Небесная танцовщица в индийской мифологии. Танец Апсара — шоу в Сием Рипе, Камбоджа

Все фото в отзыве сделаны лично мной, также как и видео (для общественных модераторов)

Отзыв получился мега большой и то я вовремя остановилась, поэтому кому скучно читать исторически-мистические истории можете просто посмотреть фотографии и видео. Особенно в движении Ангкор впечатляет.

В отзыве я не буду расписывать как лучше добраться с кем ехать – это выбор каждого. Мой отзыв о храмах Ангора и о энергетически сильном месте, влияние которого я ощутила на себе.

Эпоха Ангкора длилась семь веков Ох, и как это всё вместить в один отзыв

А строительство знаменитого храмового комплекса начал еще король Суpьявapмaн II, кoтopый был индуиcтoм и пoчитaл ceбя вoплoщeниeм бoгa Bишну. После того как великая цивилизация погибла, город был затерян и поглощен джунглями, остались только предания местных жителей, которые европейцы воспринимали как сказки.

Пока в 1861 году французский натуралист, заблудившись возле озера Толенсап не набрел на развалины Ангкора.

Анри Муо был настолько шокирован мощью сооружений, что потом писал:

«Каждый из храмов Ангкора – достойный соперник Соломонова Храма. Определенно, Ангкор-Ват величественней, чем все, что есть в Риме и Греции.

Какие же древние Микеланджело могли его построить?»

Действительно какие и главное КАК?

Загадки строительства храмового комплекса.

Современные архитекторы считают строительство храма самым загадочным, а технологию утерянной. Ангкор Ват это единственный храм в мире, который строился сверху вниз. Как это? Объяснить сложнее, чем увидеть.

Сначала насыпалась большая куча (гора) песка, песок вынимался из гигантского рва (водоема) который строился вокруг храма. На этой песчаной горе вверху устанавливались каменные постройки верхнего этажа, затем убирался песок и строился следующий этаж и т.д. При таком способе постройки легче поднимать емкие грузы наверх. Обычно когда строится что-то новое, также часто ломается старое. Все настолько хрупко и тонко выполнено, что при надстройке верхних этажей, запросто можно повредить нижнюю красоту. Да и дорогу по доставке материалов строили насыпную (через болота). Так что сверху строить было экономически более выгодно. Как точно это происходило, представить трудно, но, видимо, это одна из многочисленных неразгаданных тайн. В подтверждение существования и использования этой технологии говорит то, что остался одна недостроенная башня храма из которой не успели убрать песок.

Но есть и другая версия более загадочная, когда я путешествовала среди лик летающих небесных танцовщиц - апсар мне была она намного ближе.

Что Ангкор намного древнее, чем указан его официальный возраст. И что храмовый комплекс строился на месте более древних разрушенных построек. Да и сам комплекс, весь Ангкор это огромная модель прецессии земной оси, а храмы Ангкора повторяют точь в точь Созвездие Дракона и в день весеннего равноденствия 10 500 до н.э. точь в точь повторяют положение звезд Дракона на небе.

Стоит ли вспоминать в отзыве на Ангор Ват, что такое же явление мы наблюдаем с пирамидами в Гизе, которые являются точной картой трех звезд из пояса Ориона.

на Ангкор-Вате изображено, как 108 наг тянут в две стороны (54 на 54) огромный волчок; 216 лиц будды в Байоне (Bayon), а 216 - в 10 раз меньше, чем продолжительность одной прецессионной эры (2160 лет); 108 - 216, разделенное на два; количество храмов (72) - количество лет, за которые первая точка Овна смещается на один градус, или продолжительность цикла прецессии земной оси, поделенная на 360.

Когда Дракон достигает крайнего нижнего положения, Орион достигает крайнего верхнего. Затем начинается вторая половина цикла, когда Дракон поднимается, а Орион опускается. Движение "вверх" длится чуть меньше 13 000 лет, столько же длится движение "вниз". Так и продолжается - вверх-вниз, 13 000 лет - туда, 13 000 - обратно, в соответствии с собственными вечными целями и законами. в 10 500 г. до н. э., стоящие у врат бессмертия часы небесного времени готовы начать обратный отсчет. Всякий, кто знаком с герметической формулой "внизу, как наверху", должен воспринимать эту ситуацию как знак того, что грядут великие перемены; будут они к лучшему или худшему - зависит в значительной степени от собственного выбора и поведения человечества.

каждые 13 тысяч лет на земле происходят некие изменения, глобального масштаба, катаклизмы, землетрясения, наводнения, извержения вулканов. Они, каким-то образом связаны с маятником Ориона-Дракона. Соответственно нам обозначили нулевую точку, время последнего катаклизма, указали цикл построив сооружения в Египте и Камбодже, чтобы мы, посмотрев в небо, определили нулевую точку и, зная цикл, могли предположить, когда же нам стоит ждать следующих таких глобальных перемен. Можно переписать историю человечества хоть сто, хоть двести раз, но звёзды на небе Архонтам не подвластны.

ВРЕМЯ ПРИБЫТИЯ. НАЧАЛО ПУТИ. Я ПРОТЯГИВАЮ ВАМ РУКУ И ПРИГЛАШАЮ В ПУТЕШЕСТВИЕ:

Ангкор Ват

Кстати, изначально он так не назывался и имел другое название «Bpax Bишнулoк», что означает «Место Святого Вишну»

Приезжать в Храм лучше на ранней заре, когда Солнце только восходит из-за горизонта и нет толпы народа, а также огромной делегаций китайцев.


Вход в Храм открыт с 5.00 утра до 17.30 вечера.

Билет можно приобрести на 1, 2, 7 дней. Во все храмы. Это общий билет, а не как рассказывают гиды в Тае от туроператоров, что не берите на улице будете отдельно платить за каждый вход. НЕТ!

Общий билет на 1 день - 37 $, на 3 дня 65$, на 7 дней 75$

Итак. Мы в специальной одежде, закрывающей колени и плечи стоим перед входом в Ангкор-Ват или Храм бога Вишну.

Сам храм символизирует священную гору Меру в индуистской мифологии

«центр Вселенной и местожительство богов»

Ноябрь, декабрь, январь самые большие очереди и толпы народа, мы поехали в сезон дождей целенаправленно, т.к. меньше потока туристов (проще пройти таможню) и сам храм в сезон дождей выглядит намного привлекательнее. Ров, который окружает комплекс, а он 190 метров, наполнен водой и Ангкор-Ват возвышается как центр Вселенной посреди вод Мирового океана.

Когда проходишь по территории храмового комплекса, ощущение, что он будто вырастает перед тобой. С какой бы стороны ты не подходил к Ангкор-Вату, мы всегда видим только три башни.

Внутри можно получить благословение от монаха


Высота центральной из них составляет 65 метров, а именно уровень "рая" сюда допускались только короли и избранные.

В настоящее время туда допускаются только 100 человек одновременно. Нам повезло и не пришлось стоять в очереди, как бывает в высокий сезон. Некоторые стоят часами.

Отсюда открывается воистину самый красивый вид и будто время остановилось.

Ты дышишь полной грудью и не можешь надышаться. Задаешь себе вопрос, а действительно что такое Рай? И был ли он когда-нибудь на Земле, прикасаешься к истории, а Апсары загадочно смотрят на тебя. Если слушать свое сердце в этом месте, то обязательно можно услышать ответ на свои вопросы.


На просмотр Ангкор вата у нас было отведено 4 часа.



Вся дорога только вперед с Запада на Восток, ориентировались по Солнцу. На выходе нас ждал минивен и мы на нём

АНГКОР ТОМ. Большой город.

Площадью 900 га 2 км к северу от Ангкор Вата

По углам размещались 4 храма - Прасат Крунг

в них хранились стелы с подробным описанием процесса строительства города. На расстоянии 90 метров от городских стен канал с крокодилами шириной до 39 метров образовывал дополнительный защитный барьер. Вдоль него тянулась дорога для перемещения войск и ритуальных шествий, в том числе осмотра города.

Вход в Ангкор Том - длинная многоголовая змея (нага)

В центре - Байон

Этот храм был построен королём Яварманом VII в 12-13 веке

Храм тысячи лиц, как я назвала его про себя.


Ты смотришь на эти каменные лица, а они на тебя. Мы настолько устали к моменту посещения Байона, что купили себе пива и наслаждались божествами Авалокитешвара – «Видящий Бог». Как Солнце падает на их лица и как они меняются с появлением тени.


Храм Байон имеет 54 башни, где имеется больше двухсот ликов святых, что придает строению поистине королевский вид. Каждый лик на стенах, посвящается правителю Авалокитешвары, его внешность можно охарактеризовать как: человек с широким лбом, толстыми губами и опущенными глазами.

Бапуон или "Бронзовая башня" или Медная

Некогда центральная башня храма по деревянным стропилам была покрыта позолоченными листами меди.

Очень высокие ступени

Вот в этом месте со мной произошли очень странные вещи и внутреннее ощущение полного очищения.

Эмоциональная свобода. Я сидела на вершине этой горы и смотрела на развалины и деревья. Было очень спокойно. Такое чувство я уже испытывала однажды. Это было в Индии в Мурдешваре у подножия статуи Шивы, божества танцующего Вселенную.

Только потом я узнала, что

в золотом святилище стояла королевская линга Шивы

И что толкнуло меня при выходе пойти не прямо, а направо увлечь за собой двух мужчин, говоря им, что я знаю точную дорогу и полностью проделав круг, обойдя полностью храм.

Мальчик, который шел рядом усмехнувшись сказал, это мы круг очищения делаем? Но это так точно описало мое внутренне состояние, что я даже не улыбнулась.

Потом моя жизнь очень круто поменялась, но это было потом, когда я вернулась на остров Чанг я уже тогда ощутила, что освободилась от того, что долгие месяцы так тяготило меня.

Шива - бог разрушения, но не обязательно трактовать это разрушение негативно, ведь порой чтобы начать что-то новое, необходимо окончить что-то старое. Разрушить его, уйти, прекратить.

Пимеанакас - очень древнее сооружение, в аварийном состоянии внутрь туристов не пускают, приходится смотреть только внешним видом.

Очень красивая легенда про духа и короля, который должен был совокупятся со змеёй.

В башне Пхимеанакаса жил дух, имеющий вид девятиглавой змеи, который фактически владел всем королевством. Каждую ночь дух появлялся в образе женщины, с которой правитель должен был обязательно разделить брачное ложе. Если по какой-то причине этого не происходило, королевство ожидали беды и напасти.

Слоновья терраса

Терраса прокаженного короля

Следующий храм Та Пром («предок Брахмы»)

100 м к северу от Ангкор Вата - известен нам по съемкам фильма «Лара Крофт – расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли.

Из надписи, хранящийся в Бюро консервации памятников Ангкора:

Та Пром был построен в 12 – 13 столетии королём Джаяварманом VII в честь своей матери, которую он отождествлял с матерью всех будд и богиней «совершенной Мудрости». Во время расцвета Та Прома на его территории проживала 12 640 человек, в нём служило 18 верховных жрецов, 2 740 священнослужителей, 2 232 прислужника и 615 танцовщиц.

Постоянно идут споры между ЮНЕСКО и Грин Пис. ЮНЕСКО ратует за сооружения и говорит, что надо убирать деревья, т.к. они своими огромными корнями разрушают стены, а ГринПис, что надо сохранить деревья.

Апсара

Происхождение апсар в разных источниках описывается различно. В «Рамаяне » упоминается, что апсары возникли при пахтании океана богами и асурами, ни те, ни другие не захотели брать их в жёны, и они стали принадлежать всем. По другим легендам наиболее знаменитых апсар (таких как Менака , Урваши , Тилоттама и др.) создал Брахма , а остальные были дочерьми Дакши . Число апсар колеблется по различным данным от нескольких десятков до сотен тысяч. Апсары, находившиеся в непосредственном услужении у богов, часто использовались ими для соблазнения аскетов или святых отшельников, которые путём аскезы могли бы стать равными богам.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Апсара" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 танцовщица (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (букв, движущаяся в водах) класс мифологич. существ, упоминаемых уже в Ведах. В Атхарваведе демонич. духи леса и вод, подобные славянским русалкам, завлекающие и губящие смертных. В послеведийской мифологии небесные нимфы, танцовщицы,… … Словарь индуизма

    - (Санскр.) Ундина или Водяная Нимфа, из Рая, или Небес, и Индры. Апсары в народном веровании являются супругами богов и именуются Суранганами, и менее почетным термином Сумат атмаджами, или дочерями услаждения; ибо рассказывается, что когда… … Религиозные термины

    апсара - (інд.) Небесна танцюристка, дух води, яка подібно німфам і русалкам начебто спокушує людей, доводячи їх до любовного божевілля. На небі вони служать богам, догоджають загиблим воїнам героям. Скульптурні й живописні зображення А. молодих жінок з… … Архітектура і монументальне мистецтво

    АПСАРА - (Санскр.) Ундина или Водяная Нимфа, из Рая, или Небес, и Индры. Апсары в народном веровании являются супругами богов и именуются Суранганами, и менее почетным термином Сумат атмаджами, или дочерями услаждения; ибо рассказывается, что когда они… … Теософский словарь

    Отель Апсара - (Пицунда,Абхазия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Насадза 32, 354000 П … Каталог отелей

    Совокупность мифологических представлений ведийских ариев (вторгшихся во 2 м тыс. до н. э. в северо западную Индию и постепенно расселившихся в восточном и южном направлениях); обычно под В. м. понимают мифологические представления ариев периода… … Энциклопедия мифологии

    Комплекс мифологических представлений, образов и сюжетов различного происхождения, объединённых в религиозной системе индуизма, сменившей к концу 1 тыс. до н. э. в Индии древнюю религию ведийского брахманизма. Оттеснённая в предшествующую эпоху с … Энциклопедия мифологии

    Апсарас (др. инд. apsaras, возможно, «вышедшая из воды»), в ведийской и индуистской мифологии полубожественные женские существа, обитающие преимущественно в небе, но также и на земле (в реках, на горах и т. д.). В качестве женских духов вод (ср.… … Энциклопедия мифологии

    - (др. инд. Sóma, от su , «выжимать»), в древнеиндийской мифологии божественный напиток и божество этого напитка (позже и луны) Сома Павамана («очищающийся»). По числу упоминаний в «Ригведе» С. стоит среди богов на третьем месте (после Индры и… … Энциклопедия мифологии

Продолжаю любимую тему о горных богах и богинях. Однако сегодняшние богини или, точнее, небесные духи - апсары, к ним не относятся. Апсары - персонажи индуизма и буддизма, отличаются своей неземной мистической, порой демонической красотой, даром соблазнения и искусством танца. Их отличает красивый наряд и множество драгоценных украшений. Тем не менее, они управляли летающими колесницами и даже участвовали в битвах богов, в то же время в мифах их описывают вышедшими из воды, точнее из вод первичного Мирового океана (по-видимому, в пене морской).

Невольно приходит на ум сравнение с гуриями, немного с нимфами и сиренами и даже, не побоюсь этого слова, с валькириями. Вместе со своими мужьями гандхарвами они жили в царстве Индры (в буддизме - Шакры), где услаждали танцами и пением богов и смертных воинов, геройски погибших в бою. Они сопровождали погибших воинов на небо, в столицу царства Индры - Амаравати. Так что сравнение с валькириями, как вы понимаете, не голословно. Так и видится, как апсары полетели на своих колесницах с югов в далекие северные земли вслед за троллями и гномами)) Кстати, индуистские храмы имеют форму горы, которая называлась Меру и служила местом обитания богов. Не исключено, что отсюда боги и переехали несколько позже на гору Олимп)))

Я думаю, что на древние скульптурные изображения и барельефы с изображением апсар (а их великое множество) стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы увидеть эталоны красоты древних людей. Не меньшего внимания заслуживают их украшения.

Обращает на себя внимание наличие всех самых традиционных украшений древних богинь. Апсары, напомню, не относятся к высшим богиням, скорее к полубогиням или духам, то есть к нижней иерархии мира богов. Однако выглядят они получше, чем иные богини. А разнообразие их причесок и украшений могут стать хорошим пособием для молодых дизайнеров. Злые языки утверждают, что перед этими соблазнительницами было невозможно устоять и боги использовали их как позже эффектных женщин будет использовать контрразведка. Тем не менее, многие из них достигали больших высот в божественной иерархии.

Высокий головной убор в чем-то перекликается с рогатыми головными уборами шумерских богов, но в то же время с рогами коровы, а следовательно с египетской Хатхор. Вообще высокий головной убор говорил о высоком положении и до наших дней используются головные уборы, символизирующие власть как духовную, так и светскую (короны).

Грудь подчеркнута и украшена ожерельями, парные браслеты на ногах и на руках - как на запястьях, так и на предплечьях. В Индии такие браслеты - баджубанды входят по сей день в набор традиционных свадебных украшений. Эти браслеты различны в разных районах Индии и до сих пор сохраняется их традиционная форма. Браслеты имеют защитное значение, как и набедренное украшение с колокольчиками, которые отгоняют злых духов. Змеи как атрибут изображения апсары вызывает ассоциацию с древними богинями-змеями. Здесь же кроется и связь с прообразом греческой Медузы Горгоны. Кстати, убийство Персеем Медузы для спасения Андромеды может свидетельствовать о вытеснении одного древнего религиозного культа другим. А среди легенд об Апсарах есть и такая, где она одним взглядом превращает человека в камень.

Еще одно смелое)) предположение не по теме. По-видиому у древних отношение к ушам, а, следовательно, и к серьгам и прочим украшениям ушей, было особенное. У своеобразные ушки, торчащие в разные стороны, похожие на ушки коровы. А у этой апсары серьги, похоже оттянули мочки ушей. Даже сейчас у некоторых племен сохранился обычай чрезмерно растягивать мочки ушей для красоты. Может быть этот, принятый в древности у некоторых народов канон красоты, и привел, в конце концов, к подобному же изображению ушей Будды. Очень крупные серьги, которые нуждаются в специальной поддержке для ношения также и сейчас встречаются среди традиционных индийских украшений.

А у этой апсары к головному убору прикреплены украшения, напоминающие колты или височные кольца, которые будут носить по всей Евразии.

Или еще такая крамольная мысль - если предположить, что в обязанности храмовых танцовщиц входили также обязанности жриц любви, то в результате такой жизни при храмах могли появляться дети. По одному из мифов апсары не воспитывали своих детей, а буквально бросали, но от связей апсар и смертных людей рождались люди выдающиеся, сплошь цари и герои. Я это к тому, что пришли на ум легенды всякие, как будущих царей вылавливали из рек в корзинках. Возможно я тут вульгарщину развожу, но в древних культах и не такое бывало, так что записала тут для памяти, подумать потом.

Это не лапша на ушах - это тоже длинные серьги, растянутые мочки ушей - серьги переходят в ожерелье. Cерьги-ожерелье - это что-то из ряда вон, но логика в этом есть - это способ сделать серьги еще тяжелее))

Величественные апсары в индуистском храмовом комплексе Ангкор-Ват на месте столицы древних кхмеров Ангкоре.

Посещение храма Ангкор-Ват строилось таким образом, что в конце пути человек выходил к главному входу и к статуе Вишну, совершая метафорическое путешествие назад к точке создания Вселенной. История этого храма интересно изложена в путеводителе Lonely Planet о Камбодже. Но, думаю, со мной многие согласятся - храмовые барельефы с изображением апсар - это гимн женской красоте. И еще они донесли до нашего времени изображения украшений, головных уборов и, вероятнее всего, внешний облик настоящих живых древних женщин, пусть и похожих на богинь)))

Многие фотографии найдены

Сегодня часто можно встретить статуэтки из дерева и бронзы, изображающие Апсару. Апсара в древней индийской мифологии - полубожественная небесная дева неземной красоты. В Сутре о «Нанде» говорится, что розовоногие апсары похожи на обезображенных обезьянок с отрезанными носом и ушами, но намного прекраснее и очаровательнее. Apsara нередко вызывает образ наших водяниц и русалок, греческих нимф либо мусульманских гурий. Апсары наделялись чудодейственными силами и умением перевоплощаться (к примеру, в лебедей или крокодилов) и перемещаться в пространстве.
Боги посылали этих небесных полуобнаженных дев, одетых в тоненькие ниспадающие одежды из шелка, украшенные драгоценными камнями и цветами, с целью искушения к брахманам (священным монахам или риши, достигшим деяниями неограниченной всесильности). Риши под чарами Apsara теряли свои силы и становились просто смертными.
Об апсарах написано в огромном множестве духовных эпических пуран и героических эпосов («Махабхарат», «Ригведе», «Атхарваведе», драматическое описание о рождении Сакунталы, история отшельника Канду в Брахмапуране), как о супругах гандхарвов (певцов и небесных музыкантов). Впоследствии они становились небесными танцовщицами в царстве Индра.
Согласно легенде, Apsara проживали со своими мужьями в живописных горных рощицах Мандара и Меру. Во дворцах Амаравати девы радовали, веселили и доставляли удовольствие богам и простым погибшим воинам, посредством музыки и танцев. А затем сопровождали погибших героев на небеса, управляя летающими колесницами. В «Махабхарата», «Сканда-пурана» и иных источниках говорится об участии Apsara в битвах богов и асуров. Девы подносили воителям напитки и сами участвовали в боях, как пилоты летающих колесниц. Буддийские тексты также свидетельствуют о том, что апсары были небесными танцовщицами царства Шакры (Индры).
Но иногда Апсары влюблялись, выходили замуж и даже производили на свет детей, впоследствии становившихся либо властителями, либо храбрецами. Например, повествование о волнующей любви апсары Шакунталы из драмы поэта Индии Калидасы (IV или V столетие) и царя Душьянты. Эта же история приводится в «Махабхарате» и «Падма-пуране».
Дочь апсары и риши, новорожденная Шакунтала была оставлена собственной матерью в лесу. Лишь птицы «шакунта» оберегали и заботились о малышке, пока на нее не наткнулся монах-отшельник Канва, воспитавший Шакунталу. Однажды в обиталище Канва случайно оказался охотящийся в тех местах царь Душьянта. Увидевшись с девушкой, они воспылали друг к другу взаимным чувством и заключили брак гандхарвов. Душьянте нужно было вернуться домой, и, как залог своей любви, он передал Шакунтале царское кольцо. Но дева потеряла его в Ганге по дороге к царю. Злой умысел не позволил Душьянте признать любимую и заставил отвергнуть ее. Мать Шакунталы отнесла ее к озеру апсар, где у девушки родился сын Бхарату. Но однажды Душьянте принесли его кольцо, которое достали из живота выловленной рыбы, и царь все вспомнил. Много лет он пытался напасть на след возлюбленной. И когда отыскал вместе с сыном, возвратился с ними обратно в столицу.
Апсары нередко бросали своих детей, которые затем воспитывались случайными людьми либо отшельниками, как мы уже видели. Но чаще апсары, ассоциирующиеся в древней Индии с плодородием, воспитывали потомство сами.
Благодаря апсарам, в двенадцатом веке появился Apsara dancing - танец апсар, почти уже забытый древний танец Камбоджи, который сегодня переживает второе рождение. А историки и танцоры до сих пор пытаются разгадать древние послания и символы этого танца небесных нимф, который когда-то, согласно преданиям, они танцевали на небе.
Сегодня живописные фигурки, статуэтки, росписи и скульптуры апсар являются украшением фасадов и интерьеров многочисленных буддийских храмов, храмовых комплексов, пещерных храмов, гротов и пещер Индии и Индонезии, Камбоджи и Китая. Это - молчаливое свидетельство прелести и утонченности полубожественных созданий Apsara, глядя на которые появляется пища для интереса и креативного многомерного анализа и мышления о наследии, оставленном нам древними предками.


Изящные и утонченные полуобнаженные танцовщицы в одеждах из струящегося шелка - настоящая жемчужина культуры Камбоджи. Девы-апсары , духи облаков и воды, считались в индуистской мифологии куртизанками, соблазнявшими отшельников, могущество которых ставило под угрозу власть богов. И сегодня можно увидеть магический танец апсар, завораживающий своей красотой. Его исполняют самые красивые камбоджийки.




Традиция танца апсар уходит своими корнями в древность. Среди барельефов на стенах большинства индуистских храмов можно отыскать изображения танцовщиц, тела которых пластичны, а наряды - прекрасны. Традиции сохраняются и по сей день, стать танцовщицей в Камбодже может далеко не каждая девушка. Как правило, такой чести удостаиваются только самые красивые камбоджийки, невысокого роста, с тонкой талией и широкими бедрами, высокой грудью и изящными ступнями и руками. Последнее - не случайно, ведь в танце огромное значение имеют плавные движения, изгибы пальцев. Движения пальцев - это особый язык, ведь танец передает смыслы, веками заложенные в культуре.





Еще одна отличительная черта камбоджийских танцовщиц - белизна кожи. Смуглые от природы, они не жалеют сил и денег на то, чтобы использовать всевозможные солнцезащитные средства, оберегая кожу от воздействия солнечных лучей. Ведь богиням негоже иметь бронзовый загар.





Упоминания об апсарах можно найти в различных культурах: так, в ведийской мифологии они считались возлюбленными отважных воинов-полубогов гадхарв, позже, в индуистской мифологии стали считаться небесными танцовщицами и куртизанками, которых использовали для соблазнения аскетов и ублажения героев, которые пали в бою и попали в рай Индры.