Епископ Якутский и Ленский Роман: «Я родился монахом. Епископ серпуховской роман, викарий московской епархии

Вот и похоронили мы дорогого нашего Ваню…. Солиста Ансамбля им.Александрова старшего сержанта российской армии Столяра Ивана Витальевича Иван Столяр. (…)

Мы хотели, Надя хотела, родственники хотели, чтобы перед похоронами наших друзей отпели по православному обряду, пусть в закрытых гробах, но чином очного отпевания. Мы хотели, чтобы на отпевании пел лучший в стране Соборный хор - друзья Вани Столяра и других артистов Ансамбля собрались и приехали из нескольких регионов страны, среди них Заслуженные артисты России, солисты Большого театра, Геликон-оперы, Новой Оперы, Музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко, Хор Сретенского монастыря, Хор Свято-Данилова монастыря, Хор Новоиерусалимского монастыря, Хор Давидовой пустыни, Хор Саввино-Сторожевского монастыря, многие другие известные православные певчие, не удивлюсь, если пара-тройка Народных артистов России приехала, я всех не успел даже увидеть. Мало?! Еще перечислять?! Лучше этих людей у нас никто в стране не поет! Более сотни человек приехало!! (…)

Об их участии в отпевании и церемонии прощания договаривались неделю. Вышли на всех - на митрополита Ювеналия и даже на Патриарха. Со стороны Минобороны вышли на всех, до кого смогли добраться - до Шойгу не дотянулись, но военные и не возражали, и даже бесплатно выделили специальный большой автобус для трансфера хора. Да и РПЦ наша не возражала. На словах…

В итоге Соборный хор собрался, люди приехали в Мемориал в Мытищи для участия в церемонии. Военный комендант Москвы генерал-лейтенант Селезенев Е.А. лично распорядился разместить хор в зале, чтобы те могли петь всю службу. И тут… о, да, «любимое» ЗАО «РПЦ» проявило себя во всей красе! Некто епископ Роман Серпуховской (Гаврилов) (возглавляющий обряд отпевания) - скучный дед с серым лицом и пустыми глазами, послал одного из своих многочисленных "холуёв" к военным с требованием не допустить «непонятный Соборный хор» к пению. Заявил из разряда: «если они запоют - я остановлюсь!». У всех паника, у военных тоже. Пауза… «Сапоги» не свистят, но скрипят мозгами…. родные погибших рыдают над закрытыми гробами…

Думали они не долго - выгнали весь хор из 100 человек на улицу, на мороз. Сказали: запоете - арестуем. Певцы не успели понять ничего…. Я был внутри с родственниками, наружу если бы вышел, обратно бы не пустили, ничего поделать не мог! Федя Тарасов и Леша Татаринцев пытались в шоке кого-то убедить, но бесполезно: «серый епископ» брякнул, что ему, дескать «не разрешило Министерство обороны» и прошмыгнул служить трижды укороченное отпевание с какими-то батюшками-певчими в количестве пяти человек. Пять человек нестройно пели, а огромный хор певцов в растерянности…. разошелся и разъехался….

Это беда и позор, люди!!... Не, я могу понять трусость и тупость подмосковного архиерея - он наверняка думал о том, что телевидение снимает, о том «как бы чего не вышло», о том, что он не контролирует этих певцов, а вдруг они «политически некорректного чего» запоют?! Но с тобой же согласовывали каждый день в течение недели! Тебе звонили, писали, просили твоих «холуёв» получить твое трижды никому не нужное «благословение»! Ювеналию писали, в Патриархию звонили! Получили же, вроде как, «устное благословение» правящего архиерея (и это не ты)! И вообще, благословляет Бог, а ты, проводник бородатый, Его должен слушать, да людей, паству твою! Тьфу, позорище!!! Эти люди, что ты на мороз выгнал, лучшие певчие страны, они на всех главных службах и православных концертах поют…. лично тебе они сто раз до этого «многолетие» пели. Они пришли проводить в последний путь своих друзей, они хотели спеть для них!! Ты там вообще не главный был - главные там были люди, чьих тел мелкие части в закрытых капсулах в гробах лежали, да их родственники, которые ждали этот хор и этого пения!!! Одна лишь Надя неделю под капельницей этого добивалась, и звонила, писала, звонила, и писала в прединсультном состоянии! А ты их всех взял и выгнал на мороз, красавец!!... Надеюсь, лишит тебя твой «директор» Ювеналий «корпоративной премии», собранной с подмосковных приходов от нищих старух.

В итоге, самые стойкие певцы не разошлись, остались. Спели на улице, у могилы. Да как спели!!! Я такого пения не слышал. Да и многие такого не слышали… Слезы текли и высохнуть не могли… Когда стреляли пушки, военный духовой оркестр играл гимн России, так никто из нас этого не слышал даже, мы пели. Потом на видеозаписи оказалось, гимн сзади звучит… (…)

Ансамбль им.Александрова, его сотрудники, - молодцы, спасибо им огромное, очень стараются помочь! Минобороны, в целом, тоже хорошо, скрипят, копают «от столба и до обеда». Журналисты…. некоторые из них, переодевшись врачами, пробрались к Наде в больницу, с целью выяснить, как она собирается делить со свекровью тело погибшего мужа…. Журналисты, кароче, тоже ма-ла-дцы!((...

Но вот попы… попы выступили по-полной, и получают от меня заслуженное 1-е место в рейтинге «благодетелей». Все вокруг помогали как могли - деньгами, льготами, транспортом, Префектура ЦАО и Управа «Хамовники» по собственной инициативе зал для поминок предоставили и стол на 60 человек за свой счет накрыли (шикарный стол!) и смиренно ждали до полпервого ночи, пока все наплачутся и напоются, люди из Минобороны, соцслужб звонили и спрашивали, чем помочь, присылали врачей и психологов бесплатно, лечили в лучших палатах, Собянин даже, оторвавшись от плитки и парковок, раньше всех деньги заплатил и еще обещает помочь, ну - нормальные все люди!

Русская же Православная Церковь Московского Патриархата молчит. Еще тупит. Трусит. И, как видите, еще и гадит. Где-то пробегала информация, что Патриарх помолился за погибших в авиакатастрофе. И всё?! Ни утешения, ни помощи, ни даже денег. Нахрена вы вообще нам тут нужны, а?! Вы даже свой собственный хор выгнали на улицу!! Я православный христианин, а вынужден такие обличающие слова писать, вместо того, чтобы радоваться доброте, пониманию и милосердию Церкви нашей… Больно мне за этот мрак и лицемерие, что я вижу! Да все видят, кто не слеп…. (…)

Якутская епархия - самая большая в Русской Православной Церкви - летом познакомилась со своим новым архиереем, епископом Романом. Владыка необычайно активно начал ездить по приходам (путь до некоторых из них длинен и дорогостоящ), общаться с паствой, заботиться о переводе Литургии на якутский и изучать язык. При этом он находит время рассказывать о Якутии на своей странице в Фейсбуке, а теперь - и на страницах «ТД».

Епископ Якутский и Ленский Роман

‑ Владыка, Вы назначены на кафедру недавно, но уже говорите о Якутии, как будто это ваша родина. Вы до того интересовались жизнью Якутии?

‑ Нет, до того, как я узнал из беседы со Святейшим Патриархом о своем назначении, Якутией я не интересовался. Но говорить о ней почти как о родной земле мне позволяют два обстоятельства: во-первых, православные люди всюду одинаковы независимо от цвета кожи и разреза глаз, и православное мировосприятие одинаково у всех людей, исповедующих Христа как Бога и Спасителя. Во-вторых, со мной сюда согласилась приехать мама, я прибыл со своими ближайшими помощниками и учениками, которые решились разделить мое служение. Поэтому я воспринимаю Якутию как место родное и близкое, как продолжение дома.

‑ Насколько уже удалось познакомиться с епархией?

‑ Поставил себе задачу много ездить, и пока Господь дает силы. За первые два месяца я посмотрел половину приходов, а всего их 55. При этом территория равна по площади государству Индии. К вопросу о том, как в России живут священники - якобы роскошно, а в этих поездках приходилось спать в автомобиле, причем не лучшего качества, проводить ночи в дороге, притом что утром нужно будет служить. До некоторых приходов 14 часов езды. Многие приходы при наличии общины и храма стоят без священника: священников 35 на всю епархию.


‑ Как же живет приход без священника?

‑ Живет и хорошо живет: Господь не оставляет. Я видел здесь такие чудеса, которых не видел более нигде на территории Русской Церкви. Священник приезжает в общину не чаще раза в месяц - потому что на организацию такой поездки нужно как минимум 50 тысяч рублей. Община существует благодаря тому, что есть староста, который (или которая) мудро руководит приходом, совершает богослужения мирянским чином, содержит храм - отапливает, оплачивает электроэнергию и прочее, да еще при этом занимается просветительской деятельностью. Недавно я был в шахтерском поселке Джибарики-Хайя, название-то какое красивое! Чтобы туда добраться, нужно 600 километров ехать практически по бездорожью, перебраться через две реки - Лену и Алдан, и в поселке с населением чуть больше тысячи человек вы увидите магазин, перестроенный под храм. Община там - порядка ста человек, это активные прихожане, их возглавляет деятельная старушка-якуточка, которая очень радеет о храме. Что меня архиудивило: там есть даже своя воскресная школа, в которой два или три десятка детей. Это настоящее чудо Божие! Кроме того, я понимаю, что это мудрая забота моих предшественников, архиепископа Германа и епископа Зосимы, которые, открывая приход и создавая общину, не оставляли в ней дела на самотек, а всячески поддерживали, в том числе и через отправку священников-миссионеров. К сожалению, кадровая проблема сейчас - проблема номер один, так что мы будем работать над открытием семинарии в Якутске на базе существующего духовного училища.

‑ Владыка Зосима в своих поездках неоднократно встречался с протестантскими проповедниками и сектантами, живущими в поселках постоянно. Вам уже приходилось сталкиваться с их работой?

‑ Большой наплыв заезжих миссионеров был характерен для конца 90-х. Тогда привлекалось большое количество денежных средств - покупались земли и здания для плацдармов борьбы за людские души. Теперь такого уже не наблюдается: есть устоявшиеся общины баптистов, совсем небольшое количество Свидетелей Иеговы, и общее число приверженцев протестантских направлений невелико. Я пока не встречался ни с кем. Посмотрим: может быть, что-то позитивное мы будем делать вместе на социальном уровне.

‑ Раньше православные видели проблему именно в том, что протестантские проповедники остаются в поселке на год и более, а наши наезжают на пару дней…

‑ Я думаю, это выдуманная проблема. Правда то, что денег у протестантов намного больше. На сегодня на ключевых приходах мы уже имеем активных священников, стабильные общины, есть приходские советы, миссионеры, социальные работники. Люди трудятся на всех направлениях.


‑ Не так давно вы благословляли нивы. Якутия ассоциируется с вечной мерзлотой, а не с пшеницей…

‑ Это уникальный район - Амгинский, его называют Якутской Украиной. Этот район всегда, особенно до революции, славился земледелием, выращивал громадное количество пшеницы. Глава района пригласил совершить освящение. Он верующий и мудрый человек. Из моих уст это может звучать, как лесть, но я умилился и восхитился подбором кадров, который ведет нынешний президент Якутии. Все главы районов, с которыми я встречался, - это люди мудрые, обладающие опытом, твердой, целомудренной и продуктивнойжизненной позицией. Глава района также пригласил совершить богослужение в часовне в центре села, мы говорили о возможности строительства в Амгенового храма, будем совместно искать спонсоров. Он заинтересован в том, чтобы открылся храм, была воскресная школа, чтобы Евангельская весть неслась людям и лежала в основе существования всего общества, села и района. Он достоин восхищения, притом что это человек из нашего советского прошлого, с советским образованием, он мог бы иметь и советский менталитет, но насколько это мудрый человек! Он понимает основополагающее значение православия для будущего Якутии.

Возвращаясь к нивам: когда я спрашивал, сколько центнеров пшеницы они собирают с гектара, мне называли цифры, скорее характерные для Ставрополья или Кубани. Притом, что это зона рискованного земледелия, они говорят: в хорошие годы - до 20 центнеров, в лучшие годы - до 40. Когда я услышал это, я понял, что это удивительные люди-труженики, которые в тяжелейших условиях сохранили принцип коллективного хозяйства. Кроме пшеницы, ржи и овса там выращивают большое количество овощей. Это особый регион и особая ситуация во всей Якутии. Но в зоне рискованного земледелия, чтобы говорить о серьезном хозяйстве в перспективе, нужно разрабатывать новые сорта пшеницы, как то делали в советский период, нужны очень серьезные вложения.

Что меня там умилило - в Олекминске встречаюсь с главой села, спрашиваю: сколько в селе людей? Отвечает: почти тысяча человек, половина славян, половина народов Саха. А какое количество православных? Он задумывается - сам-то он не православный - и говорит: наверное, треть села. А потом неожиданно добавляет: но это самые лучшие люди села, они порядочные, добродетельные, честные и искренние. Это было похвалой, которую я услышал с огромным удовольствием и всем ставлю в пример: вот такими должны быть православные, чтобы человек извне, наделенный властью - свидетельствовал об этом. Там есть храм, куда священник приезжает раз в месяц, и хорошая община.

— О языческом сознании говорят, что оно относится к божеству по принципу «ты мне - я тебе». Если идол не помог на охоте, его могут выпороть. Такое же сознание проявляется в современном обществе: Патриарх благословил сборную перед Олимпиадой, спортсмены выступили хуже обычного, следовательно, начали обсуждать в сети, благословение сработало наоборот. Давайте, мол, не пускать Патриарха на Байконур, а то спутник не полетит. То же может сработать и в зоне рискованного земледелия: сегодня вы, владыка, освятили нивы, завтра может ударить мороз. Как вы будете реагировать на народное представление, что это освящение «не сработало»?

— Мы ведь освящаем нивы не для того, чтобы на нас все повалилоиз рога изобилия. Слава Богу, что те, кто просят освятить нивы, понимают, что здесь не может быть колдовства, что результат дела зависит как от помощи Божией, так и от усердия трудящегося. Люди это понимают - я с ними встречался. Возвращаясь к вопросу веры: кажется, у Лескова описано, как протодиакон шел в поле на молебен от бездождия - в галошах и с зонтиком при ясном раскаленном небе. Возвращался он всегда под дождем. Верить надо.

Конечно, я готов и к тому, что среди тысяч жителей Якутии кто-то будет думать и по-другому. У каждого свой путь, в том числе путь искания Бога, свой путь реализации религиозных запросов. Кто-то из-за гордыни боится признаться, что хочет узнать о вере, и будет критиковать, чтобы получить ответы на те вопросы, которые боится задать напрямую. Я часто вижу, как в интернете на форумах разговоры заводятся ради этого: кто-то стесняется спросить и начинает нападки, но не потому, что он злобный атеист, а потому, что он гордый человек.

Конечно, будет непросто и уже сейчас непросто в смысле миссии и проповеди, но я оцениваю состояние общества как здравомыслящее. Я вижу, что многие оценивают ситуацию, в том числе миссионерскую, с общечеловеческой точки зрения, пользы для общества в целом. Многие власть предержащие, люди большого бизнеса, может быть, сами еще только на пути к храму или лишь готовятся по этому пути пойти, но ценность присутствия православной веры и православной культуры они видят, как и ее плоды. Например, при святителе Иннокентии всю грамоту, умения читать и писать, культуру во всем ее многообразии принесли православные миссионеры. Они открыли Якутии новый мир. Переводчик Священного Писания на якутский язык, писатель Дмитрий Кононович Сивцев - СуорунОмоллоон - говорил, что создание якутской епархии включило якутский народ «в один ряд со всеми политически значимыми народами мира».

— Что самое сложное сейчас в епархии для вас, владыка?

— Самая сложная задача, как я ее вижу - чтобы Евангельская весть дошла до ушей и сердца всех якутян. Как это сделать - чтобы каждый услышал о Христе, о Евангелии, о значении православной культуры - я пока не знаю, но хотел бы, чтобы получилось. Конечно, надеюсь и на СМИ, но главное - на помощь Божию. И здесь есть люди, которые этого не хотят, и пороки здесь есть, и современные тенденции мешают - но до чего же важно, чтобы услышали о Христе!

— А на более практическом уровне что самое сложное?

— Бывает сложно найти в себе силы на 100% отдаваться служению: сложно мало спать, в поездках почти не есть, много ездить. Совсем не сложно говорить, совсем не сложно часто и много служить, совсем не сложно проповедовать, общаться с самыми разными людьми. Сложно найти в себе человеческие силы - но вся надежда на Бога.

— Можно ли сравнить полиэтническую и многорелигиозную ситуацию в Кавказском регионе, откуда вы приехали, и в Якутии?

— Говорить о научной оценке мне сложно, а концептуальный подход к религиозной жизни одинаков. Там и здесь мы можем и должны нести свет Евангелия Христова людям, при этом не вступая в откровенный и грубый конфликт, никого не обижая. Мне часто задают вопрос: как вы относитесь к двоеверию современных жителей Якутии, к тому, что они и в храм ходят, и придерживаются некоторых языческих традиций? Тогда я вспоминаю святителя Иннокентия, который говорил, что в определенный период развития народа это возможно. Кому-то из консервативных православных это не понравится, но без этого не обойтись. Если я хочу, чтобы моей паствой стали Саха, носители якутских народных традиций, то я не могу им грубо сказать: сегодня вы прекращаете все свои обряды и отказываетесь от привычек. Для них сегодня отречение от язычества будет предательством национальных корней, национального самовыражения, духа предков. Нельзя этого требовать.

— Значит ли это, что до или после вас нивы благословил еще и шаман?


— Нет, шамана не приглашали. Для Амгинского района характерно прямое и однозначное выражение симпатий к православию. А вот в других районах иначе. У нас недавно был миссионерский сплав на теплоходе до Олекминска, мы общались с местным населением в селах, проповедовали, служили, привозили книги. Однажды, когда мы сели на теплоход, на Лене началась буря, и человек, который помогал нам арендовать корабль, совершил нечто, что можно назвать языческим обрядом: он вылил рюмочку водки в воду. Это называется у них «покормить Лену», чтобы река была милостива. При этом он - православный человек.

— И Лена успокоилась?

— Парадоксально, но Лена успокоилась. Но благодарили за это Господа и Создателя всего мира, в том числе и Лены, за то что Он послал нам умиротворение и спасение. Людям вообще нужно помочь - не критиковать, не обличать: «Ты Лене поклонился!» Лучше сказать: хорошо, ты проявил уважение к реке, но кто ее сотворил? Кто Хозяин Лены? Это Господь. Давай обратимся к Нему без посредников, напрямую, давай помолимся вместе: «Господи, благослови, спаси и сохрани». Мы помолились мирно и благополучно.Так что ситуация выглядит не так страшно - смотря каким взглядом смотреть.

Сложность в том, что, хотя в XIX веке 90% якутов были крещены, советский период принес не просто уничтожение веры и веропринадлежности, но, с одной стороны, потерю национального самовыражения, а с другой - потерю религиозного пути. Поэтому ныне некоторая часть якутской интеллигенции видит в шаманизме и язычестве один из способов утверждения национальной самобытности. При этом язычество не имеет четко выраженного вероучительного основания. Все толкуют его на разные лады - в этом сложность. Вот храмов, например, до революции у шаманистов не было - вообще никаких культовых построек. А теперь стали строить некое подобие капищ, называя их «культурным центром».

— Вашу епархию называют миссионерской… Что это означает?

— Я думаю, что весьма полезное дело и значительное явление - миссионерский стан, напримерв Тикси, где служит игумен Агафангел (Белых). Но вот что такое миссионерская епархия - я не понимаю. Другая тогда что - не миссионерская? «Миссионерская концепция» тоже вызывает у меня вопросы - но, может быть, это из-за моей молодости на миссионерской ниве. Все впереди.

— С одной стороны, православию в Якутии несколько столетий. С другой стороны, и владыка Зосима говорил, и Вы часто говорите, что миссионерская работа только начинается. Как это совместить?

— Это противоречие— кажущееся. Дело в том, что в миссионерском присутствии очень важны стабильность и постоянство. Если миссия прерывается или ослабевает по своей интенсивности, то бывает охлаждение. В последние несколько месяцев, когда проходила передача дел в епархии, интенсивность поездок по восточным и северным районам была снижена почти до нуля. Это не значит, что священники ленились - нет. Для поездки на Север, куда лететь четыре часа, необходимо и время и, в первую очередь - деньги. Большой механизм миссионерской работы должен идти слаженно, как часы. Если он стопорится, всякий раз приходится говорить о возобновлении миссии, о ее новом запуске. Например, уникальна миссии святителя Иннокентия - конечно же, за его праведность ему споспешествовала Благодать Божия; с другой стороны, помогали его человеческая мудрость и опыт. Но - как ни крути, а к деньгам вернешься: главным его спонсором был святитель Филарет (Дроздов), который, будучи Митрополитом Московским, выделял ему крупные суммы на миссионерскую работу, на издание книг и другие направления. Учитывая опыт предшественников, почитая и преклоняясь перед ним, утверждая продолжение этого опыта, мы должны прилагать свое старание и новые методы к современным условиям. В том числе должна быть финансовая помощь.

— А вам уже удалось найти спонсоров?

— Пока нет. Потому и в поездки я беру с собой одного-единственного человека - он выполняет работу и фотографа, и помощника на службе, и летописца для сайта епархии, и иподиакона, и водителя. Слава Богу, что такие замечательные люди у меня есть. Служба получается не совсем архиерейская, но дает и мне возможность познакомиться со своей паствой, и людям познакомиться со мной. И я вижу, какая здесь идет церковно-приходская и церковно-общественная жизнь.

— Каково состояние перевода Литургии на якутский язык?

— Первоначально перевод богослужения был осуществлен при святителе Иннокентии в середине XIXвека, но на сегодня он уже устарел, и был выполнен новый перевод. Какие-то части Литургии, в том числе чтение Священного Писания, уже совершаются в Градо-Якутском кафедральном соборе на родном языке местных жителей. Над переводом работали замечательные люди, одна из них - ученица СуорунаОмоллоона. Шесть священников епархии владеют якутским богослужебным языком, могут говорить на нем ектении. Я и сам решился учить язык, выучил пока несколько возгласов - впервые применял это знание 19 июля, во время богослужения на якутском. Пожилые якуты подходили и простодушно говорили: если бы вы еще и без ошибок все произносили, было бы совсем хорошо, но спасибо и сегодня. Конечно, со временем ранняя или поздняя Литургия в кафедральном соборе, а также богослужение в районах компактного проживания якутов будет на якутском. К тому есть и желание, и возможности.

— Как вас встречали в Якутии, особенно светские люди? Ведь недавняя история епархии была довольно напряженной.

— Встречали осторожно, но не из-за напряженной, как вы выразились, истории епархии. Думаю, и проблемы последнего года были несколько раздуты теми, кто не хочет благополучия церкви. Напряженность же связана просто с внимательностью к новому человеку. Я не случайно часто привожу высказывание святителя Иннокентия, что Якутия - это целый мир. Здесь, вдали от столиц, привыкли жить в своем мире, а приезжавшие, например ради освоения недр, иногда привозили с собой кроме культуры еще и антинравственные явления. Потому к промышленникам относятся особенно осторожно. Вот сейчас строят железную дорогу - и переживают, что по ней приедут новые проблемы. В этом ключе присматриваются и ко мне - но я готов к этому, я и не рассчитывал, что меня примут в распростертые объятия. Надо заработать и заслужить авторитет и любовь - они не даются только за то, что ты - носитель архиерейского сана.

— Вы наверняка поразили всех своей активностью - вашим предшественникам не удавалось столько ездить и встречаться с людьми.

— Нужно просто не упустить момент - в том числе теплое время года и навигацию по Лене. Но я говорю не о климатической, а скорее о церковно-общественной ситуации. Святейший Патриарх часто напоминает, что сейчас - время, когда можно и нужно много сделать, а кто знает, что нас ждет впереди. Поэтому мне нельзя расслабляться: ведь архиерей - это и пример для священников. Если я опущу руки - чего ожидать от них? Священники в епархии в основном молодые: еще в советское время так сложилось, что люди предпенсионного возраста из Якутии обычно уезжали. Это относится не только к священникам. Батюшки здесь в основном старательные: кто же поедет на Север, если не горит сердце и не чешутся руки? У них горит душа и есть знания - и люди это видят.

Фото с официального сайта Якутской и Ленской епархии.

23 новых храма за четыре года! Еще 25 заложены или на подходе... 28 священнослужителей, рукоположенных за это время в священный сан. Многие из них уже отправились к месту своего служения - на самые дальние приходы Якутии, в большинство из которых «только самолетом можно долететь».

Если осмыслить эти данные, вывод следует такой: темпы восстановления Якутской епархии в последнее время можно, наверное, назвать стремительными. Что помогает восстанавливать Якутскую епархию, которая в 2015 году отметит 145-летний юбилей? Какие проблемы ждут решения? Об этом мы говорили с епископом Якутским и Ленским Романом .

У каждого храма - история своя

Владыка, когда в 2011 году вы прибыли в Якутию, в одном из первых интервью с вами я, помню, поинтересовалась: реально ли восстановить порушенное хозяйство епархии в дореволюционном виде? Вы ответили: вряд ли. Но с тех пор каждый год в республике появляются новые храмы: в 2012 - 9, в 2013 - 4, в 2014 - 6. Получается, в хорошем смысле вы опровергаете свои же слова. И если так пойдет...

Ну, справедливости ради, должен сказать, что история строительства многих из них начиналась задолго до моего приезда сюда. Я лишь подхватил начатое предшественниками, продолжил и довел до конца.

Восстановить то, что когда-то было, сложно и вряд ли удастся в прежнем объеме. Ведь до революции Православная Церковь официально поддерживалась государством. Сегодня же вся поддержка - это пожертвования прихожан. Всё, что мы делаем: и наши образовательные проекты, и просветительская работа, и семинария, и социальная деятельность, - всё основано исключительно на них.

Впрочем, в каком-то смысле это даже хорошо! Потому что мы независимы от бюджетов разных уровней и не гонимся за ними. Да, того, что у нас есть сегодня, явно недостаточно, но зато всё это честно, прозрачно и благородно.

- И, тем не менее, новые храмы - каждый год...

Да, открываются! И у каждого своя неповторимая история. Ведь в одном случае все расходы по строительству вдруг решает взять на себя какая-нибудь крупная компания. И это одна история.

Храм Георгия Победоносца в Нерюнгри посвящен 70-летию Победы. Это «народная стройка», что очень символично

Епископ Роман (Гаврилов Геннадий Михайлович) родился 3 февраля 1957 г. в православной семье рабочих в городе Кольчугино Владимирской области.

В 1974 г. окончил 10 классов Беречинской средней школы и в этом же году поступил рабочим на завод имени Серго Орджоникидзе.

С 1975 по 1977 гг. служил в рядах Советской армии. По демобилизации из армии был направлен на работу инспектором в отдел охраны административных зданий города Москвы.

С 1978 по 1980 гг. обучался в Московском институте стали и сплавов.

Непреодолимое желание посвятить свою жизнь служению Богу и людям в чине иноческом побудило в праздник Преображения Господня 6/19 августа 1980 г. постричься в иночество. Постриг был совершен в Свято-Троицком храме с. Низкое Московской области иеромонахом Иосифом (Балабановым).

С 14 августа по 17 декабря 1981 г. нес послушание псаломщика в Свято-Параскевинском храме с. Великодворье Гусь-Хрустального района Владимирской области.

4/17 декабря 1981 г. в день памяти св. великомученицы Варвары и прп. Иоанна Дамаскина по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) в домовой церкви Архиерейских покоев, что при Владимирском Епархиальном управлении, настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора города Владимира, секретарем архиепископа Владимирского и Суздальского, благочинным церквей Киржачского округа архимандритом Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество с наречением имени Роман, в честь св. Романа Киржачского, ученика преподобного Сергия Радонежского.

В день памяти святителя Николая Чудотворца в Свято-Успенском кафедральном соборе города Владимира архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом рукоположен в сан иеродиакона, а на следующий день, 7/20 декабря 1981 г., тем же Преосвященным архипастырем в том же соборе рукоположен в сан иеромонаха и стал клириком упомянутого собора.

С 20 января 1982 г. по 15 апреля 1986 г. - делопроизводитель Владимирского Епархиального управления.

В 1983 г. поступил в Московскую Духовную семинарию.

18 октября 1983 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен права ношения наперсного креста.

7 апреля 1985 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом возведен в сан игумена.

20 января 1986 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом к празднику Святой Пасхи награжден правом ношения палицы.

С 15 апреля 1986 г. по 2 декабря 1987 г. служил настоятелем Свято-Успенского храма города Петушки.

20 апреля 1987 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен правом ношения креста с украшениями.

22 декабря 1987 г. по 2 ноября 1990 г. определением митрополита Кишиневского и Молдавского Серапиона назначен на должность настоятеля Преображенского собора города Бендеры.

6 января 1988 г. митрополитом Кишиневским и Молдавским Серапионом возведен в сан архимандрита.

В связи с юбилеем 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. Святейшим Патриархом Пименом награжден орденом святого равноапостольного великого князя Владимира III степени.

14 октября 1988 г. определением митрополита Кишиневского и Молдавского Серапиона назначен членом Епархиального совета Кишиневского Епархиального управления. В том же году награжден Патриархом Московским и всея Руси Пименом орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени.

В 1989 г. в ознаменование юбилея 400-летия учреждения Патриаршества на Руси Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».

В 1990 г. избран членом президиума Общества милосердия города Бендеры Молдавской ССР.

18 февраля 1991 г. принят в клир Московской епархии и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен настоятелем Преображенского храма города Железнодорожного.

20 апреля 1991 г. указом митрополита Ювеналия назначен благочинным церквей Щелковского округа.

26 ноября 1992 г. назначен настоятелем Борисоглебского храма города Дмитрова Московской области с оставлением в должности благочинного церквей Щелковского округа и настоятеля Преображенского храма.

23 февраля 1993 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви Московского Патриархата утвержден в должности настоятеля Борисоглебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области.

С 19 сентября 1997 г. по 7 октября 2005 г. служил настоятелем Успенского кафедрального собора города Дмитрова Московской области.

28 июля 2003 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.

С 13 мая 2005 г. по 18 октября 2005 г. являлся настоятелем Елисаветинской церкви города Дмитрова Московской области.

8 августа 2005 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием поручено временное исполнение, по совместительству, обязанностей настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области и обязанностей благочинного церквей Чеховского округа.

7 октября 2005 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви назначен настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района, Московской области и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен благочинным церквей Чеховского округа.

В 2006 г. окончил Московскую Духовную семинарию. На кафедре богословия написал по предмету «Основное богословие» дипломную работу на тему «Критический анализ мировоззренческой стороны трудов академика М.С.Норбекова». В этом же году зачислен на I курс экстерната Московской Духовной Академии (Богословское отделение).

10 августа 2006 г. Святейший Патриарх Алексий II за Божественной литургией в Смоленском храме Новодевичьего монастыря г. Москвы возглавил хиротонию архимандрита Романа во епископа Серпуховского, викария Московской епархии.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 129) назначен игуменом Высоцкого монастыря г. Серпухова с освобождением от обязанностей настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни.

В 2008 г. окончил Московскую Духовную Академию.

В этом месяце Якутская и Ленская епархия отмечает 20-летие возрождения кафедры. Что было сделано за это время? Какие трудности стоят перед миссионерами и катехизаторами сегодня? В чем уникальные особенности служения на Якутской земле? Кто они, герои сурового Севера, несущие Слово Божие людям? Обо этом и много другом рассказал "Фоме" епископ Якутский и Ленский Роман.

* * *

Первым очень значительным и шокирующим открытием в Якутии стали громадные расстояния. В школе географию учил, карту знаю, а вот ощутить это через колеса автомобиля и через ноги при отсутствии дорог было настоящим потрясением. Первая поездка, четырнадцатичасовая, была в Вилюйск, причем это центральный город Якутии, никакая не окраина. Якутск и Вилюйск — два центральных города республики. Прочувствовать эту дорогу каждой клеточкой физически — вот что открыло мне истинный масштаб территории. Долгим зимним периодом очень пугали, но я морозов как-то не заметил. Наверное, потому что много суетился и много ездил. Первая зима не оставила в памяти какого-то заметного отпечатка. Хотя температуры под минус 60 и теперь страшат.

Я понял, что мой первый шаг должен быть навстречу пастве. Не ждать, пока меня пригласят, а ехать самому. Потом я читал у многих церковных историков, что миссия Православия в Якутии именно такой особенностью и отличалась: священник не ждал, пока люди придут к нему на службу в отстроенный храм, а сам шел в народ, шел в кочевые стоянки коренных народов и первым предлагал общение, а уже дальше вокруг этого создавалась община и рождалась вера во Христа. Так и получилось, что в течение этих двух лет мной руководило стремление познакомиться с людьми, даже не любопытство и необходимость знать всю Якутию, а именно через эти встречи и беседы утверждать веру Христову.

Самым большим открытием в Якутии для меня оказались люди. Святитель Иннокентий Московский сказал, что Якутия — это целый мир, пестрый, разнообразный. Именно это я и увидел: в каждом районе свой уклад, свое внутреннее содержание, местные культурные традиции. В арктических улусах народ особенно отличается степенностью, спокойствием и вдумчивостью. Одна из моих последних поездок, в Среднеколымск, подарила мне встречу с удивительными людьми — людьми с очень глубоким и чутким восприятием веры и желанием слышать Слово Божие. Они сами строят церковь, бревнышко за бревнышком. От Якутска расстояние большое, это скорее уже ближе к Магадану, а священника там нет. Эта среднеколымская территория очень пострадала во время гонений. Около десяти одних только священников из этого улуса были расстреляны за веру.

* * *

Большой радостью во время этих передвижений по бесконечному бездорожью является то, что открывается слева и справа от трассы — невероятные пейзажи. Еще не испорченнная человеческим вмешательством девственная красота природы всегда поднимает настроение и по-особому ободряет. Глядя сквозь дорожную пыль на эту красоту, даже забываешь о сложностях передвижения. У нас есть уникальные животные — очень красивые якутские лошади, они больше дикие, чем домашние. Они сами пасутся и летом, и зимой, заходя к человеку только на время появления потомства. Зимой они копытами ковыряют снег и добираются до мерзлой травы.

В одном из интервью владыки Зосимы* я прочел, что в Якутии люди зимой друг на друга пристально смотрят, в глаза и на лицо, и вовсе не из любопытства или с бесцеремонностью, а ради предупреждения обморожения. В 50-градусный мороз очень легко не заметить, как отморозишь нос, щеки, уши — они начинают белеть, а человек часто и не чувствует этого. Поэтому с такой заботой и сопереживанием люди друг на друга смотрят. Эти суровые условия повлияли на взаимоотношения между людьми, они всегда предупредительные и внимательные. Я не знал этих особенностей, но в любой поездке люди, даже совершенно незнакомые, спрашивали меня, хорошую ли я надел обувь и теплую ли одежду. От такой заботы было приятно и тепло на душе, тут ведь не только о здоровье речь, это касается всей жизни вообще.

* * *

Природные условия, конечно, очень суровые, сложные и налагают отпечаток на планы, на построение передвижений. Люди знакомили со своей родиной, подсказывали, как правильно учитывать специфику природных условий. До сих пор советуют мне не планировать мероприятия друг за другом, нужно иметь запас в несколько дней, потому что может пойти дождь и взлетная полоса размокнет. В Якутии около пятнадцати аэропортов с грунтовыми взлетными полосами — можно на несколько дней застрять в отдаленном населенном пункте. Слава Богу, пока Господь меня не наказывал такими скорбями. Бывало, что рейсы откладывались на несколько часов, самое большое — пять часов в аэропорте ждали посадки, но чтобы на несколько дней — пока не было. При таких исключительных климатических сложностях очень важно, что все друг другу помогают.

Я долго не мог привыкнуть к местной кухне. Она простая и очень достойная, но в ней много мяса и рыбы, много жеребятины и оленины. Сейчас даже появились любимые блюда. Саламат — горячая закуска, которая подается перед всеми блюдами, в основе своей это прожаренная мука со сливками или сметаной. Здесь очень вкусно готовят карасей, удаляя из них только желчь, оставляя все внутренности, рыба получается сочной, в отличие от Центральной России, где карась — это нечто зажаренное до корочки и хрустящее. В Якутии карась в кулинарном плане — культовое блюдо.

При отсутствии дорог очень неприятным сюрпризом оказалась высокая стоимость перелетов. Перелет внутри республики обходится в три раза дороже, чем билет из Якутска до Москвы. Чтобы посетить Тикси или Чокурдах, нужно 25 тысяч рублей в один конец. Для совершения архиерейской службы я беру с собой как минимум еще одного человека, чаще нужны два помощника. Вот такой очень тяжелый расклад — и по карману сразу бьет, и смиряет. Меня большей частью сопровождает в поездках иеродиакон отец Симеон, такой человек-оркестр: фото-графирует, служит, облачает, пишет новости и тексты, носит тяжелые чемоданы с литературой, пономарит и регентует. Во все регионы, во все 32 улуса республики, можно добраться только из Якутска. По соседним улусам проехаться просто невозможно, нужно возвращаться в столицу. Например, жители дальних районов, может быть, никогда и не бывали в самом Якутске, не говоря уже о других улусах. Чтобы совершить путешествие из Оленька в Якутск или из Якутска в Среднеколымск, нужно только в один конец заплатить более 50 тысяч рублей и потратить на это два дня. Из-за таких расстояний территории исторически развивались по-разному. Здесь многоликие районы с разным национальным составом населения. Печально зрелище оставленных северных территорий. Очень тяжело наблюдать эту картину. Так хочется как-то помочь, что-то сделать.

Самая удобная дорога — зимой. Здесь шутят: самые лучшие асфальтоукладчики — снег и мороз. Как выпадет снег, уже получается дорога, тем более когда ее потом прокладывают по реке — идеальная трасса. Многие населенные пункты вообще доступны только в зимний сезон. Однако зимой есть и очень большой риск. Практически все автомобили, начиная с октября, имеют двойные стекла, даже самые крутые внедорожники. Если заглохнет один-единственный автомобиль, на котором ты едешь, то в запасе всего один-два часа: машину тут же поджигают, и пока она горит, есть надежда не замерзнуть и дождаться, что кто-то проедет мимо. На десятки километров телефонная связь между поселками отсутствует. Поэтому обязательно нужно ездить несколькими машинами, но и тогда это все равно риск.

* * *

За время пребывания в Якутии мы пробовали все средства передвижения, в том числе совершили поездку на собачьих упряжках (за один день 70 километров проехали). Это была экспедиция, посвященная памяти миссионеров прошлого, — мы попытались приблизиться к тем условиям, в которых жили просветители XVIII и XIX столетий. Прочувствовав каждой клеточкой своего тела всю сложность и тяжесть тогдашнего служения святителя Иннокентия и других подвижников, начинаешь глубже понимать ответственность, которая лежит на нас — в наших условиях, с современными удобствами. Еще больше зауважал я тех, кто в прежние времена трудился на этой земле, ездил, просвещал людей.

* * *

Один из ярких и значительных исследователей христианства в Якутии Инна Игоревна Юрганова пишет, что до 1916 года в Якутии было порядка 300 храмов и часовен, в которых служило более 200 священников. Причем надо отметить, что половина из них были якутами. К 1993 году от храмов не осталось почти ничего. Сейчас, когда мы в этом году празднуем двадцатилетие возрождения Якутской епархии, у нас 65 храмов и 60 священников. Но число населенных пунктов, которые бы хотели иметь священника и регулярные богослужения, раза в два больше. При нашей транспортной специфике не все могут поехать в тот населенный пункт, где есть храм и община со священником.

* * *

Воспитывать священника гораздо тяжелее и труднее, чем строить храмы. Это более длительный и кропотливый процесс, именно поэтому такое большое внимание уделяется семинарии, на ее содержание выделяются значительные средства. Обучение нашего студента обходится в несколько раз дороже, чем такое же обучение в Москве или Санкт-Петербурге. Но мы сознательно идем на это, потому что нужно взращивать пастырей из коренных жителей, для которых этот климат привычен, и эта специфика жизни во всем ее многообразии, культурном и климатическом, — это все родное и свое.

Служащие здесь священники, с одной стороны, приехали с первым архиереем возрожденной Якутской епархии, теперь уже митрополитом, Германом. Из них я бы выделил протоиерея Сергия Клинцова, настоятеля нашего Преображенского собора. Человек, который 12 лет подвизается в Якутии, очень известный миссионер, даже, пожалуй, образец миссионера. То, что он еще и хороший фотограф, свидетельствует о яркости и одаренности его личности. Вторая группа — те, кто приняли сан уже при владыке Германе, были воспитаны им. Это настоятель Никольского храма протоиерей Алексей Зарубин и настоятель Архангельского храма протоиерей Михаил Павлов. Еще часть священников приехала вместе со мной, по моему приглашению, чтобы поддержать церковную жизнь, это мои ученики по семинарии, и они глубоко верят в то, что делают. Приехали, потому что герои. Правда, им я этого не скажу, они еще молодые — могут возгордиться.

Для меня лично очень большая радость то, что за два года мы рукоположили двух священников-якутов. Теперь у нас в епархии их трое. Клирик Никольского храма отец Павел Слепцов был рукоположен четыре года назад, после окончания Московской духовной семинарии. Он очень энергичный человек и первый переводчик богослужебных текстов на якутский язык. Рукоположенный мною отец Александр Борисов родился и вырос в Якутии, наш студент, сейчас он служит в Сунтарском районе.

Интересная история с отцом Михаилом Иннокентьевым, который сначала был призван к служению и рукоположен, а сейчас проходит обучение в нашей Якутской семинарии заочно. Он многодетный папа — четверо детей, работает бухгалтером в Федеральном казначействе. В один из моих приездов в Верхневилюйск я увидел его во время богослужения в приходской общине. Прихожане очень хорошо отзывались о нем, и я предложил ему стать священником. Ему сложно было сразу принять решение, нужно было время для размышления, чтобы посоветоваться с супругой. Через две недели он позвонил и дал согласие, но при этом ему необходимо было сохранить и прежнюю, светскую, работу — на этом и договорились.

Возможно ли привести какую-то статистику, оценить количество православных людей? Очень разные и противоречивые приводятся цифры. Я вообще не сторонник таких подсчетов. Но три раза в год — на Рождество, Пасху и Крещение — наши храмы бывают переполнены. И во внебогослужебное время в эти храмы круглый год приходит очень большое количество людей с различными вопросами и потребностями. Поэтому думаю, что православных в Якутии действительно немало. И духовная жизнь, и вопросы веры у якутян далеко не на последнем месте. Другое дело, что в силу специфики Севера это возвращение к вере происходит медленнее, чем хотелось бы. В личном общении, на встречах в школах или на предприятиях люди потихонечку открываются. Недавно мой советник подвел меня в храме к окну и показал, сколько людей стоят за оградой, смотрят с глубоким почтением и интересом на собор и не уходят, ждут конца богослужения. Наша задача — выйти к ним и помогать, чтобы эти ростки веры и духовные запросы реализовывались.

* * *

С властью выстраивались и выстраиваются отношения довольно сложно. Видимо, потому что я новый человек, на меня должны были посмотреть. Скажу, что все вопросы, которые я обозначал, — передача земли Спасского монастыря, возвращение Троицкого собора, возведение еще трех храмов в городе и выделение земли под их строительство — я на все получил согласие и одобрение. Однако мои пожелания о том, чтобы священники были включены в общественную жизнь, не сразу были положительно восприняты, но сейчас нас зовут на ряд значительных мероприятий и общественно важных событий.

Есть проблема с «Основами православной культуры» в школах, есть проблема взаимоотношений с Министерством образования, в которых чувствуется напряжение и даже некоторый холодок, боязнь идти нам навстречу. Здесь на сегодняшний день, пожалуй, самая большая проблема, о чем свидетельствует резолюция Святейшего Патриарха на наш ежегодный отчет. Патриарх Кирилл указал, что у нас низкий процент выбравших этот предмет, что это направление должно быть предметом постоянной заботы на ближайшие два-три года. Это проблема значительная и большая. Хотя скажу, что мы многое сделали для того, чтобы идти навстречу Министерству образования. И более того, за два года во время каждой поездки я обязательно посещаю все школы и встречаюсь с учениками и преподавателями, до сих пор я не получил ни одного отказа во встрече. Однако же на постоянной основе, регулярной и более тесной, взаимного сотрудничества пока не получилось. Это самое большое мое беспокойство.

* * *

Вот, пожалуйста, последний пример. Меня пригласили на августовское республиканское совещание в Министерство, но оно назначено на десять часов утра 19 августа — Пре-ображение Господне, Великий двунадесятый праздник, а у нас это еще и Престольный праздник. Что мне сделать? Как решить, остаться ли мне с паствой или пойти к учителям, которые проводят важное совещание? Это сложно. Порой кажется, что все, что делает Министерство образования, построено вот на таком стыке напряжения. Но, на-деюсь, меня слышат, и по отношению к учителям, и вообще к Министерству образования Господь поможет растопить какое-то недоверие и упразднить эту стену.

Самым показательным положительным примером наших взаимоотношений со светской властью будет то, что в октябре, когда мы будем праздновать 20-летие возрождения епархии, будет подготовлен пакет документов по передаче и возвращению кафедрального Троицкого собора. Причем, с помощью светской же власти мы будем его восстанавливать.

* * *

Еще одна из проблем, которую я озвучивал на совещании полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева: было бы неплохо каким-то образом оказать нам помощь в передвижении по республике. Успех просветительской деятельности, успех работы священников в области духовно-нравственного воспитания зависит от частоты поездок, ведь мы пока не имеем постоянных священников во многих местах. То небольшое количество священников, которые горят желанием и могут ехать, имеют на то необходимые знания и опыт, но часто не имеют возможности совершать подобные поездки из-за дороговизны перелетов. Да, нам сказали, что государство выделяет средства на компенсацию перелетов, но вот где получить эту компенсацию, каким образом подключиться к этой программе?

Наш миссионер-священник — он больше, чем совершитель только богослужений, хотя это главное. он выполняет функции просветителя и воспитателя. Если рассматривать его полезность с точки зрения всего общества — это про-светитель в самом возвышенном смысле этого слова, это психолог, это духовный врач, который услышит и подскажет, это человек, который поможет решить многие социальные и злободневные проблемы. Не секрет, что для Якутии проблема суицида очень значительна. Чтобы все проблемы решать сообща и вместе, помогите нам добраться до нуждающихся в те далекие арктические улусы. Мы просто не в состоянии делать это часто, потому что наш епархиальный бюджет весьма скромный. Значительная часть священников в силу слабости приходов получает у нас жалование здесь, в кафедральном соборе. Таким образом город Якутск содержит всех наших священников. Вот такая проза дня.

В течение двух лет у нас регулярно выходят две передачи на телевидении*. Когда я бываю в улусах, встречаюсь с жителями, то вижу, какой отклик находят эти передачи. Их смотрят с вниманием, запоминают, а потом на наших встречах поднимают темы, которые в них затрагивались. В Якутии большое количество людей крещеных, желающих получить ответы на свои вопросы о вере. Конечно, это опосредованные признаки, косвенные. Но то, что такое пробуждение происходит, — это факт. Нельзя торопиться, нельзя подталкивать, нужно ждать. Семена посеяны прежде нас, при владыках Германе и Зосиме, мы должны помочь им прорасти, окрепнуть и начать свою жизнь в ограде церковной.

У меня вера от рождения, но я не скажу, что это одно-значно хорошо, потому что вера, впитанная с молоком матери, не подвергается критическому анализу. Впервые я стал защищать веру с позиций знаний и обосновывать ее при помощи интеллекта, а не сердца и души, — когда был уже в армии. Я оказался неподготовленным к вопросам сослуживцев, ибо сам не прошел через поиск, в котором находились они. Это был период не кризиса веры, а интеллектуального обоснования заповедей. Это было моим первым испытанием — защитить веру и свои убеждения.

Сначала в армии мне было сложно, потому что я не был готов к экстремальным условиям, но привык быстро. А то, что обо мне знали, что я человек церковный, верующий, даже сохраняло меня от вовлечения в какие-то конфликты, помогало мне самому. Когда я пытался где-то схалтурить, мне говорили: «Как же так? Ты же будущий поп! Тебе нельзя». У меня искали ответов на сложные вопросы, со мной советовались, делились душевными переживаниями: кто-то в письме поссорился с девушкой, у кого-то в семье трудности. Это был мой первый душепопечительский опыт. Например, ночью будят и говорят, что вызывает командир. Прихожу. Он усаживает меня за стол в «красном уголке» и говорит, что поссорился с женой, не знает, что делать, начинает изливать душу солдату, который в два раза моложе его. Но командир понимает, что перед ним уже почти священник. К тому времени я увлекался духовным наследием митрополита Антония Сурожского, и это мне очень помогло, так как именно его советы я давал тем, кто нуждался в них (своих советов дать не мог: откуда бы я их взял — без опыта и в таком юном возрасте).

У нас есть приход в Тикси, куда Синодальный миссионерский отдел направляет на определенные периоды для помощи священников — в данном случае это отец Агафангел (Белых), он приезжает уже второй раз — и студентов Белгородской семинарии. Договоренность об этом была заключена с председателем отдела, митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном, еще при приснопамятном епископе Зосиме и потом была подтверждена мною. Это такой миссионерский стан, который содержится вниманием и заботой Синодального миссионерского отдела.

* * *

Предполагается обратить подобное внимание на еще однин дальний приход. В Якутии есть Аллаиховский улус, который находится на одной с Тикси параллели, и там есть старинное село Русское Устье. В XVII веке его основали выходцы из Великого Новгорода, и до сих пор жители этого села количеством в сто пятьдесят человек сохранили в своеобразном фольклорном варианте песни двухсот-трехсотлетней давности, говор и традиции Великого Новгорода. Когда об этой истории узнал митрополит Новгородский и Старорусский Лев, он предложил создать программу помощи и поддержки для Русского Устья. Благодаря администрации Великого Новгорода и новгородским предпринимателям была срублена деревянная церковь, сейчас она плывет в Русское Устье в разобранном виде. Владыка Лев позаботился не просто о строительстве храма, но и о полном внутреннем его убранстве и содержании, более того, он пообещал, что из Великого Новгорода будет приезжать и священник.

Фото Юлии Маковейчук и протоиерея Сергия Клинцова