Все о древнем буддийском храме. Как называется буддийский храм? Буддийские монастыри в Индии

Буддийская религия и культура со временем шагнула далеко за пределы Индии. В I веке нашей эры в Кушанском государстве (Северо-запад Индостана) активно строятся буддийские культовые сооружения – святилища-ступы, пещерные и наземные храмы. В Бактрии существовал огромный буддийский монастырь, где жили 3000 монахов.

Буддийские храмы Кушана в большом количестве украшались скульптурой.

Памятником мирового значения до недавнего времени были две огромные скульптуры – Будда Малый (35 метров, II век до н.э.) и Будда Большой (53 метра, I век н.э.) в долине Балшан в центре Афганистана (взорваны талибами).

На основе культовой скульптуры кушанские мастера создали светскую галеоею, дворцово-династическую – портреты правителей,героев, вельмож.

В первых веках нашей эры буддизм распространился в Китае. Символом этой религии здесь стала не ступа, а многоярусная башня-пагода. Пагоды древней эпохи были деревянными и не сохранились. В VIII веке в Китае возникает своеобразная форма крыши – с выгнутыми краями, часто украшенная рельефом и скульптурой. Эта изогнутость идёт от перехода с крутой двускатной крыши главного строения к окружающей его веранде. Крыша была главным акцентом архитектурной композиции.

Пагоды, относящиеся к раннему средневековью, отличались

монументальностью и простотой стиля. Более поздние строения – сложным

силуэтом с изогнутыми карнизными свесами, с дробной пластикой стен.

В качестве одного из элементов архитектуры буддийских храмовых комплексов в Китае существуют «ворота очищения», богато украшенные скульптурой, резьбой, цветом.

В Китае сохранилось немало действующих буддийских храмов и монастырей. Один из самых впечатляющих – пещерный храм Луньминь (Драконовы ворота), в многочисленных гротах и нишах которого расположены более 100 тысяч статуй Будд и бодхисатв. Монотонное однообразие прекрасных скульптур удивительно успокаивает человека, помогает ему отвлечься от суетности окружающего мира.

Самый знаменитый буддийский пещерный храм Китая – Шаолинь (он высечен в скале у Жёлтой реки). Этот монастырь – родина дзен-буддизма и признанный центр боевого искусства у-шу. Специфика монастыря отображена в своеобразной скульптурной галерее, созданной в одном из дворов. Деревянные скульптуры изображают бритоголовых монахов, ведущих тренировочные бои. Фигуры очень реалистичны и выразительны. Шаолиньские монахи на протяжении веков совершенствовали боевое искусство.

Самым древним же считается монастырь Байма (Белая лошадь) в окрестностях г. Лояна. Именно сюда на белых лошадях в I веке н.э. привезли первые книги буддийского канона и статую Будды.

В Таиланде сохранилось множество позднебуддийских монастырей. В Бангкоке существует монастырь Пра Кео со всемирно известным храмом Изумрудного Будды, здесь же – самый древний монастырь таиландской столицы Четупон (Ват По). Этот монастырь славится самыми большими храмами и учёностью монахов. В главном храме находится огромная статуя лежащего Будды (46 метров длиной и 15 высотой), покрытая позолотой. Под сводами храма тихо звенят колокольчики…

Уникальный позднебуддийский памятник культуры сохранился в

Индонезии.

В центре острова Ява высится буддийский храм Боробудур, одно из прекраснейших строений восточной архитектуры. Ему более 11-ти столетий. Построен он по проекту архитектора Гунадхармы в VIII веке. Храм Боробудур построен на природном холме продолговатой формы. Центральная ступенчатая пирамида стоит на квадратном основании площадью в гектар. Над основанием возвышаются террасы, покрытые барельефом и украшенные 462 статуями Будды. Ещё выше – три круговые террасы, на которых стоят 72 ажурные ступы со статуями Будды внутри. На высоте 35 метров над землёй сооружение завершает большая закрытая и пустая ступа, символизирующая созерцание Высшей истины или нивану. На вершину пирамиды ведут лестницы, входы сторожат каменные львы. Для храма Боробудур характерны оригинальные элементы, отличающие его от других памятников буддизма.

В Японию буддизм пришёл в VI веке из Кореи. Поэтому буддийские храмы там строились корейскими и китайскими архитекторами. Один из таких храмов – буддийский храм китайского стиля с пагодой (VII век) хорошо сохранился в г. Нара (древняя столица Японии) и является национальной святыней.

Буддийские японские храмы почти всегда узнаются по красным воротам. Интерьеры храмов ярко расписаны. В глубине храма – статуя Будды.

Сердце Великой Степи – Монголия – познакомилась с основами буддизма в VII веке. При Угедей-хане в честь его возведения на престол был заложен первый буддийский храм в тогдашней столице Монголии Каракоруме (разрушен в XIV веке).

С конца XVI века в Монголии распространяется северная, тибетская ветвь буддизма. В долине реки Орхон был создан комплекс буддийского монастыря Эрдэни-Зуд («драгоценное сокровище»). Территория монастыря окружена стеной со 107-ю башнями-субурганами, своеобразными святилищами-мавзолеями.

Первым за оградой стоит храм Далай - Ламык, посвящённый

первосвященнику Тибета Далай-ламе. Нижняя часть здания выложена голубым кирпичом, выше – парапет с полоской фриза с позолоченными зеркальцами, вмурованными в кладку стены.

Расцвет буддийской культуры Монголии связан с именем Джанабазара – выдающегося государственного и религиозного деятеля, талантливого поэта, архитектора, скульптора. В своих работах он следовал буддийским канонам, но его творчество шире любого канона, любой религии. Он прославился созданием пяти огромных бронзовых статуй дхьяни (Будд созерцаний).

Сохранилась и стала главной святыней монастыря Гандан в Улан-Баторе (в то время это была ханская ставка Угра) скульптура Ваджрадара (буддийское божество), созданная в строгих буддийских канонах.

До сих пор в музее Улан-Батора из глубин веков улыбается нам буддийская богиня милосердия Белая Тара, оберегающая человека от зла. Таких фигур было двадцать, а двадцать первая Тара улыбается нам улыбкой любимой девушки художника.

Угра была не только столицей государства, но и центром буддизма в Монголии. А монастырь Гандан представлял собой почти самостоятельный город в столице. Здесь же находилось высшее духовное учебное заведение ламаизма, где обучались учащиеся из Бурятии, Тывы, Калмыкии.

Интерьеры храмов монастыря до сих пор поражают как великолепной скульптурой, так и богатством цветовых решений интерьеров. Золото, бирюза, кораллы, охра растирались для получения определённых цветов.

Все элементы храма, включая живописные иконы и предметы декоративно-прикладного искусства, подчинены единому композиционному замыслу.

Ламаизм, используя наследие художественной культуры монгольского народа, сумел развить все виды художественного творчества и поставить их на службу религии.

Заключение

Буддизм в современном мире – мире войн, терроризма, безверия, находит

всё больше сторонников. Первая истина буддизма «Всё в мире полно зла и страдания» как нельзя лучше характеризует XXI век. И если не мир, то хотя бы дух человека стремится научиться жить правильно в этом мире страданий.

Главное открытие буддизма: человек невыносимо одинок в этом мире. Он может спасти себя сам. Будда говорил: «Немногие из людей достигают противоположного берега, остальные только суетятся на этом берегу».

Буддизм… Религия без Бога, спасение без спасения, жизнь без зла, но и без добра…

Актуальные проблемы развития буддизмиа в современных условияхобусловлены поиском общероссийской идентичности, потребностью в глубоком изучении истоков собственной евразийской культуры, в сохранении и использовании всего лучшего, что было создано за многовековую историю Российской цивилизации. Особого внимания в этой связи заслуживает анализ буддийской культуры России, ее ценностей в определении евразийской идентичности многонационального российского государства, где своеобразный «исход к Востоку», буддолого-востоковедческие традиции имеют глубокие исторические корни.

В условиях поиска новых путей цивилизационного развития важное значение приобретают поиски возможностей реализации принципа взаимодополнительности типов философствования в России и на Востоке. Богатства буддийской философии могут и должны быть востребованы современной российской культурой и интеллектуальной средой, тем более что ее встреча с русской философской традицией на рубеже XIX-XX вв. оказалась весьма плодотворной.

Несомненна важность и внешнеполитической стороны данной проблемы. В силу своеобразного географического положения России перед ней стоит задача устанавливать и поддерживать дружеские отношения не только со

странами Запада, но и с государствами буддийского Востока. При этом необходимо учитывать, что народы России, традиционно исповедующие буддизм, являются своеобразным связующим звеном между нашей страной и буддийским миром. Таким образом, от правильного понимания специфики буддизма в определенной степени будет зависеть и международное положение России.

Буддизм на сегодняшний день играет все большую роль в общественной и культурной жизни России, постепенно переходя границы тех регионов, где он распространен традиционно. Популярность буддизма обусловлена рядом причин, одной из которых является близость некоторых его принципов к современной научной мысли. Симпатии вызывают толерантное отношение к другим культурным и религиозным ценностям, отсутствие претензий на исключительность, открытость межконфессиональному диалогу. Гуманизм, терпимость и высокие этические нормы буддийской культуры предполагают возможность осуществления на практике основных гражданских прав.

Изучение духовно-нравственного и социально-экологического потенциала многовековой буддийской культуры говорит о возрождении духовности в России.. Проблемы, с которыми встретилась современная цивилизация, свидетельствуют о необходимости переоценки ценностей не столько в экономической, технологической и информационной сфере, сколько в духовно-культурной, социально-антропологической. Современные исследователи все чаще и чаще обращаются к буддизму в поисках ответов на многие насущные вопросы современности (проблема взаимодействия науки и религии, экологические проблемы, проблема толерантности и т.д.). В условиях кризиса научной рациональности большое распространение получает «компромиссный» подход, предполагающий синтез мировоззренческих парадигм науки и религии, Востока и Запада.

Обращение к социокультурному потенциалу буддизма, анализ взаимосвязи идей толерантности, всеобщей ответственности, этики ненасилия в

буддизме с направлениями развития современного мира может способствовать поиску новых моделей решения глобальных проблем современности. Буддистские экологоориентированные ценности являются своеобразной альтернативой «обществу потребления» и потому они получают понимание и активную поддержку в мире.

Философское осмысление ценностей буддийской культуры может явиться концептуальной компонентой поиска альтернативных моделей развития современной цивилизации в контексте процессов «столкновения идентичностей». Перспективным представляется обращение к такому дискурсу религиозно-культурной идентичности, который придал бы индивиду, социуму целостность и ценностную укорененность, помог бы преодолеть столкновение идентичностей традиционного, модерного и постмодерного обществ, «расколотость», «гибридность», «пограничность» современных идентичностей.

Несомненный интерес представляет и вопрос о восприятии буддизма в социокультурном пространстве России. Это связано с усилением в последние десятилетия интереса к проблеме диалога культур. Глобализация современной жизни и культуры, осознание иных ценностей заставляет по-другому взглянуть на взаимодействие культур и цивилизаций. Диалог культур Востока и Запада имеет особое значение на современном этапе исторического развития, когда азиатские страны начинают играть заметную роль на международной арене.

Буддизм способствовал усилению евразийской специфики социокультурного пространства России, а на эволюцию буддийской культуры в России значительное влияние оказала цивилизационная специфика российского пространства.

В процессе своей эволюции на российской почве буддизм приобрел социокультурные особенности по сравнению с его изначальным вариантом, в то время как его религиозно-философские и мировоззренческие принципы почти не изменились.

Важной особенностью буддизма, оказавшей влияние на его

историческую судьбу в социокультурном пространстве России, является прагматизм, который наиболее ярко проявляется в кризисные, переходные периоды развития общества.

Основная:

1. Лебедев В. Ю. Религиоведение. - М.: «Юрайт», 2013. - 629 с.

2. Яблоков И.Н. Основы Религиоведения. - М.: Гардарики, 2002. - 511 с.

Дополнительная:

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз поговорим о буддийских культовых заведениях разных направлений. Каковы же особенности буддийских храмов?

Пропитанные историей, интригующие, с впечатляющими архитектурными изысками и резными рельефами, многие храмы – это настоящие чудеса для исследования.

Обычно умиротворённое и безмолвное, блуждание по территории храма, погрузившись в свои собственные мысли – это незабываемый опыт, вне зависимости от религиозных предпочтений.

Правила поведения

Азиатские буддийские храмы живут в двух реальностях: они являются священным местом поклонения и туристической достопримечательностью. Во время путешествия туристы посещают, как минимум, один, а то и несколько храмов.

Путешествующие подчас допускают характерные бестактности по отношению к послушникам и их святыням: приходят с оголёнными ногами и плечами, хвастаются тату с Буддой, взбираются в обуви на пагоды и т. д.

Но тех из них, кто следует простым, легко запоминаемым , приветливо встречают в святилищах. Нужно лишь проявлять уважение:

  • Выключить мобильный телефон
  • Вытащить из ушей наушники
  • Говорить тише
  • Избегать ненужных разговоров
  • Снимать головной убор и обувь
  • Не курить
  • Не употреблять жевательную резинку

Ведь они ступают на действительно священную территорию, куда местные приходят пообщаться с божественным. Любой намёк на неуважение может причинить им глубокую обиду.

Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. Где это сделать, подскажет сложенная обувь других посетителей. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.


Плечи должны быть прикрыты, брюки – быть длинными. В некоторых храмах на входе предложат за небольшую плату саронг или другую накидку, если служитель посчитает одежду недостаточно закрытой.

В других местах проявляют бо̒льшую снисходительность. Но скромность в любом случае оценят.

Внутри никогда не следует касаться, сидеть рядом, взбираться на статую Будды или возвышение. Нужно получить разрешение фотографировать и никогда этого не делать во время поклонения.

Выходя, нужно пятиться лицом к Будде и лишь затем повернуться к нему спиной.

Крайней грубостью считается показывать пальцем на убранство помещения или людей. Указывать на что-то можно правой рукой ладонью вверх.

Сидя, не следует протягивать ноги в направлении людей или будд. Если в это время войдёт монах, нужно встать, чтобы выразить уважение, и подождать, пока он закончит простирания, и тогда только снова сесть.

Монахи – это дружелюбнейшие люди. Когда вы видите их подметающими у входа, знайте, что они больше беспокоятся, чтобы кто-то из входящих не наступил случайно на насекомое, чем о чистоте.


Они не едят после полудня. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы не есть в их присутствии. Если монах сидит, нужно тоже присесть, прежде чем начать разговор, чтобы не быть его выше. Давать ему и брать у него что-то можно только правой рукой.

Для женщин правила ещё суровее. В этих краях не принято, чтобы женщина касалась или вручала что-нибудь послушнику. Даже случайное касание рясы приведёт к тому, что ему нужно будет поститься и выполнять очищающий ритуал.

Если нужно сделать пожертвование, деньги передаются мужчине. Только он может отдать их члену монашеской общины.

И напоследок несколько советов, которые покажут, что вы изучали обычаи буддистов перед визитом сюда:

  • Подходя к алтарю, ступайте сначала левой ногой, а отходя — правой.
  • Традиционное приветствие – сложить руки в молитвенном жесте перед грудью и слегка поклониться. Чтобы выразить глубокое уважение членам общины, руки поднимают выше, на уровне лба.
  • Почти возле каждого храма есть металлический ящик для пожертвований. Они поддерживают работу святилища, особенно малобюджетного. После визита жертвуйте сюда около доллара.

Что означают названия

Буддийские храмы называются «дацан», но могут иметь в названии имя собственное в сочетании со словами «тэра», «дэра», «гаран», «дзи». Каждое из этих слов указывает либо на географическое положение, либо на имя жертвователя, на прославление определённого божества или рода.

Внешнее и внутреннее устройство

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.


Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.

Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.

Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.


На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.

Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.

Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.

Структура дацана всегда отражает «три драгоценности» буддиста: Будду, закон и общину его учеников.

При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.

При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.


Заключение

Поклонение Будде стирает грани между мирянами и членами монашеской общины и является основой для единения всех буддистов и укрепления духовных связей между ними.

На этом мы прощаемся с вами. Если вы узнали что-то новое для себя – поделитесь этой статьей в социальных сетях.

В нашей стране живут верующие очень многих религий. И часто, даже из любопытства, мы заходим в храмы представителей не своей веры.

Сравниваем архитектуру, традиции, обычаи. Что желательно знать, заходя в культовое сооружение католиков, православных, мусульман, иудеев, буддистов? О чем надо помнить, чтобы ненароком не оскорбить религиозных чувств?

Православная церковь в форме... корабля

Культовыми зданиями православных христиан являются церкви, соборы и часовни. С давних пор все христианские храмы строятся так, что с высоты птичьего полета они похожи на огромный крест, круг (символ вечности) либо корабль (Ноев Ковчег). Согласно традиции, православный храм всегда воздвигают алтарем на восток.

Храм, как правило, имеет один или несколько куполов круглой, крестовидной либо восьмигранной формы. Их венчают колокольни. Внутри православных храмов расположен иконостас - перегородка с прикрепленными к ней иконами. Она отделяет алтарь, куда могут входить только мужчины, от притвора и паперти. В каждом храме также есть клирос и хоры для певцов, чтецов и пономарей, а посреди установлен аналой с иконами.

При входе в храм мужчина должен снять головной убор и стать на правую часть храма, а женщина - покрыть голову и занять место на левой стороне.

Знаменитый храм . Собор Святой Софии построен в XI веке в центре Киева по приказу князя Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков его перестроили в стиле украинского барокко. До наших дней в нем сохранилось много древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.

Католический костел - без иконостаса

Католики молятся в костелах и соборах. Чаще всего эти культовые сооружения построены в готическом или неоготическом стиле. Внутреннее устройство зданий во многом сходно с православными храмами, но у католиков отсутствует иконостас. В храме отчетливо выделена центральная часть - алтарная, или, как ее еще называют, пресвитерий. Это то самое место, где проходят богослужения и где хранятся Святые Дары. Оно отмечено неугасаемой лампадой. Рядом с центральным алтарем зачастую располагаются боковые приделы в честь святых. Кроме того, в помещении католического храма есть отдельное место для хора и ризницы.

При входе в храм мужчины должны снимать головные уборы, а вот женщинам покрывать голову не обязательно. Пальцы правой руки прихожане окунают в кропильницу - сосуд со святой водой, который стоит перед храмом, а затем крестятся.

Знаменитый храм . Кафедральный собор Святых Апостолов Петра и Павла в Луцке - старейший в Украине. Построен в 1616-1639 годах по проекту известного архитектора Джакомо Бриано как церковь при монастыре иезуитов.

Синагога «смотрит» на Иерусалим

Евреи проводят религиозные обряды в синагоге, фасад которой обязательно должен быть обращен к Иерусалиму. В Европе это означает ориентацию на восток. Снаружи синагога представляет собой обычное здание. Внутри него у входа есть умывальник, где священнослужители омывают руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. За ними расположено Святилище в виде шатра, куда могут входить только священнослужители. В глубине Святилища за занавесом находится Святая святых с Ковчегом Завета, на котором высечены Десять священных Заповедей иудеев.

Переступая порог синагоги, иудеи должны дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы - футляра, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Женщины и мужчины входят в синагогу с покрытой головой и молятся в разных помещениях.

Знаменитый храм. В поселке Жовква Львовской области есть уникальная синагога-крепость, построенная в XVII веке по указу польского короля Яна Казимира в стиле барокко.

Мечеть обращена к Мекке

Дом молитвы мусульман - мечеть. Она представляет собой здание круглой или квадратной формы, которое обращено к Мекке, с башнями-минаретами (числом от одного до девяти). В мечети нет культовых изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана. Справа расположена кафедра-минбар, с которой проповедник-имам читает свои проповеди.

Верующие молятся в мечетях пять раз в день. Перед молитвой мусульмане проводят омовения, а перед вхождением в храм обязательно снимают обувь. Также всем нужно покрыть голову, а женщинам еще и надеть максимально закрытую одежду. Молятся мужчины и женщины в разных помещениях.
Знаменитый храм. В 2011 году в Киеве на Татарке возвели мечеть Ар-Рахма ("Милосердие") с огромными 27-метровыми минарета.

Буддийский храм собрал культовые сокровища

Быть буддистом означает искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» - у Будды, его учений и общины. Буддийский храм устроен так, что все сокровища собраны в одном месте. Храмы отличаются обилием шпилей, лепных украшений на фасаде, а также особым устройством карнизов, которые мягко и изящно загнуты вверх.

Храм состоит из трех залов. В «золотом зале» хранятся статуи и изображения Будды, а также находится алтарь. Второй зал - пагода - имеет три или пять ярусов, в центре находится столб из ствола большого дерева. На его вершине хранится частица останков Будды. А третий зал, для чтений, предназначен для священных свитков и книг.

Перед входом в золотой (алтарный зал), женщинам и мужчинам необходимо снять головные уборы, пройти к алтарю по ходу солнца (слева направо). Во время религиозной службы (хурала) можно сидеть на скамейках или на ковре в позе лотоса, но нельзя закидывать ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря.

Знаменитый храм . Самый крупный в Европе буддистский храм "Белый Лотос" основан последователями школы кунг-фу в 1988 году в Черкассах.

Напомним, ранее мы рассказывали, что .

Словарик

Ризница - место, где хранятся литургические предметы, в том числе одеяния.

Аналой - столик, на который кладутся книги, иконы и другие церковные принадлежности.

Для чего верующие строят храмы? Зачем их такое большое количество разбросано по всей православной Земле? Ответ прост: цель каждого - спасение души, а достижение ее невозможно без посещения церкви. Она - лечебница, где происходит от греховных падений, а также ее обожествление. Устройство храма, его убранство позволяют верующему окунуться в божественную атмосферу, стать ближе к Господу. Провести обряд крещения, венчания, отпустить грехи может только священник, который присутствует в храме. Без служений, молебнов не может человек стать чадом Божьим.

Православный храм

Православный храм - это место, где служат Богу, где есть возможность соединиться с ним при помощи таких таинств, как крещение, причастие. Здесь собираются верующие, чтобы совершить совместную молитву, о силе которой знают все.

Первые христиане имели нелегальное положение, поэтому у них не было своих храмов. Для молитв верующие собирались в домах предводителей общин, синагогах, а бывало, что и в катакомбах Сиракуз, Рима, Эфеса. Длилось это на протяжении трех столетий, пока к власти не пришел Константин Великий. В 323 году он стал полноправным императором Римской империи. Христианство он сделал государственной религией. С тех пор и началось активное возведение храмов, а позже и монастырей. Именно его мать - царица Елена Константинопольская - была инициатором воздвижения в Иерусалиме.

С той поры устройство храма, его внутреннее убранство, архитектура претерпели значительные изменения. На Руси повелось строить крестово-купольные церкви, этот тип актуален до сих пор. Важной деталью любого храма являются купола, венчаются которые крестом. Уже издалека по ним можно заприметить дом Божий. Если же купола украшаются позолотой, то под лучами солнца они пламенеют, символизируя огонь, пылающий в верующих сердцах.

Внутреннее устройство

Внутреннее устройство храма обязательно символизирует близость к Богу, наделено определенной символикой, убранством, служит для удовлетворения целей христианского богослужения. Как учит Церковь, весь наш материальный мир есть не что иное, как отражение духовного мира, невидимого глазу. Храм - образ присутствия Царства Небесного на земле, соответственно, образа Царя Небесного. Устройство православного храма, его архитектура, символика дают возможность верующим воспринимать храм как начало Царствия Небесного, его образ (невидимый, далекий, божественный).

Как и любое строение, храм должен нести в себе те функции, для которых он предназначен, удовлетворять потребности и иметь следующие помещения:

  • Для священнослужителей, которые проводят службы.
  • Для всех верующих, присутствующих в церкви.
  • Для кающихся и тех, кто готовится принять крещение.

Издревле храм разделяется на три основные части:

  • Алтарь.
  • Средняя часть храма.
  • Притвор.
  • Иконостас.
  • Жертвенник.
  • Престол.
  • Ризница.
  • Горнее место.
  • Амвон.
  • Солея.
  • Пономарка.
  • Клиросы.
  • Паперти.
  • Свечные ящики.
  • Колокольня.
  • Крыльцо.

Алтарь

Рассматривая устройство храма, особое внимание нужно уделить самая главная часть церкви, предназначенная только для священнослужителей, а также для тех лиц, которые прислуживают им во время богослужений. Алтарь заключает в себе образы Рая, небесного жилища Господа. Обозначает таинственную сторону во Вселенной, часть неба. Иначе алтарь называют «небо на Зеле». Всем известно, что Господь закрыл после грехопадения Врата в Царствие Небесное для простых мирян, вход сюда возможен только Имея особое священное значение, алтарь всегда внушает верующим благоговение. Если верующий, помогающий в службе, наводящий порядок или зажигающий свечи, заходит сюда, он обязательно должен совершить земной поклон. Мирянам вход в алтарь запрещен по той простой причине, что место это всегда должно быть чисто, свято, именно здесь находится Святая Трапеза. Не допускается в этом месте толчея и бесчинство, которое по своей греховной натуре могут допустить простые смертные. Место это для сосредоточения молитвы священником.

Иконостас

Христиане испытывают чувство благоговения, войдя в православный храм. Его устройство и внутреннее убранство, иконы с ликами Святых превозносят души верующих, создают атмосферу умиротворения, трепет перед Господом нашим.

Уже в древних катакомбных храмах алтарь начали отгораживать от остальной части. Тогда уже существовала солея, алтарные преграды выполнялись в виде приспущенных решеток. Намного позже возник иконостас, который имеет царские и боковые врата. Он служит разделительной чертой, которая разгораживает средний храм и алтарь. Устроен иконостас следующим образом.

В центре размещены царские врата - особо украшенные двери с двумя створками, располагаются напротив престола. Почему они так называются? Считается, что через них сам Иисус Христос исходит, чтобы преподать причастие людям. Слева и справа от устанавливаются северные и южные врата, которые служат для входа и выхода священнослужителей в уставные моменты богослужения. Каждая из икон, расположенных на иконостасе, имеет свое особое место и значение, рассказывает о каком-либо событии из Писания.

Иконы и фрески

Рассматривая устройство и убранство православного храма, нужно отметить, что иконы и фрески являются очень важной принадлежностью. Изображаются на них Спаситель, Богородица, ангелы, святые угодники из библейских сюжетов. Иконы в красках передают нам то, что описывается словами в Священном Писании. Благодаря им в храме создается молитвенное настроение. Молясь, нужно помнить, что молитва возносится не к картинке, а к образу, изображенному на ней. На иконах образы изображены в том виде, в каком они снисходили к людям, какими видели их избранные. Так, Троица изображена в том виде, как видел ее праведный Авраам. Иисус изображен в том человеческом обличье, в котором жил он среди нас. Святой дух принято изображать в виде голубя, так явился он во время крещения Христа в реке Иордан, или в виде огня, который видели апостолы в день Пятидесятницы.

Вновь писаная икона обязательно освящается в храме, окропляется святой водой. Тогда она становится священной и имеет способность действовать с Благодатью Святого Духа.

Нимб вокруг головы обозначает, что изображенный на иконе лик имеет благодать Божию, является святым.

Средняя часть храма

Внутреннее устройство православного храма обязательно содержит среднюю часть, иногда ее называют нефом. В этой части храма расположены амвон, солея, иконостас и клиросы.

Именно эта часть собственно и зовется храмом. Издревле эту часть называют трапезной, ведь здесь вкушают Евхаристию. Средний храм символизирует земное бытие, чувственный людской мир, но оправданный, обожженный и уже освященный. Если алтарь символизирует Верхнее Небо, то средний храм - это частица обновленного людского мира. Две эти части должны взаимодействовать, под руководством Неба восстановится на Земле нарушенный порядок.

Притвор

Притвор, входящий в устройство христианского храма, является его преддверием. В истоках веры в нем останавливались кающиеся лица или те, кто готовился к Святому Крещению. В притворе чаще всего располагают церковный ящик для продажи просфор, свечей, икон, крестиков, для регистрации венчаний и крещений. В притворе могут стоять те, кто получил от духовника епитимью, да и все люди, которые по каким-то причинам считают себя в данный момент недостойными входить в храм.

Внешнее устройство

Архитектура у православных храмов всегда узнаваема, и хоть виды ее бывают различными, внешнее устройство храма имеет свои основные части.

Абсида - выступ для алтаря, пристраивается к храму, обычно имеет полукруглую форму.

Барабан - верхняя часть, которая завершается крестом.

Световой барабан - барабан с прорезанными проемами.

Глава - увенчивающий храм купол с барабаном и крестом.

Закомара - русская архитектура. Полукруглое завершение части стены.

Луковица - глава церкви луковичной формы.

Паперть - возвышенное над уровнем земли крыльцо (закрытого или открытого типа).

Пилястра - плоский декоративный выступ на поверхности стены.

Портал - вход.

Трапезная - пристройка с запада здания, служит местом проповеди, собраний.

Шатер - имеет несколько граней, покрывает башни, храм либо колокольню. Распространено в архитектуре XVII века.

Фронтон - завершает фасад здания.

Яблоко - купольный шар, на котором установлен крест.

Ярус - убывание по высоте объема всего здания.

Виды храмов

Православные храмы имеют различную форму, они могут быть:

  • В форме креста (символ распятия).
  • В форме круга (олицетворение вечности).
  • В форме четырехугольника (знак Земли).
  • В форме восьмиугольника (путеводная Вифлеемская звезда).

Каждая церковь посвящена какому-либо святому, важному христианскому событию. День их памяти становится престольным храмовым праздником. Если приделов с алтарем несколько, то каждый называется отдельно. Часовня - это небольшое сооружение, которое напоминает храм, но не имеет алтаря.

Во времена устройство христианского храма Византии имело крестово-купольный тип. В нем объединялись все традиции восточного храмового зодчества. Русь переняла от Византии не только православие, но и образцы архитектуры. Сохраняя традиции, при этом русские церкви имеют много своеобразного и самобытного.

Устройство буддийского храма

Многие верующие интересуются, а каким образом устроены храмы Будды. Дадим краткую информацию. В также устанавливается все согласно строгим правилам. Все буддисты почитают «Три сокровища» и именно в храме ищут для себя прибежища - у Будды, его учения и у общины. Правильное место - то, где собраны все «Три сокровища», они должны быть надежно защищены от любого влияния, от посторонних. Храм - замкнутая территория, защищенная со всех сторон. Мощные ворота - главное требование в устройстве храма. Буддисты не различают монастырь или храм - для них это одно и то же понятие.

Каждый буддийский храм имеет изображение Будды, неважно, вышитое, рисованное или это скульптура. Изображение это должно размещаться в «золотом зале», ликом к востоку. Главная фигура имеет огромные размеры, все остальные изображают сцены из жизни святого. Храм имеет и другие изображения - это все существа, почитаемые буддистами. Алтарь в храме украшают фигуры знаменитых монахов, они расположены чуть ниже Будды.

Посещение буддийского храма

Те, кто хочет посетить буддийский храм, обязательно должны придерживаться некоторых требований. Ноги, плечи обязательно должна прикрывать непрозрачная одежда. Как и остальные религии, буддизм считает, что несоблюдение приличий в одежде - это неуважение к вере.

Ноги у буддистов считаются самой грязной частью тела, потому что они соприкасаются с землей. Поэтому при входе в храм нужно обязательно снять обувь. Считается, что так ноги становятся чище.

Обязательно нужно знать правило, по которому садятся верующие. Ноги ни в коем случае не должны указывать в сторону Будды или какого-либо святого, поэтому буддисты предпочитают держать нейтралитет - сидеть в позе лотоса. Можно просто подогнуть ноги под себя.

Буддийский храм – это храм приверженцев учителя и пророка Будды, третьей по счету по количеству верующих религии в мире. Буддизм более всего распространен в странах Востока, в Азии: в Китае, Японии, Корее, Тибете, Вьетнаме, Таиланде, Мьянме, Камбодже, Лаосе, Малайзии, Монголии, Непале, в Индонезии, на Тайванe и в других странах этого региона планеты. В России буддизм распространен в регионах Сибири и Дальнего Востока (Республики Тыва, Бурятия, Забайкалье и так далее), а также в Калмыкии.

Глава буддийской церкви в мире – это далай-лама, избираемый из числа буддийских монахов. Буддизм – очень миролюбивая религия, что отрицает насилие и войны.

Конечно же, как и любая мировая, да и малая, религия на Земле, буддизм имеет свои храмы. Буддийский храм называется «дацан». Его легко отличить от прочих зданий по восточного стиля крыше-пагоде. Он также обильно украшается яркими и красочными традиционными орнаментами- то символизирует радость избавления человека от круговорота страданий, сансары.

Часто храмы буддистов выкрашиваются в ярко-красный цвет. Ярких цветов в храмах хватает – например, традиционная одежда буддийских монахов всегда ярко-оранжевая. Но в устройстве самого храма должны преобладать аскетизм и строгость, отсутствие лишних вещей и украшений. Буддизм не признает обилия, нагромождения в храме очень дорогой и пышной утвари. При этом и не отрицает драгоценных предметов в храме.

Золотой, позолоченной, серебряной или инкрустированной драгоценными камнями может быть статуя учителя Будды на троне – непременный атрибут каждого храма, помещаемая в так называемых «золотых залах» дацана. Также в храмах вы встретите изображения основных священных символов буддизма. Еще один непременный атрибут буддистского храма – колокольчики с мелодичным звоном. Часто они тоже делаются из драгоценных металлов. Как в христианских храмах, в дацанах можно увидеть и великолепные разноцветные витражи.

В дацанах их служители часто собирают хорошие библиотеки. При буддийском храме могут жить монахи. В буддизме, в отличие от христианства, вообще нет разницы между монастырем и обычным храмом. Любой дацан должен иметь крепкие ворота, хорошо закрытый от улицы дворик, и мало окон, чтоб создавать верующим атмосферу тишины, духовности и уединения. В храме важно отрешиться от внешнего мира, развлечений, мирских зрелищ и влияний. Тут полагается думать о высоком, спокойно молиться и медитировать.