Помогите по силам бедному, утешьте несчастного, навестите больного.

Опасны ли посты для здоровья?

Преподобный Макарий Александрийский вкушал пищу один раз в неделю, а почил столетним старцем. Преп. Анфим, как и Симеон, кроме св. воды, весь Великий пост проводил без еды, ничего не принимая, а прожил 110 лет. Некоторые отцы жили еще дольше: Павел Фивейский – 113, а св. Алипий – 118 лет. Многие из подвижников нашего времени питались одной просфорой в день, другие принимали пищу только по воскресным дням, а их здоровье и долгожитие не вызывают сомнений. Ясно, что пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его.
О «вреде» поста говорят только те люди, которые сами не постятся. А те, кто соблюдают посты, – никогда этого не скажут, ибо они по личному опыту знают, что пост не только не вреден, но – положительно полезен для телесного здоровья.

Врач высшей категории Владимир Николаевич Бекетов: «Соблюдать пост — это и есть польза для здоровья… Мясо, хотя и бывает полезно для мышц и мозга, несет в себе множество шлаков, которые оседают в кишечнике, почках, желчном пузыре. Пост с его сменой диеты вымывает шлаки из организма. Данные церковным уставом посты имеют в своей основе колоссальный заряд здравого смысла. Постящийся сохраняет и укрепляет здоровье, даже не думая об этом. Не надо особых диет, не надо искусственных добавок и витаминов. Соблюдай посты! — и достаточно. Вот в чем физическая и медицинская суть постов. И в пост пища должна быть разнообразной: капуста, другие овощи, злаки, травы, те же самые щавели с дачи… Человеческий организм приспособлен ко всеядению… Никто не умирал от трехдневного голодания».
«Я помню свой разговор с начальником медицинского отдела ЮНЕСКО во время Великого поста. Я его угощал великопостным кушаньем, а оно было очень скудное. У нас в академии для преподавателей пост без рыбы (студентам дают рыбу кроме первой, четвертой и страстной недели, Среды и Пятницы. Мы по этому поводу шутили, не пойти ли нам в студенты на Великий пост). Так вот, угощал я этого директора из ЮНЕСКО. Он очень внимательно слушал, когда я ему рассказывал про Великий пост — сколько мы постимся, как часто бывает пост и прочее. Потом вздохнул и сказал: "Если бы все люди так жили! Нам бы, медикам, тогда и делать было бы нечего».
Врач, хирург, лауреат Сталинской премии, святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Те из вас, кто усердно читает жития святых, знает, каким непостижимым для нас постом постились во множестве все преподобные отцы и жены. Они постились постом постоянным, для них не было скоромных дней. Очень многие вкушали только хлеб и воду, и больше ничего. Это, может быть, покажется вам опасным: как так, только хлеб и вода, а где же витамины? Великие преподобные никогда не слышали о витаминах, и тем не менее в таком тяжелом посте жили до ста лет и более, ибо благодать Божия поддерживала их тело гораздо могущественнее, чем наши изысканные яства. Они часто разрушают наше здоровье, служат причиной многих желудочных и кишечных заболеваний, часто вызывают головные боли, подагру. Болезней этих совсем не знали те преподобные, которые жили всегда в тяжелом, суровом посте. Итак, да не сомневается никто, что пост, с Богом проводимый, не повредит, а напротив, даст крепость и телу, и духу».

Воздержно яждь, мало пий и здрав будеши. К сожалению, воздержание от скоромной пищи еще не пост, но невоздержание уже грех.

Вы - строгий постник

Можно подумать, Богу нужен наш пост! Дьявол явился Великому Антонию и говорит: «Ты мало ешь, а я совсем не ем; ты мало спишь, а я совсем не сплю. Не этим ты победил меня! А смирением ты победил меня». Сказал и ждет: не возгордится ли своим смирением Антоний? А мы попадаемся на удочку гордыни от выполнения с особой тщательностью церковных правил и установлений. Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба.

  • Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?
  • Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? (Ис. 58, 3)

Болезнь мешает поститься

Пост и телесные труды совершаются человеком для обуздания нечистых страстей, а телесная болезнь выше и крепче поста, подвига и телесного труда, поэтому с немощного не спросится поста и труда телесного; он только должен непрестанно благодарить Бога и молить Его, чтобы даровал ему терпение.

Для больных, немощных и старых нет телесного поста, да и вреден он часто. Надо сделать ударение на душевный пост: воздержание зрения, слуха, языка, помыслов и прочее. Это будет истинный пост, полезный всем и всегда.

Не надо только использовать болезнь как отговорку. Одно дело, если у человека есть доброе расположение к посту, но он не может поститься, потому что, если не поест, у него будут дрожать ноги, он станет падать и тому подобное. То есть его силы, его здоровье не способствуют тому, чтобы он постился. Другое дело — если человек не постится, имея силы. Где тут найдешь доброе расположение?

Как поститься в гостях?

Один весьма требовательный епископ прибыл как-то с визитом в монастырь в Фиваиде. Когда его пригласили к трапезе, он сказал: «Мне довольно будет двух яиц, но изжаренных на камне, а не на противне, нежных, не пережаренных, хорошо посоленных, но без перца, сдобренных четвертью ложки масла, а главное — очень горячих».

Брат-кухарь поклонился и сказал: «Все будет сделано по твоему желанию, Владыко. Курицу, которая снесла эти яйца, зовут Сизина. Ее имя тебя устраивает?»

Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного разочек пост нарушить». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».

Зато, приходя к людям вовсе нецерковным, которые от души угощают нас, не имея намерения соблазнить нас, а просто не зная о наших правилах, мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим людей, которые, может быть, если бы услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?

Не надо осуждать других; в чужом доме, если подадут что скоромное в постный день, не надо пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнить этот пробел усилением либо телесного поста, а главное — духовного.

Все ли дозволено после поста?

Строгие посты делаются напрасными, когда за ними следует излишнее употребление пищи, которое доходит до порока чревобесия. Разговейся, да не оскоромься!

«Пока был пост, мы только давали обет и собирались с силами. Прошел пост, — теперь и открывается поприще для нашей деятельности, по тому плану, который каждый построил себе во время пощения, и с теми силами, какие собрал тогда. И выходи каждый на дело свое и на делание свое, и покажи силу свою и искусство свое. Время поста есть время обучения к подвигу, а теперь началось время самого подвига... Господь собрал нас в храмы, учил, вразумлял, врачевал раны, разрешал узы, облекал во все оружия, — и вот теперь изводит на подвиг. Станем же мужественно и дружно. Какая похвала воинам, если они, когда их, обучивши, как должно, выводят на брань, побросают оружие, и предадутся в руки врагов? — Какая похвала и нам, если после такого о нас попечения мы при первом появлении страсти предадимся снова в руки ее, — и это только что сказавши: «Не буду грешить», — и только что слышавши завет: «Не будь неверен, но верен»?!
Когда пост проводим — говеем и исповедаемся, только познаем свои грехи и страсти, и полагаем намерение искоренить их, а к самому искоренению надо приступить с особенным, новым трудом, к которому и предлежит нам теперь время благоприятное. — Всего лучше и удобнее это делать, когда страсти сии восстают. Ибо когда они не восстают, не знаешь, за что взяться, как на гряде не знаешь, что вырывать, когда нехорошие корни скрыты под землею. Пусть — теперь время страстное, и будут возбуждаться страсти, — бери их твердою рукою, вырывай и бросай за ограду сердца, — и с радостию сие твори, ведая, что сим показываешь Господу всеведущему верность свою – искреннюю».

Евхаристический пост

Человеку, желающему причаститься, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. В настоящее время та его часть, что относится к телесному посту представляет собой воздержание от скоромной пищи (мяса, молока, масла животного происхождения, яиц, рыбы) в течение нескольких дней (от трех до семи). Чем реже человек причащается, тем дольше должен быть телесный пост, и наоборот. Семейные и социальные обстоятельства, такие, как жизнь в нецерковной семье либо тяжелый физический труд, могут быть причиной ослабления поста. Кроме качественных ограничений в пище, дóлжно уменьшить и количество съедаемого, а также избегать посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки, других мирских удовольствий.

Вместо всего этого рекомендуется посвятить свободное время богомыслию, размышлениям о своей жизни и совершенных грехах, а также путях их исправления. Супругам в течение поста необходимо воздерживаться от телесного общения.

Накануне Таинства, начиная с 12 часов ночи, нужно полностью отказаться от пищи, питья и курения (тем, кто страдает этой дурной привычкой) до времени Причастия. Если есть возможность, то накануне Причащения нужно побывать на вечернем богослужении; перед Литургией (накануне вечером или утром перед ее совершением) — прочесть содержащееся в любом православном молитвослове правило ко Причащению. Утром в день Причастия следует прийти в храм заранее, до начала богослужения. Перед Причастием нужно исповедаться или вечером, или непосредственно перед Божественной литургией.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от злобы и раздражения, осуждения и всяких непотребных мыслей, а также пустых разговоров. Готовясь к Причастию, полезно вспоминать и совет праведного Иоанна Кронштадтского: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога — на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило ко Причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление нашей жизни и готовность сердца к принятию Святых Таин. Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в слове, а в силе (1 Кор. 4; 20)».

Возникает вопрос, если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же» (ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой можно обратиться за советом к священнику.

Заключение

Структура статьи и большинство ее заголовков взяты с сайта Иоанн (душевный лекарь) , оттуда же позаимствованы многие святоотеческие цитаты. Вступительная часть — перессказ фрагмента лекции протодиакона проф. А.В. Кураева.

Народное творчество

Если к вам пришла соседка
Потрепаться о погоде,
Посудачить о свекрови
И напиться кофею,

Ей пирожных не давайте,
Сахар в кофе не кладите,
А с порога расскажите
Про суровый постный день.

Тут же спойте символ веры,
Почитайте ей акафист,
Окропите агиасмой
И начните петь Псалтирь.

Сразу бодрая соседка
Непременно вся обмякнет
И тихонько задом пятясь
Вас покинет навсегда.

Потому что всем известно
Как легко народ лукавый
Изгоняется молитвой,
И конечно же постом.

История про африканское племя

Не так давно в Африке обнаружили племя, неизвестно сколько тысячелетий живущее в изоляции на уровне первобытно - общинного строя, никогда не знавшее ни цивилизации, ни монотеистических религий. В рамках банального древнего пантеизма они поклонялись своим местным богам, ответственным за те или иные явления природы, удачу на охоте, здоровье, воинские успехи и так далее. Антропологи и этнографы, которые проживали во вновь обнаруженном племени и изучали его, рассказывают об интересном наблюдении.

Наступает засуха. Истощаются родники. Уходит дичь. Что делать? Совершенно ясно, что племя прогневило какого-то из многочисленных богов и пожинает заслуженные кары. Местный колдун собирает племя и строго так у всех спрашивает: никто тотемную лягушку не кушал? Нет, никто не кушал... Ну ладно. Колдун устраивает большую мистерию около центрального идола деревни, и все ждут результатов.

Проходит неделя, засуха продолжается. Угроза гибели урожая. Все снова собираются и торжественно приносят богам жертвы, кому чего не жалко: часть прошлогодних запасов злаков, например, или поношенную одежду (это и нам знакомо – на тебе, Боже, что нам негоже). Проходит время и становится ясно, что мелкими подачками гнев богов загладить нельзя.

Вразумленные неудачей аборигены, от каждого семейства отдают колдуну лучшее животное, и совершается большое щедрое жертвоприношение по всем правилам. Засуха продолжается, урожай гибнет, приближается призрак голода.

В племени начинается большая подготовка. Деревенская площадь очищается, складываются огромные костровища. Мужчины деревни, способные быть воинами, наносят на тела боевую раскраску. С наступлением ночи под рокот барабанов разворачивается действо: возжигаются костры, мужчины выходят в центр и начинают ритуальные танцы. Через два часа в руках танцующих появляются ножи. Усиливая танец и переходя в ритмический боевой транс, воины полосуют себя ножами по икрам. Во все стороны брызжет кровь – совершается кровавое жертвоприношение богам, ритуальный танец не прекращается, к утру все лежат в изнеможении и ожидании чуда.

Однако, судя по погоде, человеческая кровь не умилостивила богов племени.

И тогда, только тогда, наступает трудный момент употребления последнего средства, на которое нелегко решиться. Но что делать – все уже испробовано, ничего в запасе не осталось. Вождь собирает деревню (причем колдун скромно стоит вместе с народом) и назначает... Не поверите. И назначает… время покаяния и поста! Все племя в течение определенного промежутка времени постится и кается в грехах.

У нас в христианстве (хоть пост и не нами, как видим, придуман) все с этого только начинается.

На вопрос кто придумал посты? заданный автором Антонио лучший ответ это Есть в Библии про посты. " Тогда подходят к Нему ученики Иоанна и говорят: Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?
Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. "(Матф. 9)

Ответ от Артем Великий [гуру]
Святитель Василий Великий говорит: «Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью, почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост установлен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа познания добра и зла не ешь» (Быт. 2:17). А сие: «не снесте» есть узаконение поста и воздержания» (Творения, Минск, 2003, с. 96). Позже заповедь о посте была закреплена законодательно. Это были однодневные посты, приуроченные к определенным дням: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8:18-19). Когда же отдельного человека или народ постигали испытания, люди прибегали к продолжительным постам, чтобы снискать милость у Бога: «И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? » (2 Цар.!»: 22); «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9:3); «Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8:23). Благочестивому сознанию древних было очевидно, что молитва к Богу приобретает сугубую силу, когда она человек, молясь, приностит некоторую жертву, утесняет себя, временно отказывается от удовольствий.
Сам Спаситель освятил пост Своим примером: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей» (Мф. 4:1-2). О посте в священных новозаветных книгах говорится многократно: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2); «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14:23). В новозаветной Церкви Великий пост (святая Четыредесятница) был установлен в образ того поста, который совершил Иисус Христом перед началом Своего общественного служения. Рождественский пост также длится 40 дней.


Ответ от Волшебный Кролик [гуру]
Есть такой способ промывания мозгов- человек должен быть голоден, желательно избит, и сильно не выспавшимся- и при этом повторять текст, в котором необходимо его убедить. Подобный способ применяется сектами (ночные бдения, посты, самоистязания, молитвы) , нечто подобное наблюдается в армии (дедовщина, одобряемая офицерами) .
В православии есть не всё- о самоистязаниях не слышал. Ну или не обращал внимания...


Ответ от Anna [гуру]
лично вам поможет: род сей изгоняется постом и молитвой.... слова Иисуса лично для вас:))


Ответ от Ђэмо [активный]
Господь, сказал про бесов: "сей род изгоняется постом и молитвой"
Отсюда столько противников поста, кто их советчик догадайтесь сами.


Ответ от Olga 147 [гуру]
Сам Спаситель освятил пост Своим примером: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей» (Мф. 4:1-2).
О посте в священных новозаветных книгах говорится многократно: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2);
«Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14:23).
В новозаветной Церкви Великий пост (святая Четыредесятница) был установлен в образ того поста, который совершил Иисус Христом перед началом Своего общественного служения. Рождественский пост также длится 40 дней.


Ответ от Malachiev Malachi [гуру]
Читаю ответы и поражаюсь их глупости.


Ответ от Ольга Анкудинова [гуру]
Люди придумали. Ещё во времена Христа фарисеи оправдывали себя тем, что они постятся, дают десятину с тмина и мяты, мол, смотрите, какие мы замечательные. А Христа это не могло обмануть. Отсутствие веры всегда стремится чем-то заполнится, и обряды в качестве этого заменителя - ну просто незаменимая вещь.

Решаю для себя важнейший жизненный вопрос - соблюдать православный Великий пост или нет. Проблема не в том, что "это личное дело каждого" - церковь так не считает, заявляя,что поститься должны все, за исключением тех, кому это противопоказано по каким-то причинам.
Я для себя хочу понять другое - какой смысл в посте?

Откуда вообще пошла традиция христианских и, в частности, православных постов? С чем связана эта традиция, что она собой символизирует? Кем и когда установлены сроки постов и перечень ограничений для постящихся? Есть ли какие-то канонические документы или церковные книги, в которых содержится указание на проведение поста и его порядок? Или это просто непонятная и неизвестно откуда появившаяся традиция, не имеющая к христианству никакого отношения, эдакий мягкий вариант самобичевания, оставшийся в наследство от язычества?

Имеют глубокие исторические и мировоззренческие корни. Только воцерквленный человек понимает всю их сущность и значение.

Вот, что об этом указывается вот здесь - www zakonbozhiy ru : "Важная сторона духовной жизни христианина - соблюдение поста. Пост - это особое время, когда верующий все свои душевные силы направляет на покаяние и очищение себя от грехов и пороков. Для этого он усиливает молитву, воздерживается от употребления скоромной пищи и сторонится увеселений."

Достаточно полная информация по Вашему вопросу есть здесь - ru wikipedia org

★★★★★★★★★★

Комментарии

Спасибо, но это не объяснение. "Только оцерквленный человек понимает" - это просто набор слов, показывающий, что никто ничего объяснить не может. Вот я не очень верю в бога, но как мне стать верующим, если мне говорят только, что "так принято", не объясняя почему принято именно так и кем конкретно принято? По первой ссылке - тоже самое - "так надо" без всяких объяснений". Википедия пытается как-то объяснить, но тоже не указывает источники. Кто-то когда-то постился, оказавшись в пустыне. А у него были варианты? В пустыне - это не пост, а вынужденное голодание. Кроме того, постов в христианстве множество, даже не все священники их знают и придерживаются. Где-то священных книгах или "руководящих документах" церкви это записано? Тогда где именно? И почему именно пост, ограничения в еде и питье, а, например, не прыжки на месте до изнеможения?

Конечно же, стоит соблюдать любой пост, в той мере, которая вам доступна. Если трудно соблюсти все требования для определённого поста, соблюдайте часть, не всё время, особое значение имеют последние дни поста.

Есть очень важное свойство любого поста - он даёт силу. Я пишу не про собственно христианский пост, а про общие черты поста в духовной жизни. Пост, в том или ином виде, есть в любой религии, и неспроста. Главное в посте - очищение сознания, направление энергии на молитву, памятование какого-либо святого, духовное развитие. В христианстве часть древнего знания уже утрачена, и потому большее значение придаётся традиции, ритуалу, нежели смыслу и пользе для человека. Любая аскеза, пост в том числе, даёт духовную силу, способность глубже понять любое знание, аскеза - самый краткий путь к могуществу. Кто это знает, тот применяет, другое дело - на пользу людям или во вред. Соблюдая какой-либо пост, хоть и неполно, с нарушениями, вы получаете силы для дальнейших постов, следующий пост вам будет держать легче. Вы получаете вкус аскезы, начинаете понимать, что я - не тело, я душа. И духовное знание начинает становиться необходимостью, а пища телесная - лишь для поддержания тела в рабочем состоянии. Можно ей наслаждаться, да, вкус пищи даёт питание нашим эмоциям, но это уже не имеет такой значимости, как прежде.

Польза для тела тоже велика, но про неё говорить здесь не буду, так как если мотивация человека в духовном развитии - это пост, а если в здоровье тела - то это диета))).

Комментарии

Сергей Александрович, также прочёл на ЖЖ Ваш пост про пост:). Каламбурчик))).
"И самое главное - ЗАЧЕМ?"
Есть интересное изречение: "Знающий - не говорит, говорящий - не знает".
Не зря Вы выбрали такой ник на ЖЖ. Это символ - эпоха воинствующего дилетантизма и Вы посередине). Если не можете найти ответ в православии, ищите в другой религии, в другом месте. Это нормально, в идеале это даже поможет Вам глубже понять именно православие. Если Вы хотите этого. Мотивация...

Я просто хочу понять, откуда это пошло, зачем оно надо. Вот в ЖЖ мне дали ссылочку на Кураева, почитал, интересно, хотя и не без лукавства. Но здесь на вопрос "Откуда это пошло, с чем связаны такие требования и кем установлены" я ответа так и не получил. Все говорят "Надо!", а зачем - никто и сам не понимает. Ваш ответ - не исключение, Вы меня тоже агитируете. А смысла нет - если нужно, я вполне способен ограничить себя во многом (кстати, здоровье требует таких ограничений), но при этом я понимаю, с чем это связано, а почему церковь (именно церковь, а не религия вообще) требует от паствы ограничений, причем для всех одинаковых - на этот вопрос никто ответить не может. И как происходит духовное совершенствование через ограничение в питании и питье - это, похоже, из "православной биологии"? Почему сытый и удовлетворенный жизнью человек не может быть духовным?

Просмотрел наискосок Ваш блог. Похоже, вам уже много ссылок интересных надавали, часть вопросов снимается?)
Вы слишком обширно задаёте вопросы, это тема брошюры, а не ответа на форуме.

"Я просто хочу понять, откуда это пошло, зачем оно надо". Зачем оно надо - я пытался Вам уже сказать. Простите, если Вы ждали другого ответа - это Ваше принятие или непринятие. У вас должна быть мотивация к любому действию, в т.ч., и к посту. Вот она и определит ваше желание понять. А если мотивация - подискутировать, то так и пишите).

Ещё один аспект, про который никто Вам не сказал, я не видел - первоначальные христиане были вегетарианцами. И пост также предназначался для облегчгения перехода с мясной пищи на растительную. Проведя один или несколько длительных постов, человек понимал, что мясо ему и не нужно. А почувствовав очищение разума после отказа от мясной пищи, человек уже мог понять, что "Не убий!" относится также и к братьям нашим меньшим. Согласитесь, если человек выпивает, он может привести кучу доводов о пользе пития. "Культурного", разумеется))). Это замкнутый круг. И Вы в таком же положении. Просто доверьтесь, примите, проведите пост, два, три - и поймёте, зачем они нужны, что они Вам дали. Чтобы понять, нужно делать, а не разговаривать. А от бесплодных пикирований в сети пользы не будет, если Вы не стремитесь понять другого, а указываете, что Вам пишут НЕ ТАК, НЕ ТО, и НЕ ТЕМИ буковками. Вы простите меня, пожалуйста, и попробуйте понять. С уважением Юрий.

Зачем нужен пост и откуда идут его истоки?

Очень интересный вопрос (для меня). Сама задавалась им. Поэтому скажу лишь свое мнение. В Библии (куда Вас отправляют) нет таких понятий как православный пост в таком виде, какой он сейчас. Есть кошерность (мясо и молоко вместе не кушать, это еще евреям сказано, мертвечину не есть и нечистых животных). Тут все понятно - Бог евреям дал простые правила, которые сохранили жизнь всему народу. Иисус держал 40-дневный пост, Моисей, другие. Но нет указаний поступать также. Потому что они не ели и не пили НИЧЕГО! Без спец подготовки это чревато...для обычных людей. Позже есть указание о соблюдении постов. Но они по длительности день-три дня. Опять-таки - ни пищи, ни воды, а только общение с Богом. Пост, по словам Иисуса Христа, использовался для изгнания сил тьмы и для победы над ними. В переводе на нашу современность - для того, чтобы настроиться на общение с Богом и победить в себе плотские желания, если они одолевают.

Поэтому православный пост - это религиозный обряд, очень упрощенный для немощных современных верующих. И, мне кажется, что зачастую подобные обряды лишь отвлекают от сущности Самого Бога. Человек зацикливается на выборе - рыба сегодня или голодаем. А смысл теряется. В таком посте нет смысла, есть смысл только в осознанной жизни! То есть Вы сами можете для себя решить что и как Вам исполнять. Потому что религия для управления людьми, а если Вам приходят в голову подобные мысли, то Вам не нужно управление. Вы способны сами управлять собой. Не зря Бог каждому человеку дал разум, душу, еще и Свой Дух вдохнул в человека.