Проблемы духовно-нравственного и гражданского становления молодёжи. Духовные проблемы и кризис

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Проявления кризиса . В годы, наступившие после падения советского государства, Россия вступила в полосу духовного кризиса, который продолжает углубляться. Прежде всего, об этом свидетельствует резкое падение уровня нравственности, что проявляется в социальном поведении и отношении людей друг к другу, в уровне их образованности, в манере речи и интересах. Особенно это заметно на примере молодежи. Нравственный уровень многих молодых россиян не просто вызывает опасения, но порой ужасает. Их лексикон поражает своей скудостью и примитивизмом, и практически повсеместно речь перемежается матом, даже у студентов вузов. Поведение и манера одеваться становятся все более вульгарными, особенно у представителей мужского населения. В глазах молодых людей - пустота и скука, а их основные интересы сводятся к деньгам, развлечениям, сексу, картам и наркотикам. Отсутствие уважения к человеку на всех уровнях - один из главных пороков современного российского общества. Люди не уважают самих себя и друг друга, граждане не уважают свое государство, а государство не уважает своих граждан, водители и пешеходы взаимно не уважают друг друга, учителя не уважают учеников, а те, в свою очередь, не уважают учителей... данный список можно продолжить. Каждый стремится получить как можно больше благ от этой жизни, выделиться, подавляя других. Отношения любви все больше сводятся к чисто сексуальному партнерству, а дружба чаще всего диктуется корыстными интересами. Данная проблема имеет давние корни, восходящие к тому времени, когда гражданин государства рассматривался в качестве механизма огромной государственной машины, "колесика и винтика единой системы". Однако в последние годы ситуация еще более усугубилось, поскольку раньше коммунистическая мораль в какой-то мере сдерживала скрытые пороки, а сейчас они вышли наружу и, в отсутствие каких-либо ограничений, практически захватили все слои общества. Нездоровый нравственный климат, отсутствие перспектив будущего наряду с неблагоприятными социально-экономическими условиями являются главными причинами отъезда многих талантливых россиян за границу (утечки мозгов). Выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства, спортсмены и предприниматели уезжают не потому, что там благополучная и безопасная жизнь (хотя и это немаловажно!), а потому что не могут реализовать свой богатый внутренний потенциал в пределах своей страны. Оказавшись в более благоприятных условиях, они добиваются значительных успехов в избранной сфере деятельности. При этом Россия теряет свои лучшие интеллектуальные и духовные силы, которые могли бы внести значительный вклад в ее благополучие и процветание. Те, кто остается, озабочены преимущественно тем, как заработать больше денег, или попросту борьбой за выживание. Они страдают от окружающей их духовной пустоты, отсутствия четких перспектив, вследствие чего получает массовое распространение депрессия, растут заболеваемость и смертность населения. Наконец, еще одним проявлением духовного кризиса является экологическая проблема, которая, будучи явлением глобального масштаба, в России имеет свои особенности. Далеко не в каждой стране мира принято оставлять мусор прямо на улицах, бросать на землю непотушенные окурки, а также выбрасывать пустые пластиковые и даже стеклянные бутылки из окон электропоездов. Варварское обращение наших сограждан с природой заставляет содрогнуться. Наши леса, пляжи, водоемы и другие места для отдыха постепенно превращаются в мусорные свалки. Природа плачет от такого бесчеловечного обращения! Мы выжимаем все соки из нашей бедной земли, не задумываясь, а что же ждет в будущем нас и наших детей? Так поступают только люди, не уважающие ни себя, ни других, ни свою страну. Поэтому проблемы защиты окружающей среды напрямую связаны с проблемами нравственности, а точнее, ее отсутствия. О причинах духовного кризиса . Одной из главных причин духовного кризиса, вызвавшего упадок культуры и нравственности в стране, является отсутствие в постперестроечной России новой идеологии, идеалов будущего общества, программ социального и культурного развития на перспективу . После крушения советского государства и, соответственно, коммунистической доктрины страна оказалась в духовном вакууме. Идеалы свободы, демократии и гуманизма, взращенные на западной почве, которые были принесены августовской революцией 1991 г., в условиях России либо дали очень слабые ростки, либо вовсе не взошли, либо выродились в нечто уродливое. Раньше мы строили свою жизнь в соответствии с принципами марксизма-ленинизма, которые предполагали четкие социальные ориентиры. Они оказались утопией. А сейчас, по прошествии 16 лет, в стране не создано взамен никакой идеологии! Нет четких социальных ориентиров на будущее. Россия не знает, куда идет! Как человек, не имеющий цели и мечты, ведет беспорядочную и бесполезную жизнь, также и государство, в котором отсутствует концепция будущего развития, не имеющее социальных идеалов, погружается в духовный хаос. В образовавшуюся после крушения социализма брешь хлынули ценности западного общества потребления, далеко не самые лучшие - которые активно усваиваются нашими согражданами. Средства массовой информации, а также многочисленная появившаяся на прилавках литература учат нас, как преуспеть в жизни, телешоу демонстрируют, как стать миллионером. Деньги становятся абсолютной ценностью, наличие которых является мерилом личностной значимости. Нравственные качества человека а таких условиях не только отступают на второй план, но попросту игнорируются. Вторая причина заключается в том, что государство в постперестроечный период фактически отстранилось от проблем воспитания нравственности и сохранения духовного здоровья нации, сосредоточившись в первую очередь на решении социально-экономических задач. В результате этим делом активно занялись СМИ, формируя моральные идеалы российского общества на свой лад, ориентируясь на те самые образцы западной культуры, о которых уже говорилось выше. Возможно, государство считает, что воспитание нравственности - дело церкви, но ее влияние слишком незначительно! Свобода в условиях низкого уровня культуры и нравственности ведет к анархии и вседозволенности (имеется в виду, прежде всего, свобода слова, свобода печати и СМИ). Самые низменные проявления человеческой природы выходят наружу и, многократно умножаясь, становятся огромным злом в масштабах общества. На службу этим порокам становятся СМИ, которые в условиях отсутствия каких-либо моральных ограничений превращаются в рупор пропаганды насилия, безнравственности и пошлости. Всем известно, что Рим погубили не варвары, а падение нравов. Не станет ли Россия очередной жертвой духовной деградации? О возможности преодоления кризиса . Проблема преодоления духовного кризиса и тесно связанные с ней проблемы нравственного воспитания должны стать первостепенной задачей государственной важности! Необходима специальная политика в этой области! У общества должны быть четко определенные идеалы. Куда мы идем? Каким будет наше будущее через 50, 100 лет? Каким должен быть человек будущего? Какими личностными качествами он должен обладать? Какие черты характера необходимо в нем воспитывать? России срочно необходима новая идеология! Все здоровые силы общества, обеспокоенные будущим российской нации, должны сплотиться для решения проблемы духовного возрождения страны. Особенно важным является воспитание подрастающего поколения. Какие ценности будут усваивать молодые россияне? Можем ли мы ориентироваться на западный идеал? Западное общество, ориентированное на потребление материальных и духовных благ, значительно опережает нас как по социально-экономическим показателям (уровень жизни), так по уровню нравственности (соблюдение прав человека, уважение к человеческой личности). И нам еще многое предстоит сделать, чтобы достичь того уровня, который имеют развитые страны. Поэтому в какой-то мере ориентация на западные ценности обоснована. Но что стоит за этим? Рост депрессий и самоубийств в ряде вполне благополучных стран свидетельствует, что эти общества на самом деле далеко не благополучны. Кроме того, жители Западной Европы и Северной Америки подвержены хроническим заболеваниям не меньше, чем россияне. В ряде стран падает рождаемость, увеличивается число бесплодных женщин. Все пороки современного общества - наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность, гомосексуализм и т.д. - распространяются с ужасающей скоростью и у них. По свидетельству многих россиян, побывавших за границей, уровень культуры и нравственности западной молодежи крайне низок. Все блага легко достижимы, ни за что не надо бороться, а что дальше? Смысл жизни потерян. По-видимому, отсутствие концепции будущего для развитых стран также является проблемой. Следовательно, ценности общества потребления не должны служить для России в качестве ориентира, ведь мы в первую очередь усваиваем именно его пороки. Идеалы насилия и свободной любви уже сейчас в нашем обществе выходят на первое место, достаточно только включить телевизор или взять в руки любую газету. Духовная деградация молодежи увеличивается с каждым годом и порождает ощущение тупика и безысходности. О благополучии государства нельзя судить лишь по уровню зарплаты, росту доходов населения и числа богатых людей. Если духовно-нравственное развитие человека отстает от уровня его материального благосостояния, возникает духовный кризис, который знаменуется теми явлениями, о которых уже говорилось выше. Это вовсе не значит, что государство не должно стремиться к росту материального благосостояния граждан! Но на первом месте должна быть забота о воспитании моральных качеств, которые позволят человеку принять эти блага без духовного ущерба для себя. Богатство, пришедшее к человеку, который в буквальном смысле не заслужил его (не дорос до него по своим личностным качествам) развращает, портит характер и лишает смысла жизни. О принципах воспитания нового мировоззрения. При разработке будущей идеологии необходимо опираться на богатое духовное наследие нашего прошлого исторического опыта, в том числе принципы православия, патриотизма и коллективизма, а также на выдающиеся достижения мировой философской и этической мысли. Во главу угла должны быть поставлены идеалы гуманизма, то есть человеколюбия, уважения к человеку, которое, как уже говорилось, в современном российском обществе практически отсутствует. С одной стороны, это является пережитком крепостнических времен, с другой - наследием советского режима. Гуманистические идеалы, провозглашающие приоритет человека - это то позитивное, которому нам необходимо научиться у наших соседей из западных стран. Россия должна использовать лучшие традиции своего и чужого исторического опыта и отказаться от тех, искоренять те, которые являются препятствием для создания нового сообщества духовно развитых людей (в частности, такие качества, как авторитарность, пассивность, низкая ответственность, безынициативность). О роли религиозно го сознан ия . Необходимо вернуться к идее Божественного происхождения человека, поскольку учение Дарвина о том, что человек есть результат эволюции приматов, наносит человечеству огромный нравственный ущерб. Если исходить из этой теории, человек появился случайно, а человеческое общество возникло либо как результат общественного договора, либо в ходе развития общественного неравенства и эксплуатации, и непонятно, что же ждет человечество в будущем. Люди сочиняют разные социальные доктрины, утопии, которые опровергаются самой жизнью. Но хуже всего, что на человеческие отношения автоматически переносятся законы животного царства (выживает сильнейший, который уничтожает и подавляет своих соперников). Однако даже животные в каком-то смысле оказываются более милосердными, чем люди! Материалисты могут возразить, что существование Высшего разума и Божественное происхождение человека не доказано. Однако нравственные аспекты проблемы нельзя сводить к чисто научным! Ситуация в нашей стране и в целом на планете такова, что на повестке дня стоит вопрос о будущем человеческой цивилизации. Проблемы терроризма, участившиеся природные катаклизмы есть прямое следствие нарушения человечеством нравственных законов, которые придуманы не человеком, а вытекают из Высших мировых законов природы и Вселенной. Поэтому возвращение идеи о божественном происхождении человека продиктовано высшей целью, задачей выживания человечества! Как не вспомнить великого Канта с его идеей о необходимости морального обоснования бытия Бога! Слова гения нашей литературы Ф.М.Достоевского о том, что "если Бога нет, то все дозволено", произнесенные устами одного из братьев Карамазовых, стали пророческими. В ХХ веке и в начале нового тысячелетия человечество оказалось ввергнуто в пучину жесточайших катаклизмов, равных которым не знала история, катаклизмов, виновниками которых стали люди, отвернувшиеся от веры в Бога и сами возомнившие себя богами. Наша жизнь коренным образом изменилась бы, если бы с детства каждый человек знал, что его появление на нашей планете не является случайностью. Уровень нравственности резко повысился бы, если бы каждый из людей осознавал, что является результатом Божественного творения, частью Высшего Замысла, воплощенного на Земле, чтобы выполнить свое предназначение и внести вклад в развитие Вселенной и в создание мировой гармонии. Об использовании позитивного опыта прошлого . В настоящее время проблемами духовности и нравственности занимается преимущественно церковь, но ее влияние слишком незначительно. Государству следует объединить усилия с церковью! Оправдано ли в наших условиях отделение церкви от государства и школы от церкви? К решению проблемы духовного возрождения России необходимо привлечь все здоровые творческие силы общества - философов, представителей церкви, писателей, политиков, психологов и всех, неравнодушных к будущему нашего народа и государства. Они должны выработать единую программу духовно-нравственного развития государства и общества, которая должна стать стержнем новой идеологии, или объявить конкурс таких программ. Возможно, могла бы оказаться полезной практика пятилетних планов. Разумеется, речь идет не о мелочной регламентации всех сторон жизни, а лишь о создании четких ориентиров развития в различных областях общественного развития - как социально-экономической, так и культурной и нравственной. Почему бы не позаимствовать у прошлого строя его сильные стороны? Нравственность и школа. Особое внимание следует уделить работе с образовательными учреждениями. Уже говорилось о том, что культурно-нравственный уровень нашей молодежи вызывает опасение за наше будущее. Моральный климат во многих школах таков, что лучшие представители педагогических кадров часто вынуждены уходить из школ или не приходят туда вовсе. Школьники неоправданно перегружены теми предметами, которые им в жизни не понадобятся. Это отрицательно сказывается на их физическом и психическом здоровье. Но хуже всего та нездоровая психологическая и нравственная атмосфера во многих российских школах, о которой уже говорилось выше. Все пороки современного общества расцветают в них пышным цветом - наркомания, культ силы, неуважение и презрение к человеку, сексуальная распущенность и т.д. Поэтому родители из состоятельных семей стремятся перевести своих детей в частные школы, чтобы уберечь от этого пагубного влияния. Профессия учителя является одной из самых низкооплачиваемых и малопрестижных, поэтому лучшие выпускники пединститутов уклоняются от работы в школе (а также и по причинам, о которых говорилось выше). Государству необходимо срочно разработать систему мер по оздоровлению климата в школах, иначе мы рискуем вырастить духовно больные поколения, последствия чего могут быть самыми катастрофическими. Следует более тщательно подойти к разработке критериев отбора лиц, поступающих на педагогические специальности, может даже ввести особый нравственный экзамен для педагогов, для чего создать специальные комиссии по педагогической этике. Необходимо поднимать престиж педагогический деятельности, пересмотреть систему оплаты и социального обеспечения учителей. В оптимизации системы школьного образования необходимо объединение усилий с церковью. Церковь должна взять под опеку начальные и средние учебные заведения! Ее влияние должно быть усилено не только в плане введения преподавания специальных дисциплин, но и во внеучебной работе! Полезно вспомнить лучшие традиции детских и молодежных организаций, пионерских лагерей предшествующей эпохи! Этими организациями, а также различными кружками и секциями по интересам. следует охватить как можно больше детей и подростков, чтобы они не проводили свое свободное время в подъездах, с сигаретами и пивом или в поисках наркотиков. Для этого нужно не только поддерживать детские клубы, но и создавать такие кружки при школах, всячески поощряя полезные инициативы учителей. Конечно, методы вовлечения детей должны быть не формальными, а исходить из их желаний и интересов. Всех, кто работает с подрастающим поколением, необходимо подвергать самому тщательному нравственному отбору, ведь в их руках - будущее страны! Соответствующую гуманитарную и нравственную подготовку должны проходить и врачи, поскольку многие из них забыли, что такое человеческое отношение к своим пациентам! Об экологическом воспитании . Как уже говорилось, проблемы экологии вытекают из проблем нравственности, или, точнее, безнравственности людей. Поэтому экологическое воспитание должно играть важнейшую роль. Наряду с моральным воспитанием следует с ранних лет прививать детям любовь к природе, учить ухаживать за животными и растениями, воспитывать аккуратность и стремление к чистоте. Необходимо активно привлекать к решению этой задачи средства массовой информации, чаще демонстрировать фильмы и передачи о природе, о мире животных, о нашей планете. В школах обязательно должны быть созданы экологические кружки и организации, полезно проводить экологические рейды, туристические слеты. Если новые поколения россиян не осознают важность защиты окружающей среды, мы лишимся в ближайшее время наших природных богатств, а это рано или поздно приведет к экологической катастрофе, а затем и к гибели нашей цивилизации. О принципах нравственного воспитания. Нравственное воспитание детей должно включать в себя формирование правильного мировоззрения и соответствующих черт характера. Автором данных строк был проведен опрос среди студентов заочников, то есть людей уже взрослых, имеющих семьи, какие нравственные качества они хотели бы воспитать у своих детей. Выяснилось, что почти все опрошенные имеют очень слабое представление о том, чему они их учат! Родителям и педагогам следует четко себе представлять идеальный облик будущего человека (педагогический идеал) и воспитывать у подрастающего поколения соответствующие черты характера. 1. В раннем детстве родители должны помочь ребенку осознать его жизненные задачи, возложенные на него свыше, помочь ему найти свой Путь в жизни. В соответствии с этим должен происходить выбор профессии. 2. Необходимо внушить ребенку, что он должен развивать свои таланты и способности, которые даны ему свыше для выполнения своего Предназначения. 3. Человек должен стремиться к постоянному развитию своих душевных качеств, позитивных черт характера и к максимальной самореализации. Каждый должен осознать данный принцип как один из основных духовных законов существования человечества, поскольку, если прекращается развитие и духовный рост, наступает деградация личности, разрушается организм, человек болеет и рано уходит из жизни. 4. Каждый молодой человек должен осознавать, что важнейшей его жизненной задачей является создание семьи и воспитание детей. Следует воспитывать осознанное, взвешенное отношение к правильному выбору спутника жизни, главным критерием которого должны быть любовь и духовная общность, а не страсть или расчет. Каждый молодой человек должен готовиться стать родителем и нести прямую ответственность за своих детей, за их здоровье и нравственный облик. Необходимо запретить пропаганду в СМИ и литературе идей сексуальной свободы, так как это уродует личность. 5. Принципы гуманизма должны стать основополагающими в отношениях между людьми. Необходимо воспитывать уважение и терпимость по отношению к своим согражданам, гражданам других государств, к противоположным мнениям и идеям. Одним из главных принципов должно стать воспитание чувства любви - к себе, как к частичке Вселенной, к другим людям, к природе и нашей планете. 6. Каждый человек должен понять, что он является ответственным за свои слова и мысли. Человек - часть Вселенной, он связан с ней единым информационным пространством, и необходимо помнить, что наши неправильные и агрессивные мысли и слова способны нанести непоправимый вред как окружающим людям и планете в целом, так и нам самим. 7. С самых ранних лет ребенок должен приучаться заботиться о своем здоровье, рассматривая это как одну из своих главных жизненных задач. Наше тело - часть природы, и мы должны относиться к нему также бережно, как и к окружающей нас среде. Развитие личности в целом должно определяться не частными интересами государства и меняющейся политической коньюнктурой, а опираться на знание Законов Вселенной! О Центр ах самореализации и духовного развития. В целях формирования у подрастающего поколения правильного мировоззрения, воспитания позитивных черт характера и развития лучших душевных качеств, с одной стороны, а также раскрытия заложенных в детях способностей и талантов и максимальной реализации внутренних возможностей необходимо значительно реформировать в целом систему образования и воспитания. Автором данных строк хотелось бы предложить идею создания специальных воспитательно-образовательных учреждений, Центров духовного развития и самореализации, сочетающих в себе дошкольное воспитание (детские сады), обучение в средней школе и получение высшего образования гуманитарного профиля. Для работы в таких учреждениях должна проводиться тщательная подготовка и отбор педагогических кадров. Эти учреждения будут работать не только с детьми, но и с родителями, прежде всего с теми, кто ждет ребенка, потому что воспитательное воздействие начинается еще до рождения, в утробе матери. От душевного состояния и здоровья беременной женщины во многом зависит судьба ее будущих детей! Все воспитатели и преподаватели, руководители кружков должны обладать соответствующими душевными и нравственными качествами, чтобы воспитать с самых ранних лет у детей правильный взгляд на мир, принципы безусловного уважения себя и другого человека, а также чувство любви к себе, другим людям, своей родине, природе, планете и Вселенной. Помимо детского сада, школы и вуза Центры духовного развития должны располагать различными кружками, спортивными секциями, музыкальной школой, театром и т.д., чтобы каждый ребенок мог найти себя и максимально реализовать заложенные в нем способности. Средняя школа должна ориентироваться на государственный образовательный стандарт с обязательным включением философии, религиоведения, психологии и этики. Но главное - в этих учебных заведениях должен быть здоровый моральный климат, основанный на принципах взаимоуважения, любви и ответственности! Отбор преподавателей по гуманитарным дисциплинам должен быть особенно строгим, поскольку они сами должны обладать соответствующими душевными качествами и чертами характера, которым будут учить детей! Обязательным должно быть трудовое воспитание - уход за садом, огородом, обучение девочек шитью, вязанию, кулинарии, основам ведения домашнего хозяйства, мальчиков - столярному и слесарному делу и т.д. Важнейшей составляющей должно быть экологическое воспитание. Желательно размещать такие Центры за пределами городской черты или иметь площадки, лагеря за городом. Рекомендуются походы, туристические слеты, рейды по очистке водоемов и лесов. Эти Центры должны существовать в сотрудничестве с православной церковью и представителями других церквей. Необходимо воспитывать у молодых людей веротерпимость и уважение к представителям иных национальностей и вероисповеданий. Очень полезным видится сотрудничество с международными организациями гуманистического и экологического профиля для обмена опытом и духовного обогащения. Автор надеется, что данная идея найдет поддержку здоровых сил в среде российских предпринимателей, озабоченных будущим своих детей и своей страны, для спонсирования таких учреждений. Но, прежде всего, хочется верить, что наше государство осознает, что воспитание духовности и нравственности является задачей государственного масштаба, и в ближайшее время возьмется за ее осуществление, чтобы предотвратить дальнейшую духовную деградацию, в целях оздоровления нации, снижения уровня смертности и массового отъезда лучших представителей нации за границу. Российское общество содержит в себе огромные потенциальные возможности. Россияне очень талантливы и обладают значительными духовными резервами, способными привести нашу страну к процветанию и внести вклад в оздоровление всей планеты.

Девушка, 25 лет, неделю назад развелась, пробыв в браке 2 года. Развод по инициативе мужа. Женщина не может забеременеть из-за бесплодия. На данный момент времени у девушки наблюдается отсутствие интереса к жизни, потеря смысла жизни (ранее хотела родить двух детей).

Женщина, 34 года. Два месяца назад умер муж (несчастный случай). Осталась с двухлетним ребенком. Пока была в браке (7 лет), нигде не работала, была домохозяйкой. Столкнулась с необходимостью поиска работы.

Молодой человек, 26 лет. Недавно закончил аспирантуру в столице, переехал жить и работать в г. Новосибирск, устроился в НИИ, где нужны его знания. Столкнулся с тем, что ему трудно на новом месте найти друзей и установить личные отношения.

Как вы думаете, что объединяет этих людей?

Все описанные герои столкнулись в своей жизни с тем, что принято в обществе называть словом «кризис». Личностные кризисы бывают разные: экзистенциальные, возрастные, психологические , и выход из определенного вида кризиса всегда свой.

Так или иначе, каждый человек в своей жизни сталкивается с этим явлением и не один раз. Кто-то проходит свои кризисы быстро и достаточно безболезненно, а кто-то может застрять в них надолго и проходить достаточно тяжело. Как же понять, какой из упомянутых выше кризисов сейчас у вас или ваших знакомых? Почему они возникают? Как можно выйти из кризиса самостоятельно или помочь выйти близким и знакомым?

Надеюсь, что, прочитав эту статью, вы найдете ответы на интересующие вас вопросы, связанные с КРИЗИСАМИ, и лучше станете понимать людей, которые оказались на «пути поисков» нужных для них решений.

Итак, давайте для начала разберем:

  • какие виды кризисов бывают;
  • чем они друг от друга отличаются и чем похожи;
  • почему они возникают (причины);
  • что происходит с человеком во время кризиса.

А потом немного коснемся темы духовных поисков и получше ознакомимся со спецификой и особенностями экзистенциальных кризисов.

Кризисы бывают следующие:

Психологический кризис. Явление временное и непродолжительное. Такой кризис связан с проблемой адаптации. Человек оказывается неготовым к неким ситуациям и не может найти решение, как себя вести, что делать. Возникает в результате стечения неких обстоятельств. Чтобы приспособиться к возникшим новым условиям жизни, человеку не хватает знаний или навыков, или он эмоционально и морально оказывается не готов. Обычно этот вид кризиса возникает при смене стабильного периода в жизни и возникает время от времени в жизни любого человека (смена работы, смена места жительства, изменения в личных отношениях).

Возрастной кризис. Возникает во время пересмотра своих социальных ролей: новый статус в обществе, новая ответственность, новое положение в семье или на работе. Возникает время от времени, основные периоды, когда может появиться: 21-23 года, 25-26 лет, 28 лет, 30-32 года, 33-35 лет, 40-42 года, 45 лет и др. Обычно такой кризис связан с изменениями в среде (условия жизни) либо деятельности человека (условия работы) или с переходом его в другую возрастную категорию (иной физиологический потенциал, иное отношение в обществе к людям этого возраста или к людям с таким физическим состоянием).

Это время некой смены системы координат: что важно, а что уже не важно в жизни, в отношениях, в деятельности; время, когда происходит переоценка целей и ресурсов, оцениваются существующие возможности и ограничения для себя в среде с учетом имеющегося потенциала знаний, навыков, связей, ресурсов и с учетом своих ограничений по здоровью и т. п.

Чаще всего возникает возрастной кризис в результате когнитивного диссонанса, когда желаемое/необходимое не совпадает с доступным/возможным или имеющимся/достигнутым как в ресурсах (материальная база), так и в своих состояниях (психических или физиологических). Возникает этот кризис при завершении определенной стадии развития личности и при переходе человека к новому этапу в жизни: смена ценностей/приоритетов и личных потребностей, в результате физиологического сдвига в организме или в результате изменений в социальной среде (изменения статуса или роли, развития новой ситуации). Этот вид кризиса может приводить к другому виду кризиса - экзистенциальному.

Экзистенциальный кризис. Время, когда меняется представление о жизни, может сопровождаться потерей интереса к жизни. Обычно характеризуется состоянием поиска смысла жизни . Может быть спровоцирован возрастным или психологическим кризисом или проявиться в результате развития самосознания (новый уровень развития сознания и психики).

Часто возникает у людей ближе к 40 годам или в результате того, что человек пережил сильное эмоциональное переживание (катастрофа, несчастный случай, военные действия, смерть близких людей). Человек ищет объяснение своего существования, существования человечества и мира вообще. Пытается понять свое предназначение в этом мире. Кризис сопровождается изменениями в восприятии действительности. Происходит переоценка существующих ценностей и своего пережитого личного опыта. Этот период жизни может сопровождаться отходом человека от активной социальной жизни и уходом его в религию (человек ищет новую веру в себя и в других людей). Иногда в обществе это состоянием называют «состоянием духовного поиска»/ «поисками себя».

Специфика протекания любого из вышеперечисленных кризисов зависит от индивидуальных особенностей человека: его темперамента и характера. Похожих кризисов не бывает! У каждого человека он проходит по-своему.

Самый сложный случай в моей практике, с которым приходилось встречаться.

  • Психологический кризис (некий случай в жизни).
  • Возрастной кризис (переоценка ценностей с учетом изменений в физиологии).
  • Кризис среднего возраста (переоценка жизненного пути).
  • Экзистенциальный кризис (поиск нового смысла жизни).

И все эти кризисы произошли у одного клиента в течение года!

Что делали на последнем этапе социальной адаптации:

  1. Определили смысл жизни.
  2. Выбрали путь с учетом смысла жизни и имеющихся возможностей в социуме.
  3. Определили, что важно, а что нет для того, чтобы следовать своему пути. Определили, что помогает, а что мешает ему следовать. Разобрались с ведущими потребностями.
  4. Далее клиент самостоятельно организовал с учетом «новых ориентиров» свою жизнь.

Научное определение кризисов

Психологический кризис - состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения (из-за изменений условий среды), даже если она целиком устраивала данного человека. Кризисы проявляются при стрессах, как страхи, чувство неуверенности и т. д.

Возрастной кризис . Переоценка системы ценностей (новые приоритеты важности).

18-21 год. Встреча со взрослостью - переживания, связанные с самоопределением, поиском своего места в мире взрослых.

Кризис 30-ти лет (27-32 года). Оценка собственных достижений. Человек задумывается о том, насколько он реализовал себя в соответствии с социальными установками общества, по большей части это касается карьерных достижений.

35-45 лет. Кризис среднего возраста. Переоценка жизненного опыта и выбранного пути. При необходимости поиск нового пути.

Кризис среднего возраста - долговременное эмоциональное состояние (возможна депрессия), связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте (30-40 лет), когда многие из возможностей, о которых индивидуум мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены или кажутся упущенными, а наступление собственной старости оценивается как событие с вполне реальным сроком, а не «когда-нибудь в будущем». Человек пытается в этот период жизни наверстать то, что, как ему кажется, он в свое время упустил, «подтягивает» одну из упущенных сфер своей жизни до того уровня, которым он будет удовлетворен.

Экзистенциальный кризис - чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Чаще встречается в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены. Проявляется у людей, которым кажется, что они достигли всего, чего хотели, реализовали все поставленные себе цели, и теперь им надо понять, а что делать дальше. Может также проявляться у людей, которые поняли благодаря некой ситуации или какому-либо событию (быстрая смена картины мира), что смысл жизни, оказывается, совсем в ином (отличается от прежних представлений об этом).

Проявление экзистенциального кризиса:

  • чувство изолированности и одиночества;
  • осознание собственной смертности или осознание отсутствия загробной жизни;
  • осознание того, что собственная жизнь не имеет цели или смысла.

Что общего в кризисах (в чем им схожесть)?

Все они сопровождаются изменениями в эмоциях и психических состояниях: дезориентация, напряжение, тревожные состояния, депрессии, перепады настроения, агрессия. В это время наблюдается неустойчивая и неадекватная самооценка и неадекватное поведение (то одно, то другое). Все кризисы могут сопровождаться изменениями в профессиональной деятельности, в среде обитания, в системе мотивации. Если вам вдруг захотелось что-то из указанного поменять/пересмотреть в своей жизни без веской на то причины, то, возможно, это сигнал о начале кризиса.

Некие закономерности поведения и состояний во время кризисов. Рекомендации.

Не найдя нужный ответ и приемлемое решение, подходящее в его случае, попробовав разные варианты, человек начинает жизнь «с чистого листа»: новое место жительства, новая работа, новая семья, новые увлечения и т. д. Иногда во время кризиса человек обращается за поддержкой и помощью к близким, друзьям или знакомым. Но «свои» люди в таких случаях редко могут помочь. Поиски нужного решения (ответа) во всех кризисах идут самостоятельно , т.е. человек должен сам найти нужное для него решение и подходящий ему ответ. Чем дольше по времени длится кризис, тем сильнее меняется личность и сознание. Достаточно долгое «нахождение в кризисе» может указывать на то, что на уровне психики плохо проходит адаптация к условиям изменений в среде. В данном случае нужна помощь специалистов.

При экзистенциальных кризисах можно обратиться к экзистенциальному психологу. Некоторым людям помогает общение с представителями религий:

  • дхармической религии (буддизм, джайнизм, индуизм, сикхизм),
  • авраамической религии (бахаи, ислам, иудаизм, христианство),
  • традиционных религий Дальнего Востока (даосизм, конфуцианство, синтоизм).

При возрастных кризисах, когда самостоятельно человек не может справиться, следует обращаться за консультациями к психологу, который специализируется на возрастных кризисах. Кстати, при этом виде кризиса помогает и общение с более опытными людьми (следующее поколение, кто уже через подобное проходил).

Что чаще всего делают при поиске решения во время кризисов.

Изменяют условия среды и влияют на ситуацию, чтобы при старых характеристиках личности найти «золотую середину» - выйти к комфортному состоянию. Если этот вариант не работает, то начинают менять некоторые черты личности и отдельные черты характера.

При поиске нужного баланса, точки опоры для следующего этапа жизни и развития личности могут помочь:

  1. При психологическом кризисе. Изменение потенциала личности. Новые знания для профессии или быта (специальные знания, знания местности, знание специфики общества), развитие имеющихся навыков, приобретение новых навыков.
  2. При возрастном кризисе . Изменение характеристик личности. Знания о возрастных кризисах (как они проходят), знания про свой организм (методы поддержания психического и физического здоровья), умение брать ответственность и играть новые социальные роли.
  3. При экзистенциальном кризисе . Изменения духовные и личностные. Знания о мироустройстве и человечестве (естествознание, история развития общества, эволюция). Знакомство с новыми культурами и обществами. Изучение философии, морали общества. Формирование своей новой нравственности.

В чем отличия кризисов друг от друга.

Психологический кризис (бывает у всех). Отношение с ситуацией. Изменения личности. Во время него наблюдаются небольшие эмоциональные расстройства. Занимает непродолжительное время (дни, реже недели или месяцы). Возникает периодически всю жизнь и часто. В молодости таких кризисов больше, к «зрелости» становится меньше. В молодости справиться с ними легко благодаря гибкой психике, в старости же труднее, так как сложно адаптироваться к ситуации из-за обусловленного сознания или возрастных нарушений в психике. С психологическим кризисом можно справиться самостоятельно. Он ориентирован на поиски решения в среде и социуме (человеку нужны способности и знания, некие ресурсы).

Возрастной кризис (бывает у всех). Отношение с социумом. Изменение личности и появление духовного. Во время него могут быть неврозы, депрессии, тревожные состояния. Основные кризисы: 30 лет (свое развитие, карьера, отношения) - «куда дальше идти?». 40 лет (семья, старение, мораль) - что уже не возможно и что уже достигнуто, «куда уже НЕ НАДО идти?» . Возникает периодически, но значительно реже, чем психологический кризис. По времени проходит достаточно долго (месяцы, а то и годы). Чтобы справиться с этим кризисом, иногда нужна помощь и поддержка со стороны. Ориентирован на поиски решения в среде и социуме (социальная адаптация и роли, физиологическая адаптация).

Экзистенциальный кризис (бывает не у всех). Отношение с самим собой (отношение с Богом). Перерождение личности/смерть личности и развитие/рождение духовного. Осознание, что, помимо ТЕЛА и ЛИЧНОСТИ, есть еще ЧТО-ТО. Во время этого кризиса человек встречается с новыми для него психическими состояниями. Может занимать достаточно долгое время. Ориентирован на поиски решения в самом себе или во Вселенной/мире. Смена картины мира и потребностей. Кризис может сопровождаться промежуточными психозами и состояниями измененного сознания.

Тонкости в отличиях кризисов.

  • Психологический кризис - Я и Ситуация. Способствует развитию потенциала личности. Контекст - некая временная проблема/трудность. Для решения требуется найти некий способ решения для конкретной ситуации. Поиск информации - знания, подсказки, варианты, как можно, кто уже делал.
  • Возрастной кризис -Я и Общество . Способствует развитию самосознания и развитию потенциала личности. Контексты - семья, работа, друзья. Для решения требуется найти приемлемые роли и освоить их, научиться лучше их играть, внести изменения в свою деятельность. Главное, чтобы роли не противоречили своей нравственности и принятому в обществе поведению, соответствовали законам и морали общества. А также чтобы выбранная деятельность была не опасна для здоровья и была востребована, а выполняя ее, человек бы получал удовольствие и достойное вознаграждение. Поиск приемлемых форм деятельности и ролей (могу и хочу; могу, но уже не хочу; хочу, но пока не могу) с учетом своего потенциала (знания, образование, навыки, состояние здоровья, возможности, связи, ресурсы).
  • Экзистенциальный кризис - Я и Мир. Способствует развитию самосознания. Контексты - Вселенная и человечество, мир вокруг, Божественное, я как часть этого мира. Для решения нужно найти смысл жизни (ради чего стоит жить) и идею, ради чего готов умереть (защищая ее и развивая ее), что готов передать другим поколениям. Поиск именно своего места в этом мире (понять, в чем уникальность и предназначение; обрести понимание, что ты есть больше, чем тело и личность, что у тебя есть определенные таланты, которых нет у других и их нужно использовать во благо человечества, общества, семьи).

Особенности возрастного и экзистенциального кризиса.

При возрастном кризисе еще можно вести прежнюю жизнь, оставаться в социуме, параллельно подыскивая нужное для себя решение (постепенный выход). При экзистенциальном кризисе жить по-старому человек уже не может. Нет смысла, нет мотивации. Соответственно не хочется уже ничего делать из того, что делал раньше. Чтобы найти решение, требуется «вылететь» из социума на время. Некоторые люди в это время предпочитают своеобразный способ «ВЫЛЕТЕТЬ из социума» - просто забыться в алкогольном или наркотическом опьянении.

Возрастные кризисы провоцируют появление экзистенциальных кризисов. Экзистенциальные кризисы всегда толкают человека на путь духовных поисков.

Причины возникновения возрастных и экзистенциальных кризисов и особенности того, как они проходят.

Кризисы возникают, когда человек со старыми знаниями и представлениями о мире при конкретных обстоятельствах не может справиться с некой ситуацией (проявляются при адаптации к трудным ситуациям). Кризис может активировать познавательный инстинкт (человек начинает интересоваться новым, темы могут быть разными, информация осваивается в больших объемах) и сделать более актуальными духовные потребности по отношению к другим имеющимся потребностям. Познавательный инстинкт может активировать инстинкт миграции: человек начинает искать новые условия среды для жизни.

Активное состояние инстинктов (познавательного и миграции) приводит к изменениям в поведении: человек начинает учиться чему-то новому, отправляется путешествовать. Кстати, по проявившимся признакам (стал много учиться и отправился/захотел путешествовать) можно понять, что у человека происходит некий переходный период в жизни. Указанные признаки — это своеобразные «маркеры», которые сигнализируют о проходящих серьезных внутренних процессах в психике человека.

Почему же возникают кризисы? Что является существенным для их возникновения?

Основными причинами возникновения кризисов являются: среда (случай, обстоятельство), когнитивный диссонанс (изменения в среде или поступление информации, которые не соответствуют внутреннему потенциалу человека и имеющейся у него информации), смена потребностей и ценностей индивидуума в результате некоего случая или целенаправленного развития личности.

К чему приводят кризисы?

В результате кризиса: психологического, возрастного или экзистенциального - человек чаще всего оказывается в ситуации, когда он вынужден искать информацию, решение, систему координат, состояние, смысл, внутренний баланс.

Какие виды поисков бывают?

Основные причины поисков:

  • Появление потребностей более высокого уровня;
  • Нахождение в состоянии возрастного кризиса, который привел к экзистенциальному кризису;
  • Некий случай;
  • Потеря прежних ориентиров.

Далее в этой статье речь пойдет в большей степени о духовных поисках, которые возникают при смене системы ценностей и ведущих потребностей, при поисках смысла жизни - того, ради чего стоит жить. Эти же поиски тесно связаны с темой развития самосознания.

Духовные поиски.

Духовные поиски приводят к духовному пробуждению (обретению веры) и развитию самосознания. Это поиски духовных и религиозных состояний, получение нового жизненного опыта. На эти поиски чаще всего подталкивают возрастные или экзистенциальные кризисы. Во время этих поисков человек понимает:

  • Что материальный мир не так важен, что есть и другие ценности;
  • Что мир устроен иначе, чем ему казалось до этого (его этому учили ранее).

С точки зрения психологи и нейрофизиологии во время духовных поисков человек становится более иррациональным. Его сознание как бы смещается вправо, т. е. в это время больше функционируют (участвуют в образовании активных и доминирующих нейронных сетей) нейроны из правого полушария.

Преобладание иррационального мышления за счет упомянутого выше явления способствует доминированию религиозного, художественного, философского типов сознания, т. е. начинает преобладать соответствующее восприятие мира. Изменения в восприятии (измененные состояния сознания) меняют картину мира (мировоззрение, мироощущение) и способствуют нахождению нового смысла, появлению нового понимания мира. Смещение сознания может происходить за счет влияния среды и изменений в деятельности. Или за счет изменений в физиологических процессах, влияющих на психические процессы и состояния. Изменения в физиологических процессах достигаются за счет духовных практик, определенной диеты, организации определенных условий среды и соблюдения определенного режима активности и питания.

Яркий пример описанного выше - пост. Когда при соблюдении определенных условий (образа жизни и диеты) достигается определенное состояние на уровне физиологии и психики, позволяющее испытать новые эмоциональные и физиологические состояния (яркая форма этого - экстаз).

Духовные состояния проявляются в следующем (особенности):

  • Появляется большая нравственность (не могу врать и т. п.);
  • Присутствует меньше агрессии или она вообще отсутствует (уход от конкуренции);
  • Появляется альтруизм (готов помогать всем безвозмездно);
  • Появляется ощущение любви ко всему живому на земле;
  • Присутствует ощущение здоровья (организм перестраивает физиологические процессы).

Духовные состояния появляются при определенных условиях жизни: воздержания, ритуалы, режим дня, диета. Духовные состояния способствуют появлению религиозных состояний (например, экстаза). Духовные состояния и религиозные состояния - это очень специфические состояния у человека. Многие психологи не могут отличить их от невротических и пограничных состояний психики, поэтому ставят ошибочные диагнозы. Духовное состояние - это переживание духовного «Я». Появляется убеждение (через полученный опыт), что внутренний мир каким-то образом причастен к Божественной природе. Это состояние познается человеком только через личный опыт.

Религиозное состояние - состояние эйфории, убежденность в некой реальности, основанная не на логике, а на вере. В жизни «духовно ищущих» людей часто встречаются такие варианты, когда психика человека, который занимается духовными практиками, бывает недостаточно подготовлена к проявлению состояния «встреча с духовным». И в результате этого у «ищущего» происходит смешивание трансперсонального «Я» (духовного) с индивидуальным «Я» (личностным). Говоря на языке философов, происходит смешивание относительной и трансцендентной реальностей. А это уже чревато психическими расстройствами. Для того чтобы избежать возможных проблем, нужно уметь разделять свои состояния и использовать их для своих нужд. Достигается это через целенаправленное развитие самосознания. Через развитие самосознания можно развить умение отличать то, что идет, скажем так, от Бога (религиозные и духовные состояния), что идет от общества (установки, стереотипы), а что является своим (свой опыт и понимание жизни). Мой совет - сначала развивайте самосознание, а потом пускайтесь в духовные поиски! Если сначала развивается самосознание и это приводит, как следствие, к духовным поискам, то человек в этом случае приходит к этим поискам подготовленным. Помните, сами по себе духовные поиски (увлечение модой - «все вокруг ПРОСВЕТЛЯЮТСЯ, так, может, и мне?» ) могут спровоцировать появление экзистенциального кризиса! Духовные поиски могут также появляться во время экзистенциальных кризисов (чаще всего так и происходит).

Рекомендация для коллег. Если человек не готов к духовным поискам, то сначала необходимо стабилизировать его психику, если были кризисы или неврозы, и только после этого разрешать ему следовать путем духовных поисков.

Духовные практики влияют на физиологию и таким образом помогают формировать определенные психические состояния из-за изменений в психических процессах. Психические процессы меняются в результате изменений в физиологических процессах. Новое психическое состояние (состояние измененного сознания), которое появляется в результате практики, формирует новое восприятие реальности: можно увидеть либо заметить то, что раньше не замечал, и происходит это из-за иной работы органов чувств. Таким образом, духовные практики помогают человеку, находящемуся в поисках, найти новые решения, увидеть новые возможности.

Какие же основные формы поисков себя существуют?

Наиболее известные: аскеза (уединение и ограничения), паломничество (странствие/путешествие к святым местам, в новые земли).

Аскеза. Особенности: развитие духовности связано с развитием сострадания. В социуме, где нужно «защищаться» (общество, где успешность важнее духовности), сложно развивать в себе ОТКРЫТОСТЬ к состраданию. Для этого личностного развития требуется уединение (отшельничество, монашество). Уединение также подходит тем, кому необходимо услышать свой внутренний голос (понять свои истинные потребности). Аскетический образ жизни помогает уединиться от социума и «пойти в себя». Эти поиски связаны с развитием самосознания или могут приводить к этому развитию.

Паломничество .Поиск того, чего пока не знаешь. Важно взаимодействовать со средой (активность), проявляться в деятельности, менять точку зрения - создавать новую психическую реальность.

Форма поисков: Аскеза .

Человек уединяется на время (1-6 мес.) в монастырь, ашрам, отдаленное от людей место (горы, лес, деревушка в глуши). И в этом месте, где требуется меньшая или вообще не требуется социальная активность, сам с собой пытается установить диалог: услышать внутренний голос, разбудить интуицию, почувствовать свою Душу. Цель этого - обрести состояние гармонии, восстановить внутреннее душевное равновесие. Обрести нужное состояние помогают спокойная среда и духовные практики. Чтение и изучение нового чаще мешают, чем помогают. Мешают обрести нужное состояние внешние вибрации, волны (звуки, свет). Поэтому, чтобы было проще ИСКАТЬ и ОБРЕТАТЬ, заранее требуется создать определенные условия.

Необходимы изменения на уровне физиологии через влияние условий среды, диету, деятельность, чтобы за счет изменений в физиологических процессах произошли изменения в психических процессах и возникли нужные, продуктивные для поисков психические состояния, позволяющие лучше размышлять, анализировать, рефлексировать. Во время аскезы человек идет от прежнего своего состояния «направление - во внешнее» (жизнь в социуме) к состоянию «направление - в себя» (жизнь вне социума). Восстановив внутреннее состояние спокойствия, можно пойти дальше (интуиция в это время начинает работать иначе, человек готов к восприятию новой информации и новых состояний) и начать искать ответы на свои вопросы (общение с другими людьми, изучение новой информации).

В результате аскезы, если все было организовано правильно, человек находит нужные ответы и возвращается в социум, чтобы продолжить там жить (снова социализируется с учетом своего нового мировоззрения) или меняет старый социум на новый - переезжает. Другой вариант: поняв для себя новый смысл жизни, человек уходит из социума, идет в религию или становится отшельником. Такой вариант чаще всего бывает у тех, кто испытал религиозные состояния, кто во время аскезы занимался духовными практиками, направленными на создание таких состояний. Бывает и такой вариант, что после аскезы человек начинает паломничество, чтобы подтвердить найденные ответы, найти подтверждение в мире своим новым взглядам и появившимся догадкам. Иногда в паломничество после аскезы пускаются те, кто во время аскезы не нашел для себя нужные ответы: он ищет их дальше, но уже в другой форме «поисков» - ищет ответы не В СЕБЕ, а в МИРЕ.

Форма поисков: Паломничество.

Паломничество позволяет физически ощутить переход от одного своего состояния к другому, наглядно увидеть этот переход, пережить новые состояния, которые приближают человека к тому состоянию, которое он ищет (и это в с вою очередь, помогает человеку понять, что теперь для него является важным и желаемым в жизни, к чему стоит стремиться в дальнейшем). Паломничество - это «поиски в мире». Аскеза - это «поиски в себе». Для создания нужных условий во время паломничества, чтобы появились нужные состояния, необходимо получать новые знания, сталкиваться с новыми ситуациями, больше общаться с новыми людьми, больше читать. Духовные практики во время паломничества, чтобы достичь нужных состояний (того, что человек ищет) больше мешают, чем помогают. Кстати, путешествия (а паломничество - это тоже путешествие) способствуют выработке дофамина, который отвечает за мотивацию и удовольствие. Но долгое нахождение в состоянии, провоцирующее выработку дофамина, приводит к тому, что уменьшается количество серотонина в организме. А это со временем приводит к появлению депрессий и навязчивых состояний. Вывод - всего должно быть в меру!

Отправляясь в паломничество, нужно:

  • Следить за своими физиологическими состояниями;
  • Иметь возможность во время и оперативно вмешиваться.

Узнать, когда хватит ИДТИ (нужен отдых или снижение активности), помогает умение отслеживать свои состояния и показатели организма. Для анализа физического состояния сейчас в продаже имеется достаточное количество приборов, позволяющих отслеживать изменения в организме по показателям мочи и крови (тест-полоски и приборы-анализаторы). Минимальный набор необходимых «подручных средств», позволяющих следить за своими физиологическими процессами во время дороги, обойдется в сумму около 15.000 руб.(цены 2011-2012 гг.).

Важно помнить для тех, кто в поиске!

Духовные практики помогают в аскезе и мешают при паломничестве. Одним людям с учетом их темперамента подходит одна форма поисков себя, другим - другая форма. При осуществлении паломничества следует учитывать, что адаптация к новым условиям жизни происходит на уровне психики и физиологии (психические процессы и состояния взаимосвязаны с физиологическими состояниями и процессами).

Условия среды (геомагнитное поле, солнечная радиация, температура воздуха и влажность, наличие рядом других людей и их настроения и состояния), питание (качество воды и продуктов питания) помогают или мешают адаптации. Внешняя среда и питание влияют на физиологические и психические состояния. Психика меняется за счет изменения условий среды и деятельности. Передвигаясь в разных условиях среды и ведя разную деятельность, мы заставляем психику функционировать иначе. Путешествие/паломничество позволяет обновлять психическую реальность с той коростью, которая приемлема для психики ИЩУЩЕГО с учетом ее индивидуальных особенностей. Меняя скорость перемещения, можно управлять психическими состояниями.

Иногда паломничество приводит к более быстрым и качественным изменениям сознания, чем аскеза или посещение психологов. Т. е. активные поиски, направленные на поиски ресурсов вне себя, иногда более эффективны, чем поиски, направленные на поиски ресурсов внутри себя.

С другой стороны, новые условия среды могут пагубно отразиться на изменениях психики из-за того, что организм (физиология) может оказаться не готовым к таким резким и серьезным изменениям (адаптация начинает проходить трудно и болезненно). В некоторых случаях паломничество может навредить вначале физическому здоровью, а потом, как следствие, повлиять и на изменение состояния психического здоровья. Выбирая путь паломничества, необходимо обязательно учитывать свое состояние организма: возрастные изменения, состояние систем органов (эндокринной, нервной, иммунной), наличие хронических заболеваний и других проблем со здоровьем.

Все это может пагубно отразиться на самом процессе поисков и на результатах этих поисков. Паломничество предполагает наличие определенной физической подготовки и достаточного состояния здоровья для этой формы поисков.

Константин Федотов

О том, что кризис существует, и положение только усугубляется всё больше и больше, никто спорить не станет. Убедиться в этом можно, прочтя газетные сводки, посетив школу или просто выйдя на улицу. Мы не станем вдаваться во все эпитеты и подробности характеристик нашего поколения. Вместо этого мы постараемся сконцентрироваться на главных аспектах кризиса и причинах, их породивших. Возьмём, к примеру, ВОЗ (сокр. от Всемирная организация здравоохранения), которая приводит основные причины, объясняющие интерес к психотропным веществам у молодых людей - это пять желаний:

  1. самим принимать решения, почувствовав себя взрослыми;
  2. быть похожими на других (не быть «белой вороной»);
  3. расслабиться и отдохнуть;
  4. рисковать и бунтовать;
  5. удовлетворить любопытство.

Психотропные вещества доступны, давление сверстников не ослабевает – всё это может подтолкнуть молодого человека на смертельно опасный путь. Нельзя не учитывать, что часто эти вещества становятся для молодых людей «отдушиной» от проблем и лицемерия общества. Внимательно посмотрите на перечисленные причины. Задайтесь вопросом о причинах именно таких решений молодыми перечисленных причин. Обратите внимание, что элементарные, естественные желания становятся доминирующими и толкающими – молодёжь не умеет (или не хочет) использовать богатство , данное им от природы: ум, красоту, любовь к окружающим и т.д.

А теперь давайте зададимся вопросом относительно причин использования именно таких путей удовлетворения естественных потребностей. Причин несколько. В основе их – неспособность общества удовлетворить эти потребности молодёжи. Занятость взрослых, преобладающий бюрократизм, лицемерие и цинизм общества - вот что видит молодежь. Добавим к этому массовую поп-культуру, являющуюся ни чем иным как средством обогащения, повсеместно пропагандирующую не нравственные ценности, а потакание своим желаниям и поиску путей наименьшего сопротивления. В результате мы получаем рецепт апатии и депрессии, которой, по мнению медиков, поражена современная молодёжь и которую молодые пытаются преодолеть как раз-таки через одни из способов получения «удовольствия» и ухода от реальности.

Молодых не учат достигать счастья, развивая и совершенствуя свой внутренний мир и культуру. В большинстве своём, школа и учащиеся говорят на разных языках, смотрят на вещи и мир разными глазами и живут в разных реальностях. И в этом главная опасность. Поп-культура предлагает удовольствия и потакает желаниям, а школа лишь заставляет и втискивает в рамки лицемерия и ханжества. Кому отдаст приоритет молодое поколение? Вывод очевиден. Конечно, есть и немало отличных школ и учителей, любимых детьми. Но каков их процент в общей массе? И не являются ли как раз они лишь исключением из правил? Чтобы разрешить проблему и решить задачу, надо ясно знать и трезво видеть исходные данные. В противном случае решение верным не окажется.

Эта тема настолько актуальна, что на государственном уровне обсуждались вопросы о введении в действие ювенальной юстиция и судов по делам несовершеннолетних. Она также является актуальной и для малых городов. Бедность, морально-нравственный упадок общества, кризис образования и семьи - вот основные причины столь широкого распространения преступности среди молодежи. Важно помнить, что человека от преступления должны удерживать два фактора - наказуемость поступка и развитое самосознание (культура, духовность, этика и т.п.), то есть внешний и внутренний факторы сдерживания.

При этом на первом месте должно стоять именно самосознание (внутренний ограничитель). Чем меньше влияние этого ограничителя, тем больше рост преступности. Но состояние общества в целом и пропагандируемые идеалы сводят этот фактор к нулю. И, как следствие, чувство безнаказанности толкает молодежь на безумные, порой и преступные, поступки. Как привить молодёжи высоконравственные ценности – сложный вопрос, но ясно одно – этим нужно заниматься уже сейчас, иначе потом может быть поздно.

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

Открытые мероприятия

пн, 25 Марта, 2019 - 09:00
Киев
Детский сад центра "Киевский дворик"
3300 грн

Прекрасное описание того, что происходит с нашим миром в настойщий момент. Хотя, возможно- нужно начать с себя, не так ли? И от этого изменятся и все остальные вокруг!

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС - кризис общественных идеалов и ценностей, составляющих нравственное ядро культуры и придающих культурной системе качество органичной целостности, аутентичности. Кризис сопровождается усилением этносоциальных процессов развала и распада, моральным, экономическим и интеллектуальным хаосом, потерей нравственных приоритетов, резкой поляризацией общества, разрушением социальных институтов. Духовный кризис общества и реальная опасность утраты культурной идентичности резко активизируют процессы консолидации национального самосознания, в сфере которого происходит интенсивный поиск ценностей культурной интеграции и национальной консолидации.

Мировоззренческой предпосылкой преодоления духовного кризиса является: воссоздание тех ценностей, которые составляют ядро национальной культуры и определяют ее уникальность; возрождение национальных идеалов; актуализация в общественном самосознании людей духовных референтов нации...
"Энциклопедический словарь по психологии и педагогике". 2013 г.

Простой русский человек, прочитав такое пояснение определению Духовного кризиса в современном "энциклопедическом словаре по психологии и педагогике", может впасть в ступор от такого набора непонятных иностранных слов и фраз, которые не только ничего толком не разъясняют, а еще больше запутывают сознание человека и создают еще большее количество вопросов, но так и не дают ответа на вопрос, что же такое Духовный кризис и с чем связано его появление в Русском мире.

Почему-то никому в голову не приходит, что для любого человека, живущего в Русском мире, гораздо понятнее будет если пояснения будут даны на простом, родном языке, а не в виде набора из непонятных иностранных слов и терминов. Разве трудно было написать пояснение в таком ключе:

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС - это разрушительное, беспорядочное, запутанное состояние общества, при котором предлагаемые низменные средства и методы достижения целей идут в разрез с изначальными, древними устоями общества, с его духовной культурой и многовековой народной традицией. Для преодоления духовного кризиса обществу необходимо вернуться к своим древним корням и изначальному порядку, к своей уникальной народной культуре, которая сохраняет духовную силу народа.

Такое пояснение, я думаю, будет наиболее понятным для любого простого человека, вне зависимости от его национальности, его религии или вероисповедания, живущего не только в Русском мире, но и в любой стране на нашей Земле.

В современном обществе, где духовные ценности заменяются или специально подменяются материальными ценностями, всегда, рано или поздно, появляется духовный кризис. Это еще больше становится заметно в современных, так называемых "цивилизованных странах", где духовные ценности замалчиваются, либо высмеиваются, как дикость и пережитки прошлого, либо вообще игнорируются. Духовный кризис проявляется даже в странах с большой религиозной активностью. Таким образом, наличие большого количества религиозных людей в стране и наличие в ней большого количества культовых строений (храмов, кирх (костелов), мечетей, синагог или дацанов) ещё не свидетельствует, что данная страна защищена от духовного кризиса.

Духовный кризис общества никогда не появляется внезапно, как снег на голову, он не существует сам по себе, как независимое явление. Свою разрушительную силу духовный кризис общества набирает постепенно, долгими годами, многими десятилетиями и веками, и набирает он эту силу от бездуховных личностей, которые своей бездуховностью заражают окружающих их людей, лишая их духовной силы, приводя тем самым людей к личному духовному кризису. Так откуда же берет своё начало духовный кризис в нашем мире? Где его корни и источники его питающие? Для того, чтобы хоть как-то разобраться в этих вопросах, нужно заглянуть в наше далёкое прошлое.

Что отличало Русский мир от окружающего его внешнего мира? Русский мир отличало наличие громадной духовной силы в людях его населяющих. Насыщенность духовной силы была столь велика, что воспринималась, людьми за пределами Русского мира, даже органами обоняния. Вспомните старые славянские сказы, легенды и предания, в которых об этом говориться: "Чую русский дух", "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет" и т.д., а ведь это были не просто красивые обороты речи, когда употреблялись данные выражения в переносном смысле, это были образы отражающие объективный мир во всем его многообразии. Многие учёные мужи от академической науки и скептики могут не согласиться с таким утверждением, недоверчиво придумывая различные толкования данным фразам, но чем они тогда смогут объяснить такое проявление громадной духовной силы русского народа, как духовное единство. Ведь на протяжении всей известной мировой истории, любые войны против Русского мира закончились поражением захватчиков, которые не только почувствовали русский дух своим носом, но и воспринимали духовное единство русских людей всеми фибрами своих душ.

Недоброжелателей и врагов у Русского мира хватало во все времена на протяжении всей мировой истории. Что же такое было в Русском мире, что мешало этим враждебным силам спокойно жить в своих странах? Основной причиной было наличие в Русском мире громадной духовной силы. Это связано с тем, что на землях проживания славянских родов и племён находилось множество источников духовной силы. Славяне облагораживали места выхода из земли потоков духовной силы, устраивали на этих местах капища и святилища, строили над источниками храмы своим древним Богам, и селились рядом с ними. Проживание в городах и поселениях возле таких источников, наполняло людей огромной духовной силой. Эта сила укрепляла не только дух человека, но и всесторонне развивала его душу, а тело наполняло живой природной силой. Вот такие люди Русского мира и становились преградой враждебным силам на их пути к мировому господству.

Понимая, что Русский мир невозможно захватить и разрушить из-вне, враждебные силы решили ослабить его изнутри, используя против славян их же основные качества, такие как: любознательность, порядочность, правдивость, веротерпимость, доверчивость и добродушие. Ведь славяне никогда не возвышали себя над другими народами, не указывали другим, как надо правильно жить и во что верить, считали всех людей на Земле равными и подобными себе.

Сначала, совместно с торговыми караванами, из разных стран, на славянские земли отправились представители различных культов и религий. Своё появление на славянских торжищах они объясняли тем, что торговцам и купцам из других стран необходимо приносить требы и дары своим Богам, после удачной торговли или обмена. Славяне к этим объяснениям относились спокойно, необходимо значит необходимо, ведь они тоже приносили требы и дары своим древним Богам после окончания торговых дел. Кроме того, славяне даже помогали жрецам-чужестранцам строить культовые строения иным Богам рядом с торжищем, чтобы в следующие разы еще больше торговых караванов могло прибыть для торговли и обмена.

Но вот дальше происходило нечто странное, торговцы с караванами отправлялись в свои родные страны, а чужестранцы жрецы различных культов, и религий иных Богов, оставались рядом с торжищем в построенных для них культовых строениях. Сначала звучали объяснения, что им нужно ещё много чего сделать в своих храмах и навести там красоту к следующему приходу торгового каравана, потом придумывались еще какие-либо причины, а через некоторое время славяне привыкали, что в храмах иных Богов, рядом с торжищами, постоянно проживают жрецы различных культов и религий.

Заказывая у ремесленников необходимую для храмов утварь, покупая у торговцев вещи и продукты питания, жрец заводил знакомства с нужными ему людьми. Войдя в доверие к людям, жрец начинал ненавязчиво рассказывать им о странах, которые он посетил, о дивных чудесах, которые в мире творятся, и постепенно, исподволь переходил к рассказу о своём вероисповедании, о всех прелестях, чудесах и благодатях, которые даёт человеку его культ или религия. Особое впечатление эти рассказы производили на подрастающее поколение. Через некоторое время, впечатлённые рассказами дети, а иногда и их родители, сами приходили к жрецу, чтобы послушать его интересные истории о дивных чудесах творящихся в мире и о необычной вере дарующей ее последователям различные благодати.

Людям Русского мира свойственно общаться между собой, делиться новостями, особенно это касается последних месяцев осени, когда собран урожай в поле и заполнены все закрома, а также продолжительной зимой, когда они не заняты полевыми работами и впала в зимнюю спячку крупная торговля. В это время люди собирались на посиделки, где обсуждали новости и различные слухи. Вот на таких посиделках и прозвучали необычные истории о дивных чудесах в заморских странах, о необычных культах и религиях иных Богов, которые поведали торговцы и ремесленники, которые сами их слышали от жрецов живущих в чужих храмах рядом с торжищем. Кому эти истории были интересны, после таких посиделок, сами стали приходить к чужим жрецам, чтобы узнать, как можно больше о том, что происходит в далёких странах, как там живут люди и каких Богов они почитают. Людская любознательность ведь не порок, а всего лишь средство расширения кругозора.

Придя в чужой храм, помимо жреца, их встречала необычная обстановка. Расписанное яркими красками внутреннее убранство, иногда изображения или изваяния чужих Богов, а также необычные запахи, от сгораемых в специальных чашах определённых трав и масел. Думаю, что не нужно объяснять в какое состояние приводило людей, повествование жрецов наложенное на сочетание ярких цветовых росписей и особых запахов. Это состояние давало ощущение неземной благодати. Люди всё чаще и чаще начинали посещать чужие храмы, чтобы ощутить необычное состояние. Постепенно они забывали посещать храмы, капища и святилища своих древних Богов. Таким образом, они больше не получали подпитки от древних источников духовной силы.

По прошествии времени, людей приходящих в храмы и культовые строения чужих Богов становилось всё больше и больше, а это значит, что количество таких храмов и культовых мест увеличивалось. Результаты очень радовали недругов Русского мира, ибо всё меньше и меньше славян получали духовную силу из своих древних источников. Через несколько поколений, западные славянские рода и племена, проживавшие на территориях восточной и западной Европы, лишились своих древних источников духовной силы, так как о многих из них забыли, а многие древние славянские капища и святилища, стоящие над источниками, были разрушены, а жрецы, их сохраняющие, были уничтожены.

В дальнейшем, такая же картина наблюдалась на территориях проживания восточных славянских родов и племён. Эти действия, зарубежных недоброжелателей и врагов Русского мира, продолжались до начала 20-х годов ХХ века, пока к власти в постимперской России не пришли большевики. Они вообще не стали разбираться в духовных вопросах, просто объявили все религии, культы и вероисповедания - "опиумом для народа", запретили все конфессии, священнослужителей различных религий и вероисповеданий, либо расстреляли, либо отправили в тюрьмы или концлагеря, а храмы и древние культовые святилища, стали разрушать или использовать для своих нужд...

  • Пространственно-временная организация материального мира. Концепции пространства и времени в истории науки и философии. Особенности социального пространства и времени.
  • Движение как способ существования материального мира. Основные формы движения материи. Специфика социальной формы движения материи.
  • Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюционный принцип – методологическая основа современного экологического мышления.
  • Философия глобального эволюционизма и современная научная картина мира.
  • Диалектика как философская теория развития. Разновидности диалектических теорий. Особенности социальной диалектики.
  • Динамизм бытия. Диалектика и синергетика. Особенности социальной синергетики.
  • Противоречия бытия, познания и мышления. Специфика социальных противоречий. Закон единства и борьбы противоположностей.
  • Элементы диалектики. Детерминизм и индетерминизм.
  • Проблема качественного развития в философии и естествознании. Закон перехода количественных изменений в качественные различия. Социальное качество и социальное развитие.
  • Проблема отрицания в философии. Закон отрицания отрицания и особенности его социального проявления.
  • Проблема человека в философии и науке. Основные подходы к определению природы и сущности человека.
  • Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.
  • Социокультурные модусы человеческого бытия. Человек как личность. Структура и типология личности.
  • Становление и развитие личности. Круги человеческого бытия. Современные модусы Homo sapiens (человека разумного).
  • Свобода и необходимость. Свобода как ценность человеческого бытия. Свобода и ответственность как аксиологические параметры бытия человека в мире.
  • Проблема сознания в философии. Многомерность и полифункциональность сознания. Основные концепции сознания.
  • Проблема генезиса сознания. Сознание и психика. Сознание и отражение.
  • Проблема функционирования сознания. Сознание и язык. Сознание и мышление. Сознание и искусственный интеллект.
  • Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии.
  • Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Концепции социального действия.
  • Общество как система. Общественные отношения, их сущность и структура. Проблема гуманизации общественных отношений в современных условиях.
  • Материальные процессы жизни общества. Общественное производство и его структура. Понятие и структура способа производства.
  • Социальная структура общества. Типы социальных структур. Проблема наций и национальных отношений в современном мире.
  • Философия и политика. Политическая институализация и политические процессы жизни общества.
  • Общественное бытие и общественное сознание: логика взаимосвязи. Общественное сознание: структура, противоречия, закономерности развития. Идеология и ее роль в жизни общества.
  • Общество как саморазвивающаяся система. Проблема движущих сил истории. Системные теории исторического процесса. Понятие социальной синергии.
  • Проблема единства и многообразия мировой истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
  • Понятие общественного прогресса и проблема его критериев. Основные концепции общественного прогресса.
  • Понятие техники, технической революции и технического прогресса. Этапы и закономерности технического прогресса. Глобальные проблемы техногенной цивилизации.
  • Философия глобализации. Особенности и противоречия цивилизационной динамики в эпоху глобализации. Беларусь в контексте глобализации.
  • Понятие, философские проблемы и перспективы информационного общества
  • Понятие культуры и цивилизации. Формы бытия культуры. Проблема диалога культур в глобализирующемся мире.
  • Духовная сфера общества и ее проблемы. Кризис духовности в современном мире.
  • Философия и мораль. Мораль и нравственность в современном мире.
  • Философия и искусство. Роль искусства в социальной жизни.
  • Философия и религия. Религиозное сознание в современной культуре.
  • Наука как феномен культуры и важнейшая форма познания.
  • Проблема познаваемости мира в истории философии. Гносеологические образы классической философии (оптимизм, агностицизм, скептицизм).
  • Структура научно-исследовательского действия. Диалектика чувственного и логического в познании. Сенсуализм, рационализм, интуитивизм.
  • Чувственное познание, его особенности и формы.
  • Логическое познание, его особенности и формы.
  • Понятие и структура научного метода. Эмпирический и теоретический уровни познания.
  • Особенности познавательных действий в современной науке. Диалектика взаимосвязи фундаментальных и прикладных наук.
  • Научное исследование: метод, методика, методология.
  • Формы развития научного знания.
  • Научная картина мира и её роль в познании. Философия и современная естественнонаучная картина мира.
  • Проблема истины в философии и её интерпретации. Особенности научной истины.
  • Функции практики в познавательных действиях.
  • Этос науки и ценностные ориентации ученого. Свобода творчества и социальная ответственность ученого.
  • Формы коммуникации в науке. Аргументация и её роль в деятельности научного сообщества.
  • Типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Интернализм и экстернализм в науке.
  • Философия техники: предмет, структура, проблемы. Специфика технического знания. Технократизм и технократическое мышление.
  • Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез" духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру. Особое место в системе духовной культуры занимает религия.

    Сохраняя и передавая самую разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура является одновременно и результатом, и средством развития личности и общества.

    Духовная культура в ряду явлений культуры занимает особое место. Она нарастает на основе общественного бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и определенной общественно-экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Таким образом, духовную культуру можно рассматривать в этом качестве как нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств.

    ДУХОВНОСТЬ – специфическое человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности. Духовность рассматривается как определенная позиция ценностного сознания – нравственного, политического, религиозного, эстетического. Ведущую роль эта позиция занимает в сфере моральных отношений. Духовность, равно как и «дух», «духовное», является главными категориями философско-теологической мысли, поэтому в христианской этике она связывается с внутренней чистотой и умиротворенностью, со скромностью и послушанием. Однако, духовность следует рассматривать шире: в социальном плане как продукт и фундаментальное основание культуры, проявление «человеческого в человеке». Духовность характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью.

    В самом общем смысле, кризис можно определить как совокупность проблемных, трудноразрешимых, подчас безвыходных, ситуаций. Эти ситуации связаны с обострением социальных противоречий, распадом культурных связей, появлением чего-то непонятного, нарушающего привычный ход вещей и, как правило, вызывают состояние замешательства и растерянности, ощущение беспомощности, неверия в собственные силы, часто перетекающие в панику и истерию или же, наоборот, в апатию и нежелание что-либо предпринимать. Духовный кризис , в отличие от социокультурных конфликтов, чаще всего определяется не внешними, а внутренними причинами и противоречиями: переоценкой нравственных ценностей, утратой идеологии, деградацией общества, ломкой традиций, дезориентацией в культурном пространстве, изменением привычного ритма жизни и др.

    Ситуация усугубляется еще и тем, что уже к середине прошлого века общество вступило в такую фазу своего развития, при которой повседневная жизнь человека становится внешне вполне благополучной: отсутствует тяжелый труд, насилие сведено к минимуму, становится все меньше неизлечимых болезней, повышается доступность жизненных благ, в распоряжении практически каждого - самые последние достижения науки и техники. За фасадом этого благополучия становится не так заметен и ощутим глубокий духовный кризис: ничем не объяснимая тревога и растерянность, чувство неудовлетворенности и пресыщенности, не покидающее людей, вроде бы обеспеченных всем необходимым, утрата смысла жизни, весьма размытые перспективы на будущее, ощущение разобщенности, никчемности и никомуненужности.