Атеизм.Виды и символы атеизма. Атеизм – это естественное состояние нормального человека

Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание соответствовало объективным потребностям человеческого духа. Религия является отражением (хотя и фантастически) окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни.

В современной философии различают три ступени в истории религии:

1) религия, опирающаяся на свое божество в природных силах (бог Солнца,т.п.);

2) религия, признающая всемогущего "Бога-господина", требующая повиновения ему;

3) религия искупления, возникающая из чувства греховности.

Религиозное сознание как элемент в структуре религии взаимосвязано с другими ее элементами: религиозной деятельностью, отношениями и организациями.

Религиозное сознание специфично. Ему присуще прежде всего вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, диалогичность (диалог с Богом), знание религиозной лексики, воображение, фантазия. Религиозное сознание отличается от реальной жизни тем, что в нем сохраняется иллюзорное удвоение мира, вера в продолжение духовной жизни после прекращения жизни земной, вера в потусторонний мир. Доказать этого невозможно, поэтому религиозное сознание основано на вере.

Вера - это интегративная часть религиозного сознания. Она не нуждается в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств. Религиозная вера означает необходимость соответствующего поведения и деятельности и надежду на сверхъестественную добродетель благодаря милости Бога.

Политеизм - это вера в то, что мир и окружающая среда правится и контролируется разным количеством богов и разнообразными божествами.

Монотеизм - это вера в то, что существует только один Бог. Возможно, самой древней монотеистической религией является иудаизм.

Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин "пантеист" был введён английским философом Дж. Толандом. Существование только Бога, лишая мир самостоятельного бытия.

Деизм - религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий, либо Бог все же влияет на события, но не контролирует их полностью. Деизм высоко ценит человеческий разум и свободу. Деизм стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога.

Атеизм - неверие в существование каких-либо сверхъестественных сил или существ или отрицание их существования, а также связанное с этим отрицание религии. Термин атеизм появился как уничижительный эпитет, применявшийся к любому человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией. И только позднее это слово стало означать определённую философскую позицию. С распространением свободы убеждений, научного скептицизма и критики религии, этот термин стал приобретать более конкретное значение и начал использоваться атеистами для самообозначения. Отрицание существования высших сил требует уверенности в их отсутствии. Сведение атеизма к религии атеисты опровергают т.к. религия требует веры в существование сверхъестественного.

Сегодня многие люди, когда слышат слово "атеист", считают, что этот человек постоянно должен пребывать в конфликтах с представителями различных религиозных конфессий. Но на самом же деле это совершенно не так, ведь тогда, когда присутствует слепая вера, разум отсутствует либо же просто спит.

Однако, если применить логику и проанализировать именно согласно религиозному ракурсу: должен ли человек, чтобы управлять другими людьми, слепо верить в различные древние мифы, написанные еще в бронзовом столетии? Либо же сегодня настало то время, в котором правит свобода мыслей, убеждений и научных мышлений?

Уникальность каждой религии

Удивительно, но даже квалифицированные специалисты не могут назвать четкое число религий, которые сегодня существуют во всем мире. К примеру, только христианство имеет более тридцати тысяч всевозможных направлений, причем приверженцы каждого уверены, что истинное учение - именно их учение.

Эти религии представлены в различных ветках баптистов, пятидесятников, кальвинистов, англикан, лютеран, методистов, старообрядцев, анабаптистов, пятидесятников и других. Однако в настоящее время существует и другое весьма распространенное направление - атеизм. Его приверженцы не попадают ни в одну из этих категорий. Поэтому вопрос о том, что такое атеизм, довольно актуальный.

Несмотря на такое разнообразие различных религий, попасть в рай одной из них невозможно, чтобы тут же не оказаться в аду всех остальных. Каждая из существующих сегодня, противоречит всем другим в таких моментах, как создание Земли, происхождение человека, возникновение добра и зла и так далее. Кроме того, различные религиозные течения сравнивают свои мистические приобретения, при этом доказывая, что все галлюцинации или служат аргументом подлинности.

Но всем известно, что чудес не бывает. Люди, являющиеся которые были воспитаны в этой характерной культуре, непосредственно перед смертью представляют Шиву с шестью руками. Европейцы же видят ангелов и бесов, изображенных на католических фресках. Аборигены, проживающие в Австралии, утверждают, что реально встречались с Великой Матерью.

Таким образом, Священные Писания разных религий имеют массу противоречий. При этом многочисленные деноминации предоставляют довольно противоречивые изображения богов с их предписаниями. Так как вся эта информация не может быть истинной одновременно, то божественных существ, относящихся к современным религиям, просто нет.

Понятие атеизма

Что такое атеизм на самом деле, известно далеко не всем. Вообще, это слово имеет греческое происхождение. В нем присутствует две части: а — переводится, как "не", (отрицание), и теос — «бог». Из этого следует, что значение этого термина состоит в отрицании всяческих богов, каких-либо сверхъестественных существ и сил, другими
словами - это безбожие. Еще можно сказать, что атеизм является системой взглядов, которые доказывают несостоятельность аргументов каждой религии.

Как правило, атеизм тесно связан с понятием материализма. Поэтому недаром уже довольно долгое время символом атеизма считается эмблема атома. Это объясняется тем, что в природе все материи состоят из атомов, отсюда и появился такой специфический символ атеизма. И это неудивительно, так как это понятие тождественно с материализмом.

Атеизм состоит из философской, исторической, естественно-научной критики религий. Цель - раскрыть их фантастический характер. В действительности сказать однозначно, что такое атеизм, невозможно, так как это довольно сложное понятие. Так например, атеизм раскрывает социальную сторону религий, а с точки зрения материализма может объяснить, каким образом и благодаря чему появляется религиозная вера, а также поясняет роль религии в обществе и методы ее преодоления.

Процесс развития атеизма характеризовался рядом исторических этапов и характерных направлений. Среди них были такие довольно распространенные виды, как античный, свободомыслие при феодальном мире, буржуазный, русский революционно-демократический и так далее. Самым законным последователем атеизма всех эпох являлось марксистско-ленинское учение.

Индивидуальные защитники некоторых религий, которые до конца не имеют четкого представления о том, что такое атеизм, утверждая, что этого понятия раньше не было вообще, а придумали его коммунисты. Но это совершенно неверно. Атеизм является вполне законным результатом развития передовых мыслей всего человечества.

Сегодня имеется два основных вида атеизма - это стихийный и научный. Приверженцы первого варианта просто отрицают бога, следуя здравому смыслу, а второго — опираются на четкие данные науки.

Понятие стихийного атеизма

Автор атеизма стихийного, возникшего раньше научного - это простой народ. Именно поэтому этот вид смело можно считать признанным и народным. Проявляется он, как правило, в устном народном творчестве (различные былины, всевозможные сказания, песни, поговорки и пословицы). Здесь отражались главные принципы убеждения в том, что все религии служат богатым людям, которые являются эксплуататорами. Выгодны они только богачам и духовенству. Среди многочисленных поговорок, дошедших и до сегодняшнего времени, самые известные - это «Мужик с сошкой, а поп — с ложкой», «Бог богатых любит».

Испокон веков символ атеизма был характерен всему русскому народу. Одна из существующих былин даже вывела общий образ известного вольнодумца Васьки Буслаева, который восстал против присутствующей тогда несправедливости и различных религиозных предрассудков. Он верил только в себя, а враждебная людям религиозная сила в этой былине представлена в виде страшилища-пилигримища. Васька Буслаев бил по церковному колоколу, который находился на голове у этого чудища.

Понятие научного атеизма

Научный воинствующий атеизм постепенно развивался по мере накопления знаний о природе, социальном обществе и мышлении человека. В каждой эпохе рождались мужественные и гордые люди, которые, несмотря на гнев священнослужителей, не страшились всяческих гонений и различных преследований. Они противопоставляли религиям силу науки.

Научный атеизм является важнейшей стороной материалистического мировоззрения. Так как это философская наука, в процессе объяснения сущности и критики религии она выходит из исторического материализма. При этом основная сила научного атеизма состоит не именно в критике самой религии, а в том, чтобы утвердить здоровые основы общей духовной жизни всего общества, а также каждого человека.

Виды атеизма

В человеческой культуре выявляются два вида атеизма:

  1. Воинствующий атеизм (материалистический), приверженцы которого прямо заявляют, что Бога нет и все рассказы о нем — это вымыслы людей. Они или не познали взаимосвязь или желают иметь власть над незнающими, выступая от имени Бога, которого не существует.
  2. Идеалистический атеизм, последователи которого прямо заявляют, что Бог есть. Но они уходят от всех религиозных направлений, так как понимают, что Библия является ошибочной концепцией, ведь Иисус не может быть создателем Вселенной, а на седьмой день после создания Земли Бог не отдыхает.

Сегодня материалистический научный атеизм под давлением различных открытий перестраивается в идеалистический. Последователи второго довольно пассивны. Они уходят от Библейской концепции и абсолютно не ищут истину, при этом считая, что религия является обманом и манипулированием людьми.

Верить или нет?

Если говорить именно о Боге, который отсутствует в церквях, то на базе неправильного религиозного чувства нельзя выстроить полную картину миропонимания и обладать личностной культурой познания, имеющей большие возможности. Человеческий ум является ограниченным, из чего следует, что знания людей тоже невелики. Благодаря этому в всегда присутствуют моменты, которые принимаются только на веру. Ведь не зря же многие атеисты действительно утверждают, что атеизм - это религия.

Бог доказывает свое существование всем людям и каждому человеку в каком-то характерном строго индивидуальном виде, причем настолько, насколько сами люди праведны и отзывчивы и верят в Бога. Неопровержимые доказательства своего существования Бог дает людям именно согласно их вере, но не разуму. Он всегда слышит молитвы и отвечает на них, вследствие чего потом изменяется жизнь верующего, что проявляется в происходящих с ним событиях.

Действительно, Бог общается с людьми только с помощью языка жизненных обстоятельств. Любые случайности, которые происходят с людьми, являются прямыми подсказками, направленными на необходимость совершить какие-либо перемены в сторону праведного пути. Конечно, многие не в силах заметить этих подсказок и прореагировать на них, так как искренне убеждены в том, что атеизм - это религия, которая позволяет им не только выделиться из окружающей массы, но и обладать верой исключительно в свои силы.

Общение с Богом

Несомненно, Бог общается с людьми в основном с помощью языка жизненных обстоятельств. Сталкиваясь с любой случайностью, умный человек обязан задуматься над этим, после этого он начнет четко различать, что именно говорит ему Бог: обещает ли он свою поддержку либо же предостерегает от каких-либо предстоящих возможных грехов, ошибок и заблуждений.

Несмотря на все эти суждения, атеисты присутствуют в огромном количестве по всему миру. Причем большинство приверженцев таких взглядов проживают в Европе. Атеизм в России представляет собой довольно распространенное понятие. Здесь есть немало людей, которые искренне верят в Бога, но имеются и те, кто убежден в его отсутствии.

Первые утверждают, что общение с Богом нельзя каким-то образом построить с помощью различных посредников. На их роль претендуют все церкви. Непосредственная связь с Богом наполнена физическим смыслом. Однако она отсутствует у демонических личностей, так как они основываются не на промысел Бога, а на свои личные расчеты.

Кроме того, люди, употребляющие алкоголь, вообще не способны фиксировать какие-либо следственные связи своих поступков с вызванными ими ситуациями. Их жизнь очень часто наполнена приключениями и катастрофичностью. Ни для кого не секрет, что русские люди славятся именно пристрастием к алкоголю, поэтому такое явление, как атеизм в России, довольно актуальное и распространенное.

Что касается истинно верующих людей, то они могут не осознавать всех возможностей разговора с Богом и уверены, что молитва всегда будет услышана. Когда те или иные изменения в жизни не происходят, человек, согласно смыслу своей молитвы, получает несколько других пояснений, почему этого не произошло. Однако Бог может помочь людям только лишь в тех моментах, к объяснению которых они сами прилагают все усилия. Не зря ведь в народе говорят, что на Бога надейся, а сам не плошай.

Кто такие атеисты сегодня?

Так исторически сложилось, что сегодня почти все государственные специальные программы в сфере образования, культуры, здравоохранения, права с поддержкой приводят к формированию у людей только материалистических взглядов. Подобное мировоззрение атеизм относит к трем основным понятиям: научное направление атеизма, эволюционизм и гуманизм со всеми производными.

Идеологи совсем недавно смогли довольно крепко донести до общественного сознания представление о таком понятии, как атеизм-материализм. Это единственно научное и исторически прогрессивное мировоззрение, которое в течение всего своего существования было правильным достижением естественных наук.

Атеисты в настоящее время воспринимаются многими как люди, имеющие здравый ум, свободные, просвещенные, образованные, культурные, прогрессивные, цивилизованные и современные. Сейчас даже такое слово, как «научный» стало синонимом термина «истинный». Благодаря этому любое мировоззрение, которое отличается от материалистических взглядов, может рассматриваться не рядом с научными гипотезами, а наперекор им.

Определение атеизма

Исходя из того, что такое атеизм, определение которому однозначно дать довольно сложно, можно сделать такой вывод: у атеистов имеется только один авторитет в знаниях - современные официальные научные данные. Именно поэтому носители научных и атеистических мировоззрений имеют одинаковые взгляды на многое. Об этом факте свидетельствует четкий ответ на вопрос о том, что такое атеизм. Определение этого понятия гласит, что атеизм - это безбожие, которое основано на научных знаниях.

Другими словами, такое философское материалистическое учение отрицает надприродное существование Бога, точно так же как любое нематериальное, однако при этом оно признает вечность материального мира. Как принято считать в христианстве, основа атеизма состоит в том, что он условно провозглашает свою противоположность религиям. На самом же деле, согласно содержанию, это понятие представляет одну из многочисленных форм религиозного мировоззрения.

Сатанизм и атеизм

Многие люди имеют ошибочную точку зрения, утверждая, что атеисты поддерживают взгляды сатанистов. Более того, бытует мнение, что история атеизма включает в себя такое направление, как сатанизм. Это совершенно не соответствует действительности, причем пропагандируется такая ложная версия служителями культа. К примеру, последователи христианской веры видят сатанинские происки во многих вещах и ситуациях, которые противоречат их интересам.

На самом деле, сатанизм представляет собой обыкновенное религиозное движение с собственными церквями, священнослужителями и библией. Другими словами, религиозный атеизм можно отнести к сатанизму таким же образом, как и к любой подобной системе. То есть отрицается существование сатаны, и мысли, связанные с ним, считаются необоснованными. Поэтому ни один сатанист не может являться атеистом, и наоборот.

Атеист - это человек, убежденный в том, что Бога не существует. Это мировоззрение касается не одной отдельно взятой религии, а всех известных верований в целом. Из-за такой жизненной позиции атеисты стали врагами верующих людей, что, собственно, и не удивительно. Но проблема в том, что многие не понимают всей сути атеизма.

Поэтому рассмотрим этот вопрос более детально, отбросив предубеждения и устоявшиеся взгляды. Ведь только так можно понять, что на самом деле скрывается за этим громким понятием.

Что такое атеизм?

Атеизм - это особый образ жизни, который основывается на том, что в мире нет ничего сверхъестественного: бога, дьявола, ангелов и духов. Следовательно, атеист - это человек, всецело поддерживающий эту философскую концепцию.

В своих убеждениях он отрицает всякое проявление божественных сил, в том числе и сотворение мира по воле всемогущего Господа. Также он отрицает наличие у человека души, по крайней мере, в том виде, в котором ее преподносит церковь.

История возникновения атеизма

Атеист и верующий - две противоборствующие стороны, появившиеся в один и тот же момент. Ведь всегда были люди, ставящие под сомнение слова вождя или жреца, видя в них корыстные помыслы и жажду власти. Что касается более точной информации, то первое письменное свидетельство атеизма - это песнь арфиста, написанная на древнеегипетском языке. В ней описываются сомнения поэта касательно загробной жизни.

Следующие признаки атеизма можно увидеть в работах древнегреческого философа Диагора, жившего во времена Платона. Того же мнения придерживался и римский философ Тит Лукреций Кар, родившийся в 99 году до нашей эры.

Когда к власти пришла римская католическая церковь, последователей атеизма поубавилось, ведь никому хотелось разозлить и без того яростную инквизицию. И лишь с послаблением авторитета Папы, наука, а с ней и атеизм, снова начали стремительно развиваться.

Основы мировоззрения атеистов

Религиозные люди уверены в том, что атеист - это человек, верующий в отсутствие Бога. То есть сам по себе атеизм также является неким подобием религии, но вместо божества его сторонники поклоняются культу человека, а догматы заменяются научными статьями и теориями.

Думающий атеист, услышав такое утверждение, лишь улыбнется, ведь если следовать этой логике, то лысина - это тоже разновидность волос. Существует даже шуточное выражение: «Если атеист не курит табак, значит, он курит его отсутствие». И все же позиция верующих касательно этого вопроса остается неизменной, несмотря на все убеждения их оппонентов.

Что же касается основ мировоззрения атеистов, то они все довольно просты, и их можно легко сформулировать.

  1. Все в мире можно объяснить с помощью науки. И это несмотря на то, что существует огромное количество вопросов, на которые ученые пока еще не могут точно ответить. Но атеисты уверены, что это, скорее, связано с низким уровнем прогресса, нежели с божественным началом тех или иных явлений.
  2. Бога нет, по крайней мере, в том виде, в каком его преподносят современные религии. По мнению атеистов, все верования абсурдны, так как придуманы людьми.
  3. Высшим созданием считается человек, поэтому жизнь нужно прожить в изучении себя, а не в служении невидимому существу.

Это главные принципы атеизма. Но нужно понимать, что, как и в любом философском течении, здесь также есть место для разногласий. Так, существуют неверующие, которые склоняются к гуманизму, иным ближе натурализм, а третьи и вовсе радикально настроены по отношению к священнослужителям и их пастве.

Камень преткновения

Теперь коснемся самих споров с верующими людьми, точнее того, что мешает любой из сторон окончательно донести свою правоту до оппонентов. Тут все просто - отсутствие прямых доказательств.

Если брать верующих, то они не могут предъявить реальные свидетельства существования Бога. Священные тексты написаны рукой человека, чудеса - лишь истории с уст праведных, загробный мир - если он и есть, то никто из него еще не возвращался. Вся религия построена на слепой вере, следовательно, и доказать ее фактически невозможно.

Но у атеистов та же проблема. Пускай ученые могут объяснить, что такое радуга, дождь, сияние звезд и даже смерть, но они не способны сделать главного - привести реальные доказательства отсутствия Бога. Ведь Бог - это трансцендентное существо, следовательно, его невозможно измерить с помощью известных науке способов. Поэтому теорию о высших силах на данный момент опровергнуть нельзя.

Исходя из этого, спор между атеистами и верующими - это палка о двух концах. Правда, в последнее время церковь начинает терять свои позиции, а причиной тому является стремительный прогресс, способный пролить свет на множество божественных вопросов.

Главные аргументы атеистов

И атеисты, и верующие всегда стремятся склонить на свою сторону как можно больше людей. Неудивительно, что существуют бывшие атеисты, принявшие определенную религию, равно как и наоборот. Все зависит от того, какие доводы человек посчитал более разумными.

Рассмотрим наиболее распространенные аргументы против верующих.

  1. Атеист - это человек, смотрящий на мир через призму науки. Поэтому неудивительно, что многие их аргументы базируются на объяснениях, полученных благодаря исследованиям ученых. И с каждым годом подобный подход становится все более эффективным. Ведь сейчас человек может логически объяснить то, как появилась вселенная, планеты, и даже то, что привело к появлению жизни на Земле. И чем больше тайн раскрывает наука, тем меньше места для увиливания остается священнослужителям.
  2. Также атеисты всегда интересуются у верующих, почему они считают свою религию верной. Ведь есть христиане, мусульмане, иудеи, а также буддисты - кто из них ближе к истине? И почему истинный Бог не покарает тогда инаковерующих?
  3. Зачем создавать зло? Атеисты часто используют этот вопрос, ведь если Бог всесилен, почему он бездействует, когда в мире столько страдания. Или зачем вообще нужно было придумывать боль? То же касается и ада, в котором души будут вечно мучиться. Разве это похоже на идиллию доброго Творца?

Известные атеисты

Есть атеисты, чьи имена известны всем. Стало ли их мировоззрение причиной успеха - ответить трудно. Но факт их славы остается неоспорим.

Среди выдающихся личностей следует отметить Билла Гейтса, Бернарда Шоу, Клинтона Ричарда Докинза, Джека Николсона, а также Зигмунда Фрейда. А известные атеисты России - это Владимир Ильич Ленин, Иосиф Сталин, Иван Павлов и Андрей Сахаров.

Что касается простых людей, то здесь каждый должен сам решить: быть верующим или принять доводы науки.

Материалистический атеизм является одним из наиболее легко опровергаемым мировоззрений. Материалистический атеист верит в то, что природа – это все, что вообще существует. Он верит в то, что не существует никакого трансцендентного Бога, который наблюдает и поддерживает творение. По мнению многих атеистов, их мировоззрение является рациональным - и научным. Однако, приняв материализм, атеист разрушил возможность знания, а также науки и технологии . Другими словами, если бы атеизм был истинным, было бы невозможно что-либо доказать!

И вот почему:

Размышление включает использование законов логики. К таким законам относятся закон непротиворечивости, который гласит, что невозможно иметь скажем А и не-A в одно и то же время и в одном и том же соотношении. Например, утверждение «Мой автомобиль сейчас припаркован на автостоянке, и он же не припаркован сейчас на автостоянке» обязательно является ложным по закону непротиворечивости. Любой разумный человек согласится с этим законом. Но почему же этот закон является истинным? И почему стоит применять закон непротиворечивости, а в данном случае и какие-либо законы логики? Христианин может ответить на этот вопрос.

Для Христианина существует абсолютный стандарт для размышления; мы строим схему своего мышления в соответствии с Божьим мышлением. Законы логики являются отображением того, как размышляет Бог. Закон непротиворечивости является не просто мнением одного человека о том, как мы должны думать, а наоборот, он исходит от самосогласованной Божьей природы. Бог не может Сам Себя отрицать (2 Тимофея 2:13 ), и поэтому, способ, с помощью которого Бог поддерживает вселенную обязательно будет непротиворечивым.

Законы логики являются Божьим стандартом мышления. Поскольку Бог является неизменным, суверенным, нематериальным Существом, законы логики являются абстрактными, универсальными, неизменяемыми понятиями . Другими словами, они состоят не из материи - они применяются везде и во все времена. Законы логики зависят от неизменной природы Бога. И они являются обязательными для логического рассуждения. Таким образом, разумное рассуждение было невозможным без библейского Бога.

Материалистический атеист не может иметь законы логики. Он верит в то, что все существующее является материальным, т.е. частью физического мира. Но законы логики не являются физическими. Вы не можете споткнуться о закон логики. Законы логики не могут существовать в мире атеиста, и все же он использует их, когда пытается рассуждать. Атеист непоследователен. Он заимствует из Христианского мировоззрения для того, чтобы выступать против Христианского мировоззрения. Точка зрения атеиста не может быть разумной, потому что он использует понятия (законы логики), которые, согласно его атеситической вере, не могут существовать.

Спор относительно существования Бога неким образом напоминают спор о существовании воздуха. Можете себе представить, что кто-то утверждает, что воздух на самом деле не существует? Этот человек предлагает отличные на вид «доказательства» того, что воздух не существует, и, несмотря на это постоянно вдыхает воздух, надеясь, что мы услышим его слова, когда звук пройдет через воздух. Чтобы мы услышали и поняли то, что он говорит, его утверждения должны быть неверными. Подобным образом когда атеист пытается доказать, что Бога не существует, он должен использовать законы логики, которые имеют смысл только в том случае, если Бог все-таки существует. Для того чтобы его утверждение имело смысл, оно должно быть неверным.

Что же на это может ответить атеист?

Атеист может сказать: «Ну и что, я могу прекрасно рассуждать и при этом я все равно не верю в Бога» . Но это ничем не отличается от слов человека, утверждающего, что воздух не существует: «Ну и что, я могу прекрасно дышать, и все равно не верю, что воздух существует» . Это совершенно нелогичный ответ. Для того чтобы человек дышал, ему необходим воздух, а не вера в то, что воздух существует. Подобным образом, для логического рассуждения необходим Бог, а не просто вера в Него. Конечно, атеист может рассуждать; и может он это делать только потому, что Бог наделил его разумом и дал ему доступ к законам логики - и в этом-то все и дело. Именно потому, что Бог существует, это рассуждение вообще является возможным. Атеист может приводить доводы и размышлять, но в рамках его собственного мировоззрения он не может объяснить свою способность размышлять.

Атеист также может сказать следующее: «Законы логики представляют собой не более чем условности, созданные самим человеком» . Но условности являются (по своему определению) условными. То есть, мы все соглашаемся с ними, и поэтому они работают - подобно езде на дороге с правосторонним движением. Но если бы законы логики были бы условными, то разные культуры могли бы принимать разные законы логики (подобно езде на дороге с левосторонним движением). Поэтому, в некоторых культурах может, было бы и естественно противоречить себе. В некоторых обществах истина могла бы быть внутренне противоречивой. Разумеется, что она такой бы не была. Если бы законы логики были бы всего лишь условностями, то они не были бы универсальными законами. Разумный спор был бы невозможен, если бы законы логики были условными, потому что в таком случае два оппонента могли бы просто выбрать разные стандарты для аргументирования и рассуждения. Каждое утверждение было бы правильным в соответствии с его собственным произвольным стандартом.

Атеист также может сказать: «Законы логики материальны - они состоят из электрохимических связей в мозгу человека» . Но в таком случае законы логики не являются универсальными; они не выходили бы за пределы человеческого мозга. Другими словами, мы не можем утверждать, что противоречия не могут существовать на Марсе, поскольку на Марсе не существует чьего-либо мозга. Фактически, если бы законы логики были бы всего лишь электрохимическими связями в мозгу, у всех людей они были бы разными, так как связи человеческого мозга неповторимы и не встречаются больше ни в одном другом мозге.

Иногда атеисты пытаются дать более прагматический ответ: «Мы используем законы логики, потому что они работают» . К несчастью для атеиста, в этом никто не сомневается. Мы все согласны с тем, что законы логики работают; и работают они потому, что они истинны. Вопрос заключается в том, почему они существуют изначально ? Как атеист может объяснить такие абсолютные стандарты размышления, как законы логики? Каким образом могут существовать такие нематериальные понятие, как законы логики, если вся вселенная всего лишь материальна?

Как последнее средство, атеист может отказаться от своего чисто материалистической точки зрения и согласиться с тем, что существуют нематериальные, универсальные законы. Это очень важное признание; в конце концов, если человек согласен признать что нематериальные, универсальные, неизменные понятия могут существовать, то он может подумать над возможностью существования Бога. Но это признание не спасает положение атеиста. Он все равно должен найти оправдание законам логики. Почему они существуют? И где находится точка соприкосновения между материальным физическим миром и нематериальным миром логики? Иначе говоря, почему материальная вселенная вынуждена покоряться нематериальным законам? Атеист не может дать ответы на эти вопросы. Его мировоззрение нельзя оправдать; оно является произвольным, а значит неразумным.

Заключение

Несомненно, атеизм не является разумным мировоззрением. Он опровергает сам себя, потому что атеист сначала должен допустить противоположное от того, что он пытается доказать, чтобы вообще иметь возможность что-либо доказать. Как сказал об этом Доктор Корнелиус Вантил: «Атеизм предполагает теизм». Законы логики требуют существования Бога - и не какого-то там бога, а Христианского Бога. Только Бог Библии может быть основой разумения (Притчи 1:7; Колоссянам 2:3 ).

Поскольку Бог Писания является нематериальным, суверенным, и находится вне времени, вполне разумно, что законы логики являются нематериальными, универсальными и неизменными. Поскольку Бог явил Себя людям, мы можем знать и применять логику. Поскольку Бог сотворил вселенную и поскольку Бог сотворил наш разум, вполне разумно то, что наш разум наделен способностью исследовать и понимать вселенную. А если мозг – это всего лишь результат бессмысленных эволюционных процессов, который сумел каким-то образом выжить в прошлом, почему мы должны доверять его выводам? Если вселенная и наши умы – это просто результат работы времени и случая, как утверждают атеисты, почему мы должны ожидать, что наш разум сможет постичь вселенную? И каким образом человеческий разум может осмыслить науку и технологию?

Разумное мышление, наука и технология занимают важное место в Христианском мировоззрении. Христианин имеет все основания для этих понятий, а атеист нет . Это не означает, что мы можем говорить, что атеисты не могут быть разумными относительно некоторых вещей. Они могут потому, что они тоже сотворены по образу Божьему и также имеют доступ к Божьим законам логики. Но атеисты не имеют разумной основы для разумности в рамках своего собственного мировоззрения. Подобным образом, атеисты могут быть нравственными, но они не имеют основания для нравственности в соответствии с тем, во что они верят. Атеист похож на ходячий комок противоречий. Он рассуждает о науке и занимается наукой, и, несмотря на это он отрицает самого Бога, который дал возможность рассуждать и заниматься наукой. С другой стороны, Христианское мировоззрение является логичным и осмысливает человеческое мышление и опыт.

1. Атеизм утверждает, что Бога нет

Атеизм - это критика религии (любой, не только теистической). Но в т.ч. атеизм критикует религиозные суждения о существовании Бога, утверждая, что они необоснованы - с позиций науки или бытового опыта. Других источников достоверного знания нет. Поэтому атеизм не утверждает, что Бога нет, но утверждает, что суждения о существовании Бога не достовернее суждений о существовании объектов, соответствующим образам фантазии - кентавров, русалок, сферического коня в вакууме и пр. Но атеизм не отрицает существования самих образов фантазии или галлюцинаций, в т.ч. и образов Бога.

2. Атеизм - это вера (некая религия, мифология), атеизм базируется на вере (некоей религии, мифологии)

Поскольку атеизм - критика (религии), верой он быть не может (критика - это операция мышления, а вера - волевое, но безосновательное принятие чего-либо в качестве достоверного факта). Атеизм базируется не на вере (вера допускает альтернативу, возможность иного выбора, "неверия"), а на очевидностях (безальтернативной данности - научных суждениях или суждениях бытового опыта. Очевидности даны принудительно, здесь нет ситуации выбора.

3. Атеизм - это мировоззрение

Мировоззрение - система или совокупность суждений об окружающем. Атеизм ни тем, ни другим не является. Если мировоззрение понимать как совокупность суждений, то атеизм - это элемент мировоззрения.

4. Атеизм - это материализм (производен от материализма, элемент материализма)

Материализм - философская (классическая) концепция, полагающая субстанцией материю. Соответственно, атеизм материализмом не является. Атеистическая критика религии может сочетаться с материалистическими взглядами, но может и не сочетаться с ними. Современная философия - неклассическая, дихотомии материализм/идеализм в ней не существует.

5. Атеизм (научный атеизм) претендует на то, чтобы быть наукой

Атеизм на это не претендует. Атеизм научен, поскольку он опирается по большей части на науку (за исключением бытового опыта) в своей критике религии. Но атеизм наукой не является.

6. Атеизм подобен религии (теологии, метафизике), поскольку так же базируется на недоказуемых аксиомах (постулатах, гипотезах), в религии применяются свои методы (наблюдения, эксперименты), существуют свои приборы (душа человека)

Религия (теология, метафизика) не базируется на аксиомах (постулатах, гипотезах). Научные аксиомы, постулаты, гипотезы отличаются от фантазий, галлюцинаций, недостоверных фактов, различных языковых ошибок, поспешных обобщений и т.п., на которых базируется религия (теология, метафизика), научные аксиомы, постулаты, гипотезы, методы существуют лишь в контексте методологии конкретной научной дисциплины и её истории. Научные методы и приборы отличаются от того, что в религии обозначают этими словами, данное словоупотребление - это метафора, призванная придать построениям религии наукообразный характер.

7. Атеизм ведёт к безнравственности, а религия является условием для существования нравственности (создаёт условия для нравственного роста индивида, способствует общественной нравственности), потому, что для атеиста нравственность относительна, нравственные требования ничтожны, в отличие от верующего, для которого нравственные требования абсолютны, ибо представляют собой заповеди, данные Богом

В тезисе смешивается историческая относительность нравственности (что соответствует действительности) и отсутствие нравственных требований в сознании конкретного индивида в данным момент времени. Что невозможно: у любого человека какие-то нравственные нормы имеются, существо, у которого их нет вообще - либо не человек, либо психически больной. "Безнравственным" мы называем человека, нарушающего нравственные нормы, но не того, у кого их нет в принципе. Следование же/не следование определённым нравственным нормам, как характер этих норм определяется социализацией индивида, в частности воспитанием.

Однако теистические религии ставят волю Бога над нравственной нормой, следовательно, религиозный индивид может отвергнуть нравственные нормы, совершать безнравственные поступки, оправдывая их Божественной волей.

8. Безнравственность атеизма доказывается тем, что атеистические государства, такие, как СССР и нацистская Германия, пролили много крови.

Политика, выражающаяся в войнах и репрессиях, никак не коррелирует с гос. религиозностью/атеизмом (военные действия и репрессии всегда были и есть и, очевидно, будут возможными в любом государстве, независимо от его отношения к религии. Человеческая история изначально была историей войн и репрессий, хоть госатеизм - сравнительно недавнее явление).

В нацистской Германии никогда не было госатеизма и население не было атеистическим. В СССР меры госатеизма не привели к искоренению религиозности, согласно переписи 1937 года как минимум 50% населения заявили о вере в Бога, реальный процент был, очевидно, гораздо выше. Репрессии имели политические причины, а не религиозные, даже когда касались духовенства (в отличие, скажем, от религиозных войн в Европе, которые мотивировались религиозными причинами).

9. Атеизм противоречит науке, а религия совместима с наукой, поскольку имелись и имеются верующие учёные. Некоторые учёные доказывают (доказали) существование Бога с помощью научных данных.

Возможность одному и тому же человеку заниматься как научной, так и религиозной деятельностью не есть совместимость суждений религии и науки. Религиозные взгляды учёного не есть научные суждения. Научные доказательства не есть суждения одного конкретного автора - они должны пройти процедуру признания научным сообществом, то есть быть опубликованными в реферируемых научных журналах, одним из важных показателей качества научной работ является индекс цитирования её другими учёными.

10. Атеизм не имел влияния на культуру человечества (имел слабое, отрицательное влияние), тогда как религия очень сильно и позитивно повлияла (влияет) на культуру

Исторически религия выделяется в отдельную сферу культуры, отличную от философии, науки, художественного творчества, права сравнительно поздно, поэтому, скажем, говоря о древних цивилизациях, невозможно утверждать влияние именно религии на что-либо - как отдельной сферы её тогда не существовало. В условиях господства государственной религии (например, христианства) говорить о преимуществах её мощного влияния невозможно за отсутствием альтернативы. Позитивные/негативные аспекты религиозного влияния можно оценивать лишь в светских государствах и обществах, где религиозные объединения реально отделены от государства и религиозные воззрения и ритуалы никому прямо или косвенно не навязываются, однако именно в таких обществах влияние религии довольно серьёзно падает и можно максимум утверждать о влиянии религии в отношении конкретных лиц, причём и здесь возникает вопрос об альтернативе (не было бы больше достижений у данного индивида, если бы он был нерелигиозен?).

С другой стороны, распространение атеизма способствовало росту антиклерикализма, и как следствие - большей свободе самовыражения, выразившейся во всех сферах культуры.

11. Атеист борется с Богом (обижается на Бога, отчаялся в Боге и пр.), атеизм - это антихристианство (сатанизм, язычество, суеверия, беснование и т.п.), атеизм борется с христианством (православием), отчего выигрывают его противники (мусульмане, язычники, инославные)

Атеизм - это критика любой религии и любых религиозных представлений, хотя в первую очередь, естественно, критикуется та религия, которая наиболее распространена в обществе. Богоборчество - не атеизм, любое признание наличия Бога или иных религиозных сущностей или существ - не атеизм.

12. Атеизм - это борьба (в т.ч. на госуровне) с религией, атеист испытывает идиосинкразию к верующим и священнослужителям, атеизм - это навязывание безрелигиозных мировоззрений верующим, это глумление над чувствами верующих и уничижение предметов веры, кощунство над ними.

Атеизм необходимо отличать от антирелигиозности - неприятие религиозности как таковой и борьбы с ней, сопряжённой с желанием освободить общество от влияния религии. Однако собственно критика религии ещё не подразумевает борьбу с ней, с другой стороны, критика религии - это не уничижение или осмеяние, глумление или оскорбление верующих. А борьба с религией вовсе не обязательно связана с рациональной критикой. Искоренять религию можно, например, и административными мерами.

13. Атеизм - это неверие (в Бога, Христа или другие религиозные сущности или существа) и больше ничего. Атеизм не подразумевает наличия каких-либо ценностей, это чистое отрицание.

Атеизм необходимо отличать от религиозного индифферентизма или иррелигиозности - нерелигиозности индивида без критической позиции в отношении религии. Иррелигиозный индивид живёт так, как будто религии для него вовсе не существует, не имея религиозных или атеистических взглядов, не совершая культовых действий, не относя себя к религиозным организациям. Атеизм же - это критика религии. В качестве критики религии, атеизм никак не связан с наличием каких-либо определённых ценностей или воззрений, он может сочетаться с любыми нерелигиозными ценностями или взглядами.

14. Атеизм - это взгляды людей, называющих себя атеистами (представления верующих о таких людях и пр.)

Атеизм - это не религия, поэтому атеизм не определяется самоидентификацией, социологическими опросами и пр. (но и верующие обычно далеко не всех, кто называет себя верующими, так идентифицируют, за исключением тех случаев, когда массовость признаётся полезной для лоббирования интересов какой-то религиозной организации). Атеизм изначально формировался как философская концепция (а не воззрения масс), прошёл в своём развитии разные исторические формы, имеет различные варианты, исследуется и типологизируется дисциплинами историей философии и религиоведением. Атеистическая критика религии предполагает соответствующую теоретическую подготовку, хотя отдельные идеи атеизма могут, разумеется, заимствоваться всеми желающими.

15. Атеисты не разбираются в религии, потому что они не веруют; атеисту невозможно объяснить религиозные истины, как невозможно объяснить слепорожденному, что такое цвет, только верующий человек в состоянии понять суть религии, ибо он верит (ему религия доступна "изнутри", у него есть "религиозный опыт", он постигает религию на практике, ему (а не атеисту) открывается Бог и пр.), атеисту максимум могут быть доступны "внешние" проявления религии, не имеющие отношения к её сути

Здесь смешивается познание и непосредственное переживание, первое вовсе не обязательно предполагает второе, но предполагает качественный анализ материала (в данном случае - положений вероучения, культовой практики, религиозных организаций). Нет никаких оснований утверждать, что религиозный индивид чем-то по своей природе (скажем, психике) отличается от атеиста (в отличие от слепого/зрячего). Изменённые состояния сознания (которые часто имеют в виду говоря о "мистическом опыте") доступны любому человеку с помощью сенсорной депривации, фармакологических воздействий или психотехник, но они сами по себе ещё не образуют религиозности - религия появляется как их определённая интерпретация. Поэтому наличие/отсутствие специфического "опыта", трактуемого как "религиозный", никак не влияет на изучение религии.

Если человек, не разбирающийся в физике, получил сильный удар электрическим током, то он не стал знать об электричестве больше, чем профессиональный физик. Хотя бы физик и избежал в своей жизни опыта такого удара (возможно, как раз потому, что он физик). Если медицинский психолог никогда не ел человечины, то отсюда не следует, что он не может изучать феномен каннибализма и что результаты его изучения недостоверны. Историк - не политик, но изучает деяния политиков, филолог не писатель, но изучает тексты писателей и т.п. Отсутствие веры никак не мешает познанию религии. С другой стороны, атеизм или иррелигиозность сами по себе не являются гарантией лучшего знания религии, нежели у верующих. Гарантия - это профессионализм (в области религиоведения), научная нейтральность, независимая от убеждений индивида. Убеждения не должны влиять на процесс и результаты научного исследования религии.

16. Атеистическая критика религии неправомерна, поскольку далеко не всё существующее исследовано (недостаточно хорошо исследовано, неокончательно исследовано, научные теории сменяют одна другую, и завершения этого процесса не видно, научные школы противоречат одна другой и т.п.). Следовательно, религиозные положения могут оказаться истинными, даже если сейчас они представляются противоречащими научным данным (находятся вне поля исследования науки). Религия ненаучна, но она может черпать знания из неизвестных науке источников.

Из непознанности чего-либо (из неизвестности) не следует вообще никаких выводов, в том числе и выводов о наличии каких-либо сущностей или существ, сфер, источников. Атеизм критикует претензии на достоверность суждений о наличии религиозных сущностей и существ, но не опровергает само наличие этих существ (см. п.1). Наука и бытовой опыт предполагают процедуры, позволяющие выносить однозначные суждения о чём-либо высокой степени достоверности. Религия такими процедурами не обладает, проистекает, в конечном счёте, из произвольной веры, в том числе и веры в существование запредельных для науки сфер и источников познания.