Донат не виноват? Десять важных вопросов по делу гимназиста. Мама Доната Скакуна: «Сын рассказывает, что обстановка в колонии нормальная, время пролетает очень быстро Донат скакун последние

Бывший ученик 74-й гимназии Донат Скакун приговорен к восьми годам лишения свободы за нападение на учителя русского языка. Казалось бы, преступник найден, и . Но в соцсетях не утихают споры о том, виновен ли на самом деле Донат. Звучат все новые и новые вопросы, ответы на которые, к сожалению, не дали ни следствие, ни суд.

Донат Скакун в зале Минского городского суда перед оглашением приговора

Год назад в минской гимназии № 74 . На учителя русского языка и литературы было совершено нападение. В криминальных сводках появилась информация, что ученик пытался зарезать педагога за то, что та поставила ему низкую оценку. Пострадавшую, как заявили правоохранители, увезли в реанимацию. А парня задержали прямо в гимназии.

С первого дня дело было закрыто для общественности. У всех участников суда взяли подписку о неразглашении. Но после оглашения приговора информация все-таки просочилась в соцсети.

1. Что произошло в гимназии по версии учителя?

23 мая был обычный школьный день. Заканчивался учебный год, поэтому дети, которые хотели исправить оценки, должны были «подтянуть хвосты». У 9 «Б» класса, где учился Донат, первым уроком был русский, но поскольку часть класса накануне ездила на экскурсию в Россию, детям разрешили прийти ко второму уроку - на физкультуру.

Учитель Валентина Губаревич пришла в гимназию к восьми утра. В кабинет к ней сначала зашла коллега по работе, потом ученик Донат Скакун . У него были задолженности по стихам.

Учительница русского языка и литературы Валентина Губаревич в суде

Мальчик вошел в класс, поставил портфель и, как думала педагог, начал доставать из сумки учебник. Однако Валентина Владимировна резко почувствовала боль в области шеи. Гимназист напал на нее с ножом. Причем нападение проходило в два этапа. После нескольких ударов Донат вышел из класса, нож оставался на столе. Потом он вернулся в кабинет и еще несколько раз ударил потерпевшую, после чего положил нож в рюкзак и ушел.

Первой, кому позвонила потерпевшая, была ее дочь. Звонила Валентина Владимировна ей дважды. Скорую вызывала дочка, она же сообщила о случившемся коллегам матери. В класс прибежали директор и завуч. Следом приехала скорая и милиция. Учитель успела несколько раз повторить, что на нее напал ученик гимназии Донат Скакун. После этого женщину забрали в больницу.

Важный момент - непосредственных очевидцев того, что произошло между учителем и гимназистом, не было.

2. Что произошло в гимназии по версии ученика?

Доната, как обычно, привезла на уроки мама. Он забыл, что первый урок отменили, поэтому приехал к восьми утра. На месте решил выяснить, пришла ли на работу Губаревич, чтобы сдать ей стихи наизусть, по которым у него была задолженность.

Он увидел, что у Валентины Владимировны в кабинете другой учитель, и решил зайти позже. Однако когда он попытался это сделать, преподаватель сказала ему, что занята и чтобы он пришел отвечать в другое время.

Донат пошел в классный кабинет, встретил по дороге учителя французского языка, поговорил с ней. Преподаватель сказала, что на втором этаже сидит и скучает его одноклассник.

Донат спустился к нему, они вместе пошли прогуляться вокруг школы. На стадионе парень поранил руку - зацепился за ограду, когда хотел пройти. Это видел его друг.

Школьный стадион

Вернувшись в школу, ребята увидели, что на третьем этаже в кабинет Губаревич заходит милиция. Рядом стояли другие преподаватели. Друзья спросили, что случилось, но никто ничего не знал.

Ребята пошли в раздевалку. Там Скакуну позвонил отец - ему по телефону сообщили, что Донат напал на кого-то в гимназии. В девять утра парня задержали вместе с одноклассником, с которым он прогуливался по стадиону. Приятеля отпустили в тот же вечер, а Донат домой так и не вернулся.

3. Хотел убить за двойку по литературе?

По официальным данным , мотивом преступления была месть за необъективную оценку. Речь идет про несколько двоек, которые парень получил за то, что не смог правильно сдать стихотворение наизусть. Отношения с учителем действительно были натянутые, Губаревич вызывала в школу маму ученика.

Донат Скакун не был двоечником или отличником, учился выше среднего. По предметам Губаревич у него стояли в основном «семерки» и «восьмерки». К оценкам парень относился довольно спокойно и если получал низкие баллы, то трагедии из этого не делал. Он не планировал поступать после 9-го класса, поэтому вряд ли его сильно интересовал средний балл в аттестате. Точные науки ему были интереснее гуманитарных.

Проблем со стихами по белорусской литературе у него, кстати, не было. Как и с иностранным языком, где тоже часто нужно учить «темы».

Те, кто знают Доната и видели его в тот день, не могут поверить, что он мог совершить это преступление. Спокойный, отзывчивый, уравновешенный и даже медлительный - так характеризуют подростка его знакомые.

Вел себя обычно, не волновался и ничем не привлекал внимание - говорят о его состоянии 23 мая те, кто видел парня в гимназии во время первого урока, когда произошло нападение на учителя.

Состояние подростка изменилось, только когда ему позвонил отец и сказал, что его подозревают в совершении преступления. Услышав это, Донат вытаращил глаза от удивления.

4. Где нож, которым пытались убить учителя?

25 мая, то есть спустя два дня после трагедии, министр внутренних дел , что правоохранители нашли орудие преступления.

«Нож обнаружен, - сказал Игорь Шуневич . - Ручка, лезвие остро заточено… Нож из этого состоит. Нож был у ребенка».

Но на самом деле нож, которым пытались убить Валентину Губаревич, найден не был.

В резолютивной части приговора, которую судья зачитала при журналистах, сказано, что следует уничтожить лезвие ножа, обнаруженное и изъятое 24 мая (на следующий день после покушения. - ред.) при проведении осмотра по улице Артиллеристов, 8.

Гимназия находится по адресу Артиллеристов, 15, то есть на противоположной стороне улицы. Лезвие ножа нашли у офисного здания, где действует пропускной режим.

Здание, возле которого нашли лезвие ножа

Однако ничего общего с ножом, которым пытались убить учителя, эта находка не имеет. Сама жертва описала орудие по-другому.

Выходит, что ключевой улики в деле нет, хотя и гимназию, и близлежащую территорию тщательно исследовали правоохранители, с привлечением служебных собак.

Товарищ, который до уроков бродил с Донатом по стадиону, заявил, что не видел, чтобы тот прятал или выбрасывал нож во время прогулки. Ребята с момента встречи не расставались.

5. Почему никто не заметил на одежде Доната кровь?

Сразу несколько человек видели Доната в гимназии утром 23 мая. Однако никто не заметил, чтобы парень вел себя подозрительно и чтобы на одежде у него были следы крови после того, как он, по данным следствия, пытался убить учителя.

Вещи школьника тщательно изучали специалисты. При этом туфли поступили на экспертизу в открытом пакете. При осмотре рюкзака, куда, по словам учителя, Донат бросил окровавленный нож, крови не обнаружили. Однако в суде выяснилось, что протокола осмотра рюкзака в деле вообще нет, поэтому этот предмет в качестве доказательства не рассматривали.

Свидетели не видели на одежде Доната кровь, но, по выводам экспертов, на пиджаке, брюках, рубашке и туфлях парня были следы крови, которые могли произойти от Губаревич.

Защита Скакуна пыталась донести, что кровь на одежде парня появилась после того, как его вещи запаковывал сотрудник милиции, который до этого помогал передвигать Губаревич, то есть имел контакт с ее телом, где была кровь. Но этот аргумент был признан надуманным.

6. Зачем 15-летнего парня заставили написать явку с повинной?

Доната задержали через полчаса после того, как было совершено покушение на учителя. Его родители сразу же приехали в гимназию, отец вместе с сыном поехал в милицию.

Родители Доната Скакуна

В РУВД отцу сказали, чтобы он поехал на экспертизу, а когда он вернулся, к ребенку его уже не пустили. Не пускали к подростку и адвоката, которая почти семь часов провела в отделении милиции.

Первый допрос был назначен на восемь вечера того же дня, но адвокат посоветовала от него отказаться, так как Донат выглядел измученным и изможденным.

На следующий день родные узнали, что ночью школьник написал явку с повинной. По словам парня, он писал то, что ему диктовал следователь. Родным сказали, что теперь Донат должен повторить все это на камеру.

Донату на момент допроса было 15 лет. Его не имели права допрашивать ночью да еще без участия адвоката, одного из родителей, педагога или психолога. Следователю об этом было хорошо известно, но это его не остановило. В суде он заявил, что школьник добровольно написал чистосердечное признание. Кстати, в суд следователя тоже не имели права вызывать, так как он по закону не может быть свидетелем.

После таких методов следствия Донат решил отказаться от дачи показаний. Однако известно, что молодой человек прошел полиграф.

«В деле есть справка, что, согласно результатам исследования на полиграфе, информации, представляющей значение по данному уголовному делу, получено не было», - рассказала «Еврорадио» мать Доната.

Потерпевшая учительница отказалась пройти полиграф. Отметим, что проходить детектор лжи - это право, а не обязанность участника процесса.

7. Почему не был проведен следственный эксперимент?

Доната Скакуна обвиняли в том, что он совершил покушение на Валентину Губаревич в период с 08:00 до 08:40. Однако по видеокамерам, которые установлены в гимназии, видно, что в 08:30 он уже вышел на улицу с другом.

В суде период совершения преступления сократили - с 08:13 до 08:30 минут. Но и здесь есть расхождения.

В 08:30 Донат вместе с приятелем уже вышел из школы. По словам друга, Скакун подошел к нему примерно в 08:20. Губаревич позвонила дочери в 08:24 первый раз и в 08:30 второй раз, чтобы сообщить о нападении.

Кабинет русского языка находится на третьем этаже. Скакуну нужно было время, чтобы встретиться с другом на втором этаже, поговорить с ним, походить по школе и только после этого спуститься вместе на первый этаж и выйти на улицу.

У многих также вызвало вопросы, почему учительница не набрала сразу 103 и почему не оказывала сопротивления нападавшему - криков и шума от борьбы никто из свидетелей не слышал. Доната знакомые описывают как медлительного и спокойного человека, Валентину Владимировну - как боевую и уверенную женщину.

Возможно, некоторые противоречия были бы сняты, если бы был проведен следственный эксперимент. Для преступлений, связанных с покушением на жизнь человека, это обычная практика.

Мать Доната заявляла, что такое ходатайство было, но следователь его отклонил. В материалах дела не было даже плана гимназии.

8. Какая вообще была обстановка на уроках Губаревич и что о ней думали в гимназии?

Валентина Губаревич - опытный педагог, ей 58 лет. Все, кто знают ее, в один голос говорят, что она учитель требовательный. Квалификация Губаревич вопросов не вызывала, ее ученики побеждали на олимпиадах. Но вот методы, которые она использовала на уроках, оцениваются неоднозначно.

Во-первых, она регулярно повышала голос на детей. На уроке могла заявить: «Я не буду работать с немотивированными детьми!» или «Между мной и тобой (учеником. - ред.) директор выберет меня!». Некоторые дети просто боялись идти к ней на уроки, поскольку она была человеком настроения - могла накричать, поставить несправедливую оценку.

Во-вторых, она практиковала рассадку детей «по знаниям». То есть у нее на занятиях ребята сидели не так, как обычно. Валентина Владимировна объясняла это тем, что мотивированных учеников нужно было группировать в одном месте, чтобы она могла давать им задания более сложного уровня. Дети же для себя делали выводы, кто «умный», а кто «глупый».

Впрочем, чаще всего конфликты возникали с ребятами, которые хотели высокие оценки, но не хотели много работать. Оценки в этом случае больше были нужны их родителям.

Был еще один эпизод. Губаревич отпускала детей с уроков, чтобы они отвезли деньги, собранные за экскурсию, в турфирму, где работала ее дочь. То есть два школьника через весь город везли на общественном транспорте свыше тысячи у.е. И руководство было в курсе этой схемы.

По словам родителей, чьи дети учились в 74-й гимназии, они неоднократно жаловались на учителя русского языка и классному руководителю, и директору. Но администрация пыталась сгладить углы, учителя не заменяли.

«На протяжении всего разбирательства я и мой адвокат просили суд о милосердии и снисхождении к молодому человеку», - сказала Валентина Губаревич после оглашения приговора.

Подростку действительно назначили минимально возможное по его статье наказание - восемь лет лишения свободы в воспитательной колонии. Но потерпевшая, по словам матери Доната, просила дать ему 11 лет.

По ее словам, ни Донат, ни его родители не попросили у нее прощения. Вместе с тем, семья гимназиста заплатила учительнице 23 тысячи долларов в качестве компенсации еще до окончания суда.

9. Почему дело Доната рассматривали в закрытом режиме?

По закону, разбирательство в закрытом судебном заседании допускается по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16-летнего возраста. Донату на начало процесса было 15 лет.

Родители и сам обвиняемый не настаивали на закрытом режиме и надеялись, что суд пройдет в открытом режиме.

10. Если Донат не виноват, то кто напал на учителя?

Валентина Губаревич с первых минут, как ей начали оказывать помощь, называла только одну фамилию - Скакун. И эта была единственная версия, по которой работало следствие.

Хотя в группах поддержки Доната звучат и другие варианты: и то, что напасть на нее мог другой ученик, и то, что нападавший мог быть вообще не из числа гимназистов, и даже то, что учитель могла сама себя поранить.

Сложно поверить, что кто-то осмелился сфальсифицировать дело против 15-летнего подростка. Но если человеку выставляют такие серьезные обвинения, а ч. 2 ст. 139 называют «расстрельной статьей», доказательства должны быть неоспоримые. В случае с делом гимназиста многие вопросы, к сожалению, так и остались без ответа.

Дело Доната Скакуна еще будет рассматривать Верховный суд, куда поступила жалоба на приговор.

Донат Скакун в суде, фото Белсат

Так почему же бывшего ученика 74-й гимназии Минска Доната Скакуна приговорили к восьми годам лишения свободы за нападение на учительницу русского языка? «Убивал» двойки по русской литературе? Так все учителя и одноклассники знали о его спокойном отношении к отметкам.

Хронология черного дня

23 мая 2016 года ученик 9 «Б» класса Донат Скакун в 8.13 заходит в школу. Парень поднимается на третий этаж, проходит к 317 кабинету, где находится Валентина Губаревич. Мама ежедневно едет на работу со Жданович и завозит Доната Скакуна в школу, хотя парень спокойно мог побыть дома: накануне половина класса ездила на экскурсию, поэтому учеников освободили от первого урока.

Примерно в 8.16 Донат Скакун подходит к кабинету 317, в котором открыта дверь. У парня были задолженности по стихам. Губаревич сидит за учительским столом – лицом ко входу, спиной к двери стоит женщина (как оказалось, учительница начальных классов) – вместе они разбираются с деньгами.

Донат Скакун постоял пару минут в коридоре у окна и решил пойти в 309-й кабинет, чтобы оставить свой рюкзак, а на полпути встречает учительницу французского языка. Женщина поздоровалась с учеником, поинтересовалась, почему Донат так рано пришел в школу (в классе Доната учится ее дочь, которая тоже ездила на экскурсию). Учительница сказала, что на втором этаже сидит одноклассник Доната – Илья, читает книгу. И Донат пошел в сторону, где находился его друг; следствие утверждает, что парень направился в противоположную сторону и совершил преступление.

Учительница французского языка говорит, что разговаривала с Донатом в 8.18. Откуда такое точное время? Один из родителей привозил в школу питьевую воду и учительница отправила школьников за водой. Их выход из гимназии зафиксировала камера в 8.15-8.16, дорога обратно до кабинета занимает около 2 минут.

В 8.20 Донат встречается с другом Ильей у расписания. Ребята разговаривают, в итоге Донат уговаривает Илью пойти погулять. Поскольку вторым уроком у парней была физкультура, они направились в спортзал, чтобы оставить вещи. Спортзал оказался закрыт, поэтому они пошли на выход из школы. Видеокамера фиксирует, что в 8.30 ребята выходят из школы. Но следствие не проверяет хронометраж их передвижений и не берет в расчет видеозапись.

В 8.24 Валентина Губаревич звонит дочери: убили, приезжай в гимназию. Записи телефонных разговоров должны храниться два года. Однако их никто не прослушивал. Странно: человека «убили», а она не звонит в «скорую помощь», не вызывает милицию – звонит своей дочери. Более того, ее режут – а она молчит, не зовет на помощь!

Поведение дочери тоже выглядит крайне странным: 4 минуты она ничего не делает! И только потом звонит социальному педагогу Бахтиной, которая ездила вместе с учениками в Пушкинские горы. Все поездки в гимназии организует турфирма «Панда Трэвел», руководит которой дочь Валентины Губаревич. (Как утверждают в гимназии, учреждением заправляет троица: Губаревич, директор и Бахтина).

Реальность или неральность такого развития событий мог бы доказать или опровергнуть следственный эксперимент, который проводить не стали.

Почему учительница передавала деньги в турфирму через детей?

Известны три случая, когда Валентина Губаревич отправляла с уроков двоих детей, с которыми передавала по 20-30 миллионов рублей старыми в турфирму «Панда Трэвел». Существуют фотографии, как Валентина Губаревич пересчитывает в классе (прямо при детях!) деньги, сами дети делали селфи на фоне турфирмы. Между тем, на суде Валентина Губаревич сначала категорически отрицала, что передавала с детьми деньги в турфирму, потом, что они возили их после уроков, но в метаданных фотографий, которые делали дети, указано точное время перевозок. Оно совпадает со временем уроков русской литературы.

Губаревич в классе на уроке считает деньги

Дети пересчитывают деньги

Ребята, которые работали “инкассаторами”, делают селфи на входе в турфирму

В офисе “Панда Трэвел”

А вообще, в руководстве гимназии, в Министерстве образовании не задавались простеньким вопросом: по какому праву учительница использует своих учеников в качестве “инкассаторов”?

Расхождения в показаниях потерпевшей

В суде Валентина Губаревич много раз меняла показания, совершенно по-разному описывая действия Доната, свое поведение. Сначала учительница говорила, что парень наносил удары через стол сверху вниз. Потом утверждала, что парень махал ножом, отклоняясь от нее.

Эксперт, знакомый с материалами дела, утверждает, что ни одна рана не была и не могла быть смертельной. Существует версия, что раны нанесены канцелярским ножом, приставленным к шее, и ни одна из них не представляла опасности для жизни. Учительница потеряла около 500 мл крови – столько сдают доноры за один раз.

Потерпевшей причинены легкие телесные повреждения, которые переведены в разряд тяжких, за счет обезображивания и психического заболевания.

В начале судебного процесса, допрашивая Губаревич, судья не один раз спрашивала Валентину Губаревич: а вы уверены, что эти раны нанес Донат Скакун?..

По словам Губаревич, после первых ударов ей парализовало правую сторону, поэтому она не могла сопротивляться. Специалисты по характеру ран определили, что такое невозможно.

Донат якобы начал бить ножом без всякой причины. По мнению психологов, должна быть причина таких действий, чаще всего – это очень серьезная провокация. После первого нападения окровавленный нож парень бросил на стол, однако крови на столе не обнаружено. Минут 5 парня якобы не было, за это время учительница спрятала ключ от двери, нож оставила на столе и пошла к двери. Как раз в это время вернулся Донат, она повернулась к нему спиной и пошла обратно, села за стол, повернулась к нему, подставив шею. Он взял нож со стола и нанес ей еще несколько ударов. Они поговорили, и парень ушел. Картинка явно не складывается.

Потерпевшая заполняла классный журнал, на котором обнаружены микроскопические (0,1-0,2 мм) брызги крови учительницы(2-3) и найдена кровь неизвестной женщины. Почему не установлена ее личность?

По свидетельству Валентины Губаревич, парень бросил окровавленный нож в рюкзак – в рюкзаке крови нет.

Потерпевшая утверждает, что Донат заходил второй раз после 8.25 – «добивать», однако в 8.30, согласно видеозаписи, он уже вышел из школы – такое невозможно физически.

Сначала говорила, что ее парализовало после первых ударов, затем – уже несколько раз ходила.

Валентина Губаревич утверждала, что затыкала рану на шее юбкой, однако внизу на юбке крови нет, только вверху незначительное количество. Зато кровавое пятно, с потеками крови, обнаружено на стене, где ничего не происходило, по словам учительницы.

Отпечатков Доната Скакуна в кабинете 317, где произошло преступление, не обнаружено. Однако на дверях нашли отпечатки рук человека, чья личность не установлена. Почему?

Обнаружена также кровь неизвестного мужчины в раковине в туалете на третьем этаже.

«Испарились» тканевые салфетки и полотенца, которые по просьбе директора гимназии завуч приносил в кабинет 317.

Где оружие преступления?

Оружие преступления так и не обнаружено.

Однако накануне с 21 до 23 часов около 20 человек с собаками и металлоискателями искали нож, которым якобы передвигался Донат Скакун. Орудие преступления так и не нашли. А вот на следующий день возле труб, где ребята останавливались, нашли нож со сгнившей деревянной ручкой, похожий был описан в «чистосердечном признании». Учительница же описала совершенно другой нож: обоюдоострый клинок с длиной лезвия 15-20 см, с наборной рукоятью около 10 см.

Так где же орудие преступления?

Почему никто не заметил на костюме с отливом Доната Скакуна кровь?

Утром 23 мая Донат Скакун был одет в костюм с отливом: даже капля воды выделялась бы на этой ткани. Парень не прятался, встречался с учительницей, с друзьями – никто не видел на его одежде капель крови.

Как только отец, врач, приехал в гимназию, он осмотрел Доната: манжеты рубашки, туфли, брюки, пиджак – следов крови не обнаружил.

Кровь не обнаружена и в рюкзаке парня, куда, по утверждению Губаревич, парень положил окровавленное орудие преступления.

Брызги крови были обнаружены криминалистом на глаз. А туфли Доната на биологическую экспертизу пришли не опечатанные.

Первым на место преступления прибыл патруль ДО, затем к ним присоединился экипаж ППС в составе Девочко и Микулича.

Девочко помогал оказывать пострадавшей первую помощь и грузил ее на носилки, поэтому и сам оказался в крови (ни перчатками, ни бахилами сотрудники милиции на месте происшествия не пользовались). Затем пошел в 316-й класс, где уже находился Донат Скакун с родителями, провел его личный досмотр, достал ключи, телефон, бумажник, плеер и наушники и отдал родителям. На суде оба утверждали, что личный досмотр они не проводили, а вещи отдал сам обвиняемый. Будь у Доната нож, его с ножом повезли бы в РУВД?..

К слову, когда милиция уже выводила Доната Скакуна из школы, он вспомнил, что в раздевалке спортзала остался его рюкзак. В спортзале все тот же Девочко выкладывает содержимое рюкзака на пол, не найдя ножа, заталкивает вещи обратно и отдает родителям. И повезли парня в РУВД. Мама с папой поехали на своей машине.

Суд посчитал надуманными аргументы защиты, что кровь потерпевшей могла оказаться на Донате Скакуне от контакта с Девочко.

Зачем понадобилось «чистосердечное признание» от 15-летнего подростка?

Доната Скакуна задержали через полчаса после нападения на учителя.

В РУВД отца отправили на экспертизу, после возвращения с которой к сыну его уже не пустили. Семь часов не пускали к обвиняемому и адвоката, которого вызвали родители, поняв, что милиция специально отца гоняет по городу, чтобы разлучить с сыном. Хотя отец – законный представитель своего несовершеннолетнего ребенка.

Только в 18.45 в РУВД зачитывали права сыну и в 20.30 отцу Скакуна Доната. Адвокат находилась в РУВД с 11 часов утра – ее пустили к Донату только в 18.45.

Первый допрос назначили на 20.30 вечера, от которого адвокат посоветовала отказаться: слишком изможденным выглядел Донат.

Однако утром родители узнали, что ночью школьник написал «чистосердечное признание». Следователь сказал отцу, что все написанное Донат должен повторить на видеокамеру.

Донату Скакуну на момент происшествия было 15 лет, поэтому парня не имели права допрашивать ночью да еще без участия адвоката, одного из родителей и педагога-психолога.

После «признательной» ночи Доната в ИВС на Окрестина посетил адвокат. Она отметила, что парень не в себе. Было даже такое предположение, что его накачали психотропами. Адвокат подала ходатайство о проведении экспертизы на наличие психотропов в организме Доната. Следствие отказало. Почему же?

В суде заместитель начальника отдела по расследованию преступлений против личности и общественной безопасности СУ УСК Республики Беларусь по Минску капитан юстиции (в суде он участвовал уже в звании майора) Семен Пицко заявил, что Донат сам добровольно написал ночью «чистосердечное признание».
Донат прошел проверку на детекторе лжи, Валентина Губаревич – отказалась.

Куда испарился офицер милиции?

В кабинете №316, где держали мальчика с матерью, за столом преподавателя сидел офицер МВД, милицейская фуражка лежала на столе. Все время этот таинственный персонаж сидел и наблюдал. Личность этого офицера не установлена, во всяком случае, в суде ни его имя, ни должность так и не были названы. Кто такой этот таинственный офицер и чем он занимался на месте преступления? И какова его роль в этом странном деле?

Почему к обеду место преступления уже «вычистили»?

После обеда 23 мая, в день преступления, весь кабинет №317 вымыли и очистили от крови. И только потом опечатали. Почему «место преступления» так поспешно ликвидировали?

Защитит ли ребенка ЮНИСЕФ?

9 июня «ТаймАкт» передал в представительства ООН и ЮНИСЕФ в Беларуси информацию о фактах нарушений в ходе проведения расследования и судебного разбирательства по делу гимназиста.

Встанет ли международное сообщество на защиту подростка, чья вина, по мнению правозащитников, не доказана?

Донат Скакун подал жалобу на приговор в Верховном суде, дата рассмотрения жалобы пока не известна.

Невиновного парня, Доната Скакуна 14 лет, осудили к 8 годам лишения свободы за преступление, которого он не совершал.

Правозащитная организация, учреждение “ТаймАкт” провело своё расследование и выяснило, что Донат Скакун не имел возможности совершить преступление.
Следственный комитет искусственно сделал Доната Скакуна виновным.

У нас много вопросов к следователям, которые в первую же ночь выбили из арестованного несовершеннолетнего парня признательные показания.
Даже суд не признал это “чистосердечное показание” Доната доказательством, так как оно было добыто незаконными методами.

У нас много вопросов к суду, который закрыл глаза на множественные нестыковки в этом уголовном деле. Более того судья в протоколе судебного заседания умышленно изменяла показания свидетелей, писала слова и фразы, которые вообще не произносились в судебном процессе. Удаляла из протокола судебного заседания иногда даже целыми страницами важные показания свидетелей.

Если парень виновен, и вы считаете, что его вина доказана, то зачем судья Зенькевич, занималась подлогом доказательной базы, изменяя важные показания свидетелей?

У Доната есть алиби, оно находится в материалах этого уголовного дела, почему никто не обращает на него внимания? Если парень виновен, то почему следственный комитет на пресс-конференции отказался озвучить хронологию событий преступления? Укажите нам, во сколько Донат зашёл в класс и якобы напал на учителя? Во сколько Донат вышел из класса? Представители следственного комитета не смогут ответить на эти вопросы, потому что Донат не совершал этого преступления, у него просто не было времени на совершение этого преступления!

Почему в классе нет следов Доната?
Почему нет его отпечатков пальцев на двери класса?
Почему экспертиза не взяла на анализ кровь с входной двери класса?
И таких “почему” очень много.

Вот так у нас в Беларуси работает правоохранительная система.
В преступной связке следователи СК, прокуроры и судьи.
И открывать рот, возмущаться этим произволом слуг народа нельзя.
А если народ и возмущается, то чиновники просто не обращают на это внимания.
Уверен, всему этому произволу, быстро придёт конец!
Наша сила в солидарности!
Нельзя оставаться равнодушным к людским проблемам.
Завтра такая же беда постучится и в ваши двери.

Предлагаем всем убедиться в том, что вина Доната не доказана.
Всё обвинение построено на путаных, противоречивых, несколько раз менявшихся показаниях учительницы Губаревич,
а все предоставленные в суд доказательства были сфальсифицированы.
Ниже приводим ссылки на материалы дела и некоторые важные публикации на этой странице.

За покушение на убийство учительницы русского языка и литературы, сдал в Бобруйской воспитательной колонии экзамены за 9-й класс на три девятки.

Мы считаем, что это большая заслуга школы и воспитательной колонии. Все получилось благодаря директору этой школы, мы ему искренне благодарны. Он сказал Донату, чтобы мы написали еще одно заявление в Минобразования - Донату разрешили сдавать экзамен. Он очень старался, готовился и волновался - хотел, чтобы все получилось, - говорит Алина, мама парня.

Напомним, ЧП случилось в гимназии №74 Минска в мае 2016 года . По версии следствия, в то утро ученик 9-го класса Донат Скакун зашел в класс, закрыл за собой дверь и нанес учительнице русского языка и литературы Валентине Губаревич 17 ножевых ранений. Приговор бывшему гимназисту вынесли в апреле 2017-го, апелляционную жалобу Верховный суд рассмотрел в сентябре и оставил приговор в силе . Все это время Донат Скакун находился в СИЗО и пытался сдать экзамены.

У нас было разрешение следователя, в СИЗО были готовы предоставить комнату, но нам отказывали в 74-й гимназии, - вспоминает Алина. - Мы очень рады, что сейчас наконец все получилось.

Готовиться к экзаменам по языкам Донату помогала филолог Светлана Богуш из Минска - она написала ему письмо в колонию и предложила свою помощь.

Меня очень тронула эта история, захотелось поддержать мальчика в такой ситуации. Но не хотелось писать банальное «держись» - я начала думать, что конкретно могу сделать для Доната, и возникла идея помочь ему готовиться к экзаменам по языкам. Я написала письмо с таким предложением, и он согласился.

Светлана рассказывает, что и сама не до конца представляла, как будет проходить обучение, но в результате все получилось.

Я высылала задания, Донат их делал, я проверяла, разбирала ошибки и присылала новые задания. Каждое свое письмо Донат начинал и заканчивал словами благодарности. Я очень рада, что он сдал все экзамены на отлично, но не считаю, что я к этому как-то причастна - он очень способный и умный мальчик.

Донат пишет родителям 4 - 5 писем в неделю. Рассказывает, что в школе ему нравится - там, по его словам, хорошие учителя.

Говорит, что очень быстро время пролетает. Сначала даже думал, что уроки не по 45, а по 30 минут, - смеется Алина, мама подростка. - Донат планирует получить в колонии специальность: у них есть ПТУ , к лету он определится, куда запишется, и говорит, что можно успеть получить даже несколько специальностей. Они очень любили с папой работать с деревом - так что, если получится, пойдет учиться на столяра.

Алина рассказывает, что Донат целый день занят: утром идет на работу, потом в школу или наоборот. А вечером сын пишет письма, время пролетает незаметно.

У нас же каждый день тяжелый, долго тянется, - тихо говорит собеседница. - Месяц назад у нас было четырехчасовое свидание. Донат рассказывал, что обстановка в колонии нормальная, ребята хорошие - с кем-то из них он познакомился еще в СИЗО. Ему помогли адаптироваться, отнеслись хорошо. Понятно, что он нас старается оберегать от каких-то переживаний. Но, думаю, ему достаточно сложно. Ему пишут много писем, поддерживают и незнакомые люди, и одноклассники, и учителя.

Сейчас родители ждут ответа из Верховного суда на надзорную жалобу.