Государство как основной институт политической системы. Государство – основной институт политической системы

Политические институты осуществляют реализацию , необходимость которой определяется тем обстоятельством, что доступные для индивидов, социальных групп ресурсы, ценности и иные социально значимые объекты никогда не безграничны, естественному стремлению к расширению сферы обладания ими должны быть установлены социально определяемые пределы. Подобного рода ресурсы имеют не только материальный характер; к ним относятся также безопасность, доступ к информации, статус, престиж, власть. При отсутствии таких пределов социальные взаимодействия не могут быть упорядочены, и неизбежно будут возникать споры и конфликты, чреватые дезинтеграцией социальных систем, анархией. Обеспечение пределов требует установления в обществе властных отношений, власти одних над другими. Власть должна быть в состоянии определять те пределы развития споров и конфликтов, по достижении которых необходимо принять властное решение, которое должно всеми восприниматься как обязательное.

Если определить власть как возможность одного субъекта контролировать акты поведения, действия другого субъекта, то, во-первых, политическая власть распространяется на общество в целом, во-вторых, только за политической властью признается право применения всех видов санкций, включая физическое принуждение, лишение собственности, свободы и даже жизни. Однако насилие со стороны политической власти должно быть легитимным , т. е. признанным и принятым (явным или подразумеваемым образом) большинством членов общества, и именно этим политическая власть «отличается от банды разбойников». Голос насилие не обладает легитимностью, и ему подчиняются не потому, что признают авторитет применяющего насилие, а вследствие отсутствия альтернатив поведению.

Государство как политический институт

Государство как политический институт представляет собой институционализированную политическую власть. как база политической власти может быть основана на традиции, на исключительном, признанным большинством авторитете («харизме») правителя и на рациональном выборе (М. Вебер). Традиционная власть опирается на всеобщую убежденность в ненарушимости, святости установленных издревле традиций, в естественной законности органов власти, присущих им преимуществ и привилегий. Харизматическая власть базируется на господствующей вере в величие, святость, превосходство одного лица над всеми, его героизм, основа такой власти проявляется в проекции на ее носителя образа «отца нации», вождя, бесспорного лидера, которому подчиняются с готовностью, добровольно, по убеждению, из личной преданности. Рациональная власть опирается на доминирующее убеждение в законности установленного порядка, признание большинством обоснованности права государственных органов на осуществление власти.

Политическая власть может быть образована различными путями и по-разному распределяться, быть либо монолитной, либо диффузной. Традиционная типология форм государственного правления отражала способы распределения власти: автократия (господство единоличного правителя), олигархия (господство немногих привилегированных лиц) и демократия (власть народа).

Аристотель отмечал постоянно возникающие феномены вырождения автократии в тиранию (господство тирана), олигархии — в плутократию (господство преступников) и демократии — в охлократию (господство толпы). В основе такого перерождения лежит существенное изменение соотношения при данной форме правления закона и произвола. Переход от автократии к тирании воплощается в замене законного монарха (чья власть основана на праве наследования, а само правление связано со следованием писаным законам или не писаным нормам, традициям) тираном, основывающем свое правление на произвольном насилии, не связанном какими бы то ни было нормами. Олигархи превращаются в плутократов, используя государственную власть для преступного обогащения. Охлократия есть господство большинства, не связанное законом, опирающееся на насилие толпы, руководимой демагогом.

В XX столетии появилась особая форма политического правления - тоталитарное государство (гитлеризм в Германии, сталинизм в СССР, режим Пол Пота в Камбодже и т. д.). Принципиальной характеристикой тоталитарного государства является не просто произвольное нарушение законов господствующей силой, а замена правового регулирования тотальным террором. Следование законам есть сущность нетиранических правлений. Беззаконие — сущность тирании. Террор есть сущность тоталитарного господства. Отмечается шесть особенностей тоталитарного государства: единая государственная идеология; однопартийная система; применение террора; полный контроль над средствами массовой информации; бесконтрольное распоряжение оружием; управление экономикой.

В Новейшее время получила признание и развитие концепция . Она основывается на идее подчинения любых форм государственной деятельности праву, прежде всего конституции, главное предназначение которой в демократическом обществе — служить решающим ограничителем государственной власти во имя сохранения важнейших прав и свобод граждан , быть гарантом саморазвития и самоорганизации основных институтов гражданского общества. Ограничивая государственную власть правом, конституция тем самым охраняет провозглашаемые в ней гражданские и политические права граждан, реализует центральную функцию права как воплощения и меры бытия свободы. Право без свободы есть юридическая фикция, позитивная санкция произвола. Свобода без права — война всех против всех, распад общества и государства.

Понятие государства. Признаки государства. Концепции происхождения государства. Формы государственного устройства и правления. Функции государства.

ГОСУДАРСТВО – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций и т. д.

ГОСУДАРСТВО - ЭТО форма организации политической власти, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма особая политическая организация, располагающая аппаратом подавления и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗЛИЧНЫХ СМЫСЛАХ В институциональном смысле - множество легальных органов, учреждений, действующих на основе заведенного и совершенствуемого ими порядка, права. В публичном смысле - универсально значимая власть, нацеленная на сохранение, отстаивание, обеспечение, конституирование, регулирование интересов целого в противовес отдельному, частному, фрагментарному. В популяционном смысле - единство оседлого народа, обладающего правовым и ценностным идентитетом. В диахроническом смысле - состояние социальности, достигаемое через властную консолидацию народа на территории с последовательной кодификацией, институционализацией межсубъектных связей, привнесением элемента правового формализма. В синхроническом смысле - система социально санкционированных отношений с точно заданным на них порядком господства и подчинения (легитимное побуждение и принуждение, мягкие и жесткие технологии насилия). В функциональном смысле - способ дисциплинарной структуризации пространства социальных взаимодействий, нацеленный на поддержание постоянной целостности жизни с использованием всех доступных средств, в том числе легитимной монополии на насилие. В патриотическом смысле - институт, служащий национально оправданным, народосостоятельным целям. В ритуальном смысле - субстанция ценностная, питаемая народным национальнопатриотическим сознанием. Формально - держава с признанной символикой (флаг, герб, гимн), неформально - родная земля, наследуемая от предков.

ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ Государство выступает в качестве территориальной организации населения в масштабах всей страны. До возникновения государства люди объединялись по признаку родства, на основе своей принадлежности к тому или иному роду, племени или союзу племен. Однако со временем объединение членов общин происходит в зависимости от территории их проживания. В результате возникает территориальная организация населения, которая и является государством.

ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ Государство располагает публичной властью, которая выделена из общества и не совпадает непосредственно со всем населением страны. Публичная власть организуется с помощью специального аппарата власти, управления и принуждения.

СИСТЕМА ПРАВА Государство тесно связано с правом. Оно охраняет и регулирует жизнь общества на основе права. Государство - единственная организация, которая располагает правоохранительными органами (суд, прокуратура, милиция, спецслужбы и т. д.), призванными проводить требования правовых норм в жизнь, стоять на страже законности и правопорядка. Государство обладает монополией на правотворческую деятельность. Только оно издает законы и подзаконные акты, которые общеобязательны для исполнения всеми членами общества и обеспечены принудительной силой государственного аппарата.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА Характерным признаком государства являются займы и налоги. Только государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей. Налоги всегда имели важное значение для содержания и развития государства. Они необходимы для содержания государственного аппарата, решения социальных проблем, обеспечения обороны страны. Налоги являются главным источником пополнения казны.

СУВЕРЕНИТЕТ Суверенитет государственной власти означает ее верховенство и независимость от любых других властей страны и независимость ее на международной арене. Верховенство государственной власти выражается в способности: а) издавать общеобязательные для всего населения решения; б) устанавливать и обеспечивать единый правопорядок на всей территории; в) отменять постановления и решения негосударственных политических организаций; г) определять права и обязанности граждан, должностных лиц; д) воздействовать на население через специальные средства властвования, отсутствующие у других организаций. В суверенитете выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.

ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 1. Теологическая (божественная) теория 2. Патриархальная теория 3. Договорная (естественно-правовая) теория 4. Теория насилия 5. Органическая теория 6. Психологическая теория 7. Расовая теория 8. Материалистическая (марксистская) теория

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ Наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство имеет божественное происхождение. Организация людей на земле, как в царстве небесном. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225 -1274).

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ Основоположник теории Аристотель (384 -322) Патриархальная теория государства, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т. е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье

ДОГОВОРНАЯ Возникла в Древней Греции, получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII-XVIII вв. Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. ГОББС ДИДРО РУССО

ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ Е. Дюринг Л. Л. Гумплович К. Каутский Государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство.

ОРГАНИЧЕСКАЯ Государство возникает и развивается подобно биологическому организму: - люди образуют государство, как клетки - живой организм; - государственные институты подобны частям организма; - между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные. ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Л. Петражицкий З. Фрейд Государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять. У человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Общество и государство есть сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений

РАСОВАЯ ТЕОРИЯ Появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые - недочеловеки - слепо повиноваться первым.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ (МАРКСИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ Государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. К. Маркс Ф. Энгельс В. Ленин

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ По политическому режиму -Тоталитарное; - Авторитарное; - Демократическое. По форме правления Монархия: -абсолютная; - конституционная. Республика: -президентская; - парламентская; - смешанная. По административнотерриториальному устройству: -Унитарное; - Федерация; - Конфедерация. По социальноклассовым отношениям (К. Маркс) -Рабовладельческое; - Феодальное; - Буржуазное; - Социалистическое Дополнительно выделяют: -Стабильные и нестабильные государства; -Военные и правовые государства; -Социальное государство. 23

ФОРМА ГОСУДАРСТВА ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА как объединено население на территории ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА каким способом осуществляется власть в обществе

АРИСТОТЕЛЬ ВЫДЕЛЯЛ ПЯТЬ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ МОНАРХИЯ – правление одного АРИСТОКРАТИЯ – правление меньшинства ОЛИГАРХИЯ – правление немногих ДЕМОКРАТИЯ – правление организованного большинства ОХЛОКРАТИЯ – правление толпы

Софократия - Правление ученых Теократия - Форма правления, при которой вся полнота власти в государстве находится в руках главы Церкви и духовенства Технократия - Власть технических специалистов (технократов), а также идейно-теоретическое обоснование этой власти, тип политического режима, при котором технократы занимают доминирующее положение Тимократия - По Платону, одна из отрицательных форм государства, основанная на правлении честолюбцев Тирания - Форма государственной власти, устанавливаемая насильственным путем и основанная на единоличном правлении. Впервые возникла в греческих полисах в VII-VI вв. до н. э. Плутократия - Государственное устройство, при котором власть формально и фактически принадлежит богатой верхушке общества

Меритократия - Власть наиболее одаренных и достойных, одна из элитарных концепций, в основу которой положен принцип индивидуальных заслуг в осуществлении политической власти и социального управления Идеократия - Власть идеи и идеологии, правление идеологов, которые подчиняют своим идеям сознание большинства населения Деспотия - Крайняя форма тирании, абсолютное и беззаконное господство. Власть, базирующаяся на полном подавлении, физическом или психологическом Полития - По Аристотелю, наиболее сбалансированная из всех правильных форм правления, которая сочетает в себе сильные стороны аристократии и демократии Геронтократия - «Власть стариков» , принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим Анархия - Уничтожение государства и замена всех форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

султан Брунея Хассанал Болкиах АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ Вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз В настоящее время в мире осталось только 5 государств, форму правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией - это Ватикан, Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху.

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ принц Монако Альберт II - конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия. Власть монарха при дуалистической монархии ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента и права вето в отношении принимаемых законов. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха. К дуалистическим монархиям в современном мире можно отнести Иорданию, Люксембург, Монако, Лихтенштейн.

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ отличается тем, что статус монарха как юридически, так и фактически, ограничен во всех сферах государственной власти, в том числе, в законодательной и исполнительной. Монарх играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА Верховенство высшего законодательного органа – парламента (единственный орган, создающий законы) Наличие выборного представительного органа законодательной власти Формирование парламента посредством прямых или косвенных выборов Исполнительная власть формируется парламентом Избрание парламента посредством прямых или косвенных выборов Президент избирается населением Исполнительная власть принадлежит президенту (он формирует правительство) Правительство ответственно перед парламентом Институт президента может существовать (президент избирается парламентом) Правительство несет ответственность перед президентом Президент обладает правом вето.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ХАРАКТЕРИЗУЕТ СПОСОБ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА, СИСТЕМУ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И РЕГИОНАМИ

Термин «государство» стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как «полис», «княжество», «царство», «королевство», «республика», «империя» и др. Одним из первых в научный оборот термин «государство » ввел Н. Макиавелли . Он трактовал его широко - как любую верховную власть над человеком.

В обыденном сознании государство часто отождествляется с определенным этносом (белорусское государство, французское государство и т.п.), с административно-управленческим аппаратом, с правосудием.

Большинство современных авторов определяют, что государство - это основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов, других социальных групп и слоев населения.

Основными структурными элементами государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и частично средства массовой информации.

Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев, что отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство.

3. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека (смертная казнь). Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Важнейшим признаком государства является его монопольное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения. Законотворческая деятельность в демократическом государстве осуществляется органом законодательной власти (парламентом). Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администрации).


6. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и др.

7. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от политической партии, пребывание в которой добровольно, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

При характеристике государства отличительные признаки дополняются и его атрибутами - гербом, флагом и гимном.

Признаки и атрибуты позволяют не только отличать государство от других социальных организаций, но и видеть в нем необходимую форму существования и развития обществ в современной цивилизации.

Основными теориями возникновения государства сегодня являются:

а) теологическая - государство возникло по воле Бога;

в) теория общественного, договора (Г. Гроций , Т. Гоббс , Ж.-Ж. Руссо , Н. Радищев) - государство - результат договора между суверенным властителем и подданными;

г) теория завоевания (Л. Гумплович , Ф. Оппенгеймер, К. Каутский , Е. Дюринг) - государство явилось организацией победителей над побежденными;

д) марксистско-ленинская теория , - государство возникло в результате деления общества на классы как выразитель интересов экономически господствующего класса; органической частью этой теории является идея отмирания государства.

Существуют теории, объясняющие происхождение государства и другими факторами, например необходимостью совместного строительства оросительных сооружений, влиянием других государств и т.д. Выделить же какую-либо одну, определяющую причину возникновения государства, невозможно. Ясно, что на эти процессы оказали влияние самые различные условия и факторы как внешнего, так и внутреннего порядка.

Функции государства. Социальное назначение государства определяется выполняемыми им функциями. Общепринятым является деление функций на внутренние и внешние.

К основным внутренним функциям относятся:

Регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов, поиск путей компромисса и консенсуса в обществе;

Охрана общественного порядка;

Разработка законодательной базы для функционирования общественной системы;

Определение стратегии экономического развития;

Защита прав и свобод граждан;

Обеспечение социальных гарантий своим гражданам;

Создание условий для развития науки, культуры, образования;

Деятельность по защите окружающей среды.

Внешние функции направлены на обеспечение безопасности, целостности и суверенитета государства, защиту национальных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации и др.

Формы государственного устройства и правления

Государство обладает сложной структурой - обычно выделяют три группы государственных учреждений: органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.

Структура и полномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства » раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства».

«Форма правления» - это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Две основные формы правления - этомонархия и республика и их разновидности.

Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства - монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия - характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия - предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.

Дуалистическая монархия - полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска (Саудовская Аравия и ряд небольших арабских государств).

Парламентарная монархия - власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Любой акт монарха требует утверждения глава правительства или соответствующего министра (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция).

Республика - известны две основные формы республиканского правления: президентская и парламентская республики.

Президентская республика характеризуется особой ролью президента; он одновременно и глава государства и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов или независимо от парламента, или с согласия сената (например, США). Министры несут ответственность перед президентом. Парламент не вправе выразить правительству вотум недоверия, а порицание министров парламентом не влечет за собой их автоматической отставки. Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США), либо прямым голосованием граждан (Франция и др.)

Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать без оглядки на парламент. Президент наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом. Важнейшая отличительная черта президентской республики - жесткое разделение властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу, однако существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей.

Парламентская республика : ее важнейшая отличительная черта - формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства занимает в системе властных органов скромное место. Парламент наряду с изданием законов и вотированием бюджета имеет право контроля за деятельностью правительства. Назначает правительство глава государства, но не по своему усмотрению, а из числа представителей партии, располагающих большинством мест в парламенте (его нижней палате). Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов, либо то и другое. Таким образом, правительство главный орган управления страной, а глава правительства является фактически первым лицом в структуре власти, оттесняя главу государства на второй план (Греция, Италия, ФРГ).

Смешанная,президентско-парламентская форма правления, с еще большим доминированием президента, характерна для ряда стран Латинской Америки (Перу, Эквадор), она же закреплена конституцией 1993г. в России и новыми конституциями ряда стран СНГ.

Ее наиболее важные особенности:

Наличие всенародно избранного президента;

Президент назначает и смещает членов правительства;

Члены правительства должны пользоваться доверием парламента;

Президент имеет право распустить парламент.

Форма государственного устройства - это территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. Выделяют две основных формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное - это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Федеративное - это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов.

Ранее существовала и такая близкая к федеративной форма государственного устройства как конфедерация . Различие между конфедерацией и федерацией заключается в том, что федерация предполагает наличие центра, уполномоченного принимать решения от имени всех участников союза и осуществляющего по отношению к ним властные полномочия. Конфедерация же - более или менее гибко организованная, без какого-либо конституционного оформления, федерация независимых государств.

Каждый ее член, объединялся с другими в союз, в компетенцию которого передавалось ограниченное число вопросов (например, оборона и внешнее представительство) Конфедерациями были: Швейцария с 1291 по 1848гг., США в 1776-1797гг., Германский союз в 1815- 1867гг. Сегодня конфедераций нет, хотя в официальном наименовании швейцарского и канадского государства употребляется это слово.

Государство является наиболее значимым институтом политической системы. Значимость его определяется максимальной концентрацией в его руках ресурсов, позволяющих ему влиять на социальные изменения. Государство на протяжении веков трактовалось всегда неоднозначно. Обычно все трактовки выходили из двух: оно служит интересам общества и личности или выступает средством подавления имущими классами неимущих.

Первая теория, по-видимому, исходит из мнения Аристотеля, который считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага: "Человек, нашедший свое завершение в государстве, совершеннейшее из творений. Наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире.

"Вторую теорию поддерживает английский мыслитель Т. Гоббс, который сравнивал государство с чудовищем: "Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас…"С XVI века формируется другая интерпретация государства: теперь оно определяется через понятия "суверенитет" и "абсолютная власть". (Ж. Бодэн "Шесть книг о государстве"). Теперь государство олицетворяет правитель и он руководит общностью людей. Т.е. данная концепция косвенно поддерживает теорию Гоббса. В последствии государство рассматривалось как нормы, отношения, роли, процедуры, институты и т.д. Т.е. не какую-то личность, а общество в целом. Так марксисты признавали наличие государства только в классово разделенном обществе и рассматривали государство как машину для подавления одного класса другим. Этот раскол в обществе (на классы) произошел в результате разделения труда и появления частной собственности.

В связи с этим государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения общественной жизни. Его появление отразила необходимость в удовлетворении потребностей и интересов, которые прежние институты не могли удовлетворить. Преимуществом государства является высокая специализация в разделении труда между правящими, владение современной армией и полицией, владение большими материальными и иными ресурсами для осуществления своих решений. Государство обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений):

Единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Осуществление власти на определенной территории требует установления его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государство представляет собой организацию политической власти, обладающую специальными механизмами для управления обществом: законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В особых случаях государство применяет такие меры как принуждение - органы насилия (армия, органы безопасности).

Государство регулирует свою общественную жизнь на основе права. Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер.

Суверенитет государственной власти. Он выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны. Т.е. в общеобязательности решений для населения, возможности отмены решений негосударственных институтов сласти, обладании ряда исключительных прав (н-р, права издания законов, имеющих для населения обязательный характер), наличии специальных средств воздействия на население.

Принудительное взимание налогов и иных обязательных платежей с населения, которые гарантируют экономическую самостоятельность государства.

Государство выполняет ряд функций, которые разделяют на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

Экономическая функция. Организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики.

Социальная функция. Удовлетворение потребностей людей в жилье, социальных гарантиях, страховании жизни, поддержании здоровья на должном уровне.

Правовая функция. Обеспечение порядка и правовых норм, которые регулируют общественные отношения, охрану общественного строя и т.д.

Культурно-воспитательная функция. Создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, возможности самореализации.

Политическая функция. Обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям большинства населения или поддержания полномочий главенствующего класса.

К внутренним функциям относятся:

Функция взаимовыгодного сотрудничества, (во всех сферах деятельности).

Функция обороны страны.

Теперь непосредственно перейдем к понятию формы государства. Формы государства -- это способ организации и осуществления государственной власти на территории данной страны. Она включает три взаимосвязанных элемента:

Форма государственного правления. Это организация верховной суверенной власти в государстве. Существует две основные формы государственного правления:

Монархия. Такая форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется одним лицом и передаётся по наследству. Различают монархии абсолютного типа, при которой монарх не ограничен конституцией, и конституционные монархии, когда власть и полномочия монарха ограничиваются конституцией.

Республика. Форма государственного правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики могут быть:

Парламентские (ФРГ). Парламент формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Президент является главой государства, но исполнительная власть сосредоточена в руках правительства во главе с премьер-министром.

Президентские (США). Глава государства (президент) непосредственно или с последующим утверждением в верхней палате парламента формирует правительство, которым руководит сам. Для президентской республики характерно жесткое разделение законодательной и исполнительной властей. Президент, будучи главой государства одновременно возглавляет исполнительную власть и не несет ответственности перед парламентом, поскольку избирается на всеобщих выборах.

Парламентско-президентские (Франция, Австрия, Ирландия). Парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Эта форма правления сочетает в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента.

Форма государственного устройства. Это территориально-организационная структура государства. Формы государственного устройства могут быть разделены на три группы:

Унитарные. Цельные, единые государства, части которых не обладают признаками государственного суверенитета. В унитарном государстве существуют общие для всей страны правительственные, исполнительные и судебные органы.

Федерации. Союзные государства, части которых в той или иной мере обладают признаками государственности и обладают суверенитетом. В федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия органов разграничены конституцией.

Конфедерации. Союзы государств, образуемые для определенных государственных целей. Конфедерация -- непрочное государственное образование. Как показывает история, они существуют недолго, они либо распадаются, либо превращаются в федеративные государства.

Политический режим. Это совокупность средств и способов осуществления политической власти. Различают два вида политического режима:

Демократический. Он характеризуется тем, что государственная власть осуществляется с соблюдением основных прав и свобод человека; пределы и объёмы власти каждого из органов определены законом, властные органы, имеют мандат, которым обеспечиваются легальные возможности для свободного выявления и учета интересов различных социальных групп, утверждают верховенство права в обществе, независимое правосудие.

Авторитарный. Государственная власть осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц путём использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и всевозможных принудительных учреждений.

Одним из основных институтов господствующих политических систем является государство.

Термин «государство» употребляется в разных значениях. В обыденной речи понятие «государство» нередко используется для обозначения больших общественных групп — отдельных стран, обществ, народов. Такое понимание государства не является строго научным. Являясь организацией больших общественных групп, государство — это вместе с тем и, прежде всего, основной институт господствующей в конкретном обществе политической системы, совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих регулирование политических отношений, управление общественными делами, выполнение властных функций.

До недавнего времени в отечественной научной, учебной, и учебно-методической литературе государство трактовалось односторонне. Оно преимущественно рассматривалось как машина, аппарат, посредством которого один класс держит в подчинении другие классы, осуществляет свою диктатуру, используя для этого специальные органы принуждения. При этом сплошь и рядом, нередко со ссылками па произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина подчеркивалось, что таковыми являлись государства рабовладельческого, феодального и является государство буржуазного общества, а социалистическое государство якобы классовым не является.

«Государство, — писали, например, авторы учебника по философии для высших учебных заведений, который был издан в начале 80-х годов, - есть организация господствующего класса для защиты его коренных интересов, и, прежде всего, формы собственности, которую этот класс представляет. Основное назначение государства в эксплуататорском обществе состоит в том, чтобы держать в повиновении угнетенные классы, опираясь на силу, на органы принуждения». Подобные определения государства в тех пли иных интерпретациях давались и в последующие годы. «…Государство, — писал, например, в конце 80-х годов А.Г. Спиркни, — это организация политической власти экономически господствующего класса». Похожие на указанные определения государства давали и некоторые зарубежные ученые, которые никогда не стояли на марксистских позициях. «Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, — писал, например, М. Вебер, — есть отношение господства людей над людьми, опирающееся па легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство».

Указанные и им подобные определения государства не являются строго научными, ибо они дают одностороннее толкование государства. Государство, как верно отмечает М.X. Фарукшин, представляет собой противоречивое единство двух сторон. С одной стороны, государство является организацией политического господства определенного класса, социального слоя. С другой стороны, оно представляет собой всеобъемлющую, универсальную политическую организацию всего общества, его политическую оболочку. В соответствии с этим дифференцируются и функции государства. С одной стороны, государство является выразителем интересов и волн экономически господствующего класса, а с другой стороны, государство как неофициальный представитель гражданского общества осуществляет выполнение его общих дел, реализация которых обеспечивает его нормальное функционирование и развитие.

Следовательно, государство — это основной институт господствующей в обществе политической системы, центральный институт политической власти, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп.

Государство — это определенная структура, в состав которой входят органы законодательной, исполнительно-распорядительной, судебной, прокурорской власти, органы управления хозяйственной деятельности, органы государственного контроля, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности.

Как политический институт от других политических институтов государство отличается рядом признаков. Во-первых, для государства характерно наличие публичной власти, которая складывается из аппарата управления и органов принуждения. К аппарату управления относятся чиновники законодательных, исполнительных, распорядительных и прочих органов, численность которых по мере развития государства растет. Аппарат принуждения в каждом государстве представлен армией, полицией, органами государственной безопасности и т. д.

Во-вторых, существенным признаком государства является взимание налогов с населения, которые в значительной мере используются на содержание аппарата управления и принуждения, а также па выполнение общественных дел. Современные государства взимают самые разные налоги: налог на прибыль, налог па добавленную стоимость, налог на экспорт и импорт, налог с оборота, налог с продаж и т. д.

В-третьих, для государства характерна определенная территория, на которую распространяются полномочия данною государства.

В-четвертых, каждое государство характеризуется конкретными нормами права, которые закрепляют существующую власть и обязанности граждан.

В-пятых, для государства характерен суверенитет. От других политических институтов государство также отличается тем, что для него характерны «монополия неэкономического принуждения, не допущения принуждения и насилия со стороны частных лиц, отдельных групп и т. п., исключительное право издавать обязательные для всех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, право… выпускать займы, осуществлять бюджетную политику…».

Сущность всех государств проявляется в их функциях. Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности. Государства выполняют разнообразные функции, которые принято подразделять на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности конкретного государства на своей территории, внешние функции — это основные направления его деятельности во взаимоотношениях с другими государствами, на международной арене.

Основными внутренними функциями существующих в настоящее время государств являются следующие:

1) защита существующего социально-экономического строя,

2) регулирование отношений господствующего социального слоя с другими классами, социальными слоями, общественными группами,

3) регулирование всей совокупности социальных отношений - национальных, межнациональных, семейных и т.д.).,

4) регулирование экономической жизни,

5) обеспечение организованности, упорядоченности в обществе, охрана установленных законов и правопорядка, а также интересов общества в целом,

6) регулирование взаимоотношений общества с природой,

7) воспитательная функция и другие.

Внешние функции современных государств направлены на то, чтобы отстаивать свои интересы на международной арене, в международных отношениях. К числу внешних функций относят следующие:

1) защита суверенитета и территории,

2) укрепление обороны и обеспечение государственной безопасности.

3) поддержание нормальных отношений и развитие сотрудничества с другими странами,

4) участие в международном разделении труда,

5) участие в решении глобальных проблем и другие.

Государство обеспечивает экономическую, социально-политическую стабильность общества. С помощью власти, силы, убеждения, экономического и неэкономического принуждения оно нейтрализует дезорганизующие тенденции, поддерживает определенный порядок в обществе. Реализуя цели и интересы господствующего социального слоя, государство вместе с тем осуществляет управление общественными делами. Оно является единственным политическим институтом, который в конкретных ситуациях обеспечивает приоритет общих целей над частными. Важнейшей функцией государства является обеспечение прав и свобод граждан! Вместе с тем современные государства в той или иной мере выполняют функцию социальной защиты не задействованных по тем пли иным причинам в экономической и политической жизни граждан.

Все функции, которые выполняет государство, являются политическими. Они никогда не были и не могут быть социально-нейтральными. Поддерживая ли порядок в обществе, осуществляя ли социальную защиту граждан, нейтрализуя ли действия деструктивных сил и т. д., государство всегда, так или иначе затрагивает интересы различных классов, социальных слоев и групп. Их реакция па действия государства бывает самой различной — от полной поддержки до активного сопротивления. В зависимости от того интересы каких социальных слоев общества — прогрессивных или реакционных — при осуществлении своих функций государство реализует оно или ускоряет, пли тормозит прогрессивное развитие общества. Так было, есть и будет до тех пор, пока общество является социально неоднородным, дифференцированным па классы, социальные слон и группы, интересы которых не только противоположны, но и нередко взаимоисключают друг друга.