Механизмы регуляции социального поведения. Волевая регуляция

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование личности в социальной психологии. Формирование и развитие психолого-социологических концепций личности. Основные противоречия социальной психологии личности. Механизмы социальной регуляции поведения личности, институты социализации.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2015

    Исследование уровня эмоциональной регуляции поведения у детей с нарушением зрения с использованием элементов биоигры. Познавательный компонент у детей с нарушениями слуха. Исследование взаимосвязи недоразвития воображения у детей с недоразвитием речи.

    реферат , добавлен 25.03.2010

    Изучение основ теории поведения личности. Типы поведения человека в организации. Взаимодействие человека и организации. Основные качества личности. Индивидуальные особенности людей. Факторы, обуславливающие трудовое поведение личности на рабочем месте.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2016

    Признаки волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей. Психологические исследования воли. Функция волевой регуляции поведения. Основные направления развития воли у человека. Роль игр в совершенствовании волевых качеств у детей.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2012

    Факторы детерминации поведения личности. Динамика человеческого поведения. Поведение индивида определяется набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации. Специфика социальной среды, в рамках которой реализуется деловая активность личности.

    реферат , добавлен 15.03.2009

    Теория мотивации потребностей Маслоу. Потребности достижения, соучастия и властвования в теории Мак-Клелланда. Особенности формирования стереотипов и их роль в регуляции поведения личности. Механизмы формирования мотивов, основные условия их развития.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2014

    Понятие "личность", её поведение в социальной среде. Критериальная база поведения человека. Факторы организационного поведения. Психологические особенности типов личности по К. Юнгу и Майерс-Бриггс. Психологические типы "невротических" руководителей.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2012

    Опыт поведения человека в экстремальной ситуации. Факторы, влияющие на психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях. Мотивационная структура личности в экстремальной ситуации. Копинговые механизмы в саморегуляции поведения.

    Социальное поведение

    Поведение человека в отличие от поведения животных носит целеполагающий, произвольный характер.

    Определение 1

    С точки зрения социологии, поведение – это поведенческие процессы человека, связанные с удовлетворением физических и социальных потребностей. Эти потребности возникают как реакция на окружающую социальную среду.

    Группа или индивид являются субъектами социального поведения. Социализация, т.е. усвоение социальных норм в первую очередь определяют поведение человека.

    Если у всех людей врожденные инстинкты практически похожи, то приобретенные в процессе социализации качества у каждого человека будут различны. К тому же социальные нормы и ролевая структура общества строго регулируют социальное поведение индивида.

    Социальная норма поведения полностью соответствует статусным ожиданиям, которые дают возможность обществу предсказывать действия индивида. Свое поведение сам человек может координировать с теми моделями, которые приняты в обществе.

    Определение 2

    Социальное поведение – это форма и способ проявления индивидом своих предпочтений и установок в социальном действии или взаимодействии.

    Личностная заинтересованность также оказывает большое влияние на социальное поведение. Например, человеку свойственно обсуждать только те вопросы, которые вызывают субъективный повышенный интерес, в обсуждении остальных вопросов активность индивида резко снижается.

    Люди по жизни руководствуются моральными и этическими принципами, когда человек не может пойти против своих нравственных ценностей и расплачивается за это своей жизнью.

    Безусловно, надо помнить и о том, что социальное поведение зависит от осведомленности о той или иной ситуации, насколько индивид владеет этой информацией, знает «правила игры» и может их использовать.

    В основе поведения может лежать и такая цель, как манипулирование обществом, примером этого являются предвыборные обещания современных политиков. Для того чтобы достичь свои жизненные цели человек может применять поведение естественное и поведение ритуальное.

    Естественное поведение направлено на достижение индивидуальных целей и соответствует этим целям. Такое поведение носит природный характер и социальными нормами не регламентируется.

    Ритуальное поведение или «церемонное» является индивидуально-неестественным, но, благодаря нему общество существует и воспроизводится. Для ритуала, который является неотъемлемой частью социальной жизни, характерно множество форм – от этикета до церемонии.

    Чтобы человек выжил как вид, чтобы сохранить и поддержать общественные отношения выделяется форма социального поведения - поведение кооперативное, суть которого состоит во взаимопомощи друг другу и поведение родительское по отношению к своим детям.

    Внешние факторы регуляции поведения

    Любая личность находится в сложной системе общественных производственных, нравственных, правовых, религиозных и др. отношений. Чтобы эти отношения осуществлялись, есть самые разные виды регуляторов.

    Внешние регуляторы характерны для всех социальных явлений с определением «социальный и общественный».

    К ним относятся:

    • общественные отношения;
    • общественное производство;
    • общественные интересы;
    • общественное мнение;
    • социальные движения;
    • социальная напряженность;
    • социальные потребности и др.

    Регуляторами поведения личности в области духовной жизни являются мораль, этика, менталитет, идеал, ценности, идеология, религия и др.

    В политической сфере – это власть, бюрократия, социальные движения, а в правовых отношениях – закон, право.

    Есть и общечеловеческие регуляторы, которыми выступают язык, знак, символ, ритуалы, обычаи, стандарты, социальные установки, семья и быт и др.

    Социально-психологические явления – это более узкий объем внешних регуляторов. В их качестве выступают большие и малые социальные группы, такие групповые явления, как социально-психологический климат групповое мнение, конфликт, сплоченность группы и др.

    Универсальная форма, регулирующая поведение – это социальные нормы, они представляют собой правило, образец поведения, принятые в данной общности. По своим параметрам социальные нормы различаются, например, правовые нормы формулируются и утверждаются государственными учреждениями и поддерживаются государством.

    Исторически складываются нормы морали и нравственности, т.е. этические нормы, они регулируют поведение людей в соответствии с принципами добра и зла, идеалами справедливости. Моральные нормы – это неписаные нормы поведения человека. К этическим нормам очень близки нормы религиозные, как по своему психологическому содержанию и способу происхождения, так и механизму воздействия.

    Их отличительной особенностью является конфессиональная принадлежность, т.е. более узкая общность людей.

    К нормам социального поведения людей относятся ритуалы – это конвенциональные нормы, т.е. видимое действие лица, призывающее обратить внимание на какие-либо факты или явления и выразить определенное эмоциональное отношение.

    Для конвенциональных норм обязательными являются следующие принципы:

    • общепринятая условность действия;
    • общественная значимость факта;
    • особая цель ритуала.

    Организации используют самые разнообразные нормы, которые регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают и побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимоотношений. К этим нормам относятся образцы, правила, императивы поведения, стандарты, модели, шаблоны и др.

    Внутренние регуляторы поведения человека

    Объектом социальной регуляции выступает сам человек. Являясь субъектом социального поведения, он выступает и субъектом регуляции этого поведения. Поведение и деятельность человека определяют психические явления как результат детерминации внешних воздействий.

    Данные качества психических явлений объединяются в функциях психического – отражения, отношения, регуляции. Внутренними регуляторами выступают когнитивные процессы.

    Через когнитивные процессы человек получает, хранит, воспроизводит, преобразует информацию, необходимую для организации поведения. Как в совместной деятельности, так и в общении мощным регулятором является как устная, так и письменная речь человека.

    Если язык выступает внешним регулятором поведения, то внутренняя речь – один из психологических регуляторов личного поведения. Внутренним регулятором поведения являются психические состояния – это тревожность, отчужденность, навязчивые состояния, аффективные состояния, депрессия, релаксация и др.

    Психологические качества существуют в двух формах – это личностные свойства, например, идентичность, самосознание, рефлексия, самоопределение и др. и социально-психологические качества личности, такие, как мотивация достижения, социальная потребность, жизненная позиция, любовь, ненависть, страх, стыд, ответственность и др.

    Мотивационно-потребностная и волевая сферы личности относятся к собственно регуляционному блоку психических явлений. Пусковым механизмом регуляции поведения является мотивация, мотивировка, мотив, а потребности человека – это основной источник мотивации.

    Волевые процессы – принятие решения, борьба мотивов, стремление, желание и др. – это завершающий этап социальной регуляции поведения.

    Поведение - это наиболее широкое понятие, характеризующее взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Фундаментальной составляющей поведения являются реактивность и активность. Если реактивность дает возможность в основном приспосабливаться к среде, то активность - приспосабливать среду к себе. Чем выше уровень организации живого организма, тем большее значение приобретает активность по сравнению с реактивностью. У человека высшим уровнем активности является активность личности, которая позволяет ему решать сложные задачи, связанные с преобразованием не только предметного материального мира, но и мира идеального, духовного, внутреннего.

    Элементарные акты поведения отмечают уже у одноклеточных организмов. И хотя их действия складываются в основном из автоматического перемещения в сторону раздражителя или от него, но и здесь наблюдаются элементарные акты обратной связи, что дает возможность осуществлять выбор, например, между пищевым и непищевым раздражителем. Для растений характерны тропизмы -направленные движения, вызванные воздействием различных факторов среды (света, притяжения, химических веществ и т. п.). Еще более сложные формы поведения можно наблюдать у животных. Во-первых, оно более активно, хотя в целом носит реактивный приспособительный характер; во-вторых, здесь появляется способность к ориентировке причем по отношению к биологически нейтральным воздействиям; в-третьих, наряду с врожденной инстинктивной формой поведения все большую роль начинает играть приобретаемая индивидуально-изменчивая ферма поведения. Постепенно это приводит к тому, что у высших животных появляется способность экстраполировать прежний опыт на новые жизненные ситуации. Поведение же человека приобретает сознательный, целенаправленный характер, что дает ему возможность планировать будущее, широко использовать язык для фиксации этих планов и передачи их будущим поколениям через обучение. Только у человека поведение приобретает форму деятельности, где реализуется наиболее полно его активность, регулируемая сознательно поставленной целью.

    Поведение - это система сложных актов, регулируемых на различных уровнях. В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин, Б.В. Боев выделяют биохимический, биофизический, информационный, психологический уровни регуляции.

    В биохимической регуляции принимает участие определенный набор особых веществ, называемых гормонами. Например, у млекопитающих известно более 40 гормонов. Под их контролем протекают все этапы развития организма, все основные процессы жизнедеятельности, многие виды клеточного обмена. На внешнем уровне взаимодействие организмов регулируется набором управляющих веществ, называемых телергонами. В отличие от гормонов они выводятся в окружающую среду, где действуют на особи того же или другого вида. Они могут обеспечивать узнавание особей разного пола, служить сигналом тревоги, обозначать территорию и другое. У человека роль гормонов в регуляции процессов в организме остается достаточно значительной, а вот роль телергонов существенно снижается. Хотя они и продолжают выполнять определенные функции. Хорошо известно, что интенсивная умственная работа сопровождается повышенным потоотделением. Эмоции страха, тревоги также связаны с определенными химическими изменениями в организме. Поэтому, например, собака по запаху может определить, что ее боятся. Каждый человек имеет свой специфический запах, который может привлекать или отталкивать других людей. Этим широко пользуются парфюмеры, конструирующие запахи, которые, влияя на подсознание, способствуют установлению разных по модальности контактов, влияют на характер и продуктивность общения.

    В биофизической регуляции принимают участие различные физические поля как внешние, так и вырабатываемые самим организмом. К ним относят электрические, магнитные, электромагнитные, акустические поля. В последние годы широко обсуждается проблема существования биологического поля. Такого рода поля используются организмами в процессе жизнедеятельности, например: магнитные поля играют значительную роль при ориентации птиц при перелетах, акустические - в локации у летучих мышей, китов и т.п. Известно, что функционирование живой клетки немыслимо без электрической регуляции. Кроме того, для каждого органа имеются свои специфические электрические колебания. Так, для мозга, находящегося в состоянии активности, характерно наличие б-волн, носящих ритмический характер с частотой 9-10 Гц и потенциалом 45 мкВ. Характер волн меняется в состоянии сна и бодрствования, в состоянии предъявления различных раздражителей. Эти факты широко используются в медицине. Например, с помощью электроэнцефалограмм можно диагностировать эпилептические, опухолевые, сосудистые, воспалительные заболевания, определять месторасположение, где протекает патологический процесс.

    Наряду с биохимической и биофизической регуляцией поведения можно говорить об особом уровне регуляции, называемом информационным. Мозг живых существ - открытая система, обменивающаяся с окружающей средой информацией; он также использует химический, биофизический, оптический, акустический и многие другие каналы связи. Однако главная его способность -обнаруживать, перерабатывать информацию, транслировать ее другим существам или неодушевленным предметам. Передаваемая информация облегчает поиск пищи и благоприятных условий обитания, защиту от врагов и вредных воздействий, взаимодействие родителей и потомства, формирование групп и т.п. Обработка информации, оценка сигналов у высших животных связана с наличием у них первой сигнальной системы, базирующейся на безусловных и условных рефлексах. У человека информационный обмен поднимается на качественно новую ступень, где ведущую роль начинает играть вторая сигнальная система. Это система сигналов на значение слова, и в основе ее лежит язык. Язык дает возможность обобщать информацию, и появление его связано с возникновением и развитием сознания, мышления. С формированием языка появляется совокупность актов поведения, совершаемых не с образами реальных предметов, а со знаками, символами, организованными определенным образом. Благодаря этому становятся возможными речь и общение как специфическая деятельность.

    Психический уровень регуляции является ведущим в поведении человека, именно он позволяет осуществлять наиболее адекватный информационный обмен, дает возможность приспосабливаться к жизненной среде, создавать саму эту среду. Психическая регуляция возникает на достаточно позднем этапе эволюционного развития и главным образом определяет поведение организмов, обладающих нервной системой. Основным признаком появления психики является способность живых организмов реагировать на абиотические факторы, т.е. такие факторы, которые не удовлетворяют потребности непосредственно, а сигнализируют, что дальше последует нечто важное. Например, лягушка реагирует не на саму муху, а на движение, паук - на вибрацию паутины. Согласно А. Н. Леонтьеву, психика в своей эволюции проходит ряд стадий:

    • -стадию элементарной сенсорной психики, когда организм реагирует на отдельные раздражители; сюда относятся, например, насекомые; основной формой приспособительного поведения здесь является инстинкт;
    • - стадию перцептивной психики (перцепция - это восприятие): здесь животное реагирует на всю совокупность условий (сюда относятся, например, млекопитающие); основной формой приспособительного поведения является навык, возникающий на базе условных рефлексов;
    • - стадию интеллекта (например, человекообразные обезьяны, дельфины, слоны и некоторые другие), связанную с возникновением и функционированием интеллекта со способностью к обобщению, решению так называемых двухфазных задач (фаза приготовления и фаза достижения, удовлетворения потребности);
    • - стадию сознания, которое присуще только человеку; данная стадия связана с развитием мышления, языка, речи, способностью к прогнозированию, саморегулированию; поведение здесь приобретает форму деятельности.

    Основу сознания составляют не только и не столько безусловные и условные рефлексы, сколько сложные процессы саморегуляции по принципу рефлекторного кольца, связанные со способностью выбирать и конструировать альтернативные программы поведения, произвольно влиять на свои рефлексы, даже на безусловные (при специальной тренировке, например, в системе «йога»). Поэтому поведение человека носит очень сложный, вероятностный характер, что и обеспечивает ему необходимую ориентировку в окружающей среде, активное преобразование и создание этой среды.

    Наиболее полно поведение человека может быть описано через характеристику соотношения реактивности и активности, которые выступают в роли системообразующего фактора самого поведения. Поскольку человек - это многоуровневая иерархически организованная структура (биологический индивид, социальный индивид, личность), то и поведение его определяется активностью и реактивностью, проявляющимися на разных уровнях.

    Активность и реактивность прежде всего выступают как психодинамические характеристики поведения человека, т.е. характеристики, определяющие динамику психической деятельности со стороны скорости, интенсивности, направленности и т.п. Реактивность здесь выполняет в основном приспособительную, адаптивную функцию; активность направлена на приспособление ситуации, подчинение ее индивиду. При всем при этом следует отметить, что здесь активность и реактивность чаще всего не зависят от содержания деятельности, ее мотивов и ценностей.

    Активность и реактивность выступают, характеризуя уровень социального индивида, как содержательные характеристики поведения человека и определяются уже в полной мере мотивами, ценностями, смыслами. Тем не менее и здесь реактивность дает возможность адаптироваться к ситуации, а активность - ее преобразовывать.

    Активность и реактивность могут выступать и показателями ценности вкладов человека в решение общественных задач (уровень личности). Активность в этом случае характеризуется оптимальным сочетанием инициативы и исполнительности и по мере включения личностного фактора в процесс конкретного поведения может проявляться на нормативном, нормативно-личностном, личностно-продуктивном и продуктивно-творческом уровнях. Другими словами, поведение человека как личности определяется многими факторами и опосредовано его пониманием конкретной задачи, мировоззрением в целом, оценкой всех последствий действия, отношением к этому окружающих.

    Таким образом, поведение человека есть продукт эволюции и общественного развития, особая форма взаимодействия с окружающим миром, где в отличие от животных все большее значение приобретают высшие психические формы регуляции, которые носят активный, сознательный, целенаправленный характер и связаны с мышлением, речью, нравственно-этическими нормами и правилами. Все это дает человеку возможность быть существом духовным и бездуховным, этичным и неэтичным, миролюбивым и агрессивным, созидать и разрушать свою жизненную среду, адаптироваться и адаптировать.

    Семинар №2.

    1) Понятие психики

    Еще в глубокой древности

    физическая форма отражения сознанием.



    2) Структура психики .

    1. Психические процессы

    а) познавательные

    б) эмоциональные (эмоции и чувства);

    в) волевые (воля).

    2. Психические состояния

    3. Психические свойства

    4. Психические образования



    Функции психики.

    .

    Семинар №2.

    1) Понятие психики

    Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объектив­ным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные - человеческие чувства, желания, воспоми­нания и т.д. Каждый человек наделен психической жизнью.

    Психика – это свойство высокоорганизован­ной материи отражать объективную реальность, создавать психические образы и регулировать деятельность человека и его поведение.

    Психика - это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе иде­альных образов, на основе которых осуществляется актив­ное взаимодействие человека со средой.

    Отражение выражает в себе способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в сво­их изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения зависит от формы суще­ствования материи.

    В природе можно выделить три основ­ных формы отражения. Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения , характерная для взаимодействия объектов неживой природы. Более вы­сокому уровню соответствует физиологическая форма отра­жения. Следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения со специфи­ческой для человеческой психики наивысшей ступенью от­ражения - сознанием.

    Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Человеческая деятельность служит и дви­жущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умствен­ные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий.

    Психика человека - социально обусловленный фено­мен, а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она мозгом. Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сво­дить к нейрофизиологическим процессам.

    Специфика работы человеческого мозга состоит в осо­бом способе кодирования поступающей извне информации. Психическое отражение действительности человеком - это отражение, опосредованное словесным знаком, челове­ческим понятием, сформированным в общественно-исто­рической практике.

    Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархи­чески организованы и очень изменчивы.

    2) Структура психики .

    Всё многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие группы:

    1. Психические процессы - это элементарные психи­ческие явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей дейст­вительности (длятся от доли секунд до десятков минут и более). Как правило, имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

    Психические процессы подразделяются на:

    а) познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь);

    б) эмоциональные (эмоции и чувства);

    в) волевые (воля).

    2. Психические состояния более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продол­жаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию.

    Они выражаются в определенном уровне, работоспособ­ности и качестве функционирования психики человека, свойственных для него в определенный момент времени. К ним относятся состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или уста­лости, раздражительности, рассеянности, хорошее или плохое настроение.

    3. Психические свойства - наиболее устойчивые и посто­янно проявляющиеся особенности личности, обеспечиваю­щие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного челове­ка. К ним относятся направленность (что хочет человек?), темперамент и характер (как проявляется человек?), спо­собности (что может человек?).

    4. Психические образования - это то, что становится результатом работы психики человека, ее развития и само­развития; это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и професси­онального опыта. К ним следует относить приобретенные знания, навыки и умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.

    5. Социально-психологические явления - это психоло­гические феномены, обусловленные взаимодействием, общением, взаимовлиянием людей друг на друга и их при­надлежностью к определенным социальным общностям (классам, этносам, малым и большим группам, религиоз­ным конфессиям и т.д.).

    Психическая регуляция поведения и деятельности.

    Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:

    • отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);
    • внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и тому подобное);
    • действия, которые имеют определенный смысл;
    • поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

    Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл.

    Деятельность - это дина­мическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодей­ствия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объек­те, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

    Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности – ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее).

    Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

    Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

    Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.

    Функции психики.

    Психика выполняет определенные функции: отраже­ния воздействий окружающей действительности; регу­ляции поведения и деятельности людей; осознания ими своего места в окружающем мире.

    1. Отражение воздействий окружающей действительности . Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

    Это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенству­ющийся, создающий и преодолевающий свои противо­речия;

    Внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики и конкрет­ные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним человеком);

    Это правильное, верное отражение действитель­ности (возникающие образы материального мира явля­ются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

    2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отра­жают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутрен­нее содержание деятельности и поведения.

    3. Осознание человеком своего места в окружающем мире . Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в объектив­ном мире, гарантируя ему осмысление этого мира и адекватное к нему отношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как пред­ставителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находившегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей совместной деятельности, поддерживать гар­монию в обществе в целом.

    Психика возникла на определенной стадии развития материи - стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. Психика человека, сознание - высший этап разви­тия психики; её возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.

    Организационный аспект психической деятельности и сознательное регулирование поведения и деятельности человека обеспечиваются волевыми процессами. Основное назначение воли состоит в осознанном программировании собственного поведения, что является характерным только для человека. Волевые акты характеризуются преодолением не только внешних трудностей и препятствий, которые возникают в деятельности, а в первую очередь с преодолением человеком самого себя, собственных непосредственных желаний и стремлений. Волевое поведение существенно отличается от «полевого» поведения, которое обусловливается ситуацией и различными внешними стимулами.

    В волевом акте всегда прослеживается борьба разнонаправленных мотивов. Волевое поведение предполагает сознательный выбор человеком мотивации, которая отвечает поставленной цели, и ее усиление. Однако верх могут одержать и непосредственные побуждения человека, и тогда деятельность утрачивает характер волевой регуляции. В волевом акте всегда участвуют познавательные процессы - мышление и воображение, которые позволяют представить развитие ситуации и осознанно подойти к прогнозированию последствий выбора линии поведения, а также оценить «издержки» действий, которые могут быть совершены под влиянием импульсивных непосредственных желаний. Образ желаемого результата приобретает дополнительную мотивирующую силу, если связывается в сознании с положительными эмоциями, ожиданием благоприятного результата выбранного варианта поведения. Таким образом, волевая регуляция строится как осмысленный выбор «направления движения» и способов действий в соответствии с поставленными целями. Смысловой выбор в пользу одного из мотивов означает, что борьба мотивов завершена. Принятие решение, разработка плана достижения поставленной цели обеспечивают целостность поведения человека, имеющего намерение.

    Перечислим основные характеристики преднамеренного волевого поведения человека:

    • 1) волевое решение всегда принимается в условиях конкурирующих разнонаправленных побуждений, борьбы разнонаправленных мотивов. Воля позволяет разрешить эту ситуацию, то есть осуществить внутренний выбор в пользу приоритетного мотива;
    • 2) волевое действие выполняется по заранее намеченному плану, строится как преднамеренное;
    • 3) успешное совершение волевого действия связано с моральным удовлетворением;
    • 4) волевое действие связано нс столько с победой над обстоятельствами, сколько в первую очередь с преодолением себя, своих непосредственных побуждений.

    Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение продолжительного времени человек был способен удерживать в поле сознание объект, с которым он взаимодействует. Воля участвует в регуляции всех психических процессов: ощущений, восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. В ходе психического развития, в процессе формирования высших психических функций человек приобретает способность волевого контроля над своими побуждениями, в результате чего его мотивационная сфера принимает вид иерархии, а поведение строится как внутренне детерминированное. Произвольность движений обеспечивает возможность развития различных двигательных навыков и действий. Кроме того, развитие воли связано с формированием волевых качеств личности, образующих основу характера.

    Воспитание воли у детей - сложный процесс, связанный с их общим интеллектуальным и личностным развитием. Особое значение в развитии произвольности психических процессов и поведения выполняют различные виды деятельности (конструктивная предметная, игровая, учебная), которые перестраивают механизмы психической регуляции ребенка, формируют у него способность к произвольной регуляции психических процессов и поведения.

    Структура волевого действия включает несколько уровней. Любое волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива, в результате чего человек либо сначала смутно ощущает свои влечения, либо уже начинает понимать свои желания. «Активные» мотивы могут вступить в конфликт с противоположными по направленности мотивационными и ценностными образованиями, в результате чего человеку потребуется оценить все «за» и «против» в сложившейся ситуации и принять окончательное решение о цели и способах будущего действия. Ситуация принятия решения требует от человека решительности и понимания ответственности за последствия свой выбор. Этот уровень может рассматриваться как ядро, центральное звено волевого действия. В дальнейшем волевая регуляция обеспечивает исполнение принятого решения - либо немедленно, либо с временной отсрочкой. Результатом волевого усилия выступает внешнее действие или, наоборот, его «торможение», если таковым было принятое решение.