Почему так много религиозных конфессий. Почему Бог один, а религий много

В самом деле, даже людьми просвещенными монотеистические религии нередко интерпретируются как противоречащие друг другу и враждебные. Об этом замечательно сказано в Коране: "И говорят иудеи: "Христиане - ни на чем!" И говорят христиане: "Иудеи - ни на чем!" А они читают писание. Так говорят те, которые не знают писания. Аллах рассудит между ними в день воскресения относительно того, в чем они расходились" (Коран, сура 2, стих 107). А многие, менее просвещенные, даже уверены в том, что иудеи, христиане и мусульмане верят в разных богов.

Сравнительный анализ монотеистических религий не может быть проведен "внутри" какой-либо одной веры, отрицающей представления всех других, но вполне возможен "извне" - в русле философии религии или религиоведения. Он-то и позволяет установить удивительные универсальность и единство монотеистических представлений о сущности Бога, сотворенного им мира и человека.

Согласно любому монотеизму, существование мира определяется Божественным Бытием. В этом иудаизм, христианство и ислам полностью согласуются, чему способствует тот факт, что все они признают в качестве своего основания книги Ветхого Завета. Наиболее толерантным в этом смысле представляется ислам, который, имея свою священную книгу, не только признает Ветхий Завет и Евангелие богоданными, чтит всех ветхозаветных пророков и Иисуса Христа, но и не отрицает божественность иудаизма и христианства: "И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей" (Коран, сура 3, стих 2); "Скажите: "Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророками от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся" (Коран, сура 2, стих 130); "Поистине те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, … которые уверовали в Аллаха…- им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны" (Коран, сура 2, стих 59).

Общей фундаментальной идеей, генетической для всех трех монотеистических религий, является догмат о существовании единого Бога. "Я Господь Бог твой …", "Я Иегова, Бог твой… Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим"; "Аллах - нет божества, кроме Него". Идея единобожия, самая сложная и универсальная из всех, известных человечеству, признается богоданной, полученной в результате Божественного Откровения, поскольку полагается, что столь сложное, превосходящее сущность самого человека и окружающего его мира представление не может быть создано человеческим разумом самостоятельно, без Божественного участия.

Едины монотеистические религии и в своих представлениях о происхождении мира. Мир сотворен Божественной Волей, поскольку Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого и по переизбытку благости Своей захотел, чтобы возникло то, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было сопричастно Его Благу.

Согласны они и в том, что тварный мир структурирован, делится на природный (материальный) и духовные (идеальные) миры. Человек является особым видом творения, и он единственный из всего сотворенного имеет духовную и материальную составляющие. Природный мир относителен, преходящ, изучение его законов под силу человеку, и этим могут заниматься науки, но время, потраченное на его изучение, потрачено всуе, ибо с большей пользой могло бы пойти на изучение духовных миров. Суждения о духовном, нематериальном, мире в иудаизме, христианстве и исламе тоже не противоречат друг другу: Бог приводит из не-сущего в бытие и творит все без изъятия, как видимое, так и невидимое, он же и управляет всем.

Законы, управляющие тварным миром, тоже определяются монотеистическими религиями идентично. Существует представление о Божественном Предопределении: "Промысел есть Воля Божья, по которой все существующее целесообразным образом управляется" (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 111). Однако существует свобода воли, дарованная человеку, "выбор того, что должно быть делаемо находится в нашей власти" (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 113). Промысел Божий не может быть ни выражен словом, ни постигнут умом. Благо и зло, существующие в мире, представляются метафизическими сущностями, но Господь созидает лишь благо, которое представляется духовным светом. Зло же есть всего лишь удаление от Бога, лишение блага (христианство), тень, умаление Божественного света (иудаизм), т.е. является относительным, несамостоятельным.

Сходятся монотеистические религии и в отношении к познанию Божественного Бытия, практически повторяясь в Его описании. Непознаваемость внутренней природы Божественного постулируется Торой, Ветхим Заветом и Кораном. Тварную природу можно исследовать, Божественное Бытие сокрыто от человека. Но хотя Бог неизречен и непостижим, но знание о том, что Он существует естественным образом присуще всем. Однако о Себе открыл Он только то, "… что узнать нам было полезно, а что именно превышало наши силы и разумение, о том умолчал" (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 2). Бог неизречим: "…должно ясно знать, что из относящегося учению о Боге и воплощении как не все неизреченно, так и не все может быть выражено речью; и не все недоступно познанию, и не все доступно ему… Поэтому многое из темно мыслимого о Боге не может быть соответственным образом выражено, но о предметах, превышающих нас, мы бываем принуждены говорить, прибегая к человеческому характеру речи, как, например, говорим о Боге: сон и гнев, нерадение и руки, и ноги, и подобными" (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 3).

Итак, что представляет собой Бог по существу, по природе Своей, совершенно непостижимо. Невозможно сказать что-либо о Боге или вообще подумать что-либо вопреки тому, что по Божескому определению объявлено нам или сказано и открыто Божественными изречениями. Поэтому то, что "говорим о Боге утвердительно, показывает не природу Его, а то, что - около природы" (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С.8), т.е. то, как он проявляет себя в мире благодаря этой природе, его околоприродные качества. "Назовешь ли ты Его благим или праведным, или мудрым, или чем бы то ни было другим, ты скажешь не о природе Бога, но о том, что около природы" (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 9). Постулируется, что Бог "безначален, бесконечен, как вечен, так и постоянен, несотворен, непреложен, неизменяем, прост, несложен, бестелесен, невидим, неосязаем, неописуем, беспределен, недоступен для ума, необъятен, непостижим, благ, праведен, Творец всех тварей, всемогущ, Вседержитель, все надзирающий, Промыслитель обо всем, имеющий власть, Судья…" (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 3.). Но любые мыслимые характеристики Божественного не показывают Существа Его, и сказать о Боге, что Он есть по существу, невозможно. А все то, что говорится о Боге, обозначает не то, что Он есть Сам по Себе, а всего лишь некоторое отношение к чему-либо; то, что сопровождает Его природу или деяния; то, что противопоставляется Его качествам.

Вот именно тут и начинаются расхождения монотеистических религий - они связаны с попытками христианства познать внутреннюю сущность Божественного Бытия, исследовать его "устройство". Если иудаизм и ислам не только в принципе отрицают возможность такого познания, но и не пытаются сделать это практически, то христианская теология, нарушая имеющийся запрет, пытается познать "структуру" Божественного, вводя и объясняя догмат о Божественной Троице.

Почему христианство, вопреки провозглашенному запрету, так сосредоточилось на "исследовании" Божественной "структуры"? Догмат о Троице, в первую очередь, направлен на обоснование факта богоявления Христа, на утверждение Его божественности и вечности, тождественности Его Отцу, Его боговоплощенности. Именно поэтому Сын отождествляется со Словом, Божественным законом, Откровением, и именно поэтому столь значительные усилия христианской теологии направлены на обоснование сложного триединства Божественных Ипостасей, гарантирующего соблюдение основного принципа монотеизма.

Согласно христианству, Бог есть единая сущность "в трех совершенных Ипостасях" (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 14.), "неслитно соединенных и нераздельно различаемых" (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 15.). Все три Ипостаси не сотворены, определяются как тождественные, причем каждая "не в меньшей степени имеет единство с другими, чем Сама с Собой" (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 25.), однако, несмотря на тождественность, различаются своими качествами. "Ибо мы знаем единого Бога, но замечаем мыслию различие в свойстве отечества, сыновства и исхождения" (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 25).

В православии различимые качества Ипостасей характеризуются так: Отец не рожден, потому что Его Бытие не происходит от другой Ипостаси; Сын рожден, безначально и безлетно происходит от существа Отца; Дух не рождается, а исходит из существа Отца, однако образ этого рождения и исхождения непостижим. Бог Отец не первенствует над Сыном или Святым Духом по времени или природе или в каком-либо другом отношении, кроме причины. Что касается "способа организации" этого тождественного Единства, то и здесь многое остается неясным и даже противоречивым. Согласно Иоанну Дамсакину, Ипостаси находятся одна в другой, но не в слиянии, а в соединении, в тесном примыкании.

Так описываемое единство трудно обосновать теологически, вот почему в интерпретациях сущности Ипостасей даже среди отцов церкви можно обнаружить заметные расхождения. Трудности в прояснении сущности Троицы оказались столь значительными, что послужили одним из важнейших оснований разделения христианства на католичество и православие.

Но характер единства Троицы, споры о котором породили многочисленные ереси и церковные расколы, напрямую не следует из Священного Писания и является результатом осмысления, интерпретаций христианских теологов. Тем самым нарушается другой принцип, декларированный Иоанном Дамаскином: "Он открыл знание о Себе: прежде чрез закон и Пророков, а потом и через единородного Сына Своего, Господа и Бога, и Спасителя нашего, Иисуса Христа. Поэтому все, переданное нам как через закон, так и Пророков, и Апостолов, и Евангелистов, принимаем и разумеем, и почитаем, не разыскивая ничего свыше этого… Да удовольствуемся этим и да пребудем в нем, не прелагая предел вечных" (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 2).

С точки зрения сравнительного анализа монотеизма и политеизма, введение в христианстве трех Ипостасей генетически связано с политеистическими представлениями о Божественном. Сам Иоанн Дамаскин так определял связь догмата о Троице с предшествующими религиями: "Через единство Их (Ипостасей - В.А.) по природе уничтожается признающее многих богов заблуждение эллинов; через принятие же Слова и Духа ниспровергается догмат иудеев и остается то, что в той или другой секте есть полезного: из иудейского мнения остается единство природы, из эллинского же учения - одно только разделение по ипостасям".

Отметим, что и в иудаизме существование Божественного Слова и Божественного Духа тоже не отрицается, о чем существуют многочисленные упоминания в тексте Ветхого Завета. С упоминания о Духе Божьем начинается Книга Бытия. А в псалмах Давида мы читаем: "Во веки, Господи, Слово Твое пребывает на небеси", "…посла Слово Свое, и исцели я", "Послеши духа твоего и созиждутся", "Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст его сила их". Однако попыток проникнуть в природу соотнесения Божественного Слова и Духа, в их отношения с Богом иудаизм не предпринимает, избегая тем самым и непременных ошибок. Итак, самое существенное отличие в представлениях монотеистических религий сосредоточено именно в догмате о Троице, конкретизирующим скрытое Бытие Божие, причем с точки зрения, иудаизм и ислам оказываются более последовательными в соблюдении монотеистических представлений.

Таким образом, несмотря на то, что монотеистические религии значительно отличаются по канонам, культам, теологическим интерпретациям, они имеют очень близкие взгляды на все, что касается мироустройства. Главное - они едины в основном своем принципе, поскольку постулируют Единство Божественного Существования. Иудеи, христиане, мусульмане верят в единого (одного и того же!) Бога, даже называют его одними и теми же именами (достаточно сравнить: Элохим и Аллах). Все они почитают общую священную книгу Тору, Ветхий Завет. Они соглашаются в том, что касается происхождения мира и человека, законов и цели мирового развития, будущего мира, даже его конца.

Однако христианство, введя догмат о Троице, расходится с иудаизмом и исламом в представлениях о непостижимом Божественном "устройстве", а также в том, христианский Мессия, Спаситель, уже приходил в этот мир, в то время как иудеи еще только ждут своего Мошиаха, а мусульмане - своего Махди. Что касается теологических расхождений православия и католицизма, то любому не богослову, не фанатику, просто холлисту они могут показаться очень незначительными и даже не заслуживающими внимания.

Но откуда же берутся религиозные расхождения монотеистических религий? Неужели Господь, благословен Он, открыл истину только некоторым людям, а всех остальных оставил в заблуждении? О причинах этих расхождений проще всего сказано в Коране: "Люди были одной общиной, и послал Аллах пророков вестниками и увещевателями и ниспослал с ними писание, чтобы рассудить между людьми в том, в чем они разошлись. А разошлись только те, которым оно было даровано, после того, как пришли к ним ясные намерения, по злобе между собой. И Аллах вывел тех, которые уверовали, к той истине, относительно которой они разошлись по Его дозволению (курсив мой - В.А.)" (Коран, сура 2, стих 209).

Получается, что каждая из монотеистических религий, построенных на единых и универсальных основаниях, является особенной лишь потому, что Господь по-разному открыл знание о Себе в разное время и различным народам. И именно таким образом, каким Он посчитал благим, полезным и доступным эти людям и в этих условиях. Иудеи смогли принять идею единого и незримого, бестелесного, невоплощенного Бога. Для того, что римские язычники смогли уверовать, познать Божественное Единство, стать христианами, им, испорченным многобожием и неспособным принять незримое, необходимо было увидеть воплощенного Христа и жертву, которую Господь принес недоверчивому человечеству. Мусульмане, спустя века, имея опыт осмысления иудаизма и христианства, вновь смогли принять Бога незримого и непостижимого. Люди знают о Боге ровно столько, сколько Он им дозволил узнать о Себе. Злоба же между ними вызвала религиозную нетерпимость ко всем иным учениям, церковные расколы, религиозные войны, фанатизм, религиозный террор. Неразумения и недоразумения, заблуждения, а иногда и корыстные, связанные с властью, политикой и деньгами побуждения не дают людям принять Господа одинаково.

Но есть надежда - нет, вера. Рано или поздно люди, несмотря на тысячелетние религиозные разногласия, сойдутся в своем представлении о Божественном, ибо, как сказано в Коране: "Разве вы станете препираться с нами из-за Аллаха, когда Он - наш Господь и ваш Господь?" (Коран, сура 2, стих 209). И тогда станет так, как написано у пророка Захарии: "И Господь будет Царем над всею землей; в тот день будет Господь един, и имя Его едино" (Захария, 14:9). Надо только дождаться этого дня.

Суббота, 19 Окт. 2013

Каждый разумный человек задавал себе вопрос: «Почему Бог один, а религий много?» Действительно, не является ли странным со стороны Бога допускать такой плюрализм, который зачастую порождает вражду между людьми?

По ведическому календарю сейчас идет Кали-юга — эпоха духовной деградации. В это время религия практически утрачивает свою сущность, перестает действовать как прикладная духовная технология. В большинстве случаев она превращается в сентиментальную веру, конфессию, ритуал, национальную традицию. Большинство людей перестало воспринимать религию как нечто полезное. С ней просто мирятся как с пережитком прошлого или людской сентиментальностью. Иногда религия даже становится причиной конфликта. Почему же то, что должно указывать людям на общего Отца и быть способом решения многих проблем, само превратилось в проблему?

Это произошло потому, что духовенство в большинстве утратило духовное знание, а сами традиционные религиозные институты стали материалистичными, больше напоминающими общественные и политические организации. На этом фоне пышным цветом распускаются всякие псевдодуховные учения.

Итак, наверняка каждый разумный человек задавал себе вопрос: «Почему Бог один, а религий много?» Действительно, не является ли странным со стороны Бога допускать такой плюрализм, который зачастую порождает вражду между людьми?

Ведь мы живем в мире, где царят единые физические законы. Логично было бы заключить, что в сфере духа тоже должны быть единые законы. Но почему же в области духовных традиций столько различий и противоречий? У этого есть внешние и внутренние причины. К внешним причинам относятся различия в этнических, культурных, географических и языковых условиях, в рамках которых развивались основные мировые религии. Подобно тому, как луч белого света, проходя через призму, расщепляется на спектр, так и единая религия, преломляясь через различные обстоятельства этого мира, приобретает разные формы. Поэтому вполне естественно, что люди разных духовных традиций используют различные термины, по-разному одеваются, совершают обряды и т.д. Кроме того, безотказно работает принцип «испорченного телефона», когда из поколения в поколение послание искажается. И чем дальше, тем больше изменений, которые находят потом свое выражение во внешней форме.

Даже в рамках основных религий с течением времени начинает происходить дробление, и вычленяются новые направления. Это происходит по внутренним причинам. К ним относятся: разный внутренний уровень культуры, различная мотивация, с которой люди обращаются к Богу. В рамках одной традиции у разных людей могут быть разные мотивы, что заставляет их вносить изменения в философию и практику, и позже это перерастает в различные самостоятельные направления. И этот процесс неизбежен.

Кришна, Моисей, Будда, Христос, Мухаммед в разные времена и в разных местах обращались к разным людям разной степени образованности. Вполне естественно, что одни и те же истины им приходилось адаптировать согласно месту, времени и обстоятельствам. Например, если ваш бытовой прибор работает от 110 вольт, а вы без понижающего трансформатора включили его в розетку на 220 вольт, он просто не справится с напряжением и сгорит. Солнце тоже не мгновенно оказывается в зените, а постепенно встает из-за горизонта. В системе образования по этому же принципу первоклассникам дают самую базисную информацию, а старшеклассникам уже открывают более тонкие и сложные вещи. Но учебники для разных классов — это не принципиально разные вещи. Они являются разными ступенями единой системы образования.

В духовной сфере, чтобы избежать «несварения» существует тот же принцип адаптации знания в соответствии с уровнем человека. Кроме того, духовные потребности у всех разные. Например, один человек, изучая иностранный язык, вполне обходится маленьким разговорником для удовлетворения простых нужд. А другому требуется многотомный словарь, позволяющий вникнуть в детали. Так же и некоторые религии предназначены для того, чтобы «объясняться с Богом на пальцах», а другие — чтобы войти в самые сокровенные сферы духовности.

Итак, попробуем увидеть феномен религии снаружи и изнутри, пользуясь таблицей на следующей странице. Таблица рассматривает феномен религии в трех основных ипостасях: как конфессию, как обращение к Богу, как потребность души. Эти три среза религии отражены в трех колонках таблицы.

Первая колонка рассматривает религию как конфессию, которая часто связана с национальной принадлежностью. Поскольку разные нации весьма отличаются внешне, то результатом такого поверхностного отношения к религии часто бывают конфликты. Фанатичные приверженцы формы возмущаются тем, что у иноверцев внешне «все неправильно». Вот несколько примеров конфликтов, вызванных таким поверхностным отношением к религии: в Северной Ирландии постоянно конфликтуют протестанты и католики; в Сербии — православные и мусульмане; в северной Индии — мусульмане и индуисты. На таком уровне люди видят только различия в прическах, одежде, символике, терминологии и ритуале.

Отношение к религии по национальному признаку также рождает и совершенно неожиданные проблемы. Например, если отец семейства татарин, а мать — русская (или наоборот), то чью религию должны принять их дети? Отец — татарин — по идее должен быть мусульманином, а русская мать — православной. Кому должны изменить их дети, Христу или Аллаху? Как ни поступай, станешь предателем.

Видя подобные недоразумения в религиозной среде, многие интеллигентные люди вообще отворачиваются от религии или пытаются практиковать духовную жизнь без принадлежности к внешним формам. Но это практически невозможно. Ведь даже атеистичная культура в нашей стране времен «построения коммунизма» не смогла придумать ничего нового. Вместо икон были изображения и бюсты «вождя мирового пролетариата». Вместо крестиков при посвящении новообращенным повязывали пионерские галстуки, а вместо алтарей на каждом предприятии были красные уголки со своим «иконостасом» и «священными писаниями» классиков. Поэтому, с одной стороны, внешняя форма создает проблемы, но совсем без нее тоже не обойтись. Практиковать духовную жизнь вне сложившейся традиции столь же неудобно, как пить воду без стакана. Форма или стакан не столь важны, но они помогают воспринять сущность.

Теперь перейдем ко второй колонке — религия как обращение к Богу. Если первая колонка больше говорила о внешних обозначениях и национальной принадлежности, вторая колонка говорит о внутреннем мире или тонком теле человека. Например, по первой колонке вы христианин. Вторая колонка вскрывает ваши мотивы — зачем вы христианин? Ответ может быть неоднозначным.

В целом существует три группы мотивов:

  • 1) Одни хотят от Бога материальных благ (здоровье, богатство, удача и т.д.);
  • 2) Вторые наоборот хотят освобождения от материи, спасения души;
  • 3) Третьи хотят личных отношений с Богом, высшей формы любви.

Все три вида мотивов могут встречаться в любой конфессии.

Для представителей первой категории Бог — не цель, а средство достижения своих материальных планов. На этом уровне находится большинство адептов любой религии. Именно они вследствие своей недостаточной духовной зрелости больше всего склонны к конфликтам с другими конфессиями. Их мотивация — самая низкая, но поскольку они все же обращаются к Богу — самому чистому — постепенно они очищаются, осознают бренность материи и могут перейти в более высокую категорию.

Вторая категория — это люди, уставшие от материальной жизни. Они хотят вечности и покоя. Их цель — спасение или нирвана. Их привлекает более простая жизнь, они любят философию и склонны к аскезам. Эти люди более зрелы и потому более терпимы к другим. Им нечего делить, т.к. этот мир их уже не привлекает. Таких людей значительно меньше. Те, кто воспринимают религию как путь к Богу, не имеют проблем с другими конфессиями. Поэтому они видят не столько различия, сколько разнообразие и это понижает риск конфликта.

Третья категория — это те, кто не стремятся к материальному (как первые) и не пытаются его отринуть (как вторые), а стараются все использовать в служении Богу, чтобы так развить живые отношения с Ним . Поскольку такие люди все воспринимают в связи с Богом, они дружелюбно относятся ко всем, как к божьему творению. Любя Бога, они любят всех. Такие люди крайне редко встречаются. Как школьник переходит из класса в класс, познавая все более высокое знание, так и адепт любой конфессии должен совершать внутренний прогресс, меняя мотивацию поклонения на более высокую. Иначе он будет оставаться вечным новичком.

Мотив обращения к Богу ради развития любви естественно согласуется с третьей колонкой в таблице — религия как потребность души. Потребность в Боге есть абсолютно у каждого, потому что мы все Его частицы и всегда энергетически зависимы от Него.

Разница в том, что одни люди ощущают зависимость от высшей силы косвенно, через зависимость от материи , а другие четко осознают, что за материальной природой стоит Бог, и потому хотят общаться с Ним прямо . Такие люди чувствуют потребность в Боге столь же остро, как обычные люди чувствуют потребность в пище, воде и воздухе. Как говорят Веды, «мы не можем хотеть того, чего не существует». Например, наше физическое тело может нуждаться только в тех элементах, которые есть в природе, т.к. само тело состоит из этой природы. Так же и душа, будучи частицей Бога, прямо или косвенно нуждается в Нем.

Если первые две колонки показывают потребности людей в Боге в связи с материей (дай мне материю или освободи меня от материи) , то третья колонк а отражает потребность души в самом Боге, а не Его энергиях . Теперь Бог становится не средством, а целью. Те, кто воспринимают религию на этом уровне, независимо от конфессии обладают самым глубоким пониманием религии. Они видят духовное единство всех традиций.

Итак, теперь мы можем связать все три колонки воедино, начав с конца.

Сама потребность в Боге исходит из души (колонка 3), окрашивается определенным мотивом в уме (колонка 2) и выходит на поверхность в виде определенной конфессии (колонка 1).

Рассмотрев феномен религии по таблице, мы увидели некоторые внешние и внутренние причины различия духовных традиций. Но это касается только настоящих религий, идущих от Бога и ведущих к Нему. К сожалению, этим религиозная палитра не ограничивается. Ведь есть еще целый «букет» человеческих творений в этой сфере, которые тоже зачастую считаются религиями, хотя, по сути, таковыми не являются.

В связи с этим Веды выделяют пять видов мнимой религии. Это подобно тому, как подпольные фирмы подделывают мировые бренды и продают их по дешевке. Как ни странно, у них находится много покупателей. В конце концов, где вы найдете больше народу, в фирменных магазинах или на китайском рынке? Подобно этому, на рынке духовных услуг сейчас можно найти массу разбавленных и кастрированных учений, которые привлекают в свои ряды публику, падкую на то, что подешевле. Хотя, с одной стороны, это плохо, с другой стороны — это естественный сепаратор, который отделяет искренних людей, готовых «платить полную цену», от тех, кто хочет получить то же самое, но даром, даже не понимая, что это — самообман.

Многие неискушенные люди принимают за религию различные формы магии, системы по развитию внутренних способностей, различные этические и оздоровительные системы, которые по сути не являются духовными путями.

Чтобы называться религией система должна содержать ясное понятие о Боге, душе и их отношениях. Иначе это все, что угодно, но только не религия.

Кроме того, Веды выделяют еще несколько причин различия форм поклонения.

Во-первых, это три гуны природы. Люди под воздействием гуны благости склонны поклоняться Верховному (независимо от конфессии) . Те, на кого действует гуна страсти , поклоняются сильным мира сего , а те, кто находится под влиянием гуны невежества , поклоняются призракам и духам.

Во-вторых, Веды утверждают, что у Бога много обличий, и Его разнообразные формы имеют различных поклонников, что тоже вносит разнообразие во внешние формы религий.

Нет необходимости пытаться искусственно объединить все религии в одну, т.к. они уже объединены единством цели и подобны разным ступеням на одной лестнице. Все, что нужно, так это на основе знания и здравого смысла научиться отличать настоящее духовное послание от дешевой подделки. А что касается разнообразия, то если оно присуще материальной жизни, почему же духовная жизнь должна быть лишена этого?

Василий Тушкин

По ведическому календарю сейчас идет Кали-юга – эпоха духовной деградации. В это время религия практически утрачивает свою сущность, перестает действовать как прикладная духовная технология. В большинстве случаев она превращается в сентиментальную веру, конфессию, ритуал, национальную традицию. Большинство людей перестало воспринимать религию как нечто полезное. С ней просто мирятся как с пережитком прошлого или людской сентиментальностью.

По ведическому календарю сейчас идет Кали-юга – эпоха духовной деградации. В это время религия практически утрачивает свою сущность, перестает действовать как прикладная духовная технология. В большинстве случаев она превращается в сентиментальную веру, конфессию, ритуал, национальную традицию. Большинство людей перестало воспринимать религию как нечто полезное. С ней просто мирятся как с пережитком прошлого или людской сентиментальностью. Иногда религия даже становится причиной конфликта. Почему же то, что должно указывать людям на общего…

Здравствуйте, Юрий!

Надо привыкать к тому, что на вопросы, подобные тем, что Вы здесь задали, никогда не было четких и определённых ответов, поскольку здесь гораздо больше тайны, нам не открытой. Впрочем, Бог зло не создавал: оно появилось вследствие творения мира и разумных существ в нем, в чем-то подобных Творцу, но более ограниченных, чем Он сам, часть из которых решила уклониться от божественного миропорядка или даже взбунтоваться против него, возможно, из соображений его улучшения или развития, и вот, как следствие этого и возникло зло, и возникает каждый раз, когда человек вроде бы действует из благих побуждений, но при этом проявляет своеволие и навязывает свои принципы и представления другим.
Можно сказать, что Бог по-своему ответствен за творение мира и человека в нем – этот вопрос поставлен еще в книге Иова, а определенный ответ дан на него в судьбе Сына Божьего, Иисуса Христа, взявшего на Себя все последствия отпадения людей.
Каждая мировая религия,…

Почему Бог Един, а религий много? 24.02.2012 19:49

Почему в нашем мире существует такое разнообразие разных религий? И почему традиции одних религии так сильно противоречат другим? Из-за таких различий происходит много конфликтов и даже войн. А люди из-за этого непонимания приходят в замешательство и часто становятся скептиками и теряют веру. Иногда создается ощущение, что богов существует несколько или же у Создателя раздвоение личности. Так почему же Единый Бог, который создал весь мир, нашу планету и людей не смог создать для всех общую единую религию? Кому понадобилось столько различных религий, и какая истинная цель их появления?

Но чтобы ответить на все эти волнующие вопросы, необходимо для начала разобраться, как появляются религии и какое предназначение они несут в себе.

Само слово «религия» произошло от латинского глагола «reeligere» – воссоединять. Иначе можно сказать, что главная цель всех религий — воссоединение человека и Бога, восстановление…

К вам подошли на улице или позвонили в квартиру вежливые приятные молодые люди или общительные, внушающие доверие женщины и предложили «поговорить о Библии», «задать вопрос о Боге», подарить красивую книжку или пригласить куда-то «изучать Библию». Бывшему советскому человеку, не искушенному и пока еще невежественному в вопросах религии, легко оказаться обманутым и невольно втянутым в секту. Обычно эти люди скрывают и не любят рассказывать о том, какую, собственно, организацию они представляют. На вопросы об их вероисповедании следует уклончивый ответ: «Христиане». Но различие в вероисповедании — далеко не второстепенный вопрос!

Существует несколько тысяч религиозных организаций, называющих себя христианами, которые признают святость и авторитет Библии. Но это не мешает им исповедовать различные, несовместимые взгляды. Каждая секта истолковывает Библию по-своему. Так, например, мормоны — не против многоженства и крещения умерших, секта «Свидетели Иеговы» отрицает бессмертие…

«Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители»

Сегодня мы пытаемся найти ответ на вопрос: Почему Бог один, а религий – много? На этот вопрос есть два ответа – простой и сложный. Простой заключается в том, что есть одна-единственная истинная вера, а все остальные являются ложными, «бесовскими», возникшими из-за того, что Истина была искажена человеческими страстями: «Все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс.95,5). На этом данную тему можно было бы закрыть, но простой ответ не всегда является самым правильным.

Святейший Патриарх Константинопольский Афинагор в беседе с Оливье Клеманом высказывает другой взгляд на проблему. Я прекрасно понимаю, что очень многие православные могут с ним не согласиться, но все же лично мне он ближе. Патриарх указывает на то, что Господь заключил с человечеством несколько Заветов. Так «Завет Адамов» (Быт.1,28) (или «Ноев Завет» (Быт.9,1;9-17)) продолжает существовать и в языческих…

Вы знаете, что Бог есть любовь, и вам кажется, что этого достаточно? Но, может быть, Бог пожелал рассказать о себе гораздо больше, чем вы успели познать на собственном опыте? О том, что люди, принимающие поспешные решения о необязательности знакомиться с божественным откровением, многое теряют, размышляет Сергей Худиев.

Недавно я читал книгу Эбена Александера – нейрохирурга, который пережил чрезвычайно яркий и подробный околосмертный опыт во время комы, в которую впал из-за тяжёлой инфекции. Сначала он побывал в каком-то малоприятном месте, но потом оказался в раю, где его тепло приветствовали райские жители, которые прогуливались по райским садам со своими райскими собаками. Поправившись от болезни, Эбен написал книгу «Доказательства рая», и неустанно проповедует своё послание.

Сергей Худиев

Недавно я слышал передачу с его участием. Впечатления хладнокровного мошенника, который эксплуатирует модную тему околосмертного опыта, он не производит. Похоже, он…

Иногда в уме человека, ищущего истину, возникает вопрос: «Если Бог один, почему существует так много всевозможных религий, всевозможных Богов? За кем я должен следовать? По какому пути мне направиться в Царство Бога?» Бог - один, и поэтому Священное Писание, слово Бога, также одно. Непонимание этого факта в разные времена приводило к религиозным конфликтам и войнам. Истина же заключается в том, что Бог дает знание, напрямую или через посланника, учитывая возможность получателей понять его.

Различные писания предназначены для различных категорий слушателей.

Духовно развитому обществу знание передается в чистой форме. Если моральные и духовные ценности в обществе утрачены, если люди деградировали до уровня животных, то знание передается в адаптированной форме, достаточной для того, чтобы, с одной стороны, совершить небольшой прогресс в духовной жизни, а с другой - не исказить само знание.

Ислам и христианство возникли в соответствии со временем, местом и…

В связи с выходом в свет моего двухтомника «Зёрна истины», 18 июня 2017 г. текст книги «Почему Бог один, а религий много?» удалён из свободного доступа.

ГДЕ И КАК КУПИТЬ МОЮ КНИГУ «ЗЁРНА ИСТИНЫ»?

Книга «Зёрна истины», ставшая результатом моего семилетнего исследования проблемы комплексного сопоставления христианских истин со сходными доктринами нехристианских религий, издана в Бельгии в июне 2017 г. Здесь же (в Льеже) находится весь её тираж. Книга адресована не только христианам, но и приверженцам любой другой религии, а также тем атеистам, которых интересует история духовных поисков человечества.

Книга состоит из двух частей (томов). Аннотация и содержание каждого тома приведены ниже.

Книга продаётся исключительно по себестоимости. Моя сверхзадача – покрыть хотя бы часть расходов по печати.

Первая часть (Почему Бог один, а религий много?) стоит 5 евро.

Вторая часть (Как обогатить своё христианское мировоззрение мудростью других религий?) стоит 7 евро.

Соответственно, весь двухтомник стоит 12 евро.

Стоимость пересылки обеих частей вместе зависит от страны получения посылки. Точная стоимость определяется в каждом конкретном случае на почте, но примерно можно сказать, что для большинства европейских стран (включая Россию и большинство стран бывшего СССР) и в США это около 15-16 евро.

Приобрести можно как весь двухтомник, так и любой из томов.

Оплатить можно банковским переводом, по банковской карте в платёжной системе PayPal, по Western Union или любым другим удобным для вас способом.

Заявки принимаются по адресу [email protected]

АЛЕКСАНДР МЕЛЬНИК. ЗЁРНА ИСТИНЫ

ПОЧЕМУ БОГ ОДИН, А РЕЛИГИЙ МНОГО?

Первая часть книги Александра Мельника «Зёрна истины» – «Почему Бог один, а религий много?» посвящена объяснению парадоксального факта сочетания единства Бога и множественности религий. Это не история религий и не сравнительный их анализ. Разные религии рассмотрены здесь лишь в контексте поставленного вопроса о многообразии религий и в их связи с христианством. Это вовсе не исчерпывающий ответ на нелёгкий вопрос, а скорее поиск ответа.

ЗЁРНА ИСТИНЫ. ПОЧЕМУ БОГ ОДИН, А РЕЛИГИЙ МНОГО?

Глава 1. Потерянный Бог 7

1.1. Почему Бог один, а религий много? Постановка вопроса 7
1.2. Едины ли мировые религии? 18
1.3. Кто конкретно утверждает об единстве мировых религий? 23
1.4. Существует ли преемственность религий? 26
1.5. Появление на Земле «человека разумного» 27
1.6. Первая религия человечества 28
1.7. Причины разделения религий 31
1.8. Хронология расселения людей по Земле 34

Глава 2. Поиски Бога 38

2.1. Праиндоиранская религия 38
2.2. Шумеры в поисках бессмертия 41
2.3. Прообразы христианства в культе Осириса 43
2.4. Монотеизм Эхнатона и Моисей 46
2.5. Откровения зороастризма 49
2.6. Ведизм как синтез индоарийской и дравидской религий 53
2.7. Брахманизм и Упанишады 56
2.8. Победитель кармы Джина Махавира и джайнизм 58
2.9. Благородные истины буддизма 61
2.10. Буддизм и христианство: точки соприкосновения 66
2.11. Конфуцианство 78
2.12. Провозвестия Христа в даосизме 79
2.13. Парадоксальный монотеизм индуизма 83
2.14. Индуизм и христианство: точки соприкосновения 87
2.15. Предвосхищение христианских идей в орфизме 92
2.16. Единый Бог пифагореизма 95
2.17. Святое Слово герметизма 95
2.18. Митраизм как предтеча христианства 98
2.19. Иудаизм и древние провозвестия единого Бога и Спасителя 101
2.20. Уникальность христианства 111
2.21. Историческая миссия ислама 113
2.22. Бахаизм и христианство 121

Глава 3. Обретённый Бог 130

3.1. Нехристианские провозвестия христианского Символа веры 130
3.2. Символ креста в разных религиях 154
3.3. Нехристианские прообразы Святой Троицы 177
3.4. Как христианство относится к другим религиям? 179
3.5. Обладают ли религии всей истиной? 186
3.6. Нужен ли синтез разных религий? 190
3.7. Почему Бог один, а религий много? Вместо заключения

Часть 2

КАК ОБОГАТИТЬ СВОЁ ХРИСТИАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ МУДРОСТЬЮ ДРУГИХ РЕЛИГИЙ?

Вторая часть книги Александра Мельника «Зёрна истины» – «Как обогатить своё христианское мировоззрение мудростью других религий?» посвящена проблеме комплексного сопоставления христианских истин со сходными доктринами нехристианских («языческих») религий. Автор, исходя из убеждения, что все другие религии истинны как минимум в том, что у них есть общего с христианством, призывает использовать каждую крупицу их мудрости для собственного духовного роста.
Александр Мельник – доктор наук (Льежский университет), поэт, президент ассоциации «Эмигрантская лира». Живёт в Бельгии.

ЗЁРНА ИСТИНЫ. КАК ОБОГАТИТЬ СВОЁ ХРИСТИАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ МУДРОСТЬЮ ДРУГИХ РЕЛИГИЙ?

Введение 12

Глава 1. Зернохранилища. 14

1.1 Зёрна христианской истины. 14
1.2. Дохристианские религиозные искания. 14
1.3. Протооткровение нехристианских религий. 15
1.4. Язычники, знавшие Бога. 16
1.5. Изученные «зернохранилища». 20

Глава 2. Зёрна истины. 22

2.1. О сущности христианского мировоззрения. 22
2.2. Монотеизм (единобожие). 23

2.2.1. Что такое монотеизм? 23
2.2.2. Концепция прамонотеизма человеческой цивилизации. 24
2.2.3. Истоки монотеизма в праиндоевропейской религии. 27
2.2.4. Монотеистические устремления древнеегипетской религии. 28
2.2.5. Философский монотеизм Платона. 29
2.2.6. Дуалистический монотеизм зороастризма. 29
2.2.7. Несостоявшийся монотеизм Вавилона. 30
2.2.8. Монотеизм иудаизма. 30
2.2.9. Троичный монотеизм христианства. 31
2.2.10. Монотеизм ислама. 32
2.2.11. Монотеизм бахаизма. 33
2.2.12. Близкие к монотеистическим древние китайские воззрения. 34
2.2.13. Парадоксальный монотеизм индуизма. 35
2.2.14. «Один Бог для всех» в сикхизме. 36
2.2.15. Монотеистические тенденции религии инков. 36

Основные выводы по главе 2.2 «Монотеизм (единобожие)». 38

2.3. Христианский богоцентризм и христоцентризм. 39

2.3.1. Теоцентризм и антропоцентризм – это не два центра мира! 39
2.3.2. Христоцентризм как специфическая форма богоцентризма. 40
2.3.3. Христоцентрическое понимание истории религии. 41

Основные выводы по главе 2.3 «Христианский богоцентризм и христоцентризм». 41

2.4. Триединый Бог. 42

2.4.1. Суть христианского учения о Троице. 42
2.4.2. Символика числа «три». 43
2.4.3. Идея о триединстве мира. 47
2.4.4. Троичность Бога в Ветхом Завете. 48
2.4.5. Архетипы триединства в нехристианских верованиях. 50

Гипотетическая триада Иерихона. 52
Триады Шумера, Вавилона и Ассирии. 52
Триумвираты богов Древнего Египта. 55
Герметическая триада. 59
Небесная троица зороастризма. 60
Три Норны германо-скандинавских мифов. 61
Божественная триада германо-скандинавской мифологии. 61
Кельтская трёхликая богиня Бригитта. 62
Славянский Триглав. 62
Тринитарность в древнегреческой мифологии. 63
Тринитарные идеи греческой философии. 63
Небесная триада каббалы. 66
Ислам отвергает христианскую концепцию Троицы. 69
Ведическая трайя. 69
Древняя триада брахманизма. 70
Индуистская троица – тримурти. 70
Буддистская трикайя. 75
Тринитарность в даосизме. 75
Триграммы и Великая триада конфуцианства. 78
Триада синтоизма. 79
Различия между восточными триадами и христианской Троицей. 80

2.4.6. Создание учения о Пресвятой Троице. 80
Основные выводы по главе 2.4 «Триединый Бог». 84

2.5. Креационизм и законополагающий Бог. 86

2.5.1. Сотворение мира в космогонических мифах. 88

Древнеегипетская религия. 88
Мифы Междуречья. 94
Принципиальные отличия между библейским и вавилонским рассказом о сотворении мира. 99
Мифы Древней Греции. 100
Древнегреческая философия. 101
Мифы Древнего Китая. 102

2.5.2. Общая логика космогонических мифов. 103
2.5.3. Сотворение мира в герметизме. 104
2.5.4. Сотворение мира в зороастризме. 105
2.5.5. Сотворение мира в христианстве и христианский креационизм. 106
2.5.6. Сотворение мира в иудаизме. 109
2.5.7. Сотворение мира в каббале. 110
2.5.8. Сотворение мира в исламе. 113
2.5.9. Сотворение мира в индуизме. 115
2.5.10. Сотворение мира в сикхизме. 121
2.5.11. Сотворение мира в буддизме. 122
2.5.12. Сотворение мира в джайнизме. 124
2.5.13. Сотворение мира в даосизме. 124
2.5.14. Западное и восточное воззрения на сотворение мира. 125

Общие выводы по главе 2.5 «Креационизм и законополагающий Бог». 126

2.6. Абсолютная ценность человеческой личности в концепции антропоцентризма. 127

2.6.1. Человек как венец творения в христианстве. 128
2.6.2. Ценность человеческой личности в иудаизме. 129
2.6.3. Сдержанный взгляд ислама на место человека в мире. 129
2.6.4. Индуизм о месте человека в окружающем его мире. 130
2.6.5. Человек в буддийском круговороте Сансары. 131

Основные выводы по главе 2.6 «Абсолютная ценность человеческой личности в концепции антропоцентризма». 131

2.7. Грехопадение (первородный грех). 132
2.7.1. Золотой век человечества. 132
2.7.2. Что такое грехопадение? 135
2.7.3. Грехопадение в христианстве. 136
2.7.4. Есть ли концепция первородного греха в иудаизме? 138
2.7.5. Грехопадение по каббале. 139
2.7.6. Грехопадение в «Церкви объединения» Муна. 140
2.7.7. Прощение греха Адама в исламе. 141
2.7.8. Зороастризм о грехопадении. 143
2.7.9. Первородный грех и появление кармы в индуизме. 143
2.7.10. «Неправильные поступки» в буддизме. 145
2.7.11. Утрата дао и общественные смуты по даосизму. 147
2.7.12. Первородный грех в африканских традиционных религиях. 147

Основные выводы по главе 2.7 «Грехопадение (первородный грех)». 148

2.8. Спасение как дар Бога. 148

2.8.1. Основы сотериологии. 148
2.8.2. Западное и восточное воззрения на спасение. 150
2.8.3. Идея спасения души в языческих мистериях. 151

Египетские мистерии. 152
Древнегреческие мистерии. 152
Мистерии бога солнечного света Митры. 153

2.8.4. Зороастрийские Спасители-Саошьянты. 154
2.8.5. Митра – Спаситель древних иранцев. 156
2.8.6. Спасение от последствий отхода от Бога в иудаизме и грядущий мессия Машиах. 157
2.8.7. Исламское спасение от очищения в аду и грядущий мессия Махди. 158
2.8.8. Концепция спасения как пути к счастью в бахаизме. 159
2.8.9. Индуизм: спасение как преодоление сансары и грядущий Спаситель Калки. 160
2.8.10. Спасители-тиртханкары в джайнизме. 163
2.8.11. Буддизм: благородный восьмеричный путь спасения и грядущий Спаситель Майтрея. 164
2.8.12. Спасение в религиях Китая и в сикхизме. 167

Основные выводы по главе 2.8 «Спасение как дар Бога». 168

2.9. Боговоплощение и богочеловек. 168

2.9.1. Полубог-получеловек Гильгамеш. 169
2.9.2. Воплощения и ипостаси древнеегипетских богов. 169
2.9.3. Культ богочеловека Осириса. 170
2.9.4. Фараон как земное воплощение богов. 170
2.9.5. Умирающие и воскресающие боги языческих мистерий как прообраз боговоплощения. 171
2.9.6. Отличие идей боговоплощения и антропоморфизма. 172
2.9.7. Боговоплощение в христианстве и в язычестве. 172
2.9.8. Идея богочеловека в иудаизме. 173
2.9.9. Отрицание боговоплощения исламом. 173
2.9.10. Аватары индуистских божеств. 174

Аватары Вишну. 174
Аватары Шивы. 177

2.9.11. Кришна и Христос. 177

Основные выводы по главе 2.9 «Боговоплощение и богочеловек». 179

2.10. Искупление человечества от греха. 179

2.10.1. Искупление в древних религиях. 179
2.10.2. Искупление в авраамических религиях. 180
2.10.3. Искупление в восточных религиях. 182

Основные выводы по главе 2.10 «Искупление человечества от греха». 183

2.11. Воскресение Иисуса Христа. 183

2.11.1. Прообразы смерти и воскресения Христа. 184
2.11.2. «Воскресение» еврейского народа. 191
2.11.3. Мусульманский Курбан-байрам – условный аналог Пасхи? 191
2.11.4. Восточные религии и идея воскресения. 192
Основные выводы по главе 2.11 «Воскресение Иисуса Христа». 192

2.12. Божественная энергия, или благодать. 194

2.12.1. Христианское понимание благодати. 194
2.12.2. Браха: благодать как состояние идеального блаженства в иудаизме. 195
2.12.3. Мусульманская благодать барака. 196
2.12.4. Дао и дэ даосизма. 197
2.12.5. Индуистская благодать крипа. 198
2.12.6. Учение о кадзи в японском буддизме. 200

Основные выводы по главе 2.12 «Божественная энергия, или благодать». 201

2.13. Заповеди любви. 202

2.13.1. Заповеди любви в авраамических религиях. 202
2.13.2. Заповеди любви в восточных религиях. 205

Основные выводы по главе 2.13 «Заповеди любви». 210

2.14. Жизнь после смерти и Всеобщее воскресение из мёртвых. 210

2.14.1. Воздушные мытарства души, частный суд и Всеобщее воскресение в христианстве. 211
2.14.2. Загробный мир в мифологии Древнего Египта, Древней Греции и Междуречья. 213
2.14.3. Ожидание физического воскрешения и вечной жизни на земле в зороастризме. 216
2.14.4. Загробная жизнь в иудаизме. 217
2.14.5. Концепция жизни после смерти в каббале. 220
2.14.6. Исламское учение о жизни после смерти. 221
2.14.7. Адские и райские тонкие сферы бытия в индуизме. 224
2.14.8. Потусторонний мир буддизма. 228
2.14.9. Жизнь после смерти в других восточных религиях. 235

Основные выводы по главе 2.14 «Жизнь после смерти и Всеобщее воскресение из мёртвых». 237

2.15. Второе пришествие Иисуса Христа. 239
2.15.1. Спускались ли в древности боги на землю? 239
2.15.2. Христианская парусия. 242
2.15.3. Первое пришествие Машиаха в иудаизме. 242
2.15.4. Второе пришествие Исы в исламе. 242
2.15.5. Существует ли идея Второго пришествия в восточных религиях? 244
2.15.6. Бахаизм о Втором пришествии. 246

Основные выводы по главе 2.15 «Второе пришествие Иисуса Христа». 246

2.16. Конец света. 246

2.16.1. Сходные черты эсхатологических пророчеств разных мифов и религий. 247
2.16.2. Краткий обзор представлений разных вероучений о конце света. 247
2.16.3. Конец света в христианстве. 250
2.16.4. Конец света в скандинавской мифологии. 254

Прорицание вёльвы. 254
Рагнарёк. 256

2.16.5. Конец света в зороастризме. 258
2.16.6. Индоевропейские истоки скандинавской и зороастрийской эсхатологии. 262
2.16.7. Конец света в иудаизме. 263
2.16.8. Конец света в каббале. 265
2.16.9. Конец света в исламе. 266
2.16.10. Пралая, временный конец света в индуизме. 268
2.16.11. Цикличные концы света в буддизме. 270

Основные выводы по главе 2.16 «Конец света». 271

2.17. Страшный суд. 271

2.17.1. Суд Осириса в древнеегипетской религии. 272
2.17.2. Суд Миноса в древнегреческой мифологии. 276
2.17.3. Последний суд в зороастризме. 277
2.17.4. Страшный суд в иудаизме. 278
2.17.5. Страшный суд в христианстве. 279
2.17.6. Судный день в исламе. 281
2.17.7. Посмертный суд в восточных религиях. 284

Основные выводы по главе 2.17 «Страшный суд». 285

2.18. Царство Небесное. 286

2.18.1. Царство небесное в авраамических религиях. 286

Царство Небесное в христианстве. 286
Царство Божье в иудаизме. 290
Царство Небесное в каббале. 293
Царство Небесное в исламе. 293
Царство Небесное у свидетелей Иеговы. 294

2.18.2. Вечное Царство Ахурамазды в зороастризме. 294
2.18.3. Царство Небесное как слияние с Богом. 294

Основные выводы по главе 2.18 «Царство Небесное». 297

Глава 3. Хлеб истины. 298

3.1. Христианство и воцерковление язычества. 298
3.2. Как обогатить своё христианское мировоззрение мудростью других религий? Вместо заключения. 304

24.02.2012 19:49

Почему в нашем мире существует такое разнообразие разных религий? И почему традиции одних религии так сильно противоречат другим? Из-за таких различий происходит много конфликтов и даже войн. А люди из-за этого непонимания приходят в замешательство и часто становятся скептиками и теряют веру. Иногда создается ощущение, что богов существует несколько или же у Создателя раздвоение личности. Так почему же Единый Бог, который создал весь мир, нашу планету и людей не смог создать для всех общую единую религию? Кому понадобилось столько различных религий, и какая истинная цель их появления?

Но чтобы ответить на все эти волнующие вопросы, необходимо для начала разобраться, как появляются религии и какое предназначение они несут в себе.

Само слово «религия» произошло от латинского глагола «reeligere» – воссоединять. Иначе можно сказать, что главная цель всех религий - воссоединение человека и Бога, восстановление всех утраченных связей с Творцом. И поэтому все религии должны помогать человеку в обретении связи с Богом.

Но тогда почему традиции религий всего мира так сильно отличаются? На этот вопрос можно ответить с разных точек зрения.

1) Бог Един, но имеет много граней.

Бог имеет качества, которые порой неподвластны нашему пониманию. Его многочисленные грани и глубочайшие аспекты Его сердца невозможно поместить в рамки лишь одной религиозной традиции. В каждой религии отражает лишь один из многочисленных аспектов Бога, который учит определенному типу отношений с Творцом.

Например, в иудаизме имеется множество различных норм и правил, которые созданы приучать человека к определенным традициям в поведении, в одежде, в еде и в отношении к другим людям. Главная особенность иудаизма - это подчеркнутая важность сохранения чистоты родословия. И человек, в результате, учится главным аспектам веры - как почитание Бога и Его традиций.

Ислам представляет совершенно иной аспект Бога, благодаря которому люди учатся Богу как Единому Господину Вселенной, быть Его верными слугами, служить, глубокому поклонению Ему и смирению перед волей Великого Аллаха.

Буддийские практики учат человека достижению глубокой внутренней гармонии, умению слышать голос Бога внутри своей души и слиянию со всем миром и Вселенной.

Христианство учит нас молитвам Богу и развитию с Богом-Отцом личных отношений. Как видно, все религии важны и несут в себе большее понимание Бога.

2) Религии мира появлялись в разные исторические периоды.

Другим моментом, объясняющим существование различных религий, может служить то, что они появлялись в разные периоды истории и в разной культурной среде. На формирование каждой религии большое влияние оказывали и общественный уклад жизни людей, и существовавшие между людьми отношения, и природные условия, а также многие другие факторы.

К примеру, то, что вдохновляло жителей древнего Египта, могло быть совершенно чуждым жителям древнего Китая. Отсюда и рождались разные объяснения и понимания Бога и разное отношение к вере.

Несомненно, что существуют общечеловеческие ценности, схожие в любое время и в любой стране, ведь все мы люди и произошли от Единого Источника. Но пути развития разных цивилизаций складывались по-разному, от этого и пошло столь большое разнообразие религиозных традиций.

3) Все люди разные

Возможно, что большое влияние на различность религий и их множество оказывает тот факт, что все люди разные. Каждый человек является уникальным и неповторимым, и каждая человеческая личность выявляет уникальный аспект Бога. И Бог относится к каждому человеку, как к своему дитю, к которому нужен особый подход. И Отец знает, какой путь нужен каждому из нас, который приведет нас к счастью и своему Творцу. Но у каждого своя дорога и то, что подходит одному человеку, совсем не пригодится другому.

Поэтому Бог дает вдохновение различным религиозным лидерам, посылая им откровения, которые помогают открывать путь к пониманию близкого аспекта Бога у еще большего числа людей.