Как покрыть дерево морилкой. Зачем нужна обработка дерева морилкой и лаком? Масляная морилка для дерева своими руками

  1. Для чего она нужна
  2. Виды морилки
  3. Создаем эффекты
  4. Технология проведения работ
  5. Работа с дефектами

Морилка для дерева совмещает в себе функцию защиты поверхности от сырости и размножения микрофлоры и придает изделию насыщенный цвет. Однако, это больше, чем лак для мебели и предметов интерьера – с ее помощью можно создать неповторимое убранство комнаты, обновив пару-тройку деревянных поверхностей.

Для чего она нужна

Морилка для дерева не творит чудес, но действует по определенному принципу:

  • Цветной или бесцветный лак морилки проникает в структуру дерева, создавая защитную пленку не только над поверхностью, но и под ней.
  • Естественным образом приподнимает волокна дерева, выделяется структура.

Натуральные оттенки пропитки создают имитацию благородных и необычных пород деревьев даже на самых обычных досках, например, эбеновое дерево или дуб .

Виды морилки

Пропитки для древесины разделяют на виды по материалу-основе для их изготовления.

Водная

Вода в основе морилки – самый распространенный основополагающий ингредиент. Это самая большая группа пропиток. Производится в готовом виде или в порошке, который растворяют в воде в домашних условиях.

Её достоинства:

  • Раствор не токсичен благодаря нейтральной основе;
  • Широкий диапазон естественных оттенков от самого светлого до глубокого темного поможет подчеркнуть естественность или углубить тон, сделать поверхность изделия более выразительной и благородной;
  • Легко наносится, имеет небольшой расход;
  • Доступна по цене.

Существенный недостаток – способность поднимать волокна дерева, открывая путь влаге.

Решение – выдерживание поверхности смоченной некоторое время, затем удаление вставших волокон наждачной бумагой и последующая пропитка. Еще один прием предотвращения намокания – последующее покрытие окрашенного слоя лаком.

Кроме того, водная основа сравнительно долго сохнет.

Спиртовая морилка

Анилиновый краситель, растворенный в денатурате. Морилка для дерева продается так же в сухом или готовом виде.

Её главное достоинство – слой, как и спирт быстро сохнет. Это же качество отнесем к недостаткам: чтобы получить равномерный окрас, необходимо использовать краскопульт, при ручном нанесении часто спиртовая пропитка образует жирные пятна.

Масляная морилка

Пигменты, растворенные в масле (Уайт Спирите) позволяют тонировать деревянные поверхности во все возможные оттенки. Такое средство удобно для применения в домашних условиях – масляная морилка хорошо ложится, наносить ее можно любым инструментом, равномерно проникает в глубь, текстура дерева не нарушается, образуется защитная пленка.

Акрил и воск

Морилка по дереву из воска или акрила относится к новому поколению материалов для обработки и защиты деревянной поверхности. Пропитка не только образует изоляционную пленку. Цвета морилки расширены по сравнению с другими видами – от естественных до ярких экзотических. Эффект яркого цветного покрытия с натуральной древесной структурой называется бейц.

Прием используют многие дизайнеры современной мебеливнешний вид фасадов шкафов из дуба или другой породы с необычным цветом вызывает необычные ощущения. Основной недостаток материала – бейц стоит дороже своих аналогов.

Морилка с эффектом отбеливания

Не все виды древесины нуждаются в темном насыщении, в некоторых случаях необходимо придавать более светлый и чистый оттенок. Для этого разработаны морилки на основе кислот или перекиси водорода. С их помощью получают беленый брус, слегка обесцвеченный. Таким образом серая поверхность может быть подготовлена под последующую покраску и обработку.

Создаем эффекты

Спиртовая или водная морилка способны создать имитацию естественности покрытия без явных следов обработки. При выборе материала для защиты и покраски ориентируйтесь на желаемый эффект: подберите оттенок дуба, сосны или эбенового дерева (как на фото) – интерьер мгновенно облагородится.

Изделия из ясеня или дуба не обязательно тонировать – оставьте их структуру и оттенок открытыми, выбрав максимально приближенный к природе оттенок этой породы.

Свойства у каждого вида древесины разные. Чтобы не ошибиться при покупке, обратите внимание на цветок-палитру: на дощечки разных пород наносят состав, где можно увидеть конечный результат.

Технология проведения работ

Морение поверхности из древесины процесс не сложный, но требующий ответственного подхода. Чтобы покрытие лаком было равномерным, расход минимальным, а мазок лег ровно, необходимо познакомиться с тонкостями ведения работ.

Как лучше наносить морилку на поверхность: мастер-класс

  1. Распыление – самый эффективный метод. Покрытие ложится равномерно, даже серая древесина моментально приобретет новый оттенок. Снижается риск образования подтеков и масляных следов.
  2. Растирание морилки по изделию из пористой древесины ветошью поможет получить эффект дуба или сосны даже на самом обычном изделии из неблагородного сырья. Наносить состав нужно тщательно, потому быстросохнущие растворы стоит исключить.

  1. Валик или тампон для нанесения морилки пригодится в случае покрытия небольшой площади древесины. Таким образом удастся выделить и подчеркнуть узор среза, морилка будет равномерно проникать вглубь изделия, создавая защитный экран.

  1. Кисть для проведения работ используют наиболее часто – инструмент удобен в использовании, морилки для дерева ложатся ровно, в выбранном направлении. Мастер может играть с природным орнаментом и обыграть существующие узоры насыщением цвета на отдельных участках.

Каким способом лучше пользоваться и красить – мастер решает, исходя из своих навыков, типа морилки и поверхности древесины. Чтобы определить, какая морилка в конкретном случае – при выборе обратите внимание на инструкцию к препарату, в которой описаны условия нанесения и эксплуатации.

Основные правила проведения работ

Зачастую не важно, на сколько слоев будет наноситься морилка по дереву. Главное – соблюсти технику и учесть некоторые нюансы:

  • Красить изделие необходимо строго по волокнам древесины. Так удастся снизить расход раствора на подтеки и подчеркнуть рисунок.
  • Морилка по дереву должна быть удобной консистенции. Неводная растворяется уайт спиритом до оптимальной густоты.
  • Сколько слоев наносить – определяет мастер в зависимости от желаемого оттенка и эффекта. Обычно 2-3 слоя, каждый из которых тщательно просушивают.

Первый слой сделайте тонким – здесь важно морить постепенно и равномерно. Слой создаст основу под последующие нанесения и снизит расход морильного раствора.

  • Чтобы избежать темных участков, лак не следует наносить на одно место дважды.
  • При высыхании водная морилка по дереву поднимает волокна. Их счищают грубой тканью в продольном или диагональном направлении.
  • Водные и спиртовые растворы высыхают через 2-3 часа, масляные – через 2-3 дня.

Для внутренних и наружных работ правила одинаковы.

Мастер-класс по тонированию поверхности

  1. Очистите дерево от загрязнений и снимите торчащие волокна наждачной бумагой;
  2. В небольшой лоток налейте морилку, предварительно разведенную по инструкции. Приготовление можно осуществлять небольшими порциями.
  3. Возьмите инструмент и, понемногу набирая на него раствор, распределяйте лак по дереву.

Не старайтесь взять много краски – так увеличивается расход и снижается качество покрытия.

Работа с дефектами

Лак-морилка легла неправильно? Есть несколько способов устранения дефектов. Мастер-класс:

Образовался затек

Покрываем место лаком, который растворит нижний слой. Теперь тряпкой зачищаем участок. Работу необходимо проводить сразу после обнаружения дефекта.

Если подтек высох, размягчаем его растворителем для краски. Так же уплотнение можно снять наждачной или рубанком.

Пятна

Сколько ровно не выводили раствор, а все же образовались пятна? Проблема может быть в самой древесине – массив иногда неравномерно впитывает раствор. В таком случае поможет рубанок. На фанере придется снять весь шпон.

Для повторного покрытия подойдет неводная гелевая пропитка. Она не проникает в глубину древесины, равномерно ложится и долго сохнет. Её расход уменьшен за счет поверхностного распределения.

Морилка своими руками:) Исследование Юлии Жушман

И снова здравствуйте! Я с очередной статьей. Поскольку журналистика - родственное мне занятие, то заинтересовавшись какой-то темой, начинаю докапываться что да как, вот и получается, что иногда теория у меня перевешивает практику. Увлеклась темой морения (вижу по сайту, что многим из Вас она тоже небезынтересна), и открыла для себя огромное количество способов как провернуть это дело без промышленной морилки. Сам процесс морения описывался многократно, а вот материалы меньше. Посидев на форумах мебельщиков (хотя гугл упорно предлагал энтомологов )- выбрала информацию более-менее проверенную, исключив рецепты, типа: «…возьмите цветок папоротника, добавьте перо совы, коготь летучей мыши и глаз дракона». Хотя, честно сказать, некоторые из оставленных способов мне это все же напоминают

Так вот, многие способы достаточно любопытны - оговорюсь: сама не проверяла еще, но очень хочу. И, зная, какой экспериментаторский дух здесь витает - думаю, заинтересую и Вас. Любопытно ведь попробовать просто потому, что любопытно, а не потому, что нельзя просто купить готовое. Тем более все рецепты не «строгие» можно добавлять самому все, что покажется подходящим - бить за это Вас никто не будет. Вот. Длинное вступление, к длинной статье. По совету Алисы разбиваю ее на две части — в первой будут доступные практически всем, а во второй — позаковыристей в плане материалов.

Перед началом «опытов» напоминаю, что цвет морилки НЕ должен соответствовать реальному цвету материала, который нужно проморить! Морилка должна быть темнее (цвет должен быть концентрированный) материала. Итак:

1. «Будет тебе и кофэ, будет и какава с чаем!»

Совсем неожиданные оттенки цветовых сочетаний получаются в отваре из размолотых кофейных зерен иногда и с добавкой питьевой соды. Используют и крепкий растворимый кофе. В этом способе нужную крепость вычисляем сами.

2. «- Ну, что, детки? Будем ботанику учить или кто-нибудь угостит учительницу гербарием?»

Если заварить кору лиственницы в крепкий раствор и покрыть дерево(лучше березу),оттенок получается красноватый .

Для придания древесине коричневого цвета просушите в тени немного прогнившую скорлупу орехов и затем истолките в ступке в порошок. Для изготовления морилки из порошка, Вам нужно сварить его в кипятке, отфильтровать отвар и кинуть в него немного карбоната калия или попросту соды. Если же древесину, обработанную ореховой морилкой после того, как она просохнет смочить водным раствором бихромата калия, то древесина станет красноватой . А если обработать разбавленной уксусной кислотой, то та же коричневая древесина станет — сероватой .

Изготовление морилки, дающей красноватый оттенок светлой древесине дерева возможно и из шелухи лука. Приготовьте очень сильный отвар луковой шелухи и используйте его самостоятельно или как добавку к коричневым морилкам.

Взять измельченную кору дуба, ивы, ольховые сережки и скорлупу грецкого ореха в равных частях. Всыпать в холодную воду, довести до кипения, добавить половину чайной ложки питьевой соды и еще немного проварить раствор на слабом огне. Процедить. Так же хороший цвет достигается аналогичным приготовлением раствора из коры вербы, яблони и оболочек грецкого ореха. При последующем тонировании изделие приобретает ровный коричневый цвет , идентичный натуральному.

Насыщенный черный цвет можно получить при использовании раствора из коры вербы и ольхи.

Рельефные формы можно пропитывать горячим хлопковым маслом, что делает прочнее резьбу и рельеф приобретает благородный темный цвет , который после покрытия изделия лакоми, его полировки становиться более интенсивным.

Светлую древесину можно покрасить в желтый цвет отваром из недоспелых плодов крушины, в коричневый — из коры яблони и оболочек грецкого ореха. Если в каждый из перечисленных отваров вы добавите квасцы, то тон окраски усилится.

3. Национальный русский напиток -уксус на халяву!

Обезжиренные мелкие гвозди или железную стружку заливают уксусной кислотой и дают составу настояться от суток до недели (в зависимости от нужной насыщенности) в темном месте. Этим составом покрывают изделие. Правда он имеет сильный резкий запах и им лучше покрывать дерево на свежем воздухе. Данный рецепт у американцев называется эбенизация (эбеновое дерево), т.к. на породах с большим содержанием танинов, типа грецкого ореха, получается хорошо выраженный черный цвет , иногда практически как антрацит. Правда некоторые мебельщики отмечают, что полиуретановый лак на водной основе просто сворачивается при нанесении такое дерево, видимо из-за уксуса. А вот нитра - нормально.

4. «- Дайте, пожалуйста, пачку аминазина. — Мы не можем продать его вам: это очень сильное успокоительное, оно продаётся только по рецепту врача.- Ну и ладно, дайте тогда ящик марганцовки — я лучше взорву этих марсиан к чертовой матери» .

В литре теплой воды разведите 50 грамм перманганата калия (марганцовки), а затем кистью нанесите его на древесину и через 5 минут вытрите влажной тряпкой. Эту морилку нужно использовать сразу после приготовления. В случае необходимости повторите обработку древесины. Оттенки получаются от вишневого до темно-коричневого , почти черного.Золотисто-коричневый цвет у березового шпона можно получить, применив 3,5%-ный раствор марганцовки. Если потом ничем не защитить дерево - марганцовка выцветет

5. Школьный курс химии: « — У вас в магазине синька есть? -Есть. — Какого цвета?»

Поверхность древесины дерева смочите раствором из 35 г карбоната калия или 75 г кальцинированной соды на литр воды, а затем после высыхания, смочите ее смесью 50 грамм танина (можно купить в аптеке) на литр воды. Не спешите повторять окрашивание древесины морилкой — цвет у нее проявляется лишь только через час…

Если древесину, с высоким содержанием танина (дуб), смочить гашеной известью, то после просыхания она станет светло-коричневой . А вот орех окрасится в зеленовато — коричневый цвет.

Для того чтобы дуб сделать более темным , используйте разведенный в воде 88%-ный нашатырный спирт. Старайтесь не вдыхать пары и не допускайте попадания жидкости на обнаженную кожу. По возможности работайте на открытом воздухе. После часа пребывания на открытом воздухе смесь теряет свою силу, поэтому наносите морилку очень быстро или постепенно смешивайте новые порции, а когда древесина примет нужный вам цвет, смойте раствор водой. Небольшую окрашиваемую деталь поместите в эмалированную или стеклянную посуду и поставьте туда открытую баночку с нашатырным спиртом. Сверху посуду плотно закройте. Через несколько часов процесс морения будет закончен.

Строганный шпон из светлой древесины можно окрасить в желтый цвет , применив отвар барбарисового корня (можно купить в аптеке). Отвар процедите, можно добавить в него 2 % квасцов(тоже в аптеке) и снова нагрейте до кипения. Остывший отвар будет готов к применению.

. Оранжевый цвет получается при применении отвара из молодых побегов тополя с примесью квасцов. Ветки тополя (150 г) прокипятите в 1 л воды, в которую добавлены квасцы, в течение 1 ч. Затем профильтруйте и оставьте отстаиваться в открытой стеклянной посуде. Отстаивайте его в светлом помещении в течение недели. После этого он приобретаетзолотисто-желтый цвет.

Для получения зеленоватого цвета в отвар молодых побегов тополя с квасцами (см. выше) добавьте отвар дубовой коры. Зеленоватый цвет получится, если мелкий порошок медянки (50…60 г) растворить в уксусе, а раствор прокипятить в течение 10… 15 мин. Строганный шпон вымачивайте в горячем растворе.

Для получения черного цвета сок плодов бирючины (волчьих ягод) смешайте с кислотами. Для коричневого — с купоросом, голубого — с питьевой содой, алого — с глауберовой солью, зеленого — с поташом.

В некоторых случаях необходимо подобрать серебристую или серую окраску строганного шпона. Чтобы получить серебристо-серый цвет при протравном крашении светлых пород, в дождевую воду(? - думаю можно и обычную) добавьте уксус (1:1), поместите в этот раствор ржавые гвозди или проволоку. После того как раствор отстоится, опустите в него шпон. Нужную окраску контролируйте визуальною.

Здесь некоторые способы требуют, конечно, наличия знакомых химиков, но ради интереса публикую и их — а вдруг у кого-то вот просто так себе валяется дома медный купорос, а он ломает себе голову: куда же его применить?

6. «- Вась, опусти руку в этот стакан. — Опустил. — Что-нибудь чувствуешь? — Нет. — Значит серная кислота в другом стакане».

Смочите древесину с высокой концентрацией танина (продается в аптеке) 12 % раствором аммиака, и она приобретет серо — коричневый цвет .

С помощью водного раствора медного купороса можно придать серо-голубой оттенок дубу , приглушить тон красного дерева или сделать серым платан — этот тон еще называют «кленовым». Эффект начнет проявляться после того, как древесина просохнет.

. Желтый цвет получает шпон из светлой древесины в растворе хлористого калия (10 г на 1 л воды при 100 °С).

Если березу или клен покрыть раствором пирогалловой кислоты и, дав высохнуть, покрыть еще водным раствором хромового калия, то получитсясиний цвет .

Можно также использовать много различных кислот и их смесей, но для всеобщей безопасности лучше не публиковать - кто его знает как далеко любопытство некоторых и насколько глубоки их познания в химии?

7. «На уроке рисования учительница смешала синюю и жёлтую краски, и получился зелёный. Дети решили, что она ведьма и сожгли её».

Различные оттенки коричневого цвета можно получить также с помощью анилиновых красок. Эти краски можно купить в порошке — он легко растворяется в воде, а также в скипидаре и масле. Для темной морилки смешайте две анилиновые краски — вандейковскую коричневую и бисмарковскую коричневую. Разведите в теплой воде каждую краску по отдельности. Добавьте в оба раствора по 7 мл клея и каплю уксуса. Смешайте краски друг с другом, чтобы добиться нужного вам оттенка; чем больше воды вы добавите, тем светлее будет морилка.

Можно взять красители для одежды. Желтый, красный, и коричневый. Развести в воде примерно в 100-150 мл. каждый пакетик в отдельном пузырьке. И теперь из этих цветов можно смешать любую морилку.

8. Отбеливание: тогда мы идем к Вам!

При помощи отбеливания можно не только подготовить древесину под окраску, но и достичь выразительности тона, ослабляя ее до необходимого уровня. Некоторые породы древесины при отбеливании приобретают порой самые неожиданные цветовые оттенки Так, грецкий орех, имеющий однотонную текстуру поверхности с фиолетовым оттенком, при отбеливании в перекиси водорода приобретает чистый ало-розовый оттенок , при дальнейшем отбеливании — бледновато-розовый .

Если отбеливать яблоню в смеси нашатырь-перекись водорода, получается очень красивое дерево цвета слоновой кости . Отбеливание довольно глубокое, до 0.5 мм, можно шлифовать.

Для отбеливания используют различные растворы. Одни из них действуют быстро, другие медленно. От состава отбеливателя зависит технология отбеливания. В практике столяров-любителей традиционно применяется раствор щавелевой кислоты (1,5…6 г) в кипяченой воде (100 г). В таком растворе хорошо отбеливаются светлые породы — липа, береза, клен, светлый орех, белый тополь; у других пород появляются серые пятна и грязноватые оттенки. После отбеливания листы шпона промывают раствором, который одновременно поднимает ворс и обессмоливает поверхность. Состав раствора (в частях по массе): хлорная известь — 15, кальцинированная сода — 3, горячая вода — 100. Сперва растворяют соду, затем по остывании раствора добавляют хлорную известь. После применения раствора древесину промывают водой.

Для многих пород, за исключением дуба, палисандра, лимонного дерева и некоторых других, эффективным отбеливающим средством является перекись водорода (25%-ный раствор), которая продается в аптеках в виде раствора или таблеток пергидроля. После отбеливания перекисью водорода древесина не нуждается в промывке. Процесс отбеливания контролируется только визуально. Перекись водорода отбеливает в основном мелкопористые породы и ясень. Породы, содержащие дубильные вещества, отбеливанию в перекиси водорода поддаются с трудом или вообще не отбеливаются (например, дуб). Для ускорения процесса отбеливания поверхность таких пород необходимо смочить 10%-ным раствором нашатырного спирта.

Древесина березы после отбеливания в 3…5%-ном растворе щавелевой кислоты приобретает зеленоватый оттенок . Дубовый и ясеневый шпон отбеливают щавелевой кислотой. Для других пород древесины применяют лимонную или уксусную кислоту. Для этого кислоты разбавляют водой в соотношении 50 г на 1 л воды. Чтобы получить шпон под золото, выдержите анатолийский орех в перекиси водорода, визуально наблюдая за появлением желаемо¬го оттенка. Перекись водорода должна быть не ниже 15%-ной концентрации. Таким же путем можно получить и розовый цвет , обесцвечивая в перекиси водорода 30%-ной концентрации некоторые сорта грецкого ореха. Чтобы получить синеву на белом фоне , отбелите грецкий орех с контрастными переходами тонов в растворе перекиси водорода.

Вот и все, поздравляю всех, добравшихся до конца живыми!

Дерево всегда было и будет востребовано, потому что это природный, живой материал и никакие новомодные пластики не могут соперничать с ним в создании атмосферы тепла, добра и уюта в помещении. Но как и любой живой материал, изделия из дерева требуют ухода и защиты. Для этой цели широко применяются специальные лаки и морилки.

Лаки и морилки защищают деревянные изделия от грязи и царапин, а также защищают древесину от проникновения влаги.

Обработка дерева этими средствами не только позволяет защитить его от избытка влаги, воздействия света, грязи, царапин и других неблагоприятных факторов, но и придает изысканность и благородство, фиксируя и подчеркивая естественную красоту рисунка обработанной древесины.

Удаление старого покрытия

Наносить лак всегда нужно на чистую поверхность. Если это новое изделие, тогда никаких проблем не возникает. Но часто бывают случаи, когда нужно лакировать уже окрашенное дерево, например оконные рамы, двери или деревянные полы, поверхность которых из-за длительной эксплуатации повреждена. А если целостность покрытия нарушена, то нарушена и его защита. Поэтому, прежде чем приступать к новой обработке, нужно полностью очистить поверхность от слоя старого лака.

Существуют три основных способа очистки деревянных поверхностей от старого покрытия: смывка специальными растворителями, тепловое или механическое воздействие. Определить, какой способ лучше применить, нужно в каждом случае индивидуально, исходя из типа изделия и использованных для его покрытия материалов.

Поверхность изделия смачивается растворителем, затем снимается шпателем.

При первом способе старый лак снимают с помощью специальных жидких растворов, которыми малярской кистью обильно смачивается вся поверхность изделия. Сразу же после обработки изделие нужно накрыть или обернуть полиэтиленовой пленкой для создания эффекта термоса. Через 24 часа пленку снимают и шпателем аккуратно снимают старое покрытие. Если покрытие снимается плохо, всю процедуру повторяют заново, и так до тех пор, пока полностью не очистят деревянную поверхность.

При работе с растворителями важно помнить, что в их состав входят ядовитые вещества. Поэтому наносить их нужно обязательно в очках, резиновых перчатках и респираторе. По окончании очистки дерево протирают теплой водой и дают ему подсохнуть минимум сутки. После этого поверхность вновь шлифуется и грунтуется. И только после этого можно наносить новый лак.

При втором способе, чтобы снять старое покрытие, дерево нагревают. При этом лак размягчается и его легко снять шпателем. Нагревают строительным феном, можно использовать и паяльную лампу. Но работать с ней труднее, ведь нужно постоянно следить, чтобы дерево не перегрелось и не загорелось. Чтобы его обезопасить, лучше предварительно смочить водой и только потом уже обрабатывать.

Последний способ чаще применяют, если нужно снять старый слой лака с большой площади, например пола или деревянной террасы. Снимают его с помощью шлифовальной машины, а остатки лака удаляются наждачной бумагой.

Подготовка поверхности

Все щели на деревянной поверхности должны быть тщательно зашпаклеваны и зашкурены.

Лак можно наносить только на отшлифованную гладкую поверхность. Вне зависимости от того, новый материал нужно покрасить лаком или же старый, его нужно внимательно обследовать. Все обнаруженные швы, трещины и сучки должны быть обработаны и ликвидированы.

Обнаруженные щели между швами и стыками нужно заделать специальной шпаклевкой. После нанесения шпаклевке дают высохнуть, а потом, чтобы удалить возможные неровности, зашпаклеванные участки повторно шлифуют мелкой наждачной бумагой.

Нужно учитывать также то обстоятельство, что сырое или даже недосушенное дерево бессмысленно шпаклевать, а тем более обрабатывать олифой, морилкой или покрывать лаком.

Высыхая, дерево деформируется, и нанесенный слой неизбежно будет поврежден.

Особенности применения морилки для дерева

Морилку следует наносить параллельно волокнам древесины, избегая соприкосновения слоев.

Для лучшей защиты деревянных изделий их обязательно нужно обработать морилкой (пропиткой). Морилка, глубоко проникая в поры древесины, вступает в химическую реакцию с находящимися в годичных кольцах дубильными веществами и придает дереву стойкую водо- и светозащитную окраску. Также она защищает дерево от грибков плесени, жуков-точильщиков и прочих вредителей и инфекций. Современные жидкие морилки делятся на три группы: спиртовые, масляные и водяные.

Водяные морилки бывают двух видов: в виде готовых к применению растворов и в виде порошка, из которого такой раствор нужно приготовить. Это единственный вид морилки, которому не нужны уайт-спирт, олифа и другие растворители. Морилки этой группы имеют один существенный недостаток: проникая внутрь дерева, они поднимают его волокна, что делает дерево незащищенным перед избытком влаги. Хотя, с другой стороны, такая обработка дерева позволяет подчеркнуть и выделить его структуру. Поэтому на сегодня это самый распространенный вид морилки.

Спиртовая морилка производится в тех же двух разновидностях: в готовом виде и в порошке. Эту морилку вручную кистью никак не нанести, а только из краскопульта, так как она высыхает практически за секунды.

Масляная морилка самая удобная в работе. Ее легко наносить равномерным слоем, она не поднимает древесных волокон и быстро сохнет. К тому же, смешивая в масле красители, с ее помощью можно придать дереву практически любой оттенок. Масляные морилки разводятся уайт-спиртом или олифой.

Для обработки деревянных поверхностей морилкой используются:

  • малярная кисть;
  • поролоновый валик;
  • ручной или автоматический распылитель.

Все эти инструменты для морения дерева равноценны, и при выборе нужно руководствоваться исключительно здравым смыслом. Например, морить малярской кистью несколько десятков квадратов деревянного пола очень долго, а переплеты оконных рам, кроме кисти, ничем больше не обработаешь.

Техника обработки морилкой ничем не отличается от обычной покраски. Единственное условие: поскольку большинство морилок быстро сохнут, работать нужно быстро, но аккуратно. Важно не дать слою морилки засохнуть до окончания работ, иначе в этом месте будет заметно отличающийся от остальной поверхности шов. Поэтому нельзя набирать на кисть много раствора.

Наносят морилку всегда параллельно направлению волокон дерева. И нельзя переходить к обработке другой фигуры или секции, не закончив работу с первой. В местах, где соединяются две секции, нужно тщательно следить, чтобы наносимые слои морилки не накладывались друг на друга.

Лак для покрытия деревянных поверхностей

В зависимости от способа изготовления, лаки делятся на несколько типов: алкидные, нитролаки, полиуретановые, масляные, акриловые и спиртовые.

Алкидные лаки обязательно нужно разводить растворителем. Покрытая ими поверхность защищена от воды и огня, не выгорает на солнце. Акриловые лаки создают пленку, стойкую к истиранию и замедляющую . Нитролаки имеют общую с акриловыми основу, но значительно быстрее сохнут. Однако они не способны долго противостоять воздействию влаги и ультрафиолета.

Полиуретановые лаки характеризуются повышенной износостойкостью. Образуют на поверхности дерева прочную пленку, которая быстро сохнет. Достаточно сказать, что лаками именно этой группы обрабатывают деревянные части кораблей.

Масляные лаки раньше были очень популярны, но сегодня используются в основном для обработки пола. Главное их достоинство — низкая, в сравнении с другими видами лаков, цена. Они требуют обязательного разведения олифой и долго сохнут.

Акриловые лаки появились сравнительно недавно. На сегодня это самый универсальный и удобный в применении лак для дерева. Ими можно выполнять как внутренние, так и наружные работы. Разводится водой и не имеет характерного для других групп лаков резкого запаха. По своим защитным свойствам схож с алкидными лаками, но гораздо экономнее в использовании.

Спиртовые лаки применяются исключительно для реставрации старинной мебели.

Техника нанесения лака подобна технике обработки дерева морилкой. Для работы понадобятся валик или малярная кисть. Иногда, если нужно обработать труднодоступные места, используют поролоновую губку. В последнее время завоевывает популярность лак-спрей в баллончиках, для нанесения которого не нужны никакие инструменты. Но расход такого лака значительно больше против традиционного.

Обычно лак наносится в 2-3 слоя. Независимо от типа лака и его текстуры, слои нужно делать тонкими, иначе на окрашенной поверхности будут видны подтеки. Решение о том, работать валиком или кистью, зависит исключительно от объема работ и ваших предпочтений.

Работы по обработке деревянных поверхностей морилкой и покрытию их лаком не требуют от исполнителя особой квалификации, поэтому по силам любому желающему. Главное, чтобы хватило терпения и усидчивости. И тогда дерево в вашем доме будет долго радовать глаз благородным блеском и шикарным внешним видом.

Даже в наше время, когда, казалось бы, можно купить что угодно, есть люди, которые любят работать с древесиной. Одни мастера изготавливают интересные поделки, другие реставрируют старую мебель. Это творчество приносит им радость и удовлетворение, поэтому многие отдают ему все свободное время.

В процессе создания деревянных поделок или мебели важное место занимает придание готовому изделию нужно цвета. Несведущий человек удивится: «Какая же это проблема? Иди в магазин, купи любую краску или морилку и работай на здоровье!».

О том, для чего нужны краски, знают все. А вот морилками пользуются немногие, поэтому большинство людей не знают, чем они отличаются от красочных составов.

Морилка – это состав, используемый для тонирования древесины и подчеркивания ее природной текстуры.

Эти вещества не образуют на поверхности деревянного изделия или конструкции пленку, они глубоко впитываются в материал, изменяя его природную окраску. При этом текстура древесины, являющаяся ее главным украшением, остается видна, а иногда даже проявляется еще лучше.

Действительно, выбор средств для придания древесине нужного оттенка и ее защиты от разрушающих влияний очень велик. На полках полно морилок самых разных тонов, изготовленных на разной основе.

Морилки бывают:

  • водные;
  • спиртовые;
  • масляные;
  • восковые;
  • акриловые.

Но потому этих людей и называют рукодельниками, что они любят все делать собственными руками, в том числе и морилки для древесины. Ведь как-то же обходился народ в течение многих веков без промышленных химикатов. По сей день сохранилось множество рецептов, которые вполне актуальны и сегодня.

Для изготовления бейцев (морилок) используются как самые доступные вещества, имеющиеся практически в каждом доме, так и химические реактивы, которые нужно будет приобрести.

Начнем с самого простого – продуктов, которые наверняка имеются на каждой кухне.

Составы для тонирования древесины из кофе, чая и уксуса

Натуральные морилки хороши именно тем, что абсолютно безопасны для человеческого здоровья – что плохого может получиться из обычных пищевых продуктов?

Итак, для придания древесине коричневого оттенка, можно поступить так:

  • Заварите чай, дайте ему настояться, затем отцедите чаинки. Получившимся составом можно пропитывать древесину, насыщая ее танинами (содержащимися в чае). В зависимости от количества пропиток и концентрации заварки можно получить множество оттенков коричневого.
  • Размолотые кофейные зерна нужно заварить, настоять и процедить. Получившимся настоем обработать древесину. Цвет будет более темным, чем в предыдущем случае, и зависит он от крепости получившегося напитка.
  • Можно добавить в молотый кофе немного соды – в пропорции 1:4 (1 часть соды на 4 части молотого кофе) и так же заварить.

Уксус пригодится для того чтобы придать древесине темный оттенок. Правда, понадобится не только уксус, но и мелкие гвозди или железная стружка (запаситесь, если у Вас есть знакомый токарь по металлу).

Морилку делают так:

  • Гвозди или стружку необходимо обезжирить и залить уксусом.
  • Емкость нужно поместить в темное место и оставить на срок до 7 дней – в зависимости от нужного цвета и концентрации морилки.
  • Затем древесину пропитывают морилкой. Это процесс называется «эбенизация» – то есть придание материалу черного оттенка. Способ позволяет получить различные оттенки черного, но особенно он эффективен при использовании для морения пород вроде грецкого ореха (с высоким содержанием такого вещества как танин).

Применение уксусной морилки требует осторожности.

Имейте в виду, что:

  • Она имеет резкий запах, поэтому работать нужно либо в хорошо проветриваемом помещении, либо на улице.
  • Обработанные изделия не стоит покрывать полиуретановым лаком – он свернется. Лучше использовать нитролаки.

Составы из растительного сырья

Это тоже популярные средства, которые можно изготовить из доступного сырья. Причем в зависимости от него тонирующие свойства морилки могут быть разными.

Для тонирования древесины:

  • Луковую шелуху нужно залить водой и прокипятить, приготовив густой отвар (таким еще красят яйца на Пасху). Этим отваром обрабатывают деревянные поделки и изделия для получения красноватого оттенка. Его используют и как самостоятельное средство, и в качестве добавки к заводским водным морилкам коричневого цвета.
  • Красноватый оттенок можно получить, приготовив густой отвар коры лиственницы. Очень красивый цвет получается при обработке им березовой древесины.
  • Коричневый оттенок также можно получать различными способами. К примеру, так: истолките в ступке просушенную в тени ореховую скорлупу. Порошок необходимо тщательно проварить на огне, профильтровать и добавить немного соды. Затем можно пропитывать деревянное изделие.

  • Есть возможность придать уже обработанной ореховой морилке древесине и другие оттенки. Красноватый получается в том случае, когда уже просохшую деталь смачивают раствором бихромата калия (хромпика), который используют для приготовления красителей и дубления кож.
  • Если деревянную деталь обработать разбавленной уксусной кислотой, то коричневая после ореховой морилки древесина обретет сероватый оттенок.
  • Смесь, состоящую из дубовой и ивовой коры, ореховой скорлупы и сережек ольхи, взятых в равном количестве, нужно залить кипятком и прокипятить в течение длительного времени. Затем к ней добавляют 0,5 чайной ложки обычной соды и затем еще ненадолго ставят на огонь. После процеживания используют для пропитки древесины.
  • Смесь из яблоневой коры, коры вербы и оболочек грецкого ореха готовят аналогично предыдущей. Она придает изделиям коричневый оттенок, очень близкий к натуральному.
  • Состав, приготовленный из смеси коры вербы и ольхи окрашивает древесину в насыщенный черный цвет.
  • Горячее хлопковое масло придает благородный темный оттенок рельефным поделкам. Оно тонирует древесину и придает ей дополнительную прочность.
  • Желтый цвет можно получить, приготовив отвар из незрелых плодов крушины или корня барбариса. Это вариант годится только для древесины светлых пород.

  • Добавление в перечисленные отвары квасцов позволяет усилить окраску, делает ее более выразительной.
  • Оранжевый цвет получают путем приготовления отвара молодых побегов тополя (150 г) в 1 л воды с добавлением квасцов. Отвар кипятят в течение 60 минут. Затем смесь необходимо отфильтровать и оставить на неделю на свету для отстаивания. Поле этого морилка становится оранжевой.
  • Зеленоватый цвет получается, если в предыдущую морилку добавить отвар коры дуба.

Химические реактивы для приготовления морилки

Перманганат калия

Самым известным средством является марганцовка.

Она позволяет тонировать древесину в различные цвета – от темно-коричневого до вишневого.

Для получения морилки нужно приготовить раствор из и 1 литра теплой воды и 50 г марганцовки. Обработку изделия нужно проводить сразу после разведения раствора. Его наносят на поверхность, оставляют на 5 минут, а затем протирают ее влажной тканью. При необходимости можно обработать изделие повторно.

Березовый шпон, обработанный 3,5% раствором марганцовки, приобретает золотисто-коричневый цвет.

После того как изделия высохнут, их нужно покрыть лаком – иначе морилка быстро выцветет.

Гашеную известь можно использовать безо всяких добавок:

  • Дубовая древесина, смоченная гашеной известью, после высыхания станет светло-коричневой.
  • Изделия из ореха после такой обработки станут зеленовато-коричневыми.

Нашатырный спирт

С его помощью древесину делают более темной. Для приготовления бейца 88% нашатырный спирт и разводят водой. Раствор имеет очень едкий запах. Придется защитить органы зрения, дыхания и кожу. Работы лучше производить на открытом воздухе, причем очень быстро – так как через час смесь теряет свои свойства. После того как деталь приобретет нужный цвет, ее поверхность промывают водой.

Если изделие небольшое, его можно поместить ее в эмалированную или стеклянную емкость, поставить туда открытый флакончик со спиртом и закупорить посуду как можно плотнее. Через несколько часов деталь обретет нужный оттенок.

Порошок медянки

Это пигмент искусственного происхождения. 50 г порошка растворяют в уксусе и затем кипятят в течение 10-15 минут. Это позволяет получить изделия зеленого цвета. Древесину помещают в горячий растворе и держат до получения тона нужной интенсивности.


Медный купорос

Его водный раствор придает дубу серо-голубой оттенок. Это же средство может сделать серой древесину платана или приглушить слишком яркий тон красного дерева. Для получения эффекта нужно дождаться высыхания древесины.

Хлористый калий

Погружение шпона светлой древесины в его раствор (10 г вещества на 1 л кипящей воды) позволяет получить желтый цвет.

Анилиновые красители

Их порошок отлично растворяется в воде, скипидаре и масле. Это позволяет изготовить морилки с различными оттенками коричневого цвета.

Перекись водорода (25%)

Используется для отбеливания древесины. Причем различные породы реагируют по-разному. К примеру, древесина грецкого ореха становится розоватой, а яблоня обретает цвет слоновой кости.

Мы уже видели, что смешивание растительных отваров с квасцами может влиять на цвет самодельной морилки.

Удивительным растительным средством является сок плодов волчьих ягод (народное название – бирючина), который при смешивании с различными реактивами дает разный цвет.

В частности:

  • при добавлении к соку кислот получается морилка, окрашивающая деревянные изделия в черный цвет;
  • смешивание с купоросом позволяет тонировать древесину в синий оттенок;
  • добавление глауберовой соли дает алый цвет;
  • смешивание с поташом – зеленый.

Таким образом, изготовление самодельных морилок является несложным процессом. А вот их использование требует серьезного подхода, поскольку получить необходимый оттенок древесины удается только опытным путем. Поэтому для начала опробуйте морилку на небольшом ненужном кусочке древесины, дайте ему просохнуть – иногда эффект проявляется не сразу. Если цвет получился неглубоким – обработайте дощечку еще раз, добиваясь нужного оттенка.

0,00

Морение бывает поверхностным и глубоким. Мы рассмотрим в подробностях оба варианта. Морение дерева глубокое называется протравой. Обрабатывают протравой детали перед склеиванием, окуная их в раствор либо выдерживая их в нем под гнетом. После этого, когда краска с детали стечет, их высушивают. Красят окунанием точеные элементы. Оттенок краски или морилки приближаться должен к натуральным цветам древесины, без всякого химического цвета. Для морения применяют, как правило, коричневую бейцевую морилку, но если она отсутствует, то можно пользоваться красителем, предназначенным для тканей:

  • желтым;
  • красным;
  • черным;
  • синим.

При смешивании их в разных пропорциях посредством пробы, подобрать можно необходимый цвет древесины. Использовать можно и спиртовую готовую морилку, но для оттенков светлых деревьев она слаба по оттенку, а для того, чтобы получить темный тон ею необходимо обрабатывать несколько раз. После каждого раза по высохшей поверхности, наносится очередной слой. Глубина цвета создается, при помощи наложения нескольких слоев краски с растиранием промежуточно предшествующего слоя, кусочком поролона. После одного раза обычно окраска желаемого результата не дает.

В черный тон, окрашивают изделия нигрозином, который растворяется в воде или в спирте, все зависит от вида нигрозина. Краски на спирту сохнут быстрее, чем водяные. При помощи окрашивания имитировать можно дешевые распространенные породы под более дорогостоящее, ценное дерево. К примеру, бук или ольху - под красное дерево, граб - под черное дерево, березу - под орех, клен и так далее.

Для окрашивания под красное дерево, в равном количестве смешивают растворы красного кислотного, коричневого кислотного и нигрозина. Либо в 1 литре горячей воды растворяют 10 грамм оранжевого кислотного, 3 грамма голубого кислотного и 1 грамм соды кальцинированной. 30 граммами раствора соли английской и 30 граммами калия марганцовокислого растворенных в 1 литре воды окрашивают под орех березу, при этом сначала красят везде, а потом тонкой кисточкой наносят полоски и прожилки. Смотря при этом на природный образец.

Подкрасив в некоторых местах, можно сравнять контрастную разницу в тоне (к примеру, при переходе к заболони от ядра). Нужно это во время отделки склеенных щитков, из делянок различных тонов. Дерево, которое имеет в составе дубильные вещества, морится хорошо раствором хромпика, готовится который очень легко. Для этого хромпик насыпают в на 1/6 высоты бутылки (калий двухромовокислый) - порошок, имеющий оранжевый цвет, который является довольно сильным окислителем, заливается горячей водой и тщательно взбалтывается для максимально хорошего растворения. Красное дерево и дуб за несколько раз хромпиком можно окрасить в практически черный тон.

Прежде чем приступить к процедуре морения, поверхность необходимо немного увлажнить при помощи губки. Наносят морилку, довольно широкими мазками вдоль волокон матерчатым, широким тампоном. Диаметр тампона должен быть:

  • не меньше 6,0 см;
  • мягкий;
  • не рыхлый;
  • завязанный надежно так, чтобы его хвост удобен был для держания в руках.

Набивают тампон ватой либо, чем-нибудь еще лучше, например шерстью и обертывают хлопчатобумажной либо льняной новой тканью. Синтетику использовать не рекомендуется. Тампон, смоченный и пропитанный морилкой, отжимается о край сосуда. Кистью наносить краску не рекомендуется, потому что она отдает быстро ее поверхности, на которой останутся пятна и потеки. Если захватили руками поверхность, то следует протереть ее бензином (например, используемым для заправки зажигалок) либо ацетоном.