Древнерусское искусство X – первой половины XII веков. Зодчество киевской руси

Русское средневековое зодчество является одной из самых ярких страниц в истории киевского государства. Памятники архитектуры данного периода способны наполнить образным живым содержанием наши представления о том, как развивалась тогда культура, а также помочь понять те стороны истории Руси, которые не нашли своё отражение в литературных источниках. В основном данное утверждение относится к предмонгольскому периоду. Русская архитектура десятого – двенадцатого веков считается основной, включающей в себя другие виды искусства (например, скульптуру и живопись). До наших дней от тех дней сохранились уникальные памятники, не уступающие по своему художественному стилю известным шедеврам мировой архитектуры.

Одни исследователи делят древнерусскую архитектуру на такие периоды как архитектура четырнадцатого – пятнадцатого веков, архитектура предмонгольского периода, архитектура периода феодальной раздробленности и др. Например, А. Некрасов предложил делить весь период на три самостоятельных эпохи (сложение, развитие и зрелость). Внутри каждой из таких эпох он выделил три стиля (за исключением последней, в ней – четыре стиля).

Другие учёные предпочитают говорить об областной архитектуре (московской, киевской, псковско-новгородской, суздальской и др.), объединяя памятники одного региона в определённые временные рамки, считая, что они мало отличаются друг от друга. Например, если сравнить церковь Николы на Усохе (1536 года) с Спасо-Преображенским собором Мирожского монастыря (1156 года), то они имеют много общих черт.

К сожалению, грозы, которые пронеслись над древнерусской землёй в то время, стёрли с лица земли большинство памятников древнего зодчества. О большей части таких построек мы знаем только благодаря литературным памятниками и археологическим раскопкам.

Репертуар зодчества домонгольской архитектуры не так велик, как архитектура поздних периодов. Новгородский и киевский Софийские соборы, Спасский собор в Чернигове, а также две – три церкви во Владимире – представители памятников того времени. Также в 1824 году был раскопан фундамент древнейшего памятника монументального русского зодчества – Десятинной церкви (г. Киев). При этом были решены также некоторые научные задачи: изучение строительных техник и описание раскопанных находок.

С каждым последующим десятилетием количество археологических находок возрастало, что дало возможность изучить более детально этот исторический пласт.

Значение архитектуры и живописи Киевской Руси для дальнейшего развития Древнерусского искусства было поистине неоценимым. В это время создаются ансамбли городов с новыми княжескими центрами и необычными типами сооружений, а также вырабатываются характерные приемы строительства каменной архитектуры.

Совершенствуется мастерство строителей. Местные и художники работают в тесном творческом контакте с византийскими инженерами, а также наиболее талантливыми мастерами стран Востока и Запада. Художественная культура Киевского государства приобрела в X — XI веках мировое значение.

Архитектура Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси была единым истоком и общим начальным периодом архитектуры русского, украинского и белорусского народов. Древнерусская , в первую очередь, особенности построек в Приднепровской, Волынской и Галицкой землях была той непосредственной основой, на которой формировалось украинское зодчество.

Каменное строительство Древней Руси зародилось в Киеве уже в середине X века. В известной исторической летописи — » Повести временных лет», написанной около 945 года, можно найти такие строки: » Над горою двор теремный, бо бе ту терем камен».

Введение в 988 году христианства на Руси расширило связи с Византией. Мастера Киевской Руси сумели взять из византийского наследия все самое хорошее и нужное. Кроме этого, древнерусским зодчим и художникам удалось создать свой уникальный художественный стиль, и на его основе создать произведения искусства, обладающие большой художественной и исторической ценностью.

Церковь Богородицы (Десятинная) в Киеве.

В 988 — 995 годах в Киевском детинце строилась Церковь Богородицы (или Десятинная церковь), которая представляла собой первый каменный на Руси. Однако в 1240 году сооружение было разрушено. В его основе лежит простая система, характерная для византийского провинциального зодчества. Стены церкви были построены из камня, причем, строительство велось по системе » смешанной кладки» способ укладывания с » утопленным» рядом.

При этом элементы древнерусской архитектуры XI — XII веков, характерные для декора фасадов, в византийском зодчестве появились значительно позже. Некоторые элементы фасада были оштукатурены и расписаны под » квадровую» кладку. Церковь была многоглавой, что абсолютно нетипично для византийской архитектурной традиции. Десятинной церкви был богато украшен мраморными резными деталями, а пол щедро декорирован мозаикой.

Древнерусские архитектурные памятники.

Близким по характеру к архитектуре Десятинной церкви является сохранившийся почти в первозданном виде Спасо — Преображенский собор в Чернигове , построенный примерно в 1036 году во времена правления князя Мстислава Тмутараканского. Однако в основе конструкции лежит сложная крестово — купольная система.

Новейший стилевой этап наступил на Руси в 30 — 50 годы XI века, когда окончательно сформировались черты монументального древнерусского искусства. Главным памятником того периода можно считать , построенный в Киеве в 1037 — 1044 годах во времена правления князя Ярослава Мудрого. Прекрасный собор был построен на пересечении двух главных магистралей новой части Киева — » города Ярослава».

Для архитектуры периода расцвета Древней Руси характерны творчески переосмысленные черты средней византийской архитектуры — пятинефные в своей основе типы крестово — купольных зданий с галереями, а также динамичность многокупольных композиций и их живописный характер.

Следующий этап развития зодчества Киевской Руси приходится на вторую половину XI — XII веков. Киев постепенно утрачивает свое политическое значение, возрастает влияние церкви на политическую и общественную жизнь страны.

На тот момент и образ зданий становится иным. Наиболее четко особенности этого этапа проявились в программном сооружении того времени — Успенском соборе Печорского монастыря в Киеве. Собор был построен в 1073 — 1078 годах. В плане здания четко выражен тип шистистолпного трехкупольного храма. В простой крестово — купольной системе собора черты византийской традиции проявлялись больше, чем в сооружении Киевской Софии.

По его типу создавались многочисленные постройки следующего этапа архитектуры — по определенным пропорциям, которые выражались в следующих числовых значениях:

  • ширина = 20 метров;
  • длина = 30 метров;
  • высота = 50 метров.

Эти пропорции стали канонами для сооружения многих будущих зданий. Особенными чертами отличалась Переяславская архитектурная школа, в традициях которой были построены Михайловский собор и Церковь Богородицы.

Дальнейшее ослабление Киевского государства обусловлено развитием феодальных отношений. В этот момент происходит процесс отделения княжеств, и поэтому усиливаются местные традиции, характерные для удельных княжеств. Формируются самостоятельные школы и направления. Во второй четверти XII века зодчие переходят на местные стройматериалы и разрабатывают новые приемы строительства. Однако при этом остается незыблемым тип постройки церковных зданий.

Черты уже вполне сложившегося нового стиля проявились в архитектуре Церкви Богородицы в Киеве, построенной в 1131 — 1135 годах. Характерным памятником этого стиля является сохранившаяся до наших дней первоначальная форма Кириловской церкви , возведенной в 1150 году. В архитектуре сооружения заметно влияние Черниговской школы.

Внутреннее пространство напоминает Успенский собор Печорского монастыря. В целом пропорции здания тяжеловаты. В архитектуре этого времени ярко выражены черты графичности. При этом все части внутреннего убранства храмов богато украшены фресками. Появляется новая тематика изображений — это картины Страшного Суда.

На колоннах изображены воины — патроны земных феодалов. Колорит росписей более яркий, чем в Софийском соборе, и в изображениях больше экспрессии, а в характере живописи — линейности.

Черниговская школа изначально отличается от Киевской и Смоленской. В декоре фасадов применялся резной природный камень, широко применялись мотивы славянской орнаментальной росписи, а также наносились изображения героев древнерусского фольклора.

В XII века Чернигов становится центром сильного феодального княжества. В 20 — е годы формируется Черниговская архитектурная школа, которая отличается некоторыми характерными местными особенностями. В оформлении фасадов широко используется .

Среди характерных особенностей черниговской архитектуры можно выделить следующие:

  • Использование белокаменной резьбы — это особенно заметно в экстерьере Борисоглебского и Благовещенского соборов.
  • Штукатурка фасадов поделена на квадраты.
  • Высокая декоративность оформления фасадов зданий.

Борисоглебский собор был построен в XII веке. Он находился на княжеском подворье и служил усыпальницей князей Ольговичей. В стенах постройки были спрятаны похоронные книги. Архитектура Борисоглебского собора по своим характерным особенностям близка Кириловской церкви. Белокаменные каменные капители щедро украшены резьбой с изображением сказочных зверей с причудливо переплетенным орнаментом. Подобная традиция была характерна также и для Киевской архитектурной школе.

Благовещенский собор был построен в 1185 году, однако до наших дней он не сохранился. Данное сооружение по своим размерам и богатству оформления напоминал период расцвета Киевской Руси.

В Успенском соборе Елецкого монастыря , который был построен в середине XII века. В оформлении внутреннего убранства были использованы керамические детали. А характер фресковой росписи свидетельствует об определенной близости к Киевской школе.

Зарождение нового направления в архитектуре можно проследить в экстерьере Полоцкого Спасского собора , который был построен в середине XII века, где зодчий Иоанн применил прием пирамидальной композиции, которая является своеобразным переосмыслением крестово — купольного типа храмов. Данное направление возникло под влиянием народной деревянной архитектуры.

С середины XII века крепкая княжеская власть устанавливается в Галицкой Руси. В этот период формируется Галицкая архитектурная школа, в основе которой лежали принципы белокаменного строительства.

Характерно разнообразие типов сооружений, среди которых встречаются однонефные и трехнефные сооружения. В плане здания имеют ротондальный и октогонный характер. Каменная кладка осуществлялась из местного строительного материала — серого известняка. Из многочисленных построек Древнего Галича сохранилась лишь Церковь Пантелеймона .

Галицкая летопись. написание которой датируется 1259 годом, дает детальное описание внутреннего оформления Церкви Ивана на холме . Эту церковь называли Храмом Холмского монастыря Хитреца Авдия, украшавшего храм. Традиции галицкого зодчества развивались также во Львове и в Холме.

Новый стилистический этап древнерусского зодчества возник в конце XII века, когда началось активное развитие городского сословия. Этому явлению способствовало также расширение круга заказчиков. В свою очередь масштабы зданий уменьшаются, меняется их композиционный строй и художественный облик. Внимание зодчих переключается на сооружений. При этом здания приобретают центристский башенный характер с нарастающим кверху объемом. В то же время фасады декорируются роскошно и вычурно.

Новый подъем Киевской архитектуры происходит в конце XII века. Этот период наиболее ярко отражен в строительной деятельности времен правления князя Рюрика Ростиславовича, который по свидетельству очевидцев » имел любовь ненасытную о зданиях». В это время в Киеве работал известный зодчий Петр Милонег.

Виды древнерусского искусства.

Среди других видов древнего искусства, распространенных в Киевской Руси, главное место занимали следующие:

  • Иконопись — процесс написания икон и картин религиозного содержания, которые имели важное культовое значение.
  • Книжная миниатюра — создание образцов древней литературы, щедро украшенных рисунками талантливых художников.
  • Декоративно — прикладное искусство , которое отражало народные традиции и широко использовалось для создания различных бытовых предметов, посуды, мебели и многого другого.

В Киев из Царьграда были привезены знаменитые : » Владимирская Богоматерь» и » Троица». Известна также икона » Свенская Богоматерь», которая представляет собой икону и изображением русских Святых — Бориса и Глеба.

Киевские художественные традиции живут в ряде икон Новгорода и Северо — Восточной Руси. Большой популярностью пользовались иконы » деисусного чина», сюжеты которых изображали сцены заступничества Богоматери перед Богом за людские грехи.

Изображение Дмитрия Солунского живописцы подавали в образе сильного и мужественного воина, исполненного чувства собственной силы и достоинства.

Книги в Киевской Руси считались настоящим сокровищем. Художественные средства оформления литературных произведений были близки к византийским образцам. Среди памятников книжной миниатюры можно назвать следующие:

  • » Остромирово Евангелие»
  • » Кодекс Григория Двоеслава»
  • » Евангелие»

В Киевской Руси возникают ценнейшие произведения восточно — славянского народного музыкально — поэтического творчества. Богатырские былины были записаны позднее, от потомков древних певцов. Широкую известность получил былинный рассказ о Князе Владимире » Как во городе стольнокиевском».

На стенах галерей храма Софии Киевской изображен музыкант со струнным смычковым инструментом в руках в окружении группы скоморохов, что свидетельствует о невероятно широком распространении данного вида искусства на территории Киевской Руси.

Введение

Глава 1. Влияние различных факторов на культурный процесс в Киевской Руси

Глава 2. Архитектура Киевской Руси

2.1 Архитектура Киевской Руси до XI в.

2.2 Архитектура в период феодальной раздробленности

Архитектура Новгорода и Пскова

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.

Отечественная история на протяжении всех веков формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие, складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Важное место в становлении русской культуры занимает культура периода Киевской Руси.

Цель данной контрольной работы показать достижения народа того периода в архитектуре, а также выявить влияние различных факторов на культурный процесс.


Глава 1.

Влияние различных факторов на культурный процесс в Киевской Руси

Культура России складывалась с самого начала как синтетическая, то есть находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Открытость и синтетичность древнерусской литературы, её мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привели к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. На развитие русской культуры также влияло также то, что Русь складывалась как равнинное, открытое всем - как внутриплеменным, отечественным, так и иноплеменным, международным - влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских словен, вятичей, других племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - угрофинов, балтов, иранских народов, западных и южных славянских народов. Русь испытывала сильное влияние Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. С монголо-татарским нашествием в культурную традицию входит патриотическая тематика, способствовавшая консолидации общерусского национального сознания и формированию общерусской этнической целостности. Эпоха 12-13 вв. дала непревзойденные по глубине и образности шедевры в области словесности, зодчества, иконописи, появление которых свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне культурного развития накануне татаро-монгольского нашествия. Завоевание Руси, хотя и замедлило темпы историко-культурного процесса, однако не только не прервало его, но отчасти даже обогатило. На стыке взаимодействия славянской и тюркской культур начинают возникать новые явления в языке, быте, обычаях, искусстве, которые особенно ярко проявят себя в после-дующую эпоху. Запас прочности культурного наследия Руси оказался столь могуществен, что в трудные, переломные годы насильственно прививаемые к его стволу чужеродные ростки не только не погубили дерево, но прижились на нем и дали новые всходы. Без сомнения, важнейшей культурной составляющей этого периода развития восточнославянского общества становится принятию Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Однако это обстоятельство неоднократно создавало критические моменты в ее истории, выдвигало на первый план мучительную проблему выбора. Несмотря на географическую Близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениям, следуя течениям рек Восточно-европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира. Таким образом тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству именно христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии.

Говоря о прогрессивном значении принятия христианства на Руси в аспектах внешнеполитическом, государственном, социальном, не следует признавать христианизацию единственным определяющим фактором культурной эволюции русского народа. Даже несмотря на то, что живопись, музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература Киевской Руси находились в орбите христианской мысли, внимательный взгляд на шедевры древне-русского искусства обнаружит глубокое родство с наследием архаики: заставки - инициалы текстов книг и летописей, фресковые и скульптурные орнаменты соборов, мелодический церковных песнопений.

Глава 2.

Архитектура Киевской Руси.

К началу 9 века из отдельных славянских племенных союзов, возглавлявшихся «светлыми князьями» («князьями князей»), создается огромный суперсоюз, государство Русь, или, как его справедливо называют ученые, Киевская Русь.

В эпоху Киевской Руси был задан тип культурно-исторического развития русского народа в рамках тесного переплетения двух векторов его духовной жизни: христианского и языческого. Культуру этой эпохи отличает бурный рост локальных феодальных центров сопровождался развитием местных изобразительных стилей в изобразительном и прикладном искусстве, зодчестве и летописании.

Эпоха Киевской Руси была временем расцвета культуры вообще и архитектуры в частности.

2.1 Архитектура Киевской Руси до XI вв.

До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Внутреннее пространство здания делилось четырьмя массивными столбами, образуя в плане крест. На этих столбах, соединенных попарно арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом. Концы пространственного креста перекрывались цилиндрическими сводами, а угловые части - купольными сводами. Восточная часть здания имела выступы для алтаря - апсиды. Внутреннее пространство храма делилось столбами на нефы (межрядные пространства). Столбов в храме могло быть и больше. В западной части располагался балкон - хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные. На хоры вела винтовая лестница, находившаяся в специально для этого предназначенной башне. Иногда хоры соединялись переходом с княжеским дворцом.

Вершиной южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве - огромный пятинефный храм, построенный в 1037-1054гг. греческими и русскими мастерами, В древности он был окружен двумя открытыми галереями. Стены сложены из рядов тесаного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича (плинфы). Такая же кладка стен была и у большинства других древнерусских храмов. Киевская София уже значительно отличалась от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчавших его куполов, в чем сказались, вероятно, традиции деревянного строительства. В XI в. в Киеве было возведено еще несколько каменных построек, в том числе и светских. Успенская церковь Печерского монастыря положила начало распространению однокупольных храмов.

Вслед за киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородская София (1045-1060) существенно отличается от киевского собора. Она проще, лаконичнее, строже своего оригинала. Для нее характерны некоторые художественные и конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству: кладка стен из огромных, неправильной формы камней, двускатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, аркатурный пояс на барабане и др. Частично это объясняется связями Новгорода с Западной Европой и влиянием романской архитектуры. Новгородская София послужила образцом для последующих новгородских построек начала XII в.: Николо-Дворищенского собора (1113), соборов Антониева (1117-1119) и Юрьева (1119) монастырей. Последней княжеской постройкой этого типа является церковь Иоанна на Опоках (1127).

Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X в. греческими мастерами. Она была разрушена монголо-татарами в 1240 г. В 1031-1036 гг. в Чернигове греческими зодчими был воздвигнут Спасо-Преображенский собор - самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси.

2.2 Архитектура в период феодальной раздробленности

Со смертью князя Ярослава в 1054г. строительная деятельность в Киеве не прекратилась, но преемники князя отказались от возведения таких колоссальных многоглавых городских соборов, как Десятинная церковь и София Киевская. С большим рвением они занялись сооружением монастырей, где они отрешались от мирских дел и должны были быть погребены.

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с архитектурными памятниками Древней Руси.

Новый этап в истории архитектуры Киевской Руси связан с правлением Ярослава Мудрого. Между 1017 и 1037 гг. по его указанию был возведен самый величественный и знаменитый из всех русских храмов — собор Святой Софии (Премудрости Божьей) в Киеве. Для его архитектуры характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства.

Огромный собор соответствовал византийской конструкции крестово-купольного храма. В середине храма — крестообразное свободное пространство, увенчанное куполом. Обширные хоры опирались на мощные столбы, делившие храм на пять частей (нефов) с запада на восток. В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным, но позднее подвергся серьезной перестройке, и число куполов уменьшилось. Древние фрески едва заметны на стенах собора, но мозаики так же ярки, как и много веков назад. Ими украшены главные части храма: купол — символ Церкви небесной и алтарь — символ Церкви земной.

Рис. 2. Софийский собор в Киеве(реконструкция) ()

Еще одним памятником эпохи Ярослава Мудрого стали Золотые Ворота. Ворота были каменными в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. Строили их в технике смешанной кладки, известной еще со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы. Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. В ходе археологических исследований Золотых Ворот были обнаружены кубики смальты, фрагменты фресковой штукатурки, что свидетельствует о том, что древняя церковь была украшена фресковой росписью и мозаиками. Ворота предназначались для церемониального въезда в столицу и располагались в южной части города. Это главные ворота города, одни из трех крупных городских ворот, сооруженных при Ярославе Мудром. Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров. Следы этого рва читаются сейчас в перепаде уровня Золотоворотского проезда. Строительство ворот вместе с Софийским собором упоминается в летописи под 1037 годом. В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя.

Рис. 3. Золотые ворота в Киеве ()

В XII веке начинается строительство храмов в Полоцке, Чернигове, Вышгороде и Новгороде. Самым замечательным является Софийский собор в Новгороде. Этот храм строже киевского, здесь всего лишь пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Мощные стены сложены из известняка. Внутри храма нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. Софийский собор стал символом Великого Новгорода.

Рис. 4. Софийский собор в Новгороде ()

В древнерусском искусстве были творчески переработаны культурные достижения Византии и других стран, сформированы свои самобытные культурные традиции.

  1. Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1986.
  2. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984
  1. История архитектуры ().
  2. Софийский кафедральный собор ().
  1. Как изменилась архитектура Древней Руси после принятия христианства?
  2. Какие памятники архитектуры были построены в Киеве и Новгороде?
  3. Какие традиции византийского зодчества применялись в русской архитектуре?

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ.

Культура Древней Руси в 9-первой половине 13 в.в.

На развитие культуры Древней Руси влияли несколько факторов:

- преемственная связь с обычаями восточных славян;

- опора на относительно высокий уровень производительных сил;

- взаимодействие с соседними народами: степными кочевниками, финно-угорскими и скандинавскими племенами, но особенно Византии, - элементы культуры которых перерабатывались в соответствии с исконными славянскими представлениями и традициями;

- смена язычества на православие , которое как государственная религия стало основой мировоззрения и художественного творчества;

- идейное единство , т.е отсутствие противостояния культур разных социальных групп;

- осознание этнической общности славян – даже в период политической раздробленности не было утрачено единство русской культуры , что объяснялось сходством социально-экономического уровня русских княжеств, единством национально-политических целей, законодательства и языка.

Первым показателем культуры Древней Руси да и в Средние века является :

- устное народное творчество (фольклор ) устная традиция передачи информации, которая сохранялась и после появления письменности. Многие произведения фольклора легли в основу позднейших письменных памятников, были включены в летописи. Устное творчество складывалось в трех формах:

    Народный эпос – «были» (былины, старины), исторические и обрядовые песни, сказки, заговоры и заклинания, пословицы и поговорки – передавали духовные ценности народа, его традиции, обычаи и особенности быта, менталитет, представления о реальных исторических событиях. Главный герой-выходец из народа и его защитник-богатырь, наделенный многими положительными чертами. В образе князя Владимира Красное Солнышко в былинах слились обобщенные черты двух реально существующих князей – Владимира Святославовича и Владимира Мономаха. Общая благожелательная оценка былинного князя дополнялась незлой иронией улыбчивой критикой, оттенявшей добродетели богатырей.

    Дружинный эпос напоминал средневековые рыцарские повествования Западной Европы. Главной темой служили военные походы, подвиги князя и его дружинников.

    Семейные предания рассказывали об истории и славных делах предков для обоснования древности и благородства происхождения рода(семьи).

Вторым показателем культурного уровня является:

- состояние письменности и грамотности. Письменность - древние славяне использовали узелковую и узелково - иероглифическую письменность, но она не имела широкого распространения. Известно также, что в 9 веке у славян для письма и счета были некие «черты и резы», но их реальное отображение не сохранилось. Во второй половине 9 века с целью распространения христианских текстов греческие миссионеры Кирилл и Мефодий создали новую славянскую азбуку. Первый алфавит – глаголица , в которой использовались греческие, древнееврейские и другие восточные начертания букв, - они вскоре переработали, взяв за основу греческое письмо и добавив для изображения шипящих звуков славянского языка знаки, стилизованные под греческие буквы – появилась кириллица (в 1708 и 1918 гг. кириллица дважды упрощалась и ее обновленной формой до сих пор пользуются русские, украинцы и белорусы). Древнейшая дошедшая до нас запись на основе этого алфавита датируется первой половиной 10 века «горухща». Она начертана на сосуде, найденном в Гнездове под Смоленском. Историки предлагают два варианта расшифровки слова: или обозначение содержимого сосуда - «горчица», или клеймо мастера – гончара. Договор Олега с Византией 911 г., по сообщению летописца, был написан «на двое харатьи» - на русском и греческом языках. Следовательно, славяне имели письменность еще до принятия Русью христианства в 988 г.

Грамотность – была доступна не только привилегированным слоям населения. Об этом свидетельствуют: - граффити – надписи на стенах древних сооружений (молитва «Господи, помози…» или юмореска «Якиме стоя усне»); - надписи на ремесленных изделиях («благодатнейша полна корчага сия»); - почти 1000 берестяных грамот , найденных археологами во многих городах и содержавших информацию по хозяйственным и семейным делам.

Школы - при Ярославе Мудром в Киеве были открытышколы, в которых обучалось более 300 детей. Его дочь – княжна Анна, ставшая французской королевой, была одной из первых образованных женщин. Ярослав Осмомысл мог говорить на восьми языках. Основная часть школ открывалась при монастырях и церквях. Книги - состоятельная часть населения специально заказывала для себя книги, несмотря на их большую стоимость. Оформление рукописных книг достигло высокого мастерства. Текст писали на пергамене – тщательно выделанной коже животных – и сопровождали рисунками миниатюрами. В начале строки красными чернилами выписывалась заставка. Сшитые листы заключались в две доски, обтянутые кожаными переплетами с серебряными и золотыми украшениями (даже сохранилось выражение – «прочесть книгу от доски до доски»).

    «Изборник» - одна из дошедших до нас книг. «Изборник» составлен для князя Святослава Ярославича в 1073 г., содержит нравоучительные рассказы. Он написан на 266 листах и украшен множеством миниатюр (одна из них изображала князя и его семью).

Литература - в Киевской Руси распространялась как переводная греческого языка), так и оригинальная (отечественная) литература. По содержанию она имела духовный(богословский) или светский характер. Из духовной литературы сохранилось Остромирово Евангелие , написанное в середине 11 века для новгородского посадника Остромира. Переводились также исторические сочинения и хроники: «Александрия», повествовавшая о жизни Александра Македонского; «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия и др. Жанры, которые были характерны для оригинальной (духовной и светской) литературы: - «слово» или «поучение» представлены: 1) сочинением будущего первого киевского митрополита - «русина» Иллариона « Слово о законе и благодати» (1038 г.) – церковно-политический трактат, проповедовавший христианские добродетели и подчеркивавший высокое международное значение Руси в ряду других христианских государств; 2) нравственно-этическим и автобиографическим «Поучением» Владимира Мономаха, написанным для его детей (начало 12 в.), учившим управлению княжеством и хозяйством; - житие (жизнеописание – разновидность агиографической литературы, прославляющей какое-либо канонизированное православной церковью духовное или светское лицо). Одно из первых – «Чтение о житии и погублении князей Бориса и Глеба» - братьях, убитых в 1015 г., по приказу князя Святополка; – «хождения» (путевые записки) рассказывали о достопримечательностях святых для христиан мест, о природе и обычаях народов других стран: «Хождение игумена Даниила» в Палестину; - историческая повесть представлена: 1) поэмой «Слово о полку Игореве»(конец 12 в.), повествовавшей о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против половцев в 1185 г. и имевшей историко-публицистический характер; 2) «Словом о погибели Русской земли(сер. 13 в.), рассказывавшим о славном историческом прошлом Руси, призывавшим князей покончить с усобицами и дать отпор татарам, разоряющим русские земли; - летописи появились в конце 10 – середине 11в. В них сведения о событиях записывались строго в хронологическом порядке – по годам («по летам»). Первоначальные летописные своды до нас не дошли, однако они послужили основой для создания Повести временных лет величайшего памятника средневековой историографии, получившего свое название по словам, открывавшим текст. В летописи использовались также устные предания, церковная литература, иностранные хроники, тексты договоров Руси с Византией. В повести летописец изложил свое понимание вопросов о происхождении славян и Древнерусского государства. Он начал от времен Всемирного потопа, рассказал о расселении восточных славян. А затем год за годом проследил деяния киевских князей до начала 12 в. Необходимо знать, что: автор первого варианта (редакции) летописи, составленного к 1113 г., - Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Его редакция дошла до нас в списке 15 в. под названием Ипатьевская летопись , названная по месту ее нахождения в Ипатьевском монастыре под Костромой. По приказу Владимира Мономаха текст Нестора к 1117г. отредактировал игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр. Этот вариант летописи известен по рукописной копии 14в. – Лаврентьевская летопись, названная по имени монаха переписчика. Традиция составления летописей была продолжена и в период раздробленности. Отличались они друг от друга в большей степени, лишь по содержанию. Вывод: Все духовные и светские литературные произведения доносят до нас своеобразие и сочность языка, особенности мышления, исторические представления и нравственные нормы Древней Руси .

Особенности архитектуры Киевской Руси:

- влияние византийских принципов каменного строительства : восприятие крестово-купольной композиции храмов; - сохранение традиций русского «хоромного» деревянного зодчества: многоглавие храмов.

До 10в. все постройки были деревянными или деревянно-земляными. Даже первые христианские культовые сооружения: 13-купольный Софийский собор в Новгороде(989г.), храм Бориса и Глеба (начало 11в.) в Вышгороде – возводились из дерева.

Монументальное каменное строительство началось в конце 10в. Из камня строились храмы и соборы, княжеские дворцы, боярские палаты и крепостные укрепления. Сельские жители и горожане довольствовались деревянными домами и избами .

Крупнейшие каменные сооружения Древней Руси: – в Киеве 25-главая Десятинная церковь(996г.) – первая каменная церковь, разрушена была в 1240 году; - 13-купольный Софийский собор (1037-1054) в Киеве, построен на месте победы над печенегами. Пять нефов, применена плинфа. Являлся местом расположения митрополичьей кафедры до 1299г; - Золотые ворота в Киеве (середина 11в .); - Софийские соборы в Новгороде и Полоцке, Спасо-Преображенский собор в Чернигове середина 11в .; - Успенский собор во Владимире (1158-1161г.г.), ставший кафедральным собором православной церкви на Руси. Пятиглавый, единственный собор в котором сохранились фрески Андрея Рублева; - Золотые ворота во Владимире (1164г.) – единственные, дошедшие до нашего времени, ворота были обиты золотом; - Церковь Покрова на Нерли (1165г.), построена Андреем Боголюбским в память о сыне Изяславе, погибшем в походе на волжских булгар.

Особенности архитектуры периода раздробленности:

- сохранение крестово-купольных традиций древнерусского зодчества; - одноглавие храмов;

- появление архитектурных школ, учитывавших разницу местных условий и особенности строительного материала. В Киеве, Смоленске, Чернигове и Рязани, как и в предшествующий период, храмы строили из плинфы обожженного кирпича (церковь Петра и Павла в Смоленске – 12в.) В Новгороде и Пскове при строительстве зданий и крепостей использовали известковые глыбы , скрепленные раствором. Финансовые средства для постройки храмов поступали от купцов и бояр. Видимо, поэтому культовые сооружения отличались строгостью и простотой форм, скупостью внешней отделки (декора). Наиболее известные новгородские сооружения - двуглавый Георгиевский собор в Юрьевом монастыре (1234г .) – последний собор с белокаменной резьбой до нашествия Батыя, переложен в 1471 году после обрушения и церковь Спаса на Нередице (1198г .) – шедевр архитектуры.

Особенно отличалось зодчество Владимиро-Суздальской земли, князья которой не жалели средств на возведение соборов. Основной строительный материал – блок из белого камня. Стена состояла из двух рядов блоков, промежуток между которыми заполняли щебнем и заливали раствором. Для белокаменных построек владимиро- суздальской архитектурной школы были характерны торжественность, пышность и парадность декоративной отделки.

Интерьер храмов украшали:

фрески роспись водяными красками по сырой штукатурке ,

мозаика – узоры из стекловидного материал – смальты,

иконы – образ, написанный красками на доске.

Древнерусская живопись развивалась под влиянием византийской школы, для которой характерны: плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и цвета.

В С офийском соборе Киева сохранилась монументальная мозаика, представляющая фигуру молящейся Богоматери . Она изображена в полный рост. Образ Владимирской Богоматери с младенцем на руках, написанной греческим мастером на рубеже 11-12в.в . и вывезенной Андреем Боголюбским из Киева, стал самой почитаемой иконой на Руси, являющийся покровительницей русской земли. Живописцы 11в.: Алимпий, Олисей , Георгий – не только восприняли каноны византийского искусства, но и творчески перерабатывали их.

С 12в. начали складываться местные иконописные школы , различие между которыми определялось разностью цветовых решений и манерой исполнения:

- для новгородской школы характерны сдержанность, приглушенность цветовой гаммы и суровость

ликов святых;

- владимирская школа отличалась яркостью, праздничностью и утонченностью изображения.

Скульптура после принятия христианства не получила распространения на Руси, в отличие от католической Западной Европы , в которой соборы украшались фигурами святых. Православная церковь преследовала попытки скульптурного изображения святых , так как видела в этом наследие язычества.

Музыка на Руси развивалась в двух направлениях:

- народная музыка имела языческое происхождение. Она складывалась в форме песенного фольклора и обрядового пения. Ее исполняли на народных гуляниях и княжеских пирах скоморохи, игравшие на гуслях, дудках, бубнах, волынках, свирелях, рожках и ложках. Языческие корни их искусства вызывали неприятие со стороны православной церкви, поэтому скоморохи неоднократно подвергались преследованиям со стороны духовенства;

- богослужебная музыка развивалась в форме хоровых песнопений, сопровождавших богослужения без использования музыкальных инструментов.

Выводы.

1. Древнерусская культура достигла высокого уровня.

2. Историческая особенность культуры этого времени – борьба православной церкви с языческим наследием в духовной сфере и в быту.

3. Общее состояние материального производства, единые законы, язык, религия обусловили формирование в 10-13 вв. древнерусской народности, несмотря на княжеские усобицы и политическую раздробленность, складывание основ единой национальной культуры.