Адаптация как международный термин означает. Понятие адаптации в современной психологии

Люди живут и функционируют во внешней среде, изменяя некоторые аспекты в ней. Мир своими объектами и явлениями, в свою очередь, тоже имеет влияние на каждый организм и их психику далеко не всегда положительное и полезное. Изоляция от среды неминуемо приведёт к смерти.

Животный мир и человеческий проходят жёсткий естественный отбор: скачки температур, атмосферного давления, влажности, освещённости и других физических и физиологических параметров. Имея различные приспособления, технические возможности, мы остаёмся по своей природе чувствительными и достаточно ранимыми существами.

Особенно это ощущается при резких изменениях окружающей среды. Например, понижение температуры нашего тела лишь на пять или шесть градусов может привести к гибели.

На физическом уровне люди от рождения до смерти пользуются массой природных механизмов, которые изменяя свои показатели в зависимости от условий вокруг, позволяют оставаться ему в нормальном состоянии функционирования.

Трансформация параметров происходит не только на физическом уровне, но и на психическом. Мир, за последние несколько лет, ускорился в развитии, не все успевают осознать происходящее и безболезненно перестроится. Эксперты, врачи и психологи утверждают, что каждый третий сегодня нуждается в помощи или лечении, чтобы активировать адекватные адаптивные механизмы внутреннего мира.

Учёные, внёсшие существенный вклад в изучение этой проблемы и давшие свои определения: французский физиолог К. Бернар, американский физиолог У. Кэннон, российский биолог А. Н. Северцов, канадский физиолог Г. Селе.

Определение и понятие адаптации

Все научные изыскания организма в связке «человек-среда» приходят рано или поздно к пониманию механизмов, которые позволили пройти человечеству всю эволюцию, несмотря на явные и скрытые обновляющиеся аспекты .

Явления внешнего и внутреннего мира проходят постоянно точку баланса, приспосабливаются друг к другу. Человек, саморегулируясь, сохраняет благоприятные параметры в своём теле и принимает новые, даже неидеальные условия жизни. Например, неблагоприятные решения – хронические заболевания, бегство в болезнь. Называют эти механизмы гомеостатическими. Они стремятся уравновесить, стабилизировать работу всех систем жизнеобеспечения, чтобы избежать гибели.

Приспособление, адаптация – процесс, в котором происходит оптимизация взаимодействия и взаимообмена внешних и внутренних сред с целью сохранения жизни. Само определение возникло в XIX веке в биологии. Позже его применяли не только к жизни организма, но и к развитию личности и даже к коллективному поведению.

Рассмотрим некоторые научные формулировки , определяющие «Что такое адаптация»:

  • динамическое соответствие равновесия живой системы и внешней среды;
  • приспособление строения и функций организма и органов к среде;
  • приспособление органов чувств к особенностям стимулов, предохранение рецепторов и организма от перегрузки;
  • биологическое и психологическое приспособление организма к внешним и внутренним условиям;
  • способность объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды механизмами саморегуляции.

Какое бы определение мы ни взяли, изменения в обыденной жизни идут непрерывным потоком . Успешное приспособление и саморегуляция и приведут к нормальному развитию индивидуума, к его физическому и психическому здоровью.

Успешность адаптации могут обеспечить тренировки, специальные упражнения, разработанные как для тела, так и для души.

Огромное количество разнонаправленных научных дисциплин занималось проблемой адаптации с разных углов зрения формулировали её определение: биология, психофизиология, медицина и медицинская психология, эргономика и другие. Из новейших: экстремальная психология, генетическая психология.

Адаптивные процессы затрагивают своими изменениями все уровни существования человека от молекулярно-биологического до психолого-социального .

Психологи рассматривают адаптацию как свойство личности приспосабливаться, её параметр активности в мире людей. Если организм обладает биологическими реакциями саморегуляции, то личность владеет различными средствами для прохождения интеграции в единую систему: усвоение норм, ценностей, норм общества через призму своих потребностей, мотивов, установок. В психологии это обозначено как социальная адаптация.

В системе адаптации личности специалисты выделяют три уровня:

  • психический (поддержание психического гомеостаза и психического здоровья);
  • социально-психологический (организация адекватного взаимодействия с людьми в группе, коллективе, семье);
  • психофизиологический (сохранение физического здоровья через баланс отношений тела и психики).

Успешность адаптации и её виды

Постановка и возможность достижения задач в своей жизнедеятельности являются показателем успешного прохождения психической адаптации личностью. Критериев два: объективный и субъективный . Немаловажные параметры при этом: образование, воспитание, трудовая деятельность и профессиональная подготовка.

Усложняют социальную адаптацию психические и физические недостатки и нарушения (дефекты различных органов или ограничения тела). В этих случаях на помощь приходит компенсация.

Существует целая концепция раскрывающая суть и определение адаптационного синдрома. Речь идёт о стрессе как естественном явлении в процессе приспособления к неблагоприятным условиям жизни. Полное освобождение от стресса – смерть, поэтому борьба с ним не имеет смысла. Психологи учат пользоваться доступными и адекватными средствами психологических защит .

Специалисты выделяют динамическую и статическую адаптации. При статической – структуры личности не изменяются, приобретаются лишь новые привычки и навыки. В динамической – присутствуют изменения в глубинных слоях личности. Например, невроз, аутизм, алкоголизм – иррациональные приспособления к негативным условиям в жизни.

Нарушения адаптации

Если человек попал в стрессовую ситуацию, то есть все шансы месяца через три наблюдать реакции дезадаптации, которые, в свою очередь, длятся не более шести месяцев. И далеко не всегда: чем сильнее стресс, тем ярче реакции расстройства адаптации. Сила дезадаптации зависит личностной организации и культуры общества, в котором живёт человек.

Отступает стресс , и личность постепенно возвращается к привычным адаптивным механизмам. В случае когда стрессоген не исчезает, человек вынужден перейти на новый уровень адаптации.

Смена школы или трудового коллектива, потеря близких, родителей и другие стрессы, изменившие привычный ход течения жизни, ведут к нарушению психоэмоционального состояния. В любом возрасте на его стабилизацию потребуется время.

Какие расстройства констатируют специалисты у людей, попавших в новые условия существования? Перечислим самые частые из них: депрессия, тревожность, девиантное поведение.

Таким образом, проблема адаптации является междисциплинарной и очень актуальной в современном мире . Многочисленные исследования дают ещё больше новых вопросов и загадок. Процесс адаптации в своей биологической и психической основе непрерывен и служит для сохранения жизни.

от лат. adapto - приспособляю), процесс и результат приспособления (установления и поддержания оптимальных параметров) самоорганизующихся систем к воздействию новых факторов окружающей среды или к изменившимся условиям деятельности. Выступает одним из важных механизмов сохранения и развития индивидов, социальных общностей и институтов, поддерживающих их безопасность. В процессе А.происходит усвоение господствующих ценностей и норм (социальной группы, класса, государства, общества, международного сообщества) и изменение среды в соответствии с новыми целями и задачами. Существует большое количество видов, способов и форм А. По характеру выделяют добровольную и вынужденную, позитивную и негативную А. В зависимости от сферы жизнедеятельности различают экономическую, политическую, трудовую, профессиональную, социально-психологическую и другие адаптации. Основные виды А. человека - биологическая, физиологическая, психологическая и социальная. В последнем случае речь идет о социализации индивида. В зависимости от степени и качества выделяют устойчивую и неустойчивую, глубокую и неглубокую, полную и неполную, высокую или низкую А. Формы социальной А. аккомодация (пассивное приспособление к среде), аккультурация (взаимное влияние субъектов и взаимное усвоение ценностей и образцов поведения в ходе их прямого контакта), амальгамация (объединение разрозненных частей в единое социальное целое - индивидов, групп, массы), ассимиляция (взаимное или одностороннее поглощение субъектами социальных отношений друг друга). Положительный эффект А. - относительное соответствие состояния и поведения новым условиям. Различают 3 уровня А.: частичная, достаточная и полная. В социологии выделяется несколько типов А.: конформизм, или пассивное принятие человеком господствующих в данной социальной среде норм и правил, при котором наблюдается гипертрофированная зависимость субъекта от социальной группы, к которой он принадлежит; сознательное и активное включение в утверждающуюся новую систему общественных отношений; отклоняющаяся А., для которой характерно категорическое неприятие социальных норм, что выражается в одном случае в криминальном или девиантном поведении, в другом - в разных формах протестных действий, вплоть до повстанческих акций или революционной борьбы; принудительная А., при которой под давлением массовой культуры, средств массовой информации и других институтов социальной коммуникации происходит неразборчивое усвоение низкопробных образцов культуры, появляются асоциальные группы беспризорников, бомжей, наркоманов и т. п. А. социума находит свое проявление во множестве разнообразных явлений - от изменения моды до освоения новых источников энергии, от образования групп взаимопомощи до преобразования общественного и государственного строя. Наиболее четким видом А. социума или его отдельных сторон, отражающейся в целенаправленных мерах по модернизации организации и жизнедеятельности общества, является реформа. Для переходного общества, каким является Россия, особое значение приобретает экономическая А. - активное приспособление человека к рыночным условиям хозяйствования. Специфическую сторону А. составляет изменение систем национальной безопасности и международной безопасности, их институтов применительно к новым условиям и задачам. При этом не только меняются процедуры и механизмы обеспечения безо-пасности, но и вырабатываются новые принципы и нормы. Так, в начале XXI в., с одной стороны, в практическую область стал вопрос о создании глобальной системы безопасности. С другой стороны, в этой системе центр тяжести переносится с военной безопасности и военных методов обеспечения безопасности на политические, дипломатические, информационные и другие невоенные средства. Лит.: Петровский А.В. Психология неадаптивной активности. М., 1992; Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социо. 1995. № 9; Корель Л.В. Социология адаптации: этюды апологии. Новосибирск, 1997; Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии «негативной» адаптации // Социо. 1999. № 4; Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) // Социо. 2002. № 3. Адаптация мигрантов, приспособление новоселов к новой социально-демографической и природно-географической среде района вселения. А. м. связана с ослаблением старых и установлением новых родственных, земляческих, имущественных, трудовых и иных отношений, а в определенных случаях и с необходимостью приспособления к природной среде (акклиматизации, естественной иммунизации) и географическому положению места нового проживания. Она затрудняется, когда мигрант попадает в населенный пункт с другим социально-экономическим статусом, например, при переселении из сельской местности в городскую или из поселков городского типа в средние и большие города. Наиболее сложно процесс адаптации протекает, когда мигранты оказываются в иной социально-политической, социально-демографической и социально-этнической среде. Адаптация политическая, 1) приспособление индивида, группы к существующему политическому режиму, которое выражается либо в сервильном принятии порядка и правил, установленных им, либо в активных попытках изменения своих социально-политических ролей и преобразования среды своего функционирования как политического актора; 2) изменение политической системы общества или ее отдельных элементов под воздействием природных, экологических, технологических, социальных, международных и других факторов. Выражается в изменении функций и правил деятельности существующих или формировании новых политических институтов и установлений. Адаптация психологическая, перестройка динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды, усвоение личностью норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру, выработка индивидом или группой модели поведения, наиболее отвечающей реально складывающимся условиям их жизнедеятельности. Адаптация социальная, приспособление индивида, группы к социальной среде. Своим результатом имеет обеспечение устойчивости, традиционности, повторяемости социального опыта, а также его изменение на основе инновационного обогащения. В процессе А. с., с одной стороны, ин-дивиды вырабатывают способы и средства своего включения в социальные связи и деятельность; с другой стороны, общество поддерживает и развивает материально-вещественные и социокультурные условия, определяющие и облегчающие процесс их социализации. Адаптация социально-психологическая, оптимизация взаимоотношений личности и социальной группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций. Адаптация трудовая, приспособление индивида к новым условиям труда, возникающим при смене места работы, профессии, характера трудового законодательства или производственных отношений. В обычных условиях А. т. занимает, по оценке специалистов, от 1 до 3 месяцев, что предусмотрено трудовым законодательством и учитывается при определении испытательного срока для вновь принимаемых на работу.

Когда человек рождается, он еще не обладает знаниями, навыками и умениями, которые идеально подходят к совершению всех действий, приводящих к сохранению здоровью, самообеспечению, самообслуживанию и т. д. Человеку приходится учиться всему. Данное обучение можно назвать одной из форм адаптации человека, которая является обязательным процессом в любых обстоятельствах. В статье детально рассмотрено данное понятие, виды и факторы адаптации.

Понятие

Под адаптацией понимается приспособление человека к условиям и обстоятельствам окружающего мира. Целью любой адаптации является достижение гармонии при взаимодействии между человеком и другими людьми, окружающим миром. Данное понятие используется практически всю жизнь, поскольку любое изменение привычной обстановки и попадание в новые для себя условия приводят к необходимости приспособления.

Человек адаптируется к окружающему миру и людям, в то время как и окружающие люди тоже вынуждены приспосабливаться к человеку. Данный механизм является двусторонним. В этом принимают участие физиологические, личностные особенности, генетические и поведенческие факторы.

Понятие адаптации рассматривается с двух сторон:

  1. Человек привыкает к внешним обстоятельствам, в которых он пребывает.
  2. Человек саморегулирует и балансирует на фоне воздействующих на него внешних факторов.

Адаптация всегда происходит на трех уровнях:

  1. Физиологическом.
  2. Психологическом.
  3. Социальном.

Данные уровни как между собой, так и внутри друг друга поддаются взаимному влиянию.

В процессе адаптации значимую роль играют факторы, которые являются барьерами на пути достижения цели. Если человек проходит через ситуацию без существенных препятствий, тогда речь идет о конформном поведении. Если же были препятствия, через которые человек прошел или нет, речь идет об отсутствии эффективного приспособления. Человек часто проявляет защитную реакцию на ситуации, когда не достигает желаемого. Здесь важными становятся умения человека адекватно реагировать на ситуацию, оценивать, анализировать и прогнозировать, планировать свои действия, которые способны помочь в достижении гармонии, адаптации и цели.

Защитными механизмами, к которым человек прибегает в ситуации неприспособления, являются:

  • Отрицание – игнорирование неприятной или травмирующей информации.
  • Регрессия – проявление инфантильного поведения.
  • Формирование реакции – изменение положительного на отрицательное, и наоборот.
  • Вытеснение – стирание из памяти тех эпизодов, которые причиняют боль.
  • Подавление – намеренное игнорирование и забывание неприятных воспоминаний.
  • Проекция – приписывание миру или людям качеств, которыми человек сам обладает.
  • Идентификация – приписывание себе качеств другого человека или нереального персонажа.
  • Рационализация – попытка интерпретировать ситуацию так, чтобы она меньше всего травмировала личность.
  • Юмор – способ снижения эмоциональной напряженности.
  • Сублимация – преобразование инстинктивных реакций в общественно приемлемые формы.

Все это является способами адаптации, которыми часто пользуются люди в повседневной жизни.

Виды

Сайт психотерапевтической помощи сайт выделяет 4 вида адаптации:

  1. Биологическая – процесс, когда человеческий организм эволюционирует с целью максимального приспособления к окружающему миру. Здоровье считается критерием, который указывает на адаптированность организма к нынешним условиям. Если адаптация затягивается, тогда организм заболевает.
  2. Этническая – процесс адаптации группы лиц к новым социальным, погодным, местным условиям. Проблемой может стать расистское отношение местного населения к новым лицам.
  3. Социальная – процесс приспособления к социальной среде, в которой он пребывает. Это и взаимоотношения с окружающими людьми, и трудовая деятельность, и культура, и т. д. Человек может пассивно меняться, то есть ничего в себе не менять и надеяться на судьбу, что все само наладится, а может активно действовать, что является наиболее эффективным способом. В случае неприспособления человек может сталкиваться как с недоброжелательным отношением, напряженностью, так и с нежеланием что-либо делать.
  4. Психологическая – проявляется во всех видах адаптации. Человек вынужден эмоционально и психически приспосабливаться к любым условиям, чтобы быть способным выжить и установить гармонию внутри себя.

Человек легко адаптируется, когда он лично готов к любым переменам и трудностям, с которыми он неизбежно столкнется, если чего-то не знает, не умеет, игнорирует. Адекватная реакция на происходящие изменения, готовность анализировать и трезво оценивать ситуацию, а также менять модель своего поведения в новых условиях до максимально конформного позволяют человеку приспособиться к любым условиям.

Если человек не способен удовлетворить личные потребности в имеющихся условиях (дезадаптация), в таком случае у него возникает тревога, которая часто провоцирует страх и беспокойство. Здесь человек ведет себя по-разному: начиная от адекватной оценки ситуации и изменения своего поведения до включения защитных механизмов и попыток отгородиться от негодных условий.

Если человек неадекватно реагирует на ситуацию, неправильно ее интерпретирует либо на него воздействуют непреодолимой сложности факторы, тогда может сформироваться неприемлемая форма поведения. Она бывает:

  • Девиантной – удовлетворение личных потребностей неприемлемыми для социума действиями. Поступки являются:
  1. Неконформистскими – конфликты.
  2. Новаторскими – новые способы решения ситуаций.
  • Патологической – действия, формирующие невротические и психотические синдромы. Здесь выделяют дезадаптацию – форму поведения, которая не соответствует общепринятым нормам, а также приводит к конфликтам с людьми или внутри себя.

Девиантное поведение часто прослеживается в подростковом возрасте, когда человек желает сам диктовать свое поведение. Часто здесь прослеживаются такие виды девиантного поведения:

  1. Отрицательная девиация – ложь, лень, нахальное и грубое поведение, склонность к физическому насилию, агрессивность, злоупотребление наркотическими, алкогольными и никотиновыми веществами.
  2. Положительная девиация – стремление находить новые модели и варианты решения ситуаций, экспериментирование, творчество.

Факторы

Под факторами адаптации понимаются внешние условия, к которым вынужден приспособиться человек. К ним относят такие факторы:

  • Природные – погодные и климатические условия, территориальное расположение, возникновение катаклизмов.
  • Материальные – это предметы внешнего мира, которыми человек вынужден уметь пользоваться. Например, одежда, деревья, земля, автомобили и т. д.
  • Социальная – это деятельность и взаимоотношения между людьми.
  • Техногенные – факторы, которые являются побочным эффектом от деятельности человека: свалки, мусор, загрязнение атмосферы и т. д.

Каждый человек индивидуален в своих темпах адаптации. Кому-то легко дается приспособление к новым условиям, поэтому такие люди часто путешествуют. Кто-то тяжело переносит перемены, поэтому практически навсегда сохраняет ту среду обитания, в которой находится.

Психологи отмечают, что на адаптивность человека влияют такие факторы:

  1. Субъективные, которые бывают:
  • Демографическими – возраст, пол.
  • Психофизиологическими.
  1. Средовые включают:
  • Обстоятельства и условия жизнедеятельности.
  • Обстоятельства социальной среды.
  • Режим и характер деятельности.

Трудно говорить о том, что благоприятствует быстрому приспособлению. К примеру, считается, что молодым людям удается легко адаптироваться к новым условиям. Хотя пожилые люди предпочитают проживать в привычных условиях, они обладают колоссальным опытом, который помогает им находить «общий язык» с окружающей средой намного быстрее, чем молодым людям.

Роль еще играют эмоции, знания человека, его готовность к действиям и мотивированность. Обучение является одним из способов адаптации, при которой человек учится жить в новых условиях. Человек приобретает знания и нарабатывает умения, чтобы они помогали ему в новых обстоятельствах. Чем больше они соответствуют реальности, тем быстрее адаптируется человек.

Итог

Адаптация человека является одной из важных механизмов, которые позволяют живому организму жить в тех условиях, в которых он пребывает. Яркими примерами отрицательного итога становятся животные, которые погибают как вид, если не приспособлены к новым климатическим условиям. Динозавры вымерли, поскольку их организмы не были приспособлены к изменившимся условиям. Так и с человеком: если он на всех уровнях не приспосабливается, в таком случае начинает погибать.

Психические расстройства можно назвать своеобразной дезадаптивностью человека. Психика нашла самый идеальный вариант для приспособления путем формирования болезни. Пока человек живет, он остается больным. Продолжительность жизни при дезадаптации значительно сокращается.

Как долго живут люди, которые адаптировались к окружающей среде? Все зависит от срока функциональности их организма, а также способности избежать ситуаций, когда они могут стать дезадаптивными.

Чем больше человек готов к трудностям и изменениям своей жизни, тем благоприятнее становится прогноз его жизни. Следует понимать, что абсолютно все люди приходят в материальный мир, не будучи к нему приспособленными. Необходимость учиться ходить на двух ногах и говорить человеческим языком являются одними из первых необходимостей, которые заставляют адаптироваться.

Почти всю жизнь человек будет вынужден приспосабливаться. Это связано больше не с природными, а с социальными факторами. Изменение окружения, друзей, политики и экономики, условия проживания заставляет находить новые способы сохранения гармонии на физиологическом и психологическом уровне. Это является естественной необходимостью каждого живого существа, если он не желает стать «изгоем» общества и объектом, которое следует уничтожить.

англ. adaptation; нем. Adaptation. 1. Приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды. 2. В теории Т. Парсон-са - вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функциональных условий существования соц. системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Адаптация

это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

Адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

Изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других (Психологический словарь. М., 1997. С. 13).

При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат усвоения активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, происходящего в процессе адаптации.

Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним из основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации. Таким образом, социальная адаптация – это: а) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; б) результат этого процесса.

Социально-психологическим содержанием социальной адаптации являются сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы.

В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Процесс адаптации в психоаналитической концепции можно представить в виде обобщенной формулы: конфликт – тревога – защитные реакции. Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты (З. Фрейд), а также как результат стремления личности компенсировать и сверхкомпенсировать свою неполноценность (А. Адлер).

Подход Э. Эриксона отличается от основной психоаналитической линии и предполагает наличие также и позитивного выхода из ситуации противоречия и эмоциональной нестабильности в направлении гармонического равновесия личности и среды: противоречие – тревога – защитные реакции индивида и среды – гармоническое равновесие или конфликт.

Вслед за 3. Фрейдом психоаналитическую концепцию адаптации разрабатывал немецкий психоаналитик Г. Гартман.

Г. Гартман признает большое значение конфликтов для развития личности, но он отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания являются конфликтными. Процессы восприятия, мышления, речи, памяти, творчества, моторное развитие ребенка и многое другое могут быть свободны от конфликтов. Гартман вводит термин «свободная от конфликта сфера Я» для обозначения той совокупности функций, которая в каждую данную минуту оказывает воздействие на сферу психических конфликтов.

Адаптация, согласно Г. Гартману, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я.

Современные психоаналитики вслед за 3. Фрейдом выделяют две разновидности адаптации: 1) аллопластическая адаптация осуществляется за счет изменений во внешнем мире, которые совершает человек для приведения его в соответствие со своими потребностями; 2) аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т. п.), с помощью которых она приспосабливается к среде.

Эти две собственно психические разновидности адаптации дополняются еще одной: поиск индивидом такой среды, которая благоприятна для него.

Гуманистическое направление исследований социальной адаптации критикует понимание адаптации в рамках гомеостатической модели и выдвигает положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. Целью адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом процесс адаптации не есть процесс равновесия организма и среды. Процесс адаптации в этом случае можно описать формулой: конфликт – фрустрация – акт приспособления.

В основе концепций этого направления лежит понятие здоровой, самоактуализирующейся личности, которая стремится к достижению своих жизненных целей, развивая и используя свой творческий потенциал. Равновесие, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Только стремление к развитию, к личностному росту, т. е. к самоактуализации, образует основу для развития и человека и общества.

Выделяются конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции. По А. Маслоу, критериями конструктивных реакций являются: детерминация их требованиями социальной среды, направленность на решение определенных проблем, однозначная мотивация и четкая представленность цели, осознанность поведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Неконструктивные реакции не осознаются; они направлены лишь на устранение неприятных переживаний из сознания, не решая при этом самих проблем. Таким образом, эти реакции являются аналогом защитных реакций (рассматриваемых в психоаналитическом направлении). Признаками неконструктивной реакции служат агрессия, регрессия, фиксация и т. п.

По К. Роджерсу, неконструктивные реакции – это проявление психопатологических механизмов. По А. Маслоу, неконструктивные реакции в определенных условиях (в условиях дефицита времени и информации) играют роль действенного механизма самопомощи и свойственны вообще всем здоровым людям.

Выделяются два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптация. Адаптация наступает при достижении оптимального взаимоотношения между личностью и средой за счет конструктивного поведения. В случае отсутствия оптимального взаимоотношения личности и среды вследствие доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов наступает дезадаптация.

Процесс адаптации в когнитивной психологии личности можно представить формулой: конфликт – угроза – реакция приспособления. В процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с информацией, противоречащей имеющимся у нее установкам (когнитивный диссонанс), при этом переживается состояние дискомфорта (угроза), которое стимулирует личность на поиск возможностей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса. Предпринимаются попытки:

Опровергнуть поступившую информацию;

Сменить собственные установки, изменить картину мира;

Найти дополнительную информацию с целью установления согласованности между прежними представлениями и противоречащей им информацией.

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации. Авторы этого направления дают следующее определение социальной адаптации. Социальная адаптация – это:

Состояние, при котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой;

Процесс, посредством которого это гармоническое состояние достигается.

Таким образом, социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс изменений (физических, социально-экономических или организационных) в поведении, социальных отношениях или в культуре в целом. Цель этих изменений – улучшение способности выживания групп или индивидов. В данном определении присутствует биологический оттенок, указывающий на связь с теорией эволюции и внимание преимущественно к адаптации групп, а не индивида, причем речь не идет о личностных изменениях в ходе адаптации индивида. Между тем в этом определении можно отметить следующие позитивные моменты: 1) признание адаптивного характера модификации поведения через учение, механизмы которого (научение, обучение, заучивание) являются одними из важнейших механизмов приобретения адаптивных механизмов личности; 2) использование термина «социальная адаптация» для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигает состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой. При этом речь идет лишь о конфликтах с внешней средой и игнорируются внутренние конфликты личности.

Интеракционистская концепция адаптации дает определение эффективной адаптации личности как адаптации, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества. С возрастом все более сложными становятся те ожидания, которые предъявляются к социализируемой личности. Ожидается, что личность должна перейти от состояния полной зависимости не только к независимости, но и к принятию ответственности за благополучие других. В интеракционистском направлении адаптированным считается человек, не только усвоивший, принявший и осуществляющий социальные нормы, но и принимающий на себя ответственность, ставящий и достигающий целей. Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды: 1) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Например, учебная деятельность, установление дружеских отношений, создание семьи и т. п. Такую адаптированность Л. Филипс считает выражением конформности к тем требованиям (нормам), которые общество предъявляет к поведению личности; 2) гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

Представители интеракционистского направления разделяют понятия «адаптация» и «приспособление». Т. Шибутани считал, что каждую личность можно охарактеризовать комбинацией приемов, которые позволяют ей справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации. Таким образом, адаптация относится к хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами (в отличие от приспособления, которое заключается в том, что организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций).

Такое понимание адаптации содержит идею активности личности, представление о творческом, целеустремленном и преобразующем характере ее социальной активности.

Итак, независимо от различий в представлениях об адаптации в различных концепциях можно отметить, что личность выступает в ходе адаптации как активный субъект этого процесса.

С. Л. Рубинштейн, анализируя работы Ш. Бюлер, воспринял и развил идею жизненного пути и пришел к выводу, что жизненный путь нельзя понять только как сумму жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Его необходимо представлять как нечто более цельное. Для раскрытия целостности, непрерывности жизненного пути С. Л. Рубинштейн предложил не просто выделять его отдельные этапы, но и выяснить, как каждый этап подготавливает и влияет на следующий. Играя важную роль в жизненном пути, эти этапы не предопределяют его с фатальной неизбежностью.

Одна из наиболее важных и интересных мыслей С. Л. Рубинштейна, по мнению К. А. Абульхановой-Славской, – это идея о поворотных этапах жизни человека, которые определяются личностью. С. Л. Рубинштейн утверждает идею активности личности, ее «деятельную сущность», способность совершать выбор, принимать решения, влияющие на собственный жизненный путь. С. Л. Рубинштейн вводит понятие личности как субъекта жизни. Проявления этого субъекта состоят в том, как осуществляется деятельность, общение, какие вырабатываются линии поведения на основе желаний и реальных возможностей.

К. А. Абульханова-Славская выделяет три структуры жизненного пути: жизненная позиция, жизненная линия и смысл жизни. Жизненная позиция, состоящая в самоопределении личности, формируется ее активностью и реализуется во времени как линия жизни. Смысл жизни ценностно определяет жизненную позицию и линию жизни. Особое значение придается понятию «жизненная позиция», которое определяется как «потенциал развития личности», «способ осуществления жизни» на основе личностных ценностей. Это основная детерминанта всех жизненных проявлений личности.

Понятие «жизненная перспектива» в контексте концепции жизненного пути личности К. А. Абульханова-Славская определяет как потенциал, возможности личности, объективно складывающиеся в настоящем, которые должны проявляться и в будущем. Вслед за С. Л. Рубинштейном К. А. Абульханова-Славская подчеркивает: человек является субъектом жизни и индивидуальный характер его жизни проявляется в том, что личность выступает ее организатором. Индивидуальность жизни состоит в способности личности организовать ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями и устремлениями, которые отражаются в понятии «стиль жизни».

В качестве критериев правильного выбора жизненного пути человека К. А. Абульханова-Славская выдвигает главный – удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью.

Возможность личности предвидеть, организовывать, направлять события своей жизни или, напротив, подчиниться ходу жизненных событий позволяет говорить о существовании различных способов организации жизни. Эти способы рассматриваются как способности разных типов личностей стихийно или сознательно строить свои жизненные стратегии. Само понятие жизненной стратегии К. А. Абульханова-Славская определяет как постоянное приведение в соответствие особенностей своей личности и способ своей жизни, построение своей жизни исходя из своих индивидуальных возможностей. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. В этом случае человек как субъект жизни интегрирует свои характеристики как субъекта деятельности, субъекта общения и субъекта познания и соотносит свои возможности с поставленными жизненными целями и задачами.

Социальная адаптация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

Адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

Адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

Изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других (Психологический словарь, М., 1997. С. 13).

При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат усвоения активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, осуществляющиеся в процессе адаптации.

Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним из основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации.

О. И. Зотова и И. К. Кряжева подчеркивают активность личности в процессе социальной адаптации. Они рассматривают социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.

В описании процесса адаптации фигурируют такие понятия, как «преодоление», «целенаправленность», «развитие индивидуальности», «самоутверждение».

В зависимости от структуры потребностей и мотивов личности формируются следующие типы адаптационного процесса:

Тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду;

Тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.

Как отмечает А. А. Реан, существует еще и третий тип адаптационного процесса, являющийся наиболее распространенным и наиболее эффективным с точки зрения адаптации. Это вероятностно-комбинированный тип, основанный на использовании обоих вышеназванных типов. При выборе того или иного варианта личность оценивает вероятность успешной адаптации при разных типах адаптационной стратегии. При этом оцениваются: а) требования социальной среды – их сила, степень ограничения целей личности, степень дестабилизирующего влияния и т. п.; б) потенциал личности в плане изменения, приспособления среды к себе.

Большинство отечественных психологов выделяют два уровня адаптированности личности: полная адаптированность и дезадаптация.

А. Н. Жмыриков предлагает учитывать следующие критерии адаптивности:

Степень интеграции личности с макро– и микросредой;

Степень реализации внутриличностного потенциала;

Эмоциональное самочувствие.

А. А. Реан связывает построение модели социальной адаптации с критериями внутреннего и внешнего плана. При этом внутренний критерий предполагает психоэмоциональную стабильность, личностную конформность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормативного поведения. Таким образом, дезадаптация по внешнему критерию может происходить одновременно с адаптированностью по внутреннему критерию. Системная социальная адаптация – это адаптация как по внешнему, так и по внутреннему критерию.

Таким образом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется.

Отличное определение

Неполное определение ↓

    Введение

    Общее представление о понятии адаптация

    Адаптация в различных науках

    Адаптация в психологии

    Факторы, определяющие эффективность адаптационного процесса

    Расстройство адаптации

Введение

Жизнедеятельность человека не может происходить в отрыве от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причем часто их воздействие носит отрицательный, вредоносный характер. Условия нормального функционирования человека весьма жестки. Изменение температуры тела всего на один градус приводит к ощущению значительного дискомфорта. Изменение температуры на пять-шесть градусов могут привести к гибели организма. Человек, как и другие животные, в своей эволюции прошел суровый естественный отбор, но все равно остается довольно ранимым существом. Адаптация организма позволяет сгладить многие неприятные последствия резкого изменения физических и физиологических параметров существования.

Начиная с рождения и до самой смерти человеку приходиться адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни.

Так и психическое здоровье населения России не остается без внимания обеспокоенных экспертов уже в течение нескольких лет. Около 30% россиян на сегодняшний день нуждаются в лечебной или консультативной помощи психиатра или психолога, так как не могут адекватно адаптироваться. Именно поэтому тема адаптации является поистине актуальной на сегодняшний день.

Общее представление о понятии адаптации

Понятие адаптации - одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе "человек-среда". Французский физиолог К. Бернар выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует благодаря возможности постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма. Это сохранение происходит благодаря работе сложных механизмов саморегулирования (которые впоследствии были названы гомеостатическими). Бернар первый сформулировал идею о том, что постоянство внутренней среды - условие любой жизни. В дальнейшем американский физиолог У. Кэннон развил эту теорию и назвал идеальное состояние гомеостазом. Гомеостаз - это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам. Одним из центральных моментов учения о гомеостазе является представление о том, что всякая устойчивая система стремится к сохранению своей стабильности. По мнению У. Кэннона, получая сигналы об угрожающих системе изменениях, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние. Если нарушить равновесие процессов и систем организма, то параметры внутренней среды нарушаются, живой организм начинает страдать. Болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное существование организма. Если прежних параметров достичь не удается, то организм может попытаться достичь равновесия при других, измененных параметрах. Организм, таким образом, не только способен вернуть идеальные параметры, но и будет пробовать приспособиться к новым, не идеальным. В этом случае общее состояние организма будет отличаться от идеального. Хроническое заболевание - характерный пример временного равновесия. Жизнедеятельность человека обеспечивается не только за счет стремления к внутреннему равновесию всех систем, но и за счет постоянного учета факторов, воздействующих на этот организм извне. Организм не просто окружен средой, он обменивается с ней. Он вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты (например, кислород). Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм старается всеми доступными средствами не только вернуть свое внутреннее состояние к идеальному, но и приспособиться к среде, сделав процесс обмена наиболее эффективным. Другими словами адаптация есть процесс приспособления внутренней среды организма к внешним условиям его жизнедеятельности, то есть оптимизация взаимодействия «внешнего» и «внутреннего» в целях сохранения и поддержания жизни.

Адаптация в различных науках

Понятие «адаптация» возникло изначально в биологии («биологическая адаптация»-приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие), но также оно может быть отнесено и к общенаучным понятиям, которые возникают на «стыках» наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук. Понятие «адаптация», как общенаучное понятие, содействует объединению знаний различных (природных, социальных, технических) систем.

Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней - от биохимического до социального.

В развитие современной теории адаптации в физиологии, биологии и медицине внес значительный вклад Г. Селье. Его концепция стресса органично дополняет теорию адаптации. Стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса, поскольку включают и непосредственную реакцию на воздействие, требую­щее адаптационной перестройки (стадия тревоги, аларм-реакция), и период максимально эффективной адаптации (стадия резистентности), и (в случае недостаточности адаптационных механизмов) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения). Универсальный характер указанных законо­мерностей дает возможность аналогичным образом рассматривать зависимость между психической адаптацией и психическим (эмоциональным) стрессом.

Явление стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Вопросы адаптации изучались на клеточном, органном, организменном, популяционном и видовом уровнях. В.Ю. Верещагин выделяет, в частности, медико-биологическое, эволюционно-генетическое и экологическое направления в исследовании проблемы адаптации человека, соответственно по разному определяемой. Так, Г. Селье отождествляет постоянно протекающий процесс адаптации с понятием жизни. А.Д. Слоним определяет адаптацию как совокупность физиологических особенностей, обусловливающих уравновешивание организма с постоянными или изменяющимися условиями среды. В.П. Казначеев рассматривает физиологическую адаптацию как процесс поддержания функционального состояния гомеостатических систем и организма в целом, обеспечивающий его сохранение, развитие, работоспособность, максимальную продолжительность жизни в неадекватных условиях среды. Согласно Ф.З. Меерсону, адаптация представляет собой процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, совершающимся в самом организме. По его мнению, помимо генотипической адаптации, которая выработалась в процессе эволюционного развития и передается по наследству, существует фенотипическая адаптация, приобретенная в ходе индивидуальной жизни. Фенотипическая адаптация определена как процесс, в результате которого организм приобретает устойчивость к определенному фактору внешней среды. Ф.З. Меерсон рассматривает поэтапность этих процессов, переход срочной адаптации в гарантированную, обеспечивающую фиксацию сложившихся адаптационных систем. Изучая соотношение памяти и адаптации, исследователь приходит к справедливому выводу, что память является основной, необходимой предпосылкой адаптации, но не тождественна ей.

Так как в процессе индивидуального развития человека у него вырабатываются механизмы адаптации, основанные, прежде всего на перестройке социальных отношений между людьми, В.Г. Асеев считает, что данная концепция может использоваться для определения научных подходов к изучению социальной адаптации.

Н. Никитина определяет социальную адаптацию как интеграцию личности в сложившуюся систему социальных отношений. Такое определение не учитывает специфических особенностей социального взаимодействия, в котором обе стороны (социальная среда и человек) обоюдно активны. Сходное понятие об адаптации использовал Ж. Пиаже, который определял ее как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции. Первый из них обеспечивает модификацию поведения субъекта в соответствии со свойствами среды. Второй изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схемы поведения субъекта.

По мнению Т.Н. Вершининой, если социальная среда активна по отношению к субъекту, то в адаптации превалирует приспособление; если же во взаимодействии доминирует субъект, то адаптация носит характер активной деятельности.

Ф.Б. Березин считает, что решающую роль в жизни человека играет психическая адаптация, в значительной мере оказывая влияние на адаптационные процессы. Ю.А. Александровский рассматривает психическую адаптацию как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, которая обеспечивает деятельность человека на уровне «оперативного покоя», позволяя ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них.

Адаптация в психологии

Психологическая адаптация - это тот аспект адаптации, где человека рассматривают как личность, затрагивая структурные составляющие, особенности личности, ее активность. Источником психологической адаптации выступает взаимодействие между личностью и обществом, а средством осуществления - усвоение норм, ценностей, требований данного общества человеком. При этом следует отметить, что критерием эффективности адаптационного процесса является внутренняя структурированность личности, ее потребностей, мотивов, установок и т.д. в соответствии с требованиями общества проживания. Основным механизмом этой адаптации являются изменения в структурных связях и отношениях тех свойств и качеств, которые определяются личностью, т.е. их интеграцию в единую систему.

Реализация процесса психической адаптации, по словам Ф.Б. Березина, обеспечивается сложной многоуровневой функциональной системой, на разных уровнях которой регулирование осуществляется преимущественно психологическими (социально-психологическими и собственно психическими) или физиологическими механизмами. В общей системе психический адаптации выделяется три основных уровня или подсистемы: собственно психический, социально-психологический и психофизиологический. При этом задачами собственно психической адаптации является поддержание психического гомеостаза и сохранение психического здоровья, социально-психологической - организация адекватного микросоциального взаимодействия, психофизиологической адаптации - оптимальное формирование психофизиологических соотношений и сохранение физического здоровья. Исследование показателей психической адаптации поэтому предполагает комплексный подход и одновременную оценку соответственно актуального психического состояния, особенностей микросоциального взаимодействия, церебральной активности и вегетативного регулирования. Показателем успешности психической адаптации является достижение возможности выполнения основных задач деятельности. В качестве критериев адаптации чаще всего использовались две их группы: объективные и субъективные. Ф.Б. Березин подчеркивает, что эффективность адаптации нельзя оценивать независимо от затратных показателей, и определяет психическую адаптацию как «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды». Факторы, определяющие эффективность адаптационного процесса

Нарушения гомеостаза и состояния равновесия в системе человек - среда могут вызываться различными факторами. В зависимости от аспекта, в котором рассматривался процесс адаптации, рядом авторов исследовалось влияние либо биологических, либо социальных факторов. По мнению В.Г. Асеева, социальные факторы (производственные и межличностные отношения, социальные связи, общение и т.д.) являются такими же объективными формами воздействия на человека, как и факторы биологические, причем решающую роль в адаптационных механизмах играют социальные факторы. Очевидно, что действие биологических и социальных факторов может быть взаимоопосредованным: «можно с уверенностью утверждать, что такие факторы прогресса, как, например, ускорение темпов жизни, интенсификация производственных процессов, урбанизация, «отчуждение», комплекс социально -психологических и культурно-исторических условий нашей эпохи - действуют на биологию человека не прямо, а опосредованно, преломившись через нейропсихическую сферу».

В.И. Медведев описывает три группы факторов (детерминаторов) адаптационного процесса, находящихся в тесной взаимосвязи между собой. По его мнению, на человека действует комплекс как природных адаптогенных факторов, так и социальных, обусловленных типом выполняемой деятельности и стоящими перед ней социальными задачами. Третьей группой факторов являются внутренние условия выполнения деятельности, т.е. состояние процессов, обеспечивающих адаптацию. Г.М. Зараковский выделяет три группы таких процессов: операциональные - составляющие непосредственное содержание тех действий, которые выполняет человек для достижения цели деятельности; процессы обеспечения (энергетические, пластические и др.), которые создают условия выполнения деятельности; регуляторные процессы - организующие, направляющие деятельность в целом и управляющие функционированием первых двух групп.

Ф.Б. Березиным исследовалось влияние акцентуаций характера на процесс адаптации. По его мнению, акцентуированные личности не обнаруживают нарушений психической адаптации, т.к. личностные черты, определяющие их поведение, способствуют психической адаптации, если они отвечают требованиям среды. Однако, если длительное напряжение адаптационных механизмов приводит к нежелательному заострению акцентированных черт, адаптивные возможности индивида снижаются и эти черты облегчают возникновение интрапсихических и межличностных конфликтов.

Расстройство адаптации

Расстройство адаптации является дезадаптивной реакцией на отчетливо обнаруживаемый психосоциальный стресс или стрессы, проявляющейся через 3 мес после начала действия стресса. Данная патологическая реакция может восприниматься субъектом как личное несчастье, это не обострение психического заболевания, которое отвечает другим критериям. Расстройство, как правило, прекращается вскоре после того, как прекращается действие стресса, или же, если стресс остается, достигается новый уровень адаптации. Реакция является дезадаптивной из - за нарушений в социальной или профессиональной деятельности или из - за проявлений, выходящих за рамки нормальных, обычных, ожидаемых реакций на подобный стресс. Следовательно, данный диагноз не должен ставиться, если больной отвечает критериям более специфического расстройства.

Расстройства адаптации усиливаются при наличии одного или более стрессов. Тяжесть стресса или стрессов не всегда обусловливает тяжесть расстройства адаптации. Личностная организация и культурные или общественные нормы и ценности вносят свой вклад в неадекватную реакцию на стресс. Ее тяжесть является комплексной функцией степени, количества, продолжительности, обратимости, окружающей среды и личностных отношений.

При наличии одновременного расстройства личности или органического поражения также может развиться нарушение адаптации. Подобная подверженность может также явиться результатом утраты родителя в детском возрасте. Хотя, по определению, расстройство адаптации наступает после стресса, симптомы необязательно начинаются немедленно, и точно так же они не сразу исчезают, когда прекращается стресс. При постоянно действующем стрессе расстройство может продолжаться всю жизнь. Оно может также наступать в любом возрасте. Его проявления очень многообразны, причем наиболее частыми у взрослых являются депрессивные, тревожные и смешанные симптомы.

Соматические симптомы наиболее часто наблюдаются у детей и пожилых лиц, но могут быть и у других. Иногда больные проявляют насилие и безрассудство, пьют, совершают правонарушения или изолируются от общества.

Диагностические критерии DSM - III - R для расстройств адаптации.

А. Реакция на явный психосоциальный стресс (или множественные стрессы), которая появляется в течение 3 мес после начала воздействия стресса(ов).

Б. На дезадаптивный характер реакции указывает один из следующих: 1) нарушение в профессиональной (включая школу) деятельности или в обычной социальной жизни или во взаимоотношениях с другими, 2) симптомы, выходящие за рамки нормы и ожидаемых реакций на стресс. В. Расстройство является не просто примером чрезмерной реакции на стресс или обострением одного из ранее описанных психических расстройств.

Г. Реакция дезадаптации длится не более 6 мес.

Выводы

Проблема адаптации, будучи междисциплинарной, занимает большое место в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.

Практически все авторы рассматривают адаптацию как процесс приспособления к различным состояниям внешней среды, в ходе которого приобретаются новые качества или свойства. В этом подчеркивается активность адаптивных процессов, которые постоянно сопровождают жизнь человека и способствуют его выживанию в различных условиях.

Но, несмотря на многочисленные исследования адаптации, остается еще много белых пятен в понимании сущности, видов и структуры этого феномена, а также факторов его определяющих.

Список литературы:

    Алёхин А.Н. Адаптация как концепт в медико-психологическом исследовании // Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена). – СПб.: Стратегия будущего, 2010. – С. 27-32.

    Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 260 с.

    Каплан Г.И. Клиническая психиатрия. М., 1994.

    Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

    Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. Учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999..