Консультация для родителей "о пользе комнатных растений". Проект"цветы вокруг нас" Тема: «О чем говорят растения»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

Консультация для родителей

«Экология вокруг нас».

Воспитатель: Данько Е.Ю

В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.

Что же такое экологическая культура? Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всѐ живое, что нас окружает, чем мы дышим, чем мы живѐм.

С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, развивать, реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи. Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире. С каждым годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это не только дом, в котором живет ребенок, это – двор, сад, парк, речка, поле, т. е. среда обитания людей. Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть все для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят.

Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье. Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям.

"…Я никому не поверю, - говорил К. Паустовский, - что есть на нашей Земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только … исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги». Природная красота гармонично переплетает в себе экологическое воспитание с эстетическим. Возьмем одно из чудес природы – цветы. Они не раз пробуждали в людях вдохновение. Народная пословица гласит: «Кто любит цветы, тот не может быть злым". Тысячи цветов украшают землю и всегда дарят людям радость.

Каждому человеку доступно развести цветущий сад в своей комнате на подоконнике или в особых подставках. Это – уют в доме. Цветы создают особую атмосферу умиротворения и праздника. А это та благодатная среда, которая воспитывает детей и стоит на страже их здоровья. Красота окружающего мира помогает развивать у ребенка эстетический вкус, воспитывает любовь и уважение к природе. Такие люди будут создавать города-сады, озеленять дворы, улицы, села. У них не поднимется рука сломать зеленую ветку с гроздьями алых ягод или вырвать с корнем молодое деревце.

Но чтобы таких людей на нашей Земле было большинство, необходимо с первых шагов своим действием закладывать в сознание ребенка понятие, что жизнь человека на всех ее этапах развития неразрывно связана с природой. Чтобы каждый уголок нашей родины был похож на цветущий край, необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями. Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придѐт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всѐм этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало. Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребѐнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребѐнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребѐнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котѐнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам - воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдѐт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдет даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

Консультация для родителей «Ребенок и природа»

Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными ее явлениями.

О чем же беседовать с ребенком?! Прежде всего, необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов, чтобы они поняли главное: Земля – наш общий дом, а человек – часть природы (например, познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, растений, животных).

Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

Ухудшение экологической ситуации представляет собой определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить ребенку, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

Учите детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует также забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контакте с животными.

Расскажите ребенку о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки).

Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контакте с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые оказались в сельской местности.

Им нужно объяснить, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, ребенок должен усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.

Одним из факторов экологической безопасности, как известно, является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды.

Необходимо объяснить ребенку, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и растений.

Все вы прекрасно знаете эти простые истины, объясните их своему малышу, и помните, что главное – это ваш пример.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к родине.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

    воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

    формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

    развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее)

    участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.), а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

представление о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существ, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

    понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

    осознание того, что все живы существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя и родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, что, то, что вредно, то некрасиво). Главное всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Запомните правила!

    Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

    Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

    Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.

    Нельзя подходить к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы – родители могут совсем покинуть гнездо.

    Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

    Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

    Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

Лекарственных растений на земле очень много. Так же, как и растений – «предсказателей» погоды, времени. Можно устроить познавательный уголок в каждом детском саду.

Консультация для родителей

Тема: «О чем говорят растения»

Отзвенели капели, отбурлили весенние ручьи, и открылась взору мокрая, черная земля. Вот тут-то и нужно начинать к ней приглядываться: что-то скажут нам просыпающиеся растения? Наверняка растет за оградой вашего дома или вдоль дорожки, ведущей к нему, крошечное золото «солнышко» - цветок мать-и-мачехи. Он и будет нашим «поводырем» потому что это «барометр, предсказывающий погоду».

Обратите внимание детей на этот цветок – широко раскрытый (лепестки как бы «таращатся» во все стороны), он говорит о том, что день будет сухим и ясным. На следующее утро цветки мать-и-мачехи могут выглядеть вялыми, взъерошенными, словно уже отцвели. Посмотрите вместе с детьми на небо – оно окажется, серым, затянутым облаками. Это мать-и-мачеха «говорит» нам о том, что вечером или ночью облака прольются дождем.

Так же ведет себя и всем знакомый одуванчик: вот только сияли золотые цветки в зеленой траве и вдруг все сникли, словно кто-то взял и смял их. Одуванчики уловили перемену погоды, почувствовали скорый дождь и сжали лепестки, пряча от влаги пыльцу. Намокнет он и не полетит по ветру, не опустится с цветка на цветок. Мокрую пыльцу не сумеет перенести и пчела. Неопыленный цветок не дает семян. А когда семена уже завязались, обзавелись своей летучкой-парашютиком, растение еще больше следит за погодой.

В солнечный день все спелые одуванчики качаются на лугу легкими пушистыми шариками. Каждый парашютик ждет хорошего ветра, чтобы оторваться от материнского растения и улететь в новые края.

Но бывает и так: прямо на ваших глазах затягивает небо серая пелена плотных облаков, поднимается ветерок… Вспомните: качались ли поутру на лужайке пушистые шары одуванчиков? Нет, не качались. Хоть и светило еще вовсю солнышко, вместо шаров стояли грустно сжатые «зонтики». Одуванчик ведь знает: мокрые парашютики плохо летают, вои и спрятал их до хорошей поры.

Если у вас на участке растет папоротник-орляк, дети непременно обратят на него внимание. Цветок так и притягивает взор – этакий зеленый фонтан из ажурных больших листьев, широко раскинутых в стороны. Папоротник не просто так красуется перед нами, он «рассказывает», что ожидать в ближайшее время. Вольно раскинутые листья, касающиеся концами земли, говорят о приближении дождя. Он еще не капает, но уже близко, потому что воздух наполнен влагой. В сухую же погоду листья поднимаются над землей, и их кончики слегка подкручены, как бы поджаты.

В начале лета расцветает фиалка душистая. Растение маленькое, в траве не всегда заметишь его, но, увидев, не забудешь: над плотными темно-зелеными листьями чуть покачиваются довольно крупные (при таком малом росте) цветки в пять лепестков. Если погода хорошая, они сияют нежным фиолетовым цветом. Нахмурилось небо, упали первые капли дождя, и цветок спешно свернет лепестки, оберегая пыльцу от влаги.

На солнечной полянке можно увидеть полевой вьюнок. Его длинные ползучие стебли или «разбежались» по траве, или обвили попавшийся на пути куст и упорно ползут вверх, поднимая цветки все выше и выше к солнцу. Сияет оно, и граммофончик цветка раскрыт полностью. Затянуло небо тучи, и сросшиеся лепестки вьюнка упали на середину цветка, на тычинки с пестиком.

Очень интересно наблюдать за кислицей. Особенно там, где она густым ковром устилает землю. В зеленом полумраке старого ельника в тихий солнечный день белые цветы ее даже слегка светятся. Но стоит упасть первой капле дождя, как кислица тотчас скрутит и опустит вниз к земле цветки, сложит, словно бабочка крылья, трехлопастные листочки. И весь «ковер» как бы ощетинится навстречу дождю – одни ребра да стебли. Можно устроить для детей развлечение – стукнуть слегка по зеленому листу прутиком, растение не уловит подвоха и тотчас скрутит цветки и листья: а вдруг это капля дождя…

Если позволяет размер участка, непременно посадите и другие растения – «предсказатели» погоды.

Очень красива лиана – жимолость каприфоль. Если ее цветки издают особенно сильный аромат, можно быть уверенным: через 15-20 часов, т.е. на следующий день, пойдет дождь.

Клен начинает «плакать» даже за тое суток до дождя. Его «слезки» - избыточная влага в древесине. Она выделяется каплями из трещин на коре или из ранки обломавшейся ветки и медленно стекает по стволу.

Вы и сами можете сделать забавный барометр, за которым дети будут наблюдать с удовольствием. Найдите в лесу еловую ветку, напоминающую рогатику. Один конец должен быть длиннее. Короткий конец прибейте или привяжите к столбу веранды так, чтобы на стене можно было делать метки. В сухую солнечную погоду подставьте черточку против конца длинной ветки. К дождю ее положение непременно изменится: ветка длиной в 30 см перед дождем способна отклониться от метки, которую вы поставили при хорошей погоде, на 10-11 см.!

Но растения не только предсказывают погоду, они еще могут указать и время: ведь многие открывают и закрывают свои цветки каждый день в один и тот же час, конечно, в сухую солнечную погоду. В дождь цветки таких растений чаще всего не раскрываются вовсе.

Большинство растений просыпаются очень рано, вместе с солнцем. Чем выше оно поднимается по небосводу, тем больше навстречу ему раскрывается цветков. Медленно солнце начинает клониться к закату, и так же вслед за ним медленно закрываются цветок за цветком. Но как показать это явление в детском саду? ведь всем известный шиповник раскрывается в 5 часов, а одуванчик – от 6 до 7. В это время не пойдешь на прогулку. Правда, можно показать, когда эти растения закрываются.

Но интереснее сделать цветочные часы из растений, которые будут просыпаться к 8 часам, когда ребята приходят в детский сад. Несколько примеров. В мае в это время расцветает горечавка бесстебельная (очень красивое растение с венчиком глубокого колодца ярко-синего цвета). В апреле в 9-10 часов раскрывают лепестки лесная фиалка, кислица, в мае – лесная лилия, лилейник, в июне-июле – эшшольция, ноготки.

Если дошкольное учреждение с круглосуточным пребыванием детей, посадите на клумбе душистый табак и маттиолу. Весь день цветки душистого табака будут полураскрыты, а к 20 часам вдруг проснутся, раскроются, засветятся белыми крупными звездами (есть и другие тона – розовый, темно-красный, но белые в сумраках выглядят эффективнее), и «поплывет» над клумбой терпкий аромат. Позднее, в 21 час, нежный и прямо запахнут мелкие лиловатые цветки маттиолы. Очень полезно понюхать на сон грядущий, чтобы сны снились приятнее.

При желании можно составить более подробный список растений, раскрывающих и закрывающих цветки в разное время в разные месяцы, и высадить их на клумбе. Есть еще в XVIII веке любители растений могли устроить такие часы, то у вас должно получиться еще лучше?

Но вернемся к нашему первому провожатому по весенней земле – к золотым цветкам мать-и-мачехи… она может служить не только барометром, это еще и прекрасное лекарственное растение.

Примечание. Если захотите посадить мать-и-мачеху на своем участке, то сажайте ее в контейнер – она сильно разрастается. Корни этого растения дают мощные побеги даже на метровой глубине.

У мать-и-мачехи собирают и сушат цветки. Заваренные в чай, они хорошо смягчают горло при кашле. Таким чаем промывают раны. Свежие листья в виде компресса снимают боли в суставах.

В мае начинает цвести василек посевной. Мы знаем его как сорняк на полях пшеницы ржи. Для лечебных целей используют краевые лепестки цветков. Детям можно рассказать о том, что отваром из этих сушеных цветков промывают глаза. О других свойствах препаратов из василька им пока объяснить сложно.

В июне-июле цветет тимьян ползучий, он же чабрец, он же борогодская трава. Очень подходит и для альпийской горки (постом мал, но растет густой куртинкой, красивые мелкие цветки необычайно ароматны), и для аптечного огорода (хорошее отхаркивающее и болеутоляющее средство).

Около забора в аптечном огороде можно посадить алтей лекарственный - ближайшего родственника садовой мальвы. Растет многолетник кустом, цветет крупными розовыми цветками почти все лето, с июня до сентября. Его используют при заболеваниях верхних дыхательных путей.

Лекарственных растений на земле очень много. Так же, как и растений – «предсказателей» погоды, времени. Можно устроить познавательный уголок в каждом детском саду. И если не позволяют размеры участка, посадить всего по несколько растений.

Главное – пробудить у детей интерес и уважение к окружающей природе!

Эмма Грабарь
Консультация для родителей «Мир вокруг нас!»

Консультация для родителей «Мир вокруг нас

Подготовила воспитатель МБДОУ ДС №5 Грабарь Э. А.

(Начало экологического воспитания)

С чего начинается Родина ? С кудрявой березки, шумящей на ветру, с переливчатой трели соловья, с улицы, поросшей травой, - со всего того, что окружает человека с первых дней жизни.

Приобщение к миру природы детей – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического воспитания.

Воспитывая в детях любовь к природе, мы тем самым помогаем получить яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о ней, воспитываем у детей любовь к Родине , и делать это нужно с самого раннего возраста.

Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Малыш с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к необычному, яркому.

Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остается на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и остроты чувств, как в дошкольном возрасте. И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую связь с природой еще в детстве, в самую нежную и чувствительную пору жизни.

Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут же слышит крик : «Брось эту грязь сейчас же!» . Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают. И тут же – панический возглас : «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!» . И вместо красочного, веселого мира, ребенок видит перед собой серый асфальт… Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряженность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.

Взрослый первым вводит ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрывает перед ним его тайны и законы, воспитывает правильное отношение к природе (доброе, милосердное, гуманное, потребность в ее познании. Поэтому взрослому нужно вначале самому определить свое отношение к природе и проблемам взаимоотношения человека и природы. Оно должно быть, безусловно, положительным, бережным, заботливым.

Любви к природе ребенок учится, прежде всего, у родителей . Очень важно постоянно показывать детям свой интерес к природе, ее объектам и явлениям. Своим поведением доказывать, что вы не утратили способность удивляться и радоваться зеленой травке, яркому цветочку, солнцу, ветру, дереву. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, огорчение, ребенок учится определенным образом относиться к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному…

Мы – часть многообразной природы. Если мы уважаем себя, то необходимо уважать природу, заботиться о ней, сохранять ее.

Процесс приобщения ребенка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. Все это помогает детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения между ними.

В семье следует позаботиться о создании природной развивающей среды : по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на даче, около дома; подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Постараться приблизить ребенка к естественной природной среде. Такое регулярное общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и представления, чем самые интересные книжки, картинки, рассказы.

Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, чувстве радости, эстетическом удовольствии, действенной готовности ребенка участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении.

Настоящая забота о природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого. Можно бесконечно говорить о любви к природе, но если взрослый, которому подражают дети, бездумно сломал ветку, перешагнул через клумбу, закричал, увидев червяка в руке ребенка : «Брось эту гадость!» , то пользы от этого не будет.

Для того, чтобы научить детей любить и беречь природу, нужно вооружить их знаниями о ней; сформировать сознательную убежденность в том, что в природе нет ни одного животного или растения только полезного или только вредного. Все в природе взаимосвязано и имеет определенное значение в жизни человека.

Чепрасова Ирина Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 34
Населённый пункт: г.Усолье–Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Цветы вокруг нас"
Дата публикации: 20.08.2018
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей

«Цветы вокруг нас»

Подготовила:

Чепрасова Ирина Борисовна

Нас окружает прекрасный мир- мир природы. Для сохранения этого уникального мира нужно

учить детей понимать, чувствовать и любить родную природу, бережно относиться к ней.

Многогранный

пробуждает

дошкольников

вызывает

удивление.

Именно в этом возрасте, когда дети очень любознательные, добрые и отзывчивые, у них можно

сформировать правильное отношение к окружающей природе, элементарные экологические

знания, экологическую культуру.

Растения окружают людей на протяжении всей жизни, являются элементом их нормального

существования и здоровья.

Зеленое царство горшечных растений, расположенное чаще всего, на окне, начнет вызывать к

себе интерес ребенка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за

таинственным

комнатной

растений.

Ухаживая

отталкивайте

отмахивайтесь от ребенка, если у него проявился интерес к растениям. Наша задача показать

своеобразие и тайну

жизни растений, их красоту, ради которой они и содержатся в доме.

Давайте ребенку посильные задания, и вместе с ним, их выполняйте и рассказывайте, для чего

это необходимо делать: полить цветы, протереть листья, порыхлить землю у цветов. Приучайте

ребенка наблюдать за растениями. Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые

показывают ему красоту комнатных растений. Рассказывайте детям, какие комнатные цветы у

вас есть, их особенности.

Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая,

форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние

которого целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или

комнатной,

добавлением

удобрений.

взрослых

дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей

Научившись понимать состояние растений, ребенок будет им «сочувствовать» и помогать.

пересаживая,

взрослым,

самостоятельно, дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям.

Выезжая с детьми на природу, познакомьте детей с луговыми, полевыми цветами. На дачах

расскажите о садовых цветах.

Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно

увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в

парке он проявит наблюдательность. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьезные

знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Это интересно!!!

Наверное, нет такого дома, в котором не красовался хотя бы один комнатный цветок. Люди

издавна убеждены, что живые растения создают домашний уют, улучшают настроение.

В основном эти цветы используют в лечебных целях, а также для очистки кислорода:

Алоэ-

В народе его часто называют столетником. Этот цветок просто кладезь полезных

свойств. Сложно назвать все заболевания и травмы, при которых его используют, но чаще

всего он спасает от простудных заболеваний, расстройств кишечника, при болях в

желудке, а также способствует быстрому заживлению ран и порезов.

Каланхоэ-

Цветок завезен к нам из Германии. Отлично чистит кислород от

болезнетворных бактерий, так, что заболеть простудой будет сложно, если такой защитник

имеется в доме. Прекрасно борется с насморком и ангиной.

Спатифиллум-

Незаменимый «пылесос», для очистки воздуха в помещении. Активно

борется со всеми вредными веществами в воздухе и обогащает пространство необходимым

количеством кислорода. Ко всем плюсам растения можно отнести тот факт, что он очень

бурно и красиво цветет, а это повышает настроение в зимний период.

Герань-

Нет лучшего средства от депрессии, чем наличие этого цветка в доме. Этот

природный антидепрессант улучшит сон и нормализует нервную систему.

Луговые цветы – это отдельный многогранный мир. Это богатая, лечебная кладезь для

человека.

Одуванчик лекарственный –

всем известный желтый цветок. Обладает

широким спектром лечебного действия. Его используют при бессоннице. Молодые листья

растения используют для приготовления весенних салатов, в качестве средства от

авитаминоза.

Ромашка медицинская –

всем знакомый цветок. Из ромашки делают настои,

обладающие противовоспалительными, успокаивающими свойствами. Его используют для

полосканий горла, полости рта, делают припарки, компрессы примочки.

Фиалка трехцветная (анютины глазки) –

используют листья, цветки,

стебельки цветка. Отваром фиалки лечат кашель, используют для лечения бронхитов,

заболеваний органов дыхания.

Луговой клевер розовый –

в народе называется кашкой. Используют цветки

клевера в качестве противовоспалительного, потогонного, отхаркивающего,

антисептического, кровоостанавливающего, вяжущего, десенсибилизирующего средства.

Календула-

в народе цветы еще знают под названием ноготки аптечные. Благодаря

своему лечебному составу, календула заслужила признание не только в народной, но и в

традиционной медицине: при простуде, ангине, стоматите, бессоннице, конъюнктивите.

Мать-и-мачеха-

С давних пор славится это растение своей способностью быстро и

эффективно справляться со всевозможными простудными заболеваниями. Мать-и-мачеха

помогает избавиться от насморка, хрипоты, кашля и лихорадки. Очень эффективна она для

лечения бронхита.