Кто такой баян человек в древней руси. Смотреть что такое "Боян" в других словарях

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Не угнаться в песне за Бояном!
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, над деревом парил.
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стаю лебедей чуть свет
Выпускал он соколов с десяток.

И, встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака,
И трубила славу Ярославу...

Но не десять соколов пускал
Наш Боян, воспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые.
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.

Так воспевает безвестный автор «Слова о полку Игореве» легендарного песнопевца XI века Бояна.
Имя и характер певца связаны со словами «6ая(и)ть» - говорить, рассказывать, «байка» - сказка, «баюн» - говорун, сказочник, краснобай, «прибаутка» - шутка, «баюкать» - укачивать ребенка под песенку, «обаять» - обольстить, обворожить.
Старинное «обавник», «обаянник» - значит чародей, «бальство» - ворожба.
Точно так же эпитет «вещий» заключает в себе понятие предвидения, прорицания, сверхъестественного знания, волшебства и даже врачевания. Отсюда ясно, что Боян, называемый еще и «Велесовым внуком», все ведает, обо всем слагает песнопения - о богах, о богатырях, о русских князьях.
Возможно, что в основе слова «боян» вообще слово «бой». И тогда это синоним слову «воин». То есть этот Боян был не просто сказочник, но воспевал подвиги боевые, воинские.
Недаром с его имени начинается не просто сказание, но слово о походе Игоря на половцев, сказание о сражениях, подвигах, победах и поражениях.
Прародитель Бояна - звериный и «скотий» бог Белес, поэтому вещий певец умеет и слышать голоса птиц и зверей, а потом перелагать их на язык человеческий.
Струны его гуслей - живые, персты его - вещие. Боян один из немногих, кто умеет слышать пророчества птицы Гамаюн, кому навевает сладкие сны Алконост, кто не убоится смертоносных песнопений Сирина.
Между прочим, в старину у славян был еще божок по имени Бай или Баюн (это второе его имя отразилось в прозвище Кота-Баюна, который умеет усыплять человека песнями и сказками). Бай славился своей разговорчивостью - вернее, краснобайством. Ему служили сороки, вороны и прочие крикливые птицы.


Виктор Михайлович Васнецов.Гусляры

Нельзя определённо указать время появления гуслей у восточных славян. Предполагается, что прапредком гуслей был охотничий лук с натянутой тетивой, которая звучала, как струна.
Первое упоминание о присутствии гуслей на Руси относится к VI веку. К X веку, времени Владимира Красна Солнышка,ни один воскресный княжеский пир не обходился без игры гусляра.

Искусством игры на гуслях владели такие былинные герои, как Добрыня Никитич, Василий Буслаев, Садко, Ставр Годинович и его жена. Гусли изображались на иконах и фресках.

Более сложные шлемовидные гусли имели от 11 до 36 струн и были принадлежностью профессиональных музыкантов, певцов-сказителей.

Шлемовидные гусли были у Бояна, легендарного песнопевца из «Слова о полку Игореве», который «не десять соколов пускал на стадо лебедей, но свои вещие персты возлагал на струны живые».
Простые же, крыловидные, гусли - были во многих крестьянских домах, под них пели колыбельные, рассказывали сказки, плясали и водили хороводы. Родители делали детям игрушечные гусельки. Крыловидные гусли были четырёх-, пяти- и семиструнными.
В Новгороде было найдено много крыловидных гуслей XIII века.

В XVII-XVIII веках при дворе русских царей на вечерах и приемах пели и водили хороводы под гусли точно так же, как это делала молодежь в деревнях.
В.Ф. Трутовский, придворный гуслист при дворе Екатерины II первым издал сборник русских народных песен для исполнения в сопровождении столовидных гуслей, которые произошли от шлемовидных гуслей, заключённых в деревянный корпус, поставленный на ножки.


Ефим Честняков

В крестьянской среде, особенно на севере, развивалось былинное сказительство.
Известны две заонежские традиции исполнения былин, которые прослеживаются от XVIII века: первая идет от Ильи Елустафьева, вторая - от Конона Неклюдина.
Они обрели многочисленных последователей, в том числе и женщин, и обе дожили до наших дней. Сказители были очень популярны среди крестьян. Их приглашали целые волости и слушали, затаив дыхание. Былины исполнялись при пеших переходах, плаванье на лодках, за долгой ручной работой.


Рябушкин, Андрей Петрович.Слепой гусляр, поющий старинку. 1887


Олег Корсунов


Борис Ольшанский.Вещее предание

***

Славянская мифология

Боги









Боян или Баян — древнерусский персонаж, о котором упоминается в Слово о полку Игореве. Боян — это древнерусский певец и сказитель. Кроме того, что вероятнее всего, это был реальный человек, о чём мы поговорим ниже, в славянской вере он стал практически Языческим Святым и даже Богом, покровителем искусств и провидчества. Это не удивительно. В каждой религии есть свои святые, которых после смерти, по тем или иным заслугам, возносят как чудотворцев или людей близких к Богу. То же самое произошло и с Бояном, который при жизни сочинял сказы, музыку и обладал вещим даром. В некоторых местах можно встретить, что Боян является Богом музыки, поэзии и творчества в общем, а также внуком языческого Бога Велеса.

Изначально слово Боян лингвисты относят к нескольким вариантам. Боян — распространённое древнеславянское имя, имеющее двойное обозначение: 1. наводящий страх и 2. колдовство, заклинания, колдун; Пуян — болгарско-тюркского происхождения, означает — Богатый; Баян — казахского происхождения, означающее — повествовать, рассказывать; Баальник, баание — ворожить, заговаривать; Баянъ — чародей, волшебник, колдун. Образ поэта связывают с обоими значениями его имени и понимают как сказителя-волшебника. После того, как имя сказителя Бояна стало мифологическим, оно стало означать именно сказание, разговоры и песни — баян, баянить, басня, баять, баюкать и т.д. В литературе XX века Боян и вовсе стал нарицательным для указания русского певца и гусляра. Карамзин внёс Бояна в Пантеон Российских Авторов, как «славнейшего в древности стихотворца русского».

Самая распространенная точка зрения исследователей русской истории, что древнерусский Боян Вещий был придворным певцом русских князей XI века (предположительно чернигово-тмутороканских князей). В Слове о Полку Игореве говорится, что Боян воспевал трёх князей: Мстислава Владимировича Храброго, Ярослава Мудрого и Романа Святославича (внук Ярослава). Так же упоминается Всеслав Полоцкий, которого Боян порицал за то, что тот захватывал Киев. Здесь мы видим характерную для придворных певцов манеру составлять песни-хвалы и песни-хулы. Он был автором и исполнителем своих песен, сам пел и сам играл на музыкальном инструменте. Вот одна из припевок его песни о Всеславе Полоцком: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути». Другие слова, которые цитирует автор повести: «Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню «, » Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы». Однако вся информация по этому поводу взята из одного источника, доверять которому или нет — до сих пор спорят учёные.

Автор Слова о полку говорит, что Боян не только певец, но и вещун, который способен к оборотничеству — «Боян бо вещий, аще кому хо ше песнь творит, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы». Автор называет его внуком Велеса, от которого тот и был наделён высокими поэтическими способностями. В соответствии с этим утверждением, фигура древнерусского сказителя стала не только исторической и запоминающейся, но и относящейся к Славянскому Пантеону Богов, имеющей Божественное происхождение. Современные язычники и Славители Древних Богов часто воздают почести Бояну на капищах и просят его наделить их творческой одарённостью, вдохновением, удачей в различных видах искусств.

Стоит сказать, что в Великом Новгороде сохранилась очень старая улица Бояна, вероятно от имени Новгородца, который жил здесь. По этому поводу существует масса предположений, одна из которых — что Боян был тем самым Новгородским Волхвом Богомилом. Очень интересное исследование предлагает нам Б.А.Рыбаков. Эта история относится к крещению Новгорода в 988 году. Высший жрец славян Богомил, который жил в Новгороде, активно сопротивлялся насаждению новой веры Владимиром и поднял настоящий бунт. К сожалению, Добрыня с Путятой разбили сопротивление Новгорода, убили многих людей, сокрушили идолы и капища, а других силой крестили. Так вот, того самого жреца Богомила называли Соловьём, прозванный так от своего красноречия. Соловьём же называли и Бояна. Позже, в Новгородской Земле в слое датируемом 1070-1080 гг., были найдены гусли с надписью «Словиша» т.е. Соловей, которые предположительно принадлежали тому самому жрецу и волхву Богомилу-Соловью. Всё это, и ещё практически одинаковое время существования и того и другого человека, даёт нам право делать предположения, что Богомил и Боян могли быть одним и тем же лицом.

пуян «богатый», общетюрк. бай «богатый», от глагола baj - «становиться богатым». В казахском языке баян означает «повествовать, излагать, докладывать».

Великий Новгород, информационная табличка на улице Бояна

Имя Боян является очень распространенным и у южнославянских народов, особенно у сербов, болгар, македонцев, черногорцев. Кроме имени Боян, на территориях с преимущественно болгарским населением с X века засвидетельствованы имена, этимологически схожие - Боимир (Х в.), Бояна (XVI в.), Бойо (XV в.) с др. Также стоит упомянуть легендарного основателя Аварского каганата Баяна I и древнеболгарскаго княза Батбаяна .

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Боян" в других словарях:

    Боян - (XI в.) – древнерусский поэт певец. Как «творец песен» Б. назван в зачине «Слова о полку Игореве» (см. Автор «Слова о полку Игореве»): «Боянь бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    В восточнославянской мифологии эпический поэт певец. Известен по «Слову о полку Игореве» (имя Б. встречается также в надписях Софии Киевской и в новгородском летописце): «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по… … Энциклопедия мифологии

    Археологическая культура эпохи неолита (4 е тыс. до н. э.), на территории Румынии, Болгарии и Молдавии. Название по оз. Боян (Румыния). Остатки поселений, орнаментированная керамика. Хозяйство: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство … Большой Энциклопедический словарь

    А, муж. Слав. редк.Отч.: Боянович, Бояновна; разг. Бояныч.Происхождение: (От бой (ср. боец, бой))Именины: 10 апр. Словарь личных имён. Боян См. Баян. День Ангела. Справочник по именам и именинам … Словарь личных имен

    Баян, поэт, певец Словарь русских синонимов. боян сущ., кол во синонимов: 4 баян (17) певец (95) … Словарь синонимов

    Современная энциклопедия

    БОЯН. см. баян. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    А, м. Слав. редк. Отч.: Боянович, Бояновна; разг. Бояныч. [От бой (ср. боец, бой).] †10 апр. Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

    Боян - (Баян), русский песнотворец 11 12 вв., слагавший песни славы в честь подвигов князей. Впервые упомянут в Слове о полку Игореве (соловей старого времени, вещий певец); в Задонщине назван в Киеве гораздым гудцом. Имя стало нарицательным для… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    1 . (Boian) неолитич. культура, распространенная на терр. Румынии, Болгарии, Молдавской ССР (4 тыс. до н. э.). Назв. по поселению на оз. Боян в Румынии. Культура Б. прошла долгий путь развития, в течение к рого менялись территория обитания,… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Слово о полку Игореве. Поэтика и лингвистика текста. Слово о полку Игореве и пушкинские тексты , Николаева Т.М.. Настоящая монография включает две работы, посвященные наиболее известному памятнику древнерусской литературы - "Слову о полку Игореве" . Первая работа представляет собой обобщение многолетних…

Меню статьи:

Данное произведение – один из самих значимых исторических и литературных текстов периода Киевской Руси. Существование текста и его точное содержание стали причиной споров и дискуссий.

Причиной многих из них стал вопрос о подлинности текста, оригинал, приобретенный графом И.А. Мусины-Пушкиным, сгорел во время пожара 1812 года в Москве.

До нас пошли только переводы, сохраненные в поздних списках. Одним из предметов для спора является образ Бояна.

Кто такой Боян

Из текста мы узнаем, что он был песнописцем, жившим до автора «Слова». Но существовал ли действительно такой человек или его образ – это всего лишь плод воображения сказителя? Первоначально образ Бояна воспринимался как обобщенный, собирательный.

Предполагалось, что в нем были собраны черты и нескольких певцов. Согласно последним данным, Боян – это реально существующий песнописец. Его деятельность припадала на ХІ век и составляла около 40 лет. Боян, скорее всего, не был народным, а придворным певцом, однако, несмотря на это его произведения пользовались популярностью.

В тексте «Слова» также указывается временной промежуток, в который Боян вел активную литературную деятельность.

Исходя из информации, поданной в тексте «Слова». Вначале стихи Бояна были посвящены «старому Ярославу», затем «храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими»(эти князья соперничали между собой). Последние стихи Бояна были посвящены «прекраcному Роману Святославичу».


Иными словами, начал он свою литературную деятельность при правлении Мстислава и закончил при Романе Святославовиче (исходя из данных о годах правления и жизни упомянутых князей). Так как князья Мстислав Владимирович Храбрый и Роман Святославович владели Черниговским княжеством и зависимым от него Тмутараканским, а Ярослав Мудрый всей территорией Руси – это дает возможность выдвинуть гипотезу о том, что Боян был уроженцем этих земель, либо же проживал там в зрелом возрасте.

Зачем Боян упоминается в «Слове»

Имя древнего песнописца неоднократно встречается в тексте, но при этом он не выступает как действующее лицо ни в прямом действии по отношению к остальным героям и автору повествования, ни косвенно.

Это наталкивает на мысль, что этот образ можно было бы безболезненно удалить из «Слова», но, на самом деле, его функция важна. В первую очередь, сравнивая манеру изложения материала и способ выражения мысли свою и Бояна, автор обращает внимание на то, что его рассказ основан на реальных событиях и не является хвалебным произведением (какими, вполне вероятно, были стихи Бояна).

Д.Лихачев – один из исследователей «Слова» и переводчик текста на современный язык утверждает, что современный песнописец перерос Бояна, он находится уровнем выше него. Это не значит, что сказатели прошлого были менее талантливы или то, что их слава не заслужена, просто требования к ним были другими. Да и в целом они были первопроходцами, а современники, такие как автор «Слова», наученные их трудами могут усовершенствовать свои умения и пойти дальше.

Характеристика образа

Несмотря на то, что позиция в песнопении автора «Слова» и Бояна существенно отличается, автор не отзывается о нем негативно. «О Боян, соловей старого времени» – обращается к нему автор. Он благосклонно характеризирует его как «внука Велеса». События, о которых планирует рассказать автор «Слова» была бы идеальным поводом для произведения Бояна:

Вот бы ты походы эти воспел,
скача, соловей, по мысленному древу.

Рассказ Бояна был бы отличен по способу изложения. Автор в подражательной манере подает фрагменты произведения таким образом, кабы «Слово» написано самим Бояном.

Поэтическая манера Бояна состоит в противопоставлении. Для демонстрации принципа автор использует такие противопоставляющиеся выражения: буря соколов – стаи галок; кони ржут – звенит слава; трубы трубят – стоят стяги. В первом случаи использован принцип сопоставления предметов рассказа, исходя из противоположных характеристик, во втором и третьем наблюдается усиление эффекта, благодаря схожести некоторых характеристик.

В целом же стиль Бояна полон образности и эмоциональности.

Песни Бояна не состояли исключительно их похвалы, в своих произведениях он пытается с философской точки зрения оценить порой даже самые обыденные, поддающиеся законам природы, вещи. В аргументацию этому автор приводит слова Бояна, с характеристикой его умственных способностей:

«Ни хитрому,
ни умелому,
ни птице умелой
суда Божьего не миновать!»

Время Бояна прошло, и взгляды на принципы песнопения поменялись, поэтому вести повествование автор будет уже не таким образом как Боян, сейчас в обиходе принципы сказания уже другие.

Таким образом, Боян – реально существующий исторический персонаж. Он занимал важное место в процессе развития культуры и литературы Древней Руси.

Песни Бояна высокопатетичны. Его поэтическая манера заключалась в ярком противопоставлении, образности и эмоциональности. Тексты, написанные ним, не сохранились до нашего времени об этом человеке, его стиле и манере мы можем судить исходя из воспоминаний о нем в других текстах, цитирования их. Со временем, требования к литературе поменялись, и на первое место выступает не патетика, а умение достоверно передать информацию о том или ином событии, но это не уменьшает значения произведений Бояна для культурного развития Руси.

Анализ и значение произведения для русской литературы

«Слово о полку Игореве» окружено множеством мистификаций, однако все равно по праву считается выдающимся памятником древнерусской литературы. «Слово…» датируется XII веком. Иногда это произведение называют дружинным эпосом. В основе повествования – реальные события. Это рассказ о том, как правитель Новгород-Северского княжества Игорь отправился в поход против половцев. Кстати, позже этот сюжет творчески обыграет Стравинский, создав прекрасное музыкальное произведение, с уклоном в авангард. «Слово…» напоминает летопись. Однако это лишь поверхностное, первое впечатление. Внутреннее же содержание говорит скорее о том, что автор стремился не холодно изложить хронологию событий, а выразить искреннюю скорбь о родной земле, о Киевской Руси.

Итак, согласно сюжету, русское войско вступает в сражение с половцами и побеждает врага. Однако воинов Игоря ожидает и вторая битва, которую выигрывают половцы. Князья оказываются в плену. В процессе развертывания событий описывается также сон, который снится князю Святославу (племяннику Игоря): это не просто сон, а видение, предзнаменование. Русских воинов ожидают беды, но Святослав, при всем желании, не способен помочь князьям, потому что те, вероятно, не поддержат родственника.

«Слово…» содержит патриотические, исполненные эмоциональности призывы не сдаваться врагам, сопротивляться до последнего вздоха, защищать родную землю. Отдельное место занимает так называемый плач Ярославны, которая поднимается на стену в городе Путивль, откуда жалобно обращается к природе, к реке, к солнцу и другим стихиям. Этот фрагмент отличается великолепным лиризмом.

Анонимность «Слова о полку Игореве» и фигура Бояна

Авторство «Слова…» установить не удалось, но исследователи считают, что авторов произведения выступил сказитель или летописец, который присутствовал в походе Игоря. Автор, кем бы он ни был, уделяет внимание одной личности, которая, между тем, не является князем или великим воином. Это певец по имени Боян.

Боян наделен такими характеристиками, как «вещий» и «соловей старого времени». Проигрыш битвы половцам знаменует, вероятно, окончание этого старого времени, а Боян – тот, кто способен увековечить его в литературе. Стоит сказать, что автор, при рассказе о Бояне, говорит, что певец «растекался мыслью по древу». Однако эта фраза вовсе не значит, что Боян уходил от содержательности в своем тексте. Наоборот, автор желает сказать, что певцу удалось представить картину похода на половцев со всех сторон: как белка бегает по дереву, так и Боян успел «обежать» все стороны и аспекты битвы, чтобы потомки, читатели сумели составить полное впечатление об этих событиях. «Слово…» – это грустное произведение, потому что, как мы уже говорили, автор намекает на окончание старых и, по-видимому, неплохих времен. Впереди – период кровопролития и междоусобиц, когда брат идет войной на брата… Таким образом, автор «Слова…» делает вывод, что в центре проблем Киевской Руси – княжеская междоусобная война.

Однако автор латентно критикует Бояна – за то, что тот позволяет себе фантазировать и украшать действительность. Поэтому автор «Слова…» желает уйти от подхода Бояна к изложению событий, и составить собственную картину половецкого похода. Боян – лицо не мифическое. Это личность, которая существовала реально. Боян, разумеется, был не единственный сказитель, поэт Киевской Руси, однако, благодаря «Слову о полку Игореве» именно Бояну удалось остаться в памяти поколений.