Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Природа — наш общий дом»

Лариса Тимошенко

Конспект интегрированного занятия в соответствии с требованиями ФГОС в подготовительной группе

Воспитатель МБДОУ «Дюймовочка»

Тимошенко Лариса Николаевна

Конспект интегрированного занятия по экологии

"Жалобная книга природы "

Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС , работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей "Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей» , «Художественно-эстетическое развитие детей» , «Физическое развитие детей» , «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Целью данного занятия является : объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование у воспитанников основ экологической культуры.

Практическая значимость занятия заключается в том , что дети в процессе трудовой и познавательно-исследовательской деятельности овладевают умением оказывать помощь нуждающимся в трудный период.

Непосредственно-образовательная деятельность «Жалобная книга природы » может использоваться воспитателями старших, подготовительных групп ДОУ .

Цель : Расширять представления детей о предметах и явлениях природы , растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека .

Задачи образования :

Развивать познавательный интерес к миру природы ;

Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;

Обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях : «природа » , «живое» , «неживое» ;

Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Предупреждать утомляемость детей. «Физическое развитие» ;

Активизировать словарный запас : природа , пожар, птицы, помощь, вырабатывать силу голоса, умение говорить «громко – тихо» . (Речевое развитие) ;

Сформировать навыки коллективного общения (коллективные игры, правила добрых взаимоотношений) ;(Социально-коммуникативное развитие)

Задачи воспитания :

Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Задачи развития :

Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

Планируемые результаты :

Дети будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы педагога, владеть диалогической формой речи, эмоционально реагировать на литературное произведение, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.

Возрастная группа : подготовительная группа

Длительность НОД :25-30 МИН.

Приёмы руководства деятельностью детей :

1. Словесный (чтение, беседа) ;

2. Наглядный (демонстрация, показ) ;

3 Игра (познавательная, развивающая, двигательная) ;

4. Аудиозаписи.

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие детей, Речевое развитие детей, Физическое развитие детей, Социально-коммуникативное развитие детей

Материалы и оборудование :

Магнитофон с флеш - картой;

Проектор, компьютер для просмотра презентации;

- книга "Жалобная книга природы ", макет муравейника, камни с цифрами, мусорные пакеты, фотографии лесных пейзажей, грамзапись шума леса, голосов птиц.

Виды детской деятельности в НОД :

игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, музыкально – художественная, продуктивная, трудовая.

Ход непосредственно образовательной деятельности :

Вводная часть

Ход ЗАНЯТИЯ:

Звучит музыка лёгкая тихая

В :я люблю,когда при встрече

Мы знакомым и друзьям

С добрвм утром!Добрый вечер!

Добрый день!Всем говорим.

Ребята посмотрите,сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся. КАк вы думаете какое у них настроение. А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение. (ДЕТИ ДАРЯТ ГОСТЯМ СОЛНЫШКИ)

дети сегодня мы с вами отправимся в мир природы . Как вы думаете что такое природа ? ДЕТИ :Природа -это всё то что нас окружает и не созданно руками человека В :верно а вы знаете как нужно вести себя в природе ? Д : САША Г :

Нельзя рвать цветы, топтать траву,

Нельзя обрывать с деревьев листву.

В лесу ходить лишь по тропинке,

Не мять зеленую былинку,

Животных надо охранять,

Да гнезда птиц не разорять.

В :а хотите отправиться в путешествие в мир природы . давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмитесь за руки,закройте глаза и дружно скажем :

Ветерок подуй сильней,унеси нас в лес скорей.

НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КАРТИНКА ЛЕСА.

В :Посиотрите,ребята,мы свами в лесу. Давайте пойдём по тропинке и полюбуемся красотой леса

Много жалоб накопилось

У природы на людей .

Воды речек замутились

Пересох в лесу ручей.

Стали чахнуть липы, клены

На обочинах дорог.

Скоро свои птичьи трели

Соловей нам не споет.

ДЕТИ :Жалобная книга природы НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГРЯЗНОЙ РЕЧКИ +шум воды

В : мне кажется сигнал сос доносился оттуда давайте посмотрим (РАЗДВИГАЕТ ШТОРЫ ТАМ ШИРМА-РЕКА)

В : СРЕДИ ПОЛЕЙ и лесов окружённая травами да кустарниками,текла речка-чистая и прозрачная,со студёной водой

Бежит она, струиться,

Сверкает и журчит…

Зарю встречая, птицы

Кружатся у ракит.

Щебечут над волною,

Их песенка звонка :

Ой, небо голубое!

Ой, реченька-река!

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

Жёлтая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему жёлтая, как лимон?

Жёлтая рыбка. Жила я на мелководье : плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было : и консервные банки и отходы . Вот и пожелтела наша заводь. Что же нам дальше делать КАк ЖИТЬ

В. Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге . Сейчас она обращается к нам, потому, что кто-то лесных жителей нуждается в помощи. Что же делать?

Дети – Помочь природе . Очистить воду

В : Давайте пройдём в нашу лабалаторию и очистим воду. (ПРОВОДИТСЯ ОПЫТ ПОД ЛЁГКУЮ МУЗЫКУ С ОБЪЯСНЕНИЕМ)

физминутка"МАма тучка и капельки"

ЗВУЧИТ СИГНАЛ СОС В : ребята кто-то ещё просит о помощи. ДАВАЙте подойдём к книге и посмотрим

НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ МУРАВЕЙ

Книга – Ой , беда, беда, беда

Пропала муравьиная нора,

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!

Ребята, давайте муравьям поможем,

Камни снова на тропинку сложим.

(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)

Д\и «Тропинка» . (от 1 до 10)

Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Справитесь?

В. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.

ребята давайте присядем отдохнём и послушаем голоса птиц (ЗВУЧИТ ГОЛОСА ПТИЦ И ВДРУГ ШУМ КРИК ГОЛОСА ЛЮДЕЙ И СНОВА СИГНАЛ СОС) Ребята чтото опять случилось

В. – О чем же еще поведает нам книга жалоб ?

– Шум и гам в лесу стоит,

В норках весь лесной народ сидит.

Почему их обижают,

И в лесу спокойно жить мешают?

В. -Дети, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь зовет лес. (Изображение леса) Посмотрите внимательно, что с ним случилось?

Люди на природе отдыхали ,

Веселились, загорали.

И не думая, бросали

И обертки от конфет,

И разорванный пакет,

И коробочки от сока,

От банана кожуру,

От орехов скорлупу.

Дальний конец зала, оформленный как лес - ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).

Воспитатель :

Вот мы и попали с вами в лес. Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?

Выслушиваются ответы детей.

Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей) . А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор в пакеты) .

Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А после нашего занятия я выброшу мусор в мусорный бак.

(Воспитатель прислушивается и наклоняется к березке) .

Воспитатель : Вы слышите, что говорит эта березка?

Береза : Ребята, за что же люди так меня обидели? Я так старалась порадовать их : в жаркий день спрятать всех в тени, от солнца, напоить березовым соком.

Мои березовые листочки и почки лечат от многих болезней. Мой белый ствол и кружевные листочки – радуют глаза свой красотой. А люди за это обломали мои ветки, изрезали мой ствол, а еще и подожгли его. Ох! Ох! Ох!

Воспитатель : Ребята, ведь мы друзья и защитники природы . Мы сможем помочь деревьям – мы научим всех – и малышей и взрослых беречь деревья, охранять лес – ведь это чистый воздух и наше здоровье. А для нашей березки мы приготовили подарки (дети по-очереди дарят подарки, объясняя их значение) :

Дети : - я дарю тебе птицу – она будет тебе другом и спасет от гусениц;

Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко – ярко, согревая тебя, помогая листочкам окраситься в зеленый свет;

Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя;

Я дарю тебе дождевого червячка – пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя;

Я дарю тебе зеленые листочки – пусть у тебя, их вырастет много-много; они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца;

Я дарю тебе семена – пусть у тебя будет много – много семян, а из них вырастит много твоих деток – новых березок.

Береза : спасибо вам, добрые дети, за подарки, и научите других помогать природе .

В :Посмотрите ребята сома природа оставила нам карточки с правилами Давайте посмотрим ирасскажем как правильно вести себя в природе

Игра «Разложи карточки»

Перед вами лежат карточки, на них изображено то, что можно делать в лесу, а что нельзя.

1 Слушать громко музыку.

2 Ходить по тропинкам.

3 Бросать мусор.

4 Топтать и рвать цветы.

5 Мыть машины.

6 Ловить хуков и бабочек.

7 Разводить огонь.

8 Разорять муравейники.

9 не рвать паутины.

Не лесть в птичьи гнёзда.

Дети, какие вы молодцы и лесу помогли, чистоту и порядок навели.

Ребята, мы с вами хорошо потрудились и сейчас я вам предлагаю встать в кружок и немного отдохнуть.

Физ. мин. «Дует ветер нам в лицо» .

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище

то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,

на «выше, выше» - выпрямляются.) (2 раза)

А теперь давайте присядем на полянке и посмотрим природа благодарна нам за помощь и приготовила сюрприз.

Танец Божьих коровок и бабочек (танец с ленточками "Я рисую этот мир")

В. – Посмотрите книга то закрылась , значит жалобы закончились и книга рада вашим рисункам и добрым делам. Наведен порядок, и все это благодаря вашему труду и участию, дети. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе , но и научите этому других.

Заключительная часть

Ребята нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем"Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей"

Открываем глаза мы с вами в саду.

Воспитатель : Дети, скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше занятие ? ПОсмотрите перед вами на столох разложены карточки с эмоциями. Выбирите карточку с такой эмоцией какая осталась у вас после нашего занятия .

работа скарточками (ответы детей) : -мне грустно оттого,что люди оставляют в лесу после отдыха мусор. -я удивился,тому что мы смогли очистить воду и помочь рыбкам. -мне радостно оттого что мы помогли муравьям востановить их тропу и т. д

Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для Вас.




Конспект НОД в подготовительной группе на тему « Экология –это жизнь».

Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи:
Обучающая:
продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воздух)
учить рассуждать, аргументировать суждения
совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умение экспериментировать
Развивающая:
развивать произвольное внимание, мышление, речевую активность)
развивать общую и мелкую моторику
Воспитательные:
формировать навыки сотрудничества, умение работать в подгруппе
воспитывать экологическую культуру
Методы и приемы
Игровой
Игра «Собери мусор»;
Перемещение в лабораторию.
Словесный
Художественное слово;
Рассказ воспитателя.
Наглядный
Слайды природа.
Практические
Эксперимент по очищению почвы;
Рисование в нетрадиционной технике «Граттаж».
Словарная работа: эколог, экобаки.
Оборудование:
Слайды, с изображением экологических катастроф, компьютер,наборы для экспериментирования (модель почвы, лейки, шприцы, стаканы-непроливайки, салфетки, подносы, чернила, пипетки, шариковые ручки, урны плоскостные (красный, желтый, зеленый), плоские модели земли черного цвета, одежда для детей (халаты, урна, музыкальное сопровождение, свеча, спички,

Предварительная работа: проведение опытов по изучению свойств воды, земли, воздуха беседа на темы «Охрана природы», «Что такое земля» труд в природе » просмотр документальных фильмов . Ход: Что за чудо - чудеса! Раз рука и два рука. (Поочередно поднимают руки) Вот ладошка правая, Вот ладошка левая. (Смотрят на ладошки) И скажу вам, не тая, Руки всем нужны, друзья! Сильные руки не бросятся в драку, (Руки в сторону, сгибают в локтях) Добрые руки погладят собаку, (Гладят поочередно свои руки) Умные руки умеют лечить, (Гладят щеки) Чуткие руки умеют дружить. (Берутся за руки) В: Улыбнитесь друг другу и скажите «Давайте дружить». Вчера в новостях я узнала, что на железной дороге сошел с рельсов грузовой поезд с цистернами. Ядовитые вещества разлились, и пострадала окружающая среда. Что такое окружающая среда?

В: Да. Каждый из нас живет в доме, в нём чистота и уют. Кто нам помогает содержать дом в чистоте? В: Помощников у нас много, но как только мы выходим за порог нашего дома, то оказываемся в другом общем для всех доме – это природа. Она сама ухаживает за растениями и животными: поит и кормит, дает им тепло и свет, но одна она не справляется, поэтому она болеет. Заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, отходы с предприятий сливают в реки, на землю; нефть из танкеров во время аварий проливается в моря и океаны - так загрязняется наша земля, от этого гибнут растения и животные, болеют люди. А кто помогает природе поддерживать чистоту и порядок в своем доме? В: Да, ребята, есть такая профессия - эколог. Экологи - защитники природы. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах, экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, цветы, ухаживать за ними, убирать. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её. Ребята так кто же такие экологи? В: Да, они помогают природе, вместе с учеными нашли способы очистки воды, земли, воздуха от вредных веществ. Существует несколько способов очистки почвы: Откачивание почвы с помощью насосов. Сжигание нефти. Разброс сорбентов. Промывка почвы. Сейчас мы научимся очищать почву. Как нужно себя вести в лаборатории? не мешать друг другу, работать тихо; приступать к выполнению опыт только после объяснения и разрешения; после проведения опыта все нужно убрать; после завершения работы вытирать руки салфеткой. В: Ребята, перед вами модель почвы, в контейнер, на дно я насыпала песок - это внутренний слой почвы, сверху я положила губку - это верхний слой почвы. Один край контейнера я поставила на подставку, чтобы он был наклонен - это у нас небольшая горка. Я набираю в пипетку чернила и капаю на губку. Представьте, что на почву попало какое-то ядовитое вещество. Посмотрите пятно совсем маленькое. Скажите, пятно вам мешает? . В: Вот лежит это вещество на почве и никому не мешает, но вот пошел дождь. (Я поливаю губку из лейки). Очистилась почва? В: Пятно осталось на почве, но вода прошла сквозь неё, какого теперь она цвета? В: Почему она такая? В: Попробуйте шприцем откачать воду. И снова пошел дождь. Что мы видим? В: А что с водой? В: А ведь уже второй раз прошел дождь. Откачиваем воду шприцем. (Повторять опыт пока вода не станет светлой.) В: Посчитайте, сколько дождей понадобилось. В: У нас было совсем маленькое пятнышко, а в природе пятно может занимать огромную площадь, да и дождей может столько сразу не выпасть, и почва будет болеть, а с ней все живое.

Теперь вы можете приступить к очистке почвы самостоятельно. Дети по парам выполняют опыт, подсчитывают количество дождей, делают выводы. В: Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека. Как вы думаете, можно ли исправить ситуацию? В: Да, тогда и отходы на предприятиях будут чистыми.

Физминутка:

Станем мы деревьями, Сильными большими. (Руки на поясе) Ноги - это корни, Их расставим шире, (Ноги на ширине плеч) Чтоб держали дерево, Падать не давали, (Пальцы в замок) Из глубин подземных (Наклоняются, складывают ладони Воду доставали. чашечкой) Наше тело прочный ствол. (Проводят ладонями вдоль тела вниз) Он чуть- чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону) И своей верхушкой В небо упирается. (Поднимают соединенные руки над головой) Наши руки-ветви- (Раскрывают ладони, пальцы в стороны) Крону образуют. (Смыкают пальцы, качают головой) Вместе им не страшно, если ветры дуют. (Качают поднятыми руками) В: Как ещё человек загрязняет почву? В: Хлам на тропинке, отбросы в реке, Сор под деревьями, отходы везде, Давайте исправим, чтоб видели все Чистота в природе - должна быть везде. В: Игра «Собери мусор». (Воспитатель ставит 3 ящика: красный, желтый, зеленый и высыпает на пленку бытовой мусор) .

В красный ящик собирают - пластмасс, резиновую обувь, полиэтиленовые пакеты (самый опасный мусор, в желтый - деревянные, бумажные предметы (менее опасный мусор, в зеленый - пищевые отходы (безопасный мусор). (Делают выводы) В: В природе нет мусора, нету отходов, Давайте друзья учится у природы. В: А куда мы выбрасываем бытовой мусор? В: В нашем городе есть экологические баки - контейнер углубленного типа, пластиковый мешок находится глубоко в земле, благодаря этому процесс гниения проходит медленнее и не сопровождается специфическим запахом. Бак плотно закрывается крышкой: мусор не разносится ветром, животные не могут забраться в него. Существуют ядовитые отходы - старые батарейки питания, градусники, энергосберегающие лампочки, лампы дневного света, их необходимо сдавать в специальные места. В больших городах, есть экологические боксы - для приема батареек, ламп и градусников, а для ламп дневного света - экобокс другого типа, экомобили разъезжают по городу и собирают испорченные, опасные, ядовитые предметы. Все отходы в таких условиях никогда не навредят окружающей среде. (Делают выводы) В: Когда вы гуляете с родителями в парке, куда нужно выбрасывать мусор? В: Вы всегда так поступаете? В: Игра «Если можно хлопни, если нет –топни». Если я приду в лесок и сорву ромашку. (Топают) Если съем я пирожок и выброшу бумажку. (Топают)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Хлопают) Если ветку подвяжу, колышек поставлю. (Хлопают)
Если разведу костер, а тушить не буду. (Топают)
Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают)
Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают)
Если мусор уберу, банку закопаю. (Хлопают)
Я люблю свою природу, я ей помогаю. (Хлопают)
Молодцы, знаете правила поведения в природе. Ребята, где у нас в городе встречается грязный воздух?
Д: На остановках, около заводов, на стоянках автомобилей.
В: Да. Все это загрязняет воздух. (Зажигает свечу) Что вы видите?
Д: Горит свеча. В: Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени. Д: Нет не может. В: Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки? Д: Копоть. В:Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета она стала? Д: Черного. В: Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе: дым оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда появляется дым? Д: пожаров, заводских труб. В: Как защитить воздух от дыма? Д: Установить фильтры на заводские трубы, сменить топливо в автомобилях. В: Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко. Вы хотите этого? Д: Нет. В: На какой планете вы хотели бы жить? Д: красивой, цветной. В: Давайте очистим нашу планету. Вот наша планета. (Даю детям модели земли в черном цвете). Процарапайте на планете цветы, деревья, животных, дома - пусть все оживет. (Звучит музыка) Дети рисуют, используя нетрадиционную технику «Граттаж». В: Посмотрите, как она ожила, здесь цветы, насекомые все радуются солнышку. Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету -
Ведь другой похожей нету! »
(Я. Аким)
В: Ребята, что нового вы узнали?
дети: человек загрязняет почву, воздух;
природе надо помогать;
экологи - защитники природы;
мусор нужно выбрасывать в экологические баки;
научились очищать почву.
В: О чем мы говорили?
В:Ребята, сегодня мне очень хорошо помогали: в очищении почвы, в уборке мусора, в очищении всей планеты. Вы, молодцы! Вы настоящие защитники и помощники природы.

Владимирова Ирина Эдуардовна

Воспитатель, МДОУ детский сад №9 "Малыш", г. Павловский-Посад Московская обл.

Владимирова И.Э. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе // Совушка. 2017. N2(8)..02.2019).

Заказ № 25643

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (экология) н а тему: «Защитники природы» для детей подготовительной группы

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с историей возникновения «Красной книги», с какой целью она создана, с растениями и животными, занесенными в неё.

Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу.

Развивающие:

Закрепить представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и природы, о том, что в природе всё взаимосвязано.

Воспитательные:

Воспитывать гуманное и ответственное отношения ко всему живому; чувство милосердия; интерес к природе, проблемам ее охраны; правильное поведение в природной среде.

Оборудование:

Импровизированный «Воздушный шар»

-«Берёзка», «речка», «мусор» на импровизированной полянке в группе

Телевизор для просмотра видео-материала по теме занятия

Магнитофон с аудио-записями к некоторым фрагментам занятия

Знаки по правилам поведения на природе

Иллюстрации по правилам поведения на природе

Эмблема года экологии

-«Подарки для берёзки» (листочки, птицы)

Фотографии животных и растений

-«Красная книга»-изготовленная заранее воспитателем

Цветной картон (страницы для красной книги)

Клей-карандаш, тряпочка, клеёнка на каждого ребёнка

Шапочки с изображением-животных, птиц, воды, воздуха

Эмблемы-медали: «Защитники природы»

Предварительная работа:

  • Наблюдения в природе
  • Разучивание стихотворений
  • Чтение экологических сказок
  • Беседы с детьми о загрязнении окружающей среды
  • Рассматривание и беседы с детьми по иллюстрациям и картинам о природе
  • Просмотр видеоматериала по экологии

Организация: в ситуации участвуют: 10-12 детей.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, какое прекрасное время года наступило, вся природа просыпается после долгой и холодной зимы. Наша земля такая красивая! Вот бы взглянуть на неё сверху! Как это можно сделать?

(предположения детей: можно на самолёте, вертолёте, на воздушном шаре…)

Ну что же, тогда отправимся в путешествие на большом воздушном шаре. Занимайте места.

Дети рассаживаются в импровизированном «воздушном шаре»

(дети просматривают видео-о красоте нашей земли; затем раздается радио сигнал SOS(аудиозапись))

Воспитатель: вы слышите, ребята, этот сигнал SOS. Такой сигнал подают с тонущего корабля, и всякий услышавший его, где бы он не жил и на каком бы языке не говорил, всякий знает: где-то гибнут люди, они просят помощи. Но сейчас этот сигнал подают не люди. А я знаю откуда слышится этот сигнал. Ребята, отгадайте загадку, и вы тоже поймёте.

«Богатырь стоит, богат; угощает всех ребят

Ваню - земляникой, Таню - ежевикой,

Машеньку - орешком, толю - сыроежкой.

Катеньку - малиной, Васю - хворостиной.

Догадались, что это за чудо - богатырь?»

Дети: (лес)

Да, ребята -это лес. Давай те спустимся и посмотрим, что же с ним случилось?

Дети выходят на импровизированную лесную поляну, на которой стоят несколько пеньков, раскиданный «мусор», одна берёзка со сломанными ветками, порезанным стволом, рядом «речка», с «мусором».

Воспитатель: Что же здесь произошло ребята? Что случилось? И кто нам сигнал посылал о помощи?

(предположения детей: кто-то намусорил, сломал ветки у берёзки, набросал мусор в реку…)

Воспитатель: Да ребята, наверное, здесь до нас побывали другие путешественники. Хотела вам предложить присесть здесь на полянке, вот только как - то не очень приятно сидеть среди мусора. Что же делать?

(Предложения детей: надо всё убрать …)

Дети убирают мусор в мешки. Очищают «речку». Перевязывают ветку у берёзки.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё правильно сделали, собрали весь мусор, очистили речку, и даже берёзке веточку перевязали.

А куда можно деть этот мусор?

(предложения детей: отнести мешки с мусором в специальные контейнеры в помойку)

Воспитатель: Вот теперь можно присесть на пенёчки и поговорить о том, что здесь случилось.

(Воспитатель прислушивается и наклоняется к березке).

Воспитатель: Вы слышите, что говорит эта березка?

- Ребята, это не воспитанные люди так обидели её? Она старалась порадовать их: в жаркий день спрятать всех в тени, от солнца, напоить березовым соком.

Её березовые листочки и почки лечили людей от многих болезней. А белый ствол и кружевные листочки - радовали глаза своей красотой. За что же люди обломали ветки, изрезали ствол?

(Предположения детей: они ломали ветки для костра…)

Воспитатель: Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы сможем помочь деревьям - мы научим всех - и малышей и взрослых беречь деревья, охранять лес - ведь это чистый воздух и наше здоровье.

Дети рассказывают по иллюстрациям о правилах поведения на природе и прикрепляют соответствующий знак к доске.

Воспитатель: Смотрите, а берёзка то наша всё ещё грустит. Может подарим ей наши подарки. Давайте сначала, подарим ей весенний наряд. А потом и птиц.

Дети вешают на берёзку- «листочки», прикрепляют «птиц».

Раздаётся пение птиц (аудиозапись) Детям предлагается лечь и отдохнуть, послушать пение птиц. Релаксация.

Воспитатель: Ну что же, вижу вы хорошо знаете, как себя вести на природе. А я тоже хочу прикрепить знаки на нашу доску.

Воспитатель прикрепляет знаки - загрязнение воды и воздуха -выбросами из труб заводов и фабрик, автомобилей.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, что же делать? Ведь и мы с вами и растения, и животные не хотят дышать грязным воздухом. Не хотим мы купаться в грязных речках, а звери и птицы не хотят пить грязную воду?

(Предложения детей: надо ставить очистительные фильтры на заводах, на машинах, нельзя мыть машины в речках …)

Воспитатель: Да ребята, люди придумали-специальные очистительные фильтры, чтобы не загрязнять воду и воздух. И если такие фильтры будут стоять везде: и на заводах и фабриках и на автомобилях, тогда воздух наш будет чистым и свежим. И реки наши будут чистыми, а леса и поля полны цветов.

Хочу показать вам ещё вот такой знак (показ эмблемы- «год экологии») 2017 год в нашей стране объявлен -годом экологии. Мы с вами уже говорили о том, что такое -экология и чем занимаются люди-экологи. Кто-нибудь может рассказать?

Дети:(экология -это наука, а экологи изучают жизнь -человека, животных, растений и как на них влияет окружающая среда)

Воспитатель: - Да, ребята -экология -это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком и животными, растениями и окружающей средой. И ещё экологи ищут причины ухудшения состояния природы и пытаются найти методы чтобы исправить это. Обратите внимание на эмблему-года экологии-что там изображено?

Дети: (наша земля-из голубых, зелёных линий, как будто-это реки, леса…)

Воспитатель: -Да действительно, здесь изображена наша земля, на которой-чистые голубые реки и зелёные леса, которые мы с вами должны охранять и беречь.

Смотрите, ка и на нашей полянке-появились первые весенние цветы. Но рвать их не стоит. А вот почему -нам об этом расскажут наши друзья, которые тоже, как и мы отправятся на прогулку в весенний лес. Давайте посмотрим и внимательно послушаем.

(Просмотр детьми видео)

Ну что ребята, теперь вы знаете почему нельзя рвать подснежники и что такое- «Красная книга»

Кто-нибудь может рассказать -что он запомнил из посмотренной передачи?

Зачем люди создали - «Красную книгу»?

(Ответы детей: несколько лет назад люди создали красную книгу, чтобы занести в неё, исчезающие виды животных и растений. С тех пор -они охраняются -законом. И никому нельзя уничтожать их.)

Воспитатель: Ребята давайте сегодня с вами, в нашей группе создадим свою «Красную книгу». Посмотрите -я приготовила -саму книгу-вот она (показ книги)

Почему она красного цвета?

Дети: (красный цвет-цвет -опасности, тревоги)

Воспитатель: -Давайте поместим в нашу «Красную книгу» -животных и растения, которые встречаются в нашем крае в Подмосковье. Возьмите фотографии этих животных и растений и приклейте на цветные картонные странички.

Что обозначают страницы -красного цвета?

Дети:(На красных страницах - те животные и растения, которых почти не осталось на земле и их надо охранять и беречь)

Воспитатель: -Посмотрите ребята у кого -какие животные или растения на красных страницах, назовите их (можно прочитать-названия)

Дети:(Сапсан, белка-летяга, подснежники, ландыши…)

Воспитатель: - А, что обозначают жёлтые страницы?

Дети:(-На жёлтых страницах -те растения и животные -количество которых быстро снижается)

Воспитатель: -Дети, у кого есть -жёлтые страницы-покажите и назовите этих животных и растения.

Дети:(речная выдра, белый журавль, колокольчики, жаба…)

Воспитатель: - А, белые страницы есть? Что они обозначают?

Дети:(На белых страницах -животные и растения, численность которых всегда была невелика.)

(Филин, сова…)

Воспитатель: -К сожалению, есть в книге страницы-чёрного цвета. Кто знает, что они обозначают?

Дети:(Это самые печальные страницы-на них те растения и животные, которые навсегда исчезли с лица земли.)

Воспитатель: -Покажите и назовите их.

Дети:(Карликовая берёзка)

Воспитатель: -Есть ли зелёные страницы? Что они обозначают?

Дети:(Это самые радостные страницы книги-на них, те растения и животные, которых удалось восстановить, спасти от вымирания)

Воспитатель: -Давайте назовём их. Кого удалось спасти?

Дети:(Прибайкальский шмель)

Воспитатель: -Вот сколько животных и растений находятся под охраной. В каждой области, в каждой стране есть такие «Красные книги». И наша с вами задача, защищать, беречь природу. И тогда зелёных страниц в «Красной книге будет становится больше, чем других.

Воспитатель читает стихотворение:

«Охраняется Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери на нашей планете,

Охраняются даже цветы.»

Воспитатель: - А, сейчас я предлагаю вам превратится в разных зверей, птиц, насекомых и поиграть. Надевайте шапочки.

(Дети надевают -шапочки и садятся на ковёр)

Воспитатель: -Те, кто услышит в моём стихотворении-говорится -о нём -выходит в круг и берётся за руки со следующим вышедшим.

Воспитатель читает стихотворение, а дети в соответствующих тексту шапочках выходят в круг и берутся за руки.

«Все на свете, всем нужны!

И рыбы не меньше нужны, чем слоны

Нельзя обойтись без лягушек нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мед, и кто делает яд,

Нам птицы нужны и нужны пауки

Нельзя обойтись никому без воды!

И солнце, и воздух нужны и земля.

Ещё без растений никак нам нельзя.

Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы все-таки очень друг другу нужны!

А если нам кто-то лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.»

Воспитатель: -Видите ребята, как крепко связаны все живущие на нашей земле: и люди, птицы, животные, растения, вода и воздух. Мы не можем выжить друг без друга и поэтому должны научится дружить с природой, охранять её и беречь.

В память о нашем сегодняшнем занятии и в связи с тем, что 2017 год объявлен в нашей стране-годом-экологии, я приготовила для вас вот такие эмблемы- медали- «защитники природы». Я надеюсь, что вы будите настоящими друзьями природы и её защитниками.

Воспитатель вручает детям -медали-эмблемы- «Защитники природы».

Воспитатель: А, в завершении, давайте ещё раз пролетим над нашей красивой землёй и полюбуемся на её красоты.

Просмотр видео-песня о защитниках природы.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о живой природе, расширять представления о взаимосвязях человека с ней.

Развивающие: развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать уважительное, осознанно-правильное отношение к природе, интерес к познанию.

Материал: иллюстрации диких животных, насекомых, растений, подводных обитателей, разнообразных инструментов и техники, слайды по теме занятия. Книга Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова «И учёба, и игра, природоведение», белая плотная бумага, цветные карандаши, краски.

Предварительная работа: чтение книги Б.Зубкова «Что подсказала летучая мышь», рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, насекомых, морских обитателей, открыток «Живые барометры».

Ход занятия.

Звучит музыка и на экране меняются слайды с изображением леса, птиц, животных, насекомых.

Педагог: Ребята, что вы сейчас видели на экране? (лес, луга, поля, птиц, разных животных), а как всё это можно назвать одним словом?

Дети: Природа.

Педагог: Что же означает слово природа?

Дети: Природа это - растения, птицы, разные животные, рыбы, насекомые.

Педагог: А вы любите наблюдать за природой?

Дети: Да.

Педагог: Расскажите, что интересного вы увидели во время таких наблюдений. Рассказы из опыта детей.

Педагог: Человек очень любознателен и издавна наблюдал за зверями и птицами, за насекомыми и растениями. Многое его поражало и удивляло. И человек подумал: что бы можно было у них позаимствовать? Что бы такое с пользой для себя применить?

На слайде появляется изображение тигра – вот у тигра острые зубы.

Слайд с изображением медведя – у медведя мощные когти.

Слайд с изображением слона – у слона огромные бивни.

И древний человек, который жил много тысяч лет назад, подумал: «А не сделать ли мне такие когти, как у медведя, такие бивни, как у слона, такие зубы, как у тигра?» (слайд с изображением древнего человека и орудиями труда). Для чего же он это всё сделал?

Ответы детей.

Педагог: Ребята подумайте, а какие машины придумал человек, в которых есть резцы и зубья, очень похожие на клыки и зубы разных зверей и зверушек. На слайде появляются разные машины и инструменты, и детям предлагается найти сходство между изобретением человека и природой.

Слайд с изображением одуванчика. Педагог предлагает, кому-либо из детей назвать цветок и вспомнить стихотворение о нём (носит одуванчик жёлтый сарафанчик…)

Педагог: Что же за беленькое платье появляется у одуванчика, когда он отцветает? Если вы подуете на него, что произойдёт?

Дети: Пушинки разлетятся в разные стороны (показ слайда).

Педагог: На что похожи эти пушинки.

Дети: На маленькие парашютики.

Педагог: Как вы думаете, наблюдая за такими парашютами, что придумал человек?

Дети: Большие парашюты для людей и грузов (показ слайдов).

Педагог: Вот так обыкновенный одуванчик надоумил человека изобрести парашют. А кто из вас видел летом, что цветок одуванчика вдруг закрылся днём, что он подсказывает человеку своими закрывшимися цветами (показ слайда). Погода будет пасмурная, пойдёт дождь. Человек всё время учится у природы.

Педагог: Ребята, посмотрите у вас на столах, на подносах лежат семена с разных деревьев. Найдите семена клёна.

Дети находят и показывают их.

Педагог: А теперь подумайте, на что они похожи, и где человек это использует?

Дети: На пропеллер, самолётный винт (показ слайда).

Физкультминутка «Самолёты».

Педагог: А теперь скажите, что мог придумать человек, наблюдая за птицами (слайд с изображением летящей птицы) Что позаимствовал у птиц человек?

Дети: Крылья.

Педагог: Что общего есть у самолёта и птиц? А чем они отличаются друг от друга?

Ответы детей.

Педагог: Не было бы на свете птиц, не знал бы человек вообще, что такое «летать». На что похожи самолёты?

Дети: На больших птиц (показ слайда).

Педагог: Воспитатель показывает слайд с изображением стрекозы. Кто это? (стрекоза) Это птица? А к какому классу она относится? (к насекомым). А что придумал человек, наблюдая за стрекозой?

Дети: Вертолёт (показ слайда).

Педагог: А теперь, я приглашаю вас в путешествие в подводное царство (слайд подводного мира). Многие из вас ездили отдыхать на море, и что вы видели под водой?

Ответы детей.

Появляется слайд с изображением медузы.

Педагог: Кто знает этого морского обитателя?

Дети: Это медуза, её нельзя брать в руки.

Педагог: Люди подсмотрели у медузы и изобрели устройство, которое предсказывает морякам приближение бури. Оказывается, у медузы есть особое ухо. Устроено оно просто, но хитро. Всё ухо – шарик с жидкостью. Внутри шарика мельчайшие камешки. Задолго до бури разносятся над волнами особые, неслышимые для человека тревожные звуки. Дошёл звук до уха медузы, дрогнул в ухе шарик с жидкостью, заколебались камешки, растревожили медузу. Поплыли медузы подальше от грозных звуков, на мелководье. Когда человек узнал, как устроено ухо медузы, он сделал прибор, который предсказывает бурю. Прибор тоже умеет слушать неслышный рокот, гул ветра и волн. За 15 часов до бури прибор сообщает капитану корабля: «Буря идёт! Надо укрыться в порту или уйти подальше от бури» (показ слайда)

Педагог: Наблюдая за природой, человек учится у неё, используя свои наблюдения с пользой для себя. Если в лесу гулять да не по сторонам зевать, а присматриваться и приглядываться – много интересного и полезного заметишь. Ребята, а вы знаете правила вежливости в лесу?

Дети называют правила поведения в лесу.

Педагог: Я прочитаю стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а вы внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и дети.

После прочтения стихотворения дети называют, какие правила поведения были нарушены.

Педагог: Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу. Для чего нужны такие знаки? Кто их видел в парке, лесу. Ответы детей.

Педагог: Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе. Давайте и мы с вами попробуем придумать и нарисовать такие знаки, которые помогут людям не нарушать правила поведения в природе.

Дети придумывают и рисуют экологические запрещающие знаки, а затем показывают и объясняют их значение.

С.Михалков «Прогулка»

Мы приехали на речку воскресенье провести

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят: загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли

Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо… - Эй, ребята! – крикнул Дима.

Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли

Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки - словом мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти!


Тема: "Вода и её свойства".

Цели и задачи:

1. Закрепить знания о разных состояниях воды, её свойствах, круговороте воды в природе, о роли воды для живых организмов.

2. Развивать умения самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: стаканы с водой, молоком и соком, соломинки, ложки, соль, сахар, глина, увлажнитель воздуха, стекло, плакат "Круговорот воды в природе", аудиозапись "Журчание воды".

Предварительная работа: Чтение художественных произведений о воде, Наблюдение за облаками, дождём, разучивание игры "Капля, ручеек, река".

Ход занятия:
1. Педагог: Сегодня я хочу пригласить вас отправиться к волшебнице, а к какой, узнаете, если отгадаете задачку:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу?
Дети: Вода.
П: Молодцы! Ответьте, пожалуйста, можно прожить без воды?
Д: Нет.
П: Правильно. А кому нужна вода?
Д: Людям, животным, растениям.
П: Для чего нужна вода нам?
Д: Пить, умываться, готовить, стирать.

2. Сейчас мы с вами проведём несколько опытов и вспомним свойства воды.
Дети переходят к столам с оборудованием.
П: Перед нами стаканы с водой, с молоком, трубочки.
Опустите, пожалуйста, трубочки в стаканы. Что мы видим?
Д: В станкане с водой трубочка видна, а в стакане с молоком - нет.
П: Молодцы! А кто скажет почему?
Д: Потому что вода прозрачная, а молоко - нет.
3.
П: Правильно. Перейдем ко второму столу. На столе в чашках соль, сахар, порошки для приготовления напитков, стаканы с водой.Педагог отставляет один стакан с водой в сторону, а в остальные стаканы дети кладут сыпучие вещества и размешивают ложками.
П: Дети, что случилось с нашими веществами, что мы наблюдаем?
Д: Они растворились в воде.
П: Молодцы. Это свойство нашей волщебницы. Вода - растворитель.

4.
А давайте попобуем на вкус и запах воду и приготовленные нами соки.
Детям завязывают глаза и они пробуют напитки.
П: Что вы можете сказать?
Д: У меня сок сладкий и пахнет клубникой.
У меня тоже сладкий, но пахнет бананом.
А у меня кислый и пахнет яблоком.
А у меня безвкусный и не пахнет.
Дети развязывают глаза.
П: Какой вывод вы сделали?
Д: Вода не имеет вкуса и запаха.
П: Я предлагаю вам расслабиться и послушать запись.
Звучит аудиозапись "Журчание воды".
5.
П: Дети, а откуда мы берём воду?
Д: Она течёт из крана.
П: Правильно. Это ещё одно волшебное свойство нашей воды - текучесть. Вода - это жидкость, у неё нет формы, поэтому ею можно наполнить ёмкость различной формы, а к нам домой она попадает по трубам из водоёмов. Какие водоёмы вы знаете?
Д: Река, озера, море, океан.
П: Молодцы. Но в водоёмах вода непригодная для питья, её очищают на водоочистных станциях.

Физкульт минутка. Подвижная игра "Капля, ручеек, река".

(Ход игры: на один хлопок дети разбегаются; на два хлопка строятся в две колонны, на три - перестраиваются в одну колонну.)
6.
П: Люди используют большое количество воды. Почему же вода в реках и морях не кончается? Как они пополняют свои запасы?

Педагог включает увлажнитель воздуха.
П: Дети, кто скажет откуда появляется пар, ведь мы наливали в прибор воду?
Д: Вода при нагревании превратилась в пар.
Воспитатель подносит к струе пара стекло и некоторое время держит его над паром.
П: Вот так происходит и в природе. Посмотрим с вами схему "Круговорот воды в природе".
Солнце нагревает воду в морях и реках, она превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух, собираются вместе, образуют облако.
Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождём на землю. А зимой, когда холодно, капельки воды превращаются в кристаллики льда - снежинки и падают на землю в виде снега и растаяв весной, опять в виде воды вливаются в реки. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе.

Вот и закончилось наше путешествие, Вам понравилось?
Д: Да.
П: Что мы сегодня повторили, узнали нового?
Д: Вода не имеет цвета, запаха, вкуса, фоормы. Узнали про круговорот воды в природе.

П: Вода волшебница - всюду! Она нужна не меньше воздуха. Большая часть организма человека, животных, растений состоит из воды. И нужно её беречь.