Внешняя политика Петра I. Основные направления внешней политики Петра I

Удобная навигация по статье:

Таблица по истории: Реформы императора Петра I

Петр I – один из наиболее выдающихся правителей российского государства, правивший с 1682 года по 1721 год. Во время его правления были проведены реформы во многих сферах, выиграно множество войн, заложен фундамент будущего величия российской империи!

Навигация по таблице: Реформы Петра 1:

Реформы в сфере: Дата реформы: Название реформы: Суть реформы: Итоги и значение реформы:
В сфере армии и флота: 1. Создание регулярной армии Создание профессиональной армии, заменившей поместное ополчение и стрелецкие войска. Формирование на основе рекрутской повинности Россия стала великой военной и морской державой и одержала победу в Северной войне, получив выход в Балтийское море
2. Строительство первого русского флота Появляется регулярный военный флот
3. Обучение кадров и чиновников за границей Обучение военных и моряков у иностранных профессионалов
В экономической сфере: 1. Милитаризация экономики Поддержка государством строительства металлургических заводов на Урале. В период военных трудностей – переплавка колоколов на пушки. Создана экономическая база для ведения военных действий – укрепление обороноспособности государства
2. Развитие мануфактур Создание множества новых мануфактур Приписка крестьян к предприятиям (приписные крестьяне) Рост промышленности. Количество мануфактур выросло в 7 раз. Россия становится одной из ведущих промышленных держав Европы. Происходит создание и модернизация многих производств.
3. Торговая реформа 1. Протекционизм – поддержка своего производителя; больше вывозить товаров, чем ввозить; большие таможенные пошлины на ввоз иностранных товаров. 1724 – Таможенный тариф 2. Строительство каналов 3. Поиск новых торговых путей Рост промышленности и расцвет торговли
4. Ремесленная Объединение ремесленников в цехи Повышение качества и производительности труда ремесленников
1724 год 5. Налоговая реформа Введена подушная подать (взималась с лиц мужского пола) вместо подворной подати. Рост бюджета. Повышение налоговой нагрузки на население
Реформы в сфере государственного и местного самоуправления: 1711 год 1. Создание Правительствующего Сената 10 человек, составивших ближайшее окружение царя. Помогали царю в государственных делах и заменяли царя во время его отсутствия Повышение работоспособности государственных органов. Усиление царской власти
1718- 1720 года 2. Создание коллегий 11 коллегий заменили множество приказов. Громоздкая и запутанная система исполнительной власти приведена в порядок.
1721 год 3. Принятие Петром императорского титула Повышение авторитета Петра 1 за рубежом. Недовольство старообрядцев.
1714 год 4. Указ о единонаследии Приравнял поместья к вотчинам, дворян к боярам. Недвижимость наследовал только один сын Ликвидация разделения на бояр и дворян. Появление безземельного дворянства (из-за запрета на дробление земли между наследниками) После смерти Петра 1 отменѐн.
1722 год 5. Принятие Табели о рангах Установлено 14 рангов для чиновников и военных. Дослужившись до 8 чина, чиновник становился потомственным дворянином Открывались возможности служебного роста для всех, независимо от происхождения
1708 год 6. Областная реформа Страна была разделена на восемь губерний Усиление авторитета местной власти. Наведение порядка
1699 год Городская реформа Создана выборная Бурмистерская палата Развитие местного самоуправления
Церковные реформы: 1700 год 1. Ликвидация патриаршества Император стал фактическим главой Православной церкви
1721 год 2. Создание Синода Заменил патриарха, состав Синода назначался царѐм
В сфере народной культуры и быта: 1. Введение европейского стиля Обязательное ношение европейской одежды и бритье бород – за отказ вводилась оплата налога. Многие остались недовольны, царя называли Антихристом
2. Введение нового летоисчисления Летоисчисление от Рождества Христова сменило летоисчисление “от сотворения мира”. Начало года перенесено с сентября на январь. Вместо 7208 года наступил 1700. Летоисчисление сохранилось до наших дней
3. Введение гражданской азбуки
4. Перенос столицы в Санкт-Петербург Петр не любил Москву с ее “закоренелой стариной”, построил новую столицу рядом с морем Прорублено “окно в Европу”. Большая смертность среди строителей города
В сфере образования и науки: 1. Реформа образования Обучение специалистов за границей Создание школ в России Поддержка книгоиздательского дела Повышение качества образования, количества образованных людей. Подготовка специалистов. Крепостные не могли учиться в государственных школах
1710 год 2. Введение гражданской азбуки Заменила старую церковнославянскую азбуку
3.Создание первого русского музея Кунсткамеры
1724 год 4. Указ об учреждении Академии наук Была создана уже после смерти Петра 1

Внутренняя политика Петра I: модернизация

Можно выделить две основные причины петровских реформ:

  • системный кризис Московского государства в конце XVII в., в ос­нове которого лежало нараставшее отставание России от стран Европы (Англии, Франции, Голландии, Германии) во всех обще­ственных сферах: слабое развитие промышленности, отсутствие регулярной армии и флота, недостаточный международный авто­ритет, низкий уровень образования, устаревшая социальная орга­низация и пр.;
  • необходимость приобретения выхода России к морям (Черному, Балтийскому), для чего требовалась реорганизация всей внутренней жизни страны.

Среди историков признанной считается следующая концепция, объяс­няющая ход петровских реформ. Главной целью для Петра оставалось решение внешнеполитических задач, поэтому внутренняя политика полностью направлялась на создание условий для удачной внешней политики. Получается целая цепочка реформ, каждая из которых вы­звана предыдущей:

  • для удачного ведения войны нужны мощная боеспособная армия (военная реформа и создание флота) и твердый экономический фундамент (денежная и налоговая реформы);
  • для создания армии и ее материального обеспечения нужна четкая организация жизни населения страны, что вызвало две реформы — политическую (реформу системы управления государством) и со­циальную (оформление сословий);
  • для создания боеспособных войск и управления страной нужны специалисты (инженеры, чиновники и пр.), что вызвало реформу культуры и образования.

Поставленные задачи Петр решал специфическими методами. Пред­ставления о том, как нужно царствовать, сформировались у него под влиянием западноевропейских образцов и мыслителей (Т. Гоббс, Г. Гроций, С. Пуффендорф) и сводились к следующему:

  • ориентация на европейский опыт, поскольку Европа находится на более высоком уровне развития, чем Россия (на русскую почву нуж­но перенести западноевропейские образцы);
  • обожествление государства (хорошо только то, что полезно для го­сударства), идея необходимости подчинить личность государству (первый образец для государства — механизм, внутри которого каж­дый человек — его «винтик»), идея абсолютной власти правителя, идея регламентации и контроля за личностью и поступками людей (второй образец для государства — военная казарма);
  • рационализм, прагматизм, практицизм (государство и всю жизнь можно преобразовать на разумных принципах);
  • светскость (церковь должна быть подчинена государству).

Основные внутренние реформы Петра I следующие.

  1. Политическая реформа (реформа системы управления государством), в результате которой оформилась абсолютная монархия, опирающаяся на дворянско-чиновничий централизованный аппарат:
  • реформа центральных государственных органов:
  • ликвидация Боярской думы, ее в 1711 г. заменил Правитель­ствующий сенат, который был высшим исполнительным орга­ном, совещательным органом при монархе и высшей судебной апелляционной инстанцией;
  • 1717-1721 гг. — ликвидация устаревшей системы приказов и за­мена их коллегиями, которые были высшими звеньями госу­дарственного управления (спустя век они будут заменены ми­нистерствами). Два основных отличия коллегий от приказов: принцип управления (приказы — на основе отраслевого и тер­риториального принципов, а коллегии — только на основе от­раслевого) и принцип принятия решений (приказы — решение принимает лично глава приказа, коллегии — решение принима­ется коллегиально, совместно, то есть большинством голосов «присутствия» коллегии). Сначала коллегий было создано 11 (главные из них — иностранных дел, военная и ведавшее флотом Адмиралтейство), затем добавились еще две;
  • создание системы контроля за подданными и государственными органами, в состав которой входили: фискалы (негласный над­зор за деятельностью государственных учреждений без права вмешиваться в решения), прокуроры (гласный надзор с правом вмешиваться в решения), полиция (наблюдение за сохранением общественного порядка, включая чистоту улиц), а также органы с функциями политической полиции — Преображенский приказ в Москве и Тайная канцелярия в Петербурге. Государство поощ­ряло доносительство, даже тайну исповеди при Петре полагалось нарушать в интересах следствия;

Попытка борьбы со взяточничеством (введение за это престу­пление штрафов и смертной казни);

Административные реформы на местах:

Создание системы четкого административно-территориального деления страны из трех звеньев: губернии (во главе с назнача­емым из центра губернатором), провинции (во главе с воевода­ми) и дистрикты, или уезды (во главе с земским комиссаром из местных дворян);

Введение городского самоуправления (городская реформа): го­рода получили право самостоятельно избирать свои бурмистерские или земские избы (городские ратуши и магистраты), кото­рые выполняли функции суда, сбора налогов и городского бла­гоустройства. За пользование этим правом город вынужден был выплачивать двойной размер налогов;

Реформа монархии: в 1712 г. столица России была официально пере­несена в Петербург, основанный Петром I во время Северной войны в 1703 г. В 1721 г. по окончании Северной войны Россия была объяв­лена империей, а Петр получил титул «Отец Отечества». В 1722 г. — после «дела царевича Алексея» Петр издал указ о престолонаследии, по которому монарх сам мог назначить наследника по своему желанию (причем его выбор ничем не был ограничен).

2. Церковные реформы, важнейшая из которых — ликвидация патри­аршества и подчинение церкви государству. После смерти патриарха

Адриана Петр запретил созывать церковный собор для избрания но­вого патриарха, а в 1721 г. создал Духовную коллегию (вскоре пере­именованную в Святейший правительствующий синод), которой была подчинена церковь (церковь стала частью государственного механиз­ма). Во главе Синода находился назначаемый монархом обер-прокурор. При Петре также была проведена частичная секуляризация (го­сударство изымало значительную часть доходов церкви), запрещено создание новых монастырей и ограничено число монахов в суще­ствующих, монастыри должны были стать учредителями школ. Была провозглашена веротерпимость (чтобы привлечь иностранных спе­циалистов на русскую службу), и прекращены преследования старо­обрядцев (за это они должны были платить двойные налоги). К эпо­хе Петра относится жизнь и работа известного церковного деятеля Феофана Прокоповича, который был ярым сторонником петровских идей, обосновал преимущество светской власти над духовной, а так­же божественность царской власти.

  1. Экономические реформы:
  • два главных принципа петровской политики в сфере промышлен­ности и торговли:
  • протекционизм — государственная политика поощрения раз­вития отечественной промышленности: государство само соз­давало массу мануфактур (на средства казны, а затем передава­ло часть из них в частные руки) и поощряло создание частных мануфактур различными льготами;
  • меркантилизм — часть протекционистской политики в сфере внешней торговли, обеспечивающая преимущество экспорта над импортом за счет таможенных тарифов. Олицетворение политики меркантилизма — таможенный устав 1724 г., устано­вивший высокие пошлины на ввоз (импорт) иностранных про­мышленных товаров и низкие пошлины на ввоз (импорт) про­мышленного сырья и вывоз (экспорт) отечественных промыш­ленных товаров;
  • денежная реформа, в результате которой была создана полноценная монетная система, но содержание серебра и меди в монетах было значительно уменьшено;

Налоговая реформа 1718-1724 гг., главным содержанием которой была замена подворного налогообложения подушным (подушной податью). Для этого в 1718-1724 гг. была проведена перепись (ре­визия) населения, в ходе которой все промежуточные категории («гулящий люд», половики, холопы и др.) были объединены в но­вую категорию — государственные крестьяне. В итоге число нало­гоплательщиков значительно увеличилось, и в 1724 г. по сравнению с 1680 г. доходы государства выросли в три раза, что решило про­блему финансирования Северной войны (Петр сумел обойтись без иностранных займов). Также было введено около 70 видов различ­ных изощренных налогов (на дубовые гробы, бани, барки, рыбную ловлю, улья, бороды и др.).

4. Петровская политика в отношении сословий сводилась к следующему:

Меры в отношении дворянства. В1714 г. было запрещено дворянским недорослям (не получившим образования) жениться. В том же году принят указ о единонаследии, по которому, во-первых, дворянин мо­жет передавать по наследству землю, недвижимое имущество и крес­тьян лишь одному из своих сыновей (остальные вынуждены содержать себя за счет государственной службы), а во-вторых, поместья оконча­тельно слились с вотчинами (земля и крестьяне переходили в полную собственность помещика, но при этом все дворяне обязаны были нести государственную службу). В 1722 г. была издана Табель о рангах, ко­торая ввела обязанность службы для всех дворян, новый порядок (слу­жебная лестница из 14 чинов) прохождения военной и гражданской (чиновничьей) службы и окончательно заменила принцип родовито­сти принципом выслуги. Причем поступавшие на службу недворяне могли получить дворянство: личное дворянство (не передающееся по наследству) — с 14-го ранга на гражданской службе и потомствен­ное — с 8-го ранга на гражданской и с 14-го ранга на военной службе 1 . Последствиями этих реформ стало превращение дворянства в служи­лое сословие и возникновение при Петре новой знати — людей из са­мых низов, выдвинувшихся благодаря своим способностям, которые были замечены императором (А. Д. Меншиков, П. А. Толстой, Г. И. Го­ловкин, Ф. М. Апраксин, А. И. Остерман и др.);

  • крепостническая политика в отношении крестьянства. С1713 г. крес­тьян полагалось бить кнутом за неповиновение помещику, а с 1722 г. помещики стали сборщиками подушной подати в своих владениях. В 1724 г. была введена паспортная система для крестьян: отныне уходить дальше чем на 30 верст от постоянного места жительства им разрешалось только с письменного разрешения помещика. Крес­тьянам запрещалось заводить фабрики. Появляются две новые ка­тегории крестьян: государственные (лично свободны, платят налоги государству) и посессионные (купленные мануфактуристами крес­тьяне, которые не считались их собственностью, но были приписа­ны к предприятию и не продавались отдельно от него);
  • горожанам разрешалось заводить самоуправление, и в 1722 г. был установлен цеховой принцип организации ремесла.
  1. Военная реформа (наиболее важная для Петра I), после которой зна­чительно повысилась боеспособность армии, что обеспечило победу в Северной войне:
  • вместо ликвидируемого стрелецкого войска и поместного дворян­ского ополчения в 1699 г. вводится новый принцип формирования армии — рекрутская повинность. Рекруты набирались из податных категорий населения, служили пожизненно (только в 1793 г. вмес­то пожизненного срока был установлен срок 25 лет) и переходили вместе с семьями в особое солдатское сословие. Так была создана первая в России регулярная армия;
  • создание военного флота (Азовского, затем Балтийского и Каспий­ского);
  • принятие Морского (1716) и Военного (1720) уставов, которые вво­дили жесткую дисциплину и четкую субординацию;
  • перевооружение армии на европейский манер (в том числе созда­ние мощной артиллерии благодаря развитию отечественной ору­жейной промышленности), введение единой униформы и вспомо­гательной инфраструктуры в армии (тыловая служба, обозы, ме­дицинское обеспечение);
  • создание системы профессионального военного образования (ар­тиллерийские, военно-инженерные, гарнизонные и другие школы, Морская академия в Петербурге).
  1. Реформы в области культуры и быта исходили из принципа «европе­изации». С 1 января 1700 г. был введен европейский григорианский календарь и летоисчисление не от «создания мира» (5508 лет до н. э.), а от рождения Иисуса Христа. Была создана система светских специ­альных учебных заведений, для них выпущены учебники. Множество волонтеров были отправлены в страны Европы для обучения корабле­строению, живописи, архитектуре, медицине и пр. В1719 г. был открыт первый в России музей — Кунсткамера, а в 1725 г. (уже после смерти Петра) — Академия наук. С 1703 г. стала выходить первая печатная газета «Ведомости». Введен новый порядок градостроения — регуляр­ный город (геометрические принципы застройки по заранее разрабо­танному плану). Внедрялась европейская одежда, прививался обычай брить бороды, для придворных созданы ассамблеи с обяза­тельным присутствием женщин и беседами на иностранных языках.

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.

Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.

Все ранги делились на следующие категории:

  • 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.
  • 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.

Областная реформа

Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:

  • Московская
  • Ингерманландская (позднее переименовали в Петербургскую)
  • Смоленская
  • Киевская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Симбирская

Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.

Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.

Реформа городского управления

Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.

Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.

Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых». Первые относились к высшим жителям города, а вторые - к нижним сословиям. Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев. Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.

Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.

Церковная реформа

Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.

Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:

  • Полностью был ликвидирован институт патриаршества, отныне такой должности в церкви не должно было быть
  • Церковь теряла свою самостоятельность. Отныне всеми ее делами управляла Духовная коллегия, созданная специально для этих целей.

Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.

Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.

Значимость петровских преобразований

Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.

В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:

  • Власть государства была усилена.
  • Высшие сословия общества были фактически приравнены в возможностях и правах. Тем самым стирались границы между сословиями.
  • Полное подчинение церкви государственной власти.

Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.

Введение

К концу XVII века Россия оставалась одной из отсталых стран Европы. Динамичное развитие западной цивилизации, изоляция Росси от европейских рынков, засилье средневековых пережитков ставили страну перед необходимостью кардинальных реформ. Решительные перемены во всех сферах русского общества связны с именем выдающегося государственного деятеля и полководца Петра I.

Воцарение Петра произошло в обстановке острой борьбы за власть между различными боярскими группировками. Использовав стрелецкое восстание 1682 г. к власти пришли Милославские и их сторонники. Царями были объявлены Иван и Петр, их сестра, царевна Софья, становилась регентшей, сосредоточив в своих руках реальную власть. Умная, честолюбивая, одна из самых образованных женщин своего времени, Софья была серьезной соперницей в борьбе за власть. Будучи поклонницей европейской моды (особенно польской), игнорируя бытовавшие на Руси представления о роли женщины в обществе, решительно разрушая средневековые стереотипы поведения, она сама активно участвовала в разработке внутренней и внешней политики.

Вопрос № 1. Внутренняя и внешняя политика Петра I

Юные годы Петр провел в Преображенском, придаваясь военным «забавам», занимаясь кораблевождением по реке Яузе и самообразованием под руководством умных и практичных иностранцев. В 1689 г. Петр женился на Евдокие Лопухиной и по бытовавшим на Руси представлениям становился взрослым, регентша уже была не нужна. Пытаясь остаться у власти, Софья предприняла попытку государственного переворота, однако потерпела поражения и была сослана в Новодевичий монастырь. Вся полнота власти оказалась в руках Петра, матушки-царицы Натальи Кирилловны и их приближенных.

К этому времени в целом сформировались основные черты политической стратегии юного царя, нацеленные на превращение России в равноправную европейскую державу. Большую роль сыграло «Великое посольство» в Европу в 1697-1698 гг., в составе которого инкогнито находился сам Петр. Хотя официальная цель поездки - создание широкой антитурецкой коалиции в Европе - не бал достигнута, основным результатом ее было непосредственное ознакомление Петра с техническими и культурными достижениями европейских держав. Он посетил Германию, Голландию, Англию и Австрию. Особое внимание Петра привлекли порядок управления немецкими городами, кораблестроение на голландских и английских верфях, медицина, система образования и деятельность крупных европейских научных центров. Он не скрывал своего твердого намерения учиться у европейцев: «Я ученик и ищу себе учителей». Мало кто из высокомерных европейских дипломатов сумел тогда разглядеть за детской любознательностью и напористостью юного царя честолюбие великого реформатора.

Темпы преобразований в России при Петре I поражают. Это видно на примере законодательной активности. За 20 лет - с 1700 по 1720 гг. - было издано 1700 законодательных актов, в корне менявших жизнь страны. В 1720-1725 гг. было издано 1200 законодательных актов. Всю реформаторскую деятельность Петра I принято условно делить на два периода. Реформы первого периода - 1700-1721 гг. - осуществлялись, в основном, исходя из текущих потребностей, вызванных ведением Северной войны. Во второй период преобразования проводились уже с большей планомерностью и осмотрительностью.

Одной из центральных в деятельности Петра была военная реформа. Армия стала формироваться на основе рекрутских наборов; с 1699 г. полки «нового строя» с единообразным вооружением, снаряжением, обмундированием, системой комплектования и обучения заменили стрелецкое войско. К 1708 г. вместо 40 тыс. человек армия составили уже 113 тысяч. На ее нужды работали не менее 30 мануфактур. Были открыты специальные офицерские школы для подготовки командного состава. Развивалось кораблестроение - к концу царствования Петра I Россия имела самый большой на Балтике флот.

Создание новой армии опиралось на мощную экономическую базу. По инициативе Петра на Урале и Севере были приняты меры для добычи и переработке руд. Были построены металлургические и оружейные заводы, дававшие железо, чугун, ядра и пушки; создавались казенные мануфактуры по производству пороха, сукна, парусины и другого воинского снаряжения. Всего за четверть века Россия превратилась в развитую экономическую державу: промышленность выросла в 7-10 раз. Основой для экономического рывка была, во-первых, финансовая реформа - чеканка мелкой разменной монеты - что оживило внутренний рынок, и, во-вторых, изменение системы налогообложения - введение подушной подати вместо принятого ранее подворного или поземельного налога. Последняя мера особенно сказалась на развитии сельского хозяйства, способствуя увеличению распашки и освоению новых территорий. Однако в целом в сельском хозяйстве продолжалось укрепление крепостнических отношений, увеличивались размеры помещичьего землевладения и сроки барщинных работ. Важнейшую роль в этом направлении сыграло проведение всеобщей переписи 1718-1742 гг. Социальное значение этой реформы состояло в том, что она распространяла крепостную зависимость на те слои населения, которые раньше были свободными.

В области торговли в этот период особенно ярко проявились принципы меркантилизма и протекционизма. В результате, к концу царствования Петра I Россия имела активный торговый баланс. Она вышла на первое место в Европе по производству и экспорту железа, в импорте появилось сырье для промышленности. Основным результатом этой деятельности стало достижение Россией экономической независимости от западных стран.

Важнейшее место в деятельности Петра I занимали реформы в области государственного управления. В 1708-1710 гг. было введено новое административное деление: 8 губерний во главе с губернаторами, обладавшими всей полнотой исполнительной и судебной власти на местах. К 1719 г. вместо губерний основной единицей административного управления стала провинция, их было создано около 50. Претерпели и высшие органы государственной власти. К концу XVII века Боярская дума и Земские соборы окончательно потеряли свое значение. В 1711 г. был создан Сенат как временный, а затем и постоянный орган с широкими административными, судебными и отчасти законодательными полномочиями. Члены Сената назначались государем. В 1722 г. для контроля за его деятельностью была учреждена должность генерал-прокурора, что ставило этот коллегиальный орган под власть царя.

Дальнейшая бюрократизация государственного аппарата сопровождалась ростом казнокрадства и коррупции. Для борьбы с этими явлениями был создан институт фискалов, роль которых состояла в негласном надзоре за деятельностью государственных учреждений.

Претерпела изменения и система исполнительной власти. Вместо громоздкой и запутанной системы приказной управления в 1717-1719 гг. были созданы 12 коллегий. Генеральный регламент регулировал работу коллегий и отражал основной принцип разделения их полномочий - функциональный. Каждая коллегия занималась определенной отраслью государственного управления: иностранных дел, военная, мануфактурная и т.д.

Политика Петра I в отношении церкви отличалась жесткостью, в первые годы его царствования был учрежден Монастырский приказ, который осуществлял финансовый контроль за деятельностью церкви. Изъятые средства направлялись, прежде всего, на создание флота. В 1721 году было ликвидировано патриаршество и учрежден Святейший Синод (фактически коллегия по делам религии). Во главе него стояло не духовное, а светское лицо, церковь превратилась в один из органов государственного аппарата.

Значительные изменения претерпела и социальная структура русского общества. Важное значение для укрепления экономической базы феодального сословия имел Указ о единонаследии 1714 года, по которому наследовать имущество мог один человек. Это препятствовало дроблению имений, способствовало поместного и вотчинного землевладения, стимулировало заинтересованность дворянского сословия в образовании и государственной службе. Процесс сословной консолидации в городах также проходил под контролем государства: создавались ремесленные цехи (по профессиональному принципу), купцы получали значительные льготы.

В 1722 году была учреждена «Табель о рангах», в которой принцип прохождения службы (гражданской и военной) тесно увязывался с присвоением дворянского звания. Служилая иерархия состояла из 14 рангов, с 14 по 9 ранг - личное дворянство, с 8 - наследственное. Гораздо большее значение стало иметь личные способности и деловые качества, значительный удар был нанесен по принципу «породы». Однако, не стоит преувеличивать последнее обстоятельство: благодаря «Табели о рангах» русское дворянство было более открытым сословием, чем западноевропейское, но ключевые посты в государственном управлении оставались за представителями знатных фамилий. Блестящая карьера провинциала была исключением, а не правилом, и в этом смысле социальная политика Петра I была скорее умеренной, чем радикальной. Результатом государственных и сословных преобразований Петра I стало утверждение в России абсолютистской формы правления.

В целом, реформаторская деятельность Петра I стало отражение противоречивости исторической эпохи, представителем которой был он сам. Вооруженный идеей «общего блага», Петр I внес огромный личный вклад в управление государством. Несмотря на жесткость, деспотизм в методах проведения реформ, на лицо - рост, усиление России. Отношение потомков к Петру I наиболее точно выразил, пожалуй, русский историк В.О. Ключевский: «Самовластие само по себе противно как политический принцип. Его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, идет напролом во имя общего блага, рискуя разбиться о непреодолимые препятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева».

В конце XVII - начале XVIII в. традиционными направлениями внешней политики России оставались западное и южное. Для расширения экономических, торговых и культурных связей с Западом становился необходимым выход к теплым морям - Балтийскому и Черному. Оставалась нерешенная проблема взаимоотношений с Крымским ханством, правители которого, опираясь на помощь и поддержку Турции, беспокоили южные рубежи России. Петр I был твердо намерен продолжать политику своих предшественников. В 1695 г. был предпринят поход на Азов, но после длительной осады крепости, русские с многочисленными потерями были вынуждены отступить. В ноябре 1695 г. был объявлен сбор дворянского ополчения, а в январе следующего года для участия в походе на Азов призвали всех желающих, в том числе холопов, которые объявлялись свободными. В Воронеже приступили к строительству флота. Весной-летом 1696 русские предприняли новый поход на Азов. Блокированный в крепости турецкий гарнизон капитулировал. Со взятием Азова было принято решение о строительстве Таганрога - гавани будущего флота.

«Великое посольство» показало, что южное направление внешней политики исчерпало себя. Война со Швецией за Балтику становилась неизбежной. Быстрыми темпами создавалась новая армия, флот, были заключены союзы с Польшей, Саксонией и Данией против Швеции. Ценой больших усилий удалось заключить мир с Турцией на 30 лет, что дало возможность избежать войны на два фронта. В августе 1700 года Россия объявила Швеции войну. Однако, начало военных действий оказалось крайне неудачным для России и ее союзников. Первой капитулировала Дания, Северный союз оказался под угрозой. В ноябре 1700 года русское войско потерпело крупное поражение под Нарвой. Неудача лишь удвоила энергию Петра: необходимые преобразования в экономической и военной сферах пошли быстрыми темпами.

Уже в 1701-1704 гг. русские войска одержали ряд побед над шведами и вышли на берег Балтийского моря. В 1703 году у впадения реки Невы в Финский залив был основан город Санкт-Петербург, ставший с 1712 года новой столицей страны.

Карл XII, рассчитывая на поддержку украинского гетмана Мазепы, стремился закрепиться на Украине, ему это не удалось. В сентябре 1708 года у деревни Лесной было разгромлено 16 тысячное шведское войско и захвачен обоз с провиантом и фуражом. Армия Карла XII оказалась в стратегическом окружении. 27 июня 1709 года русские войска одержали важную победу под Полтавой, в которой в полной мере проявился полководческий талант Петра I, героизм и мужество русских войск. Полтавская победа в корне изменила ход войны в пользу России. Карл XII бежал в Турцию, однако, предложения о мире были им отвергнуты. У Швеции оставался сильный флот на Балтике, к тому же изменилась расстановка сил в Европе: Англия, Голландия, Австрия, Франция были напуганы усилением позиций России и становились потенциальными союзниками Швеции. Турецкое правительство начало войну против России. В Прутском походе русские войска попали в сложное положение, но благодаря усилиям дипломатии был заключен мир, в результате которого Россия потеряла Азов.

В мае 1714 года русский флот разгромил шведскую эскадру у мыса Гангут. Эта победа полной неожиданностью для Европы. В Стокгольме началась паника, королевский двор спешно покинул столицу, русские десанты высаживались на восточном побережье Швеции, в окрестностях шведской столицы появились казачьи разъезды. В июле 1720 г. русская эскадра наголову разгромила превосходившие по численности морские силы Швеции при Гренгаме. Исход войны был предрешен. С апреля по август 1721 года в финском городе Ништадте шли трудные переговоры между Швецией и Россией, которые закончились установлением «вечного мира». Россия получила важнейшие территории: южное побережье Финского залива, часть Карелии, Эстляндию, Лифляндию. Это была победа русской дипломатии, позволившая решить важнейшую национальную проблему, поставленную историей перед Россией.

Победа на Балтике позволила впоследствии сосредоточиться на восточном и южном направлениях. В 1722-1723 гг. Петр I предпринял Персидский поход, завершившийся присоединением к России западного и южного побережья Каспийского мира с городами Дербент, Баку и др. Персидский поход способствовал упрочению экономических и политических связей Северного Кавказа и Закавказья с Россией. Турция была вынуждена признать все присоединенные к России прикаспийские земли. Однако целый ряд проблем оставался нерешенным. Военные экспедиции были посланы Петром I и в Среднюю Азию.

Таким образом, международное положение России к концу правления Петра I значительно укрепилось, она завоевала право проводить независимую политику в Европе. С повышением роли России в международных делах обострилась борьба ведущих держав за сферы влияния. В целом, в начале XVIII века были определены основные направления внешней политики России на длительный период.

Основные направления внешней политики Петра 1:

Европейское

· Борьба за выход в Европу через Балтийское море – северная война 1700-1721гг.

· Укрепление позиций России в Европе. Заграничные поездки Петра 1. Начало династических связей с германскими государствам

Азиатское

· Борьба с Турцией за Черное море. Азовские походы 1695-1696

· Прутский поход 1710-1711 – вторая война с турцией. Петр вместе со всей своей армией был окружен и вынужден был заключить мирный договор, отказавшись от всех прежних завоеваний на юге.

· Персидский поход 1723-1724 - Баку и Дербент захватил

Азовские походы. Великое посольство

Еще в правление Софьи под руководством В.В.Голицына, русские войска в соответствии с Вечным миром с Польшей предприняли в 1687 и 1689 гг. два неудачных похода против Крымского ханства. Став фактическим правителем государства, Петр I продолжил борьбу с Турцией и Крымским ханством. В 1695 г. была осаждена турецкая крепость Азов, но взять ее русским войскам не удавалось. Второй Азовский поход, предпринятый в том же 1696 г., закончился взятием Азова и основанием крепости Таганрог. Начавшаяся война с Турцией поставила вопрос о союзниках, необходимости денежных кредитов и закупке оружия за границей. С этой целью в 1697 г. в Европу отправилось Великое посольство, в состав которого входил Петр, числившийся одним из десятников отряда волонтеров. В ходе Великого посольства оказалось, что Австрия и Венеция - союзники России по антитурецкой коалиции не намерены оказывать России помощь в войне с Турцией.

Северная война

Союзниками России в этой войне стали Дания, Речь Посполитая и Саксония (Северный союз). 13 августа 1700 г. Россия заключила мир с Турцией, а 14 июля объявила войну Швеции, и 23 сентября русские полки начали осаду крепости Нарва. В августе 1700 г. шведский король Карл XII вынудил Данию выйти из войны. Сражение между шведскими и русскими войсками произошло 19 ноября 1700 г. и закончилось полной победой шведов. Карл XII не стал продолжать военные действия против России, а направил армию в Польшу против Августа II, где, по словам Петра I, надолго увяз. В это время Петр активно создает регулярную армию, восстанавливает артиллерию. В Архангельске строят военные корабли, которые волоком через Карелию переправляют в Ладожское озеро. В 1702 г. с помощью этих кораблей русские и взяли крепость Нотебург (русский город Орешек). Весной 1703 г. в устье Невы была взята крепость Ниеншанц, и в мае того же года был основан город Санкт-Петербург. В 1704 г. русская армия взяла Нарву и Дерпт. Королем Речи Посполитой стал ставленник Карла XII Станислав Лещинский. В 1706 г. Август II отрекся от польской короны. Карл XII с основными силами двинулся на Москву. У Карла XII не хватало продовольствия, боеприпасов, артиллерии. 28 сентября 1708 г. русские обрушились на шведов у деревни Десной недалеко от города Пропойска. Корпус Левенгаупта был разбит, потеряв 8000 человек и весь обоз. Гетман Украины Иван Мазепа перешел на сторону Карла XII, обещав ему артиллерию, 50 тысяч казаков, продовольствие. Но ничего этого шведский король не получил. 2 ноября 1708 г. отряд А.Д.Меньшикова взял Батурин - резиденцию Мазепы. Попытки Карла XII идти на Москву по Муравскому шляху были отбиты русскими войсками. Тогда шведы решили осадить Полтаву. Крепость Полтавы, благодаря выдержала 3-месячную осаду, начавшуюся в апреле 1709 г., пока Петр I с основными силами не подошел к Полтаве. 27 июня 1709 г. состоялась Полтавская битва, завершившаяся полным разгромом шведов. Карл XII и Мазепа бежали в Турцию. Потеряв сухопутную армию, Швеция сохраняла мощный флот на Балтике и продолжала войну. В1710 г. Турция объявила войну России. Благодаря дипломатическому искусству сподвижника Петра I Шафирова удалось подписать мир с Турцией 12 июля 1711 г. Россия отдавала Турции Азов, ликвидировала Таганрог. На северо-западе Россия готовилась к морским баталиям со Швецией. Создавался Балтийский флот, интенсивно шла боевая подготовка его личного состава. 25-27 июля 1714 г. в сражении у мыса Гангут шведский флот потерпел поражение. В начале 1720 г русские моряки М.М.Голицына разбили шведский флот вице-адмирала Шеблата у острова Гренгам. 30 августа 1721 года был заключен Ништадтский мир между Россией и Швецией. К России отошли Эстляндия, Лифляндия, Ингрия с Петербургом и часть Карелии. Россия получила выход в Балтийское море и стала великой морской державой. Среди других внешнеполитических мероприятий Петра следует назвать Персидский поход 1722-1723 гг. Россия получила западный берег Каспия, однако в дальнейшем ей пришлось отказаться от своих приобретений.

Итоги внешней политики:
¾ Россия в итоге долгой и мучительной войны заняла важнейшее место в Европе, завоевав статус великой державы.
¾ Выход к Балтийскому морю, присоединение новых земель способствовали ее экономическому и культурному развитию.
¾ В ходе войны Россия создала мощную регулярную армию, стала превращаться в империю.
¾ Внешнеполитические успехи России потребовали огромных человеческих жертв и материальных затрат. Величие России стало тяжелейшей ношей для всего русского народа.