Костенко китайский календарь на 100 лет. Сто лет назад россия перешла на новый календарь

1918 год. С 1 по 13 февраля произошло…. Ничего не произошло в молодой советской Республике. Никто не родился и не умер. Этих дней в российском календаре нет. Период с 1 по 13 февраля 1918 года выпал из российского календаря. Люди уснули 31 января, а проснулись 14 февраля.

24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введен григорианский календарь, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток. После 31 января 1918 года в России наступил день 14 февраля - в стране был введен календарь нового стиля (григорианский). В практике датировки событий все события и документы, относящиеся к периоду до 1 февраля 1918 года, датируются по юлианскому календарю («старый» стиль), с 1 февраля 1918 года - по григорианскому («новый» стиль). Основной дате может сопутствовать дата другого стиля, помещенная рядом в круглых скобках.

В этом году исполняется 100 лет с момента этого события, которое вызвало немало протестов внутри страны, но устранило неудобства в отношениях молодого государства со странами Европы. Несмотря на недостатки григорианского календаря, он очень точный: ошибка в сутки набегает в нем за 3280 лет.

Счет дням стал западно-европейским и теперь в календаре не было места церковным праздникам.
Кстати, заметка об этом событии есть в «Красноярском рабочем» 1918 г, №24. Смотрите в нашей электронной библиотеке в коллекции «Енисейская губерния в огне революций и гражданской войны (1917-1922 г.г.)»

Вплоть до распространения радио календари являлись проводниками культуры, политики партии и правительства.

Календари в Советском союзе были очень популярны: календари-табели, раскладные книжки, карманные открытки и наборы картинок, юбилейные, листовые, отрывные общей тематики, «Для женщин», «Для школьников», «Спорт» и др. Были календари для лиц разных профессий…

Миллионными тиражами выходили отрывные календари. Один листок и большое количество полезной информации - от стихотворений и мудростей до меню на каждый день.

А что было раньше? В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь, в котором каждые 19 лет включали семь дополнительных месяцев. Была семидневная неделя, которая называлась седмицей.

После установления христианства в 988 году счёт лет стали вести по византийскому календарю от «сотворения мира», точнее - от «сотворения Адама» - с пятницы 1 марта, приняв византийский вариант этой даты - 5508 год до новой эры, но с некоторыми отклонениями. В Византии год начинался 1 сентября. На Руси, по древней традиции, началом года считали весну, поэтому год начинали 1 марта.

Во времена Ивана III в 1492 году (в 7000 году от «сотворения мира») начало года было перенесено на 1 сентября. Первый отпечатанный церковный календарь в России был изготовлен 5 мая 1581 года Иваном Фёдоровым.

Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года. По указу императора от 19 (29) декабря 1699 года следовало 1 (11) января 1700 года «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…».
Не успела эта новость облететь Москву, как на следующий день появился еще указ, дополняющий первый, - «О праздновании нового года». Выходило, что россиянам в одном году предстояло два раза встретить и проводить новый год.

Чтобы на это нововведение меньше роптали сбитые с толку люди, реформатор решил устроить роскошное торжество и представить москвичам такие зрелища, которые до сих пор никто из них не видывал. Конечно, Петр не мог обойтись без большой «огненной затеи», а потому он учредил особый новогодний фейерверк и пушечный салют на Красной площади.

Василий Иванович Суриков. «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра І и князя И.Ф. Ромодановского».

Летоисчисление от Сотворения мира исчезло не сразу. В государственных официальных бумагах два разных счета путались еще долго. Но к концу царствования Петра старый счет помнила только Церковь. Европейский вариант - «от рождества Христова» возобладал. С празднованием Нового года вышло иначе. Все-таки этот праздник выглядел как нечто ненужное, как «блистательная государева прихоть». Скончался Петр - и забыли о новогодних торжествах. И елочки пропали, и стрельба из ружей, и «смоляные бочки». Потом празднование Нового года «реанимировалось», но это другая длинная история. Очень любопытная, кстати…

Петром I было положено начало систематическому изданию календарей в России. С 1770 года календари именовались месяцесловами. С 1727 г. исключительное право издания календарей осуществляла Петербургская академия наук. Печатались они тиражами 17-18 тысяч экземпляров и продавались по крайне высоким ценам. А после 1865 года - начали печататься и частными лицами, поэтому стали доступнее. В то время календари содержали различную информацию. Кроме дней недели и месяцев, в нем было собрано множество полезных сведений: исторические, астрономические, географические; предсказания погоды на год вперёд (такие календари быстро раскупались помещиками и сельскими хозяевами).

Издатель И. Д. Сытин писал по этому поводу: «В русских условиях календарь - дело громадной, и можно даже сказать, всенародной важности, и он может служить первоначальным проводником культуры. Разбросанные по огромному русскому бездорожью люди по календарю думали, по календарю учились, из календаря черпали все свои знания, и календарь же давал им наставления на все случаи жизни».

Первым русским светским календарем принято считать так называемый «Брюсов календарь». Календарь разделен на две части - справочную и предсказательную.

Он давал ответы на многие вопросы, при его помощи можно было заглянуть в будущее на многие десятилетия вперед, что формировало особое «почтительное» отношение к нему.

Над его составлением трудился ныне забытый книгоиздатель - царский «библиотекариус» Василий Куприянов под «надзрением его превосходительства генерал-лейтенанта и кавалера Якова Вилимовича Брюса». Брюса называли и астрологом, и чернокнижником, и «колдуном с Сухаревой башни». А Пушкин называл его «русским Фаустом».

Говорят, «Брюсов календарь» предсказал рождение Достоевского: в 1821 году «появится на свет человек велик», который, несмотря «на хвори телесные», сыщет славы «трудами неподымаемы». Со временем «Брюсов календарь» превратится в объемный справочник. С каждой новой редакцией в него будут включаться новые разделы, а прогнозы прошедших лет — заменяться актуальными предсказаниями на будущие годы.

Или вот два предсказания ХХ века. На 1917 год: «Кровопролитная война между просвещенными народами… счастливое побоище…» Действительно, начнется революционная война, но почему побоище счастливое?

И в 20 веке сельские знахари в своей «практике» использовали «Брюс» в качестве колдовской книги. В 1989 году в газете «Советская культура» появилась небольшая статья о встрече корреспондента с 90-летним крестьянином из Воронежской глубинки, который с поразительной точностью предсказывал погоду и гадал односельчанам. Высказывавшим сомнение в правдивости его предсказаний он обычно отвечал: «Я ж тебе по календарю Брюса гадаю - ему более двух сотен лет. И ни разу никого не подводил! Может, у меня единственного и остались эти умные записи, которые я успел сделать, когда еще те календари в почете были».

Сегодня «Брюсовский календарь» воспринимается, прежде всего, как исторический документ петровской эпохи, как своеобразная энциклопедия для людей, живших в начале 18 века.
Популярность календарей и спрос на них порождали новые и новые виды их, издатели оригинальничали, как могли. Каких только календарей не было…

Издревле у китайцев применяются две различные календарные системы. Одна, используемая для счета дней, представляет собой лунный календарь, который основан на движении Луны по ее орбите вокруг Земли. В нем год делится на двенадцать лунных месяцев. Существует солнечный календарь, больше используемый в сельском хозяйстве и в прорицании.

Традиционный китайский календарь, приведенный выше - солнечно-лунный, то есть комбинированный (содержит в себе обе системы).

День (сутки) в китайском календаре - это время, за которое Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. В отличие от западной системы, китайский день (сутки) начинается не с полуночи, а с 23:00 (час «Крысы»).

Дни указаны в календаре в продолговатых прямоугольных ячейках. Сначала идет дата в западном формате (день.месяц). Правее две русские буквы - это столп дня. Столп - это сочетание небесного ствола (первая буква) и земной ветви (вторая буква). Буква, обозначающая небесный ствол, пишется в обычном начертании, а буква, обозначающая земную ветвь - курсивом.

Условные обозначения:

10 НЕБЕСНЫХ СТВОЛОВ (первая буква дня):

Д – «дерево-Ян», «зеленый»

д – «дерево-Инь», «зеленый»

О – «огонь-Ян», «красный»

о – «огонь-Инь», «красный»

П – «земля-Ян», «желтый»

п – «земля-Инь», «желтый»

М – «металл-Ян», «белый»

м – «металл-Инь», «белый»

В – «вода-Ян», «черный»

в – «вода-Инь», «черный»

12 ЗЕМНЫХ ВЕТВЕЙ (вторая буква дня):

Д – «дерево-Ян», «ТИГР»

д – «дерево-Инь», «КРОЛИК»

П – «земля-Ян», «ДРАКОН»

о – «огонь-Инь», «ЗМЕЯ»

О – «огонь-Ян», «ЛОШАДЬ»

п" – «земля-Инь», «КОЗА»

М – «металл-Ян», «ОБЕЗЬЯНА»

м – «металл-Инь», «ПЕТУХ»

П" – «земля-Ян», «СОБАКА»

в – «вода-Инь», «СВИНЬЯ»

В – «вода-Ян», «КРЫСА»

п – «земля-Инь», «БЫК»

Таким образом, год (месяц или день) помеченный, например, «ВП"» будет называться «ЧЕРНАЯ СОБАКА».

В,в - это Вода, Д,д - это Дерево, О,о - это Огонь, М,м - это Металл, П,п,П",п"- это Почва (Земля). Регистр буквы указывает на «янскую» или «иньскую» природу стихии. Так, большая (заглавная) буква (М) - это «янский Металл», а маленькая (строчная) (м) - «иньский Металл». Система кодировки стволов и ветвей применима ко всем столпам - годичному, месячному, дневному и часовому.

После столпа идет номер созвездия. Этих созвездий 28, и одно из них соответствует каждому году и каждому дню.

Предпоследний значок - это день недели (день кодируется соответствующей планетой).

Последняя цифра в дневной ячейке (иногда две цифры через дробь), напечатанная белым по черному фону - это (Блуждающая Звезда).

При определении часа обязательно учитывайте переход на летнее время и обратно, а также декретное время, действующее в вашем государстве (регионе). Китайский календарь - это календарь космических энергий, он не учитывает тех манипуляций со временем, которые проделывают люди в той или иной стране. Вам нужно найти истинное мировое время в вашем часовом поясе.

Вертикальные колонки в календаре - это лунные месяцы. Лунный месяц для китайца - это промежуток от новолуния до новолуния. В лунном месяце китайского календаря может быть 29 или 30 дней. Номера дней указаны в колонках, которые расположены справа и слева по краю каждой календарной страницы. Иногда в году бывает 13 лунных месяцев. Дополнительный месяц вставляется, если между двумя зимними солнцестояниями получается 13 новолуний.

Каждый солнечный месяц состоит из двух половин.

Начало первой половины (и всего месяца) называется цзеци (разделитель) – обозначено в календаре темным фоном. Сверху первое число (перед дробью) - это номер соответствующего дня в лунном месяце. После дроби указано точное время начала сезона по Пекинскому времени.

Середина солнечного месяца называется чжунци (середина) – обведена в календаре светлой рамкой. Сверху первое число (перед дробью) - это номер соответствующего дня в лунном месяце. После дроби указано точное время середины сезона по Пекинскому времени. Середины сезонов, в отличие от разделителей-начал, всегда попадают в один и тот же лунный месяц.

Для прорицания нужно смотреть, к какому солнечному (а не лунному) периоду относится данный день (месяц, год). Прорицательный солнечный год всегда начинается 4 или 5 февраля по григорианскому стилю (это период – «Начало весны»). Постоянная ошибка начинающих «прорицателей» - расчет по лунным а не солнечным сезонам. Часто они на выходе получают, мягко говоря, неверные данные…

1 – номер китайского лунного года (григорианский год).

2 – «тотем» года (дублирует «столп» года).

3 – «столп» года (дублирует «тотем» года).

4 – число «гуа» года (мужское/(женское)).

5 – номер дня «лунного» месяца.

6 – день.месяц в григорианском стиле.

7 – «небесный ствол» и «земная ветвь» дня.

8 – символ «планеты-управителя» дня недели.

9 – число «гуа» дня «Блуждающая Звезда».

10 – номер «лунного» месяца (большой – 30 дней, малый – 29 дней, вставной – не имеет середины сезона «чжунци»).

11 – «небесный ствол» и «земная ветвь» месяца.

12 – число «гуа» месяца (мужское/(женское)).

13 – разделитель «цзеци» - начало сезона (солнечного месяца).

14 – середина «чжунци» - середина сезона (солнечного месяца).

То есть событие произошедшее 22 июня 1974 года в 12.55 находилось под влиянием тотема года «Зеленый Тигр», небесного ствола года «Янского Дерева», земной ветви года тоже «Яского Дерева», месяца «Белой Лошади», небесного ствола месяца «Янского Металла», земной ветви месяца «Янского Огня», тотема дня «Зеленой Лошади», небесного ствола дня «Янского Дерева», земной ветви дня «Янского Огня», в час «Лошади» «Янского Огня», небесный ствол часа – «Янский Металл». Не вдаваясь в подробности и не учитывая прочих факторов, можно предположить, что это было достаточно активное, даже агрессивное событие в день летнего солнцестояния. Было ли это рождение ребенка, обстоятельства сложившиеся у взрослого человека, природное явление или что еще. «Гуа» года, месяца и дня: 8 – Гэнь (экстрим, преодоление барьеров, проблем), 7 – Дуй (игривость, оптимизм, но и материальная заинтересованность), 3 – Чжень (гром, поспешное принятие решения, агрессии вовне). Вероятно в этот день было бы желательно: остерегаясь импульсивности в поведении, не поддаваясь возможным меркантильным побуждениям, но все же приложив значительные усилия преодолевать возникшие преграды, ищя компромисс. И с твердой верой в хороший результат.

Могут ли две недели полностью выпасть из жизни человека? Конечно, если он, к примеру, был серьезно болен, находился без сознания. Но в 1918 году две недели выпали из жизни огромной страны – России. Период с 1 по 13 февраля 1918 года в российском календаре отсутствует, и объясняется это очень просто. 24 января 1918 года, ровно 100 лет назад, Совет народных комиссаров РСФСР принял решение о переходе страны на григорианский календарь с 31 января 1918 года, поэтому после 31 января 1918 года в стране наступило 14 февраля 1918 года.

Как известно, до 1918 года в Российской империи использовался юлианский календарь. Это было связано в первую очередь с религиозной традицией: в Российской империи православие было государственной религией. Юлианский календарь был принят еще в Римской империи Юлием Цезарем, в честь которого и получил свое название. Вплоть до позднего средневековья по юлианскому календарю жила вся Европа, однако в 1582 году римский папа Григорий XIII издал указ о реформе календаря. Главной причиной принятия нового календаря являлось смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия. Это обстоятельство создавало определенные трудности при вычислении даты Пасхи.


В октябре 1582 г. на григорианский календарь перешли наиболее консервативные католические страны, где Ватикан пользовался огромным влиянием – Испания, Португалия, Речь Посполитая и государства Италии. В декабре 1582 г. григорианский календарь приняла Франция, а в 1583 г. – Австрия, Бавария, Фландрия, Голландия и ряд немецких земель. Во многих других европейских государствах переход осуществлялся постепенно. В первую очередь, против григорианского календаря возражали протестантские государства Европы, для которых отказ от использования календаря, введенного римским папой, имел принципиальное значение. Но все равно от календарной реформы не смогли уклониться даже они. Так, в Великобритании григорианский календарь был принят только в 1752 году. Спустя год на григорианский календарь перешла Швеция. Постепенно на григорианский календарь переходили и страны Азии, например в 1873 г. он был введен в Японии, в 1911 г. – в Китае (впоследствии Китай вновь отказался от григорианского календаря, а затем к нему опять вернулся).

Надо отметить, что во многих странах переход к григорианскому календарю не был безболезненным. Например, в Англии, перешедшей на новый календарь в 1752 году, даже имели место бунты людей, недовольных произошедшими изменениями. В России, напротив, в 1700 году Петр I, проводя политику модернизации, ввел юлианский календарь. Очевидно, что при всем своем стремлении к кардинальному реформированию общественной и культурной жизни, Петр не был готов идти против православной церкви, относившейся к переходу на григорианский календарь резко негативно. В Российской империи переход на григорианский календарь так и не был осуществлен. Это влекло за собой многочисленные сложности в экономических, культурных и политических отношениях с Европой, но церковь настаивала на сохранении юлианского календаря, не возражали против ее позиции и российские монархи.

В первой половине XIX века поборники модернизации заговорили о желательности перехода на григорианский календарь, тем более, что к этому времени на него перешли и протестантские страны Европы, включая Великобританию. Однако, против календарной реформы выступил министр народного просвещения генерал Карл Ливен. Его, разумеется, поддержала и православная церковь. Когда уже во второй половине XIX века о необходимости перехода к новому календарю заговорил Дмитрий Менделеев, его быстро осекли представители Священного Синода, заявившие, что для такой масштабной реформы еще не наступило время. В церкви не видели причин для отказа от юлианского календаря, поскольку он, во-первых, многие столетия использовался в православной традиции, а во-вторых, в случае перехода на григорианский календарь неизбежно нарушался бы Богослужебный Устав, так как дата празднования Святой Пасхи высчитывается по особому лунно-солнечному календарю, который тоже тесно связан с юлианским календарем.

Февральская революция 1917 года, свергнувшая монархию в России, стала толчком к самым разнообразным масштабным изменениям в жизни страны. Именно в период, когда страной управляло Временное правительство, началась разработка проекта реформы календаря. Его авторы считали, что назрела необходимость перейти на григорианский календарь, поскольку и так давно применялось двойное написание дат в официальных документах и письмах, особенно если они были посвящены событиям в других государствах или направлялись адресатам, проживавшим в других странах. Однако в период с февраля по октябрь 1917 года произвести календарную реформу в стране так и не удалось – не до того было Временному правительству.

Окончательно привела Россию к изменению календаря Октябрьская революция 1917 года. Разумеется, атеистам – большевикам не было дела до религиозных противоречий между православной и католической церквями, не задумывались они и об создания григорианского календаря. Но поскольку «все передовое человечество», как любили говорить большевики, к этому времени перешло на григорианский календарь, Россию также хотели модернизировать. Если отрекаться от старого мира – то во всем, в том числе и в календаре. Поэтому вопрос о календарной реформе очень интересовал большевиков. Это подтверждается хотя бы тем, что уже 16 (29) ноября 1917 года, на одном из самых первых заседаний Совета народных комиссаров РСФСР, был поднят вопрос о необходимости перехода на григорианский календарь.

Определенную роль сыграл и «светский» характер григорианского календаря. Хотя сам календарь в Европе вводился по инициативе римского папы, Русская православная церковь переходить на григорианский календарь не собиралась. 23 января (5 февраля) 1918 года православная церковь была отделена от государства, что окончательно развязало руки новой власти в вопросе о разграничении светского и церковного календарей. Большевики решили нанести еще один удар по позициям православной церкви, отказавшись от юлианского календаря. На том же заседании Совнаркома, на котором церковь была отделена от государства, создали специальную комиссию по переходу на новый календарь. Она представила два возможных варианта развития событий. Первый вариант предполагал мягкий и постепенный переход к новому календарю – отбрасывать каждый год по 24 часа. В этом случае на осуществление календарной реформы потребовалось бы 13 лет, а самое важное – она вполне устраивала бы и Русскую православную церковь. Но Владимир Ленин склонился к более радикальному варианту, предполагавшему одномоментный и быстрый переход к григорианскому календарю.

24 января (6 февраля) 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР принял Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря, а через два дня, 26 января (8 февраля) 1918 года декрет был подписан председателем Совета народных комиссаров РСФСР Владимиром Лениным. Кроме Ленина свои подписи под документом поставили помощник народного комиссара по иностранным делам Георгий Чичерин, народный комиссар труда Александр Шляпников, народный комиссар внутренних дел РСФСР Григорий Петровский, председатель Высшего совета народного хозяйства РСФСР Валериан Оболенский. Причиной перехода на новый календарь называлась необходимость установления в России исчисления времени, одинакового «почти со всеми культурными народами».

Ввести новый календарь решили после истечения января 1918 года. С этой целью Совнарком постановил считать первым днем после 31 января 1918 года не 1 февраля, а 14 февраля 1918 года. В декрете также подчеркивалось, что все обязательства по договорам и законам, наступавшие в период между 1 и 14 февраля, переносились на период с 14 по 27 февраля посредством прибавления к сроку выполнения обязательств тринадцати дней. С прибавлением тринадцати дней отсчитывались и все обязательства в период с 14 февраля по 1 июля 1918 года, а обязательства, наступающие с 1 июля 1918 года, считались наступившими уже по числам нового григорианского календаря. Также декрет регулировал вопросы выплаты жалованья и заработной платы гражданам республики. До 1 июля 1918 года нужно было во всех документах указывать в скобках число по старому календарю, а с 1 июля 1918 года – только число по григорианскому календарю.

Решение о переходе страны на григорианский календарь неизбежно вызвало споры в среде духовенства и богословов. Уже в конце января 1918 года календарная реформа стала предметом обсуждения Всероссийского Поместного собора. На этом обсуждении произошла любопытная дискуссия. Профессор Иван Алексеевич Карабинов заявил, что старообрядцы и другие автокефальные церкви не согласятся с предложением перехода на григорианский календарь и будут продолжать отмечать церковные праздники по старому календарю. Это обстоятельство, в свою очередь, будет нарушать единство православных церквей. С этой позицией согласился и другой докладчик, профессор Иван Иванович Соколов, который тоже обратил внимание на отсутствие у Русской православной церкви права самостоятельно решать вопрос о календарной реформе, не согласовывая свои действия с другими автокефальными церквями. Член Петроградского комитета по делам печати мирянин Митрофан Алексеевич Семенов, в свою очередь, предложил вообще не реагировать на декреты большевиков, что позволит избежать необходимости перехода на новый календарь.

Профессор Московской духовной академии и член Поместного собора Православной российской церкви от высших духовных школ Сергей Сергеевич Глаголев подчеркнул, что в изменившихся условиях церкви вряд ли получится оставаться на старом календаре, поскольку он все больше расходится с небом, однако делать поспешных шагов не стоит и лучше некоторое время оставаться на старом, юлианском календаре. Тем более, отмечал в своем докладе Глаголев, такой серьезный вопрос можно решать только при наличии согласия всех автокефальных православных церквей.

В конечном итоге, отдел о богослужении и отдел о правовом положении Церкви в государстве приняли решение в течение всего 1918 года руководствоваться старым стилем. 15 марта 1918 года отдел о богослужении, проповедничестве и храме Русской православной церкви постановил, что с церковно-канонической точки зрения решить вопрос о календарной реформе без согласования со всеми автокефальными церквями не представляется возможным. Поэтому было решено оставить Русскую православную церковь на юлианском календаре.

В 1923 году, когда Советский Союз уже пять лет жил по новому календарю, церковь вновь подняла вопрос о реформе календаря. Второй Поместный собор состоялся в Москве. Митрополит Антонин заявил, что перейти на григорианский календарь церковь и верующие могут быстро и безболезненно, а в самом переходе нет ничего греховного, более того реформа календаря необходима для церкви. В результате Поместным собором была принята резолюция, провозглашавшая переход церкви на григорианский календарь с 12 июня 1923 года. Интересно, что прений резолюция не вызвала, что свидетельствовало о полной готовности участников собора к переходу на новый стиль.

Патриарх Тихон в связи с сложившейся ситуацией осенью 1923 года опубликовал свое Послание, в котором осудил решение Второго Поместного собора как чересчур поспешное, но подчеркнул возможность перехода церкви к григорианскому календарю. Официально планировалось перевести Русскую православную церковь на григорианское исчисление с 2 октября 1923 года, но уже 8 ноября 1923 года Патриарх Тихон от этой идее отказался. Интересно, что в календарях 1924-1929 годов выпуска церковные праздники отмечались так, будто переход церкви на григорианский календарь все же был осуществлен. Например, Рождество отмечалось 25 и 26 декабря. Повторно церковь подняла вопрос о переходе на григорианский календарь в 1948 году, однако он так и не был решен положительно. Несмотря на активное провластное лобби, большинство церковных иерархов все же не желали становиться «сепаратистами» и принимать григорианский календарь без согласования с другими автокефальными церквями.

Конечно, Советская Россия не была последней страной, перешедшей на григорианский календарь. В 1919 году григорианский календарь ввели Румыния и Югославия, в 1924 году – Греция. В 1926 г. на григорианский календарь с сохранением некоторой специфики перешла Турция, в 1928 году – Египет. В настоящее время по юлианскому календарю продолжают жить в Эфиопии – одном из древнейших христианских государств мира. Кроме того, летоисчисление по юлианскому календарю ведут Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская, Польская православные церкви, Бессарабская митрополия Румынской православной церкви, а также Украинская грекокатолическая и Российская грекокатолическая церкви. Интересно, что Польская православная церковь вернулась к юлианскому календарю только в 2014 году, до этого длительное время исчисляя время по новоюлианскому календарю, совпадающему с григорианским.

Как и в других христианских странах, с конца Х века на Руси употреблялся юлианский календарь, основанный на наблюдениях за видимым движением Солнца по небосводу. Его ввел в Древнем Риме Гай Юлий Цезарь в 46 году до н. э.

Календарь разработал александрийский астроном Созиген на основе календаря Древнего Египта. Когда Русь в Х веке приняла христианство, вместе с ним пришел и юлианский календарь. Однако средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365 суток и 6 часов (т.е. в году 365 дней, и в каждый четвертый год добавляется дополнительный день). В то время как продолжительность астрономического солнечного года равна 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. То есть юлианский год был длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд и, следовательно, отставал от реальной смены лет.

К 1582 году разница между юлианским календарем и реальной сменой лет составила уже 10 суток.

Это привело к реформе календаря, которая была осуществлена в 1582 году особой комиссией, созданной римским папой Григорием XIII. Разница была ликвидирована, когда после 4 октября 1582 года было предписано считать не 5, а сразу 15 октября. По имени папы новый, реформированный календарь стал называться григорианским.

В этом календаре, в отличие от юлианского, завершающий год века, если он не делится на 400, не является високосным. Таким образом, григорианский календарь имеет в каждое четырехсотлетие на 3 високосных года меньше, чем юлианский. Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году — 29 февраля и начало года — 1 января.

Переход стран мира на григорианский календарь был длительным. Сначала реформа прошла в католических странах (Испании, итальянских государствах, Речи Посполитой, чуть позже во Франции и др.), затем в протестантских (в Пруссии в 1610 году, во всех германских государствах к 1700 году, в Дании в 1700 году, в Великобритании в 1752 году, в Швеции в 1753 году). И лишь в ХIХ—ХХ веках григорианский календарь был принят в некоторых азиатских (в Японии в 1873 году, Китае в 1911 году, Турции в 1925 году) и православных (в Болгарии в 1916 году, в Сербии в 1919 году, в Греции в 1924 году) государствах.

В РСФСР переход на григорианский календарь осуществился по декрету Совнаркома РСФСР «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» от 6 февраля 1918 года (26 января по старому стилю).

Календарная проблема в России обсуждалась неоднократно. В 1899 году при Астрономическом обществе работала Комиссия по вопросу о реформе календаря в России, в состав которой входили и историк Василий Болотов. Комиссия предлагала модернизировать юлианский календарь.

«Принимая во внимание: 1) что в 1830 году ходатайство Императорской о введении в России григорианского календаря было отклонено императором Николаем I и 2) что православными государствами и всем православным населением Востока и Запада отвергались попытки представителей католицизма ввести в России григорианский календарь, Комиссия единогласно постановила отклонить все предложения о введении в России григорианского календаря и, не стесняясь выбором реформы, остановиться на той, которая совмещала бы в себе идею истины и возможной точности, как научной, так и исторической, применительно к христианскому летосчислению в России», — гласило постановление Комиссии по вопросу о реформе календаря в России от 1900 года.

Столь длительное использование в России юлианского календаря было обусловлено позицией , которая относилась к григорианскому календарю отрицательно.

После того, как в РСФСР церковь оказалась отделена от государства, привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность.

Разница в календарях создавала неудобства при отношениях с Европой, что и послужило причиной принятия декрета «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Вопрос о реформе был поднят осенью 1917 года. Один из рассматриваемых проектов предлагал постепенный переход от юлианского календаря к григорианскому, каждый год отбрасывая по суткам. Но, так как разница между календарями к тому времени составляла 13 дней, переход занял бы 13 лет. Поэтому Ленин поддержал вариант одномоментного перехода на новый стиль. Церковь переходить на новый стиль отказалась.

«Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.», — гласил первый пункт декрета. В остальных пунктах указывалось, как следует рассчитывать новые сроки исполнения каких-либо обязательств и в какие числа граждане смогут получить зарплату.

Смена дат создала путаницу с празднованием Рождества. До перехода на григорианский календарь в России Рождество отмечалось 25 декабря, теперь же оно переместилось на 7 января. В результате этих изменений, в 1918 году Рождества в России не было вовсе. В 1917 году встречали последнее Рождество, которое пришлось на 25 декабря. А в следующий раз православный праздник отмечался уже 7 января 1919 года.