Канавка пресвятой богородицы в дивеево история возникновения. Село Дивеево: Историческая справка

Координаты

География

История

Село возникло в 1559 году. Существуют несколько версий происхождения его названия. Наиболее распространённая версия гласит, что своё название село получило по имени первого владельца - ногайского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. Позднее, в конце XVII века основная часть потомков Дивея (Дивеевы) приняли православие . Князья Дивеевы владели Князь-Ивановым (ныне Маевка), что в 3 км от Дивеева.

Во второй половине XVIII века в Дивееве была построена небольшая деревянная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана . Расположение села Дивеева на пересечении паломнических дорог давало возможность путникам, шедшим в Саровский монастырь , найти в церкви приют и отдых. Под свой кров для отдыха храм принял и странницу Агафью Семёновну Мельгунову , которая в 1767 году начала строить в Дивееве каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящён в 1772 году). После освящения всех трёх приделов храма Агафья решила устроить общину . В 1788 году она получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила три кельи с надворными строениями. Всё необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Незадолго до кончины матушку Александру посетили саровские старцы и преподобный Серафим Саровский , которого она попросила позаботиться об общине.
Одной из дивеевских святынь является Канавка Божьей Матери , находящаяся на территории Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря . По преданию Серафима Саровского, антихрист в последние времена не сможет преодолеть её .

Население

Святые источники

28 мая 2005 года епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием был заложен камень в основание приходской церкви в честь преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы .

  • 69,80 МГц - Радио России / ГТРК Нижний Новгород 30 Вт 45 м
  • 8 ТВК - Первый Канал 100 Вт

Напишите отзыв о статье "Дивеево"

Примечания

Ссылки

  • Список памятников культурного наследия Дивеево в Викигиде

Отрывок, характеризующий Дивеево

– Так то и я сужу, Яков Алпатыч. Я говорю, приказ есть, что не пустят его, – значит, верно. Да и мужики по три рубля с подводы просят – креста на них нет!
Яков Алпатыч невнимательно слушал. Он потребовал самовар и сена лошадям и, напившись чаю, лег спать.
Всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска. На другой день Алпатыч надел камзол, который он надевал только в городе, и пошел по делам. Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы.
С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба. На улицах было много народу, куда то спешащего, много солдат, но так же, как и всегда, ездили извозчики, купцы стояли у лавок и в церквах шла служба. Алпатыч прошел в лавки, в присутственные места, на почту и к губернатору. В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга.
У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром.
– Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников…
– Да ну, будет, – говорил другой.
– А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча.
– А, Яков Алпатыч, ты зачем?
– По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он.
– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч.
– До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!..
– За что? – спросил Алпатыч.
– Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил!
Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки.
– Злодей ты, губитель, – прокричала в это время худая, бледная женщина с ребенком на руках и с сорванным с головы платком, вырываясь из дверей и сбегая по лестнице на двор. Ферапонтов вышел за ней и, увидав Алпатыча, оправил жилет, волосы, зевнул и вошел в горницу за Алпатычем.

Село Дивеево Нижегородской области расположено на берегу реки Вичкинзы, в 160 км от Нижнего Новгорода, 65 км от Арзамаса, 12 км от Сарова. Является крупным административным центром.

Село возникло в 1559 году. Название получило по имени первого владельца - татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю с пахотными угодьями на реке Вичкинзе.

Во второй половине 18 века Дивеево - небольшое село с деревянной церковью в честь Святителя Николая Чудотворца и Архидьякона Стефана. Церковь стояла на пересечении дорог, что вели в Саров. Паломники, которые шли в Саровский монастырь, останавливались на отдых у церкви. Именно здесь решила отдохнуть основательница Серафимо-Дивеевского монастыря Агафия Семёновна Мельгунова.

В 19 веке селом владели многие собственники, среди них Мотовиловы, Толстая, Цицианов, Баташовы, Ждановы, Шахаевы. Дивеево известно как четвертый и последний удел Божьей Матери. На этой святой земле располагается Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. На протяжении полутора столетий созидался Дивеевский монастырь. Начался он с каменной Казанской церкви, построенной в 1773-80 годах. Сегодня невозможно найти ни одного православного человека, который не знал бы о Свято – Троицком Серафимо – Дивеевском женском монастыре, не стремился бы однажды побывать на этой святой земле, помолиться батюшке Серафиму, пройти по Богородичной канавке, унести с собой молитвенный настрой, получить подкрепление души и тела от купания в святых источниках. По благословению преподобного Серафима к Казанскому храму были пристроены церкви Рождества Христова (1829 год) и Рождества Богородицы (1830 год). В центре обители в 1865-75 годах был возведен пятипрестольный Троицкий собор. В линию с ним на рубеже ХIХ и ХХ веков поднялась пятиярусная колокольня. По сторонам от Троицкого собора в конце ХIХ века были построены игуменский корпус с домовым храмом в честь равноапостольной Марии Магдалины и трапезный храм благоверного князя Александра Невского. В начале ХХ века за Троицким собором воздвигнут Преображенский собор (1907-1916 годы). В храмах обители почивают в святых мощах ее небесные покровители: преподобный Серафим Саровский, преподобные жены Дивеевские Александра, Марфа и Елена, блаженные Дивеевские Пелагия, Параскева и Мария. Святая Канавка - одна из ярчайших святынь Дивеева - представляет собой молитвенное духовное сосредоточение Четвертого удела Пресвятой Богородицы, ее сердце.

В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-лет ие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 году - 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была подновлена, а старинная Казанская церковь почти полностью реставрирована (восстановлена в прежнем виде). Святая Канавка приняла вид, заповеданный преподобным Серафимом. Дивеевская земля славится Святыми источниками Матушки Александры, Иверской Божьей Матери, Казанской Божьей Матери, Преподобного Серафима Саровского, Явления Божьей Матери и другими. 2006 год особенно знаменателен для монастыря тремя событиями. Это 15 лет возрождению Серафимо – Дивеевского монастыря. 180 лет Дивеевской Мельничной общине. 300 лет Саровской пустыни. Сбываются предсказания батюшки Серафим: активно возрождается Дивеевская обитель, ставшая одним из крупнейших монастырей в нашей стране. В этом мы убеждаемся ежедневно. Людской поток не прекращается никогда. Строятся дома, удобные гостиницы для приезжающих сюда, построен прекрасный комфортабельный гостиничный комплекс «Дивеевская Слобода» на 126 мест с различными видами услуг. Здесь все продумано для гостей и отдых, и посещение служб монастыря, всех святых источников Дивеевской Земли, а также несколько туристических и православных маршрутов – это Санаксарский мужской Рождество – Богородничный монастырь. Город Темников (бывшая столица Мордовии), село Выездное, деревня Нуче (Дивеевского района), в Арзамас, город Муром и другие. 300 лет назад в непроходимых Саровских лесах был основан монастырь, вошедший в Русскую историю как один из самых значительных, отличавшихся особым укладом и строгим иноческим правилом. Монашеская жизнь в Саровской пустыне достигла большой высоты. Обитель прославилась своими традициями старчества, известны имена многих ее духовных подвижников. Именно Саровская пустынь дала миру великого святильника – преподобного и богоносного отца нашего Серафима. Отец Серафим начал свое общение с народом, когда по приказанию Богоматери вышел из затвора, то есть за семь лет до своей кончины. Весть о нем облетела всю Россию. Живя в Сарове, отец Серафим заботился о сёстрах Дивеевской общины, которая была основана в кон.XVIII века А.С. Мельгуновой, в монашестве м. Александрой.

История обители началась с постройки церкви Казанской Божией Матери (1767-1775) с приделами

Святителя Николая и Святого Архидиакона Стефана. Вместе с четырьмя послушницами Мельгунова организовала здесь обитель, управляя общиной под руководством старцев Саровского монастыря (в 1940 г. храм был закрыт и переоборудован под педагогическое училище, затем использовался как складское помещение, возобновленной обители передан в 1992 г.). В молодом иноке Серафиме матушка Александра увидела будущего подвижника и продолжателя начатого ею дела.

После смерти А.С. Мельгуновой (1789) община продолжала жить по строгому уставу Саровского монастыря. Основательница монастыря была канонизирована в 2001 году. Дивеево считается четвёртым и единственным в России уделом Богородицы. Особенно почитается «Канавка Богородицы», вдоль которой проходят все, приезжающие в Дивеево, и по завещанию Серафима Саровского читают молитву Богорице. В 1830 г. к паперти Казанской церкви построена церковь Рождества Богородицы (здесь хранятся мощи преподобной схимонахини Александры и первых дивеевских подвижниц). Серафим предсказал особое значение монастыря, который должен стать первой в истории женской Лаврой, и был уверен, что сам он будет находиться спустя много лет после смерти именно в нем. Как известно, мощи Серафима Саровского, утраченные в 1920-х гг., были вновь обретены и в 1991 г. перевезены в Дивеево.

В 1861 г. община была преобразована в Серафимо-Дивеевский монастырь. Его наставницей ста ла Елизавета Ушакова, в монашестве мать Мария. Она возглавляла монастырь больше сорока лет. В 1875 г. завершается строительство самого большого Троицкого собора, возведенного по типовому проекту К.А. Тона (после закрытия храма в 1927 г. его здание использовалось под склад, верующим церковь возвращена в 1989 г.; здесь мощи преподобного Серафима Саровского). В начале ХХ в. монастырь насчитывает большее 1 тыс. сестер, в нем развернулось строительство другого крупного собора, который так и не был освящен перед революцией. Монастырь представлял собой в эту пору богатейший архитектурный комплекс. В нем были келии, трапезная, больница, училище, вне ограды - две гостиницы, мельница, водокачка.

В 1927 г. монастырь был закрыт, спустя десять лет последние из его сестер были высланы из Дивеева. Лишь в 1989 г. Троицкий собор был вновь освящен, а спустя год возобновилась деятельность Серафимо-Дивеевского монастыря.

Кроме монастыря, в Дивееве паломники посещают обычно святой источник матушки Александры (А.С. Мельгуновой). Он находится на противоположной стороне Октябрьской улицы, за линией домов, позади аптеки. Источник в честь Иверской иконы Божией Матери расположен чуть ниже по течению речки Вичкинзы. Третий - Казанский и рядом с ним источник Пантелеймона Целителя - в северной части поселка. Рядом с ними находится деревянная Казанская церковь - первый храм, который появился в селе после закрытия монастыря.

Кроме того, многие турфирмы возят туристов к источнику Серафима Саровского (от Дивеево 15 км на Саров, у поста ДПС по указателю еще 1 км). Он бьет у подножья поросшего соснами холма. Рядом находится скит.

Всякий, кто мало-мальски интересуется историей России, наверняка слышал о заповедном селе Дивеево, что находится неподалеку от Саровской пустыни на юге Нижегородской области. В Дивеево том находится женский монастырь, основанный, по преданию, самой Богоматерью. В самом же монастыре диво дивное имеется - Канавка (именно так, с большой буквы). Говорят, что та Канавка вознесена до самых небес и служит преградой темным силам. Хотите верьте, а хотите нет, с Канавкой той связана удивительная история и пророчества, которые доподлинно сбылись. А дело было так.


Статья: Дивеевский монастырь. История Канавки

Всякий, кто мало-мальски интересуется историей России, наверняка слышал о заповедном селе Дивеево, что находится неподалеку от Саровской пустыни на юге Нижегородской области. В Дивеево том находится женский монастырь, основанный, по преданию, самой Богоматерью. В самом же монастыре диво дивное имеется - Канавка (именно так, с большой буквы). Говорят, что та Канавка вознесена до самых небес и служит преградой темным силам. Хотите верьте, а хотите нет, с Канавкой той связана удивительная история и пророчества, которые доподлинно сбылись. А дело было так.

Агафьины видения

Жила-была в Нижегородской губернии дворянка Агафья Семеновна Белокопытова. Замуж она вышла за богатого помещика, но в браке была недолго. Муж ее вскоре умер, и осталась она с малюткой дочерью на руках. Решив посвятить себя Богу, Агафья вместе с младенцем отправилась в Киев, в окрестностях которого тогда расположилось огромное множество монастырей. В одном из них Агафья и осталась. Но однажды явилась к ней Божья Мать и говорит: «Ступай в земли, которые тебе укажу. В землях тех обоснуешь женскую обитель, которой я стану покровительствовать так же, как моим землям в Иверии (Грузия), Афоне и Киеве».

Посоветовавшись со старцами, Агафья Семеновна отправилась в путь. Было это в 1760 году. Бродила Агафья с дочерью по Руси, пока не увидела еще один сон. Вновь явилась ей Богоматерь и сказала: «Место, где ты сейчас находишься, и есть то самое, где должно вознестись обители, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете...».

Случилось это в Дивеево. Очнувшись ото сна, пошла Агафья в ближайшее село, где ее вместе с дочерью приютила одинокая вдова. Через четыре года девочка внезапно умерла. Ничто теперь уже не связывало Агафью с мирской жизнью. На средства от распроданного огромного имущества она в 1767 году начинает строительство каменного собора там, где впервые явилась и разговаривала с ней Богоматерь. А в 1788 году соседская помещица, которая знала историю Агафьи Белокопытовой, пожертвовала новому храму 1300 сажен земли. Так было положено начало Дивеевской обители.

Едва исполнилось Агафье 55 лет, как силы стали оставлять ее. Предчувствуя свою смерть, попросила она трех монахов из соседнего Саровского монастыря исповедовать ее. Был среди них тридцатилетний Серафим, которому Агафья передала духовное попечительство над Дивеево. Ничего не ответил тогда ей Серафим, ибо, следуя своему пути, уходил в многолетнее затворничество.

Всегдашняя игуменья

Строительство Дивеевского монастыря продолжилось лишь в 1825 году, когда истекло время Серафимова отшельничества. Теперь уже ему стала являться Богоматерь, чтобы руководить строительством своей обители. В своей предсмертной исповеди Серафим скажет, что «ни одного камешка» он в Дивеево «по своей воле не поставил». Высшими силами было указано, где должны встать постройки, из какого материала сделаны, продиктован устав обители. А еще названы имена трех послушниц, которым надлежало вырыть Канавку, и даже указаны ее размеры - три аршина глубиной и три - шириной (аршин - 71 см), велено насыпать вал, а склоны засадить крыжовником для укрепления грунта.

Канавку ту сестры-монахини рыли три года: летом и в зимнюю стужу, когда из-под топора, которым рубили мерзлую землю, летели снопы искр. Рылась Канавка затем, чтобы оградить обитель от злых сил. Дивеевской обители и России предстояла одна судьба - вот Канавка и должна была стать всем нам охранительным рубежом. И еще сказано было, что, если кто нарушит данный свыше порядок в обители, быть в России беде.

Серафим Саровский, прославившийся в народе чудесами и пророчествами, любил повторять, что Саров - только рукав, а Дивеево - шуба. А еще говорил он, что приедет в Дивеево царь со своей семьей, и станет обитель единственной в мире лаврою (лавра - как правило, мужской монастырь, подчиняющийся только патриарху).

Исполнение пророчеств

Как ни трудились сестры над Канавкой, она все же не опоясала сомкнутым кольцом Дивеевский монастырь. Остался в ней разрыв в целых 125 метров, на месте которого предполагалось возвести храм. Из-за разрыва того или по другой какой причине, но начались для Дивеево черные времена. После смерти Саровского в обители объявился некий Иван Толстошеев, назвавшийся последователем покровителя-чудотворца. Толстошеев изменил устав обители, начал сносить некоторые постройки, назначил новую игуменью - свою ставленницу. Только в 1861 году самозванец был разоблачен. Но сокровенный план обители нарушился. Уход за Канавкой прекратился. Более того: Толстошеев хотел засыпать ее всяким сором, а потом и вовсе разровнять. Но успел только, вопреки заветам Серафима, через Канавку понаделать переходов и мостков, а потом по священной тропе стали ездить на лошадях и в экипажах.

В 1862 году с приходом новой игуменьи началось возрождение Канавки. А в 1905 году в Дивеево приехало царственное семейство во главе с императором Николаем II, при огромном стечении народа по Канавке был совершен крестный ход. Согласно монастырским преданиям, когда царь собрался возвращаться в Петербург, ему сообщили, что монастырские ворота заминированы. Пришлось ему покидать обитель другой дорогой...

После воцарения в России атеистической идеологии Дивеево под видом трудовой артели продержалось до 1927 года. Но настал день, когда 794 обитательницам монастыря было приказано убраться в семидневный срок. Все они остались жить «на поселении» в близлежащих деревнях. К 70-м годам на Канавке поставили трансформаторную подстанцию и школу-интернат. Тогда же к Канавке стал возрождаться поток паломников. А спустя ровно 70 лет после разорения началось ее полное восстановление. По кра""ям снова посадили крыжовник и даже кое-где углубили и расширили ее, потому как сестры не везде соблюли пропорции, заданные Богоматерью. Не зря Саровский любил повторять, что настанут времена, когда Канавку «дороют». Тысячи паломников срывают траву и цветы, берут землю с Канавки, ибо все, что с ней связано, почитается наделенным исцеляющей силой.

А икона, с которой начинался монастырь и которую привезла в «свой» храм Агафья Белокопытова, сейчас находится в Фатимском монастыре. Один из списков с нее - в Ватикане. До того, как список этот оказался у Римского Папы, он побывал в Америке. Тамошние христиане пытались собрать средства, чтобы построить для нее храм. Предлагали даже написать сценарий для Голливуда, в котором была бы рассказана ее история.

Когда-нибудь придет время - и дивеевские иконы вернутся домой, и, наверное, уже наши дети удивятся новым чудесам. Если к тому времени люди вообще не разучатся чему-нибудь удивляться.







Село Дивеево - жемчужина "Золотого кольца" России. Оно находится на 180 км южнее Нижнего Новгорода, в 60 км от Арзамаса, возле речушки Вичкинзы, притока реки Сатис в котором находится Серафимо - Дивеевский монастырь с постоянным посещением паломников со всей России. От самих местных названий веет древностью.

И это не удивительно, ведь история села Дивеево насчитывает почти 500 лет. Историки полагают, что Дивеево появилось в середине XVI века, после взятия русскими Казани.

Летом 1552 года царь Иван Грозный награждал воевод и союзников, особенно отличившихся при осаде города. Был среди них и ногайский мурза Дивей, переломивший вместе со своим отрядом ход сражения. За это Дивей получил на берегу Вичкинзы небольшой участок леса под пашню. Через пять лет, когда лес вырубили, а землю распахали, здесь появилось селение, которое так и стали называть по имени основателя - Дивеево.

Считается, что село Дивеево появилось благодаря царю Ивану IV - Грозному

Самые ранние письменные упоминания о селе Дивеево возникли в 1614 году. К тому моменту поселение всё ещё оставалось крошечным, но уже тогда в нём присутствовало православие и паломники. Деревянная церквушка в честь Святителя Николая Чудотворца и Архидьякона Стефана была построена на перекрёстке дорог, по которым путники направлялись в Саров. Поэтому люди, совершавшие паломничество, часто оставались здесь, чтобы помолиться и собраться с силами. Именно у этой церкви останавливалась на отдых Агафия Семёновна Мельгунова, которой во сне явилась Пресвятая Богородица, повелевшая основать здесь монашескую общину. Прошло уже два столетия, а село Дивеево до сих пор признаётся православными как четвёртый и последний удел Божьей Матери. А основанная по повелению Царицы Небесной обитель сейчас известна на весь мир под наименованием Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Главной достопримечательностью Дивеево считается Серафимо-Дивеевский Свято-Троицкий женский монастырь

Возведение монастырских сооружений началось со строительства Казанской церкви. Первая настоятельница обители, Матушка Александра, сама вырыла источник. Водой из этого родника утоляли жажду рабочие, строившие церковь. Теперь этот родник, наряду с Казанским источником и Источником преподобного Серафима Саровского, почитается чудотворным, куда постоянно приезжают паломники со всей России.

В храмовых комплексах дивеевских монастырей почивают святые мощи почитаемых святых: преподобного Серафима Саровского, преподобных жён Дивеевских Александры, Марфы и Елены, блаженных Дивеевских Пелагия, Параскева и Мария.

Приглашаем Вас в нашу гостиницу рядом с монастырем, расположенную по адресу: Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево, пл. Благовещенская, стр. 1, чтобы прикоснуться к его древним святыням и достопримечательностям.

Фильмы о монастыре и селе Дивеево:

История Дивеева неразрывно связано с именем замечательного человека и краеведа, увы, ныне покойного – Василия Ивановича Карпушова. Почти 50 лет этот человек скрупулезно, по крупицам собирал историю родного края. Краеведению он посвятил всю свою жизнь, а огромнейший документальный материал, собранный им, лег в основу не одной книги.

Поэтому, кто бы не захотел узнать что-то из истории Дивеевского района, одним из главных источников информации будут труды В.И. Карпушова. Мимо них не пройти никому.

Далекое прошлое

Дивеевский край был малообжитым. В середине XVI века на левом берегу Вичкинзы (примерно нынешний конец улицы Труда), появилось несколько семей русских пахарей-смердов. Переселенцев манили свободные земли и перспектива будущей счастливой жизни.

На противоположном берегу реки проживала мордва. Между поселениями быстро завязались дружеские и экономически выгодные отношения. А летом 1552 года Иван Грозный двинулся в третий поход на Казань. Вместе с царем шло и Касимовское войско, управляемое татар–мурзами. Среди них был Дивей Мокшев, коему в 1558 году, в честь победы над Казанью, царским указом отошли земли в районе впадения Вичкинзы в Старую речку. Русские переселенцы передавались во владения князю и были обязаны платить ему дань. Так владения князя Дивея, впоследствии претерпев изменения, закрепились в названии села Дивеево.

Дивеево росло медленно. Статус села оно получило лишь в XVIII веке, когда в нем была построена Никольская церковь. А в 1706 году был основан Саровский мужской монастырь. Паломники, устремившиеся туда, неминуемо посещали Дивеево, так как все дороги, ведущие в Саровский монастырь, через Ардатов, Арзамас и другие населенные пункты проходили через это небольшое село. Здесь паломники и отдыхали у Никольской церкви перед последним переходом в монастырь. Но по-настоящему широкую известность Дивеево получило после открытия в нем .

История и жизнь села Дивеево в 19 и начале 20 веках

Уже к середине 19 века в Серафимо-Дивеевском монастыре насчитывалось пять церквей, множество подсобных хозяйств и других строений. Удивительная история монастыря, близость Саровской обители привлекали сюда ежегодно большое количество паломников. Это послужило толчком для развития сельской жизни.

Земледелие в Дивеево было развито плохо. В конце зимы и весной крестьянам даже приходилось подкупать зерно. Возможно именно поэтому, долгое время дополнительной работой дивеевцев была добыча железной руды в окрестностях. После чего она свозилась на Выксунское железоделательные заводы. Добыча руды велась до самого закрытия рудников в 1907 году

Монастырь также давал работу сельчанам. Они плотничали, шили одежду, выполняли строительные и подсобные работы. К 1912 году в селе были бакалейная лавка, кузнеца, мельница, в монастыре была маслобойня. В 1916 году в Дивеево в земском училище работало 2 учителя.

Весной 1918 года на территории Ардатовского уезда, в который входило село Дивеево устанавливается советская власть. В 20 годах открылась новая девятилетняя школа, библиотека, Народный дом. А в 1927 году прекратил свою деятельность Серафимо–Дивеевский монастырь.

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли почти семь с половиной тысяч дивеевцев. Из них пали в боях, умерли от ран, погибли в плену 4089 человек. Цифра установлена к 2005 году. Все вернувшиеся домой были удостоены боевых наград.

Во второй половине 20 века было много внимания уделено культуре. В селе открылась музыкальная школа, возникло несколько песенных коллективов, стали появляться творческие кружки для детей.

А в 1991 году был возвращен церкви всемирно известный Серафимо-Дивеевский монастырь. Вскоре после открытия сюда были перенесены вновь обретенные .

Дивеево в настоящее время

Было бы несправедливым ограничиваться лишь прошлым. Ведь история села творится каждый день, и мы становимся свидетелями уникальных событий, которые в скором времени будут увековечены летописцами. А краеведы не перевелись на нашей земли. И «перо», выпавшие из рук усопшего Василия Ивановича Карпушова было подхвачено его приемниками – супругами Шекуровыми. Они не менее скрупулёзно собирают крупицы истории родного края, выискивают документы, ранее недоступные; выспрашивают легенды у старожилов. И пишут книги.

Немало этих книг, как и трудов самого Василия Ивановича Карпушова, находится в местной библиотеке. Более того, в ней открыт целый отдел краеведения, где можно найти и ксерокопии старых документов, и книги, и статьи из журналов. Здесь хранят свидетельства истории не только самого Дивеевского района, а также интересные материалы о близлижайших населенных пунктах, и о Нижегородской области в целом.

Свою новую летопись пишет и Серафимо–Дивеевский монастырь, фиксируя исторические события по ; по возведению храмов и реставрации старинных зданий.

Старый архив монастыря приведен в порядок, в него поступают документы, которые уже в наше время были обнаружены в разных местах, как в светских архивах, так и у частных лиц.