История и этнология. Факты


Религия вуду родом из Западной Африки – страны, из которой некогда привозили на Гаити рабов. Как будто в ответ на рабские унижения и насильственное крещение в XVIII веке на Гаити появились первые секты вуду. Эта новая духовная «традиция» возникла как результат слияния верований черных рабов родом из Дагомеи – да, не удивляйтесь – с католицизмом. Даже в одном из официальных документов 1761 года говорилось, что негры смешивают предметы своего культа с христианскими, рождая гремучую смесь. И хотя сами духовные служители писали, что вряд ли остался где-то хотя бы один негр, не окропленный святой водой, один исследователь говорил несколько иное:

Даже крещеные негры, которые посещают церковь, совершенно не представляют себе, что такое религия. Да, они знают священников и картины, которым те приписывают магическую сущность. Но к новой вере они все равно примешивают пафос идолопоклонничества.

Фактически здесь значительную роль сыграло то, что этим детям Африки, которых судьба забросила на Гаити и в другие дальние уголки земли, была крайне нужна религия, которая бы вернула им ощущение целостности как народа.

Им под страхом страшных пыток и смертной казни было запрещено чтить собственные божества. Но, несмотря на запреты властей, никто из них не собирался отказываться от своих предков и богов. Новые боги католиков заняли свое место рядом с уже существующими традиционными идолами. Со временем же рабам пришло на ум совершить своеобразный перевертыш: первоначальные дагомейские божества лоа оделись в «маски» католических святых. На алтарях чернокожих действительно появились христианские статуэтки и прочие культовые предметы: свечи, лампады. Сами ритуалы тоже были приближены к католическим. Таким образом, используя католическую религию как прикрытие, рабы остались верны своим богам, поклоняясь им под прикрытием католических святых.

Так и вышло, что вуду – в той или иной мере измененная исконно африканская религия, действовавшая на Гаити. Ее же христианские элементы – всего лишь часть колониального наследия. Уловка африканских рабов была настолько удачной, что в 1860 году даже грозный, но справедливый Ватикан был вынужден признать вуду одной из разновидностей католицизма. (Правда, сами гаитяне более склонны полагать, что их религия как раз древнее и глубже христианства, что она впитала в себя все лучшее из прошлого и настоящего. Однако же такой точки зрения придерживаются все более или менее уважающие себя сектанты.)

Итак, для того чтобы изготовить куклу вуду, колдун должен обладать множеством специальных ингредиентов: особым, сделанным из человеческого жира воском, костной пылью, костями руки живого человека, собственной кровью, смешанной с древесным углем, измельченными частями трех тайных растений. Черные камни, взятые с перекрестка, служили глазами куклы. Обязательно было взять волосы с головы жертвы и ее личные предметы. Кукла может быть или не быть похожа на жертву, но обязательным была материальная связь с ней – содержание чего-то, принадлежавшего жертве: волосы, ногти и т. п. Колдун, формируя из приготовленных компонентов куклу, должен был непрерывно петь. Всего такой процесс занимал около 4 часов.

В 2000 году одно швейцарское периодическое издание сообщало, что некто Джексон сумел оказаться на ритуале вуду, проводимом в Швейцарии. На ритуале колдун обещал ему, что 25 человек в списке его главных врагов, в том числе Спилберг и известный музыкальный магнат того времени Дэвид Геффен, в результате проведенных действий умрут. Джексон выкупался в ванне, наполненной кровью, после чего отдал приказ своему бывшему консультанту по деловым вопросам Мьянг-Хо Ли, чтобы тот перевел сто пятьдесят тысяч долларов в Малийский банк на указанный счет. По версии журнала, эти средства предназначались главе колдунов вуду Баба, принесшему в жертву 42 коровы.

Всевышний изгнал из рая Адама и Еву и в наказание отправил их жить на землю. Оказавшись на земле, мужчина вознес молитву великому Богу, дабы тот послал им что-нибудь поесть.

В ответ Всевышний сказал ему:

– Состриги ногти и отрежь волосы у твоей жены и зарой все это глубоко в землю.

Адам так и сделал. Тотчас же из земли выросло дерево, протягивая высоко в небо свои ветви. Ствол у дерева был шероховатый, кора его напоминала нанизанные друг на друга стриженые ногти, а листья были нежными и длинными, как волосы Евы. На дереве в изобилии росли вкусные плоды.

Но демон-искуситель, из-за которого Адам и Ева были изгнаны из рая, увидел пальму и запрыгал в ярости вокруг нее. Он даже зарыдал от злости, и каждая его слеза, упав на листья, превращалась в колючку.

В Марокко люди очень любят пальму, окружая каждое дерево большой заботой. Ее плоды нежны и сладки, как мед, они утоляют голод даже в самые трудные времена.

Время шло, и постепенно вместе с переселенцами с Гаити религия вуду перекочевывала на другие острова. Так, первым принявшим новое веяние островом были Карибы, затем – Ямайка и Тринидад, в которых вуду нашла наибольшее распространение. Пышный расцвет этой религии совпал с приходом к власти на Гаити в 1957 году диктатора Франсуа Дювалье. Правитель сам исповедовал вуду, что и поспособствовало этому. Будучи более чем гибкой, религия вуду легко видоизменялась при смене поколений. А ее гибридное происхождение даже способствовало проникновению на континент. Так постепенно и оказалось, что у вуду существует множество поклонников в США.

Всплеск популярности и признания гаитянского вуду произошел и в Новом Орлеане, и в Майами, и в Нью-Йорке. Эта религия повсеместно порождала новые взгляды и убеждения, в результате снискав по всему миру от пятидесяти до шестидесяти миллионов последователей.

Да-да, в Нью-Йорке действительно много вудуистов. Правда, это либо мирные служители культа и его адепты, либо сектанты, использующие антураж и знание человеческой психологии для проворачивания криминальных делишек.

Мифология вуду

В основе ритуалов вуду – вызывание богов и духов. Это религия очень зрелищная, и порой ее краски доходят до вульгарности в нашем европейском понимании. Духи вселяются в шаманов, и верующие могут получить от них защиту, исцеление или предсказание. Обряды вуду указывают людям на источник их бед и дают средство противодействия злым чарам. Это прежде всего амулеты – мешочки с травами, маслами, волосами, костями и другими предметами.

Также вуду включает учение о том, как надо использовать специальные свечи, масла, отвары и настойки. Считалось, что каждое растение обладает определенными свойствами: красивые растения приносят гармонию, колючие или дурно пахнущие – агрессию и дискомфорт. Некоторые из них могут дополнять и усиливать друг друга, иные – враждовать между собой или сеять вражду вокруг.

Духи вуду могут быть как защитниками, так и карателями. Можно использовать массу амулетов для своей защиты и быть спокойным, что бы ни происходило в жизни. Напротив, если вы оскорбили жреца или были обвинены в черных деяниях – кара не заставит себя долго ждать.

Даже привычное нам понятие одержимости в вуду имеет особый смысл. Для вудуистов это практическая цель, которая достигается с помощью различных ритуалов. Истинное сближение с потусторонним миром в вуду осуществляется как раз через одержимость, которая называется «рукой божественной благодати». Вызывается такое состояние лоа – божественным духом, временно замещающим душу и становящимся животворящей силой в человеческом теле. Так, одержимость – совершенно обычное в вуду явление, это способ, которым лоа дают свои указания или проявляют собственные желания и силу. Это состояние встречается довольно часто и рассматривается приверженцами религии как нормальное. Ведь и пифии, и оракулы античности, и шаманы любых народов, да и пророки предсказывали всегда в состоянии транса. Но если они при этом в большинстве случаев впадали в такое состояние самопроизвольно, то вудуисты используют различные средства, оказывающие такое воздействие на психику. Когда лоа входит в человека и в течение определенного времени управляет его телом, действия и выражение эмоций принадлежат лоа, а не одержимому им человеку. Жрец культа может определить, какой именно лоа обладает человеком. Жрецы действуют как посредники, чтобы вызвать лоа или помочь им уйти, когда их миссия закончена. Лоа, который овладел приверженцем вуду, также должен попрощаться со жрецом перед тем, как уйти. Таким образом, каждый приверженец вуду не только имеет прямой контакт с миром духов, но и фактически принимает его в свое тело. И это тоже сильно сближает божественное с земным. Общение с высшими силами здесь возможно без посредников.


В вуду существует много различных сект, ведь африканских народов великое множество. Так что каждый, соприкасаясь с новой религией, привносил в нее понятное для себя. Каждая из сект придерживается своего собственного духовного пути и поклоняется собственному пантеону божеств-лоа. Лоа очень многочисленны и активны в мире людей. Они живут в деревьях, камнях, реже – в телах животных. Вудуисты считают, что любая вещь является продолжением или проявлением того или иного лоа и служит ему.

Только избранные люди, такие как колдуньи мамбо ибелые колдуныунганы , могут напрямую общаться с лоа. В отличие от остальных религий в вуду ясно выражена относительно темная стороныа лоа и людей. Колдунов, использующих черную магию, именуют бокорами . Они объединены в тайные общества и могут наслать на человека порчу, используя восковую куклу, или оживить мертвеца, полностью подчинив его себе, а затем наслать на врага и тем самым смертельно запугать его.

Вудуистские ритуалы, как и божества, делятся на два класса: Рада и Петра . И для тех, и для других характерно использовать барабанный бой, пляски, песнопения и вхождение в экстатический транс. Они отличаются только по типу лоа, которым адресуются, и целям ритуала. Яркие краски, ритмичная музыка, архаические гимны – очень сложно не поддаться их чарам. А ведь магия слов тоже существует и используется в любой религии.

Ритуалы Рада следуют более традиционным африканским образцам и обычно концентрируются на положительных аспектах лоа. Верующие надевают специальные белые одежды. В жертву приносятся животные (петухи, козлы и быки) – бог Данбала научил своих последователей причащаться священной кровью.


У вудуистов существует изначальное верховное существо, которое зовут Гран Ме или Олодумаре . Создав наш мир давным-давно, он все равно остался очень далек от него. Согласно мифу, Олодумаре завершил творение физического мира и более не интересовался его судьбой, пустив дальнейшее развитие событий на волю случая и ощущая лишь усталость и отвращение. Взывать к нему бесполезно – он останется безучастным, ведь вряд ли что-либо сможет переубедить его в презрении к делу рук своих. Поэтому едва ли стоит ему поклоняться или обращаться за помощью, считают вудуисты.

Согласно другому мифу о сотворении мира, все воды на земле отворял Великий Змей Данбала . Движение его семи тысяч колец образовало все равнины и вершины на земле и звезды с планетами на небе. Великий Змей Данбала является старшим среди лоа. (В католицизме его двойник – Бог-отец.) Данбала представляет собой воплощение наследственного знания вуду, а еще до эпохи рабства африканские жители Дагомеи почитали питона Дангбве как воплощение божеств. Питон был очень красив и не ядовит; дагомейцы верили в то, что если его хвост коснется кого-то из малышей, это знак, что тот избран быть жрецом (жрицей).

По мере распространения религии вуду на островах и в Америке питон постепенно превращался в боа. Данбала не разговаривает – зачем ему это? – он лишь издает шипение. Если размышлять так, становится понятно, что сакральный язык вуду, используемый в литургии, скорее всего, берет начало от этого шипения великого Данбалы. Приверженцы вуду, одержимые Данбалой, теряют возможность ходить – они будто превращаются в змей. Им не только отказывают служить ноги – они начинают ползать, как змеи, извиваясь всем телом, и издавать шипение.


У Великого Змея Данбалы, по мифам, есть жена Айда (Радуга). Ее воплощение – небольшая змея, обитающая преимущественно в воде и питающаяся бананами. Вудуисты часто украшают стены своих храмов яркими цветами, повторяющими ее окраску. Однако с еще большим старанием и любовью они раскрашивают центральную колонну в храмах. Она символизирует Ось Мира, соединяя собой Небо, Землю и Нижний мир. Вообще, Айда – это одна из многочисленных ипостасей богини красоты, любви, богатства и процветания Эрзули. Она является Луной, ее супруг – Легба-Солнце. Эрзули чиста и непорочна, красива и загадочна, как сама Луна. Но согласно преданию, от страстных прикосновений ее огненного супруга кожа Эрзули опалилась и стала черной – поэтому ее принято изображать в виде негритянки. Помимо силы любви и благожелательности эта богиня олицетворяет также ревность, раздоры и месть.


Легба , имеющий множество разных лиц и имен, весьма заметная персона, без него невозможен контакт между человеком и богом. Он, как Меркурий или греческий Гермес, служит посредником между другими богами и связывает лоа со жрецами. Жрецы же через магические танцы и песнопения доносят до его сведения человеческие чаянья. Легба представляется бедно одетым стариком. Еще его изображают в виде человека, разбрызгивающего воду, или старика с посохом либо опирающегося на костыль. По сути, он является хранителем дорог, переходов, перекрестков, входов и выходов. То есть Легба – явный двойник святого Петра, ключника дверей райского сада в католицизме. Поскольку он – охранник врат, ни одно из божеств не сможет принять участие в вудуистском ритуале до тех пор, пока Легба не разрешит пропустить его в дверь. Легба хранит ритуальную воду и покровительствует вудуистским таинствам – в этой ипостаси он соотносится с Данбала-Ведо. Однако наряду с параллелями со святым Петром существовала и другая параллель. Так, некоторые считали прототипом Легбы чуть ли не Христа. Причиной тому служило его происхождение – он сын Солнца и Луны. Любопытно также и то, что в Бразилии в христианстве похожий бог Эшу связывается, наоборот, с дьяволом.

Темное проявление Легбы – это Владыка перекрестков Легба Кафу , покровитель колдовства, он жесток и непредсказуем. Эдакий шутник, лунное божество…

Помните фильм «Перекресток», где юному гитаристу и его приятелю, старому негру, удравшему из дома престарелых, является этот самый Мэтр, некогда даровавший тогда еще молодому начинающему музыканту славу и дьявольский талант, но забравший взамен душу? Это он, Легба.

Поразительная и не укладывающаяся в голове, с точки зрения христиан, двойственная природа этого божества имеет, однако, под собой вполне определенную почву. Вспомните притчу о Прометее – в его мифологической фигуре пересекаются функции освободителя человечества, Мессии и искусителя-Сатаны. Подобная амбивалентность божества в христианстве не обсуждалась бы в принципе, однако, как принято в вудуизме (а по большому счету не в нем одном – еще и в шаманизме, западном оккультизме и индо-тибетском тантризме), нормально, что боги имеют как светлую, так и темную сторону своей сущности. Это непреложная истина.

Одна жуткая история буквально взорвала средства массовой информации, которые не могли говорить ни о чем другом. Вот что сообщалось о малолетней колдунье:

Тринадцатилетняя нигерийская школьница Джуммай Хассан была арестована по подозрению в убийстве двухлетнего мальчика. Несмотря на юный возраст, убийце грозит пожизненное заключение или смертная казнь. В ходе следствия она созналась, что состоит в тайной секте, исповедующей религию вуду и практикующей убийства с последующей продажей органов жертв для колдовских ритуалов.

Девочка заявила, что за прошедшие со времени инициации семь лет она принимала участие в ритуальных убийствах более 50 человек, в том числе собственного отца.

Она согласилась указать места захоронений своих жертв, а кроме того, сообщила, что священники местной церкви были ее постоянными «покупателями» – она продавала им органы жертв, в том числе глаза и сердце. Убийца также указала на своего сообщника. Проведя обыск в его доме, полиция обнаружила множество принадлежностей, используемых в ритуалах вуду.

Да-да, боги двойственны, они не представляют собой одну лишь светлую силу, исполненную сияния. Вспомните греческий пантеон, вечно раздираемый противоречиями и сварами.

Лоа – мирские боги, тесно связанные с людьми и их повседневными занятиями. Они способствуют человеческому счастью, но не создают его; могут спасти от молнии или дождя, но предупредить их не в состоянии. За свою помощь лоа требуют от людей жертвоприношений, подарков и уважения. Если им преподнести не то блюдо или станцевать в их честь не тот танец, они могут рассердиться и навести порчу. Они капризны, но добры.

Духов лоа великое множество, я упомяну здесь только нескольких.


Локо – дух растительности, опекающий святая святых. Он лоа исцеления и связан с деревьями. Покровительствует знахарям – ни один целитель не начнет без него своего лечебного сеанса. Локо – знаток всех трав и цветов. Жрецы получают свои знания именно от него.

Гран-Ба покровительствует дикой природе, предпочитает темноту лесных крон яркому свету. По характеру она довольно нелюдима – живет в густой зеленой чаще, где есть только дикая растительность. В лесной глуши Гран-Ба постоянно балует себя сладкими плодами и кореньями, поэтому не чувствует голода, когда ее зовут на церемонию. Однако на ритуале нужно обязательно оставлять ей небольшие жертвы, иначе эта лоа может разгневаться на невнимание и, например, лишить собравшихся своего присутствия. Гран-Ба обладает врожденным чувством справедливости, разрешает возникающие споры. Именно этот дух призывают, чтобы усмирить спорщиков и найти верное решение.

Агве отвечает за всю флору, фауну моря, за все суда, движущиеся по водному пространству. Это лоа моря, его символизируют изображения ярких лодок и весел, раковины. Агве насылает штиль или волны, утихомиривает бури или ураганы. Его взор радует военная форма, веселит орудийный огонь. Поклонение ему должно происходить на борту судна или плота – это принципиальное отличие от всех прочих лоа. На лодку или плот ставят все любимые блюда Агве и напитки, даже виски, чтобы умилостивить его, а затем спускают на воду, направляя по прямой дороге к священному подводному миру. Если плот тонет, значит, Агве ублажен – он принял жертву и защитит своих адептов.


Особняком стоят лоа Геде – духи смерти и могил, необузданных желаний и разврата. Но кроме того, Геде ратуют за сохранение и обновление жизни и защищают детей. Самыми популярными из них являются Геде Ниббо, Геде Мазака, Барон Самеди и Барон Семетьер. Они изображаются как белобородые старики в длинных пальто и высоких шляпах. Их непременные атрибуты – череп, гроб, крест и трость или костыль. Если, например, кто-то начинает жадно поглощать пищу, неумеренно курит, выпивает огромное количество алкоголя и отпускает сальные шуточки – такой человек одержим Бароном Самеди, обитателем кладбищ.

Устрашающий лоа Геде носит все черное, он управляет доступом к загробному миру, вечной дорогой человека, на которую каждый когда-либо вступит, – путем от жизни к смерти. Символ Геде – могильный крест. Но вместе с тем он же символизирует эротизм, который вне хорошего и плохого, так как неизбежен. Геде просто отправляет свои обязанности – он ни пристыжен этим эротизмом, ни восхищается им.

Лоа Геде – это целое семейство лоа, порожденных душами умерших людей. Геде – духи мертвых. Они все члены одного семейства вместе с Бароном Самеди и Мамашей Бригитой и их духовные дети. Даже фамилия у них одинаковая – La Croix, что означает крест.


Поклоняющиеся вуду обычно создают сообщества, религиозные общины. У них как ни у кого другого развито чувство локтя, они предпочитают быть рядом друг с другом. Центр общины – как, впрочем, и в других религиях – храм. В нем совершаются ритуалы, а заправляют всем главный жрец – унган и жрица – мамбо. Символ принадлежности к жрецам – ритуальная трещотка ассон, сделанная из полой тыквы, набитой камнями или костями. Принять ассон означает принять жреческие права и обязанности. Жреческое право передается по наследству. Младенец в семье жрецов с детства должен обучаться всем премудростям, но посвящение его происходит лишь к 31 году или старше. Он или она получает свидетельство принятия в клан жрецов – ритуальный ассон, без которого не проходит ни один ритуал.


Один из журналистов, видевших службу вуду, так описывает проходивший ритуал в своем издании:

Ритуалы вуду всегда начинаются с обращения к Легба и самым главным лоа – дверей и перекрестка. Сначала нужно получить разрешение от лоа дверей, иначе никто из остальных духов не сможет пересечь границу потустороннего мира и попасть в наш материальный мир. Унган призывает Легба, просит его открыть врата специальным заклинанием.

После того как призван Легба, перед храмом и центральным столбом, посвященным Легба и позволяющим лоа попасть в храм, трижды льют воду. Вода в ритуале вообще имеет большое значение. Она представляет четыре стороны света. Затем участники ритуала дважды целуют символ Оси, которая поддерживает землю, и льют воду перед каждым барабаном, находящимся в храме. Всего их три – это священные предметы культа.

Затем верховный жрец и двое других членов общины возносят приветствие четырем сторонам света, центральной колонне и барабанам – для этого используются знамена и священный меч. Внутри ритуального круга они зажигают свечи, и специальной мукой унган чертит на земле символы. Ими может быть знак определенного лоа, которому будут служить участники этого ритуала и который вызывает лоа на место обряда. Затем унган распределяет остатки муки по четырем сторонам света.

Приветствие, зажигание свечей и рисунки могут следовать и не в таком порядке – это зависит от сложившихся традиций.

Затем, желая вызвать духа, чтобы пробудить астральную силу лоа, унган резко ударяет по рисунку. Эти действия обязывают лоа спуститься на землю. Унган может также просто наклониться над алтарем и вызывать лоа в глиняный горшок посредством магических слов. Затем он может задавать вопросы лоа, находящемуся внутри горшка, узнавая про настоящее или будущее.

Во время ритуала участники поют. Они начинают пение с классической католической молитвы, а потом поют старинную африканскую литургию, где духи призываются в порядке их рангов. Однако эта литургия так стара и давно забыта, что порой даже сами певцы ее не понимают.

После всего делаются жертвоприношения, для того, чтобы покормить лоа. Завершается ритуал ритмичными рукоплесканиями, стуком барабана и звуком трещоток унгана.

Мы говорили об Африке, островах, Америке. Но не только там распространен культ вуду. Он встречается даже в Европе, так что пресса нет-нет, да выдает что-нибудь наподобие вот этой статьи:

В Великобритании слушается процесс над 37-летней уроженкой Сомали Неджи Дьюл, обвиняемой в неправомерном лишении свободы несовершеннолетней, нападении, воровстве и принуждении к сексуальным отношениям девушки моложе 21 года с тремя мужчинами. Девятнадцатилетняя жертва Дьюл, называемая в статье не иначе как «мисс Х.», рассказала накануне в суде, что ее держали в плену в квартире в Восточном Лондоне в течение трех месяцев. По ее словам, она была секс-рабыней и выполняла любые приказания сомалийки, так как находилась под воздействием колдовских чар в стиле культа вуду. Мисс X. рассказала, что Неджи продавала ее мужчинам и говорила, что у девушки нет никакого выбора, а если она откажется от секса, то сомалийка ее просто побьет. Представитель обвинения отметил, что пленница признавала способность Неджи колдовать и то, что она сделала так, чтобы не дать мисс Х. бежать. Ощущение у девушки было такое, как будто она была привязана или закована. Судебные слушания продолжаются.

Время шло, я увлеченно и с удовольствием слушал лекции профессора. Фальк сменил гнев на милость, особенно благосклонен ко мне он был после обеда. И вот стюардесса объявила посадку. Как меня встретит Африка?

Благодаря популяризации в голливудских фильмах, культ вуду стал восприниматься, пожалуй, как один из самых страшных и непонятых. В большинстве историй о вуду речь идет про темную таинственную религию, которая вращается вокруг жертвоприношений животных, накладывании вредных заклинаний и причинения вреда другим людям с помощью кукол. Однако это довольно далеко от истины. Поэтому давайте по порядку разберемся с заблуждениями вокруг вуду.

(Всего 14 фото)

Спонсор поста: Спортивное оборудование : Константа-Спорт может предложить Вам спортивное оборудование по приемлемым ценам. Мы можем обеспечить любой спортивный объект полным набором требуемого оборудования: от одного баскетбольного щита или гимнастической стенки, до спортивной площадки «под ключ».

Три различных типа

1. На самом деле существует три основных типа культа вуду, каждый из которых развит в своей сфере и в определенном районе Африки.

Западно-африканскую магию вуду до сих пор практикует около 30 миллионов людей, особенно в таких странах, как Гана и Бенин. Здесь ритуалы и верования очень многочисленны и почти не затронуты внешним влиянием других религий.

2. Вуду Луизианы - это уникальный культ, который практикуется, в основном, в штате Луизиана и на юго-востоке США. Религия вуду, привезенная в Новый Свет чернокожими рабами из Западной Африки, претерпела сильные изменения под влиянием испанских и французских поселенцев, а также креольского населения.

Гаитянский тип вуду, который практикуется на Гаити, претерпел значительные изменения под влиянием французов и христианства.

Сильные параллели с христианством

3. На первый взгляд кажется, что религия, которая вращается вокруг духов, зелья и поклонения предкам, имеет мало общего с христианством. Однако у вуду есть явно выраженные параллели с этой мировой религией.

В случае Луизианы и гаитянского вуду, в эту гибкую систему верований были включены многочисленные христианские традиции. В центре практики вуду находятся духи, и многие из центральных фигур этого пантеона имеют христианские аналоги.

Так Аида Вебо - это девственный образ Марии, в то время как Папа Легба - является зеркальным отражением Святого Петра. В западно-африканской магии вуду существует весьма христианское понятие, такое как один Верховный Бог - правящий всем на свете.

Принятие католической церкви

4. В самом деле, параллели между вуду и христианством настолько сильны, что не существует никакой вражды между этими двумя религиями, и во многих областях они мирно сосуществуют. Сегодня священники обеих религий работают рука об руку, чтобы помочь принести мир и процветание в Африку, на родину вуду.

В самом деле, папа Римский Иоанн Павел II, говорил о почете, с которым он относился к практикующим вуду жрецам, признавая «основополагающую добродетель», присущую учению и верованию вуду. Иоанн Павел II даже присутствовал на церемонии вуду в 1993 г., помогая скреплению добрейшего сосуществования этих двух, казалось бы, противоположных религий.

Куклы вуду

5. Куклы вуду на самом деле гораздо более сложные, чем обычно изображаются в голливудских фильмах. Они не символизируют человека, в том плане, что то, что происходит с куклой, произойдет и с человеком. Кукла ассоциируется только с конкретным лицом, как правило, при прикреплении к ней фотографии человека, или какой-то его интимной вещи, например пряди волос.

Куклы вуду могут использоваться для множества различных целей, в том числе и для благих. Использование кукол вуду само по себе не является злом или темным делом, но, как и многие светские и религиозные символы, куклы могут стать орудием зла только по воле лица, которое их применяет.

Исцеление

6. Существуют стереотипы, что вуду - темная религия, которая создана для того, чтобы с помощью темных сил управлять людьми и приносить ущерб духу и телу. Но вуду в реальности гораздо больше используется для исцеления и траволечения. Одной из наиболее важных причин для призвания Духа в ритуалах вуду, является попытка попросить его помощи в исцелении больных и раненых.

7. Исцеление может быть как физическим, так и духовным. Поэтому специалисты могут сосредоточиться на исцелении разбитого сердца или изменении удачи к лучшему.

Жрецы и жрицы вуду действительно признают, что они не всесильны. Когда дело доходит до диагностики и исцеления, если они сочтут ситуацию за пределами их контроля, то будут рекомендовать обратиться за помощью к современной медицине.

Красная магия

8. Во многих культурах считается, что белая магия служит для исцеления, а черная творит зло и темные дела. Согласно культу вуду, не существует никакой разницы между белой и черной стороной магии. При этом, когда магия используется для злых или плохих дел, она называется Красная магия. Цвет Духа - красный цвет, а когда человек позволяет злу «loa» завладеть им, его глаза становятся красными, демонстрируя присутствие зла.

Пантеон вуду

9. Обнаруживая поразительное сходство с христианством, пантеон духов вуду имеет три основных уровня. В верхней части находится единый Бог, который в настоящее время для человека так непостижим, что его невозможно описать. Следующий уровень – это духи, которые постоянно взаимодействуют со смертными людьми. Личности погибшего родственника играет важную роль в духовной жизни сторонников вуду, поэтому почитание предков — является важной частью вуду. Третий уровень Пантеона вуду - это сами смертные.

10. Одним из фундаментальных понятий вуду является связь между этими уровнями: Папа Легба является одним из наиболее важных «loa» (духов), он своего рода привратник между миром смертных и Божественным миром. Все смертные, связываясь с loa, проходят через Легба, и он открывает врата между мирами. Являясь отражением Святого Петра, он также является хранителем дома, и покровителем путешественников.

Змей

11. Часто можно увидеть танцы последователей вуду со змеями. Змея является чрезвычайно важным элементом в мифологии вуду. Дамбалл или Данбалла – это змея-Бог и старейший из Пантеона вуду. Говорят, что он был призван, чтобы создать мир. Дамбалл сотворил воду из своей кожи, звезды в небе появились от его колец. Он женат на Аида Вебо, и они питают друг к другу вечную любовь, что представляет собой баланс между мужским и женским началом.

12. Дамбалл символизирует мудрость и разум, и связан с такими символами, как белый цвет, яйца, кости, слоновая кость. Защитник беспомощных и детей младшего возраста, а также инвалидов, он перевозит души умерших в загробный мир. Жрецы и жрицы одержимые духом Damballa не говорят, вместо этого, они шипят.

Жертвоприношение животных

13. Жертвоприношение животных всегда играло важную роль в ритуалах вуду, но причина вовсе не в болезненном увлечении смертью или кровью. Духи (Лоа) используют энергию крови для связи со смертными, наряду с общим управлением своими повседневными делами. Жрецы вуду считают, что кровь жертвы сочетает жизненную силу животного с жизненной силой loa.

14. Мясо и кровь животного часто готовят и употребляют, как часть церемонии. В жертву определенным духам, чаще всего, приносят тех животных, которые с ними более всего связаны: так, например, куры чаще предлагаются Дамбалле, духу-Змею.

На основе верований народов Дагомеи (ныне Бенин, располагается в регионе между современными государствами Того (на западе) и Нигерией (на востоке) и их синтеза с католицизмом на Гаити несколько сот лет назад появилась система взглядов — Вуду . Похожая религия Сантерия на основе верований народа йоруба появилась на Кубе, макумба — также на основе верований йоруба появилась в Бразилии.

Корни вуду уходят в Западную Африку, откуда привозились на Гаити рабы.
Именно смешение традиционных верований народностей Дагомеи и католических представлений привели к формированию этой религии. Это был своеобразный ответ рабов на те унижения, которые им пришлось пережить во время расцвета работорговли. Полагают, что сейчас во всем мире насчитывается около пятидесяти миллионов приверженцев культа вуду.

Слово «vodun», «vodu», означает «дух» или «божество» в переводе с языка Fon, одного из наречий Дагомеи, именно там и находится по преданию место обитания божеств- vodun и духов лоа.

В Вуду не существует центральной религиозной власти, поэтому популярное высказывание на Гаити говорит, что «каждая Мамбо и Хунган — глава их собственного дома». Различные детали ритуалов вполне могут отличаться от Храма к Храму.

Последователи гаитянского вуду верят в существование Бога-создателя (Нсамби, Bondieu — Доброго Бога), который не участвует в жизни своих созданий, и духов (лоа), которые являются детьми Бога-создателя и которым молятся и почитают как старших членов семьи.
После сотворения мира Бог отдалился от человечества, однако все же Он продолжает внимательно наблюдать за всем, что происходит на Земле и сохраняет управление всем существующим. Бог-Нсамби есть истинный Владелец всего и всех. Он вмешивается в создание каждого индивида. Линии на ладонях и позвоночный столб указывают на Его непосредственное влияние. Он управляет жизнью и смертью и наказывает нарушителей Его закона. Нсамби не воплощается на Земле и не является непосредственным объектом культа.
Приверженцы Вуду считают, что все вокруг пронизано незримой силой лоа. Лоа неисчислимы, как песок на морском берегу, и у каждого есть свой знак, имя и предназначение.

Приверженцы Вуду полагают, что предметы, служащие лоа, продлевают и выражают его. Лоа весьма активны в мире и часто овладевают верующими в течение всего ритуала. Только специальные люди такие, как белые колдуны унганы и колдуньи мамбо, могут напрямую общаться с лоа. Во время обряда совершаются жертвоприношение и ритуальные танцы, затем унган впадают в транс и упрашивают лоа о помощи и покровительстве в житейских делах, о благосостоянии. Если лоа остаются довольны щедрыми подарками и обряд проведен правильно, в успешном его результате можно не сомневаться.

По верованиям вудуистов в человеке живёт несколько душ. До рождения и после смерти он является гвинейским ангелом. Кроме того, в нём живёт посол Бога — совесть. Одна душа — gros-bon-ange, «большой добрый ангел» — наделяет человека определенной индивидуальностью. Еще до рождения — «до прибытия на Землю» — каждый из нас был таким ангелом. После смерти человек вновь станет ангелом и вернется к предкам в «Гвинею». Страна эта не имеет ничего общего с тремя африканскими Гвинеями. Это — блаженное царство, страна мечты. В минуты транса «большой добрый ангел» вылетает из тела человека, и его место занимает бог. «Ангел» и сам со временем может стать богом, когда многое познает и наберется мудрости.
Другая душа — ti-bon-ange, «маленький добрый ангел» — это наша совесть, своего рода наш ангел-хранитель. Это — искра, которую заронил в нас бог. Она теплится, пока мы живем. После нашей смерти она вернется к богу на небеса.
Вуду верят в перевоплощение — используется термин «Joto». Дух «перевоплощенного» Предка — Joto. Joto — это душа передаваемая от Предка, «представителем» которого является человек, и который опекает данного индивидуума. Joto — Предок, жизненный поток которого оживляет ребенка. Он упоминается как Se-Joto или Se mekokanto. Он тот, кто представляет Создателю глину из которой будет «вылеплено» тело вновь прибывшего. Он — сила, жизненная и духовная энергия, которая моделирует и направляет существование человека; Se (Защитник), который дается человеку. В принципе, ребенок не получает имя своего Joto. К нему можно, однако, обратиться по этому имени время от времени, чтобы напомнить ему об этом. Это имя может преобладать, если человек будет посвящен в культ его Joto. В этом случае имя Joto становится реальным именем человека в религии. Индивидуальная душа Joto не воплощается в своего «протеже», но передает последнему его социальный статус и роль.

Гаитянское Вуду имеет два основных Пантеона Богов — Рада и Петро. Rada (креольский термин для Allada) — Пантеон, происходящий из Дагомеи. Petro — Пантеон, имеющий корни в Конго (вопреки широко распространенному мнению, Петро Пантеон Вуду состоит отнюдь не из одних лишь Духов конголезского происхождения).

Вуду почитают богиню любви Эрзули и великого Змея Дамбалла Ведо. Этот Змей — главный и обязательный элемент во всех таинствах вуду, потому что он есть начало и конец всех вещей; Океан Вечности, со всех сторон окружающий материальный мир; безбрежное пространство, из которого все вышло и к которому все рано или поздно вернется вновь. Дамбалла — это источник Силы и местонахождение всех лоа. Дамбалла представляет как доброй, так и злой Силой (в зависимости от самого призывающего).

Еще одним известным лоа является Барон Самеди, или Геде. Это — ужасный бог царства мертвых. Известно, что он носит фрак и курит трубку, а потому эти реквизиты заранее приготовлены. Любит Геде и ром, особенно если кинуть в него стручки жгучего перца. Жертва, выбранная Геде, бросается к бутылке и может разом выпить ее до дна.

Вуду имеет свои высокоупорядоченные взгляды в отношении «темной» стороны лоа и людей. Колдунов, использующих черную магию, именуют бокорами, они объединены в тайные общества. Они могут наслать на человека порчу, используя восковую куклу или оживить мертвеца полностью подчинив его себе, наслать на врага и тем самым смертельно запугать его.
Темная сторона таинств вуду получила широкую известность в цивилизованном мире благодаря «зомби». Американские фармацевтические компании заинтересовались методом получения порошка, посредством которого человека можно было приводить в состояние управляемого биологического робота. Были официально обследованы десятки людей, подвергшихся воздействию неизвестного науке препарата, который блокировал определенные участки мозга, отвечающие за жизнедеятельность организма (такие, как сердцебиение, дыхание, кровообращение), но странным образом оставлял нетронутым сознание. В итоге человек как бы умирал, а потом, по истечению некоторого времени, оживал, частично не помня своей прошлой жизни или не помня таковой вообще. По слухам, черные маги вуду могут создавать себе или другому человеку сколько угодно двойников, множество подобий, или «отпечатков». А душу можно попеременно вселять в любое из созданных подобий, остальные при этом действуют как зомби, повинуясь воле хозяина, отыскать которого в толпе двойников просто невозможно. Ещё один способ уничтожения человека с помощью колдовства — это насылание на него духов смерти. Жертва такого воздействия начинает болеть, худеть и чахнуть. Иногда жертва находит более могущественного колдуна, который, разумеется, за деньги изгоняет, в конце концов, злой дух смерти, вошедший в несчастного. Но бывает так, что колдун, наславший духов и изгнавший их — это одно лицо.

В качестве святилища вудуисты выбирают обычное жилище (хунфор — святилище). Лишь некоторые унганы вывешивают над культовыми зданиями драпо — пестрые, расшитые блестками и разноцветными нитями флаги, которые указывают: здесь совершаются церемонии. Религиозные церемонии вуду нередко проходят ночью в чаще влажных тропических лесов.

Основные атрибуты церемоний Вуду: митан (столб — дорога богов) и чёрные свечи. Ритуал всегда начинается с втыкания в землю длинного шеста, служащего своеобразной основой для визуализации Дамбалла. Трое барабанщиков, выстукивая чёткий ритм, причём каждый свой, возвещают об открытии церемонии.
Обычно в начале церемонии поётся песня-прошение, обращённая к лоа Легбе: «Папа Легба, отвори ворота. Папа Легба, отвори ворота и дай мне пройти. Отвори ворота, чтобы я смог возблагодарить лоа». Лоа — Легба или Папа Легба, является, по представлениям Вуду, посредником между другими богами и связывает лоа с жрецами унган и мамбо, которые, в свою очередь, доносят ему волю народа через ритуальные танцы и песнопения. Легба — хранитель врат в потусторонний мир. Без его помощи не открыть врата, не добраться до демонов и духов. Поэтому с самого начала церемонии взывают к нему: да распахнутся врата. Людей, одержимых Легбой, видно сразу. Ведь сам он — старый хромец. Вот и люди, кого он взял в оборот, теряют способность нормально двигаться. Их словно парализует; некоторые из них оцепенело лежат на земле не в силах тронуться с места.

Танцуя вокруг шеста, мамбо, вместе со своей помощницей-унси и помощником — ла пласом, струйкой воды из кувшина создают вокруг шеста магический круг в честь Папы Легби и охранителя дома Огуна Феррея, чтобы отогнать от себя и присутствующих злых духов, в которых некоторые авторы видят христианских святых. Танцы проходят под звуки барабанов, уводящих своей монотонностью в транс тех, кто присутствует на них. Из сосуда с жертвенной кровью или непосредственно из кровоточащего обезглавленного тела животного или птицы жрецы смазывают лица всех участвующих в этом сборище. Иногда обезглавливание курицы, которую приносят в жертву, происходит путём откусывания головы зубами под бешеный танец, в состоянии исступления. Всё это дело происходит вокруг пылающего костра, рядом с которым стоит ящик или сосуд, в котором содержится главный объект поклонения — змея (символ Дамбалла).

Общее название группы афрохристианских сект. Секты вуду появились на Гаити в XVIII веке в результате слияния верований черных рабов с католицизмом. Особое развитие культ получил с приходом к власти в 1957 г. диктатора Франсуа Дювалье. Для вуду характерна практика колдовства и черной магии.

«В реке Темзе были найдены останки человеческого тела. Как позже выяснилось, останки принадлежали шестилетнему мальчику африканского происхождения. Восстановленная картина происшествия потрясла даже бывалых следователей. Убийство оказалось ритуалом религии вуду - ребенку сначала перерезали горло, а потом его тело было расчленено на мелкие части».

Такое сообщение распространили информационные агентства в 2001 г. «Сегодня труп в Темзе, а завтра в Днепре?» - подхватили отечественные СМИ. Повод для беспокойства был. Как знать, насколько далеко может привести любителей острых ощущений увлечение экзотическими культами и нетрадиционными религиями? Тем более когда знания о них почерпнуты из бульварных книг, «сенсационных сообщений» и художественных фильмов. Вуду - это не только религия населения небольшого острова в Карибском море, вуду - это еще и страшилка, в которую хочется верить последователям секты в США, Европе, России и Украине.

* * *

Вуду - религия, возникшая на Карибских островах (в первую очередь на Гаити) в результате смешения традиционных верований африканских рабов и католицизма. Название религии происходит от слова «vodu», что на языке народа фон (проживающего на территории нынешнего Бенина) означает «дух, божество».

В 1518 г. в Новые Испанские колонии в Карибском море были завезены первые черные рабы из Западной Африки. Их было всего трое. Торговля живым товаром оказалась доходным, а потому притягательным бизнесом. Все новые и новые потоки «черной слоновой кости» тянулись из Африки в Северную и Южную Америку, на Карибские острова, в том числе и на Гаити. Известно, что поставкой рабов торговцам в Африке занимались сами прибрежные племена.

Некоторые современные исследователи полагают, что спокойная перевозка в трюме корабля двухсот - трехсот человек была возможна только при предварительном зомбировании живого товара, которое и проводили местные африканские колдуны.

Рабы из племени фон, захваченные в Дагомее (Бенине) и привезенные на Гаити были лишены всего - имущества, прав, родины… Помочь выжить, по мнению рабов, могла только старая религия. Барабанный бой и ритуальные пляски, приближающие африканцев к духам, исполнялись теперь на гаитянской земле. Белые же хозяева - как правило, ревностные католики - запрещали рабам исповедовать их родные африканские религии. Негров, у которых находили фетиши , ждали в лучшем случае побои и суровое наказание, а иногда жестокие пытки и даже казнь. Рабов насильно крестили. Однако африканские культы выжили. Постепенно «черные религии» в той или иной степени смешались с католицизмом. Духи надели маски святых, архангелов и мадонн. Христианство стало прикрытием для вуду. Можно было посещать мессу, продолжая по ночам приносить кровавые жертвы и исполнять ритуальные танцы. На негритянских алтарях появились христианские статуэтки, свечи и мощи . Естественно, что существующее положение привело к образованию множества тайных сект, которые впоследствии и стали сектами вуду.

Смешение католических и африканских религиозных норм наблюдается и до сих пор. Многие приверженцы вуду считают, что христианский Бог и святые придают их культу дополнительную силу. Вудуисты празднуют Рождество, почитают Библию. В дни Великого поста двери вудуистских святилищ закрыты. Борьба католиков с вуду продолжалась на протяжении всей истории Гаити. Интересно, что и в католическую службу на острове в середине прошлого века было позволено включать барабанную музыку. До недавнего времени большинство вудуистов одновременно считало себя католиками, что и отражалось в многочисленных статистических сводках.

Афрохристианские культы, подобные вуду, распространились и на других Карибских островах и в некоторых странах Латинской Америки. На Кубе сформировалась своеобразная религия - сантерия; в Бразилии смешанная негро-португало-индейская религия называется макумба. Вуду снискала популярность в Новом Орлеане (штат Луизиана), на территории штата Майами, а позже и в Нью-Йорке.

Большое влияние на формирование специфической религии вуду оказало достаточно раннее обретение Гаити независимости, что привело ее к изоляции от стран Европы и замкнуло ее религиозность на себе. Островное положение государства также способствовало самостоятельному развитию местных культов.

Удачное расположение и плодородные почвы Гаити сделали остров объектом постоянной борьбы между ведущими колониальными державами - Испанией, Великобританией и Францией. В середине XVII века Гаити переходит к последней. (В течение века после этого, по мнению многих специалистов, произошло окончательное оформление вуду как специфической религии негров во французских американских колониях.) К концу XVIII века Гаити становится одним из богатейших колониальных владений в мире. Конечно, благополучие острова продолжало основываться на жестокой эксплуатации рабов. В условиях нарастающего недовольства негров своим угнетенным положением вуду становится своеобразным символом собственного национального достоинства темнокожих гаитян, важным фактором их самосознания. Некоторые источники свидетельствуют, что восстание против французов, поднятое гаитянскими рабами под руководством Туссен-Лувертюра в 1791 г., началось с прорицания местного оракула и исполнения религиозного обряда Петро. Момент для восстания был выбран исключительно удачно. Французам было не до Гаити - революционные французские войска в то время были больше обеспокоены войной с армиями антифранцузской контрреволюционной коалиции. Позже Наполеону так и не удалось успокоить Гаити, и в 1804 г. остров получил независимость, став тем самым первым негритянским независимым государством Нового времени. Императором Гаити провозгласил себя генерал Дессалин.

И Дессалин, и чуть более поздний правитель Петион пытались показать себя просвещенными властителями и искоренить вуду. Религия опять ушла в подполье, сохранив очарование запретности. После столетней внутренней усобицы и постоянной борьбы за власть (в ходе которой, кстати, нередки были и столкновения католиков с вудуистами) остров был оккупирован США. Американцам не удалось примирить враждующие партии, продолжавшие жестокую войну всю первую половину прошлого века. Войну, которая закончилась победой негритянского, в массе своей вудуистского, населения. Вот только счастья эта победа неграм и мулатам не принесла.

* * *

Расцвет культа вуду во второй половине XX века связан с именем Франсуа Дювалье. С 1957 по 1971 гг. он безраздельно правил на Гаити и близлежащих островах Карибского моря. Папаша Док - так называл его весь мир, но это было не единственное его прозвище. Дювалье именовали и Солнцем Гаити, и Королем Счастья, и Поднебесной Радугой, и Помазанником африканских богов… А еще многие гаитяне считали, что власть Дювалье сохраняется, поскольку он является могучим колдуном вуду.

Франсуа Дювалье родился в 1907 г. В 1932 г. закончил медицинский факультет Университета Гаити, в 40-х изучал систему здравоохранения США в Мичиганском университете. В 1946 г. президентом Гаити стал негр - Дюмарсе Эстиме. Темнокожий доктор Дювалье в его правительстве был министром здравоохранения. Однако вскоре Дювалье пришлось перейти на нелегальное положение, поскольку Эстиме был свергнут военной хунтой. Она продержалась у власти до 1956 г., после чего Дювалье смог выйти из подполья и даже включиться в президентскую гонку. Выборы Папаша Док проиграл, но с помощью регулярных войск смог «переиграть» их результаты, провести новые выборы и стать президентом Гаити. Это произошло в 1957 г.

Бывший демократ запретил политические партии, закрыл оппозиционные издания, распустил профсоюзы и студенческие организации. В стране была установлена военно-полицейская диктатура, державшаяся, в первую очередь, на физическом устранении нелояльных граждан. В частности, преследованиям подверглись многие католические священники (католическая церковь поддерживала политических противников Дювалье в 50-е годы). В 1964 г. Папаша Док был провозглашен пожизненным президентом.

Дювалье прекрасно разбирался в тонкостях вуду и чувствовал настроения масс. Как и многие диктаторы, он стремился выглядеть истинно народным вождем. С другой стороны, вуду с его ореолом таинственности, почитанием «посвященных» и пугающими легендами как нельзя лучше подходило в качестве инструмента для того, чтобы держать в страхе и повиновении малограмотное население Гаити. Террор получил религиозную окраску. Папаша Док активно пропагандировал себя в качестве жреца вуду. Он изменил цвета национального флага с традиционного красного с синим на красный с черным (цвета, ассоциировавшиеся с влиятельной сектой вуду - Бизанго). Дювалье носил черный костюм с узким черным галстуком - это наряд одного их духов смерти Барона Субботы. Тайная полиция и спецслужбы президента (легендарные тонтон-макуты, о которых гаитяне до сих пор вспоминают с содроганием) периодически прибегали к ритуалам и символике вуду. По сути, этот народный культ стал официальной идеологией Республики Гаити и одной из основ диктатуры Дювалье. Огромное впечатление на население острова произвел эпизод, происшедший в 1963 г. Дювалье, недовольный охлаждением к нему со стороны США, публично объявил народу, что с помощью ритуалов вуду вызвал из ада самого дьявола, который нашлет проклятье на американского президента. Шесть недель спустя в Далласе был убит Джон Кеннеди.

Многие гаитяне верили, что Дювалье наделен сверхъестественной силой и что убитых им людей он превращал в зомби, делая их своими невидимыми шпионами. Влиятельным «посвященным» вудуистам было выгодно поддерживать возросший во времена правления Папаши Дока авторитет религии и после смерти диктатора, и после ссылки в 1986 г. младшего Дювалье - Жана-Клода. Впрочем, в период смут, последовавших за этим, вуду подверглось на Гаити очередным гонениям как идеология диктатуры.

Есть сведения, что теплый прием бывшим тонтон-макутам, бежавшим в Бразилию, оказали местные предприниматели. На предприятиях, в управлении которых участвовали гаитяне, люди показывали на некоторых работников, утверждая, что за непослушание те были превращены в зомби. Слухи о зомбировании укрепляли авторитет хозяев и отпугивали любопытных чиновников из контролирующих органов.

* * *

В 1990 г. в результате «первых свободных выборов в Гаити» президентом стал бывший католический священник левых убеждений Жан-Бертран Аристид. Недовольная его реформами богатая элита острова свергла Аристида, но после нескольких лет торгового эмбарго, инициированного Соединенными Штатами, Аристид вернулся к власти. Его правление стало важной вехой в истории вуду. Из тайного культа оно превратилось в предмет экспорта, стало одной из статей дохода нищей страны, ее брэндом. Вуду увлеклись знаменитые артисты и музыканты (например Майкл Джексон).

Вот описание типичного ритуального обряда «для зрителей и туристов»: «Итальянский посол, беседующий с первым секретарем посольства США, они, что ли, вудизм исповедуют? В присутствии стольких зевак, любопытствующих, о каком таинстве могла идти речь? Типичная тусовка иностранной колонии… Лупцевали по тамтамам, подвывая с приплясом, скорее всего нанятые для этого случая артисты фольклорного ансамбля, их густо-черные лица казались загримированными, а в бутылках, к которым они, как положено по ритуалу, прикладывались, видимо, не кларет булькал, а кока-кола. Экстаза никакого не наблюдалось, в транс никто не впадал, живым петухам откусывать головы не собирался. Ну ничего зловеще-чарующего - просто шоу, от которого веяло скукой», - так рассказывает о ритуале очевидец.

Тысячи вудуистов со всего мира каждый год совершают паломничество на Плен-дю-Нор для совершения торжественного вудуистского ритуала. «У нас есть свои храмы, - говорит вудуистский священник Нене. - Мы верим в Бога и крестим людей, мы проводим религиозные церемонии, - так что мы действительно церковь».

В апреле 2003 г. Аристид подписал закон, объявляющий вуду одной из государственных религий Гаити. Первое ноября объявлено на острове нерабочим днем. По вудуистскому календарю, это праздник, когда чествуют мертвых. Признание вуду официальной религией нравится не всем. «В Библии сказано, что мы созданы по образу и подобию Бога, - говорит католический священник Адонэс Жан-Жюст. - Но эти люди, купающиеся в грязи, ведут себя, как свиньи. Они - те животные, которые любят валяться в грязи. Поклонникам культа вуду необходимо очиститься через крещение во Христе». Осенью 2003 г. тысячи христиан Гаити приняли участие в дне молитвы, который проводился в знак протеста против признания культа вуду государственной религией. Сверх того, гаитянские христиане направили к знахарям вуду своих «шпионов». Об этом заявил директор организации «Молодежная миссия Гаити» Терри Сноу. Соглядатаи отправились на место, где, по легенде, некогда был заключен союз с дьяволом, который якобы получил душу Гаити в обмен на победу над французами.

По словам Сноу, жрецы вуду привели на это место много жертвенных животных - свиней, коз и кур, однако между последователями культа разгорелся спор и ни одна жертва не была принесена. На 1 января 2004 г. планировалось новое жертвоприношение. Этот день является главным национальным праздником Гаити - Днем независимости.

* * *

Вудуизм - это не просто поклонение духам, богам и демонам. Для вудуиста нет разделения между материальным миром и духовным. Его духи и демоны - это не потусторонние существа, они присутствуют постоянно в этом мире. Вудуист - прагматик и исполняет свои ритуалы, чтобы получить от этой жизни то, что ему нужно, причем немедленно. Боги вуду от мира сего, и для вудуиста мир так же хорош, как и те желания, которые он порождает.

Объектом поклонения вуду являются дагомейские божества лоа, приобретшие ярко выраженные гаитянские черты. Секты вуду видят смысл жизни в общении с лоа с целью заручиться их расположением и получить ценную информацию. Лоа очень многочисленны и активны, они действуют в нашем мире. Вудуисты считают, что каждая вещь является продолжением или проявлением того или иного лоа и служит ему. Божества африканского происхождения относятся к классу Рада. Есть и другой класс - Петра. Это лоа, вошедшие в пантеон значительно позже. Чаще всего они являются обожествленными духами исторических личностей или местными гаитянскими богами.

Вудуисты признают существование изначального Верховного Божества, которого называют Гран Ме. Он создал мир, но слишком далек от него, чтобы ему стоило поклоняться. Старшим среди лоа является Великий Змей Дамбалла. Еще до эпохи рабства африканцы почитали питона Дангбве. Эта змея небезопасна для человека, и дагомейцы верили, что ребенку, которого она коснулась, самим Богом суждено стать жрецом или жрицей. После переселения в Америку рабы заменили питона на боа. Дамбалла - это начало и конец всех вещей, океан вечности, со всех сторон окружающий материальный мир. Дамбалла - это источник Силы и местонахождение всех лоа. Дамбалла создал все воды Земли. Движение его семи тысяч колец образовало горы и долины Земли, а также звезды и планеты. Змей выплавил металлы и послал на Землю стрелы-молнии, от ударов которых возникли камни и скалы. Когда Дамбалла сбросил свою кожу под солнцем, излив при этом воды на Землю, солнце засияло в воде и создало Айда-Ведо (Радугу). Дамбалла полюбил Радугу и сделал ее своей женой. Айда-Ведо воплощается в небольшой змее, которая живет в воде и питается бананами. Ее яркую расцветку воспроизводит декор вудуистских храмов.

Есть еще один важнейший лоа, без которого просто невозможно никакое общение между богами и человеком. Это Легба (Папа Легба). Папа Легба представляет Восток и Солнце; управляет дверями, воротами и окнами, а также Новым Годом (и вообще любыми началами и начинаниями). Никакое божество не сможет принять участие в ритуале, если Папа Легбу не попросят открыть для него дверь. (Для гаитян-като-ликов Легба ассоциируется с привратником - св. Петром.) В Вудуизме также почитаются Агве - бог моря, Эринле - бог лесов, Огу Баланжо - бог целительства, Огун - бог войны и железа, Папа Зака - покровитель сельского хозяйства, Эрзули - богиня красоты, богатства и процветания и многие другие лоа. Особый класс лоа составляют Геде, духи смерти и могил, необузданных желаний и разврата. Самыми популярными формами Геде являются Геде Ниббо, Геде Мазака, Барон Суббота. Их изображают как белобородых стариков в длинных пальто и высоких шляпах. Непременные атрибуты - череп, гроб, крест и трость. Люди, одержимые Бароном Субботой (обитателем кладбищ), отпускают сальные шутки, жадно набрасываются на еду, курят сигары и выпивают огромное количество алкоголя.

Вудуисты делятся на жрецов (колдунов) и мирян. Церемония посвящения в вуду длится три дня, по истечении которых посвященному моют голову холодной водой с лепестками священных цветов. В некоторых сектах вуду для проведения обряда используется кровь, обычно петушиная.

Роль колдунов в вуду исключительна важна. Рядовых сектантов посвящают в колдуны самые высшие посвященные - папа-лист и мама-лист. Колдунов мужчин называют унганами, а колдуний - мамбо. Их влияние на рядовых приверженцев вуду не ограничивается религиозной сферой, а распространяется на все стороны жизни, в том числе на медицинскую и юридическую практику.

Культовые церемонии вуду проходят в специальном помещении - хунфоре, который представляет собой небольшую хижину с пристроенным к ней навесом. Внутри хижины находится алтарь, на котором располагаются как вудуистские, так и католические символы. Также в хунфоре находятся своеобразные «приделы» - специальные комнаты для определенных лоа. В центре хунфора расположен митан - столб, называемый дорогой богов, по которому во время службы якобы спускаются лоа. Даже если обряд проводится не в специально оборудованном месте, он все равно начинается со втыкания в землю длинного шеста.

Ритуал установления связи между людьми и духами проводится при помощи специально подготовленного и впавшего в транс вудуиста. Во время ритуала в него якобы вселяется лоа. Своими движениями человек показывает, какой именно лоа в него вселился, и унган может задавать божеству вопросы или советоваться с ним. Для введения в транс используется музыка ритуальных барабанов. Трое барабанщиков, выстукивая четкий ритм, причем каждый свой, возвещают об открытии церемонии. После этого поют песню-прошение, обращенную к лоа Легбе: «Папа Легба, отвори ворота и дай мне пройти. Отвори ворота, чтобы я смог возблагодарить лоа». Танцуя вокруг шеста, мамбо (или унган) струйкой воды из кувшина рисуют вокруг шеста магический круг в честь Папы Легбы и охранителя дома Огуна, дабы отогнать от себя и присутствующих злых духов. Затем колдун создает на полу веве - рисунок из белой муки (знак призываемого лоа). Во время культовых церемоний унганы кормят лоа, чтобы умилостивить, принося в жертву различных животных (в первую очередь молодого петуха). Мясо жертв частично съедается, а частично разбрасывается и закапывается.

Одержимый лоа вудуист на время превращается в «лошадь Бога». Молодые девушки, одержимые старыми духами, даже преображаются физически и становятся дряхлыми и слабыми. И наоборот, слабый человек, в которого вселяется молодой крепкий лоа, начинает плясать и прыгать, начисто позабыв о своих болезнях. Лоа могут исцелять, прорицать, давать житейские советы и духовные наставления. Священник Джон Хут, всю жизнь проработавший на Гаити, говорит, что люди, одержимые лоа, часто впервые в жизни чувствуют себя значительными. Они говорят властным тоном, и люди их слушают.

Если лоа остаются довольны щедрыми подарками, а обряд проведен правильно, в успешном его результате можно не сомневаться.

Вуду вызывало и вызывает страх у многих добропорядочных европейцев и американцев. В конце XIX века приобрела популярность книга миссионера Гайти, в которой автор описал отвратительные и весьма преувеличенные подробности ритуалов этой религии, таких как поклонение дьяволу, жертвоприношение младенцев, каннибализм. Последователи Гайти - писатели, журналисты, режиссеры - поддержали сомнительную репутацию загадочной религии, надо сказать, что церемонии вуду и в самом деле могут потрясти неподготовленного человека.

«Бой барабанов и песнопения звучат час за часом без остановки. На земле лежит коза и маленькая черная свинья - обе с перерезанным горлом, а все люди вокруг забрызганы кровью. Животных бросают в небольшой пруд, полный пузырящейся коричневой грязи. Люди в сине-красных одеждах прыгают в пруд вслед за жертвами». Это кульминация традиционной вудуистской церемонии на равнине Плен-дю-Нор. А вот описание ритуала, проведенного «по-домашнему» в одном из бедных кварталов столицы Гаити - Порт-о-Пренса: «Из собравшейся в круг толпы, раскачивающейся из стороны в сторону под все убыстряющийся ритм тамтама, выбилась женщина, закружилась на месте, сдернула платок с головы, покачнулась, упала, разбросав в стороны руки, застыв так в прострации. Грозя ее затоптать, еще четверо прорвались в круг, крутясь волчком, раздирая ногтями лица. Хлынула кровь, чего никто не замечал. Массовый психоз, транс, осатанение. То один, то другой прикладывался к бутылкам, содержавшим явно не кока-колу. Заплакал ребенок, плач его поглотило неистовство тамтамов, нарастающий вой на глазах обезумевших, теряющих остатки рассудка людей, близких к чему-то ужасному, отвратительному, запредельному».

Помимо таких шокирующих обрядов и атрибутики смерти, огромное значение для создания пугающего имиджа гаитянской религии сыграла «черная магия вуду». Колдунов, использующих черную магию, называют бокорами. Они объединены в тайные общества. Считается, что бокоры могут наслать на человека порчу, используя восковую куклу, или оживить мертвеца, полностью подчинив его себе.

Истории о зомби, живых мертвецах, безропотных существах, лишенных памяти и воли, по популярности могут поспорить с рассказами о вампирах. Зомби фигурируют в самых кассовых фильмах, таких как «Пираты Карибского моря», «Ночь живых мертвецов» и др. Из чисто вудуистского термина слово «зомби» превратилось в термин социальный и политический. Зомбированием зачастую называют «промывание мозгов» населению, введение их в состояние легкой внушаемости с помощью, например, электронных средств массовой информации, шумных мероприятий и т. д.

На Гаити зомбирование считается вполне реальным и опасным явлением. Для жителей страны - это не просто миф. Статья 249 Уголовного кодекса республики гласит: «Также должно быть расценено как покушение на убийство любое действие против человека, которое не вызвало действительной смерти, а только состояние комы более или менее продолжительное. Если после завершения таких действий человек был похоронен, то действие расценивается как убийство вне зависимости от конечного результата».

Слово «зомби» происходит от конголезского «нзамби», т. е. «живой мертвец». Из Африки якобы пришло и умение вудуистских колдунов вводить человека в состояние клинической смерти с последующим возвращением к нему физических возможностей, но потерей памяти и воли.

Бокоры, по мнению гаитян, могут зомбировать человека, чтобы превратить его затем в своего раба. Островитяне любят рассказывать о том, как деревенские жители с ужасом узнают в бессловесных работниках плантаций своих родственников, которые были похоронены много лет назад. Существуют внешние признаки, которые позволяют «безошибочно» определить зомби: покачивание при ходьбе, механические, неосмысленные движения, несфокусированный взгляд, гнусавый голос. Человек может находиться в зомбированном состоянии неопределенно долго, но ему нельзя давать соль, которая, как считается, возвращает зомби память и способность к нормальной речи.

В свое время газеты распространили сенсационное известие о некоем Кларвиусе Нарциссе, который объявил, что в течение 33 лет был зомби и что только необъяснимая случайность позволила ему вспомнить прошлое и вернуться в семью. Официально Кларвиуса похоронили в 1962 г., о чем свидетельствуют соответствующие документы и могила. Но, как он теперь утверждает, на самом деле его отравили каким-то порошком, но он не умер, а впал «в застывшее состояние». Кларвиус в деталях рассказал о том, как происходили его собственные похороны. Через день после погребения его откопали вудуисты и заставили работать на плантации. Могила Нарцисса действительно оказалась пустой, а фотография бывшего зомби рядом со своим надгробием облетела весь мир.

Вот что вудуисты говорят о том, как зомбируют людей. Для начала колдун изготавливает некий порошок, засыпает его в кувшин и на три дня закапывает в землю. Классический способ отравления этим зельем человека - незаметно насыпать немного порошка на спину или на ноги будущему зомби. Человек недолго корчится в конвульсиях, а затем перестает подавать признаки жизни… Могилу раскапывают через два-три дня. Мерно ударяя в барабан, надо открыть крышку гроба и несколько раз назвать имя «покойника». Вновь «родившегося» уводят подальше от родных мест, дают новое имя и используют по своему усмотрению. Многие вудуисты верят, что колдун может превратить в зомби и действительно умершего человека, если поймает его отлетающего «доброго ангела» (составную часть души человека).

Так или иначе, но колдуны-бокоры на самом деле умеют готовить некий наркотический препарат, который позволяет погружать человека в коматозное состояние. По всей видимости, длительное пребывание в подобном состоянии может привести к серьезным психическим и физиологическим расстройствам, ведь препарат ядовит. Американский ученый Дэвис специально занимался этим вопросом: опрашивал жрецов вуду и тех, кого называли зомби, брал токсикологические пробы и выяснил приблизительный состав зловещего порошка. Важнейшим компонентом зелья, оказывается, является тетродоксин, полученный из рыбы-собаки, в который добавляется галюциногенный препарат из определенного вида жабы. Добавляются и другие вещества (это уже, скорее, для «зрителей») - капли жидкости из носа мертвеца, измельченные кости мертвой колдуньи-мамбо. Полученный яд блокирует передачу нервных импульсов, что приводит к безволию, отключению речи, смерти или видимости смерти. Было выяснено, что яд, содержащийся в гаитянском снадобье, родственен яду, который вырабатывает знаменитая рыба фугу.

Приверженцы вуду изо всех сил пытаются оградить своих мертвецов от незавидной участи зомби. На могилу наваливают камень потяжелее, покойников кладут лицом вниз, набивая рот землей, зашивая губы. Некоторые семьи ночи напролет проводят возле места погребения, пока тело, по их мнению, не начнет разлагаться. На Гаити придумано специальное «антиугонное устройство», устанавливающееся на местных могилах. В глухих деревнях сохранился обычай расстрела или расчленения покойника во время похорон.

* * *

Культ вуду на Гаити в конце XX века насчитывал около 5 миллионов приверженцев, хотя официально 98 % гаитян исповедуют христианство . Число «посвященных» вудуистов не более миллиона человек. По некоторым подсчетам в мире насчитывается более 40 миллионов последователей культа . Количество сект вуду превышает 100.

В России небольшие группы последователей вуду есть в Москве и Санкт-Петербурге, преимущественно в вузах. По данным Всеукраинского центра «Диалог», в Украине действует не менее полусотни групп, практикующих вудуистский культ. Магическое учение изложено в массе книг, которые можно найти на многих книжных прилавках. Похоже, что именно из этих книг, которые в первую очередь акцентируют внимание на самых шокирующих и зловещих аспектах религии, черпают свои познания местные «бокоры». Это, наверное, и вызывает беспокойство исследователей. Кто знает, какое влияние на умы доморощенных черных магов может оказать красочно описанное и преподнесенное как несомненный факт человеческое жертвоприношение?

Вот что пишут авторы книги «Вуду в мегаполисе» Блэк и Хайатт: «Жить в виртуальной компьютерной реальности может быть интересно, но такая жизнь не заменит ощущения реального обладания силой. Практика вуду очень активна: командование духами, странные и дикие имена, звуки, запахи, танцы, принесение в жертву животных. Все это рождает реальное ощущение силы, а иногда и реальный ужас. В этом все дело. Большинство из нас уже не знает, что такое реальное приключение. Мы проводим жизнь в кресле. Современный человек оторван от своих корней, он перестал быть охотником - исследователем неведомого». Остается только пожелать, чтобы исследование неведомого не обернулось утратой человеческого облика, разрывом с близкими людьми, потерей чувства реальности. Никакая экзотика не стоит того, чтобы превращаться в зомби.

Владислав Карнацевич

23.11.2017 - 10:44

Когда работорговцы вели в Америку корабли с трюмами, полными перепуганных рабов, они и не подозревали, что везут вместе с невольниками черный ужас африканского континента – таинственную религию Вуду.

Африканский след

Религия вуду зародилась на африканском континенте

Даже немного ознакомившись с историей вуду, можно с уверенностью сказать, что это не набор разнообразных суеверий, не вид магической практики, а гармоничная религия со своим пантеоном, культом и философией, разве что связанная с магией более, чем прочие религии мира. Следует признать, что из всех мировых религий меньше всего нам известно именно о ней. Причем основным источником познаний выступают фильмы ужасов, где в кадре мрачные колдуны режут черных петухов, прокалывают иглами страхолюдных кукол и строем водят на злодейские дела отмороженных зомби. Вся эта экзотика на самом деле составляет лишь часть сути вуду. Чему же на самом деле поклоняются, во что верят вудуисты?

Верования вуду настолько древние, что время их возникновения определить невозможно. Но эта религия оказалась настолько живучей, что и в наши дни имеет статус государственной в ряде западноафриканских государств, таких, например, как Гана, Бенин, Нигерия, Конго.

В переводе с языка африканского народа фон, слово «вуду» ознчает «дух» или «божество». Издавна народы Африки жили (а многие живут и сегодня) по законам родового строя и верят в повсеместную одухотворенность природы, когда душой обладают все животные, растения, предметы и явления. При таком строе также принято почитать духов умерших предков, которые могут влиять на жизнь потомков. Смысл религии вуду состоит, таким образом, в налаживании общения с духами и достижения их расположения и помощи через различные практики, в первую очередь через взаимодействие с душами людей.

Человека же, с точки зрения вуду, составляют несколько компонентов, из которых обычному восприятию доступно лишь физическое тело. Следующее – «дух плоти» - нечто вроде энергетического дубликата тела, позволяющее ему функционировать. Сущность, называемая душой, по вудуистским верованиям, состоит из «Большого доброго ангела» и «Маленького доброго ангела». «Большой добрый ангел» является чисто энергетической частью и после смерти человека возвращается в общее энергетическое поле. «Маленький добрый ангел» - индивидуальная часть души, вместилище личной информации человека. Он легко отделяется от тела и затем возвращается назад (во время сна, сильного испуга либо одержимости, когда он временно замещается внешними духами лоа). Именно «Маленький добрый ангел» человека становится главной мишенью магических действий или магической защиты.

По сути дела, вуду связывает воедино человека, природу, то есть, окружающий его мир, и сверхъестественные силы, лежащие вне объективной реальности. Культ вуду демократичен, и духовные практики в нем доступны каждому без каких-либо посредников. «Одержимость», которая в других религиях считается редким, абстрактным явлением, в вуду есть сугубо практическая цель, достигаемая совершенно определенными ритуалами. «Католик идет в церковь, чтобы говорить о боге, а вудуист танцует во дворе храма, чтобы самому стать богом», - говорят о своей религии верующие.

Шаг через океан


Белые поголовно крестили чернокожих рабов

В начале XVI века вместе с тысячами чернокожих рабов вуду перекочевала на американский континент. Там с ней случился парадокс, больше нигде не встречающийся в истории мировых религий. Дело в том, что американские плантаторы категорически запрещали рабам иметь что-то свое, в том числе и верования. Рабов поголовно крестили, и всячески насаждали среди них христианство. Но как все запретное, вуду не исчезла, а перемешалась в головах несчастных негров с католичеством, переродившись в странный конгломерат язычества и христианства.

Впрочем, если присмотреться, не так сильно они и отличаются. Обе религии поклоняются одному высшему божеству и верят в жизнь после смерти. Прихожане католической мессы ритуально употребляют тело и кровь Иисуса, что роднит ее с кровавыми жертвами вуду. Кроме того, явно походят друг на друга посредники между высшим божеством и верующими: святые у католиков и лоа у вудуистов. Таким образом, господа и их рабы верили по сути в одно и то же, только под разными названиями. Обновленная религия вуду позволила выходцам из Африки сохранить в душах частичку своего мира и хотя бы отчасти противостоять окружающему злу.

С незначительными различиями вуду стало частью культуры на Гаити и Кубе, в Бразилии, в Луизиане и существует там до сих пор почти без изменений. Не изменились ни сами божества вуду, ни служители их культа.

Жрецы и боги Вуду


Религия вуду имеет свой пантеон богов

Богом-создателем последователи вуду считают Нсамби или Бондьё – Доброго Бога. Сам он не участвует в жизни своих созданий – людей, вместо него это делают духи лоа, дети Бондьё. Духов почитают, как старших членов семьи, им молятся, у них просят совета и помощи. Сотворив мир людей, Бог отдалился от него, но продолжает наблюдать за ним и управлять всем, как истинный Создатель. Он не воплощается на Земле и не является непосредственным объектом культа Вуду. Зато, как считают вудуисты, все вокруг в человеческом мире пронизано силами лоа, именно с ними взаимодействуют верующие во время религиозных ритуалов. Воистину, имя духам лоа – легион, причем каждый имеет собственное имя и предназначение. Пытаться перечислить всех их невозможно, но среди них есть наиболее могущественные и почитаемые персонажи.

Первым следует назвать Папу Легба, к которому принято обращаться в начале вудуистской церемонии. Собственно, без Легбы и церемонии никакой не получилось бы, поскольку он является стражем, привратником между миром мертвых и миром живых. Если не воздать ему должное – двери между мирами не откроются, и лоа не услышат просьб и молитв людей. Образ Легбы – старый хромец с палкой, отчего людей, одержимых Легбой, легко узнать: все они с трудом двигаются, а некоторые могут лишь неподвижно лежать на земле, не в силах тронуться с места.

Еще один представитель лоа – Барон Самеди или Барон Суббота, ответственный за все, связанное со смертью, мертвыми, сексом и рождением детей. Обычно он изображается как скелет в одежде похоронных дел мастера (черный костюм и шляпа) с сигарой в зубах. Одержимые этим духом люди проявляют неумеренную склонность к алкоголю, курению и радостям плоти. Как духа, за чьей спиной всегда стоит Смерть, Барона особо почитают разнообразные бандиты и прочие асоциальные элементы.

Наиболее известная из лоа-женщин – Эрзули, богиня любви и красоты, отчасти родственная древнегреческой Афродите. Она управляет любовью, романтикой, роскошью и удачей (в том числе, в азартных играх), любит мужчин и охотно помогает им, но как истинная женщина, не слишком жалует себе подобных. Считается, что Эрзули часто бывает несправедлива к желаниям женщин, и они почти никогда не бывают одержимы этой богиней.

Напрямую общаться с лоа могут только специально подготовленные люди – колдуны унганы и колдуньи мамбо. Во время обряда совершаются жертвоприношения и ритуальные танцы, затем колдуны впадают в транс и принимаются упрашивать лоа о помощи и покровительстве. Если лоа остаются довольны оказанными им почестями, в благоприятном исходе обряда можно не сомневаться. Но, оказавшись по какой-то причине отвергнутыми, изгнанными или верша месть, унганы и мамбо становятся бокорами – исполнителями черной магии вуду.

Практики и ритуалы


Кукла вуду прячется недалеко от жертвы

Чтобы причинить человеку вред, бокору не обязательно даже к нему приближаться. К его услугам вольт – кукла, которая после магического обряда получает связь с определенной персоной. А после установления связи появляется возможность воздействовать через куклу на человека, которого она воплощает, с целью нанесения ему вреда. Для изготовления вольта обязательно используются фрагменты тела жертвы (ногти, волосы, слюна, кровь), а также принадлежащие ей небольшие вещицы. Изготовив куклу, бокор втыкает в нее иглы, режет ножом, жжет пламенем, и все эти действия должны через куклу влиять на здоровье жертвы. В итоге вольт прячется в любом месте недалеко от жертвы, чтобы воздействие было постоянным. Существует поверье, что самые сильные люди не способны долго оставаться в живых после такого колдовства. Бокоры редко действуют в одиночку. Обычно они состоят в тайных обществах, куда входят лишь избранные, наиболее могущественные черные маги.

Не обходили своим вниманием чародейство Вуду и политические деятели, его, например, с размахом использовал небезызвестный президент Гаити Франсуа Дювалье. «Папа Док» Дювалье имел целую армию обученных магов, которая держала в страхе весь остров. Люди из этой армии одновременно служили и офицерами тайной полиции и исполнителями страшных приговоров.

Излюбленным способом воздействия Дювалье на людей было зомбирование – то есть, превращение их в своеобразных управляемых биологических роботов. Считалось, что человека лишают жизни, а затем с помощью заклинаний воскрешают снова, после чего он теряет душу и становится рабом своего хозяина-бокора. Однако на самом деле бокор никого не убивает. Ему лишь нужно приготовить из определенных сортов растений зелье, блокирующее жизненные функции, но оставляющее нетронутым сознание. Потенциальный зомби, приняв зелье, как бы умирает, а затем оживает, не помня своей прошлой жизни, и становится послушной игрушкой в руках колдуна.

  • 2029 просмотров