Аюрведические растения. Аюрведические травы при мужских репродуктивных проблемах

Шикакай - натуральное средство для мытья волос, лица (также в качестве маски) и тела, обладает оздоровительным и лечебным действием, противовоспалительными, антисептическими, охлаждающими, питательными и смягчающими свойствами, легкий и мягкий пилинг кожи, отлично смывает масло, служит естественным кондиционером и бальзамом для волос, устраняет перхоть, предотвращает преждевременную седину, выпадение волос, способствует их росту, делает волосы густыми и блестящими.

Природное средство для мытья головы. Не нарушает жировой баланс кожи головы, прекрасно очищает волосы и кожу головы, питает волосы от корней до самых кончиков. Устраняет перхоть, предотвращает сечение кончиков волос. А также является эффективным средством лечения педикулеза.

Амла (эмблика, на санскрите – амлаки) самый богатый природный источник витамина С. Амла сильный регенератор, в ней в 30 раз больше витамина С чем в апельсине. Это одно из самых сильных омолаживающих растений Аюрведы. Применяется в масках и ополаскивателях для волос, лица, тела.

Порошок растения Брингарадж способствует росту волос, оживляет волосяные луковицы, останавливает облысение, помогая даже в самых безнадежных случаях. Уменьшает количество седых волос. Придает волосам блеск, пышность и здоровый вид. Усиливает естественный цвет волос. При постоянном использовании придает волосам легкий каштановый оттенок.

Известное в мире аюрведическое средство для волос - порошок имбирной лилии или капур качли. Применяется в качестве шампуня и масок для укрепления и утолщения волос, для придания блеска, интенсивного роста. Волосы приобретают объём, становятся крепкими и здоровыми. Капур качли предотвращает выпадение волос, восстанавливает их структуру. Имбирная лилия оставляет на волосах тонкий приятный аромат.

Порошок корицы быстро станет Вашим любимым ингредиентом в масках для волос, лица и тела и... в Вашей домашней выпечке:) Придает теплые искрящиеся ноты темным оттенкам волос. Отлично подойдет для блондинок, светло-коричневых волос и темно-русых - на этих волосах она дает блики и переливы, осветляет. Корица - антиоксидант, антисептик и афродизиак. Стимулирует кровообращение, лечит простуды, ревматизм, целлюлит, зубную боль, кожные заболевания, улучшает цвет лица, стимулирует рост волос.

Тулси (базилик) - очень эффективный антисептик и детокс-средство, обладает сильным противовоспалительным действием. Прекрасно подходит для комбинированной и проблемной кожи, а также для зрелой и сухой. Маски из Тулси делают кожу светящейся, бархатистой, очищают ее, питают и омолаживают. Тулси очищает кожу головы, улучшая кровообращение, стимулирует рост волос, делает их сильными, блестящими и мягкими. Эффективен в борьбе с перхотью.

Порошок семян хельбы в косметологии применяется в виде масок. Обладает противовоспалительным и антисептическим ​действием - применяется при угревой сыпи, акне, снимает раздражение, лечит воспаления. Смягчает кожу, повышает ее эластичность. Предупреждает появление морщин. Помогает коже и волосам сохранять влагу. Стимулирует рост волос, борется с выпадением, придает волосам блеск, добавляет объем.

Представляем Вам наш хит - волшебные чудо-семена, «лекарство от ста болезней» - хельбу (хильбу). Чай из хельбы помогает при простудных и легочных заболеваниях, при болезнях ЖКТ, при восстановлении после болезней, при анемии и пр. А также это просто полезный и вкусный напиток - для мужчин, женщин и детишек. Из семян хельбы можно делать маски для волос (от перхоти, для укрепления, от выпадения) и для лица (для очищения, питания и увлажнения).

Хна Кассия - это измельченные листья индийского растения - Кассии туполистной. Эта хна обладает всеми теми чудесными свойствами для волос - что и красящая хна (египетская), но - не окрашивает волосы, поэтому кассию еще называют "хной бесцветной". Хна кассия укрепляет волосы, придаёт им объем и блеск, лечит перхоть, зуд. Хна входит в состав различных масок для лица. Ухаживает за ногтями.

Аюрведическое средство для мытья волос на основе целебных трав, мыльного ореха и шикакая - природных заменителей шампуня, с лечебным эффектом. Мягко, но эффективно очищает кожу головы и волосы, не высушивая их и не лишая натурального жира. Питает и укрепляет корни волос, предотвращая их выпадение и стимулируя рост. Удаляет перхоть, шелушение и зуд. Выполняет функцию кондиционера, делая волосы мягкими, послушными и легко расчесываемыми. Придает волосам здоровый блеск и приятный аромат.

Небольшая упаковка 200 грамм! Для желающих познакомиться и попробовать трифолиатус:) Мыльные орехи - это плоды мыльного дерева - сапиндуса. Ни мыло, ни порошок, ни какая-либо химия не используется. «Мылкость» является свойством самого растения. Мытье мыльными орехами подходит для любого типа кожи, в том числе для нежной детской и для чувствительной, тонкой, а также проблемной кожи. Идеально очищают жирную кожу и волосы.

Мыльные орехи - это плоды мыльного дерева - сапиндуса. Плоды собирают, аккуратно удаляют косточку и высушивают. Высушеный околоплодник твердеет и становится похож на «орешек». Ни мыло, ни порошок, ни какая-либо химия не используется. «Мылкость» является свойством самого растения. Мытье мыльными орехами подходит для любого типа кожи, в том числе для нежной детской и для чувствительной, тонкой, а также проблемной кожи. Идеально очищают жирную кожу и волосы. Естественное моющее средство для стирки

165 руб.

Нет в наличии

Амла (эмблика, на санскрите – амлаки) самый богатый природный источник витамина С. Амла сильный регенератор, в ней в 30 раз больше витамина С чем в апельсине. Это одно из самых сильных омолаживающих растений Аюрведы. Применяется в масках и ополаскивателях для волос, лица, тела. Предотвращает появление седых волос.

Лечебные травы и растения являются фундаментальной основой аюрведической природной аптеки. Большинство лекарственных препаратов, составов и средств аюрведической медицины создаются на основе растений и трав. Такие лекарственные средства безопасны, а их воздействие не только эффективно, но и мягче. Для выделения «активного компонента» в аюрведической медицине используется как все растение, так и его части, такие как листья, цветы, семена или корни. Иногда применяют все растение, что помогает уменьшить побочные эффекты, которые могут возникнуть при использовании отдельных компонентов.

Перечислим основные лекарственные растения, которые используются в аюрведической практике

Аджамода (Сельдерей пахучий)
В состав семян сельдерея входят эфирные масла, жирные масла и другие вещества. В аюрведической медицине применяется как обезболивающее, желчегонное, лактогонное, ветрогонное и усиливающее перистальтику лечебное средство. Смесь жирного и эфирного масла сельдерея входит в состав смеси лечебных масел, использующихся для аюрведического или марма массажа при различных кожных заболеваниях. Аюрведа рекомендует есть корень сельдерея при новообразованиях. Аджамода - прекрасное тонизирующее и поливитаминное средство.

(Emblika officinalis)
Амла – это самый богатый природный источник витамина С! Она содержит различные формы аскорбиновой кислоты, соединенные с таниновым комплексом и галлиевой кислотой. Растение обладает антиоксидантными свойствами, иммуномодулирующим эффектом, стимулирует синтез гемоглобина, поэтому очень популярно в аюрведической медицинской практике. Амла отлично очищает печень, кровь и кишечник, повышает гемоглобин, регулирует уровень сахара и холестерина, способствует росту волос и ногтей, укрепляет кости и зубы.

Асафетида (Ferula asafoetida)
Асафетида (Хингу) – это ароматическая природная смола, напоминающая по вкусу чеснок. Используется в небольших количествах при приготовлении овощных блюд. Употребление асафетиды способствует предотвращению метеоризма (скопления газов) и облегчает переваривание пищи. Продается в виде тонкого порошка, который кладут в горячее топленое или растительное масло за одну-две секунды перед тем, как закончить приготовление масалы. Препараты, приготовленные на основе асафетиды, рекомендуется принимать при повышенной нервной возбудимости, проблемах с желудочно-кишечным трактом, а также как лекарство от кашля и астмы.

Ативиша (Аконит разнолепестковый)
Вкус этого растения сладкий и горький одновременно. Вирья - горячий, випак - сладкий. Растение понижает все три доши, но осторожно - оно ядовито! Оно стимулирует пищеварение, увеличивает отделение грудного молока, способствует отхождению газов, является тоником. Применяется для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, сердца, а также нервных болезней.

Ашвагандха (Ashwagandha)
Это великолепный тоник, афродитик, адаптоген и антистрессовое средство. Название растения, в переводе с санскрита означает «Сила коня». Препарат устраняет хроническую усталость и тканевый ацидоз, предотвращает преждевременное наступление климакса, укрепляет нервы. Ашвагандха повышает сопротивляемость инфекциям и улучшает пищеварение. Самое главное достоинство - в ее успокаивающем и в то же время тонизирующем и омолаживающем действии на нервную систему. Аюрведа применяет растение для восстановления базовой энергий нервной системы, а эффект от применения этого средства сохраняется длительное время. Результаты недавних исследований выявили, что растение обладает антираковой активностью и эффективна при многих онкологических заболеваниях.

Бала (Sida cordifolia)
Бала повышает тонус центральной нервной системы, усиливает сердечный выброс, снимает бронхоспазм, усиливает процессы анаболизма, особенно мышечной и костной ткани. В переводе с санскрита, это растение называется «Дарующее силу» и действительно, оно нормализует метаболизм клеток сердечной мышцы и коронарное кровообращение, понижает возбудимость миокарда, предотвращая возникновения аритмии.

Билва (Айва венгерская)
Билва содержит специфический гликозид мармелозин, обладает аритмическим и тонизирующим эффектом, оказывает противовоспалительное и жаропонижающее действие.

Брахми (Кантелла азиатская)
Брахми имеет три вкуса - горький, сладкий и острый. Растение, сваренное в кунжутном масле, отлично помогает от бессонницы. Аюрведическая медицина использует Брахми для лечения болезней респираторной и сердечно-сосудистой системы. Это мягкий тоник, он считается одним из лучших средств, способствующих медитации.

Бхумиамла (Phyllanthus amarus)
Бхумиамла обладает желчегонным и гепатопротекторным действием, используется для предотвращения атеросклероза и сахарного диабета, применяется при лечении кожных заболеваний и тромбофлебитов. Вкус растения кислый, оно очень богато витамином С.

Гокшура (Tribulus terrestris)
Это растение богато солями кремниевой кислоты, которые препятствуют образованию камней в почках. Гокшура усиливает потенцию и препятствует развитию хронического простатита и аденомы предстательной железы. Вкус его сладкий, вирья - холодный, випак - сладкий. Используется при диабете, астме, камнях в почках и мочевом пузыре, сердечных болезнях, а также при бесплодии.

Гудучи (Tinospora cordifolia)
Это растение хорошо очищает кровь от амы – шлаков и токсинов, выделяемых патогенной микрофлорой. Оно обладает мочегонным и потогонным эффектом, это одновременно расслабляющий и диуретический препарат. Его вкус горький и сладкий, вирья - горячий.

Дадима (Punica Granatum)
Дадима или известный всем гранат является отличным вяжущим тоником. Он улучшает обмен веществ и несет противоглистное, желудочное и охлаждающее действие.


Дашамул (Dashamul)
Это общее название 10 корней - Бильвы, Агниматхи, Сионаки, Касмарьи, Паталы, Шалипарни, Пришнипарни, Брихати, Кантакари и Гокшуры. Смесь этих 10 корней нормализует состояние нейроэндокринной системы, регулируя функцию гипоталамуса и гипофиза. Поэтому дашамул используется в аюрведической практике для лечения серьезных гормональных заболеваний.

Джатамамси (Nardostachys grandiflora)
Это близкая родственница валерианы, именуемая еще индийской аралией. Она сладкая, горькая и вяжущая, обладает охлаждающим воздействием и острым эффектом после переваривания. Способствует уравновешиванию всех трех дош. Имеет те же седативные свойства, что и валериана, но при этом является непревзойденным растением для прояснения сознания и укрепления ума. Джатамамси хорошо сочетается с Брами, препарат можно принимать также с небольшим количеством камфоры или корицы.

Джатипхала (Мускатный орех)
Плоды тропического мускатного дерева обладают тремя вкусами из шести возможных - острым, горьким и вяжущим, послевкусие - острое. Мускат хорошо согревает тело и увеличивает Питта дошу. Мускатный орех хороший афродизиак, он обладает сильным стимулирующим и тонизирующим действием на организм, укрепляет нервную систему. В аюрведе применяется для лечения импотенции и сексуальных расстройств. В малых дозах мускат является хорошим успокоительным средством, расслабляя и вызывая сон. Он входит в состав иммуноукрепляющих сборов. Быстро возжигает Агни – пищеварительный огонь, нормализует баланс Вата и Капха дош. Мускатный орех укрепляет память и способствует нормализации мозговой деятельности, улучшает мозговое кровоснабжение, лечит сердечные болезни, слегка крепит.

Карпура (Cinnamomum camphora)
Камфора обладает обезболивающим, антисептическим и бронхорасширяющим действием и помогает восстановить нервную систему

Каркаташринги (Karkatashringi)
В аюрведе это растение используется как отхаркивающее, бронхолитическое и антиинфекционное средство

Касмарья (Gmelina Arborea)
Касмарья оказывает на организм послабляющее, мочегонное и лактогонное действие. Отлично устраняет интоксикацию при укусах змей и скорпионов.

Катпхала (Myrica spp)
Мирт - сильное средство для уменьшения капхи, он действует как потогонный, вяжущий и противоспазматический препарат. Мирт рассеивает холод, устраняет слизь, очищает лимфатические узлы, прочищает пазухи, улучшает голос, открывает чувства и ум, устраняет скопление ваты в голове и усиливает приток Праны. Это одно из лучших аюрведических растений для лечения заболеваний в начальной стадии, поскольку обладает саттвической природой, способствующей мобилизации защитных сил организма. Кроме того, мирт - священное растение, посвященное Шиве и Шакти.

Кумкума (Safran)
Шафран – это рыльца пестиков растения Crocus sativus. В кулинарии шафран считается “Царем специй”, он сочетается со всеми пряностями, придает кондитерским блюдам тонкий аромат и помогает перевариваться молоку. Шафран входит в состав многих омолаживающих препаратов и применяется при аюрведической терапии перевозбуждения, бессоннице, страхов, эпилепсии, интоксикации и нервных заболеваний. Шафран хорошо успокаивает и укрепляет нервную систему, снимает судороги и спазмы, лечит истерию, регулирует менструации нормализует частоту сердечных сокращений. Облегчая приступы судорожного кашля, способствует отхождению мокроты при бронхите и пневмонии. Растение обладает легким мочегонным, желчегонным и потогонным действием, причем черный перец и имбирь усиливают его лекарственные свойства. Настоем шафрана промывают гноящиеся глаза, также он используется для лечения болезней крови, в частности, лейкемии

Куштха (Saussurea lappa)
Растение богато эфирными маслами и сауссурином, вызывающими расслабление гладкой маскулатуры бронхов, мочевого пузыря и кишечника. Обладает тонизирующим эффектом

Лаванга (Caryophyllus aromaticus)
Лаванга (Гвоздика) применяется при простуде, астме, несварении, зубной боли, икоте, ларингите, фарингите, пониженном артериальном давлении, импотенции. Растение действует как стимулирующее, отхаркивающее, ветрогонное, обезболивающее средство, прекрасный афродитик. Гвоздика является эффективным стимулирующим ароматическим средством для легких и желудка. Помогает рассеивать холод и дезинфицировать лимфатическую систему. Она обладает сильным согревающим действием, но энергетический эффект может быть несколько раздражающим в силу ее раджасичой природы. Благодаря эфирным маслам повышает усвояемость пищи. В составе леденцов гвоздика эффективна при простудах и кашле.

Нагара (Nagara)
Это сухой имбирь, обладающий стимулирующим, потогонным, отхаркивающим, ветрогонным, противорвотным и обезболивающим действием. Сухой имбирь нагара горячее и суше, чем свежий. Это более действенное стимулирующее и отхаркивающее средство для уменьшения Капхи и усиления Агни. Широко известна в аюрведе польза имбиря в лечении заболеваний пищеварительной и дыхательной систем, а также при артритах и как тонизирующее средство для сердца.

Пиппали (Piper longum)
Эти сушеные стручки «перца длинного» имеют сладкий и острый вкус, вирья - горячий, випак - сладкий. Препарат подавляет гнилостную микрофлору кишечника, устраняет несварение, запоры, метеоризм, плохой аппетит, удаляет избытки слизи из организма, нормализует функцию желудка и селезенки, устраняет застои в печени и дыхательной системе. Наружно применяется при кожных болезнях. Пиппали входит в состав аюрведического препарата Трикату вместе с сухим имбирем и черным перцем. Трикату - самый известный аюрведический стимулирующий состав, сжигаюший Аму и способствующий усвоению других лекарственных средств и пищи.

Твак (Cinnamomum ceylanicum)
Твак (корица) является прекрасным общеукрепляющим, потогонным и отхаркивающим средством при простуде и гриппе, особенно подходит для ослабленных людей. Как и шунти (имбирь), твак является практически универсальным лекарством для нормализации циркуляции крови и улучшения обмена веществ. Препарат укрепляет сердце, согревает почки и организм в целом, ослабляет зубную боль и боль, связанную с мышечным напряжением.

Тагара - (Valeriana)
Индийская валериана – это натуральное успокоительное средство, отлично укрепляющее нервы. Обладает также противоспазматическим, седативным и ветрогонным действием. Энергетика: горький, острый, сладкий, вяжущий / согревающий / острый. Тагара - одно из лучших растений для лечения нервных расстройств, имеющих природу Ваты. Очищает толстую кишку, кровь, суставы и нервы от Амы, освобождает нервные каналы от скоплений Ваты. Вследствие высокого содержания в ней элемента «земля» она действует «приземляющее» и помогает устранить головокружение, истерию и обмороки. Препарат снимает мышечные спазмы, ослабляет спазматические менструальные боли. Очень эффективен для прекращения процессов брожения в желудочно-кишечном тракте и оказывает особое успокаивающее действие на женскую репродуктивную систему. Однако ее природа тамасична, и чрезмерное употребление валерианы притупляет ум. Большие дозы приводят к чрезмерному подавлению Ваты и могут вследствие этого вызвать слабость, вплоть до бессилия.

Тила (Sesamum Indicum Linn)
Тила (кунжут) – это одно из самых популярных растений в аюрведической медицине. Тила наносится на кожу, принимается внутрь и ректально, полезно для глаз, носа, ротовой полости в виде порошка, пасты, масла и в других формах.

Туласи (Holy Basil)
Туласи (тулси) или «базилик священный» является одним из самых важных и почитаемых растений в Индии. Туласи – символ преданности Господу, который принес это растение в материальный мир из духовного. Оно благоприятно во всех отношениях и может по преданию, исполнять все желания. Очень благоприятно выращивать туласи в своем доме, – там никогда не будут возникать проблемы, и ни один злой дух не сможет приблизится к этому дому. В Аюрведе туласи известно как природный тоник, антиоксидант, анальгетик, антисептик, афродизиак, обладает противовоспалительными, жаропонижающими, отхаркивающими, антибактериальными, противогрибковыми свойствами. Это традиционное аюрведическое средство от лихорадки, бронхита, кашля, простуды, малярии, лечит ревматизм и артрит, диабет, снимает спазмы, репеллент насекомых.

Ума (Linum usitatissimum)
Ума или льняное семя – отличное средство для толстой кишки и легких, укрепляет легочную ткань и способствует заживлению слизистых. Это прекрасное средство при хронических дегенеративных процессах в легких, обладает послабляющим, смягчающим, отхаркивающим действием. Ума хороший питательный тоник. Наружно Его применяют наружно как примочки при изъязвлениях, воспалениях кожи, поскольку оно расширяет местные кровеносные сосуды и снимает напряжение в тканях.

Харидра (Curcuma longa)
Харидра (корень Куркумы) используется как целиком, так и в молотом виде. Оно входит в большинство аюрведических лекарственных сборов и средств. Харидара острая и горькая на вкус, сухая, легкая, не маслянистая; послевкусие - острое, обладает согревающим воздействием. Применяется как глистогонное средство, подавляет гнилостную микрофлору в кишечнике, очищая его от излишков слизи, нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, что способствует похудению. Также регулирует количество холестерина в крови, способствует оттоку желчи, улучшает работу поджелудочной железы. Для нормализации баланса дош принимают вместе с горячим молоком, маслом какао и медом на ночь перед сном. Наружно применяется для укрепления волос и для борьбы с перхотью; совместно с сандаловым маслом или просто в качестве присыпки - при кожных заболеваниях; с кунжутным маслом - для массажа. Порошком куркумы засыпают всевозможные раны и ссадины - от обычных порезов до гнойников. Хорошее регенераторное средство, заращивает язвы (как внутренние, так и накожные), лечит ожоги, входит в состав омолаживающих кремов и лосьонов. Куркума сочетается со всеми пряностями.

Харитаки (Mirobalan chebula)
«Царь всех лекарств» или «растение, крадущее болезни», - так называют харитаки в аюрведической и тибетской медицине. Растение приводит в равновесие все первоэлементы тела и три доши. Где бы в организме не возникал патологический очаг, это средство подавляет его, активизируя наши защитные силы и уменьшая патологический очаг в организме. Харитаки улучшает работу мозга, укрепляет память, повышает способность к обучению. В нем содержатся сильные природные антиоксиданты, поэтому оно обладает сосудоукрепляющим и кровоостанавливающим действиями

Чандана (Santalum album)
Чандана (сандал), очищает кровь, уменьшает лихорадку, успокаивает нервную систему и сосудистый центр продолговатого мозга. Большое количество эфирных масел и альдегида санталола позволяет применять сандал для лечения воспалительных заболеваний мочеполовой системы, острых респираторных инфекций и конъюнктивитов.

Шатавари (Asparagus racemosus)
Шатавари (спаржа) оказывает выраженное омолаживающее действие на женскую репродуктивную систему, благодаря высокому содержанию фитогормонов. В Аюрведе она используется для нормализации месячного цикла, для лечения бесплодия, хронических воспалительных заболеваний половой сферы, фибромиомах матки и молочных желёз, способствует благоприятному протеканию беременности и усиливает выработку молока. Препарат шатавари очень эффективен в период климакса.

Шириша (Albixxia lebbeck)
Шириши обладает сильным эффектом детоксикации организма, а также повышает половую энергию, полезна при офтальмии, кашле, насморке, заболеваниях кожи, диарее, невралгии, эпилепсии, всех типах отравления, обладает отхаркивающим эффектом. Стебель имеет антидиабетические свойства. Препарат используется как средство от бронхита, хронического кашля, проказы, глистных поражений, при укусах змей и скорпионов. Листья, приготовленные в виде мази и порошка эффективны для припарок на язвы.


Шунти (zinziber officinale)
Шунти (имбирь) имеет стимулирующее, потогонное, отхаркивающее, ветрогонное, противорвотное, обезболивающее, противогрибковое и противотрихомонадное действие. Показан при простуде, гриппе, несварении, рвоте, отрыжке, боли в животе, ларингите, артрите, геморрое, головных болях, при сердечных заболеваниях. Имбирь снижает вату и капху, но при длительном применении и больших дозировках может возбуждать питту.

Яшти мадху (Glycyrrhiza glabra)
Яшти Мадху (Солодка) занимает в "золотом ряду" аюрведических растений одно из первых мест, поскольку оказывает воздействие на все органы системы. Оно действует как противоязвенное, слабительное, желчегонное, спазмолитическое, отхаркивающее средство. Способно предотвращать развитие аденомы предстательной железы, усиливает мочеотделение. Высокое содержание глицирама вызывает иммуномодулирующий, противовоспалительный, адаптогенный эффекты. Аюрведа применяет корень солодки как "растение-ключ" во многих фиторецептурах.

Урбанизация, и как следствие снижение активности людей, преимущественно сидячий образ жизни, ухудшение качества продуктов питания и ряд других факторов, привели к тому, что уже в 20 веке чрезмерное увеличение веса и ожирение — стали одними из самых распространённых заболеваний в мире.

Ожирение является источником многих болезней, в том числе: заболеваний сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, сахарного диабета и высокого кровяного давления. Об аюрведическом подходе к лечению излишнего веса и ожирения мы писали раннее в статье , сегодня же мы хотим рассказать о 10 аюрведических растениях и травяных составах, которые в сочетании с соблюдением рекомендаций по питанию и образу жизни используются в Аюрведе для лечения ожирения и связанных с ним осложнений.

1. Врикшамла (Garcinia indica, Гарциния индийская)


Врикшамла — цветущее дерево с жёлтыми плодами овальной формы, произрастающее на юго-западе Индии. Используется в целях снижения веса, так как содержит гидроксилимонную кислоту, которая обладает способностью блокировать выработку особого фермента цитратлиазы, отвечающего за образование жировых клеток в организме. Кроме того, плоды Врикшамлы нормализуют уровень холестерина в крови, снижают аппетит, повышая уровень гормона серотонина, отвечающего за контроль чувства голода.

2. (Трипхала)


Трипхала — мощная смесь из плодов трёх деревьев: амалаки или индийского крыжовника (Phyllanthus emblica), бибхитаки (Terminalia belerica) и харитаки (Terminalia chebula). Одна из самых известных аюрведических формул, которая эффективно устраняет запоры, питает ткани тела, улучшает пищеварение, способствует расщеплению жировых отложений, нормализует метаболизм печени и очищает ЖКТ от токсинов и шлаков. Кроме того, трипхала — один из самых богатых источников витамина С и кальция.

3. Ашока ( Saraca asoca , Сарака индийская)


,

Ашока — ещё одно дерево, высушенная кора, стебель и желтовато-оранжевые цветы которого используются в Аюрведе в целях снижения веса. Ашока балансирует Капха-дошу и применяется в терапии сопутствующих ожирению заболеваний, а также в лечении дизентерии, геморроя, нарушений менструального цикла и спазмов. Ашока улучшает цвет лица, снимает жажду, устраняет чувство жжения, уменьшает отёчность и очищает кровь.

4. (сommiphora mukul, арабский мирт)


Смола небольшого кустарника под названием Гуггул, широко распространённого на севере Индии и входящего в «золотой ряд» лекарственных растений Аюрведы, является традиционным средством для борьбы с ожирением и лишним весом в индийской медицине. Известно, что экстракт смолы Гуггула богат гуггулстероном, который уменьшает уровень холестерина в крови и стимулирует работу щитовидной железы, тем самым улучшая все метаболические процессы в организме и ускоряя снижение веса.

5. Кальмег ( Andrographis paniculata, Андрографис метельчатый)


Название этого небольшого травянистого растения, произрастающего в Индии, Китае и на Цейлоне в переводе с санскрита означает «король горечи». Аюрведа относит кальмег к числу горьких тоников, которые омолаживают, очищают организм, способствуют расщеплению жировых клеток, устраняют неблагоприятные последствия ожирения.

6. ( Aloe barbadensis)


Широко известное растение алоэ вера используется в Аюрведе для стимулирования метаболизма, увеличения силы пищеварения, активизации процессов расщепления и усвоения жиров и, следовательно, увеличения уровня потребления энергии. Кроме того, это одно из лучших растений для выведения токсинов из организма.

7. Катука ( Picrorhiza kurroa)


Входит в состав: ,

Катука — одно из самых известных горьких аюрведических растений, которая традиционно используется для лечения хронических заболеваний печени и регуляции секреторной функции желчного пузыря. Катука улучшает пищеварение, повышает метаболизм в организме, и, следовательно, способствует снижению веса.

8. Читрак (Plumbago zeylanica)


Входит в состав:

9. Мустака ( Сyperus rotondus, Нагармота)


Нагармота — травянистое растение, широко распространённое в Индии, чаще всего использующееся в традиционной индийской медицине при лечении лихорадки и ожирения. Мустака очищает заблокированные в результате несбалансированного питания телесные каналы, устраняя их непроходимость и нормализуя течение тонких энергий и праны в теле, что в свою очередь приводит к нормализации обменных и метаболических процессов в организме и способствует снижению веса.

10. Агниматха ( Clerodendrum phlomidis)


Входит в состав: ,

Корень этого растения, входящего в группу лекарственных корней «Дашамула», — одно из самых мощных аюрведических средств для похудения. Корень Агниматхи обладает выраженными мочегонными свойствами, снимает отёки и выводит излишки жидкостей из организма, балансирует Вата и Капха-доши, устраняет запоры и вздутие живота, улучшает пищеварение и обмен веществ.

Растения в Аюрведе — лечение травами

Лечение травами продолжение

ВЯЖУЩИЕ РАСТЕНИЯ

(стамбхана карма)
Растения, обладающие вяжущим вкусом, стягивают ткани и органы, вызывают упругость тканей, укрепляют и уплотняют их. Они также останавливают чрезмерные выделения и отходы. Являясь сухими, они одновременно обладают свойством сохранять влагу.
Кроме того, оказывают оживляющий эффект на кожу и слизистые оболочки.
Вяжущий вкус отличается от вяжущего эффекта тем, что растения с вяжущим вкусом оказывают вяжущее воздействие, тогда как травы с другим вкусом также оказывают вяжущее воздействие. ст.51
Вяжущие средства следует использовать при явном наличии симптомов, таких, как кровотечение и понос. Но эти средства, однако, не устраняют причину, вызвавшую нарушение.
Растения, обладающие другим вкусом, при правильном использовании также залечивают эти симптомы. Например, понос может быть вызван нарушением способности всасывания, усвоения в тонкой кишке. Вяжущие средства, например, малина, квасцы, могут подавляют эти симптомы, но не действуют на улучшение усвоения (вяжущий вкус является тяжелым и трудным для пищеварения). В этом отношении такой продукт, как мускатный орех,вяжущий и острый на вкус, повышает огонь и улучшает пищеварение, в этом случае он— лучшее средство. Он, возможно, не всегда способен подавить интенсивные выделения. Например, понос, вызванный излишним ама, может быть естественной реакцией организма на скопление токсинов и стремлением к очищению. Применение вяжущих средств в этом случае будет только мешать выведению токсинов из организма и вызвать дальнейшие осложнения. Правильное лечение в этом случае — это вызвать понос при помощи несильного слабительного с целью полностью вывести ама из организма.
Вяжущие средства могут применяться, если понос не зависит от стремления организма к очищению.
Поэтому очень важно правильно обращаться с вяжущими растениями, и не использовать их лишь как средство, облегчающее внешние признаки — подобно наркотикам, без выяснения внутренних причин этих нарушений, которые вяжущие травы могут лечить лишь поверхностно.
различает три вида вяжущих трав, согласно их действию. Те, которые останавливают кровотечение — гемостатические растения (ракта стамбхана), те, которые останавливают интенсивное выделение отработанных веществ (мала стамбхана), их также называют закрепляющими средствами, и средства, заживляющие раны (ропана) , которые обладают стягивающим свойством, они особенно хороши для внутреннего использования. Эти травы не все обладают вяжущим вкусом.
Гемостатические травы останавливают кровотечение благодаря охлаждающему эффекту. Их можно отнести к средствам антимикробного действия, так как они очищают кровь. Они, как правило, обладают анти-Питта действием, ухудшают Вата, по вкусу обычно вяжущие или горькие.
К гемостатическим растениям относятся следующие: гооррлец, репейник, гибискус, маништа, шафран, алтей аптечный, коровяк, крапива, подорожник, малина, черноголовка обыкновенная, пастушья сумка, куркума, тысячелистник.
Некоторые острые травы обладают гемостатическим действием, особенно если кровотечение вызвано холодной энергией, как при некоторых Вата или Капха нарушениях. К таким растениям относятся: черный перец, кайенский перец, корица и имбирь.
Эти растения останавливают кровотечение на непродолжительное время, но через некоторое время, вследствие их горячего эффекта кровотечение может вновь возникнуть.
Горькие тонизирующие средства и растения, улучшающие обмен веществ, большинство которых охлаждают кровь и снижают Питта, помогают останавливать кровь благодаря их холодной энергии, даже без определенных гемостатических свойств.
Растения, обладающие вяжущим действием, которые останавливают понос, также могут помочь ликвидировать обильное потение, мочеиспускание и самопроизвольный выброс семени. Обычно они обладают холодной энергией, горько-вяжущие по вкусу.
К закрепляющим средствам относятся следующие: ежевика, герань, горечавка, семена лотоса, подорожник, малина, сумах, кувшинка болотная, кора дуба, щавель.
Некоторые растения, обладающие теплой энергией, также останавливают понос и другие интенсивные выделения и обычно рекомендуются для улучшения пищеварения. Такие растения улучшают Вата. К ним относятся: черный перец, имбирь, харитаки, мускатный орех. В качестве таких средств также используется пахта и йогурт.
Растения, обладающие заживляющим эффектом, помогают при порезах, ранах, ожогах, кровотечениях. Рекомендуется их использовать в виде припарок и примочек. Большинство растений, вяжущих и сладких по вкусу и обладающих холодной энергией, уменьшают Пита и Капха. Хотя такие растения не очень помогают при серьезных нарушениях и сильных повреждениях тканей, так как такое состояние большей частью требует tonification (что является в большей степени Вата нарушениями) лучше отнести. Многие из них оказывают смягчающее и успокаивающее воздействие, особенно на кожу и слизистые оболочки. Многие содержат клейкое вещество.
К заживляющим растениям относятся: алоэ, мокричник, COMFREY,мед, алтей аптечный, подорожник, черноголовка обыкновенная, пастушья сумка, вяз, куркума. Некоторые растения могут оказывать сразу все три эффекта, поэтому называются всеисцеляющими. Это такие растения как: алтей аптечный, подорожник, черноголовка, тысячелистник, comerey.
Заживляющий эффект, который оказывают вяжущие растения, не всегда обладают питающей природой. Вяжущие растения способствуют заживлению тканей, но не всегда способствуют их построению. Они оказывают иссушающий эффект на ткани, поэтому эти растения не только не обладают питательной функцией, но способствуют истощению тканей. Неправильное использование или чрезмерное употребление вяжущих трав ухудшает Вата. Это может вызвать запор, газы, боль в животе
а также мышечные спазмы и нервозность. По этой причине вяжущие травы используются synergistically вместе с питающими или тонизирующими травами. Питающие травы способствуют увеличению тканей, вяжущие растения кплотняют ткани и способствуют поддержанию органов. Растения, которые сочетают в себе вяжущие и тонизирующие действия, являются мощными восстанавливающими средствами. К ним относятся амалаки, бибхитаки и харитаки. Это три самых сильных в Аюрведе восстанавливающих растения.

ВЕТРОГОННЫЕ ТРАВЫ
(Вата ануломан)
Ветрогонными называют травы, которые помогают при скоплении и кишечных газах, болях и вздутиях. Они также помогают выводить воду и слизь, ама, устраняют несварение и непроходимость кишечника. Они способствуют правильной и здоровой перистальтике желудочно-кишечного тракта.
Эти растения содержат быстрорастворяющиеся масла, которые, испаряясь, стимулируют работу пищеварительных органов (самана и апана ваю). Эта энергия Вата, управляющая желудком и тонким кишечником и способствует выведению непереваренных остатков пищи.
Эти энергии Вата также увеличивают агни в организме, подобно тому, как ветер усиливает пламя. С этой точки зрения они обладают теми же свойствами, что и травы, стимулирующие пищеварение. Этот процесс осуществляется путем увеличения пищеварительного огня. Но травы, о которых рассказывается в данной главе, улучшают пищеварение непосредственно путем нормализации Вата. Они очень рекомендуются тем, у кого имеются нарушения пищеварения вследствие нервных стрессов, беспокойства и депрессии. Они имеют тесную связь с нервной системой. Разрушая блокады в каналах, шротас, они освобождают нервную систему и устраняют спазмы и болевые ощущения. Ветрогонные травы также действуют в качестве слабительного и отхаркивающего средства, улучшают циркуляцию крови. Они тонизируют общее состояние и производят основную энергию тела, прану.
Все ветрогонные травы улучшают Вата, но, вследствие своей сухости могут ухудшить Вата, если их использовать в течение долгого времени.
Большинство этих ароматных трав обладает горячим эффектом, обычно они острые на вкус. Но некоторые могут быть охлаждающими и по вкусу горькие.
Горячие ветрогонные травы могут ухудшить Питта и вызывать выделение кислоты. В таком случае лучше предпочесть холодные травы данного типа. Холодные же ветрогонные травы истощают Вата. Все эти травы благодаря свойству их сухости уменьшают Капха.
Большинство специй и приправ принадлежат к этой категории трав, поэтому специи должны присутствовать в ежедневном рационе питания, особенно у тех, кто обладает Вата конституцией. Даже пять граммов специй, добавленные в блюдо, помогают сразу от нескольких болезней, так как большинство болезней происходит от неправильного пищеварения. Эти травы, добавленные в пищу, восстанавливают силы. Они могут излечить многие болезни пищеварительной системы и нервные расстройства.

ПОТОГОННЫЕ РАСТЕНИЯ
(шведана карма)
Потогонные растения вызывают потоотделение, нормализуя таким образом циркуляцию крови, устраняя лихорадку и озноб и одновременно удаляя шлаки из тела. То, что в медицине называется потогонными средствами, является ничем иным, как сильными потогонными растениями. Они очень помогают при резких простудах и воспалениях, а также при хронических болезнях, таких, как астма и артрит. При начальной стадии воспаления или обострении и лихорадочном параличе, действие защитной энергии тела притупляется, в результате чего прекращается выделение пота и ухудшается циркуляция крови. Потогонные травы восстанавливают защитные силы организма. Эффекты их воздействия следующие:
1) обильное потение;
2) ослабление напряженности в теле и ослабление боли в суставах;
3) облегчение лихорадочного состояния и понижение температуры тела;
4) исчезновение высыпаний на коже;
5) выведение избытков воды с поверхности тела и снятие отечности;
6) помогают при головных болях.
Таким образом, эти травы — первое средство от всех болезней.
Аюрведа выделяет два вида потогонных трав, согласно дошам, в которых они действуют. Они действуют на горячие и холодные. Большинство потогонных трав обладает горячим действием. Обычно это острые травы, они уменьшают Капха и Вата и увеличивают Питта. Большинство холодных трав обладает природой Капха: стимулирующим действием, являются отхаркивающим средством и средством против астмы и ревматизма. Холодные потогонные травы обычно остро-горького вкуса, уменьшают Питта и Капха и увеличивают Вата, очень эффективны при лечении лихорадки, тонзиллитах и других воспалительных процессах, вызванных скоплением токсинов в крови. Они обычно вяжущие, поэтому действуют как мочегонное средство.
Горячие потогонные травы повышают температуру тела и через обильное потоотделение из организма выводятся шлаки, вызывающие простуду. Холодные потогонные травы понижают температуру тела через потоотделение, облегчают жар и через поры кожи также удаляют шлаки из организма.
Все эти растения освобождают организм от избыточного количества воды.
Капха конституция требует сильных потогонных средств, так как обладает большим количеством влаги.
Питта конституция требует потогонных средств среднего воздействия, с холодным эффектом. Люди этого типа могут навредить себе горячими потогонными средствами, использованием горячих ванн и саун, которые облегчают Капха.
Вата требует слабых потогонных средств, предпочтительно теплого воздействия, которые помогают увлажнять их сухую кожу. Сильные потогонные средства могут привести к истощения Вата.
Потогонные травы очищают лимфу и плазму, кровь, каналы тела, капилляры. Они благоприятны для дыхательной системы и работы легких, увеличивают прану, улучшают деятельность нервной системы и печени. Потогонные травы могут выступать в качестве рвотного и слабительного. Эти травы не следует готовить на огне, пару, водяной бане. Их используют, добавляя их в горячие ванны, насыпая в подушку и шерстяное одеяло.
Потогонными растениями, обладающими горячим действием, являются следующие: дягиль, базилик, кардамон, барбарис, камфара, корица, гвоздика, эвкалипт, имбирь, можжевельник, полынь, чабрец, острый имбирь.
Растения данного вида, обладающие холодным эффектом, это такие, как тысячелистник, мята курчавая, хвощ, кориандр, цветки бузины, хризантемы, кошачья мята, лопух большой.

МОЧЕГОННЫЕ ТРАВЫ
(мутрала карма)
Мочегонные травы усиливают мочеотделение. Они стимулируют деятельность почек и мочевого пузыря. Они способствуют выведению токсинов из организма. Их основная функция, так же как и слабительных средств, — выведение шлаков через выделения тела. Но так же как со слабительными средствами, с ними нужно обращаться осторожно.
Мочегонные средства уменьшают количество воды и понижают Капха. На вкус они бывают горькими, вяжущими или острыми. Соответственно, они увеличивают сухость Вата, а также уменьшают Питта. Многие из них больше влияют на понижение Питта, чем Капха. Это происходит не потому что природа Питта включает маслянистые элементы, а потому что мочеиспускание — это процесс, способствующий выделению тепла из теле, а также освобождения токсинов и кислоты из тела, способ очистить и охладить кровь, что облегчает Питта. Горячие и сухие травы, острые на вкус, производят обмен воды в теле через процесс потоотделения — это действие потогонных трав. Они также освобождают организм от слизи, обладая отхаркивающим эффектом. Так же как вода испаряется при взаимодействии с огнем, горячие и сухие травы очищают организм.
Холодные и сухие травы с горьким и вяжущим вкусом как мочегонные способствуют выведению избыточного количества воды из организма.
Мочегонные травы обладают холодным и осушающим эффектом — в противоположность качествам Питта — горячему и влажному. Следовательно, мочегонные травы устраняют горячую влагу из организма, как при поносе и дизентерии, а также охлаждают почки, мочевой пузырь, печень и желчный пузырь.
Усиливая процесс мочеотделения, они способствуют устранению камней из печени, почек и желчного пузыря. В их более специфическом анти-Капха действии они способствуют удалению избытков воды из тканей, особеннно в нижней части тела. Избыточное количество воды в области лица, головы, грудной клетки лучше удаляются при помощи слабительных и отхаркивающих средств. Они уменьшают жирообразование, особенно если в эти растения входит большое количество клетчатки. Они стимулируют деятельность мочевого пузыря и почек, иногда питают почки.
Их осушающий эффект может вызвать сухость кожи. Недостаточное мочеотделение, но без избыточного количества воды в теле, требует воздействия лекарств не с осушающим, а с увлажняющим эффектом. В этих случаях мочегонные травы противопоказаны.
При скудном мочеиспускании для Вата конституции рекомендуется увеличение количества воды в тканях — применение немочегонных средств, а закрепляющих, средств, которые обладают действием питающим ткани тела.
Мочегонные травы — самое сильное средство, уменьшающее Вата. Они противопоказаны при конвульсиях, слабости и обезвоживании организма. Мочегонные травы на холодные и горячие. Большинство мочегонных трав обладают горячим эффектом. Холодные мочегонные средства могут выступать и в качестве холодных слабительных. Они применяются при простудах, лихорадке, особенно при воспалении мочеполовых органов печени, желчного пузыря. Теплые мочегонные, например, ягоды можжевельника, часто заменяют теплые слабительные, отхаркивающие, повышающие тонус организма, являются средством против ревматизма. Они противопоказаны Питта при воспалении почек и желчного пузыря, если в лекарственной смеси не преобладают травы холодного действия. Некоторые мочегонные являются холодными и увлажняющими, независимо от их осушающего действия при диурезе. Они оказывают заживляющее действие на слизистые оболочки мочеполовой системы. Примером могут служить такие растения, как алтей аптечный, ячмень. Часто эти травы добавляются к мочегонным, чтобы оградить почки от раздражения и иссушения.
Типичные холодные мочегонные средства: аспарагус, ячмень, мята курчавая, подорожник, алтей аптечный, листья лимона, хвощ, мочевой песок, фенхель, одуванчик, кукурузное рыльцу, кориандр, подмаренник цепкий, лопух. Типичные мочегонные травы с теплым эффектом: корица, чеснок, ягоды можжевельника, мормонский чай, горчица, петрушка, сурепка.

СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
(рактабхишарана карма)
Средствами, применяемыми при лечении гинекологических заболеваний, называют растения, способствующие восстановлению регулярных менструаций и являющихся средствами лечения различных женских и детородных органов: сюда входят и инфекции, и заболевания мочеполовой системы. Такие растения называются рактабхишарана, они улучшают циркуляцию крови. В Аюрведе они называются стимулирующие циркуляцию.
Такие средства — большей частью острые и горькие травы, которые способствуют очищению крови от токсинов, удаляют сгустки крови и вызывают менструацию. Они согревают кровь и улучшают ее качества, стимулируя работу сердца. Они могут обладать как горячей, так и холодной энергией.
Женские детородные органы тесно связаны с кровью, они обладают природой Питта. Нарушение баланса в их работе следует рассматривать как увеличение или понижение Питта. Поэтому естественно, одно и то же лечение в этих случаях и не может подходить. Те средства, что являются холодными по природе, рекомендуются для повышенного Питта при менструальных расстройствах, а горячие — для пониженного Питта.
Растения, применяемые для лечения гинекологических заболеваний, с холодной энергией лучше при регулярных менструациях, вызванных внутренней инфекцией крови.
Такие растения также снимают стресс и эмоции, гнев и раздражительность. Преобладание подобных средств с горячей энергией рекомендуется при запоздалых менструациях, что бывает из-за простуды, перенапряжения, нервного стресса.
Растения, излечивающие гинекологические заболевания, могут обладать свойствами снимать спазмы, помогать при болях и схватках. Некоторое из них, с мышечным эффектом, помогают при менструальной задержке влаги. А обладающие кровоостанавливающим действием, хороши при обильных менструациях.
К горячим растениям, имеющим это свойство, относятся: дягиль, асафетида, корица, хлопковый корень, mugwort, мирра, петрушка, мята болотная, куркума, валериана.
К холодным растениям относятся следующие: васильки, chamomile, хризантемы, гибискус, танимата, примула, малина, розовые цветки, тысячелистник.
Средства, применяемые при лечении гинекологических заболеваний, как правило, оказывают эффект, благодаря повышению апана ваю Вата, который управляет мочеполовой и выделительной системами. Поэтому они отчасти обладают слабительным действием, и вследствие этого противопоказаны беременным.
Аюрведа указывает на еще одну группу растений, которые действуют на женские детородные органы как тонизирующие и восстанавливающие. Это подкатегория тонизирующих, восстанавливающих и возбуждающих средств. Они, как правило, сладкие и питают кровь, а также снабжают влагой женские половые органы, поэтому их рекомендуется применять при истощении, вследствие болезни и старости.
К тонизирующим восстановительным средствам, которые способствуют лечению гинекологических заболеваний, относятся алоэ, дягиль, хлопковый корень, лакричник, семена лотоса, мирра, пион, шатавари, купёна и такие цветы, как гибискус, жасмин, роза и шафран. Для этих целей Аюрведа также предписывает некоторые составы, которые содержат железо.

ОТХАРКИВАЮЩИЕ И УСПОКОИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
(каша швасахара)
Отхаркивающие средства способствуют выведению флегмы и слизи из организма. Они очищают легкие и носовые проходы, а также желудок. Они очень хороши при заболеваниях дыхательных путей, хронической или обостренной простуде, воспалениях, астме, бронхите, пневмонии. В Аюрведе это называется каса и шваса, что означает кашель и одышка, затрудненное дыхание.
Они могут также применяться и при затруднении пищеварения, так как слизь образуется в желудке и скапливается в желудочно-кишечном тракте, вызывая несварение и плохую усваиваемость пищи.
Флегма и слизь могут накапливаться в любом месте тела, вызывая различные образования закупоривания каналов. Они могут образоваться под кожей, например, закупорить вены или каналы других систем, что приведет к различным видам заболеваний, включая нервные болезни.
Отхаркивающие травы бывают двух видов и действуют в двух направлениях. Один из них, например, имбирь, выводит слизь, благодаря их сушащему действию. Они, как правило, острые по вкусу и обладают горячей энергетикой, также стимулирующим действием, вызывающим потоотделением выведение газов. (Некоторые из них, как, например, horehound, горькие по вкусу и обладающие холодной энергией, они особенно хороши для Питта).
Другие, как например, лакричник, обладают увлажняющим действием и выводят слизь. Они понижают Капха, устраняя излишки из тела. В большинстве своем, эти растения сладкие на вкус.
Они обладают успокаивающим и смягчающим действием, содержат клейкие субстанции, которые смягчают кожу и успокаивают слизистые оболочки. Теплые и сушащие отхаркивающие удаляют простуду, влагу, понижают Капха и ама, увеличивая Питта и агни, эти средства особенно хороши для Капха и Капха-Вата при простуде и респираторных заболеваниях.
Охлаждающие и увлажняющие отхаркивающие снижают жар и сухость, выводят избыток Капха и ама, и больше подходят для Вата или Питта-Вата при простуде и одышке, затрудненном дыхании и воспалении горла, сухом кашле.
Большинство отхаркивающих действуют против кашля, так как кашель вызван скоплением слизи или воспалением дыхательных путей.
Кашель тоже определяется по категориям: мокрый и сухой, без мокроты, и в соответствии с этим назначается лечение.
Кашель с чистой, обильной мокротой, указывает на Капха нарушение, сыро-холодный. Кашель или простуда с желтой мокротой — это признак воспаления слизистой оболочки, указывающий на лихорадку или Питта нарушение, влажно-горячий.
Сухой кашель с небольшим количеством мокроты, озноб указывает на Вата, особенно при хронических простудах.
Кашель и простуда, как правило, относятся к Капха нарушениям, так как слизь — это Капха, а Капха находится в желудке и в легких. Хроническая простуда и скопление слизи можно облегчить профилактической рвотой, клизменной терапией, — это один из способов сильнодействующих слизевыводящих средств.
Увлажняющие отхаркивающие и смягчающие средства принимаются внутрь, чтобы успокоить раны, язвы, раздражения. Они питают ткани и клетки, то есть являются противовоспалительным.
В западной медицине они очень близки тем, что называется в Аюрведе тонизирующими. Это питающие ткани средства, со сладким вкусом, которые непосредственно укрепляют органы и ткани. Их можно назвать препараты, стимулирующие работу легких. Некоторые обладают восстанавливающим действием, а некоторые смягчающим, а некоторые — слабительным эффектом. Некоторые травы, благодаря их успокоительным эффектам, благоприятно действуют на работу сердца и нервную систему.
При обезвоживании и истощении тканей Вата, они являются эффективными смягчающими средствами.
Успокаивающие средства устраняют сухость, вызывающую раздражение и расстройство физиологических функций. Они питают слизистые оболочки и соединительные ткани. Можно соединить обе группы этих отхаркивающих средств, чтобы помочь сбалансировать их действие. Отхаркивающие, обладающие горячим и сухим эффектом, например, имбирь, можно использовать с увлажняющими, как лакричник, чтобы не ухудшить Вата и Питта из-за их сухости и остроты.
Холодные, влажные отхаркивающие средства, являясь тяжелыми и трудно усваиваемыми, требуют добавления горячих острых трав. Действие состава зависит от того, какие травы в смеси преобладают, и нужно следить, чтобы лекарство не оказывало одностороннего эффекта.
К отхаркивающим средствам сухого действия относятся: тростниковый аир, кардамон, корица, гвоздика, девясил, имбирь сушеный, horehound, семена горчицы, апельсиновые корки, пиппали, шалфей, свежий имбирь.
К влажным отхаркивающим средствам относятся следующие: бамбук (вамша рочана), мокричник, comfrey room, льняное семя, мох, лакричник, алтей аптечный, папоротник, молоко, нерафинированный сахар, вяз, купёна.
Средства от кашля: абрикосовые косточки, барбарис, мать-и-мачеха, ephedra, эвкалипт, grindelia, horehound, коровяк, osha, чабрец, вишня.

СЛАБИТЕЛЬНЫЕ И ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
(виречана карма)
Слабительные травы способствуют перистальтике кишечника, устраняют запоры и помогают выводить из пищеварительных органов непереваренные остатки пищи и токсины. Эти травы бывают слабого и сильного действия. Слабительные неинтенсивного действия называются просто слабительные. Сильные слабительные называются purgatives или catharties.
Рurgatives способствуют интенсивному опорожнению кишечника, могут вызвать понос и схватки, возможно, боли и tenesanus, что может вызвать раздражение слизистых оболочек, поэтому их следует использовать осторожно. Рurgatives обычно обладают холодным эффектом. К ним относятся горькие травы, например, ревень, и масла с горячим эффектом, как касторовое.
Средние слабительные — это, как правило, водянистые растения. Они улучшают перистальтику посредством обильного увлажнения пищеварительных органов.
Некоторые холодные травы также обладают некоторым слабительным действием.
Laxatives and purgatives предписываются в случае запора и при плохой перистальтике, а также при скоплении токсинов в толстой кишке (это можно определить по появлению налета на задней стороне языка). Иногда, если даже у человека регулярный стул и хорошая перистальтика, может быть накопление токсинов, и требуется очищение кишечника. Слабительные средства можно использовать на средней стадии, при возникновении лихорадки, чтобы очистить организм от токсинов.
Хронический запор, так же как и запор вследствие вялости органов при пожилом возрасте, — это ама типа Вата — из-за избытка газов в кишечнике и сухости кишечника. В этом случае рекомендуются в основном мягкие, влажные или обильные слабительные (laxatives). Сильные слабительные средства в таком состоянии противопоказаны, так как они вызывают раздражение. Тем не менее, иногда, при очень высоком содержании токсинов, необходимо интенсивное очищение.
У Питта конституции есть склонность к поносу, один из ее признаков — маслянистость. Но если огня слишком много, то это может вызвать запор вследствие сухости. Поэтому в данном случае рекомендуется очищение при помощи слабительных средств (виречана). Это лучший способ для того, что устранить из тела огонь Питта и желчь.
Но в случае изжоги или ядовитых образований на слизистой кишечника, что обычно бывает у Питта, сильные рurgatives могут вызвать раздражение. Поэтому в этом случае лучше использовать влажные, слабительные холодного происхождения (laxatives), как phylli__ seeds.
В случае Капха конституции запор может быть вызван скоплением мокроты, слизи из-за скопления неперевариваемой пищи в кишечнике, благодаря плохой способности к пищеварению. Поэтому в данном случае рекомендуется laxatives, которые обладают сухим эффектом, обильные или влажные laxatives увеличат в данном случае спазмы. laxatives могут подавить огонь пищеварения и ослабить перистальтику, если их длительное время использовать как стимулирующие перистальтику.
Их рекомендуется готовить вместе с возбуждающими травами или ветрогонным, как имбирь и фенхель.
От запора или скопления токсинов в кишечнике можно избавиться, повысив огонь пищеварения, Агни.
Горячие, острые травы обладают способностью стимулировать пищеварение и помогают избавиться от запоров при Вата или Капха конституциях, даже при использовании слабительных (laxatives).
Сухость в кишечнике может иметь отношение к сухости в легких, и эти травы увлажняют также и легкие, например, лакричник или льняное семя. К увлажняющим слабительным относятся следующие: льняное семя, ги, лакричник, чернослив, psyllium seed, изюм, отруби, теплое молоко.
Сильные purgatives: алоэ, касторовое масло, croton, горькая сыпь, мандрагора, ревень, сенна.
Холодные травы с различной степенью слабительного действия: алоэ, echinacea, горечавка, ревень, сенна, лопух. Сильные purgatives и мягкие laxatives могут сочетаться для сбалансированности эффекта.

УСПОКАИВАЮЩИЕ И СНИМАЮЩИЕ СПАЗМЫ СРЕДСТВА
К таким средствам относятся травы, успокаивающие и стимулирующие деятельность нервной системы. Они применяются, чтобы восстановить нарушенные функции нервной системы.
Эти средства оказывают эффективное действие на деятельность мозга и рекомендуются для поддержания сознания и ума в бодром и ясном состоянии, а также при психических нарушениях и умственных расстройствах.
Большинство успокаивающих средств снимают спазмы, помогают при конвульсиях, коликах, судорогах мышц.
Они также действуют как расширяющие при спазмах бронхов, таким образом, помогают при респираторных заболеваниях.
Некоторые могут облегчить спазмы при менструациях, снять головную боль.
Большинство этих трав обладают сильным ароматом, как например, мята или валериана — вследствие того, что ароматические травы действуют непосредственно на прану и сами по себе содержат много праны (воздуха).
Такие ароматические травы благоприятно воздействуют на ум и чувства, очищают желудочно-кишечный тракт, излечивают несварение, предотвращают боль и восстанавливают нервную систему.
Успокаивающие травы оказывают ветрогонное действие и улучшают пищеварение, снимают спазмы и устраняют газы из желудочно-кишечного тракта. Суть этого процесса можно рассмотреть с точки зрения Аюрведической психологии. Вата доша, управляющая нервной системой, концентрируется в кишечнике, откуда распространяется в различные ткани тела. А также в кишечнике скапливаются питательные вещества, которые поддерживают нервные и костные ткани. Поэтому лечение Вата через кишечник — это лечение Вата нервной системы.
В Аюрведе, если речь идет о нервных расстройствах, то мы имеем дело с Вата нарушениями, так как Вата управляет нервной деятельностью. Вата, согласно своей природе, состоящей из воздуха или ветра, импульсивны, переменчивы, очень чувствительны. Большинство болезней нервной системы вызваны Вата нарушениями. Поэтому при лечении нервных заболеваний, прежде всего мы должны принимать во внимание Вата. Нервные заболевания, такие как люмбаго, ишиас, паралич и дегенерация — это болезни Вата. Хотя многие эмоциональные и нервные расстройства могут быть связаны с другими дошами, как например, гневом, вызываемым Питта дошей. Другие доши могут повысить или ухудшить Вата.
При появлении нарушений необходимо выявить внутреннюю причину заболевания.
Эмоции Вата, такие как страх и беспокойство, ослабляют почки и надпочечники, а также расшатывают нервную систему, вызывают бессонницу, шаткость сознания, оцепенение — все это может привести к потере нервных тканей.
Большинство успокаивающих ароматических трав восстанавливают Вата и жизненные силы, утраченные в результате этих нарушений.
Некоторые ароматические травы сковывают функции, так содержат так называемые тамасичные элементы, обладающие эффектом оцепенения и способствуют увеличению веса.
Это особенно хорошо для тех Вата, которые страдают от «невесомости», то есть от избытка воздуха и эфира. К таким растениям можно отнести асафетиду, чеснок и валериану.
Однако если есть ослабленные из-за плохого питания нервные ткани, необходимо еще применять питательные травы, например, ашвагандха или лакричник (см. «Тонизирующие средства»).
Длительное употребление ароматических успокоительных трав может значительно ослабить нервные ткани вследствие их иссушающего воздействия, а также перевозбудить нервную систему.
Эмоции Питта, — гнев, зависть, ненависть, — расширяют сосуды, возбуждают кровеносную систему и сердце, что вызывает повышенное давление, бессонницу, раздражительность и другие умственные и нервные нарушения Питта. Взрывы эмоций, агрессивность «business executive"s» life styll — это признаки повышенного Питта.
Нервные нарушения, вызванные Питта, часто лечатся широко известными анти-Питта растениями (см. управление Питта), такие как горькие тонизирующие лекарства и сильные слабительные. Никакие другие средства не могут успокоить Питта.
Практически все травы, известные в качестве успокаивающих, обладают охлаждающей энергией. Отрицательные эмоции, беспокоящие ум, обладают природой Питта и вызывают огонь. Чтобы привести ум в спокойное и ясное состояние, необходимо применять травы холодного воздействия.
Характерные черты нервной системы Капха — это инертность, вялость, сонливость. Психологически, Капха страдает от жадности, похоти, привязанностей, цепляется за прошлое. Для Капха хороши успокаивающие травы, обладающие тонизирующим действием и стимулирующим пищеварение, благодаря их сухости.
Растения, которые замедляют жизнедеятельность Вата и Питта, приводят в движение Капха.
Различные растения действуют на разные доши по-разному. Определенное растение на одну дошу может действовать успокаивающе, а на другую — возбуждающе.
Многие травы, которые успокаивают ум, действуют позитивно на все три доши, так как спокойствие ума соответствует положительному состоянию во всех дошах.