Экспертиза декларации промышленной безопасности. ЭПБ декларации ПБ. Разработка и экспертиза декларации промышленной безопасности опасного объекта

Декларация промышленной безопасности - обязательный документ для опасных производственных объектов I и II классов опасности , содержащий всестороннюю оценку риска аварий и связанных с ними угроз, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, а так же разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба.

Разработка декларации: от 14 дней

Утверждение декларации: до 20 дней

Необходимость разработки декларации промышленной безопасности

  1. Объекты по хранению, уничтожению химического оружия и объекты спецхимии - I класс опасности;
  2. Объекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6 процентов объема такой продукции - II класс опасности;
  3. Газораспределительные станции, сети газораспределения и сети газопотребления предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля - II класс опасности.

ВАЖНО: Декларации промышленной безопасности могут подлежать предприятия попадающие под III класс опасности (согласно Приложения №2 ФЗ-116 ), но расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, так как им устанавливается более высокий класс опасности.

Разработка декларации промышленной безопасности

Разработка декларации промбезопасности осуществляют специализированные организации, обладающие опытом разработки деклараций промышленной безопасности и имеющие лицензии Ростехнадзора на соответствующий вид деятельности. При строительстве новых объектов и реконструкции старых объектов, декларация разрабатывается проектной организацией в составе проектов на строительство и реконструкцию опасного производственного объекта, в случае, если количество опасных веществ попадает под декларирование.

Декларация промышленной безопасности эксплуатирующегося объекта, разрабатывается в следующих случаях:

  1. каждые 10 лет, с момента регистрации последней декларации;
  2. изменение технологических процессов;
  3. увеличение более чем на 20% количества опасных веществ, которые находятся или могут находится на объекте;
  4. изменение требований промышленной безопасности;
  5. предписание Ростехнадзора при обнаружении несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе проведения проверки.

В процессе разработки декларации эксперты разрабатывают мероприятия, направленные на локализацию и ликвидацию последствий предполагаемой аварии на опасном производственном объекте. Они направлены на снижение масштаба последствий аварии и уменьшение размера возможного ущерба. Итоговый вариант декларации промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

ВАЖНО: Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством РФ.

Экспертиза декларации промышленной безопасности

Структура декларации промышленной безопасности

В соответствии с Порядком оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечнем включаемых в нее сведений (РД 03-14-2005) , декларация промбезопасности должна включать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;
2. данные об организации - разработчике декларации;
3. оглавление;
4. раздел 1 "Общие сведения";
5. раздел 2 "Результаты анализа безопасности";
6. раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";
7. раздел 4 "Выводы";
8. раздел 5 "Ситуационные планы";
9. приложение №1 "Расчетно-пояснительная записка";
10.приложение №2 "Информационный лист".

Наши специалисты разработают декларацию промышленной безопасности в короткие сроки по Москве и Московской области

Декларация промышленной безопасности является обязательным документом для опасных производственных объектов 1,2 классов, стоимость – от 35000 рублей, сроки – от 20 дней.

Что представляет собой и в каких случаях разрабатывается Декларация промышленной безопасности?

Декларация промбезопасности представляет собой документ, в обязательном порядке разрабатываемый для опасного производственного объекта и отражающий в себе сведения о характере и масштабе возможной опасности на объекте. Документ также предполагает разработку мероприятий, целью которых выступает обеспечение безопасности на объекте и готовности персонала к действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Декларация входит в состав проектной документации, разрабатываемой в случаях строительства, расширения, реконструкции, консервации, изменения технического обеспечения или ликвидации опасного производственного объекта.

Также возможна и повторная разработка Декларации на действующих объектах. Это происходит в таких случаях, как:

  • истечение 10 лет с момента внесения последних данных в реестр деклараций промбезопасности;
  • внесение в технологический процесс изменений;
  • увеличение количества опасных веществ на объекте более чем на 20%;
  • внесение изменений в законодательство, касающееся документации по промышленной безопасности;
  • получение лицензии на эксплуатацию;
  • исполнение предписаний, выданных контролирующей организацией при выявлении недостоверности сведений, представленных в разработанной ранее Декларации промбезопасности. Подобное нарушение может быть выявленное в ходе проведения проверок Ростехнадзором.

Какими предприятиями и на каких основаниях разрабатывается Декларация?

Основанием для разработки данного документа является статья 14 Закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г. Порядок разработки Декларации регламентирован таким нормативными актами, как РД 03-15-2005 и РД 03-357-00. Также правовые отношения, касающиеся предоставления рассматриваемого документа в вышестоящие организации, определяется Постановлением правительства РФ №526 от 11.05.99 г.

Обязательной разработка Декларации является в том случае, если объект относится к предприятиям I и II классов опасности, использующим, получающим, перерабатывающим, транспортирующим или уничтожающим опасные вещества в количествах, определенных приложением 2 вышеуказанного закона. К таким объектам относятся, например, объекты, специализирующиеся на добыче нефти и газа, объекты химической промышленности и некоторые газораспределительные станции.

В некоторых случаях разработка Декларации может потребоваться и предприятиям III класса опасности при условии их территориального расположения на особо охраняемых территориях РФ.

Цели разработки Декларации и ее состав.

Целью разработки Декларации промбезопасности в первую очередь выступает:

  • обеспечение безопасности на объекте,
  • соблюдение законодательных требований;
  • оценка готовности объекта и его персонала к возникновению непредвиденных ситуаций и устранению их последствий.

В состав Декларации промбезопасности входит:

  • анализ риска аварийных ситуаций и связанных с ними угроз для ОПО;
  • анализ полноты мероприятий, предлагаемых в организации для обеспечения безопасной эксплуатации ОПО в соответствии с установленными законодательством правилами, для предотвращения возникновения возможных аварий, а также к локализации и ликвидации их последствий;
  • перечень мероприятий, разработанных для уменьшения последствий и ущерба при возникновении аварии.

Содержание Декларации промышленной безопасности.

  • титульный лист;
  • информация об организации, разработавшей Декларацию;
  • первый раздел. Он посвящен описанию самого объекта, для которого разрабатывается Декларация. В этом разделе отражаются реквизиты организации, эксплуатирующей ОПО, сведения о территориальном расположении объекта и штатных сотрудниках, сведения о страховании объекта, а также обоснование необходимости декларирования;
  • во второй раздел входят данные об опасности объекта – перечень содержащихся на нем опасных вещества, применяемой технологии производства, анализе возможных рисков аварийных ситуаций;
  • третий раздел дает характеристику мер, принимаемых на объекте декларирования, для обеспечения промбезопасности, а также о его готовности к осуществлению мероприятий по локализации и ликвидации аварии;
  • четвертый раздел посвящен выводам, последовавшим из проведенного анализа деятельности ОПО. В него входит перечень наиболее опасных составляющих технологического процесса, указываются показатели риска для каждого из них, приводится описание и анализ достаточности мер, рекомендуемых для уменьшения риска возникновения внештатных ситуаций;
  • последний раздел Декларации посвящен графическому отображению возможных зон воздействия поражающих факторов наиболее опасных технологических участков объекта.

Также Декларация должна содержать такие приложения, как пояснительная записка и информационный лист.

Особенности разработки и необходимая для нее документация.

Что касается разработки Декларации промбезопасности, то ею, как правило, занимается специалист коммерческой организации, разрабатывающей прочую документацию по промышленной безопасности для ОПО.

Как и разработка прочей документации для ОПО, разработка Декларация требует глубокого анализа документации ОПО и его технологического процесса на предмет соблюдения требований Законодательства, поэтому важным является доверить составление документа грамотному квалифицированному специалисту. Разработка Декларации в коммерческой организации в среднем обходится в 110 тысяч рублей. При этом стоимость зависит от таких факторов, как размер исследуемого объекта, особенности технологического процесса, количество опасных веществ.

Сроки разработки, как правило, составляют не более одного месяца, и в первую очередь определяются скоростью и полнотой предоставления объектом исходной информации для разработки проекта. В состав исходных данных войдут:

  • юридические данные предприятия – реквизиты, наименование, адреса;
  • описание технологического процесса;
  • данные о штате сотрудников;
  • ситуационные планы расположения объекта и размещения подразделений на промплощадке;
  • сведения о ранее имевших место аварийных ситуациях и их последствиях;
  • перечень опасных веществ, применяемых в ходе технологических процессов объекта и операциях, производимых на объекте с ними.

Также разработчиком запрашивается дополнительная информация о деятельности ОПО и обеспечении на нем соблюдения требования промышленной безопасности, в том числе и документация объекта. Сразу стоит отметить, что за всю предоставленную разработчикам и экспертам информацию об объекте ответственность несет его непосредственный руководитель.

Согласование Декларации промбезопасности.

После разработки и оформления Декларации и приложений к ней, она в обязательном порядке должна быть согласована руководителем, после чего можно приступить к согласованию Декларации в контролирующей организации, которой в выступает Ростехнадзор.

Первоначально Декларация проходит процедуру экспертизы промышленной безопасности в специальной экспертной организации. Далее уже процедуру согласования Декларация проходит в составе прочей документации, разработанной при строительстве, ликвидации, консервации объекта. Представленная в Ростехнадзор Декларация вносится в базу данных о декларациях промбезопасности в течение 5 дней с момента ее поступления.

После согласования Декларация действует на объекте в течение 10 лет при условии неизменности технологического процесса и его составляющих.

Ответственность за несоблюдение требований промбезопасности.

За отсутствие разработанной, утвержденной и зарегистрированной в госорганах Декларации промбезопасности возможно наложение штрафа согласно главе 9 Кодекса об административных правонарушениях.

Так, например, отсутствие Декларации может быть приравнено к нарушению требований промышленной безопасности на опасном объекте, а по статье 9.1 КоАП подобное нарушение карается штрафом в размере от 200 до 300 тысяч рублей. Это значительно превышает сумму, необходимую для разработки рассматриваемого документа.

Согласно российскому законодательству, специфическую декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов (ПБ ОПО) нужно оформлять для всех объектов, принадлежащих к I и II классам опасности.

Разработке декларации ПБ ОПО посвящена статья 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закона).

Процесс предусматривает:

  • комплексную оценку возможных рисков аварийных происшествий и вызванных ими угроз;
  • рассмотрение вопросов о состоятельности предупредительных мер, подготовленности компании к использованию ОПО согласно требованиям промбезопасности, к уменьшению области распространения аварии и оперативной борьбе с ее последствиями;
  • поиск путей минимизации ущерба от наступления форс-мажорных обстоятельств.

Данные, подлежащие отражению в декларации, общий порядок оформления документа определены Приказом Ростехнадзора от 29 ноября 2005 г. N 893 «Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений» .

Декларирование ПБ ОПО обязательно для объектов I и II классов опасности, эксплуатация которых непосредственно затрагивает получение, применение, переработку, транспортировку опасных веществ. Основой классификации ОПО стал количественный показатель наличия опасных веществ (которые есть на объекте в определенный момент времени по факту либо потенциально могут там быть). Класс опасности определяется согласно Приложению 2 к Закону. Важно учитывать, что обязательность декларирования промбезопасности в ряде случаев распространяется также на ОПО III класса (например, если они размещены на континентальном шельфе или участке земли, лежащем на водном объекте и созданном на нем искусственно).

Декларация промышленной безопасности становится неотъемлемой составляющей разрабатываемой проектной документации при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, приостановке эксплуатации и ликвидировании ОПО. Документ утверждает руководитель организации, ведущей эксплуатацию ОПО, и он несет ответственность за отраженную в нем информацию.

Вновь разрабатываемые декларации и декларации, включаемые в проектную документацию на техперевооружение, а также консервацию, ликвидацию ОПО, подлежат экспертизе промбезопасности.

Подготовленная декларация ПБ предоставляется органам госвласти, местного самоуправления, общественным объединениям в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 11 мая 1999 г. N 526 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» .

Функции по ведению единого реестра деклараций промбезопасности возложены на Ростехнадзор. Согласно Закону, срок внесения поступившего документа в реестр составляет 5 рабочих дней.

Подготовка декларации промышленной безопасности - это достаточно трудоемкая и ответственная процедура, поэтому, чтобы избежать возможных ошибок и неточностей, целесообразнее доверить ее профессионалам. Опытные специалисты Real Certification Group готовы в максимально короткие сроки провести разработку декларации любой сложности, надлежащим образом осуществить ее экспертизу и зарегистрировать в Ростехнадзоре.

Экспертиза промышленной безопасности декларации промышленной безопасности (ЭПБ декларации) - процесс оценки соответствия декларации промышленной безопасности предъявляемым к ней требованиям промышленной безопасности.

Необходимость экспертизы декларации промышленной безопасности

ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает обязательность проведения экспертизы на декларации, разрабатываемые в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, которые подлежат декларированию. В случаях когда декларация разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, экспертиза проводится в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности.

ВАЖНО: Декларация промышленной безопасности, без зарегистрированного заключения экспертизы декларации промбезопасности к ней, не имеет юридической силы.

Проведение экспертизы декларации промышленной безопасности

Объектом экспертизы является декларация промышленной безопасности вместе с приложениями (расчетно-пояснительная записка, информационный лист) и проводится в соответствии с Правилами экспертизы декларации промышленной безопасности.

Экспертиза промбезопасности декларации проводится с целью установления:

  • соответствия полноты и достоверности информации, представленной в декларации, требованиям промышленной безопасности;
  • обоснованности результатов анализа риска аварий на опасном производственном объекте, изложенных в декларации;
  • достаточности разработанных и/или реализованных мер по обеспечению требований промышленной безопасности.

Проведение экспертизы декларации промышленной безопасности осуществляется организацией имеющей лицензию Ростехнадзора на проведение экспертизы декларации промышленной безопасности. По итогу проведения экспертизы декларации выдается заключение экспертизы декларации промышленной безопасности.

ВАЖНО: Экспертизу декларации промышленной безопасности не может осуществлять организация разработавшая данную декларацию.

Утверждение экспертизы декларации промышленной безопасности

Заключение экспертизы на декларацию промышленной безопасности регистрирует, рассматривает и утверждает Центральный аппарат Ростехнадзора. При утверждении экспертизы декларации промышленной безопасности готовится следующий пакет документов:

  1. Декларация промышленной безопасности;
  2. Расчетно-пояснительная записка к декларации промышленной безопасности;
  3. Информационный лист к декларации промышленной безопасности;
  4. Заключение экспертизы на декларацию промышленной безопасности;
  5. Заключение МЧС России;
  6. Заявление от организации.

В случае представления материалов не в полном объеме или имеющих очевидные изъяны в оформлении, отраслевое управление (отдел) в срок не более 5 дней и без регистрации возвращает их организации, утвердившей декларацию, с указанием причины возврата. Срок утверждения заключения экспертизы декларации промышленной безопасности не должен превышать 30 дней со дня поступления заключения экспертизы. При необходимости этот срок может быть продлен не более чем на 30 дней. Предметом регистрации являются непосредственно декларация, заключение экспертизы по ней, а также сопроводительное письмо, с которым декларация поступила в Ростехнадзор.

ВАЖНО: Письмо об утверждении заключения экспертизы декларации промышленной безопасности или об отказе в утверждении заключения экспертизы направляется организации, представившей заключение экспертизы, копия письма направляется экспертной организации.

Декларирование промышленной безопасности


Среди организационно-экономических механизмов снижения рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера в системе государственного регулирования в области промышленной безопасности определенное место занимает процедура декларирования безопасности промышленных объектов. Декларации безопасности как форма представления информации о состоянии безопасности на объектах экономики возникла в развитых странах. В Европейском Союзе необходимость представления таких деклараций владельцами опасных промышленных объектов закреплена законодательно.

Смысл декларирования безопасности в этих странах - заставить предприятие (опасный промышленный объект) провести оценку опасностей и информировать об этих опасностях компетентные органы. При этом европейская декларация включает:
- информацию об объекте и процессах на нем с целью определения характера и масштабов использования опасных веществ;
- перечень мер, направленных на безопасное функционирование объекта и на контроль за отклонениями от обычного режима работы;
- идентификацию типа возможной аварии, оценку ее вероятности и возможных последствий;
инструкции на случай аварийной ситуации на объекте.

Аналогичная широкомасштабная мера организационно-экономического характера осуществляется и в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "О безопасности гидротехнических сооружений". Конкретный порядок проведения этого мероприятия определяет "Положение о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации", которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 675.

Декларирование безопасности осуществляется с целью регулирования и контроля безопасности промышленных объектов, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на них, а также повышения безопасности населения, персонала и снижения риска возникновения промышленных аварий.

Особенно актуально декларирование для опасных производственных объектов, сама деятельность которых связана с опасными процессами и веществами. Декларирование содействует внедрению эффективной системы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и безаварийной эксплуатации объекта.
Особую значимость система декларирования имеет в связи с переходом на новые условия хозяйствования, изменением форм собственности, ослаблением государственного регулирования рыночной экономики, приоритетам, отданным экономическим показателям хозяйственной деятельности перед показателями безопасности.

В общем плане декларирование является выражением ответственного отношения к обеспечению безопасности промышленных объектов в форме официально оформленного заявления.

Перечень объектов, подлежащих декларированию безопасности, определяется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и МЧС России. В этот перечень включаются промышленные объекты, имеющие в своем составе опасные производства, а также гидротехнические сооружения, хвостохранилища и шламонакопители, на которых возможны гидродинамические аварии. В Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определены предельные количества опасных веществ, наличие которых на объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности.
Перечень сведений, содержащихся в декларации, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

Декларация безопасности опасного производственного объекта - это документ, в котором представлены результаты:
- всесторонней оценки возможности аварии и связанной с ней угрозы для персонала и населения прилегающих территорий;
- анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на объекте;
- мероприятий, направленных на снижение возможных негативных последствий в случае аварии на объекте.

В соответствии с упомянутыми законом "О промышленной безопасности" и постановлением Правительства разработаны нормативные документы, определяющие требования по представлению декларации промышленной безопасности, о сроках разработки декларации промышленной безопасности, а также положение о порядке ее оформления и перечня сведений, содержащихся в ней, правила экспертизы декларации промышленной безопасности и порядок утверждения заключения экспертизы промышленной безопасности. Порядок разработки декларации определяется МЧС России совместно с Ростехнадзором по согласованию с другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации.
Перечень сведений, содержащихся в декларации, определяется федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

Декларация должна включать:
- сведения об объекте (назначение, функциональные задачи, опасные технологии и производства, месторасположение, размеры и границы, наличие и границы запретных и санитарно-защитных зон и т.п.);
перечень опасных производств и характеристику основных технологий;
- анализ безопасности объекта, включающий анализ опасностей, условий и возможных сценариев возникновения и развития аварий, оценку вероятности их возникновения;
- описание системы целесообразных и достаточных мер и действий по обеспечению готовности промышленного объекта к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая вопросы оповещения об опасностях, защиты населения и медицинского обеспечения;
- сведения о резервах финансовых и материальных средств для обеспечения безопасности;
порядок информирования населения и органов местного самоуправления о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. Декларация разрабатывается или уточняется в случае обращения за лицензией на эксплуатацию объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации, или в случае изменения требований промышленной безопасности. Пересмотр декларации с целью учета изменений нормативной правовой базы и условий обеспечения безопасности промышленного объекта предусматривается не реже одного раза в 5 лет.

Декларация разрабатывается самой организацией, имеющей опасные производства, или организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы безопасности промышленных производств, а утверждается заказчиком проекта промышленного объекта или руководителем организации, которой принадлежит действующий промышленный объект. Руководитель несет ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в декларации. Декларация проходит экспертизу промышленной безопасности.
Утвержденная декларация вместе с экспертным заключением представляется в соответствующее министерство, главное управление (управление) ГОЧС, региональный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в саму службу, МЧС России и орган местного самоуправления, на территории которого расположен декларируемый промышленный объект. Контроль своевременности представления организациями деклараций промышленной безопасности возлагается на упомянутую Федеральную службу.

Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности.

Обстоятельства, сложившиеся за последние годы, потребовали отражения в декларации новых сведений, в том числе о проведении конкретных мероприятий по снижению степени опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, предотвращению постороннего вмешательства в деятельность опасного производственного объекта, а также по противодействию возможным террористическим актам. На основе расчетов сформулированы обоснованные требования к объемам резервов финансовых и материальных ресурсов на промышленном объекте. Определены также требования по оценке вероятности (или частоты) возникновения чрезвычайных ситуаций и их источников, реализация которых связана с выбросом опасных веществ, способных создавать зоны поражения вне территории объекта с причинением вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде, проведены расчеты по проведению оценки вероятности поражения населения с определением максимально возможного числа пострадавших.
В современных декларациях требуется четко и конкретно определить требования, характеризующие готовность объекта к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этому посвящен специальный раздел декларации, в котором должны быть даны ответы на вопросы, характеризующие:
- обоснованность принятых решений по сосредоточению на производственных площадях больших объемов взрывоопасных и токсичных веществ, размещению опасных объектов относительно поселений и других мест сосредоточения людей;
- осуществляемые меры по снижению основных энергетических параметров опасных процессов с целью уменьшения объемов возможных выбросов опасных веществ;
- технические решения по возможной замене опасных веществ на менее опасные;
- осуществляемые меры по сокращению использования в производственных процессах опасных веществ;
- технические решения по оперативной локализации выбросов в атмосферу взрыво- пожароопасных продуктов и предупреждению развития аварии, освобождению технологических систем от опасных веществ в аварийных ситуациях;
- наличие систем обнаружения утечек опасных продуктов и оповещения персонала и населения;
наличие, места размещения и надежность резервных источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также систем связи;
- готовность сил и средств к локализации и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, возможные меры в случае эвакуации персонала.

Уже упоминалось, что декларации могут быть повергнуты экспертизе. Правилами экспертизы декларации промышленной безопасности предписывается утверждение заключения декларации промышленной безопасности. Эта процедура осуществляется аппаратом Ростехнадзора с учетом заключения МЧС России для случаев, когда отношение количества опасного вещества на декларируемом объекте к предельно допустимому количеству этого вещества более 10. При величине отношения менее 10 от МЧС России заключение дает орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, на территории которого находится промышленный объект.

Декларирование промышленной безопасности постоянно совершенствуется. Дополнительно к отмеченным выше разработаны критерии обязательности декларирования объектов с количествами опасных продуктов менее пороговых значений, но представляющих угрозу населению и территории.

Процедура декларирования безопасности становится механизмом прогнозирования социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, важным рычагом влияния на безопасное развитие экономики, способствует обеспечению объективного обоснования объемов бюджета, направляемого на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В настоящее время одной из важнейших задач декларирования промышленной безопасности является также переход на систему приемлемого риска, создание действующего экономического механизма, составляющего нормативную основу финансового обеспечения мероприятий по управлению техногенным и природным риском. Декларирование промышленной безопасности наряду с правовым и организационным механизмом ее регулирования, является и экономическим рычагом обеспечения безопасного производства. Созданная декларацией картина состояния безопасности объекта экономики является исходным материалом для планирования мер безопасности и затрат на эти меры. Кроме этого оцененная в декларации вероятность аварий и, как следствие, размеры ущерба от них, являются хотя и косвенными, но все же факторами давления на владельцев, побуждающими их принимать меры для предотвращения аварий и ущербов.

Предварительное определение необходимых мер по обеспечению техногенной безопасности конкретного объекта экономики позволяет заблаговременно оценить ожидаемую стоимость этих мероприятий, наметить источники получения материальных и финансовых ресурсов. И, конечно же, задекларированные сведения являются стимулом для владельцев и базой для заключения договоров о страховании.
Очень важным значением декларирования промышленной безопасности является то обстоятельство, что оно служит обязательным условием получения лицензии на осуществление деятельности, связанной с повышенной безопасностью производства.