Все ли в мире относительно? Что значит "относительно"? "Относительно" - значение и толкование слова.

Введение

Тем временем победоносное повествование об основах мира продолжается, а значит сегодня вас ожидает сказ о том, что всё в мире относительно и как это вообще понимать. Язык Галилеев и Эйнштейнов на эту тему весьма уныл, поэтому для простоты усвоения материала мы рассмотрим теорию относительности понятными словами. Приступим.

Что такое закон полярности

Чтобы вы могли понять, почему всё в мире относительно, нам необходимо рассказать о законе полярности . Суть закона в следующем: у всего есть два полюса, которые существуют одновременно и дополняют друг друга . Стоп-стоп, не спешите закрывать статью, мы сейчас всё поясним.

Человек всегда стремится к тому, чтобы сделать свою жизнь проще. Одним из таких решений стало разделение всех вещей на два крайних состояния, например: правильно и неправильно, весело и грустно, тепло и холодно, быстро и медленно, правда и ложь, добро и зло, свет и тьма, и так далее. Всё на нашей Земле имеет два полюса.

Принцип действия полюсов

Давайте на примере света детально разберём идею о том, почему всё в мире относительно. Сейчас нужно максимально абстрагироваться от реального мира и представить себе очень странную ситуацию.

Предположим на секунду, что ночь в вашем городе никогда не наступает. Где бы вы ни были: под землёй, в изолированных помещениях, под одеялом - там всегда светло как на улице в самый солнечный день. О существовании темноты вам вообще ничего неизвестно, ведь её и не было никогда.

Только что мы с вами сконструировали пример, в котором существует только один полюс. Теперь, находясь в этом мирке, попробуем понять, что такое свет. Включаем лампочку. То, что вы увидите, приблизительно изображено на картинке. Горит ли лампочка?

Конечно горит. Но вот беда, везде настолько светло, что понять, как светит лампочка, и светит ли она, невозможно. Свет постоянно окружает нас, но мы даже не можем понять, что это такое . А всё потому, что нет темноты. Понять и увидеть свет, можно только в темноте. Грустная история.

Что может знать рыба о воде, в которой плавает всю жизнь?

Альберт Эйнштейн

Так работает закон полярности, согласно которому полюса существуют одновременно и дополняют друг друга. Без всего плохого не было бы и всего хорошего, потому что хорошее познаётся относительно плохого. Без ненависти не было бы любви, без верха не было бы низа, ну и дальше по списку.

Почему всё в мире относительно

С полюсами разобрались, переходим к теории относительности. В качестве примера возьмём суровую физическую величину - скорость. Условно у неё есть два крайних состояния: медленно и быстро. Все движущиеся объекты будут располагаться между этими двумя полюсами. Вот как схематично это может выглядеть:

Всё в мире относительно потому, что мы всегда рассматриваем объекты с определённой точки зрения . Как понять, что самолёт действительно двигается быстро? С точки зрения улитки самолёт перемещается с космическими скоростями, а с позиции скорости света самолёт и сам кажется улиткой.

Так быстрый самолёт или медленный? Правильный ответ - не быстрый и не медленный. , что самолёт изначально никакой, а быстрым или медленным его своим углом обзора делает наблюдатель .

Знаете ли вы, что даже в покое мы двигаемся со скоростью около 107 218 км\ч? Вот только эта скорость относительно солнца, и так как Земля движется вместе с нами, то по отношению к ней мы находимся в покое. Выходит, что даже физика рассматривает скорость относительно (относительно Земли).

Оценить любой предмет или явление абсолютно, то есть в отрыве от какой-либо точки отсчёта, невозможно. Это следует хотя бы из слова «оценить». Оценивание всегда происходит относительно каких-либо критериев, условий, обстоятельств , а если их нет, то и оценить никак не получится.

Точно так же невозможно оценить что-либо со всех существующих углов обзора сразу, потому как в одну единицу времени человек в полной мере способен быть только в одном из них. Вот вам и простой ответ на вопрос «Действительно ли всё в мире так относительно?».

Относительны даже наши действия, которые сами по себе не имеют абсолютно никакого значения, и на эту тему мы уже детально общались в статье о том, .

Легендарное разделение на добро и зло

Закон относительности используется всеми людьми каждый день. Мы имеем в виду гениальную пару полюсов «плохое» и «хорошее» (или правильное и неправильное, или позитивное и негативное - всё это одно и то же). Гениальная она потому, что человек сумел придумать систему всего лишь из двух понятий, которые полностью организуют всю его жизнь .

Каждый ведь старается жить по совести, поступать правильно и быть хорошим человеком. Просто понаблюдайте немного и заметите, что всё ваше мнение о чём угодно сводится лишь к одному вопросу: «а это хорошо или плохо? » .

Когда мы имеем дело со скоростью, то спокойно можем сравнить числовые значения скоростей разных объектов относительно Земли и решить, какой двигается быстрее. Но как мы определяем, что хорошо и что плохо ?

Сами по себе вещи не содержат никаких достоверных оценочных данных типа рейтинга, лайков или баллов, которые мы могли бы использовать при сравнении. Нет нигде такого, что перевести бабушку через дорогу - +5 баллов, а бросить яйцом с балкона в прохожих - -18 баллов. Что же тогда выступает в роли отправного пункта в наших убеждениях?

При рождении никакие вещи для нас не были плохими или хорошими, нам просто ничего не было известно об этом разделении. Но разум понимал, что так долго продолжаться не может, потому что нам не от чего отталкиваться, а отталкиваться надо, иначе не будет развития.

В итоге мы просто из ничего придумываем себе целую систему, исходя из которой затем начинаем себя позиционировать. Вот почему всё в мире очень относительно. Подробно схему возникновения убеждений человека можно изучить в статье о том, .

Разделение на плохое и хорошее надуманно, существует только в пределах наших умов и, грубо говоря, берётся с потолка . Вот, например, так оно может выглядеть у обычного человека:

При расстановке объектов на графике мы отталкивались от общепринятых норм. Но это всё очень относительно. Чарльз Дарвин явно бы засунул войну ближе к хорошему полюсу, потому что в соответствии с его представлением это способствует эволюции человечества.

Некоторые отнесут благотворительность к плохому полюсу, потому что оказываемая людям помощь лишает их возможности всего достичь самостоятельно. Любой террорист и вовсе представил бы картину в зеркальном отображении, а конец света для него был бы идеальным событием. Планета для всех одна, но каждый человек при этом живёт в своём собственном мире , и виной всему относительность.

Всё в мире относительно - итоги

Что же делать со всей той инфой, которая бесцеремонно вторглась в ваш мозг?

Во-первых, стоит держать в уме идею о том, что каждая вещь имеет противоположность. Это хорошо и было придумано затем, что понимать вещи в этом мире можно только через их противоположности . Оценить свои хорошие качества можно только на фоне своих недостатков, а успех возможен только благодаря громадному количеству неудач и так далее. Такими ли ужасными вам теперь кажутся ваши проблемы и неудачи?

Мы не зря советовали благодарить за всё плохое в статье о том, . Необходимо принять, что всё плохое несёт в себе глубокий смысл и потому обязано быть в нашей жизни (слава богам, что оно есть).

Во-вторых, необходимо принять в расчёт тот факт, что мы сами определяем полюса . Никто за нас не наделяет смыслом понятия «холодно», «быстро», «высоко», «тяжело», «много» или «мало». Мы сами можем управлять полюсами, меняя свою наблюдательскую позицию.

Наши убеждения и представления часто являются ловушкой, ограничивающей наши возможности. Единственным знанием, способным продвинуть нас на пути развития, является знание того, что воображение способно на все. И все, что возможно в нашем воображении, возможно и в реальности.

Все относительно. Cофисты

Начало классического периода греческой философии обычно связывают с деятельностью софистов, или платных учителей мудрости. Они учили прежде всего риторике – приемам доказательства и опровержения, искусству вести спор и побеждать в нем, умению при любых обстоятельствах воздействовать на слушателя и добиваться желаемого эффекта. Но для того чтобы во всех интеллектуальных ситуациях выходить победителем, надо иметь способности и доказывать, и опровергать все, что угодно. Платные учителя мудрости изобрели разнообразные софизмы – внешне правильные доказательства заведомо ложных положений. Например, софизм «Рогатый» звучит так: «У тебя есть то, что ты не терял; ты не терял рога, значит, ты рогат». Или софизм «Стоящий под покрывалом»: «Знаешь ли ты, кто стоит под этим покрывалом?» – «Не знаю». – «Это же твой отец. Выходит, ты не знаешь своего отца». Или вы спрашиваете кого-нибудь: «Знаешь ли ты, что я хочу тебя спросить?» – «Не знаю», – отвечает ваш собеседник. – «Неужели ты не знаешь, что солнце встает на востоке?» – «Знаю», – отвечает он. – «Ага, – торжествующе произносите вы, – выходит, ты знаешь, а сначала сказал, что не знаешь, получается – ты знаешь то, чего не знаешь». А вот более хитрый софизм: «Что лучше – вечное блаженство или бутерброд?» – «Конечно же, вечное блаженство». – «А что может быть лучше вечного блаженства?» – «Ничто!» – «А бутерброд лучше, чем ничто, значит, он лучше, чем вечное блаженство».

Но одних софизмов недостаточно. Для того чтобы побеждать в любом споре, человек должен быть всегда прав. Однако если истина едина для всех, а спорящий не на ее стороне, тогда он никак не может быть прав. Значит, единственное, что остается софисту, – предположить существование не одной истины, а многих. Сколько людей, столько и мнений, каждый человек – сам себе истина. Знаменитый софист Протагор Абдерский предложил формулу такого воззрения: «Человек есть мера всех вещей». То есть как кому кажется, то для каждого и есть истина, которая, таким образом, совершенно субъективна (зависит от субъекта – человека). Ничего общего и обязательного для всех нет, никаких единых принципов или законов не существует. Каждый из нас сам себе устанавливает правила и ориентиры, по которым должна протекать его жизнь. Любое воззрение настолько же истинно, насколько ложно. Все можно и доказать, и опровергнуть, противоположные суждения совершенно равносильны. Обо всем можно сказать: «Это и так, и не так одновременно». И все в данном случае зависит только от конкретного человека, который и выступает критерием правды и лжи. Такой взгляд называется субъективизмом (от лат. subjectum – «человек»). Но если нет ничего общепринятого, тогда никто не может быть ни абсолютно прав, ни абсолютно не прав, вернее, что кажется истинным одному, для другого – ложно, важное для кого-то оставляет иного совершенно равнодушным, смешное для одного кажется грустным другому, и если нечто представляется кому-то добром, другой вполне может расценить его как зло. Получается, что ни о чем нельзя сказать определенно и все в мире относительно. Таким образом, из субъективизма софистов вытекает релятивизм (от лат. relativus – «относительный») – положение об относительности всего.

Из книги Знаки на пути от Нисаргадатты Махараджа автора Балсекар Рамеш Садашива

Из книги Заметки об инициации автора Генон Рене

Глава III. РАЗЛИЧНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ИНИЦИАЦИИ Мы полагаем нелишним - с целью своего рода расчистки территории - отметить сразу же другие заблуждения относительно природы и цели инициации; ведь все то, что нам довелось за многие годы прочесть по этому предмету,

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

НЕДОРАЗУМЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕЛИ ЙОГИ Невозможно, чтобы философия йоги в изложении европейских ученых не пострадала от ее близкой связи с санкхьей. Все ее метафизические основы в санкхьи. Йога действительно есть санкхья, как говорят брахманы, только видоизмененная, и в

Из книги Кама-сутра автора Малланага Ватсьяяна

Четвертый раздел. Относительно замужних женщин Первая часть. Тридцать вторая глава. О поведении единственной супруги Пусть жена - единственная супруга - будет глубоко преданна мужу и угождает ему, словно богу (1). Пусть с его согласия она возьмет на себя заботу о семье

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

3.1. Все относительно (софисты) Начало классического периода греческой философии обычно связывают с деятельностью софистов, или платных учителей мудрости. Они учили прежде всего риторике – приемам доказательства и опровержения, искусству вести спор и побеждать в нем,

Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Софисты. Все относительно Начало классического периода греческой философии обычно связывают с деятельностью софистов, или платных учителей мудрости. Они учили прежде всего риторике – приемам доказательства и опровержения, искусству вести спор и побеждать в нем, умению

Из книги О христианской философии автора Маритен Жак

ВЫВОДЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ 12. Эти пояснения можно было продолжать и далее, так как они касаются конкретных взаимосвязей, уводящих в бесконечность. Мы свели их по существу к простой схеме, так как хотели только уточнить смысл проведенного нами различия

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I автора Коплстон Фредерик

Доводы относительно движения К самым известным относятся апории Зенона, касающиеся движения. Следует помнить, что Зенон пытается доказать нам следующее: движение, существование которого отрицал Парменид, одинаково невозможно и с точки зрения пифагорейской теории

Из книги Символика креста (сборник) автора Генон Рене

Глава III. Различные заблуждения относительно инициации Мы полагаем нелишним - с целью своего рода расчистки территории - отметить сразу же другие заблуждения относительно природы и цели инициации; ведь все то, что нам довелось за многие годы прочесть по этому предмету,

Из книги Свинья, которая хотела, чтоб её съели автора Баджини Джулиан

Примечание относительно источников В случаях, когда имеются один или несколько опознаваемых источников эксперимента, я привожу их подробности в конце каждой истории. Однако следует заметить, что хотя мои версии иногда очень похожи на исходные материалы, иногда они

Из книги Философские афоризмы Махатм автора Серов А.

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

138. Относительно или абсолютно? Бессмысленный спор по поводу того, относительно ли все или абсолютно, в различных логических комбинациях издавна преследует человеческую мысль. Это как раз пример того, когда власть языка оказывается сильнее здравого

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

Относительно Герцля Если бы Герцль ходил в хедер (еврейская религиозная школа), никогда бы евреи не последовали за ним. Он очаровал евреев, потому что пришел к ним из мира европейской культуры. Хаим Вейцман Вейцман, главный закулисный «толкач» Бальфурской декларации и

Из книги НАУКА О ЛЮБВИ автора Салас Соммэр Дарио

Заблуждения относительно любви 1. В любви нет ничего сложного, она возникает спонтанно и каждый готов к ней.2. Мерилом истинной любви являются страсть и ревность.3. Любовь есть чувство, живущее в сердце.4. Каждый имеет право достичь счастья в любви.5. Любовь должна быть

Из книги Афоризмы житейской мудрости (сборник) автора Шопенгауэр Артур

Заблуждения относительно секса 1. Секс означает грех.2. Сексуальное желание следует подавлять или полностью освободить.3. Сексуальное желание проявляется только через половые органы.4. Сексуальное удовлетворение зависит от частоты интимных контактов.5. Взаимное

Из книги автора

С. О нашем поведении относительно других 21) Чтобы пройти свой путь в мире, полезно взять с собой большой запас предусмотрительности и снисходительности: первая предохранит нас от убытков и потерь, вторая – от споров и ссор.Кому приходится жить среди людей,

«Все относительно» – фраза, которая вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, никто не рискнет оспаривать знаменитую теорию относительности, с другой – мы воспринимаем эти слова как способ отмахнуться от реальных сложностей. Но понять относительность ситуации вовсе не значит игнорировать ее или поставить на один уровень с другими проблемами. Слово «относительный» означает «устанавливаемый по сравнению, сопоставлению с другим»*. Это значит, что надо перестать рассматривать ситуацию саму по себе и путем сравнения разобраться, какова она на самом деле.

Это – сознательное действие, особенно важное в тот момент, когда нас или окружающих охватывает страх. «Если посмотреть на свои страхи со стороны, то можно научиться их контролировать, – утверждает философ и психоаналитик Эльза Годар (Elsa Godart). – Мы более объективно увидим ситуацию, которая нас беспокоит, и она перестанет вызывать у нас эмоциональное потрясение». Ощущение неминуемого краха, о котором говорят сейчас некоторые из нас, вовсе не обязательно является прямым следствием внешних событий. «Есть реалистичные страхи, они помогают нам выжить, предупреждая об опасности, – подчеркивает экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова, – но важно отделять их от страхов, которые связаны не с конкретной ситуацией, а с нашей склонностью драматизировать».

Мы часто слишком много от себя требуем, чувствуем, что не в состоянии изменить все и сразу, поэтому не делаем того, что нам вполне по силам»

До какой степени мой страх оправдан? Что я могу сделать, чтобы успокоиться? – вот полезные вопросы. Задаваясь ими, мы можем сохранить здравый смысл в ситуации, когда, поддавшись эмоциям, рискуем стать объектами психологических и идеологических манипуляций.

Экономика, политика, общественная жизнь – словом, все то, что становится информационным поводом, порождает у нас тревогу. Следует признать, что в этих областях довольно трудно сохранить ясность взгляда, особенно когда нельзя положиться на мнение специалистов: наблюдая экономические катаклизмы, они высказывают слишком противоречивые суждения. Неустойчивость подрывает не только экономику, но и нашу веру в будущее, потому что пессимизм – это, в сущности, страх перед неизвестным: в ситуациях неуверенности активизируются те же нейроны, что и в тех случаях, когда мы ожидаем увидеть что-то неприятное**.

Когда мы пытаемся посмотреть на обстоятельства нашей жизни со стороны, влияние на нас новостей ослабевает. Например, услышав фразу «Россия в ужасном положении», каждый подумает о себе в той степени, в какой считает себя частью этой «России». И наоборот, во время Олимпиады в Сочи многие из нас чувствовали радость и гордость за страну... Так и следует поступать: вспоминать события истории и эпизоды из личного прошлого, сравнивать их с настоящим, чтобы видеть относительность происходящего сейчас и так преодолевать свои тревожные ожидания. «Наша личность гораздо больше, чем наши страхи, – подчеркивает Светлана Кривцова. – В прошлом у нас есть и удачи, и опыт преодоления трудностей». Напоминая себе об этом, мы освобождаемся от власти тревоги страхов, видим реальность более отчетливо и не путаем ее со слухами и домыслами.

Отказ влиять на ситуацию – наш бессознательный выбор?

Сегодня в интернете, в социальных сетях, в разговорах с друзьями мы узнаем множество мрачных новостей и еще более мрачных прогнозов... Может быть, этим объясняется и наша собственная мрачность? «Главная проблема в том, что большинство людей пассивны по отношению к своей жизни, – не соглашается Эльза Годар. – Они не берут ее в свои руки, а подчиняются ей».

Мы чувствуем себя бессильными перед лицом будущего потому, что сами выбираем бессилие. Даже если это происходит бессознательно. «Мы требуем от себя слишком многого, чувствуем, что неспособны на то, чтобы изменить все и сразу, и из-за этого не делаем того, что нам вполне по силам», – замечает Светлана Кривцова. Ни цены, ни курсы валют от нас не зависят, нам остается только отпустить ситуацию и честно признаться: «Здесь я ничего не могу сделать». А если мы хотим действовать, то в первую очередь должны перестать предъявлять к себе нереалистичные требования. «Нам следует соотносить свою ответственность со своими возможностями, – продолжает Светлана Кривцова. – Мы не отвечаем за то, чтобы все наши планы с гарантией были выполнены, это не в нашей власти. Но если мы хотим развиваться, заботиться о близких, жить лучше, то в наших силах каждый раз искать для этого новые средства. Наша ответственность состоит в том, чтобы встречать новые ситуации с той мерой вовлеченности, которая соответствует нашим возможностям на данный момент».

У катастрофического восприятия действительности есть неожиданный побочный эффект – скорее положительный. Он заставляет нас посмотреть по-новому на самих себя, понять, что для нас по-настоящему важно, отчетливей определить смысл своей жизни. Психолог Виктор Франкл писал о том, что именно экстремальные испытания выводят на первый план наше отношение к заданным внешним обстоятельствам, делают главной нашу внутреннюю, духовную свободу***. Трудно найти смысл жизни в ситуации абсолютного комфорта, тогда как во время войны люди вынуждены иначе воспринимать реальность. Обнаружив, что горизонт закрыт, мы переоцениваем то, что у нас есть.

Все плохо? Возможно, это значит, что нам пора пересмотреть свою жизнь – бездумное потребление, развлечения, пассивность, безразличие к другим. Ничто не мешает изменить свое поведение. «Во времена кризиса мы вспоминаем о том, что жизнь многомерна, и это хорошо для нас, – считает Эльза Годар. – Потому что если мы не умеем анализировать опыт несчастья, болезни, неудобств, то теряем свою человеческую сущность. В былые времена человек должен был сражаться за еду, территорию и так далее. Сегодня, когда, что ни говори, наша жизнь по преимуществу удобна и безопасна, стоит сражаться против пораженчества, неверия в свои силы, которое охватывает нас все больше с каждым днем, и отвоевать свою жизнь, чтобы вновь придать ей смысл». Философ напоминает, что слово «кризис» происходит от греческого kairos и означает «своевременность, уместность, самый подходящий момент». То есть «сейчас или никогда»...

* Толковый словарь русского языка под ред. С. Ожегова, Н. Шведовой (Азбуковник, 2000).

** Исследование проводилось специалистами в области клинической психологии Университета Цюриха (Швейцария), опубликовано в журнале NeuroImages в 2007 году.

*** В. Франкл «Сказать жизни Да! Психолог в концлагере» (Смысл, Альпина нон-фикшн, 2009).

Алексей Чуличков

Мне вспоминается старый анекдот о человеке, ползающем ночью под фонарем в поисках потерянного кошелька, и на вопрос о том, где он его обронил, машущего рукой в темноту. Cмех вызывает объяснение потерпевшего: «Я ищу его здесь потому, что здесь светлее!»

Несмотря на такое многократно осмеянное поведение мы по-прежнему очень редко осмеливаемся искать там, где темно, хотя и очевидно, что «на свету» нужного нам нет. Шагнуть в темноту из освещенного круга понятных идей осмеливается не каждый, но без этого не будет никаких открытий...

Среди тех, кто пересек этот рубеж – Альберт Эйнштейн. Кому-то он представляется в виде чудаковатого «Альберта Германовича», который только благодаря подсказке известного любителя пива догадывается, что «E=mc2». Более просвещенные знают его как великого физика, связавшего два привычных понятия в единое пространство-время и увидевшего его кривизну. Но большинство всерьез убеждено, что фраза «все в мире относительно» принадлежит именно ему. И успокоенно объявляют: «Ну, раз сам Эйнштейн так считает – то значит, точно. Нет в мире ничего абсолютного. А значит, нет ни идеалов, ни моральных ценностей, а все зависит от того, с какой точки зрения смотреть».

А между тем, теория его ничуть не менее заслуживает названия «Теория абсолютностей»...

До своей всемирной известности А. Эйнштейн слыл, мягко говоря, чудаком и неудачником. Его выгнали из гимназии за год до ее окончания. Блестяще выдержав вступительные экзамены в Цюрихский политехникум, знаменитый в те времена европейский центр научных знаний, он был принят туда лишь через год из-за отсутствия аттестата зрелости. После его окончания два года не мог найти постоянной работы, да и потом несколько лет служил в бюро патентов в должности «эксперта 3-го разряда». Его нежелание «искать там, где светло», раздражало его коллег, сослуживцев, членов его семьи. Но темнота неизвестности манила его, несмотря на нужду и даже голод, преследовавшие его в период после окончания Политехникума.

Первая статья, содержащая результаты исследований, которые позднее были названы теорией относительности, вышла из печати в 1905 г. в ведущем физическом журнале того времени «Анналы физики». Ее автору было 26 лет. Теория относительности родилась из рассмотрения парадокса, с которым столкнулась физика на рубеже XIX–XX вв., и связана была с анализом распространения света в среде.

На первый взгляд, проблема движения не кажется нам очень уж интересной, и даже странно, что многие серьезные ученые потратили на ее изучение свои силы и время. Действительно, все мы видим вокруг себя некоторое пространство, в котором движутся или покоятся тела. Но вот беда – для различных наблюдателей, движущихся один относительно другого, неподвижными будут разные предметы. Например, если мы едем в поезде, то для нас неподвижны предметы, лежащие в купе, в то время как они движутся для человека, стоящего на платформе, мимо которой проносится поезд. Для большинства людей в житейском смысле неподвижно то, что не движется относительно Земли. Но как быть с гипотетическим наблюдателем, находящимся на Солнце? И вообще, можно ли найти во вселенной нечто «абсолютно неподвижное», с чем можно было бы соотносить движение любого предмета?

Одно время казалось, что ответ на этот вопрос положителен. На основании ряда экспериментов (в частности, основанных на наблюдении смещения видимого положения звезд при движении Земли) была сформулирована гипотеза о том, что свет представляет собой волны, распространяющиеся в «абсолютно неподвижной» среде, названной эфиром. Чтобы понять, с какой скоростью мы несемся в неподвижном пространстве, занятым эфиром, американским физиком Альбертом Майкельсоном, а позже и его соотечественником Эдвардом Морли были поставлены весьма точные опыты, которые, к величайшему удивлению ученых, эфира не обнаружили!

Ученые выдвинули ряд остроумнейших объяснений результатам опытов Майкельсона и Морли. Стало ясно, что наши представления о многих привычных вещах, мягко говоря, неточны. Чтобы понять, в каком положении оказались физики, можно сказать, что самое простое и в то же время абсурдное для рубежа XIX–XX вв. объяснение опытов Майкельсона и Морли состояло в том, что Земля абсолютно неподвижна! Попытка спасти «эфирную гипотезу» предположением о том, что Земля увлекает за собой часть эфира, «прилипшего» к ее поверхности, оказалась несостоятельной, так как предположение это противоречило другой серии опытов. Ирландский ученый Джордж Фитцджеральд предложил считать, что эфир «давит» на тела, движущиеся сквозь него, заставляя их сжиматься, причем расчеты для тел, движущихся со скоростью света, приводили к тому, что их длина в направлении движения должна равняться нулю. Это же объяснение даже в более общем виде предложил голландец Хендрик Лоренц; в частности, по его мысли, при движении через «эфирный ветер» часы замедляют свой ход.

Эти объяснения напоминают нам сейчас попытки «искать там, где светло»: они не могли оторваться от представлений об эфире и являлись подпорками под эту гипотезу. Эйнштейн же осмелился «шагнуть в темноту» и сделать то, что потом стало чуть ли не нормой для всей физики XX в.: отбросить то, что противоречит наблюдениям, и оставшееся считать физической реальностью, несмотря на всю кажущуюся абсурдность.

Эйнштейн отказался от существования эфира, отказался от понятия абсолютного покоя, от единого времени, текущего везде и для всех с одинаковым темпом, от понятия абсолютного размера, который одинаково характеризует протяженность предмета для всех наблюдателей. Отказался от столь очевидного правила сложения скоростей: для всех, что плавал на лодке по реке, стрелял на ходу из лука или ходил по мчащемуся вагону поезда совершенно ясно, что скорость лодки складывается из скорости течения воды и скорости лодки относительно воды и т.п. Однако это оказалось не так для больших скоростей, близких к скорости света. Итак, рухнули все привычные свойства движения и покоя. А что взамен?

Во-первых, Эйнштейн ввел два основных постулата. Первый из них звучит, скорее, как философский, а не физический закон: «Не существует способа, чтобы установить, находится ли тело в состоянии покоя или равномерного движения». Этот постулат, по сути, утверждает, что абсолютного покоя не существует. Второй постулат – более физический: «Независимо от движения своего источника свет движется через пустое пространство с одинаковой скоростью». Его следствием является то, что скорость света одинакова для любого наблюдателя во вселенной.

А во-вторых, взамен прежних появились новые абсолюты, не столь очевидные в повседневности, но единственные, которые могли создать непротиворечивую картину мира. Об одном из них речь шла в предыдущем абзаце – скорость света абсолютна! Второй абсолют связывает воедино пространство и время: если каждое событие описывать четырьмя числами – тремя пространственными координатами (x, y, z) и четвертой – временем t события, то для любого наблюдателя одинаковым является пространственно-временной интервал между двумя событиями, величина которого дается формулой

s=(x2+y2+z2–c2t2)1/2, где c – скорость света.

Множество следствий из приведенных постулатов весьма экзотичны, их трудно принять обыденным сознанием (подтверждением этому служат множество дискуссий, которые ведутся в том числе и в Интернете теми, кто не дал себе труд достаточно глубоко изучить теорию относительности). Тем не менее, в верности этой теории убеждают не только экспериментальные подтверждения, но и удивительной красоты принципы симметрии природы, которые встают за ней. Например, теория относительности утверждает, что в физической системе все законы действуют вне зависимости от того, движется она или покоится. Теория утверждает равноправие всех точек пространства и времени, всех направлений в пространстве, утверждает новую физическую реальность – пространство-время со своей симметрией, устанавливает связи между гравитацией и инерцией, между массой и энергией.

Многие понятия, прежде считавшиеся самостоятельными и никак между собой не связанными, в теории относительности представляются как разные грани единой реальности. Благодаря ей мир сейчас видится нами значительно более «единым», чем в классической физике, тем самым на новом уровне возрождаются представления древних культур о всеобщей взаимосвязи всего сущего.

Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru

на журнал "Человек без границ"

На вопрос А.Энштейн сказал:Всё относительно, М.Планк поправил: И относительное - относительно... Так что же бывает Абсолютным? заданный автором Евгений ########## лучший ответ это Цитирую строки Бернарда Вербера:
"Все есть в едином (Авраам) .
Все есть любовь (Иисус Христос) .
Все есть секс (Зигмунд Фрейд) .
Все есть экономика (Карл Маркс) .
Все относительно (Альберт Эйнштейн) .
А дальше? "
А дальше... вот именно, каждый раз когда задаем такой вопрос, он и является абсолютным.))
Источник: Здравствуйте, Евгений!

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: А.Энштейн сказал:Всё относительно, М.Планк поправил: И относительное - относительно... Так что же бывает Абсолютным?

Ответ от Европейский [гуру]
Абсолютный ноль - абсолютное понятие..


Ответ от Проситель [гуру]
Скорость света в вакууме.


Ответ от Абрикосовый [гуру]
в мире, где всё относительно, абсолютного нет.
Сам Бог и есть Абсолют.
ещё думаю, что сама природа абсолютна, но человек делает её относительной.


Ответ от Пчелка [гуру]
Человеческий идиотизм))


Ответ от Елена Владимировна [гуру]
Да скорость света абсолютна. Эйншейн никогда не говорил "все относительно". Он ввел абсолютную константу в физике - скорость света.


Ответ от Cerdalik ?? [гуру]
Абсолютная относительность... в развитии, познании и определении....


Ответ от Ё поДРУГОЙ [гуру]
Макс Планк, Альберт Энштейн.. . Величайшие умы.
У меня нет основания им не верить.


Ответ от Yury [гуру]
Когда говорят, что ВСЁ относительно, то из этого вытекает, что не все
относительно, а сама относительность тогда абсолютна, а если она
абсолютна, то тогда не все относительно.
Лучше считать, что все в мире относительно и абсолютно
одновременно, смотря в каком отношении мы рассматриваем
одни явления к другим.


Ответ от Ёолнышкова_Я. [гуру]
Как вариант-для того ВСЁ, о котором идёт речь-это ВСЁ существует в мире посредством симметрии, и именно взаиводействие антиподов есть условие существования всего.
Отсюда и вытекает во-первых, что относительное и абсолютное своего рода антиподы, а во-вторых, что сама симметрия есть пример абсолютного.


Ответ от МАРИНА=балерина= МАРУСИЧКА-OLD [гуру]
Я думаю - ЗЕРО!


Ответ от Atmanam Viddhi [гуру]
Вопрос, конечно, интересный.))
Сначала, с Вашего позволения, процитирую Википедию.))
Абсолют - в религии и идеалистической философии - Бог или первоначальная причина всех явлений, безусловное совершенное начало бытия, лежащее в основе мира, свободное от каких-либо отношений и условий.
Естественно, это относится скорее к метафизике, чем к физике.
Но ведь и поисками ответов на подобные вопросы занимается как раз философия, а не естественные науки.))
Вот и выходит, что Абсолют является либо неизменяемым Объектом, не ограниченным никакими рамками и категориями, подобно Шиве в философии адвайта-веданты, либо всего лишь абстрактным понятием, которым оперирует наше сознание.