Символика яйца в дохристианской эпохе. В Египте яйцо было символом возрождения космического и человеческого, небесного и земного

Валентина Пономарева

В христианстве пасхальные яйца символизируют кровь Христа и его Воскресение.

Вскоре после Вознесения Спасителя Мария Магдалена явилась в Рим на проповедь и, вручая императору Тиберию в качестве обязательного дара яйцо - за неимением ничего более весомого, воскликнула: «Христос Воскресе!»

Тот возразил, что это невозможно, точно так, как белое яйцо не может стать красным. Не успел сказать, как яйцо «покраснело».

Однако, не стоит забывать, что яйцо - исконный символ мира и происхождения жизни.

И в языческие времена в пасхальные торжества плодородия оно имело особый смысл. А на Красную Горку славяне катали крашеные яйца - образ мира или солнца, чтобы души предков очнулись от зимней спячки и помогали потомкам.

Яйцо издревле фигурировало в мифах и легендах, начиная с Древнего Египта и Вавилона. В зороастризме бог Ахурамазда, творящий мир усилием мысли, боролся за яйцо со с демоном Ангро-Майнью - главой сил тьмы. В сказаниях о русских богах сотворение мира представлено через явление Всевышним Золотого Яйца, заключавшем Рода - Родителя всего сущего.

Из яйца появилось несколько персонажей греческой мифологии. Кастор и Полидевк - из рожденного царицей Спарты Ледой от Зевса в облике лебедя.

Кстати, сравним со Станцей VI «Тайной доктрины» Е. Блаватской о происхождении третьей расы: «Тогда вторая развила рожденных из яйца, третью. Пот усилился, капли его увеличились, и … стали твердыми и круглыми. Солнце согрело ее; Луна охладила и оформила ее; ветер питал ее до зрелости ее. Белый лебедь из поднебесья звездного осенил каплю большую. Яйцо расы будущей…»

Гера, говорят, в порыве мести Зевсу за рождение Афины обратилась к сверженному Кроносу, получила два оплодотворенных им яйца и укрыла в земле - так произошел чудовищный Тифон.

Любопытную аналогию с этим сюжетом заметил еще А.Н.Афанасьев: «Василиск, по народному поверью, царь-змей, все убивающий своим взглядом и дыханием, рождается из яйца, снесенного черным семилетним петухом и зарытого в горячий навоз». А еще в русских сказках именно в яйце сокрыта игла жизни Кощея Бессмертного.

Не менее интересно мнение А.Н.Афанасьева о том, что «созвездие Плеяд… известное у народов европейских под именем наседки с цыплятами … у наших крестьян называется Птичьим или Утиным гнездом … в ярких звездах Плеяд усматривали золотые яйца, которые несет чудесная курица или утка. О сковороде, поставленной на горячие уголья, народная загадка выражается: «сидит царь-птица (или курочка) на золотых яичках».

Как тут не вспомнить сказку про Курочку Рябу! Не один взрослый, рассказывая ее детям, недоумевал по поводу случившегося со снесенным ею золотым яичком: «Дед бил - бил, не разбил; баба била - била, не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба…»

Впрочем, эту драму можно прочитать иначе. Если яйцо олицетворяет мир, тогда золотое яйцо - золотой мир, рай. Дед и баба - предки, тоже распространенная ассоциация. Предки в раю… Вам это ничего не напоминает? Например, Адама и Еву, не сумевших использовать дарованную Богом свободу воли? И встретившихся со Змеем, помните? Змей - представитель нижнего мира. Мышка у славян - тоже.

Изгнанные из рая, Адам и Ева плакали… как наши дед с бабой. А Курочка их утешала: «Не плачь, дед! Не плачь, баба. Снесу я вам яичко другое - не золотое, а простое».

Между прочим, в этом присловье передается основная идея христианства о поведении, которое обеспечит спасение души и ее попадание в рай. И Курочка вовсе неслучайно - Ряба. Пестренькая несушка - вместилище добра и зла одновременно.

А теперь вспомним многовековые споры о том, что первично - яйцо или курица. Речь в них шла не о материальных объектах, а о законах мирозданья.

Поэтому в заключение уместнее всего сослаться на компетентное мнение философа. По мнению профессора А.Е.Наговицына «…в философско-религиозном споре о “первичности курицы или яйца” под курицей понимался Бог, а под яйцом мир» . В этом случае сказка о Курочке Рябе «за десять секунд передает основные базовые истины философии нового и Ветхого Завета».
А Вы как думали?

Что символизирует яйцо? В христианстве пасхальные яйца символизируют кровь Христа и его Воскресение. Вскоре после Вознесения явилась в Рим на проповедь и, вручая императору Тиберию в качестве обязательного дара яйцо – за неимением ничего более весомого, воскликнула: «Христос Воскресе!» Тот возразил, что это невозможно, точно так, как белое яйцо не может стать красным. Не успел сказать, как яйцо «покраснело». Однако, не стоит забывать, что яйцо – исконный символ мира и происхождения жизни. И в языческие времена в пасхальные торжества плодородия оно имело особый смысл. А на Красную Горку славяне катали крашеные яйца – образ мира или солнца, чтобы души предков очнулись от зимней спячки и помогали потомкам. Яйцо издревле фигурировало в мифах и легендах, начиная с Древнего Египта и Вавилона. В зороастризме бог Ахурамазда, творящий мир усилием мысли, боролся за яйцо с демоном Ангро-Майнью – главой сил тьмы. В сказаниях о русских богах сотворение мира представлено через явление Всевышним Золотого Яйца, заключавшем Рода – Родителя всего сущего. Из яйца появилось несколько персонажей греческой мифологии. Кастор и Полидевк – из рожденного царицей Спарты Ледой от Зевса в облике лебедя. Кстати, сравним со Станцей VI «Тайной доктрины» Е. Блаватской о происхождении третьей расы: «Тогда вторая развила рожденных из яйца, третью. Пот усилился, капли его увеличились, и … стали твердыми и круглыми. Солнце согрело ее; Луна охладила и оформила ее; ветер питал ее до зрелости ее. Белый лебедь из поднебесья звездного осенил каплю большую. Яйцо расы будущей…» Гера, говорят, в порыве мести Зевсу за рождение Афины обратилась к сверженному Кроносу, получила два оплодотворенных им яйца и укрыла в земле – так произошел чудовищный Тифон. Любопытную аналогию с этим сюжетом заметил еще: «Василиск, по народному поверью, царь-змей, все убивающий своим взглядом и дыханием, рождается из яйца, снесенного черным семилетним петухом и зарытого в горячий навоз». А еще в русских сказках именно в яйце сокрыта игла жизни Кощея Бессмертного. Не менее интересно мнение о том, что «созвездие Плеяд… известное у народов европейских под именем наседки с цыплятами … у наших крестьян называется Птичьим или Утиным гнездом … в ярких звездах Плеяд усматривали золотые яйца, которые несет чудесная курица или утка. О сковороде, поставленной на горячие уголья, народная загадка выражается: «сидит царь-птица (или курочка) на золотых яичках». Как тут не вспомнить сказку про Курочку Рябу! Не один взрослый, рассказывая ее детям, недоумевал по поводу случившегося со снесенным ею золотым яичком: «Дед бил – бил, не разбил; баба била – била, не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба…» Впрочем, эту драму можно прочитать иначе. Если яйцо олицетворяет мир, тогда золотое яйцо – золотой мир, рай. Дед и баба – предки, тоже распространенная ассоциация. Предки в раю… Вам это ничего не напоминает? Например, Адама и Еву, не сумевших использовать дарованную Богом свободу воли? И встретившихся со Змеем, помните? Змей – представитель нижнего мира. Мышка у славян – тоже. Изгнанные из рая, Адам и Ева плакали… как наши дед с бабой. А Курочка их утешала: «Не плачь, дед! Не плачь, баба. Снесу я вам яичко другое – не золотое, а простое». Между прочим, в этом присловье передается основная идея христианства о поведении, которое обеспечит спасение души и ее попадание в рай. И Курочка вовсе неслучайно – Ряба. Пестренькая несушка – вместилище добра и зла одновременно. А теперь вспомним многовековые споры о том, что первично – яйцо или курица. Речь в них шла не о материальных объектах, а о законах мирозданья. Поэтому в заключение уместнее всего сослаться на компетентное мнение философа. По мнению профессора «…в философско-религиозном споре о “первичности курицы или яйца” под курицей понимался Бог, а под яйцом мир». В этом случае сказка о Курочке Рябе «за десять секунд передает основные базовые истины философии Нового и Ветхого Завета». А Вы как думали?
Источник: http://*****/archive/0/n-4869/
© *****

Почему репку тянули всем миром?

Простой пример: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая…» Почему-то ни слова о том, как ее поливали, пололи и т. д. Знаете, почему? Эта репка САМА ВЫРОСЛА. И сказка говорит о том, что стоит лишь начать дело, как оно пойдет, и удача непременно улыбнется! – На казенном языке это называлось бы стимулированием труда методом моделирования причинно-следственных связей.

До чего многозначны незатейливые народные сказки! Мы уже говорили про Курочку Рябу. А сегодня перечитаем «Репку», обратившись к старинным традициям. Она исстари фигурировала в народном творчестве. Про выражение «проще пареной репы» Вы, конечно, знаете. А пословицы слышали? Кругла девка, как репка. (Или: хороша (девка), как мытая репка!). Круглую девицу ласкательно называли как раз Репушкой. Или: На спине не репу сеят. Хоть ты матушку-репку пой (речь идет о непристойной песне). А загадки? Шибу (брошу) шибком, вырастет дубком, заолешничком. В землю крошки, из земли лепешки. Под дубком, под карандышком, ни клубком, ни камешком. Сама клубочком, а хвост под себя. Cверху зелено, посередке толсто, под конец тонко. Кругла, да не девка: с хвостом, да не мышь. По народному обычаю, когда у ребенка выпадал молочный зуб, ему полагалось кинуть его за печку, приговаривая: «Мышка, мышка! На тебе зуб репяной, а мне дай железный!» Интересно: в этом обряде фигурируют два персонажа знаменитой сказки – и тот, который послужил названием, и тот, который появился последним, но сыграл «решающую роль»! А Вы не находите, что они чем-то похожи? О. Сулейменов в «Аз и Я» заметил, что «у славянских жрецов письма и языка был значок... репен (репа), хвостатый клубень», и связан он был с солнцем. Так что репка – солнечный (солярный) символ, а мышка, тоже кругленькая, и тоже с хвостиком – совсем наоборот, представитель подземного мира. И в этом качестве репка может означать сам мир или сложную, важную для жизни задачу. Бабка с дедкой – предки, которые, не в силах решить ее, зовут внучку. Здесь легко угадывается идея связи поколений, не так ли? Но этого оказывается недостаточно, и на подмогу зовут сначала Жучку, потом Кошку, и, наконец, Мышку. В этой анималистической троице представлена традиция трехзвенного мирозданья. Верхний мир символизирует собака (или волк), спутник небесных богов. Если в древних мифах (Цербер, Анубис) – это страж загробного мира, то у крестьян на Руси волк до XIX в. почитался как верный пес святого Георгия, насылаемого грешникам в наказание. А еще у народов мира собака связывалась с природными явлениями (с молнией, дождем), им приписывалась способность видеть духов, предупреждать хозяев об опасности, чувствовать приближение природных катаклизмов, предсказывать эпидемии. Кошка связана с земным миром, с домом. Во многих мифологических традициях она связывается с луной, плодородием. Но в некоторых культурах является и солярным символом царственности. Е. Блаватская отмечала: «Египтяне представляли луну как кошку. Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле; и, таким образом, обыкновенная кошка была принята как выражение, как естественная эмблема и живое воспроизведение луны. Солнце, взиравшее вниз в преисподнюю, во время ночи, могло также называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме». И неслучайно в «Книге мертвых» бог солнца Ра выступает как «великий кот». Можно еще добавить, что мужское начало традиционно сопровождалось образом собаки, а женское – кошки: «Мужик да собака на дворе, баба да кошка в избе». Мышка, как уже говорилось – представитель подземного мира. Поговорка «гора родила мышь» как раз и связана с хтонической ее природой. В греческих мифах Зевс-громовержец обращает своих детей в мышей, крыс и кротов. Кроме того, в древних мифах мыши падали с неба. Это дало основу для средневекового поверья, что мышь родилась от грома и грозы. (А собака – помните? – связывалась с молнией и дождем). Итак, в простеньком тексте «Дедка за репку, бабка за дедку…» заключен призыв к союзу поколений с силами мира – небесными, земными и подземными. И тогда можно решить любую, даже кажущуюся невыполнимой, задачу. Короче говоря: сила в единстве! При желании эта формула обращается в графику креста, священного символа многих народов безотносительно к принятому у них вероисповеданию : горизонталь – поколения (слева – предки, справа – потомки), вертикаль – триединство мира. Удачи и радости!

Начиная с глубокой древности яйцу придавали особое Магическое значение. Все мифологии мира хранят древние легенды, связанные с яйцом, как символом жизни, обновления и начала нового дня или года, источником всего существующего в этом мире.
В античных усыпальницах, могилах, в древних курганах, захоронениях дохристианской эпохи, археологи находят натуральные яйца, раскрашенные , или яйца, выполненные из мрамора, глины, металла, камня.

Древние египтяне каждую весну, во время разлива Нила, обменивались раскрашенными яйцами, и украшали ими свои храмы и святилища. В египетской мифологии яйцо представляет собой потенциальную возможности пробуждения жизни и является символом бессмертия . В яйце заключена великая тайна сотворения мира, и сохранения вечной жизни.

В индийских «Ведах» рассказывается о золотом яйце, из которого вылупился Брама. В Индии все птицы, несущие яйца, именуются «дважды рожденными», так как рождённый в яйце плод формируется и, проклёвывается, рождаясь во второй раз.

В легендах и мифах многих стран древнего востока рассказывается, что было время, когда во Вселенной везде царил хаос, а находился этот хаос в огромное яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу яйца согрел божественный огонь, и из яйца родился мифический творец Пану. Творец соединил невесомое Небо с твёрдой Землей, создал пространство, ветер, Солнце, Луну, облака, гром, молния. Благодаря Пану Солнце днём согревало землю, ночью светила Луна, родились все планеты и звезды.

Этрусское яйцо из Vulci - VII век до н.э.

У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печёное или варёное яйцо. Этот обычай символически связывался римлянами с успешным началом нового дня и предвещал успех в новых делах.

Известно, что не только весь пантеон этрусских богов, но и многие обычаи, традиции, верования и суеверия.

В этрусских курганных усыпальницах в Тарквинии, Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи и Орвието найдено большое количество фресок со сценами этрусской повседневной жизни, охоты, пиршеств, похоронных обрядов, спортивных состязаний.

Яйцо в этрусском погребальном обряде символизировало смерть и воскрешение умершего из загробного мира. Во время археологических раскопок этрусских гробницах-курганах, археологи часто находили натуральные куриные яйца, раскрашенные охрой - красной краской, или яйца страуса, украшенные магическими ритуальными рисунками и знаками.

На стенах многих этрусских гробниц изображены сцены погребального или поминального пиршества, посвящённого умершему. Во многих сценах пиршества можно увидеть, как один из пирующих передаёт другому яйцо — символ вечной жизни, и вечной надежды на воскрешение из мёртвых.

На фрагменте росписи стены из «Гробницы Львиц», мы видит сцену последнего пира и этруска, держащего в вытянутой руке яйцо - символ вечности, смерти и возрождения из мёртвых. Слева на фреске последнего пира есть ещё один символ жизни и смерти - это висящий на крюках пояс, аккуратно завязанный незамысловатым узлом.

На другой фреске из этрусской гробницы изображена пара молодых людей увлеченных беседой и угощениями, по лицу улыбающейся женщины видно, как ей нравится общение и любовная игра. Молодой этруск высоко поднял правую руку с яйцом, объявляя о главенстве смерти на своём последнем пиру.


На центральной стене «Гробницы Авгуров» в Тарквиниях, относящейся к 530 году до н.э., по обе стороны запертой двери, изображены два авгура - ритуальных плакальщика, в позе скорби, с поднятой над головой рукой. Над головой одного из авгуров едва различима надпись «APA-STANA-SAR» - «Бог-Отец-стань-(моим)царём».

Обычай расписывания яиц очень древний. Известно, что в этрусских захоронениях-курганах археологи находили ритуально раскрашенные яца - символы воскрешения из мёртвых.

Этрусское яйцо из Vulci - VII века до н.э.

Исследователь этрусской культуры Лиза Параб написала отдельную работу об использовании яиц страуса в ритуале погребального обряда этрусков.

В Этрурии обнаружены несколько различных методов окрашивания яиц, относящиеся к 7 веку до н.э.

Жареные на углях яйца , возможно, использовали для гадания, рассматривая образовавшиеся пятна и фигуры, гаруспики (жрецы) толковали и предсказывали. Раскрашенные вручную яйца клали в катафалк, рядом с умершим.

На некоторых яйцах, найденных в этрусских курганах, до сих пор хорошо виден простой рисунок росписи.

Рассмотрим , найденное в кургане Вулчи. Яйцо расписано вверху птицами небесными, парящими над земными травами, далее идёт ряд из ромбов , символов уже возделанного, но ещё не засеянного зерном поля - эти поля ждут своего Сеятеля, подателя жизни, Отца Небесного, Спасителя. Ниже мы видим изображения взявшихся за руки танцовщиц, исполняющих ритуальный этрусский танец -хоровод.

Подобный ритуальный хоровод мы видим на печати из , отображающей момент рождения Бога. Назывался этот танец - «куравай», символ индуистского понимания времени, как циклу времени, от рождения, жизни, и смерти. «Куравай» исполняли 7 танцовщиц, вращающихся по кругу, символизирующему круг времени, от рождения до смерти и снова возрождения. Помните детскую песенку «Коровай, коровай, кого хочешь выбирай…»

В нижней части этрусского яйца VII века до н.э. нарисованы символы Великой богини Матери - птица и рыбы .

Те же символы птицы и рыбы изображены на печати из над головой священной козы-кормилицы - антропоморфного воплощенияВеликой богини Матери.

Изображение рыбы в Махенджо-Даро и в Хараппе (Северная Индии) считалось символом Свастические символы пришли на остров Крит в Минойскую цивилизацию вместе с индоевропейским народом, сохранившим религиозные традиции и обычаи древности.

В древней мифологии многих народов яйцо служило символом возрождения, появления весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, то есть служило символом таинственного перехода из небытия в бытие.

В Великой Руси имя и культ Ярила — представителя весеннего солнца, устраивали и простонародное гулянье, носящее, название «на Ярилову» с хороводами происходили, не в начале, а в конце весны, при проводах уходящей, умирающей весны . Само Ярилино игрище в старину повсеместно, заканчивалось обрядом погребения отживающего свой век, вместе с весною, бога Ярилы и подношением языческому истукану яйца, как символа воскрешения. В Ярилиных игрищах заложена идея кончины представителя весеннего плодородия, пробудившего всю природу к новой жизни после зимнего сна, а затем, с наступлением высшего солнцестояния, удаляющегося, умирающего.

В древних русских сказках о Кощее Бессмертном яйцо представляет собой тайное хранилище жизни и смерти и хранится под семью замками и печатями. Возможно, идея русской матрёшки, хранящей в себе великую тайну продолжения рода и появления новой жизни, родилась из округлого куриного яйца - символа новой жизни.

Для наших предков яйцо служило символом жизни, символом пробуждения жизни, начала нового дня, о приходе которого возвещает петух – символ пробуждающегося солнца. Петух часто украшал крышу деревянного дома, наряду с коньком тоже солнечным знаком, на коне солнце выплывает на небосвод, считали древние славяне.

Греческая монета Селевка-III, с Аполлоном сидящим на священном камне «омфалос» в Дельфах.

Ныне в Дельфах сохранились руины последнего из храмов Аполлона, построенного в 366 - 339 г.г. до н.э.

Первым жрецом в храме Аполлона в Дельфах был гипербореец со славянорусским именем Олен[ь]. На ведическом санскрите - олень. Имя известно и в славянской мифологии - Лель.

Олен[ь] стал родоначальником всех древнегреческих племён Эллады. От славяно-русского имени Олен[ь] происходит имя народа - эллины (олень или лань) и название страны - Эллада.

Гипербореец, потомок титанов, Аполлон перенёс в Дельфы и священный центр обитаемого мира, его символизировал мраморный валун в форме яйца Омфал, символически представляющий собой центр Мира — священную гору Меру .

По древнему приданию, гора Меру была мировой осью, центром всего Космоса, вокруг неё вращались созвездие Большой и Малой Медведицы, Солнце, Луна, планеты и звезды.

Название камня Омфал в переводе с древнегреческого означает «Пуп Земли».

В археологическом музее в Дельфах хранится этот мраморный валун Омфал. Весь валун покрыт выпуклым древним орнаментом, напоминающим изображение двойной Ваджры ведийского бога Индры.

П о преданию священная гора Меру была обителью всех ведических богов Риг-веды. Управляя своей колесницей, летящей по небу сражался с помощью Ваджры - божественного оружия, врагами ариев, со злыми демонами,

Идеальное яйцо

Что было раньше - курица или яйцо?

В свое время классик английской литературы Самюэл Батлер метко заметил: «Курица - это всего лишь способ для яйца произвести на свет еще одно яйцо».

Есть что-то загадочное в этом удивительном и неповторимом продукте. Яйцо − символ рождения, жизни, солнца, жизненной энергии, плодородия и плодовитости, а также немаловажный символ разных религий. На Пасху христиане красят яйца. А знаете ли вы, откуда пошла эта традиция? По преданию, первое пасхальное яйцо Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию, сообщив о Воскресении Христа. Император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

Из яиц можно приготовить столько разных по текстуре и вкусу блюд , что, пожалуй, сложно найти продукт, способный его заменить. И все это благодаря очень широкому спектру «яичных способностей». Яйца образовывают пену при сбивании, эмульгируют жиры, обладают высокой вязкостью. На основе яиц получают объемные продукты с нежной консистенцией, эластичные и сжимаемые, такие как пастила и зефир. Без яиц невозможно представить мороженое , многие макаронные изделия, майонез.


Сваренное яйцо

Так что же представляет из себя яйцо в качестве продукта питания?

Яйцо содержит все необходимое для развития новой жизни . Желток обеспечивает питание зародыша, а белок служит защитой и проводником дополнительного питания для роста эмбриона. В отличие от желтка, который содержит белки, жиры, углеводы и минеральные вещества, белок на 90% состоит из воды и лишь на 10% из различных белков. Свойства некоторых из этих белков хорошо бы знать увлеченным кулинарам.

Овальбумин является одним из самых главных компонентов белка яйца, который во многом определяет аромат, текстуру и цвет приготовленных яиц. Он обладает высокой вязкостью, но при длительном хранении овальбумин постепенно переходит в менее вязкую S-форму, что уменьшает стабильность пены. Свертывание белка также зависит в основном от овальбумина. Свертываемость овальбумина при нагревании снижается по мере старения яйца (то есть чем свежее яйцо, тем меньше времени нужно для его приготовления).

Овоглобулин отвечает за способность белка образовывать пену при сбивании. Первоначальный объем белка увеличивается примерно в 7 раз. Но при длительном механическом воздействии эти свойства теряются. Именно поэтому, если долго взбивать белок, пена оседает.

Овомуцин - высоковязкий гликопротеин, который играет главную роль в стабилизации пены и придает связанность. Он также ответственен за компактность и привлекательность белка в яичнице и яйцах пашот. Однако, при длительном хранении он постепенно распадается, лишая яйцо важных свойств.

Овотрансферрин , или кональбумин , играет роль антимикробного фактора и защищает куриные яйца от порчи. Дело в том, что, энергично соединяясь с железом, содержащимся в микроорганизмах, кональбумин прекращает их жизнедеятельность. Кональбумин способен изменять цвет белка, как следствие реакции на взаимодействие с другими металлами. Именно поэтому, взбивая белки в медной чашке, вы получите пену золотого цвета.


Омлет с зеленью

Итак, качество яиц ухудшается по мере хранения. Теряя влагу через поры скорлупы, сложные вещества в яйце распадаются на более простые, уменьшается содержание витаминов. Изменяются вязкость и плотность белка и желтка. Белок теряет связанную воду и разжижается и как следствие становится менее вязким, теряя свои пенообразующие и пеностабилизирующие свойства.

Один день хранения при комнатной температуре равен четырем дням хранения в холодильнике. Поэтому, покупая яйца в магазине, берите те, которые лежат в холодильнике, а не стоят на полках в центре зала. Дома храните их на полке холодильника, а не на дверце, так как постоянное встряхивание разжижает яичный белок, а это, как мы уже знаем, портит его кулинарные и пищевые свойства. При этом желательно переложить яйца в герметичный контейнер - это значительно снизит потерю влаги и убережет их от поглощения запахов от других пищевых продуктов. Если вы хотите, чтобы желток оставался по центру при приготовлении яйца вкрутую, то храните их в положении «на боку».

Что же происходит с яйцом при тепловой обработке? Белки при нагревании разрушаются (денатурируют) и постепенно свертываются (коагулируют). При 60-65°С белок заметно густеет, 65-75°С - образуется студнеобразная нежная масса, 75-85°С - студень уплотняется и хорошо сохраняет форму. Белки, содержащиеся в желтке, начинают загустевать только при температуре 70°С.


Как приготовить идеальное куриное яйцо?

Для того, чтобы приготовить идеальное яйцо (вкрутую или жареное), главное - следить за температурой во время готовки, тем самым контролируя коагуляцию протеинов. При температуре 63°С начинает свертываться наиболее термочувствительный белок овотрансферрин, а вот основной белок - овальбумин не коагулирует примерно до 80°С, ну а самым последним свертывается овомуцин. В любом случае, все белки яйца свернутся при температуре гораздо ниже 100°С.

Именно поэтому не стоит варить яйцо в кипящей воде продолжительное время. Белок может превратиться в «резину», а желток потеряет свою кремообразную консистенцию.

Лучший способ приготовления яйца вкрутую - это положить их в небольшую кастрюлю, залить холодной водой, так чтобы вода только покрывала яйца, довести воду до кипения при открытой крышке, и выключить огонь, как только вода начнет закипать. Накрыть кастрюлю крышкой и дать яйцам постоять 10-15 минут. Через 10 минут яичный желток будет темно-желтого цвета, влажный, с кремообразной текстурой. Через 15 минут желток станет светло-желтым, сухим и зернистым. По истечении времени яйца обязательно остудить в холодной воде, чтобы остановить приготовление. Такой способ почти гарантировано будет приносить вам стабильно ожидаемый результат, независимо от изначальной температуры яиц и их размера.

Две проблемы, с которыми хотя бы один раз сталкивался каждый человек - это треснувшее и плохо чистящееся яйцо. Чтобы избежать их, традиционно перед варкой прокалывали тупой конец яйца. Однако исследования показали, что это действие не решает проблему. Избежать треснувшего яйца вам поможет медленное нагревание, именно поэтому лучше начинать варить яйца в холодной воде. А вот лучшая гарантия легкого очищения от скорлупы - это старое яйцо! Свежие плохо чистятся из-за низкого pH овальбумина. После нескольких дней хранения pH яйца повышается, и они чистятся гораздо лучше. Если же вам посчастливилось варить свежайшие яйца и хочется, чтобы после очищения от скорлупы они оставались гладкими и красивыми, то добавьте пол чайной ложки соды на 1 литр воды.


Тайный рост происходит внутри закрытой скорлупы, и то, что кажется несуществующим, активно развивается и живет, поэтому яйцо является эмблемой бессмертия.

В большинстве символических традиций можно обнаружить Космическое Яйцо, которое содержит в себе вселенную, олицетворяет совершенное состояние единства противоположносте

й. Оно символизирует первоначальный мир хаоса и зародыш всех творений, космическое время и пространство.

Будучи единым целым, оно, тем не менее, содержит все сущее и все потенциальные возможности в пространстве, ограниченном скорлупой.

При сотворении мира Космическое Яйцо (иногда принесенное змеей, но чаще отложенное в океан гигантской птицей) разбивается и придает форму хаосу: его половинки образуют землю и небо, возникает жизнь во всех ее формах, естественных и сверхъестественных.

Космическое Яйцо часто описывается как золотое, что символизирует Солнце, иногда ему присущи и другие атрибуты Солнца.

В фольклоре всего мира яйцо - добрый знак, символизирующий удачу, богатство и здоровье.

В Египте яйцо было символом возрождения космического и человеческого, небесного и земного. Вселенная определена как яйцо, задуманное во времена Великого Единого.

Бог Солнца Ра вылупился из Космического Яйца, которое снес Великий Гоготун: "Оно растет, и я расту; оно живет, и я живу".

Змей Кнеф также произвел Космическое Яйцо изо рта, символизирующего Логос. Птица Феникс погибает в огне, но возникает вновь из собственного яйца.

Яйцо, плывущее над мумией, означает надежду на загробную жизнь. Сходные значения имеют крылатый диск и жук-скарабей, толкающий свой шарик.

В буддизме скорлупа яйца - это "скорлупа невежества". Пробить ее - значит родиться второй раз и достичь просветления, преодолеть время и пространство.

В Китае яйцо - символ целостности. Китайцы верили, что первопредок Паньгу вышел из яйца, которое плавало в первозданных водах: "Все легкое и чистое, что было в нем, тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а все тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю".

В индуизме Космическое Яйцо снесла божественная птица на изначальные воды. Из золотого яйца вышел Брахма, а две половинки образовали Небо и Землю: "Это великое яйцо, состоящее из элементов и покоящееся на водах, было прекрасным естественным пристанищем Вишну, и здесь-то Вишну... приобрел образ ощутимый, воспринимаемый чувствами...

В яйце этом были континенты и моря, планеты и части вселенной, и боги, и демоны, и человечество" (Вишну Пурана). Космическое Яйцо соответствует яйцу Брахмы и подразделяется на три части: область чувств, небеса, и бесформенный мир.

В Индии откладывание яйца эквивалентно рождению человека, а вылупливание из яйца символизирует второе рождение человека, или инициацию.

В Древней Греции небесное Яйцо состояло из семи свернутых слоев, означающих семь небес, или сфер. В греческом орфизме яйцо есть тайна жизни, творение, воскресение; оно окружено уроборосом. Диоскуры, рожденные из яйца Зевсом и Ледой, носят две половинки яйца как шапочки.

Согласно одной из версий мифа, из одного яйца появились Полидевк и Елена, из другого - Кастор и Клитемнестра. С яйцом изображается Дионис - бог плодородия и весеннего возрождения природы.

В христианстве Яйцо – символ надежды и воскрешения. Пасхальное яйцо является эмблемой бессмертия.

Белоснежная чистота скорлупы, тайна, скрытая под ней, привносили и другие дополнительные значения в символику яйца, что отразилось, например, в алтаре работы Пьетро делла Франчески "Мадонна с младенцем" (1450), в котором яйцо символизирует непорочное зачатие.

Диссимметрия содержимого яйца – основа появления жизни

форма яйца имеет очень важную особенность. Дело в том, что невозможно на ровной плоскости расположить яйцо так, чтобы оно стояло вертикально, всегда яйцо располагается горизонтально к плоскости подставки.

Оказывается, что это не всегда выполняется.

Ранее этнологи заметили, что яйцо, снесенное в определенные дни года, может вертикально находится на плоской подставке. Например, чаще всего это бывает с яйцами, снесенными в день весеннего равноденствия.

Как нам представляется, внутренняя структура такого яйца симметрична относительно длинной оси яйца (белок-желток).

В обычном яйце внутренняя структура яйца – дисимметрична. Наличие дисимметрии в живой структуре является основным принципом живого – закон Пастера – Кюри – Вернадского .

Строго говоря, в случае симметрии внутренней структуры яйца, не следует, что яйцо потенциально неживое, однако, в случае развития жизни в таком яйце, возможны проблемы со здоровьем и развитием у будущего цыпленка.

Не поэтому ли существует народная примета, что яйца, снесенные в такое время, не кладут под наседку. По-видимому, обычай красить куриные яйца на Пасху связан с тем, что из такой большой природной клетки, только при определенной температуре и времени, образуется жизнь живого.

Два раза в году существуют дни равноденствия (март и сентябрь), это дни, когда астрономически характерное в пространстве по расстоянию расположения планеты Земля по отношению к Солнцу и планетам всей солнечной системы, когда оптимальным становится влияние их силовых взаимодействий на Землю.

Планета Земля содержит в своем составе 2/3 воды и 1/3 суши. А вода является универсальным аккумулятором любой энергии и это обстоятельство лежит в основе того, что через связанную воду живого организма, в эти дни наблюдается особенность влияния таких энергий на все живое, в том числе и на человека.

Можно предположить, что конкретно в эти дни в природе наблюдается некая временная пространственная симметрия, которая может влиять на живые объекты.

Во Вселенной дисимметрия является основой существования жизни. Аналогично дисимметрия внутренней среды живого организма является основой жизни живого. В этом и заложен смысл закона Пастера-Кюри-Вернадского.

Различие симметрии и дисимметрии куриного яйца будет проявляться не только в его неустойчивости положения на плоской поверхности по отношению к длинной оси симметрии яйца, но и в величине природной биоэнергетики самого яйца .

Природную биоэнергетику живого яйца можно проверит по фиксации собственного, биоэнергоинформационного излучения яйца.

Методика индикации такого «собственного излучения» яйца может быть следующая. Яйцо помещают в специальную стеклянную емкость, и затем эта емкость помещается в другую емкость с природной водой.

Если яйцо имеет природное биоэнергоинформационное излучение, это вода «зафиксирует» через изменение своих физических параметров.

Далее, измеряя такие физические характеристики воды – индикатора как кислотно-щелочное равновесие, электропроводность, концентрацию растворимых примесей, окислительно-восстановительный потенциал, редокс-ток с помощью гальванической ячейки и структуру - наличие структурного упорядочения и оптической анизотропии, можно у яйца объективно зафиксировать наличие собственной биоэнергетики.

Такой методикой мы проанализировали величину биоэнергетики обычных куриных яиц (дисимметричных и симметричных) и подтвержден вывод о том, что собственная биоэнергетика яиц, снесенных курицей в день весеннего и осеннего равноденствия, слабее на 5-10% от биоэнергетики яиц, снесенных курицей в обычные дни.

Эти исследования свойств яиц, снесенных в день равноденствия, ставят перед исследователями интересную проблему, как влияют указанные выше особые астрономические дни в течение года на процессы в живом организме, через свойства связанной внутриклеточной воды организма.

В этом плане представляется интересным изучение влияния дней лунного календаря на живой организм, в том числе и на организм человека и корреляция этого влияния с особенностями биоэнергетики конкретного человека.

Заключение

Приведенные нами вышеизложенные особенности структуры и свойств куриного яйца с одной стороны подчеркивают, что природа эволюционно создала свои законы строения живого.

С другой стороны - форма куриного яйца, все особенности строения этой большой клетки живого, действительно обладает всеми характерными особенностями биоэнергоинформационных свойств живого, и поэтому может рассматриваться как природный эталон биоэнергетики живого.