Нерон - биография, фото, личная жизнь, жёны, правление императора.

Из всех римских императоров именно Нерон наиболее часто оказывается предметом ученых дискуссий и объектом для изображения у литераторов. Тем не менее, историки до сих пор не придут к единому мнению относительно его личности. Может показаться, что в наши дни они больше внимания, чем их предшественники, обращают на положительные и конструктивные черты его характера, – этого подхода придерживается, например, Штар, чей перевод Тацита мы уже упоминали выше. Сами мы не станем повторять чужие мнения, а постараемся тщательно изучить все свидетельства в свете современной сексологии и тем самым выявить здравое зерно правды среди противоречащих друг другу традиционных представлений об этом императоре. Если при рассмотрении характера Нерона мы будем пользоваться терминами и идеями психоанализа, то именно потому, что его характер, как мы считаем, лучше всего раскрывается методами психоанализа. Нет нужды повторять, что наш набросок личности этого императора будет, так сказать, чисто субъективным.

Безусловно, что многие пороки Нерон унаследовал от предков. Кроме того, он был способен (подобно всякому мужчине и женщине) на отступление от сексуальных норм в любом направлении. Психоаналитики называют всех людей «полиморфно извращенными» (то есть потенциально ненормальными во многих отношениях), и к Нерону такое определение подходит лучше, чем к кому-либо другому. Мы увидим, что у юного Нерона, выросшего в специфических условиях императорской семьи, развилось столько конфликтующих друг с другом сексуальных склонностей, что просто невероятно найти их все в одном человеке. Предварительный итог будет таков: Нерон был хорошим мужем, однако с сильными гомосексуальными наклонностями; кроме того, он имел множество внебрачных связей с женщинами; в его характере проявляются и садистские элементы, хотя они менее существенны, чем обычно полагают современные исследователи.

Жестокость, как мы уже демонстрировали, была чертой глубоко укоренившейся в римском национальном характере, но Нерон вследствие своего происхождения отличался особенной тягой к садизму. Его дед был жестоким и бессердечным человеком. Он устраивал звериные бои, которые в то время были популярным развлечением, не только в цирках, но и во всех возможных частях города; он любил кровавые гладиаторские игрища и проводил их с такой жестокостью, что император Август особым указом запретил их. Отец Нерона был еще хуже. По словам Светония («Нерон», 5), этот человек, сопровождая Калигулу в путешествии по Востоку, однажды приказал убить одного из своих вольноотпущенников за то, что тот не хотел пить столько, сколько ему приказывали. На Аппиевой дороге он нарочно задавил ребенка, подхлестнув коней. Он был способен выбить глаз спорившему с ним человеку. Был он также виновен в алчности, прелюбодеяниях и инцесте. Таковы были предки Нерона со стороны отца. Со стороны матери дело обстояло немногим лучше. Его матерью была Агриппина Младшая, которую называют столь же безумно амбициозной, сколь и безумно развратной, заводившей бесчисленные любовные связи. Она была дочерью Юлии Младшей, сосланной Августом за разврат, и с самого рождения была отмечена пороками. Можно понять, почему отец Нерона, когда его поздравляли с рождением сына, ответил, что любой его ребенок от Агриппины окажется чудовищем и проклятием для государства.

Итак, Нерон унаследовал от предков грубость, амбициозность, похотливость и природную жестокость. Эти качества лишь развились в нем вследствие отсутствия контроля в решающую пору его взросления. В трехлетнем возрасте он лишился отца; вскоре после этого его мать отправилась в ссылку, и поэтому воспитывали его тетка Лепида и два «дядьки» – танцовщик и цирюльник (Светоний, 6). Когда его мать вернулась из ссылки, Нерон до одиннадцатилетнего возраста оказался под ее порочным влиянием. Светоний рассказывает, что «благодаря влиянию и могуществу матери… он достиг такого положения, что ходил даже слух, будто Мессалина, жена Клавдия, видя в нем соперника Британику, подсылала убийц задушить его во время полуденного сна».

Мессалина была вполне способна на такой поступок. Итак, ясно, что родственные связи и окружение, в котором рос Нерон, были исключительными. Он был лишен контроля и руководства со стороны благоразумного отца, а напротив, оказался под влиянием двух женщин – тетки и матери, женщины, своей властностью не уступавшей любому мужчине, – а в раннем детстве еще и двух мужчин, танцовщика и цирюльника, которые сами, очевидно, не отличались высоким уровнем развития. Конечно, возможно, что близкие отношения с танцовщиком в юном возрасте пробудили в Нероне врожденную страсть к сцене и спортивным состязаниям, в то время как его связь с матерью в конечном счете привела к трагическому финалу – Агриппина, по-прежнему отдававшаяся чувственным удовольствиям, погибла от руки сына.

Мы не должны оставить без внимания замечание Светония (7), что «еще в детстве, не достигнув даже отроческого возраста, выступал он в цирке на Троянских играх, много раз и с большим успехом», то есть публично появлялся на сцене, как и позже, когда шокировал сенаторов-аристократов.

На одиннадцатом году жизни, когда его усыновил император Клавдий, Нерон был отдан на воспитание философу Сенеке. Сенека видел свои обязанности в очень интересном свете: в следующую же ночь ему приснилось, будто в учениках у него оказался Калигула. Если бы Нерон был благонравным и смирным мальчиком, нам было бы непонятно, почему Сенека, великий знаток человеческой души, таким образом представлял себе свою задачу. «Скоро Нерон, – продолжает Светоний, – при первых же поступках обнаружив свой жестокий нрав, показал, что сон был вещим». Трудно представить, чтобы его воспитывали очень строго. Например, к наследнику императорского дома было строго запрещено (как мы знаем из других источников) применять телесные наказания, хотя они были обычным делом при воспитании других юных римлян. Мы мало что знаем о том, как прошли несколько лет его жизни до восхождения к высшей власти. Светоний рассказывает, что «вместе с другими науками изучал он и музыку», что (22) он испытывал безмерную страсть к скачкам и что «говорить о них он не уставал, хотя ему это и запрещали. Однажды, когда он с товарищами оплакивал смерть «зеленого» возницы, которого кони сбросили и проволокли по арене, учитель сделал ему замечание, но он притворился, что речь шла о Гекторе».

Больше о его детстве нам почти ничего не известно. У Светония мы находим важное, по нашему мнению, замечание (7) – биограф говорит, что Нерон пытался убедить Клавдия в незаконнорожденности Британика (Британик был сводным братом Нерона, младше его на три года). Вполне можно себе представить, что его мать Агриппина при любой возможности внушала ему, что однажды он станет повелителем мира. Что касается хорошего или дурного влияния Сенеки, мы можем сказать следующее: историки прошлых веков называли Сенеку чуть ли не святым. Да, он был утонченным и начитанным человеком, но одновременно безвольным гедонистом; его истинным девизом было «Живи и дай жить другим». Поэтому мы можем понять, как получилось, что, согласно Тациту, Сенека не только терпел любовные связи Нерона, но иногда и оказывал им содействие.

Что нам известно о сексуальной жизни Нерона в юности? Во-первых, следует заметить, что, едва достигнув шестнадцатилетнего возраста, он был обвенчан с антипатичной ему сводной сестрой Октавией, и этот брак с самого начала не мог не быть неудачным в самом важном отношении: в несоответствии сексуальных требований супругов. Легко понять, что Нерон со своей сильно развитой сексуальностью не мог получить удовлетворения в подобном браке. Возможно, к этому браку его вынудила амбициозная мать ради собственных целей, зная, что Октавия не сможет уменьшить ее влияние на сына. Возникает отчетливое впечатление, что Нерон и его мать, возможно бессознательно, находились в эротических взаимоотношениях. Между ними не стояло мужчины, который мог бы называться истинным отцом Нерона, а беспринципная Агриппина, может быть, надеялась раз и навсегда утолить свои ненасытные амбиции, получив подобную власть над сыном. Это может объяснить постоянно возникавшие слухи о кровосмесительной связи Агриппины и Нерона. И, приняв эту гипотезу, мы поймем, почему первая связь, действительно принесшая Нерону удовлетворение после его тягостного брака, пробудила в сердце его матери самую дикую ярость. Она инстинктивно чувствовала, что лишается власти над сыном. Тацит говорит с проницательностью великого психолога («Анналы», xiii, 13): «Но Агриппина с женским неистовством накидывается на сына, говоря, что его оспаривает у нее какая-то вольноотпущенница, что вчерашняя рабыня – ее невестка и много другого в том же роде; и, чем яростнее она осыпала его упреками, не желая выждать, когда он одумается или пресытится, тем сильнее распаляла в нем страсть, пока он не вышел из повиновения матери и не доверился руководству Сенеки».

Но уже в юности Нерон, должно быть, познакомился с другим видом любви – гомосексуальной. В те дни в этом не было ничего особо шокирующего. От Катулла мы знаем, что среди юных римлян был широко распространен обычай до женитьбы вступать в сексуальные отношения с красивым молодым рабом (его называли concubinus). Почему такой чувственный человек, как Нерон, должен был быть исключением? Поражает лишь сообщение Кассия Диона (61, 10) о том, что вкус к мальчикам-фаворитам привил Нерону его наставник Сенека, сам обладавший аналогичными склонностями. Можно посчитать эти слова одним из недоброжелательных измышлений более поздних авторов, клеветавших на несимпатичных им императоров. Но с другой стороны, вполне вероятно, что Кассий Дион говорит правду. Как нам известно, вскоре после прихода к власти Нерон отравил своего сводного брата Британика. Этому несчастному мальчику, едва достигшему четырнадцатилетнего возраста, Нерон, естественно, не доверял как возможному претенденту на императорскую власть. Но другие источники говорят, что он был красивым и воспитанным мальчиком, а Тацит («Анналы», xiii, 17) пересказывает слух, что Нерон, до того как отравить его, вступил с ним в сексуальную связь, которая порочила свободного человека, но была вполне допустима в отношении рабов и при этом не нарушала тогдашних моральных норм. Более того, все источники единодушны в том, что Нерон вступал в аморальную связь со свободнорожденными мальчиками, причем ударение ставится на слово «свободный». Тацит также упоминает, что Нерон испытывал гомосексуальные чувства к актеру Парису. Наконец, все авторы приводят рассказ – столь абсурдный с современной точки зрения – о «замужестве» Нерона со своим фаворитом (разные источники называют его либо Пифагором, либо Спором). Неизвестно, насколько правдивы эти утверждения, но ясно одно: Нерон был от природы бисексуален, подобно Горацию, Катуллу и многим другим знаменитым римлянам.

Здесь уместно привести цитату из Светония (29): «От некоторых я слышал, будто он твердо был убежден, что нет на свете человека целомудренного и хоть в чем-нибудь чистого и что люди лишь таят и ловко скрывают свои пороки». В этом заявлении видно столь глубокое знание человеческого сердца, что возникает большое искушение приписать его авторство самому Светонию, чем Нерону, умершему в 31 год. Не напоминает ли оно нам изречения Шопенгауэра?

Относительно гомосексуальных склонностей Нерона можно напомнить читателям предположение Фрейда о том, что гомосексуальный элемент в личности ребенка усиливается, если его мать обнаруживает в себе мужские черты. (Так Фрейд утверждает в эссе «Из детства Леонардо да Винчи».)

Мы полагаем, что с этой стороной характера Нерона связана и другая, чрезвычайно странная его склонность, которую отмечают все источники. Тацит говорит («Анналы», xiii, 25): «В консульство Квинта Волузия и Публия Сципиона [то есть в 56 году] на границах Римского государства царили мир и покой, а в самом Риме – отвратительная разнузданность, ибо одетый, чтобы не быть узнанным, в рабское рубище, Нерон слонялся по улицам города, лупанарам и всевозможным притонам, и его спутники расхищали выставленные на продажу товары и наносили раны случайным прохожим, до того неосведомленным, кто перед ними, что и самому Нерону порою перепадали в потасовках удары и на его лице виднелись оставленные ими следы». Такая курьезная разновидность двойной жизни характерна для многих современных гомосексуалистов. Не вполне ясно, можем ли мы удовлетвориться вынесенным Нерону диагнозом «шизофрения», но очевидно, что что-то подобное коренилось в глубинах его личности.

Нам рассказывают о Нероне, что «наглость, похоть, распущенность, скупость, жестокость его поначалу проявлялись постепенно и незаметно, словно юношеские увлечения» (Светоний, 26), но, добавляют авторы, всем было ясно, что пороки эти – от природы, а не от воспитания. Без сомнения, это верно. В некоторых исторических трудах и в наше время встречается изображение Нерона как «хорошего» императора в начале правления, превратившегося под конец в невероятного монстра, но эта картина не основана ни на каких исторических фактах. Нерон в течение всей жизни был одним и тем же, и это доказывают нам сведения о его юности. Однако его мать, а потом – Сенека, очевидно, умели обуздывать его, так что некоторое время основная масса римлян могла обманываться на его счет. Сбросив же оковы, наложенные на него матерью и Сенекой, выступавшим в роли воспитателя и советника, Нерон все более и более ясно раскрывал свой характер, о котором нам иногда рассказывают с дикими преувеличениями, а иногда с ужасающей достоверностью.

В наши дни Нерон оценивается как искусный и осторожный политик (особенно во внешнеполитической сфере), но нас это сейчас не интересует. Перейдем к рассмотрению его сексуальной жизни в зрелом возрасте.

Мы уже сказали, что у Нерона были жена и любовница, а помимо этого, он выказывал и гомосексуальные склонности. Также отмечалось, что первые годы его правления были свободны от тирании и жестокости. Именно на тот период приходятся его знаменитые слова: «Как мне жаль, что я научился писать», произнесенные, когда ему пришлось подписать смертный приговор. Согласно Тациту, до того неиспорченный Нерон быстро деградировал, обнаруживая распущенность, жестокость и похоть, когда его охватила страсть к знаменитой Сабине Поппее. Она была на несколько лет старше Нерона и уже замужем. Эта чрезвычайно красивая и утонченная женщина вместе с тем отличалась совершенной аморальностью. Вот как ее описывает Тацит («Анналы», xiii, 45): «У этой женщины было все, кроме честной души. Мать ее, почитавшаяся первой красавицей своего времени, передала ей вместе со знатностью и красоту; она располагала средствами, соответствовавшими достоинству ее рода; речь ее была любезной и обходительной, и вообще она не была обойдена природною одаренностью. Под личиной скромности она предавалась разврату. В общественных местах показывалась редко и всегда с полуприкрытым лицом, – то ли чтобы не насыщать взоров, то ли, быть может, потому, что это к ней шло. Никогда не щадила она своего доброго имени, одинаково не считаясь ни со своими мужьями, ни со своими любовниками; никогда не подчинялась она ни своему, ни чужому чувству, но где предвиделась выгода, туда и несла свое любострастие». Известно одно из ее изречений: «Лучше я умру, чем увижу, как поблекла моя красота». А о красоте ее рассказывают легенды. Она была замужем за римским всадником, но ее, очевидно, окружали юные поклонники, среди которых был и веселый гедонист Отон, позже ставший императором.

Этот человек не жалел усилий, чтобы внедриться в число приближенных Нерона. Нерон, еще совсем юный и незнакомый с подобным образом жизни, похоже, нашел в Отоне того, кого в романе Оскара Уайльда нашел Дориан Грей в лице Генри. По словам Светония, в обществе Отона Нерон предавался распутству и пьянству. Именно Отон раскрыл ему глаза на красоту Поппеи, уже успевшей выйти за него замуж. И он же стал соперником, которого Нерон в конце концов затмил в глазах Поппеи; наградой Отону стала потеря горячо любимой им женщины, отобранной более могущественным претендентом.

Примечательно его поведение по отношению к Нерону. Хоть и страстно влюбленный в Поппею, он крайне опрометчиво начал расхваливать перед приятелем свою жену и, естественно, разбудил в Нероне тщеславие и желание. Поппея же с самого начала имела одну цель, к которой ее вел холодный расчет – стать римской императрицей. За такую цену она была готова сдаться на милость Нерону. И ее тактика была не менее искусна. Порой она изображала преданную и покорную любовницу, порой – высокомерную и неприступную даму; когда Нерон пытался удержать ее у себя, Поппея негодующе восклицала, что она – замужняя женщина и не позволит играть своей честью, а кроме того, что ее сердце принадлежит Отону, так как с его умением жить не сравнится никто (Тацит. Анналы, xiii, 46). В другой раз она делала вид, будто не одобряет визиты Нерона, и заявляла, что станет принимать его лишь в присутствии мужа. Такое обхождение, естественно, раздувало огонь в сердце юного императора.

Отон не собирался добровольно уступать жену Нерону, и поэтому был удален от двора и в итоге послан управлять далекой провинцией. Теперь у Нерона была одна цель: разбить цепи, мешавшие ему жениться на Поппее. Этими цепями в первую очередь был его несчастный брак с Октавией, а во вторую – его собственная мать, понимавшая, что ни одна женщина, кроме Поппеи, больше не сможет влиять на императора. Штар в своей замечательной книге «Агриппина, мать Нерона» говорит: «И снова разгорелась борьба не на жизнь, а на смерть между двуми дочерьми императорского Рима – и одной грозило всего лишиться, а другая стремилась всего достичь. Одна оборонялась, вторая нападала». Легко догадаться, какая из этих женщин должна была победить – та, чьими союзниками были юность, красота, умение обольщения, ум, утонченность и четкий расчет. Когда Поппея презрительно обзывала Нерона «обездоленным сиротой, покорным чужим велениям» (Тацит. Анналы, xiv, 1), она использовала наилучшую тактику, так как Нерон уже давно восставал против опеки матери, которой ранее подчинялся во всем. А если, как мы уже говорили, привязанность Нерона к Агриппине покоилась на бессознательной эротической основе, легко понять, что, когда он, наконец, встретил истинную любовь, его отвращение к матери-кровосмесительнице проявилось со всей полнотой. Но что любопытно, Поппея, во всех смыслах женщина до мозга костей, была старше Нерона, и поэтому являлась для негоне чем иным, как отражением ненавидимой им матери. Этим объясняется громадное влияние Поппеи на личность Нерона, а также то, что его царственная супруга Октавия (женщина совершенно другого типа) не возбуждала в нем практически никаких сексуальных эмоций. То, насколько существенным было влияние его матери, мы видим в замечании Светония, что Нерон избрал себе в наложницы проститутку, которая напоминала ему мать (Светоний, 28).

Убийство Нероном матери следует рассматривать в свете этих фактов. Правдивость сообщений историков об этом убийстве никогда не оспаривалась, хотя вполне вероятно, что романтические подробности, которыми оснащает свою версию Тацит, – не более чем чистая выдумка. Все биографии Нерона сходятся в том, что его истинная натура раскрылась только после смерти матери: до тех же пор, пусть он не испытывал к ней любви, но она по крайней мере внушала ему страх. Также вполне вероятно и то, что у Нерона осталось столько сыновних чувств, что поэтому кровавое преступление тяжким грузом давило на его сознание, отчего ему казалось, «что среди окрестных холмов слышатся звуки трубы, а над могилою его матери – горестные стенания» (Тацит. Анналы, xiv, 10).

С Октавией он развелся не так поспешно, как убил мать. Тем не менее это тоже ужасная история. Несчастную женщину, которая реально никогда не была женой Нерона, ни убеждения, ни угрозы не могли принудить к разводу. Поэтому на нее возвели ложное обвинение в прелюбодеянии с флейтистом. Однако ее слуги и под пыткой не подтвердили обвинений. Одна из ее верных рабынь, которую долго пытал префект Тигеллин (главный помощник Нерона, сменивший Сенеку после его отставки), в разгар пытки воскликнула, что у Октавии тело чище, чем у Тигеллина – рот.

После этой неудачной попытки Октавия была выслана из Рима и содержалась в Кампаньи под вооруженной охраной. Но затем случилось нечто неожиданное: простой народ начал открыто выражать неудовольствие поведением императора. Когда распространились слухи, что Октавия возвращается из изгнания, люди бросились на Капитолий, стали приносить благодарственные жертвы богам, сбросили статуи Поппеи, а скульптуры своей любимой Октавии украсили цветами. Это лишь усилило ненависть Нерона к жене. Его солдаты очистили улицы от народа и подавили бунт в зародыше. А Поппея, осознавшая все опасности, угрожавшие ей самой и ее амбициозным планам, использовала все свое влияние на слабого и трусливого императора, чтобы тот покончил с этой невыносимой ситуацией. Октавия была обречена на смерть. Ее враги сфабриковали историю, будто бы она совершила прелюбодеяние с убийцей Агриппины, и тот под угрозой смерти подтвердил эту фальшивку. Народу представили так называемые доказательства вины Октавии. Она была сослана на пустынный остров Пандатерию, сыгравший такую зловещую роль в судьбах ее семейства, и там ее зверски умертвили.

Теперь Нерон мог без всяких промедлений сделать Поппею императрицей; он так и поступил. Однако эта амбициозная и бессердечная женщина недолго пользовалась плодами успеха. Она умерла три года спустя, как ходили слухи, оттого, что во вспышке гнева Нерон ударил ее, беременную, ногой. В эту версию мы не можем безоговорочно поверить.

Ранее мы почти не говорили об артистических пристрастиях Нерона. Эта сторона его натуры весьма существенна при оценке его сексуального характера, и поэтому ее следует обсудить отдельно. Как уже было сказано, Нерон получил хорошее образование, был сведущ во всех науках и искусствах и, следовательно, обладал известными талантами. Светоний говорит (52): «Он обратился к поэзии, сочиняя стихи охотно и без труда. Не правы те, кто думает, будто он выдавал чужие сочинения за свои: я держал в руках таблички и тетрадки с самыми известными его стихами, начертанными его собственной рукой, и видно было, что они не переписаны с книги или голоса, а писались тотчас, как придумывались и сочинялись, – столько в них помарок, поправок и вставок. С немалым усердием занимался он также живописью и ваянием».

Известно, что к тому же он питал страстный интерес ко всему, связанному со скачками и гонками колесниц в греческом стиле. И как бы преувеличены ни были рассказы античных историков, уместно упомянуть его появления на публике в качестве актера, певца, колесничего, борца и гладиатора. Психолог Штекель смело допускает, что «император, отличавшийся такими артистическими амбициями, не мог быть кровожадным, обладая силой поэтического творчества». Согласно его теории, Нерон был невротиком, «талантливым человеком, не сумевшим реализовать свои дарования». Эта идея как будто подтверждает высказанное выше мнение, что Нерон до конца жизни не избавился от своих комплексов, связанных с матерью. Весь дилетантизм Нерона, все его любительские потуги прославиться в той или иной области можно объяснить очень просто: он поневоле стал великим преступником, потому что не мог достичь сублимации своих импульсов при сотворении великих произведений искусства. И в этом состояла трагедия его жизни.

Современный итальянский поэт Пьетро Косса пытался, как и многие другие поэты до него, воплотить образ Нерона на сцене. Именно он выразил натуру Нерона одной строкой: «У него было сердце римлянина и греческий ум». Эти слова передают весь трагический конфликт в душе этого человека. Легко себе представить, в какой восторг приводило Нерона все греческое, особенно греческие соревнования, пусть и пропитавшиеся грубым духом римской помпезности и хвастовства; как льстили его неумеренному тщеславию тысячи зрителей, аплодировавшие ему как певцу, актеру или победителю состязаний, однако в глубине души он оставался жалким слабаком, которого съедало чувство вины. Истории известны и другие примеры властителей в обличье величественных деспотов, но с душой, угнетенной отчаянием. Все сведения о гомосексуализме Нерона (правдивые или преувеличенные) очень хорошо сочетаются с эллинизмом в его характере. Люди его типа никогда не бывают бережливыми и дальновидными финансистами; они не в состоянии хранить деньги, а без меры тратят их на пышные празднества и всевозможные излишества. Нерон же предавался излишествам в крайней степени. И ни одно из его сексуальных прегрешений не повредило ему так сильно в глазах народа, как его расточительность, потому что он был вынужден пополнять свою казну, которая в то время практически не была отделена от государственной казны, всякими сомнительными средствами, такими, как порча монеты и даже открытое ограбление провинций.

Меня одолевает искушение объяснить то, что ему приписывали знаменитый пожар Рима, с чисто эстетической точки зрения. Вполне вероятно, что, глядя из своего дворца на пылающий город, Нерон позволял себе бесстыдные замечания об ужасной красоте этого зрелища, и эти замечания были поняты как доказательства, что он сам поджег город либо для того, чтобы полюбоваться пожаром, либо чтобы построить себе новый дворец на руинах. Лично я не стал бы обвинять Нерона в поджоге Рима.

А если он не ответствен за это, достоверность знаменитой главы из Тацита («Анналы», xv, 44) о казни христиан после пожара оказывается под большим сомнением. Ни один христианский автор не упоминает об этой казни, что лишь подтверждает предположения, что эта глава – позднейшая выдумка христианских авторов, желавших доказать существование Христа как исторической фигуры. Но это между прочим. Правда, и Светоний упоминает о казни христиан примерно в то же время, но говорит об этом вкратце и без каких-либо подробностей. Детали, приведенные у Тацита, ему неизвестны. И то, что он, величайший сплетник из всех историков, ничего не говорит на эту тему, очень показательно.

Можно также сказать, что эстетизм Нерона был фактором, вызывавшим ненависть у все еще могущественного Сената, – такую ненависть, что сенаторы составляли один заговор за другим и в конце концов бросили его на произвол судьбы, когда восстали пограничные армии. У Кассия Диона мы читаем: «Было невыносимо слышать, а тем более видеть, что римлянин, сенатор, патриций, понтифик, цезарь, император вносил свое имя в список состязающихся, упражнял голос, исполнял всяческие песни, появлялся с длинными волосами, бритым подбородком, в распахнутой одежде и почти без свиты, с яростью взирал на соперников, оскорблял их бранными словами, подкупал судей и зрителей на играх из боязни, что его будут упрекать и вычеркнут из списков, – и все для того, чтобы выиграть приз игрой на лире… и потерять императорскую честь!» Следует добавить, что тот же автор говорит (62, 10): «Простонародье и войска взирали на это зрелище, нисколько не негодуя, а, наоборот, восхваляя императора».

Безвольный эстетизм Нерона и любовь к удовольствиям проявились в постыдном поведении, когда его власть начала рушиться. В данном случае мы можем принять на веру рассказ Светония, так как он вполне соответствует истинному характеру Нерона. Светоний пишет (47): «Между тем пришли вести, что взбунтовались и остальные войска. Узнав об этом во время пира, он изорвал донесение, опрокинул стол, разбил оземь два любимых своих кубка, которые называл «гомерическими», так как резьба на них была из поэм Гомера, и, взяв у Лукусты яд в золотом ларчике, отправился в Сервилиевы сады. Самых надежных вольноотпущенников он отправил в Остию готовить корабли, а сам стал упрашивать преторианских трибунов и центурионов сопровождать его в бегстве». Когда они отказались, он стал обдумывать самые безумные планы – в сущности, любые, кроме единственного очевидного: обороны. Так, ему пришло в голову отправиться на Форум в траурном платье и с помощью всего своего красноречия пробудить в народе жалость. Но даже он должен был признать, что такой план отдаст его беззащитным в руки врагов. В итоге он бежал в загородное поместье одного из своих вольноотпущенников и спрятался там в отдаленном уголке, непрестанно оплакивая свою жалкую участь. Наконец, он приказал подготовить все необходимое для своих похорон, причем на каждом этапе приготовлений всхлипывал и восклицал: «Какой великий артист погибает!»

Однако он, будучи трусом, был не способен на самоубийство. Тут прибыл гонец с ужасным известием, что Сенат объявил Нерона вне закона и что его велено привезти в Рим и запороть до смерти. Нерон был объят ужасом. Он не выносил физической боли, на которую хладнокровно осудил тысячи других людей. Но даже услышав, как приближаются посланные арестовать его солдаты, этот эстет не мог удержаться, чтобы не процитировать Гомера:

Коней, стремительно скачущих, топот мне слух поражает.

Наконец он сумел умереть. С помощью секретаря (бежавшего вместе с ним) он пронзил себе горло кинжалом.

Его труп не был осквернен, чего он боялся. Его наложница Акта и две верные няньки устроили ему почетное погребение и даже отвезли его тело в родовую усыпальницу. Очевидно, простой народ его не ненавидел, так как очень долго на его могилу клали цветы, а вскоре после его смерти объявился лже-Нерон, заставивший поверить многих в то, что он истинный император.

Подвести итог можно следующим образом. Нерон стал жертвой ужасных наследственных пороков. На развитие его личности оказали сильное влияние беспорядочное воспитание в детстве и длительная опека властной матери. К этим факторам следует прибавить его многосторонние таланты и артистические наклонности, которые он так и не сумел толком развить, несмотря на свои любительские попытки во многих областях искусства.

Итак, он предстает невротиком, слабым и трусливым в глубине души (что довольно характерно для людей-эстетов). В сексуальном смысле он получал удовлетворение самыми разными способами, так как ничто не препятствовало ему в исполнении любых желаний. От природы он, разумеется, был бисексуален, однако вовсе не садист до мозга костей, каким его часто изображают. В первую очередь он был человеком так до конца и не избавившимся от материнской воли.

Разным людям он всегда открывался с разных сторон. Это можно видеть по разнообразию произведений, освещающих его личность и его эпоху, – иногда Нерон предстает холодным циником и бессердечным эстетом (как в пьесе Коссы), иногда дьяволом-антихристом (как в знаменитом романе Сенкевича «Камо грядеши?>>), а иногда (как в книге Вилбранда) тираном, которого сгубило безумие деспотической власти. Нам кажется, что воссоздать средствами искусства образ Нерона невозможно, ведь мы так и не знаем, каким он был на самом деле.

Вошел в историю благодаря своей жестокости. Равных в этом Нерону не было как до, так и после его правления. Он получал ни с чем несравнимое удовольствие от изощренных издевательств над беззащитными людьми. Ему нравилось когда люди истекали кровью, кричали и корчились от боли, умирая в муках у него на глазах.

Он превратил свою жизнь в кровавую вакханалию, полную излишеств, диких извращенных оргий и убийств. Удивляться нечему: его родители Агриппина и Гней Домиций Агенобарб были жестокими и изворотливыми людьми. Поэтому он с малых лет считал нормальным и естественным делом убийства родственников.

Отец будущего императора умер, когда ему исполнилось 3 года. Амбициозная мать сделала все, чтобы ее сын взошел на престол и стал правителем Рима. Выйдя замуж за императора Клавдия, который внезапно овдовел, она добилась, чтобы Нерон сначала обвенчался, а потом и женился на его дочери Октавии. Кроме того, Клавдий усыновил Нерона. Мать добилась и того, чтобы ее сына обучал знаменитый философ Сенека.

Став императором, Нерон понял, что ему не очень-то интересны государственные дела. Другое дело – попойки и оргии. Поэтому первое время вместо него правили мать и ее приближенные. Это не нравилось многим придворным. Начались интриги, вследствие которых «доброжелатели» начали поощрять развитие у Нерона разных пороков. Он охладел к законной жене, закрутив роман с Актеей. Впрочем, в его постели бывала не только она, но и другие женщины.

Это подточило отношения Нерона не только с женой, но и с матерью. Сенека и Бурр воспользовались ситуацией и сослали Агриппину в отдельный дворец. Несколько лет они фактически правили за Нерона, который продолжал проводить время в пьянстве и разврате. Была у Нерона забавная особенность: ему очень нравилось, когда придворные рассказывали ему про свои извращенные утехи. Это он считал признаком честности и доверия к императору, поэтому извращенцам, готовым рассказать о своих похождениях, сходило с рук все что угодно.

Мать, живущая в уединении, пыталась вернуть свое было влияние на сына и утерянную власть. Поэтому была не всегда сдержанна на язык. Про все ее высказывания шпионы доносили Нерону. Наконец, он не выдержал и приказал ее убить.

Мать все-таки как-то сдерживала Нерона в его тяге к извращенным утехам. После ее смерти он пустился во все тяжкие. Таких оргий, как при Нероне, Рим еще не знал! В них участвовала не только знать, но и обычные рабы, если они были симпатичными. К тому же рабов можно было убить, когда надоедят.

После пожара, случившегося в городе, Нерон начала настоящую «охоту на ведьм». Он не стал долго думать и искать виноватых, а просто-напросто назначил виноватыми христиан. Начались массовые казни невиновных. Народ роптал, но из-за боязни, что может быть еще хуже, терпел. И даже делал вид, что верит в справедливость несправедливых расправ.

Нерон вскоре нашел себе новое занятие – взялся заново отстраивать Рим. А деньги, необходимые на строительство, «занимал» у состоятельных граждан. В принудительном порядке, разумеется. Тех, кто роптал, обвинял в государственной измене. Их казнили, а имущество забирали в государственную казну.

Вскоре недовольные подняли восстание. Нерон в страхе бежал из Рима. Оказавшись в изгнании, понял, что все лучшее позади. Назад дороги нет – друзья и родственники убиты, причем по его приказу, «доброжелатели» переметнулись на сторону врагов. Ничего не осталось. Подавшись депрессивному настроению, он покончил с собой.

Нерон не смог удержать трон, добытый для него матерью. И был виноват в этом сам. Не надо было слушать «доброжелателей», настраивающих его против матери и жены. Ведь они бы его не предали.

В общем-то Нерон получил по заслугам. Бесславный конец правления и жизни – расплата за его предательство и подлость.

Геннадий Морганюк

Присоединяйтесь к группам «Кто есть кто

Римский император Нерон – фигура в истории неоднозначная. Тщеславный правитель отличился и грамотным ведением внутренней и внешней политики, и непомерным деспотизмом. За жизнь успел обзавестись тремя женами, армией поклонников и многочисленными злопыхателями. До сих пор исследователи не могут прийти к единому мнению в оценках личности Нерона.

Детство и юность

Луций Домиций Агенобарб (полное имя Нерона) – сын родной сестры императора Юлии Агриппины. Девушка почти всегда была при дворе, вместе со своими сестрами участвовала в пиршествах и оргиях, в число любовников нередко входил и брат. Замужество не мешало разгульной жизни Агриппины.

Страстная красавица слыла талантливой интриганкой. В 39 году ее уличили в подготовке заговора против правителя, организованного Лепидом, названным наследником Калигулы. Агриппина рассчитывала занять место супруги нового монарха, в таком случае ее сын становился единственным наследником. Но заговор раскрыли, кучку участников казнили, а девушку отправили в ссылку.

Тем временем отец Нерона умер, мальчика воспитывала родная тетка. Будущий римский правитель получил блестящее образование, владел мастерством танцора и музыканта. После гибели Калигулы на престол взошел Клавдий, дядя Агриппины, он-то и вызволил девушку из ссылки.


Последовала череда дворцовых интриг, в результате которых Агриппина стала супругой Клавдия, а Нерон – приемным сыном и будущим императором.

Однако планам мешал отпрыск правителя от первого брака, Британник. Женщина развернула нешуточную борьбу за власть, пользуясь безграничным влиянием на супруга, отлучила от двора законного наследника. Чуть позже Клавдий вдруг прозрел и попытался приблизить к себе сына, но в итоге погиб от рук собственной жены – мать Нерона отравила мужа грибами, выдав гибель за естественную смерть.

Правление

Биография Нерона как монарха началась, когда юноше не исполнилось еще и 17 лет. Но в силу неопытности наследника в первое время у руля римской империи стояла Агриппина. Женщина появлялась на всех церемониях, управляла сенатом и подписывала указы. В те времена новой власти помогали два видных деятеля – начальник императорской стражи Бурр и философ , воспитатель Нерона. Благодаря влиянию этих мужчин государство получило ряд полезных законов и указов.


Нерон возмужал и решил избавиться от покровительства матери, задумав изощренные интриги. Молодой человек с юных лет отличался тщеславным характером, государственные дела его мало интересовали. Мечтал он вовсе не о благополучии Рима, главным стремлением стало завоевать славу актера, художника и музыканта. Впрочем, природа обделила юношу дарованиями.

Первое, что сделал Нерон на пути к освобождению от материнской опеки, – заточил в тюрьму ее влиятельного любовника. Разгневанная Агриппина обещала расправиться с отпрыском, поставив на престол законного наследника Британника.


В итоге Нерон отравил соперника и решил убить мать. Сначала трижды пытался отравить, даже устроил обрушение потолка в спальне и кораблекрушение, в котором Агриппина выжила, а затем просто послал в ее дом стражей. Смерть женщины представили как казнь за покушение на жизнь правителя.

Уход с политической арены Агриппины окончательно развязал руки ленивого и склонного к развлечениям Нерона. Молодой император ударился в разгул, устраивая шикарные пиры, праздники и игрища, в которых с удовольствием выступал как актер, исполнитель песен и участник гонок на колесницах.


Однако делами государства пришлось заняться, и в этом плане Нерону удалось добиться успехов и народной любви. Правитель инициировал ряд законов об уменьшении размеров штрафов, залогов и мзды юристам. Отклонил указ о повторном пленении вольноотпущенников.

Нерон серьезно занялся вопросами коррупции – должности сборщиков налогов были отобраны у представителей знатных кругов и распределены между людьми среднего класса. Налоги в Риме снизились почти в два раза. Популярности правителю добавляло и строительство учебных заведений, театров, Нерон организовывал невиданного размаха фестивали и гладиаторские бои.


Во внешней политике император не достиг такого успеха. Нерон уделял внимание укреплению границ до него завоеванных территорий. Правление ознаменовано двумя крупными конфликтами – войной между римским государством и Парфией и подавление восстания королевы британских земель, недавно вошедших в состав Римской империи.


Благодетельства Нерона хватило всего до начала 60-х годов, затем поведение правителя резко изменилось, он превратился в настоящего деспота. Отстранил от власти видных деятелей, досталось в том числе и Сенеке, казнил бывшую супругу Октавию, расправился с сотнями простых римлян, обвиненных в подрыве репутации императора, развернул акцию против христианства. В конце концов, интересы Нерона сместились от государственных дел в сторону творчества.


Император сочинял стихи, поэмы, сам исполнял песни. Его тщеславие поддерживала придворная знать, а также специально нанятые люди. Например, во время выступлений Нерону аплодировали сотни молодых людей, получавших за это богатое вознаграждение.

В конкурсах, посвященных искусству, только он занимал первые места. Снова потянулась череда увеселительных мероприятий, которые истощили казну. Поправляли финансовое положение государства оригинальным способом – убивали богачей с конфискацией имущества.


Страшный пожар, случившийся в Риме летом 64 года, стал одним из самых крупных стихийных бедствий. Поползли слухи, что это дело рук «помешанного» Нерона – подданные уже не сомневались в том, что правитель имеет проблемы с психикой. Говорили, государь спалил почти весь город ради того, чтобы создать поэму о разрушении греками Трои.

Другие придерживались иного мнения. Распространялись сплетни о том, что Нерон просто мечтал избавиться от старого дворца и на его месте воздвигнуть новый, но в застроенном центре столицы не хватало места.


Строительство так называемого золотого дома Нерона действительно началось после пожара. Великолепную резиденцию с садами, прудами и лугами венчал дворец, украшенный драгоценными металлами и камнями. Да и в целом Рим преобразился, получив новый архитектурный облик.

За все это раскошелились рядовые граждане – провинции государства обложили дополнительной данью. Началась череда заговоров против правителя, однако Нерону удавалось раскрывать интриги, уничтожая неверных подданных. Но один из заговоров оказался удачным.

Личная жизнь

Первой женой Нерона стала Октавия, дочь Клавдия. Затем у молодого человека была возмутительная по меркам матери связь с бывшей рабыней Актой, привезенной императором из Малой Азии. В 58 году Нерон увлекся благородной, красивой, не лишенной ума Поппеей Сабиной. Девушка была замужем за другом молодого правителя Отоном, которому пришлось покинуть Рим в должности наместника отдаленных земель государства.


Через четыре года после знакомства Поппея забеременела. Нерон разорвал брачные узы с Октавией (позже убитой в ссылке по желанию второй супруги) и вновь пошел под венец. В 63 году у пары родилась дочь, которую Нерон обожал, но девочка прожила всего четыре месяца. Через пару лет Поппея снова забеременела, однако отцом мужчине так и не удалось стать – Нерон в пьяном состоянии пнул супругу ногой в живот, и та скончалась вместе с ребенком.

Третьей женой римского государя стала бывшая любовница Статилия Мессалина. Замужняя дама лишилась мужа по желанию Нерона. Полагают также, что император был женат на своем рабе Скорусе.

Смерть

В 67 году против Нерона начальники провинциальных войск под предводительством пропретора Галлия Юлия Виндекса вновь задумали заговор. К врагам императора присоединились итальянские наместники. В итоге сенат поставил на Нероне клеймо изменника Родины, мужчине пришлось бежать и прятаться в доме бывшего раба-знакомого.


Но заговорщики узнали о местонахождении, тогда опальный правитель приказал заколоть себя. На момент смерти он носил длинный титул - император Нерон Клавдий Цезарь Август Германик, Великий понтифик, пятикратный консул, Отец Отечества.

Память

Книги

  • 1883 – «История одного города», Михаил Салтыков-Щедрин
  • 1894-1896 - «Камо грядеши», Генрих Сенкевич
  • 1911 – «Состязание», Артур Конан-Дойль
  • 1952 – «Серебряная чаша», Томас Бертрам Костейн
  • 1989 – «Нерон», Александр Кравчук

Фильмы

  • 2004 - «Римская империя: Нерон», часть сериала «Imperium» (роль неона исполняет Ханс Мэтисон)
  • 2006 – «Безумные римские императоры», документальный фильм

Благодаря латинским авторам возникла легенда о Нероне как о «худшем императоре Рима». Разве не он убил свою мать и сводного брата, а еще поджег Рим и расправился с христианами? Лишь спустя два тысячелетия историки задались вопросом: а если и правда не он? Или хотя бы не все эти ужасы организовал именно Нерон? Тогда статус «худшего императора Рима» отменяется или как?

Если верить многочисленным биографам, Нерон якобы после грандиозной попойки дал команду поджечь Рим, а сам наслаждался огненным зрелищем в театральном костюме и со скрипкой (!) в руках... Образ безумца-пиромана, который в экстазе пиликает по струнам, столь ярок, что реальность с ним спорить не в силах. Да вот беда, смычковые инструменты появились в Европе лишь 15 веков спустя. А маленькая ложь, как известно, рождает большое недоверие...

Кто поджег Рим...

Чудо это или нет, но главный творец мифа «о худшем императоре Рима» -историк Тацит - эпатажное поведение императора на пожаре отвергает! По его свидетельству, Нерон немедленно вернулся в Рим (он находился в 50 километрах от города) и за свой счет организовал спасательные команды. Император также открыл дворцы для погорельцев и обеспечил их продовольствием...

Житель Рима, Тацит еще ребенком наблюдал пожар и то, как люди приветствовали Нерона. «Поджигатель» уж точно восторгов римлян не дождался бы. Да и едва ли увлеченный коллекционер Нерон стал бы устраивать пожар, рискуя тем, что пламя перекинется на его дворец, битком набитый всякими раритетами. А экзотическая версия, будто император хотел огнем очистить Рим от трущоб, вообще не выдерживает критики: больше всего пострадали как раз богатые кварталы.

Отстраивая Рим заново, Нерон установил минимальное расстояние между домами и допустимую ширину переулков; обязал строить только каменные здания с выходами на улицы, а не во дворы.

Тацит - не просто близкий сенату человек, он сам заседал в Капитолии! А император с этим госорганом долгое время пребывал в контрах, и с летописцем они оказались в идеологически разных лагерях.

По Тациту, Нерон якобы свалил вину за поджог на диаспору христиан, которых по приказу императора травили зверями, распинали на крестах «или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения». Но человеческие тела не могли гореть как факелы, возможно было лишь обугливание. Освещение улиц таким способом - полный бред с точки зрения законов физики. Некоторые историки вообще сомневаются в авторстве Тацита. Ведь его труды дошли до нас только через несколько веков, в виде средневековых рукописей! Как бы там ни было, хулители своего добились - почти на 2 тысячи лет восстановили церковь против Нерона. Во времена Средневековья были уничтожены или спрятаны труды позитивно относившихся к императору авторов. Так, памфлет ученого Джероламо Кардано в защиту Нерона увидел свет лишь 400 лет спустя...

Брат против брата

Британник стал братом Нерона в результате третьего брака его матери Агриппины, когда она вышла замуж за императора Клавдия, имея сына Луция (так звали Нерона в детстве); Клавдий был отцом Британника. После усыновления императором несовершеннолетнего Луция дети стали считаться братьями. У кровного сына Клавдия были все права на трон, но усилиями Агриппины императором стал ее сын. Британник же умер, не достигнув и 14лет...

Современники Нерона -Сенека, Петроний, Виндекс, Плутарх - об «убийстве» Бри-таника и словом не обмолвились. Обвинения в адрес Нерона озвучил... ну, конечно, Тацит, а вслед за ним Светоний - люди, близкие к римской элите.

Между тем Британник едва ли представлял реальную угрозу Нерону. В первую треть правления Нерона империя процветала, римляне императора боготворили. Никто не посмел бы оспаривать его право на трон.

По Тациту, «безвредное, но недостаточно остуженное, уже отведанное рабом питье передается Британнику, отвергнутое им, как чрезмерно горячее, оно разбавляется холодной водой с разведенным в ней ядом, который мгновенно проник во все его члены, так что у него разом пресеклись голос и дыхание».

Мгновенная смерть мальчика вызывает недоумение современных токсикологов, поскольку в I веке римлянам не был известен столь быстродействующий яд. Медики утверждают, что все, описанное древними авторами, похоже на аневризму сердца при эпилептическом припадке. А Британник, по некоторым сведениям, страдал падучей. Историки же вообще склонны считать описанное выдумкой с начала до конца. Если суммировать все эти «якобы да кабы» - «поджог Рима», «факелы из людей», «отравление брата», - то выходит типичный образчик черного пиара.

Кому и зачем это было надо? Исследователи среди причин называют борьбу императора с коррупцией. С 55 по 60 год некоторые должностные лица, замеченные в вымогательствах, оказались под арестом. Достаточно весомый аргумент в пользу очернительства правителя. К тому же с гибелью Нерона династия Юлиев-Клавдиев, ведущая начало от Юлия Цезаря, прервалась. Новые императоры должны были изо всех сил доказывать свою легитимность, в том числе - пороча предшественников. Вот вам и мотивы, и заказчики...

Смертельная красота Агриппины

Все происходившее с Нероном в последнюю треть его правления - это просто раздолье для психоаналитиков. Одно только сожительство с матерью чего стоит! Как свидетельствует Тацит, «подстрекаемая неистовой жаждой, во что бы то ни стало удержать за собою могущество, Агриппина дошла до того, что в разгар дня... представала перед ним разряженною и готовой к кровосмесительной связи...»

Даже видавшие виды римляне переживали шок, когда им встречались на улицах города мать и сын в объятиях друг друга на общих носилках. Тогда Сенека (философ, учитель Нерона) «решил побороть эти женские обольщения с помощью другой женщины». Он подослал к императору вольноотпущенницу Акту. Красавица донесла до сознания Нерона, что «в народе распространяются слухи о совершившемся кровосмешении, что им похваляется Агриппина, и что войска не потерпят над собой власти запятнанного нечестием принцепса». Результат не замедлил сказаться - «любящий» сын строит саморазрушающийся корабль и отправляет мать по морям, по волнам. Внезапно свинцовый потолок в ее каюте падает - впрочем, не задев Агриппины. Видя это, подученные Нероном моряки пытаются затопить судно. Но Агриппина, упав в воду, достигает берега вплавь. Тогда сын уже открыто посылает к матери убийц-профессионалов. Это преступление императора никто из историков никогда и не пытался оспаривать...

В 60 году над империей проносится зловещая комета, римляне толкуют о небесных знаках и о скором конце правления Нерона...

А он продолжает ставить задачки психологам. Например, приказывает оскопить белокурого мальчика по имени Спор, облачает его в женские наряды и велит всем звать парнишку Сабиной (в память о второй своей жене, погибшей от его же собственных побоев).

Позитивно настроенный к Нерону философ Дион Хрисостом считал этот случай началом конца: «...погубила его все-таки эта нечестивая связь с евнухом. Ведь этот евнух, рассерженный на него, рассказал о намерениях Нерона его свите, и те, отступившись от него, постарались всеми средствами от Нерона отделаться... ничто другое не помешало бы ему быть у власти и дальше, судя по тому, что еще сейчас все хотели бы, чтобы он был жив». Видимо, скопец пожаловался приближенным императора на свою участь. Ведь ему предстояло на брачной церемонии с Нероном облачиться в фату с вуалью. Рассказ привел приближенных в настоящий шок. Оно и понятно: любой безумец опасен, а безумец во власти опасен десятикратно...

Слова Диона ценнее томов других летописцев. В отличие от законопослушного Тацита, политический изгнанник Хрисостом от политзаказов не зависел. Целых 14 лет он скитался и проповедовал безо всякой цензуры. «Конечно же, ангелом император Нерон не был, - писал Хрисостом. - Но вряд ли уместно изображать его злодеем и самодуром, в сравнении с которым даже полоумный Калигула выглядит невинным младенцем... [Нерон] никак не заслуживает того, чтобы его имя стояло рядом с величайшими злодеями в истории человечества».

Так что, похоже, статус «худшего императора Рима» отменяется?

Людмила Макарова


Имя древнеримского императора Нерона дошло до наших дней и стало символом страха, ужаса и беспредела. Хотя жил он давным-давно, до нашего времени дошли невероятные и пугающие факты, которые ставят эту историческую личность не просто вне закона, а вне человеческой морали. Самые жуткие "страшилки" на фоне реальных поступков этого человека покажутся детским лепетом.

1. Христиане-факелы


Нерон никогда не был прогрессивным руководителем в вопросах политики. После Великого пожара в Риме, когда народ начал возмущаться его правлением, император использовал христиан в качестве "козла отпущения", обвинив их в пожаре. Начались страшные христианские казни. Нерон приказывал прибивать христиан гроздями к кресту и сжигать живьем. Часто горящие люди становились источником света на пиршествах императора. Под дикие вопли жертв Нерон мило беседовал со своими гостями.

2. "Великий" композитор


Известна и история о том, как Нерон музицировал в то время, как горел Рим. Император любил музыку и театр и сам выступал при любом удобном шансе. Он даже запирал ворота театра, требуя, чтобы люди внимательно слушали его невероятно длинные выступления и аплодировали. Порой слушатели спрыгивали со стен или даже притворялись мертвыми, чтобы только покинуть представление.

3. Олимпийский лжечемпион


Ещё одним увлечением Нерона был спорт. Этот император до сих пор удерживает мировой рекорд по количеству олимпийских побед - ему достались 1 808 Олимпийских венков, эквивалента золотых медалей тех лет. Как же он добивался подобных потрясающих результатов. Путем обмана!

Известно, что в одной из гонок на колесницах Нерон приказал своим конкурентам использовать упряжки из четырех лошадей, а затем появился на колеснице, запряженной 10 лошадями. Несмотря на огромное преимущество, Нерон, правда, так и не пересек финишную черту - он упал с колесницы. Но судьи все-таки объявили своего императора победителем гонки.

4. Дворец для оргий с гигантской статуей


Одним из главных достижений Нерона было строительство Domus Aurea - золотого дворца удовольствий, подобного которому мир никогда не видел. Это было массивное здание, инкрустированное золотом, слоновой костью и перламутром. "Охраняла" этот дворец 37-метровая статуя Нерона. В потолке были предусмотрены раздвигающиеся панели, через которые на гостей падал "дождь" из цветов и духов. Использовалось же это строение для проведения оргий.

Как сообщается, люди в дворце пировали до тех пор, пока не пересыщались, а затем устраивали оргии под падающими на них сверху лепестками роз. Весь этот декаданс можно было бы понять, если бы не одно но: Нерон построил свой эро-дворец сразу после Великого пожара в Риме, когда люди отчаянно нуждались в помощи. Domus Aurea рассматривался символом его эгоизма. Вскоре после смерти Нерона всё золото из дворца растащили римские граждане.

5. Безумные оргии


Рассказы об интимной жизни Нерона встречаются, пожалуй, в каждой книге о римской истории. Тацит рассказал историю о Нероне, который устроил массовую оргию, длившуюся нескольких дней. В конце концов, Нерон он провел имитацию свадебного обряда, в котором он женился на вольноотпущеннике по имени Пифагор (это был один из двух мужчин, на которых Нерон женился на протяжении всей своей жизни). По словам Светония, всякий раз, когда Нерон хотел немного выпустить пар, он привязывал голых мальчиков и девочек к столбам, одевался, как животное, прыгал на них и делал вид, что пожирает детей.

6. Казнь Локусты


Во времена Нерона была известна наемная убийца Локуста, которая специализировалась на отравлениях людей. По некоторым свидетельствам, мать Нерона, Агриппина, наняла Локусту, чтобы отравить своего мужа Клавдия, а затем пасынка Британнику. Через некоторое время после того, как Нерон пришел к власти, Локуста заплатила за свои преступления ужасным способом. По приказу Нерона ее публично изнасиловал "специально обученный жираф", после чего женщину разорвали дикие животные.

7. Распятие апостола Петра


Нерон казнил Петра, одного из учеников Иисуса. В 64 году, примерно через 30 лет после смерти Иисуса, Петр пытался распространить христианство по всему Риму, а в итоге был схвачен Нероном и распят головой вниз. При этом Петра убили в цирке, который Нерон использовал специально для публичных казней христиан. Эти убийства были таким популярным "видом спорта", что улицы рядом с ипподромом цирка были заполнены гробницами, полными костей жертв.

8. Убийца матери


В своих бесчинствах Нерон не ограничивался только обычными римскими гражданами. Он также убил свою семью, в том числе свою собственную мать, Агриппину Младшую. Историки расходятся во мнении, как именно Нерон умертвил ее, но сомнений в том, что убийство произошло по его приказу, нет.

По словам историка Диона Кассия, Нерон отправил свою мать прочь на специально разработанном корабле. В море пол ее каюты раскрылся, как люк и Агриппина упала в море. Но она выжила и чудом доплыла до берега, где ее ждал убийца, посланный Нероном. Когда Агриппина увидел убийцу, то она попросила его "вырезать ей утробу, которая породила такого отвратительного сына".

9. Убийство жены и нерожденного ребенка


Некоторые историки считают, что решение Нерона убить свою мать было принято под влиянием его второй жены, Поппеи Сабины. Поппея была умной женщиной, которая очаровала императора, убедив его избавиться от его первой жены Октавии, а также его собственной матери, чтобы никто не мешал власти Поппеи. Некоторое время Нерон и Поппея купались в семейном счастье, но это не продлилось долго. Со временем у них стало возникать всё больше разногласий.

Во время одного спора Нерон избил свою беременную жену - бросил ее на землю и нанёс несколько ударов в живот. Поппея умерла. Император затосковал. Несколько лет спустя он нашел мальчика по имени Спорус, который был очень похож на его бывшую жену, насильно кастрировал, одел его, как Поппею и публично женился на нем на глазах у всего Рима.

10. Нерон-Антихрист


Нередко Нерона называют "антихристом", и это неголословное обвинение. Согласно одной из теорий, Нерон может быть в буквальном смысле антигероем, описанным в Библии. Во-первых, если просуммировать порядковые номера букв в имени "Нерон Цезарь", то получится число "666". Кроме того, Книга Откровения говорит, что "зверь будет править сорок два месяца" - именно столько Нерон правил после Великого пожара в Риме.

Впрочем, древний мир известен не только жестокими императорами. История знает, как минимум, .