Мои любимые техники запоминания иностранных слов. Запоминаем английские слова легко

Учить английские слова намного проще, чем кажется. Если вы с этим не согласны, то, видимо, потому, что в школе вас заставляли зубрить столбики слов, которые запоминались с трудом, а забывались на следующий день. К счастью, сейчас с помощью простых приёмов, обучающих программ и легкодоступных материалов на английском учить слова - одно удовольствие.

Учить английские слова и учить язык - не одно и то же.

Прежде всего отметим, что изучение языка не сводится только к запоминанию слов. Да, из языка слов не выкинешь, но их взаимодействие в речи происходит по правилам грамматики. Кроме того, и грамматика не будут «оживлены» без практики в чтении, слушании, устной и письменной речи. Некоторые из приёмов, перечисленных ниже, подразумевают запоминание слов именно в контексте живой речи.

Карточки со словами

Обыкновенные карточки из картона - мощнейший инструмент запоминания слов. Вырежьте из плотного картона карточки удобного размера, напишите на одной стороне английские слова или фразы, на другой - русские и повторяйте.

Для большей эффективности берите наборы в 15–30 карточек и учите слова в двух направлениях - англо-русском и русско-английском - в четыре этапа:

  1. Знакомство со словами. Просматривайте карточки, проговаривая слова вслух, стараясь вообразить обозначаемые ими предметы, действия и даже абстракции. Не пытайтесь запомнить слова основательно, просто познакомьтесь с ними, подцепите их на крючок памяти. Часть слов запомнится уже на этом этапе, но ненадёжно.
  2. Повторение English - Russian. Глядя на английскую сторону, вспоминайте русский перевод. Перебирайте колоду, пока не сможете угадать все слова (обычно 2–4 захода). Обязательно перемешивайте карточки! Заучивание слов списком неэффективно во многом из-за того, что слова запоминаются в определённом порядке. У карточек этого недостатка нет.
  3. Повторение Russian - English. То же самое, но с русского на английский. Эта задача немного труднее, но 2–4 заходов хватит.
  4. Закрепление. На этом этапе засекайте время секундомером. Прогоните колоду максимально быстро, добиваясь мгновенного узнавания слова без раздумий. Сделайте 2–4 раунда, стараясь, чтобы секундомер с каждым раундом показывал меньшее время. Не забывайте перетасовывать карточки. Слова можно прогонять в обоих направлениях или на выбор в одном (лучше в русско-английском, так как это труднее). На этом этапе вы добьётесь мгновенного, без перевода в уме, узнавания слова.

Не обязательно делать карточки из картона, есть удобные программы для создания электронных карточек, например Quizlet . С помощью этого сервиса можно делать озвученные карточки, добавлять к ним картинки, учить в разных режимах, включая игры.

Метод интервальных повторений

Метод заключается в повторении слов с помощью карточек, но через некоторые промежутки времени. Считается, что, следуя определённому алгоритму повторений, учащийся закрепляет информацию в долговременной памяти. Если же информацию не повторять, она забудется за ненадобностью.

Самая популярная программа для запоминания слов методом интервальных повторений - это Anki . Создайте колоду слов, а приложение само будет отбирать подзабытый материал и предлагать повторить его с определённой периодичностью.

Удобство в том, что нужно только загрузить слова, а программа сама подскажет, когда и что повторять. Но иногда в интервальном методе необходимости просто нет. Если вы учите подборки таких употребительных слов, как дни недели и месяцы, глаголы движения, транспортные средства, то их незачем повторять по особому алгоритму: они и так будут встречаться очень часто в учебнике, при чтении, в речи.

Запоминание слов при чтении на английском

Учить слова с помощью карточек есть смысл, когда словарный запас ещё недостаточен даже для понимания простейших текстов. Если вы ещё не знаете такой базовой лексики, как дни недели, цвета, глаголы движения, формулы вежливости, то фундамент словарного запаса удобно закладывать, заучивая слова по карточкам. По оценкам лингвистов, минимальный словарный запас для понимания простых текстов и речи - около 2–3 тысяч слов.

Но, если вы уже можете , старайтесь выписывать слова из текста во время чтения. Это будет не просто лексика, взятая из словаря, а живые слова, окружённые контекстом, ассоциативно привязанные к сюжету, содержанию текста.

Не выписывайте все незнакомые слова подряд. Выписывайте полезные слова и фразы, а также слова, без понимания которых невозможно понять даже основной смысл. Выписывайте лишь по несколько слов на страницу, чтобы меньше отвлекаться от чтения. Дочитав статью или главу книги, слова можно быстро повторить.

Могут значительно упростить и ускорить запоминание слов. К примеру, читая тексты онлайн, можно сохранять слова с переводом одним кликом и потом повторять их с помощью расширения для браузера «Лео-переводчик».

Запоминание слов из видео- и аудиозаписей

Если во время чтения нетрудно подчеркнуть или выписать слово, то с фильмом или аудиозаписью сложнее. Но аудирование (слушание) для изучения лексики не менее интересно, чем книги. В живой речи носителей языка меньше книжных, малоупотребительных слов и больше популярных разговорных оборотов. К тому же аудирование развивает не только словарный запас, но и навык понимания речи на слух.

Простейший способ изучения английского по фильмам и аудиозаписям - просто смотреть или слушать, не отвлекаясь на выписывание слов. Это самый лёгкий подход, но так вы вряд ли выучите что-то новое, только хорошо закрепите уже знакомые слова (что тоже немаловажно).

Если же выписывать и потом повторять новые слова, то вы не только получите удовольствие от фильма, но и пополните словарный запас. Разумеется, во время просмотра очень неудобно отвлекаться, нажимая на паузу и выписывая слова, но можно делать короткие заметки, а потом вернуться к ним и разобрать материал подробнее. Как и при чтении, не нужно выписывать все непонятные слова подряд.

Намного проще заниматься по аудио и видео с помощью специальных сайтов. Больше всего для этого подходят популярные онлайн-сервисы LinguaLeo и Puzzle English , в которых используется специальный интерфейс для удобного просмотра видео с возможностью быстрого (кликом на слово в субтитрах) перевода и сохранения слов.

Запоминание слов во время письма и устной речи

Чтение и слушание - это пассивная речевая деятельность, восприятие речи. Письменная и устная речь - это активное использование языка. Когда вы пишете или говорите, словарный запас развивается по-другому: вам приходится тренироваться в использовании уже знакомых слов, переводя их из пассивного запаса (на уровне понимания) в активный.

Во время письма, будь то эссе или неформальная переписка в чате, приходится постоянно подбирать слова и стараться понятнее, точнее выразить мысль. Часто возникает ситуация, когда вы что-то хотите сказать, но не знаете подходящего слова или выражения. С помощью словаря найти его нетрудно, но не дайте этой ценной находке тут же забыться - записывайте такие маленькие открытия и повторяйте в свободное время. Практика в активной речевой деятельности отлично помогает выявить такие пробелы.

Во время устной беседы в словарь, конечно же, заглянуть не получится, но разговорная практика заставляет отрабатывать уже знакомые слова и конструкции. Вам приходится напрягать память, вспоминать всё, что хранится даже в самых далёких её уголках, чтобы выразить мысль. Разговорная практика для изучения языка - это как тренировка для тела: вы укрепляете, развиваете свою «языковую форму», переводя слова из пассивного запаса в активный.

Заключение

Первые два способа - карточки и интервальные повторения - подходят для заучивания подборок слов, например «В городе», «Одежда» и так далее. Способы с третьего по пятый рассчитаны на запоминание слов во время речевой практики.

Если вы хотите, чтобы слова не только запоминались, но и не забывались, регулярно практикуйтесь в чтении и слушании. Встретив знакомое слово несколько раз в живом контексте, вы запомните его навсегда. Если вы хотите не просто иметь пассивный словарный запас, но и свободно выражать мысли - . Так вы будете превращать сухие знания в уверенные навыки. В конце концов, мы ведь учим языки не для того, чтобы их знать, а для того, чтобы им пользоваться.

Почему запоминание английских слов вызывает сложности? И как научиться запоминать английские слова быстро и легко? – эти вопросы задают многие, поэтому подробно ответим на каждый из них.

Почему запоминание английских слов вызывает сложности?

Во-первых, новое английское слово является точной информацией , т.е. информацией, которую нужно знать точно, на все 100%.

Попробуйте «приблизительно» или «частично» произнести английское слово! Вас иностранцы не поймут. Поэтому очень важно английские слова запоминать точно. А любая точная информация запоминается плохо , даже после изнурительной «зубрежки» в памяти остается только 20%.

Зная, эту особенность памяти, наши предки 2 тысячи лет назад создали мнемотехнику - искусство запоминания . В наши дни мнемотехника обогатилась новыми приемами, методами, техниками и является одной из составляющих «Систем развития памяти».

Во-вторых, запоминание английских слов вызывает сложности из-за неправильной организации слов. Обратите внимание, что большинство книг и словарей, направленных на формирование словарного запаса, составлены в алфавитном порядке, т.е. английские слова следуют в алфавитном порядке. А такой порядок удобен лишь для поиска слов, но не для запоминания.

Запоминание слов в алфавитном порядке приводит к следующим негативным последствиям.

  • Запомненное слово сложно вспомнить, «достать из памяти», т.к. английское слово запоминалось без блока слов, связанных с ним по смыслу, и «хранящихся на одной полке».

    Запомненное в алфавитном порядке слово можно сравнить с книгой, которую вы хотите найти в книжном шкафу, но не помните, на какой полке она стоит и к какой тематике относится. И для того, чтобы отыскать нужную книгу, вам понадобится «перерыть» весь шкаф. А вот если бы вы поставили эту книгу на полку с книгами по той же тематике, то очень быстро нашли бы ее.

  • Когда слова представлены в алфавитном порядке, то рядом находящиеся английские слова начинаются с одной и той же буквы и мало чем отличаются. А, как известно, однородная информация подвержена забыванию, т.е. запоминаясь последовательно, слова вытесняют друг друга из памяти.

    Поэтому очень важно, чтобы соседние английские слова начинались с разных букв.

В-третьих, запоминание английских слов вызывает сложности, если вы запоминаете слово без контекста. Кроме того, сложности с запоминанием связаны с многозначностью английских слов.

Процитируем известного психолога А.Н.Леонтьева («Лекции по общей психологии» 2001 г): «Трудность заключается в том, что если вы так учите словарные слова (иностранное – русское, иностранное – русское), то языка-то вы знать не будете по очень простой причине: слова, в том числе и иностранные, многозначны. Нет соответствия значений. И еще одна крупная неприятность. Вы знаете, что такое статистический словарь, частотный, где частота использования слов в языке указывается просто рядом со словом как коэффициент частотности?

Видите ли, высокочастотные слова особенно многозначны, а малочастотные, то есть редко встречающиеся в языке, имеют гораздо меньшее число значений, научные термины в идеале вообще не должны иметь многих значений (увы, в идеале, потому что приктически они тоже многозначны). Если мы возьмем очень распространенное слово и будем таким способом усваивать, то ничего не выйдет. Потому что если вы откроете словарь, не совсем маленький, а побольше, тысяч на 20-30, то вы увидите, что против немецкого, английского, французского слова первое, второе, третье значения слова и так далее, я уже не говорю об изменениях значений в идиомах».

В-четвертых, запоминание английских слов вызывает сложности из-за неправильной последовательности запоминания . Под «последовательностью запоминания» имеется в виду последовательность запоминания составляющих английского слова. А из каких составляющих состоит английское слово?

Возьмем, к примеру, wedding ["wedIN] – свадьба

1. wedding – это написание английского слова
2. ["wedIN] – это произношение английского слова
3. свадьба – это перевод английского слова

Итак, английское слово состоит из трех составляющих: 1) написание, 2) произношение, 3) перевод. И чаще всего, в такой последовательности вы записывали новое английское слово в словарик, и именно в такой последовательности английские слова представлены в многочисленных книгах и словарях.

С чего вы начинали запоминание?
- Конечно, с написания, - скажите вы и вспомните, как много раз записывали на бумаге английское слово.
- А что вы делали потом?
- Потом произносил много раз вслух, т.е. «зубрил»: «["wedIN] – свадьба, ["wedIN] – свадьба...»

Получается следующая последовательность запоминания:

написание – произношение – перевод.

Запоминание в такой последовательности называется «узнаванием», т.е. вам нужно увидеть английское слово написанным или услышанным, чтобы вспомнить перевод. Вот почему мы все хорошо читаем и переводим английские тексты. Вот почему мы все, выезжая за границу, понимаем иностранцев, а вот сказать ничего не можем. Не можем сказать, потому что не можем быстро и легко вспомнить перевод слова, т.е. «воспроизвести» его по памяти. Этот процесс так и называется «воспроизведением» и представляет собой следующую последовательность:

перевод - произношение – написание.

Запоминание английского слова в этой последовательности гарантирует высокое качество запоминания и высокую скорость припоминания, но при использовании определенного метода, о котором мы поговорим ниже.

Как научиться запоминать английские слова быстро и легко?

Очевидно, что нужно устранить выше перечисленные сложности и научиться:

  • правильно готовить материал к запоминанию, т.е. а) сгруппировать английские слова по темам и ситуациям употребления; б) расположить английские слова так, чтобы рядом стоящие слова начинались с разных букв;
  • запоминать английское слово в контексте по принципу одно английское слово – один контекст, содержащий один перевод;
  • запоминать в правильной последовательности, т.е. перевод – произношение – написание, используя определенный метод, составной частью которого является мнемотехника.

Все понятно, кроме третьего пункта, - скажите вы, - Что это за «определенный метод»?

Это метод запоминания слов любого иностранного языка, имеющий название «Полиглот». С помощью этого метода вы научитесь запоминать 100 – 200 новых английских слов в день быстро и легко!

Метод «Полиглот» представляет собой последовательность мыслительных действий и операций, которые формируют навык запоминания.

Достаточно самостоятельно запомнить с помощью этого метода всего 500 английских слов, чтобы сформировать навык запоминания. Вы не будете задумываться над тем, как запоминаете, ваш мозг сам будет использовать этот метод, и английские слова станут «запоминаться сами собой». Если вас интересует теоретическая часть и подробности, то с ними вы можете ознакомиться в другой книге «Секреты запоминания неправильных глаголов английского языка» Е.Е.Васильевой, В.Ю.Васильева, где метод «Полиглот» описан подробнее.

МЕТОД «ПОЛИГЛОТ»
(для самостоятельного запоминания английских слов)

  1. Представить перевод слова.
  2. «Сфотографировать» иностранное слово.
  3. Написать иностранное слово.

Давайте, с помощью метода «Полиглот» запомним английское слово:

борода - beard
бИэд

1. «борода» - это перевод
2. и бИэд – это произношение слова (второй вариант – «русская транскрипция»)
3. beard – это написание английского слова

  1. Представить перевод английского слова.

1) «Представить перевод английского слова» - значит, представить «бороду».
Одни могут «увидеть в воображении» бороду, висящую в воздухе, другие – лицо дедушки с бородой.

Желательно, первое время, помогать себе вопросами:
- Что мне это слово напоминает?
- На что это слово похоже?
- С чем это слово у меня связано?

2) А потом формируем «картинку» на основе образа бороды по принципу: «Место. Герой. Ситуация» , т.е. задаем себе вопросы:
- Где?
- Кто? Что?
- Какая ситуация?

Важно! При формировании «картинки» поместить перевод английского слова в нужный контекст.

В данном случае слово однозначное и слово «борода» вызывает в воображении лицо дедушки с бородой. Далее формируем «картинку», т.е. вспоминаем знакомого дедушку в знакомом месте (Место. Герой), подключаем, как можно больше очущений и чувств.

Давайте представим знакомого дедушку с бородой , сидящим на лавочке в парке, услышим веселые детские голоса, почувствуем запах цветов, ощутим теплые солнечные лучи...

Обратите внимание, что ситуация, это какое-то взаимодействие героев, а у нас есть только один герой. Оставим пока в покое «недостроенную картинку» и переходим к другому пункту.

  1. К произношению подобрать созвучное русское слово.

Произношение – это
бИэд

Подберем к произношению созвучное русское слово, т.е. слово, у которого совпадают первые звуки. В данном случае по звучанию подходит слово «БИДон». Обратите внимание, что совпадающую созвучную часть мы выделяем большими буквами. Желательно, чтобы русское созвучное слово обозначало предмет или человека.

  1. Соединить образ перевода с образом созвучного слова.

Образ перевода – это знакомый дедушка с бородой, сидящий на лавочке в парке.
«Соединить образ перевода с образом созвучного русского слова» - значит

- «достроить картинку перевода», включив в нее БИДон, в результате получится «ключ – фраза», соединяющая слова «борода» и «БИДон», например: «Дедушка нечаянно окунул бороду в БИДон с молоком»;

Удерживая в воображении «ключ – фразу» одновременно произносим вслух 2-3 раза: бИэд

  1. «Сфотографировать» английское слово.

Английское слово – это слово «beard».
«Сфотографировать английское слово» - значит, выделить слово со всех сторон желтыми карточками (размер 6 х 7 см) так, чтобы в «окошке» было только слово «beard». А теперь даем себе установку на запоминание графического изображения слова (Запомнить написание!) и читаем слово вслух 2-3 раза.

  1. Написать английское слово.

Написать английское слово, т.е. написать слово «beard» на черновике, никуда не подсматривая. Написали один раз – проверили, затем напишите второй раз, но не подсматривая. Записали второй раз – проверили. И еще один раз запишите и проверьте. Важно, чтобы вы вспоминали по памяти написание слова и никуда не подсматривали! Достаточно записать слово 3-5 раз.

  1. Проверить качество зрительного запоминания.

«Проверить качество зрительного запоминания» - значит, записать слово наоборот, справа налево, так, чтобы слово правильно читалось.
Например: ....d
...rd
..ard
.eard
beard

Если вы правильно записали слово наоборот, то можно вас поздравить, вы запомнили правописание английского слова на 100%!

  1. Записать на карточку для дальнейшего повторения.

С одной стороны карточки запишите перевод слова, т.е. «борода» , а с другой стороны запишите английское слово «beard».

Важно сделать два повторения:
- повторение №1: по переводу, т.е. русскому слову вспоминаем английское слово, предварительно перетусовав все карточки,
- повторение №2: по английскому слову вспоминаем русский перевод.

Важно, чтобы вы сначала выполнили 1, 2 и 3 пункты на подготовленном списке слов (50 – 200 английских слов), а потом выполнили 4, 5, 6 пункты с этим же списком слов.

Запомните! Английские слова нужно запоминать не по одному, а списками, сгруппированными по темам!

Чтобы самостоятельно запоминать английские слова методом «Полиглот», сначала нужно развить определенные способности и сформировать некоторые навыки с помощью более простой технологии. Такой технологией, позволяющей запоминать за 1 занятие 200 – 500 английских слов является технология « ENGLISH – память». Эта технология содержит «легкий для усвоения» материал в виде «ключей – фраз», и вам остается только прочитать «ключ – фразу» и представить!

Запоминание английских слов


Иногда нам приходится учить большие объёмы информации за короткий промежуток времени, например 100 английских слов в день . Количество может показаться пугающим, но только для тех, кто не владеет технологией запоминания. Обычно, люди обладающие хорошей памятью и достигшие феноменальных результатов в запоминании информации, не унаследовали эту способность, а хорошо поработали над её развитием. Существует много различных методик, которые помогают укрепить память, но ни одна из них не поможет без регулярной тренировки.

Способ №1 Лист бумаги

Итак, 100 слов в день, как это сделать? Некоторые начинают просто учить слова, записав их на листе бумаги и расположив по алфавиту. К сожалению, энтузиазма у таких людей хватает ненадолго. Через неделю изучения слов таким образом, в голове образовывается «каша», слова начинают путаться, да и скорость существенно падает. Проблема такого изучения в том, что слова, расположенные по алфавиту, похожи друг на друга. Для запоминания это не очень хорошо - так как они не сильно отличаются друг от друга. Поэтому их часто путают, например than - чем и then – затем.

Способ №2 Чтение текстов

Те, кто начинают читать тексты, достигают большего успеха. Некоторые выписывают слова в тетрадь, другие запоминают их прямо в тексте. Такой способ более эффективен, так как слова разные и их проще запоминать по форме. Или, если человек запоминает их сразу в тексте, то учатся они так гораздо луче. Например : He came up to her and saw her friend он подошёл к ней и увидел её друга . Допустим, вам надо запомнить слово came – подошёл, вторая форма от come - подходить. Если вы забыли это слово, то посмотрев другие слова вокруг слова came , вы быстро вспомните его из контекста.

А разве это не подсказка?

Да, это подсказка, но наша память устроена таким образом, что вспомнив слово один раз с подсказкой, она определяет его как «важное» и оно потом уже вспоминается без подсказки, автоматически.

Этот способ запоминания хорош для тех, у кого есть уже какой-то словарный запас. В противном случае можно «захлебнуться» в огромном количестве новых слов и бросить изучать язык.

Способ №3 Телефон в помощь

Существуют способы изучения английских слов через различные гаджеты работающие на iOS или Androind. Также существует много приложений, которые помогают запоминать различные слова или фразы, прослушивать их звучание и фиксировать ваш прогресс. Их можно скачать из App Store или Google Play . Есть ещё и тренажёры английских слов on-line , где не надо ничего скачивать на телефон, но можно тренироваться через любой из выше перечисленных устройств.

Они могут существенно облегчить процесс запоминания изучаемого материала, но у них есть один недостаток - это отсутствие тактильного восприятия. Осязание делает процесс запоминания более эффективным и даёт возможность играть в обучающие игры, как это можно делать, например с карточками.

Способ №4 Бумажные карточки

Методика бумажных или картонных карточек проверена веками. Ей пользовались наши родители и бабушки с дедушками, когда им приходилось что-то заучивать. Эффективность этой методики заключается в разделении карточек на «знаю », «не знаю » и последующем сосредоточением на том, что запоминается плохо.

Read by Neil Geitz

Эта методика запоминания позволяет более рационально использовать силу нашего сосредоточения . Концентрацию внимания можно сравнить с мышцей, а любая мышца устаёт после определённой работы. Если английские слова написаны списком на листе бумаги, то сложно сосредоточится на тех, которые плохо запоминаются. Также начинает автоматически запоминаться их положение на листе, и потом, когда они встречаются в тексте, они плохо вспоминаются. В реальной ситуации не будет таких подсказок как последовательность слов в списке, или их расположение на странице.

А разве это не такая же подсказка, как запоминание слов в тексте?

Слова в тексте создают образы. She came up to … - она подошла к … . Здесь после came идёт up и потом идёт to … . Мы можем увидеть это всё внутренним зрением.

Когда слова написаны списком на листе, мы запоминаем это как take – брать, come – подходить. Такое заучивание не создает динамическую картинку, поэтому гораздо менее эффективно.

Столько лишней работы!

Да, на первый взгляд, это кажется пустой тратой времени. Но, чем больше вы погружаетесь в процесс, тем лучше информация запоминается.

Синонимы очень сильно интенсифицируют процесс запоминания, так как вы связываете новое значение слова с тем, что вы уже знаете. Например, get – получать, допустим вы уже знаете это слово. Вам необходимо выучить слово gain – получать. Связав у себя в памяти эти два слова, вы получаете мгновенный результат.

Способ №5 Ассоциации и память

Помимо облегчения работы памяти с помощью карточек, желательно подключить ещё и ассоциативное запоминание . Такое запоминание основано на разделении слова на составляющие.

Возьмём, например abandon – покидать, оставлять. Если вы разобьёте это слово на “A ” “Банда ” и “Н ”, по принципу звучания, а затем придумаете историю «Банда А оставила или покинула корабль Н », то Вам будет гораздо проще вспомнить слово abandon . Увидев русское слово «покидать или оставлять » вы вспомните эту историю-несуразицу как «Банда А покинула корабль на котором была нарисована большая буква Н ». Эта история даст вам набор звуков, по которому вы восстановите из памяти нужное вам слово - abandon . Добавьте немного цвета и представьте эту картинку в уме. Как говорят, лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Видеть можно и внутренним зрением, хорошо представляя сказанное, поэтому у этой поговорки есть своё понимание.

Способ №6 Повторение – мать учения

Чтобы информация лучше держалась в вашей памяти, её необходимо регулярно повторять. В противном случае память определит её как бесполезную и она будет забыта.

Как часто надо всё повторять?

По этому поводу есть различные мнения. Вы можете даже найти таблицы, которые советуют, как часто надо это делать. Конечно, чем чаще вы повторяете слова, тем лучше информация будет держаться в вашей памяти. К сожалению, у многих нет возможности постоянно повторять выученные слова, поэтому вам необходимо будет найти свою частоту повторения.

Начните с одного раза каждые 2 часа . При этом все слова, которые вы уже выучили, откладывайте в стопку « almost know », а не « know » . Только на следующий день вы можете переложить их в раздел « know ». Чем больше слов вы будете изучать, тем сильнее ваша память будет становиться и тем реже вам придётся повторять выученную информацию.

Заучивая слова таким образом, Вы приобретёте хорошую привычку которую будете использовать для изучения любого материала. При запоминании английских слов с использованием всех своих чувств и регулярно повторяя выученный материал, вы привыкаете к этим нагрузкам. Напряжение, которое останавливало вас в начале обучения, "отпустит вас" и метод заработает. Эта привычка запоминать материал подобным образом стане настолько сильна, что Вы будете использовать ее при обработке любой информации, задействовав все ваши чувства, логику и воображение. Развив эту привычку на заучивании английских слов, школьники начинают получать лучшие оценки по другим предметам, так как память играет одну из основных функций в процессе обучения.

На первый взгляд этот «сложный процесс обработки информации» может показаться напрасной тратой времени. Можно и так запомнить что abandon - это покидать, оставлять . Да, некоторые люди, которые имеют особые способности или уже знают много языков, так и запоминают слова. Но это не относится к начинающим. Память укрепляется, становится сильнее, учится выстраивать различные связи только со временем. Чтобы ускорить этот процесс, мы рекомендуем Вам взять на вооружение вышеперечисленные методы и легко справиться с поставленными задачами.

Для начала возьмите словарный список. Словарные списки (тезаурусы) — это группы слов, объединенные общей темой. Например:

  • Список часто употребляемых глаголов: to be, to go, to do, to have и т. д.
  • Список прилагательных, связанных с погодой: rainy (дождливо), sunny (солнечно), windy (ветрено) и т. д.
  • Список существительных, означающих членов семьи: mother (мать), father (отец), sister (сестра), brother (брат), uncle (дядя) и т. д. (более подробно читайте в нашей статье )

Итак, как же их запоминать? Для этого можно сделать следующее.

Составляйте предложения с каждым словом из списка

Допустим, вам нужно запомнить слово resign (что означает «увольняться», «подавать в отставку»). Вы можете составить с ним следующие предложения:

  • I am sorry, but I must resign. — Прошу прощения, но я должен уволиться.
  • The new manager is already leaving, he resigned yesterday. — Новый менеджер уже уходит, он вчера уволился.
  • She loves her job and she will never resign. — Она обожает свою работу и никогда не уволится.

Используйте слова в рассказе

Возьмите список слов и составьте с ними короткий рассказ. Совсем необязательно, чтобы рассказ был связным и осмысленным. Если он будет абсурдным — еще лучше! Так веселее.

Скажем, вы изучаете глаголы, начинающиеся с буквы E: earn (зарабатывать), eat (есть), end (заканчивать), enjoy (наслаждаться), estimate (оценивать). Вы можете написать вот такой рассказ:

  • Andy was eating dinner and enjoying a quiet evening, when he started thinking about his future. He estimated the amount of money he must earn . This ended his enjoyment. — Энди ел ужин и наслаждался тихим вечером, когда его начали одолевать мысли о будущем. Он оценил сумму денег, которую обязан был зарабатывать. Это испортило ему настроение.

Записывайте слова на карточках и тренируйтесь каждый день

Словарные карточки — это специальные карточки, которые используются для запоминания информации. На них можно поместить английское слово, перевод на русский, а также фотографию или рисунок.

Например, вы можете заготовить набор карточек по теме «еда». На одной стороне карточки напишите слово по-английски, а на другой поместите картинку или перевод этого слова.

Словарные карточки — хороший инструмент в изучении нового языка. К тому же, с ними вы можете превратить занятия в игру.

Используйте диктанты, чтобы запомнить написание слов

Составьте диктант. Вы можете сделать это самостоятельно, просто следуйте этим шагам:

    Запишите слова (обычно не более десяти) на листе бумаги. Используйте две колонки: одну для английских слов, другую для перевода.

    Сверните лист так, чтобы вам был виден только перевод.

    Возьмите другой лист и записывайте английские слова, соответствующие переводу. Не подглядывайте в ответы! Суть в том, чтобы запомнить написание.

    Когда закончите, сравните те слова, что вы написали, с теми, что были на первом листе.

Даже если с первого раза у вас не все получится, не отчаивайтесь. Сделайте несколько попыток, и вы сами не поверите, как быстро начнете добиваться успеха!

Однако, имейте в виду: не стоит отводить на диктанты слишком много времени. Как и карточки, они служат для простого запоминания, а не понимания слов, и поэтому должны быть дополнительным упражнением, но не основным. Если вы не будете практиковаться в использовании этих слов, вы быстро их забудете.

В процессе изучения английского языка многие из нас перепробовали огромное количество способов запоминания слов: от разноцветных карточек до составления списков слов, от маркировки фраз в тексте до расклеивания стикеров над рабочим столом и пр.

Мнемоника, или мнемотехника — это специально разработанные способы и приемы запоминания информации без «зубрежки» и в кратчайшие сроки. Благодаря мнемотехнике мы можем контролировать запоминание информации, накапливать в памяти большое количество данных и без особых усилий вспоминать их с течением времени, не обладая при этом феноменальной памятью или уникальными способностями.

Многочисленные исследования показали, что возможности запоминания слов с помощью методов мнемотехники в десятки (!) раз превышают возможности обычной памяти. Существует большое количество методов мнемоники: метод Марка Твена, метод Линкольна, метод Наполеона и пр. Я вам расскажу только о самых эффективных и мной опробованных.

Логические закономерности

Есть два варианта: составить текст на родном языке с использованием транскрипции (а), либо одноязычный текст на английском языке согласно списку слов (б) . В первом случае (а) в процессе написания минирассказа вы запоминаете, как слова произносятся и переводятся, а во втором случае (б) — как слова пишутся и сам контекст.

а) Слова различной тематики:

handicrafts [хэндикрафтс] — вещи ручной работы
broken family [броукн] — неполная семья
countryside [кантрисайд] — деревня
vehicle [викл] — автомобиль
tasting [тэйстин] — дегустация

Братья Хэнди и Крафт занимались тем, что делали вещи ручной работы. Они были из неполной семьи Броукн и жили в деревне Кантрисайд. Летом они любили путешествовать на своем автомобиле марки Викл средь виноградников, где дегустировали тэйстин, волшебное вино.

Довольно простой прием, подходит как для начинающего, так и для продвинутого уровня. Очень удобен тем, что вы можете придумывать текст либо отдельные предложения из любых слов и частей речи, которые вы учите или повторяете.

б) Слова одной тематики:

rural poor — деревенские бедняки
to smuggle — заниматься контрабандой
to cross the border — пересекать границу
to be deported — быть депортированным
immigration — иммиграция

The rural poor were very brave and smuggled day by day. Moreover, they crossed the border at nights and weren"t afraid of being deported, because everything they dreamt of was immigration.

Более сложный прием. Очень эффективен тем, что вы можете смотреть фильмы, видео, слушать подкасты, читать тексты и пр., выписывать слова по определенной тематике (я привела пример из документального фильма «Иммиграция»), затем составлять текст или отдельные предложения. В результате вы запоминаете слова блоком, тематически, что немаловажно. Метод эффективен еще и тем, что вы можете восстановить сюжет текста, из которого выписывали слова, как бы пересказывая его своим минирассказом.

Фонетические ассоциации

Метод заключается в подборе к иностранному слову максимально созвучного слова (либо нескольких слов) из родного языка. Один из самых эффективных методов. Вспоминая одно слово, вы автоматически вспоминаете другое. Еще одно огромное преимущество метода — изобилие книг и пособий по данному методу.

abyss [əˈbıs] — бездна
Этот БИСквит упал в бездну.

mascot [ˈmæskət] — талисман (человек, вещь, животное, приносящие счастье)
МЕСтный КОТ был талисманом для всех.

addict [əˈdıkt] — наркоман
ЭДИК-То — наркоман.

Автобиографические ассоциации

Мы подбираем к иностранному слову максимально созвучное слово (либо несколько слов) из родного языка, не фантазируя, а вспоминая при этом свои реально пережитые события.

puddle ["pʌdl] — лужа

В дождливый день я не раз ПАДаЛ в лужу.

creak — скрип
Я всКРИКнула от скрипа двери.

advice [əd’vais] — совет
ОДеВАЙСя потеплее — вот совет моей мамы.

Метод мест

Вам необходимо представить, что вы обходите свою комнату и развешиваете в разных местах листики со словами, которые учите. Затем мысленно пройдите снова по комнате и повспоминайте, где какое слово.

Я практиковала этот метод с прилагательными:

  • absent-minded — рассеянный (мысленно вешала листик у выключателя [рассеянный человек забывает выключать свет])
  • passionate — страстный, горячий (мысленно вешала листик у батареи [у страстных людей горячее сердце])
  • grimy — грязный, чумазый (мысленно вешала листик у раковины [грязные руки моем в раковине])

Метод Айвазовского

Метод заключается в том, что нам нужно посмотреть на предмет или пейзаж в течение нескольких секунд, затем закрыть глаза и задать себе вопросы о деталях (форма предмета, цвет, место расположения и пр.), затем снова открыть глаза, запомнить детали, и так несколько раз.

Я для себя откорректировала этот метод следующим образом, и считаю его очень эффективным:

1) Определяетесь с интересующей вас тематикой (интерьер, внешность, цвета, животные и пр.).

2) Откройте Google Images, задав ключевое слово (например, bedroom).

3) Описываете устно, что вы видите на картинке, какого цвета и размера предметы, где расположены и пр. ЛИБО составляете таблицу или список.

Например:
bed:
- black brown
- double
- modern
- cosy

4) Закрываете глаза и проговариваете все детали.

Метод прост в использовании и очень увлекательный. Картинки на любую тематику можно найти как в интернете, так и журналах, можно придумывать свои упражнения и чередовать их, используя различные части речи.

Советую также выполнять такое упражнение в метро: необходимо посмотреть несколько секунд на какого-то человека, запомнить, как он выглядит, в чем одет и пр. Когда он выйдет (либо выйдите вы) из вагона, можно мысленно проговорить в деталях, каким вы его запомнили, что привлекло ваше внимание. Можно побывать в роли физиогномиста: пофантазировать, какой у него характер, какие положительные и отрицательные черты, кем он может быть по профессии и пр.

Метод ОЧОГ

ОЧОГ: Ориентировка, Чтение, Обзор, Главное. Этот метод подходит для запоминания текста в целом, однако в процессе запоминания основной идеи текста, вы паралельно запоминаете и отдельные слова по определенной тематике. Метод считают малоэффективным. Однако я трансформировала его для свого удобства по-своему, и для меня он стал еще одним очень простым и полезным приемом.

  1. Прочитайте текст медленно, выделите основную мысль.
  2. В каждом абзаце подчеркните главное предложение либо ключевые слова или словосочетания.
  3. Повторно прочитайте текст, уделяя внимание основным деталям.
  4. Перескажите текст сначала мысленно, а затем вслух, смотря на подчеркнутые (либо выписанные) ключевые слова.

Этот метод для большей эффективности запоминания я комбинирую с другими методами.

Метод ритуала

Выучить огромное количество слов можно только с помощью ежедневных тренировок. У вас должен быть своего рода ритуал: в определенное время вы занимаетесь английским. Я, например, знаю, что каждый вечер я под расслабляющую музыку (которая также облегчает процесс изучения) либо читаю какую-то статью, либо учу слова, либо смотрю документальные фильмы или передачи на английском и пр. Для большего стимула лучше составить план занятий на неделю и не лениться ему следовать.

Метод взаимодействия всех ощущений

При запоминании определенного слова (например, boots — сапоги) вы должны мысленно или вслух постоянно проговаривать это слово (но без перевода!), представляя в деталях, как выглядят сапоги, как вы обуваетесь, или как вы представляете покупку этих сапог и пр. Суть этого подхода состоит в том, чтобы вы научились автоматически разговаривать на иностранном языке, понимать собеседника и при этом не переводить постоянно в уме услышанные фразы. В вашем сознании должны быть яркие ассоциации с любым изучаемым словом.

Повторение

Повторять пройденный материал, чтобы запомнить информацию эффективно и надолго, нужно в 4 этапа:

  1. сразу после изучения;
  2. через 20-30 мин;
  3. через сутки;
  4. через 2-3 недели.

Поверьте, эти методы действительно работают, поэтому не жалейте сил и времени, экспериментируйте — результаты не заставят себя ждать. Старайтесь чередовать вышеуказанные методы мнемотехники, учитывая личные особенности, к примеру, если вы визуал, практикуйте чаще метод фонетических ассоциаций.

Главное, не лениться и все время пробовать различные способы, расширять свой кругозор. А в отношении мнемотехник советую почитать различную литературу, есть очень интересные и эффективные методы, которые действительно помогают людям запоминать большие объемы информации с легкостью и надолго. Познавательно также будет ознакомиться с историями (и перенять опыт) известных людей (таких как Цицерон, Цезарь, Бонапарт, Моцарт, Рузвельт, Рейган и др.), которые, практикуя различные мнемотехники, развили уникальные способности своей памяти.