Проекты государственных преобразований М. М

Александр I поручил Н. Н. Новосильцеву подготовить проект российской конституции. Подготовленный и одобренный императором документ «Государственная уставная грамота Российской империи» предусматривал установление в России конституционной монархии.

Законодательную власть делили между собой император и Государственный сейм, который состоял из двух палат: верхней – Сената (его члены назначались царем), и нижней – Посольской палаты (ее члены избирались от дворянских собраний и городских обществ и утверждались царем). Ни один закон не мог быть принят без обсуждения в Сейме, который обладал правом вето. Законодательная инициатива сохранялась только за императором, являвшимся также и главой исполнительной власти. Органами последней были преобразованный Государственный совет и министерства.

Значительная часть проекта была посвящена перестройке системы местного управления. Россия делилась на 10–12 наместничеств на принципах федерализма. Наместнический сейм состоял из двух палат и был законодательным учреждением. Наместник (генерал‑губернатор) и совет наместничества осуществляли исполнительную власть. «Уставная грамота» провозглашала независимость судебной власти и гражданские свободы: слова, печати, вероисповедания, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности и частной собственности. В целом проект имел более консервативный характер, чем польская Конституция 1815 г. Суверенитет императора (а не народа) объявлялся главным источником любой власти в стране. Дворянские привилегии сохранялись, а о крепостном праве не упоминалось вовсе.

Еще по теме 1818 г. Проект конституции Н. Н. Новосильцева:

  1. 1.9 Проект Европейской конституции и Лиссабонский договор
  2. 12 декабря 1993 г. Выборы в Федеральное Собрание и Всероссийский референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации.
  3. Новые идеи в проектах 1750-х гг. Проект реформы местного управления гр. П.И. Шувалова
  4. § 41. ТЮРЬМЫ B МОСКВЕ, КАЛУГЕ И ДРУГИХ ГОРОДАХ B 1817-1818 ГОДАХ
  5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСТАВНАЯ ГРАМОТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1818-1819)
  6. Конституция РСФСР 1918 г. - первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления
  7. 4.2. Сущность конституции. Конституция как основной закон государства
  8. § 4. Первая Конституция Союза и новые конституции республик
  9. Становление государственного управления на основе Конституции СССР и новой Конституции РСФСР
  10. 2. Избирательное законодательство, разработанное на основании норм Конституции СССР 1936 г. Разработка новой Конституции СССР

Николай Николаевич Новосильцев – российский государственный деятель, автор проекта первой конституции в истории России. Он бы незаконнорожденным сыном Марии Сергеевны Строгановой (сестры Александра Сергеевича Строганова) и Николая Устиновича Новосильцева.

В доме А.С. Строганова Николай Николаевич воспитывался, проходил домашнее обучение. В 1783 году закончил Пажеский корпус, затем был определён капитаном Гренадерского лейб-гвардии полка. В 1785 году перешёл в Волынский регулярный казачий полк в звании секунд-майора. С 1786 года состоял в коллегии иностранных дел, занимаясь в основном составлением обзоров дипломатических донесений.

Николай Николаевич участвовал в русско-шведской войне 1788-1790 гг., отличился в Первом Роченсальмском сражении, за что получил звание подполковника, а затем в Выборгском и Втором Роченсальмском сражениях. Участвовал в подавлении польского восстания (1794-1795) под предводительством Тадеуша Костюшко. В связи с болезнью в 1796 году вышел в отставку. Во время Великой французской революции Н.Н. Новосильцев по поручению А.С. Строганова отправился в Париж выручать своего двоюродного брата П.А. Строганова. К этому периоду относится начало их дружбы, благодаря которой Николай Николаевич познакомился с Адамом Чарторыйским и был введён в круг «молодых друзей» великого князя Александра Павловича, ставшего в 1801 году императором.

Из-за недовольства Павла I взглядами и «слишком свободным поведением» Н.Н. Новосильцева он был вынужден выехать за границу. До 1801 года жил в Англии, слушал в Лондонском университетелекции по физике, математике, медицине, а также занимался самообразованием, изучая современную английскую и французскую литературу. По словам Адама Чарторыйского «никто в начале Александровского правления не превосходил его познаниями по части государственного управления». Уже в это время Николай Николаевич составил большое число различных проектов, по мнению некоторых историков, свидетельствовавших об его обширных познаниях по праву, истории, дипломатии, экономике .

В 1801 году Н.Н. Новосильцев был вызван взошедшим на престол Александром I в Россию, где стал активным участником «Негласного комитета», получил звание Действительного камергера двора Его Императорского Величества. Новосильцев активно участвовал в рассмотрении законопроектов в области торговли, земледелия, культуры, церкви, промыслов и ремёсел, а также в деятельности комиссии по пересмотру прежних уголовных дел. Им были подготовлены проекты создания кредитной системы в Лифляндской и Эстляндской губерниях, проекты о правах и обязанностях Сената, учреждении министерств. С 1803 по 1810 год Н.Н. Новосильцев – президент Императорской Академии наук.

В 1804 году Н.Н. Новосильцев стал товарищем министра юстиции, руководил Комиссией составления законов, занимавшейся разработкой нового и кодификацией существующего законодательства Российской империи. Однако после размолвки с Императором его деятельность стала сосредоточена в основном на дипломатических поручениях и задачах. В 1805 году успешно справился с заключением союзного договора c Англией в качестве посла в эту страну. Николай Николаевич Новосильцев в том же году был назначен членом Совета о военных учебных заведениях, где создал план организации сети военных образовательных учреждений по всей России. В 1806 году Н.Н. Новосильцев был отправлен послом к Наполеону. В том же году он получил звание тайного советника. Однако к этому времени Александр I разочаровался в «Негласном комитете» и фактически распустил его. Большинство проектов Николая Николаевича так и остались проектами. Постепенно происходило его удаление от императора. В 1808 году Николай Николаевич был освобождён от должности товарища министра юстиции и председателя Комитета составления законов. В 1809 году получил отпуск с формулировкой «для поправления здоровья» и поселился в Вене. Затем был уволен с должностей попечителя Петербургского учебного округа, члена Главного правления училищ и президента Академии наук, сохранил лишь звание сенатора. Живя в Вене и выполняя некоторые дипломатические поручения в Европе, Николай Николаевич тяжело переживал удаление от двора и, по некоторым замечаниям, стал предаваться крепким напиткам.

В 1812 году Н.Н. Новосильцев был вызван императором в Россию, в 1813 назначен Вице-президентом временного совета, учреждённого для управления Герцогством Варшавским. Николай Николаевич также был назначен президентом Комитетов высшего надзора за госпиталями и над полицией, а также осуществлял надзор за финансами в Герцогстве. Новосильцев занял должность полномочного делегата при Правительственном совете Царства польского, участвовал в создании некоторых польских правительственных учреждений, составил проект общего таможенного тарифа между Российской Империей и Царством Польским, проекта учреждения российских таможен на западных границах Польши, управлял созданием торговой конвенции между Россией, Пруссией и Царством Польским. Н.Н. Новосильцев создал проект улучшения положения еврейского населения в Польше путем уравнения их в правах с основным населением, однако, встретил заметное сопротивление.

Под руководством и при непосредственном участии Николая Николаевича был создан проект первой российской конституции – Государственная уставная грамота Российской Империи (1820). Проект предполагал провозглашение и осуществление принципа разделения властей. Законодательной властью наделялся двухпалатный Государственный сейм, состоящий из верхней палаты – Сената – и нижней – Посольской избы. Высшим судебным органом являлся Верховный государственный суд, выделявшийся из Сената. Главой исполнительной власти оставался император, который не может без парламента издать никакой закон, а основой этой ветви оставалась система министерств. Конституция предусматривала и иные прогрессивные принципы, такие как неприкосновенность частной собственности, равенство граждан перед законом, значительное число гражданских прав и свобод, например свободу печати, осуществление правосудия только судом, задержание только при предъявлении обвинения, независимость суда. Данным проектом подразумевалось создание федеративного устройства Российской Империи, в т.ч. двухпалатных представительных органов в наместничествах – группах губерний,.

В 1821 году Н.Н. Новосильцевым вместе с А.С. Меньшиковым и М.С. Воронцовым был разработан проект отмены крепостного права в России, который затем был представлен Александру I. Однако из-за противодействия дворянства, личной нерешительности Александра I и неготовности общества к переменам данные проекты, к сожалению, не были претворены в жизнь.

Николай Николаевич занимал разные должности и в разных местностях. А в июле 1834 года он назначается председателем Государственного совета и вскоре председателем Комитета министров (по иным свидетельствам – в 1832 году), а в 1835 году – особым секретарём Комитета о внешнем займе. В 1833 году Николаю Николаевичу Новосильцеву был пожалован титул графа.

В 1838 году в петербургских газетах появился скромный некролог, извещавший о том, что 8 апреля после кратковременной болезни скончался кавалер всех российских орденов граф Николай Николаевич Новосильцев.

Большинство работ Николая Николаевича и большая часть информации о нем так и не дошла до нас, оставив одну из важнейших исторических фигур правления Александра I без должного внимания. Виной этому, среди прочего, утрата обширного архива Н.Н. Новосильцева во время восстания в Польше.

Основные труды:

Государственная Уставная Грамота Российской империи // «Исторический сборник Вольной русской типографии в Лондоне» А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Кн. 2., 1861. Факсимильное издание. - М.: Наука, 1971.

Мнение сенатора Новосильцева «О составлении законов, о наследовании имуществом в России» // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1859. № 2.

Всеподданнейшая записка Александру I. «Историческая справка о соединении Литвы и Польши» // Русская старина. 1882. XXXV т. № 7.

Рапорт сенатора Новосильцова // К истории тайных обществ и кружков среди литовско-польской молодежи в 1819-1823 гг. - Варшава, 1897.

Библиография:

1) Российские сенаторы. 1711-1917 гг.: биограф. справочник: в 2 т. Т.2. / Отв. ред. В.И. Федорченко. – Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2013.

2) Николай Николаевич Новосильцов - государственный деятель императорской России первой трети XIX века: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Любезников Олег Анатольевич; Место защиты: С.-Петерб. ин-т истории РАН.

3) Во главе первенствующего учёного сословия России. Очерки жизни и деятельности Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. 1725-1917гг. Отв. редактор Э.И. Колчинский. СПб.: Наука, 2000

4) Минаева Н. В. Потаенные конституции России М.: Посев, 2010.

5) История России с начала XVIII до конца XIX века (под ред. А. Н. Сахарова). Институт Российской истории РАН, 1997. Стр. 322

6) Вернадский Г. В. Государственная уставная грамота Российской империи 1820. Историко-юридический очерк. Прага, 1925.

7) Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. 1802-1917. Биобиблиографический справочник. - СПб., 2001. - С. 465-467.

См.: Во главе первенствующего учёного сословия России. Очерки жизни и деятельности Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. 1725-1917гг. Отв. редактор Э.И. Колчинский. СПб.: Наука, 2000. С. 107.

Иногда его фамилия писали именно так: Новосильцов.

Разработку конституционного проекта для России Александр I поручил Н. Н. Новосильцеву, одному из своих ближайших сподвижников в первые годы правления, члену Негласного комитета. Николай Николаевич Новосильцев (1761–1838 гг.) был незаконнорожденным сыном сестры графа А. С. Строганова, в доме которого он воспитывался. Выпускник Пажеского корпуса. В 1786 г. причислен к коллегии иностранных дел. Принимал участие в войне со Швецией 1788–1790 гг. За отличие в сражении при острове Мусала 13 августа 1789 г. Новосильцев был произведен в полковники. Участвовал в подавлении восстания Т. Костюшко 1794 г. в Польше и Литве. Вышел в 1796 г. в отставку, проживал в Лондоне. В 1803–1810 гг. Новосильцев являлся попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, президентом Императорской Академии наук. С 1804 г. он занимал должность товарища министра юстиции. Был почетным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. В 1809–1812 гг. жил в Вене, выполнял различные дипломатические поручения в Западной Европе. В 1813–1815 гг. Новосильцев был вице-президентом Временного совета, управляющего Варшавским герцогством, позднее представителем императора Александра I при совете, управляющим Царством Польским, составил для него ряд проектов и учреждений, заведовал комитетом по учебной части. Знакомство с «польским опытом» должно было помочь ему в порученном деле.

Н. Н. Новосильцев

В 1819 г. проект Новосильцева под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» был представлен государю и одобрен им. Он декларировал основные политические свободы (свободу слова, печати, свободу вероисповедания, неприкосновенность личности и собственности, независимость суда), равенство всех граждан перед законом и ограничивал права самодержца. Император имел значительные законодательные прерогативы. Конституция предусматривала создание представительного органа (Думы), состоящей из двух палат (Сената и Посольской палаты). Персональный состав Сената определялся царем. Посольская палата назначалась императором из числа кандидатов, избранных дворянскими собраниями и горожанами. Закон считался принятым после обсуждения в палатах и утверждения царем. Вопрос о крепостном праве в проекте конституции не ставился.

Новосильцев был сторонником федеративной формы административно-территориального устройства. «Уставная грамота» предполагала разделение Российской империи на наместничества, в которых следовало создать двухпалатные парламенты.

По сравнению с проектом М. М. Сперанского «Уставная грамота» Новосильцева являлась шагом назад: система назначения в Думу вместо выборности; дополнение имущественного ценза у Сперанского сословным принципом у Новосильцева, так как большая часть депутатов избиралась от дворянства. Однако на реализацию этого проекта Александр I не решился, не чувствуя поддержки своим начинаниям в кругах поместного дворянства.

Государственное строительство

КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПЕРИОД

Противодействие большинства дворян преобразовательным намерениям царя развивалось на фоне нарастания революционного движения в Европе. Характерной чертой «аракчеевщины» являлись жесткие меры против движения угнетенных масс. Александр I опасался, что усиление массового движения в стране повлечет за собой революционный взрыв, аналогичный тому, что потряс в 1820 г. многие страны Западной Европы. После донского движения началась полоса реакции. Были изданы подряд (в 1822, 1823 и 1824 гг.) три указа, подтверждавшие прежнее право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Правительство разрешило помещику ссылать крестьян через губернские правления, не производя никаких судебных расследований и без ограничения лет ссылки. Помещик имел право возвратить сосланных, когда хотел.

Ряд законодательных актов укреплял положение дворянства. Только дворянство имело право владеть населенными имениями, в 1814 г. запрещалось покупать населенные земли личным дворянам, запрещалась покупка крестьян разночинцами, купцами, мещанами. В 1817 г. безземельное дворянство было отстранено от участия в дворянских выборах.

Началось попятное движение в области просвещения и цензуры. Для усиления религиозных основ образования царь переименовал Министерство народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения. В учебных заведениях увеличилось количество часов, отводимых на религиозное обучение. Усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1819–1821 гг. подверглись разгрому Казанский, Харьковский и Петербургский университеты, многие профессора были уволены за вольнодумство. В 1822 г. Александр I запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их членов. В армии была восстановлена палочная дисциплина, что привело к волнениям 1820 г. в Семеновском полку. В 1821–1823 гг. вводится секретная гражданская полиция и сеть тайной полиции в гвардии и в армии.

После 1822 г. царь окончательно утратил интерес к государственным делам, передал их в ведение Аракчеева. Личные переживания Александра I (утрата дочерей и сестры, тяжесть при воспоминании о гибели Павла I), наводнение 1824 г. в Петербурге, неприятие дворянством реформаторской деятельности усилили у императора склонность к религиозности и мистицизму. «Призывая к себе на помощь религию, −− говорил Александр, −− я приобрел то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира». Современники отмечали, что царь стал мрачным и все чаще уединялся.

Охранительные меры

Организационный момент.

2. Актуализация знаний по теме: «Внешняя политика России в 1812 – 1814 г»

1. Расскажите о начале войны 1812 г. Планах сторон, соотношении сил

2. Бородинское сражение, оценки, значение.

3. Какую роль сыграл Тарутинский марш-маневр?

4. Роль народа в Отечественной войне 1812 г. Примеры партизанского движения

5. Какова была цель заграничного похода русской армии?

6. Итоги Венского конгресса для России

7. Священный конгресс, цели создания

Изучение нового материала.

Россия после войны с Наполеоном

Перемены во внутренней политике. Победа в войне с Наполеоном, казалось, открывала перед Александром I блестящие возможности для проведения в стране крупных реформ. Реформаторские намерения царя совпадали с общим ожиданием перемен во всех слоях населения. Свободомыслящее дворянство мечтало и вслух говорило о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом, надеялись на отмену крепостного права. Многие народы Российской империи (в особенности поляки) ждали от царя приближения российских законов к западно-европейским, послаблений в национальной политике. С этими настроениями Александр I не мог не считаться.

Но он должен был учитывать и другое: консервативные слои дворянства восприняли победу над Наполеоном как очередное свидетельство превосходства российских порядков над западно-европейскими, ненужности и вредности реформ. Восстановление старых правительств в Европе стало для них сигналом к повороту во внутренней политике. Нельзя было допускать и стремительных перемен, грозивших стране революционным хаосом.

С учетом этого Александр I, не отказываясь от идеи реформ, был вынужден вести их разработку в строжайшем секрете. Если о предложениях «Негласного комитета» и Сперанского постоянно говорили и в высшем обществе, и на улицах столиц, то новые проекты реформ готовились узким кругом лиц в обстановке полной тайны.

Крестьянский вопрос

Как Александр I пытался решить вопрос об отмене крепостного права в начале своего царствования? Почему он так и не решился на это?

(указ о вольных хлебопашцах, отмена крепостного права в Прибалтике, недовольство дворянства этими идеями)

Отмена крепостного права в Прибалтике. «Полигоном» для проведения этой реформы стали западные губернии страны. В 1811 г. немецкие помещики Прибалтики обратились к царю с предложением освободить их крестьян от крепостной зависимости, но земли им при этом не давать. В 1816 г. Александр I утвердил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками. В 1818-1819 гг. такие же законы были приняты в отношении крестьян Курляндии и Лифляндии.

Проект Аракчеева об отмене крепостного права . Вскоре о желании подобным же образом решить крестьянский вопрос стали заявлять помещики белорусских, псковских, петербургских и пензенских земель. Император дал секретное указание о разработке общероссийской крестьянской реформы. Поручил он это дело человеку совершенно неожиданному, ближайшему к нему в то время чиновнику - генералу А. А. Аракчееву.

Однако такое решение могло показаться странным лишь на первый взгляд. Аракчеев был известен успешным ведением хозяйства в своем имении Грузино (Новгородская область). Ему удалось создать там крупное хозяйство, ориентированное на рынок. Аракчеев открыл для крестьян Заемный банк, выдававший ссуды на постройку домов, покупку скота. Поощрял он и предпринимательство своих селян. Правилом стало оказание помощи беднякам. Однако методы создания образцового хозяйства были жесткими: крестьяне строго наказывались за малейшее нарушение и бесхозяйственность. Прибыль от имения была настолько велика, что большие деньги направлялись на постройку дорог, храмов и каменных домов для крестьян, создание парков, конных заводов. В 1810 г. Грузино посетил Александр I, который был просто изумлен результатами, достигнутыми Аракчеевым.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРОЕКТОВ ОБ ОТМЕНЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА:

· Крепостное право будет ликвидировано в далеком будущем

· Крестьяне должны быть освобождены без земли

· Дохода и привилегии помещиков должны сохраниться

· Освобождать крестьян следует осторожно, чтобы не вызвать бунта

ИТАЕМ ПРОЕКТ АРАКЧЕЕВА на стр. 42

Поручая Аракчееву подготовку проекта, Александр I поставил лишь одно условие: реформы должны осуществляться постепенно и «не заключать в себе никаких мер, стеснительных для помещиков». В 1818 г. проект был готов. Для решения крестьянского вопроса Аракчеев предлагал царю выделять ежегодно по 5 млн рублей (это была рыночная стоимость крепостных, ежегодно выставляемых на торги) на выкуп имений у тех помещиков, которые будут согласны на это. Таковыми могли стать в первую очередь дворяне, которые заложили свои поместья и едва сводили концы с концами. После этого выкупленные земли должны были распределяться между освобожденными крестьянами (по 2 десятины на душу). Наделы были небольшими, что заставило бы крестьян, по замыслу Аракчеева, «подрабатывать» у помещиков.

Проект Аракчеева вполне мог хотя бы на время устроить и помещиков, и крестьян, хотя и не решал полностью крестьянский вопрос. Но этот проект так и не был осуществлен.

??? Был ли этот проект реален? Почему он так и не был осуществлен?

1816 г. – создание военных поселений. Государственные крестьяне превращались в военных поселенцев, они должны были совмещать военную службу с крестьянскими работами

Жизнь военных поселенцев:

Жизнь военных поселенцев:

Военные поселения. Другим планом Александра I, проведение в жизнь которого было поручено Аракчееву, стало введение военных поселений. В условиях экономического кризиса решено было сократить расходы на содержание армии. Аракчеев разработал проект особой организации вооруженных сил. Солдаты должны были совмещать военную службу с хозяйственной деятельностью. Поселенные в сельской местности войска («поселяне-хозяева») состояли из семейных солдат, отслуживших не менее 6 лет, и бывших государственных крестьян в возрасте от 18 до 45 лет. Дети поселенцев зачислялись на службу.

Размещение военных поселений проходило лишь на государственных землях. Это вызывало многочисленные восстания государственных крестьян, которых превращали в военных поселенцев. С точки зрения экономии военных расходов поселения выполнили стоявшую перед ними задачу. За период с 1825 по 1850 г. было сэкономлено 45,5 млн рублей. Однако создание военных поселений ограничивало возможности свободного развития хозяйства.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Жизнь в военных поселениях была очень тяжелой. Процветала мелочная регламентация, палочная дисциплина. Вся жизнь поселенцев протекала под надзором командиров, занятия, не предусмотренные регламентом, не допускались. Военные начальники не были знакомы с сельским хозяйством, поэтому! уровень производства был низким. В результате хозяйства поселенцев были убыточными и требовали больших государственных расходов. Браки в поселениях заключались с согласия начальства, а иногда и по его указанию, и имели целью не создание счастливой семьи, а пополнение армии новыми солдатами. В детях поселенцев видели будущих солдат. Тяжелая жизнь поселенцев провоцировала недовольство, выливавшееся в восстания, которые жестоко подавлялись.

Документ Военные поселения

«Все, что составляет внешность, пленяет глаз до восхищения, все, что составляет внутренность, говорит о беспорядке. Чистота и опрятность есть первая добродетель в этом поселении. Но представьте огромный дом с мезонином, в котором мерзнут люди и пища; представьте сжатое помещение - смешение полов без разделения; представьте, что корова содержится, как ружье, а корм в поле получается за 12 верст; представьте, что капитальные леса сожжены, а на строения покупаются из Порхова с тягостною доставкою, что для сохранения одного деревца употребляют сажень дров для обставки его клеткою.

В этом поселении повивальные бабки, родильные ванны, носилки, отхожие места - все царское. В больнице полы доведены до паркетов, но больные не смеют прикасаться к ним, чтобы не замарать, и, вместо того, чтобы выходить через дверь, прыгают прямо с кровати в окно. У каждого поселенного полка - богатая мебель и серебряный сервиз. Но мебель хранится, как драгоценность, и на ней никто не смеет сидеть. То же с офицерами - они не смеют ни ходить, ни сидеть, дабы не обтереть и не замарать того, что дано им в употребление».

Из «Записок» генерал-майора СИ. Маевского

Проект реформ Н.Н. Новосильцева

Идею введения конституции в России Александр решил попробовать на Царстве Польском

1815 г. – введение Конституции в Польше.

Разработанная в 1815 г. конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, уничтожала такие формы наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда, обязывала использовать польский язык во всех правительственных учреждениях и назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных Царства Польского. Главой польского государства объявлялся российский император, который должен был приносить присягу на верность принимаемой конституции. Законодательная власть принадлежала состоявшему из двух палат сейму и царю. Нижняя палата сейма избиралась от городов и от дворянства. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом. Сейм должен был собираться два раза в году и работать в общей сложности не более месяца. Не обладая правом принимать законы, сейм мог лишь представлять обращение о предложении об их принятии на имя императора. Законопроекты должны были обсуждаться в Госсовете.

Польская конституция стала самым крупным шагом Александра I на пути реформ за все его царствование.

ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ ПОЛЬШИ АЛЕКСАНДР I поручил Н. Новосильцеву подготовить проект общероссийской конституции.

«Уставная грамота Российской империи»

· Сенат назначается императором

· Посольская палата выбирается наместническими сеймами и утверждается императором

· Страна делится на 12 наместничеств, в которых есть свои представительные собрания – сеймы

· Свобода слова, печати, вероисповедания, неприкосновенность личности, равенство всех перед законом

Главным ее пунктом было провозглашение суверенитета не народа, как было записано в большинстве конституций, а императорской власти. В то же время в проекте провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. Правда, право внесения в парламент проектов законов принадлежало царю. Он же возглавлял исполнительную власть. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповеданий, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность.

Как и в проектах Сперанского, в «Уставной грамоте» под понятием «граждане» понимались лишь представители «свободных сословий», в число которых не входили крепостные. О самом крепостном праве в проекте ничего не говорилось. «Уставная грамота» предполагала федеративное устройство страны, разделенной на наместничества. В каждом из них также предполагалось создать двухпалатные парламенты. Власть императора была по-прежнему огромна, но все же ограничена. Вместе с грамотой были подготовлены и проекты манифестов, вводивших в действие основные положения «Уставной грамоты». Однако подписаны они так и не были.

В1818 году подготовлен проект А.А.Аракчеева об отмене крепостного права. Он предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян казной. Крестьяне освобождались с землёй на правах аренды (по две десятины на душу). Помещики за отпускаемых на волю крестьян получали денежную компенсацию, которая способствовала бы развитию их хозяйства. Аракчеев считал, что такой путь освобождения крестьян выгоден для помещиков, так как у них остаётся большая часть земли и сохраняется рабочая сила, поскольку при двухдесятинном наделе крестьяне вынуждены будут арендовать у помещика землю. Однако этот осторожный проект так и не был осуществлен. Царь не решился его принять.

В1820 году подготовлен проект конституции, разработанный по поручению императора Н.Н.Новосильцевым. Проект назывался «Уставная грамота Российской империи». Провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. С другой стороны, право вносить законопроекты в парламент принадлежало только царю. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность. Но гражданами считались только свободные люди, крепостные к их числу не относились. Однако проект опять не был реализован. Александр, испытывая давление со стороны дворян и боясь народных выступлений, окончательно отказался от всех либеральных идей.